Родительское собрание в старшей группе «О детской дружбе. Родительское собрание для родителей в старшей группе «Детская дружба Родительское собрание доу на тему дружба

Мангистауская область. г. Актау.

ГУ « Общеобразовательная школа № 23 с дошкольным мини-центром и лицейскими классами».

Учитель биологии и самопознания высшей категории.

Абдуллаева Шамсият Надировна.

Школа № 23.

Дата- 20.05.2014г.

Класс- 8-Е.

Кол-во уч-ся- 17.

Кол-во род- 15.

Родительское собрание.

Тема: «Поговорим о дружбе наших детей».

Цель: Показать значение друзей в жизни ребёнка.

Задачи:

Способствовать формированию интереса к взаимоотношениям своего ребёнка с одноклассниками, сверстниками;

Проанализировать проблемы, возникающие у детей с друзьями в этот возрастной период;

Форма проведения собрания: беседа.

Родительское собрание проводиться в конце учебного года, можно проводить это собрание в классе.

Подготовительная работа к собранию:

    Проведение конкурса пословиц, поговорок и рисунков о дружбе. Подготовка выставки сочинений "Мой друг".

(Выставка сочинений "Мой друг". Все работы ребят оформляются в папку под названием "Дружба это я и ты." « Школьные годы чудесные») , (эта и другие подборки,например, фото и видео с участием уч-ся делаются для того, что бы можно было использовать такой материал из архива учителя в выпускном- 11 классе).

2.Информация для родителей о возрастных особенностях в данный период.

3. Анкетирование детей.

4.Решение родительского собрания.

5. Сценарий собрания. Презентация.

6.Фото-слайд, видеофрагменты с участием уч-ся в мероприятиях класса, проведенных за текущий год. (можно провести кофе- брейк)

Анкетирование учащихся №1

1. Есть ли у тебя друзья?

2. Кого ты считаешь своим лучшим другом?

3. Почему ты считаешь этого человека своим лучшим другом?

4. Знают ли твои родители, кто твой лучший друг?

5. Знакомы ли они с ним?

6. Бывает ли твой друг у тебя дома?

7. Как часто вы с ним видитесь?

8. Как относятся твои родители к вашим встречам?

9. Есть ли хорошие друзья у твоих родителей?

10. Знаком ли ты с ними?

11. Какое мнение у тебя о них?

Анкетирование учащихся №2 Продолжи предложение:

1. Друг - это тот, кто

2. Лучший друг - это тот, кто

3. Я переживаю, когда мой друг

4. Я радуюсь, когда, мой друг

5. Мне приятно, когда мой друг

6. Мне неприятно, когда мой друг

7. Мне хотелось бы, чтобы мой друг

8. Мне не хотелось бы, чтобы мой друг

9. Когда я вырасту, я хочу, чтобы мой друг

10. Когда я вырасту, я не хочу, чтобы мой друг

Сценарий проведения собрания

На доске эпиграф.

"Дружба - это созвучие душ в соединенности судеб"

Мудрость Востока

1. Орг. Момент.

Пока все рассаживаются, звучит песня "О дружбе" ("Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались..."). (Автор слов и композитор Олег. Митяев).

Вступительное слово классного руководителя. "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались". Добрый день Уважаемые родители.

2. Ход собрания.

Тема нашего разговора сегодня - дружба. А что значит слово "дружба"? (родители высказывают свое мнение). Приводят примеры из жизни. Родители рассказывают интересные истории собственной дружбы.

Прошел конкурс пословиц, поговорок и рисунков о дружбе, выставка сочинений "Мой друг". Все эти мероприятия прошли в течении года, они помогли сплотить коллектив. Некоторые пословицы мы решили с ребятами сделать девизом нашего класса. Слайд № 3.

Старый друг, лучше новых двух.

Дерево держится корнями, а человек – друзьями. и др.

Классный руководитель дал информацию о возрастных особенностях детей в данный период. Представления о дружбе формируются в детстве. Для малышей друг – просто партнер в играх. Дети от 7 до 9 лет начинают осознавать чувства другого. А в 9-12 лет друзья рассматриваются как люди, помогающие друг другу. Дети осознают, что могут оценивать действия своих товарищей и, что те могут оценивать их действия. Они начинают задумываться о том, какие чувства вызовет тот или иной поступок у их друга. Остается только помочь им найти такого человека и сохранить с ним отношения. Слайд № 4.

Прошло анкетирование для уч-ся. Результаты анкетирования обработаны мною. Классный руководитель продолжает выступление и зачитывает мнения ребят о дружбе, не озвучивая конкретных уч-ся, а дает общую информацию по классу. Слайд. № 5, 6.

На родительском собрании было принято решение: Слайд № 7.

1.Использовать для преодоления ребёнком проблем в общении со сверстниками упражнения предложенного тренинга;

2. Наблюдать за своим ребёнком во время общения со сверстниками, корректировать его поведение;

Ув. Родители, спасибо за внимание,вот и подошло к концу наше род. собрание. Поздравляю вас с окончанием учебного года. Желаю вам терпения, здоровья,счастья и благополучия вашим семьям.

(Можно провести кофе –брейк под просмотр видео-фрагментов с участием класса в открытых уроках, мероприятиях класса, можно использовать фото-слайд о мероприятиях класса проведенных за текущий год. (в такой обстановке родители могут пообщаться друг с другом о своих детях или могут возникнуть вопросы к классному руководителю индивидуального характера).

Качурина Оксана Леонидовна

МОУ СОШ № 15 г. Ейска МО Ейский район

Учитель начальных классов

Родительское собрание «Дружба – это не работа»»

Форма проведения: обмен мнениями.

Цель: развитие у родителей понимания важности дружбы в жизни ребенка.

Задачи:

    показать значение друзей и дружбы в жизни ребёнка;

    способствовать развитию взаимоотношений своего ребёнка с одноклассниками, сверстниками;

    проанализировать с родителями проблемы, возникающие у детей с друзьями в этот возрастной период.

Ход собрания:

Подготовительный этап.

    Анкетирование детей

    Подготовка “Анкеты для родителей”

    Подбор пословиц и афоризмов о дружбе

    Сочинение детей на тему “Мой друг”

    Творческий отчет на тему «Дружба – это не работа!»

Организационный этап.

Доска оформлена пословицами о дружбе. Для родителей приготовлены бланки анкет, результаты диагностики детей, образцы анкет и тестов.

Проведение педагогического всеобуча.

Классный руководитель.

Значение друзей в жизни человека наши предки ценили давно. Сказки, пословицы, загадки, с которыми ребенок знакомится в раннем детстве, воспитывают отзывчивость, сочувствие, щедрость, правдивость по отношению к друзьям.

— Давайте вспомним, какие пословицы учат этому.

Старый друг — лучше новых двух. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Одна ласточка и весны не делает. Один в поле – не воин. Нет друга, так ищи, а нашел – береги. Друзья познаются в беде. Одной рукой и узла не завяжешь. Дружба дружбой, а служба службой. Худой мир, лучше доброй ссоры.

Умение дружить воспитывается с чтения первых народных сказок “Лиса и журавль”, “Лиса и волк”, и т.д. Среди литературных: “Бременские музыканты” братьев Гримм, “Волшебник Изумрудного города” А. Волкова, “Дядя Федор, пес и кот” Э. Успенского, “Винни-Пух и все-все-все…” А. Милна и другие.

Представления о дружбе формируются в детстве. Для малышей друг – просто партнер в играх. В выборе друзей дети пользуются эгоистическими соображениями. Дети от 9 до 7 лет начинают осознавать чувства другого. А в 9-12 лет друзья рассматриваются как люди, помогающие друг другу. Дети осознают, что могут оценивать действия своих товарищей и, что те могут оценивать их действия. Они начинают задумываться о том, какие чувства вызовет тот или иной поступок у их друга. Это мы последили с детьми при чтении рассказа В. Драгунского “Друг детства”.

У 11-12-летних детей дружба понимается как устойчивые, длительные отношения, основанные на обязательствах и взаимном доверии. Дружащие дети удовлетворяют различные потребности друг в друге. Бывает, что одному нравится командовать, другому подчиняться. Один может воспринимать другого как образец, другой возможностью учить своего друга одеваться. Иногда отношения строятся на принципах равноправия. Характер дружеских отношений зависит от потребности каждого ребенка в доминировании, подчинении и автономии.

Когда у ребенка есть лучший друг, которому он может доверять, он учится преодолевать смущение в общении с другим людьми. Хотя такой характер отношений более распространен среди девочек. Мальчики, как правило, меньше раскрываются перед друзьями.

Дружба может служить средством самовыражения. Иногда дети выбирают друзей, совершенно не похожих на них по складу личности. Такие отношения дают каждому из них максимальную возможность самовыражения при минимальном соперничестве. Но чаще для дружеских пар характерно наличие общих ценностей, взглядов, надежд и мнений. Зародившаяся в детстве дружба может продолжаться всю жизнь, но так бывает не всегда.

Но не у всех детей есть друзья. Для них существует риск столкнуться с проблемами социальной адаптации в более позднем возрасте.

Весьма важным становится разделение по половому признаку. Группы почти всегда состоят из представителей одного пола. Для каждой группы характерны свои интересы, род занятий и формы взаимодействия.

Образование детских групп происходит разными способами. Как правило, компании образуются в течение короткого времени. Затем начинается процесс разделения ролей.

Положение детей в группе сверстников бывает разным. В каждой детской группе есть дети, которые пользуются популярностью и непопулярные дети. Принятие ребенка сверстниками связано с его активным участием в школьной жизни, в общих делах, способностью сотрудничать с другими детьми. Тогда как социально неумелых детей группа не замечает.

На популярность среди сверстников влияют успехи в учебе и спортивные достижения. Как правило, популярные дети хорошо учатся, обладают творческими способностями. Если ребенок слишком агрессивен (к сожалению, агрессивный ребенок не меняет своего поведения, а становится в общении еще агрессивнее- это единственный способ для него привлечь к себе внимание) или наоборот застенчив (такие дети чувствуют себя более одинокими и больше переживают за свои отношения с другими детьми, чем агрессивные дети)- это вредит популярности.

Наиболее подвержены групповому давлению те дети, которые обладают невысокой самооценкой. Ребята, которые остаются после школы без надзора в большей степени подвержены отрицательному влиянию компаний.

Ознакомление родителей с результатами диагностики.

Классный руководитель. Давайте проанализируем обстановку, сложившуюся в нашем классе. Ежегодно проводятся социометрические исследования с целью выявления проблем в детском коллективе, наблюдения за динамикой формирования отношений со сверстниками. (Приложение 1.)

По данным социометрического исследования в классе выявилась следующая картина.

    «Социометрические звезды» — 8 чел.

    «Ограниченный круг друзей» — 5 чел.

    Активные, подвижные, легко ссорятся и мирятся» — 9 чел.

    «Не замечают» — 2 чел.

    «Трудности в общении с одноклассниками» — 3 чел.

(фамилии детей не называются)

Какие же качества характера влияют на выбор друзей? Как дети понимают, что такое дружба? Чтоб ответить на эти вопросы, в классе проведено анкетирование среди учащихся. (Приложение 2)

По мнению детей, настоящая дружба основывается:

    На взаимопонимании, единстве интересов – 7 человек

    На взаимопомощи, поддержке товарища в трудную минуту -10 человек

    На верности и доброжелательности – 5 человек

    На доверии и откровенности –3 человека

    На умении говорить правду в глаза, на принципиальности — 2 человека

Дружбе между детьми мешает:

    то, что каждый думает в первую очередь о себе – 8 человек

    обман, ложь, отсутствие доверия между людьми – 6 человек

    зависть и соперничество, стремление казаться лучше, чем ты есть – 5 человек

    отсутствуют общие дела, которые бы нас объединили – 3 человек

    нет общих интересов – 5 человек.

Социологический опрос родителей.

Классный руководитель. Ребята в выборе друга ставят на первое место доброту, верность, умение прийти на помощь.

Уважаемые родители, а нравятся ли вам друзья вашего ребенка? Предлагаю ответить на вопросы анкеты. (Приложение 3.)

Дети писали сочинение на тему “Мой друг”. Высказывания о своем друге и его чертах характера более полно расскажут о взаимоотношениях ваших детей.(Зачитываю отрывки)

Подведение итогов родительского собрания.

На одном из классных часов ваши дети составили свод законов дружбы.

    Помогай другу в беде.

    Умей разделить радость с другом.

    Не смейся над недостатками друга.

    Тактично делай замечания.

    Не обманывай друзей.

    Не обижайся на критику или совет друга: он желает тебе добра.

    Не предавай друзей.

Как видите, наши дети уже понимают, что такое дружба и настоящий друг. Остается только помочь им найти такого человека и сохранить с ним отношения.

В конце нашего собрания хотелось бы предоставить вам наш музыкальный видео-отчет на тему: «Дружба — это не работа».(Приложение 4.)

Возможное решение родительского собрания:

    Наблюдать за своим ребенком во время общения со сверстниками, по необходимости корректировать его поведение.

    Соблюдать в общении правила дружбы.

Анализ итогов родительского собрания.

    Классному руководителю проанализировать результаты анкетирования родителей.

    Результаты социометрического исследования использовать для улучшения положения детей с низким статусом.

Приложение 1.

СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ АНКЕТА для детей.

1. Как Вы считаете, кто в Вашем классе (группе) пользуется самым большим авторитетом у товарищей?

1_________________

2_____________________

3 _______________

2. Кто из Ваших товарищей, по Вашему мнению, вызывает наи­большие симпатии в классе (группе)?

1_______________

2__________________

3 _______________

3. С кем из ребят Вы бы хотели сидеть за одной партой? (напишите фамилии)__________________________

5. Кого из товарищей Вы могли бы охотно пригласить к себе в гос­ти? (напишите фамилии) _______________________

6. С кем из ребят Вы бы стали выполнять домашнее задание? (напишите фамилии) ______________________

7. С кем из ребят Вы бы хотели вместе (напишите фамилии):

а) отдыхать___________________________

б) по-настоящему дружить _________________

в) заниматься общественной работой

г) допишите(что еще)_________ Ваша фамилия_____________ Класс (группа) _____________

Спасибо за точные ответы!

Приложение 2.

Анкета для детей.

1. На чем, по вашему мнению, основывается настоящая дружба?

    На взаимопомощи, поддержке товарища в трудную минуту;

    На взаимопонимании, единстве интересов;

    На доверии и откровенности;

    На умении говорить правду в глаза, на принципиальности;

    На верности и доброжелательности.

2. Что мешает дружбе между одноклассниками в нашем классе?

    То, что каждый думает в первую очередь о себе;

    Обман, ложь, отсутствие доверия между людьми;

    Зависть и соперничество, стремление казаться лучше, чем ты есть;

    Отсутствуют общие дела, которые бы нас объединили;

    Ребята плохо знают друг друга;

    Нет общих интересов

Приложение 3

Анкета для родителей.

Продолжите предложения:

    Мы знаем, что друзья нашего ребенка- это…

    Если друзья нашего ребенка приходят к нам в дом, то …

    Если наш ребенок отпрашивается на встречу с друзьями, то мы …

    Если наш ребенок приглашает своего друга провести с нами время, то мы…

    Если нам не нравится друг нашего ребенка, то мы…

Приложение 4

Музыкальный клип.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Аньковский детский сад

«О детской дружбе»

Конспект родительского собрания

составитель:

А.В.Беляева

воспитатель

ноябрь 2014г.

предварительная работа:

    Совместно с детьми оформила « карту дружбы» группы.

    Подготовила выставку детских рисунков на тему «Мой самый лучший друг».

    Записала высказывания детей о дружбе.

    Подготовила список литературы о дружбе для чтения детям «в родительскую копилку».

Ход собрания:

Под музыкальное сопровождение детских песен о дружбе родители входят в группу, оформленную детскими рисунками на тему «Мой самый лучший друг»; рассматривают «Карту дружбы» группы, на которой фотографии детей соединены линиями со стрелками на конце, указывающими, кто с кем дружит. (Такая карта ярко показывает лидеров группы и детей, испытывающих затруднения в общении).

Читаю стихотворение Н.Саконской:

Накрылись две подружки

Резиновым плащом.

Две пары быстрых ножек

Мелькают под дождём.

Под мокрым капюшоном видны издалека

Четыре синих глаза.

Четыре василька, две пёстрые косынки

На русых волосах.

Лукавые смешинки в прищуренных глазах.

Уже вода стекает за ворот в три ручья.

Девчонкам не хватает короткого плаща.

А им и горя мало: промокнут – ну и что ж!

У них такая дружба – водой не разольёшь.

    Доклад «Уроки дружбы».

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребёнка очень рано, на третьем году жизни. К 6 годам оно уже носит осознанный характер и просто необходимо для нормального развития ребёнка. Дети вместе играют, обмениваются мнениями о просмотренных мультфильмах, рассуждают о событиях, услышанных ими из разговоров взрослых, сравнивают свои умения и знания, выражают своё отношение к другим детям. Но самое главное в этом возрасте – стремление завоевать уважение сверстников. Это даёт ребёнку ощущение психологической стабильности и эмоционального комфорта.

С детьми ребёнок ведёт себя иначе, чем со взрослыми: он более раскрепощён, так как не боится неправильной оценки своих действий со стороны взрослых, более самостоятелен, потому что рядом нет заботливых родителей. Совместная с другими детьми игра – это условие формирования чуткости, взаимопомощи, справедливости, доброжелательных, дружеских взаимоотношений. Для ребёнка дошкольного возраста особенно полезно общение со сверстниками, которое способствует его полноценному развитию, учит взаимодействию с окружающими. Контакты со сверстниками положительно влияют на социальное развитие ребёнка, помогают ему обрести самостоятельность.

Первоначальное отношение ребёнка к самому себе возникает на основе безграничной родительской любви. Именно она закладывает фундаментальную основу личности ребёнка – положительное отношение к себе, ощущение безопасности, чувство доверия к людям. По мере взросления и появлении первых требований к ребёнку, он ради поддержания этого главного для себя позитивного отношения взрослых будет активно использовать новые способы поведения и действий, чтобы преодолеть их недовольство и вернуть столь необходимое восхищение собой.

Впервые опыт общения с родителями подвергается серьёзному испытанию в детском саду. То внимание, заботу и любовь, которые дома ему дарили просто так, теперь, при общении с новыми взрослыми и сверстниками, необходимо заслужить. Новые отношения обогащают жизненный опыт ребёнка новыми знаниями о себе. Ребёнок, не прошедший « школу общения» со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с её неписанными правилами. Не научившись говорить со сверстниками на их языке, он, скорее всего, будет отторгаем ими.

Зачастую общению ребёнка со сверстниками нужна помощь взрослых. Иногда во взаимоотношения детей необходимо вмешаться напрямую: ребёнка нужно учить как достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимые и недопустимые способы воздействия на агрессивного сверстника. В дошкольном возрасте дети начинают понимать, что друг – это не только тот, с кем играешь. Настоящие друзья всегда помогают друг другу, делятся игрушками, не ссорятся.

Часто дети жадничают. Иногда это вызвано примером взрослого, иногда – эгоизмом ребёнка. Жадность вызывает резкую критику со стороны других детей. С жадными не хотят играть, с ними не дружат. Но стремление к общению со сверстниками поможет жадине преодолеть это отрицательное качество.

Дошкольнику легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств у сверстника, чем у себя. Помогите ребёнку в осознании своих нравственных качеств, оценивая его действия и поступки.

Ребёнок, пользующийся популярностью среди детей, обычно инициативен в контактах, доброжелателен, чувствителен к переживаниям других. Другими словами, популярный ребёнок умеет общаться и неэгоистичен.

Лидерами в коллективе могут стать только уверенные в себе люди. А детям помочь укрепить веру в себя можем мы – взрослые. Если вовремя не обратить внимания на замкнутость необщительного малыша, из него может вырасти неуверенный в себе человек.

    Уделяйте ребёнку как можно больше внимания. Чаще хвалите его. Не стесняйтесь открыто проявлять свои чувства – дети любого возраста нуждаются в родительской нежности и ласке.

    Чаще приглашайте к себе гостей с детьми.

    Общайтесь с ребёнком на равных. Старайтесь внимательно его выслушивать. Спокойная беседа с ребёнком будет способствовать созданию между вами атмосферы доверия и станет источником новой информации об окружающем мире.

    Не кричите на ребёнка, даже если он не прав. Подобное поведение лишь ступенька к взаимному отчуждению. Пусть тон общения будет решительным, но не крикливым.

Ребёнку с дошкольного возраста жизненно необходимо общение со сверстниками как важное условие его личностного и социального развития, в том числе и подготовки к школе.

Ежедневное доброжелательное общение родителей друг с другом – необходимое условие позитивного отношения детей друг к другу.

    «Не секрет, что друзья не растут в огороде…». Радиостанция «Малышок».

Предлагаю родителям прослушать высказывания детей о дружбе. Дети отвечали на следующие вопросы:

    Что такое дружба?

    У тебя много друзей?

    С кем ты дружишь?

    Зачем человеку друзья?

    Как подружиться с человеком?

    Что такое настоящий друг?

    «В родительскую копилку».

Предлагаю родителям литературу о дружбе для чтения детям:

    А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон».

    А. Милн. «Винни-Пух и Все-Все-Все».

    П. Ершов. «Конёк-Горбунок».

    Г.-Х. Андерсен. «Снежная королева».

    А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».

    Д. Родари. «Приключения Чиполлино».

    А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

    Л. Толстой. «Лев и собачка».

    Другое:

    Выборы родительского комитета группы (2 человека); из них один в общий.

    О безопасности вблизи водоёмов, на дороге.

    Об участии в конкурсах.

    Напомнить сообщать об отсутствии детей в ДОУ.

    Поблагодарить за активное участие в конкурсах, помощь в оформлении группы, участков.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Образцовская средняя общеобразовательная школа»

Мастер – класс

Родительское собрание:

«Семья и талант доброты»

(о детской дружбе)

Учитель начальных классов: Мороз О.Н.

Тема: «Семья и талант доброты»

Форма проведения: мастер-класс для родителей (метод совместного обучения через

работу в группах)

место проведения : классная комната.

Мастер – класс для родителей – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом и знаниями по проблеме воспитания и гармоничного развития детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений и устоев участников.

Педагогическое воздействие направлено на:

    изменение неадекватных родительских позиций;

    расширение осознанности мотивов воспитания;

    расширение возможностей понимания своего ребенка;

    оптимизацию форм родительского воздействия на детей в процессе воспитания;

    проживания опыта в группе;

    рефлексию и возможность получения обратной связи.

Ожидаемый результат – обогащение, в процессе взаимодействия, воспитательного опыта и представлений каждого родителя за счет способностей всех участников.

Оборудование:

на столах : маячки трех цветов (красного, желтого, зеленого)с надписью «Я хочу», «Я знаю»,

«Я могу»;

Материалы, раздаваемые в ходе собрания:

карточки (красного, желтого, зеленого цветов);

листы с творческими заданиями;

Звукозапись инструментальной музыки, песни «Взрослые и дети», музыка из кинофильма «Вертикаль».

Цель: осознание родителями необходимости воспитания у детей коммуникативных способностей;

Задачи: - оказать помощь родителям в овладении приёмами взаимодействия с детьми, которые

помогут им развить способности в общении;

Познакомить с обязательными составляющими коммуникативных способностей;

Обратить внимание на важность собственного примера.

Введение в тему

Видеоролик «Рассуждения о дружбе детей»

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня с вами?

– Вы слышали рассуждения детей о дружбе. Как видите, наши дети уже понимают, что такое дружба и настоящий друг.

Сколько друзей должно быть у моего ребенка? Какого возраста они должны быть? Нужно ли мне вмешиваться в их отношения? Все эти вопросы задают родители, когда их чадо стает на путь формирования отношений со сверстниками. Какова же роль родителей в том, с кем будет дружить их ребенок?

Получить ответы на эти вопросы мы и попробуем сегодня.

Согласитесь, что дружба и доброта - два рядом стоящих понятия.

Каждый день воспитывая своих детей мы дарим им частичку своего тепла, своего доброго сердца.

А что значит быть добрым? (Всловаре Ожегова определение доброты. Слайд)

Ваши дети правильно понимают, что такое доброта, но не всегда поступки бывают добрыми. Дети не всегда умеют договориться, уступить друг другу, не любят и не хотят извиняться, прощать друг друга. Бывают даже агрессивны, радуются, если ругают другого. Важнейшим условием успешного воспитания доброты является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. Мы должны с вами учить ребёнка быть внимательным к окружающим, уметь сочувствовать и утешать, совершать добрые поступки. Вы являетесь для ребенка образцом для подражания. Ваши поступки, беседы играют большую роль в воспитании. В каждой семье есть свой опыт воспитания доброты и общения с окружающими.

Нельзя воспитывать доброту только запретами. Порой мы чаще говорим, что нельзя делать. А почему нельзя и как правильно поступить не объясняем, не хватает времени. И вот что получается.

Упражнение «Связанный ребенок»

Что слышат чаще всего наши дети?

    Не бегай, не прыгай, не упади!

(связать ноги)

    Не трогай то, не трогай это.

(связать руки)

    Не слушай, это не для твоих ушей!

(завязать уши)

    Не кричи, не разговаривай громко!

(завязать рот)

    Не смотри этот фильм!

(завязать глаза)

Как вы себя чувствуете?

А если ваш ребенок послушный и выполняет все ваши запреты, - вот что получается.

Да он не знает, а что же можно делать?

Запретов не должно быть много. Они должны объясняться, почему нельзя и сопровождаться беседой, как поступить правильно. Всему этому нужно учить с самого раннего детства.

Наверняка, вы сейчас скажете, что именно так мы и делаем. Правильно.Представления о доброте и дружбе формируются в детстве. Но для малышей друг – просто партнер в играх. А вот дети от 7 до 9 лет начинают осознавать уже чувства другого плана.

Приход в школу всё меняет в жизни ребёнка: отношения с взрослыми и сверстниками, виды деятельности, общение. И то, как себя ребёнок ощущает среди товарищей, очень важно для него. В случаях, когда у ребёнка проблемы в общении со сверстниками, обязанность родителей – дать ему эмоциональную поддержку и предложить пути конструктивного решения проблемы, не вмешиваясь «напрямую». Иначе ребёнок привыкает с любой несправедливостью идти к взрослым. А сам решать свои проблемы не учится. Как помочь родителям осознать это? Все родители хотят видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими.

Способность к общению – это дар или то, чему можно научиться? Ребёнок учится в семье, в детской группе и в общении со взрослыми. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребёнка, тем меньше у него будет проблем в будущей жизни. «Ну и что,- скажете Вы, – мой всё это умеет и знает. Посмотрите, как охотно и хорошо он общается.»

Но практически у каждого ребёнка в определённые моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что у него что-то не так. Не ошибаясь, он не научится эффективно, без стеснения и конфликтов общаться. Так давайте поможем нашим детям пройти необходимый путь к беспроблемному общению более безболезненно.

Цель нашего собрания – овладеть приёмами взаимодействия родителей с детьми, которые помогут ребятам развить свои способности в общении.

Сейчас мы попробуем в какой-то степени окунуться в детство и поиграть. На такие серьёзные вопросы, которые стоят перед нами на собрании, нам поможет ответить игра. Кто-то из Вас попытается оказаться на месте ребёнка, кто-то на месте взрослых. Надеюсь, эта работа будет для нас увлекательной и плодотворной.

Работа в группах

Для начала я приглашаю выйти трёх человек, считающих себя достаточно общительными и коммуникабельными.
А теперь каждый из вас выберет в свою команду по 1 человеку, с которым Вам будет наиболее легко и комфортно работать. Этот человек встанет за вами. Выберите ещё по 1 человеку и т.д. Итак, мы создали 3 команды.

Попрошу подойти ко мне лидеров команд. Выберите одну из трёх цветных карточек.
Займите, пожалуйста, места за столом, соответствующим цвету карточки вашей команды. У Вас на столах находятся таблички того же цвета – переверните их и прочитайте надпись на обратной стороне. Озвучьте, что прочитали. Эти фразы не случайны.
«Я хочу» - означает желание человека вступить в контакт с окружающими.
«Я знаю» - говорит о том, что человек знает правила и нормы, которым необходимо следовать при общении.
«Я могу» - это конкретные умения. Может ли человек применять их на практике.

Сейчас каждая команда получит своё творческое задание.

Выслушайте, пожалуйста, задания для всех команд.
Команда «Я хочу». Вам предстоит выполнить упражнение, которое называется «С кем дружить». Для этого необходимо письменно составить словесный портрет друга для вашего ребёнка. Выполнять задание Вы будете на листе №1.

Следующее задание для команды «Я знаю». получает на листе №2 определённый набор ситуаций, которые необходимо конструктивно разрешить с позиции ребёнка.

Команда «Я могу » получает на листе №3 определённый набор ситуаций, которые необходимо конструктивно разрешить с позиции родителя.
. Обсуждение.

(Музыку включаю). На выполнение этих заданий отводится ровно 10минут – пока играет музыка. Начали

Выступление групп.
(Музыку выключаю). Закончили работу.
Сейчас Вам предстоит озвучить результаты своей работы. Это может сделать как один человек, так и несколько, на ваше усмотрение. На выступление каждой команде отводится по 3 минуты.
Слово предоставляется команде «Я хочу».
(Выступления родителей).
- И в дополнение к Вашим суждениям хочется сказать, что сейчас очень велико влияние родителей на выбор, мнение ребёнка. Поэтому будьте очень осторожны, осуждая того или иного друга Вашего ребёнка, отговаривая от дружбы с кем-либо или навязывая дружбу.

Слово предоставляется команде «Я знаю». (после них сразу же, для сравнения)
Слово предоставляется команде «Я могу».
(Родители зачитывают ситуации и пути их разрешения)

Ситуации.

    Кто - то из одноклассников обозвал ребенка.

    Соседка по парте забрала у вашего ребенка новую ручку.

    В столовой на ребенка опрокинули стакан с компотом.

    Во время занятия на шведской стенке одноклассница случайно задела ногами вашего ребенка.

    Одноклассник испортил (порвал) учебник вашего ребенка.

ОБОБЩЕНИЕ

Даже в одной семье стили поведения взрослых значительно отличаются. Мы даём примеры различного поведения и нельзя требовать от ребёнка своей точной копии. В итоге ребёнок сам выберет тот образец, стиль общения, который подходит только ему. Опираясь, естественно, на Ваш пример. Очень важно здесь, чтобы в семье дети не видели примеров отрицательного поведения – они также могут копироваться.

Конечно, мы понимаем - сколько людей, столько и мнений. И мы в этом ещё раз убедились, выслушивая результаты работы команды «Я могу». Из любой ситуации могут быть разные конструктивные выходы. Как ребёнку понять, правильно ли он поступил? Объясняйте так: «Если после твоего поступка у тебя хорошее настроение, хочется улыбаться и играть – значит, ты принял правильное решение. А если стало грустно, играть не хочется и может быть хочется плакать – значит, выход ты выбрал неправильно.

Теперь мы знаем, что для того, чтобы у ребёнка всё получилось в общении, ему необходимо хотеть вступить в контакт, знать нормы и правила, уметь организовать общение.

Игра: “Устами младенца”.

Уважаемые участники мастер-класса, вы все когда-то были детьми, не знали многих слов, но объясняли их по-своему. Попробуйте узнать слова по описанию.

Это когда все вместе: мама, папа, сестра и я (семья).

Самый нежный, самый дорогой, самый любимый человек на земле (мама).

Место, где мы все бываем вместе (дом).

За столом утром (завтрак)

Бывает один раз в году, но все его очень любят и ждут (день рождения).

У детей этого половина наполовину. Потому что мама то ругает, то мороженое покупает (счастье)

Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все любят, (ребенок).

В них играют все дети (игрушки).

Это взрослые, но в будущем, когда вырастут, а сейчас они маленького роста (дети).

Вы прекрасно справились с заданием, можно с уверенностью сказать, что вы понимаете своих детей.

Музыкальное задание.

Давайте посмотрим, поёте ли вы песни со своими детьми? Предлагаю узнать, о ком или о чем поется в песне?

Она всё лежит да на солнышко глядит. (Черепаха)

Представьте себе: зелёненький он был. (Кузнечик)

Он ничего не проходил, ему ничего не задавали. (Антошка)

Он бежит, качается. (Вагон)

Они бегут неуклюже. (Пешеходы)

С нею весело шагать по просторам. (Песня)

От неё становится всем теплее. (Улыбка)

Они были неразлучны, дружили, жили на белом свете. (Взрослые и дети)

Итог работы.

Я благодарю всех Вас за интересную, творческую работу. Мне очень приятно, что здесь собрались родители, всей душой любящие детей, и готовые им помочь. Главное, чтобы вы сегодня поняли, что…

Детская дружба отличается от дружбы взрослых людей своей чистотой и непредвзятостью. Взрослый человек, так или иначе, ищет от дружбы скрытых выгод, его отношения с кем-то включают в себя жизненный опыт, готовый в любой миг включить защиту. Взрослая дружба более рациональна, детская дружба - интуитивна. Взрослый человек - частично наполненный водой сосуд. По этой причине все, «вливающееся в него», будет смешиваться с тем, что уже содержит сосуд души. Ребенок - еще пока не наполненный душевный сосуд, не содержащий опыт измен и предательств, опыт поиска выгоды и опасения. Дети дружат душой, взрослые - разумом.

Давайте вместе попробуем вынести решение нашего собрания. Что же мы должны с вами делать, чтобы наши дети умели выбирать друзей, умели ценить и хранить дружбу.

Предлагается выбрать из предложений самые «правильные» и составить проект решения собрания.

Возможное решение родительского собрания:

    Наблюдать за своим ребенком во время общения со сверстниками, по необходимости корректировать его поведение.

    Соблюдать в общении правила дружбы.

Зачитывается решение собрание.

Рефлексия.

Приложение.

Для первой группы.

Составьте словесный портрет друга для вашего ребёнка.

Кого бы вы хотели видеть другом своего ребёнка?

Только отличника; -хорошего ученика, спокойного, уступающего во всём вашему ребёнку;

Вам всё равно, как он учится, какая у него семья, вас больше интересует, дорог ли он вашему ребёнку.

Для 2 группы

Для 3 группы.

Литература

    Методическое пособие «Мастер-класс учителя начальной школы» с электронным приложением. Издательство «Планета», 2011

    Н.И. Дереклеева «Родительские собрания». М., ВАКО, 2004.