Развитие логики у детей 6 7 лет. Виды мышления у детей дошкольного возраста

Кристина Гончарова
Развитие элементов логического мышления у детей 6–7 лет в процессе формирования понятия числа

Шукшина Светлана Евгеньевна, к. п. н., доцент кафедры математики,

информатики и естественнонаучных дисциплин в дошкольном и начальном

образовании Института педагогики и психологии образования

Московского городского педагогического университета, г. Москва.

Гончарова Кристина Валерьевна, воспитатель

г. Москва.

"Развитие элементов логического мышления у детей 6-7 лет в процессе формирования понятия числа "

Аннотация : В статье представлены результаты исследования, позволяющие говорить о наличии взаимосвязи между уровнем развития логических операций классификации и сериации и сформированностью понятия числа у старших дошкольников; выделены педагогические условия эффективного развития логических операций в процессе формирования понятия числа у детей .

Ключевые слова : понятие числа , логические операции , классификация, сериация, дети дошкольного возраста.

Освоение счета и формирование понятия числа – длительный и сложный процесс , одна из центральных задач обучения математике детей дошкольного возраста. И это вхождение в мир числа необходимо осуществлять уже в дошкольном возрасте при условии целенаправленного обучения.

Усвоение понятия числа обеспечивает ребенку-дошкольнику ориентировку в окружающем мире. Вместе с тем, установление соотношений величин (дискретных и непрерывных, овладение моделирующей деятельностью – путь перехода от конкретного к абстрактному, от чувственного к логическому , от эмпирического мышления к теоретическому . Это дает основание рассматривать формирование у дошкольников содержательного понятия числа как важнейший компонент развития элементов логического мышления . В свою очередь, представление о числах , их последовательности, отношениях, месте в натуральном ряду формируется у дошкольников под влиянием логического мышления .

При достаточной теоретической разработанности проблема формирования полноценного понятия числа до сих пор остается весьма актуальной, т. к. в практике работы применяются устаревшие подходы, которые не позволяют понять обобщенной сути , абстрактного значения и универсальности числа , что приводит к тому, что дошкольники «застревают» на уровне эмпирических представлений о числе .

Данную работу мы посвятили подробному изучению указанной проблемы, с целью наиболее эффективной организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе выявленных связей и установленных отношений.

Мышление , в отличие от других процессов , совершается в соответствии с определенной логикой . Основными логическими приемами формирования понятий и мыслительными операциями являются : анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, классификация, конкретизация, систематизация и умозаключение.

К концу дошкольного возраста формируются элементы логического мышления с опорой на понятие . Понятия формируются в том случае , если организован переход ребенка от внешних ориентировочных действий к действиям во внутреннем плане. При этом внешние средства заменяются словесными обозначениями, что дает возможность перенести действия на различные ситуации. Предпосылкой формирования понятий являются представления.

Процесс формирования понятий включает следующие этапы :

Восприятие отдельных предметов и явлений;

Выделение множества признаков предметов и явлений;

Выделение существенных признаков с переходом к обобщениям;

Обозначение их словом.

Формирование понятия числа у ребенка находится в зависимости от развития логических структур , в частности иерархии логических классов , т. е. классификации и асимметричных отношений, т. е. качественных сериаций. Отсюда следует, что основными логическими приемами формирования понятия числа являются классификация и сериация. Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (свойств, отношений, присущих ряду однородных предметов. Для выделения существенных признаков требуется абстрагироваться от несущественных, которых в любом предмете очень много.

Классификация – это распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет свое постоянное место. Классификация может производиться по существенным признакам и по несущественным. В качестве предмета усвоения выступает само действие классификации, когда ребенку приходится самостоятельно разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.

Сериация – логический прием последовательного расположения материала по порядку на основании определенных признаков. Сериационные ряды строятся в соответствии с правилом, которое определяет, какой элемент из двух (произвольно взятых) предшествует другому элементу . Сериация, как способ познания свойств и отношений, позволяет : выявить отношения порядка; установить последовательные взаимосвязи : каждый следующий объект больше предыдущего, каждый предыдущий - меньше следующего (и наоборот) ; установить взаимообратные отношения : любой объект упорядоченного ряда больше предыдущего и меньше следующего (любой объект упорядоченного ряда меньше предыдущего и больше следующего); открыть закономерности следования и порядка.

Процесс сериации лежит в основе формирования понятия о порядковом числительном . В результате формируется представление о натуральном ряде чисел (каждое последующее число больше предыдущего на 1 и, наоборот, каждое предыдущее число меньше последующего на 1).

Изучение и анализ различных подходов к формированию понятия числа у детей дошкольного возраста позволили сделать вывод о том, что методика Г. А. Корнеевой, Э. Ф. Николаевой, Е. В. Родиной является наиболее эффективной и обладает большим развивающим потенциалом . Целенаправленное обучение предметным действиям, связанным с понятием числа , повышает уровень интеллектуального развития детей , который, в свою очередь, оказывает влияние на усвоение предметных действий, лежащих в основе данного понятия .

Уровень сформированности логических операций классификации и сериации играет существенную роль в формировании понятия числа , но их синтез не происходит сам собой. В его основе лежит специфическое действие ребенка, связанное с поиском кратного отношения величин в условиях их опосредованного уравнивания и сравнения. Лишь в ситуации, требующей этого действия, и в процессе его осуществления возникает необходимость и возможность синтеза классификации и сериации в подлинное понятие числа .

Была проведена целостная экспериментальная работа, направленная на проверку выдвинутой гипотезы, где было высказано предположение, что от уровня сформированности логических операций классификации и сериации у детей будет зависеть уровень . В эксперименте приняли участие 50 детей 6-7 лет .

Задача констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы состояла в том, чтобы :

1. Выявить уровень сформированности понятия числа у детей .

2. Выявить уровень развития классификации и сериации у старших дошкольников.

С этой целью были разработаны диагностические методики, направленные на выявление умений детей :

1. сравнивать/уравнивать дискретные и непрерывные величины;

2. определять количественное и порядковое значение числа ;

3. понимать отношения между рядом стоящими числами ;

4. производить счет по разным основаниям (по 2, по 3) ;

5. понимать прямые и обратные функциональные зависимости;

6. видеть общее число элементов

7. классифицировать множества;

8. выстраивать упорядоченный возрастающий / убывающий ряд.

Были получены данные, которые позволили сделать вывод о том, что :

1) у детей в основном средний уровень сформированности понятия числа (25 чел.) и развития логических операций классификации и сериации (24 чел., количество детей с высоким и низким уровнями примерно одинаково : сформированность понятия числа на низком уровне у 13 детей , на высоком уровне у 12 детей ; развитие классификации и сериации на низком уровне у 14 детей , а на высоком уровне у 12 детей ;

2) имеется зависимость между уровнем сформированности логических операций классификации и сериации и уровнем сформированности понятия числа , которые почти всегда совпадают у конкретного ребенка (о чем говорят представленные выше количественные данные) .

Подводя итог констатирующего этапа эксперимента, было установлено, что дети старшего дошкольного возраста, участвующие в исследовании, показали довольно хорошие результаты, а именно : у них развиты первоначальные математические представления, аналитико-синтетическая деятельность, элементы логического мышления . Дети хорошо справились с заданием на определение количественного и порядкового значения числа , понимают отношения между рядом стоящими числами , но затруднялись с выделением ошибок и их исправлением, что, скорее всего, является показателем недостаточно высокого уровня развития у детей способности рассуждать, анализировать, аргументировать. Дети неплохо считают двойками, а навык счета тройками развит плохо . Они легче выполняют задания с дискретными величинами, нежели с непрерывными, затрудняются с классификацией чисел на четные и нечетные, испытывают трудности в процессе рассуждений с обоснованием выбора решения задачи, нахождения закономерностей в расположении объектов, упорядоченных по количественному признаку, с выделением основания для классификации.

Важно отметить, что в работе педагогов по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста есть упущения. В группах, зачастую, не создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда, недостаточно дидактического материала и наглядных демонстрационных пособий для осуществления полноценной образовательной работы и самостоятельной познавательной деятельности детей . Педагоги не всегда осуществляют закрепление пройденного материала в ходе повседневной деятельности, что делает знания «оторванными» от практической деятельности детей . В ходе организованной образовательной деятельности подбираются однообразные по содержанию, числовым данным , характеру наглядного материала задания, используются не отвечающие современным требованиям к организации образовательного процесса методы и средства обучения.

На этапе формирующего эксперимента основное внимание уделялось регулярной, целенаправленной организованной образовательной деятельности по развитию элементов логического мышления у старших дошкольников в процессе формирования понятия числа . В основу образовательной работы были положены специальные упражнения на определение кратного отношения величин к их мерке. Перед детьми раскрывались отношения класса и порядка на различных множествах. Содержание образовательной работы было последовательно выстроено (от непосредственного уравнивания величин к установлению зависимости (прямой и обратной) между величиной, меркой и числом ). Закрепление изученного материала происходило в разнообразных видах деятельности. В совместную образовательную деятельность активно включались родители.

Вся образовательная работа строилась на принципах индивидуализации и дифференциации, последовательности и систематичности, развивающего обучения , широко использовались проблемно-поисковые методы. Были определены основные задачи развивающей работы с детьми : развивать умения детей сравнивать/уравнивать дискретные и непрерывные величины; понимать отношения между рядом стоящими числами ; понимать прямые и обратные функциональные зависимости; видеть общее число элементов в сравниваемых группах, внешне ничем не похожих между собой; формулировать основание классификации объектов и умение перегруппировывать объекты в соответствии с изменившимся основанием; находить закономерности расположения объектов, упорядоченных по количественному признаку; развитие аналитико-синтетической деятельности.

Апробированное в ходе формирующего этапа эксперимента содержание работы, направленной на развитие мыслительных операций и на формирование понятия числа , подгрупповые и индивидуальные формы работы с детьми , применение проблемно-поисковых методов, позволили получить положительные результаты в динамике сформированности у детей понятия числа и операций классификации и сериации, что показали данные контрольного этапа эксперимента. В результате высокий уровень сформированности понятия числа у 20 детей , средний у 27 детей , низкий у 3 детей ; те же самые дети и в том же количестве показали высокий, средний и низкий уровни развития операций классификации и сериации.

Показателем эффективности проведенной работы было не только перемещение детей по уровням , но и качественный рост показателей внутри уровня (например, результат ребенка был 7 баллов (нижняя граница среднего уровня, стал – 13 баллов (верхняя граница среднего уровня) .

На основе полученных данных в процессе контрольного этапа эксперимента, можно сделать вывод : высокий уровень развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, принимавших участие в эксперименте, коррелируется с высоким уровнем развития понятия числа ; разработанная программа по развитию элементов логического мышления в процессе формирования понятия числа показала свою результативность.

Таким образом, для организации эффективной работы по развитию элементов логического мышления в процессе формирования понятия числа у детей старшего дошкольного возраста следует соблюдать следующие педагогические условия :

Образовательная работа должна осуществляться целенаправленно, комплексно и системно;

Необходимо совершенствовать представление детей о числе , натуральном ряде чисел, уделяя внимание особым предметным действиям с величинами;

Уделять большое внимание организации самостоятельной познавательной детской деятельности (продумать оптимальную организацию развивающей предметно-пространственной среды);

Полученные знания и умения необходимо закреплять в практической детской деятельности (игровой, продуктивной, трудовой) ;

Широко использовать в образовательном процессе занимательный математический материал (головоломки, логические задачи , нестандартные дидактические средства);

Создавать проблемно-поисковые ситуации, способствующие развитию элементов логики , самостоятельного мышления у дошкольников .

Список литературы

1. Корнеева, Г. А. Теоретические основы формирования понятия числа у детей дошкольного возраста/Г. А. Корнеева // Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников : Сб. науч. тр. - М., 2001. - С. 108 -116.

2. Корнеева, Г. А., Родина, Е. В. Современные подходы к обучению дошкольников математике / Г. А. Корнеева, Е. В. Родина //Дошкольное воспитание. - 2000. -№3.-С. 46-49.

3. Шукшина, С. Е. Организация процесса математического развития дошкольников с учетом положений ФГОС ДО / С. Е. Шукшина. // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения – 2014.– № 5. – С. 4-11.

Хорошо, когда ребенок сохраняет свою природную интуицию, иррациональное мышление. Это творческая часть его сознания. Однако жизненное пространство требует от человека здравого смысла, рациональности, логики. Ребенок учится не только чувствовать, но и объяснять события и действия, изучать взаимодействие между предметами, рассуждать и делать свои умозаключения. Лучше всего это делать в игре!

Первостепенные задачи

Все игры на развитие логического мышления направлены на то, чтобы сформировать у ребенка основные элементы мыслительных процессов: сравнение, классификация, синтез, анализ, обобщение.

ИГРА «ВЕРЮ- НЕ-ВЕРЮ ». Дети — невероятно доверчивые существа. А если информация поступает из уст взрослых, то это звучит как аксиома, которая воспринимается безоговорочно. Научите своего малыша рассуждать, и пусть он не спешит все принимать на веру. Итак, вы говорите какую-то фразу, а ребенок должен определить, это правда или выдумка. Примеры фраз:

«Все люди спят».

«Все яблоки сладкие».

«Дождь бывает холодный и теплый».

«Все животные впадают в зимнюю спячку».

«Летом мы ходим в шубах».

«Слоны умеют летать».

«Арбузы растут на деревьях».

«Корабли плавают по суше».

«Зимой всегда пасмурно».

«Солнце светит только утром и вечером».

«Ни один человек не может жить без воды».

Старайтесь предлагать такие фразы, на которые можно дать неоднозначные ответы. Пусть ребенок поразмышляет над каждой фразой и попробует объяснить, почему он так считает. Так ребенок учится докапываться до истины своим путем, опираясь на сравнения, рассуждения, собственные выводы. Именно такой подход дает бесценный индивидуальный опыт и развивает в ребенке наблюдательность, когда он слушает и видит, казалось бы, очевидные утверждения.

Примеры фраз:

«Сок можно есть ложкой». (Да, если он замороженный.)

«Мороженое можно выпить». (Да, если оно растает.)

«Снег бывает только зимой». (Он бывает весной и осенью, а в некоторых местах он лежит и летом, и зимой — например, на полюсах.)

«По воде можно ходить». (Да, если она замерзнет.)

«Все птицы летают». (Не все, есть птицы, которые не летают, например: курица, индюк, страус, киви, пингвин.)

«НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ» . Эта игра развивает способность к обобщению и абстрактному мышлению. Вы называете группы слов, объединенных по общему признаку, и просите ребенка назвать их одним словом.

Примеры заданий:

«Дом, сарай, хижина, небоскреб» (здание).

«Брат, сестра, бабушка, тетя, папа» (родственники).

«Карандаш, тетрадь, бумага, ручка, альбом для рисования» (канцтовары).

«Поезд, велосипед, самолет, автомобиль, корабль» (транспорт).

«Игорь, Сергей, Иван, Кирилл» (мужские имена).

«Вишня, клубника, смородина, крыжовник, арбуз» (ягоды).

«Стол, кровать, шкаф, стул, кресло» (мебель).

ИГРА «АССОЦИАЦИЯ» . У каждого человека с раннего детства формируются свои ассоциативные представления о предметах и явлениях. Это своеобразный ключ к пониманию типа мышления. В этой игре дети учатся разграничивать понятия существенных и второстепенных признаков предмета. Объясните ребенку задание следующим образом: «Сначала я скажу одно слово. Оно будет главным. Потом прочитаю еще ряд других, которые относятся к этому слову. Твоя задача назвать то, без чего главное слово никак не может обойтись». Обсуждайте каждое предложенное слово, пусть ребенок обосновывает свои ответы, а вы помогайте ему выделять существенные признаки.

Примеры заданий:

Комната (стены, кровать, пол, потолок, телевизор, ковер, люстра).

Человек (тело, мозг, платье, шляпа, кольцо, ноги).

Магазин (покупатели, товар, музыка, телевизор, деньги, продавец, кровать).

Дерево (корни, цветы, вода, воздух, ствол, скамейка, солнце, листья).

«Дорисуй фигуру»

Вам понадобится тетрадь в клеточку и хорошо заточенный карандаш. На листе проведите ось и относительно нее по клеточкам нарисуйте половину какой-нибудь фигуры (елка, дом, человек).

Попросите ребенка дорисовать вторую половину. Как показывает практика, далеко не всегда дети понимают это задание и дорисовывают фигуру в «вольном стиле». Чтобы увидеть симметрию, можно приложить зеркальце к оси. По зеркальному отражению ребенку будет легче нарисовать вторую половину, строго следуя по клеткам. Эта игра может усложняться формами и цветом.

В этой статье мы вам расскажем, что такое логическое мышление, какое оно должно быть у детей 6-7 и примеры игр и задач на его развитие.

Для начала стоит разобраться, а что же представляет из себя само логическое мышление у человека? Оно представляет из себя мыслительные процессы, на помощь которым приходят непосредственно конкретные и четкие понятия. Мы все логически мыслим когда придумываем как быстрей дойти на работу, в магазин, где купить дешевле продукты, то есть мы принимаем, анализируем полученные на своем опыте данные и выбираем наиболее лучший вариант или способ.

Этапы развития логического мышления у детей 6-7 лет

Но а теперь стоит поговорить о логическом мышлении у детей 6-7 лет. Чтобы наиболее быстро и качественно его развить у ребенка, стоит разделить этот трудоемкий процесс на три этапа:
В первом, детям нужно показать, как можно больше предметов, которыми он будет пользоваться в своей дальнейшей повседневной жизни. Рассказать ему о качествах, функциональности и правилах обращения с ними. Это будет заложением фундамента дальнейшего развития мышления ребенка.


Осуществляйте развитие логического мышления с помощью приемов словесной манипуляции над предметом.
Третьим этапом будет замена активного времяпровождения за предметами на внутренние мыслительные приемы и операции. К примеру вы можете рассуждать о какой ни будь игре, представлять ребенка за рулем автомобиля и тому подобное (главной задачей является чтобы малыш ранее видел или трогал эти предметы). Этим самым вы поможете развить ему глубину мышления, его фантазию. Также можно ему будет дать выбор в различных ситуациях, для того чтобы развить в нем уверенность и остроту логического мышления.

Основные требования для развития логического мышления

Когда ваш ребенок достигнет 6-7 летнего возраста, для лучшего развития логического мышления он должен уметь выполнять определенные задачи. Из них:
Ваш сын или дочь должен уметь находить закономерности между предметами, ситуациями, самолично выявлять и продолжать логический ряд не пользуясь любой помощью и подсказками.


Находить различные лишние предметы из одной группы. К примеру это может быть конфета среди четырех различных овощей или фруктов.
Отличным качеством для развития дальнейшего логического а так же творческого мышления будет создания завершений рассказов и ситуаций по предложенным ему картинкам.
Также ребенок в этом возрасте должен понимать, и распределять предметы по своим группам, объясняя по каким признакам и причинам.

Виды игр для развития логического мышления у детей 6-7 лет

В настоящее время, в современном мире существует огромная масса игр для развития логического мышления у детей 6-7 лет. Мы же предложим вашему вниманию наиболее популярные и эффективные виды игр. К их числу относят:
Графические игры. Они предназначены непосредственно для развития моторики рук вашего ребенка. И для подготовки их к письму в школе. Ведь именно этот предмет является наиболее сложным в начальных классах у детей.


Математические игры предназначены для того чтобы развить у детей устный математический счет, логическое и абстрактное мышление.
Различная литература с игровыми заданиями является отличным способом приучить вашего чада к чтению, будет развивать в нём память, логическое мышление и внимание.
Настольные игры и головоломки помогут в развитии интереса к играм, работе в команде и будет отличным способ для развития логики.


Речевые игры будут развивать речевой аппарат. Увеличит словарный запас, будет развивать чистоту и четкость разговора и речи в целом.
И напоследок мы оставили для вас любимое занятие современных детей. Ими являются современные игры. Несомненно привыкание к компьютеру будет являться плохим знаком, но это будет не так если к делу подойти с умом. В современном мире существует огромная масса игр, которые будут развивать в вашем ребенке логику и творческое мышление посредством прохождения игр, которые специализируются именно на этом. Большим плюсом, будет являться звуковое и игровое сопровождение в игре любимым персонажем из мультиков вашего ребенка.

Логические игры детям 6-7 лет

После того как вы узнали основные виды игр для логического мышления у детей 6-7, стоит рассмотреть примеры этих игр.

Графические игры. К ним можно отнести множество игр связанных с рисованием и пишущими предметами. К примеру, это может быть рисование карандашами или другими принадлежностями различных тематических предметов по клеточкам в тетради. Также отличной игрой является раскрашивание различными цветами рисунков с цифровыми обозначениями цветов.

К одному из интересных видов речевых игр можно отнести изучение и анализ информации полученные на слух ребенка. К примеру это могут быть два слова, ассоциирующиеся с временами года, особенностью какого-нибудь предмета. И ребенок должен рассказать об этом предмете, вещи или явлении все то что знает. Необходимо следить за красноречивостью, если её маловато, то подскажите ему еще пару интересных фактов которые он не знал. Это поможет ему отлично развить логику и память.

Настольные игры имеют огромное разнообразие на рынке игрушек. Из них стоит выделить игры где нужно сложить фигуры из кирпичиков и других предметов, игры-фанты целю которых будут является построение башни. Вытаскивая из неё по одному «кусочку», который нужно будет положить на верх и не потерять общее равновесие.

Книжные игры также богаты своим разнообразием выбора, при их выборе могут разбегаться глаза на прилавках. При покупке проконсультируйтесь с продавцом книг, расскажите ему о увлечениях ребенка, и он вам посоветует наиболее лучший вариант выбора.

К наиболее интересным видам компьютерных игр, как уже выше упоминалось, будут те, которые связаны с наличием в них персонажей из любимых книг, мультфильмов, раскрасок. Наиболее популярными сейчас являются Лунтик, Смешарики, Маша и Медведь, Лентяево и Фиксики.

Видео «Логические задачи для детей 6-7 лет»

Игры на развитие логического мышления для детей 6-7 лет

ЧТО К ЧЕМУ?

Цель: собрать пары с изображением логически связанных друг с другом

предметов, способность к последовательному логическому рассуждению;

Подбираются пары картинок с изображениями принципом ассоциации.

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ

Цель: способность обобщать материал.

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом.

Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан,

слива - фрукты.

Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее

слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к

обобщающему слову. Транспорт -птицы -...

НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ

Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения

существенных признаков.

Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в

группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите

ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем

похожи картинки, которые он оставил.


НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО

Цель: способность обобщать материал, вычленять главное.

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним".

Примеры:

Старый, дряхлый, маленький, ветхий;

Храбрый, злой, смелый, отважный;

Яблоко, слива, огурец, груша;

Молоко, творог, сметана, хлеб;

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

Платье, свитер, шапка, рубашка;

Мыло, метла, зубная паста, шампунь;

ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ

Цель: научится находить взаимосвязь между предметами и явлениями, развивать логическое мышление и связную речь.

Предложите ребенку собрать цепочки из четырех карточек, подбирая их по смыслу и раскладывая в нужном порядке. Затем нужно составить связный рассказ по картинке.

ИГРАЕМ, ПОДБИРАЕМ?

Цель: развивать внимание, зрительное восприятие, память, мышление;

Детям раздают по одной или несколько карточек с изображением предмета, относящегося к той или иной группе предметов: мебель, одежда, спортивные принадлежности и т.д. выигрывает тот, кто быстрее и правильнее соберет у себя все карточки одной группы.

ГОВОРИ НАОБОРОТ

Цель : формирование логического мышления, тренировка памяти, внимания;

Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой - маленький". Можно использовать следующие пары слов:

веселый - грустный,

быстрый - медленный,

пустой - полный,

умный - глупый,

трудолюбивый - ленивый,

сильный - слабый,

тяжелый - легкий,

трусливый - храбрый,

белый - черный,

твердый - мягкий,

шершавый - гладкий

ЧЕРЕДОВАНИЕ

Цель: выявить закономерность и продолжить логический ряд, развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, память, и логическое мышление.

Дети, кому подходят предметы по цвету и форме, берут карточку себе и выкладывают на подходящую клетку таблицы.

ЛАБИРИНТЫ

Цель: развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое и пространственное мышление.

Предложить ребенку пройти лабиринты от начала до конца, начиная со стрелки.

ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ

Цель: формирование логического мышления, тренировка памяти, внимания;

Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре- ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался? 

Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла

Статья

«Логическое мышление можно развивать: задания для детей 6-7 лет»

Организация: ГБДОУ «Д/С № 61» Приморского района

Населенный пункт: Санкт-Петербург

Дети – творческие натуры. Познавая мир, они охотно прибегают к интуиции, мыслят иррационально. Это замечательно, но в жизни было бы практичней использовать логику и здравый смысл. С возрастом ребёнок сталкивается с необходимостью не только чувствовать, но и объяснять окружающие явления и события, понимать их взаимосвязь. Все это возможно благодаря развитому логическому мышлению.
Само оно не появится. Если родители хотят, чтобы ребёнок успешно усваивал школьную программу, о развитии логики нужно подумать еще в дошкольном возрасте.

Особенности мышления и логики у старших дошкольников

Детям 6 лет уже под силу сделать логические умозаключения, найти связь между причинами явления и следствием. Это говорит о возрастающей гибкости и подвижности мышления.

Старшие дошкольники достаточно быстро приспосабливаются, умеют переключать внимание с одного задания на другое.

В этом возрасте начинается стремительное развитие словесно-логического мышления. Оно необходимо для использования и преобразования понятий.

При этом наглядность и образность все ещё важны ребёнку для решения задач – словесные рассуждения опираются на имеющиеся представления.

Все это говорит о том, что перед нами вполне рассудительный ребёнок, но все же он пока малыш, ему требуются яркие картинки, захватывающие сюжеты и динамика для продуктивного обучения.

Развивайте детей играя

Дети 6–7 лет ещё большие любители поиграть. Но чтобы игра принесла пользу, она должна не только учить, но и развлекать. Пока это единственный способ привлечь внимание дошколёнка и направить его потенциал в нужное русло.

«Все логические игры направлены на развитие таких важных познавательных функций, как анализ, синтез, сравнение, доказательство».

Их можно разделить на несколько групп:

  1. Речевые игры - направлены на формирование грамотной речи, расширение словарного запаса, понимание смысловой структуры слова. Пример: игру по типу «в города», когда последняя буква предыдущего слова становится первой следующего, можно проводить в разных тематиках: животные, птицы, растения.
  2. Графические – разрабатывают мелкие мышцы руки, развивают слуховой и зрительные анализаторы, пространственную и количественную ориентацию. К примеру: соединить точки по порядковым номерам, продолжить узор, графические диктанты.
  3. Математические – совершенствуют устный счёт, простейшие задачки с «подвохом» развивают логическое мышление. Пример: «У Тани 4 яблока. Одно из них она разрезала пополам. Сколько яблок у Тани?»
  4. Интерактивные игры , которые устанавливаются на гаджеты.

«Верю – не верю»

Малыши 6–7 лет – на удивление доверчивые создания. Все, что говорит взрослый, для них является чуть ли не аксиомой. А значит нужно учить их не воспринимать все за чистую монету.

Правила: ведущий передаёт игроку какую-то информацию, которую необходимо опровергнуть или подтвердить. Например:

«Все шарики красные».

«Зимой всегда идёт снег».

«Все птицы улетают на юг».

«Некоторые карандаши сломаны».

«Летом мы надеваем рукавицы».

«Чай всегда горячий».

«Блины нужно есть с вареньем.

Лучше подобрать такие фразы, на которые нельзя дать однозначные ответы. Факты, содержащиеся в ней, должны быть понятны ребёнку 6–7 лет. Каждый свой ответ малышу необходимо обосновывать.

Например, фраза «сок нельзя есть ложкой» считается выдумкой, т. к. сок можно заморозить.

«Назови одним словом»

Игры подобного рода развивают способность к классифицированию, обобщению, расширяют кругозор и пополняют словарный запас.

Задание - ребёнку нужно назвать одним словом группу предметов.

Можно предложить малышу готовые карточки с изображениями или просто произнести цепочки слов.

Примеры:

«Шкаф, комод, диван, стул» - мебель.

«Автобус, пароход, трамвай, мотоцикл» - транспорт.

«Анна, Елена, Мария, Ольга» - женские имена.

«Ассоциация»

Ассоциативные связи у людей формируются ещё с малых лет. От них напрямую зависит тип мышления, возможности памяти. Данная игра учит детей отделять существенные и второстепенные свойства предмета.

Перед тем как играть, объясните дошкольнику задание: «Я назову тебе слова. Первое будет главным. Из остальных тебе нужно выбрать те, без которых главному слову никак не обойтись».

Примеры:

Космос (спутник, скафандр, Луна, звёзды).

Птица (крыло, дерево, весна, парк, яйца).

Река (рыба, вода, лодка, удочка, птицы, мяч).

«Отгадай-ка!»

Как и предыдущее упражнение, эта игра относится к лингвистическим, т. е. формирует у детей словесно-логическое мышление. Предложите ребёнку представить себя каким-нибудь предметом в комнате и дать ему описание так, чтобы можно было догадаться, о чём идёт речь. Если он затрудняется, начните первыми. Можно задавать дополнительные вопросы типа: «Какого цвета предмет?», «Где находится?»

Ответы детей 6-7 лет порой бывают очень забавными и вдумчивыми: «Пластмассовый, прямоугольный, впереди стекло, может интересно рассказывать» (телевизор), или: «Железный, с носиком, умеет свистеть» (чайник).

Кто где живёт?

Для этой игры приготовьте картинки с изображением животных (белочка, ёжик, зайчик) или их фигурки и три домика (подойдут кубики, коробки) разного цвета.

Задание: малышу нужно поселить каждого животного в свой домик при условии, что домик белочки был не красный и не зелёный, а ёжик жил не в синем и не в красном домике.

Это упрощённый вариант. В усложнённом задании у ребёнка нет моделирования ситуации, а все подстановки нужно сделать в уме.

Например: «У дома росли три дерева – яблоня, каштан и ива. Каштан выше ивы, а ива выше яблони. Какое из деревьев самое высокое, а какое низкое?»

Если дошкольнику трудно, предложите ему нарисовать деревья.

Задачки-шутки

Занимательные задачки-шутки могут стать отличной разминкой перед сложными упражнениями. Для их решения пригодится находчивость, понимание юмора и накопленный ребёнком жизненный опыт.

  • Сколько пирожков в пустой тарелке? (Нисколько, она пуста).
  • Тройка коней пробежала 4 км. По сколько км пробежал каждый конь? (По 4 км).
  • На одной осине выросло 3 яблока, а на другой – 4. Сколько всего яблок выросло на двух осинах? (Ни одного. Яблоки не растут на осинах).
  • В вазе было 3 гвоздики и 2 василька. Сколько всего гвоздик в вазе? (3).

Развитие детей, приобретение ими новых навыков не может происходить в пассивной форме. Для этого необходимо постоянно заниматься с малышом, заставлять работать его головной мозг, обогащать жизненный опыт крохи. И помните, любые обучающие задания для дошкольников 6-7 лет должны быть в игровой форме, иначе они быстро наскучат и не дадут нужного результата.