Психологические проблемы в школе. «Начинающие психологи думают, что непременно помогут ребенку, оздоровят семью. Ничего подобного

Независимо от ответа на этот вопрос, решения проблемы не знают ни одни, ни другие. Чтобы его найти, нужно, как минимум, начать диалог. Логично, если «модератором» диалога выступит психолог - человек, к которому обращаются в критических ситуациях, когда не знают, что делать с главным героем этой школьно-семейной драмы - ребёнком.

О том, как складывается жизнь сложных детей в школе, мы поговорили с Еленой Кандыбиной, психологом Центра Практической психологии и психотерапии «Белый аист» .

Елена, к вам как к психологу приходят сложные дети, испытывающие трудности адаптации в школе. Есть мнение, что таких детей становится всё больше.

Причины дезадаптации в школе у ребенка могут быть самые разные. Но не только социального характера. В психологии и медицине есть такое понятие - минимальная мозговая дисфункция (ММД). По разным данным она диагностируется у 2–25% детей. Даже минимальный процент гарантирует в каждом классе наличие сложного ребенка. Симптоматика очень широкая, но вся «играет» против школы. Это и нарушение координации движений, и гиперактивность, и эмоциональная лабильность, небольшие речевые и двигательные нарушения, повышенная отвлекаемость, рассеянность, нарушения поведения. Естественно, это приводит к трудностям в обучении. Причиной возникновения ММД может быть не только патология беременности и родов или заболевания в первые годы жизни, но и, как ни парадоксально, технический прогресс. Грубо говоря, сейчас выхаживают много детей, которые раньше просто не доживали до школьного возраста.

Такие дети часто интеллектуально вполне состоятельны, но высидеть 45 минут урока не в состоянии.

Им трудно контролировать себя в должной степени. Они могут быть слишком импульсивны или, наоборот, слишком медлительны. Их эмоциональные реакции могут выражаться слишком ярко. К концу недели ребенок устал и рыдает. Или дерётся. Но в любом случае дезорганизует работу класса.

То есть сложные дети мешают учиться?

Конечно, мешают. Сложный ребенок в классе - это часто проблема.

Кроме того, по поводу детей с нарушениями у людей возникает масса негативных фантазий. Родители совершенно серьёзно могут спрашивать, не заразно ли это. Или в качестве ложного аргумента против присутствия такого ребенка в классе высказывают опасение, что другие дети будут над ним издеваться. Как будто их дети прилетели с Луны, и родители не имеют никакого отношения к их воспитанию, не могут объяснить, почему существуют разные дети, поговорить про толерантность и сострадание.

Кадр из к/ф «Учитель на замену»

Есть ведь такое распространённое заблуждение, что дети жестокие…

Дети прямолинейные. Они ещё не доросли до наших взрослых социальных масок. Мы ведь тоже во 2-3-4-5 классе часто прямо говорили то, что думали. И только позже, иногда годам к тридцати, научились делать правильное социальное лицо, умея промолчать, даже если кажется, что кто-то неправ.

Ребёнок чаще, чем взрослый скажет именно то, что думает. А вот что он думает, во многом зависит от взрослых.

От того, что ему говорят учителя и родители. Педагоги, как и родители, сказать могут самое разное. Одна мама рассказывала историю: она пришла к учителю своего сына и попросила быть с ним повнимательней, потому что ребёнок с особенностями и наблюдается у невролога. И когда в очередной раз у мальчика что-то не получилось и он, заплакав, спрятался под парту, учительница обратилась к классу со словами «Ребята, не обращайте внимания и не приставайте к нему. Он у нас дурачок и у врача лечится».

А должна ли школа воспитывать? В конце концов, её основная задача - учить.

Хочет того школа или нет, но она является воспитательной институцией. Ребёнок от четырёх до восьми часов в день проводит в школе. И идея, что в этот временной отрезок его можно не воспитывать, а предоставить самому себе, кажется мне совершенно нежизнеспособной. Никакое обучение не проходит без воспитания. Учитель говорит с детьми, учит сидеть, слушать, вести себя определенным образом. Дети же не в застеклённых ящичках сидят, каждый за своей партой. В школе они общаются друг с другом, и необходимо организовывать процесс их взаимодействия.

Если же рассматривать школу как место, которое готовит будущего члена общества, то навык толерантности, общения с сверстником, имеющим трудности, помощь ему, становится основой для развития личности.

При этом я понимаю двойственность отношения к сложному ребенку в классе. С одной стороны, я, как психолог, работающий с семьей, оказываюсь на стороне родителя и ребенка. Ко мне нередко приходят родители, совершенно истощённые от школьного и социального прессинга. Они не понимают, что делать, чувствуют свою беспомощность и считают ситуацию безнадежной. А с другой стороны, учитель, возможно, находится в таком же положении. И если родитель может обратиться к психологу за поддержкой, то того, кто был бы на стороне педагога, часто просто нет.

От учителя постоянно что-то требуют все, кому не лень: Министерство образования, директор, родители. А в классе тридцать человек, и из них трое-четверо-пятеро непростые. Да даже если заводится всего один такой условный Вася, который всех бьёт и не дает заниматься, учитель часто не знает, что делать. То ли с Васей возиться, то ли остальных учить. Но компетенции, терпения, просто времени и сил хватает не всегда. В конце концов, тридцать детей - это просто много. И вот тут педагогу нужна помощь.

Но есть же учителя, способные успешно взаимодействовать и со сложным ребёнком, и с остальным классом.

Если ситуация не слишком сложная, то учитель часто идет на взаимодействие с родителями. Тогда с учителем удаётся договориться. Так, я работала с мальчиком, который, попав в первый класс, не мог удерживать внимание на занятии больше десяти минут. Потом он отключался, проваливался в какой-то свой мир и до него было не достучаться. Весь класс что-то делает, а он сидит, тихонько играет в игрушки, пока учительница не подойдёт и не рявкнет. Тогда он ещё минут на пять включится, а потом снова вываливается. Причём мальчик был с довольно высоким интеллектом, но только если заниматься не больше 15 минут подряд.

Мне потребовался год, чтобы он стал высиживать хотя бы полчаса.

Я постепенно, очень медленно увеличивала время занятий, создавала зону успешности, чтобы он понял, что школа может быть интересной игрой, а решение задач - это такой вид развлечения.

Во втором классе по просьбе мамы его пересадили на первую парту. В какой-то момент учительница поняла, что мальчик совсем не дурачок, и если ему тихо говорить, что делать, он нормально занимается. А ведь вначале были разговоры, что надо в коррекционку. Но я не знаю, была бы учительница столь же готова к диалогу, если бы в первом классе пришлось бы вести урок, когда этот же ребенок носится по классу и вопит.

Когда разговариваешь с учителями, они часто говорят, что не знают, что делать. Они признают, что бывают гиперактивные дети, дети с отставанием в развитии или особенностями поведения. Да, они в курсе, что существует лечебная педагогика, дефектология, но их этому не учили, а читать на эту тему или самостоятельно заниматься им некогда.

Поэтому я часто слышу «пусть они отдельно учатся в специальных школах» и «надо заниматься нормальными детьми, а не одним Васей».

И тогда Вася в лучшем случае оказывается на последней парте в углу, отгороженный от остального класса. Так, один знакомый «Вася», в буквальном смысле загнанный в угол, от нечего делать научился незаметно от учительницы выползать из класса и болтаться по школе. Как-то взял и совсем ушёл из школы гулять. Его искали с милицией. А что ему делать было? Ему же всеми способами показали, что он «не с нами». Вот он и ушёл.

Кадр из к/ф «Республика ШКИД»

Лена, а что делает школьный психолог? Он задействован каким-то образом в работе со сложными детьми?

Психолог в школе довольно редко работает индивидуально. Обычно такой возможности у него нет, потому что на одного психолога в школе приходится довольно много детей. Школьный психолог больше занят групповой работой - командообразованием, тестированием, минимальным психологическим обучением.

Кроме того, работа психолога с ребёнком имеет такую особенность: она часто осуществляется по инициативе взрослого.

Ребёнка к психологу приводят и так и говорят: вот, мол, вы его спросите, у него-то проблем нет! А у него действительно их нет. Ну, пошел гулять во время урока и что? Это у взрослых проблемы, а у него - развлечение.

Поэтому основа детской мотивации в психотерапии - контакт с психологом. Представим школьного психолога. Ему же всё про этого Васю рассказали. И Вася знает, что про него тут говорят и думают. Потому что ему тоже всё рассказали и учитель, и директор, и одноклассники.

Психолог для него - очередная школьная тётка. Ребенку трудно с ней раскрыться. Он понимает, что тут небезопасно. Нужна большая работа по установлению контакта, чтобы ребенок всё-таки поверил, что психолог за него, а не за них всех.

Кроме того, часто школьные психологи не получали специального дополнительного образования именно по психологическому консультированию и психотерапии. Часто этому в наших институтах не учат. У нас учат общей психологии, психологии тестирования, диагностики. Как правило, психотерапия это всегда дополнительное, дорогостоящее образование. Среднее время освоения одного из направлений психотерапии - 3-4 года. И мало кто из школьных психологов идёт учиться. Большинство всё-таки ограничивается психологическим факультетом вуза.

Выходит, что учитель остается один на один со сложным ребенком и помощи ему ждать неоткуда?

Часто это именно так. Поэтому, когда включение в учебный процесс и в коллектив сложного ребенка требует не слишком больших усилий, то учитель справляется. Но если требуются специальные знания, дополнительная помощь ещё одного взрослого, может ничего не получиться. Возможности учителя тоже не безграничны. Так, на психологических занятиях группы, включающей шесть сложных детей, обычно присутствуют трое взрослых. Ситуация, когда один учитель должен организовывать учебный процесс в классе, где тридцать детей - это совсем другая ситуация. В этом и кроются корни призывов «давайте их выгоним».

Кадр из к/ф «Повелитель мух»

Взять хотя бы недавнюю историю с дочкой учительницы Машей, которая всё время находилась в классе. И, судя по интервью с родителями других учеников, не всегда тихо сидела, но ходила по классу, мешала заниматься. Да, она была не из этого класса, но такое могло бы произойти и со сложным учеником из этого класса. И что тогда делать?

Я думаю, что эти вещи требуют разговора. Потому что и у нас без школы ничего не получится, но и школе надо как то с ситуацией справляться.

По разным причинам сложных детей становится всё больше, и всех в коррекционки не запихнёшь.

К тому же такие дети часто дорастают до нормального поведения, и с интеллектом у них бывает всё в порядке, хотя оценки из-за трудностей включения в учебный процесс могут быть не слишком хорошие. И если такие дети будут знать, зачем им школа и учёба, то они будут стараться, постепенно улучшая свои результаты.

А вообще дети знают, зачем им школа?

На самом деле это непростой вопрос. У родителей, у педагогов, у государства есть ответы. А у ребёнка - далеко не всегда. Дети начальной школы, у которых хорошие отношения в семье, часто учатся для родителей. Если нравится педагог - для педагога. Бывает, что ради статуса в коллективе. Есть дети, которым легко учиться или они увлеклись тем или иным предметом, тогда и сама учеба становится для ребенка ценностью. А если у ребенка нет ни интереса, ни стремления получить похвалу, то ему просто трудно и скучно.

Но школа заполняет собой не только часы, отведённые на занятия.

Знаете, что отвечают на вопрос «Что вы делаете вместе с детьми?» практически поголовно все родители учеников начальной школы? Уроки!

Они делают их ежедневно, до глубокой ночи. Больше ни на что времени не остаётся. И вот представьте, если учеба у ребенка не идет, но он почти круглосуточно занят тем, что ему неинтересно, тяжело и плохо, тем, что у него не получается, тем, где он заведомо неуспешен. И все - родители, учителя, родственники - всё время интересуются именно этой, трудной и неприятной стороной его жизни. В какой-то момент ребенок начинает ненавидеть школу, потому что трудно в такой обстановке возникнуть любви к учебе.

Родители тоже это понимают, но когда я предлагаю провести эксперимент - неделю отводить на уроки два часа, что успели, то сделали, а остальное время занимать чем-то приятным и интересным - то по пальцам пересчитать можно, кто на такое соглашается. Пойти с несделанными уроками вызывает панический ужас скорей у родителей, чем у детей.

Но и без школы ничего не выйдет. Психолог работает, корректирует, двигается по миллиметру. А потом ребенок приходит в школу, на него в сердцах накричит учитель или выгонит на последнюю парту.

И история заканчивается - ребёнок живет с клеймом придурка или хулигана.

«Мало его лупите» - сказала учительница одной из мам. А у неё ребёнок и так всех бьёт. Если его тоже бить, то это только поддержит его способ общения. Как раз на занятиях с психологом шла работа на снятие агрессии, на то чтобы он выстраивал отношения другим способом. Мальчик сам по себе очень умный, но крайне импульсивный: сначала даст в лоб, а потом подумает. Если и дома его начнут бить за проступки, то тут уж никакой психолог на сможет сделать так, чтобы он считал такой способ воздействия неправильным.

Но правда в том, что он действительно бьет детей в школе. И учителя, и родители других учеников не могут относиться к этому спокойно. Поэтому социальное давление на родителя довольно велико, возникает отчаяние, ощущение беспомощности, мама считает себя плохой, не справляющейся с воспитанием ребенка. Приходит к психологу такая мама и плачет. И хотя она сама видит проблемы в поведении своего ребенка, многое делает для их решения, но она не получает никакого признания своих трудов. Каждый раз после посещения школы ей нужна реабилитация. Мы говорим всего лишь о третьекласснике, но мама всерьёз обсуждает колонию для несовершеннолетних как его жизненную перспективу.

Итак, учителя обвиняют родителей в недостаточном воспитании, родители - учителей в отсутствии индивидуального подхода и все вместе - детей в том, что они избалованы и совершенно не умеют себя вести. Маска козла отпущения как горячий пирожок перекидывается друг другу участниками этого замкнутого круга: ребёнком, родителем и педагогом. Но даже если найти «самого виноватого», это никак не изменит ситуацию.

Кадр из к/ф «Игры для детей школьного возраста»

Лена, я знаю, что ты ещё занимаешься консультированием приемных семей. В случае возникновения проблем у приёмного ребенка положение гораздо хуже. Обычного, «родного» отругают, накажут, но из дома не выгонят. Приёмного же могут сдать обратно как вещь.

Школьные трудности и проблемы социализации часто служат поводом для возврата ребёнка. Школа, образование и социализация очень много значат для родителей. Порой мне кажется, что слишком много.

Но никто не берёт ребенка в семью, чтобы потом вернуть в детский дом. Ребенка хотят растить, воспитывать и сделать из него достойного члена общества. Очень часто одна из основных целей родителей - дать нормальное образование. И когда в школе возникают проблемы, у родителей рушатся смысловые ориентиры, они чувствуют себя в безвыходной ситуации.

А если ещё и из школы несутся проклятия: «зачем вы взяли, если не справляетесь?», то родителю приходится держаться из последних сил. Родители привыкли верить социальному окружению, где школа занимает довольно большое место. Такой родитель приходит и говорит «я его очень люблю, но раз все говорят, что он ужасен, наверное он действительно ужасен и я ничего не смогу сделать». Ещё один привычный текст: «Нас уже отовсюду выгнали. С нами никто не хочет заниматься». Бывает, что родитель приходит уже с привычным отчаянием или агрессией на лице.

Одна из мам, совершенно опустошённая, мне так и сказала «Знаете, я хочу ничего не чувствовать. Давайте сделаем так, чтобы мне всё это говорили, а мне было всё равно».

Часто такой сложный ребенок уже сменил две-три школы, а родители уже не верят, что кто-то прислушаться к их проблемам. С такими родителями на первых встречах я просто разговариваю о ребёнке, не ужасаясь ему. Мама или папа привыкают к тому, что их не выгонят отсюда, что ребёнок - всего лишь ребёнок, а не монстр, лица у них мягчеют, они могут уже обсуждать что-то конструктивно.

К сожалению, школьные проблемы могут стать катализатором ухудшения отношений в семье в целом. И не всегда получается помочь такой семье.

Но приёмные дети далеко не всегда проблемные. У меня есть знакомая семья, в которой несколько приемных детей и все нормально учатся в школе, у них прекрасные взаимоотношения в семье. Здесь и помощь специалиста практически не требуется

В заключение

Это интервью - лишь обозначение существующей проблемы, о которой не принято говорить громко, а в прессу она просачивается в основном в виде скандалов. Но даже сама постановка проблемы, обсуждение причин - уже огромный рывок на пути к её разрешению.

Этим текстом мы хотим начать дискуссию между учителями и психологами. Очень важно, чтобы каждая из сторон сделала шаги навстречу друг другу. А какие именно - и есть главная тема этого диалога.

Мир изменяется быстро. Двадцать пять лет назад, когда я училась в университете, преподаватели говорили, что «современный мир» 90-х годов стремителен и период полураспада существующих знаний и появления новых составляет пять лет. Поэтому нам, студентам того времени, придется постоянно учиться и повышать свою квалификацию на протяжении всей трудовой жизни. Для меня мнение преподавателей было авторитетным. Уже во время учебы была необходимость много работать и анализировать большое количество информации. В те годы интернет был недоступен и персональные компьютеры были большой редкостью. Приходилось много времени проводить в библиотеках и методическом кабинете.

Компетенции, которые выделяют современные социологи и психологи, так называемые «четыре «К»: коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление» были необходимы студентам не только прошлого века, но и гораздо раньше!

По моему мнению, одна из серьезных причин кризиса современной школы именно в том, что учителя, да и родители перестали заботиться о психологическом благополучии ребенка!

Какая разница, какие оценки будут у ребенка, если у него не будет физического здоровья и психологического благополучия к выпускным испытаниям в школе. Формирование самооценки и характера - длительный процесс, который начинается с рождения ребенка и продолжается лет до 25-27. Да, у меня имеются ссылки на исследования по этому поводу! Некоторые родители могут разочароваться, узнав, что «воспитывать» ребенка придется не до 5-7 лет или подросткового возраста, а гораздо дольше. И все же, если ребенок, и родители ориентированы на получение высшего образования и современной востребованной специальности, то стоит учитывать, что взросление тоже может быть длительным и потребуется больше времени на обучение и получение профессии.

Я периодически консультирую родителей и занимаюсь психотерапией с подростками и молодежью именно по вопросам трудностей в школе. Ко мне обращаются взрослые люди, трудности которых начались во время обучения в школе: из-за проблем с учителем, одноклассниками или из-за того, что ребенок не оправдывал ожидания собственных родителей.

Если не помогать собственному ребенку справляться со сложностями в школе, то может случиться, что всю последующую жизнь собственное развитие, реализация и эффективность для взрослого человека будут неактуальны.

Все внимание такого человека будет направлено на решение проблем, появившихся в школе и лечению травм, полученных в то время. Тогда будет необходима длительная работа с психологом… Без стабильной самооценки и опыта самостоятельного разрешения трудностей в детстве и с помощью родителей, невозможно ожидать, что взрослый человек сможет находить себе друзей, создавать семью и заниматься любимым делом, тем более, если придется работать в высококонкурентной среде.

В советское время в среде психологов существовал афоризм, что «ребенок-вундеркинд - это ребенок, у которого все в прошлом»… К сожалению, даже не все психологи знают, что...

Осознанный выбор профессии в 11-м классе способны сделать около 5% мальчиков и 5-7% девочек. Поэтому раннее профессиональное самоопределение - скорее исключение, чем правило.

Для школьников и студентов очень важно сохранять интерес к получению знаний: чтению книг, участию в работе кружков и секций, участию в конкурсах, конференциях и олимпиадах. Опыт достижений и удач, полученный в детстве, - существенная опора, с которой человек пойдет по жизни дальше. И в этом случае важно, чтобы и ребенок, и родители считали успехи ребенка не целью, а одной из характеристик, лежащих в основе представления ребенка о самом себе и его самооценки. Родителям достаются сложные задачи - дать своим детям время на поиски профессии, помогать формированию самооценки и поддерживать их материально до поры, пока они не смогут сами себя обеспечивать. И это очень сложно для родителей! Сроки психологического взросления человека всегда индивидуальны. Поэтому родителям приходится быть внимательными и поддерживающими наставниками для собственных вырастающих детей и надеяться, что труд родителей даст результат в виде благополучия и удовлетворенности жизнью повзрослевшего сына или дочери.

Хочу добавить.

    Родителям необходимо заботиться о психологическом и физическом здоровье и благополучии собственных детей. Показатели здоровья молодого человека являются необходимым минимумом для хорошего старта во взрослой жизни и профессии.

    Быть внимательными и не ожидать, что ребенок обязательно будет успешным : проявит себя в спорте или будет отличником и гордостью школы. Сейчас все больше говорят, что важнее быть хорошим человеком, имеющим друзей и семью, чем злобным амбициозным одиночкой. Очень важно воспитать и научить ребенка проявлять свои лучшие качества по отношению к людям.

    Основной акцент - на умении ладить с другими людьми: общаться, заводить друзей, да и просто договариваться о чем-то. Умение вести себя в группе помогло выжить человеку, как биологическому виду, и до сих пор одно из основных условий успешной адаптации в мире. Сюда же можно отнести и кооперацию - возможность организовывать вокруг себя людей для достижения общих целей.

В современном мире сформировался культ потребления, мы живем в избытке товаров и услуг, поэтому важно развивать способность мыслить нестандартно - креативно. Оригинальный взгляд на решение какой-либо проблемы дает вероятность, что молодой человек придумает или заметит новую возможность для себя и реализации своей идеи. Для того, чтобы это качество развивалось у ребенка и подростка, важно, чтобы родители спокойно относились и не критиковали ошибки и неудачи взрослеющего наследника. Мне очень близка позиция У. Черчилля о том, что «успех - это возможность двигаться от одной неудачи к другой без потери оптимизма».

Критическое мышление также формируется в условиях, когда ребенку интересно жить, интересно узнавать новое, это возможно, когда от него не ждут быстрых результатов!

Стоит помнить, что если выращивать морковь и постоянно подтягивать ее за ботву, в надежде, что она станет лучше расти, что есть большая вероятность повредить растение и не получить урожай… Поэтому родителям необходимо проявлять терпение и поддерживать собственных детей.

Современный мир позволяет самим родителям стать примером для собственных детей и получить новое образование, специальность и реализовывать себя именно в той области, которая кажется самой нужной для ребенка. Дети не могут и не должны оправдывать ожидания собственных родителей!

Если быть честным с самим собой, то как много тех, кто оправдал ожидания собственных родителей и счастлив от того, что выбрали именно тот институт и специальность, на которых настаивали родители?

Мне не нравится высказывание, что «ребенок - это проект родителей». Ребенок - это отдельный и уникальный человек, который появляется у пары и делает их родителями. Ребенок позволяет нам быть более внимательными к окружающему миру, реагировать на изменения и дольше поддерживать собственное здоровье и активность. Мы растим и воспитываем ребенка по тем установкам, которые были у наших родителей, а ребенок с завидной регулярностью демонстрирует нам, как же мы отстали от современной реальности. Поэтому быть родителем очень трудно, ответственно и это поддерживает необходимость оставаться в контакте с меняющимся миром.

Природа наделяет любого человека определенным запасом прочности и поэтому некоторым взрослым удается вырасти не только «благодаря», но и «вопреки» воспитанию родителей и влиянию жесткой и равнодушной школы. Поэтому, у нас остается надежда, что дети вырастут, получат образование и даже реализуют свои способности. И родителям важно оставаться любящими, внимательными к собственным детям и помогать в ситуациях, когда ребенку трудно и самостоятельно он не справляется.

В конце декабря 2014 года Гражданской комиссии по правам человека стало известно о случае в Москве, когда 9-летний ребенок пытался шантажировать родителей угрозой собственного суицида. Родители были шокированы поведением сына, учитывая, что до недавнего времени, он ни разу не проявлял неадекватного поведения, был общителен, активен, дружелюбен со сверстниками и родителями. Также ребенок никогда не отличался конфликтностью.

К счастью, сразу после «угрозы» убить себя, ребенок легко признался родителям, что просто пошутил. Когда родители стали искать причину этой «шутки», выяснилось, что школьный психолог обычной московской школы рассказывал детям о случаях, когда другие школьники шантажировали родителей угрозой самоубийства, используя угрозу в качестве способа достижения своих целей. После приведенных примеров школьного психолога ребенок тоже решил «попробовать».

При общении с родителями психолог легко оправдал свои действия и назвал главной причиной неадекватного поведения ребенка то, что мальчик неправильно понял то, что сказал психолог.

Обратившиеся родители также сообщили, что они были не единственными родителями из школы, где учится их сын, кто жаловался на подозрительное и нетипичное поведение собственного ребенка вскоре после проведенных психологических бесед.

В данном случае инцидент закончился мировым соглашением родителей со школьным психологом — психолог пообещал, что более никогда не будет рассказывать детям в школе подобных историй.

Родители решили пока не подавать жалобу в Департамент образования города, хотя при подаче жалобы закон был бы на их стороне, поскольку согласно статье 42 закона «Об образовании в РФ»: « п сихолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей)».

Является ли подобное поведение школьного психолога профессиональным поведением человека, которому доверено психическое состояние детей в школе?

Сейчас в российских школах предлагают ввести урок психологии. Инициатива исходит от членов Совета Федерации, полагающих, что уроки психологии помогут детям и подросткам справиться с проблемами.

Несмотря на то, что уроки психологии не входят в стандартную учебную программу, в российских школах, начиная с 2000 года появляются первые школьные психологи и начинают использоваться различные психологические программы. Многие школы после нескольких месяцев психологических экспериментов отказались от таких программ по причине их негативного воздействия на здоровье детей.

Вот некоторые факты.

Несколько лет назад разразился скандал относительно образовательных программ психологического центра «Холис», которые внедрялись в школах города Екатеринбурга при поддержке Министерства образования России. «Холис» пропагандировал сексуальную распущенность и извращенное поведение под видом профилактики СПИДа. Данное «образование» проходило с участием Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в РФ. Такие программы по заявлению СМИ были распространены в 40 школах Екатеринбурга и на 35 регионов России. Программы вызвали резкий протест родителей и общественности, которые требовали уголовного преследования работников "Холиса", чиновников министерства, а также публичных извинений руководства российского отделения ЮНИСЕФ (п одробнее об этом в публикации «Растление малолетних за бюджетные деньги» в газете «Известия» от 23.03.2006).

В 2006 году на на телеканале «ТВ Центр» вышел документальный фильм, представляющий собой журналистское расследование о психологическом эксперименте в школе № 953 города Москвы. В фильме с участием родителей пострадавших школьников было показано, что после уроков психологической разгрузки некоторые школьники впадали в транс и с ними случались истерические приступы. Здоровье некоторых школьников потребовало медицинского вмешательства после уроков психологии.

Можно долго приводить факты причинения вреда детям в следствии вмешательства непрофессионалов. При этом в наших школах, безусловно, есть настоящие знатоки своего дела, помогающие детям решать их проблемы, и таких людей не мало.

Во избежание злоупотреблений в школах и с целью остановки возможного негативного вмешательства в семью и в процесс воспитания, любые психологические программы, тем более, в отношении детей и подростков, должны не просто проходить тщательнейшую проверку на эффективность, но и должны быть вынесены за пределы учебных заведений.

Куда и к кому обращаться родителю со своим ребенком, в случае проблем, — это должен решать исключительно сам родитель и при этом должно соблюдаться право родителей на добровольное информированное согласие.

Кроме этого, достижение всех заявленных психологами результатов той или иной психологической программы, должно подтверждаться реальными результатами в 100% случаев, поскольку никто не имеет права списывать со счетов здоровье и психическое состояние даже одного ребенка. В случае, если существует малейшая вероятность не достижения цели или причинения вреда, психологическая программа должна отправляться назад разработчику.

В противном случае любое психологическое вмешательство в жизнь ребенка или подростка — это эксперимент с непредсказуемым результатом, причем на глазах у родителей. Один ребенок, решивший свести счеты с жизнью по причине того, что кто-то якобы случайно дал ребенку ложные данные и забрал у него надежду, — это слишком большая цена для общества.

Смотрите 3-х минутное видео о том, кому выгодно психологическое вмешательство в жизнь ребенка в школе:

Трагедия с захватом заложников учеником московской школы поставила перед обществом много вопросов из серии «кто виноват» и «что делать»

Помимо государства, родителей, учителей вину за произошедшее многие возлагают и на школьных психологов. Ведь в школе №263 есть штатный специалист - значит, он должен был заранее заметить потенциального ребенка-террориста.

Комитет по образованию Госдумы обсудил подготовку школьных психологов и решил обратиться в Минобрнауки с требованием проверить компетенцию и профессионализм педагогов-психологов. Какие обязанности у школьных психологов в наши дни и вообще нужны ли они, выяснял у специалистов «МК».

Екатерина ГОЛОВАНОВА, школьный психолог:

Безусловно, школе нужны психологи. Вот только работать в школе психологом может настоящий энтузиаст, понимающий весь ужас происходящего с нашим образованием и тем не менее готовый помогать, успокаивать и детей, и родителей, и учителей. Я работаю в школе педагогом-психологом уже больше 5 лет, работы очень много. Детей, нуждающихся в психологической помощи, с каждым годом все больше. Конечно, среди психологов есть непрофессиональные люди, которым не место в школе. Грамотный специалист сумеет организовать работу так, что станет настоящим помощником учителям, родителям и детям. Просто необходимо создать психологу условия для работы и четко прописать обязанности психолога именно для данного учебного заведения, учитывая его особенности. Кроме того, психологам необходимо повышать квалификацию - в учебных заведениях сейчас очень востребованы клинические психологи в связи с развитием инклюзивного образования и увеличения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В нашей системе образования должность психолога, к сожалению, в большинстве случаев - формальность. Нет ни условий, ни возможностей для работы. Администрацию интересуют лишь документальные отчеты. А как только в школах с детьми происходит ЧП, так все сразу же вспоминают о школьных психологах. Нельзя требовать от психолога того, что не входит в его обязанности. Психолог может проанализировать, почему не удается решить ту или иную задачу, но не решить ее за кого-то. И тем более психолог не может лечить и не всегда даже может распознать психические отклонения или заболевания у ребенка - это задача психиатра.

Лидия КЛИМОВА, учитель русского и литературы со стажем работы более 40 лет:

Как правило, в школу приходят молодые девочки с дипломами сомнительных институтов, которые не умеют делать ровным счетом ничего. В конце концов, на таких «психологов» просто сваливают часть секретарской бумажной работы, чтобы они приносили хоть какую-нибудь пользу. Да еще ученики, которые хотят прогулять уроки, регулярно просятся к ним на разговор. Но и это не худший вариант. В школе, где я работала, была женщина-психолог, которая, на мой взгляд, наносила детям реальный вред. После занятий с ней ребята из моего класса несколько раз прибегали ко мне в слезах. Однажды она попросила, чтобы дети принесли из дома рисунки, нарисованные их мамами и папами. Естественно, многие родители выполнили эту работу наспех. В результате на «разборе полетов» психолог при всем классе рассказывала, что, исходя из картинки, мама Маши - неряха, а Димин папа - разгильдяй… Ясно, что таких психологов к детям подпускать просто опасно.

Психологическая служба в школах должна быть прежде всего профессиональной, ведь к детям, особенно к подросткам, очень сложно найти правильный подход. А так как хороших психологов в нашей стране крайне мало, вероятность, что они придут работать в школу на небольшую зарплату, ничтожна. В наших школах роль психологов иногда берут на себя классные руководители, некоторым это даже вполне успешно удается. Ведь они лучше знают детей, которых у них всего 25–30 человек, а не целая школа, как у психолога. Но, конечно, с этой задачей могут справиться далеко не все учителя, так как загружены они сейчас и так по полной программе.

Ирина КОНОВАЛОВА, декан факультета повышения квалификации МГППУ:

Психология - очень быстро развивающаяся наука. В такой ситуации педагог-психолог должен проходить курсы повышения квалификации раз в три года, а лучше чаще. Но реальность такова, что чиновники делают все, чтобы в школах психологическое сопровождение стало фикцией. Раньше Департамент образования сам перечислял деньги на повышение квалификации и переподготовку специалистов непосредственно нам, и мы быстро собирали группы. Но начиная с января 2014 года деньги на это будут направляться непосредственно в школу. Теперь директор школы сам решает, кого направить на обучение: предметников или дополнительных специалистов. И если раньше мы выпускали за курс от 1000 до 1500 специалистов, то теперь не можем набрать группу. Психологи и раньше всегда стояли в хвосте очереди: на кабинет, на материалы, а теперь и на повышение квалификации. А ведь грамотный, подготовленный психолог мог бы предотвратить трагическое развитие ситуации в школьном конфликте, если бы он вовремя узнал о существовании самого конфликта.