Малыш от 0 до 1 года детей. Ребенок от рождения и до года: этапы развития по месяцам

В этой статье:

Как развивается малыш от 0 до 12 месяцев.

Вот вы и стали родителями. Для кого-то в первый раз, а кто-то уже знаком со всеми периодами жизни малыша. В любом случае, появление ребенка в семье это огромная радость. Вы видите, как он растет и развивается, с каждым днем учится новому, преподносит вам сюрпризы. Первые 4 недели могут стать тяжелым испытанием, но дальше вы будете наслаждаться новым статусом - родители.

У малыша с каждым месяцем появляются новые навыки, умения. Развивается его нервная система, крепнут кости. Уже скоро он начнет общаться с вами на своем, забавном, языке. Здесь важно ничего не упустить и наблюдать развитие ребенка до года по месяцам самим, посещать педиатра. Спокойная атмосфера дома, любовь родных, хорошие питание и правильные игры помогут ему еще быстрее начать делать первые шаги.

Счастье приходит в дом с ребенком

Ваш малыш попадает домой после роддома. Конечно, все уже готово - вы купили и собрали кроватку, подготовили детскую, купили игрушки и одежду. Все это дожидается своего маленького хозяина. Ваша квартира на долгое время станет для него целым миром. Он будет учиться ходить, держась за стены и стулья, возможно, разрисует обои. Здесь кроха получит свои первые знания о мире, коммуникации с людьми и животными, если они есть.

Ваш дом должен быть безопасным и уютным для того, чтобы принять нового жильца. Но, о том, как подготовить комнату малыша и вообще всю квартиру - это другая тема. Сейчас главное, что именно здесь вы будете наблюдать за его развитием. День за днем, месяц за месяцам он из новорожденной крохи будет превращаться в маленького человечка, а потом - во взрослого.

Правильное развитие: физическое и психическое

Врачи, педиатры и психологи составили график развития малыша по месяцам. Так, от 0 до 1 года он постоянно меняется. Ели вы хотите помочь ему развиваться быстрее, то отслеживайте, что происходит с ним сегодня.

0

Первые дни после рождения. Малыш только спит и кушает. Он может даже спать во время кормления, тут срабатывает сосательный рефлекс. Мама кормит его, не отходит от
кроватки. Первый месяц многим дается тяжело, ведь нужно полностью поменять свою жизнь. Ребенок спит по 20-22 часа в сутки, а в остальное время плачет, ест, его нужно купать.

В этот период дитя нуждается в постоянном контроле. Врач или медсестра из поликлиники должны приходить к вам домой 1-2 раза в неделю. Следите за этим. Ваша задача сейчас - сделать все для его комфортной, безопасной жизни.

Рекомендуется кормить только материнским молоком. Сейчас - это самое лучшие питание, ведь в нем нет ничего лишнего, сплошная польза. Все витамины, микроэлементы для первых дней жизни, развития иммунной системы. Ребенок постоянно спит, но внутри идет активная работа - организм перестраивается, все системы впервые пробуют работать слаженно. Если нет возможности кормить молоком - вместе в врачом подберите самую подходящую смесь.

Гулять на улице можно, начиная с третьей недели. Очень осторожно, только если хорошая погода. В холодное время, мороз, лучше не выносить такого маленького ребенка улицу. Просто хорошо проветривайте помещение.

1

Первые 28 дней позади. Теперь уже становится легче. В 1 месяц для малыша становится проще следовать режиму. Он все еще очень много спит, почти по 20 часов каждый день. У ребенка просыпается интерес к тому, что его окружает. Пока что - это кроватка или манеж. Подвешивайте красивые игрушки на колыбельку, они привлекают его внимание. Лучше всего, если на стенах будут картинки или цветные обои. Так малыш научится воспринимать цвета.

Своих родителей он уже может узнавать. Маму - по запаху. Она ближе всего к нему, уже умеет успокаивать. Малыш помнит очертания ее лица и фигуры. В это время следите за тем, кто приходит в ваш дом. Лучше всего - только близкие люди. Сейчас ребенок уже окреп, его иммунная система научилась противостоять простейшим угрозам. Встреча с серьезным вирусам ему еще «не по зубам».

Теперь кормить ребенка нужно 9-10 раз за день. Вы можете так распределить время кормления, чтобы ночью малыш дольше спал. Например, последнее кормление в 23-24:00. Тогда следующее можно проводить уже утром. Так вы поможете ему войти в режим дня и ночи.

Кроха уже делает первые попытки исследовать мир. тянется ручками, учится поворачивать головку. Его могут привлекать разные предметы, но он еще не может взять их ручкой. Уже скоро мелкая моторика разовьется достаточно.

2

Второй месяц - время первых эмоциональных реакций. Ребенок улыбается маме, когда видит, слышит ее голос. Это очень приятно для любой мамочки - наконец-то она получила
эту награду за свои старания и бессонные ночи. В этом возрасте ребенок уже приобретает собственные черты, его личико и тело меняются. Он становится более подвижным, если взять на руки.

Врачи советуют не оставлять его долго лежать на одном месте. Берите на руки, носите по комнате. Малыш еще не осознает происходящее, но ему явно нравится перемещаться. Однообразный пейзаж будет тормозить развитие. Даже в таком юном возрасте можно показывать ему книжки с яркими картинками, больше разговаривайте.

Пока что, мама и папа - самые близкие и знакомые люди. Чужих он может бояться, плакать, если его пытаются взять на руки. Теперь у малыша больше времени на исследование мира. Сон занимает всего 16-17 часов, все остальное время он активен.

Теперь и маме легче. Она хорошо понимает его жесты и звуки, гримаски. У малыша и мамы налаживается особая, необъяснимая связь без слов. Если в семье любовь и взаимопонимание, то такое состояние может продлиться очень долго.

3

Время колоссальных изменений! Начнем с того, что взгляд ребенка становится более осмысленным. Он целенаправленно рассматривает предметы, вглядывается в лица людей. Теперь он узнает не только маму с папой, но и других членов семьи, которые часто приходят в гости. Улыбается с радостью, когда чувствует, что на него обращают внимание.

Ребенок растет, крепнет его скелет. Теперь уже может держать головку, ловко поворачивает ее, следит за движениями взрослых. Кроха слышит разговор взрослых, но говорить еще не может. Его попытки - отдельные звуки. Так он участвует в разговоре, привлекает к себе внимание.

Важно, чтобы на третьем месяце малыш мог уверенно совершать хватательные движения. Взять игрушку, например. Он еще не может взять ее двумя-тремя пальчиками, но целой ладошкой - пожалуйста. В этот же период ребенок начинает все тянуть в рот. Следите, чтобы опасных предметов или лекарств не оставалось там, где он находится.

Три месяца - начала работы системы координации движений. Он ищет баланс тела, перекатываюсь по кроватке. Помогите ему почувствовать свои ручки и ножки - делайте простой массаж.

4

В 4 месяца ребенок все еще спит по 16-17 часов, зато его сон становится крепче. Его сон становится взрослым, глубоким. Ночью он может 6 часов проспать без проблем. Это дает маме и папе возможность отдохнуть, войти в привычный ритм жизни. За это время уже привык к режиму питания, с радостью ждет маму в определенное время.

Что очень важно, в 4 месяца ребенок запоминает свое имя, откликается на него. Другие слова тоже вызывают у него быстрые ассоциации. Вам становится проще общаться, ведь теперь он может показать что-то жестами, попросить пить, например. Предметы, игрушки и люди делятся на «любимые» и «нелюбимые». Малыш поменяет свое мнение много раз, поверьте и не расстраивайтесь, если на вопрос «любишь бабушку?» он будет уверено отвечать «нет».

Кушает все еще грудное молоко. Сейчас его достаточно, прикормка еще не нужна. Правда, для малыша стол и рацион взрослых вызывает интерес. Он ко всему тянется. Разрешается дать ему попробовать что-то, например, мягкое печение. Есть он не станет, но интерес удовлетворит.

5

Становится активнее и общительнее. Может узнавать людей на фотографиях, узнает себя. В этот период чаще подносите его к зеркалу - малышу полезно разглядывать себя, вас. Он радостно общается с теми, кого видит часто. Новые люди все еще вызывают беспокойство. Не стоит давать его на руки человеку, которого он боится. Все закончится длительным плачем.

Все больше интересует малыша движение. Он ползает по кроватке, крутится, старается за все ухватиться ручками. У детей в этом возрасте невероятная гибкость. Может пососать пальчик ноги без проблем. Эта гибкость сохранится еще какое-то время. Именно она означает, что кости все еще не окрепли для того, чтобы встать. А вот приподниматься на руках он пытается все чаще.

Радостная новость для усталых мам. Теперь, хотя бы минут на 15-20 его можно оставить в кроватке или манеже. Его занимают игрушки, он уже может играть самостоятельно, без вашей помощи. Конечно, скоро ему станет скучно, он опомнится, что потерял маму из виду. Но, это уже большой прогресс в сторону самостоятельности.

6

6 месяцев или полгода - солидный срок для маленького человечка. Теперь его можно сажать за детский стульчик, позвоночник уже крепче, выдержит сидячее положение. Если пустить его поползать по полу, малыш будет в восторге. Может спокойно переворачиваться со спинки на животик и обратно. Потихоньку вводите прикормку, ведь ему будет нужно больше еды и калорий.

Начинается период активного развития речи. Простые звуки и слоги он повторяет за вами, постоянно что-то говорит. Он уже придумал простые названия для своих игрушек,
предметов. Мамы быстро выучивают этот язык, могут болтать с малышом - обоим понятно.

Теперь крошка не просто берет игрушки, а выбирает. Может перекладывать из одной руки в другую - это важно сейчас, задействовать для игры обе ручки. Очень скоро он сможет совершать мелкие движения пальчиками. Обе руки должны быть равномерно развиты для этого.

Теперь малышу достаточно всего 14 часов сна, днем он почти все время активен. С этого возраста можно включать ему телевизор, но не более 30 минут в день. Это может быть мультик, программа для детей. Сейчас много таких каналов, предлагающих короткие развивающие сценки. Это займет его и расширит кругозор.

7

Время исследования начинается! Вам придется прятать все острое, несъедобное и опасное, потому что в доме появился неутомимый «ползун». Малыш открывает дверцы шкафов (научился от взрослых), достает вещи. Необходимо все трогать, рассматривать. К некоторым вещам он проявляет особый интерес. Эмоциональная сфера позволяет ему уже испытывать искреннее удивление чем-то.

Поощряйте его эмоциональные реакции. Научите выражать их словами, улыбкой, смехом. Теперь его смех становится более осмысленным, он понимает простые шутки. Ребенок
способен сам делать что-то забавное, чтобы окружающие похлопали, похвалили его. Похвала - отлично, но пришло время запретов.

Нужно обязательно научить кроху словам «нельзя», «нет», «не трогай!». Совсем скоро он сможет ходить сам, а значит, повторять их придется каждые пару минут. Запреты - неприятная тема, но тут нужно проявить строгость. Ребенок научился преодолевать препятствия, а значит, становится мало мест, куда не сможет добраться сам.

Он все дольше спит ночью - 12-13 часов достаточно. Иногда требуется ночью покормить ребенка. Некоторые же спять до утра. Обязательно укладывайте его днем спать на 1-2 часа. Очень активный период роста, постоянное движение. Если не отдохнуть днем, то к вечеру начнет капризничать. Речь становится все более богатой.

8

В этом возрасте он гораздо самостоятельнее, чем был еще пару месяцев назад. Ребенок сам занимает сидячее положение, легко встает. Ему интересно играть, сидя на полу. Машинки, куклы, игрушки - все это разложено там, где он проводит свой досуг. Мама может оставлять его в комнате на 20-25 минут. Эта комната должна быть безопасной: никаких проводов, острых углов, опасных предметов. Тогда вы можете оставить его на полчасика одного. Это полезно, развивает фантазию.

Ребенок уже запомнил некоторые простые действия. Он может махать ручкой на прощание, улыбаться приходящим. Теперь больше выбора в плане общения. Если есть сверстники,
то коммуникации налаживаются быстрее - он учится делиться игрушками, иногда уступать в играх. Общение с другими детьми должно приносить радость, а не агрессию. Если он бьет других, отбирает игрушки, необходимо отучать его всеми способами.

Нужно все меньше материнского молока, но исключать их рациона пока рано. Иммунная система окрепла, теперь она справляется со многими внешними угрозами. Укреплять иммунитет можно свежими фруктами, молочными продуктами. Сейчас лучше давать мягкие фрукты или пюре из них.

На сон будет уходить до 10 часов ночью, причем, спит не просыпаясь. Днем хватит 2-3 часов для отдыха. Активный малыш много времени проводит играя, ползая. Ему нужно отдыхать. Днем укладывайте его 2-3 раза.

9

9 месяцев он провел в животике мамы, а теперь прошло столько же уже вне. Конечно, ваш ребенок еще совсем кроха, ему нужны внимание, забота и ласка родных людей. Радует то, что с каждым днем он набирается новых знаний. Самостоятельное изучение мира - вот что его притягиваете. Мама и папа много чего запрещают, а ему хочется везде забраться, все потрогать. В это время малыш начинает делать первые попытки встать. Конечно, еще вряд ли получится.

Малыш часто просит, чтобы его водили, держа за руки. Ходьба для него становится новой целью, к которой он сам стремится. Некоторые дети в 9 месяцев уже могут стоять без помощи взрослых, пытаются делать первые шаги. Кости у всех развиваются с разной скоростью - давайте ему больше молочных продуктов, фруктов и овощей, богатых кальцием.

Ночью спит 10 часов, не просыпается. Очень редко дети 9 месяцев просят молока или поесть, если просыпаются. Его уже можно переводить в детскую комнату, если до этого ребенок спал с вами. Днем на отдых отводите 1,5-2 часа обязательно. Развивается его эмоциональная сфера, работает память. Это большое умственное напряжение для ребенка. Он уже узнает людей по именам, может показывать на выбранного человека, если вы произнесете его имя.

10

Наступает время, когда в доме появляется «маленький помощник». Желание подражать родителям очень сильно. Он хочет помочь вам. Складываете вещи? Он тут, пытается собрать свои майки и трусики, неумело разбрасывает их по комнате. Вытираете посуду? Малыш просит дать ему тоже чашечку и полотенце. Не пресекайте эти его порывы. Много чего будет испачкано, разбито или помято, но это бесценный опыт.

Ребенок понимает, что может выполнять такие же действия, как взрослые. Для него сейчас не очень-то видно различие между вами. Подражание доходит до смешного: ребенок берет телефон, начинает имитировать разговор с интонациями мамы. Его речь уже более осмысленная, знает отдельные слова.

Он уже достаточно развит, чтобы выбирать. Вы можете предлагать ему выбрать молоко или сок, яблоко или персик. Появляются продукты-фавориты. Главное тут, не потакать его желаниям. Детям, конечно, захочется есть только клубнику. Нужно сбалансированное питание, а не только любимые продукты. Старайтесь заинтересовать его, кушайте вместе.

Спит он уже хорошо, свои 10-11 часов в сутки проводит в покое. Крепкий глубокий сон радует родителей. Наконец-то наступает время и вам выспаться. Днем спит не охотно, ведь столько всего хочется сделать.

11

Теперь уже почти взрослый, не так ли? Мозг активно развивается, хочется все узнать, понять. Детей сейчас интересуют кипящие кастрюли и чайники, бибиканье автомобиля на улице, разная крупная техника. Он с радостью будет общаться с животными. Кстати, многие педиатры считают, что наличие животного в доме помогает развиваться ребенку. Если нет аллергии, то кошка или собачка станут отличными друзьями по играм.

Сейчас очень важно - речь. Он должен уметь выговаривать простые слова, иногда - коротенькие фразы. Речь должна быть окрашена эмоциями, а не монотонной. Радость или обида, грусть, просьба, страх - все это 11 месячный малыш уже может демонстрировать голосом и жестами.

Обычно дети хорошо спят, если на ночь едят что-то легкое. Можно давать отвары шиповника или листьев смородины. Они успокаивают его, подготавливают ко сну. Рекомендуются ванночки с эфирными местами. Ощущения от теплой воды всем нравятся, ребенок брызгается, играет, смеется. Брызги и игры в воде развивают мелкую моторику с одной стороны, с другой - расслабляют мышцы.

12

Вот вам и исполнился годик. Скорее всего, ваш малыш уже может вставать, самостоятельно делать несколько шагов. У него впереди очень много открытий, интересных моментов. Родителям обязательно нужно быть рядом, ведь только они могут защитить, объяснить и направить малыша. Теперь его развитие пойдет быстрее, ведь основные навыки он уже получил.

У него есть индивидуальный характер, любимые игры, свои названия для вещей. Дальше - целый мир неизведанного. После 12 месяцев родители должны подумать, как они могут помочь ему развиваться быстрее?

  • прогулки в парке;
  • знакомство с другими детьми, походы в гости;
  • развивающие группы для малышей;
  • собственные ноу-хау;
  • интересные игры и книги.

У вас масса возможностей сделать каждый новый день ребенка интересным.

Рост и Вес по месяцам

Вес и рост являются важными показателями, хотя могут варьироваться. Здесь многое зависит от генетики родителей. Высокие, склонные к полноте передают свои гены детям, так и худые, миниатюрные родители наделили этими качествами малыша.

Нижняя граница и ближнее значение, чаще всего, для девочек. Они всегда немного легче и меньше. Мальчики наоборот, стремятся к верхней границе значений. Но, опять же, все очень индивидуально.

Рост и вес малышей по месяцам

Месяц Рост см. Вес гр.
1 50-57 3800-4600
2 52-61 4500-5600
3 54-64 5200-6400
4 56-67 5800-7200
5 59-69 6300-7800
6 61-71 6800-8400
7 63-73 7300-8900
8 67-75 7600-9400
9 70-76 8000-9800
10 71-78 8400-10300
11 72-79 8700-10600
12 74-80 9000-10900

Ваш ребенок - уже удивительный, отдельный человечек. Конечно, он будет идти по своему собственному пути в жизни. Сейчас ваша задача сделать все, чтобы его первые шаги прошли с улыбкой.

Первые 28 дней жизни малыша принято называть периодом новорожденности. Это время, когда не только ребенок привыкает к новой обстановке, но и вся семья перерождается заново. На родительские плечи ложится новая степень ответственности. Появившаяся на свет кроха требует куда больше заботы, чем когда она была под надежной защитой маминого животика.

Физиология первого месяца

С первым криком малыша, начинается активная перестройка всех его систем жизнеобеспечения. Изменяется кровообращение, начинает функционировать желудочно-кишечный тракт, эндокринная и дыхательная системы. В ответ на проникающие из внешнего мира чужеродные бактерии, запускается иммунная защита. За первую неделю новорожденный потеряет около 10% своего веса. Снижение массы тела является физиологичным, сказывается напряженная работа по приспособлению к окружающей среде, уходит отечность тканей, облегчившая прохождение по родовым путям.

Сон и еда

Расти и набираться сил – это главная задача новорожденного. Для этого ему необходимо много спать и кушать. Сначала родители видят его в основном сладко сопящим с закрытыми глазками. В сутки он бодрствует не более четырех часов. Сон делится на три фазы:

    Глубокая (дышит размеренно, глаза под веками неподвижны);
    Неглубокая (дыхание может быть поверхностным и сбивчивым, ручки и ножки непроизвольно подергиваются);
    Дрема (чаще всего случается во время кормления).

Пищеварительная система еще не сформировалась, из-за этого малыш на первых порах может проявлять повышенное беспокойство. Основной пищей является материнское молоко, которое полностью удовлетворяет потребности в полезных веществах и энергии первых месяцев жизни. При кормлении по требованию, частота прикладывания к груди может доходить до 10-12 раз.

Психология новорожденного

Первые три месяца после появления на свет иногда называют «последним триместром беременности». Развитие малыша все еще обусловлено его внутриутробной жизнью и рефлексами. Большинство их них будут утрачены по мере взросления. Но сейчас, в первые недели, присутствие каждого из них является признаком полноценности ребенка.

1. Самый сильный и устойчивый рефлекс – сосательный. Малыш, которому нет еще и часа от роду, способен с закрытыми глазами найти мамину грудь.

2. Если коснуться ладошек или пяточек новорожденного, то они рефлекторно сожмутся, пытаясь как бы сжать предмет. Это движение исчезнет примерно к 5-му месяцу, когда ребенок будет уже осознанно брать в руку предмет.

3. Неврологи большое внимание уделяют рефлексу опоры. Если поставить младенца вертикально и опереть ножки о стол, то он выпрямит их и будет пытаться имитировать ходьбу, отталкиваясь от твердой поверхности.

4. Если уложить малыша на животик и несильно надавить на пяточки, то он будет пытаться «ползти».

5. В неудобном для новорожденного положении – спинкой кверху, животиком вниз – он рефлекторно повернет на голову, чтобы было удобнее дышать даже в такой позе.
Есть много прочих рефлексов (Хоботковый, Моро, Бабкина и другие), они обязательно проверяются во время осмотра врачом. К первому дню Рождения, в основном, они заменяются контролируемыми движениями.

Больше всего родители ждут, когда малыш начнет улыбаться и показывать свое хорошее настроение. На четвертой неделе, возможно, он уже будет узнавать лица близких людей и может порадовать всех первой трогательной улыбкой.

Общайтесь с новорожденным даже в короткие часы его бодрствования. Ему необходимо все ваше внимание и забота, чтобы чувствовать себя в безопасности и успешно расти.

Малыш в доме – безмерная радость для родителей, ночи без сна и груз ответственности за безопасность и развитие крохи. Насколько быстро и активно будет развиваться ребенок зависит, в первую очередь, от усилий родителей, уделяющих ему много внимания и заботы. Развивающие игры, веселые затеи в возрасте до года (с 1 до 12 месяцев) – это выражение любви к маленькому солнышку, поселившемуся в доме.

Развитие ребенка до года целиком и полностью находится на плечах родителей, которые должны посвящать малышу много времени, подбирать для него подходящие по возрасту и интересам занятия

До 3 месяцев

1 месяц

  • Общение с ребенком. Постоянно разговаривайте с малышом в возрасте от 0 до 3 месяцев во время прогулок, переодевания, купания и когда занимаетесь домашними делами. Используйте разные вариации голоса. Успокаивайте малыша тихим голосом и привлекайте его внимание более громким.
  • Лицо любимой мамы. Фокусируя взгляд на мамином лице, 1-месячный ребенок поворачивает головку или переводит взгляд в ту сторону, в которую перемещается мама.
  • Мамин голос. Часто называйте малыша по имени, когда находитесь с ним в комнате. Перемещаясь по помещению, зовите его вновь, чтобы ребенок слухом следил за вашими передвижениями.

Пользу массажа для детей 1-месячного возраста трудно переоценить. Используйте его так же часто, как и развивающиеся игры - частые прикосновения в течение дня (во время одевания на улицу, купания в ванне) способствуют развитию уверенности и спокойствия у малыша.

2 месяца

  • Колокольчик. Малыш все чаще любит лежать на животике и из такого положения поворачивать головку в сторону издаваемых звуков. Подвесьте колокольчик с какой-либо стороны кроватки и позвоните. В следующий раз, услышав звук колокольчика, ребенок снова повернет головку в сторону звука.
  • Мягкие варежки. Тактильные ощущения также очень важны. Гладьте ручки и ножки малыша разными видами тканей (вязаным шарфиком, хлопковым лоскутком, меховым помпончиком).
  • Фигурное плавание. Проводить занятие нужно в большой ванне. Уложите малыша на спинку, подложив под головку свою ладонь. Двигайте рукой по различным траекториям (кругами, восьмерками). Для 2-месячного ребенка это отличный способ научиться пространственному ориентированию. Водные процедурыпрекрасный способ снятия гипертонуса, а также чудесное времяпровождение.

Большинство модулей для кроватки снабжены колокольчиками и другими звуковыми элементами - когда малыш слышит звук, он поворачивает голову в его сторону, пытается дотянуться до игрушки

3 месяца

  • Занятия на фитболе. В 3-месячном возрасте ребенок уже уверенно держит головку, лежа на животе. Отличной тренировкой станут упражнения на надувном мяче. Для начала пробуйте легкие покачивания из стороны в сторону и вперед-назад. Развивается пространственная ориентация и улучшается вестибулярный аппарат.
  • Достань игрушку. Положите карапуза на животик, а на некотором расстоянии перед ним разложите несколько ярких игрушек-погремушек. Потрясите их, привлекая внимание малыша. Видя желание ребенка достать одну из игрушек, сделайте опору ладонью детским ножкам. Чувствуя надежную поддержку, малыш будет стараться оттолкнуться и немного проползти. Начав такую игру в 3 месяца, карапуз раньше научится ползать.
  • Звонкий браслет. Веселые колокольчики или бубенчики, зафиксированные на тканевом браслете, - тоже отличный способ научить ребенка ориентации в пространстве. Наденьте такие браслеты на ножки или ручки. Они будут звонить при движениях малыша - так он будет замечать зависимость звуков от его движений.

Упражнения на фитболе помогут грудничку развить координацию движений и положительно скажутся на мышечном тонусе

От 4 месяцев до полугода

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

4 месяца

  • Смена игрушки. Желательно для игры подобрать предметы с разной фактурой. Дайте сначала одну игрушку малышу в ладошку. Старайтесь помочь противопоставлять большой палец остальным. Пощупав одну игрушку, смените ее на следующую. Такое занятие будет готовить пальчики к развитию мелкой моторики, а тактильное восприятие полезно для развития мозга.
  • Зеркало. Игрушечные зеркала можно зафиксировать над кроваткой крохи на расстоянии примерно 25 см от лица. Малышу наверняка очень понравится разглядывать себя в зеркальце.

Первые перевороты. В 4 месяца малыш уже может освоить свои первые перевороты на животик и обратно. Стимулируйте такую двигательную активность яркими книжками с разнообразными интересными картинками.

5 месяцев

  • Мячики. С колокольчиком внутри поможет развить слуховое восприятие, с мягкими шипами – для мелкой моторики, тряпичный поможет сформировать хватательный навык, а также будет отличной тренировкой для координации работы рук. Начиная с 6 месяцев, малыш уже сможет самостоятельно играть с мячиком, сидя у мамы на ручках или лежа на коврике.
  • «Ку-ку». Любимая игра всех деток и не только в 5 месяцев. Мама закрывает ладонями лицо, затем открывает лицо и говорит «ку-ку». Можно прятаться за платочек.
  • Прыжки. Ребенок любит стоять на ножках при поддержке взрослых. Сопровождая занятие веселыми стишками, помогайте ему приседать и подпрыгивать.

6 месяцев

Для полугодовалого крохи попробуйте следующие варианты забав:

  • Ладушки. Старая добрая игра, любимая детками и взрослыми.

Ладушки - игра, знакомая многим поколениям детишек. Она помогает малышу развить логику, чувство ритма и крупную моторику, развлекает ребенка
  • Исследуем мир. Пришло время для активного исследования окружающего мира. По возможности исключите из поля зрения малыша опасные предметы, чтобы он без боязни трогал и изучал все, что попадается у него на пути.
  • Коробочки, кнопочки. Дети в возрасте 6 месяцев очень любят открывать всевозможные коробочки, а также нелишними будут игрушки с кнопочками (подробнее в статье: ).

От 7 до 9 месяцев

7 месяцев

  • Мешочки с крупой. Сшейте небольшие мешочки и наполните их разными крупами. Такие тактильные средства помогут развитию мелкой моторики, а также их так интересно исследовать (щупать, жевать, кидать).
  • Барабаны. Снабдите ребенка деревянной ложкой, а также дайте несколько кастрюлек, мисок и тарелок. Разный стук поможет улавливать звуковые различия, что полезно для формирования слуха и логики.
  • Тканевые и шуршащие книжки. Такие необычные книжки или кубики полезны для развития мелкой моторики. Сначала вы показываете малышу книжку, потом он сможет просматривать ее самостоятельно.

Книги из ткани можно сделать самостоятельно или купить готовые в магазине. Они послужат в качестве тренажера для мелкой моторики и помогут изучить цвета, формы, фактуры

8 месяцев

  • Бутылки с крупой и водой. В одну пластиковую бутылку налейте воды, в другую насыпьте гороха или гречки. Можно начинать звуковые эксперименты, которые помогут развивать внимание и зрение.
  • Пластиковая посуда, пищалки, кубики. Все это можно ронять на пол - так развивается мелкая моторика и потребность к познанию. С 9-месячного возраста можно немного усложнять задания: кидать предметы в корзинку или в ведерко.
  • Третий лишний. Малыша снабдите двумя игрушками (по одной в каждой руке). Положите на пол перед ребенком еще одну игрушку. Малыш захочет взять ее и для этого ему придется сообразить, что одну руку нужно освободить.
  • Музыкальные игрушки. Такие игрушки – отличное средство для развития слуха и мышления. Ребенок сопоставляет свои действия с результатом: после нажатия кнопки начинается музыка или выпрыгивает игрушка.

9 месяцев

  • Игры в ванной. Ребенок уверенно сидит и может играть с игрушками в ванной. Предложите ему попускать кораблик или выкупать утят.
  • Кубики и пирамиды. Играть начинайте с небольшими пирамидками, где колец не очень много. Такие занятия развивают моторику, помогают научить координировать работу рук. Кубики складывайте в башню, а ее падение озвучиваем «Бабах!».
  • Коробка с отверстиями. Небольшие отверстия будут служить «пропуском» внутрь. Игрушки можно проталкивать пальчиками, а потом можно посмотреть куда все они спрятались.
  • Копилки. Бутылочки, баночки с прорезями будут «впускать» в себя мелкие предметы через проталкивание (фасоль, пуговицы, шарики).

В ванной можно не только купаться, но еще и играть - набор игрушек или резиновые утята развеселят малыша, позволят совместить приятное с полезным

От 10 месяцев до года

10 месяцев

  • Машинки. С 10-месячного возраста ребенку будет интересно катать машинку. Покажите, как она поедет, если ее толкнуть. Инерционные машинки – отличный вариант для такой игры. Базовые движения (катание вперед-назад) будут полезны и мальчикам, и девочкам.
  • Музыкальные инструменты. Барабан или пианино тренируют слуховое восприятие и координацию движений. Помогайте малышу играть, напевая песенку или читая стих.
  • Конструкторы. Примитивные варианты будут полезны для улучшения моторики, логики и мышления. Чуть позже можно будет использовать более сложные варианты конструкторов.
  • Куклы. Главное, чтобы у куколок или игрушек были крупные черты лица, где легко можно найти глазки, носик, ушки. Используйте кукол, чтобы научить малыша частям тела. Видя, что малыш не справляется сам, помогите ему, двигая его пальчиком.

11 месяцев

  • Каталки. Всевозможные игрушки на колесиках будут кстати на прогулках. Устойчивые варианты будут хорошим подспорьем в обучении ходьбе.
  • Механические игрушки. Гусеницы, машинки и другие игрушки разовьют логику и моторику. Пусть малыш попробует сам завести игрушку.
  • Приближаемся к спорту. Приобретите качалку-коня или машинку-толокар, на которой можно ездить, отталкиваясь ножками. Такие игрушки – отличный вариант для развития координации и освоения бега. Проводите занятия только под присмотром взрослых.

Игрушка-каталка поможет малышу до года освоить один из самых важных навыков - самостоятельную ходьбу без помощи мамы и папы

12 месяцев

  • Игры с прищепками, кубиками и мячами, рисование и лепка – пусть малыш попробует все. Упражнения для детей до 1 года должны быть разнообразными и затрагивать максимальное количество рецепторов и мышц.
  • Обувь. Настало время тренировки самостоятельного обувания. Изначально помогайте ему в этом деле и всегда подбадривайте, хвалите за успехи. Улучшается моторика, развивается усидчивость, терпение и самостоятельность.
  • Фотоальбом. Малышу будет интересно находить знакомые лица на фотографиях, это поможет улучшить память. Будьте рядом, чтобы проследить за сохранностью ценной вещи.

Заключение

Развивающие игры, представленные в статье, не обязательно использовать строго по месяцам. Главное, чтобы ребенку было интересно заниматься. Почаще включайте ребенку музыку, а также не забывайте про массаж – это полезная нагрузка для всего организма.

Когда вы берете первый раз на руки этот комочек счастья, вы испытываете просто неописуемый восторг. Дети от 0 до 1 года развиваются стремительней, чем в любом другом возрасте, именно поэтому первый год развития ребенка считается самым важным.

Уход за крохой

Уход за ребенком до 1 года обязательно включает в себя купание и остальные гигиенические процедуры. Многие родители начинают теряться перед купанием. Чтобы сделать ритуал приятным, необходимо придерживаться определенных правил:

  • купать лучше всего не позже 22.00 часов перед вечерним кормлением;
  • в помещении температура воздуха должна быть не ниже 24 градусов, а воды - около +36;
  • в зависимости от возраста, в первый год жизни ребенка можно начинать купать в детской ванночке, постепенно переходя на взрослую ванну;
  • проводить закаливание следует постепенно и только после того, как малыш достиг 7 месяцев.

Детки до года обычно носят памперсы, и чтобы защитить его нежную кожу от опрелостей, необходимо во время смены подгузников каждый раз очищать тщательно все складочки и ягодицы крохи, так как на них скапливаются ороговевшие клетки и потовые железы.

Мы растем

Рост и вес ребенка в первый год жизни меняется крайне стремительно. Педиатры имеют огромное количество вариантов оценки развития малыша, однако они все являются довольно относительными. При оценке по формулам принято считать, что в первые шесть месяцев своей жизни кроха должен каждый месяц прибавлять по 600-800 грамм, а начиная со второго полугодия - примерно 400 г в месяц. Принято считать, что к 5 месяцу вес малыша должен удвоиться по сравнению с весом при рождении, а к концу года - утроиться. Но отклонение в 10% в обе стороны является нормой. На ежемесячном осмотре педиатра интересует не только вес и рост, но также обхват груди и головы крохи - сопоставление данных параметров говорит о грамотном развитии малыша. До трех месяцев в среднем голова растет быстрее грудной клетки, но уже на 5-7 месяце грудь начинает расти быстрее. Хотя и в этом случае могут быть варианты: бывают абсолютно здоровые дети с головой больше грудной клетки.

Психологическое развитие

Психология ребенка первого года жизни стоит чуть ли не на первом месте. Следует выделить главные достижения в психологическом развитии, которые должен достигнуть ребенок до года:

  • складываются две первые формы общения со взрослыми, происходит освоение манипулятивной деятельности с разными предметами;
  • возникают первые социальные эмоции крохи, направленные на взрослых людей, происходит формирование потребностей в постоянном общении с ними, также появляется первое «предличностное» новообразование - активность;
  • в области познания появляются представления о предмете, как о существующем в пространстве, постоянном предмете. Развитие памяти малыша позволяет ему расширить границы опыта, начиная его формировать. Ему становится интересно, что будет, если сделать то-то и то-то, появляется любопытство.

Учимся новому

Развитие ребенка до 1 года, особенно в первые 3 месяца, напоминает настоящий круговорот. В возрасте от 3 до 6 месяцев малыш достигает новых успехов в навыках и физическом развитии . Некоторые главные моменты включают:

  • умение поддержки своего веса обеими руками, он уже может поднимать голову и грудь от пола;
  • умеет переворачиваться задом наперед;
  • сидеть с поддержкой родителей, а возможно и без нее;
  • перекладывает из одной руки в другую игрушку, стучит ими;
  • способен следить за объектами движения, определять насколько близко они расположены;
  • наслаждаться звуком собственного голоса;
  • поворачивать голову в сторону шума.

В возрасте от 6 до 9 месяцев у крохи происходят отличные достижения в зрении, слухе и мобильности . Они должны совпадать со следующими показателями:

  • переворачивание задом наперед и спереди назад;
  • самостоятельно сидеть, дотягиваться до лежащих рядом игрушек;
  • умеет ползать;
  • зрение почти на том же уровне, что и у взрослого;
  • распознает простые фразы и слова;
  • появляются индивидуальные вкусовые предпочтения.

В последние три месяца первого года жизни своего малыша вы можете увидеть следующие этапы его развития:

  • слух и зрение, как у взрослого;
  • передвижение с помощью мебели, также возможна самостоятельная ходьба;
  • способность вставать без помощи родителей и предметов.

Воспитываем правильно

Воспитание детей до 1 года особенно важно, так как в это время формируются, как негативные, так и позитивные привычки. Так при условии надлежащего воспитания с первых дней жизни, можно приучить малыша быстро засыпать в определенное время без укачивания, играть не только с участием взрослых, но и самостоятельно, а также есть с аппетитом. В первые месяцы жизни для крохи становится потребностью общение со взрослыми . Поэтому родителям необходимо не только правильно и своевременно удовлетворять потребности ребенка (гулять, укладывать спать, вовремя кормить), но создавать оптимальные условия для бодрствования, а также специально заниматься с ним, воспитывая его. Появление потребности в общении является одной из самых важных особенностей данного возрастного периода. Такая потребность заставляет ребенка искать активно контакт с родителями. Это позволяет формировать начало эстетического и морального воспитания самых маленьких. Проявление любви и внимания, ласка, нежность, ласковое прикосновение и обращение - это все способно обогатить ребенка, и играет особенную роль в развитии его сопереживания, восприимчивости и эмоциональности. Поэтому родителям необходимо не только разговаривать с крохой, но и читать ему потешки, и петь песни, которые смогут вызвать первые его чувства.

После первых 6 месяцев характер общения родителей и ребенка должен перейти от эмоционального к эмоционально-деловому, при котором родители будут стимулировать кроху к совместным действиям. Родители должны развивать слуховое и зрительное восприятие, воспитывать интерес малыша к окружающему: игрушкам, животным, детям, другим взрослым, предметам, воспитывать эмоционально-позитивное отношение к ним.

Как вводить прикорм?

Питание детей до 1 года может быть весьма разнообразным, главное - соблюдать некоторые правила. Вводить первый прикорм можно, начиная с 4-4.5 месяцев жизни - овощное пюре из белых овощей (кабачка или картофеля) на овощном отваре с добавлением одной ложки чайной растительного масла (оливкового, кукурузного или подсолнечного). Начинать необходимо с одной чайной ложки и доводить до необходимого количества на протяжении 10 дней. Лучше всего давать прикорм перед кормлением грудью.

Второй прикорм можно вводить через месяц после первого - различные каши на половинном молоке (5%), другими словами - количество крупы должно составлять 5% от количества молока, разведенного в два раза водой. Принцип введения прикорма остается неизменным. Начинаем с 1 чайной ложки и за 10 дней увеличиваем до необходимого количества. В те дни, когда приучаете малыша к новому прикорму, после него следует докармливать обычной для него едой.

Прививку от туберкулеза делают на 3-7 сутки жизни еще в роддоме внутримышечно, в наружную поверхность левого плеча. На первом году жизни ее необходимо сделать только один раз.

Прививки от полиомиелита - их делают в 3, 4, 5 и 6 месяцев жизни малыша. Первые два раза - это внутримышечные инъекции инактивированной вакцины, третий раз - живая вакцина в каплях в рот.

Следующей прививкой является объединенная вакцина от столбняка, дифтерии и коклюша - делают ее внутримышечно в 3, 4, 5 и 6 месяцев.

Вакцина от гемофильной инфекции в первый год жизни крохи должна быть сделана три раза внутримышечно в 3, 4-5 и 6 месяцев его жизни. Эта вакцина была включена в национальный календарь прививок в 2011 году. Гемофильная палочка является одной из самых частых возбудителей острых респираторных заболеваний и отитов. Главная цель такой прививки - предотвратить самые тяжелые ее формы: менингит и пневмонию, которые у детей до года чаще всего заканчиваются смертью.

Объединенная вакцина от эпидемического паротита и кори . Ее делают внутримышечно в 12 месяцев.

Также в 12 месяцев внутримышечно вводят и вакцину от краснухи, этот вирус крайне опасен для плода, если мама с ним столкнулась впервые только во время беременности, то он может вызвать врожденные пороки развития малыша.

Витамины для детей

Витамины детям до 1 года необходимы, но не все. Для нормального развития иммунной системы малышу необходим витамин А , с его помощью кроха сможет легче перенести такие заболевания, как ветряная оспа и корь. По последним данным, витамин А напрямую связан с гормоном роста, поэтому нехватка его в детском организме способна стать причиной остановки роста. Витамин А укрепляет челюстные кости, и предотвращает развитие у малыша неправильного прикуса, а также повышает устойчивость десен к воспалениям и инфекциям. Уже давно известно благотворное влияние витамина А на зрение, молочные продукты, помидоры, тыква, шпинат и морковь крайне богаты на этот витамин. Важно то, что даже после прохождения тепловой обработки этот витамин сохраняется в продуктах. К основным признакам авитаминоза у малыша можно отнести шелушение и сухость кожного покрова, частые простудные заболевания, замедленный рост. Суточная норма потребления витамина А для детей до года равна 0.04 мг.

Также ребенку до года важно потреблять витамин В2 . Он отвечает за хорошее зрение, здоровую кожу, заряд энергии, а также обеспечивает полноценную работу нервной системы. При его нехватке малыш становится капризным «всегда без настроения» - так обычно говорят про такого ребенка. Кроме нервозности, у крохи может появиться расстройство желудочно-кишечного тракта - частые поносы, проблемы с кожей - кожная сыпь и сухость, может наблюдаться остановка в росте. Плохой аппетит крохи, зачастую принимаемый родителями за капризы, также может свидетельствовать о нехватке этого витамина. Большое количество витамина В 2 находится в рыбе, мясе, яичном белке, крупах (овсяной и гречневой), а также молочных продуктах (твороге, йогурте, молоке и сыре). Суточная норма витамина В2 для детей до года составляет 0.4 мг .

Плановый осмотр

Диспансеризация крайне важна для малыша в первый год его жизни. Плановый - крохи начинают проводить еще в роддоме, а продолжают уже после выписки его домой. В первый год жизни врачи тщательно следят за его весом, ростом, психологическим и физическим развитием, ведь именно в этот период проще всего увидеть возможные отклонения и справиться с ними. Ко всем перечисленным выше врачам, на 12 месяце жизни добавляется еще и ортопед, и стоматолог, наблюдающие за осанкой и прикусом крохи.

Осторожно с антибиотиками

По мнению врачей, антибиотики для лечения детских заболеваний в первые 12 месяцев их жизни необходимо принимать в исключительном случае, ведь они могут принести малышу непоправимый вред. По данным проведенных исследований, прием антибиотиков в первый год жизни значительно повышает вероятность развития у ребенка бронхиальной астмы, так что будьте крайне внимательны и осторожны с ними.

Еще сегодня ваш ребенок – несмышленый грудничок, но совсем скоро по дому будет бегать активный годовалый малыш. Чтобы знать, все ли необходимые навыки вовремя приобретает младенец, нужно отслеживать его развитие по месяцам.

Первый год жизни: календарь развития ребенка

Представляем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения до достижения им . Период до года – это тот этап жизни, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающих, поэтому это один из самых важных жизненных этапов. Поэтому читаем внимательно. Но сначала хотим показать вам короткое видео-резюме о развитии ребенка по месяцам:

Первый месяц

Основные моменты развития ребенка второго месяца жизни:

  • реагирует на звуки, поворачивает голову в сторону его источника;
  • исследует собственные ладони и пальцы, сжимает их в кулачки и рассматривает;
  • делает первые неловкие попытки дотянуться до погремушки;
  • рефлексы новорождённого постепенно угасают;
  • у ребенка совершенствуется зрительный аппарат, с этого возраста малыш начинает проявлять интерес к ярким предметам.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 800 г.
Увеличение роста – на 3 см.

Третий месяц

  • будучи поднятым в вертикальное положение и коснувшись ступнями поверхности, пытается оттолкнуться ножками;
  • гулит и имитирует звуки, произносимые взрослым (“ма-ма”, “а-гу”);
  • дотягивается до игрушек, хватает их и тянет ко рту;
  • радуется играм со взрослым, в случае прекращения игры может заплакать;
  • в 5 месяц у многих детей начинается прорезывание первых зубов.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 700 г.
Увеличение роста – на 2 см.

Шестой месяц

  • , к концу 6-ого месяца может отползти на 20-30 см к предмету;
  • вставая на четвереньки, учится раскачиваться вперед-назад, что способствует укреплению навыка ползания;
  • в игре использует обе ручки, перекладывает игрушки из одной руки в другую;
  • играет на развивающем коврике с небьющимся зеркалом, отдает предпочтение музыкальным игрушкам;

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 650 г.
Увеличение роста – на 2 см.

Седьмой месяц

  • тянется за предметом или к маме обеими руками;
  • садится с помощью взрослого и ;
  • пытается привлечь к себе внимание, проявляет интерес к простым играм (“ку-ку”, “ладушки”);
  • активно пропевает звуки, появляется простое звукоподражание голосов животных (“га-га”, “кря-кря”);
  • любит листать книжки и рассматривать яркие картинки.


Увеличение роста – на 2 см.

Восьмой месяц

Ребенок ведет себя гораздо активнее, чем в предыдущие месяцы. Он может садиться и передвигаться с помощью ползания, встает в кроватке. Малыш легко отличает своих родителей от посторонних и сможет найти их лица даже на фотографии. Проявляет желание самостоятельно держать ложку при приеме пищи. Понимает простые просьбы -что-то показать или принести одни из своих игрушек.

  • Физическое развитие

Испытывает удовольствие от ходьбы и осваивает приставные шаги возле любой доступной опоры. Самостоятельно садится, во время ползания может вставать и раскачиваться на четвереньках.

  • Психомоторное развитие

Лепечет, повторяя слоги “ма-ма-ма”, “ба-па” и т.д. Осваивает движение прощания рукой. Любит играть в “ку-ку”, “ладушки”. При вопросе пытается найти взглядом знакомый предмет или человека.

Основные моменты развития ребенка восьмого месяца жизни:

  • держась за опору, ;
  • легко ориентируется и перемещается с одного места на другое;
  • ребенку уже меньше нравится лежать, он старается принять вертикальное положение при любом удобном случае;
  • активно лепечет, словарный запас пополнятся новыми звуками и простыми словами.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 550 г.

Девятый месяц

Стоя на ножках и пытается делать первые неуверенные шаги, держась за опору. Он еще не научился опускаться на пол без падения, поэтому может часто падать. К концу месяца ребенок научится лучше удерживать баланс и равновесие. Кроха уже хорошо пьет из поильника с носиком и учится пить из взрослой кружки.

  • Физическое развитие

Малыш активно начинает учиться самостоятельной ходьбе. Девятимесячный кроха садится и встает на ножки, держась за опору, без помощи взрослого. Ходит при поддержке за обе руки.

  • Психомоторное развитие

Начинает подражать сам себе, повторяя случайно возникшие звуки и слоги. Реагирует на собственное имя. Играет в “ладушки”, машет “пока-пока”.

Основные моменты развития ребенка девятого месяца жизни:

  • садится из положения лежа на спине/животе самостоятельно;
  • во время ползания может разворачиваться и перемещаться в любую сторону, а не только вперед;
  • хорошо запоминает названия окружающих предметов и по просьбе показывает их;
  • реагирует на слово “нельзя”, понимает запреты;
  • много лепечет на собственном языке, понятном только близким.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 500 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Десятый месяц

Малыш может удерживать равновесие и даже делать несколько шагов подряд, пока его не подхватит взрослый. по 15-20 минут беспрерывно играть, увлекаться пирамидкой или кубиками. Может перелистывать в книжках страницы. Стремится играть с другими детьми в гостях или на прогулке.

  • Физическое развитие

Десятимесячный малыш, держась лишь одной рукой за опору, может сделать самостоятельные шаги. Приседает и встает по своему желанию за любым предметом. Основным способом передвижения становится уже не ползание, а ходьба.

  • Психомоторное развитие

Стремится копировать взрослую речь, вслушивается в разговор. Узнает и находит знакомые предметы по просьбе взрослого (“дай лялю”, “где мячик?”)

Основные моменты развития ребенка десятого месяца жизни:

  • может стоять несколько мгновений без опоры;
  • делает 2-3 шага вперед без поддержки;
  • ползает на руках и коленях, удерживая на них вес тела;
  • любит разбрасывать игрушки из кроватки/манежа;
  • показывает части тела на себе и на взрослом.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 450 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Одиннадцатый месяц

Ко всему, что их окружает. Ребенок стремится изучить предмет самыми разными способами – трясти им в воздухе, бросать или ударять о поверхность. Любит играть в игру “спрятанная игрушка”, с легкостью находит её. В книжках смотрит на правильную картинку, когда слышит название определенного предмета.

  • Физическое развитие

В 11 месяцев ребенок уверенно стоит без опоры. Активно учится делать первый шаг без поддержки. Любит двигаться, танцевать под музыку, играть с другими детьми.

  • Психомоторное развитие

Произносит осознанные лепетные слова (“ма-ма”, “па-па”, “ав-ав”). Реагирует на слово “нельзя”. Играет с пирамидкой. Знает и показывает части своего тела.

Основные моменты развития ребенка одиннадцатого месяца жизни:

  • активно двигается (садится, ложится, встает самостоятельно);
  • неравнодушен к похвале, также понимает строгую речь;
  • может показать пальцем на желаемый предмет;
  • новые шаги в общении со взрослым: машет “привет”/”пока” ручкой, утвердительно кивает или отрицательно машет головой;
  • может самостоятельно брать мелкие кусочки пищи пальцами.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 400 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Двенадцатый месяц (1 год)

Как маленькая личность. . Если кратко, то он меньше волнуется в присутствии незнакомых людей, ведет себя настойчиво, активно выражает свои желания. Начинает демонстрировать собственнические наклонности по отношению к маме или игрушкам. Словарный запас ребенка растет очень быстро, малыш понимает всю обращенную к нему речь и пытается отвечать.

  • Физическое развитие

Годовалый ребенок уверенно стоит и ходит без опоры. Малыш проявляет активность в причесывании, купании, одевании. Пытается самостоятельно удерживать ложку, есть из неё густую пищу; учится пить из кружки.

  • Психомоторное развитие

Произносит первые слова, соотнося их с действиями – “дай”, “бух”, “ам-ам”. Выполняет простые просьбы – “иди к маме”, “дай кубик”. Знает назначение простых предметов (телефон, расческа, зубная щетка).

Основные моменты развития ребенка двенадцатого месяца жизни:

  • может пройти без поддержки и опоры небольшое расстояние;
  • наклоняется и поднимает к пола предметы;
  • может перешагивать препятствие в виде порога или лежащей игрушки;
  • ищет необходимый предмет по своему желанию, даже если не видел, куда его положили;
  • простыми словами выражает свои потребности и желания. Зовет маму и папу. Словарный запас к этому возрасту – 8-12 слов.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 600 г.
Увеличение роста – на 2-3 см.

Полезный рассказ о том, как ухаживать за грудничком

Отличия в развитии мальчиков и девочек

Педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют. Например:

– мальчики рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;

– говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница незаметна, и составляет не более 2-3 недель;

– представительницы прекрасного пола миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.

Таблица с нормами роста и веса детей до года

С помощью центильной таблицы можно отследить примерные нормы ежемесячной прибавки в весе ребенка, и как должно происходить увеличение длины тела младенца. Нормы роста и веса детей указаны в рамках минимального/максимального показателей, поэтому их можно использовать в качестве ориентира.

Мальчики Девочки
Возраст Рост (см) Вес (кг) Возраст Рост (см) Вес (кг)
1-2 мес. 52-60 3,5-5,8 1-2 мес. 51-59 3,1-5,2
3-4 мес. 59-66 5,1-7,4 3-4 мес. 57-64 4,6-7,1
5-7 мес. 61-71 6,2-9,7 5-7 мес. 61-69 6,1-8,7
8-10 мес. 68-75 8-11 8-10 мес. 66-73 7,3-10
10-12 мес. 71-78 8,8-12 10-12 мес. 69-76 7,6-11

Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года

Краткий обзор в таблице, где указано развитие ребенка до года по месяцам, станет отличной “шпаргалкой” для молодых мам.

Возраст Речевое развитие Двигательное развитие Психическое развитие
1-1,5 месяца Тихое гуление Первые попытки приподнимания головы Кратковременно следит взглядом за погремушкой
2 месяца В хорошем настроении понемногу гулит Лучше координирует движения Удерживает взгляд на движущемся предмете
3 месяца Длительное гуление Уверенно держит голову Поворачивается к источникам звука
4 месяца На смену гулению приходит первый лепет Не отрывает взгляд от движущихся предметов Отличает маму от посторонних
5 месяцев Лепечет, произносит слоги “ма, “па” Самостоятельно переворачивается, ползает назад Настораживается при чужих голосах
6 месяцев Активный лепет, воспроизводит простые слоги Ползает “по-пластунски” Проявляет эмоции радости и недовольства
7 месяцев Лепет, появление слогов “та”, “на” “да” и др. Сидит с опорой, ползает вперед Понимает интонацию, слово “нет”
8 месяцев Первые односложные слова Встает и передвигается у опоры, самостоятельно сидит Расширяется диапазон эмоций (удивление, настойчивость)
9 месяцев Активное лепетание, новые слоги Стоит и ходит с опорой, ползает Понимает простые поручения
10 месяцев Произносит простые слова “ля-ля”, “ав-ав” Садится из положения стоя, пытается ходить Повторяет за мимикой взрослых
11 месяцев Выражает желания – “на,” “дай” Поднимает предметы с пола, встает, приседает Показывает по просьбе знакомые предметы, части тела
12 месяцев Много лепечет, осознанно произносит слова “мама”, “баба” Активно передвигается, ложится, встает, ходит Понимает взрослую речь, реагирует на просьбы и запреты