Творческое воображение - приемы и методы. Презентация по развитию речи на тему: Типовые приемы фантазирования (ТПФ)

Простейшие приемы фантазирования:

а) составление фантастического рассказа о дереве;

б) увеличить или уменьшить дерево, что произойдет?

в)упражнение «Робинзон Крузо». Находимся на нео­битаемом острове. Растут только деревья. Как выжить, как выбраться?

г) посмотри на мир чужими глазами .

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сто­рон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замеча­ется другими.

Выполним несложное упражнение. Читаем детям неоконченный рассказ:

«Наступила осень. Однажды утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хло­пья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

Задание - «продолжить рассказ». Но сделать это не­обходимо несколькими способами. Например: представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отне­сешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, мэр города, ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу. Аналогичных рас­сказов можно придумать множество и, используя их сюжеты, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.

В ходе выполнения этого задания очень важно стре­миться к тому, чтобы дети были раскованны и отвечали смело. На первых порах следует воздерживаться от кри­тики и, не скупясь на похвалы, отмечать наиболее яр­кие, интересные, оригинальные ответы. Естественно, что у части детей они будут неизбежно однотипны. В даль­нейшем упражнения подобного рода позволят развить эти способности.

Естественно, что от такого простого, условного пере­мещения на место другого человека, живого или даже неживого объекта еще бесконечно далеко до способнос­ти талантливого творца, называющейся сверхчувстви­тельностью к проблемам, но первые шаги в этом на­правлении мы уже сделали;

д) составьте рассказ от имени другого персонажа. Хорошим заданием для развития умения смотреть на мир «другими глазами» является задание по состав­лению рассказов от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов. Задание детям фор­мулируется примерно так:

«Представь, что ты на какое-то время стал своей любимой игрушкой, предметом мебели, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определенной профессии. Расскажи об одном дне этой воображаемой жизни».



При выполнении этого задания надо поощрять са­мые интересные, самые изобретательные, оригинальные ответы. Отмечать каждый неожиданный поворот сюжет­ной линии, каждую черточку, свидетельствующую о глубине проникновения ребенком в новый, непривыч­ный для себя образ;

е) составьте рассказ, используя данную концовку.

Иного подхода требует упражнение составить рас­сказ, имея только его начало или окончание. Педагог читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать о том, что будет в конце или было в начале. Оцениваем в первую очередь логич­ность и оригинальность изложения.

Примеры концовок:

· «Когда мы вышли на улицу, гроза уже закончилась».

· «Маленький щенок приветливо вилял хвостом».

· «Котенок сидел на дереве и громко мяукал»;

ж) сказка наизнанку.

Игра состоит в перевирании сказки или в выворачи­вании «наизнанку» сказочной темы. Эта игра аналогич­на игре «Наоборот».

Ход игры. Вспомните с детьми хорошо знакомую сказ­ку и предложите поменять характер у ее героев - поло­жительный характер на отрицательный и наоборот. Пред­ложите подумать и рассказать, как изменяются герои, их характер, поступки, каким станет сюжет сказки. Пред­ложение о смене характера может быть разным:

1.Злая волшебница заколдовала героев...

2.В сердце доброго героя попал кусочек льда, а зло­му стало его жалко и он подобрел...

3.Совершил отрицательный герой один-единственный хороший поступок, и ему это так понравилось, что стал...

4.Герой проглотили волшебную таблетку, выпил волшебную каплю, съел волшебную конфету, сказал однажды плохое слово и...

Все эти варианты предложены нашими детьми, пред­ложите своим детям подумать и придумать свои вер­сии, и почти у каждого будет своя, одна лучше другой.Примеры. Красная Шапочка злая, а волк добрый... Золушка, непослушная девчонка, довела до белого кале­ния добрую мачеху, все время издевается над своими смирными сестрами... Колобок предлагает каждому ге­рою стать его... начинкой, то есть Колобок съедает всех по очереди...



Метод ошибки наводит, таким образом, на новую мысль, намечает контуры некоего рисунка. Получается результативным или частично, или полностью - это уже зависит от того, будет ли принцип «выворачивания наи­знанку» применен к одному или ко всем элементам дан­ной сказки. Метод «выворачивания наизнанку» годится не только для пародирования - с его помощью можно научиться нащупать исходную точку для вольного рас­сказа, самостоятельно развиваемого в любом направлении;

з) перевирание сказки.

Дети - консерваторы в отношении сказок, им хо­чется, чтобы все повторялось много раз. Но наступает момент, когда сказки начинают надоедать, как старая игрушка, тогда сказку можно превратить как бы в па­родию - появляется другой угол зрения, на сказку мож­но посмотреть другими глазами, то есть увидеть то, чего нет в реальной сказке. Со сказкой работайте на уровне подсистемы, последовательно и изменяя один из подсистемных элементов.

Например: «Жила-была девочка, звали ее Желтая Шапочка...» Дети: «Не Желтая, а Красная!»

Взрослый: «Ах, да, Красная! Позвал ее папа и ска­зал...» Дети: «Да нет же, не папа, а мама!»

Взрослый: «Правильно. Позвала ее мама и говорит: «Сходи-ка к тете...» И так далее.

1- й вариант. После того как дети вас исправили, про­должайте рассказывать немного текста реальной сказ­ки, а потом снова ее меняйте, но линию настоящей сказ­ки ведите до конца.

2- й вариант. Изменяя сказку в самом начале, веди­те ее за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи.

Переставленная на другие рельсы, знакомая сказка заставляет ребенка пережить ее заново. Дети играют не столько с Красной Шапочкой, сколько сами с собой, бесстрашно позволяют себе вольности, рискуют брать на себя ответственность за все то, что может случиться. Тут взрослому надо быть готовым к здоровому избытку детской агрессивности, ко всякого рода нелепицам;

и) сказка в заданном ключе.

Используя как бы разные ключи, открываем для детей сказку в другом времени, месте действия.

Если дети знакомы со сказочным треугольником (вепольный анализ), предложите им сменить поле действия, время действия.

Например: Жили старик со старухой у синего моря... в наши дни. Что будет просить старуха?

Красная Шапочка живет сейчас...

Это мы изменили время действия. Можно использо­вать оператор РВС - растянуть время до бесконечности или сжать его до минимума и проследить, как у детей изменится сюжет сказки. Можно поменять место действия:

Колобок живет на 10-м этаже с лифтом...

Теремок стоит на высокой-высокой горе или в море...

Козлята живут на острове, а вокруг глубокое море.

Старая сказка в новом ключе, приспособленная к новому сюжету, звучит совершенно неожиданно и для нас, и для самих детей.

Можно предложить детям проиллюстрировать сказ­ку - каждый, самый интересный на его взгляд, мо­мент - получится иллюстрированная книга;

к) что было потом.

Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. А почему с ними надо расставаться? Можно в конце сказки, оттолкнув­шись от самого интересного места или вопроса, предло­жить детям подумать: «А что было потом?»

Если работать по системному принципу, то продол­жение сказки можно вести и в надсистеме, и в системе, и в подсистеме. Работая в будущем надсистемы, мы из­меняем и продолжаем всю надсистему сказки.

Например: залез медведь на крышу теремка, тере­мок и рассыпался. Закачались, загудели все деревья в лесу, прибежали лесные звери, осуждая поступок мед­ведя, советуют, как поступить дальше. Потом все вмес­те строят новый теремок для зверушек.

Золушка вышла замуж за принца, и родился у них сыночек, который научился волшебству у феи, когда пришел к ней в ученики.

А туфелька Золушки? Что с ней стало после заму­жества Золушки? Золушка отдала ее маленькому вол­шебнику, и тот стал выручать девочек, когда им нечего было надеть на бал. Но в 12 часов туфли всегда сами возвращались к Золушке;

л) «карты Проппа».

Советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп в своей книге «Морфология сказки» и в своем исследо­вательском труде «Трансформация волшебных сказок» проанализировал структуру народной сказки, особенно русской, и выделил постоянные функции сказки, кото­рые всегда находятся в одной и той же последователь­ности. Согласно системе Проппа, этих функций трид­цать одна, но, разумеется, не во всех сказках наличе­ствуют все функции, строгая последовательность может нарушаться, возможны перескоки, добавления, синтез, однако это не противоречит основному ходу.

Сказка может начинаться с первой функции, с седь­мой или с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться вспять, восстанавливать пропущенные куски.

Главных функций двадцать:

1. Предписание или запрет.

2. Нарушение.

3. Вредительство.

4. Отъезд героя.

5. Задача.

6. Встреча с дарителем.

7. Волшебные дары.

8. Появление героя.

9. Сверхъестественные свойства.

10. Борьба.

11. Победа.

12. Возвращение домой.

13. Прибытие домой.

14. Ложный герой.

15. Трудные испытания.

16. Беда ликвидируется.

17. Узнавание героя.

18. Ложный герой изобличается.

19. Наказание антигероя.

20. Свадьба.

Так как дети-дошкольники еще не умеют читать, предлагаем вам символическое изображение каждой карточки, придуманное нашими детьми. Предложите своим, они нарисуют вам множество вариантов, а из нарисованных выберите с детьми наиболее понятные и приступайте к игре.

Ход игры: детям раздаются «карты», лучше если они будут сидеть за одним столом или разделены на подгруп­пы, но с каждой подгруппой взрослый и свой набор «карт». Выбираете героя, о котором будете сочинять сказку.

В первые дни игры лучше карты держать по поряд­ку (можно пронумеровать - цифры старшие дети зна­ют хорошо) и сюжет сказки вести последовательно по картам.

Но ребята любят тасовать «карты» и придумывать свои правила. Например, строить рассказ на вытащенных на­угад одной или двух картах. И начать сочинять с конца. Преимущества «пропповских карт» очевидны: каж­дая из них - целый срез сказочного мира, и каждая «функция» изобилует перекличками с собственным миром ребенка;

м) сказка «калька».

В этой игре мы составляем с детьми как бы модель сказки и дальше по этой модели сочиняем новую, с раз­личными степенями узнаваемости или полностью изме­ненную.

Берется популярная, хорошо знакомая сказка и сво­дится к голой схеме, к основным сюжетным линиям. Например, сказка «Золушка». Вспоминая сказку с деть­ми, записываете на доске основные этапы сказки.

Так как буквенное обозначение трудно запоминает­ся детьми, можно использовать цветовое или геометри­ческое обозначение:

Дом, дворец - Золушка -

Мачеха - Фея -

Сестры - Принц -

Обозначение взаимоотношений и действий придумать с детьми. Все придуманное детьми запоминается намного лучше и вызывает у них чувство гордости за свое твор­чество. В старших и подготовительных группах дети лю­бят буквенное обозначение, но каждую букву украша­ют каким-либо элементом, характеризующим этого ге­роя. Например, сказка «Теремок»:

Теремок - Мышка

Лягушка - Заяц -

Лиса - Волк -

Медведь -

По составленной модели сказки сочиняется своя, совершенно новая сказка, герои которой могут быть самые разнообразные:

· кто-то из героев этой сказки остается;

· сказка про окружающие детей предметы;

· сказка про любимую игрушку или любимого героя сказки;

· сказка про себя или про товарища. Главное - стараться следовать сюжетным линиям сказки и «придумать» веселый конец, как говорят дети.


Литература

Вьюзен Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. - Минск, 2008.

Варенцова Н.С. Развитие фонематического слуха у дошколь­ников / Н.С. Варенцова, Е.В. Колесникова. - М., 1997.

Глухое В.П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: АРКТИ, 2002.

Дьякова ЕЛ. Логопедический массаж. - М., 2003.

Каше ГЛ. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.

Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у до­школьников. - М., 2002.

Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в под­готовительной группе (для детей с ФФН) на занятиях и в по­вседневной жизни и деятельности детей. - М., 1998.

Корнев А.Н. Как научить ребенка говорить, читать и думать / А.Н. Корнев, Н.Е. Старосельская. - СПб.: Паритет, 1999.

Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у до­школьников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб., 1999.

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных клас­сах. - М., 2001.

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.

Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дош­кольника приобретать знания. - Ярославль: Академия разви­тия, 2003.

Сохина ФЛ. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М., 1984.

Филичева Т.Е. Дети с фонетико-фонематическим недоразви­тием. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Тумано­ва. - М., 1999.

Филичева Т.Е. Подготовка к школе детей с общим недораз­витием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Фи­личева, Г.В. Чиркина. - М., 1999.

Филичева Т.Е. Развитие речи дошкольника / Т.Б. Филиче­ва, А.В. Соболева. - Екатеринбург, 1996.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произно­шения. - Воронеж, 1997.

Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.


Введение

Глава 1. Технология развития мелкой моторики

Глава 2. Технология развития артикуляционной моторики

Глава 3. Технология развития фонематического слуха.

Глава 4. Технология развития речевого дыхания и голоса

Глава 5. Технология развития лексико – грамматических компонентов речи

Глава 6. Технология развития связной речи


ТРИЗ приёмы фантазирования.

ВООБРАЖЕНИЕ - психический процесс создания новых наглядных образов на основе имеющихся представлений памяти (опред.)

У младших дошкольников, как и в раннем возрасте, преобладает воссоздающее воображение, которое заключается в воссоздании образов, описываемых в сказках, рассказах взрослого. Например, ребёнок может свободно фантазировать, сочиняя сказки по образцу сказок услышанных ранее. Образцы воображения зависят от опыта и знаний ребёнка.


Как обогатить этот опыт? Тут не обойтись без развития навыков, которые помогут ребенку научиться фантазировать.


Первое, что необходимо сделать - это научить ребенка пользоваться своими знаниями. Необходимо помочь ребёнку - дошкольнику оформить свои знания так, чтобы ребёнок не путал реальность и фантазию. Фантазийные образы не должны замещать реальность окружения.

Необходимо учитывать, что основным видом деятельности дошкольника - является игра.

Есть множество игровых приемов для развития мышления ребёнка.

Например: приёмы фантазирования.


Предложите малышу понаблюдать за явлениями природы, например: за ветром. Оживить его, наделить характерными чувствами, связями. Важно задать правильные вопросы.

Спросите ребенка, как он думает, а кто у ветра друзья? Какой у ветра бывает характер? В каких сказках ветер является героем? (Например: сказка А.С.Пушкина - «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч….») Каким ветром ты хотел бы стать? Почему? Неплохо было бы подвести ребенка к сравнению, например: сильный ветер - ураган и легкий тёплый ветерок. Наличие противоречий у объекта (в данном случае - это ветер) помогает ребенку провести анализ, установить связь между ураганом и ветерком: они оба дуют, двигаются, оба природные явления. Но при этом: ураган - ломает, уничтожает, уносит, кидает, роняет, а ветерок - обдувает, щекотит, ласкает. Можно пойти дальше, и поиграть с ребенком в игру: «Хорошо - плохо» - эта игра поможет сформировать представления ребенка об урагане и ветерке. Поможет освоить многообразие функций природного явления.


На тризовском языке это звучит так: противоречие - наличие двух противоречивых качеств в одном объекте, когда наличие одного свойства исключает возможность другого.


Можно с этим поспорить: ураган может успокоиться и стать легким ветерком, и наоборот. Это уже наличие определенных знаний.

Одним из приёмов фантазирования является приём эмпатии.

Эмпатия - постижение эмоционального состояния, проникновения - в чувствование в переживание другого человека. (опред.)

Маленькому ребенку сложно перевоплотиться в другого ребенка в группе, потому, что дети ощущают себя наравне друг с другом. В дошкольном детстве необходимо воспитать чувство сопереживания, желание позаботится. Тогда, как дать адекватную оценку действиям другого ребёнка дети иногда не могут.

Однажды произошла такая ситуация: мальчик, назовем его Коля, совершил поступок - поднял девочку Катю, которая упала, отряхнул на ней одежду, обнял и погладил по голове. Причем, это все происходило на площадке во время игры, в которой Коля активно участвовал (бежал мимо в какой - то роли и что - то кричал). После этих действий он побежал дальше мимо Кати, которая успокоилась и продолжила игру.


Всё происходящее наблюдал другой мальчик, назовём его Вова. Я предложила оценить поступок Коли Вове, сказав при этом: «Ты представь себя Колей». На что Вова мне ответил: «Я не хочу быть Колей, он дерется и штаны у него некрасивые». Мальчики незадолго до этого подрались.

Оценки поступка не произошло, но произошло постижение эмоционального состояния, потому, что дальше Вова сказал: «Я хочу быть Катей».


Как же применить приём эмпатии, чтобы он четко сработал?


В своей работе с детьми я называю такую игру: «Превращалки». Дети превращаются в животных, птиц, сказочных героев, неодушевлённые предметы, растения. Эта игра помогает организовать детей, превращает режимные моменты, такие, как - одевание на прогулку - в веселую игру.


Дети превратились в кукол - музыкальная игра.


Приём эмпатии позволяет детям проявить фантазию, выдумку. Воплотить свои выдумки в действии и речи.

Другие приёмы фантазирования: оживление, уменьшение, увеличение и т.д. отлично воспринимаются детьми дошкольного возраста.

В дошкольном детстве воображение становится творческим, продуктивным.

Оно развивается вместе с теоретическим мышлением и выполняет единую функцию в познавательном процессе.


Фантазируйте вместе с детьми!

, воспитатель, МБДОУ Детский сад № 000.

«Типовые приемы фантазирования»

Задачи воспитания:

1. Формировать овладение лексической грамотностью.

2. Учить свободно вести беседы на интересующие ребенка темы, анализировать события произошедшие в детском саду и дома.

3. Учить формулированию противоречий с небольшой помощью воспитателя, приемам их разрешений (прием «наоборот»).

4. Учить представлять события или предмет в последовательности его развития (прием «смещение во времени»).

5. За счет использования приемов фантазирования создавать новый образ, планировать его действие, жизненные этапы:

Увеличение – уменьшение;

Ускорение – замедление;

Дробление – объединение;

Оживление – окаменение;

Квантование – непрерывность;

Универсализация – ограничение;

Смещение во времени.

6. Учить самостоятельно составлять сказки, рассказы, используя приемы фантазирования.

7. Закреплять умение решать сказочные и жизненные задачи по возможности самостоятельно, или с помощью сверстников, взрослого.

Простые приемы фантазирования.

Увеличение –

Уменьшение

Дробление –

Объединение

Оживление –

Окаменение

(Динамика -

Квантование -

Непрерывность

Простые приемы фантазирования

Универсализация

Специализация

(Ограничение)

Смещение во времени

Ускорение - замедление

Прием наоборот

Волшебники типовых простых приемов фантазирования.

Дюймовочка (гномик)

Волшебник Дроби –

Волшебник объединяй

Оживленок – камень

Колобок –

Горшочек каши

Волшебники

Волшебник МОГУ ВСЕ

(универсал) – Волшебник МОГУ ТОЛЬКО (Специал)

Часы времени

Волшебник Быстрых Минут – Волшебник Медленных Минут

Перевертыш (рассеянный)

Простой прием фантазирования получается, если взять конкретный параметр – любое свойство объекта, ситуации, взаимоотношения и изменять в большую или меньшую сторону, т. е. рассмотреть два противоположных количественных состояния этих характеристик: «мало» или «много».

Детям показать, что все предметы, объекты имеют свои признаки – запах, звук, цвет, размер. Можно показать детям их относительность, сравнительным анализом похожих, но в то же время в чем-то разных предметов. Показать, что любой предмет может меняться – быть сначала большим, потом маленьким; двигаться быстро или медленно, дробиться на части или объединяться в одно и т. д. Показать детям как изменяются предметы и что при этом получается, лучше всего, используя знакомые сказки. Начальный этап - это изменение героев знакомой сказки и придумывание своей, новой сказки с уже измененным героем.

Следующий этап - это изменение с детьми предметов, природных явлений в знакомых сказках, и анализ того, что получилось при этом изменении. Хорошо при этом пользоваться методом «снежного кома». Потом можно придумать самостоятельно целую сказку, изменяя героев и предметы.

Не торопитесь использовать много приемов фантазирования. Самое небольшое изменение уже вызывает отклонение от привычного сюжета и вызывает интерес у детей.

Следующий этап – рассмотреть вещи, которые окружают детей, попробовать их изменить и подумать, как это отразится на нашей с вами жизни. Описать жизнь и действия детей, взрослых при этих изменениях. Изменять этими приемами, можно не только систему, которую вы рассматриваете, но и ее подсистему и надсистему.

1. Прием «увеличение – уменьшение».

«ВОЛШЕБНИК БОЛЬШОГО РАЗМЕРА», «ВОЛШЕБНИК МАЛЕНЬКОГО РАЗМЕРА».

Объект или свойство уменьшают или увеличивают до тех пор, пока не появится необходимое или новое качество. Широкое применение данного приема способствует формированию диалектического мышления, и развитию чувства юмора.

2. Прием «дробление - объединение».

Служит в целях фантастического преобразования предмета в процессе деления его над - и подсистемы на части, а также объединения, но уже в другой последовательности или с другими системами. Волшебники дроби и объединяй способны делить и соединять самые невообразимые предметы. Этот прием способствует развитию конструктивных идей ребенка, его фантазии, воображения, умения анализировать строение, особенности прежнего и нового объекта, его ресурсов.

3. Прием «оживление – окаменение (динамика – статика)».

Выполняет следующие фантастические преобразования: при встрече с волшебником оживления («Оживленком») все неживое становится живым, живые организмы при этом начинают обладать свойствами человека, а человек становится максимально подвижным. Волшебник окаменения («Камень») действует в обратном направлении – живое лишает возможности двигаться, а неживое при этом вообще невозможно сдвинуть с места.

Этот прием способствует развитию фантазии, образного мышления, изменению представлений о некоторых особенностях предмета, снятию стереотипов сознания, развитию речи и обогащению словаря.

4. Прием «квантование – непрерывность».

Этим приемом непрерывные процессы превращаются в прерывные и наоборот. Этот прием хорошо прослеживается в сказках, т. к. основная масса сказок построена по принципу квантования – действие идет, идет останавливается потом дальше идет. Колобок катится, катится, потом остановится, поговорит и дальше катится. Непрерывное действие – «горшочек каши» братьев Гримм. Данным приемом лучше рассматривать действия из жизни детей и окружающего мира. Например: обед, который идет прерывисто – первое блюдо поели, сбегали на прогулку, погуляли. Пришли, поели второе. Поиграли в уголке, потом третье выпили. Сколько будет длиться такой обед и когда дети лягут спать – отдыхать?

А может обед будет непрерывным – как пришли утром, начали кушать, так до вечера кушаем. По сколько надо брать в рот, чтоб не было плохо, чтоб не объесться? А играть, гулять когда? Добиваться чтобы у детей развивался сюжет, развивалась речь и активизировался словарь. Придуманную идею обязательно рассматривайте по системному оператору.

5. Прием «универсализация - специализация».

С помощью волшебников «Могу все» (универсал) и «Могу только» (специал) рассматриваемый объект выполняет либо множество функций и даже ему не свойственных, либо имеет в рамках только его функций. Например: утюг гладит все – одежду, собаку, траву во дворе, выравнивает поверхности земли, выравнивает овраги и холмы. При этом дети должны объяснить как выглядит этот фантастический утюг, какого он размера, какие у него приспособления, полезность и вред такой многофункциональности.

Либо введя ограничение, утюг работает только ночью, заряжаясь от лунного света. Дети объясняют, как он выглядит, кто из сказочных персонажей будет им пользоваться, каковы плюсы и минусы.

Данный прием развивает воображение, аналитико-синтетическое мышление, способность выстраивать логически последовательную цепь рассуждений, выстраивать сказочные сюжеты с фантастическими объектами и персонажами.

6. Прием «ускорение - замедление».

Волшебник БЫСТРЫХ МИНУТ ускоряет процессы, происходящие в самом объекте, его частях и вокруг него, а ВОЛШЕБНИК МЕДЛЕННЫХ МИНУТ делает все наоборот.

Например: На картинке изображена ранняя весна. Прилет птиц. Что будет, если весна длится день, час, минуту?

Таким образом, использование данного приема формирует начальные представления о философской категории – время, и его относительности, учит ценить свое и чужое время, делать свою жизнь содержательной

7. Прием смещение во времени.

Новое время

Современность

Древность

Средневековье

Волшебник «Часы времени» состоит из 5 экранов.

1 экран с часами – это современность (XX-XXI в. в.)

2 экран – древность, включает в себя первобытнообщинный строй и древний мир

3 экран – средневековье VI –XV вв.

4 экран – новое время XVI – XIX вв.

5 экран – будущее.

Волшебник «часы времени» поможет перенестись на дальние относительно человека отрезки времени (в разные эпохи). Познакомит детей с образом жизни человека в древности («дома, машины, электричество были не всегда», «древние люди жили в пещерах, затем научились добывать огонь, строить хижины»); с усовершенствованием средств передвижения (от лошади и пирог до совершенных кораблей и пр.); с изменением условий быта человека (о водопроводе , электричестве, отоплении, бытовых приборах и пр.); с развитием средств коммуникации (о письменности и книгопечатании, почте, телеграфе, телефоне, телевидении, компьютерах).

Развивают у детей элементарные представления о техническом прогрессе, об истории цивилизации.

Данный прием учит перемещать во времени какой-либо предмет или ситуацию, прогнозируя изменение самого предмета или его окружения. А так же способствует развитию воображения, фантазии, расширению представлений о прошлом, настоящем и будущем. Например: как бы использовали древние люди попавшую им в руки библиотеку?

Книга может пригодиться как подставка или как молоток, груз или оружие. Листы книги – хорошая растопка, из переплетов можно сделать одежду или головной убор . Из множества книг можно построить хижину, при этом использовать замоченную бумагу для затыкания щелей и др.

8. Прием «наоборот». – способствует выделению определенной функции или свойства объекта и замены их на противоположные. Предложить детям охарактеризовать время суток, погоду, персонажей, их действия. Затем ввести волшебника «перевертыша» (наоборот), в следствие чего все резко меняется на противоположные свойства и функции. Возникающие при этом проблемные ситуации и способы их решения обязательно обсуждаются с детьми. Данный прием развивает диалектическое мышление, учит детей поиску противоположных качеств, помогает сочинять сказки на новый лад.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно построить еще целый ряд простых приемов фантазирования, но для активизации логического мышления, развития воображения необходимо не только расширение количества приемов, но и уверенное владение уже знакомыми и изученными.

Общая характеристика приемов

В основе ТПФ лежат мыслительные операции представления объектов посредством игнорирования фундаментальных законов природы. Основным механизмом ТПФ является доведение до крайней степени проявление какого – либо признака или его полное уничтожение.

Приемы типового фантазирования адаптированы для работы с дошкольниками. Каждый из них представлен в отдельном разделе параграфа:

· Прием "Увеличение - уменьшение",

· Прием "Деление - объединение",

· Прием "Преобразование признаков времени"

· Прием "Оживление - окаменение",

· Прием "Специализация – универсализация",

· Прием "Наоборот".

Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований, названия приемам даны в виде имен волшебников с различными возможностями.

Общая цель ТПФ

Научить ребенка делать фантастические преобразования объекта по какому - либо признаку.

5.1. Прием "Увеличение - уменьшение"

Описание приема

Суть приема увеличения - уменьшения заключается в изменении по убывающей или возрастающей любого признака объекта.

ПР.: увеличение – уменьшение признака размера (Великан – Лилипут); увеличение – уменьшение признака количества (неисчислимое множество солдат Урфина Джуса или один на целом свете Маленький Принц); увеличение – уменьшение специфического признака (волшебный голос Джельсомино, который разрушает стены из-за увеличения силы звука).

Технологическая цепочка построения тренинга

1. Предложить детям выбрать объект (стол).

2. Перечислить признаки выбранного объекта.

ПР.: стол имеет размер, части, место нахождения, цвет и т.д..

3. Пригласить в группу Волшебника Увеличения Размера (Уменьшения Размера) по желанию детей. Провести преобразование размера объекта в сторону увеличения или уменьшения. Обсудить практическое применение полученного объекта.

ПР.: Волшебник Увеличения Размера коснулся стола. Что с ним стало, зачем нам в группе непомерно огромный стол?

4. Провести преобразование части объекта по размеру. Обсудить проблемную ситуацию.

ПР.: Волшебник Увеличения Размера коснулся ножки (подсистемы) стола. Что произойдет, как человеку использовать стол с огромной ножкой (устроить из него горку в группе)?

Юмористическая направленность обсуждения и решения ситуаций.

5. Провести преобразование места существования (функционирования) объекта по размеру. Обсудить проблемную ситуацию.

ПР.: Волшебник Увеличения Размера коснулся помещения, где обычно стоят столы. Как детям добираться до своих столов во время обеда, если комната стала величиной с город и расстояние между столами огромное, до двери в групповую комнату за полдня не дойти...

6. Провести преобразование признака объекта или его значения по степени выраженности цвета. Обсудить проблемную ситуацию.

ПР. : Волшебник Обесцвечивания коснулся стола. Что произойдет, если стол постепенно станет прозрачным? Игра «Хорошо – плохо».

7. Организовать продуктивную деятельность различных вариантов и разнообразными средствами:

· сочинение сказки и запись ее содержания с помощью схем;

· решение проблемных ситуаций и их моделирование;

· рисования, аппликация, лепка по теме занятия.

Педагог совместно с детьми анализирует литературные произведения на предмет наличия данного приема. Выясняет, как изменяется объект, свойство, его части и места действия в результате встречи с Волшебником Изменения Размера.

ПР. : определи, какой волшебник побывал в сказке "Мальчик-с-Пальчик" (“Карлик-Нос”, “Крошечка-Хаврошечка”, “Джельсомино в стране лгунов”, “Незнайка”, “Горшочек каши”, «Илья Муромец и Соловей Разбойник» и др.).

Детей 2,5 - 3 лет знакомят с действием Волшебника Большого Размера (Маленького Размера) на основе игр “Что стало большим? Что стало маленьким?”

Дети 4 лет самостоятельно производят преобразование объекта, его частей и мест действия по размеру и описывают ситуации, возникающие при этом.

Дети 5 лет самостоятельно определяют степень выраженности какого – либо признака объекта. Используя приемы увеличения – уменьшения, производят фантастические преобразования этого признака. Разрешают проблемные ситуации на основе анализа взаимодействия измененного объекта с окружающим миром.

ПР. : среди зимы медведь зарычал так громко, что в другой деревне услышали… Что из этого вышло?

Дети 6 - 7 лет дети самостоятельно используют прием увеличения – уменьшения для сочинения сказки или решения проблемной ситуации.

Производится продуктивная деятельность по итогам обсуждения.

ПР. : в изобразительной деятельности даются задания на основе использования приема изменения размера (изготовить макет солнечного города, где живут маленькие жители и растут огромные цветы и фрукты; нарисовать сюжет из сказки “Репка”, где репка выросла маленькая-маленькая).

Ожидаемые результаты

Самостоятельное использование ребенком приемов увеличения или уменьшения признаков объекта при решении творческих задач и создании текстов сказок или в изобразительной деятельности.

5.2. Прием "Деление- объединение"

Описание приема

Предназначен для фантастического преобразования с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов или их частей.

В работе с дошкольниками прием представлен двумя волшебниками: Волшебником Деления, который все делит, и Волшебником Объединения, который все объединяет. Основной принцип их действия - отсутствие всяких правил, алогичность деления и комбинирования.

За действиями Волшебника Деления всегда следуют фантастические преобразования, произведенные с помощью Волшебника Объединения, и наоборот. Ребята сами должны догадаться и объяснить волшебные преобразования с точки зрения практического применения.

Транскрипт

1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД 40 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» К О Н С УЛ ЬТ А Ц И Я Д Л Я П Е Д А Г О Г О В Н А Т Е М У: Типовые приемы фантазирования (ТПФ). Выступление: воспитателя высшей квалификационной категории Михайлиной Л.В.

2 ТИПОВОЕ ФАНТАЗИРОВАНИЕ Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов

3 Сразу ребенку сложно сочинить свои сказки, придумывать начало или фантастические истории. Нужна предварительная работа: - Познакомить со сказкой в рамках возраста, причем лучше не читая, а рассказывая - Развивать диалогическую речь, т.е. умение отвечать на вопросы взрослых по содержанию сказки. Причем необходимо чередования вопросов констатации и поиска, что будет помогать ребенку думать, делать свои первые выводы относительно морали добра и зла.

4 МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ. 1. Составление сказок совместно с помощью взрослых, с опорой на иллюстрации, картинки, т.е сочинять по предметной модели. 2. Метод Д.Родари «А, что потом?» предложить знакомый текст сказки, но необходимо изменить конец. 3. «Совместное решение проблемного вопроса к сказке» Задавать и решать вопросы нужно к сказкам хорошо знакомым.

5 4. «Изменение ситуации в знакомых сказках». 5. «Придумывание кратких историй» /истории про камешки, носовой платок /. 6. Обучение дошкольников составлению сказки по предметно схематической модели. 7. «Сказка про самого себя» 8. Перевирание сказки. Это воспитывает юмор, лукавство, понимание иронии. 9. «Сказка, но по - новому» За основу берется старая сказка, но предлагают детям наделить героев новыми качествами.

6 10. «Сказка калька» Это такие условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. 11. Составление сказочных историй, отталкиваясь, например от одного слова «Привет»

7 ТРУДНАЯ ЗАДАЧА МУРАВЬЯ Тащил муравей домой нужное брёвнышко (честно говоря, это был кусочек коры). Устал. Видит лужица блестит. Напился и думает: как же домой водички принести? Можно водичку в какой-нибудь лепесток набрать, но брёвнышко выкидывать жалко... И на помощь никого не позовёшь: муравейник-то далеко. Подсказка: А ведь можно и водичку принести, и брёвнышко сохранить.

8 ТИПОВЫЕ ПРИЁМЫ ФАНТАЗИРОВАНИЯ (ТПФ). - Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, делениеобъединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

9 ПРИЁМЫ ФАНТАЗИРОВАНИЯ «СДЕЛАТЬ НАОБОРОТ» «УВЕЛИЧЕНИЕ- УМЕНЬШЕНИЕ» «УНИВЕРСАЛИЗАЦИЯ» «ДРОБЛЕНИЕ» «ОБЪЕДИНЕНИЕ» «ВНЕСЕНИЕ» «КОПИРОВАНИЕ ИЛИ СТИЛИЗАЦИЯ» «ВЫНЕСЕНИЕ» «ОЖИВЛЕНИЕ» «ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ»

10 «СДЕЛАТЬ НАОБОРОТ») Некоторые задания (игры): Два джигита соревнуются,- чей конь последним придёт к финишу. Но дело не идёт, оба стоят на месте. Они обращаются за советом к мудрецу После этого они поскакали во весь опор. Что мудрец посоветовал джигитам? наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);

11 Можно рекомендовать любую форму подвижной игры. Например, использование посредника (мяч, этикетка, игрушка) для передачи эстафеты от одного ребёнка к другому. Тот, у кого находится посредник, должен быстро назвать антоним для слова, названного взрослым. Зарядка «Наоборот»: педагог (родитель) предлагает сделать то или иное движение, а дети должны сделать наоборот (Присесть привстать, повернуться направо повернуться налево и т.д.).

12 «УВЕЛИЧЕНИЕ-УМЕНЬШЕНИЕ» Некоторые задания (игры): Что бывает сначала большим, а потом маленьким? Ответ: помидор, свеча, мороженое, воздушный шарик. А что бывает сначала маленьким, а потом большим? Ответ: человек, растения, животные, снежный ком. Какими вы хотели бы стать, большими или маленькими, чтобы: достать до Луны; покататься на кошке; сдвинуть звёзды и т. д. - выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку

13 «УНИВЕРСАЛИЗАЦИЯ» Некоторые задания (игры): Обучаемым раздаются рисунки, сделанные по принципу Роршаха (кляксы-отпечатки) или двойственные изображения. Необходимо детям как можно больше найти в картинках различные впечатления: «Что бы это значило? На что ещё похоже? Что напоминает ещё?». Пример стихотворения-эпиграфа: На свете всё на всё похоже: Змея на ремешок похожа. Луна на круглый глаз огромный. Журавль на тощий кран подъёмный. Кот полосатый на пижаму, Я на тебя, а ты на маму. Каждому участнику раздаются рисунки-объекты, например, лисицы, зайцы, цветы. Педагог предлагает из этих изображений сконструировать на столе (полу, ковре, зеркале) новый образ, например, колобка (облака, солнца, дерева). замедление - ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве

14 «ОБЪЕДИНЕНИЕ» Фукс и капитан Врунгель после кораблекрушения попали на Гавайские острова. Было жарко, и они развесили одежду посушиться, а сами заснули. Проснулись одежды нет! Только у Врунгеля осталась фуражка, которую он никогда не снимал, а в ней немного денег. Решили они с островов на самолёте лететь. Только вот беда, денег мало. Всего и есть на один билет, на самолёт и на один костюм. Что делать морякам? Лететь надо вдвоём, а голым никого на борт не пустят.

15 Каждому игроку педагог выдаёт карточки с изображением машины, дерева, мяча, куклы, гриба, гитары, рыбы, пера, зайца, зонта, крокодила, паутины, часов, звезды, шара, самолёта, радио, дома, девочки и т. д. Потом просит участников объединяться по определённым признакам в определённых местах: Кто живой; Кто издаёт звуки; Выше стола; Сам передвигается; Не живой; Молчит; Не двигается сам; Ниже стола; Живёт в воде; Живёт в воздухе; Живёт в городе; Съедобный. Игра позволяет увидеть ПФ «Объединение» в действии, обучает умению классифицировать.

16 «ДРОБЛЕНИЕ» Некоторые задания (игры): Педагог может предложить задание детям: изобразить части слов. Слова типа: кар-низ, па роль, кар-тина, до клад, пат-руль, до нос, папа-зол, вой на, сто-рож, фа соль, тюль-пан, семь я, вор-он, Я пони я и т. д., Коллективно-творческое дело следует организовывать в зависимости от количества участников игры. Например, 1-й игрок рисует первую часть слова, 2-ой вторую часть слова, 3-й всё слово. Остальные отгадывают. Затем можно игроков объединять в команды с теми же правилами.

17 «ВНЕСЕНИЕ» Некоторые задания (игры): Дядя Фёдор выписал себе с завода трактор. Вначале все были рады, трактор оказался маленьким, удобным и симпатичным. Но скоро начались неприятности. Трактор нужно было заправлять не бензином, а продуктами. Молока в хозяйстве было достаточно, заправляли трактор регулярно, но тому всё было мало. Только выедут в деревню, трактор сразу учует, где блины пекут или борщ варят,- остановится и стоит, пока не покормишь. Дядя Фёдор возмущался: Так и будем возле каждого дома останавливаться?! И у столовых тоже. Это не трактор, а бегемот какой-то! Как же сделать, чтобы трактор ездил куда нужно не останавливаясь?

18 «ВЫНЕСЕНИЕ» Некоторые задания (игры): Поймал боярин бедного воришку, который у него на поле морковку таскал. Решил казнить. Взмолился бедняга: Не вели казнить, боярин, богатым подарком откуплюсь! Согласился боярин, дал день сроку, а чтобы воришка не сбежал приставил к нему двух солдат. Что воришке делать? Нет у него ни денег, ни драгоценностей. Поэтому-то и польстился он на боярское добро. Решил воришка подарить такое, чем нельзя воспользоваться, а отказаться жалко. Что же можно подарить боярину?

19 «ОЖИВЛЕНИЕ» Игра «Живой цвет». Педагог (родитель) предлагает одному из участников покинуть комнату. Остальным ребятам ведущий показывает объект какого-либо цвета, например, зелёного. Команда приглашает вышедшего игрока, которому по очереди с помощью жестов и мимики, телодвижения изображает загаданный цвет. Отгадавший должен предложить решение назвать цвет. Если не отгадал, то идёт опять за дверь, чтобы вновь отгадывать и т.д. Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т.д.). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.

20 «ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ» Некоторые задания (игры): Молодой человек хотел сделать девушке подарок. Он купил в комиссионном магазине битую вазу за мизерную цену. Решил уронить свёрток с вазой в момент вручения подарка. Так и сделал: когда она открыла дверь,- он уронил вазу Девушка стала собирать осколки и вдруг дала ему пощёчину. Что произошло?

21 «КОПИРОВАНИЕ ИЛИ СТИЛИЗАЦИЯ» Жил-был художник. Как-то раз нарисовал он прекрасный портрет красивой девушки. Картину повесил на выставке. Все женщины, которые видели этот портрет, все захотели такой же, но только свой. Художник получил много заказов. Только вот беда! Дамы не хотели быть похожими на себя. Все хотели, чтобы на портретах волосы у них были длинные, глаза большие, а губы яркие. Что делать художнику? Каждый портрет рисовать долго, но ведь дамы все желают выглядеть одинаково.

22 «ИЗМЕНЕНИЕ ЦВЕТА» Некоторые задания (игры): Каждый участник получает заготовку (контур) фантастических животных, деревьев, насекомых, рыб и т. д., затем педагог предлагает ввести цвет и придумать нестандартные названия им, рассказать о местах обитания, питании, пользе и др.


«ЧТО ТАКОЕ ТРИЗ? ДЛЯ ЧЕГО ОН НУЖЕН ДОШКОЛЬНИКУ?» Составила: педагог высшей квалификационной категории МАДОУ 11 «Улыбка» города Краснокаменска Тимофеева Светлана Ивановна «ТРИЗ ЭТО УПРАВЛЯЕМЫЙ ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 113» г. Магнитогорска Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе «Дикие и домашние животные»

Занятия по развитию речи. Тема. Игрушки. Закрепление. Программное содержание. Закрепить словарный запас по теме, расширение и уточнение словарного запаса путем подбора качественных и относительных прилагательных

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет тема «Путешествие в мир мебели» образовательная область «Познание» Иванкова В.В., воспитатель

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 307 Красноармейского района Волгограда Конспект занятия по формированию толерантности у детей подготовительной группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 35 комбинированного вида» «Необыкновенное путешествие в сказку» конспект занятия в старшей группе Составитель: О.Б.Воронова, воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска центр развития ребенка детский сад 25 «Семицветик» Технология развития связной речи дошкольников на основе методов и

КВН по сказкам в средней группе Тема: «Путешествие по сказкам» Автор: Коробова В.С., воспитатель НДОУ (ЧУ) Детский сад «Золушка» Цель: Закрепить и расширить знания детей о хорошо знакомых сказках; создать

У нас растёт зелёный лук и огурцы зелёные, Ведущий. Начинаем наш праздник. Как он называется? Давайте скажем все вместе: мы встречаем Дети (хором): праздник красок! 1 ученик. И в десять лет, и в семь,

Цель: формирование умения самостоятельно сочинять сказку с опорой на мнемосхему Задачи: Обучающие: Актуализировать представления о сказке, ее особенностях Способствовать развитию умения конструирования

Сказка о веселом язычке по книге В.Н.Костыгиной «ТРУ-ЛЯ-ЛЯ», Артикуляционная гимнастика. М.:2000 ОКОШКО Жил-был веселый Язычок. Проснулся он рано утром. Открыл окошко. Посмотрел налево, направо. Вниз посмотрел.

Комплекс тренинговых упражнений «Общение в круге» для детей шести семи лет. Сочи 2016 г. Комплекс разработан педагогом психологом высшей квалификационной категории Габдракиповой Валентиной Ивановной Сопровождение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 18» Конспект Развлечения для детей средней группы на тему: «Путешествие в страну сказок» Выполнила: воспитатель первой квалификационной

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад 79 общеразвивиающего вида» г. Сыктывкара Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи Тема: Составление сказки (подготовительная

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе по сюжету русской народной сказки «Колобок». Программное содержание. 1. Продолжать учить детей словоизменению. 2. Совершенствовать навык чтения. 3. Продолжать

Игры и упражнения, способствующие развитию познавательных процессов Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия «Узнай форму» (узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры). «Построй

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 314» Конспект познавательного занятия в старшей группе 7 «Волшебный цветок» Выполнила воспитатель: Переяславская В.А. Омск, 2014 Конспект познавательного

Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для развития ТВОРЧЕСКОГО воображения у дошкольников 5 7 лет» 1.Упражнение «На что похожи наши ладошки» Цель: развитие воображения и внимания. Предложить

МДОУ «Детский сад 32 комбинированного вида» Конспект совместной деятельности в старшей группе «Портрет Перы-богатыря» Воспитатель: Ермолина А.Н. пгт. Ярега, 2016 г. Цель Задачи Атрибуты Предварительная

КОНСПЕКТ Открытого просмотра специально-организованной деятельности по экологическому воспитанию в рамках проекта: «Я маленькийписатель и поэт о природе» (1 подготовительная группа). Тема занятия: «Играем

Муниципальное автономного дошкольное образовательное учреждении «Детский сад комбинированного вида 25 «Рябинка» Николаевна Составитель: Чистякова Наталья Сычева Ирина Николаевна Г. Бердск Словесно-дидактическая

Праздник «Путешествие в страну Рисовандию». Старшая группа. Дети под музыку входят в зал. Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить Вас в волшебную страну Рисовандию. Вы знаете, что это за страна? Ответы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 62 Игровое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Раз, два, три сказка к нам приди!» Составила

Чекшина Жанна Александровна Бюджетное дошкольное образовательное учреждение Вытегорского муниципального района "Белоручейский детский сад" Вологодская область, Вытегорский район, п. Депо КОНСПЕКТ СЦЕНАРИЙ

Конспект открытого занятия по ФЭМП «Путешествие с любимыми героями» в старшей группе. Воспитатель: Иванова С.Е. 16Декабря 2014 Интеграция образовательных областей: Познание. Речевое развитие. Образовательные

Конспект образовательной ситуации в средней группе Воспитатель: Можарина Наталья Федоровна, воспитатель высшая квалификационная категория. Тема: Заучивание отрывка из стихотворения Ю.Тувима «Овощи». Цель:

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Развитию творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, способствует использование развивающих

Картотека дидактических игр на развитие логического мышления для детей младшего возраста Рыбка червячок Игра учит аргументировать свои ответы, расширить кругозор Необходимый инвентарь: картинки животных

Департамент образования г. Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Гимназия 1538 (дошкольное отделение) Конспект занятия по развития речи в подготовительной к школе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 22 - Центр развития ребенка» Конспект Непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе 2. Направление:

Комбинированное занятие для первой младшей группы сюжетно ролевая игра и изобразительная деятельность на тему: «В продуктовом магазине». Воспитатель первой младшей группы: Маркелова Евгения Николаевна.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 23 КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ) Подготовила

Игра "Волшебная шляпа" Старший дошкольный возраст. Цель: развитие умения передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики. Перед началом этой подвижной музыкальной игры для детей нужно приготовить

Муниципальное образование город Муравленко Управление образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Оленёнок» Конспект педагогического мероприятия «Волк и козлята»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 9 «Малыш» комбинированного вида Конспект занятия по развитию речи «День Рождение Колобка» (Старшая группа) Воспитатель МДОУ 9 «Малыш» Ольга

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 126г. Борзи» Конспект занятия по развитию речи «Мамы разные нужны» Выполнила: Муратова В. В. Воспитатель 1 квалификационной категории 2014

Игра «Веселый аквариум» Цель: развивать фонематический слух, учить выделять звук «р» (или «рь») в словах на слух, автоматизировать звук «р» в словах в произношении. Оборудование: картинка «Аквариум», карточки

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «В гости к Биму и Бому». МБДОУ д/с 63 Воспитатель Иминова П.М. Махачкала 2016 Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному

Благотворительная акция «Новогодняя сказка» 24 декабря в Образовательном центре встречали гостей из школы-интерната 73. На новогоднюю сказку «Новогодний переполох» приехали ученики младших классов, педагоги

Технологическая карта ООД. Группа: старшая Образовательная область: «Речевое развитие». Раздел: «Развитие речи» Тема: «Ларец сказок» Цель: Обобщить представления детей о сказках. Задачи: Образовательные.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 3 «Дюймовочка» Конспект занятия по формированию математических представлений в младшей группе. Тема: ««Маша идет домой». Воспитатель:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 «Ласточка» «Фиолетовая сказка» (конспект НОД в старшей группе с использованием игровой технологии) подготовила воспитатель 1 квалификационной

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 60» г. Рязани Конспект занятия по познавательному развитию Тема: «Мы солнышко будили» во второй младшей группе Г. А. Моткова МБДОУ

Воспитатели Сычева И.Н. На кого я похож Цель: развитие умения посмотреть на себя со стороны, сравнивать человека с другими животными организмами, находить сходства и отличия, способствовать развитию воображения.

К О Н С П Е К Т ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЦВЕТНЫХ КАРАНДАШЕЙ» ПРОГРАММЫЕ ЗАДАЧИ: - активизировать словарь на основе знаний о ближайшем окружении; удовлетворять потребность

7 Предисловие А у тебя так бывает: сидишь перед чистым листком бумаги и хочешь что-то нарисовать? Может быть, дом, рядом сад, а вокруг большие старые деревья. А перед домом машину. В твоём воображении

Игры для развития эмоционально-волевой сферы Попугай (для детей с 4 лет) Цель: учить передавать эмоциональное состояние с помощь речи и мимики Взрослый говорит любое короткое предложение, например «Я иду

МАДОУ 57 комбинированного вида Конспект НОД «Дикие животные наших лесов» Средняя группа Подготовила: Ескина Т. В. 2015г. Задачи: учить детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки, развивать диалогическую

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 20 «ЗОЛУШКА» Проект «Сказки всегда с нами!» 2 младшая «А» группа 2016г. Педагог: Домченко М.Р. Тип проекта: художественно- эстетический

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно эстетическому развитию детей 5 образовательная область

Какая бывает вода! Программное содержание. Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается), учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Киселева Ирина Николаевна воспитатель ГБДОУ 87 г. Санкт-Петербург МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ Аннотация: в статье рассматриваются способы развития воображения и речи детей дошкольного

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 172» общеразвивающего вида Образовательная область «Речевое развитие» «Волшебная книга сказок» Составила: Тишкова И.А г. Барнаул

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад 19 «Хрусталик» комбинированного вида» Диагностический инструментарий по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Администрация Городского округа Подольска Комитет по образованию Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 15 «Медвежонок» Конспект образовательной деятельности

Математика средняя группа 1. Рассмотрите картинку. а) Найдите два предмета и раскрасьте в зеленый цвет. Найдите один предмет и раскрасьте в синий цвет. б) Соедините два предмета с цифрой два. Соедините

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» Конспект мероприятия-развлечения «Раскрасим мир разноцветными мелками» Подготовила: педагог дополнительного образования

Варенцова Ульяна Андреевна Воспитатель МБДОУ д/с 4 Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с часами «Такие разные часы». Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад 165» Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в средней группе «Свойства воды» Составила:

1 Цель проекта организация различных видов детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме. Задачи проекта: 1. Уточнять представления о взаимоотношениях между членами семьи (мама и ребенок). 2. Создавать

Консультация для родителей: «Дидактические игры для ознакомления старших дошкольников с комнатными растениями» Составители: воспитатели подготовительной «Б» группы: Спиридонова С.А. Лукьянова Е.Ю. 1.Кто

Конспект комбинированного занятия для средней группы. Воспитатель: Пастухова Ольга Петровна, 1-ая категория, ДОУ «Детский сад 44» Министерства обороны Российской Федерации, в/ч 58661, Свердловская область,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад 80 «Светлячок» КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Цель: Конспект интегрированного занятия «Рисунки из ладошки» для детей средней группы развитие креативных способностей детей среднего возраста путем ознакомления их с нетрадиционными способами рисования

С. Батяева Мои первые рассказы. Альбом для развития речи Серия «Вы и ваш ребёнок» Заведующая редакцией Ведущий редактор Художники Корректор Вёрстка Т. Шапошникова Т. Фишер А. Дремова, Е. Рубцова Г. Шкатова

Конспект занятия по теме «Родной край» «С чего начинается Родина» (для детей старшего дошкольного возраста) Составила: Воспитатель Литвиненко Е.В. Тема занятия: С чего начинается Родина. Программное содержание:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Из истории часов» Воспитатель Алимжанова Р.Р. Цель: учить детей определять причинно-следственные связи. Задачи: Обучающие: 1. Познакомить детей

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей Колпинского района г. Санкт-Петербурга

Конспект НОД «Снегурушка и лиса» с детьми второй младшей группы, разработан в соответствии с тематической неделей «Неделя детской книги», Бондяева Елизавета Викторовна Воспитатель МБДОУ «Детский сад 397»

Образовательный сценарий учебной ситуации в младшей группе Тема учебной ситуации: русская народная сказка «Заюшкина избушка» Какая технология используется: технология развития способности понимания Предмет

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Программное