Кризис 7 8 лет у девочек. Почему ребенок сталкивается с кризисным периодом? Каковы же этапы становления позиции школьника и его мотивации

Ребенку исполнилось 7 лет. Начинается новый рубеж в жизни. Малыш переходит на стадию взросления, идет в школу. И тут родители начинают бить тревогу, мол, чадо неуправляемо, не слушается, кривляется. Главное - не впадать в панику, чтобы безболезненно и грамотно преодолеть этот трудный этап, необходимо разобраться и узнать о причинах такого поведения.

Психические особенности развития ребенка 7 лет

Это переломный период в самореализации. Малыш начинает координировать поведение с установленными моральными нормами и правилами. Это сложный психологический этап в жизни ребенка, потому что он еще не может управлять своими эмоциями и сдерживать чувства. Испытывает потребность в уважении. Маленькому человеку важно ощущать себя личностью. Только удовлетворив желания ребенка, можно выстроить доверительные теплые отношения.

Следует поощрять самостоятельность чада, т. к. это способствует развитию интеллекта и инициативы, не наказывать строго за проступки. Иначе чувство вины станет камнем преткновения на пути к самореализации. И, конечно же, на характер ребенка будет влиять стиль воспитания родителей. Более комфортными и приемлемыми станут демократические условия руководства.

Первоклассники эмоционально больше развиты, чем ранее. И это зависит от опыта, получаемого вне стен дома. Детские наивные страхи сменяются новыми, осознанными опасениями, главное из них - отношение со сверстниками. И это для них становится первоочередным, нежели успехи в учебе и взаимодействие с учителем.

Мировоззрение, потребности и желания ребенка меняются. Это закономерный и естественный процесс. И вот мы плавно подошли к вопросу о том, почему возникает кризис у детей семи лет.

Что означает термин «возрастной кризис»

В обиход был введен Л. С. Выготским, который подразумевал под ним целостное перестроение личности по мере наступления очередного этапа взросления. По его словам, кризис - это критический пик в индивидуальном развитии человека. Случается на стыке двух возрастов.

Особенности переломного момента:

  • Нет четких временных границ. Обострение приходится на середину кризиса и является наивысшей точкой.
  • Наблюдается трудновоспитуемость. Это нежелание учиться, налаживать отношения с окружающими, переживания.
  • Характерно негативное развитие процесса. Ребенок становится безынициативным, безучастным.

Различают кризис:

  1. Новорожденного.
  2. Одного года.
  3. Трех лет. Период упрямства и отрицания.
  4. Семи лет. Был открыт ранее всех остальных. Характерно неустойчивое психическое развитие, желание занять позицию взрослого. В качества новообразования выступает самооценка.
  5. Тринадцати.
  6. Семнадцати и другие.

Протекает у всех по-разному в зависимости от среды. Итак, кризис - это череда внутренних изменений ребенка при второстепенных внешних факторах.

Рассмотрим основные симптомы

Разобраться в этом вопросе поможет психология развития и возрастная психология ребенка дошкольного возраста. Итак, кризис приходится смежной границей дошкольного и младшего школьного возраста, сигналами которого являются:

  1. Утрата наивной непринужденности. Ранее поведение основывалось сугубо на желаниях. Теперь же, перед любым действием малыш подумает, какова будет его цена.
  2. Кривлянье. Душевная замкнутость толкает на игру чужих ролей. Ребенок становится другим, кого-то изображая, скрывая истину.
  3. Закрытость. Дети часто из-за своих страхов, испытывают душевную тревогу, переживая, они попросту скрывают это внутри.

Особенности 7 лет трудно не заметить. Нрав резко меняется, прослеживается вспыльчивость, агрессивность и даже грубость. Иногда это проявляется в крайней форме: в виде порчи предметов, непослушания. Ребенок не идет на контакт, порой демонстрируя недовольство отказом от пищи и питья.

Встречаются и противоположные признаки кризиса у ребенка 7 лет, когда родители и педагоги сталкиваются с чрезмерной пассивностью и рассеянностью. Детям приходится трудно, так как необходимо быстро приспособиться к новым условиям. Чтобы иметь большее представление о характере семилетнего ребенка, обратимся к возрастной психологии.

Дошкольный и младший школьный возраст

Для начала узнаем, чем занимается возрастная психология. Она изучает развитие индивида на разных возрастных этапах его жизни. Нет четких границ между стадиями взросления. Становление и инволюция у всех протекает индивидуально.

Осуществляя переход от одной возрастной стадии к другой, человек переживает так называемый кризис. Рушится старая система взаимоотношений с окружающим миром и формируется новая. И, как правило, это сопровождается психологическими трудностями, как для самого человека, так и для тех, кто с ним взаимодействует.

Первые кризисы индивид проходит в год, три и семь лет (последний является переходным от дошкольного к подростковому периоду). Итак, младший школьный возраст - вершина детства. У ребенка на этом этапе формируется новая логика мышления. У него меняется мировоззрение, ценности, в школе появляется новый статус.

А вот если взять четырехлетнего малыша, нелестные отзывы в его адрес, некие обиды или досады не оставляют следов в его памяти и не влияют на процесс становления его личности. Только у некоторых дошкольников встречается тревожность и заниженная самооценка, из-за того, что в семье преобладают недовольства и высокий уровень требовательности. Или же встречаются школьники, которыми всегда восхищались и захваливали, с очень высоким мнением о своей персоне. Все это является следствием не собственного эмоционального опыта, а итогом от усвоения постоянно повторяющейся оценки родителей и близких, друзей.

И когда от родителей исходят жалобы о том, что их дети не проявляют интереса к учебе, быстро устают, не хотят ходить в школу - это говорит лишь о том, что к завершению дошкольного возрастного периода не был достигнут уровень подготовленности к школе. Так, благодаря психологии развития и возрастной психологии, мы узнали об особенностях детей дошкольного возраста.

Причины нетипичного поведения

В три года ребенок становится самостоятельным, а кризис 7 лет у детей характеризуется становлением и признанием личности. Итак, к причинам:

  1. Анализ собственных чувств. Начинает познавать эмоции. Осмысленно разграничивает события, вызывающие печаль и радость. А так как малышу сложно справиться с переживаниями, он проявляет агрессию и непослушание.
  2. Потребность в новых знаниях. Активно познает окружающий мир, прежних игр недостаточно, начинает копировать взрослых.
  3. Поступление в школу. Событие ознаменовано сменой окружения. Ребенок еще не может самостоятельно ставить цели, ему тяжело осознавать суть успеха.
  4. Получение нового социального статуса. Это связано со сменой сферы деятельности. Если для ребенка 6-7 лет сюжетно-ролевая игра была в приоритете, то при поступлении в первый класс, главной становится учебная работа. Ему предстоит научиться получать знания и правильно пользоваться ими.

Большую роль играют и физиологические причины, такие как динамичный рост организма и развитие мозга. Возникает вопрос, как долго протекает кризис 7 лет у детей? У всех по-разному, потому что зависит от многих составляющих и среды, в которой живет ребенок, а также физиологических особенностей. Может быть латентным и легким, затяжным и проблемным, и длиться от месяца до полутора лет. Тут важна грамотная помощь родителей. Как его распознать?

Поговорим о том, как проявляется кризис 7 лет у ребенка. Мальчик копирует поведение взрослых. Часто повторяя услышанные фразы от мужского пола. Порой они бывают непристойными, к примеру: «Она - дура, потому что все женщины глупы». Или такого рода: «Я сказал, и точка!». В этот момент не стоит его резко одергивать и отчитывать. Грамотно и спокойно объяснить, почему так не следует говорить, нужно отцу или дедушке, потому что мать перестает быть авторитетом для него. При этом он может оперировать фразой, мол, а почему папе можно так говорить.

Могут даже имитировать курение или чокаться, как взрослые с чашкой компота. В этом случае также не стоит кричать и бить ребенка, необходимо доходчиво объяснять.

Кризис у девочки 7 лет выражается в подражании взрослым женщинам. Они начинают интересоваться маминой косметикой, парфюмом и нарядами. Примеряют украшения. И тут работу с девочками тоже лучше проводить отцу или дедушке. Можно сказать, мол, какая ты у меня красавица и без всякой косметики. Если подобную фразу произнесет мама или сестра, которые пользуются всеми этими женскими штучками, слова малышкой будут восприняты в штыки, с завистью и обидой. Почему же ей нельзя? Девочке покажется, что ее не хотят пускать во взрослый мир. Детьми необходимо заниматься. Находиться с ними в доверительных отношениях, говорить как с взрослыми, больше проводить времени вместе.

В чем особенность кризиса этого возрастного периода

Первое, что необходимо взять за правило, - нельзя игнорировать любое нетипичное поведение ребенка, будь то кризис девочки 7 лет или мальчика. Это может привести к серьезным последствиям, таким как неуспеваемость в школе, а также закрытости, низкой самооценке, и даже глубокой стадии невроза.

Кризис 7 лет у детей в дошкольном возрасте меняет их мировоззрение, они начинают разграничивать «своих» и «чужих». В поведении прослеживается расчетливость. Чтобы получить желаемый результат, то есть выгоду, сначала проигрывают ситуацию. А любая критика со стороны родителей будет восприниматься с неприязнью. Если не поступит похвалы за самое простое выполненное задание, в ответ последует крик и плач.

Для кризиса возраста 7 лет у детей (младших школьников) также характерна излишняя любознательность. Чадо будет интересоваться серьезными вопросами, такими как политика, моральные устои, семейные взаимоотношения. И лишь по то той причине, чтобы проанализировать знания взрослых.

Дети понимают, что неидеальны, стремятся к познанию и мечтают о достижениях. Их непосредственность улетучивается. Нрав становится показным, манерным, а вместе с тем отношения с родителями натянутыми.

Точка зрения психологов

Выделяют две стадии кризиса:

  1. Первый этап характеризуется стремительным развитием. Результатом становится дисбаланс в отношения ребенка и окружающего мира.
  2. При грамотной работе родителей все стабилизируется. Происходит удачное формирование новой личности. Ребенок умеет осознавать и анализировать потребности. А полученные знания помогут скорейшей адаптации в новом социуме.

Психологи рекомендуют отдавать детей в школу с семи лет. Потому что до этого возраста у них преобладает игровая деятельность. Им сложно перестроиться, от этого и возникают проблемы с поведением. Но все же, вы понимаете, что столкнулись с кризисом 7 лет у ребенка. Что делать?

Не паниковать!

Это естественный процесс. Для начала стоит успокоиться. Главное, правильно себя вести, и все благополучно пройдет. Итак:

  1. Не лишайте ребенка свободы, ни в коем случае. Он самостоятельно должен разобраться в своих переживаниях. Вы обязаны лишь контролировать процесс и ненавязчиво направлять чадо.
  2. Снимите безграничную опеку. Дайте ребенку быть самостоятельным. Почувствовав это, малыш сам обратится за помощью. И тогда у вас будет возможность проявить заботу.
  3. Не обсуждайте своих детей с подругами. Иначе доверительные отношения не удастся выстроить никогда.
  4. Подготовка к новому образу жизни должна быть постепенной и совместной. Покажите ребенку будущий класс, поговорите с учителем. Вместе соблюдайте новый режим дня.

В знакомой обстановке малышу будет намного легче адаптироваться. Чтобы безболезненно преодолеть кризис 7 лет у ребенка, психологи дают некоторые советы.

Разумеется, к каждому ребенку нужен свой подход, но психологи дают общие наставления, которые не навредят. Итак:

  1. Не приказывайте! Все нужно преподносить в игровой форме. Можно рассказать поучительную историю о правильном поведении, на примере главного героя.
  2. Будьте на равных. Никогда не ставьте себя выше ребенка. Это уже личность, способная в поведении основываться на своем опыте.
  3. Разрешите малышу вступать в дискуссию. Он уже умеет осознавать, и формировать мнение. Дайте возможность высказать его, лишь научив правильно приводить аргументы. Так, вы покажете, что считаетесь с его решением.
  4. Не стоит резко переходить от игрушек к книжкам. Делайте это постепенно, посредством игры.
  5. Не нужно заставлять ребенка строго придерживаться распорядка дня. Это ему наскучит, пусть самостоятельно выберет очередность дел.
  6. Общайтесь на равных, чтобы малыш вам мог доверять. Вместе легче пройти школьную адаптацию.
  7. Не относитесь к ребенку, как к собственности. Не нужно взращивать копию. Разберитесь в себе, ведь малышу намного сложнее.

Всегда оставайтесь ребенку другом. Грамотные действия помогут преодолеть все возрастные кризисы.

Чтобы легко справиться с кризисом 7 лет у ребенка, психологи советуют:

  1. Можно немного отступить от распорядка дел днем или вечером, а вот что касается ночного сна, он должен быть полноценным. Укладывать малыша необходимо не позднее 9 часов.
  2. Следите за питанием, которое по-прежнему остается четырехразовым. Не забываем про витамины.
  3. Не стоит нагружать ребенка дополнительной информацией. Ему достаточно получаемых знаний в школе. Лучше отвлеките малыша, помогите избавиться от стресса, отправьтесь вместе на прогулку, позвольте покататься на велосипеде или роликах, погоняйте в мяч.
  4. Подпитывайте интерес к учебе. Купите набор юного химика или биолога, позанимайтесь вместе.
  5. Учите правильному общению, правильно ставить вопрос и грамотно отвечать.
  6. Позвольте ребенку стать самостоятельным. Не нужно прописывать за него буквы и цифры, складывать портфель и завязывать шнурки. У малыша должны быть свои обязанности, к примеру, протереть пыль, вынести мусор, подмести пол, собрать игрушки и книжки и так далее.

И главное - запаситесь терпением. Ни в коем случае нельзя срываться, кричать и тем более использовать нецензурную брань. Это усугубит положение, ребенок закроется. Только представьте, что будет твориться в душе малыша?!

И еще, позвольте ему выбрать интересные подготовительные курсы, отведите в спортивную секцию. Там он обретет новых друзей, будет учиться общению. Занимайтесь вместе, прописывайте цифры, и буквы, проговаривайте вслух, решайте простые математические и логические задачи, рисуйте, лепите из пластилина, составьте веселый коллаж.

Какие выбрать игры

Многие родители забывают про то, что их первоклассник все еще ребенок. Сюжетно-ролевые игры остаются для них любимым занятием. Играя в больничку, магазин, школу, дочки-матери, дети познают новые социальные роли, учатся общению. Главное - направить чадо в нужное русло, если он примерит образ плохого героя. Мальчика можно увлечь пазлами, конструктором, а девочку научить азам вязания, вместе приготовить ужин.

Занятия для детей 7 лет могут быть разного рода. Поиграйте в «Города». Все помнят эту увлекательную игру. К примеру, вы произносите слово Москва, ребенок придумывает название города на последнюю букву предыдущего слова - Архангельск и так далее. Увлекательно и познавательно.

Вспомните про «Крокодила». Можно играть вдвоем. Один про себя загадывает неживой или одушевленный предмет, и потом при помощи рук и мимики показывает его. Другие отгадывают.

Все игры должны быть направлены на развитие социализации, мышления и навыков, таких как уступчивость, взаимоуважение, умение договориться и так далее. Хвалите ребенка, причем не просто так, а за конкретное действие.

Не забываем про воспитание

Этот процесс не заключается лишь в поучении и наказании. Очень важно именно в детстве заложить в характере ребенка такие качества, как человечность, сострадание, порядочность, ответственность, эмпатия, а также научить быть добрым, ласковым, нежным, заботливым.

Хвалите его за хорошие поступки, качественно выполненную работу. Если же ребенок немного схалтурил, не стоит его ругать, тем более прилюдно. Нужно спокойно объяснить, что трудится спустя рукава - плохо и все необходимо переделать.

Учите ребенка предвидеть исход ситуации. К примеру, предложите помочь убраться в квартире, чтобы пойти поиграть на улице. Если откажется, не стоит заставлять, но дайте понять, что без его помощи вы будете дольше заняты домашними хлопотами, и прогулку придется отложить, причем времени на нее останется меньше.

Научить дисциплине помогут установленные дома правила. К примеру, не включать планшет без разрешения взрослых. Или чтобы поддерживать чистоту в доме, нельзя разбрасывать личные вещи.

Часто дети, попадая в новую среду, замыкаются в себе, боятся общения, становятся закомплексованными и неуверенными. Тут задача родителей - разглядеть это в своем малыше и помочь поднять самооценку, стать решительнее. Всегда хвалите ребенка, говорите, что лучше его никто не испечет блины, не подметет, не споет и так далее. Это важно.

Позвольте выбрать малышу спортивную секцию или какие-нибудь интересные курсы. Это расширит кругозор, даст возможность обзавестись новыми друзьями. Он перестанет бояться общения, станет более раскрепощенным. Научитесь слышать ребенка. Помогайте всегда и во всем, и тогда никакой возрастной кризис вам не будет страшен.

После успешного прохождения ребенок начинает новый этап жизни – дошкольное детство. Это момент активной подготовки к школе, освоения навыков самообслуживания и развития когнитивных . Заканчивается дошкольный возраст кризисом семи лет. Что это за феномен? Давайте разберемся.

Манипулятивные игры сменяются ролевыми. Взрослый предстает не просто примером и образцом для ребенка, но и транслирует . Ребенок в дошкольном возрасте активно познает мир человеческих отношений через ролевую игру и .

Игра необходима для нормального психического, эмоционального, волевого и ребенка. Через игру он избавляется от , преодолевает (например, нахождение в больнице или ночные кошмары).

В дошкольном возрасте:

  • активно развивается ;
  • формируется наглядно-образное ;
  • начинает формироваться понятийное мышление;
  • понемногу выстраивается картина мира;
  • меняется система : возникают новые мотивы, устанавливается иерархия, отмечается соподчинение мотивов;
  • поведение становится произвольным, наблюдаются первые признаки этики и морали.

Кроме готовности к школе важно обратить внимание на сформированность и особенности притязаний личности, перспектив, Я-концепции, иерархию мотивов:

  • Уровень притязаний – в собственных силах. Формируется эта уверенность через успехи и неудачи дошкольника. Чем больше у ребенка побед, тем больше он уверен в собственных силах и тем активнее развивает свои способности. Задача родителей – способствовать успехам ребенка.
  • Перспектива в данном контексте подразумевает цель, которая сопряжена со смыслом жизни. Если образ взрослости связан с обучением, родители отмечают и собственным примером демонстрируют ценность и значимость учебы, работы, развития, то ребенок будет положительно настроен в отношении школы. Перспектива обуславливает деятельность, соответственно, если ребенок не видит смысла в обучении, то он не захочет учиться.
  • Я-концепция дошкольника состоит из трех элементов: оценочный, эмоциональный и когнитивный. У дошкольника еще практически не развита , он ориентируется на внешние критерии. Ему еще сложно абстрактно оценивать такие качества как, например, доброта или чуткость, но на визуализированной шкале он легко отметит их выраженность. Когнитивный элемент предполагает умение ребенка описывать самого себя. Эмоциональный компонент характеризует специфику восприятия в этом возрасте – ребенок все, в том числе себя, характеризует и запоминает через эмоции. Именно поэтому с детьми дошкольного возраста проще общаться через рисунки, проводить диагностики по тому же методу.
  • Иерархия мотивов и побуждений устанавливается в 5-6 лет. Ребенок уже не действует ситуативно (как в два года): что захотел, то и сделал. Дошкольник умеет наделять мотивы смыслом, действия превращаются в поступки, а ребенок сам выбирает их, анализирует, каким смыслом будет наделен тот или иной поступок.

Суть кризиса

У ребенка возникает потребности занять значимую позицию, быть важным, уважаемым и взрослым. Школа для него синоним работы у взрослых.

Кризис в возрасте 7 лет – очередная ступень развития ребенка, связанная с изменением социального статуса: дошкольник превращается в школьника. Основные черты этого переходного периода – проблемы с дисциплиной и соблюдением правил поведения в обществе. Как понять, что сын или дочка переживает кризис? Почему так происходит? Как вести себя маме и папе, чтобы помочь отпрыску? Рассмотрим ответы на эти вопросы с точки зрения возрастной психологии.

Кризис 7 лет связан с нежеланием ребенка подчиняться общепринятым дисциплинарным требованиям

Проявления кризиса

Переживая кризис 7-8 лет, ребенок готовится к новому этапу жизни, который начнется, когда он переступит школьный порог. Преодоление эмоциональных сложностей поможет ему стать полноценным членом новой среды, принять ее правила и осознать выгоды. Особенности этого периода:

  • изменения во взаимоотношениях со старшими членами семьи;
  • общение со сверстниками, каждый из которых в той или иной мере переживает кризис.
  • Для переходного этапа характерны определенные закономерности поведения ребенка, основные из которых:

    • наигранность;
    • вертлявость, неусидчивость;
    • вредные действия, мотивы которых не поддаются логическому объяснению;
    • передразнивание взрослых;
    • клоунада и паясничанье как способы привлечения внимания.

    Перечисленные особенности поведения семилетки дополняются такими эмоциональными характеристиками, как:

    • повышенная утомляемость;
    • раздражительность;
    • вспыльчивость;
    • рассеянность, которая зачастую приводит к не очень хорошей успеваемости в школе;
    • агрессивность или противоположные черты – замкнутость, застенчивость.

    В кризисный период дети начинают соотносить себя со сверстниками:

    • сравнивают себя с другими, часто недооценивая собственные возможности;
    • ищут авторитет - к сожалению, во многих случаях им оказывается ребенок, отличающийся не очень хорошим поведением;
    • кляузничают на приятелей, заискивают перед взрослыми, пытаясь «подняться» в их глазах.

    Кривляние и паясничание - характерные признаки кризисного периода

    Самостоятельная диагностика

    Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

    Ваш вопрос:

    Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

    Определить, что ребенок столкнулся с кризисом, мама и папа могут, внимательно понаблюдав за его поведением. Упорядочить выводы и дать оценку эмоциональному состоянию отпрыска поможет следующая анкета. Отвечая на ее вопросы, следует ставить «2 балла», если перечисленные черты и особенности поведения проявляются постоянно, «1 балл» – заметны периодически, «0 баллов» – они вообще несвойственны ребенку.

    Анкета, позволяющая выявить признаки кризиса 7 лет :

    1. В течение последних 6-12 месяцев ребенок кардинально изменился.
    2. Все время пытается «переговорить» старших, грубит.
    3. Утратил интерес к детскому саду, развивающим занятиям в детском центре.
    4. Стал безразличен к игрушкам, которые раньше сильно любил. Интересуется только играми с другими детьми.
    5. Ему больше нравится общаться со старшими ребятами, чем с малышами.
    6. Полюбил игру в школу, много спрашивает о ней.
    7. Часто ругается с родителями из-за мелочей.
    8. Упрямится, отстаивает свое мнение вопреки всему.
    9. Паясничает, кривляется, разговаривает «не своим» голосом.
    10. Подражает взрослым, пытается выполнять их обязанности.

    После того как получены ответы на все вопросы, следует подбить сумму баллов, она получится в интервале от 0 до 20. Интерпретация результатов:

    1. 0-5 баллов. Для семилетки это слишком мало. Ребенок очень спокоен, но такое поведение может указывать на некоторое отставание в психоэмоциональном развитии.
    2. 5-10 баллов. Данный итог, скорее всего, не означает наличие кризиса. Плохое поведение может быть обусловлено индивидуальными особенностями характера или ошибками в воспитательном процессе.
    3. 10-20 баллов. Отпрыск переживает кризис 7 лет. Сгладить его проявления и помочь ребенку можно, изменив систему требований и отношение к нему. В противном случае кризис может затянуться и привести к формированию негативных черт характера.

    Грубые слова и проявления ребенка могут шокировать неподготовленных родителей

    Причины кризиса

    Кризисы подросткового возраста, трех, семи лет имеют одну общую черту – отрицание. Вместе с тем, каждый сложный период характеризуется своими особенностями.

    В три года малыш борется за свою самостоятельность – возможность совершать поступки автономно. Семилетка начинает терять непосредственность, свойственную детству, между поступком и переживанием вклинивается интеллектуальный момент. Плюс подключается непростая адаптация к школе.

    Конфликт между потребностями и окружающей средой

    Ребенок 7-8 лет больше всего на свете хочет стать взрослым. К этому подталкивают его не только внутренние потребности, но и культурная среда. Большинству мальчиков и девочек старшие члены семьи внушают, что поход в первый класс означает взросление.

    Начав посещать школу, ребенок искренне надеется, что он стал самостоятельным и приобрел новую социальную позицию. По его мнению, устоявшиеся бытовые правила, которые действовали в «прошлой детской жизни», должны претерпеть изменения. В результате он начинает им сопротивляться - хочет сам решать, когда и куда ему идти, что надевать и так далее. Ребенок убежден, что имеет полное право вести себя как взрослый.

    Утрата детской непосредственности

    Еще один аспект кризиса 7 лет – утрата ситуативности реакций и непосредственности. Поведение детей становится более произвольным, оно поддается меньшему влиянию внешних факторов. Именно поэтому появляется кривляние, наигранность, манерничанье.

    Мальчик или девочка выбирает для себя роль и следует ее логике, при этом его позиция может абсолютно не соответствовать ситуации. В результате возникают беспричинные скачки настроения, непоследовательность эмоций, изменения в поведении, неестественность реакций на те или иные события.

    Результат кризиса

    Наряду с трудностями отпрыск переживает стремительное развитие. Сначала, в первый период кризиса, возникает дисгармония – ребенок и среда, которая его окружает, вступают в противоречие. Затем, на втором этапе, все стабилизируется. Как следствие, происходит психическое новообразование, которым является новая структура личности. Его суть для кризиса 7 лет – потребность и возможность функционировать в социуме. Отпрыск стремится к социальной позиции, в частности к позиции ученика школы.

    Что делать родителям?

    Что делать маме и папе «кризисного» ребенка? Прежде всего - не паниковать. Важно понимать, что критический период не продлится долго. В итоге вместо кривляния ребенок научится действовать по собственной воле в любой ситуации, учитывая внешние обстоятельства, но не слепо следуя им. Он обретет собственную позицию, свое мнение, свое отношение к различным перипетиям, которые будут возникать в жизни. Он сконструирует собственное «Я», свой внутренний мир с пространством для работы воображения и выбора действий.

    Облегчить протекание кризисного периода под силу понимающим родителям. Следует изменить свое отношение к отпрыску, расширив границы его свободы. Необходимо дать ему возможность разобраться в себе. Важно меньше опекать и ограничивать сына или дочку - забота должна проявляться не в тотальном управлении жизнью ребенка, а в контроле и острожном наставлении.

    Право на собственные решения

    Основное поле для проявления негативных признаков кризиса семи лет – требования, предъявляемые к ребенку в школе и дома, которым он отчаянно внутренне сопротивляется. После того как прозвучит первый звонок, очень многие действия переходят в категорию «нужно делать», «должен». Как следствие, из уст отпрыска все чаще и чаще звучат слова «не хочу», «не буду».


    В 7 лет ребенок уже хочет принимать многие решения самостоятельно

    Маме и папе нужно проявлять хитрость. Следует формулировать требования так, чтобы сын или дочка захотел их выполнить по своей воле. Можно призвать в помощь авторитетного для ребенка героя, рассказав поучительную историю, в которой он оказался в аналогичной ситуации и поступил правильно.

    К 7 годам отпрыск накапливает некоторое количество жизненного опыта, и часть решений он способен принимать, основываясь на нем. По возможности родителям следует апеллировать к этому опыту, а не давить на чадо своим авторитетом. Например, ребенок не хочет тепло одеваться. Ему нужно напомнить, как он недавно замерз, будучи экипированным не по погоде.

    У семилетнего ребенка во многих вопросах уже есть собственное мнение. Нельзя его заглушать - наоборот, следует учить чадо аргументировано спорить, доказывая свою позицию. С одной стороны, это заставит его обосновывать свои требования или отказ от выполнения наставлений старших, а с другой – мама и папа научатся слышать и считаться с мнением своего ребенка.

    Одна из главных проблем кризиса 7 лет – непослушание. Родителям необходимо пересмотреть свою позицию в общении с сыном или дочкой. Не должно быть приказов. Важно вести диалог на равных. Ребенку следует задавать вопросы, интересоваться его мнением, давать возможность принимать решения, а также отвечать за них. Например, если сын отказывается следовать установленному режиму дня, не нужно принуждать его. Лучше спросить, сколько времени ему требуется на то или иное дело, затем подкорректировать график вместе.


    Чтобы ребенок стал послушным, лучше применять метод диалога, а не приказов

    Сохранение детства

    В кризисный период происходит переход на очередной этап становления личности, но отпрыск все еще остается ребенком. Не стоит забывать об этом. В сложные моменты можно использовать поучительные мультфильмы, сказки, истории. Сын или дочка будет с удовольствием следовать положительному примеру любимых героев. Маме и папе такой подход позволит сместить авторитарную роль с себя.

    С началом школьной жизни появляется необходимость проводить много времени за уроками. Ребенку сложно полностью погрузиться в учебный процесс. В его жизни должно оставаться место для игр. Хорошо, если есть возможность вводить школьные предметы играючи - например, позволить сыну или дочке заняться любимым делом, а тем временем повторять слова или устно решать примеры. Буквы можно рисовать карандашами или мелками. Важно учиться вместе с чадом, так ему проще будет принять новые процессы и они станут гармоничной частью режима дня.

    При условии правильного отношения родителей кризис 7 лет проходит почти незаметно. Более того, в этот период у ребенка могут сформироваться человеческие качества, которые затем будут помогать ему в жизни. Важно, чтобы взрослые члены семьи придерживались простых правил:

    • объясняли;
    • слушали;
    • советовались;
    • исключили насилие;
    • предоставляли личное время;
    • не относились к ребенку как к собственности.

    В воспитании ребенка элемент физического наказания должен быть полностью исключен

    Объяснять

    Разумеется, в жизни ребенка должны быть запреты, но перед тем как ввести «табу», следует объяснить, почему так нельзя поступать. Кроме того, стоит правильно формулировать правила – в виде совета или предостережения, а не приказа. Благодаря этому ребенок почувствует свое равенство со взрослыми.

    Не нужно бояться, что такой подход приведет к потере родительского безусловного авторитета. Сын или дочка будут продолжать прислушиваться к словам старших на инстинктивном уровне.

    Слушать

    Маме и папе нужно внимательно слушать ребенка без критики. Пусть рассказывает истории, даже если в них присутствуют фантазийные элементы, делится тем, что ему интересно. Психологи отмечают, что боязнь публичных выступлений закладывается в детстве, когда старшие члены семьи не удосуживаются выслушать ребенка или, что еще хуже, смеются над ним (рекомендуем прочитать: ).

    Ребенок начинает постепенно осознавать себя новой частью социума, понимать важность своей роли в обществе. Не нужно лишать его значимости дома, он должен чувствовать себя полноправным членом семьи.

    Следует интересоваться мнением сына или дочки - планируя досуг, совершая покупки. Важно привлекать отпрыска к составлению семейного бюджета. Это поможет ему понять ценность денег. В подростковом возрасте он не будет их требовать или самовольно брать у родителей.


    Когда родители советуются с ребенком и учитывают его мнение, конфликтов будет гораздо меньше

    Исключить насилие

    Нельзя проявлять насилие по отношению к чаду – ни моральное, ни физическое. Унижение способствует формированию низкой самооценки. Если ребенка очень строго наказывают за непослушание, то в будущем он не умеет говорить «нет» в ответ на просьбы других людей. Жесткие физические меры воздействия сеют в детской душе обиду, которая остается на всю жизнь.

    Предоставлять личное время

    Семилетке приходится подолгу пребывать в коллективе и находить общий язык с разными детьми. Разумеется, это требует много энергии и сил. Стоит предоставлять ему возможность побыть одному. Если ребенок закрывает в дверь в свою комнату, не нужно его беспокоить, пусть проведет время так, как ему хочется – порисует, потанцует, споет песню, пофантазирует.

    Не относиться к ребенку как к собственности

    Родителям, которые потратили массу времени и сил на взращивание ребенка, сложно отпустить его и перестать опекать. Однако он является не их собственностью, а отдельной личностью, которая имеет право на свои особенности, увлечения, мнения. Тяжелее всего кризис семи лет проходит у тех детей, родители которых усиленно пытаются взять их под свой контроль. Сыну или дочке нужна помощь и поддержка, а не нравоучения и ужесточение правил. Если ситуация очень сложная, стоит обратиться за консультацией к психологу, который поможет разобраться в родительских чувствах.

    (8 оценили на 4,50 из 5 )

    Здравствуйте! Как должна вести себя молодая учительница музыки с учеником 7 лет? Я, бабушка, была на уроке. Ребенок сидит как кол проглотил и молчит, с ней не разговаривает. Чтобы заставить его играть она начинает с ним заигрывать, называть его красавцем мужчиной, щекотать, требуя улыбнуться. На вопрос нравится ли она ему он ответил -нет.А так он нормальный мальчишка, ходит в первый класс в обычную школу и в 1 класс в музыкальную школу. Я после урока порекомендовала ей выбрать отношения более официальные, не трогать его руками, а как учитель- ученик. Права ли я?

  • Добрый день! У нас вообще критичная ситуация. Ребенок ко всему прочему еще и гиперактивный. Приходится сидеть на уроках, так как постоянно ходит по классу, мешает и детям и учителю. Устраивает клаунаду, срывает уроки, у него повышенный интеллект, программу опережает, особенно по математике, но абсолютно неуправляемый. Беседуем с директором или завучем по поводу его поведения, а ему в этот момент скучно. Со всеми соглашается, а сам зевает, я уже чувствую, что теряю контакт с ним, раньше у меня с ним не было проблем.

    Мальчик 6 лет 9 мес. В школу еще не ходит. В последнее время постоянно ноет. Может ли это уже быть кризисом 7 лет или это отдельное явление? К слову, вниманием не обделен, но и каждую секунду его не опекаю, т.е. не похоже, чтобы нытье было способом обратить на себя внимание.

  • НЕ ЗАИТЕРЕСОВАНА НЕ ЧЕМ В ШКОЛЕ. ПОСТОЯННО ВРЕТ. ЛАЗИТ ВЕЗДЕ В ДОМЕ И ТРОГАЕТ ЧТО НЕ ПОЛОЖЕННО, И ВОРУЕТ ЧУЖИЕ ВЕЩИ В ДОМЕ И ПРЯЧЕТ. НЕ ВЫПОЛНЯЕТ ТО ЧТО СКАЗАНО. ДЕВОЧКА 7 ЛЕТ.

    Как вести себя уже не знаем! Ребёнок все слышит, но делать ничего не хочет, говоришь одно и то же по 50 раз, потом ругаешься, повышаешь голос, он плачет просит прощения и через 10 минут все повторяется. На любые просьбы почитать, позаниматься, только и слышишь «нет » или «ууууу». Как быть нам в этой ситуации?! На замечания не реагирует никак.

    Сыну 8 лет, ходит в первый класс. В школе трудности с выполнением требований учителей. Не слушается. Игровая деятельность преобладает — хочет играть. Учёба даётся нормально. Но учителя выбились из сил — ребёнок не управляем. Порой мешает вести уроки. Как воздействовать нам, родителям, на такое поведение в школе? Дома он слушается и выполняет наши поручения. Откликается на просьбы и обращения. Сложность в том, что я разговорами с сыном и назиданиями ничего не могу поменять. А муж только с ремнём может подойти к «решению проблемы»- и не признаёт во мне вообще никаких педагогических навыков. У нас раздрай в семье по поводу единого поведения. Я не хочу применять насилие к ребёнку. Помогите советом.

    СЫНУ СКОРО 7 ЛЕТ и он ведёт себя очень агрессивно по отношению ко мне, особенно в обществе других взрослых. Понимаю, что ребёнок очень трудно пережить развод и его психика очень нарушена поведением отца, но я не понимаю, как себя вести с ним. Я стараюсь быть максимально собранной и спокойной, мы посещаем тренировки, подготовку к школе, много гуляем. Как мне себя вести, чтоб просто не сойти с ума от его поведения?

    Дочке 7 лет пошли в первый класс, не хочет ничего делать нужно постоянно повышать голос. Совершив ошибку не исправляет ее, а говорит что плохая и ее не любят. В школе задания все выполняет хорошо, дома все наоборот, нет ни какой концентрации. В людях очень застенчивая а дома дьяволёнок. Нет чувства времени. Есть младшая сестра год и 7, но несмотря на это, старшему ребенку уделяю достаточно времени.

    Как нам пережить и помочь нашему мальчику пережить тяжелое время. Ему 6,5 лет. Всегда осень позитивный, веселый, увлекающийся ребёнок, который с удовольствием занимался спортом, ходил в садик, участвовал во всех праздниках и играх, теперь неожиданно для нас стал плаксивым! В садике утром слезы, мама не уходи, в спортивной школе перед началом тренировки-слезы, у меня, говорит, все хорошо, но я не знаю, почему плачу и не могу успокоиться! И т.д. Мы очень обеспокоены! Подскажите, как помочь ему обрести себя!

    Переломным моментом в жизни каждого ребенка является кризис 7-летнего возраста. Этот период характеризуется определенными симптомами, далеко не всегда приятными для родителей. Возрастная психология занимается изучением данного вопроса уже много десятилетий и добилась некоторых успехов. В этом возрасте у детей появляется острая потребность вести себя как взрослые, одеваться как старшие, принимать решения самостоятельно. Развитию подобной потребности во многом способствует и культурная среда, в которой дети растут. Еще с малых лет ему внушается, что пойдя в первый класс, он повзрослеет и будет уже совсем как взрослый. Именно поэтому он хочет получить новую для него социальную позицию ученика школы.

    Кризис 7-ми лет связан с началом школьного обучения

    Причины и признаки кризиса

    Возрастной кризис играет важную роль в формировании личности и как результат после него появляются психические новообразования, на которых строиться развитие в дальнейшем. Это применимо к любому из возрастных кризисов. Одно из самых важных психологических новообразований 7 лет – это потребность в социальном функционировании. Возрастная физиология также подразумевает изменения (смена молочных зубов, активный рост и т.д.).

    Психологи установили, что основной причиной кризиса является личностное развитие ребенка, а также появление самопознания.


    В 7 лет дети уже кажутся себе взрослыми

    Кризис имеет свои проявления:

    1. Потеря непосредственности. Дети начинают задумываться о значении каждого своего действия перед тем, как его совершить. Детская непосредственность исчезает.
    2. Манерничание. Ребенок начинает стараться показаться строгим и умным, у него появляются секреты от родителей. Копирование поведения взрослых первое время бывает театральным и показным.
    3. Горькая конфета. В 7 лет ребенок старается скрывать от взрослых, когда ему плохо.

    Начало и этапы кризиса

    Специалисты в области детской психологии разграничивают младший школьный и дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Л.С. Выготский считал, что в этот период ребенок начинает задумываться о смысле деятельности и о получении удовольствия от нее или неудовлетворения. Другими словами у детей возникает эмоционально-смысловая ориентация основ поступка. В целом возрастная периодизация Л.С. Выгтского насчитывает 6 кризисных периодов от рождения до совершеннолетия.


    Психологические основания кризиса

    Согласно Д.Б. Эльконину, выдающемуся педагогу, с осмыслением поступков и происходит переход в новый возраст (от дошкольника к младшему школьному возрасту).

    Кризис протекает по-разному в зависимости от того в каком возрасте родители решат отдать ребенка в школу, в случае если он идет в младшую школу поздно (7,3-8 лет), его ожидают следующие фазы:

    1. Докритическая. Игра отходит на второй план. У детей появляется желание стать взрослым.
    2. Критическая. Вчерашний дошкольник готов к школе, однако испытывает при этом личностный и эмоциональный дискомфорт. Меняется поведение, появляются негативные симптомы, направленные на ближайшее окружение (родителей и учителей).
    3. Посткритическая. Восстановление внутреннего комфорта и стабилизация эмоционального состояния, кризис проходит.

    Кривлянье - еще один признак кризиса

    Дети, которые идут в школу рано (до 6,5 лет), проходят через следующие фазы:

    1. Объективные предпосылки для учения в школе не сформированы, ребенка не интересует учеба. Он не хочет делать домашнее задание, его гораздо больше привлекают игры и развлечения.
    2. Школьник не удовлетворен своим общественным положением, что приводит к дискомфорту и, как следствие, негативной симптоматике.
    3. В случае преодоления противоречий, у детей стабилизируется личностно-эмоциональное состояние и восстанавливается комфорт, иначе негативные симптомы усиливаются и продолжаются еще достаточно длительное время.

    Будьте осторожны, если все-таки решили отдать малыша в школу рано, помните, что это может привести к отставанию в учебе. Детская психика еще не приспособлена к смене характера деятельности. Отставание от одноклассников может продлиться еще много лет.

    Мнение психологов

    Итак, кризис необходимое условия развития личности. Как считал Л.С. Выгодский, есть два типа возрастов: стабильный и критический. В критический для человека период происходит бурное развитие. Данный период характеризуется нарушением гармонии между ребенком и окружающей его средой, к тому же, в это время происходит распад старых представлений и появляются новые о мире и самом себе.


    Что меняется в психологии ребенка

    Однако мы встречаемся и с противоположным мнением психологов. Такие ученые, как Л.И. Божович и Д.Б. Леонтьев считают, что кризис это – проявление ошибок воспитания. Этот критический момент, в первую очередь связывается со сменой основного вида деятельности (переход от игр к учебе), исходя из чего, в жизни появляются новые цели. Согласно мнению Д.Б. Лентьева кризис не является необходимым этапом для перехода из одного возраста в другой, это болезненный и острый период развития. Отчасти подобное поведение детей он объясняет ошибками в воспитании родителей.

    Как можно заметить, даже в контексте детской психологии нет единого мнения относительно такого периода в жизни, как кризис. И родитель сам для себя должен решить бороться ли ему с непослушным ребенком или переждать бурю.

    Какие трудности ждут родителей?

    Итак, попробуем понять, с чем могут столкнуться родители и как перебороть кризис.

    В 7 лет детская жизнь вступает в непростой период, ребенок идет в первый класс, его социальное окружение меняется, меняются его обязанности и повседневные привычки. Родителям кажется, что их покладистое чадо становится абсолютно неуправляемым и начинает замыкаться в себе, начинает кривляться и строить из себя посмешище.


    У ребенка учащаются перепады настроения

    Специалисты в области психологии утверждают, что в 7 лет у детей формируется социальное «Я», что и приводит к изменениям в поведении. Но что это значит?

    Происходит смена интересов, то есть игры перестают его интересовать, теперь основным видом его деятельности становиться учеба, его оценки и достижения. Дошкольник начинает осознавать себе как отдельный самостоятельный индивид со своими чувствами и переживаниями и старается их проявить максимально, откуда и появляются театральность поведения и кривляние.

    Родители могут столкнуться с тем, что их сын или дочка не хотят идти в школу. Но в чем же кроется причина? Из разговоров взрослых у детей складывается впечатление, что в школе его ждут исключительно трудности, а они их опасаются. К тому же у большинства детей тяга к учебе и желание научится писать и читать, отчасти удовлетворено еще в детском саду.


    Первые дни в школе - самые сложные

    Что делать родителям?

    Что же все-таки делать родителям, чтобы пережить этот период в жизни их малыша. До 7 лет ребенок ведет себя совершенно иначе, и теперь родителям придется иметь дело с кардинально изменившимся характером их любимого чада. В первую очередь необходимо понять, что у первоклассника уже есть свое собственное мнение, и он будет его отстаивать, поэтому к нему нужно относиться с уважением. Нельзя запрещать что-то ребенку не обосновывая свое решение. Родители не должны забывать и о том, что ребенок научился мысли и сопоставлять слова с действиями, поэтому ваше поведение должно быть последовательным, иначе дети поймают вас на несоответствии и перестанут слушаться вас.


    Советы родителям, что делать

    Порадуйтесь за своего малыша, ведь он стал уже совсем взрослым, поддержите его.

    Не стоит концентрировать свое внимание на поведение ребенка. Поставьте перед собой понятную задачу – подготовить его к школе. Благодаря общению и совместной работе будут решены и другие поведенческие проблемы вашего обожаемого чада.

    Как сделать адаптацию ребенка к школе легче?

    Как уже было сказано, поступление в школу является для ребенка стрессовой ситуацией. Родителям необходимо делать все, чтобы адаптация прошла для ребенка безболезненно. Попробуйте за месяц до начала уроков изменить режим дня ребенка, приучите его вставать рано и не сидеть допоздна за просмотром мультиков.


    Знакомство со школой надо организовать заранее

    Заранее организуйте знакомство ребенка с его будущими учителями и школой, прогуляйтесь по коридорам зайдите в столовую, туалет. Так ему будет значительно легче ориентироваться в школе. На первое сентября он будет чувствовать себя гораздо увереннее.

    Не стоит на первых парах увлекаться кружками, спортивными секциями и репетирами. Ребенку нужно время привыкнуть, хотя б к чем-то одному, в данном случае, к школе. Он не может делать успехи во всем одновременно, пока стоит сосредоточить внимание на школьном образовании. Коллективными усилиями преодолеть все трудности будет гораздо легче, сотрудничайте с ребенком, а не ругайте его за непослушание, найдите с ним общий язык и все обязательно получится.

    Похожие материалы

    Возраст 7–8 лет - один из переломных этапов в развитии ребенка. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в шесть или в семь лет, в какой-то момент он проходит через кризис. Этот период может начаться в семилетнем возрасте, а может сместиться к шести или восьми годам. Кризис семи лет, который называют периодом рождения социального «я», связан с осознанием ребенком своего места в мире общественных отношений, открытием новой социальной позиции - позиции школьника. Формирование новой позиции меняет самосознание, а это, в свою очередь, приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Маленький школьник с увлечением играет и будет играть еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни. Ведущей деятельностью становится учеба, именно во время учебного процесса возникают и развиваются новые психологические функции и качества. От результативности учебы непосредственно зависит развитие личности младшего школьника.

    • В этот период также происходят глубокие изменения в области переживаний. Отдельные эмоции и чувства, которые испытывал ребенок лет четырех, были мимолетными, ситуативными, не оставляли заметного следа в его памяти. Неудачи и нелестные отзывы о внешности, например, если и приносили огорчения, то не влияли на становление его личности (при условии благоприятной обстановки в семье). В период кризиса семи лет появляется «обобщение переживаний», благодаря этому появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, их усложнение приводит к возникновению внутренней жизни ребенка - на поведение и на события, в которых он активно участвует, начинает влиять именно внутренняя жизнь. Теперь ребенок размышляет, прежде чем действовать, у него появляется осознание того, что принесет ему осуществление той или иной деятельности - удовлетворение или неудовлетворенность. Психологи называют этот процесс утратой детской непосредственности. Ребенок начинает скрывать свои переживания, пытается не показать, что ему плохо; внешне он уже не такой, как внутренне, хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на сверстников, на близких взрослых, сделать то, что хочется. Кризисным проявлением разделения внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривлянье, манерничанье, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности, так же как и склонность к капризам, эмоциональным реакциям, конфликтам, начинают исчезать по мере выхода из кризиса и вступления в новый возраст.
    • У первоклассника происходит перестройка всей системы отношений с действительностью. У ребенка есть две сферы социальных взаимоотношений: «ребенок - взрослый» и «ребенок - дети». В школе система «ребенок - взрослый» разделяется. В жизни школьника кроме родителей появляется еще один значимый взрослый - учитель. Именно отношения с учителем начинают определять отношения ребенка к родителям и к детям. Новая система отношений «ребенок - учитель» становится центром жизни первоклассника. В первое время дети стараются строго следовать указаниям преподавателя. Если учитель допускает лояльность по отношению к правилам, эти правила разрушаются изнутри. Каждый из детей начинает относиться к другому ребенку с позиции того, как его одноклассник относится к правилу, которое вводит учитель. Появляются ябеды. Во взаимоотношениях со сверстниками дети учатся терпению и кооперативности. Общение с ровесниками очень важно для формирования способности вставать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, требующую совместных действий и способности взглянуть на самого себя и свою деятельность со стороны.
    • У детей 6–8 лет интенсивно идет развитие скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры. Не завершивший свое развитие опорно-двигательный аппарат ребенка испытывает большие нагрузки, когда в период учебы приходится в течение долгого времени удерживать статическую позу. Неправильная долго удерживаемая поза приводит к нарушениям осанки. Очень чувствителен к деформирующим воздействиям разного рода позвоночный столб, поэтому неправильная посадка может достаточно быстро привести к грубым изменениям, которые нарушат его рост, дифференцировку всех его структурных элементов. В этом возрасте еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не завершено окостенение фаланг пальцев и костей запястья. Поэтому так часто при письме в классе звучат жалобы: «Болит рука», «Рука устала». Несовершенство нервной регуляции движений объясняет недостаточную точность и быстроту выполнения движений, затруднения при совершении движений по сигналу. При выполнении графических приемов у детей этого возраста основной контроль принадлежит зрению, и при этом фиксируется не просто «поле деятельности», а прослеживается все движение от начала до конца. Поэтому детям легче писать и рисовать крупные буквы, большие фигуры.
    • В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а при подготовке к школе - и предметом сознательного изучения. Большой активный словарь позволяет перейти к контекстной речи, ребенок может пересказать прочитанный рассказ, описать картинку и т.д. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия: наблюдение, рассматривание, поиск.
    • Память ребенка 7-8 лет развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны концентрироваться на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Для детей в этом возрасте внешние впечатления - сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном, сложном материале. Внимание первоклассников отличается небольшим объемом и малой устойчивостью. Они могут сосредоточенно заниматься одним делом 10–20 минут. Ребенок 7 лет мыслит образно, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений: только к концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение этой склонности крайне важно для дальнейшего развития интеллекта.
    • Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что 7–8 лет – возраст активного формирования произвольности во всех сферах психической жизни ребенка.