Возможности применения педологических идей в современной школе. Комплексное развитие ̶ это комплекс чего? Правильное применение личностно ориентированного подхода в воспитании детей

Развите детей. Целостное системное изучение ребенка. Как уже отмечалось, преодоление порочного подхода к диагностике нарушений умственного развития на основе чисто количественной психометрической оценки результатов выполнения детьми тестовых заданий и отказ от придания тестам ведущей роли в отборе умственно отсталых детей в специальные школы привели к созданию комплексного подхода к диагностике нарушений развития.

Комплексный подход как один из основных принципов диагностики аномального развития означает требование всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка, охватывающей не только интеллектуальную, познавательную, деятельность, но и поведение, эмоции, уровень овладения навыками и т. д., а также состояние его зрения, слуха, двигательной сферы, неврологический статус, историю развития. Сведения о соматическом состоянии ребенка, о состоянии его нервной системы и органов чувств, об условиях и особенностях его развития, о возможной наследственной природе нарушений не менее важны при определении путей обучения ребенка, чем его психологическая характеристика и данные о его знаниях, умениях и навыках. Таким образом, психологическое исследование составляет органическую часть диагностической системы, часть комплексного подхода к обследованию ребенка и не имеет самодовлеющего значения. В обследовании ребенка в целях диагностики и отбора в специальные школы принимают участие врачи: психоневролог или психиатр, отоларинголог, офтальмолог, хирург-ортопед; педагог-дефектолог, логопед, психолог. Такой состав диагностического комплекса предусматривается «Положением о медико-педагогических комиссиях». К сожалению, участие психолога не всегда реально обеспечивается из-за недостатка специалистов этого профиля, работающих в области нарушений развития, а психологические методики (хотя они часто оказываются единственным надежным средством выявления нарушений развития) используют в этом случае психоневролог или психиатр, логопед и педагог-дефектолог.

Целостное системное изучения ребенка. Следующим важнейшим положением современного подхода к диагностике аномалий развития в целях отбора детей в специальные школы является принцип целостного системного изучения ребенка. Системный подход, о необходимости применения которого к изучению нарушений развития писал еще Л. С. Выготский (1983) и который получил достаточно глубокое развитие в исследованиях его учеников, является сейчас одним из основных в методологии советской психологии, а значит, и в дефектологии. Однако его полная реализация представляется весьма непростым делом, и осуществляется этот подход далеко не всегда.

Целостный системный анализ в процессе психологической диагностики предполагает прежде всего обнаружение не просто отдельных проявлений нарушения психического развития, а связей между ними, определение их причин, установление иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в психическом развитии, т. е. того, что Л. С. Выготский определял как взаимосвязанную систему дефектов – первичных, вторичных и т. д. Для осуществления такого анализа необходима не только четкая постановка задач исследования психического развития применительно к отбору в специальные школы, но и соответствующая система диагностических методик, без применения которых крайне затруднительно получить материал для обоснованного решения этих задач. Однако пока задачи исследования четко не формулируются, а психолог и другие специалисты, обследующие развитие психических функций ребенка, не располагают набором методик, который мог бы обеспечить системное исследование. Об этом подробнее мы поговорим ниже.

Можно не согласиться с положением о необходимости четких задач для реализации целостного системного обследования. Можно противопоставить ему утверждение, что если детально обследовать все психические функции ребенка, выявляя все его возможности, то тем самым и будет достигнуто целостное системное представление о его психическом развитии. Однако в этом случае мы получим огромное количество избыточного материала, среди которого может затеряться интересующий нас. Вместе с тем для такого обследования необходим гораздо более продолжительный отрезок времени, чем затрачиваемый теперь на обследование одного ребенка медико-педагогическими комиссиями. Поэтому такой подход является просто нереальным.

Существенное значение имеют также принципы динамического изучения ребенка и качественного анализа полученных данных.

Целостное системное изучения ребенка. Принцип динамического изучения тесно связан с разработкой в советской психологии теории психического развития ребенка, в создании которой принимали участие такие ведущие российские психологи, как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие. Для дефектологии (и в частности, для разработки основ психологической диагностики) особо важное значение имели два положения, сформулированные Л. С. Выготским (1983) в русле разработки теории психического развития ребенка.

Одно из них состоит в том, что основные закономерности развития нормального ребенка сохраняют свою силу и при аномальном развитии, являются общими для обоих случаев. Вместе с тем Л. С. Выготский отметил и существование специфических закономерностей аномального развития, в качестве примера которых указал на затруднения во взаимодействии с окружающими, обнаруживающиеся при всех аномалиях развития. Естественным выводом из этого положения Л. С. Выготского применительно к диагностике нарушений развития является признание важности данных специфических закономерностей, поскольку они могут служить весьма существенными ориентирами (В. И. Лубовский, 1971,1978). Именно опора на знание специфических, закономерностей и особенностей, своеобразных для разных категорий аномальных детей, позволяет избежать диагностических ошибок в трудных для дифференциации случаях (Т. А. Власова, 1956), однако наше знание таких закономерностей пока весьма ограниченно.

Вторым, важнейшим для психологической диагностики, положением Л. С. Выготского является его концепция о зонах актуального и ближайшего развития. Подлинная реализация принципа динамического изучения предполагает прежде всего не только применение диагностических методик с учетом возраста обследуемого ребенка, но и выявление его потенциальных возможностей, «зоны его ближайшего развития».

Принятая в отечественной психологии теория психического развития ребенка отвергает жесткую обусловленность стадий и отдельных проявлений психического развития физиологическим «созреванием» ребенка, полную зависимость формирования психологических функций от возраста (как это делается, например, в теории психического развития Ж. Пиаже), подчеркивает ведущую роль обучения, значение влияния среды, условий развития. Тем не менее имеется определенная последовательность стадий развития, которые не могут опережать друг друга, и, таким образом, определенная (относительная) возрастная периодизация, на которую необходимо ориентироваться при исследовании, существует. В разработку проблемы внесли наибольший вклад Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. Однако разработанная ими периодизация недостаточно дробна для практических диагностических целей.

Отмечая прогрессивный характер отечественной теории психического развития, следует сказать, что особо важное значение для разработки путей и средств психологической диагностики отклонений в развитии должны иметь определенные нормативы развития, качественные характеристики возрастных этапов. Следует, однако, признать, что пока таких характеристик, которые могли бы в полной мере играть роль критериев развития, не существует, они не разработаны. До настоящего времени охарактеризованы лишь наиболее общие психологические особенности, свойственные большим возрастным этапам, недостаточно определенные и конкретные, чтобы служить в качестве диагностических критериев.

Установлены, например, лишь основные изменения в психической деятельности ребенка, происходящие при переходе от дошкольного к школьному возрасту (изменение ведущих видов деятельности). Такого рода данные могут лишь ориентировать на поиск диагностических критериев, но ни в коей мере не могут служить такими критериями, ибо не являются достаточно конкретными показателями. Разумеется, нет точной хронологической привязанности определенных психологических проявлений к тому или иному возрасту, но при всей «возрастной неопределенности» формирования этих процессов могут быть установлены определенные ориентировочные показатели для некоторых важнейших функций, умственных операций и т. д. При этом необходимо учитывать, что психическое развитие детей в каждом обществе в значительной мере определяется социальными требованиями и отвечающей этим требованиям системой воспитания и обучения.

Принцип качественного анализа данных, получаемых в процессе психологической диагностики, т. е. качественного анализа результатов применения психологических методик, находится в тесной связи с принципом динамического изучения. Этот принцип выдвинут как противопоставление чисто количественному подходу к оценке психологических данных, характерному для классического тестирования (см.: А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Смирнов, 1968). Однако и этот принцип нуждается в дальнейшей разработке, поскольку его реализация сталкивается с теми же трудностями, что и осуществление принципа динамического изучения. Проблема качественных показателей выполнения различных психологических методик разработана совершенно недостаточно. Да и в целом следует сказать, что не существуют и, видимо, принципиально не могут быть созданы такие единые психологические методики, которые позволили бы однозначно и качественно разграничивать не только детей, относящихся к разным категориям аномалий, но и нормальное развитие от нарушенного. Существуют, конечно, различия в способах выполнения заданий, способах действий. Однако такие различия наблюдаются и среди нормально развивающихся детей, а с другой стороны, не все такие различия доступны для наблюдения (между прочим, это обстоятельство является причиной, объясняющей необходимость использования при исследовании, скажем, мыслительной деятельности методик наглядно-действенного характера).

Таким образом, качественный подход в чистом виде невозможен. В большинстве случаев, когда при диагностике применяется набор заданий, аномальные дети выполняют отдельные задания хуже, чем нормально развивающиеся, или выполняют лишь некоторые из тех заданий, с которыми справляются нормально развивающиеся дети, однако и среди последних не все дети справляются со всеми заданиями. Таким образом, возникают реальные количественные различия, на основании которых необходимо принимать диагностическое решение. Как эта реальность учитывается в имеющихся методических пособиях для медико-педагогических комиссий, можно будет увидеть из примеров, приводимых ниже.

Из сказанного следует, во-первых, необходимость применения при диагностике многих методик (целого набора, «батареи»), причем каждая методика должна содержать несколько однотипных заданий, определяющих диапазон количественных различий, а во-вторых, неизбежность сочетания количественного и качественного подходов к анализу данных. Более того, следует сказать, что в подавляющем большинстве случаев качественные различия между аномальным и нормальным ребенком могут быть установлены только при сопоставлении количественных показателей. Количественные и качественные различия практически выступают во взаимосвязи. Качественные определяются на основе перехода количества в качество. Практически так и происходит, хотя исследователи не отдают себе отчета в этом.

Заканчивая рассмотрение состояния теоретической концепции в психологической диагностике нарушений развития, следует отметить, что на данном этапе она определяет лишь самые общие требования к построению диагностических процедур и не содержит никаких положений, которые определяли бы критерии разработки или отбора методик, объекты диагностики (т. е. проявления – процессы, состояния, – которые целесообразно исследовать), способы обработки получаемых экспериментальных данных и оценки результатов.

Подходы в воспитании детей позволяют выбрать правильное направление для обучения, становления и развития ребенка, раскрыть его индивидуальные особенности и способности.

Современные подходы в воспитании детей

Подход в воспитании детей играет важную роль для комфортного и полноценного развития. В дошкольном периоде важную роль играет социальная среда, в которой пребывает ребенок, она напрямую воздействует на него и его развитие.

В современной педагогике активно используют подход воспитания жизнью. В рамках этой методики воспитание и обучение ребенка происходят за счет его собственного опыта, а также с учетом правильных и неправильных поступков. Условия жизни напрямую влияют на личность ребенка.

При воспитании детей дошкольного возраста можно использовать трудовой подход, в состав которого может входить как трудовая деятельность дома, в детском саду и других дошкольных заведениях, так и занятия спортом. Тренировки и спортивные упражнения помогают закалить характер ребенка, воспитать в нем выносливость, силу воли и духа, трудолюбие и терпение.

Современные подходы в воспитании детей заключаются в постепенном прививании ребенку основных жизненных навыков.

При выборе определенных подходов в воспитании детей следует подбирать соответствующее направление – авторитарное, либеральное, демократичное и индифферентное.

Авторитарный подход предполагает воспитание ребенка в жесткости и строгости, безоговорочном подчинении и соблюдении строгих правил. Ребенок находится в пассивном состоянии, он зависит от родителей и не принимает решений. Серьезным недостатком авторитарного подхода в воспитании детей является утрачивание творческого начала и безынициативность, отсутствие самостоятельности и способности к принятию серьезных решений.

Противоположным направлением в воспитании является либеральный подход, в котором важную роль играет личность ребенка. В процессе воспитания отсутствуют запреты, правила и ограничения. В педагогике этот подход называют «методом вседозволенности». Недостатком данного подхода является отсутствие ограничений, которое может привести к эгоизму и избалованности, отсутствию цели в жизни.

Демократичный подход в воспитании детей подразумевает равноправное отношение между родителями и детьми. Решения принимают на семейном совете, а на всех этапах развития ребенок является равноправным участником воспитания, высказывает свое мнение и отстаивает личные интересы.

Индифферентный подход в воспитании детей является методом свободного развития ребенка, в котором родители не принимают участия. Ребенок считается независимой и свободной личностью, которую не следует обременять различными правилами, ограничениями и проблемами. Родители, используя этот подход, не участвуют в жизни ребенка, в его внутреннем и внешнем развитии. В результате такого воспитания у ребенка отсутствуют ориентиры в жизни, он не чувствует поддержки и защиты, а также у него нет духовной связи с родителями. В конечном итоге такого воспитания дети становятся закрытыми и асоциальными.

Для того чтобы ребенок вырос полноценной личностью, подходы в воспитании необходимо выбирать с учетом особенностей ребенка. При воспитании не должно быть большого количества запретов, но родителям и педагогам необходимо быть направляющей и контролирующей стороной.

Особенности индивидуального и деятельностного подхода в воспитании

Наиболее эффективными в педагогике являются индивидуальный и деятельностный подходы в воспитании детей.

Индивидуальный подход в воспитании ребенка представляет собой педагогический процесс, который учитывает индивидуальные особенности, влияющие на поведение и развитие. В этом подходе используют различные методы воспитания (в соответствии с личностью ребенка), направленные на достижение положительных результатов. Ребенок рассматривается как самостоятельная, уникальная и ответственная личность.

При использовании индивидуального подхода в воспитании ребенка открываются скрытые способности и возможности, происходит становление самосознания и самоопределения. Личность ребенка преобладает над коллективом, учитываются ее гуманистические, творческие, интеллектуальные и физические способности.

Преподаватели, использующие индивидуальный подход, высоко ценят ребенка, прививают ему интеллектуальные, моральные и социальные ценности. В этом подходе внимание акцентируется на каждом ребенке, его желаниях и возможностях.

Деятельностный подход в воспитании детей является эффективным методом обучения, в процессе которого ребенок получает, запоминает и использует знания в учебно-познавательной деятельности. Знания ребенку не дают в готовой форме, а организуют учебный процесс таким образом, чтобы ребенок активно и системно развивался и познавал.

В основе деятельностного подхода в воспитании детей лежат следующие дидактические принципы:

Познание деятельностного подхода в воспитании детей рассматривается в широком смысле, а также включает миропознание, личностное становление и самостоятельное определение ребенка. Главную роль в этом подходе играет деятельность детей, в процессе которой находят решения задач. Преподаватели и родители являются корректирующей, поддерживающей и стимулирующей стороной.

Формирование человека начинается, как известно, с раннего детства. Именно в детстве закладываются не только основы знаний, но и формы поведения, убеждения, привычки, потребности личности. Немалую роль в этом призван сыграть целостный образовательный процесс в детском образовательном учреждении.

В настоящее время в нашем обществе значительно возрастает роль воспитания, ориентированного на формирование основ гражданского мировоззрения человека. Очень важно прививать ребёнку с первых часов культуру поведения и обучения, воспитать человека, который благожелательно относится к чужим людям, пытается понять их радости, огорчения, настроения.

Развитие личности воспитанника может быть результативным при соблюдении ряда педагогических условий , в том числе центральной роли воспитателя: от его жизненной позиции, отношения к детям, манеры поведения, ориентации в нравственных вопросах в огромной степени будет зависеть, воспримут ли или не воспримут воспитанники первые детсадовские азы этики.

Очень важно с момента прихода ребёнка в образовательное учреждение, с его первых шагов привить ему культуру поведения и обучения, сформировать первичные знания об окружающем мире, людях и стране, в которой они живут.

Учебно-воспитательный процесс в нашем образовательном учреждении предполагает личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию ребёнка. В соответствии с этим строится наша взаимосвязь с группой детей.

Основу нашей педагогической работы по воспитанию личностных качеств ребёнка составляет социально-воспитательная технология коллективного дела. Эту технологию нельзя назвать новой, но она позволяет решать важнейшие вопросы формирования детского коллектива и личности ребёнка, поэтому она считается значимой. Также в своей работе я использую игровые технологии, а при проведении непосредственно образовательной деятельности - образовательную технологию.

Деятельность педагога станет результативнее, если ее содержание будет реализовано через игру. Так, например, работа по правовому воспитанию благодаря игровой форме подачи материала помогает переключить внимание детей на хорошо известных и любимых сказочных персонажей и литературных героев. Приведу примеры такой игры.

Разминка. «Взаимодействие».

Дети в парах лепят Конька-Горбунка, на котором полетят в страну права. Разделение труда в паре: каждый лепит свою деталь. Собирают вместе и делают вывод: «Как трудно делать общее дело!».

На занятии о равенстве прав от рождения(по ст. 1,2. Декларации), о праве на жизнь и свободу использую героев сказок Ш.Перро «Красная Шапочка», А.Толстого «Приключения Буратино».

Занятия в «Школе этикета» также проводятся в игровой форме, с использованием потешек, прибауток, героев произведений К.И. Чуковского, А.Л. Барто, В. Осеевой и т.д.

Огромное значение в формировании личности воспитанников играет приобщение к здоровому образу жизни , чёткое соблюдение режима дня, закаливание, ежедневное проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий (совместно с преподавателем по физической культуре), «Весёлые старты», витаминотерапия с выращиванием с детьми лука на окне («Грядка здоровья»).

Цикл занятий по разделу «Социальный мир» позволяет дать детям знания о нравственных отношениях к окружающему миру (рукотворному миру и природе), к другим людям (воспитателю, сверстнику, родственникам, соседям, людям других национальностей), к себе.

Я стараюсь планировать занятия исходя из наблюдений и изучения, производимых с помощью анкет, бесед с родителями и детьми. Если удаётся подобрать удачную форму проведения занятий, то уровень познавательного интереса детей в целом всегда бывает высок. Но есть дети, которые проявляют пониженную мотивацию к обучению, часто у них не выработан навык сознательной дисциплины, они не могут самостоятельно организовать свою деятельность. Таких детей постоянно держу в поле своего внимания, стараюсь подружиться с ними, с их родителями, мы решаем все проблемные вопросы не нотациями, а дружескими беседами, выявляя причины каждого отдельного негативного эпизода из жизни ребёнка и стараясь найти пути его преодоления.

Динамику уровня воспитанности детей и динамику уровня социальной компетенции можно проследить за четыре года пребывания детей в группе на основании диагностики.

Для положительных результатов очень важно, чтобы дети в группе были дружны между собой, были дружелюбно настроены к педагогам. Воспитатель, в свою очередь, должен уделять много внимания проблемам функционирования детского коллектива, следить, чтобы в группе не появлялись изолированные дети, изгои. Очень важно взаимодействие с родителями детей своей группы (при уходе детей домой есть возможность кратко обсудить истекший день, дать педагогические рекомендации), в том числе в ходе организационно-педагогических мероприятий в группе (родительские собрания, консультации, заседания родительского комитета).

Таким образом, для развития личности воспитанника в условиях целостного образовательного пространства важно учитывать каждый из вышеизложенных факторов. Только наше единение, общность требований и подходов положительно влияют на становление личности ребёнка, формирование у детей социально-адекватного поведения, т.е. поведения, отвечающего понятиям чести, достоинства, справедливости, патриотизма.

В этой статье:

Воспитывать ребенка необходимо. Это дает возможность его личности развиваться правильно, соответственно нормам и правилам, принятым в нашем обществе. Кто же занимается воспитанием? В первую очередь, конечно, семья. Некоторые вещи малышу даже не приходится объяснять: он сам способен увидеть их в семье, привыкнуть к тому, как поступают родители. Самое главное, чтобы родители сами осознавали важность воспитания малыша. Необходимо будет много терпения и любви – тогда все получится.

Воспитание и развитие личности ребенка требуют единого подхода со стороны родных, воспитателей и учителей. Это залог целостности личности. Современный подход к развитию личности всегда настаивает на том, что каждый ребенок - индивидуальность. Родителям нужно искать собственный подход к их малышу . Главное, избегайте агрессии, оскорблений, криков. Это может лишь навредить психическому развитию маленького человека.

Необходимость воспитания

Зачем вообще воспитывать детей? Для нас это что-то естественное, необходимое. Родители делали нам в детстве замечания, ставили в угол, учили пользоваться столовыми приборами, мириться и просить прощения. Теперь, по инерции, мы делаем то же самое со своими детьми. Так зачем это нам, а главное - зачем это нашим детям?

Воспитание
определяет поведение, выставляет границы дозволенного – не только дома, с мамой и папой, но и вне дома. Воспитание необходимо для того, чтобы психическое развитие ребенка шло правильно и своевременно. Без должного воспитания у человека нет моральных ориентиров, он не может быть адекватной частью общества .

Если в детском садике или начальной школе невоспитанного малыша можно отругать, поставить в угол, то что делать со взрослым человеком? От тех, кто не умеет вести себя, общаться, выражает агрессию и полную некоммуникабельность, люди просто отворачиваются. Но такой человек не всегда один виноват в своих проблемах. В значительной степени виноваты родители, которые не уделяли времени правильному развитию его личности.

Конечно,
маме и папе часто бывает тяжело. Все методы воспитания, развития личности ребенка продуманы психологами и педагогами и описаны в книгах. Однако применять их на практике часто не так уж просто. Вы делаете все так, «как написано» , но малыш все равно толкает других детей, отбирает у них игрушки, не хочет здороваться со взрослыми.

Главное тут - терпение и твердость. Вы должны сами верить в то, что говорите ребенку. Только тогда он сможет перенять от вас правильную модель поведения. Это поможет ему сформироваться как личности и научиться делать правильный выбор в жизни.

Кто занимается воспитанием и развитием детей

В первую очередь, семья. Все зависит от того, кто общается с ребенком. Мама и папа, дедушки с бабушками, тети и дяди, крестные… У вас может быть много родственников или совсем мало, но главное, что они должны объединить усилия. Должна быть одна концепция воспитания. Иначе получается, что мама не разрешает что-то делать, а потом бабушка берет внука на выходные и позволяет все что угодно. Так самому малышу будет сложно понять, чего же от него хотят . Почему мама ругает за игру с ножницами, а бабушка дает ему ножницы, бумагу и предлагает вырезать фигурки? В итоге ребенок может вообще перестать реагировать на запреты.

Позже
в жизни малыша появляется воспитатель в детском садике. Воспитатель – от слова «воспитание». Он будет потихоньку прививать детям единые правила поведения, общения, обучения. Тут важно, чтобы воспитатель был профессионалом в своем деле. Иначе родители могут сильно пожалеть, что отдали своих детей этому человеку. Нахождение в обществе, жизнь по правилам этого общества тоже формирует личность. Или, точнее, ее социальную составляющую, социальное «Я».

Затем ребенок попадает в школу. Считается, что к 6-7 годам основные нормы поведения, общения малышу должны быть привиты. Конечно же, учителя тоже будут участвовать в этом процессе. Но уже не так мягко, как родители или воспитатели детского садика. Тут, скорее, детям будут указывать на ошибки и требовать исправить поведение. Родителям следует понимать, что недопустимо перекладывать ответственность за воспитание ребенка на школу: задача школы – учить, а воспитать своего ребенка должны они сами, причем еще до поступления в первый класс.

Развитие личности

Личность начинает развиваться с первых дней жизни. Хотя врачи считают, что этот процесс начинается еще во втором триместре беременности. Развивается мозг, проявляются наследственные черты. Он еще совсем кроха, а уже реагирует на происходящее, показывает свой характер. Психологи утверждают, что развитие личности непрерывно и может длиться практически всю жизнь. Основы этого процесса закладываются в раннем детстве. Родители учат нас, что делать можно, а чего нельзя. Так, маленький ребенок может первыми выучить слова «да» и «нет». Это первые границы, которые он научится ставить. А какими они будут, зависит уже
от его родителей.

Главная цель воспитания - сформировать гармоничную личность. Это значит, что методы воспитания не должны противоречить один другому. Тогда этот процесс влияет позитивно . Ребенок превращается во взрослого человека, и все то, чему учили родители, он использует на практике. Основная цель воспитания - сделать личность социальной. Тогда человек может находиться в обществе, будет жить по его правилам, станет частью его. А потом передаст эти правильные установки своим детям.

Если же личность развивается негармонично (например, родители очень много времени уделили обучению, а вот общаться не научили), то у человека будут проблемы.

Что влияет на развитие личности?

На развитие личности оказывают влияние три больших группы факторов:


С семьей все понятно. Это наши родители, которые с раннего детства занимаются нашим воспитанием. Социальная среда оказывает косвенное, но постоянное влияние на развитие личности. Это бытовые условия, окружающие нас люди. Они подают пример ребенку , а хороший или плохой - зависит от среды. Мы перенимаем многое от них, формируя разные аспекты личности.

Организованным и систематическим развитием личности занимаются садик, школа. Для этого существуют определенные воспитательные программы. К развитию личности в школе относится не только моральная сторона, но и само обучение. Личность не может развиваться, если у человека не будет какой-то конкретной цели. Учеба в школе дает нам возможность выбрать сферу интересов, узнать о разных возможностях человека. После мы продолжаем заниматься этим в ВУЗе, колледже, профильном учебном заведении.

Современная концепция воспитания

Современная концепция воспитания личности ребенка состоит в том, чтобы привить ему социальные свойства и качества. Но без принуждения, запугивания, агрессии, угроз со стороны воспитателя. А еще стоит учитывать возраст ребенка, прежде чем начать данный процесс. На разных возрастных этапах подходят разные методы воспитания.

Сегодня
психологи и педагоги выступают против наказания, физического и психологического давления. Физическое наказание может серьезно навредить психике, особенно в раннем возрасте. Вы не добьетесь успеха побоями, а лишь позволите агрессии ребенка развиться. Родители и воспитатели подают пример ребенку - это общая воспитательная концепция. Если мы будем действовать жестоко, цинично, использовать грубую силу, то лишь покажем малышу, что такой метод разрешения любых проблем считаем правильным .

Психологическое давление, оскорбления, демонстрация превосходства и принижение ребенка крайне негативно сказываются на формировании личностных качеств. Последствия такого поведения родителей непредсказуемы. И оно точно не приведет к желаемому результату .

Современная
концепция воспитания всегда учитывает индивидуальные особенности детей. Нужно прививать общие ценности, но к каждому ребенку необходим свой подход. Кому-то нужно объяснять, кто-то нуждается в демонстрации , а кто-то должен до всего дойти сам с помощью советов родителей. Каждый человек индивидуален, он личность даже в раннем возрасте. Стоит это учитывать.

Возраст и личность

Необходимо учитывать возрастные особенности детей. Существует несколько кризисных периодов,
которые меняют поведение ребенка. И каждый из них вносит изменение в развитие личности. Это моменты, когда малыш взрослеет, по-другому начинает смотреть на жизнь, события, собственные эмоции и чужие чувства.

Главное, на каждом этом этапе родители должны с пониманием и терпением относиться к изменению личности малыша. Это естественные психические процессы – все дети проходят через каждую из трех фаз. Ваша задача - понять и помочь малышу справиться с изменениями в нем . Запаситесь терпением: это не так просто, как кажется.

Возраст 1 год

Сейчас ребенок уже может ходить, ползает, немного разговаривает. Малышу в 1 годик очень интересно исследовать мир, который может быть ограничен квартирой и детской площадкой. Конечно, кроха еще ничего не знает об опасностях. Тут родители должны впервые ввести понятие «нельзя». Оно должно быть постоянным, вне зависимости от настроения мамы или папы . Если нельзя что-то делать, трогать, брать в рот, то нельзя точно и при любых условиях.

У ребенка такой запрет вызывает бурю эмоций. Он не может контролировать желания, еще не имеет воли и просто хочет получить желаемое. Тут следует проявлять твердость, даже если малыш просит, плачет, начинает истерику . Разрешить один раз и поддаться на плач малыша - это педагогический провал. Малыш очень быстро поймет, как от вас можно добиваться желаемого.

Само по себе желание исследовать, учиться - позитивное. Это познавательный интерес, необходимый для развития личности человека. Главное – научить кроху делать это безопасно и правильно.

Возраст 3 года

Известный всем кризис 3 лет может начаться даже чуть раньше, но вы сразу поймете, что это происходит с вашим малышом. Он становится более самостоятельный, осознает, что может принимать решения. Теперь для него важно не просто сделать что-то, а сделать по своим правилам.

Часто поведение малыша
в 3 года меняется. Если раньше он слушался родителей, то теперь может очень демонстративно показывать свое несогласие. Стоит поощрять самостоятельность у детей в этом возрасте, но границы должны все еще оставаться. Теперь уже кроха лучше понимает вас, так что старайтесь ему объяснять все то, что происходит . С ним можно вести диалог. Самостоятельность - это ведь совсем не плохо.

Возраст 7 лет

Малыш идет в школу. Тут уже совсем другая среда: необходимо учиться общаться, хочется быть интересным, иметь друзей. А еще тут появились новые взрослые - учителя . От них хочется получать похвалы, хорошие оценки, поощрения.

Сейчас поведение может резко меняться. Многое зависит от того, как именно воспитывали ребенка до этого. Первый класс и необходимость в новом уровне социальных контактов может сделать малыша тихоней или, наоборот, агрессивным задирой .

В это время родители теряют прежний полный авторитет. Теперь его получает учитель, популярные дети в классе – нужно примириться с этим. Дети часто отрицают свое прошлое: увлечения, одежду, вкусы. Это все кажется им очень «детским», а ведь теперь им хочется быстрее взрослеть. Вы можете не узнать поведение своего ребенка. Все это - желание развивать социальное «я».

Воспитывать ребенка - не самая легкая задача. Воспитать его хорошо, подготовить к самостоятельной жизни, общению, принятию решений еще сложнее. Тут не обойдется без экспериментов, ошибок, иногда даже слез самих родителей . Главное, помните: вы очень любите своего кроху и желаете ему добра. Существует ряд правил, как можно и как нельзя поступать в процессе воспитания.

Что можно и нужно делать

Чего делать нельзя


Воспитать без криков и угроз

Воспитывать ребенка без криков, угроз, обвинений бывает сложно. Конечно, молодым родителям кажется, что их малыш самый лучший и они никогда не станут поднимать на него голос. На деле все бывает иначе. Иногда хочется крикнуть, даже шлепнуть по попе за постоянное непослушание . Мама объясняла много раз, что нельзя трогать тот или
иной предмет (ножницы, например), но малыш все равно находит его и играет. И однажды мама уже не выдерживает, кричит, ругается… Хорошо, если это происходит однажды, а потом мама берет себя в руки и дает себе обещание стараться воспитывать сына или дочку без истерик, криков, агрессии.

На самом деле такой подход более педагогичный. Стоит учитывать, что малыши в раннем возрасте еще не очень понимают вашу критику (а иногда совсем не понимают). Они руководствуются принципом «хочу здесь и сейчас». Желания должны удовлетворяться немедленно, а о последствиях они не думают. В этом случае мамин крик их просто пугает, смущает. Малыш плачет от страха перед криком и злым материнским лицом. Лучше всего попытаться понять ребенка, и тогда в криках не будет необходимости.


Не так уж и сложно, правда? Просто, когда вы злитесь и хотите накричать, вспомните, что вы очень любите своего малыша.

Методика воспитания детей. В чем она заключена? Меня всегда удивлял один феномен… В семьях, где воспитывалось два и более ребенка, к которым применялся ровным счетом один и тот же подход к воспитанию, вырастали дети с совершенно разными взглядами, отношением к жизни и обществу, принципами и устремлениями.

В одних и тех же семьях из двух братьев один становился честным, порядочным, ответственным человеком, стремившимся получать всё новые знания, глубоко заинтересованным в учебе. Другой же выбирал преступный путь, а такие понятия, как долг, честь, совесть и порядочность, ему были не просто чуждыми, но казались даже смешными... В чем же ошиблись родители этих детей?

Я пыталась найти этому разные объяснения. Считала, что к выросшему преступнику у родителей было предвзятое отношение, что его меньше любили и больше наказывали, но из общения с «удачно состоявшимся» братом оказалось, что это его «чуть меньше любили» и это ему «чуть меньше внимания уделяли». Может, родители использовали неверную методику воспитания детей?

А недавно, когда мне довелось несколько недель провести под одной крышей с сестрой, с которой мы давно не жили вместе, я с удивлением обнаружила ещё одну деталь… Я заметила, что она недостаточно хорошо поддерживает порядок в своём доме, а ведь всё наше детство отец в прямом смысле слова вбивал в нас любовь к чистоте и порядку, и она гораздо лучше меня умела угодить отцу, так как была аккуратнее, и у неё всегда получалось всё «ровненько, чистенько». Отец был очень требователен к выполнению своих поручений, часто даже слишком жестким. До сих пор помню, как однажды он сжег все наши игрушки из-за того, что они были разбросаны по дому. К слову - он долго нас предупреждал, что сделает это, если мы не научимся ставить их на свои места.

Традиционная методика воспитания детей. Отцовская справедливость

Грязная посуда после ужина никогда не должна была оставаться на утро. Влажная уборка должна была делаться как минимум раз в неделю. Но особенно требователен отец был к нахождению вещей «на своих местах». В доме сестры я обнаружила полное попрание всех этих правил и с удивлением спросила, почему так происходит, ведь я с детства помню её совершенно другой… На что сестра ответила:

«Я в детстве натерпелась, в своём доме делаю что хочу, как хочу и когда хочу!»


— И это несмотря на то что подход к воспитанию, что моему, что сестры, был совершенно идентичным. Отец у нас ещё тот борец за справедливость, причем, как это свойственно анальному вектору, справедливо в его понимании - не по заслугам, а поровну. А потому было совершенно не важно, кто из нас и в чем провинился, наказывали нас всегда одинаково за проступки не только свои собственные, но и друг друга.

Глядя на всё, я задалась справедливым вопросом: а играет ли воспитание хоть какую-то роль в становлении личности ? Если один и тот же подход к воспитанию делает из одного ребёнка ученого, а из другого - преступника? Если попытки привить любовь к чистоте и порядку в случае с одной сестрой возымели действие, а в случае с другой имели противоположный эффект? Почему один и тот же подход к воспитанию даёт столь разные результаты? Ответ прост, всё дело в том, что:

Подход к воспитанию должен быть дифференцированным!


Об индивидуальном подходе к воспитанию детей говорят многие и много, но точно и безошибочно, с указанием всех возможных последствий, о том, каким должно быть воспитание каждого отдельного ребёнка, рассказывает только системно-векторная психология Юрия Бурлана.


Весь секрет кроется во врождённых свойствах и особенностях психического каждого ребёнка. Всего этих типов не так уж много, а именно - восемь, по количеству векторов. Есть разные сочетания этих векторов, а значит, и типов психики, но в основе их всего восемь. Именно от набора врождённых векторов зависит то, как будет реагировать ребёнок на тот или иной подход к воспитанию.

Так, если ребёнка с анальным вектором приучать к чистоте и порядку, причем делать это без жестокости, с соблюдением его системы ценностей - то есть за хорошее выполнение задания хвалить, а за плохое - наказывать, то он очень легко и без каких-либо психических травм научится соблюдать порядок. Если этого же ребёнка приучать к порядку, но при этом за малейшую неточность выполнения задания жестоко наказывать, а когда он всё делает хорошо - совершенно не обращать внимания на это и никак не поощрять добрым словом и разумной похвалой (чтобы не баловать), то во взрослом возрасте такой ребёнок из бессознательного стремления к возмещению нанесённой ему психической травмы будет нарушать все родительские указания.


Что касается кожника, то его можно приучить к порядку так же, как и любого другого ребёнка - то есть зафиксировать положительными эмоциями процесс наведения чистоты. Кожник испытывает положительные эмоции, в частности, тогда, когда получает какое-то материальное поощрение или послабление временных ограничений: «Помоешь посуду, играть можешь на полчаса дольше обычного». Кстати - подход к воспитанию кожника должен отличаться временными ограничениями. Его следует приучать соблюдать график, кожники очень хорошо понимают всё, что связано с привязкой ко времени. Так, он станет даже лучше учиться, если будет знать, что для учебы у него всегда есть точно выделенное время, в которое он не может заняться ничем, кроме самой учебы. А точно понимая, сколько это время длится и когда оно закончится, он сможет легче его пережить, и даже если он не любит учиться, ему будет проще выполнять домашние задания, имея на это четко отведённое время.

Добиться в воспитании детей положительного результата можно только в одном случае - развивая их заданные свойства!

Хотите, чтобы ребёнок хорошо учился - поощряйте его за хорошие оценки. Хотите, чтобы он был дисциплинированным и организованным - поощряйте каждый раз, когда он показывает хорошую организованность. Но при этом система поощрений и наказаний должна быть адекватна тому типу психического, которым обладает ваш малыш. Так, как уже говорилось выше, в случае с кожным ребёнком эта система должна быть завязана на временных и материальных ограничениях и послаблениях. Что касается материальной составляющей, то тут можно играть на ограничении карманных денег или на подарках, которые он просит. Что касается ребёнка с анальным вектором, то система наказаний и поощрений должна состоять из похвалы и, на другом конце шкалы, строгого (или не очень, если провинность небольшая) выговора.


Чтобы лучше понять, как наказывать и поощрять своего ребёнка, как привить ему необходимые культурные и моральные ограничения, нравственные ценности, рекомендуем пройти тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана и познакомиться с современной методикой воспитания детей. Уже на двух бесплатных вступительных лекциях вы можете заглянуть во внутренний мир своего малыша, и там вы, без сомнения, найдёте много нового и неожиданного для себя.

Воспитание действительно играет колоссальную роль в становлении личности, но чтобы эта личность была полезна обществу и не вошла в его маргинальные слои, подход к воспитанию должен быть правильно выбран. А сделать это сегодня можно, только понимая особенности психики своего ребёнка.

Статья написана с использованием материалов