Развитие мелкой моторики руки у младших школьников. На развитие мелкой моторики. Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Развитие мелкой моторики у младших школьников на логопедических занятиях

Обобщение опыта работы учителя-логопеда

I квалификационной категории О.Е.Цой.

Краткое изложение содержания методического материала, актуальность, назначение, кем и когда может быть использован.

Известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому принадлежит высказывание « Ум ребенка – на кончиках его пальцев». Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно на руке и на языке.

Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики благотворно влияет на процесс развития речи, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а также является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровня развития мышления, памяти и внимания. Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики – два взаимосвязанных неразрывных процесса. У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Именно поэтому на логопедических занятиях большое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Каждое занятие включает в себя игры, упражнения, задания, направленные на развитие этого процесса.

Работа может быть использована различными специалистами (логопедами, воспитателями, учителями, дефектологами родителями ), для проведения индивидуальных, групповых занятий с детьми младшего школьного возраста.

Пособие содержит материал, который включает большое количество разнообразных новых и уже хорошо известных приёмов работы, предлагаемых различными авторами Т.А. Ткаченко, В.М. Акименко,

Н.В Нищевой, Е.А. смирновой, Е. М. Новиковой, Т.А.Черновой), направленных на развитие мелкой моторики.

Использование предлагаемых игр и упражнений будут способствовать развитию и совершенствованию у учащихся мелкой моторики, а значит и благотворно влиять на процесс развития речи, повышать работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровня развития мышления, памяти и внимания.

Работа состоит из двух частей:

Часть I – Развитие мелкой моторики.

Часть

Часть I -Развитие мелкой моторики.

Движение пальцев рук человека в процессе эволюции оказались тесно связанными с речевой функцией. До появления словесной речи первобытный человек, производя различные орудия, многие сотни лет утончал и совершенствовал работу руки и пальцев. Его первой формой общения были жесты, затем начавшие сочетаться с возгласами, выкриками. По ходу развития руки происходило увеличение площади двигательной проекции кисти в мозге человека, т.е. развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики стимулирует, ускоряет процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только знания и опыт многих поколений, но и исследования физиологов. Доказано, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».

Наряду с традиционными методами развития мелкой моторики (использование развивающих игрушек, штрихование, изобразительная деятельность - лепка, рисование, резание по контуру, вырезание предметов по начерченным на бумаге линиям, ручной труд, пальчиковый массаж, гимнастика ) активно на логопедических занятиях применяются нетрадиционные методы .

К нетрадиционным методам относят игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, массаж с помощью мячика Су-джок, иппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко, массаж и самомассаж сопровождаемый стихотворным текстом или выполняемый под музыку, применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое). Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.

1. Использование развивающих игрушек.

В настоящее время используют множество интересных детских игрушек, цель которых – развитие мелкой моторики у детей, как средство развития речи. Роль игрушки для развития мелкой моторики заключается в том, чтобы ускорить, а также усовершенствовать данный навык в развитии ребенка. Здесь используются игры-шнуровки, различные кубики палочки, конструкторы, пирамидки, лабиринты, доски Сегена (рамки, вкладыши), фигу рки на магнитах, кубы сортёры, пазлы, мозаика. Использование данных игр помогает развивать и совершенствовать не только моторику рук, но и навыки пространственного восприятия, зрительного анализа и синтеза, зрительно-моторной координации тактильных ощущений, логического мышления, позволяют уточнить сенсорные эталоны.

Игрушки- шнуровки Доски Сегена (рамки, вкладыши)

Игрушки-лабиринты

Игры-пазлы

Мозаика Игры- бусы

Мягкие развивающте игрушки Фигурки на магнитах

Конструкторы Конструктор букв

Игры с резиночками

Палочки Кьюзинера и приложение к ним – игровой альбом

Блоки Дьениша и приложение к ним – игровой альбом

Кубики Никитина «Сложи узор» и приложение к ним –игровой альбом

2.Пальчиковые игры, пальчиковые куклы и куклы-перчатки.

Игры с пальчиками стимулируют, ускоряет процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только знания и опыт многих поколений, но и исследования физиологов. Доказано, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка.

Пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Главная цель этих игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Оказался выраженным и коррекционный эффект от подобных игр - проговаривание стихов одновременно с выполнением движений, заметно ритмизует речь, делает ее более четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие детей.

В пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью. Другим основным массажным приемом в этих играх считается растирание. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью. К данному приему относятся еще и такие массажные движения, как пиление, строгание, штрихование и пересекание. Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывание, рубление, поколачивание, встряхивание и т.д. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снимает повышенный тонус и нервную возбудимость. Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:

- формирование познавательной активности и творческого воображения детей;

- развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.

- развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

- развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Кроме того, такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии. А это в свою очередь, способствует более полному и свободному самовыражению детей, их открытости.

С этой целью на уроках широко применяются пальчиковые игры Е.С. Железновой. Удобство использование игр в том, что к каждому стихотворению написана музыка и яркая картинка.

Пальчиковые игры Е.Железновой - инструкция+ музыка+ иллюстрация

Кроме того, на логопедических занятиях проводятся всевозможные пальчиковые театры. Пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая:

способствует развитию мелкой моторики;

развивает пространственное восприятие;

развивает словарный запас;

развивает познавательные способности: память, мышление, воображение, восприятие, внимание.

развивает творческие способности.

Данный вид упражнений зачастую применяется на индивидуальных занятиях. Кукла на пальце может перемещаться влево, вправо, вверх, в них, по кругу. Если надеть 2 куклы на обе руки ребенка, то куклы могут обниматься при встрече, целоваться, драться и мириться. Интерес к кукле, которую ребенок одушевляет, позволит удерживать руку и пальцы в определенном положении и выполнять при этом сложные движения, что без интереса к кукле было бы утомительно, а, может, и невозможно.

3. Массаж и самомассаж.

Самомассаж является прекрасным средством развития мелкой моторики. Самомассаж можно выполнять, как с предметами, так и без них (пальчиковые игры). Одним из приемов самомассажа является использование массажеров разной формы и величины (мячики «ежики»).

Широкое распространение и успешное применение в логопедической практике нашел метод Су-джок-терапии. Использование тренажеров Су-джок совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений.

Самомассаж шариком Су-джок.

1, 2, 3, 4, 5!

Буду шарик я катать

По ладошке прокачу

И ее пощекочу.

Шар по кругу я катаю

И ладошку разминаю.

И по пальцам прокачу

Каждый я пощекочу.

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Шар по пальчику катись.

Сильно шарик я сожму,

Подержу и разожму.

Также для самомассажа подушечек пальцев и ладоней рук можно использовать игольчатые коврики Ляпко и аппликатор Кузнецова.

«Прижимающий» самомассаж подушечек пальцев с использованием «колючего» коврика Ляпко.

Шел медведь к своей берлоге.

Да споткнулся на пороге.

«Видно, очень мало сил

Я на зиму накопил» -

Так подумал и пошел

Он на поиск диких пчел.

Все медведи – сладкоежки,

Любят есть медок без спешки,

А наевшись, без тревоги

До весны сопят в берлоге.

Кисть одной руки лежит на коврике ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь. На каждую строчку нажимаем на один палец.

Из массажной щетки для волос можно изготовить тренажер «ежик» - к складной щетке прикрепить эластичную ленту, обеспечивающую плотное прилегание к ладони ребенка. Надев тренажер на одну ладонь зубцами наружу, ребенок поглаживает, хлопает по второй ладони. Можно надеть «ежиков» на обе руки и похлопать в ладоши. Хлопая, приговаривать:

Лапушки, лапушки,

Поиграйте в ладушки.

Хлопайте в ладошки –

Вам дадут лепешки.

Прекрасным орудием для развития пальцев и кисти рук является обычная хозяйственная прищепка. Их можно использовать как для закрепления навыка открывания прищепки, прикрепляя прищепки к любым предметам – тарелки, картонки, картинки (добавление недостающих деталей (ёжику и ёлочке - иголки, солнышку – лучики и т. д.), так и для проведения самомассажа подушечек пальцев. Исходное положение для каждого упражнения: рука согнута в локте, стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами. В последующих занятиях можно задействовать обе руки и ритмично закрывать и открывать прищепки по ходу проговаривания текста.

Сильно кусает

Котенок-глупыш!

Он думает, что это

Не палец, а мышь!

Но я же играю с тобою, малыш!

А будешь кусаться – скажу тебе:

«Кыш! »

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки. Затем на каждый ударный слог ударяют пальчиками по парте – от большого пальца к мизинцу.

Левая рука:

Вот проснулся, встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок.

Правая рука

Дай, хозяйка, корма мне

Раньше, чем моей родне!

Работа с прищепками

Бусы или четки, длинные бигуди, ребристые карандаши, зубная щетка, резинки для волос, платочки, шнурки и веревочки – все это можно использовать для развития мелкой моторики.

Игра с решеткой для раковины.

Гном

Шел по лесу добрый гном

С разноцветным колпачком.

Шел и песню напевал,

И вразвалочку шагал.

Дети кладут решетку на колени или на стол, «Ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам решетки, делая «шаг» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочередно.

Игра с резинкой для волос.

Перстенек.

На пальце – перстенек .

Он блестит, как огонек.

Крутился, искрился,

С пальчика свалился –

назад возвратился.

Надеваем и снимаем резинку на большой палец, указательный, средний, безымянный, мизинец. Это же стихотворение можно использовать для игры с пружинками Су-джок.

На логопедических занятиях также применяют игровые упражнения с пуговицами. Благодаря такому массажу стимулируются кончики пальцев рук и ладоней, происходит активизация сенсорно – моторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром. Для этого заполняется коробка пуговицами разного размера, цвета, формы. Предлагается выполнить следующие упражнения:

Опустить руки в коробку;

Поводить ладонями по поверхности;

Пересыпать из ладошки в ладошку;

Найти самую большую пуговицу, самую маленькую, самую квадратную, гладкую и т.д.;

Переложить пуговички (по одной) в пустую пластмассовую бутылку.

Для развития мелкой моторики широко используются игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни). Природный материал всегда доступен не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей. С помощью сосновых, еловых шишек, грецкого ореха, каштана, косточек абрикоса или персика мы массируем запястья, кисти рук ребенка: ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны, стимулируя не только речевое развитие, но и слаженную работу внутренних органов, организма в целом.

Игра с еловыми шишками.

Раз, два, три, четыре, пять,

Шишку будем мы катать.

Шишку будем мы катать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Еловая шишка колет ладошки,

Мы покатаем шишку немножко. (п ерекатывать шишку между ладонями до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения.

Также шишки можно сжимать и разжимать обеими руками одновременно или поочередно, прокатывать шишку от кончиков пальцев к запястью, локтю и обратно.

Активно на логопедических занятиях используются игры в «сухом бассейне». Для изготовления «сухого бассейна» необходимо взять небольшую глубокую миску (диаметром 25см, высотой 12-15см) и заполнить ее на 8см предварительно промытым и просушенным горохом или фасолью. «Сухой бассейн» - это замечательный массажер для рук, который используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Погружаясь как можно глубже в наполнитель ребенок может производить различные действия: «помешать» крупу, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук, пересыпать, перебрать, найти на дне «бассейна» спрятанные игрушки или предметы (по аналогии с игрой «Волшебный мешочек»), при этом, ручки ребенка массируются, пальцы становятся чувствительными, их движения- координированными. Игры в «сухом бассейне» можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и на групповых.

Успешно в логопедической практике для развития мелкой моторики применяются способы нетрадиционного рисования (рисование пальцами на песке и крупах). На подносе ровным слоем распределяется песок или крупа (манка, пшено, гречка, рис и др.). Дети кончиками пальцев, ладошками, кулачками пишут буквы рисуют, дорисовывают разные рисунки по образцу или словесной инструкции, инсценируют стихи или песенки, выкладывают узоры из камней.

Сочетание традиционных и нетрадиционных методов в работе позволяют учителю логопеду помимо развития мелкой моторики формировать у учащихся положительную мотивацию, познавательную активность и творческое воображения, совершенствовать навык зрительного и слухового восприятие, развивать просодическую сторону речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности, развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение. Кроме того сочетание приемов позволяет логопеду разнообразить занятия, сделать его насыщенным и интересным, ведь предлагаемые игры и упражнения можно проводить стоя, сидя на ковре, за партой, в кругу, передвигаясь по классу, что позволяет распределять нагрузку на детей на протяжении всего занятия. Игры по развитию мелкой моторики также можно проводить при появлении утомления, снижения работоспособности, при потере интереса и внимания к занятию. Динамическая пауза поможет снять статистическую нагрузку, связанную с сидением и будет являться необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья учащихся.

Таким образом, предлагаемые задания и игры по формированию мелкой моторики будут являться мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулировать, ускорять процесс речевого и умственного развития ребенка.

Часть II - Диагностика состояния ручной моторики (особенно пальцевой), пальцевого гнозопраксиса.

    Определение ведущей руки, ноги, глаза.

№1

Тестовые задания для определения ведущей руки ребенка.

Условия проведения тестирования". Взрослый сидит напротив ребенка лучше за столом. Приспособления, пособия, предметы положены перед ребенком строго на середину стола на равном расстоянии от правой и левой руки.

Установка : «Давай мы поработаем вместе: я буду давать тебе задания, а ты старайся их хорошо выполнять»

I. «Построй что-нибудь из палочек (кубиков), например колодец, дом.

Активные действия выполняет ведущая рука: берет, укладывает, поправляет.

    «Открой несколько (2-3) пузырьков (коробочек) с завинчивающимися крышками».

Активные действия выполняет ведущая рука: открывает, закрывает.

3. «Протри мебель (стол, шкаф, и др.)». - Если ребенок протирает левой рукой, его просят поймать брошенную ему тряпку и перебросить ее в корзину, находящуюся в 4-5 шагах от него. Леворукие дети все действия выполняют левой рукой.

4. «Подними лежащий на полу предмет». - Праворукие очень редко берут его левой рукой.

5 .«Возьми все картинки в одну руку, а раскладывай другой». Ведущей считается рука, которой раскладываются картинки.

6. «Соедини скрепки в цепочку». Ведущая та рука, которая действует более активно.

7. «Нанизывай бисер (пуговицы) на иголку с ниткой». Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку.

8. «Скрести руки на груди (поза Наполеона)». - Какая рука сверху?

9. «Развяжи узелки». - Ведущая рука считается та рука, которая развязывает узел.

10. «Сядь на пол, а затем встань, помогая себе одной рукой». - На какую руку опирался Ваш ребенок?

11. «Заведи часы». - Ведущая рука выполняет активные действия, заводя часы, не ведущая - их фиксирует.

Для удобства в работе по оформлению результатов тестирования «рукости» ребенка можно использовать таблицу:

Интерпретация полученных результатов:

При выраженном предпочтении левой руки в задании ставится знак «+» в графу «Левая рука», при предпочтении правой - в графу «Правая рука».

Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак «+» ставится в графу «Обе руки».

Ведущей у ребенка считается та рука, при выполнении действий которой он получил наибоьшее количество плюсов в соответствующую графу.

2

Тестовые задания для определения ведущего глаза.

Ребенку предлагается посмотреть вдаль через защитный экран с отверстием посередине (или трубочку). В качестве экрана можно использовать обычный лист бумаги с отверстием посередине. - Глаз, к которому подносился экран, считается ведущим. Исследование повторяется не менее трех раз.

Предлагается ребенку моргнуть одним глазом. - Закрывается обычно не ведущий глаз.

Для удобства тоже используется таблица, в которую заносятся результаты.

3.

1.Диагностические задании для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев. Тест на определение полноты объема движений пальцев рук доминантной руки.

Ход тестирования: тестирующий дает установку ребенку положить на стол кисти обеих рук ладонями вверх. Последовательность выполнения задания: крепко сжать пальчики в кулачки, не поворачивая ладоней. Удерживать сжатые кулачки под счет от 1 до 5.Под счет раз, два сжимать и разжимать ладони (повторить 5-6 раз). Тестирующий фиксирует полноту амплитуды отведения пальцев.

Недостаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены не в полном объеме.

Достаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объеме. Результаты выполнения теста, заносятся в таблицу.

2.Тест на выявления переключаемости движений пальцев рук доминантной руки «Кулак -ребро -ладонь» (А.Р. Лурия)

Ход тестирования: Ребенку предлагается повторить по образцу, данному тестирующим, серию из девяти движений, которая состоит из трижды повторяющегося ряда движений «кулак -ребро -ладонь»

Могут быть нарушены:переключение с одного вида движений на другое;последовательность движений.

Интерпретация результатов тестирования: Переключаемость оценивается как достаточная при безошибочном выполнении команд тестирующего. Переключаемость считается недостаточно сформированной при нарушении переключаемости движений руки, когда характер действия тестируемого не соответствует командам тестирующего.

3.Тест на определение уровня сформированности умения удерживать заданную позу пальцев доминантной руки.

Ход тестирования: т естирующий предлагает ребенку сделать крючки большим, указательным и средним пальцами. Остальные пальцы нужно прижать к ладони и удержать их в этом положении, не меняя позы, под счет от 1 до 10.

Интерпретация результатов тестирования: р ебенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями, если он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев. Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями недостаточно (или не владеет совсем), если пальцы непроизвольно начинают разгибаться.

4.Тест на определение уровня точности выполнения движений пальцами доминантной руки.

Ход тестирования: тестирующий предлагает ребенку делать колечки двумя пальцами доминантной руки: большим и указательным; большим и средним; большим и безымянным; большим и мизинцем. Тестирование рекомендуется повторить 3 раза, слегка убыстряя темп движений.

Интерпретация результатов тестирования: точность выполнения движений пальцами считается достаточной, если ребенок соединяет пальцу колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности. Точность выполнения движений пальцами считается недостаточной при нарушении точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки.

4

Диагностическое задание для выявления уровня графической подготовленности.

    Для определения уровня готовности детей к овладению графикой письма был разработан тест «Речка» (С.О.Филиппова, О.А.Каминский)

Этот тест, с одной стороны, по своим требованиям совпадает с требованиями процесса письма, с другой - доступен для детей, не умеющих писать и даже не умеющих начальных представлений о технике написания букв. Важными элементами движений при выполнении графического упражнения «Речка» являются темп и ритм. Средний темп человека в пределах от 1,5 до 5 движений в секунду (Н.А.Рокотова, Е.К.Бережная, И.Д.Богина и др. 1971 г.) Средний темп у детей 7-го года жизни равен 0,5 движений в секунду. Что позволило установить интервалы штриховки: для детей 7-го года жизни - 2 секунды. Контур «Речки определен произвольно с учетом периодического (но равномерного) увеличения и уменьшения сечения для штриховки линий. Такое распределение длины штрихов также отражает характерные признаки амплитуды письма. Количество штрихов в графическом упражнении для детей 7-го года - 20 (на тетрадном листе с крупной клеткой), (на тетрадном листе с обычной клеткой) - 30.

Ход тестирования: т ест выполняется в помещении группы. Все занимающиеся сидят за столами. Перед началом испытания детям объясняется техника выполнения задания. Обращается внимание на точность нанесения линий: не искривляя их и не заводя за «берега речки». По сигналу руководителя испытуемые должны сделать 20 (30) штрихов («мостиков»), соединяя две линии («берега»). Эти штрихи чертятся сверху вниз по вертикальным линиям клеток тетрадного листа, при этом каждый штрих должен наноситься в определенном темпе (через 2 или 1,5 секунды) под удар метронома или счет руководителя. С отсчетом 20 (30) ударов метронома дается команда поднять руки вверх, затем опустить их и положить карандаш на стол. После этого рисовать линии не разрешается.

Тест оценивается по пятибалльной шкале: 5 баллов - задание выполнено полностью, без искажения линий и захождения за «берега речки». Допускается невыполнение одной линии:

4 балла - задание выполнено полностью, но с незначительными искажениями; задание выполнено без ошибок, но на %;

3 балла - задание выполнено полностью, но со значительными искажениями: задание выполнено без ошибок, но только наполовину;

2 балла - задание выполнено полностью, но с очень большими искажениями; задание выполнено без ошибок, но менее чем наполовину;

    балл - задание выполнено не полностью со значительными ошибками.

    Ребенку предлагается как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы осуществляется самопроверка. Ребенок может исправить замеченные неточности. Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.

3. Ребенку предлагается обвести клубочки и другие рисунки по точкам, не отрывая карандаша от бумаги. Соединить точки одной линией.

4. Ребенку предлагается заштриховать фигурку прямыми линиями, не выходя за ее контуры. Используются разные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, и т.д.

Выполнение пробы Хэда: «Пакажи правой рукой левое ухо», предлагается показать правые и левые части тела у напротив сидящего человека.

Оптико-кинестетическая организация движений (пробы на праксис позы). Задания 1. Соединить 1 и 2 пальцы в виде кольца.

Задания 2. Вытянуть 2 и 3 пальцы, 2 и 5 пальцы (остальные пальцы при этом согнуты).

Динамическая организация движений пальцев.

Задания 1. Перебор пальцев. Предлагается поочередное прикосновение большого пальца ко 2, 3, 4, 5пальцам, которое производится одновременно двумя руками, сначала в медленном, затем в более быстром темпе.

Задания 2. «Игра на рояле» Поочередное прикосновение пальцев к столу, от большого пальца к мизинцу и от мизинца к большому пальцу (1,2,3,4,5; 5,4,3,2,1), сначала правой, далее левой, в дальнейшем двумя руками.

Результаты диагностики. Особенности ручной моторики у учащихся у учащихся 1,2-ых классов специально (коррекционных) классов VII вида с речевым заключением: ОНР- III . ОНР- III , дислексия, дисграфия.

У всех обследованных детей отмечаются неточности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений при необходимости одновременного движения пальцев правой и левой руки. Пробы на оптико-кинестетическую организацию движений выполняют с затруднениями, наблюдаются ошибки при выполнении некоторых проб на праксис позы (неточное выполнение упражнений: согнуть 2 и 5 пальцы и т.д.). Пробы Хэда выполняют замедленно, с ошибками. Отмечаются ошибки и неточности при срисовывании предметов по образцу, при штриховании фигур (выход за контуры), при соединении точек в одну линию без отрыва карандаша от бумаги.

Анализ результатов обследования показал необходимость организации коррекционных мер по развитию ручной моторики на логопедических занятиях у учащихся 1,2-ых специально (коррекционных) классов VII вида.

Игры и упражнения по развитию мелкой моторики должны включаться в коррекционнно - логопедическую деятельность параллельно с развитием всех речевых компонентов (лексико-грамматическим и фонетико-фонематическим строем речи) поскольку развитие речи и развитие мелкой моторики – два взаимосвязанных неразрывных процесса.

Список используемой литературы.

1. Т.А. Ткаченко Журнал "Дошкольное воспитание"№3 за 1989 год Статья: "Физминутки в логопедических занятиях с детьми".

2. Т.А. Ткаченко Книга. "Логопедические упражнения" (издательство ЭКСМО, 2007 год)

3. Т.А. Ткаченко Книга "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков" (издательство ЭКСМО, 2008г.)

4. Т.А. Ткаченко Книга "Развиваем мелкую моторику". (издательство ЭКСМО, 2010г.)

5.Т.А. Ткаченко Книга "Веселые пальчики" (издательство ЭКСМО, 2010г.)

6.Т.А. Ткаченко "Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики" (издательство ЭКСМО, 2011г.)

7. Акименко В.М. "Развивающие технологии в логопедии" 2011 г.

8.Нищева Н.В. "Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики" 2009 г.

9.Зажигина О.А. "Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования" 2012 г.

10.Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. "Пальцы помогают говорить" 2012 г.

11. Смирнова Е.А. "Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста" 2013 г.

12. Нищева Н.В. "Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи" 2007 г.

13.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л, Топоркова И.Г., Щербинина С.В. "Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать" 2001 г.

14.Бычкова Н.В. Перминова Е.Л: Игры и упражнения на развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры, стихи и загадки, игры с красками.

15. Татьяна Кислинская: Пальчиковые игры для детей (29 карточек).

16. ЧерноваТ.А., Тимофеева Н. Б.: Пальчиковые шаги. Упражнения для развития мелкой моторики.

17 Бардышева Т. Н.: Привет, ладошка! Развитие мелкой моторики.

18. Диченскова А.Ю.: Страна пальчиковых игр: Идеи для развития мелкой моторики.

19.К узнецова С.Ю., НовиковаЛ.Е.: Развитие мелкой моторики детей с помощью контурных рисунков.

20. Андреева И.В.: 30 уроков развития мелкой моторики руки

Развитие мелкой (тонкой) моторики рук
Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

2. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.

3 Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.

4. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.

5. Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.

6. "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.

7. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.

8. Игра "Разноцветные снежинки" (возраст - 4 года). Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.

Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.

Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.

Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

9. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки")

Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

10. Игры с рисованием. Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.

11. Игры с предметами домашнего обихода. Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник".

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

"В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят".

Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

"Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?".

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку".

Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".

Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

12. Игры - шнуровки Марии Монтессори:

Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи;
- развивают творческие способности. В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки - и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить "игру-шнуровку" - набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, "куска сыра" или какой-нибудь еще деревянной штуки с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать "совсем как мама". Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

Чем можно объяснить тот факт, что сейчас появилось так много игрушек-шнуровок? Ведь у теперешних родителей в детстве таких игрушек не было, тем не менее, выросли они нормальными людьми. Возникает недоумение, зачем это все надо?

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.



Приветствую вас, мои любимые читатели! Каждый родитель знает, что чем больше наши дети двигаются, тем лучше они развиваются. А двигаться можно по-разному. Так, учёные доказали, что активные движения пальцев рук напрямую связаны с уровнем развития у детей так называемых «речевых» зон.

А ещё они, эти движения, хорошо действуют на кору головного мозга. Так что, упражнения для развития мелкой моторики – это путь к стимулированию умственного развития и настоящий помощник в овладении ораторским искусством.

Если раньше большинство домашней работы делали наши мамы с детьми вручную – полы мыли, бельё стирали-отжимали, вязали-вышивали, крупу перебирали, то теперь наши дети приходят на всё готовенькое.

Две трети, а то и больше, бытовых работ, требующих участия пальцев рук, делает за нас техника – комбайны-пылесосы-стиральные машинки. Вязать-шить мы почти разучились, а кашу варим из пакетиков, где уже всё перебрано. Так давайте-ка сегодня займёмся тренировкой речи и ума. Предлагаю усвоить ряд нехитрых упражнений для младших школьников.

План урока:

Перекатывания

В руках можно катать всё, что угодно: и мячики, и грецкие орехи, и карандаши-шестигранники, и даже мамины бигуди. Самым подходящим материалом для рук станет тот, что, словно ёжик, колется, так как «иголочки» ещё больше прибавят остроты тактильных ощущений и разгонят кровь. Итак, делаем самомассаж.

Катаем карандаш по столу, зажатый между ладонью и рабочей поверхностью. Перекатываем его, пропуская между пальцами как эквилибриста, удерживая в определённом положении. Активно трём его, зажатым между двумя ладошками.

А теперь очередь мячика.

Отлично развивают координацию вместе с моторикой катание мяча по заданной траектории. Можно нарисовать дорожку в виде лабиринта или спирали, по которой зажатый между ладошкой и поверхностью бумаги мячик побежит к заданной цели.

Отлично! Завалялись в хозяйстве два ещё не съеденных грецких орешка? Их тоже можно в дело!

Два орешка зажимаем в одной руке и начинаем перекатывать, словно стараемся их неровные края отшлифовать.

Шнуровка и мозаика

Чей дошкольник может похвастаться тем, что он сам завязывает шнурки? А ведь чем он раньше этому обучится, тем лучше.

Шнуровка – это один из эффективных способов развивать мелкую моторику. Разматывать, развязывать, нанизывать – всё это хорошо для дошкольников. А для детей постарше есть специальные задания, когда требуется зашнуровать по алгоритму — образцу, либо подсоединить при помощи шнурка недостающие в образе детали.

И вообще, для наших модных детей можно найти примеры необычных красивых шнуровок на обуви – пусть тренируются, если хотят быть в тренде!

Схожа со шнуровкой мозаика, которая так же, как навык нанизывания мелких бусин на ниточку, требует способности удерживать в пальцах мелкие детали, которые нужно сложить в рисунок. Здесь в ход может пойти всё: от пуговиц и бусин до макарон и гороха. Главное, — приложить фантазию, и получится настоящее произведение искусства!

Лепка

Пластилин, солёное тесто, глина – отличные помощники в развитии мелкой моторики у дошкольников и у учеников начальной школы. Здесь не только речевая и умственная тренировка, здесь ещё и «раскручивание» фантазии и творческой составляющей.

Для дошколят это самый настоящий урок, прививающий аккуратность, усидчивость и трудолюбие. Итак, раскатываем «колбаски», катаем шарики, из всего этого составляем объёмные фигуры.

А хотите полезное с приятным совместить? Тогда лепите с малышами пирожки из теста: булочки-крендельки, из слоёного иль дрожжевого – не важно. Главное, — месить-лепить-раскатывать руками. И на обед вкусняшка, и мозгу тренировка.

Бумага

Всё, что можно выстригать-раскрашивать-складывать в аппликации – всё это нам подойдёт для тренировки моторики.

Более ценны, конечно, среди бумажного творчества оригами. В нём нужны обе руки, потому развивается и левое, и правое полушария одновременно. А уж какая нужна сноровка да смекалка, чтобы простой бумажный лист в фигурку сложить. А когда из маленьких треугольничков шедевры бумажные мастерят, это какое ж терпение и усидчивость требуются!

Среди упражнений с бумагой и карандашами педагоги очень рекомендуют штриховку, потому как дошколятам она помогает подготовиться к письму, а младшим школьникам даёт возможность оттачивать мастерство, учась проводить линии без отрыва. Учит штриховка и свободно рисовать с чувством правильного наклона, что немаловажно для почерка.

Ну, а уж говорить про нагрузку на мелкую мускулатуру кисти рук и на пальцы даже не стану – вы об этом сами знаете. Ну, или попробуйте заштриховать что-нибудь — ощутите на собственном опыте.

Полезно и вырезать, так как владение ножницами тоже требует усилий и напрямую связано с развитием моторики. По прямой, по диагонали, кружки и квадраты, овалы и прямоугольники – все эти навыки можно найти в изготовлении… снежинки. Да-да, снежинки, у которой много вычурных линий. Вот там-то придётся попыхтеть!

Пальчиковые игры

Любите театры теней, когда на стене из сложенных правильно пальцев рук вдруг вырастают олешки или лебеди, собачки или кошечки? Это интересная игра тоже развивает моторику.

А ещё полезно играть в домашний кукольный театр. Так что если у Вас дома где-то в углу пылятся кукольные герои сказок, то скорее доставайте их и берите в помощники, ставьте дома сказки и пьесы.

Вот такую игру тоже можно использовать для пальчиков:

В понедельник постирала – трём друг о дружку кулачками,

Пол во вторник подметала – расслабили кисти рук и «метём» по столу,

В среду испекла калач – лепим «пирожок»,

А в четверг искала мяч – делаем руками «козырёк», приставляя поочерёдно ко лбу,

В пятницу я чашки мыла – складываем левую руку горсткой — «чашкой», а пальцами правой водим внутри нашей «чашки»,

А в субботу торт купила – раскрываем ладошки и соединяем друг с дружкой мизинцами, показывая «торт»,

Всех друзей я в воскресенье созвала на день рождения – пальчиками машем по направлению к себе.

Вот такие нехитрые приёмы, которыми можно пользоваться «между делом», помогут вашим детям стать ещё умнее и ещё красноречивее! Удачи!

Ну а если мы что-то упустили, и вы знаете другие интересные способы развития маленьких пальчиков, делитесь ими в комментариях.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Речь является сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам. Правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации. Среди расстройств языка и речи у детей нарушения звуковой ее стороны являются наиболее распространенными.

Нарушения звукопроизношения отрицательно влияют на формирование личности ребенка, могут вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Отсюда - необходимость повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по формирования звукопроизношения детей.

Поскольку учёные доказали, что с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны, автору опыта представляется возможным оптимизировать логопедическое воздействие путём включение в систему работы над звукопроизношением заданий на развитие тонких координированных движений рук. Именно величина проекции кисти руки и её близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как "орган речи", такой же, как артикуляционный аппарат. М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Современная коррекционная педагогика и научно-методическая литература предлагают логопедам разнообразные методики, влияющие на развитие артикуляционной и мелкой моторики у дошкольников. Однако, при коррекции звукопроизношения младших школьников работе по развитию мелкой моторики не придается должного значения. Так, пальчиковые игры включаются в занятия как небольшой элемент, что-то вроде физкультминутки.

Анализ результатов исследования мелкой моторики позволил выявить характерные для школьников с нарушениями речи особенности: недоразвитие тонких координированных движений, низкую способность регуляции мышечных усилий, несформированность навыков контроля и коррекции амплитуды движений, слабую переключаемость, трудности координирования и соизмерения одновременных движений, чрезмерно быструю утомляемость, низкую работоспособность.

Основными формами лого-коррекционной работы в зависимости от характера и степени выраженности речевого нарушения были выбраны:

  • индивидуальные занятия с ребёнком, во время которых ребёнку передаётся способ деятельности с тем или иным материалом, в процессе которой возможно получение нового знания, с обязательной опорой на самостоятельную практическую деятельность ребёнка и получаемые им чувственные впечатления;
  • занятия с группой детей;
  • консультации родителей и учителей.

Для того чтобы у ребенка была положительная динамика, чтобы к следующему занятию он не терял навыки, приобретенные на предыдущем автор опыта учла следующие факторы: для детей младшего школьного возраста наиболее значимыми субъектами являются их родители, поэтому участие родителей создаст благоприятную среду для успешной работы логопеда и ребенка. Это участие будет более эффективным, если оно станет осознанным и долгосрочным. Автор опыта предлагает целенаправленно формировать позицию "активного родителя". Присутствие родителей на индивидуальных и групповых занятиях - обязательное условие в работе. Это позволяет учителю-логопеду обучить их способам и приемам работы над речью, и моторикой, дисциплинирует родителей и детей при выполнении домашних заданий. Домашние задания даются обязательно, их выполнение строго требуется и контролируется. Каждый ребенок имеет тетрадь для занятий. Практика логопедической работы показывает, что успех формирования правильной речи у детей с ее нарушениями во многом зависит от того, насколько продуктивно осуществляется процесс закрепления речевых навыков и умений, полученных на логопедических занятиях. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают возможность закрепления речевых и моторных умений и навыков в свободном общении: во время игр, прогулок, походов в магазин и т. п., то есть в повседневной жизни. Эффективность преодоления дефектов речи зависит не только от системы коррекционных занятий, но и от осознанного участия семьи в воспитании ребенка.

Этапы и содержание логопедической работы по устранению нарушений звуковой стороны речи у младших школьников.

Основной целью логопедического воздействия при нарушениях звукопроизношения является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Чтобы правильно воспроизводить звуки речи (фонемы), ребенок должен уметь: узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т. е. отличать один звук от другого по акустическим признакам); отличать нормированное произнесение звука от ненормированного; осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков; принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука; варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать звук во всех видах речи. Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определенная педагогическая задача, подчиненная общей цели логопедического воздействия. С целью повышения эффективности работы по формированию правильного звукопроизношения предлагаем сочетать упражнения, традиционно используемые на каждом из этапов работы, с упражнениями на развитие мелкой моторики.

1. Подготовительный этап.

Основная цель его - включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Для этого необходимо решить ряд общепедагогических и специальных логопедических задач. Одной из важных общепедагогических задач является формирование установки на занятия: педагог должен установить с ребенком доверительные отношения, расположить его к себе, адаптировать к обстановке кабинета, вызвать у него интерес к занятиям и желание в них включиться. У детей нередко наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость, а иногда и боязнь встреч с незнакомыми сверстниками и взрослыми. Важной является задача формирования производных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям. Ребенок должен усвоить правила поведения на занятиях, научиться выполнять инструкции педагога, активно включаться в общение. Решению этих задач может способствовать активное включение в практику рисуночных методик. Рисуночные методики можно использовать с разными целями:

  • для установления контакта с ребенком;
  • пробуждения интереса к себе, к взаимодействию;
  • сплочения группы детей, участвующих в занятиях;
  • изучения динамики коррекционного процесса и т.д.

Рисуночные методики могут быть элементом занятия. Одним из главных преимуществ использования рисуночных методик в работе логопеда становится возможность приблизить развивающую среду к ситуации стихийного формирования речи - когда ребенок говорит, чтобы выразить себя, найти контакт, изучить что-то, т.е. когда речь ребенка встроена в его общее развитие и жизнь. Навыки и знания, полученные в ходе спонтанного формирования, имеют более широкий спектр применения, быстрее автоматизируются, но остаются открытыми для анализа и рефлексии.

Оптимальным путем освоения рисуночных методик в практике представляется изучение базовых рисуночных упражнений. Их можно модифицировать относительно разных целей работы логопеда. Например, рисуночное упражнение "Свободный полет" (закорючки).

Это упражнение упоминается в работах многих западных и отечественных психологов (Е.Е. Кравцова, К. Виттакер). Оно позволяет установить контакт с замкнутым ребенком, постепенно разговорить его, включить механизмы использования речи.

Логопед просит ребенка нарисовать на чистом листе бумаги любую линию, и затем дорисовывает ее до чего-нибудь осмысленного. Потом логопед предлагает ребенку рисовать друг другу разные закорючки и без слов продолжать их, а затем описывать рисунки друг друга. Важно использовать два карандаша разного цвета, чтобы видеть исходную линию и то, что дорисовывает партнер по игре. Условия можно варьировать.

К специальным логопедическим задачам подготовительного этапа относятся: умение опознавать (узнавать) и различать фонемы и формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков. Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Упражнения для артикуляционной гимнастики подбираются целенаправленно. Работа ведется над отдельными собственно речевыми движениями, которые не сформировались у ребенка в процессе речевого развития. На данном этапе работы автор опыта предлагает проводить сопряжённую гимнастику, объединяющую традиционные артикуляционные упражнения и моторный пальцевый тренинг. Эти упражнения помимо формирования артикуляторных движений и навыков способствуют энергетическому обеспечению деятельности мозга, нормализации тонуса мышц, развитию подкорковых структур. Комплексы гимнастики разработаны на основе методических рекомендаций А.В. Семенович и А.Л Сиротюк.

2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

Цель данного этапа заключается в том, чтобы сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале. Конкретными задачами являются: постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация умений), а также умений отбирать звуки, не смешивая их между собой (дифференцировать). Постановка звука достигается применением технических приемов, подробно описанных в специальной литературе. Традиционно выделяются три способа: по подражанию (имитативный), с механической помощью и смешанный.

Для работы на уровне произношения изолированного звука, звукосочетания автор опыта предлагает использовать прием рисования вальдорфских форм. Рисовать можно ручкой, фломастером на листе бумаги, пальчиком на ладони другой руки. Например: произносим звук громче - спираль раскручивается, звук тише - закручивается, звук от громкого к тихому, спираль переходит из раскрутившейся в закрутившуюся.

С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи - речевого звука - в более сложные последовательные речевые структуры - в слова и фразы. Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Для оптимизации процесса задания по автоматизации правильно сформированных у детей звуков речи в словах, предложениях, самостоятельной речи сочетались с пальчиковыми играми и упражнениями. Использовались следующие виды заданий (речевой материал подбирался с учётом фонетического дефекта, по устранению которого проводилась работа) : игра "Волшебный мешочек" (определить на ощупь и назвать, какие предметы находятся в мешке или найти одинаковые предметы в разных мешочках); пальчиковые игры с палочками; элементы Пальчиковой азбуки и др.

С учётом характера речевого нарушения, в ряде случаев проводилась работа по разграничению поставленного звука с другими звуками, т. е. по дифференциации. В основе этого процесса лежит дифференцировочное торможение. При работе над дифференциацией звуков одновременно подключаются не более пары звуков, если для работы необходимо большое количество звуков одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно. Работа по дифференциации заключалась в тренировочных упражнениях с использованием заданий и игр, развивающих мелкую моторику: контуров и вкладышей, шнуровок и др.

3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Цель его - сформировать у ребенка умение и навык безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. Для достижения цели на занятиях широко применялись тексты, а не отдельные слова, использовались различные формы и виды речи, творческие упражнения (например, "Теневой театр" или "Театр поз": с помощью разнообразных пальчиковых поз и серий движений обыгрывается сюжет рассказа, сказки.

Как показала практика, реализация данной методики коррекционной работы с младшими школьниками, а именно, одновременная работа над исправлением звукопроизношения и развитием мелкой моторики, повышает результативность и сокращает сроки коррекции звукопроизношения.

Большинство малышей - большие любители всё хватать, пробовать на ощупь, мять или рвать. Многие родители пытаются избавить ребенка от этих привычек, а зря. Переведите стремление детей действовать руками во благо.

В процессе действий пальцами начинается активная работа речевых центров головного мозга ребенка. Не ограничивайте малыша. Подготовьте предметы, которые не жалко, пусть ребенок с наслаждением их мнет и рвет. Чем мельче в итоге получаются кусочки, тем лучше.

Играть можно с разными предметами. Прекрасно способствуют формированию мелкой моторики занятия с крупами, бусинами, монетами. Проводить подобные игры можно с детьми старше трех лет и только под присмотром взрослых. Для малышей производители уже придумали массу специальных мягких игрушек, которые наполнены внутри мелкими шариками.

Рисование и лепка

Детский пластилин - отличное средство для развития мелкой моторики. Отдавайте предпочтение массе для лепки, которая сделана из безопасных материалов, легко разминается и не засыхает. Предложите ребенку слепить любимую игрушку, животное, сказочного персонажа. Малыши могут просто разминать пластилин в руках, любые действия пальчиками с усилием помогают формировать речь.

Рисование должно быть необычным. Попробуйте вместе нарисовать картину не обычной кистью, а пальцами. Этот способ под силу даже самым маленьким. Удивительно, но рисунки получаются ничуть не хуже. А пользы от подобного рисования намного больше.

Игрушки со шнурками и пуговицами

Приобретите готовые игрушки, оснащенные шнурками для вдевания и крупными пуговицами. Тренируясь застегивать, расстегивать, попадать пуговицей в петлю или шнурком в дырочку ребенок незаметно для себя тренирует ручные умения. В игровой форме малыш приобретает необходимые навыки, а мама - немного свободного времени.

Природный материал

Дети очень любят собирать шишки, каштаны, желуди. Отправляясь осенью на природу, не забудьте набрать много лесных даров. Дома обязательно просушите весь собранный материал, сложите в нарядную коробку и поставьте в детской. Вы укивитесь, но из простых вещей малыш может придумать множество разных поделок. Даже простое перекладывание лесных "сокровищ" с места на место имеет большое значение.

Для развития мелкой моторики вовсе не обязательно покупать специальные пособия, которые стоят недешево. Подручные материалы, используемые правильно, дают такой же эффект. Включите фантазию, покажите малышу, как взаимодействовать с предметами вокруг. Ваше желание и его любознательность гарантируют успех будущего развития ребенка.

Развитие моторики ребенка напрямую влияет на подготовку детских ручек к письму, а также на его речь. Необходимо проявить немного заботы и фантазии, чтобы развить мелкую моторику у ребенка . Самые обычные занятия с малышом способны значительно улучшить моторику его рук.

Вам понадобится

  • - пальчиковые краски
  • - гуашевые краски
  • - кисти для рисования
  • - различные крупы
  • - конструкторы
  • - пластилин или тесто для лепки

Инструкция

Приучайте рисовать сначала пальчиковыми красками на больших листах ватмана. Это поможет малышу научиться управлять движениями своих рук. При этом не стоит больше двух цветов, чтобы не рассеивалось его внимание. Как только малыш подрастет и будет способен держать в руках кисточку, дайте ему гуашевые краски и достаточно широкую кисть. Пока ребенок будет учиться рисовать линии, будут разрабатываться его кисти и пальцы. Со временем выберите с ребенком разукрашку с его любимыми героями, которую чадо с удовольствием будет разрисовывать карандашами.

Давайте ребенку возможность играть с крупами. Высыпьте на столе тонкий слой манки, научите малыша рисовать на крупе пальчиками. Сшейте несколько мешочков и наполните их разным видом круп, ребенку будет интересно перебирать в мешочках крупинки пальчиками и сравнивать, как они шуршат. Ссыпьте два вида крупы в одну емкость и дайте ребенку задание отобрать один вид зерен в отдельную посуду.

Разрешайте ребенку играть с различного рода баночками и бутылочками со снимающимися крышками. Пусть ваш ребенок откручивает и закручивает крышки.

Как можно чаще давайте ребенку собирать пазлы. Удерживая в руках и расставляя части на свои места, ребенок сможет не только развивать свои руки, но внимательность и логическое мышление.

Помогают развить мелкую моторику у ребенка разного рода конструкторы. Самым маленьким подарите конструктор с достаточно крупными пластиковыми деталями, которые они не проглотят и которые будет удобно соединять друг с другом.

Научите ребенка самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, шнуровать обувь. Как можно раньше дайте ребенку возможность самостоятельно кормить себя ложкой. Все эти обычные ежедневные движения напрямую влияют на развитие моторики ребенка .

Дайте ребенку лист бумаги с нарисованными простыми геометрическими фигурами, чтобы ребенок мог безопасными ножницами вырезать по нарисованным линиям.

Во время приготовления пирога или какой-либо другой работы с тестом дайте ребенку небольшой кусочек теста, который он мог бы разминать и что-то вылепить.

Не запрещайте ребенку лепить из пластилина, переживая за в доме. Заранее подготовьте рабочее место ребенку, накрыв все поверхности клеенкой. Участвуйте в процессе лепки вместе с малышом, учите его разные заготовки для пластилиновых фигурок. Чем интереснее будет процесс, тем дольше ребенок сможет тренировать пальчики.

Научите ребенка искусству оригами. Для очень важно научиться складывать, скручивать, разворачивать и перелистывать бумагу.Помните, что чем больше внимания вы уделите ребенку, тем лучше будет результат.

Видео по теме

Большинство деток талантливо с рождения, просто у некоторых способности проявляются ярко с самого раннего детства, а другим малышам нужна помощь родителей в выявлении детского таланта. Обязательно развивайте тягу к творчеству, откройте им волшебный мир искусства.

Вам понадобится