Как научить ребёнка жевать: практические советы и рекомендации. С какого возраста можно давать твердую пищу и как научить ребенка ее жевать

Перевод ребенка с питания готовыми смесями и грудным молоком на взрослую еду для многих родителей является проблемой, так как малыш никак не может научиться пережевывать пищу, капризничает, отказывается от новых продуктов, выплевывает то, что не может проглотить без пережевывания. Естественно, родители переживают, что он недоедает, сомневаются, сможет ли он нормально развиваться. Как долго это будет продолжаться, и есть ли какие-то секреты, помогающие научить малыша жевать?

  1. Позднее начало прикорма. Некоторые мамы слишком буквально понимают рекомендации врачей о том, что полезнее грудного молока нет ничего, что не следует отлучать малыша от груди как можно дольше. После 1 года он начинает активно сопротивляться жеванию кусочков пищи, так как знает более легкий способ насытиться.
  2. Опасения родителей, что малыш может подавиться, если давать ему неизмельченную пищу. Чрезмерная осторожность родителей приводит к тому, что ребенок 2 лет, если не отказывается от пищи совсем, то накапливает ее во рту, а затем выплевывает.
  3. Отсутствие навыка пользования прорезывателями для зубов. Эти резиновые приспособления, которые крохе удобно схватить ручкой, не только массируют десна, облегчая процесс прорезывания, но и приучают его совершать жевательные движения деснами.
  4. Занятость или слабохарактерность родителей. Им некогда заниматься подолгу процессом кормления, легче дать малышу то, что он любит. Он быстро привыкает к уступчивости папы или мамы и требует привычную еду.
  5. Повышенная активность ребенка. Он не может сосредоточиться на процессе пережевывания и проглатывания еды, не может усидеть долго на одном месте, хватает еду на ходу, выбирая то, что жевать не нужно.

Видео: Что делать, если ребенок не может жевать

Что предпринять родителям, чтобы учить малыша жевать

Чтобы научить ребенка жевать как мягкую пищу, так и твердые кусочки, необходимо постепенно добавлять в питание блюда с более крупными частицами пищи. Например, в супчик можно постепенно добавлять мягкий хлеб, чтобы ребенок почувствовал на языке кусочки еды. Конечно, надо тщательно следить за тем, чтобы малыш не подавился. Давать ему пищу надо маленькими порциями. Ребенок должен сидеть за столом спокойно. Нельзя отвлекать малыша во время еды, смешить.

Изобретение готового питания для малышей, конечно, значительно облегчает жизнь родителей. В баночках находится "правильная" еда, в которой есть все необходимые витамины, строго рассчитано количество различных полезных веществ. Однако, покупая такую пищу, нужно обязательно обращать внимание, на какой возраст рассчитана кашка или пюре. Для детишек постарше готовится более густая еда с добавлением кусочков покрупнее.

Примечание: Самостоятельное приготовление пищи для ребенка, да еще и с его посильным участием, повышает интерес к еде, способствует улучшению аппетита.

Видео: Как приучить ребенка к твердой пище

Почему малышу необходимо научиться жевать к 2 годам

Переход на более твердую пищу, которую необходимо пережевать, чтобы съесть, является естественным физиологическим процессом, связанным с развитием различных систем организма. Пищеварительная система постепенно привыкает к перевариванию твердой еды. Потребность в полезных веществах растет. Удовлетворить ее может разнообразная "взрослая" пища.

Если ребенок не приучится к нормальной еде, то будет нарушено питание всех тканей его организма. Это сказывается на его физическом и интеллектуальном развитии . Если проблема с жеванием все же существует, то не стоит паниковать. Научить малыша жевать кусочки пищи помогут некоторые специальные приемы.

Совет: Можно дать малышу вареную морковку или куриную ножку. Их удобно держать и интересно потянуть в рот.

Опытные родители делятся своими методами по преодолению проблемы на форумах, посвященных воспитанию и кормлению детей. Некоторые советуют пустить все на самотек: вырастет, научится. Другие, наоборот, предлагают шоковую терапию: не давать есть, но оставить взрослую еду в пределах его досягаемости. Захочет кушать, достанет и поест.

Доктор Комаровский дает простые советы родителям, столкнувшимся с нежеланием малыша пережевывать пищу, как научить ребенка жевать.

В частности, он подсказывает, что папе с мамой необязательно сразу соглашаться с упрямым требованием крохи дать ему привычную протертую еду. Родители должны проявить артистизм, изобразить сожаление по поводу того, что блендер сломался или в магазине кончились баночки с мясным пюре. В крайнем случае, можно выдать малышу вилочку, чтобы он размял кусочки картошки. Это ему наверняка понравится, хотя отсутствие навыка может привести к тому, что половина пюре будет на полу. Но это уже проблема родителей. Зато ребенок в следующий раз будет требовать именно такую «интересную» еду, запихивая ее в ротик (вилочка должна быть специальная - пластмассовая, с тупыми зубьями).

Чтобы малыш научился пережевывать пищу, надо дать ему вкусное и красивое печение или кусочек сладких фруктов, которые ему нравятся. Подойдет бублик. Некоторые родители дают детям уже в возрасте 5-6 месяцев сушки или детское печенье. В этом возрасте, как правило, зубов еще нет, но ребенок трудится над сушкой, потому что ощущает приятный вкус. Он ее размачивает во рту, откусывает деснами маленькие кусочки, учится жевать и проглатывать их. Сушки надо давать не столько для насыщения, сколько для развития жевательного рефлекса. Потом, когда появятся первые зубки, малышу будет труднее привыкать к такой полезной и вкусной игрушке. Деснами ему кусать неудобно, а зубиков маловато.

Комаровский рекомендует попробовать накормить ребенка в детском кафе. Он будет смотреть, с каким аппетитом едят другие дети, и ему самому захочется попробовать такую еду. К тому же привычной протертой кашки или овощного пюре там не подают.


Когда в год малыш отталкивает ручонкой баранку, отказываясь брать её в рот, большинство родителей не придают этому значения. Когда в полтора года маленькое солнышко будет настойчиво выплёвывать все твёрдые кусочки пищи, и тогда большая часть мамочек не беспокоятся.

И только когда в два года оказывается, что уже подросший крепыш не жуёт пищу, из-за чего ему приходится давать только перетёртые и измельчённые пюреобразные продукты, вот тут уже начинается паника. Почему так часто сегодня у ребёнка отсутствует жевательный рефлекс? Как его восстановить и научить малыша жевать?

Оглавление [Показать]

Когда ребёнок начинает жевать

Чтобы не столкнуться с подобной проблемой и не ходить по детским врачам с жалобами, что ваш ребёнок не умеет жевать, задумываться об этом надо как можно раньше. Если вы в 2–3 года не разовьёте у малыша мелкую моторику рук, ему трудно придётся впоследствии. Точно так же и здесь. Если вы не разовьёте жевательный рефлекс в 6 месяцев, потом кусать локти будет слишком поздно. Когда же, в каком возрасте ребёнок начинает жевать? Всё происходит постепенно.


  • Полгода

Жевательный рефлекс просыпается в младенческом возрасте, к 6-ти месяцам. Если в этом возрасте вы дадите своему чаду сушку, баранку или тот же прорезыватель зубов, что он начинает с ним делать? Многие считают, что таким образом он чешет дёсны, но, как оказывается, это не единственная причина, которая заставляет малыша отправлять все твёрдые предметы в рот. Так он учится делать первые жевательные движения. И этот момент очень важно не упустить, потому что уже через пару месяцев, когда ваш кроха превратится в смешного зайчика с двумя передними зубками, ему жевать будет очень трудно. Поэтому постарайтесь, чтобы первые навыки он приобрёл еще до появления первых зубов.

Когда у крохи во рту уже больше пары зубов, он будет опять пробовать жевать вперемешку с глотанием и сосанием. И опять если упустить этот момент и не поддерживать жевательный рефлекс, ребёнок с радостью откажется от этой «работы» и будет глотать мягкие и жидкие пюре и кашки.

  • Два года

К этому времени малыш уже однозначно должен научиться активно жевать (пусть у него это не всегда будет получаться) твёрдую пищу. И если он не хочет жевать к этому возрасту, знайте: нужно предпринимать меры. Ведь именно в этом возрасте твёрдая пища способствует правильному развитию зубочелюстной системы, упражнению жевательных мышц и нормальному слюноотделению, без которого не будет ни самопромывания полости рта, ни нормального пищеварения.

Так должно происходить развитие жевательного рефлекса у малютки. Задача родителей - помочь ему в этом непростом деле. И если ситуация складывается так, что в 2 года он не жуёт твёрдую пищу, необходимо как можно быстрее выявить причину данного явления и попытаться исправить ситуацию.

Почему ребёнок не жует

Кроха может отказываться совершать жевательные движения по разным причинам. Одни из них можно будет легко устранить, а вот другие - проблематично, потому что исправлять их в два года будет уже поздновато. Причинами того, что уже подросший карапуз плохо жуёт или совсем отказывается это делать, чаще всего становятся следующие факторы.

  1. Неправильное кормление . Это случается, если мама, слишком заботясь о своём малыше, боится ему вводить в рацион твёрдую пищу, ссылаясь на то, что он может поперхнуться. Преобладание жидкой, пюреобразной еды - первая и самая частая причина этого явления.
  2. Несформированность навыков в младенческом возрасте. Это происходит, если в полгода у ребёнка отсутствовали баранки и прорезыватели зубов, а в год ему не вводили в рацион ничего, что можно было бы пожевать.
  3. Лень . Некоторые детки бывают слишком избалованными и ленивыми: да-да, им просто лень жевать. Тем более, если они знают, что по первому их требованию (капризам) мама заменит твёрдый кусок мягким пюре. Пару советов на этот случай вы найдете в статье: ребенок отказывается от прикорма.
  4. Гиперактивность . Иногда ребёнок отказывается жевать по той простой причине, что ему некогда это делать: он вечно крутится, на месте не сидит, бегает, ему всегда куда-то надо бежать. Читайте: как воспитывать гиперактивных детей.

Это самые основные причины, почему ребёнок не жуёт пищу. Проанализируйте собственную ситуацию, понаблюдайте за малышом - и в скором времени вы сами поймёте, в чём причина этого неприятного явления. После этого избавиться от этой напасти будет гораздо легче.

Как научить ребенка жевать пищу

Главный вопрос, волнующий всех родителей, - как ребёнка приучить жевать пищу и восстановить его жевательные функции? Ничего невозможного нет, поэтому наберитесь терпения и - начинайте.

  1. Показывайте ему собственным примером, как надо жевать: учите его, дайте ему несколько уроков в игровой форме.
  2. Купите зефир или мармелад, которые нужно обязательно жевать.
  3. Перестаньте перетирать и измельчать пищу: только твёрдые куски. Не съел - не настаивайте: голод в конце концов возьмёт своё.
  4. Не кричите и не раздражайтесь. Старайтесь спокойно общаться с ребёнком во время еды, объясняя ему всё ровным, добрым, спокойным голосом.

Да, не так легко выдержать капризы, но если процесс запущен по вашей вине, тут уж ничего не поделаешь. Иногда можно только собственной выносливостью заставить жевать пищу своё ненаглядное чадо. Всегда помните при этом о результате, которого вы хотите добиться, а не о капризах и слезах своего маленького хитреца. Увидев, какая его мама неуступчивая, вот увидите - он скоро сдастся и уступит вам.

Родители малышей прекрасно знают, что все этапы развития малыша современной педиатрией помещены в некие возрастные рамки, на которые мамам и папам будет удобнее ориентироваться в процессе выращивания чада. Так, называются сроки введения прикорма, примерные сроки появления первых зубов. Есть свои сроки и для таких навыков, как самостоятельное владение ложкой во время еды, а также умение жевать и глотать твердую пищу.

По медицинским меркам, ребенок в 7-8 месяцев вполне может есть с ложки при помощи мамы, а к году держать ее самостоятельно. Уверенно владеть ложкой, по мнению официальных учебников по педиатрии, малыш должен к полутора годам. Твердую пищу кроха должен кусать и жевать уже ближе к году, если количество зубов позволяет.

В теории все выглядит ровно и гладко. На практике же родители часто сталкиваются с проблемами. Ребенок не хочет есть твердое, даже при наличии зубов, малыш отказывается брать ложку в руки, быстро теряет интерес к приему пищи ложечкой, бросает есть или давится кусочками. О том, что делать в этой ситуации, родителям рассказывает авторитетный детский врач Евгений Комаровский.

Все правила кормления расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Комаровский о проблеме Не жует

Детей, которые не научились бы к 5-6 годам жевать и глотать, на свете не существует, говорит Евгений Комаровский. Жевательный рефлекс (а это не навык, а именно рефлекс!) есть у всех людей, только активируется он в разное время. У одних раньше, у других - позже. На вопрос, что же мешает рефлексу развиваться пораньше, доктор отвечает одно - родители!

Чрезмерно заботливые родители, которые не спешат ребенку давать твердую пищу, все боятся, что малыш подавится. В результате кроха в 2 года, когда он уже физиологически в состоянии самостоятельно есть кусочками, продолжает получать от мамы с папой протертую в кашицу еду.

Не ест с ложки

Участковые педиатры, особенно старшего поколения, очень часто напоминают мамам, что ребенок к 8-9 месяцам должен нормально кушать с ложки, а в год держать ее самостоятельно и при этом попадать ею в рот. Якобы по этому навыку можно судить о нервно-психическом развитии ребенка.

Ложка - это скорее психотерапевтический прием для мамы и папы, а не крайне необходимая вещь для самого ребенка.

Иными словами, если кроха ест с ложки, да еще сам, родители начинают безмерно себя уважать, гордиться своим воспитанием малыша и всячески чувствуют себя «как все» и даже лучше. А вот если он не берет ложку или, хуже того, вообще ее отрицает, то это для многих мама сигнал бедствия, говорящий о том, что где-то она, мама, допустила ошибку - поленилась приучить, не настояла, не потребовала, не заинтересовала.

На самом деле, потребность самостоятельно кушать именно ложкой у ребенка рано или поздно сформируется и самостоятельно. И тогда кроха довольно быстро (потому что есть мотивация-интерес!) научится держать ложку и доносить ее до рта. Поэтому если малыш предпочитает в 9-11 месяцев кушать жидкую кашу из бутылочки, не стоит заставлять его делать это ложкой. Всему свое время.

Не хочет есть пищу кусочками

Евгений Комаровский предупреждает, что эта проблема довольно распространена среди деток, которые долго были на грудном вскармливании, и их родители не спешили приучить к прикорму. Но если такие вопросы возникли, то искать причины уже поздно, нужно думать, что делать.

Комаровский призывает родителей разумно и объективно оценить возможности своего ребенка жевать. Для этого нужно посчитать, сколько у него зубов имеется, и как они расположены. Давать крохе погрызть яблоко или бублик, если у него всего два зуба - настоящее родительское преступление, особенно учитывая, что родители, в подавляющем большинстве, совершенно не умеют оказывать первую помощь. Двух зубов вполне хватит, чтобы отгрызть кусочек, но не хватит для рефлекторного жевания.

Поэтому лучше придерживаться в рационе того же подхода к консистенции пищи, которого придерживаются производители готового детского питания, а они меняют ее постепенно - сначала пюре, потом пюре с небольшими кусочками, потом - густая однородная пища и, наконец, густая пища с твердыми фрагментами. Но тут сложно обозначать возрастные рамки, говорит Евгений Олегович, поскольку все дети индивидуальны, и один в год с целым ртом зубов жует яблоко, а другой в полтора с тремя-четырьмя или чуть более зубками продолжает питаться пюре.

Не хочет есть, пока не включат мультики

Это еще одна распространенная проблема. Ребенок смотрит на родителей, копирует их, а 90% населения привыкло кушать, глядя в телевизор. К тому же некоторые, особо «догадливые» мамочки специально включают мультики, что ребенок отвлекся от яростного сопротивления приему пищи, пока она, заботливая мать, будет запихивать в него пару лишних ложек каши или пюре.

Да, малыш, глядя в телевизор, съест больше. Но именно это и является главной опасностью. Когда ребенок во время приема пищи смотрит в тарелку, у него вырабатывается желудочный сок, столько необходимый для нормального пищеварения. А если он смотрит на героев мультфильма, то сок не вырабатывается, и такая еда пользы не принесет, и грозит заболеваниями желудка. Уже даже по этой веской причине нельзя есть, смотря мультики.

Советы

  • Если ребенок не жует, а пытается лизать или сосать яблоко или печенье, не нужно ему спешить протереть это самое яблоко на терке или размочить печенье в молоке. Чащей давайте именно твердую пищу, если количество зубов позволяет, пусть тренируется. Получается у всех без исключения. Ни один ребенок еще не пошел в школу, не умея жевать пищу.
  • Давать прикорм лучше всего специальной детской ложечкой, а не обычной чайной. Такой столовый прибор сделан из пластика, которым малыш не поранится, он имеет меньший объем, что не затруднит глотания. Если ребенок не принимает и такую ложку, не стоит кормить его так насильно. Пусть пока ест из бутылочки.
  • Если ребенок отказывается жевать, глотать и брать ложку в руки, Комаровский советует пересмотреть режим питания. Вполне вероятно, что малыш просто не успевает проголодаться по-настоящему. Такое бывает в семьях, где крохе дают есть «когда пора», а не когда он сам просит есть. Перекармливание является не только причиной нежелания малыша принимать участие в самом процессе, это может запустить механизмы самых разных заболеваний. А потому перекармливать вреднее, чем не докармливать.
  • Приучить ребенка кушать самостоятельно нетрудно, говорит Комаровский, главное «поймать момент» и помочь ребенку, ненавязчиво поддержать его в стремлении взять ложку, чашку в руки. Но приучать насильно, тем более, если ребенок еще не готов в самостоятельным действиям за столом, и уж тем более «давить» на кроху, - не самое лучшее родительское решение.
  • Если ребенок избирателен в еде (он есть только что-то определенное), то это однозначно не голодный ребенок, считает доктор Комаровский. Настоящий голод полностью ликвидирует избирательность. А потому не стоит потакать такой избирательности, ребенок должен кушать то, что перед ним поставила мама. Если не ест - значит не хочет есть. Лучше подождать, когда он проголодается по-настоящему.
  • Не нужно делать за ребенка то, что он уже способен делать сам. Если речь идет о том, что ложку не берет малыш в годовалом возрасте и чуть старше, это одно. Но все меняется, если ребенок в 3-4 года не хочет есть сам и требует у мамы, чтобы она его покормила. После двух лет Комаровский советует ставить тарелку, давать ложку и выходить из кухни на некоторое время, с каждым днем все более увеличивая время отсутствия.

Возвращаясь, маме не стоит интересоваться, сколько кроха съел ложкой, нужно делать вид, что ничего удивительного не произошло. Обычно через несколько дней ребенок начинает сам съедать как минимум половину положенной порции. Не забывайте проявлять максимум терпения и такта.

Когда младенец начинает пробовать помимо материнского молока или смеси блюда прикорма, всю пищу для карапуза перетирают и делают гомогенной. Пюре и жидкие кашки используются для перехода малютки к более густой, а затем и к твердой пище.

Многие мамы сомневаются, с какого возраста можно уже не давать измельченную до однородного состояния еду, а учить кроху жевать. Знать возраст, в котором рекомендовано введение в рацион твердой пищи, важно и для предотвращения возможных проблем, например, когда здоровый малыш в 3-4 года отказывается от еды кусочками или давится при кормлении.

Когда вводить в прикорм?

Ни жевательный аппарат, ни пищеварительная система младенцев первых 4-6 месяцев жизни не готовы к другой пище, помимо грудного молока либо адаптированной смеси. К тому же, у столь маленьких детей очень выражен не только сосательный, но и защитный рефлекс, при котором любые твердые предметы автоматически выталкиваются языком.

Когда кроха подрастает, данные врожденные рефлексы начинают угасать. Одновременно продолжается созревание желудочно-кишечного тракта малютки, а потребности в питательных веществах увеличиваются. Примерно в возрасте 4-6 месяцев дети уже готовы пробовать пищу, у которой плотность повышена.

Примерно до 5 месяцев детский организм может усваивать только жидкую пищу - смесь или мамино молоко

Своевременное начало приучения ребенка к более густой пище помогает научить малыша кусать, жевать и глотать плотную еду. Нервная система полугодовалого крохи уже развита настолько, что малютка может координировать движения своего языка и глотательные движения. Даже при отсутствии зубов малыш учится измельчать и перемешивать пищу во рту, используя десны и язык. Для этого в его меню должны появиться блюда с разной степенью измельчения кусочков.

Оптимальным возрастом для прикорма с более плотной консистенцией называют 6-10 месяцев. Если в этом промежутке родители боятся давать крохе негомогенную еду, более позднее ее введение в рацион может стать причиной неприятия ребенком пищи кусочками. В результате ребенок не может глотать твердую пищу и давится, если предложенное блюдо не полностью измельчено.

Как перевести ребенка на твердую пищу?

Переход от жидкого и полностью однородного питания к твердой пище обязательно должен быть постепенным. Сначала жидкое блюдо для крохи делают полужидким, а затем – вязким и густым. Кроме того, пюреобразную пищу со временем делают мелкоизмельченной, а после переходят к среднему измельчению и крупным кусочкам.

Первый прикорм крохи должен иметь пюреобразную констистенцию

Этапы перехода будут такими:


  1. В возрасте 4-6 месяцев в зависимости от типа вскармливания малышам начинают предлагать пюреобразное питание с ложки. Все продукты в этом возрасте дают полужидкими и без комочков, чтобы малыш без труда их глотал. Овощные пюре дважды протирают через сито либо измельчают блендером на высокой скорости, а кашу варят из смолотой в муку крупы, предлагая сначала 5% блюдо, а чуть позже – 10%.
  2. С 7-9-месячного возраста консистенцию блюд для ребенка делают более густой. Овощи крохе по-прежнему предлагают в виде пюре, но протирают через сито 1 раз или устанавливают в блендере более низкую скорость. Для приготовления каш уже можно применять крупу со средним измельчением. Мясо в рационе младенцев этого возраста сначала должно быть гомогенизированным (дважды измельченным в мясорубке, а затем взбитым в блендере с овощным отваром). В 9 месяцев отварное мясо можно лишь пропускать 2 раза через мясорубку, чтобы в пюре оставались мелкие кусочки до 2-3 мм.
  3. Также в 8-9 месяцев ребенку начинают предлагать твердую пищу в виде печенья, сухарика и пшеничного хлеба. Такие плотные продукты дают крохе в руку, позволяя помусолить их режущимися зубами. При этом за малюткой следует внимательно наблюдать, не допустив ситуации, когда кроха подавится отколовшимся кусочком. Для большей безопасности твердую еду можно помещать в ниблер.
  4. В возрасте 10-12 месяцев приходит пора приучить ребенка к менее измельченным блюдам. В этом возрасте пищу для малыша уже измельчают так, чтобы в ней оставались кусочки величиной 3-5 мм. Фрукты и овощи для карапуза можно разминать вилкой или натирать на терке, а мясо варить в виде фрикаделек. Крупу для каши уже используют цельную, но хорошо ее разваривают. Кроме того, в таком возрасте ребенок обычно хочет брать пальчиками и удерживать разные предметы, что позволяет предлагать малышу кусочки отварных овощей, отварные макароны, небольшие ломтики белого хлеба, кусочки банана и другую пищу, которую малыш может самостоятельно положить в рот и пережевать.
  5. Годовалый ребенок совершенствует жевательный навык и уже может справиться с крупяными и овощными запеканками, паровыми котлетами и биточками, тертыми на крупной терке свежими овощами и фруктами, а также с другими блюдами. К 1,5-2-летнему возрасту ребенок уже полноценно пережевывает твердую пищу.

Полуторагодовалый малыш вполне может справиться с тарелкой «взрослого» супа и кусочком хлеба Если ребенок отказывается

Некоторые дети протестуют против более плотной еды и требуют любимые пюреобразные блюда. Это нередко возникает из-за слишком быстрого перехода к неизмельченной пище. Кроме того, многие младенцы являются консерваторами и не любят менять привычный уклад, поэтому им следует дать время на привыкание к нововведениям.

Попробуйте изменить консистенцию любимого блюда малыша, настойчиво предлагая небольшое количество каждый день . При этом принуждать кроху к еде нельзя, чтобы у ребенка не появилось негативного отношения к более густой пище и питанию в целом. Увеличивать величину кусочков следует постепенно и очень медленно, чтобы это было для малыша незаметным.

Многие дети не приветствуют смену рациона с маминого молока на твердую пищу

Если ребенок старше года не жует еду кусочками, доктор Комаровский рекомендует:

  • Предложить ребенку самостоятельно размять пищу в своей тарелке, сказав, что в магазине любимое пюре отсутствовало, а блендер не работает.
  • Отыскать среди твердой пищи что-то вкусное, что наверняка понравится ребенку, например, свежую сушку или ломтики сладких фруктов.
  • Организовать прием пищи в общественном месте, где ребенок сможет наблюдать за другими детьми и будет ограничен в выборе продуктов.

О том, как научить малыша жевать, смотрите в следующем видео.

Перевод ребенка с питания готовыми смесями и грудным молоком на взрослую еду для многих родителей является проблемой, так как малыш никак не может научиться пережевывать пищу, капризничает, отказывается от новых продуктов, выплевывает то, что не может проглотить без пережевывания. Естественно, родители переживают, что он недоедает, сомневаются, сможет ли он нормально развиваться. Как долго это будет продолжаться, и есть ли какие-то секреты, помогающие научить малыша жевать?

  • Как доктор Комаровский советует учить ребенка пережевывать пищу

Причины, по которым у малышей в возрасте 1.5-2 года возникают проблемы с жеванием

Можно назвать несколько причин, по которым у малышей в этом возрасте слабо развит жевательный рефлекс:

  1. Позднее начало прикорма. Некоторые мамы слишком буквально понимают рекомендации врачей о том, что полезнее грудного молока нет ничего, что не следует отлучать малыша от груди как можно дольше. После 1 года он начинает активно сопротивляться жеванию кусочков пищи, так как знает более легкий способ насытиться.
  2. Опасения родителей, что малыш может подавиться, если давать ему неизмельченную пищу. Чрезмерная осторожность родителей приводит к тому, что ребенок 2 лет, если не отказывается от пищи совсем, то накапливает ее во рту, а затем выплевывает.
  3. Отсутствие навыка пользования прорезывателями для зубов. Эти резиновые приспособления, которые крохе удобно схватить ручкой, не только массируют десна, облегчая процесс прорезывания, но и приучают его совершать жевательные движения деснами.
  4. Занятость или слабохарактерность родителей. Им некогда заниматься подолгу процессом кормления, легче дать малышу то, что он любит. Он быстро привыкает к уступчивости папы или мамы и требует привычную еду.
  5. Повышенная активность ребенка. Он не может сосредоточиться на процессе пережевывания и проглатывания еды, не может усидеть долго на одном месте, хватает еду на ходу, выбирая то, что жевать не нужно.

Видео: Что делать, если ребенок не может жевать

Что предпринять родителям, чтобы учить малыша жевать

Чтобы научить ребенка жевать как мягкую пищу, так и твердые кусочки, необходимо постепенно добавлять в питание блюда с более крупными частицами пищи. Например, в супчик можно постепенно добавлять мягкий хлеб, чтобы ребенок почувствовал на языке кусочки еды. Конечно, надо тщательно следить за тем, чтобы малыш не подавился. Давать ему пищу надо маленькими порциями. Ребенок должен сидеть за столом спокойно. Нельзя отвлекать малыша во время еды, смешить.

Изобретение готового питания для малышей, конечно, значительно облегчает жизнь родителей. В баночках находится «правильная» еда, в которой есть все необходимые витамины, строго рассчитано количество различных полезных веществ. Однако, покупая такую пищу, нужно обязательно обращать внимание, на какой возраст рассчитана кашка или пюре. Для детишек постарше готовится более густая еда с добавлением кусочков покрупнее.

Примечание: Самостоятельное приготовление пищи для ребенка, да еще и с его посильным участием, повышает интерес к еде, способствует улучшению аппетита.

Видео: Как приучить ребенка к твердой пище

Почему малышу необходимо научиться жевать к 2 годам

Переход на более твердую пищу, которую необходимо пережевать, чтобы съесть, является естественным физиологическим процессом, связанным с развитием различных систем организма. Пищеварительная система постепенно привыкает к перевариванию твердой еды. Потребность в полезных веществах растет. Удовлетворить ее может разнообразная «взрослая» пища.

Если ребенок не приучится к нормальной еде, то будет нарушено питание всех тканей его организма. Это сказывается на его физическом и интеллектуальном развитии. Если проблема с жеванием все же существует, то не стоит паниковать. Научить малыша жевать кусочки пищи помогут некоторые специальные приемы.

Совет: Можно дать малышу вареную морковку или куриную ножку. Их удобно держать и интересно потянуть в рот.

Опытные родители делятся своими методами по преодолению проблемы на форумах, посвященных воспитанию и кормлению детей. Некоторые советуют пустить все на самотек: вырастет, научится. Другие, наоборот, предлагают шоковую терапию: не давать есть, но оставить взрослую еду в пределах его досягаемости. Захочет кушать, достанет и поест.

Доктор Комаровский дает простые советы родителям, столкнувшимся с нежеланием малыша пережевывать пищу, как научить ребенка жевать.

В частности, он подсказывает, что папе с мамой необязательно сразу соглашаться с упрямым требованием крохи дать ему привычную протертую еду. Родители должны проявить артистизм, изобразить сожаление по поводу того, что блендер сломался или в магазине кончились баночки с мясным пюре. В крайнем случае, можно выдать малышу вилочку, чтобы он размял кусочки картошки. Это ему наверняка понравится, хотя отсутствие навыка может привести к тому, что половина пюре будет на полу. Но это уже проблема родителей. Зато ребенок в следующий раз будет требовать именно такую «интересную» еду, запихивая ее в ротик (вилочка должна быть специальная - пластмассовая, с тупыми зубьями).

Чтобы малыш научился пережевывать пищу, надо дать ему вкусное и красивое печение или кусочек сладких фруктов, которые ему нравятся. Подойдет бублик. Некоторые родители дают детям уже в возрасте 5-6 месяцев сушки или детское печенье. В этом возрасте, как правило, зубов еще нет, но ребенок трудится над сушкой, потому что ощущает приятный вкус. Он ее размачивает во рту, откусывает деснами маленькие кусочки, учится жевать и проглатывать их. Сушки надо давать не столько для насыщения, сколько для развития жевательного рефлекса. Потом, когда появятся первые зубки, малышу будет труднее привыкать к такой полезной и вкусной игрушке. Деснами ему кусать неудобно, а зубиков маловато.

Комаровский рекомендует попробовать накормить ребенка в детском кафе. Он будет смотреть, с каким аппетитом едят другие дети, и ему самому захочется попробовать такую еду. К тому же привычной протертой кашки или овощного пюре там не подают.

Период прикорма – это переходный этап от чисто молочного питания к «взрослой» пище. Для формирования навыков здорового питания и обеспечения хорошего пищеварения у малыша в будущем необходимо, чтобы консистенция пищи в этот период соответствовала развитию его жевательного аппарата и зрелости пищеварительной системы. Как правильно перевести ребенка на общий стол? Нужно ли торопиться и можно ли опоздать с введением твердой пищи? И как понять, что малыш готов к переходу на новый вид питания?

В первые месяцы после рождения ребенок в качестве питания получает только грудное молоко или адаптированную смесь. Органы и системы малыша еще настолько незрелы, что не готовы принять и усвоить другую пищу. Кроме того, в этот период у младенцев очень выражены врожденные рефлексы – сосательный и защитный рефлекс «выталкивания ложки», при котором язык автоматически выталкивает изо рта все посторонние предметы, в том числе и кусочки пищи. По мере роста и развития ребенка функциональная активность пищеварительной, мочевыделительной, нервной, иммунной и других систем маленького организма возрастает, ребенок начинает активно двигаться и чисто молочное питание уже не может обеспечить его потребности в питательных веществах и энергии. Примерно к 4-6 месяцам жизни малыша возникает необходимость в дополнительных продуктах питания с большей плотностью и пищевой ценностью. Начинается важный этап в жизни крохи, конечной целью которого является перевод его на «взрослую» пищу с общего стола.

Нужная консистенция.

Жуй, глотай.

Введение твердой пищи обусловлено не только удовлетворением возрастающих потребностей ребенка в питательных веществах и калориях. При постепенном переходе на более густую и плотную пищу, происходит «тренировка» и дальнейшее развитие пищеварительной системы малыша, его жевательного аппарата, стимуляция моторной функции кишечника, формируются вкусовые предпочтения и привычки. В этот период кроха должен освоить важные навыки: кусания, жевания, продвижения и глотания плотного пищевого комка.

Примерно к 6 месяцам развитие нервной системы малыша позволяет ему координировать движения языка с глотательными движениями, чтобы проглотить твердый кусочек. В течение нескольких последующих месяцев этот навык совершенствуется, что возможно только при проглатывании твердых кусочков разной степени измельченности. Хотя жевательные поверхности челюстей еще беззубы, малыш учится совершать жевательные движения, размельчая и перемешивая пищу при помощи языка и десен. Если обучение этим навыкам не происходит своевременно (в промежутке между 6 и 10 месяцем), в дальнейшем при попытке ввести более плотную по консистенции пищу, ребенок может начать давиться предложенной едой, вплоть до возникновения рвоты и надолго отказаться от пережевывания и глотания твердой пищи. Как следствие, у малыша может сформироваться приверженность к жидкому и пюреобразному питанию и привередливость в еде. Отсутствие умения хорошо пережевывать пищу может также привести к появлению проблем с пищеварением в будущем. Кроме того, несвоевременное приобретение навыка жевания приводит к слабости речевого аппарата и тормозит развитие речи ребенка. Логопеды утверждают, что люди, разговаривающие с «кашей во рту» в свое время не научились правильно жевать. Вот почему очень важно, чтобы по мере физиологического созревания органов и систем маленького организма постепенно изменялась структура и консистенция пищи.

Консистенция продуктов и блюд для ребенка может быть жидкой, полужидкой, вязкой, густой и твердой, и по мере роста малыша должна меняться от однородной жидкой до густой и твердой. Изменяться также должна и структура пищи от гомогенной до пюреобразной, протертой, а затем мелко-, средне- и крупноизмельченной.

Обучение потреблению более густой и плотной пищи можно условно разделить на несколько этапов (по зарубежной терминологии ступеней или стадий) в зависимости от возраста и степени зрелости ребенка.

1 этап - 4-6 месяцев.

Современные научные исследования и накопленный практический опыт позволяют сделать вывод, что физиологическая готовность к приему пищи иной, чем материнское молоко (адаптированная смесь), появляется примерно в возрасте от 4 до 6 месяцев. Только к 4 месяцам пищеварительный тракт ребенка становится более зрелым, возрастает активность ряда пищеварительных ферментов, формируется достаточный уровень местного иммунитета. Развитие нервной системы обеспечивает малышу возможность продвигать и проглатывать более густые виды пищи, угасает рефлекс «выталкивания», появляется готовность к жеванию, формируется эмоциональная реакция на чувство голода и насыщения (целенаправленные движения головой и руками, показывающие отношения ребенка к приему пищи). Попытки родителей накормить малыша из ложки до 4 месяцев необоснованны и нежелательны, они могут приводить к нарушениям пищеварения (срыгиванию, рвоте, разжижению и учащению стула или, наоборот, к запорам), развитию пищевой аллергии и даже попаданию частичек пищи в дыхательные пути. Такие попытки чаще всего вызывают протест со стороны крохи, он выплевывает пищу, давится ей, отталкивает ложку. Кроме того, раннее введение прикорма может уменьшить количество молока у кормящей мамы, вследствие снижения частоты и активности сосания маминой груди.

Оптимальные сроки введения прикорма точно не определены и варьируют в диапазоне от 4 до 6 месяцев. Эксперты Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) рекомендуют начинать впервые знакомить ребенка с новым видом питания только с шестимесячного возраста, при условии, что он находится исключительно на грудном вскармливании. В этом возрасте у крохи обычно появляются первые зубки, ребенок начинает сидеть, интересоваться содержимым тарелок других членов семьи, а его органы и системы «дозревают» для того, чтобы принять и усвоить новую пищу. Отечественные педиатры чаще всего советуют вводить прикорм грудничкам в 5 - 5,5 месяцев, а малышам «искусственникам» чуть раньше с 4,5 - 5 месяцев. Фактически этот срок определяется индивидуально, учитывая особенности развития каждого малыша, совместно с наблюдающим кроху врачом-педиатром.

Блюда, с которых начинается знакомство малыша с новой пищей должны иметь гомогенную (однородную, без комочков) полужидкую консистенцию, чтобы не вызвать затруднений при глотании. В соответствии с последними рекомендациями по организации прикорма, первыми в рацион крохи вводятся однокомпонентное овощное пюре из зеленых или белых овощей (кабачка, брокколи, цветной капусты) и затем молочная каша из безглютеновых злаков (риса, гречи, кукурузы). Для получения гомогенной консистенции овощного пюре в домашних условиях, овощи отваривают в воде или на пару и затем измельчают в блендере на высокой скорости с добавлением небольшого количества овощного отвара или дважды пропускают через мелкое сито. Можно также использовать «баночные» пюре промышленного производства со степенью измельчения соответствующей данному возрасту. При введении прикорма в виде каши, удобнее всего использовать готовые детские каши промышленного выпуска, которые просто растворяют в воде, грудном молоке или детской смеси. Для приготовления домашних каш, крупу перемалывают в кофемолке до состояния муки и отваривают на воде с добавлением грудного молока (адаптированной смеси) или предварительно разваренную цельную крупу измельчают в блендере до однородной консистенции (можно протереть через сито). Вначале готовят 5 % полугустую кашу (примерно 5 г крупы на 100 мл жидкости), затем через 2-4 недели переходят на более густую 10% кашу (примерно 10 г крупы на 100 мл жидкости).

2 этап – 7-9 месяцев

В этот период малыш начинает активно интересоваться едой, охотно открывает рот при кормлении, умеет снимать пищу с ложки верхней губой и учится жевать. Кроме того, это время активного прорезывания зубов и карапуз тянет в рот все предметы, попадающие ему в ручки, чтобы почесать набухшие десны. А значит, пора предлагать маленькому едоку пищу более густой пюреобразной консистенции, постепенно вводя в рацион крохи блюда с мелкими мягкими не волокнистыми кусочками (не более 2 - 3 мм). Овощи для малыша можно измельчать в блендере на низкой скорости, или один раз пропускать через сито. С 8-9 месяцев в дневной рацион ребенка можно включать в небольших количествах протертые овощные супы. Каши готовятся более густые из среднеизмельченной крупы. С 7 месяцев в ежедневный рацион ребенка вводят мясо. Начинать знакомство с этим продуктом лучше в виде гомогенизированного пюре, для этого отварное мясо дважды пропускают через мясорубку, а затем взбивают в блендере с небольшим количеством овощного отвара или пропускают через сито. После того как данная консистенция будет малышом успешна освоена, примерно к 9 месяцам можно переходить на меньшую степень измельчения пюре с небольшими кусочками (не более 2-3 мм), для этого достаточно дважды пропустить отварное мясо через мясорубку или измельчить в блендере до нужного состояния. Рекомендуется также использовать овощные и мясные консервы промышленного производства с маркировкой соответствующей данному возрасту, так как для них строго соблюдается принцип соответствия степени измельчения продуктов возрасту ребенка (при этом необходимо знать, что на этикетке «баночного» питания указывается минимальный возраст, с которого можно вводить данный продукт).

Примерно к 7 месяцам ребенок осваивает навык «ладонного захвата» и способен удерживать твердую пищу в руке. Начиная с этого возраста, можно давать малышу «помусолить» специальное детское печенье, сухарик белого хлеба или сушку без добавок. С 8 месяцев разрешается давать пшеничный хлеб. Эти продукты производятся из пшеничной муки высших сортов, имеют низкую пищевую ценность и высокую калорийность, поэтому даются ребенку в ограниченном количестве, не более 15 г в день (один сухарик или печенье), только для развития навыка жевания (в связи с этим размачивать их в молоке нецелесообразно, гораздо полезнее в этом случае предложить малышу кашу).

3 этап – 10 - 12 месяцев.

К этому возрасту у ребенка обычно уже прорезалось от 6 до 8 зубов, он уже отлично освоил навык кусания, учится жевать все более крупные кусочки еды и делает первые попытки взять в руку ложку. В этот период пища малыша должна становиться более плотной, при этом продукты не протираются, а измельчаются с постепенным увеличением размеров кусочков до 3-5 мм. Овощи и фрукты ребенку можно давать натертыми на мелкой терке или просто хорошо размятыми вилкой. Мясо с 10-11 месяцев можно давать в виде фрикаделек, а ближе к году в виде паровых котлет и суфле. Крупу для каш можно варить не измельчая, при этом каши готовятся разваренными.

Малыш в возрасте 10-12 месяцев уже умеет брать пальчиками и удерживать мелкие предметы (навык «пинцетного захвата») и ему можно смело предлагать на тарелочке небольшие ломтики отварных овощей, спелой груши, банана или печеного яблока, отварные макаронные изделия, маленькие кусочки хлеба, которые он самостоятельно может взять рукой и положить себе в рот. Такое «кусочничество» не только совершенствует навык жевания, но и очень хорошо развивает мелкую моторику, при этом обучая ребенка навыкам самостоятельного приема пищи. Не следует класть на тарелку много пищи, иначе малыш будет пытаться запихнуть в рот как можно больше, и может подавиться.

4 этап – старше 12 месяцев.

После года у ребенка начинают прорезываться коренные (жевательные) зубы. К этому времени малыш уже должен хорошо освоить навык жевания, хотя полноценно пережевывать твердую пищу кроха сможет только к 1,5 – 2 годам, когда у него во рту можно будет насчитать 16 и более зубов. Основу рациона ребенка на втором году жизни должна составлять твердая пища, требующая жевания, которая постепенно становится все более плотной и менее измельченной. С учетом развития жевательного аппарата, к 1,5 - 2 годам в меню крохи должны появиться салаты из свежих овощей и фруктов, натертых на крупной терке или нашинкованных мелкими кусочками, овощные и мясные рагу, овощные и крупяные запеканки, мясные и рыбные котлеты, биточки, тефтели и т.п. Таким образом, при постепенном расширении состава и вида предлагаемых блюд, ребенок полностью адаптируется к «взрослой» пище, и к 3 годам его вполне можно переводить на общий стол.

Обычно родителям приходится прилагать усилия, чтобы их малыш освоил какой-то новый для себя навык. Так же обстоит дело и с введением в рацион крохи твердой пищи. Малютка отказывается пережевывать и глотать кусочки еды, предпочитая привычные измельченные до пюре и перетертые продукты. Современные педиатры отмечают, что подобная тенденция наблюдается все чаще.

Причина такого явления заключается в том, что мамочки не хотят утруждать себя приготовлением пищи для малютки и кормят его готовыми детскими смесями и пюре, а эти продукты имеют жидкую пюреобразную консистенцию, и крохе не нужно прилагать усилий, чтобы съесть их. Как же приучить ребенка жевать твердую пищу? В каком возрасте стоит бить тревогу, а когда нет оснований для беспокойства?

Ребенок далеко не всегда соглашается принимать новые правила игры. Порой родителям приходится сталкиваться с истериками и желанием малыша есть сугубо привычную для него пищу - жидкую и пюрированную

Такой необходимый навык жевания

Молодые родители задаются вопросом, стоит ли вообще приучать ребенка жевать? Казалось бы, настанет момент, и малыш самостоятельно освоит этот навык. В действительности, если крохе не предлагают вовремя твердые продукты, это приводит к проблемам и плачевным последствиям. Формирование жевательного рефлекса – необходимый процесс, он влияет на:

  • здоровье зубов – нежелание и неумение крохи жевать может привести в итоге к нарушению прикуса и прочим стоматологическим проблемам;
  • работу пищеварительной системы - мягкая еда, которую можно просто проглотить, не смачивается слюной, что приводит к нарушению процесса выработки пищеварительных ферментов, а желудок становится «ленивым», в результате в будущем малютку ожидают многочисленные проблемы с ЖКТ;
  • процесс развития речи – неумение жевать приводит к возникновению трудностей с речью и произношением отдельных звуков в будущем, так как мышцы, участвующие в артикуляции, не тренируются и теряют тонус.

Если у ребенка не будет сформирован вовремя жевательный навык, то кроха может просто-напросто начать лениться и капризничать. В возрасте 2-3 лет малютка предпринимает первые попытки манипулирования взрослыми, он осознает, что можно заплакать или поджать губы, в итоге мама сдастся и предложит ему протертые продукты.

Зачем ему стараться и прилагать усилия для пережевывания твердых кусочков пищи? Не стоит идти на поводу, иначе это обернется гораздо большими проблемами в будущем.

В каком возрасте учить ребенка жевать?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Жевательный рефлекс формируется у малышей в раннем возрасте – еще до момента, как начнут прорезываться первые зубки. В возрасте 6 месяцев кроха активно отправляет в рот разнообразные предметы, чтобы почесать десна. Важно не упустить этот момент и периодически давать малютке специальное приспособление – резиновый прорезыватель, с помощью которого будут развиваться и жевательные мышцы. Такой прием поможет избежать в будущем проблем с переходом к другому виду пищи.

В давние времена деткам предлагали твердый продукт (например, кусочек яблока), завернутый в марлю, который они могли подолгу мусолить во рту и пытаться разжевать. Сегодня мамочки используют гораздо более удобное приспособление – ниблер. Он также предназначен для формирования и развития жевательных навыков. Предлагать его нужно малышу в 7-9 месяцев. Заменить ниблер можно и обычной сушкой. Полезных веществ, конечно, этот продукт не содержит, но он станет отличным тренажером.

В возрасте 9-10 месяцев крохе можно давать кусочки овощей и фруктов. Если малыш откажется от такой еды, через некоторое время предложите ему этот продукт снова. В итоге ребенок все-таки возьмет кусочек в рот.

Некоторые родители полагают, что твердые продукты малышу до 1 года совершенно ни к чему. На самом же деле, они помогают развивать и приводить в тонус жевательные мышцы. В будущем у малыша не возникнет сложностей с пережевыванием кусочков пищи, а также формированием речевых навыков.


У современных мамочек есть удобный помощник, который как раз и отвечает за формирование жевательного навыка - ниблер. Приспособление помогает ввести в рацион ребенка твердые фрукты и овощи

Что делать, когда время уже упущено?

Малютке уже исполнилось 2 года, а он никак не хочет жевать пищу кусочками и ест только пюре - с подобной ситуацией сталкивается большое количество родителей. Что им предпринять в этом случае? Для начала стоит убедиться, что у вашего крохи нет никаких физиологических проблем, которые могли бы вызвать трудности с пережевыванием. К таким относятся различные заболевания ЖКТ, полости рта или горла. В связи с этим мамам необходимо в назначенный срок приводить малыша на диспансеризацию, поскольку медицинские осмотры обычно и позволяют выявить возможные нарушения.

Когда со здоровьем у ребенка все в порядке, причиной отказа жевать пищу бывает обычная лень и нежелание справляться с трудностями. В этом случае родителям не нужно потакать крохе, но нельзя и давить на него, стоит проявить максимум терпения.

Методы обучения

Ни в коем случае не следует резко менять обычную для малыша еду. Если ребенок привык только к перетертым продуктам, то увидев в первый раз кусочки пищи, он откажется их есть. Бывает, что кроха даже боится непривычных продуктов, считая их несъедобными. Процесс перехода к другой пище должен быть плавным. Следует постепенно изменять консистенцию привычных пюре, делая их более густыми, но без кусочков. Если малыш поначалу будет отказываться от такой еды, можно ее немного разбавлять чем-то жидким (бульоном, водой или молоком). Только так ребенок начнет привыкать к новой для него пище, имеющей густую консистенцию.

Чуть позже в тарелку вместе с протертыми продуктами нужно добавлять кусочки овощей или фруктов. При этом малышу необходимо объяснять, что именно такую пищу едят большие детки и взрослые. Этот прием поможет заинтересовать ребенка и подтолкнет его к желанию жевать продукты в виде кусочков, а не перетертые.

Еще один способ научить кроху жевать – сажать его за общий стол со взрослыми в процессе трапезы. Для этого понадобится специальный высокий стульчик, либо колени одного из родителей. Малыш увидит, что все едят пищу в виде кусочков, и у него появится желание делать так же.


Находясь за семейным столом, ребенок сможет разглядеть пищу родителей и попробовать ее. Специалисты советуют не возбранять ребенку делать это - так проблема решится за несколько раз без усилий

Следующий этап – добавление в привычную кашу или пюре другой еды: например, можно положить ягоды, ломтики нетвердых фруктов (персика, банана) или овощей (вареной моркови, свеклы). Со временем кусочки должны становиться крупнее, а их количество в детской тарелочке больше. Этот прием поможет постепенно уйти от протертых продуктов к мягким. Затем стоит вводить в рацион твердую пищу - яблоки, груши или огурцы.

Еще один замечательный прием для приучения малыша к твердой еде – игра. Допустим, можно попробовать с крохой поиграть в белочку или зайчика и предложить ему погрызть сушку, печенье, ломтик морковки или яблока. Какой же ребенок откажется от такого развлечения?

Знаменитый детский доктор Евгений Комаровский в своих видео-уроках дает родителям множество полезных советов по поводу воспитания и сохранения здоровья малышей. Есть у него и рекомендации, которые помогут мамам и папам приучить своего кроху пережевывать пищу:

  • Родителям придется попробовать себя в роли актера, объясняя малышу причины, по которым сегодня на обед нет привычного жидкого пюре. Например, можно сказать, что сломался блендер, поэтому пища теперь будет только в виде кусочков, или придумать что-нибудь еще.
  • Можно дать малышу какое-либо лакомство кусочком - допустим, ломтик мармелада или пастилы.
  • Стоит использовать в своих целях и склонность малышей к подражанию другим детям или взрослым. Например, можно пригласить к себе гостей с детками примерно такого же возраста, тогда кроха увидит, что его ровесники отправляют в рот еду в виде кусочков, заинтересуется и попробует поступить так же.

Заставить малютку отказаться от привычной перетертой пищи и научить его пережевывать твердые продукты – занятие для родителей непростое, требующее от них выдержки и настойчивости. Здесь важно не упустить время и заняться обучением крохи в тот момент, как у него прорежутся зубы. Впрочем, и в более позднем возрасте можно добиться результата. Родители должны построить процесс приучения малыша к новой пище таким образом, чтобы кроха не воспринял его как наказание. Не стоит кричать и сердиться на ребенка, если ему что-то не удается, позитивный настрой и терпение станут лучшими помощниками. Помочь сможет и опыт других мамочек.

(2 оценили на 4,50 из 5 )

В последние годы специалисты отмечают увеличение количества детей, которые в два года и старше не умеют жевать пищу. По этой причине они отказываются переходить на еду, общую для всей семьи, отдавая предпочтение протертым и жидким блюдам. Вопрос, как научить ребенка жевать, сегодня актуален для многих родителей.

Правильное развитие жевательного рефлекса

Чтобы избежать целого комплекса проблем в возрасте от года и старше, важно вовремя начать развивать у малыша жевательный рефлекс. Просыпается он у грудничка примерно на 6-м месяце жизни. Если вы понаблюдаете за малышом, то заметите, как он старательно тянет в рот все предметы, попадающие ему в руки, и усердно мусолит деснами с пробивающимися зубками.

Обязательно давайте ребенку прорезыватели зубов , игрушки-«погрызушки», поскольку они требуются младенцу не только для того, чтобы почесать десна, но и для развития просыпающегося жевательного рефлекса. Первые навыки жевания крохе желательно приобрести еще до того, как она обзаведется первыми зубками.

Примерно в год у младенца уже несколько зубиков, которыми он готов грызть и жевать пищу. Дайте ему яблочко без кожуры (целое, а не кусочек, чтобы не подавился) или твердую сушку, пусть скоблит зубками и жует под наблюдением взрослых. Если не стимулировать интерес малыша, он позже станет отвергать твердую пищу, поскольку не привык с ней справляться.

Если вы боитесь, что малыш в возрасте около года поперхнется кусочком сушки или яблока, воспользуйтесь ниблером. Это приспособление представляет собой сетчатую соску, внутрь которой вкладывается кусочек подходящего продукта. Это может быть яблочко или детское печенье. Ребенок сосет и жует ниблер, ощущая вкус еды, что помогает ему привыкнуть пережевывать пищу.

Ниблер оптимально начать использовать с 7-9 месяцев. Важно его тщательно мыть после каждого использования, споласкивать кипяченой водой и следить, чтобы сеточка оставалась целой.

Обратите внимание! Ребенок в процессе «работы» с ниблером или сушкой обязательно должен дышать носом. Если у младенца насморк, дождитесь выздоровления, прежде чем предлагать ему твердую пищу.

При правильном развитии в два года ребенок умеет активно жевать и нормально глотать еду. У него могут возникать небольшие затруднения с новыми видами твердой пищи, но в целом он будет справляться.

Почему ребенок не жует

Если не поддержать жевательный рефлекс в возрасте от полугода до года, высок риск, что в два года ребенок станет капризничать, если ему предложить твердую пищу. Неумение пережевывать еду и глотать небольшие кусочки приводит к тому, что малыш начинает давиться, выплевывать неприятные для него кусочки. При попытке проглотить еду он может подавиться или спровоцировать рвотный рефлекс.

Здоровый ребенок не умеет жевать только в одном случае – его не научили. Современные производители предлагают широкую линейку вкусных и полезных каш, творожков, овощных и фруктовых пюре, консистенция которых не располагает к жеванию. Если фруктовое или овощное пюре мамы готовят своими руками, они чаще всего используют блендер и добиваются идеальной однородности продукта, в результате чего ребенок не жует.

Если малыша кормить только блюдами с нежной консистенцией и не стимулировать жевание, то спустя какое-то время можно столкнуться с серьезными проблемами в развитии ребенка.

Почему надо жевать

Навык жевания очень важно развивать с раннего возраста. Постоянные тренировки и употребление твердой пищи обеспечивают:

  • Здоровые красивые зубы. Без постоянной стимуляции, которую не в состоянии обеспечить поглощение мягкой протертой пищи, челюсти малыша плохо растут, из-за чего новым зубам становится тесно. Ухудшается кровоснабжение десен и зубы вырастают недостаточно крепкими. В результате формируется неправильный прикус, могут возникнуть и иные стоматологические проблемы.
  • Хорошее пищеварение. ЖКТ ребенка развивается в соответствии с его возрастом, и желудку малыша старше полутора лет требуется пища, хорошо пропитанная слюной – она «запускает» процесс выработки пищеварительных ферментов. Если малыш не жует еду, а только проглатывает мягкую пищу, его желудок недостаточно активно вырабатывает ферменты, что грозит обернуться серьезным нарушением пищеварения в более взрослом возрасте.
  • Развитую речь. Отказ от жевания и плохая речь ребенка в два года и старше взаимосвязаны. Если малыш не жует с полугодовалого возраста, у него плохо развиваются мышцы, которые задействуются при произношении звуков. В этом случае ребенку физически сложно внятно говорить, и он старается избегать вербального общения.

Решаем проблему

Как научить ребенка жевать, если ему уже исполнилось два года, а навык сам собой не выработался? Важно действовать постепенно, не заставлять малыша резко перейти на новую пищу – стресс только тормозит приобретение новых привычек и развитие рефлекса.

В первую очередь следует наведаться к врачу, чтобы исключить причины, связанные со здоровьем или особенностями развития. Если с малышом все в порядке и не жует он от лени и неумения, приступайте к планомерному приучению ребенка к твердой пище. Есть несколько простых приемов, которые помогут вызвать у крохи интерес к такой еде.

Если малыш старше года не жует и наотрез отказывается дегустировать твердую пищу, не расстраивайтесь. Откажитесь от покупных пюре и готовьте их сами. Сначала сократите время взбивания пюре блендером – пусть там останется немножко маленьких кусочков.

Постепенно перейдите на блюда, в которых овощи просто немного разминаются вилкой – к этому времени ребенок приучится глотать не только однородное пюре, но и небольшие кусочки, предварительно помусоля их во рту.

Затем добавьте на его тарелку мягкие овощи, которые можно взять руками или детской вилкой – цветную капусту, вареную морковку, вареный зеленый горошек. Или предложите ему выловить кусочки овощей из супа «как у взрослых». Малыш легко жует овощи своими зубками. Когда он освоит навык кусать и жевать, добавьте в меню яблоко, детское печенье, другую твердую пищу.

Привычную кашку, творожок или пюре украсьте небольшими кусочками овощей или фруктов, ягодами. Важно выбрать продукты, на которые у малыша нет аллергии и создать яркую, привлекательную композицию. Придумайте игровой сюжет, по которому сначала надо зубками пожевать аппетитный кусочек, чтобы почувствовать его особый вкус. Покажите пример, договоритесь есть эти кусочки или ягодки по очереди.

Некоторые дети проявляют интерес к «взрослой» пище вместе с интересом к столовым приборам. Вооружите малыша детской вилкой, чтобы он пытался самостоятельно доставить привлекательный кусочек в рот и прожевать. Кроме этого, советуем вам прочитать статью о том, как правильно выбрать посуду длы малыша, по ссылке .

Обратите внимание: мясо детям до трех лет следует давать в виде паровых тефтелек или фрикаделек. Жевать кусочек мяса в таком возрасте еще тяжело.

Можно поиграть с малышом в «зайчика», который любит грызть капустку и морковку – в ходе игры ребенок жует не за себя, а за персонажа, что помогает ему снять психологический блок.

Чем раньше родители зададутся вопросом, как научить ребенка жевать, тем проще малышу в возрасте от года перейти на обычное домашнее меню.

Этот метод еще в начале прошлого века активно пропагандировал американский физиолог Хорас (Гораций) Флетчер. В возрасте 44 лет он серьезно заболел, да так, что ни одна фирма не хотела платить ему страховку. Врачи обнаружили у него целый «букет» недугов: лишний вес, болезни сердца и сосудов, желудочно-кишечные расстройства. Больше всего его беспокоил именно желудок. Наблюдая за работой ЖКТ, Флетчер заметил, что пища, максимально насыщенная слюной, исчезает из полости рта без глотательных движений. Позже это открытие было названо «пищевым зондом Флетчера».

По его рекомендациям на каждый кусочек пищи требуется не менее 30 жевательных движений, а эффект «пищевого зонда» срабатывает, когда их более 100. Изменив старые привычки питания, ученый вскоре избавился от лишнего веса, забыл о своих болезнях, начал ежедневно заниматься и вновь, как в юности, обрел спортивную форму. Удивительно, но теперь ему хватало в 3 раза меньше пищи, чем раньше. Стали ярче и вкусовые ощущения, так что каждый прием пищи превращался в маленький праздник!

Как регулировать вес? Огромное впечатление произвел знаменитый эксперимент Флетчера в американской военной академии в Вест-Пойнте. В нем приняли участие две группы: полные офицеры и худые солдаты. В ходе эксперимента при одном и том же рационе все они обрели нормальный вес только благодаря правильному пережевыванию: офицеры похудели, а солдаты поправились. В итоге было доказано, что одно только тщательное пережевывание пищи улучшает здоровье и помогает вернуть нормальный вес. Последователем этого метода стал известный американский миллионер Джон Д. Рокфеллер, который дожил до 98 лет.

О пользе тщательного пережевывания пищи давно знали и на Востоке. Йоги утверждают, что пищеварение (и даже поглощение энергии из пищи) начинается еще в полости рта, а пища хорошо усваивается организмом, только если она хорошо измельчается при жевании и обильно смачивается слюной. Многие помнят знаменитый йоговский девиз: «Жидкую пищу – ешь, твердую пищу – пей». Это значит, что даже жидкую пищу (соки, отвары, молоко и т. д.) нужно жевать во рту, смешивая со слюной. А твердую пищу нужно жевать дольше, чем обычно, превращая ее в жидкую. Йоги пережевывают каждый кусочек 100-200 раз, и не зря: опытный йог может вполне насытиться одним бананом или корочкой хлеба.
Замечено, что для полных людей характерна слишком быстрая еда. При этом центр насыщения в головном мозге не успевает включиться. Обычно для этого требуется 25 30 мин. И сколько бы вы ни съели за эти минуты, истинное насыщение придет позже, поэтому вряд ли стоит спешить.

Активное жевание улучшает кровоснабжение головного мозга, оздоравливает носоглотку и десны, защищает зубы от кариеса (слюна нейтрализует кислоту и сахар пищи). Для более эффективной работы ЖКТ полезно также потренировать мышцы живота, как это делают йоги. Встаньте на корточки, в позу кошки (бидаласана). В этой позе хорошо чувствуется движение мышц живота. С выдохом мягко подтяните живот, как бы стараясь приблизить пупок к позвоночнику, со вдохом отпустите. Повторите 10 раз, затрачивая на каждое движение около 1 сек. После небольшого отдыха повторите. Всего сделайте 3 серии таких движений. Сидя в позе со скрещенными ногами, наклонитесь вперед, опираясь руками в колени. На выдохе сильно подтяните переднюю стенку живота. Пока длится естественная задержка дыхания, повторите подтягивание до 10 раз. Как только появилось желание вдохнуть, сразу же отпустите живот. Это упражнение выполняется только натощак. Подтягивание живота – мощное средство улучшения пищеварения и оздоровления внутренних органов, поэтому старайтесь делать его регулярно.

Мне больше всего нравится подробное описание метода лечебного (тщательного) жевания Р. Г. Шавкуновым.

Долгое пережевывание пищи – путь к оздоровлению желудочно-кишечного тракта и всего организма.

Применил метод лечебного жевания в Академгородке под г. Новосибирском, где вел группу здоровья. Эффект был поразительный - 200 человек забыли про свои болезни, стали здоровыми и бегали каждый день по 10 км, а 50 человек пробежали сверхмарафон: 250 км по 50 км в день. Естественно, возник большой интерес к познанию тех закономерностей и механизмов организма человека, которые помогают пробудить столь большие его возможности.

Предлагаемая система длительного лечебного жевания не один раз была проверена на себе и других в течение 12 лет. Она всегда давала ожидаемые положительные результаты.
А как мы обычно едим? Над этим мы никогда не задумываемся. Для нас основным фактором является время. Нам некогда есть, у нас нет времени на еду. Утром мы опаздываем, схватили кусок хлеба или еще что-либо и на ходу проглатываем его. Обед 40–50 минут: надо поговорить, отдохнуть, поиграть в шахматы, домино, но только не еда. Она идет параллельно, на ходу. За 5–10 минут мы насытились.
Что мы едим - что-нибудь повкуснее и побыстрее, т. е. еда стала для нас истинным удовольствием, даже время препровождением. А может быть и по-другому. Мы можем часами сидеть за столом, поглощая несметное количество пищи и, что самое скверное, нам это нравится.

Мы забываем то, что за это придётся расплачиватся, порой жестоко: отрезают 3/4 желудка, панкреатит, холецистит и многие другие болезни. Все живое в природе (кроме современного человека) относится к процессу пищеварения с огромным вниманием, стараясь получить от этого процесса все то, что заложено природой.

Современная медицина определяет пищеварение как физиологический процесс, в результате которого поступившая в пищеварительный тракт пища перерабатывается (механически и химически), что необходимо для ее усвоения организмом. Содержащиеся в пище белки, жиры и углеводы могут быть усвоены только после расщепления на более простые химические соединения. Расщепление этих питательных веществ происходит в пищеварительном тракте при участии ускорителей химических реакций - биологических катализаторов или ферментов, которые вырабатываются клетками пищеварительных желез (слюнных, желудочных, поджелудочной, кишечных) и входят в состав соков, выделенных этими железами в просвет пищеварительного тракта. Последующее всасывание расщепленных продуктов и их транспортировка внутри организма обеспечивают их поставку нуждающимся клеткам.

Трудами И.П. Павлова установлено следующее:

  • Работа пищеварительных желез управляется нервной системой.
  • Количество выделенных соков, их состав и свойства зависят от состава пищи и других условий (например, настроения).
  • Все отделы пищеварительного аппарата работают согласованно, взаимодействуя между собой.
  • Работа пищеварительных желез изменяется при переходе от одного пищевого режима к другому.

Переработка пищи при длительном жевании происходит следующим образом. Размельченная зубами пища вступает во взаимодействие с выделяемой слюной и химио рецепторами полости рта, которые посылают информацию о химическом составе пищи в головной мозг, откуда в свою очередь поступает информация о необходимой коррекции химического состава слюны для создания наилучших условий ее дальнейшей переработки и усвоения. Часть принятой в рот пищи, обработанная слюной, всасывается в кровь прямо в полости рта. Это позволяет переработать значительную часть углеводной составляющей, наиболее быстро удовлетворить часть потребностей клеток организма в питании, устранить переедание и создать наиболее благоприятные условия для переработки пищи в желудке, 12-перстной кишке, тонком и толстом кишечнике. При этом углеводная составляющая (хлеб, каша, макароны, картофель) перерабатывается в основном во рту, 12-перстной кишке, а белковая составляющая (мясо, рыба, бобовые) перерабатывается в желудке.

Создаются наиболее благоприятные условия для раздельного переваривания и наиболее полноценного усвоения белков, углеводов и других поступающих с пищей питательных веществ. Мы получаем ощущения насыщения пищей существенно быстрее при меньшем ее потреблении в 2–4 раза. Значительно снижаются затраты энергии на переработку пищи, а сэкономленная энергия используется организмом для восстановления и оздоровления всех звеньев желудочно-кишечного тракта. И все это можно получить после проведения 5-недельного цикла длительного лечебного жевания по следующей схеме.

Схема лечебного жевания

  • Первая неделя - каждая ложка пищи, положенная в рот (завтрак, обед, ужин),
    жуется ОДНУ минуту.
  • Вторая неделя - ДВЕ минуты.
  • Третья неделя - ТРИ минуты.
  • Четвертая - ДВЕ минуты.
  • Пятая - ОДНУ минуту.

Идеально жевать: по одному жеванию на каждый имеющийся зуб и по три - на каждый отсутствующий. В результате формируется условный рефлекс на длительное пережевывание пищи (30–40секунд). Как показывает опыт, длительное лечебное жевание лечит практически все болезни, поскольку во время жевания в этот процесс включаются все системы организма: пищеварительная, нервная, эндокринная и другие. В первую очередь лечатся болезни желудочно-кишечного тракта: язва желудка, гастрит, дуоденит, панкреатит и даже диабет. Нормализуется работа пищевода (устраняются его дивертикулы) и толстого кишечника. Чистится печень, лечатся нервные болезни и заболевания щитовидной железы, аппендицит. При этом происходит процесс нормализации веса: за пять недель лишний вес снижается на 5-10 кг, а недостаточный вес приходит в норму. Нормализуется обмен веществ.

Рассмотрим два примера приема пищи.

Первый.

Быстрая еда, внимание на процесс приема пищи отсутствует, и тому подобные обстоятельства. Пища, не задерживаясь во рту, быстро попадает в желудок, где в верхней части вырабатывается соляная кислота. Ее воздействие на смесь белков, жиров и углеводов вызывает брожение и образование браги, выделение спирта. Из этой смеси можно гнать самогон. Далее пища должна ощелачиваться и идти в двенадцатиперстную кишку, но ее не пускает привратник (клапан из желудка в двенадцатиперстную кишку), пока РН (показатель химического состава пищи) не будет равен 7,8 (такова величина РН в двенадцатиперстной кишке). Здоровый привратник ждет, пока РН не достигнет такой величины. На это организм расходует энергию и ресурсы. Но так бывает в молодости.
С годами из-за снижения энергетических возможностей организма при быстрой еде происходит анемия привратника, и он перестает работать. В результате непереваренная пища идет в двенадцатиперстную кишку, а та либо из-за несоответствия РН поступившей пищи тому РН, который заложено природой в программу ее работы, возвращает ее обратно в желудок, либо в тонкий кишечник, который, если здоров (имеет необходимые ферменты и витамины за счет наличия нужных бактерий), может это содержимое переварить.
А если дисбактериоз, то пища попадает в толстый кишечник, где она налипает на стенки, а необходимые организму питательные вещества высасываются из этой смеси. Тогда как должно было это произойти в двенадцатиперстной кишке. В итоге не стенках толстого кишечника образуются наслоения в виде камней, освободиться от которых очень трудно или невозможно. Вот вам и источник всех болезней.

В той части толстого кишечника, где образовалось налипание и камни, понизилась его рефлекторная деятельность. Залипли активные точки многих органов. Они потеряли связь с находящейся в данный момент там пищей. Прервалась связь системы управления пищеварением, всасыванием и выделением с содержимым толстого кишечника. Так, если это в сигмовидной кишке, то порождается простатит, болезни органов гениталий, бесплодие и др. Сами налипания имеют тенденцию к росту и могут достигать нескольких килограммов, изменяя расположение органов брюшной полости и нарушая их работу.

Кроме того, содержащиеся в такой смеси белки начинают подвергаться процессу гниения, способствуя гибели необходимой организму микрофлоры, снижению иммунитета, производству внутри организма нужных ему веществ в нужном в данный момент количестве. Поэтому среди людей с указанным отношением к питанию практикующие врачи, как правило, не встречают взрослых людей с совершенно здоровым желудочно-кишечным трактом. Питание – древняя, очень важная биологическая функция организма. Когда мы читаем газету, разговариваем, смотрим телевизор, питаемся стоя, мы добровольно разбалансируем психический процесс, связанный с функцией питания, нанося организму вред, который рано или поздно может проявиться в желудочно–кишечных нарушениях, нервных расстройствах и других, прямо или косвенно связанных с нервной деятельностью и болезненными проявлениями.

Заполнение сознания другой, не связанной с пищеварением информацией, отрицательные эмоции приводят к снижению кровообращения в системе пищеварения, создается цепь разнообразных, связанных между собой изменений в деятельности желез внутренней секреции и работе микрофлоры желудочно-кишечного тракта. Поэтому человек не должен есть в возбужденном состоянии, а должен принимать пищу медленно, концентрируя внимание на ощущениях в области языка и неба.

Второй.

Мы строго следим за собой: медленно и хорошо разжевываем пищу, чтобы она превратилась в мягкую кашицу и как бы сама соскальзывала в ваш пищевод. Тогда такая пища будет легко перевариваться, и вы не будете испытывать ни в желудке, ни в кишечнике никаких неприятных ощущений, никакой тяжести, никакой боли при различном содержании исходной пищи. Принятая пища будет легко усваиваться в вашем организме, который переварит ее полезные компоненты и всосёт в кровь всё необходимое для получения мышечной силы и энергии, короче, для жизни. Все ненужные вещества и токсины такой организм сможет вывести из себя через каловые выделения и мочу, обеспечивая как переваривание, так и выработку нужных организму веществ. Вся микрофлора желудочно-кишечного тракта будет работать в оптимальном режиме. Так как пищеварение будет превосходным, то и выделение отходов будет происходить без всякого труда. Каждое утро, вставая с постели, вы будете испытывать естественную потребность в опорожнении кишечника без применения медикаментов. Ваш стул всегда станет регулярным, нормальным и легким. При этом у вас будет превосходный сон.

Во время питания рецепторы языка и неба посылают в нервную систему импульсы, несущие информацию о характере принимаемой пищи. В это время необходимо, чтобы язык длительно находился в соприкосновении с пищей, увеличивая время еды. Отвлечение внимания другой психической деятельностью препятствует управлению процессом питания. Сознание должно следить за тем, что происходит во рту. Медитация (сосредоточение внимания на процессе переработки пищи во рту) во время приема пищи способствует более быстрому возникновению ощущения о насыщении и является средством против ожирения. Поэтому есть надо в приятной и спокойной обстановке и такое может проделать каждый самостоятельно, где бы он ни находился.
Успехи в быстрой ликвидации симптомов заболеваний (а не их причин) с помощью различных медикаментозных средств позволили основателям современной медицины в свое время задвинуть в тень флетчеризм. Но современный кризис этой же медицины делает актуальным возврат к флетчеризму и его модификациям. Опыт и практика автора подтверждают это. Метод длительного жевания имеет ряд преимуществ перед раздельным питанием. Они сводятся к следующему.

  • Лечебное жевание доступно каждому и не требует медицинского контроля.
  • Лечебное жевание - это процесс раздельного питания в чистом виде, поскольку любая пища, состоящая из белков, жиров и углеводов, переваривается раздельно: во рту и тонком кишечнике перевариваются ее углеводы, а в желудке - белковые компоненты.
  • Организм плавно и постепенно при привычном рационе питания приводит в норму все системы желудочно-кишечного тракта и восстанавливает природные возможности иммунной системы без нарушения установившейся системы биоритмов организма.
  • Лечебное жевание требует для восстановления систем организма наименьшее количество энергии по сравнению с другими методами. Поэтому получаемая экономия энергии организма позволяет реализовать наибольшие его реставрационные возможности.
  • Обеспечивается оздоровление всего организма и его систем: пищеварительной, нервной, иммунной и других.
  • Значительное снижение потребляемой пищи (в 2-4 раза) предупреждает появление лишнего веса после проведения курса лечебного жевания, снижает расходы на питание, уменьшает количество образующихся в организме токсинов, облегчая работу систем выделения, способствуя их оздоровлению.

Естественным образом вырабатывается условный рефлекс - привычка длительного жевания после окончания лечебного цикла, которая может сохраняться годами при эпизодическом повторении цикла лечебного жевания. Этот метод в сочетании с любым видам голодания дают поразительные эффекты похудения и оздоровления желудочно - кишечного тракта и всего организма.