Необычный подход. Воспитание патриотических чувств. Воспитание чувства гражданственности и патриотизма начинается с колыбели

Виды патриотизма

Патриотизм может проявляться в следующих формах:

  1. полисный патриотизм - существовал в античных городах-государствах (полисах);
  2. имперский патриотизм - поддерживал чувства лояльности к империи и её правительству;
  3. этнический патриотизм - в основании имеет чувства любви к своему этносу ;
  4. государственный патриотизм - в основании лежат чувства любви к государству .
  5. квасной патриотизм (ура-патриотизм) - в основании лежат гипертрофированные чувства любви к государству и своему народу.

Патриотизм в истории

Автомобильный магнит - популярный способ демонстрации патриотизма у всех партий в США 2004 г.

Само понятие имело различное наполнение и понималось по-разному. В античности термин patria («родина») применялся к родному городу-государству, но не к более широким общностям (таким как «Эллада », «Италия »); таким образом, термин patriota означал приверженца своего города-государства, хотя, например, чувство общегреческого патриотизма существовало, по крайней мере, со времён греко-персидских войн, а в произведениях римских писателей эпохи ранней Империи можно видеть своеобразное чувство италийского патриотизма.

Имперский Рим, в свою очередь, видел в христианстве угрозу имперскому патриотизму. Несмотря на то, что христиане проповедовали послушание властям и возносили молитвы за благополучие империи, они отказывались принимать участия в имперских культах, которые по мнению императоров должны способствовать росту имперского патриотизма.

Проповедь христианства о небесной отчизне и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» вызывали сомнения в лояльности христиан земному отечеству.

Но впоследствии в Римской империи произошло переосмысления политической роли христианства. После принятия христианства Римской империей, она начала использовать христианство для укрепления единства империи, противодействии местному национализму и местному язычеству, формируя представления о христианской империи как о земной родине всех христиан.

В Средние века, когда лояльность гражданскому коллективу уступила место лояльности монарху, термин потерял актуальность и вновь приобрёл её в Новое время.

В эпоху американской и французской буржуазных революций понятие «патриотизм» было тождественно понятию «национализм», при политическом (неэтническом) понимании нации ; по этой причине во Франции и Америке в тот период понятие «патриот» было синонимом понятия «революционер». Символами этого революционного патриотизма являются «Декларация независимости » и «Марсельеза ». С появлением понятия «национализм», патриотизм стали противопоставлять национализму, как приверженность стране (территории и государству) - приверженности человеческой общности (нации). Впрочем, нередко эти понятия выступают как синонимы или близкие по значению .

Отвержение патриотизма универсалистской этикой

Патриотизм и христианская традиция

Раннее христианство

Последовательный универсализм и космополитизм раннего христианства, его проповедь о небесной отчизне в противоположность земным отечествам и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» подрывала самые основы полисного патриотизма . Христианство отрицало всякие различия не только между народами империи, но и между римлянами и «варварами». Апостол Павел наставлял: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего (…) облекшись в нового <человека>, где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос » (Колоссянам, 3, 11). По словам апологетического «Послания к Диогнету», приписываемого Иустину Мученику , «живут они (христиане) в своём отечестве, но как пришельцы (…). Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество - чужая страна. (…) Находятся на земле, но суть граждане небесные» Французский историк Эрнест Ренан следующим образом формулировал позицию ранних христиан: «Церковь есть родина христианина, как синагога родина еврея; христианин и еврей живут во всякой стране, как чужие. Христианин едва признает отца или мать. Он ничем не обязан империи (…) Христианин не радуется победам империи; общественные бедствия он считает исполнением пророчеств, обрекающих мир на погибель от варваров и огня» .

Современные христианские авторы о патриотизме

Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.

Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.

<…>Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть.

И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны.

Алексий II. Интервью газете «Труд»

С другой стороны, по мнению православного богослова игумена Петра (Мещеринова), любовь к земной родине не является чем-то, выражающим суть христианского учения и обязательным для христианина. Однако церковь в то же время, находя своё историческое бытие на земле, не является и противником патриотизма, как здравого и естественного чувства любви. При этом однако она «не воспринимает ни одно естественное чувство как нравственную данность, ибо человек - существо падшее, и чувство, пусть даже такое, как любовь, предоставленное самому себе, не выходит из состояния падения, а в религиозном аспекте приводит к язычеству». Поэтому «патриотизм имеет достоинство с христианской точки зрения и получает церковный смысл тогда и только тогда, когда любовь к родине является деятельным осуществлением по отношению к ней заповедей Божиих» .

Современный христианский публицист Дмитрий Таланцев считает патриотизм антихристианской ересью . По его мнению, патриотизм ставит родину на место Бога, тогда как «христианское мировоззрение подразумевает борьбу со злом, отстаивание истины совершенно независимо от того, где, в какой стране происходит это зло и уход от истины» .

Современная критика патриотизма

В новое время, Лев Толстой считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное - безнравственным». Он полагал, что патриотизм с неизбежностью порождает войны и служит главной опорой государственному угнетению. Толстой полагал, что патриотизм глубоко чужд русскому народу, как и трудящимся представителям других народов: он за всю жизнь не слышал от представителей народа никаких искренних выражений чувства патриотизма, но наоборот, много раз слышал выражения пренебрежения и презрения к патриотизму.

Скажите людям, что война дурно, они посмеются: кто же этого не знает? Скажите, что патриотизм дурно, и на это большинство людей согласится, но с маленькой оговоркой. -Да, дурной патриотизм дурно, но есть другой патриотизм, тот, какого мы держимся. - Но в чем этот хороший патриотизм, никто не объясняет. Если хороший патриотизм состоит в том, чтобы не быть завоевательным, как говорят многие, то ведь всякий патриотизм, если он не завоевательный, то непременно удержательный, то есть что люди хотят удержать то, что прежде было завоёвано, так как нет такой страны, которая основалась бы не завоеванием, а удержать завоёванное нельзя иными средствами, как только теми же, которыми что-либо завоёвывается, то есть насилием, убийством. Если же патриотизм даже и не удержательный, то он восстановительный-патриотизм покорённых, угнетённых народов-армян, поляков, чехов, ирландцев и т. п. И этот патриотизм едва ли не самый худший, потому что самый озлобленный и требующий наибольшего насилия. Скажут: «Патриотизм связал людей в государства и поддерживает единство государств». Но ведь люди уже соединились в государства, дело это совершилось; зачем же теперь поддерживать исключительную преданность людей к своему государству, когда эта преданность производит страшные бедствия для всех государств и народов. Ведь тот самый патриотизм, который произвёл объединение людей в государства, теперь разрушает эти самые государства. Ведь если бы патриотизм был только один: патриотизм одних англичан, то можно бы было его считать объединяющим или благодетельным, но когда, как теперь, есть патриотизм: американский, английский, немецкий, французский, русский, все противоположные один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет.

Л. Толстой. Патриотизм или Мир?

Одним из любимых выражений Толстого был афоризм Самуэля Джонсона : Патриотизм - это последнее прибежище негодяя . Владимир Ильич Ленин в Апрельских тезисах идейно заклеймил «революционных оборонцев» как соглашателей с Временным правительством . Профессор Чикагского университета Пол Гомберг сравнивает патриотизм с расизмом , в том отношении, что тот и другой предполагают моральные обязанности и связи человека прежде всего с представителями «своей» общности Критики патриотизма отмечают также следующий парадокс : если патриотизм - добродетель , а во время войны солдаты обеих сторон являются патриотами, то они одинаково добродетельны ; но именно за добродетель они и убивают друг друга, хотя этика запрещает убивать за добродетель .

Идеи синтеза патриотизма и космополитизма

Противоположностью патриотизма обыкновенно считается космополитизм , как идеология всемирного гражданства и «родины-мира», при которой «привязанность к своему народу и отечеству как будто теряет всякий интерес с точки зрения универсальных идей». . В частности, подобное противопоставления в СССР во времена Сталина привело к борьбе с «безродными космополитами» .

С другой стороны, наблюдаются идеи синтеза космополитизма и патриотизма, при которых интересы родины и мира, своего народа и человечества понимаются соподчинёнными, как интересы части и целого, с безусловным приоритетом общечеловеческих интересов. Так, английский писатель и христианский мыслитель Клайв Стейплз Льюис писал: «патриотизм - хорошее качество, гораздо лучшее, чем эгоизм, присущий индивидуалисту, но всеобщая братская любовь - выше патриотизма, и если они вступают в конфликт между собой, то предпочтение следует отдать братской любви» . Такой подход современный немецкий философ М. Ридель находит уже у Иммануила Канта . Вопреки неокантианцам, которые заостряют внимание на универсалистском содержании этики Канта и его идее создания всемирной республики и универсального правового и политического порядка , М. Ридель считает, что у Канта патриотизм и космополитизм не противопоставлены друг другу, а взаимосогласованы, и Кант видит как в патриотизме, так и в космополитизме проявления любви . По М. Риделю, Кант в противовес универсалистскому космополитизму Просвещения подчёркивает, что человек в соответствии с идеей мирового гражданства причастен и к отечеству, и к миру, полагая, что человек как гражданин мира и земли, истинный «космополит», чтобы «способствовать благу всего мира, должен иметь склонность в привязанности к своей стране». .

В дореволюционной России эту идею отстаивал Владимир Соловьёв , полемизируя с неославянофильской теорией самодостаточных «культурно-исторических типов». . В статье о космополитизме в ЭСБЕ Соловьев утверждал: «как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, напр., к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. Вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса; и, без сомнения, решительное преимущество должно здесь принадлежать благу целого человечества, как включающему в себя и истинное благо каждой части» . С другой стороны, перспективы патриотизма виделись Соловьеву следующим образом: Идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактической враждой к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель.(…) Повсюду сознание и жизнь приготовляются к усвоению новой, истинной идеи патриотизма, выводимой из сущности христианского начала: «в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы» .

Примечания

  1. в Брокгаузе и Ефроне содержит слова о П., как нравственной добродетели.
  2. Пример опросов общественного мнения показывает, что большинство опрошанных поддерживает патриотические лозунги.
  3. «Культурный шок » от 2 августа , дискуссия о русском патриотизме, Виктор Ерофеев, Алексей Чадаев, Ксения Ларина. Радио «Эхо Москвы ».
  4. на сайте ВЦИОМа .
  5. Пример трактовки патриотизма: «Протоиерей Димитрий Смирнов: „Патриотизм - это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой“ » - Интервью Протоиерея РПЦ Димитрия Смирнова Борису Клину, газета «Известия », 12 сентября . Среди тезисов интервьюируемого: патриотизм не связан с отношением человека к политике государства, патриотизм не может означать ненависть к чужому, патриотизм культивируется с помощью религии, и др.
  6. Информационный материал ВЦИОМа . Отчёт об опросе общественного мнения 2006 года на тему российского патриотизма. В данном отчёте не наблюдается единого представления общества о патриотизме и патриотах.
  7. Пример трактовки патриотизма: Вирус предательства , неподписанный материал, статья из подборки сайта ультраправой националистической организации РНЕ . Содержит мнение, будто в обязанности настоящего патриота входит поддержка антисионистских акций.
  8. Георгий Курбатов Эволюция полисной идеологии, духовной и культурной жизни города . Архивировано из первоисточника 19 ноября 2012. Проверено 12 ноября 2012.
  9. См. англ. Википедию
  10. http://ippk.edu.mhost.ru/content/view/159/34/
  11. http://kropka.ru/refs/70/26424/1.html
  12. Послание к Диогнету: Иустин Мученик
  13. Э. Ж. Ренан. Марк Аврелий и конец античного мира
  14. Алексий II. Интервью газете «Труд» / 3 ноября 2005 г.
  15. о. Пётр (Мещеринов). Жизнь в церкви. Размышления о патриотизме.
  16. Д. Таланцев. Ересь патриотизма / Клад истины: Христианский журнал
  17. http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0750-1.shtml
  18. Paul Gomberg, "Patriotism is Like Racism, " in Igor Primoratz, ed., Patriotism , Humanity Books, 2002, pp. 105-112. ISBN 1-57392-955-7 .
  19. Космополитизм - Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  20. «космополиты». Электронная еврейская энциклопедия
  21. Клайв Стейплз Льюис. Просто христианство
  22. http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=67&tek=6746&issue=188
  23. Универсализм прав человека и патриотизм (Кантовское политическое завещание) (Ридель М.)
  24. Борис Межуев
  25. [ Патриотизм] - статья из Малого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона
  26. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

См. также

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

Воспитание любви к родному краю,

к родной культуре, к родному селу

или городу, к родной речи –

задача первостепенной важности.

Д.С. Лихачев

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально значимыми делами, к реализации прав и обязанностей, а также укреплению ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор.

Одной из причин снижения патриотического сознания является незнание своей истории, культуры, народных традиций, того, чем должны гордиться и что должны преумножать.

«Если у людей, населяющих какую-то географическую территорию, нет своего целостного культурного и исторического прошлого, традиционной культурной жизни, своих культурных святынь, то у них (или их правителей) неизбежно возникает искушение оправдать свою государственную целостность всякого рода тоталитарными концепциями, которые тем жестче и бесчеловечнее, чем меньше государственная целостность определяется культурными критериями», - писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.

В душе каждого ребёнка есть чувство любви к Родине. Нужно только его «пробудить», и сделать это так, чтобы ребёнок не думал, что его заставляют любить Отечество. Это чувство надо воспитывать. Необходимо передать подрастающему поколению уважение и особое отношение к историческому прошлому и культурному наследию своей страны, своего народа, сориентировать будущую деятельность маленьких граждан на возрождение и сохранение традиций и обычаев своей малой и большой Родины.

Патриотизм - есть «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей Родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величины и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами, укреплять могущество и независимость».

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь играет семья, средства массовой информации, общественные организации, учреждения социальной защиты, культуры и другие. Все это необходимо нам, педагогам, учитывать.

Поэтому, считаю, что нужно, прежде всего, восстановить в своём высшем гражданском достоинстве понятия «патриот» и «патриотизм». Эти благородные понятия неразрывно и действенно связывают человека со своей землёй, на которой будущему поколению строить свою жизнь.

Данная проблема актуальна не только в масштабах страны, города, но и в рамках общеобразовательной школы. Чтобы повысить уровень патриотизма и гражданственности среди подростков в своей школе, я совместно с обучающимися пятого класса решила реализовать социальный проект по теме «С чего начинается Родина?», основной задачей которого было проведение ряда мероприятий, направленных на повышение патриотического сознания.

Цель программы: формирование и развитие у учащихся патриотического сознания и активной гражданской позиции, направленных на воспитание личности, сопричастной к истории и культуре своей страны, готовой к участию в делах на благо Родины.

Задачи программы:

изучение государственной символики и культурного наследия Отечества и родного края, обычаев и традиций;

знакомство с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, внесших свой вклад в развитие страны;

формирование у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;

развитие творческих способностей учащихся на примере жизни и деятельности творческих людей родного края, страны;

формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, физическое развитие учащихся;

воспитание у детей готовности к защите Отечества.

Цель воспитание чувства патриотизма ставится нами, учителями истории и обществознания, почти на каждом уроке. Но только уроков, я считаю не достаточно. Поэтому целесообразно проводить различные внеклассные мероприятия, классные часы, конкурсы, викторины в течение всего учебного года. Выполнение данных задач возможно также и на занятиях внеурочной деятельности.

О том, как я работаю в данном направлении, хочу рассказать на примере занятий по ОДНК НР. В содержании программы есть раздел «Жизнь ратными подвигами полна». Тема данного раздела реализуется на двух занятиях.

Программное содержание занятий. Героические страницы из истории нашей страны.

Подъём патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Примеры

героизма солдат. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты

Отечества.

Основные методы и приемы.

1. Работа с информацией, представленной в тексте. Поиск ответа на вопрос

«Верно ли утверждение, что в борьбе за Родину Дмитрия Донского укрепляла вера в

Бога»? Дополнения и обобщение учителя о подвиге русского войска в Куликовской битве.

2. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины,

словесный портрет Дмитрия Донского.

3. Чтение и оценка информации из текстов об участии народов России в

5. Чтение и оценка информации из текстов об участии народов России в Великой Отечественной войне -1945 гг. Просмотр видео и беседа по просмотренному.

6. Организация проектной деятельности.

Материал для подготовки к уроку.

Краткое упоминание о Куликовской битве.

В 1380 г. ордынский эмир и темник Мамай, претендовавший на власть хана, решил произвести опустошительный, набег на Русь, чтобы упрочить свое положение в Орде. Узнав о походе Мамая, Дмитрий Иванович объявил мобилизацию сил со всех подчиненных ему и союзных княжеств. Тем самым русское войско впервые приобретало общенациональный характер. Его организация значительно улучшилась. В ночь на 8 сентября 1380 г. русские форсировали Дон и построились на Куликовом поле (совр. Тульская обл.) в устье реки Непрядвы, притоке Дона. Два полка (“правой” и “левой руки”) стали на флангах, один в центре (“большой полк”), один ― впереди (“передовой полк”) и один ― в засаде (“засадный полк”) на восточной окраине поля, за “зеленой дубравой” и рекой Смолкой. Засадным полком командовал двоюродный брат Дмитрия ― храбрый и честный воин серпуховской князь Владимир Андреевич. При нем находился опытный воевода Дмитрий Михайлович Боброк-Волынец, шурин князя Дмитрия Ивановича. Отступать русским было некуда: за ними находился обрыв высотой 20 м и река Непрядва. Мосты через Дон Дмитрий разрушил. Предстояло победить или умереть.

Битва началась внезапно, на рассвете. Ордынская конница обрушилась на “передовой полк” и уничтожила его, потом врубилась в “большой полк” и пробилась к черному княжескому знамени. Бренко погиб, однако “большой полк” устоял. Тогда ордынцы навалились на полк “левой руки”. Он дрогнул и попятился к Непрядве. Но тут в тыл ордынцам ударил из “зеленой дубравы” “засадный полк”. У ордынцев возникло замешательство, которым воспользовался “большой полк” ― он перешел в контрнаступление. Ордынская конница обратилась в бегство и смяла копытами свою же пехоту. Мамай бросил шатер и едва спасся. Русские гнали врага до реки Красивая Меча, преследуя его почти 50 км. Мамай вскоре был убит своим соперником ханом Тохтамышем. В Куликовской битве погибло с русской стороны 12 князей, 483 боярина и много воинов. Потери противника превысили русские. Князь Дмитрий Иванович получил тяжелое ранение в голову. Впоследствии на Куликовом поле нашли его разрубленный шлем. В битве отличились русские богатыри ― брянский боярин Пересвет, ставший иноком у преподобного Сергия Радонежского и Ослябя (ослябя по-калужски ― “жердь”). Народ окружил их почетом, а когда они умерли, то были похоронены в храме Старо - Симонова монастыря. (У современного метро “Автозаводская”). Авторитет Московского княжества неизмеримо возрос. Победа явилась важным шагом на пути к полному освобождению от ордынского ига. Вернувшись с войском 1 октября 1380 г. в Москву, Дмитрий сразу заложил церковь Всех Святых на Кулишках и вскоре начал строительство мужского Высокопетровского монастыря в память о битве. За победу на Куликовом поле князь Дмитрий Иванович получил прозвище “Донской”. После смерти князя его супруга княгиня Евдокия заложила в Москве Донской монастырь.

* «И возвратился князь Дмитрий в Богом хранимый град Москву, в свою вотчину, с победой

великой, одолев в сражении, победив врагов своих». Так сказано в «Сказании о Мамаевом побоище».

Донскому и всему его войску. Это яркий, поэтический рассказ о сражении сентября года. В

воображении читателя предстают все происходящие события: под сенью знамен с ликами святых к берегам

Дона движется грозная армия, на воинах сверкают доспехи и золоченые шлемы. Началась битва и «бысть

труск и звук велик от копейного ломления и от мечного сечения…». Вот в бой вступают засадный полк.

«Наш час пробил!», – кричит воевода Дмитрий Боброк, руководитель засадного полка. Стремительно

появляются из засады всадники и обрушиваются на «великую силу татарскую».

* Особенности организации проектной деятельности: 1) Объединиться в группы и выбрать

руководителя; 2) Проанализировать предложенные темы и коллективно выбрать тему для проекта. 3)

Распределить обязанности в группе: поиск информации; подбор иллюстративного материала; разработка

композиции презентации; анализ и оценка отобранного материала; подготовка текста презентации; выбор

докладчиков.

Картинная галерея.

Работа с портретом Дмитрия Донского.

Прослушивание и оценка информации из текстов об участии народов России в

Отечественной войне 1812 года.

5. Беседаи оценка информации об участии народов России в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. . Просмотр видео.

Беседа об односельчанах ― участниках Великой Отечественной войны.

Выступление учащихся о своих родственниках.

Групповая работа (в течение всех занятий). Восновании ватмана ― подвиги великих русских князей в битвах за родину (картинки - Дмитрий Донской, Александр невский, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский). Чуть выше располагаем картинки с изображением героев Великой Отечественной войны. Выше- фотографии родственников учащихся, участвовавших в войне. Затем из 4-х листов ватмана склеиваем 4 стены крепости, с вырезанными зубчиками по верхнему краю. Таким образом у нас получается стена-крепость с изображением защитников нашей Родины.

Помимо занятий внеурочной деятельности, в которую вовлечены только учащиеся 5х классов, мне хочется, чтобы патриотическое воспитание не шло от случая к случаю, а было бы постоянным. Поэтому я стараюсь обращать внимание детей на знаменательные даты, котроые мы не должны обходить стороной, должны хотя бы упоминать о них. Например, недавно, 4 ноября, прошел праздник День народного единства, потом ― 7 ноября в Москве и некоторых других крупных городах, проходили парады в честь парада 1941года. Чтобы дети точно знали историю возникновения этих знаменательных дат и праздников, я провела мероприятие «Любознательным вход свободный». На данном мероприятии было рассказано о подвиге народа нашей Родины в борьбе против поляков- иноземных захватчиков, о Мнине и Пожарском, о возникновении праздника ― Дня народного единства. Также был проведен просмотр видеофильма «Парад 1941г.» и проведена беседа о б этом параде: чему он был посвящен, почему именно 7-ое ноября советские люди празновали, что это был за праздник, в каких условиях проходил тот парад, каково было его значение. Также был просмотр видео «Парад 2015г», чтобы учащиеся еще раз вспомнили майский парад уходящего года, чтобы вновь пробудить в них чувство гордости за свою Родину и решимость всегда быть готовыми постоять за нее.

Такие мероприятия и занятия я планирую проводить и в дальнейшем, чтобы дети знали свое прошлое, интересовались настоящим и уверенно шагали в будущее!

admin

Патриотизм — высшее нравственное чувство. Выражается в искренней любви к Родине, своему народу, семье и близким. За прошедшие столетия истинные патриоты доказывали всему миру чистоту самосознания в этом аспекте. В истории народа действия, вызванные патриотической идеей, отражены как самопожертвования во благо общества. Характер патриота непоколебим и тверд.

Положительные моральные черты характера формируются обществом и поведением человека. Воспитание, историческая грамотность и духовные ценности влияют на формирование патриотизма.

Три составляющих этого чувства:

Ментальность.
История народа, страны.
Точное знание национальных обрядов, культуры и языка.

С давних времен идея патриотизма трактовалась как необъяснимое обобщенное поведение, основанное на нравственных понятиях.

Позитивное чувство патриотизма

Позитивное чувство патриотизма человека связано с государством, народностью и регионом.

Говоря о позитиве в чувстве патриотизма, стоит заметить что масштабы этого морального устоя разные. На уровне целого государства настоящий патриотизм не возможен без сплоченного, справедливого общества. Оно обязано знать, что на нем будущее, судьба родины и воспитание юного поколения.

Народная любовь к стране не в высказываниях, меценатстве и соблюдении всех законов. Это интерес к фольклору, ведущей религии и личностям, изменившим жизнь всех к лучшему.

На примере мировых войн, связанных с Российской Империей. Можно отчетливо увидеть сплоченность настоящих граждан. Именно позитивные чувства дают такой результат. И не важным становится положение в обществе, когда идут военные действия затяжного характера. Люди, понимающие все без слов на подсознательном уровне, становятся одной большой семьей. Где в почете уважение к возрасту, воспитание крепкого молодого поколения.

Хороший уровень патриотизма задают в высших военных учебных заведениях. Офицерская элита любой страны без чести и уважения к истории государства не имеет смысла.

Простой человек, занимающийся трудом во благо родного края, без позитивного чувства патриотизма не способен на благие дела. Такое состояние определяют к гражданскому патриотизму. Правильное общество, воспитанное на традициях, дает шанс передавать знания через поколения, сохранять чистоту и благородство нации. В труде, ремесле и науке без хорошей нравственной школы делать нечего.

Воспитать позитивное отношение в человеке нужно как можно раньше. Для этого созданы образовательные системы. Они дают основу к волевому патриотическому мышлению. С возрастом, несмотря на экономическую ситуацию в годном регионе, здравомыслящие патриоты не занимаются поиском лучше доли на стороне. Это несколько малодушный этап для них.

Чувство патриотизма, как одно из самых светлых в жизни, содержит в себе переживания нравственного характера. То есть, меняя родную область, страну на более комфортную по уровню жизни, человек оставляет в качестве «разменной монеты» духовность по отношению к природе и людям. В век финансовых ценностей это не имеет достаточной степени важности для большого круга людей, заинтересованных в навязанной культуры. Однако, не зная родной речи, не прочувствовать чужую. Общества, не принимающие всех, кто стремится к лучшей доле за чужой счет, сохранят только позитивное и настоящее отношение к патриотизму для своих потомков.

Негативное чувство патриотизма

Это чувство называют антипатриотизмом. Полна противоположность благородному, устоявшемуся чувству.

Может быть вызван реакцией человека или общества на изменение условий существования. Экономическими последствиями, миграцией или эмиграцией. При попадании человека в непривычный, нестабильный социум негативное чувство патриотизма проистекает из неприятия культуры чужой общности.

Встречается нередко полное отрицание духовных родных ценностей. В таком случае традиции, культура речи и отношения к обществу негативные. Человек, группа людей отрицают данные родными моральные ценности и с максимализмом пропагандируют устои удобные, модные на данный момент.

В современной истории отчетливо прослеживается подмена ценностей российского общества на космополитизм. В этом историческом цикле было наглядно показано как пробуждаются антирелигиозные, пропагандистские зачатки разума. Люди, добровольно-принудительно отказывались от родных семей, собственности посвящали себя ложным намерениям. Такое поведение в массах людей вызвано не только на антипатриотизме, но и отрицании духовных чувств. Гуманность общества по отношению к иным в таком виде — минимальная. Она устанавливается не на справедливом восприятии, а на пропагандном настрое определенных слоев общества.

Достаточно большой уровень негатива в контрпатриотизме. Это чувство основано на идеальном представлении родной страны, общей нации. Еще ошибочно называют национализмом. По сути, национализм не провоцирует к действию в отношении других национальностей. Наоборот, опираясь на культуру, основы и духовность, несет в себе любовь только к своей родине и нравственным ценностям.

Итог

Подсознательно, каждый человек имеет гражданскую позицию, которую стоит поддерживать как личное мнение по вопросу любви к ближнему. Для позитивного ключа в отношениях между людьми в обществе будьте искренними с самим собой и близкими. Настоящий патриот не занимается пропагандой своих идеалов. Он личным примером демонстрирует, как следует относиться к родине, религии и традициям. Соблюдая это, любое общество заслужит уважение!

30 марта 2014

По улице ровным строем шагают пионеры. Белые накрахмаленные рубашки с погончиками и нашивкой на рукаве, девочки с аккуратными косичками, в синих юбочках, мальчики – в синих брючках, ярко-красные галстуки, пионерские значки сверкают на солнце. В руках пионер-вожатого маленьких красный флажок «Славься, КПСС». Чувство патриотизма невольно охватывает любого, кто наблюдает гордые осанки и прямой взгляд юных ленинцев.

Их законы – заповеди, простые, но такие правильные:

1. Пионер верен рабочему классу и коммунизму.

2. Пионер - друг и брат всякому другому пионеру и комсомольцу.

3. Пионер честен и правдив . Его слово - как гранит.

4. Пионер дисциплинирован.

5. Пионер ежедневно помогает трудовым собратьям в строительстве коммунистического общества.

6. Пионер трудолюбив и уважает полезный труд.

7. Пионер чист в мыслях, словах и делах .

Между этими законами и чувством патриотизма существует сильнейшая связь, но нельзя говорить, что это причинно-следственные явления.

— Ах, — вздохнет любой добропорядочный анальный гражданин , — а сегодня молодежь-то, молодежь куда катится?? Начисто отсутствует чувство патриотизма, любви к родине. Эти самые заповеди канули в лучшие времена. Алкоголь, сигареты, наркотики, секс – вот вам и все интересы современных молодых людей. И деньги! Побольше, да на халяву.

Почему в советском союзе было чувство патриотизма, а сегодня его нет? Дело ли в железном занавесе, кипе небылиц, которыми кормили граждан великой страны, гонке вооружений, идее коммунизма или вере в светлое коммунистическое будущее? И почему сегодня невозможно воспитать патриотов, которые готовы жизнь отдать за землю родимую?

Чувство патриотизма под системным микроскопом

На все эти вопросы отвечает системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Чем отличается человек от животного? Животные имеют базовые желания: есть, пить, дышать спать + сохранение температуры тела, целостности живого вещества и желание продолжить себя во времени. Люди помимо этих желаний имеют также и добавочные. Добавочные желания иными словами называются векторами, всего их 8. Каждый вектор обладает своей особенной системой ценностей, своим отличным мышлением и свойствами для реализации заложенных в нем желаний.

Так, например, ценности кожного вектора: все материальные ресурсы, в том числе деньги, закон, дисциплина. Кожный человек, обладая огромным желанием зарабатывать, имеет также и свойства к реализации этих желаний: гибкая психика, изворотливый, предприимчивый ум.

Другое дело, представитель человечества с анальным вектором, который, собственно, и может обладать чувством патриотизма. Ценности анального вектора это ВЕРНОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ПРАВДА, ЧИСТОТА, БРАТСТВО, ДРУГ, СЕМЬЯ, ДОМ, РОДИНА.

В первобытной стае анальные люди охраняли пещеру, женщин и детей. В пещере существовало некое «анальное братство», круговая порука, где не было места предателям. Остальные воины, уходя на охоту, спокойно доверяли своих жен анальным братьям. Зная, что те верные, порядочные. Не прикоснутся к чужой женщине. Эти люди строят базу, фундамент любого государства. В любые времена – это надежный тыл, как раньше была надежной пещера. Чувство патриотизма – чисто анальное: они любят родину, любят пещеру, они патриоты.

В советском союзе такие люди были реализованы и социально, и в семейной жизни. Их ценности комплиментарны уретральной формации, которой и была СССР. Общество давало им возможность развиваться: профессионалы были востребованы, уважаемы и почитаемы всеми. Ими и являются анальные люди в развитом состоянии — «золотые руки», а с верхними векторами – «золотые головы».

Разводы не приветствовались, добрачный секс – тем более, так что анальному мужчине не составляло труда найти себе «чистую», непорочную женщину и прожить с ней до конца своих дней, имея при этом хорошую реализацию. И неважно, что при этом платили мало или был дефицит товаров, главное, что эти люди были действительно счастливы, потому что наполняли свои нехватки.

Анальники первыми голосовали за партийную власть, первыми вступали в партию. Они искренне и лояльно поддерживали советскую власть. Дело не в том, что она воспитывала чувство патриотизма в своих гражданах, рассказывая про великие свершения советского народа, а в том, что давала возможность реализоваться анальным людям.

Чувство патриотизма – это любовь к родине, то есть позитивное состояние анального вектора. Национализм – обратное от патриотизма, то есть ненависть к чужой родине – это состояние неразвитого или нереализованного анального вектора.

Конечно, каждый Homo Soveticus в свое время знал о разлагающемся западном обществе, читая антиамериканскую пропаганду в газетах и на плакатах. Даже при всем этом, произнося антиамериканские или антикитайские лозунги, анальные люди не испытывали ненависти к Америке, но большую любовь к своей родине. Во многом их поведение кажется «карикатурным», надуманным, а советские лозунги типа «Славься, КПСС» — полной безвкусицей. Не имея одежду от Армани, не обладая достаточным вкусом, они ощущали любовь к родине.

Здоровое чувство патриотизма консолидировало нашу родину: ведь патриоты внутри группы это и есть те люди, которые консолидируют группу.

Чувство патриотизма. Тёмная сторона

Тех, кого мы видим сегодня под знаменем патриотов – НЕ патриоты, а националисты. После развала Советского Союза прошло более 20 лет. Этого времени оказалось достаточно, чтобы полностью вытолкнуть анальных людей из общественной и социальной жизни.

Сегодня они не востребованы профессионально, и они не обладают гибкой и прагматичной психикой, чтобы приспособится к изменяющемуся ландшафту. Семейные ценности также отошли на второй план в обществе в целом, не говоря уже о том, что анальные мужчины сегодня не пользуются большим успехом у женщин в отличие, к примеру, от кожных. Неспособные реализовать себя, а значит, обеспечить свою семью, они оказываются невостребованными, что только усугубляет их обиды и ступор.

Ирина Михалева
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, нравственно – патриотическое воспитание дошкольников - важная задача современного образования.

Патриотизм – понимается широко : и как любовь к родине, преданность к своему отечеству, народу, и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства, как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы родины.

Основные задачи патриотического воспитания дошкольников :

- формировать интерес к русским традициям и промыслам;

Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Воспитывать любовь к родному краю (причастности к дому, семье, детскому саду, городу) ;

Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому;

Воспитывать уважение к труду;

Воспитывать любовь и уважение к своим национальным особенностям;

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности; на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства , но и формируют его взаимоотношение с взрослыми и сверстниками.

Дошкольный возраст – это самый благоприятный для привития нравственно – патриотических навыков , дети как губка впитывают в себя все то, что видят вокруг себя.

Патриотическое воспитание дошкольного возраста - единственно верный путь успешной ранней социализации личности. Известно дошкольное детство важнейший период в жизни человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления об окружающем мире, обществе и культуре.

Для маленького ребенка самым любимым патриотом будет мама , затем семья, которая дарит свою любовь, закладывая первые ростки личности далее детский сад, школа, улица, город, страна, мир, люди, которые его окружают на, которых хочется быть похожими.

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, это любовь к родному переходит в любовь к своему государству к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству. Академик Д. С. Лихачев.

Патриотическое воспитание служит средством нравственного и эстетического воспитания.

Положительного результата можно достичь только систематической работой. Наблюдая за детьми, хочется сделать вывод, что детям интересно знать больше о своем городе, о своей семье, об окружающих людях. При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что интересно. В группе такие беседы лучше проводить с небольшими подгруппами это побуждает ребят к откровенности при выяснении интересующих их вопросов. Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа . Например, отмечаются профессиональные праздники, осуществляются целевые прогулки, беседы.

В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках родины. В связи с этим в группе подобрана картотека книг о героях нашего края, героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает, стремление к подражанию. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, приобщаются к родной культуре и уважению к окружающим.

Таким образом, формирование патриотических чувств у дошкольников с раннего возраста следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений приобщения к миру родной культуры. Патриотические чувства закладываются , в процессе жизни человека находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей второй младшей группы Тема: «Формирование нравственно - патриотических чувств у детей 2-ой младшей группы». Выполнила: воспитатель МБДОУ № 87 г. Читы Распопина.

"Казачество - это часть нашей культуры, российской культуры, причём не просто часть культуры, а яркая часть нашей культуры". (Владимир.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости.

В дошкольном возрасте важно создавать условия, способствующие духовно-нравственному развитию личности и гармоничному взаимодействию с другими.

Чувство патриотизма через ознакомления с родным городом включает в себя следую-щие параметры: чувство привязанности к местам, где человек.

План по самообразованию на 2016–2017 учебный год «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Годовой план по самообразованию воспитателя старшей «А» группы на 2016-2017 учебный год Тема: «Формирование патриотических чувств у детей.