Новорожденный гулит. Первые звуки малыша, когда ребенок начинает агукать и гулить? Что можно сделать, чтобы ускорить процессы

Когда ребенок начинает агукать, родители преисполняются гордости и умиления. Происходит это обычно на втором месяце жизни. Издавая звуки, кроха активно двигает своими крошечными ручками и ножками, привлекая внимание родителей. Если ребенок начинает улыбаться и агукать, значит, можно сделать вывод, что его психическое и эмоциональное развитие соответствует возрастным нормам. Почему молодые родители так тщательно следят за нормами развития: когда начал лепетать, садиться, ходить? Лучше своевременно выявить проблему, чем потом ее лечить.

Как проявляется агуканье крохи?

Это разнообразные звуки «а», «о», «и», «у» и их сочетания. Малыш произносит свои вокализации протяжно и отрывисто, мягко и резко, чередуя, пробуя «на вкус» произношение гласных букв. Позже они сложатся в слоги, затем в слова. А пока чадо агукает, лежа в мягкой и уютной кроватке.

У новорожденных и младенцев две главных потребности – физиологическая (еда, сон, свежий воздух, чистота, мягкий безболезненный животик) и эмоциональная (быть рядом с взрослым: мамой или папой). Если удовлетворяются физиологические потребности, значит, малыш будет доброжелательным, активным. И действительно, такие задушевные беседы начинаются тогда, когда карапуз сытый, чистый и сухой.

Если дети начинают гулить - значит, они вполне довольны жизнью и настроены на общение. И это наполняет сердце родителей радостью – моему ребенку хорошо! Его безмятежность и игривое настроение передаются маме и папе. Что тогда происходит? Правильно, родители начинают отвечать малышу такими же звуками. Это подогревает интерес крохи, его вокализации усложняются. Следовательно, развивается речевой аппарат.

Как родителям стимулировать детские попытки агукать?

1. Создавать условия для возникновения этого явления, удовлетворять его потребности. А они у малыша пока очень простые: вовремя кормить, переодевать, гулять, брать на ручки, укладывать спать, делать массаж и гимнастику, создавать положительные эмоции. Ответной реакций непременно будет желание ребенка пообщаться.

2. После того как условия созданы, и кроха делает первые попытки гуления, важно поощрять его. Произносить вместе с ним несложные звуки, слоги, обязательно при этом делая паузы, давая юному собеседнику возможность «ответить».

3. Демонстрировать четкую артикуляцию, утрировать звуки. Однажды можно будет заметить, что малыш старается «поймать» произносимые мамой и папой звуки, как будто бы их можно потрогать.

Так во сколько ребенок начинает агукать? В среднем, это происходит в период с 2 до 4 месяцев. Затем, к полугоду издаваемые звуки усложняются, приобретают форму слогов. А пока стоит наслаждаться этими незабываемыми моментами!

Первое гуление милого ребенка. Оно умиляет всех вокруг и хочется слушать его вновь и вновь. Но не каждая мама знает, что стоит за этими ласкающими слух звуками, когда малыш должен начать гулить и стоит ли паниковать, если ребенок не гулит. Первые звуки - это важный этап в развитии ребенка, как речевом, так и эмоциональном плане.

Для начала определим, что же такое гуление ребенка, как его определить, когда ребенок начинает гулить и как отличить гуление от других видов звукоподражания. Интересен тот факт, что дети, принадлежащие к разным языковым группам, начинают говорить с одних и тех же звуков. Такой вид речевой деятельности как гуление, назван так благодаря сходству с голубиным гулением. Малыш начинает произносить гласные звуки, затем появляется гортанная речь. После того, как ребенок будет отчетливо произносить «а», «о», «у», «э», «и», «ы», он начнет соединять звуки в «ага-га», «гуу», «агугу» и т.д. Это действие доставляет ему огромное удовольствие, ведь он «играется» с губами, горлом и языком.

Во сколько начинает ребенок гулить?

К моменту зарождения первых речевых навыков, малыш уже научился адаптироваться к внешнему миру, узнает окружающих, отвечает им улыбкой при общении. Малышу необходимо уделять как можно больше внимания, разговаривать, а не только ухаживать за ним. Ребенку необходима положительная реакция взрослых на произносимые им звуки, тогда гуление будет повторяться чаще. Можно устраивать настоящие разговоры с малышом, только утрируя звуки и акцентируя внимание на постановку губ, высовывать язык. Ребенок внимательно при этом наблюдает за взрослыми, а вскоре и копирует их произношение. Педиатры и узкопрофильные специалисты установили нормативный период, к которому созревают функции головного мозга, ответственные за начало разговорной речи. Таким образом, гуление у ребенка появляется к 2-3 месячному возрасту, когда малыш уверенно , улыбается. Длится этот важный этап формирования речи до пяти-семимесячного возраста.

Как научить ребенка гулить?

Приведем по пунктам те действия, которые помогут родителям в решении вопроса:

  • эмоциональное и частое общение с ребенком;
  • (как мелкой, так и крупной): давайте малышу трогать различные по форме, фактуре предметы. Не бойтесь за безопасность малыша - просто будьте рядом и контролируйте его действия;
  • читайте стишки, книги, прибаутки, выучите несколько «пестушек» и напевайте ребенку;
  • играйте в игры, где необходима жестикуляция, например сорока-ворона, ладушки, пальчиковые игры;
  • говорите правильно, не искажайте слова, не сюсюкайте с ребенком.

Почему не гулит ребенок?

Необходимо успокоить тех родителей, которые узнав вышеуказанные временные нормы, запаниковали: каждый ребенок развивается индивидуально и уникально, и отставание или опережение по срокам предложенных норм развития - абсолютно нормальное явление. Безусловно, если отсутствуют дополнительные отягощающие факторы в ситуации, когда ребенок не гулит вовсе или резко перестал гулить, или начал гулить после семимесячного возраста. Иными словами, если ваш малыш здоров, жизнерадостен, хорошо прибавляет в весе, реагирует на окружающую среду, но мало гулит - то ребенок в порядке, это его индивидуальная норма, никак не отражающаяся на общем развитии. Для выявления серьезных нарушений в речевом развитии предусмотрено плановое и обязательное обследование грудного ребенка в кабинете отоларинголога. Врач сможет увидеть объективную причину нарушения слухового или речевого аппарата и ответить на вопросы обеспокоенных родителей, почему ребенок не гулит.

Почему ребенок перестал гулить?

Если объективные причины отсутствуют, а грудной ребенок перестал гулить, то нужно его провоцировать на общение. Родители (в первую очередь, мама) должна продолжать «агукать», произносить звуки, которые издают животные, активно поддерживать с ребенком эмоциональные разговоры, даже если он молчит или стал меньше гулить.

Для любого ребенка важен комплексный подход в развитии. Так и для становления речи важно физическое развитие и эмоциональная среда, в которой растет грудной ребенок. Если он сыт и доволен - то для начала активного гуления нужно только немножко помочь ему.

Первые звуки речи новорожденный учится произносить после восьми недель со дня рождения. Как правило, обучение «вокальным» навыкам происходит несколько стадий. На первых этапах раннего развития малыш издает лишь крик и только после можно услышать гуление и агуканье. Если к 2-3 месяцам эти психоэмоциональные показатели не проявились, значит с крохой что-то не так. Возможно, что он не слышит либо имеются нарушения неврологического характера.

Проявление рефлексов и умений управлять своим речевым аппаратом является главной задачей только начавшего жить младенца. Вначале он учится произносить лишь гласные звуки: «а» «о», «н» «у», а чуть позже, повторять слоги за взрослыми. Итак, давайте рассмотрим, когда ребенок начинает агукать и гулить? Как проявляются формы звукового воспроизведения у детей? Во сколько месяцев меняется произношение звуков и начинается лепет? На все вопросы мы ответим в нашей статье.

Этапы развития речевых способностей малыша

Развитие речи и способность общения малыша можно разделить на следующие возрастные группы:

  • От рождения до 1,5 месяцев – новорожденный выражает свое недовольство криком, плачем. На четвертой неделе кроха отчетливо слышит звуки и слова, однако о развитии речи говорить еще рановато.
  • От 1,5 до 3 месяцев – грудничок может произносить некоторые гласные звуки, часто кряхтеть. На третьем месяце ребенок начинает гулить и агукать. Он уже умеет различать интонацию, ритм и напевность речи.
  • 4-6 месяцев – малыш проявляет радость при общении, начинает лепетать, подражать тонам речи мамы и папы, произнося несложные слоги. В этом возрасте младенец издает преимущественно удлиненные звуки (гласные «ааа-а», «ууу-у» «ооо-о»).
  • 7-9 месяцев – умеет распознавать тона и повторять отдельные слоги. Ребенок легко имитирует жесты взрослых и начинает говорить несложные слова («ма-ма», «па-па», «ба-ба»). В репертуаре крохи еще можно услышать губную фонетику – «гуление и агуканье», которое больше схоже на язык взрослой речи.
  • После 1 года – дети продолжают говорить «агу» и уже могут выговаривать целые слова. Они подражают выражениям близких, а их речеподобные звуки более осмысленны и понятны родителям. Ближе к 12 месяцам грудничок в своем словарном запасе содержит от 10 до 12 слов.
  • 1,5-2 года – в речи можно услышать первые прилагательные слова. Насколько ребенок активен и разговорчив, все зависит от его физического и психического развития. Как с ним часто беседуют и чего учат мама и папа, с той же интенсивностью будет изменяться его анатомический вокальный тракт.

Когда ребенок начинает гулить

Гуление и агуканье как формы проявления речи можно услышать, когда грудничку исполниться 2 месяца. До этого периода новорожденный выражает свои эмоции улыбкой, плачем, громким смехом, размахиванием ножек и ручек. Спустя восемь недель малыш начинает воспроизводить первые звуки «а» «у» (больше схожие на «агу»), появляется мимика на лице.


Сознательно и умышленно малыш начинает агукать ближе к 4 месяцам. В основном это согласные звуки «г», «х», которые легче всего воспроизводятся губами. Чтобы кроха быстрее заучивал короткие слова и выраженные звуки, начинайте общение первыми. Говорите медленно по слогам, напевайте детские колыбельки и песенки.

Чаще всего малыш гулит с гласных, которые чаще всего слышит из уст родителей. По мере того, как растет и развивается младенец, меняется произношение губных звуков. К 12 месяцам кроха умеет произносить узнаваемые слоги, хотя гуление, агуканье и лепетание еще продолжается некоторое время.

Гуление у глухих детей

Слабослышащие дети значительно отстают в воспроизведении типичных вокальных звуков. Хотя гуление может появиться в том же возрасте и таких же речевых формах, что у слышащих деток. Однако если ребенок себя не слышит, то агуканье на каком-то этапе развития прекращается. В этих случаях родителям необходимо насторожиться, а лучше обратиться к неврологу, который обследует и скорректирует психоэмоциональные показатели развития вашего ребенка.


Помните! Бывают ситуации, когда новорожденный начал агукать, а затем перестал. Это вполне нормально. Ведь глухие дети перестают лепетать раньше своих сверстников – слышащих малышей. Кроме того, из-за отсутствия слухового опыта они значительно отстают в развитии разговорной речи. Поэтому очень важно регулярно заниматься с такой категорией деток.

Развитие речи ребенка до 6 месяцев

  • Создайте условия, при которых у крохи появиться желание пообщаться. К ним относят: кормление по требованию, частые прогулки на улице, произношение несложных слогов, звуков, массаж, гимнастика, купание перед сном.
  • Для занятий с ребенком чаще используйте картинки с изображениями птичек, животных. Говорите вслух, что изображено на карточке («ку-ку», «мяу», «гав»). В своих рассказах используйте мимику, жестикуляцию, эмоции. Настроение мамы передается малышу, он с интересом слушает, следовательно, кроме умений агукать и гулить, его речевой аппарат еще больше развивается.
  • Повторяйте звуки за 6 месячной крохой («а-а-а-а», «у-у-у-у», «б-б-б»), добавляйте в его репертуар новые мелодии. В каждом случае, когда ребенок гулит, отвечайте взаимностью, ласково улыбайтесь и хвалите своего первенца.
  • Делайте точечный массаж ладошек, он способствует развитию речевых способностей, мелкой моторики, а также снимает усталость и мышечный тонус.
  • В развитии речи грудного ребенка хорошо помогают музыкальные игрушки. Не переживайте если кроха в 5 месяцев не загулил. Всему свое время.
  • При общении с ребёнком включайте зрительный контакт, старайтесь смотреть ему в глазки, а не отворачиваться в сторону.
  • Напевайте песенки, читайте стишки, сказки, такое общение будет интересно для вашей крохи.

Когда дети начинают агукать, лепетать и гулить – это говорит о подготовке новой формы речи, состоящей из нескольких слов (например: мама, папа, баба). Однако вариация сложности образующихся слогов, зависит от особенностей развития и характера маленького чада. Поэтому с малышом необходимо постоянно общаться, рассказывать и объяснять о своих поступках. Такие действия будут полезны для развития языковых навыков младенца. Главное не кричать, а говорить спокойным, уравновешенным тоном.

В развитии ребенка нет приоритетов, все имеет значение и свою важность, но все же первые звуки, слоги, слова это волшебные моменты любых родителей. А их отсутствие в свое время беспокоит родителей и заставляет их бежать к врачу, справляясь у него о проблемах в речи. Чтобы не беспокоиться самим понапрасну и не тревожить ребенка, стоит разобраться в в каком возрасте приходит пора первого «агу» и когда оно должно переходить в слоги и лепет малыша.

Первое АГУ, когда его ждать?

С момента рождения груднички издают различные звуки — они кряхтят, хнычут и издают более резкие и громкие звуки, но момент когда ребенок начинает агукать приходит только к 1,5-2 месяцам. Данный период знаменуется и еще одним прекрасным событием, ребенок начинает смеяться.

Речевой аппарат младенца сначала осваивает гласные звуки и попеременно их выдает, тренируясь при этом в громкости и длительности. Так малыш развивает свою речь и тренирует мышцы, формирующие звуки. Ничего не может быть внезапным, так и речь она идет от простого к сложному. И вот, примерно к 3 месяцам, малыш уже может произносить первые гласные звуки «г», «к», «х». Они еще не четкие и не явные, но уже распознаваемые. К 4 месяцам малыш начинает лепетать, как бы общаясь с собой и взрослыми на своем языке. Он меняет интонации, тянет звуки или укорачивает их произношение, как бы пробуя их на вкус.

К 6 месяцам в речь ребенка вплетаются новые согласные – «м», «б», «п» и они, соединяясь с гласными, образуют первые слоги, которые так счастливы, слышать родители.

Ребенок молчун – повод для волнения?

Некоторые дети начинают агукать позже указанного срока, чем приводят своих родителей в расстроенные чувства. Нужно понимать, что каждый человек индивидуален, а на развитие речи влияют множество факторов, которые могут замедлить процесс развития речи, однако это не говорит о каких-либо патологиях и отклонениях.

Когда ребенок начнет гулить и агукать зависит от перенесенных внутриутробных заболеваний вместе с мамой, которые могли препятствовать правильному формированию речевого аппарата или активизации мозговой деятельности. Пол малыша не менее важен, раньше начинают агукать девочки, а вот мальчишки немного отстают от них.

Перенесенные в младенчестве заболевания могут создать стрессовую ситуацию, когда малыш немного как бы отгородиться от мира и начнет агукать позднее положенного времени.

Если ребенок уже начал лепетать и вдруг звуки прекратились, это может быть знамением такой мини передышки перед новым рывком. Но если гуление не возобновилось в течение нескольких дней, то речь может идти о перенесенной стрессовой ситуации, которая затормозила на время развитие речи.

Помогаем речи активизироваться

Родители способны помочь своему грудному малышу в освоении речи, если вопрос не в патологическом заболевании. Для этого необходимо постоянно общаться с малышом. Так как слух малыша развивается уже на 16 неделе беременности, то и разговаривать с малышом необходимо с этого периода. После рождения все действия мама должна сопровождать словами, песенками, стишками.

Эффект Моцарта это доказанный научный факт, который активизирует различные зоны мозга, в том числе отвечающие за речь. Ставьте ребенку ежедневно произведения этого великого композитора, и это не только поспособствует ему в речевом развитии, но и поможет стабилизировать нервную систему.

Делаем пальчиковую гимнастику и массаж ладошек. Массируем каждый пальчик ладошки, активизируя тем самым речевые зоны и развивая мелкую моторику. Ежедневный массажик поможет малышу разбудить зоны мозга и ребенок начнет агукать и лепетать.

Проблемы в развитии речи

Весьма важно во сколько месяцев ребенок начинает агукать, это дает отсчет дальнейшему развитию, хотя бывают случаи когда ранее агуканье замирает в результате болезни или пережитого стресса и ребенок начинает лепетать гораздо позже положенного. Нужно понимать, что это просто причина, которая задержала процесс начала речевого развития, но наверняка не сказалась на умственном развитии малыша.
А вот если ребенок не агукает к 4 месяцам, то стоит поговорить с педиатром и показаться невропатологу. Такие проблемы лучше выявлять на ранних сроках, когда лечение можно считать профилактикой.

Доктор Комаровский советует при оценки развития своих детей не опираться на общепринятые нормы, а исходить из динамики их развития. То есть сравнивать их сегодняшних с ними вчерашними и оценивать те положительные изменения, которые в них произошли. Очень важно понимать во сколько дети начинают агукать, лепетать, говорить, но еще важнее прослеживать тенденцию в развитии речи. Оценивать его способность и желание общаться с взрослыми на своем языке. Понимать его индивидуальность и ценить ее.

Роды – серьезное испытание для матери и дитя, требующее несколько недель на восстановление сил и энергии. В течение первого месяца организм младенца адаптируется к новым условиям окружающей среды и «приходит в себя». Родители даже не представляют, сколько неожиданных и удивительных впечатлений их ждет!

Уже на втором месяце жизни у младенца закладывается потребность в общении, когда ребенок начинает агукать, улыбаться и «говорить» доступными ему способами.

В педиатрии есть нормативы развития детей грудного возраста, существенные отклонения от которых могут говорить о нарушениях. Важно наблюдать за поведением и умениями своего крохи – своевременное обнаружение проблем помогает вовремя их корректировать, предотвращая серьезные последствия в дальнейшем.

В этой статье мы расскажем об эмоциональном и психологическом развитии месячного малыша – период, когда ребенок начинает гулить и интересоваться другими людьми.

Из этой статьи вы узнаете

Первые навыки общения

Изначально новорожденный нуждается только в физиологическом удовлетворении потребностей. Спустя некоторое время появляется необходимость в общении. Первым человеком становится мама, которая поет песенки, обращается с нежными фразами, наполненными любовью.

Конечно, кроха еще не способен воспринимать слова и осознавать, о чем именно говорит родительница. Это случится лишь спустя несколько месяцев. Однако за содержанием стоит интонационная основа, которая уже сейчас понятна и важна малышу.

С первых недель жизни карапуз учится произносить звуки и их сочетания. «Словарный запас» месячного дитя состоит в основном из нескольких согласных. Он начинает произносить что-то, похожее на «гхы», «кхы», которые постепенно сменяются на «у-уэ», «ау-у». Спустя еще некоторое время кроха начинает распевать гласные – гулить.

Первое слово в лексиконе младенцев – это «агу». Почему все говорят его? Именно такое сочетание звуков дается ребенку проще всего. Освоив его произношение, малыш постоянно совершенствуется, напевая свое «агу-у» и наслаждаясь собственным голосом. Ближе к двум месяцам дети используют звуки уже для общения с родителями, привлекая внимание или отвечая на их обращение.

Как стимулировать малыша к беседе

Перед каждым родителем стоит серьезная задача – научить своего малыша общаться при помощи человеческой речи. Гуление – важный этап развития и формирования разговорных навыков. Конечно, заставить дитя агукать насильно не удастся, но почему бы не побудить его к общению?

Как научить ребенка агукать?

  • Постоянные беседы. Следует с самого рождения говорить с малышом – комментировать действия, рассказывать о своих чувствах, делиться переживаниями. О чем именно будет идти речь – неважно. В результате подобных бесед малыши знакомятся с различными эмоциональными окрасками, и чем их будет больше, тем лучше.
  • Подражание . Все дети – известные «повторюшки», которые в любом возрасте наблюдают за родителями и повторяют их действия. При разговоре с грудничком этим следует воспользоваться. Когда ребенок начинает гулить, можно повторять за ним звуки, приглашая к диалогу, затем постепенно включать в беседу новые.
  • Массаж ладоней. Пальчиковые игры и массирование ладошек способствует развитию моторики рук, которая тесно связана с речевыми способностями детей.

Отличное решение для развития речи малыша – народное творчество, обладающее характерной напевностью. Сколько прибауток, стишков и песенок нам знакомо с детства? Все они прекрасно обыгрывают агуканье и побуждают кроху лепетать вместе с мамой.

Фольклор прост для восприятия малышей, вот почему дети в любом возрасте с удовольствием подхватывают такие игры, как: «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки!» или «Гуси, гуси! Га-га-га! Есть хотите? Да-да-да!». Пройдет всего пара месяцев, и кроха начнет узнавать любимые прибаутки, подпевая на радость маме и папе.

Если кроха молчит

Ответ на вопрос, сколько времени должно пройти после родов, чтобы ребенок начал агукать, не может быть однозначным. Все малыши развиваются индивидуально. Одни дети начинают «говорить» уже на третьей недели жизни, другие молчат до трех месяцев.

Иногда кроха начинает гулить и спустя некоторое время резко перестает издавать звуки. Почему так происходит? «Виновниками» явления могут стать следующие причины:

  • перенесенный стресс;
  • смена обстановки, адаптация ребенка к новым условиям;
  • плохое самочувствие, болезнь;
  • осваивание других речевых навыков (смех, визг, писк).

Дети, не заинтересовавшиеся в общении с родителями в 5–6 месяцев, заслуживают особенного внимания. Как правило, подобное отклонение от общепринятых норм указывает на нарушения слуха или неврологические проблемы. В этом случае необходимо обратиться к специалисту.

Трудно заранее предсказать, во сколько месяцев ребенок начнет осваивать навыки эмоционального и речевого общения. Большое значение влияет мамино поведение – только заботливая, любящая и ласковая родительница может побудить желание своего крохи познавать мир. Некоторые специалисты рекомендуют говорить с малышом еще до его рождения – уже в этот период, по их мнению, человек способен воспринимать речь.