Стоит ли носить на руках малыша или нам не страшен ручной ребенок! Как правильно носить новорожденного и показать ему мир? Полезное видео о фитнесе с малышом

Здравствуйте, дорогие читатели!

В этой статье предлагаю выяснить резонно ли носить на руках малыша и как ручной ребенок может изменить жизнь матери. Какие выгоды для мамы и младенца можно извлечь из такого тесного контакта. А также, почему случается так, что и как с этим жить.

Отдельным пунктом опишу, какое влияние оказывает ношение ребенка на здоровье матери.

В комментариях жду Ваши отзывы и вопросы, а также предлагаю собрать копилку полезного опыта мам ручных детей. Особенно ценен, для читателей, будет опыт мам, у которых больше одного ребенка.

Ношение на руках дает малышу чувство безопасности и комфорта. Создает условия для мягкой адаптации после родов — сохраняется тесная близость с матерью с ее теплом, запахом, голосом, биением сердца и прочими привычными условиями жизни.

Существует метод выхаживания недоношенных и маловесных детей — «Метод кенгуру «, когда ребенок контактирует с матерью кожа к коже 24 часа в сутки. Он создан на основе мощного положительного влияния такого контакта на ребенка, в значительной мере стимулирующего физическое и психическое развитие младенца. Данные эффекты справедливы для абсолютно всех детей.

Когда ребенок находиться на руках у матери происходит тесный диалог тел матери и ребенка . Да да, именно диалог. Это самый первый диалог, на который способен малыш. Когда мама держит ребенка, она подстраивает свои руки под тело малыша, а он ей отвечает взаимностью. Представьте тактильный диалог двух влюбленных — мимолетные касания, легкие или тесные объятия… Особенно остро ощущается он на первых порах, затем, возможно, входит в привычку. Так и с ребенком.

Он еще не умеет говорить, изъясняться жестами, но на уровне телесного тонуса уже общается с Вами. Когда все хорошо — он расслаблен, когда есть дискомфорт или боль — напряжен, когда страшно — крепче прижимается к маме и так далее. Те же самые сигналы он считывает и с материнского тела.

Таким образом, когда мама носит ребенка, она сообщает ему подробную информацию о происходящем тактильно и голосом. Продолжает развивать вестибулярный аппарат посредством покачивания при ходьбе, а так же массирует его тело. Согревает, дает грудь по потребности.

Частый или постоянный контакт способствует формированию и укреплению привязанности между матерью и ребенком . Поговорка «С глаз долой — из сердца вон» более чем справедлива для малыша — когда мамы нет рядом, значит ее вообще нет, а это очень страшно!

Отношение человека к жизни, к окружающей его реальности является одной из важных характеристик личности. И основы мировосприятия любого человека закладываются в первые годы жизни. Для правильного развития ребенка очень важно, в частности, осознание им собственной значимости, которую обеспечивает уверенность в том, что он нужен своим родителям. И самым главным доказательством искренней любви близких для младенца является немедленная реакция на его желания.

Психическое развитие новорожденного

Новорожденный в основном только ест и спит. На втором и тем более третьем месяце в жизнь ребенка входят периоды бодрствования, которые все больше увеличиваются. Сидеть малыш еще не умеет, но желание созерцать окружающий мир у него очень велико, и кроха сообщает вам об этом настойчивыми "просьбами" взять его на руки. Психическое развитие новорожденного ребенка сопровождают следующие очень важные процессы:

  • социальная адаптация - поэтому для полноценного, гармоничного развития малышу необходимо общение с людьми);
  • импринтинг - запечатлевание в памяти младенца впечатлений и образов, воспринятых в первые минуты после рождения наиболее важных объектов;
  • эмоциональное развитие: маленькому ребенку особенно необходимы положительные эмоции
  • они стимулируют развитие его психики, тогда как отрицательные, наоборот, тормозят;
  • интеллектуальное развитие: следует удовлетворять огромную потребность ребенка в новых впечатлениях ненасыщаемость в получении новых впечатлений (остановить этот процесс может только переутомление);
  • необходимость в получении все более усложняющейся информации

Существует очень простой способ, удовлетворяющий практически всем этим требованиям: ЧАЩЕ БРАТЬ РЕБЕНКА НА РУКИ.

Чудодейственный физический контакт

Ношение ребенка на руках способствует развитию у него тактильной чувствительности (чувства прикосновения, осязания). Для малыша эти чувства являются едва ли не главными. Об этом свидетельствует, например, раннее внутриутробное (на 5-6 неделе беременности) формирование тактильных рецепторов (нервных клеток, передающих в головной мозг информацию о прикосновении и осязании), опережающее развитие всех других органов чувств. Тактильные рецепторы не собраны в один орган, как глаз или ухо, а рассеяны по всему телу, особенно их много на кончиках пальцев и губах, меньше всего - на плечах, бедрах и спине. Выделяют несколько видов и типов таких нервных клеток. Одни быстро передают в мозг информацию о касании и отключаются (например, мы быстро перестаем ощущать давление ремешка от часов на руке), другие работают медленнее, но зато длительно посылают сигналы в мозг, где осуществляется их обработка. При этом, ваши действия должны начинаться с одного - подойти к ребенку и взять на руки, что бы переодеть, накормить, укачать, спеть колыбельную песенку (при этом малышу совсем не важно есть ли у вас музыкальный слух) и пр.. Прижавшись к матери, малыш успокаивается, согревается, не тратит время и энергию на крик и плач, а начинает присматриваться и прислушиваться ко всему, что происходит вокруг. Кроме того,

  • Ношение на руках тренирует вестибулярный аппарат (особенно если мама периодически будет ходить по кругу, например, вокруг стола, одновременно совершая плавные движения из стороны в сторону, вверх-вниз и вперед-назад).
  • Наблюдая за артикуляцией матери, слушая ее, ребенок готовится к самостоятельному освоению речи.
  • Малыш может улавливать интонации знакомого с внутриутробного периода жизни голоса, перенимать эмоциональное состояние матери.
  • У молодой мамы снижается тревожность и улучшается настроение (что особенно важно при депрессивном состоянии, наблюдающемся у некоторых женщин после родов).
  • Практический опыт наглядно демонстрирует, что недоношенные дети быстрее догоняют сверстников в развитии, если растут, находясь постоянно в непосредственной близости от матери -на руках: даже ее дыхание способствует стабилизации дыхательного ритма младенца.

Берем на руки - балуем?

Можно ли, часто беря малыша на руки, избаловать его? Если потребности ребенка не игнорируют, не отказывают ему в ласке и тактильном контакте, то это вовсе не означает, что его балуют и плохо воспитывают. Любовь -это не синоним плохого воспитания, тем более, если мы говорим о малыше, которому всего несколько недель. Существует мнение, что до 12 месяцев избаловать ребенка нельзя -до этого возраста все его "капризы" обоснованы потребностями, поэтому взрослый должен во всем потакать малышу. И только по достижении малышом года родители должны выборочно относиться к его запросам -исходя из того, чем они вызваны. С этого возраста малышу уже можно прививать понятие о том, что потребности есть не только у него, но и у окружающих его людей. Во что выливается наша сдержанность Жесткие методики воспитания, согласно которым брать ребенка на руки означает баловать его, игнорируют естественную потребность малыша в постоянном присутствии матери (или того, кто за ним ухаживает). Пропагандируя принцип раннего формирования "самостоятельности", они имеют существенные отрицательные черты. Во-первых, у ребенка, сознательно отлучаемого от матери, не формируется доверительное, доброе отношение к миру, и это непременно негативно скажется в его взрослой жизни. Во-вторых, ограничение телесного контакта между матерью и малышом не способствует возникновению между ними взаимных чувств. Неудивительно, что ребенок в подобных случаях воспринимается как помеха для привычного образа жизни и обычных дел. А кроха постоянно нуждается в общении и его плач -это призыв ко всем и в первую очередь к маме: "Я голоден!", "У меня грязный подгузник!", "Мне трудно уснуть!". Ведь даже в тех случаях, когда, казалось бы, нет никаких причин для слез, малыш может разразиться обиженным или сердитым плачем -потому что он еще не готов к одиночеству, слишком сильна еще его биологическая связь с мамой. В-третьих, следует иметь в виду, что строгое отношение к ребенку, когда взрослые стараются не показывать своих чувств и эмоций по отношению к чаду, не является залогом хорошего воспитания малыша и его дальнейшей успешности. Конечно, чаще всего у молодой мамы очень много хлопот по дому. Поэтому если она будет часто брать малыша на руки, придется пожертвовать какими-то делами. К тому же носить ребенка на руках еще и физически не очень легко. В общем, при желании причин для сведения телесного контакта с ребенком к минимуму можно найти множество. Здесь необходимо расставить приоритеты и решить, что для вас важнее -ежедневная рутина или развитие ребенка. Если же вы хотите как следует заниматься ребенком и одновременно не запустить быт, поищите себе помощников-союзников, с которыми можно все успеть.

Держим ребенка правильно

Итак, если вы осознали важность непосредственного физического контакта с ребенком и решили применить его на практике, вам осталась самая малость -научиться носить кроху на руках правильно. Как держать ребенка на руках, чтобы не причинить ему вреда? Ведь длительное пребывание крохи в неправильной позе может стать причиной формирования у него в дальнейшем дефектов осанки и искривления позвоночника. Положение малыша на руках у матери (или другого взрослого) прежде всего зависит от его возраста, а также и от того, будет ли он спать или "гулять" вместе с мамой.. До 2-2,5 месяцев (а иногда и дольше) головку малыша обязательно нужно поддерживать, поэтому в горизонтальном положении (лицом вверх) устройте ребенка на вашей руке так, чтобы его затылок лег вам на локоть, спинка -на предплечье, а ваши кисти должны поддерживать попу и бедра малыша. Можно положить малыша на ваше предплечье и животом. В этом случае голова малыша должна оказаться в сгибе локтя, а ваши кисти сомкнутся на животе крохи, и одна рука пройдет между ножками карапуза. Если вы хотите подержать ребенка в вертикальном положении, например для того, чтобы он срыгнул лишний воздух, то поддерживайте ему голову и спинку: одну свою ладонь положите на затылок малыша, предплечьем плотно прижмите его тело к себе. Второй рукой фиксируйте ягодицы крохи. Внимание! Ни в коем случае не присаживайте ребенка себе на руку до уверенного овладения им навыка сидения, что происходит в среднем в возрасте 6-ти месяцев. С 2,5-3 месяцев уже можно носить малыша, повернув его лицом от себя, одной рукой придерживая его на уровне груди, другой -на уровне бедер.

Как облегчить "свою ношу"

Малыш растет, увеличивается масса его тела, и носить кроху долго на руках становится тяжело (особенно после 3-месячного возраста, когда вес ребенка достигает в среднем 6 кг). Здесь могут выручить вас на какое-то время вспомогательные приспособления для ношения детей, например беби-слинг и рюкзачок-"кенгуру". Беби-слинг -это современная модификация лоскута ткани, которым подвязывают ребенка к матери в некоторых азиатских и африканских странах.). Беби-слинг обеспечивает тесный физический контакт матери и ребенка и все уже перечисленные преимущества такой близости. Кроме того, с ним при необходимости проще покормить ребенка грудью, находясь на улице или в другом общественном месте, -широкий лоскут ткани укроет от нескромных взглядов; удобно укачивать и убаюкивать ребенка. Носить младенца в лоскуте можно начиная с его рождения и дополутора лет. Все зависит от веса малыша и ваших физических возможностей. Еще очень важно найти оптимальную позицию для ребенка и для мамы, которая обеспечивала бы обоим максимальный комфорт. Основными положениями малыша в беби-слинге являются горизонтальное, с поддержкой позвоночника, и (для более старших детей) приподнятое вертикальное или сидячее, когда ребенок плотно притянут к вам тканью. Рюкзак-"кенгуру" можно использовать только после того, как малыш научится уверенно держать голову и у него окрепнут мышцы. Предпочтение следует отдать рюкзакам с жесткой спинкой. Но все же слишком увлекаться беби-слингом и рюкзаком-"кенгуру" не стоит. Во-первых, малышу все же полезнее лежать на жестком матрасе кроватки или коляски. Во-вторых вряд ли ребенку понравится спать сидя в рюкзаке. И в-третьих, длительное нахождение ребенка в одной и той же позе, обуславливающей неравномерную нагрузку на различные отделы позвоночника, может спровоцировать патологию опорно-двигательного аппарата. Поэтому не рекомендуется держать малыша в Бэби-слинге и "кенгуру" более 40 минут в сутки. Когда ребенок немного повзрослеет, можно практиковать позу, когда малыш сидит на мамином боку, лицом к ней. Преимущества такого положения: у мамы свободна одна рука, а у ребенка отличный обзор. Если маме по состоянию здоровья не рекомендуется брать малыша на руки, то можно чаще класть его к себе на живот, сажать его на колени или поручить эту почетную обязанность папе. Периодически следует оставлять малыша одного в кроватке или манеже -вы ведь тоже устаете от излишнего общения даже с самым приятным вам человеком. Но при этом мама не должна надолго пропадать из поля зрения крохи, Дайте ребенку возможность самостоятельно любоваться или играть игрушками, ощупывать одеяло, изучать собственные кулачки… Это также очень важно для полноценного развития малыша -вряд ли он научится ползать, а затем и ходить, если все время будет находиться на маминых руках. Естественное отлучение от рук Чем ближе возраст полутора -двух лет, тем реже мы носим ребенка на руках. Дети этого возраста все больше стремятся к самостоятельности, активно и неутомимо исследуют окружающий мир. Но все равно они найдут время, чтобы удобно устроиться на коленях родителей, а устав от долгой прогулки, с удовольствием залезают к папе "на ручки" или на шею. В этом возрасте (как и в гораздо более позднем) им все так же необходимы любовь и ласка, внимание и забота, и все так же они нуждаются в физическом контакте с родителями. Причем это в одинаковой степени важно как для девочек, так и для мальчиков. Воспитание мужественности вовсе не должно сопровождаться отсутствием родительской ласки. Ребенок любого пола и любого возраста нуждается в поцелуе мамы перед сном и после пробуждения, в ласковом и успокаивающем объятии. Конечно, воспитание каждого ребенка -это сугубо индивидуальный процесс. Уже в раннем возрасте заметна разница между малышами: одни с удовольствием возятся с игрушками в одиночестве, другие требуют постоянного присутствия матери. Такое поведение обусловлено как особенностями темперамента, характера малыша, так и педагогическим мастерством (или промахами) родителей. Улыбайтесь своему ребенку, будьте внимательны к нему -это позволит вам лучше чувствовать друг друга. Наградой за ваше терпение и любовь будет счастливый, любящий малыш и в дальнейшем ваш "ручной" ребенок сможет стать опорой для вас и собственной семьи.

Чего нельзя делать взрослым, общаясь с ребенком?

  • Постоянно тормошить и тискать ребенка, не считаясь с его состоянием и желанием.
  • Подбрасывать ребенка вверх (часто это делают отцы и дедушки), так как можно уронить малыша и травмировать его.
  • Целовать лицо ребенка, особенно на первом году жизни, чтобы не заразить кроху какой-нибудь инфекцией, например герпесом.

Для выхаживания новорожденных или маловесных, недоношенных детей особенно хороша "тактика кенгуру", когда во время дневного сна малыша укладывают маме на грудь (животиком вниз). При этом женщине надо устроиться поудобнее, принять полугоризонтальное положение в кровати или на диване, подложив под спину две-три подушки. В таком положении ребенку комфортно, уютно и проспать он может гораздо дольше. Мама в это время тоже может подремать или почитать книгу.

Ученые утверждают

Американские ученые установили, что прикосновения к телу способствуют лучшему формированию иммунитета, стимулируют центральную нервную систему, выработку гормонов и даже повышают уровень гемоглобина в организме человека. Психологи располагают данными, что те дети, которым не давали плакать в первые месяцы жизни, вовремя устраняли причины дискомфорта, впоследствии выросли более спокойными, чем те, которым предоставляли возможность "наплакаться".

Известно, что уровень психомоторного развития детей, постоянно находящихся "на маме", выше, нежели у тех их сверстников, телесный контакт с матерью у которых ограничен (правда, это касается лишь первых лет жизни). К таким выводам пришли исследователи, изучавшие детей в африканских странах, где малыши с рождения находятся на спине у мамы, привязанные к ней платком или куском материи. Причем матери настолько хорошо "чувствуют" своих детей, что даже не пользуются пеленками: в нужный момент они просто достают чадо из лоскута, "высаживают" и после отправления ребенком физиологических потребностей помещают обратно.

Дело в том, что малышу нужно получить определенный набор ощущений и переживаний при взаимодействии с мамой. Если кроха лишен этого опыта, то ему будет сложно гармонично развиваться в дальнейшем. Поэтому большинство современных педиатров и психологов утверждают, что желание новорожденного находиться на руках у мамы – это его естественная потребность, необходимая для нормального роста малыша.

Зачем носить ребенка на руках?

Мир для новорожденного – это его мама. Во время беременности, особенно в течение последних месяцев вынашивания, тело малыша находится в амниотической жидкости и сжато стенками матки. Еще не родившийся кроха чувствует себя там тепло, спокойно и уютно. После рождения ребенок словно попадает в совершенно другой мир, где ему становится неуютно и страшно.

Ощущения маленького человека разделяются на знакомые по жизни в утробе до рождения и незнакомые. Первые ассоциируются с источником спокойствия и удовольствия, а новые, наоборот, таят в себе опасность и угрозу. Сохранение прежних ориентиров может быть достигнуто лишь за счет постоянного присутствия рядом с новорожденным его мамы. Ее запах, прикосновения, биение ее сердца и ритм дыхания напоминают крохе комфорт внутриутробного существования и помогают ему вернуть чувство защищенности и спокойствия.

Физический контакт с мамой – это одно из самых важных условий легкой адаптации ребенка, недавно появившегося на свет, к условиям внеутробной жизни. Ему необходимо это взаимодействие на протяжении всего дня и в разных ситуациях: когда он не может заснуть, когда ему страшно, когда он хочет общаться и т.д. Прочная связь мамы и младенца в первые месяцы жизни крохи помогает ему нормально расти и развиваться.

К моменту рождения из пяти органов чувств наиболее развитыми оказываются обоняние и осязание. Именно кожно-мышечные ощущения в первое время после родов являются основным источником впечатлений и положительных эмоций. Тактильные рецепторы расположены по всему телу ребенка, именно поэтому он так чувствителен к прикосновениям, поглаживаниям и поэтому его нужно как можно чаще носить на на руках.

Носить ребенка на руках - это эмоциональный и физический контакт с мамой

Природа наделила новорожденного способностью к общению и взаимодействию с окружающими. С первых дней ребенок всячески добивается близости с мамой и привлекает к себе ее внимание с помощью различных звуков, плача или движений. Важно с пониманием реагировать на каждый «каприз» малыша и стараться удовлетворить его потребности.

В некоторых случаях плач ребенка вызван именно тем, что малыш хочет побыть с мамой. Если она не реагирует на этот призыв и кроха не получает достаточного количества тактильных ощущений – он становится беспокойным, капризным и начинает своим плачем постоянно провоцировать взрослых на взаимодействие. Дефицит тактильных ощущений от мамы в первые месяцы жизни может привести в дальнейшем к формированию у ребенка различных фобий (страхов), неврозов, нарушений речи, к энурезу (недержание мочи), а также повлиять на его характер и становление как личности.

Чувство, которое формируется у ребенка в самых ранних и тесных отношениях с его мамой, является базовым, на основе которого складываются его дальнейшие взаимоотношения и взаимодействие с окружающим миром. Малыши, которых мало носили на руках, часто вырастают конфликтными, агрессивными или, наоборот, слишком робкими, несамостоятельными и обладают низкой самооценкой. Психологи выделяют феномен сенсорного голодания, который проявляется у деток, с самого рождения растущих без мамы. Наблюдения проводились в домах ребенка, воспитанники которых были лишены материнской любви и нежных прикосновений. В результате у детей отмечалась задержка психического и физического развития и формирование защитного поведения. Было выявлено, что отсутствие материнской ласки может вести к соматическим расстройствам уже с 2-месячного возраста.

Это еще раз доказывает, что на здоровье ребенка влияет не только правильное питание и своевременный уход, но и возможность эмоционального контакта с мамой. Ее голос, ласковые касания, прижимание к груди являются необходимыми раздражителями для развития коры головного мозга.

Ручной ребенок - это хорошо или плохо?

Носить ребенка на руках нужно как минимум от рождения малыша до момента, когда он начинает ползать (6–7 месяцев). С этого времени ребенок хочет познавать все сам, для него расширяется пространство окружающего мира, и он меньше времени проводит у мамы на руках. Продолжительность «ручного периода» индивидуальна у каждого младенца и напрямую связана с темпераментом крохи, особенностями его характера и состоянием его здоровья.


Чем же отличаются детки, которых мамы много носят на руках, от своих сверстников, лишенных этого?

  • Они опережают других малышей по показателям нервно-психического развития . Прикосновения – один из важнейших стимулов развития центральной нервной системы. Сигналы от кожных рецепторов поступают в различные центры коры головного мозга, способствуя их интенсивному формированию.
  • У «ручных» детей, как правило, быстрее устанавливается зрительный и слуховой контакт с мамой , они раньше понимают чужую речь и успешнее в «производстве» собственной. Кроме того, они демонстрируют богатство эмоций. Находясь рядом с мамой, они постоянно видят проявления ее чувств (улыбку, удивление, радость, озабоченность и т.д.) и в ответ быстрее учатся выражать свои ощущения: отвечают улыбкой на улыбку, издают звуки, совершают энергичные движения ручками и ножками.
  • Они спокойнее. Прикосновения снимают стресс. «Ручные» дети имеют более низкий уровень гормона стресса кортизола. Мамины объятия не только успокаивают младенца, но и снимают болевые ощущения за счет выработки эндорфинов. Поэтому многие женщины инстинктивно прижимают к себе ребенка, когда он плачет – и малыш быстро успокаивается.
  • Они лучше себя чувствуют . Отмечено, что у детей, которых мама постоянно гладит и обнимает, реже болит животик, они меньше страдают от колик. Это связано с тем, что при прикосновениях высвобождается гормон инулин, активизирующий работу кишечного тракта. Чем выше содержание этого гормона, тем более эффективно происходит переваривание пищи у малыша. Кроме того, мамино тепло согревает животик крохи, снимая боль.
  • Они активнее познают окружающий мир. Находясь на руках у мамы, младенцы лучше взаимодействуют с внешней средой. Во время бодрствования, когда ребенок находится в спокойном состоянии рядом с мамой и не тратит свои силы на плач, он лучше присматривается и прислушивается к окружающим его предметам. С этой высоты младенец может видеть то, что недоступно его восприятию, когда он лежит в кроватке. Если мама ведет активный образ жизни и регулярно носит ребенка, он начинает ощущать себя участником процесса, а не просто наблюдателем. Такие дети впоследствии вырастают подвижными, инициативными и проявляют больше интереса к жизни
  • У них формируется тесный контакт с мамой. Постоянная близость с мамой формирует у ребенка чувство полного доверия к ней, между ними устанавливается тесная взаимосвязь. Женщина, которая носит своего малыша на руках, лучше воспринимает его желания, понимает его потребности и вовремя удовлетворяет их.

Когда и как носить ребенка на руках?

Только что родившийся младенец не понимает слов. Но это не значит, что с ребенком не надо общаться. Малыш прекрасно «считывает» язык маминых нежных прикосновений и объятий. Именно на этом языке женщине нужно общаться с ребенком, чтобы донести свои мысли и чувства и вырастить кроху счастливым.

Общение мамы с малышом не должно происходить исключительно во время ухода за ним (кормление, переодевание и т.д.). Состояние телесного комфорта само по себе не вызывает у младенца положительных эмоций, ведь удовлетворение физических потребностей является лишь предпосылкой для них. Сами положительные эмоции возникают только при общении с другим человеком.

Маленьких деток надо брать на руки при любом плаче, когда у них появляется в этом потребность. Для них это является доказательством того, что они любимы и нужны. Как правило, долго плачут те младенцы, которые испытывают дефицит внимания со стороны родителей или ощущают недостаток телесного контакта с ними, а не «избалованные ручные» дети.?При эмоционально положительных отношениях ребенка с мамой у него, напротив, формируется ранняя детская привязанность к родителю, помогающая удовлетворить его потребность в любви. На основе этого гармоничного позитивного чувства в дальнейшем складываются все взаимоотношения маленького человека с окружающим миром.

Для того чтобы мама могла вести активную жизнь (ходить в магазины, музеи и т.д.) или заниматься домашними делами и при этом не разлучаться с ребенком, существуют различные приспособления для ношения младенцев. Например, слинг. Это держатель из ткани, с помощью которого женщина может носить ребенка на себе сразу после его рождения и до 2 лет.


Чем удобен слинг

  • В нем ребенок может находиться в разных положениях, наиболее комфортных для его возраста.
  • В слинге легко кормить малыша грудью незаметно для окружающих.
  • Малыши, как правило, хорошо засыпают
  • в слинге. Он комфортен для мамы и равномерно распределяет нагрузку на спину.

"Ребенок должен жить на руках!" — сказала мне врач, когда моей дочке был один день от роду и я робко пожаловалась, что она все время желает быть на руках, но даже так не успокаивается. При всей категоричности этого замечания в нем большая доля истины. Доктор тут же показала мне, как правильно взять ребенка, и — о чудо! — малышка тут же затихла. Действительно, мамины руки — самое теплое, мягкое и родное место для младенца, они обнимут, согреют, помогут, поддержат. Именно на маминых руках детки первого года жизни проводят большую часть времени — спят, едят, общаются с мамой, познают окружающий мир.

Природой задумано, что женщина рождается с материнским инстинктом , он зреет и просыпается в разные периоды ее жизни, обостряется в беременность. Специалисты считают, что окончательно он запускается в процессе родов, точнее, в конце потужного периода. Именно поэтому так важно, чтобы сразу после рождения малыш попал маме на грудь — это своеобразный сигнал для организма матери: с младенцем все в порядке, он жив и нуждается в мамином молоке. Получение такого сигнала помогает в дальнейшем и , и избежать послеродовой депрессии.

Но ведь малыша нужно не просто любить, поддаваясь инстинктам, о крохе нужно заботиться, ухаживать, помогать ему расти. Тут вступает в силу понятие материнского поведения . Конечно, что-то мама делает именно инстинктивно, и делает правильно, но чему-то, как ни странно, можно и нужно учиться. Именно учиться!

Возникает резонный вопрос: а как же раньше? Раньше: когда не было ни курсов для молодых родителей, ни консультантов по вскармливанию и уходу, ни даже умных книжек для мам и пап? Ответ: преемственность поколений . Маленькая девочка, а потом девушка и вот уже будущая мама всегда была окружена большим числом разновозрастных сестер, братьев. Училась искусству материнства у собственной мамы, становясь старше — помогала маме и старшим сестрам с их детьми и, родив своего ребенка, уже вполне умела с ним обращаться. В традиционных культурах до сих пор так и есть, но в цивилизованном обществе говорят, что по-настоящему опытной мама становится только после рождения четвертого ребенка.

А что же делать мамам, родившим первенца, которым, возможно, и не суждено иметь четверых детей? Так и оставаться неопытными? Конечно, нет! Всему можно научиться, и родительству в том числе.

Начинаем

Итак: что нужно знать маме, чтобы правильно начать носить младенца на руках? Что новорожденный не умеет держать голову, его позвоночник еще не имеет изгибов, необходимых для сидения и прямохождения; что лучше всего малыш первых недель жизни видит на расстоянии 30 см (как раз расстояние от маминого лица до груди); что большой поток зрительной информации может повредить младенцу.

Прежде всего, маме стоит научиться носить кроху в положении классической колыбельки . Малыш повернут к маме животиком или немного развернут на спинку, полностью лежит на одной руке или поддерживается двумя, но обязательное правило: голова малыша чуть запрокинута и лежит в локтевом сгибе мамы. Так можно и спать, и бодрствовать, и при необходимости — сосать мамину грудь.

Важно, чтобы головка была немного запрокинута, а не наклонена к груди — тогда малышу не будет трудно дышать и ротик свободно открывается для захвата груди. Таким образом, на одной зрительной линии должны находиться ушко, плечо и бедро крохи.

Порой детки не засыпают у груди, а в этом положении, если требуется, малыша удобно укачать спать. Чаще всего маме сподручнее носить ребенка только на одной стороне (причем это не зависит от того, левша мама или правша), и все же рекомендуется использовать попеременно правую и левую руки. Это служит профилактикой искривления позвоночника ребенка, способствует гармоничному развитию всего скелета и мышечного аппарата, правильному развитию зрения и даже, как показывают некоторые исследования, развитию мозга. Кроме того, так малыш может одинаково по времени сосать левую и правую грудь, не происходит дисбаланса количества молока и размера желез, а у крохи идет правильное развитие челюстного аппарата. Ношение на разных руках также немаловажно для маминой осанки, здоровья спины, плеч, рук.

Еще одно надежное и удобное положение, которое нравится многим деткам с рождения: ношение "столбиком" . Бывает, малыш расстроен, плачет или кричит и ему практически невозможно дать грудь — тогда это положение незаменимо, чтобы успокоить младенца. Малыш головой располагается на плече мамы, она поддерживает его сначала двумя, а по мере приобретения навыка — одной рукой, что освобождает вторую руку для .

Новорожденного важно поддерживать в районе лопаток, а не снизу позвоночника под попу, чтобы не создавать нежелательной компрессии (сдавливания) позвоночника. Если новорожденный поддерживается одной рукой (головка поддерживается указательным пальцем под ушком), его удобно практически положить на плечо, т.е. не только головка младенца, но и ручки окажутся у мамы на плече. Так можно полулежать с малышом, сидеть, стоять и ходить.

Деток часто успокаивает покачивание, самое безопасное и удобное для спины мамы: скручивания влево и вправо вокруг позвоночника. Такая поддержка может помочь крохе избавиться от доставляющего дискомфорт проглоченного во время кормления воздуха. (Напомним, что рекомендация "Держать малыша столбиком после кормления" актуальна скорее для деток, кормящихся из бутылочки. При заглатывания воздуха практически не происходит.) Поддержка "столбиком" способствует укреплению мышц спины новорожденного и правильному развитию позвоночника.

Непривычно?

Порой детки по тем или иным причинам рождаются с какими-то родовыми травмами, неврологическими заболеваниями, или у них могут просто болеть, например, ушки. Тогда мама ищет положение, в котором малышу наименее больно быть на руках, сосать грудь. А какие-то положения даже способствуют более быстрому выздоровлению.

Пример: 2-недельный малыш, страдающий кривошеей, отказывался от одной груди и хотел быть у мамы на руках только с одной стороны (это довольно быстро может привести к снижению лактации, отказу и от второй груди, не говоря уже о мамином подавленном душевном состоянии). Очевидно, ему было просто больно лежать на втором боку. Выходом становится кормление и ношение малыша из-под мышки : таким образом, мама меняет руки и кормит обеими грудями, но малыш всегда находится на одном боку и не испытывает дискомфорта несмотря на заболевание.

Рассмотрим эту интересную и почему-то часто игнорируемую мамами позу: малыш располагается из-под мышки , большая часть веса тела малыша приходится на мамино бедро, одной рукой мама придерживает спинку и голову ребенка, вторая рука при этом свободна. Такая поза очень подходит для спеленатого малыша. Напомним, что в любом случае должно быть свободным: ручки складываются на груди или животе ребенка, ножки могут свободно двигаться в пеленке. Можно припеленывать только ручки, особенно если они мешают крохе спать или сосать грудь. Или только ножки (пеленка тогда пройдет под мышками малыша), особенно если мама пользуется многоразовыми подгузниками.

Многим деткам нравится такое положение: лежа животиком у мамы на руке . Рука согнута в локте, предплечье прижато к животу мамы, ладонь мамы под грудью ребенка (для наглядности: поза чем-то напоминает вид леопарда, лежащего на ветке). Рука мамы может быть и под ушком крохи, если он совсем маленький и полностью помещается на предплечье. Вторая рука может быть свободна, а может тоже поддерживать младенца.

Эта поза хороша, если малыш капризничает, а также — если слишком долго спит, например, в кроватке, и его нужно разбудить для кормления (многие детки быстро просыпаются, если их берут на руки, переворачивают на живот и голова лишается опоры). Отметим, что это безопасное положение, если малыш еще не держит голову. Так можно носить кроху с рождения и пока он помещается на предплечье. Подросшие детки воспринимают такой способ ношения как игру: это же так здорово — летать на родительских руках, рассекая воздух, как вертолет или Карлсон!

На предплечье малыша также можно располагать головой в сторону локтя взрослого, и тоже можно придерживать или не придерживать второй рукой. Если прижать руку с ребенком в животу носящего, вес придется отчасти на руку, отчасти на живот. Пока кроха помещается на предплечье — отличная поза для хождения с деткой по дому.

Мы упомянули, что есть способы поддержки, позволяющие быстро и безболезненно разбудить спящего младенца. Для этого также очень подходит так называемая шейно-тоническая гимнастика . Новорожденный держится взрослым двумя руками вертикально, большие пальцы проходят под мышками и оказываются на грудке, остальные пальцы направлены вверх, крепко поддерживают голову в районе затылка около ушек и чуть выше. Малыша в таком положении можно понаклонять вперед-назад, покачать из стороны в сторону — маленькие глазки практически сразу откроются.

Лягушка на бедре

Малыш подрастает, увереннее начинает держать голову, в возрасте примерно месяца или чуть позже ему уже может не нравиться бодрствовать в положении колыбельки (зато кормиться и спать так — по-прежнему очень удобно, а главное надежно!). Кроха все больше и больше хочет располагаться вертикально. Если малыш уже согласен широко разводить ножки (примерно с полутора месяцев, а с двух-трех месяцев — точно), значит, уже безопасно носить его на животе или бедре с широко разведенными ножками ("поза лягушки") . До месяца младенцу ножки широко не разводят (по крайней мере, для длительного ношения) из-за особенностей младенческой системы кровообращения.

Сначала мама все-таки учится брать и носить кроху на животе, можно назвать такую поддержку "столбиком с разведенными ножками" . На бедре малышей рекомендуется носить примерно с 3 месяцев, т.к. на бедре сложнее контролировать головку и неокрепшую спину младенца. Поначалу, пока малыш еще не очень хорошо держит спинку, кроху нужно обязательно поддерживать, направляя свое предплечье по диагонали от лопаток к ножкам ребенка, можно даже ладонью держать бедро ребенка. Становясь старше, детки, которых часто носят таким способом, довольно быстро учатся разводить ножки, как только их берут на руки, и сразу "цепляются" за маму, практически сами за нее держатся, помогая маме их нести.

На бедре малыша носить легче (можно его поддерживать лишь одной рукой), он как бы сидит на бедре, при этом плотно прижат к маме, и нежелательной нагрузки на его позвоночник и промежность не происходит. Зато на животе удобно нести спящего ребенка, поддерживая его двумя руками. Так малыша относительно легко и очень удобно носить довольно долго, до 3-4 лет, т.е. до того возраста, пока ребенку требуется хоть иногда быть у мамы на ручках. Поза безопасна для спины взрослого (родитель при этом не прогибается, не наклоняется в одну из сторон).

Как правильно носить новорожденного и показать ему мир?

Примерно в возрасте 3-4 месяцев или немного раньше многие мамы замечают, как они говорят, желание малыша быть только лицом от мамы. Давайте разберемся: чего же на самом деле хочет ребенок? Познавать мир, смотреть вокруг себя! Но так как ползать или самостоятельно сидеть кроха пока не в состоянии, приходится изучать окружающий мир на родительских руках. Как быть?

Маме нужно понять, что ребенок желание "быть лицом от мамы" как таковое выразить пока просто не может — он мал еще для принятия таких решений. Мал он так же и для того, чтобы воспринимать и обрабатывать огромный поток зрительной, эмоциональной информации, которую он получит, будучи повернут лицом от взрослого, — особенно если мама несет малыша, и "картинка" все время стремительно меняется. Да, детки при этом затихают, даже успокаиваются, если плакали, но хорошо ли такое видимое "спокойствие" для их психики.

Кроме того, в 3-4 месяца зрение младенца еще не до конца сформировалось. Очевидно, что четкого, понятного изображения малыш не получит, а получит мелькающие с большой скоростью кадры. Это уже не полезное изучение мира, а перегрузка детского мозга, порой даже ведущая к своеобразному "отключению" — когда малыш засыпает в таком положении. Но это не здоровый сон — это защитная реакция, усталость от полученной информации. То есть такое положение становится чем-то вроде вредной привычки для младенца.

Как же показать малышу мир без вреда для него? На помощь приходят позы для ношения, когда кроха имеет возможность смотреть вокруг и в любой момент уткнуться в маму носиком, спрятаться, передохнуть. Это уже описанные способы ношения на бедре, на животе взрослого, когда ребенок смотрит из-за спины (в положении столбиком), лежит на руке взрослого, на спине взрослого (ношение в слинге или эргономичном рюкзачке).

Стоит также упомянуть, что положение на руках "лицом от взрослого" никак не способствует правильному развитию опорно-двигательного аппарата ребенка и даже может быть опасным при каких-то уже имеющихся проблемах. Взрослому в таком положении нести малыша намного тяжелее, чем, например, на бедре. Весь вес тела ребенка приходится на руки, поэтому приходится прогибаться назад, наклоняться в одну из сторон, что неизбежно ведет к боли и дальнейшим проблемам в области поясницы, плечевого пояса.

Замечено, что частое и долговременно пребывание лицом от мамы также может провоцировать . Если малыш успел привыкнуть к такому способу ношения и уже протестует против остальных, никогда не поздно его "переучить", стоит проявить лишь немного терпения и родительской настойчивости — ведь это нужно вашему чаду!

Существует способ ношения малыша, присаживая его на руку (на предплечье) взрослого . В этом положении нет ничего нежелательного для ребенка, даже того, который еще не сидит сам, однако это довольно тяжело для взрослого. Возможно, такой способ хорош для того, чтобы кратковременно взять ребенка на руки, но не для длительного ношения.

Отметим, что если ребенку не нравится тот или иной способ ношения, порой стоит разобраться, почему. Возможно, малышу неудобна одежда — например, когда малыш разводит ножки на бедре взрослого, ползунки могут чрезмерно натягиваться и давить на маленькие пальчики, доставляя дискомфорт. Всегда прислушивайтесь к чаду, иногда выражаемое недовольство — сигнал того, что у малыша что-то болит. При смене положения дискомфорт уменьшится, но проблема может остаться, и ее нужно решать.

Тяжело?

Порой от молодой мамы можно услышать что-то вроде: "Сын (дочка) уже весит столько! Как же я буду носить его через пару месяцев!?" Да, детки растут, но если мама постоянно носит кроху на руках и делает это правильно, руки привыкают, и постепенное увеличение веса практически не замечается. Так, мама при необходимости может довольно долго нести даже 3-4-летнее дитя (например, если чадо заснуло). Стоит помнить такую простую истину: ребенка нести всегда намного удобнее и легче, чем что-то ровно такого же веса, но в одной руке, например, в сумке.

Если мама испытывает трудности со спиной, страдает заболеваниями опорно-двигательного аппарата — это повод заняться своим здоровьем, выяснить причины, обратиться за помощью к врачам различного профиля, массажистам. Но это не повод не носить малыша на руках, так как правильные (подчеркиваем!) способы ношения ребенка никак не могут отрицательно сказаться на здоровье матери.

На собственном родительском опыте и в практике помощи другим мамам я заметила, что порой женщины старшего поколения еще чаще, чем молодые мамы, стремятся то взять малыша спиной к себе (при этом неестественно прогибаясь в пояснице!), то посадить его на руку и долго нести. Причем не потому, что так просит ребенок, а просто потому, что других способов себе не представляют. Или (что еще хуже!) стараются пореже брать кроху на руки, так как считают, что носить ребенка очень тяжело, неудобно и вредно для спины. Сталкивалась я также и с настоящим удивлением и даже восторгом бабушек и дедушек: малыша, оказывается, можно носить на бедре и к тому же это совсем не тяжело!

Так что порой к изучению информации об уходе за младенцем можно и нужно подключать и старшее поколение — тех, кто будет присматривать за малышом в родительское отсутствие. Для обучения навыкам родительства, в том числе способам ношения ребенка, полезно обращаться за помощью к опытным, вырастившим и выкормившим грудью не одного малыша мамам или специалистам по естественному вскармливанию, по уходу за детьми. Таким образом, такой важный для человечества принцип преемственности, конечно, видоизменяется, но все-таки не исчезает бесследно.

Фото предоставили: Ольга Белова, Полина Мальченко, Марина Маслакова, Александра (shusya3), Анастасия Полугрудова.

После рождения второго малыша, маме необходимо уделять ему много внимания – кормить, переодевать, укачивать, носить на ручках. А для игр с первенцем времени остается намного меньше, чем раньше. Но ведь старший ребенок тоже хочет внимания и общения с мамой. Как это сделать, когда почти все время на руках малыш? Конечно, есть детки, которые могут подолгу спать сами в кроватке. Но есть и такие, которые не хотят сами лежать – они сразу просыпаются и зовут маму. Как же тогда уделять внимание старшему ребенку? Во что с ним играть, когда у вас на руках грудничок? Об этом мы и поговорим в данной статье.

Все ситуации я условно разделила на три группы: когда вы с младенцем лежите на кровати, а старший рядом, когда вы сидите с младенцем на руках, и когда вы с младенцем ходите.

Если мама с младенцем лежит, а старший ребенок рядом

Вы лежите с младшим на кровати, а старший ребенок сидит или лежит рядом. В этом случае движения ваших рук ограничены. Но вашему голосу и фантазии ничего не мешает 🙂 Поэтому нам доступны в игры и занятия, где можно в основном говорить, рассказывать, придумывать, развивая тем самым память, фантазию, воображение. Что сюда относится:

  • Почитать сказки или рассказать по памяти. Правда, руки быстро устают держать книжку на весу (и если никак по-другому ее не взять). Но давайте представим, что мы в спортзале и делаем упражнения для укрепления мышц рук 🙂
  • Изучать развивающие книжки, выполнять задания устно, какие возможно;
  • Пальчиковые игры, фокусы (конечно, надо заранее разучить парочку);
  • Загадки;
  • Рассказать историю «а когда я была маленькая…». Дети обычно любят подобные истории и готовы слушать одно и тоже по 10 раз;
  • Просто поговорить, обсудить что-то, что вы будете делать вместе;
  • Давать задания;
  • Попросить ребенка вас расчесать – мои дети это любят 🙂 я лежу на кровати с малышкой, волосы – на подушке, а дети старательно их расчесывают;
  • Поиграть за игрушки;
  • Спеть песни – можно своего сочинения из серии «что вижу, то — пою», даже если вы считаете, что у вас нет голоса;
  • Придумывать, на что похожи тени на стене/абстрактные рисунки на шторах и пр.

Кто-то может со мной не согласиться и скажет, что невозможно так заниматься со старшим, при этом укладывая младшего, так как старший шумит и кричит, хотя просишь его играть и говорить потише. Но мой опыт показывает: если взять инициативу в свои руки и самой начать «заговаривать зубы» старшему, что-то рассказывать, спрашивать, поддерживать общение из ведущей позиции (а не из ведомой, когда старший все слова из вас как клещами вытаскивает и вы нехотя отвечаете), то ребенок увлечен, заинтересован и ведет себя спокойно.

Если мама с малышом сидит

Вы сидите на полу/диване/кровати. Помимо игр и занятий из прошлого списка подойдут также игры и занятия, в которых вы сможете спокойно сидеть и действовать одной рукой. Например:

  • Настольные игры;
  • Конструктор;
  • Раскраски;
  • Пластилин;
  • Рисование;
  • Наклейки;
  • Делать ребенку легкий массаж;
  • «Салон красоты» — вы сидите на стульчике, а старший ребенок делает вам прическу (помните, важен процесс и занятость ребенка, а не результат);
  • Рассматривать фотоальбомы, где старший маленький, в таком же возрасте, как сейчас младший;
  • Старший показывает представление, а вы с младшим – зрители;
  • Игры с перчаточными куклами;
  • Катать машинки вокруг себя;
  • Играть за кукол.

В общем, всё, что вы можете делать в сидячем положении.

Если мама ходит с малышом на руках

Вы ходите с младшим, он на руках или в слинге. Если он в слинге, или просто получается держать его одной рукой, то вторая – свободная. Здесь уже подойдут и некоторые активные игры.

  • Прятки;
  • Догонялки;
  • Горячо-холодно – вы что-то прячете, а ребенок это ищет;
  • Делать мелкую уборку и просить старшего чем-то помочь;
  • Поливать цветы.

Как вы понимаете, это примерные списки, которые помогут вам посмотреть в нужном направлении. Возможно, читая их, вы придумаете что-то свое, и это будет здорово. Все эти списки дополняют друг друга и пересекаются.

Еще хотелось бы обратить ваше внимание на такой момент – когда у вас есть старший ребенок, то довольно сложно по нескольку раз в день делать так, чтобы старший был в другой комнате, а вы младшего укладываете в тишине. Очень вероятно, что старший захочет к вам. На мой взгляд, нет необходимости укладывать спать младшего в абсолютной тишине – это непрактично. В этом случае он будет просыпаться от каждого звука.

Но если вы изначально укачиваете младенца на руках, разговаривая со старшим, и старший шумит рядом (я не имею ввиду очень громкие крики и визг – скорее он просто возится рядом, разговаривает с вами, говорит за игрушки), то младший привыкает спать с таким фоновым шумом. И когда вы что-то рассказываете старшему спокойным голосом, то и младший под это хорошо засыпает.