Интервью. Проблемное поведение ребенка: шесть полезных советов родителям. Лекция на тему "проблемное поведение подростка"

Проблемное поведение.

Переводчик/редактор: Марина Лелюхина.

Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations

Понравился материал - помогите тем, кому нужна помощь: /

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

В этой статье мы представляем обзор поведенческих проблем, которые могут наблюдаться у детей и взрослых страдающих расстройствами аутистического спектра.

Нами будут затронуты следующие вопросы:

  • Цели поведения.
  • Способы работы с поведением.

В тексте мы говорим о «детях», но надеемся что информация будет полезна и для понимания взрослых с расстройствами аутистического спектра. Напоминаем, что каждый случай индивидуален, и информация, данная в этой статье не обязательно будет актуальна для каждого человека, страдающего аутизмом.

Почему у моего ребенка возникает проблемное поведение?
Поведенческие проблемы у аутичных детей могут быть вызваны самыми разными причинами. Для большинства аутистов наш мир - сложное, запутанное и одинокое место. Основные проблемы этих детей, возникающие в сфере коммуникации и социального взаимодействия, как правило служат причиной появления проблемного поведения. Конечно, существуют и другие причины. Их мы также рассмотрим ниже, но следует помнить, что приведенный список не может считаться полным.

Также мы хотели бы подчеркнуть, что если у вашего ребенка возникают проблемы с поведением, это не означает что вы плохие родители. Зачастую в этом вообще нет вашей вины. Такое впечатление может создаться лишь в случае, если проблемное поведение связано с вашим появлением - особенно если оно обычно возникает дома, а не в школе. Эта проблема касается не только вас, даже если вам поначалу так не кажется.

Многие родители обращаются к нам с вопросами, связанными с поведением их ребенка. Часто повторяющиеся вопросы и наши комментарии мы привели на сайте: www.autism.org.uk/behaviourfaq

Коммуникация.
У аутичных детей как правило возникает ряд проблем с коммуникацией, среди которых проблемы с:

  • Обращением к другим людям (экспрессивная речь)
  • Пониманием речи (рецептивная речь)
  • Пониманием невербальной коммуникации: мимики, жестов, языка тела (May, 2005).

Из-за озвученных выше проблем, аутисты часто с трудом могут сообщить о своих нуждах, или понять, о чем говорят или просят другие люди. Такое положение приводит к закономерной фрустрации и тревоге, которые, в свою очередь, если нет другого способа выразить эти чувства, могут привести к появлению нежелательного поведения.

Подробнее проблемы коммуникации и РАС рассмотрены в статье «Коммуникация и социальное взаимодействие»: www.autism.org.uk/18350

Социальные ситуации.
Коммуникативные навыки влияют на то, как ребенок справляется с различными социальными ситуациями. Многим аутистам, чтобы обратиться к другому человеку, требуются значительные усилия, поэтому они считают ситуации, в которых вынуждены это делать (социальные ситуации) опасным источником стресса. (Whitaker, 2001).

Не все дети с расстройствами аутистического спектра в состоянии понять, что их точка зрения на какой-либо вопрос может не совпадать с точкой зрения другого человека. Это также вызывает определенные трудности при взаимодействии с окружающими.

Дети с расстройствами аутистического спектра могут не понимать «правил общежития» — неписанных правил, регулирующих взаимоотношения между людьми, к примеру, насколько близко можно стоять к собеседнику, как соблюдать очередность в разговоре, и т. д. Эта проблема становится особенно актуальной, если ребенок оказывается в новой, незнакомой ситуации.

«Близкие контакты» с социумом могут быть сложными и непредсказуемыми. Нежелательное поведение в том числе может быть связано с попыткой ребенка-аутиста избежать социальных контактов. (May, 2005).

Непредсказуемость событий.

Аутистам бывает трудно сориентироваться в режиме дня - то есть понять в какой последовательности и что будет происходить. Многим детям помогают различные виды расписаний, которые позволяют им сориентироваться в событиях в течении дня и подготовиться к ним.

Многим бывает трудно «пережить» так называемое «свободное», ничем не заполненное, время, например школьные переменки, которые в добавок бывают довольно шумными. В такой ситуации ребенку особенно трудно бывает предсказать, что произойдет в следующий момент и как он должен будет себя вести. (May, 2005). В процессе наблюдений вы можете заметить, что проблемное поведение у ребенка возникает в основном в «свободное время», в перерывах между занятиями и уроками(Clements, 2005).

Аутисты с трудом понимают абстрактные понятия, такие как время. Многим из них бывает трудно ждать. Иногда в подобной ситуации может помочь, если вы четко объясните ребенку, почему и сколько вам нужно подождать. Например вы можете сказать так: «Нам нужно подождать 5 минут, до 10:30, потому что доктор назначил нам прием на 10:30».

Проблемы сенсорной обработки.

Многие дети с аутизмом испытывают трудности с обработкой сенсорной информации. К примеру многие из них не переносят определенных вкусов или текстур, или болезненно воспринимают любое - даже самое легкое - прикосновение.

У многих беспокойство и панику вызывают определенные запахи, звуки, или вспышки света. Другим детям бывает трудно дистанцироваться от фонового шума и ненужной визуальной информации. Вместо этого все звуки, свет, запахи и т. д. воспринимаются одинаково интенсивно и приводят к сенсорной перегрузке. В обстановке, вызывающей стресс, многие дети начинают проявлять повторяющееся поведение, например хлопать в ладоши, или крутиться на месте, с тем чтобы блокировать чрезмерную сенсорную нагрузку.

Люди с расстройствами аутистического спектра часто очень остро реагируют даже на самые незначительные изменения в окружающей обстановке. Если поведение ребенка резко и внезапно изменилось, подумайте, что в окружающем пространстве могло вызвать подобную перемену. Подробнее об этой проблеме можно прочитать в статье «Сенсорный мир аутизма» www.autism.org.uk/sensory

Проблемы со здоровьем.

Если поведение ребенка внезапно изменилось, проверьте, может ли перемена быть вызвана проблемами со здоровьем. Ребенку может быть трудно сообщить, что он плохо себя чувствует, или у него что-то болит, даже если он хорошо владеет речью.
У некоторых детей бывают эпилептические припадки, которые могут вызвать приступы раздражительности и дезориентацию, или проблемы гастроэнтерологического характера, вызывающие болезненные ощущения (Clements, 2005). Чтобы помочь ребенку сформулировать, где именно у него болит, можно воспользоваться специальной шкалой, такой как paediatric pain profile (PPP). Подробнее: www.ppprofile.org.uk

В качестве альтернативы, чтобы помочь ребенку показать, где болит, многие родители используют символы (вы можете распечатать с нашего сайта специальную диаграмму).

Нежелательное поведение может вернуться в период, когда ребенок болен. Если это ваш случай, используйте для работы с поведением ту же стратегию, которую использовали в прошлый раз при работе над ним (May, 2005).

Издевательства.

К сожалению, дети с расстройствами аутистического спектра гораздо чаще, чем их сверстники, подвергаются издевательствам. Если в поведении вашего ребенка произошла внезапная перемена, поинтересуйтесь, возможно в школе произошла ситуация, в которой ребенок подвергся издевательствам, или его дразнили. Не все аутичные дети в состоянии рассказать, что стали объектом травли - некоторым трудно даже разобраться в значении этого понятия - поэтому вам, вероятно, придется сыграть в детектива.

Если ваш ребенок стал объектом травли, возможно вам пригодится наша статья «Травля: полезное руководство для родителей»: www.autism.org.uk/bullying

Перемены.

Аутистам трудно справляться с переменами, будь то временное изменение школьного расписания, или более значительные перемены, такие например как переезд (о проблемах, связанных с переездом, можно прочесть в статье www.autism.org.uk/movinghouse). Наблюдая за ребенком, вы можете заметить, что нежелательное поведение возникает в период перемен, но прекращается, когда ребенок привыкает к новым обстоятельствам.

Есть ли у поведения цель?

Чтобы понять это, рассматривая конкретное поведение вашего ребенка, нужно задать себе два простых вопроса:

  • Что мой ребенок хочет мне таким образом сказать?
  • В чем функция данного поведения? (May, 2005)

Какой может быть функция поведения?
Писатель Philip Whitaker предложил воспринимать поведение как айсберг: то поведение, которое мы наблюдаем - это верхушка, но гораздо больше скрыто под ней. (Whitaker, 2001). Аутисты не всегда могут выразить свои чувства при помощи мимики, жестов или речи. Вместо этого они используют другие виды поведения. При помощи нежелательного поведения ребенок может пытаться сказать, что он устал, обеспокоен, или злится на что-то, или же ему нужно немного передохнуть и побыть в одиночестве.
В чем причина поведения?

Чтобы разобраться в причинах определенного поведения полезно вести записи, своего рода «поведенческий дневник». Это позволит вам понаблюдать за поведением и понять, что его вызывает, например, если нежелательное поведение возникает каждый раз в конце дня, вероятно ваш ребенок сильно устает в школе.

Один из способов записи данных о проблемном поведении, известная многим таблица ABC. В ней вы записываете предшествующие факторы (что произошло до того как поведение возникло, кто присутствовал рядом, где был ребенок), само поведение, и последствия (что произошло сразу после прекращения поведения).

Если вычислить потенциальные факторы, влияющие на появление поведения, будет легче придумать способы предотвращения этого поведения в будущем. То, что мы называем «стратегии». Стратегии как правило более успешны, если направлены на работу с причиной или функцией определенного поведения (May, 2005).

При работе с проблемным поведением, сосредоточьтесь не более чем на двух целях за один раз. Если вы попытаетесь одновременно использовать при работе с ребенком слишком много стратегий, скорее всего ни одна из них не сработает. Прежде чем начать работу, запишите все виды поведения ребенка, вызывающие ваше беспокойство, расположите их в порядке приоритетности и выберите 2 наиболее актуальные на текущий момент цели (Clements, 2005).

Не волнуйтесь, если сперва все станет еще хуже, поначалу все дети сопротивляются переменам. То, что ребенок изо всех сил старается оставить все как есть, нормально. Важно продолжать двигаться в русле выбранной стратегии и проявлять настойчивость.

Способы справиться с проблемным поведением.

В этом разделе мы перечислим некоторые стратегии, которые помогут вам справиться с проблемным поведением. Но сперва мы бы хотели привести наши главные советы, которые будут вам полезны вне зависимости от того, какую стратегию для работы с поведением ребенка вы в итоге выберете.

Советы:

  • Последовательность имеет решающее значение. Какую бы стратегию для работы вы не выбрали, ее должны придерживаться все, кто так или иначе связан с вашим ребенком: члены семьи, учителя и т. д. Если на нежелательное поведение ребенка все будут реагировать по-разному, это может быть причиной стресса, беспокойства и дезориентации, что в свою очередь приведет к тому, что с нежелательным поведением будет только сложнее справиться.
  • Будьте терпеливы : поведение вашего ребенка не изменится за одно мгновение. Ведите дневник, так будет легче отследить даже самые маленькие положительные изменения (Dickinson and Hannah, 1998).
  • Наказания обычно не срабатывают, т. к. аутисты не часто могут понять связь между их поведением и полученным наказанием (Whitaker, 2001). Также наказания не объяснят вашему ребенку, какого поведения вы от него ждете, и не научат его ничему новому.
  • Физические упражнения могут помочь справиться со стрессом и плохим самочувствием. Некоторые исследования показывают, что регулярные физические упражнения способны оказать положительный эффект на определенное поведение (Dickinson and Hannah, 1998). Многим детям, например, доставляют большое удовольствие прыжки на батуте.
  • Тайм аут - прекрасная возможность для ребенка, чтобы успокоиться, особенно если факторы окружающей среды, такие как, например, мерцающие огни, вызвали у него сенсорную перегрузку. Место для тайм-аута может быть любым, но обязательно спокойным и безопасным (May, 2005). После нескольких минут перерыва можно вернуть ребенка к деятельности, которая не вызовет у него беспокойства. Некоторые дети во время тайм-аута дома могут посидеть у себя в спальне, или заняться каким-то любимым делом.
  • Работая над поведением, смотрите на вещи реально и ставьте перед собой и перед вашим ребенком цели, которых вы в состоянии достигнуть. Не стоит расстраивать себя еще больше, самостоятельно ставя перед вами заранее недостижимые цели, и ругая себя за «провал» (Dickinson and Hannah, 1998).
  • Людям с расстройствами аутистического спектра бывает трудно обобщить полученные навыки в разных ситуациях. Помогите вашему ребенку научиться использовать новые навыки или стратегии поведения в разных ситуациях - дома, в школе и т. д.
  • Убедитесь, что навык не забыт . Если в прошлом вы успешно использовали какую-либо стратегию, время от времени следует освежать ее в памяти, чтобы ребенок не забыл полученных навыков. Может случиться и так, что вы будете вынуждены вернуться к старым стратегиям работы с поведением, в случае когда ребенок будет находиться в состоянии стресса, болеть или переживать серьезные перемены, и старое поведение вновь появится. Вам могут помочь визуальные средства поддержки.

Стратегии.

В этой части мы кратко поговорим о стратегиях, которые вы можете использовать при работе с проблемным поведением. За более подробной информацией и примерами того, как эти стратегии работают в разных ситуациях, вы можете обратиться по ссылке www.autism.org.uk/behaviourfaq

Говорите ясно и четко.
Некоторые случаи проблемного поведения связаны с тем, что дети не в состоянии сообщить о своих желаниях. Некоторые аутисты хорошо владеют речью, но им все равно может быть трудно сообщить о чем-то, если они расстроены, злятся, или не могут понять, о чем вы говорите. Главное, говорите кратко, и обязательно каждый раз обращайтесь к ребенку, лучше по имени, чтобы он понял, что ваши слова предназначены именно для него. Таким образом вы избавите ребенка от необходимости отфильтровывать лишнюю информацию.

Если ваш ребенок не умеет говорить, или ему трудно пользоваться речью, возможно вам стоит подумать об альтернативных способах коммуникации.

Используйте визуальные средства поддержки.

Людям с аутизмом обычно легче воспринимать визуальную информацию - это касается и тех из них, кто хорошо говорит. Многие дети используют картинки, символы или фотографии, чтобы сообщить о том, что им нужно, для кого-то проще сделать это на языке жестов.

Чтобы помочь ребенку подготовиться к событиям в течении дня хорошо использовать визуальное расписание. Это дает детям с аутизмом приятное чувство предсказуемости, и помогает справиться с неуверенностью.
На нашем сайте можно прочитать об использовании визуальных средств поддержки подробнее: www.autism.org.uk/visualsupports

Напишите социальную историю.

Социальные истории - короткие описание ситуаций, событий или занятий, как правило с картинками, в которых содержится информация о том, чего следует ожидать и почему. Подобные истории помогают ребенку получить представление о том, как другие люди ведут себя в разных ситуациях, и заложить основу для собственного подобающего поведения.

Чтобы узнать больше о социальных историях, о том как их писать и использовать, пройдите по ссылке: www.autism.org.uk/16261

Разберитесь с эмоциями.

Многим людям с аутизмом трудно не только понять, как чувствуют себя другие, но и разобраться с собственными чувствами. Эмоции, чувства - очень абстрактные понятия, и для того, чтобы «увидеть» собственную злость требуется изрядная доля воображения.

Есть способ сделать эмоции более «конкретными». Например шкала стресса - прекрасный способ, при помощи которого ребенок с аутизмом может понять, как он себя чувствует.

Вы можете выбрать «светофор», «термометр» или просто шкалу от 1-5, обозначив степень эмоций при помощи цветов или чисел. К примеру, зеленый свет светофора, или цифра 1, может означать «я спокоен», цифра 5 или красный свет — «я злюсь».
Ребенку нужно помочь понять, что значит «злость». Один из способов сделать это - обратить его внимание на физические изменения тела. Например: «Когда я злюсь, у меня болит живот, лицо краснеет, я хочу плакать». Когда ребенок научится распознавать крайние степени спокойствия и злости, можно будет переключиться на более тонкие эмоции.

Если ребенок видит, что начинает злиться, он может попытаться себя каким-то образом успокоить, или уйти из травмирующей ситуации. Или же посторонние могут заметить, что происходит, и прийти на помощь.

Научите расслабляться.

Детям с аутизмом обычно трудно расслабиться. Некоторым помогает особый интерес, или любимое занятие. Об этом конечно лучше знать. Можно ли вставить в их ежедневное расписание время, когда они смогут заниматься любимым занятием?

Но иногда особые интересы или занятия могут стать причиной нежелательного поведения. Например, в случае,когда ребенок хочет заняться любимым делом, но не может.

Другой способ, который, по словам самих аутистов, помогает им расслабиться - короткие перерывы в течении дня, когда они могут побыть в одиночестве, прогуляться, послушать музыку. Иногда помогают гомеопатические успокоительные средства (разумеется назначенные врачом).

Изменяйте окружающую среду.

Как было замечено выше, дети с аутизмом с трудом обрабатывают сенсорную информацию. Некоторые факторы окружающей среды могут выступать в качестве серьезных раздражителей. Если в этом кроется причина нежелательного поведения, может быть проще удалить раздражитель, нежели пытаться изменить связанное с ним поведение. Мерцающие огни, громкий шум или сильные запахи вызывают у ребенка стресс? Помните, что раздражители могут быть совершенно не заметны вам, но для вашего ребенка их воздействие может быть более чем существенно.

Награждайте, когда есть заслуги.

Если ребенок усваивает новый навык, или стратегию поведения, старайтесь максимально поддержать его в этом деле и как можно больше хвалить.

Некоторым детям нравится словесная похвала, другим больше по вкусу материальная награда, например жетон, или пять минут, которые можно посвятить любимому делу, или просмотр DVD. Старайтесь вознаграждать ребенка тем, что имеет для него ценность.

И старайтесь предоставлять награду сразу же, как только ребенок продемонстрировал навык. Скорее всего ребенок свяжет приятные ощущения от награды с демонстрацией навыка, и будет стараться чаще демонстрировать его в дальнейшем.

Доктор Стефани Петерсон — поведенческий аналитик (BCBA-D), профессор факультета психологии Университета Западного Мичигана (США), член кафедры прикладного анализа поведения. Специализируется на различных аспектах процесса усиления, роли коммуникации при проблемном поведении, поведенческих технологиях в коррекционном образовании, дистанционном обучении специалистов в области аутизма, практиках инклюзивного школьного образования.

В первую очередь, я хочу подчеркнуть, что я собираюсь говорить про «обычные» поведенческие проблемы, с которыми сталкиваются родители. Эти советы полезны и детям с тяжелыми поведенческими нарушениями, но, если у ребенка серьезное проблемное поведение, например, самоагрессия, ему, скорее всего, понадобятся и другие методы коррекции, а не только те простые правила, о которых мы будем сейчас говорить.

Первое, что должны понять родители, это то, что поведение ребенка во многом зависит от их собственного поведения. То, что говорят и делают родители — это почва как для желательного, так и для нежелательного поведения. Когда желательное или нежелательное поведение происходит, немедленная реакция родителей определит, станет ли это поведение происходить чаще или реже в будущем. И это отличные новости для родителей!

Очень часто родители говорят: «Мой ребенок так себя ведет, потому что у него аутизм», «Мой ребенок так себя ведет, потому что у него отцовский характер», «Мой ребенок так себя ведет, потому что у него синдром Дауна» и так далее. У всех нас есть склонность объяснять поведение какими-то внутренними причинами, с которыми мы ничего не можем поделать. Однако в реальности очень многие, не все, но очень многие виды человеческого поведения в значительной степени контролируются факторами внешней среды. Так что в большинстве случаев можно изменить поведение, если изменить контекст, в котором оно происходит. Поэтому эти новости отличные!

Итак, есть несколько стратегий, с помощью которых родители могут изменить контекст поведения, и могут создать «условия успеха» для ребенка.

1. Отслеживайте хорошее поведение

Родителям нужно внимательно следить за ребенком и стараться «поймать» его за тем, что он сделал хорошо. Слишком уж просто родителям, когда ребенок хорошо себя ведет, просто сказать себе: «Отлично, ребенок хорошо играет, я могу переключиться на свои дела». Например, мама идет в другую комнату разбираться со стиркой или готовить обед, потому что все тихо и спокойно. Поэтому получается, что когда происходит желательное поведение, на него никто не обращает внимания.

Так что первое, что я рекомендую родителям — это специально выискивать хорошие виды поведения у ребенка, и убедиться, что когда ребенок ведет себя хорошо, вы как-то это отмечаете, хотя бы просто говорите: «Какой ты молодец!» Хвалите ребенка за хорошее поведение, обращайте на него внимание. Убедитесь, что когда ребенок ведет себя хорошо, он что-то за это получает, что такое поведение выгодно для него.

В противном случае, очень часто получается, что когда ребенок ведет себя хорошо, его все игнорируют, но когда он начинает баловаться и делать что-то неправильное, родители тут же подбегают к нему: «Что ты делаешь? Просила же не баловаться! Мне ужин надо готовить! Почему ты не можешь просто поиграть с братиком?» И получается, что для того, чтобы получить родительское внимание, заставить маму вернуться в комнату, ребенку нужно опять вести себя плохо. И это ловушка, угодить в которую проще простого.

Поэтому важно развивать у себя такую привычку — осознавать, как сейчас ведет себя ребенок, «отлавливать» его хорошее поведение, обращать на него внимание и как можно чаще хвалить или иначе его поощрять.

2. В случае проблемного поведения подумайте о его причинах

Если нежелательное поведение все-таки происходит, подумайте, что именно получает ребенок в результате. Обязательно есть что-то, что делает это поведение выгодным для ребенка. Это может быть ваше внимание, как в ранее приведенном примере. Это может быть специфическая реакция взрослого или другого ребенка, которую он хочет вызвать. Может быть, у него забрали игрушку и он скандалит, потому что хочет получить игрушку обратно? Или он кричит, потому что вы попросили его сделать то, что он не хочет делать? Попробуйте определить, что он пытается получить таким образом.

Если же вам это удалось, то, по возможности, старайтесь сделать так, чтобы это поведение не приводило к нужным ребенку последствиям. Например, если ребенок скандалит, чтобы получить игрушку, убедитесь, что он эту игрушку не получит. Вместо этого подождите, пока поведение не прекратится. Когда ребенок успокоился, подскажите ему более уместное поведение, например, он может сказать: «Дай машинку, пожалуйста». Проследите, что ребенок получит игрушку только в ответ на социально приемлемое поведение, не в ответ на крики.

Я понимаю, что это не всегда возможно, но все же постарайтесь. И если у вас получится, вы увидите, что ребенок переходит на желательное поведение, потому что оно работает, а от проблемного поведения больше нет никакой пользы.

3. Специально планируйте ситуации, в которых ребенок сможет потренироваться в желательном поведении

Очень часто, особенно если у ребенка есть особенности развития, родители начинают «предугадывать» его желания и потребности. Например: «О, за обедом он обязательно захочет выпить сока. Нужно поставить сок на стол. Ой, а сок у него почти закончился, нужно налить еще, а то он заплачет». Возможно, у ребенка нет хороших речевых навыков, поэтому мама или бабушка думают, что помогают, ведь ребенок сам не может попросить сок. Проблема в том, что когда вы предугадываете желания ребенка, и ему не приходится ничего просить, вы не даете ребенку возможности потренироваться в хорошем поведении.

Я призываю постараться как можно чаще создавать ситуации, в которых ребенок сможет проявлять желательные навыки. Подсказывайте ему, учите его. В каких-то ситуациях можно подсказать ребенку использовать уже имеющийся навык, в других нужно учить ребенка новому. Например, в примере с соком, если у ребенка проблемы с речью, то нужно определить другие способы, с помощью которых ребенок может попросить то, что ему нужно. В США мы часто используем американский жестовый язык, и ребенок может научиться показывать жест «пить», например, это очень простой жест. И в следующий раз, когда у ребенка закончился сок, я могу взять пачку сока и подсказать ребенку сделать жест «пить». Я могу показать ребенку, что он должен сделать. Если ребенок все равно не сделает нужный жест, я могу взять его руку и помочь ему, потом я скажу: «Да, сок!» и налью ему сок. И теперь я научила ребенка, что делать, я предоставила ему инструмент для контроля над внешним миром.

4. Сделайте свои ожидания предельно конкретными и понятными

Еще одна очень важная стратегия — делить каждую задачу ребенка на маленькие и четкие шаги. Есть пара ошибок, которые я очень часто наблюдаю у родителей, и одна из таких ошибок — неясные и абстрактные требования.

Например, если я говорю своей дочери: «Уберись в своей комнате», для меня эта фраза может значить одно, а для нее нечто совершенно другое. Мои критерии чистой комнаты, и ее критерии совсем не обязательно будут совпадать. Иногда для нее это значит: «Собрать все вещи, которые валяются в комнате, запихнуть их в шкаф и закрыть дверь». И мне может показаться, что комната выглядит неплохо, но только до того момента, когда я открою шкаф, и на меня вывалится куча вещей.

Более конкретная инструкция, в данном случае, прозвучит примерно так: «Собери всю одежду, которая валяется в комнате, повесь ее в шкаф на вешалки или сложи и убери в ящик для белья». Таким образом, мои ожидания становятся гораздо более понятными.

Другой момент, на который важно обратить внимание — задачу нужно делить на простые и конкретные шаги, с каждым из которых можно легко справиться. Так что я могу сказать: «Подними вот эту одежду и повесь ее в шкаф». После того, как это будет сделано, я, в первую очередь, должна буду похвалить ее (мы помним — важно акцентировать хорошее поведение): «Просто замечательно, огромное тебе спасибо!» Потом я могу сказать: «Часть работы сделана, теперь давай поднимем вот эту одежду и уберем ее в ящик» или «Давай сложим вот эти игрушки в контейнер».

Если я буду говорить конкретно, буду делить задачу на небольшие части, то вероятность того, что мои требования будут выполнены, значительно повысится. И я могу хвалить ее после каждого шага, «ловить» ее за хорошим поведением.

Есть очень много научных исследований, которые показывают, что формулировка ваших требований имеет огромное значение. Так что если я скажу: «Прекрати бегать!», я вряд ли добьюсь желаемого. Но если я скажу: «Иди рядом со мной», то вероятность, что меня послушают, будет гораздо выше. Мы называем такие просьбы «что делать», в отличие от просьб «чего не делать».

Так что важно сделать свои инструкции конкретными, избегать частицы «не», делить задачи на простые шаги и регулярно хвалить за их выполнение.

5. Создайте для ребенка расписание, где любимые и нелюбимые занятия будут чередоваться

Если у вас будет распорядок дня, когда желательные для ребенка занятия будут естественным образом следовать за не очень желательными, это может значительно улучшить его поведение. Например, моя дочь убирается в комнате, и она знает, что после этого мы пойдем в продуктовый магазин, что ей очень нравится, потому что там я разрешаю ей выбрать что-нибудь вкусное. В этом случае я с легкостью могу использовать магазин в качестве награды за уборку комнаты.

Я могу сказать: «Пора убираться в комнате, собери вещи и повесь их в шкаф». После того, как она это сделает, я могу сказать: «Прекрасно! Отличная работа! Теперь сложи эти вещи в ящик, а когда закончишь, мы пойдем в магазин, купим что-нибудь вкусненькое». Теперь я увеличила ее мотивацию довести до конца трудную задачу, которую я перед ней поставила.

Так что если я внимательно проанализирую распорядок дня, то я смогу изменить его так, чтобы предпочитаемые ребенком события шли после каких-то сложных задач. Таким образом, ее мотивация выполнить поставленные задачи станет выше, и вероятность успеха тоже повысится.

Такая стратегия называется принцип Премака, но очень часто мы называем ее «бабушкино правило», потому что бабушка может сказать: «Сначала съешь овощи, потом будет десерт». То же самое и здесь.
И после магазина я могу сказать: «Нам пора домой, надо еще сделать то-то и то-то». И это тоже может быть задача, которая ей не нравится. Поэтому я добавлю: «А когда ты закончишь с этим, мы поиграем». Так что я могу анализировать, что я хочу поручить дочери, и не заставлять ее делать все это с утра, лучше растянуть дела во времени, включая что-то приятное между ними.

6. Никогда не забывайте, что вы здесь взрослый

Думаю, у вас в России нет такой присказки, но у нас есть такой детский стишок: «Я резина, а ты клей, что ни скажешь, от меня отскочит, к тебе прилепится». Идея в том, что дети будут плохо себя вести, обязательно будут. Они будут ругаться, будут пытаться вывести вас из себя. Их действия будут вызывать у вас страх, беспокойство и злость, они будут вас расстраивать. Мне очень часто приходится напоминать себе: «Эй, это я здесь взрослая». Если мой ребенок меня обзывает, я не должна быть второй маленькой девочкой и расстраиваться из-за этого.

Моя дочь еще ребенок, она учится, она неизбежно будет совершать ошибки, но я уже взрослая, и я не должна принимать ее ошибки на свой счет. Я делаю глубокий вдох и говорю себе: «Я здесь взрослая, я не буду воспринимать это как личные нападки. Я спокойна, я совершенно спокойна. Я могу с этим справиться».

Потому что если вы будете остро реагировать на поведение ребенка, вы можете только усилить проблему. Поэтому иногда очень важно сделать шаг назад, глубоко вдохнуть и напомнить себе, что вы не идеальны, и вы тоже будете совершать ошибки, и даже если вам нужен перерыв, то ничего страшного, вы сможете разобраться с этим, когда успокоитесь, не нужно чувствовать себя виноватыми.

И наконец, важно помнить о том, что каждый случай проблемного поведения не просто расстраивает нас, он учит нас чему-то полезному. Когда ребенок плохо себя повел, вы можете сказать: «Ага! Этот момент может меня чему-то научить».

Ребенок не пытается расстроить и «довести» вас. Ребенок пытается сообщить вам о какой-то проблеме, которая требует решения. Ребенок пытается показать, что она не знает, как это делается, или чего я от нее хочу. Или ребенок показывает, что она не хочет этого делать. Так что моя задача как родителя, либо научить ее это делать, либо гарантировать, что она получит что-то в результате, так что в следующий раз она будет мотивирована выполнить это задание.

Так что да, иногда нужно отойти в сторону подумать: «Хорошо, о чем говорит это поведение? Какому навыку мне нужно учить ребенка?» Это не значит, что у меня плохой ребенок, это не значит, что я плохая мать, это просто момент, который сообщает о проблеме, требующей решения. И мы оба можем использовать этот момент, чтобы научиться чему-то новому.

И очень важно разделять то, что мы, как родители, можем контролировать, а что нам неподвластно. Я не могу изменить тот факт, что у моего ребенка инвалидность, я не могу изменить тот факт, что у моего ребенка аутизм, я не могу изменить тот факт, что у моего ребенка отцовский характер. Все эти причины, которыми люди пытаются объяснить поведение, мы не в силах изменить. Но мы можем повлиять на те переменные, которые находятся в окружающем мире, и которые влияют на поведение гораздо больше, чем нам кажется.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на

Кому нужны проблемы со сложными людьми, которые создают неприятности, замедляют работу и часто требуют от вас дополнительных усилий! Однако если деваться некуда и приходится с ними работать, помните о нескольких эффективных вариантах поведения и реакций на проблемное поведение, чтобы достичь нужного вам результата.

При постоянном ускорении темпов жизни нам совершенно не нужны проблемы со сложными людьми, которые создают неприятности и трудности, замедляя работу и требуя дополнительных усилий. К сожалению, такие сотрудники не изменят свой характер в одночасье. Руководство к тому, как с ними обращаться, практически одинаково, вне зависимости от занимаемой ими должности: сложны люди, а не их роль .

Пообщавшись со сложными людьми, вы можете получить следующие результаты:

  • вы отвязались от них, но не получили от них того, что вам было нужно в плане работы;
  • вы разрешили свою краткосрочную проблему, но у них осталось чувство обиды;
  • они довольны, но у вас ушло полдня, чтобы просто получить от них информацию;
  • вы на данный момент приостановили ссору между членами команды, но они вскоре примутся за старое.

Когда речь идет о проблемах с людьми, вам нужно поставить перед собой следующую цель: оперативно разобраться с ситуацией таким методом, который соответствует целям работы и удовлетворяет всех задействованных лиц .

  1. Основные варианты поведения

Существуют несколько технологий, которые можно применять при взаимодействии со сложными людьми. Потребуется время, чтобы овладеть этими методами, но эти инвестиции себя окупят.

2.1. Предлагайте сотрудничество

Люди не меняются. Вы не можете изменить их внутреннюю сущность. Если вы примете этот постулат, ваша эффективность повысится. При этом вы можете, опираясь на их сотрудничество, заставить их изменить поведение . Кроме того, при таком условии вы можете провести дружескую дискуссию, когда каждый из собеседников принимает точку зрения другого: это нередко приводит к иному разделению обязанностей.

Если вы пытаетесь изменить людей, вы порождаете обиду и раздражение у обеих сторон, когда ваши усилия не срабатывают. Но если вы принимаете внутреннюю сущность человека и работаете с ней, стороны начинают чувствовать, что их понимают и уважают - первый и самый важный шаг к сотрудничеству.

2.2. Развивайте свои навыки

Как можно реализовать более терпимый подход к сложным людям? Возможно, данный человек счастлив оттого, что он сложен, поскольку собственное поведение его устраивает. Поэтому вам надо вооружиться необходимыми навыками, и первый, который отсутствует у многих из нас, когда дело доходит до сложных людей, - это решительность .

Проявление решительности - это обращение с другими людьми как с равными себе и признание своего права на обращение с собой как с равным со стороны других людей. Когда вы начинаете вести себя более решительно, люди будут оказывать вам уважение.

Решительные люди находятся посередине между двумя типами личностей: покорными, которых зачастую упускают из виду, даже когда они вносят ценный вклад в дело, и доминирующими, к которым прислушиваются всегда, вне зависимости от того, разумны ли их слова.

Вот простой способ стать решительным: искренне выражать свои чувства, быть честным и стоять на своем . Такое поведение не разрешит незамедлительно любую сложную ситуацию, но оно будет иметь два ключевых последствия: сократит количество возникающих у вас на работе проблем с сотрудниками и позволит вам постоять за себя, когда нужно разобраться со сложными людьми.

2.3. Сохраняйте спокойствие

Даже когда вы раздражены, рассержены или огорчены! Некоторые люди могут вызывать вполне оправданную сильную эмоциональную реакцию, но проявление ваших эмоций не поможет быстро или эффективно решить проблему, а скорее всего, лишь приведет к конфликту и нарастанию враждебности.

Как отмечалось, решительный подход состоит в том, что вы даете другому лицу понять, какие чувства у вас вызывает его поведение; но вы должны это объяснять словами, а не потоками слез или вспышками ярости. Вы можете сформулировать свое отношение так, чтобы человек не занял оборонительную позицию, а пошел на сотрудничество.

2.4. Организовывайте обратную связь

Обратная связь - это специальный вид техники для общения с другими людьми неконфронтационным образом. Одно из ее главных преимуществ состоит в том, что это относительно простой способ обратиться к другому лицу так, чтобы не довести себя до нервного срыва, прежде чем вы решите проблему.

Обратная связь особенно хорошо работает при решении проблем, возникающих постоянно, когда вы имеете дело со сложными людьми. Предположим, что в вашей команде есть человек, который все время на что-либо жалуется. Поговорите с ним наедине, когда вы оба никуда не торопитесь:

  • решите заранее, какие ключевые моменты вы хотите подчеркнуть, и подготовьте способ их сформулировать, который не подразумевает преувеличений, суждений и ярлыков;
  • когда вы говорите с этим человеком, фокусируйтесь на себе, а не на нем;
  • объясните, почему вы так себя чувствуете;
  • теперь дайте другому человеку сказать все, что он хочет. Слушайте его и покажите, что слушаете;
  • фокусируйтесь на том, как он себя ведет, а не на том, каким он (в вашем представлении) является;
  • будьте готовы описать реальные случаи из практики;
  • предложите решение и посмотрите, как себя чувствует ваш собеседник. Это очень важно, поскольку вы не можете изменить личность человека, только его поведение. Поэтому вы должны иметь в виду альтернативное поведение, о котором вы собираетесь его попросить;
  • выслушайте ответ вашего собеседника и будьте готовы пойти на компромиссы.

2.5. Другие варианты поведения

Когда у вас будет время поразмыслить над проблемами с окружающими вас людьми, задайте себе вопрос: а не может ли иногда проблема быть в вас самих ? У некоторых людей возникает больше проблем со сложными личностями, чем у других, и это может быть хорошим индикатором того, что по крайней мере часть проблемы кроется в них самих.

Есть также ряд общеметодологических подходов для общения со всеми типами сложных людей:

  • будьте позитивны;
  • побольше улыбайтесь;
  • проявляйте заботу о других;
  • активно слушайте;
  • сопереживайте;
  • празднуйте успехи других людей;
  • демонстрируйте уважение к другим;
  • просите совета и вклада других людей;
  • не высказывайте суждений, пока не соберете всю информацию;
  • старайтесь не жаловаться;
  • рассматривайте мнения и идеи, которые отличаются от ваших собственных;
  • демонстрируйте хорошее чувство юмора.

Другой вариант конструктивных действий, описывающий алгоритм борьбы с проблемным поведением, был сформулирован П. Мак-Кенной и Д. Майстером:

  1. опишите ситуацию, в которой вы усматриваете поведение, вызывающее ваше беспокойство;
  2. объясните, почему это вас беспокоит, и ясно выразите свое желание изменений;
  3. активно ищите причины такого поведения. Прислушивайтесь к тому, как люди это объясняют;
  4. дайте знать, как изменение (улучшение) поведения скажется на карьере;
  5. спрашивайте о том, какой люди видят выход из подобной ситуации;
  6. предлагайте свое одобрение и поддержку;
  7. договоритесь о плане действий и назначьте дату рассмотрения изменений.
  1. Реакция на проблемное поведение

Существуют определенные типы проблемного поведения, которые может демонстрировать почти каждый человек, причем это может происходить совершенно неожиданно, и вам нужно быть готовым к тому, чтобы сразу на них реагировать.

Гнев. Гнев некоторых людей оправдан, тогда как другие зачастую гневаются, чтобы заставить вас сделать что-то по их желанию.

Оправданный гнев. Большинству из нас приходится иметь время от времени дело с гневом других людей. Это может быть связано с взаимонепониманием, а может - с неразумностью каких-то аспектов всей системы, представителем которой вы являетесь как менеджер.

Люди, которые сердятся по оправданной причине, делают так, поскольку чувствуют, что не могут получить нужный им результат, не рассердившись. Обычно они считают, что их не слушают. Поэтому прежде всего нужно выслушать, что они хотят сказать, тогда они начинают успокаиваться.

Покажите этому человеку, что вы сочувствуете его точке зрения; возможно, вы не в состоянии дать ему то, что он хочет, но вы показываете, что понимаете его чувства. Не заводите его, пытаясь оправдать свои действия. Это выглядит так, как будто вы больше заинтересованы в своей стороне дела, чем его. Разгневанные люди хотят получить результат, поэтому постарайтесь согласовать итог вашего разговора. Лучше всего попытайтесь дать им возможность выбора, тогда они будут чувствовать, что вы предоставили им определенную степень контроля.

Тактический гнев. Люди, которые выходят из себя, чтобы вынудить вас им поддаться, - совершенно иное дело. Самое худшее - пойти у них на поводу; если их прием сработает, они будут продолжать так поступать с вами и с другими. Для начала вам потребуется ваша решительность: вы не должны уступать или позволять на себя кричать. Если они продолжают кричать, уйдите. Продолжайте так себя вести при любых последующих стычках, когда они злятся, пока они не научатся вести себя с вами рационально и разумно.

Молчание. Люди прибегают к нему, когда хотят вам показать, как они расстроены, поскольку без этого, по их мнению, вы подумаете, что эта проблема для них неважна. Люди, которые часто так делают по поводу незначительных аспектов, создают неприятную атмосферу, которая может испортить рабочие отношения. Молчание рассчитано на то, чтобы вызвать у вас чувство вины, когда вы поймете, как расстроен этот человек. Любой подход к проблеме сработает только в том случае, если у вас совершенно искренне нет оснований чувствовать себя виноватым.

Поэтому если у вас возникают дискуссии с «молчуном», слушайте его с открытой душой, объясните, на чем основывается ваша точка зрения, и ведите себя дружелюбно и разумно. Когда дискуссия закончится, если ваш собеседник решит продолжать дуться, вы будете знать, что сделали все возможное.

Вы просто не сдались без причины, лишь для того, чтобы избежать этого молчания, цель которого - заставить вас капитулировать. Никогда этого не делайте, потому что если это сработает однажды, «молчуны» будут прибегать к подобному приему постоянно. Но не будьте с ними резки; ведите себя так, как будто все нормально. Подождите, пусть они сами нарушат молчание. Если вы покажете, что можете продержаться дольше, чем они, они больше не станут использовать эту технику.

Эмоциональный шантаж - популярное оружие, чтобы заставить людей сделать то, что хочет шантажист, который играет на вашем чувстве вины или желании быть популярным. Эмоциональный шантаж не срабатывает с решительными людьми, и шантажисты распознают решительных людей и не прибегают с ними к этой технике. Научитесь узнавать эмоциональный шантаж (например, когда вы чувствуете вину, сказав «нет», или дискомфорт из-за своего ответа кому-то).

Скажите себе, что эмоциональный шантаж не является справедливым поведением взрослого человека и что вы ничего не должны шантажисту. Теперь просто стойте на своем, не позволяя шантажисту вызвать у вас чувство неловкости. Иногда целесообразно шутливо сказать: «Осторожно, это начинает напоминать эмоциональный шантаж», что может остановить попытки шантажа.

С.B. Пятeнкo ,

генеральный директор

«Экономико-правовой школы ФБК»

магистр делового администрирования

Формирование и развитие способностей может изменять проблемное поведение.
М.Перре, У.Бауман в книге "Клиническая психология и психотерапия" считают, что: проблемное поведение (R) интегрировано в тригерные условия (ситуации) (S) и последствия (С), которые регулируют поведение. Действие раздражителей модифицируются через систему саморегуляции индивида; имеются ввиду внутренние стандарты, ожидания, физиологические процессы и т.д. Факт взаимодействия этих уровней, причем постоянно усиливающегося, объясняется в системной модели аспектом обратной связи, или антиципации. В проблемной ситуации человеку необходимо в первую очередь овладеть техникой контроля стимулов, контроля последствий, а также научения по модели. Вторую важную группу образуют: самоконтроль, рационально-эмоциональная терапия, методы решения проблем, а так же тренинг самоинструктирования и тренинг сопротивляемости стрессу.
Методы поведенческой терапии
Техники контроля стимулов:
* Систематическая десенсибилизация (in stnsu, in vivo)
* Градуированное гашение
* Экпозиционирование и предотвращение реакции
* Тренинг преодолении страха
* Методы "наводнения"
* Парадоксальное вмешательство
Техники контроля последствий:
* Подкрепление ситуативной реакции
* Оперантное угашение
* Управление ситуацией
* Жетонная система
* Методы наказания
* Прерывание: значимость ответной реакции
Техники научения моделей:
* Научение по модели in vivo
* Скрытое научение по модели
* Предъявление символической модели
Техники самоконтроля
* Самонаблюдение
* Контроль стимулов
* Контроль случайностей
* Составление договоров
Когнитивные способы
* Скрытое обусловливание
* Когнитивная терапия (по Беку)
* Рационально-эмоциональная терапия
* Тренинг в решении проблем
* Тренинг самоинструктурирования
* Тренинг сопротивления стрессу
* Стратегии реатрибуции.
Техники контроля стимулов - это группа техник с помощью которых клиент обучается стратегии преодоления проблемных ситуаций для их разрешения. Классический пример контроля стимулов представляют так называемые методы конфронтации при поведении избегания, обусловленном тревогой. Если проблема клиента состоит в том, что на основании ожидаемого страха он больше не может переносить определенные ситуации, то задача психолога - побудить клиента к конфронтации с внушаемой страх ситуацией для угашания и преодоления страха. Проблема клиента остается такой стабильной потому, что вследствие полного избегания у него не возникает ощущения безопасности и поэтому угашения не происходит. В результате ухода от якобы опасной ситуации избегание дополнительно негативно подкрепляется. Поэтому у клиента существует субъективно внушаемый страх ситуации и психологу вместе с клиентом необходимо "эмоционально преработать" и снизить тревогу или страх на несколько уровней, а это приведёт к усилению веры в собственную способность преодоления ("самоэффетивность": Banddura, 1977).
При контроле со стороны или самоконтроле такую ситуацию можно реализовать либо с постепенно нарастающей интенсивностью страха в воображении (десенсибилизация in sensu) или в реальности (десенсибилизации in vivo), а также без нарастания интенсивности и реально (эспозиционная терапия), интенсивно и в воображении (имплозия) или в реальности ("наводнение"). Клиенту необходимо взять проведение лечения на себя (самоконтроль и самоуправление).
Методы лечения страха
* Поэтапная конфронтация с раздражителем - (десенсибилизация in sensu (в представлении); десенсибилизация in vivo (в реальности).
* Постепенная десенсибилизация - экспозиционирование в реальности.
* Интенсивная конфронтация с раздражителем - имплозия в представлении - "наводнение" в реальности.
Десенсибилизация (в клинической психологии) (лат. de - приставка, обозначающая отделение + sensibilis - чувствительный) - психотерапевтическая методика, используется в поведенческой терапии для уменьшения тревоги по отношению к некоторым пугающим объектам или ситуациям.
Клиент воспроизводит все более устрашающие зрительные образы, негативные эмоциональные переживания на фоне мышечной релаксации, расслабления). Правильное применение образов (мысленной картины того, что в данный момент недоступно непосредственному восприятию) может помочь выработать уверенность в себе, развить выносливость и энергичность, избавиться от мешающих привычек, др. С помощью образов можно совершить то, что в данный момент физически невозможно. Механизмы визуализации рассматриваются в контексте теоретических моделей гипноза, трансперсональной психологии, др.
(Н.Д.Творогова).
Имплозия (внутренний взрыв) в представлении. Перлз выделяет четыре основных психических уровня: поверхностный слой - игры (условные социальные роли), имплозивный уровень или уровень "внутреннего (имплозивного) взрыва" (ведущий к субъективному переживанию тупика и безысходности), эксплозивный уровень или уровень "внешнего (эксплозивного) взрыва" и четвёртый уровень - глубинный уровень аутентичности. Имплозивный уровень связан с внутренним парализующим напряжением от двух противоречащих друг другу сил.
"Наводнение" в реальности.« Наводнение» - термин, используемый в поведенческой психотерапии для обозначения реального столкновения пациента с ситуациями или объектами, вызывающими страх. В основе любого технического приема, использующего погружение, лежит механизм угашения страха путем реального тестирования ситуаций, переоценки их значения и своих возможностей, коррекции неадекватных ожиданий.
Литература:
1. Клиническая психология и психотерапия" под ред М.Перре, У.Баумана. Спб.:Питер,2012.

Адекватное и неадекватное поведение
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/adekvatno...
Адекватное поведение - соответствующее требованиям ситуации и ожиданиям людей. Как разновидность социального поведения, адекватное поведение внутри себя делится на:
конформное поведение
ответственное поведение
помогающее поведение
правильное поведение.
синтонное поведение
Ось "адекватное - неадекватное" и "к желаемой человеком цели - в сторону" дает удобную типологию.
Разновидности неадекватного поведения:
виктимное поведение
девиантное поведение
делинквентное поведение
демонстративное поведение
конфликтное поведение
ошибочное поведение
Демонстративное поведение
Демонстративное поведение - выразительные действия и поступки, в которых прослеживается целенаправленное желание привлечь внимание к себе.
Демонстративное поведение, пока оно не выходит за некоторые разумные рамки, удобное средство для решения самых разных жизненных задач. Демонстративное поведение нередко присуще лидерам по харизматичному типу и большинству женщин. Можно считать, что в той или иной мере демонстративное поведение лежит в сути женского поведения, поскольку одна из главных задач женщины - это привлечение к себе внимания. Разумная мера демонстративного поведения для женщины - это норма
Неадекватное демонстративное поведение
Демонстративное поведение бывает в рамках нормы, бывает - за рамки нормы выходит, становится неадекватным.
Демонстративное поведение, даже неадекватное, не всегда связано с психологическими проблемами личности.
Например, что касается демонстративного поведения Маньки Облигации, то ее поведение с какими-либо психологическими проблемами, по-видимому, не связано, и есть лишь выражение ее личностного типа и особенностей воспитания, воспитания на образцах социальных низов.
А вот демонстративность героини Джулии Робертс в фильме "Красотка" - от смущения и немного месть за то, что на нее окружающие смотрят с осуждением. Эта демонстративность - от ситуативных психологических проблем, это проблемное поведение.

Ошибочное поведение

Ошибочное поведение - неадекватное поведение, направленное в сторону от желаемой человеком цели.
Вариант - реализующее мои цели, но цели мелкие, поверхностные, достижение которых отдаляет достижение моих же, но более серьезных целей.
Если в ситуации критики я сделаю тупое лицо, они от меня отстанут. Но если в результате я привыкаю тупить и не слушать тех, кто дает мне обратную связь, я в будущем совершаю еще больше ошибок.
Противоположно ошибочному - правильное поведение: адекватное поведение, направленное к желаемой человеку цели. Промежуточные варианты - конформное и нестандартное поведение.
Разновидностью ошибочного поведения является проблемное поведение - ошибочное поведение, вызванное психологическими проблемами человека.
Причины ошибочного поведения
За ошибочным (конфликтным, неадекватным, неэффективным) поведением психологически здорового человека (и ребенка) обычно стоят следующие причины: случайность, физические проблемы, некомпетентность (отсутствие нужных знаний и умений) и невоспитанность, отсутствие нужных привычек.
Ошибочное поведение, идущее из детства
Достаточно типовая ситуация, когда в детстве ребенок нашел достаточно удачный для того возраста способ решения какой-то жизненной задачи, от повторения этого способ закрепился, а во взрослом возрасте это воспроизводится, хотя стало уже неадекватным.

Как реагировать на замечания и критику
Автор: Н.И. Козлов
Все зависит от того, кто, зачем и как делает замечания или критикует. Критика бывает справедливой, несправедливой и мутной: когда неясно, что в критике обосновано, а что нет.
Несправедливую критику по возможности лучше пропускать мимо, даже не обсуждая. "Собаки лают, караван идет". Делайте свое дело наилучшим образом, и не тратьте время на препирательства с теми, кто критикуем вас не по делу, не разбираясь, или занимаясь просто сведением счетов.
С мутной критикой, когда замечания формулируются неясно, нечетко и где разумное перепутано с глупым и обидным, разбираться сложно. В таких случаях нежелательно вступать в разборы и препирательства, лучше подумать над происшедшим самому (самой) или хотя бы перенести разговор на другое время и в другие обстоятельства, где можно поговорить более разумно и не торопясь.
Справедливая критика бывает больна, но относиться к ней нужно с вниманием и благодарностью. Нам сложно увидеть свои недостатки так же ярко и выпукло, как видят их люди, которые общаются с нами на работе, дома, в дружеской неформальной обстановке. Справедливая критика подсказывает нам, где мы и в чем неправы, дает возможность поправить ситуацию, сделать дело лучше.
Поддерживайте справедливую критику в свою сторону: реагируйте на нее позитивно. Если критика справедлива, лучше согласиться с нею сразу и в категоричной форме. Если вы свои ошибки признаете быстро и решительно, обычно это обезоруживает собеседника.
Редко, но это может и не произойти. Некоторым людям кажется важным, чтобы виновный пострадал и попереживал подольше, и быстрое признание своей вины им покажется слишком легким. Они успокаиваются только тогда, когда будут свидетелем длящихся душевных мучений. Объяснять им, что они не правы, не всегда реально, и проще бывает продемонстрировать им то, что они так ждут.
Справеделивая критика больна сама по себе, справедливая критика в обидной форме больна вдвойне. Как реагировать на такое?
Если это замечание от шефа или старших - в любом случае начните с того, что сделайте так, как вам сказано. Если отношения с ними хорошие, после всего можно попросить делать вам замечания в более приемлемой для вас форме. Часто бывает очень полезно сформулировать прямым текстом, как вас можно критиковать, чтобы вы воспринимали это нормально. А если отношения у вас проблемные, то вместо того, чтобы обижаться на неприятную для вас форму критики в вашу сторону, задумайтесь в главном: можно ли отношения изменить? Или - что предпринять еще, чтобы изменить ситуацию в целом?

«Проблемное поведение детей и подростков: как реагировать и что делать?»

Цель: Научить родителей дифференцировать ошибочные цели поведения детей и подростков и определить стратегии позитивного реагирования, содействовать созданию эмоционально благоприятной атмосферы в замещающей семье для успешного воспитания и развития ребенка посредством обучения родителей способам конструктивного общения с ним.

Задачи:

  • повысить педагогическую и психологическую компетентность замещающих родителей;
  • помочь замещающим родителям научиться общаться с ребенком, адекватно оценивая уровень его развития, достижения и проблемы;
  • научить замещающих родителей определять адекватные пути взаимодействия с ребенком путем установления оптимальной дистанции и пространства общения;
  • способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

Ход заседания Клуба:

Мотивационный этап.

Вступление:

Наверное, нет такой семьи, в которой не возникают трудности с воспитанием детей, и самая распространенная трудность - это плохое поведение ребенка. На непослушание, упрямство, грубость, лживость, драчливость жалуются семьи, имеющие как малышей так и подростков, Можно предположить, что эти проблемы не миновали и нас с вами.

1. Упражнение “Мое имя и качество”.

Цель: познакомить участников друг с другом, расширить их представления друг о друге, подчеркнуть индивидуальность каждого, создать эмоциональный настрой на дальнейшую работу.

Время: 5 минут.

Материалы: мячик.

Поэтому первый вопрос к вам:

Какое поведение Ваших детей чаще всего беспокоит Вас?

Вывод: 1. Основная идея - необходимо воспринять плохое поведение как информацию, послание, которую отправляет нам ребенок.

Что мой ребенок хочет мне сказать своим поведением? – вот первая реакция эффективного родителя на негативный поступок ребенка.

2. Поведение ребенка подростка может быть плохим, но намерения, которые лежат в основе поведения, позитивные, положительные.

3. Совершая плохое поведение ребенок ошибается в выборе форм поведения

Выбор формы поведения всегда подчиняется трем законам:

а). Дети выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.

б). Любое поведение ребенка подчинено цели – чувствовать себя принадлежащим к обществу, к социальной жизни.

в). Нарушая дисциплину ребенок понимает, что поступает плохо. Но может не понимать, что выбирает при этом ошибочную цель.

2. Упражнение “Кукла”.

Цель: помочь замещающим родителям осознать те ненужные запреты, которые они навязывают ребенку.

Время: 15 минут.

Материалы: кукла, ленточки темного цвета.

Родители по очереди начинают говорить: нельзя бегать, нельзя кричать, нельзя прыгать, не маши руками, не показывай пальцем и т.д. В это время психолог перевязывает ленточками кукле ноги, руки и т.д.

Анализ: посмотрите, что случилось с нашей куклой. Она перевязана с ног до головы. Так мы “связываем” наших детей, требуя от них выполнения наших инструкций. Какие эмоции и чувства у вас возникают по этому поводу?

Практический этап.

3. Упражнение:

Разберем ситуации с плохим поведением ребенка.

Ситуация 1 . У вас важный телефонный звонок и вы сосредоточены на разговоре. Ваш ребенок пристает к вам с просьбами и вопросами: где лежат его карандаши и краски, куда можно налить воды для рисования, хорошо ли получилось, что поправить и т.д.

Вы время от времени отвечаете ему, но все это мешает телефонному разговору.

Вопросы:

  • Какая реакция у взрослого может быть?
  • Что чувствует взрослый в этот момент?
  • Что ребенок хочет сказать взрослому своим поведением?
  • Как поступит эффективный родитель.

Ситуация 2. Уже довольно поздно, но Ваш ребенок непременно хочет пойти гулять с друзьями.

Вы считаете, что это время никак не подходит для прогулки и категорически отказываете ему.

Ему ничего не остается, как уйти в свою комнату. Вскоре оттуда раздается громкая музыка в стиле РОК. Вы просите его выключить музыку, так как время позднее, но в ответ музыка становится оглушительной, через 5 минут препирательства Вы готовы вывернуть пробки…

Вопросы:

  • Что говорит своим поступком ребенок родителю?
  • Что чувствует родитель, когда ребенок поступает таким образом?
  • Какой путь в таком случае будет эффективным?

Ситуация 3. Мама Маши обратила внимание на то, что в последнее время девочка стала пассивной, она все больше отходит от семейных дел. Если мама просила ее что-либо сделать по дому, то оно принималась хныкать, жаловаться: « Я не умею, я могу разбить, сломать…».Она откладывала любое самое простое дело, не приступала к приготовлению уроков, пока мама не начинала вместе с ней разбирать задания. В классе она тоже была пассивной, что сказалось на ее оценках.

Вопросы:

  • Что чувствует родитель в такой ситуации?
  • Что своим поведением говорит ребенок родителю?
  • Как надо поступать, чтобы быть эффективным родителем?

4. Упражнение “Ассоциации”.

Цель: принятие индивидуальности ребенка.

Время: 10 минут.

Материалы: листочки с незаконченными фразами.

Если вы и ваш ребенок цветы, то какие …

Если вы и ваш ребенок животные, то какие …

Если вы и ваш ребенок цвета, то какие …

Если вы и ваш ребенок настроение, то какое …

Если вы и ваш ребенок музыка, то какая …

Если вы и ваш ребенок погода, то какая …

Если вы и ваш ребенок запах, то какой …

Если вы и ваш ребенок одежда, то какая …

Если вы и ваш ребенок мебель, то какая …

Если вы и ваш ребенок люди, то какие …

Анализ: легко или трудно было придумать ассоциацию?

5. Упражнение “Радость общения с ребенком”.

Цель: создание позитивной установки на общение с ребенком.

Время: 10 минут.

Материалы: мягкая игрушка.

Анализ: трудно ли было продолжить фразу и произнести ее вслух?

Заключительный этап:

Ведущий:

Стратегия и тактика экстренного вмешательства в ситуации конфронтации.

  • Правило 1. Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ребенка.
  • Правило 2. Контролируйте свои негативные эмоции.
  • Правило 3. Не усиливайте напряжения ситуации.
  • Правило 4. Обсудите поступок позже.
  • Правило 5. Позвольте ребенку «сохранить лицо».
  • Правило 6. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.

Рефлексия:

  1. Что для Вас было полезным?
  2. В чем Вы испытывали трудности?
  3. Ваши вопросы по этой теме.

Спасибо за работу!