Ребенок 1 год 3 месяца развитие. Развитие ребенка в год и три месяца

Первый год жизни остался позади, теперь наступил самый интересный период развития малыша. На втором году жизни карапуз стал более активным и любознательным, старается подражать родителям, выполняя «взрослые» дела. Но какие же особенности развития ребенка в 1 год 3 мес.? Попробуем подробно разобраться во всем.

Из этой статьи вы узнаете

Физическая активность

Во время второго года жизни темп роста ребенка существенно замедлился, это является нормой.

В среднем карапуз в возрасте 1 года 3 мес. весит 10,5 кг. Нормой считается все ребенка чуть больше или меньше усредненного значения, что объясняется множеством факторов.

Скорость роста карапуза также немного снижается, по сравнению с первым годом его жизни.

До 4 летнего возраста рост ребенка увеличивается равномерно, примерно на 8 см в год. Окружность головки карапуза до 5 лет растет на 1 см каждый год.

Обхват грудной клетки каждый год увеличивается примерно на 1,5 см, такая тенденция наблюдается до 10 лет.

С 1 и до 1 года 2 мес. у ребенка появляются первые коренные зубки. Сперва начинают прорезываться нижние моляры, а потом уже наступает очередь верхних.

Зачастую годовалые карапузы спят днем только один раз.

Изменения на нервно-психическом уровне

В возрасте 1 года 3 мес. ребенок становится достаточно импульсивным, он любознателен и эмоционален.

Двигательная активность

Навыки ходьбы совершенствует с каждый днем. Придерживая карапуза за руку, можно наблюдать, что он пытается самостоятельно подниматься, а также спускаться по ступенькам, преодолевать некоторые препятствия на своем пути.

В один год и три месяца ребенок уже ходит дольше, чем несколько месяцев назад, его походка значительно увереннее, постепенно оттачиваются навыки приседания. Карапуз пробует наклоняться, занимать устойчивое стоячее положение.

Большинство деток этого возраста умеют держать в руках столовые приборы, а также пользоваться ими по назначению.

Ребенок в 15 мес. без особого труда выполняет простые движения: поднятие рук и разведение их в сторону, шевеление пальчиками и осуществление вращательных движений кистью. Все эти действия могут происходить как по собственной инициативе малыша, так и по просьбе родителей.

Познание окружающего мира

Развитие ребенка на познавательном уровне уже заметно, ребенок понимает, что такое совместная игра. Карапуз в год и три месяца проявляет интерес к деткам, а именно к сверстникам.

Малыши не только с интересом разглядывают забавные картинки в книжке, но и внимательно слушают небольшие стишки и рассказы. Таким образом, ребенок общается с родителями, ему доставляет удовольствие самостоятельно переворачивать странички.

Исследовательская деятельность карапуза в 1 год 3 мес. набирает темпы, наступает понимание причинно-следственных связей. К примеру, если соорудить достаточно высокую пирамидку из кубиков, она может упасть.

Психическое развитие ребенка в год и три месяца позволяет усваивать некоторые правила поведения, вырабатывать определенные навыки.

Например, показывая карапузу ежедневно как нужно убирать за собой игрушки, можно выработать привить навык убирать после себя. Это касается также простых ежедневных гигиенических процедур, а также процесса одевания, раздевания.

В один год и три месяца карапуз без труда различает простые формы предметов: квадрат, а также круг. Поэтому, по просьбе взрослого малыш быстро принесет мячик или кубик. Постепенно наступает понимание разделения предметов как по величине, так и по цветовой гамме.

Карапуз в год и три месяца с легкостью выполняет задачу нанизывания колец на стержень пирамиды, выстраивает башенку из кубиков.

Можно заметить, что малыш уже играет с игрушками: катает машину, усаживает, а потом кормит куколку.

Каждый ребенок начиная с 13 месяца жизни старается быть похожим на взрослых: «читает книжку или газету, «разговаривает по мобильному телефону», «готовит ужин».

Как развивается речь

Развитие речи проходит быстрыми темпами, ребенок пытается отчетливо повторять слова за взрослыми, а именно:

  • Словарный запас существенно увеличивается. Ребенок с удовольствием учит новые для него слова, а также звуки, постоянно повторяя их на протяжении дня.
  • Появляется понимание значения многих слов, знает, как называются игрушки и предметы, по просьбе указывает пальцем на озвученные взрослым части тела, предметы одежды, а также продукты питания.
  • Карапуз уже может выполнять некоторые простые поручения родителей (принести определенный предмет, «поиграть в ладушки»).
  • Большой интерес ребенка вызывает прослушивание сказок, стишков, песен.
  • Малыш уже может произнести до двух десятков простых слов как по самостоятельной инициативе, так и по просьбе родителей.

Изменения на эмоциональном уровне

Развитие карапуза в 1 год 3 мес. на эмоциональном уровне становится заметно с каждым днем, что проявляется:

  • Эмоциональной уравновешенностью на протяжении всего дня.
  • Необходимостью поддержки взрослого в трудных ситуациях.
  • Проявлением эмоций во время совместной игры.
  • Подражанием чувствам окружающих людей и детей.
  • Эмоциональным различием знакомого и увиденного впервые человека.
  • Переключением внимания с одного действия на другое, благодаря этому удается легко отвлечь ребенка.
  • Познанием окружающих предметов через органы чувств, что проявляется эмоциями (к примеру, малыш понимает что при падении он может сильно ударится).
  • Проявлением удивления к новым предметам, появлением испуга при неожиданных действиях.
  • Эмоциональным выражением радости и удовольствия по отношению собственных достижений или неудач.
  • Четким владением мимикой и жестами.

Особенности ухода

Уход за карапузом старше 12 мес. не очень отличается, от того как ухаживают за годовалым ребенком. Стоит отметить, что в 1 год 3 мес. малыш не так часто опорожняет мочевой пузырь, а также кишечник, как раньше. Поэтому частота подмываний существенно снижается.

Ежедневно проводятся гигиенические процедуры, отводится время для дневных прогулок и купаний. В этом возрасте есть необходимость проведения закаливающих процедур, а также гимнастики.

Питание

Начиная с 12 месяца жизни, происходит постепенный переход от грудного или искусственного вскармливания малыша питанию.

Для карапузов до 1,6 мес. необходим пятиразовый режим приема пищи. Стоит придерживаться временных промежутков между каждым приемом еды. Последнее кормление ребенка должно происходить не ранее, чем за 2 ч до ночного сна.

Активное развитие карапуза на всех уровнях требует больших затрат энергии. Поэтому суточной объем предлагаемой карапузу пищи должен составлять около 1,2 л.

Первый и последний прием еды должен быть равными по объему, более питательным является обед, полдник составляет 15% от суточного объема пищи. При этом суточная энергетическая ценность пищи составляет 1500 Ккал.

Стоит учитывать, что на протяжении этого времени активно развиваются костные ткани, зубы, поэтому молочные продукты в меню ребенка просто незаменимы. Суточный объем молока, а также искусственной смеси составляет примерно 600 мл.

Консистенция блюд для детей в 1 год и три месяца преимущественно пюреобразная. Переход на более плотную пищу должен проходит постепенно. При появлении жевательных зубов можно предложить карапузу кусочки сезонных фруктов, овощей.

Каждый ребенок, пребывающий в возрасте 1 года 3 мес. особенный, его развитие сугубо индивидуально, но каждому карапузу необходимо уделять достаточно внимания, чтобы он развивался гармонично.

В возрасте 15 месяцев родители замечают изменения не только в развитии, но и в поведении малыша – ребенок не просто повторяет действия родителей или привлекает их внимание, а уже способен вести диалог и играть вместе с ними в простейшие сюжетные игры. Вот только оценивать темпы развития детей после года достаточно сложно, точно сказать, что должен уметь ребенок в 1 год и 3 месяца не может никто. В этом возрасте разные дети ведут себя совершенно по-разному: кто-то уже начинает разговаривать и ходить, а другие все еще продолжают ползать и не произносят ни слова. Причем раннее развитие ребенка – это не гарантия его высокого уровня интеллекта в будущем, просто созревание нервной системы и головного мозга у всех детей происходит в разные сроки.

Физическое развитие ребенка в 1 год и 3 месяца

В 1 год и 3 месяца ребенок чаще всего уже умеет ходить, подниматься и спускаться по лестнице держась за руку , а также вставать и садиться без посторонней помощи. Если даже малыш еще не спешит радовать родителей умением ходить самостоятельно, в этом возрасте он уже должен уметь вставать и ходить, придерживаясь за стенки и за руки взрослых. Намного увереннее и свободнее становятся движения ребенка – он уже умеет наклоняться, оборачиваться назад, поворачиваться из стороны в сторону, при этом время от времени теряя равновесия и падая.

Большинство детей после года становятся гораздо осторожнее – малыши уже понимают, что если подползти к краю кровати или дивана, то можно упасть, а если стукнуться головой об стену – голове будет больно. Постоянные попытки ходить, лазать и бегать помогают развивать координацию движения и тренируют чувство равновесия. Малыш пробует приседать, вставать на цыпочки, бегать и совершать более сложные движения, например, пытается бросать и ловить мяч и учиться носить игрушки в двух руках сразу.

В 15 месяцев здоровый, сытый и выспавшийся малыш постоянно весел и энергичен – он бегает или ползает, играет с игрушками, причем, постоянно отвлекаясь и меняя их – обычно в этом возрасте максимальное время, когда ребенок может сосредоточиться на одном занятии, это 10-15 минут. После года у малыша продолжают расти зубы — прорезаются не только клыки и резцы, но и первые жевательные зубы, в этом возрасте ребенок уже должен получать не только перетертые пюре и каши, но и пищу, которую нужно жевать.

Нервно-психическое развитие

Малыш после года играет весь день напролет, именно в игре он получает важнейшие навыки, учится выстраивать отношения с окружающими и изучает окружающий мир. Очень важно в этом возрасте начинать обучение именно в игровой форме, ребенок будет с удовольствием выполнять любые задания и повторять действия родителей, если они будут преподнесены в виде увлекательной игры. Начиная с 15-18 месяцев меняется стиль игры ребенка с родителями, только теперь они начинают играть «вместе», а не параллельно друг другу. Если до этого родители просто присутствовали при играх малыша или показывали ему как и что делать, то теперь ребенок понимает, что играть можно вдвоем и активно привлекает родителей к таким играм. Причем, дети в этом возрасте способны играть не только с родителями и взрослыми, но и со своими сверстниками – карапузы могут вместе играть в песочнице, строить дом из кубиков или играть с машинками. К сожалению, такая идиллия не способна длиться сколько-нибудь долго – уже через несколько минут дети одновременно хватаются за 1 совочек или машинку и начинают вырывать ее друг от друга, драться или плакать – в зависимости от темперамента и характера малыша.

Большинство детей в 15 месяцев – собственники, они не понимают и не желают слушать взрослых, призывающих их делиться, играть вместе или отдать игрушку. Родителям не стоит пытаться взывать к совести малыша, гораздо эффективнее действует отвлечение ребенка на что-то другое, например, предлагая ему поиграть с вами в какую-нибудь игру или пойти что-то посмотреть, а также попытки найти компромисс – поменяться с другим ребенком, играть по очереди или взять похожую игрушку.

В 1 год и 3 месяца ребенок уже понимает, что вечером нужно собирать игрушки, умываться и ложиться спать . В этом возрасте уже нужно начинать приучать ребенка к определенным действиям, например, он может помогать вам убирать игрушки перед ужином или идти умываться перед сном.

Также, начиная с 15-18 месяцев нужно приучать ребенка к регулярному, ежедневному чтению книг. Теперь малыш уже не просто разглядывает картинки, а слушает и воспринимает короткие сказки и стихи. Самое главное подбирать понятные, красочные и легкие для восприятия детские книги – детям в таком возрасте очень нравятся потешки, стихи – четверостишья и короткие сказки, такие как Репка, Колобок, Курочка Ряба и другие. Родители должны не только читать книжки, но и комментировать их и объяснять сюжет сказки, стараясь заинтересовать ребенка, нужно также демонстрировать ему картинки и рассказывать, о том, что на них нарисовано. В возрасте 15 месяцев ребенок уже может и сам показывать в книжках знакомых животных, сказочные персонажи или знакомые предметы.

В лексиконе детей в этом возрасте насчитывается около 15-20 слов , а с помощью звуков и жестов ребенок уже может объяснить, что он хочет и что ему нужно. Некоторые дети уже уверенно произносят 5-10 слов, а другие только–только начинают произносить первые звукосочетания. Не стоит беспокоиться, если малыш еще ничего не говорит, самое главное, чтобы он понимал обращенную к нему речь и мог выполнять простейшие просьбы и задания.

После года малыши начинают активно интересоваться другими детьми, теперь на прогулках они смотрят не только на машины и дома, их интересуют ровесники и дети постарше. Малыши в 15 месяцев еще редко решаются вмешиваться в игры других детей, зато с удовольствием наблюдают за ними.

Что должен уметь ребенок в 1 год и 3 месяца

В 1 год и 3 месяца ребенок:

  • пытается самостоятельно ходить, умеет вставать и садиться;
  • ориентируется в пространстве, умеет наклоняться, приседать, поворачиваться;
  • выполняет просьбы и поручения взрослых – приносит игрушки, показывает предметы, дает руки и так далее;
  • знает названия предметов обихода, игрушек, животных, знает свое имя, реагирует на него;
  • произносит несколько слов, жестами показывает, что он хочет – манит к себе, просится на ручки, просит пить и так далее;
  • проявляет разные эмоции при встрече с мамой, бабушкой, знакомыми и незнакомыми людьми;
  • переносит действия с одного предмета на другой – кормит из ложки всех кукол или зверей, катает все машинки, собирает разные кубики, разговаривает по настоящему и игрушечному телефону;
  • держит ложку, пытается самостоятельно есть кашу, пюре, пьет из чашки.

Мальчик и девочка – есть разница?

В возрасте 1 года и 3-х месяцев разница между девочками и мальчиками становится все заметнее. Мальчики обычно активнее и непоседливее, им больше нравятся подвижные игры, особенно на свежем воздухе, но сосредоточиться на одной игре или на одном предмете им гораздо сложнее. У большинства мальчиков в 15 месяцев уже есть коллекция машинок и игрушечного оружия, а вот кукол и колясок у них часто не бывает, хотя многим из них тоже нравится катать и укачивать куколок.

Ребёнку исполнился 1 год и 3 месяца, его развитие происходит порой настолько быстро, что родители не успевают диву даваться. Каждый день у крохи появляется новое умение, новое знание. Каким оно должно быть? И как помочь крохе в познании окружающего мира? Сейчас выясним.

Развитие — это то, что дает родителю понять: ребёнку 1 год и 3 месяца и с ним всё в полном порядке. Достаточные умения и навыки малыша — повод для радости. Недостаточные — повод для обращения к специалисту. Но как ни крути, именно они являются своеобразной лакмусовой бумажкой для родителей.

Что должен уметь

Ребёнку исполнился год и 3 месяца, и ежедневно список того, что он должен уметь к этому возрасту, расширяется. Игры с мячом, требующие активных движений, — его любимые. В них он выражает свои эмоции, делая это порой очень смешно и нелепо. Кроха познает мир, выворачивая наизнанку шкафы и рассматривая каждый “вывернутый” предмет по отдельности. Мамин телефон или пульт от телевизора — лучшие друзья малыша. С их помощью он начинает имитировать телефонные разговоры.

В этот период ваше чадо начинает активно демонстрировать свои чувства. Может обнять и поцеловать не только родителей, но и любимую игрушку или собаку. Его не заставишь делать то, чего ему не хочется. Будете напирать — дитя продемонстрирует негодование. Всех родных людей и тех, кто проводит с ним много времени, знает не только в лицо, но и по имени. Произнести может не всегда, но, услышав знакомое имя, непременно реагирует.

Занятия

В возрасте 1 год 3 месяца с ребёнком необходимо проводить занятия ежедневно. Используйте систему Монтессори, выбирая те задачи, которые, на ваш взгляд, малыш решает хуже всего. Развивающее занятие “Рамки Монтессори” — ответ на вопрос, чем интересным и увлекательным занять ребёнка в год и 3 месяца. Для этого понадобятся картонные рамки с вырезанными геометрическими фигурами и вкладыши аналогичной формы. Пусть малыш найдет каждой рамке пару-вкладыш. На первых порах помогите ему, покажите, что нужно делать, на конкретном примере.

Игры

Для развития физической активности малыша можно предложить ему следующий игровой комплекс. Поставьте перед ним коробку с игрушками, попросите заглянуть туда и выбрать, к примеру, мягкого медвежонка. После того как малыш отыщет искомый предмет, попросите его принести игрушку вам. Помимо этой игры, с маленьким ребёнком в 1 год 3 месяца, можно сыграть в “Копилку”, развив таким образом логику и мелкую моторику. Если в хозяйстве есть копилка, прекрасно. Если нет, можно сделать её самостоятельно. Принцип игры прост: попросите чадо протолкнуть в копилку любой найденный им и подходящий для этого предмет. Для облегчения задачи предложите ему зернышко кофе, монетку, закладку для книги, кубик и так далее.

Питание

Специалисты считают, что рацион маленького ребёнка в 1 год и 3 месяца и вплоть до полутора лет должен составлять 1300 килокалорий. При этом кроха должен кушать пять раз в день. Питание малыша в 1 год и 3 месяца окончательно превращается во взрослое, в меню ребёнка превалируют овощи и белки животного происхождения.

Ученые подсчитали и выяснили, что на каждый килограмм массы тела вашего чада в день должно приходиться по четыре грамма жиров и углеводов и по шестнадцать граммов белка. Если вы заметили, что ребёнку, которому исполнился год и 3 месяца, пятое кормление не нужно, если видите, что он плохо его ест, откажитесь от последнего приёма пищи. Кроха даёт вам сигнал, что в пятиразовом питании уже не нуждается.

Сон

В этом возрасте малыши спят приблизительно тринадцать часов в сутки. Читая о том, сколько спит ребёнок и понимая, что ваш кроха в год и 3 месяца спит меньше (или больше), имейте в виду: указанное количество часов может меняться в каждом конкретном случае, то увеличиваясь, то уменьшаясь на пару часов.

В идеале дневных снов должно быть три. Два как минимум. длительность каждого из них должна быть не менее часа. Однако идеал — это не правило и уж точно не реальность. В вашем конкретном случае всё может быть иначе. К тому же, когда ребёнку год и 3 месяца, он нередко плохо спит ночью и днём. Причины снижения качества сна могут быть самыми разными — от прорезывания зубов до психологических переживаний.

Ваш малыш только что отпраздновал свой первый "юбилей" — ему исполнился годик. Он многому научился за этот год. Должен ли теперь измениться стиль его питания?

Пожалуй, можно сказать, что у вашего крохи наступил переходный этап в питании. Он теперь больше не грудничок. Малыш станет все больше осваивать "пищевую среду" и приближаться в своих пищевых привычках и пристрастиях к взрослым. Но крохе требуется некоторое время, чтобы постепенно перестроиться на новый стиль еды.

К этому возрасту в пищеварительной системе малыша тоже произошли большие изменения. Во-первых, он уже обзавелся собственными зубами. Как правило, к 1 году у детей бывает по 6-10 молочных зубов. Стремительно совершенствуются жевательные навыки малыша. В этом процессе не последнюю роль играет интерес к пережевыванию пищи, которая "достается" крохе в крупноизмельченном или даже неизмельченном виде. Во-вторых, значительно выросла активность пищеварительных ферментов, вырабатываемых в различных отделах пищеварительного тракта малыша. Это значит, он уже готов переварить и усвоить гораздо более сложные продукты, нежели полгода назад. В-третьих, ребенок уже познакомился со многими вкусами блюд, у него, вполне вероятно, уже сформировались те или иные вкусовые предпочтения. Дальнейшее видоизменение питания должно быть сопряжено не только с увеличением питательности рациона, но и с расширением вкусовых познаний малютки.

Как правило, кормления грудью после 1 года происходят рано утром и поздно вечером, перед сном. Нередко еще в этом возрасте сохраняются и ночные кормления. В этом нет ничего страшного: грудным молоком невозможно перекормить. Кроме того, последние исследования позволяют с уверенностью сказать, что ночные кормления грудью не только не повышают риск развития кариеса, но и напротив — предотвращают его развитие. Антитела, содержащиеся в грудном молоке, сдерживают рост стафилококка, являющегося основной причиной развития кариеса.

Если малыш уже перестал получать грудное молоко, но продолжает "прикладываться" по ночам к бутылочке со смесью или даже соком, то этому нужно положить конец. К сожалению, смеси отличаются по свойствам от грудного молока. Поэтому их употребление, особенно в ночное время, значительно повышает риск развития кариеса. Дело в том, что после них, как и после любого приема пищи, кислотно-щелочной баланс в ротовой полости сильно смещается в кислую сторону, что создает предпосылки для разрушения зубной эмали. Да и вообще, малыша к полутора годам уже следует отучить есть ночью (это не относится к кормлениям грудью), так как это нарушает сон, ухудшает аппетит в течение дня и не дает выспаться родителям.

Когда и сколько кормить ребенка?

До 1,5 лет можно оставить малышу пятиразовое питание, но если вы замечаете, что ребенок отказывается от последнего (пятого) кормления, значит, его пора перевести на "взрослый" четырехразовый режим: завтрак, обед, полдник и ужин. В этом случае интервалы между кормлениями составляют 3,5-4 часа. Именно за этот период, согласно данным исследований, съеденная пища эвакуируется из желудка крохи, то есть он готов к следующему приему пищи. Следует довольно четко выполнять установленный режим питания: старайтесь не отклоняться от "графика" более чем на 15-30 минут. При соблюдении режима кормлений наблюдается более четкая работа всей пищеварительной системы: пищевой рефлекс обусловливает формирование хорошего аппетита, своевременно и в достаточном количестве вырабатываются пищеварительные соки, что позволяет хорошо переварить и усвоить пищу. При беспорядочном питании подобный рефлекс почти не вырабатывается, выделение ферментов и соков снижается, и пища перерабатывается хуже. Старайтесь ничего не давать малышу между кормлениями — фруктов, соков, молочных продуктов и тем более сладостей. Особенно это относится к детям со сниженным аппетитом. Подобные "перекусы" снижают аппетит крохи, сбивают установленный механизм выработки пищеварительных соков, поэтому во время основных приемов пищи он может отказаться от тех или иных полезных продуктов.

Калорийность суточного рациона ребенка в 12-18 месяцев составляет примерно 1300 ккал, объем питания — 1000-1200 мл. Распределение этого количества в течение дня достаточно равномерное: завтрак и ужин — по 25%, обед — 35%, полдник — 15%. Подсчитано, что на каждый килограмм массы тела годовалому ребенку требуется в сутки около 4 г белка, 4 г жира и 16 г углеводов. При этом белки животного происхождения должны составлять не менее 70% от их общего суточного количества, растительные жиры — примерно 13% от общего количества жира.

Что подать к столу?

К 1 году ваш малютка, скорее всего, познакомился уже практически со всеми видами продуктов. После 1 года видоизменение рациона предполагает как обращение к новым продуктам, так и постепенное изменение способа их приготовления и степени измельчения.

Грудной или не грудной?
Несмотря на то что кроха формально уже покинул ряды грудничков, отлучать его от груди, пожалуй, еще рановато, тем более в жаркое время года (последнее обстоятельство значительно повышает риск подхватить кишечную инфекцию). Многие педиатры считают, что кормить грудью стоит примерно до 20-24 месяцев. Ведь сосание груди не только дает малютке возможность получить вкусное молоко, но и позволяет ощутить материнское тепло и заботу, обеспечивая психологический комфорт. Нельзя также забывать о том, что молоко и в этом возрасте остается чрезвычайно полезным: оно содержит специальные вещества, стимулирующие развитие нервной системы, в частности головного мозга, многие витамины, антитела, легко и полностью усваивается.

Молочные продукты в питании ребенка

Большое место в питании по-прежнему занимают молочные продукты. Они являются источником ценного кальция, витаминов группы В, а также поставщиком белка и молочного жира. После 1 года малышу можно предлагать кефир (до 200 мл в сутки), йогурт (200-300 мл). Лучше не превышать рекомендуемое количество, так как молочнокислые продукты богаты кислыми соединениями, что может перегружать как пищеварительную, так и выделительную системы малыша. Лучше, чтобы йогурт был изготовлен специально для детского питания. Если вы даете крохе "взрослые" йогурты, следите, чтобы они были нежирными (молочными, а не сливочными) и содержали как можно меньше сахарозы, консервантов, ароматизаторов и прочих искусственных добавок. Конечно, лучше предпочесть "живые" йогурты — они позволяют поддерживать полезную кишечную флору. Такие йогурты имеют ограниченные сроки хранения (обычно не более 2 недель), и хранить их можно только в холодильнике, при температуре 2-8°С. Если на упаковке йогурта указано, что срок хранения превышает 1 месяц, значит, этот продукт прошел термическую обработку и не содержит живых молочнокислых культур. Также актуальными остаются молочные смеси — так называемые "последующие формулы", то есть те, что предназначены для питания детей после 6 месяцев. Почему же даже после 1 года стоит предлагать их крохе? Дело в том, что диетологи все более сходятся на том, чтобы отложить знакомство малыша с цельным коровьим молоком хотя бы до 2-2,5 лет, что связано с высокой частотой аллергических реакций к белку коровьего молока.

Другими важными молочными продуктами являются творог и сыр. Суточную дозу творога можно после 1 года увеличить до 70 г в день. Некоторые родители предпочитают давать его детям через день, но в дозе около 140 г. Творог можно давать в "чистом" виде, а можно приготовить из него пудинг, запеканку, ближе к полутора годам — сделать сырники. Сыр чаще используется в тертом виде в качестве добавки к макаронным изделиям. Но некоторые малыши любят погрызть сыр своими зубками. В этом случае данный продукт будет способствовать еще и становлению жевательных навыков.

Сливочное масло чаще всего используется в качестве добавки к кашам или намазанным на хлеб. Рекомендуемая доза его составляет около 12 г в день. Лучше не подвергать сливочное масло тепловой обработке (то есть добавлять уже в готовые блюда).

После 1 года можно в небольших количествах использовать нежирную сметану и сливки. Сметана наилучшим образом подходит для заправки первых блюд, сливки — для приготовления соусов ко вторым блюдам.

Фрукты и овощи в питании ребенка

Фрукты и овощи тоже должны быть широко представлены на столе малыша. После 1 года можно потихоньку знакомить малютку с новыми видами фруктов и ягод: клубникой, вишней, черешней, киви, абрикосами, персиками, смородиной, крыжовником, черноплодной рябиной, облепихой, малиной, ежевикой, клюквой, черникой, брусникой и даже цитрусовыми. Разумеется, подобные знакомства должны быть хорошо обдуманы, а маме предстоит внимательно наблюдать за реакцией крохи на каждый новый вводимый продукт. У детей с аллергическими реакциями лучше не предпринимать новых шагов без консультации аллерголога или педиатра. Ягоды, имеющие довольно плотную кожуру, лучше измельчать в пюре, в то время как мягкие сочные плоды (абрикосы, персики, киви) можно предлагать малышу дольками. Даже если ваш ненаглядный карапуз хорошо переносит экзотические фрукты (цитрусовые, киви), не давайте их много: эти плоды содержат довольно много растительных кислот, что в большом количестве может раздражать нежную слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта. Виноград усиливает процессы брожения в кишечнике и перегружает рацион ребенка углеводами. Вместе с тем, он относительно беден витаминами. Вот почему диетологи рекомендуют начать его употребление в более позднем возрасте — ближе к трем годам. Фрукты можно давать малышу в завершение основных приемов пищи, можно также добавлять в кашу, смешивать с молочными продуктами. Рекомендуемая доза фруктов — около 200-250 г в день. К этому количеству можно добавить еще 100 мл фруктового сока. Если до 1 года следовало предпочесть осветленные соки, то после 1 года вполне можно давать крохе соки и нектары с мякотью.

Овощное меню малыша можно обогатить свеклой, репой, томатами, зеленым горошком, фасолью. Бобовые следует давать детям в небольших количествах и только в хорошо проваренном и тщательно измельченном виде, так как эти продукты богаты грубой клетчаткой, которая вызывает повышенное газообразование в кишечнике, усиливает перистальтику, что может привести к болям в животе и разжижению стула. Овощи находят основное применение в супах и гарнирах к мясным и рыбным блюдам. Их можно не только отваривать, но и тушить. В возрасте 1 года они даются в виде пюре, ближе к полутора годам можно начинать предлагать малышу мягкие отварные или тушеные овощи кусочками. Ближе к полутора годам можно начать иногда предлагать крохе и огородную зелень — укроп, петрушку, кинзу, черемшу, шпинат, салат, зеленый лук. Мелко нарезанную зелень можно добавлять в супы и вторые блюда перед подачей их к столу.

Растительные масла лучше добавлять в финальной стадии приготовления овощей, чтобы как можно меньше подвергать их тепловой обработке, так как в процессе нагревания любых жиров образуются канцерогены, вредные для здоровья не только грудничка, но даже взрослого человека.

Мясо, рыба, яйца в питании ребенка

Мясные продукты даются в виде паровых котлет, тефтель, фрикаделек, мясного суфле и пудинга в количестве 100 г ежедневно. Ближе к середине второго года можно предлагать малышу тушеное мясо мелкими кусочками, но при этом внимательно следить за тем, чтобы он не подавился. В питании по-прежнему используются многие сорта мяса: говядина, телятина, нежирная свинина, кролик, индейка, курица, а также субпродукты -печень, язык, сердце, мозги. Мясо водоплавающей птицы (утки, гуся) и баранина богаты тугоплавкими жирами, что усложняет переваривание и усвоение этих сортов мяса, поэтому их можно давать лишь время от времени.

Рыбу следует предлагать один — два раза в неделю по 30-40 г на прием как замену мясным блюдам. Можно приготовить рыбные котлеты (паровые) или тефтели, потушить рыбное филе.

Яйца также имеют большое значение в питании детей после 1 года, так как богаты ценными питательными веществами — легкоусвояемым белком, ценными аминокислотами, витаминами (A, D, Е), фосфолипидами, минеральными веществами, микро- и макроэлементами. Белок яиц усваивается практически полностью — на 96-97%, жиры — примерно на 95%. Для питания малышей используются только куриные и перепелиные яйца. Яйца водоплавающих птиц исключаются из-за высокого риска передачи опасных инфекций. Перепелиные яйца отличаются от куриных не только более высоким содержанием белка (с большим количеством незаменимой аминокислоты — триптофана), но и более высоким содержанием жира и холестерина. Детям до 1,5 лет предлагать яйца следует только в сваренном виде (вкрутую) или в виде омлетов на молоке (они также могут содержать различные овощи). В сыром виде (а кроме того, "всмятку" и "в мешочек" яйца хуже перевариваются, так как содержат неденатурированный белок, а также опасны с точки зрения передачи инфекций. Омлет удобно готовить в микроволновой печи. Тогда он будет не поджаренным, как на сковороде, а печеный, без корочки. Омлетную массу выливают в посуду, предназначенную для микроволновых печей (без использования масла) и ставят в печь на 2-3 минуты. Кроме того, яйца добавляются к другим продуктам во время приготовления различных блюд (сырников, блинчиков и пр.). Поскольку яйца — продукт с высокими аллергенными свойствами (перепелиные яйца все же намного менее аллергенны, чем куриные), их не стоит давать детям ежедневно, лучше делать это 3 раза в неделю или через день. Рекомендуемая доза яиц составляет % куриного яйца в день или целое — через день. Для перепелиных яиц доза увеличивается примерно вдвое.

Крупы, мучные и хлебобулочные изделия в рационе ребенка

Крупы широко используются в детском питании. Особенно полезны для малышей овсянка и гречка, можно также использовать кукурузную, рисовую, пшенную и другие виды круп. Годовалому малышу будет проще жевать и глотать, если каша будет иметь однородную консистенцию, поэтому еще часто используются растворимые ("инстантные") каши. Ближе к полутора годам можно давать хорошо разваренные крупы без дополнительного измельчения.

Время от времени можно использовать в питании детей макаронные изделия. Их можно дать в виде гарнира или заправить ими суп. Впрочем, злоупотреблять ими не следует, так как они богаты легкоусвояемыми углеводами. Рекомендуется предлагать их малышу один — два раза в неделю.

Хлеб также используют в питании детей этого возраста. До 1,5 лет лучше предлагать малюткам только белый хлеб: он легче переваривается. Общее количество хлеба в день не должно превышать 100 г. Начиная с 1,5 лет можно включать в рацион крохи немного ржаного хлеба (до 50 г в сутки). Детям до 1,5 лет ржаной хлеб не предлагают, так как кислое тесто, из которого он приготовлен, вызывает брожение в кишечнике.


Другие продукты

Питье может быть представлено чистой водой (лучше не кипяченой, а бутилированной "для детского питания"), молочными продуктами, фруктовыми и овощными соками, компотами (желательно, чтобы они были сварены вообще без любого подсластителя либо с добавлением небольшого количества фруктозы), слабо заваренным чаем, травяными отварами (ромашка, фенхель, мята и пр.). Газированные напитки (даже минеральную воду) детям до 3 лет давать не рекомендуется, так как содержащийся в этих напитках углекислый газ раздражает слизистую желудочно-кишечного тракта. Количество потребляемой жидкости пусть регулирует сам малыш. Оно будет, безусловно, зависеть от рациона питания, времени года, окружающей температуры и двигательной активности крохи.

Поваренная соль используется в небольших количествах — около 0,5-1 г в день.

Виноград усиливает процессы брожения, поэтому его рекомендуют давать детям не раньше трех лет.

Сладости. Вы можете добавлять понемногу сахаров, чтобы подсластить некоторые, особенно не любимые малышом, продукты. Лучше предпочесть фруктозу: она медленнее и равномернее всасывается и усваивается организмом (что почти исключает резкие перепады уровня глюкозы в крови), для проникновения в клетки организма не требует инсулина (то есть не создает перегрузок в работе поджелудочной железы), меньше нарушает кислотно-щелочной баланс ротовой полости (а значит, меньше способствует развитию кариеса). Кроме того, правильно изготовленная, она почти в 1,75 раза слаще сахарозы, что позволяет употреблять ее в небольших количествах. Для придания вкуса кашам и творогу вы можете использовать свежие фрукты и ягоды, а также сухофрукты. Кроме того, изредка малышей можно побаловать сладостями (в идеале они тоже могут быть изготовлены на фруктозе — такие продукты вы можете найти на полках магазинов с лечебным питанием) — пастилой, зефиром, повидлом, джемом и, конечно же, медом (при условии, что малыш его переносит). Общая доза сахаров в день составляет 30-40 г для детей 1-1,5 лет.

Обсуждение

От белого хлебе разрушаются зубы. Я не даю его!!!

01.11.2018 02:33:52, Александра Звезда

Я слышала что фрукты после основного приема пищи еды употреблять нельзя, так как это вызывает брожение, их желательно употреблять с утра и как основной приём пищи.

25.10.2018 10:35:17, Ольга

Подскажите пожалуйста,какие группы продуктов в какое время суток лучше предлагать малышу? Пишкт например,что каша на ужин-тяжела для переваривания. Когда лучше давать мясо? Ребенку 1,3 года

28.03.2018 12:56:14, Julia2007

Добрый день! Моей девочке год и 1 месяц, и она до сих пор требует еду ночью! Как Ее отучить кушать ночью????

21.02.2018 07:46:15, Ксения

не так давно писали, что их малыш столько всего не съедает, да было написано с таким акцентом возмущенным, меня даже улыбнуло немного:) хочу сказать, что дети все разные, даже у взрослых аппетит разнится. А дети - такие же люди, как и взрослые, мамочки, не надо панику поднимать. Сколько ребенок съедает, значит, столько ему нужно. Он себя голодным не оставит, у него с рождения выработан защитный рефлекс, и о голоде он извещает плачем (если не умеет еще говорить). Самое главное, чтоб сколько-то граммов прибавлял в весе. А если наоборот килограмм теряет, вот тогда нужно тревогу бить. И если совсем вялый, не играет. А в остальном все с вашими детьми хорошо! Давайте разум включать, а не эмоции:) ну а по теме: наш сын кушает хорошо ттт, ни от чего не отказывается, съедает 200 гр, а на завтрак даже 300 (каша 200 и творог 100). Сейчас ему 1.4 года и он стал чаще делать перекусы между основными приемами пищи. Сегодня перед последним кормлением, за час, выпросил баранку. Думаю, это связано с его увеличившейся активностью (на улице больше ходит).

30.07.2017 23:27:59, Анастасия Трубилина

Если ребёнок практически на грудном вскармливании,то что вы от него хотите,естественно он так не будет съедать
А статья отличная!
Спасибо!

13.07.2017 15:59:42, Tvxghd

Такие объемы расписаны???? сыну 1,4 г. Что-то он вообще столько не ест. Ни о каких 4-5 раз и речи нет. Пару раз в день пару ложек съест, и то не каждый день соглашается еще. Редко маленький кусочек банана или клубники. Иногда кусочек печенья. Никаких порций по 200 г пока не видно даже на горизонте. Пока все таки грудное молоко основная еда. На остальное открывает рот редко.

02.06.2017 10:20:16, Кулибок

Я старшему сыну до 1.5 лет не давала сладкого совсем. Он и не просил. Каши мы ели не сладкие, чай и компот без добавления сахара и меда, творожок покупали не сладкий, то есть фруктозу из фруктов он получал и ВСЕ. Закончилось все ооочень плохо.... Однажды утром он плоснулся в 8:30 и в первые 40 мин не позавтракал, а в 9:20 его без сознания забрала скорая с гипогликемией (сахар 1, 7). Слава Богу откачали. После обследования, эндокринолог сказала, что это случилось из-за недостатка углеводов в рационе малыша. Вот так я "перебдила" со сладким. Младшей уже даем в чай мед, и творожки с фруктозой покупаем, и печенье даем... Будьте внимательны к рациону ребенка, не стоит слишком ограничивать свое чадо.
А статья отличная. Уже из опыта кормления двух деток сужу.

31.05.2017 10:16:22, mariia_moroz

Ну зачем же всех под одну гребенку чесать? Я вегетарианка, но это никак не касается питания моего ребёнка. И я не собираюсь ей навязывать свою точку зрения, сама решит, как продрастет, не будет она как мама, вегетарианка, и мясоед, как папа.

12.02.2017 14:13:40, Alixonetta

Спасибо,очень хорошая и полезная статья. Все понятно, граматно и четко описанно.

05.08.2015 05:08:53, Natalia_Pogorneva

Комментировать статью "Расширяем рацион. Питание детей от 1 года до 1,5 лет"

Творог-кефир будут после 10 мес, желток и рыба после года. Чай и обычный, и травяной после двух. Сок - кхм - сомнительная польза, но не раньше 1,5 точно. Питание ребенка от рождения до трех лет по месяцам. Питание ребенка после 1 года: полезные продукты, режим, меню.

Обсуждение

Мясо лучше в обед давать, а вечером - овощи, чтобы не перегружать пищеварение ребенка. Ну и кашами молочными не увлекаться,это тоже нагрузка на пищеварение.

08.10.2016 17:12:04, Амурина

7.5 месяцев. Ест практически все. Ну кроме мёда/орехов/соков/неполезносте-й. А так - кролик/индейка/курица/телятина-/треска/все овощи/все фрукты и ягоды/домашний творог.
Ну и ГВ - раза 4-5 днём и 2 раза ночью.

02.10.2016 11:51:42, От юкгерл

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и Раздел: Питание (какими кашами нужно кормить ребенка в 2 года). А кто чем кормил или кормит я готовлю и борщ и гороховый суп. вы посмотрите садовское меню, какие там супы...

Обсуждение

Здравствуйте подскажите пожалуйста что делать моему сыну 2,5 года ничего ни ест кроме супов и фруктовых пюре из баночек уже нет сил подскажите нормально ли это? что это может быть? и к какому врачу оброщатся? зарание спасибо

18.10.2018 13:31:03, ииииии

У меня после года уже всё ел как мы, например пиццу или бурритоз (они острые) во всю метелил, вообще не поняла ваших проблем, накладывайте ребёнку то же что себе, ест - хорошо, нет - ходи голодный, в след раз больше съешь

Питание полного ребенка. Поделитесь идеями меню для ребенка со склонностью к полноте,ибо уже фантазии не хватает. И я и дочка-склонны к полноте.В 1 классе мы успешно побороли лишний вес,причем обе.Путем убирания плюшек и сахара из меню плюс физические нагрузки.

Обсуждение

А что ест в школе? Там обычно все очень сладкое и углеводное... Моя добирала именно там в огромных кол-вах...

Таким рационом и подходом к питанию Вы делаете все для нарушения пищевого поведения дочери и максимально замедляете и так неспешный метаболизм. Организм получает сигнал о голоде и все откладывает "про запас".
Если есть проблемы в эндокринологии - лечитесь. Если нет, съездите на консультацию в Институт Питания.

Питание ребенка после 1 года: полезные продукты, режим, меню. Особенности питания детей в возрасте от 1 года до 3 лет. На самом деле, трудно себе представить, что после первого года жизни обмен веществ, потребности и физиологические особенности Не будем...

Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Может мы и исключение, но с 1 года и 2 или трех месяцев (точно я уже не помню - нам сейчас 1 и 10) едим просто все - даже несколько грибочков жареных разрешаю, когда все...

Обсуждение

Может мы и исключение, но с 1 года и 2 или трех месяцев (точно я уже не помню - нам сейчас 1 и 10) едим просто все - даже несколько грибочков жареных разрешаю, когда все вместе ужинаем.
А так - йогурты, творожки фруктовые, Даниссимо и прочие вкусности, очень нравится, если я туда из компота изюм добавляю - но! у нас нет аллергии, мы и сок апельсиновый пьем взрослый - Джей-7, не злоупотребляя конечно, просто даю всего почуть-чуть, а так, я не зацикливаюсь - даю ребенку ложку, сколько сам съест - столько и хорошо, у меня бывает кашу ковырнет и отложит ложку, творог раза два ковырнет, съест несколько виноградинок, попьет и все, зато в обед доберет свое, а если и в обед не доест - тут бабушки начинают хвататься за голову - я уверенно говорю, что погода сегодня плохая, меняется, буря там какая-нибудь или еще что-то, вечером тоже не поест - ну и не надо, даю только пить и фрукты в неограниченном количестве - ребенок же с чего-то покакает мне или сегодня или назавтра, значит в организме питание присутствует, значит ему хватает. Не хочет - не надо, если раньше времени запросил есть даю то, что недоел, никаких сладостей, печенюшек и сухариков, а на ужин обязательно папу ждем - это традиция, должен терпеть. Единственное, что меня здорово смущает - до сих пор не хочет пить из чашки, то есть пару глотков сделает конечно, но в основном только из бутылки. Пьем - чай с медом, с шиповником, компоты, соки - очень любим яблочный и клюквенный морс, хорошо пьет кефир, питьевой йогурт, ряженку, Золотой Шар с железом (у нас низкий гемоглобин), от детских чаев и соков давно отказались - иногда только Азов Сливу с мякотью употребляем, но это потому что я ее очень люблю - и он на меня глядючи тоже не против.
А так, вот представьте себе - в деревне и молоком грудным мама кормит (там питания детского не купишь и молочной кухни нет), плюс на обед сажают за общий стол - ест Щи!!!, блины очень любит (мой, кстати, тоже) - а девчушке 9 месяцев, это правда креза какая-то, то есть я бы, наверное, не решилась - но ведь ничего девица - розовощекая, здоровая, ходит хорошо с 8 месяцев, молодчинка.
Так, что особо не зацикливайтесь - что ест, сколько, если ребенок не вялый, в лежку не лежит, в обморок не падает, а носится по квартире с букетом шил в попе - значит, все в норме.
Удачи, пишите на мыло, если будут вопросы. Людмила

Наш Гриша (1г 8м) молочное ест с удовольствием - с утра каша на молоке (можно с фруктами) и какао, чай или сок на его выбор, в обед суп с мясом и овощами (возможны вариации), вечером с удовольствием ест творог (где-то 150 г.), может еще и йогурт захватить, и на ночь кефир (тоже в бутылке, т.к. с чашкой мы еще не подружились)- грамм 200. Мы с женой тоже долго мучались с кормлениями, но потом просто перевели его за общий стол - Гришку как подменили,сам процесс обедов-ужинов превратился в увлекательное времяпрепровождения, тем более когда он научился есть с вилкой в руках (понятно, с издержками в виде опрокинутых тарелок, чашек и прочих неожиданностей). Причем тогда же мы перестали следить за количеством скармливаемого, раньше была битва за каждую ложку, теперь он сам знает сколько ему надо, а мы не настаиваем. Единственное, чего мы придерживаемся - это полностью отказываем Грише в "минутных перекусах" в виде колбасы, кусочков печенья, хлеба и т.п. между кормлениями (сок или яблоко не в счет)- теперь он более-менее знает время обедов-ужинов и ест нормально.

Ребенок уже многое умеет и становится все больше похожим на взрослого человека. Подобная растущая схожесть подчеркивается подражательной деятельностью - главной особенностью поведения ребенка в год и три месяца.

Общее развитие

В один год и три месяца малыш превращается в маленькое «зеркало» для окружающих его взрослых людей. Он хватает игрушечный телефон и деловито расхаживает по комнате, сердито покрикивая в него на манер папы. Залезает на диван с книжкой в руках, устраиваясь рядом с читающей мамой. Толкает ногой кота, которого в грубой форме прогнала из кухни бабушка. Ребенок становится вашим отражением. Поэтому сейчас, как никогда, важно контролировать себя. Малыш может однократно повторить какое-то действие и тут же его забыть. Но если перед глазами находится постоянный пример для подражания, то перенятая манера поведения рискует стать характерной и для него.

После исполнения 1 года 3 месяцев рост малыша замедляется. За оставшийся год он прибавит не более 3 сантиметров и 5 килограмм. Это естественный процесс. Наступает следующий этап физического развития ребенка. В связи, с чем изменяется и фигура крохи. Исчезает округлый животик, интенсивно развиваются мышцы на ручках и ножках. Природа подготавливает карапуза к новым победам и свершениям.

Что умеет ребенок в 1 год и 3 месяца?

Навыки, которыми овладел ребенок к этому важному периоду:

  • он уверенно управляет своим телом: ходит, преодолевает препятствия, пытается освоить невысокие ступеньки, встает на носочки, кружится и танцует;
  • наработаны навыки ловкого манипулирования предметами (строит башню из кубиков, собирает пирамидку, катает мяч);
  • ссвоены бытовые принадлежности (держит ложку, блюдце, кружку, пытается использовать по назначению расческу и зубную щетку);
  • открывает и закрывает ящики и шкафы;
  • протягивает ручки при одевании, сам просовывает ножки в обувь.

Многому еще предстоит научиться, но самый сложный этап позади. Сейчас важно помнить: каким бы взрослым и осознанным не выглядел малыш, его действиями по-прежнему руководят инстинкты. Поэтому в один год и три месяца использовать логическую аргументацию в общении с ребенком рано. Отложите нравоучительные разговоры еще как минимум на год.

Речь малыша

В возрасте 1 года 3 месяцев ребенок знает близких людей и называет их по именам (нечетко, коверкая буквы и слоги, но уже вполне осознанно); понимает наименования игрушек, предметов одежды, действий.

Зачастую, пытаясь повторить за взрослым новое слово, он произносит первый слог, проглатывая оставшуюся часть. Это связано с не сформированным речевым аппаратом. Но понимание, стремление к обучению и умение соотносить предметы и явления с их названиями уже ярко выражено.

Сейчас основная задача в плане речевого развития ребенка – работа над артикуляцией. Необходимо постоянно говорить, рассказывать стишки, петь песенки – рано или поздно малыш научится выговаривать, внимательно наблюдая и копируя движения губ и языка. В подобной подражательно – игровой форме и происходит становление речи.

Уход за ребенком в 1 год и 3 месяца

В один год и три месяца режим дня ребенка почти не меняется. Как правило, его день начинается в 8-9 часов утра. Затем следуют умывание, легкая гимнастика и завтрак. Гулять с малышом необходимо ежедневно, желательно не менее 2 часов. Еще лучше принимать воздушные ванны дважды и непосредственно перед дневным отдыхом. Купать ребенка в возрасте 1 года 3 месяцев достаточно через день. Вечером обязательно умывание и мытье ручек и ножек.

Питание

Малыш по-прежнему находится на четырех разовом питании. Интервалы между приемами пищи 3-4 часа. Нужно стараться включать в рацион больше молочного и продуктов, богатых железом. Чаще предлагать фрукты и овощи. Вторые блюда должны быть в вареном и тушеном виде. Ограничьте доступ к сладкому.

Сон

В возрасте 1 года 3 месяцев некоторые дети переходят на 1 дневной сон. Но не будет отклонением от нормы, если малыш все еще отдыхает 2 раза за день. Ночью ребенок продолжает спать по 10-11 часов. Если есть проблемы с засыпанием, можно выйти с ним на свежий воздух, побыть там минут 15. И конечно, стараться укладывать малыша всегда в одно время.

Безопасность

Мышцы ребенка окрепли, силы и ловкости стало больше. С восторгом и радостью кроха ищет применение новым возможностям: пытается забраться на диван и невысокие стулья, преодолевает ступеньки и вытягивается во весь рост, поднимается на носочки, в надежде достать труднодоступный предмет.

Повышенная активность малыша требует дополнительных мер безопасности:

  • положить вокруг дивана и стульев мягкие подушки;
  • убрать из поля видимости опасные и запретные вещи;
  • отодвинуть от окон подставки и стулья;
  • внимательно следить за ребенком, преодолевающим высокие порожки.

Необходимо стараться быть постоянно рядом с малышом.

Чему можно научить ребенка?

Учитывая способности ребенка 1 года 3 месяцев, уже можно пробывать обучить его первым физическим упражнениям.

Приседания. Возьмите обруч и предложите малышу ухватить его с другой стороны. По команде: «садись!» приседайте вместе с ним.

Первые наклоны. Посадите ребека себе на колени. Зафиксируйте его голени. Сгибайте и разгибайте малыша. Проделывать упражнение можно, проговаривая веселые ритмичные стихи.

Игры с мячом. Сядьте с ребенком на пол, возьмите мяч и перекатывайте его в разных направлениях.

Разминаем ножки. Предложите малышу лечь на коврик и дотянуться ножками до любого предмета в ваших руках.

Покоряем вершину. Поставьте перед ребенком барьер высотой около 15 сантиметров и предложите преодолеть его. Затем помогите самостоятельно забраться на диван или невысокий стул.

Такие простые упражнения не только разовьют спортивные задатки малыша, но и позволят крохе спокойно покорять и испытывать этот мир под вашим чутким руководством.

Развивающие игры

Приступая к развивающим играм необходимо помнить 3 важных правила, учитывающих особенности поведения малыша в возрасте 1 года 3 месяцев.

  1. Сочетайте пассивную игру с движением. Сейчас ребенок очень активен и, находясь в неподвижном состоянии, может быстро утомиться.
  2. Старайтесь закончить игру раньше, чем она успеет надоесть малышу.
  3. Основа любых занятий - интенсивное общение, развивающее речь ребенка.

Рассмотрим несколько вариантов игр, способных заинтересовать кроху в год и три месяца.

Собираем грибы. Вырежьте из бумаги несколько грибов разных размеров и разбросайте их по комнате. Дайте малышу корзинку (можно тоже бумажную) и предложите собрать их вместе. Когда основное задание будет выполнено, попробуйте заинтересовать ребенка разделением грибов на большие и маленькие.
Подобная игра тренирует навык обращения с предметами, исходя из их величины и положения в пространстве.

Знакомимся с куклой. Возьмите куклу и «познакомьте» ее с карапузом. Пусть она «представится» и «заговорит» с малышом маминым голосом. Обратите внимание ребенка на ее прическу и красивое платье. После знакомства разыграйте небольшое представление. Пусть кукла споет, станцует или прочитает стихотворение. Сопровождайте выступления игрушки репликами: «Куколка хочет спеть для тебя!», «Тебе понравилось выступление нашей гостьи?».

Такое, на первый взгляд, незамысловатое развлечение, в возрасте 1 года 3 месяцев является первым знакомством крохи с сюжетно-ролевыми играми. В дальнейшем они, конечно, усложнятся, будут включать конкретных, вполне реальных героев и еще сыграют важную роль в развитии.