Новорожденный ребенок во сколько начинает держать голову. Как и когда развивается навык. Когда новорожденный должен научиться держать голову


Доброе время суток, друзья! Всем новоиспеченным родителям очень хочется знать основные этапы развития их новорожденного малыша.

Это я могу сказать по себе. Один из первых вопросов является — когда ребенок начинает держать голову самостоятельно.

Сразу после своего рождения ребенок не имеет таких навыков и ему нужно 2-3 месяца, чтобы уверенно поднять голову.

Грудничок начинает держать голову примерно к 3-м месяцам. При этом малышу необходима помощь мамы и папы, так как опорные навыки развиваются постепенно.

Сначала он поднимет голову, а потом уже научится и на животик и . Итак, рассмотрим информацию, которая будет полезна молодым родителям.


Давайте разберемся, в каком возрасте новорожденный может самостоятельно держать головку. В среднем это случается к трем месяцам.

Моторные навыки у всех развиваются индивидуально.
Вот как развиваются навыки:

  1. У новорожденного мышцы шеи и спины слабые, поэтому он не может держать голову без поддержки.
  2. В месяц кроха поворачивает голову из стороны в сторону, а также делает первые попытки поднимать голову, лежа на животе. К концу месяца у малыша может получаться несколько секунд удерживать ее. Кроме того, карапуз уже вертит головой из стороны в сторону и может удерживать ее в среднем положении 10 секунд.
  3. В два месяца младенец уже поворачивает голову на звук, а также непродолжительное время поддерживать ее вертикально. При этом голова еще качается.
  4. В три месяца малыш хорошо держит голову в вертикальном положении. А лежа на животе, поднимает голову и при этом опирается на предплечья.
  5. В четыре месяца ваш ребенок будет уже совсем уверенно удерживать головку и даже поворачивать ее во все стороны и познавать мир вокруг. Лежа на животе, ребенок уже может приподнимать верхнюю часть туловища.

Всегда помните о безопасности вашего малыша. Его голова не должна болтаться или виснуть. При этом легко могут повредиться шейные позвонки. Голову необходимо аккуратно поддерживать и не делать резких движений.

Все эти параметры усреднены, так как все дети развиваются по-разному. Не нужно расстраиваться, если что – то происходит не совсем по времени.

Кстати, если малыш начал держать головку слишком рано, то это может быть показателем повышенного внутричерепного давления.

В этом случае стоит обратиться к педиатру за консультацией. Специалист назначит лечение и специальный массаж.
Стоит учитывать, что недоношенный малыш может начать позже удерживать головку.

Как проверить готов ли карапуз держать голову


Вы можете сами проверить, уровень развития мышц у вашего малыша. Это можно сделать, когда исполнится месяц.

Положите кроху на животик и возьмите погремушку. Погремите ею над головой малыша. Если уровень развития нервной системы находится на должном уровне, то малыш попробует взглянуть на игрушку.

Если есть какие-то отклонения в нервной регуляции, то приподнять головку не получится. При этом нужно будет обратиться к невропатологу.
Есть еще и такой вариант проверки:

  1. Малыша положите на спинку, и потяните его за ручки. Это нужно делать очень осторожно.
  2. Где-то 30 секунд кроха должен держать голову, если она качается, то это не страшно.
  3. Положите малыша на спину и опять потяните, при этом немного приподнимая, чтобы он повис.
  4. Примерно 2 секунды его голова должна удерживаться на линии с позвоночником.

Простые упражнения в помощь


Нельзя научить держать малыша голову, но можно стимулировать развитие важного навыка.

Для этого используются следующие методики:

  1. Полезно выкладывание на живот. Это упражнение позволяет укреплять мышцы шеи и спины. Нужно делать подобные манипуляции несколько раз в день.
  2. Массаж должен делать профессиональный массажист. Целью массажа является расслабление мышц приведение их в тонус. В первое время лучше выполнять расслабляющий и щадящий массаж. Если тонус мышц низкий, то назначается более интенсивный массаж.
  3. Прежде чем делать гимнастику, стоит проконсультироваться с ортопедом и педиатром.
  4. Особенно полезны водные процедуры. Можно делать теплые ванночки с добавлением отвара ромашки. К эффективным средствам относится специальная аквагимнастика для грудничков. С какого месяца лучше это делать подскажет врач.
  5. Привлекайте малыша игрой со звуками. Используйте колокольчики, погремушки и музыку, включаемую на расстоянии. Ребенок будет поворачивать голову в разные стороны.

Укрепление мышц шеи: гимнастика

Как подтверждают отзывы, эффективна и специальная гимнастика для укрепления шейных мышц.

Вот простые упражнения:

  1. Возьмите малыша на руки. Одна рука должна располагаться под грудью у малыша, а вторая на бедре. Приподнимайте ребенка в воздухе.
  2. Упражнение делается на мяче при помощи двух родителей. Один держит ребенка за таз, а второй за кисти рук. Вместе нужно покачивать малыша на мяче.
  3. Держите карапуза на руках, личиком вниз. При это поочередно поднимайте то голову, то таз.

Что делать, если малыш не держит голову


Чаще всего причины того, что малыш не удерживает голову в срок связаны с индивидуальным развитием.

Если ребенок здоров и не было патологий при беременности и родах, то причины могут быть следующие:

  1. Не подошло время. Проявлять беспокойство можно, когда в три месяца самостоятельный навык не развился.
  2. Неверные действия родителей. Важно создавать правильные условия для развития ребенка. Не стоит бояться выкладывать малютку на животик из-за капризов. Если ребенок постоянно испытывает дискомфорт, то возможно, проблема не только в настроении. В этом случае стоит показать кроху врачу.
  3. Недоношенные дети хуже набирают вес и медленнее овладевают моторными навыками, чем доношенные. Таким малышам требуется больше времени.
  4. Проблемы неврологического характера. Их может выявить специалист.

Кстати стоит знать, что мышцы в тонусе являются нормальным явлением для грудничка. Но врач может определить насколько состояние безопасно и не является ли симптомом какой-то болезни.
Если малыш продолжительное время не держит головку, то стоит, как можно раньше обратиться за консультацией.

Часто причина бывает в кривошее, когда одна часть напряжена больше, чем другая.

При выявлении патологии врач может назначить специальное лечение. Особенно полезен сон с ортопедической подушкой.
Как утверждает доктор Комаровский, во сколько месяцев малыш будет держать головку, зависит от действий родителей.

Нюансы выполнения массажа


Не делайте массаж сами, а доверьте это специалисту.

Нельзя делать массаж на сгибах рук, под коленями, на родничке и возле него, а также в подмышках и на внутренней части бедер.
Следует выполнять расслабляющий массаж. При этом нужно использовать плавные движения.

Температура должна быть в пределах 18-22 градусов . Проверить, не замерз ли малыш можно по температуре носа и по вдруг начавшейся икоте. Процедуру следует выполнять через полтора-два часа после кормления.

Во все время сеанса общайтесь с ребенком. Все массажные движения должны быть направлены снизу и вверх. Один сеанс должен продолжаться 10-20 минут.

Не стоит приступать к процедуре, если малыш не в настроении.

Обязательно выполняйте комплекс упражнений с вашим малышом, а также соблюдайте все рекомендации по уходу и по питанию.

До свидания, уважаемые гости и посетители сайта!

Наступление момента, когда малыш самостоятельно поднимает голову и удерживает её, зависит от многих факторов. Существуют примерные сроки, норма и способы ускорить это событие.

Когда ребёнок начинает держать голову - это первая серьёзная победа, первый шаг к обретению умения контролировать мышцы, позвоночник, самостоятельно двигаться. Взрослые, наблюдающие за его развитием, с нетерпением ждут этого момента. Это некая жизненная веха, о которой позже можно будет говорить другим мамам, с таким же нетерпением ожидающим её.

Но вот в вопросе о сроках, в дебатах мам и бабушек о том, во сколько месяцев ребёнок начинает держать голову, всегда встречаются некоторые разногласия. Ведь определённого чёткого срока, в который должно произойти знаковое событие, на самом деле нет. В педиатрии существует понятие относительной нормы, но никто не может сказать, что ребёнок должен поднять голову чётко в 2 или 3 месяца. Относительная норма предусматривает некий срок, в который это должно произойти. Всё, что меньше, или больше этого срока, не норма. Всё, что произошло в положенное время, свидетельствует о нормальном развитии.

Влияние индивидуального развития

Медицина так и не пришла к определённому выводу о точных сроках, когда дети начинают процесс овладения телом. Причиной этому стало индивидуальное развитие плода во внутриутробный период, и самого младенца в первый месяц жизни. Предусмотреть все составляющие индивидуального развития не может ни один профессор медицины.

Дети развиваются у разных матерей, получают разную наследственность, скомпонованную не только из родительских генов, но и генов предыдущих поколений. Матери в период вынашивания младенца тоже находятся в различных условиях, едят разную пищу, переживают позитивные и негативные психоэмоциональные состояния.

Организм одной беременной полностью подготовлен к вынашиванию малыша, у другой она наступила раньше или позже необходимого пика подготовки. Одного малыша хотели, другой родился нежеланным. Сложный переход через родовые пути для одного младенца был относительно нормальным, другой перенёс родовую травму, затяжные, или стремительные роды. Даже вес новорождённых на одной каталке, в одном роддоме может варьироваться от 2 до 7 кг.

В таких условиях трудно говорить точно, во сколько ребёнок начинает выполнять определённые действия. Малыш начинает их тогда, когда его организм адаптировался и подготовился к новому витку в его развитии.

Например, в детских домах дети долго не держат голову. Ведь, как это не печально, но их никто не любит так, как это способна сделать родная мама. С ними никто не так занимается.

Относительная норма

Поэтому педиатры в ответ на вопрос, когда новорождённый начинает держать голову, искусно уходят от прямого ответа. Кто-то говорит, что он уже держит, когда, лёжа на животе, приподнимает её на какое-то время, чтобы посмотреть по сторонам. Кто-то считает, что 1,5–2 месяца - самое время, чтобы это случилось. Кто-то пишет, что это должно точно случиться к 3 месяцам.

Самая шедевральная формулировка - если к 6 месяцам не начал, значит, у него что-то не в порядке. Но если начал в 1 месяц, то это тоже плохо. Никакой паники в этом вопросе быть не должно. Наследственные патологии при современных возможностях медицины диагностируются практически сразу. Если в медицинской карточке нет никакого угрожающего диагноза, надо просто выполнять свою главную работу - быть матерью:

  1. Правильно питаться во время кормления грудью, чтобы малыш получал все необходимое.
  2. Следить, чтобы он не заболел, чтобы правильно заживала пуповина, не было опрелостей.
  3. Следует не спешить вводить необходимый прикорм.
  4. Часто купать, чтобы развивались мышцы. Использовать специальные приспособления для этого, например, круги.
  5. Постоянно разговаривать с ним, играть, петь песенки.
  6. Часто и подолгу бывать на свежем воздухе, рассматривать окружающее вас пространство.
  7. И самое важное, любить его такого, какой он есть.

Вот хорошее и подробное видео о том, как нужно правильно купать малыша для улучшения его развития:

Нормальный процесс развития, подкреплённый качественным уходом и физическими упражнениями, приведёт к тому, что удерживать головку он начнёт в тот момент, когда будет полностью к этому готов.

Если в первый месяц, после первых 5 дней, когда происходит адаптация после перехода от нахождения в околоплодной жидкости к воздушной атмосфере, он начал сосать пальцы и грудь, пытаться ползти, когда прикасаются к его подошвам, опираться ножками, когда его поддерживают за подмышки, улыбаться, в положении на животе поднимать головку, значит, процесс развития мышц, подготовки их функций, протекает нормально, и самое время начать его понемногу ускорять, крайне осторожно помогая своему малышу.

Как ускорить процесс развития

Никаких особых премудростей в этом нет. Всё, что проделывали с младенцами мамы, бабушки, и прабабушки, продиктовано вековым опытом и здравым смыслом: и выкладывание на живот, и ношение на руках, придерживая шею и головку, и велосипедик ножками с помощью мамы, и даже игрушки, подвешенные над кроваткой.

По окончании первого месяца жизни наступает время, когда ребёнок может держать голову. И не надо думать, что если он пытается уже это сделать, то, как пишут на некоторых сайтах, у него высокое внутричерепное давление. Просто внутриутробное развитие, нормальное питание, и упражнения помогли укрепить мышцы, которые за это отвечают. Ведь когда малыш пытается ходить в 10 месяцев, версии о том, что у него гиперфункция органов, никем не выдвигается.

Помочь малышу в развитии в этот период можно, для этого необходимо:

  1. Выкладывать малыша на ровную и твёрдую поверхность начиная с 2 недель на 2 минуты, постепенно увеличивая продолжительность. Внимательно за ним следить при этом.
  2. Проводить утром и вечером лёгкий расслабляющий массаж тела, ног, спины, живота, шеи. Если нет опыта, неплохо посмотреть видео или проконсультироваться со специалистом.
  3. Часто купать, обеспечивая при этом некоторую свободу движений конечностями, но фиксируя головку, в этом помогут специальные круги на шею.
  4. Заниматься физическими упражнениями в период активности ребёночка (но не сразу после принятия пищи). Комплекс упражнений должен направляться на активизацию разных мышц малыша.
  5. Носить на руках в вертикальном и горизонтальном положении, придерживая голову, чтобы малыш мог рассматривать окружающий мир, а заодно и тренировать мышцы шеи.
  6. Подвесить игрушки над кроваткой, опуская их на время активности, чтобы развивался зрительный, слуховой, хватательный рефлекс, но при этом ещё и играть с ним музыкальными игрушками, издающими разные звуки. Хороший эффект от этого гарантирован. В этом вам помогут различные музыкальные модули, которые можно подвешивать над кроваткой.

Проще положить малыша в кроватку на спину и заниматься своими делами? Ну, тогда к 4–6 месяцам он освоит эту науку самостоятельно. Ребёнок - это своеобразная база: чем больше в него вкладываешь, тем больше получаешь.

Примерные сроки

Хорошо развитый ребёнок к 2 месяцам уже должен уметь держать голову. Это обусловлено степенью мышечного развития и проявлением инстинкта самосохранения, который заставляет его это делать, чтобы не задохнуться.

Но категорическое утверждение нельзя принимать, как аксиому. Следует учитывать все факторы развития вашего малыша, начиная от наследственности, протекания беременности и процесса родов, до перенесённых заболеваний, если таковые уже имели место (простудные, например). Многое зависит от набора веса грудничка, который в свою очередь, зависит от веса ребёночка при рождении.

У каждого малыша это происходит индивидуально, двух таких одинаковых в природе нет. Даже близнецы развиваются в своём, индивидуальном темпе. Беспокоиться нужно, если ваш ребёнок не поднимает голову к 3,5–4 месяцам. А до этого времени его нужно правильно кормить, купать, гулять, заниматься с ним, разговаривать, нянчить и просто любить.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Сразу после рождения малыш выглядит очень беспомощным и практически не умеет управлять своим телом. В силу своего врожденного хватательного рефлекса он может цепляться ручками за опору, например – за руки родителей. Остальные навыки в движениях и поддержании положения тела кроха приобретает в течение последующих месяцев жизни.

А когда ребенок начинает держать голову? Такой вопрос волнует всех родителей: по этому достижению малыша можно судить о развитии его опорно-двигательной системы.

Формирование навыка в поддержании положения головы связано с развитием мышц шеи, образованием шейного изгиба позвоночника (у новорожденных позвоночный столб абсолютно ровный) и происходит в несколько этапов:

1 Родители могут заметить на второй-третьей неделе жизни новорожденного, что при выкладывании на животик он начинает приподнимать головку, но удержать положение кроха еще не способен.

2 Спустя пару месяцев малыш сможет удержать головку в приподнятом положении, лишь под острым углом и не более минуты. Нужно поддерживать кроху, чтобы он не совершал резких движений и «не клевал носом».

3 Примерно к грудничок умеет поднимать не только головку, но и плечи. Все еще необходима подстраховка со стороны взрослых, так как при неосторожных движениях кроха может травмироваться.

4 В возрасте около 4 месяцев многие дети уверенно удерживают головку, способны поворачивать ее влево-вправо, а в положении лежа поднимают верхнюю часть туловища.

Не для всех малышей справедлива такая схема развития, возможно как ускорение процесса, так и его замедление.

Педиатр всегда контролирует, во сколько месяцев ребенок начинает держать голову и как долго может сохранять положение. Если формирование навыка затягивается или происходит слишком быстро, он может назначить специальные процедуры.

Интересно! Развивающие игры с ребенком до 6 месяцев

Когда недоношенный ребенок начинает держать голову

Малыши, которые родились преждевременно, в первые месяцы заметно слабее, чем те, которые родились вовремя. Это понятно, ведь в их организме еще не успели завершиться процессы подготовки к самостоятельной жизни в новой среде.

Такие детки на втором месяце жизни еще не начинают приподнимать головку.

Во сколько недоношенные дети начинают держать голову – зависит от степени недоношенности. Но в среднем после 4 месяцев этот навык уже начинает проявляться, а полноценно поддерживать положение и поворачиваться влево-вправо малыши начинают примерно к 6 месяцам.

Если ребенок рано начал держать голову

Некоторые новорожденные начинают поднимать головку самостоятельно в очень раннем возрасте. Родителей в таком случае волнует вопрос: а не вредно ли это для позвоночника и в целом для опорно-двигательной системы?

Головка грудничка слишком тяжелая для того, чтобы он смог удержать ее в вертикальном положении в таком раннем возрасте. А это значит, что на скелет и мышцы действует большая нагрузка, которая может привести к нарушению развития.

Оказывается, у детей, которые начинают активно поднимать головку уже в 4-6 недель, могут быть проблемы со здоровьем. Нередко врачи связывают такое явление с повышением внутричерепного давления.

Если родители заметили, что навык появляется слишком рано, им стоит обратиться к доктору. Малышу могут быть назначены специальные процедуры и лечебный массаж.

Если малыш долго не начинает держать головку

Наступает третий, четвертый месяц, а кроха все еще не начал держать головку в вертикальном положении? Тогда нужно идти к педиатру, невропатологу. Врачи должны осмотреть малыша и определить причину нарушения.

Проблема может крыться в неправильном питании, слабости шейных мышц, наличии родовых травм.

Доктор может назначить специальную лекарственную терапию, лечебный массаж, чтобы ребенок начал держать голову. Исправить такое положение могут ортопедические подушки. Если проблема в недостатке питательных веществ, может понадобиться докорм с помощью специальных детских смесей.

Интересно! Как правильно пеленать новорожденного: уроки, видео

Что делать, чтобы ребенок начал держать голову

Пока малыш не начнет контролировать положение головки самостоятельно, ее поддерживают, когда берут новорожденного на руки.

Такие меры безопасности нужны для того, чтобы не повредить шейный отдел позвоночника и не потянуть мышцы, если грудничок случайно запрокинет головку назад. Подобные травмы могут усложнить формирование навыка и развитие опорно-двигательной системы.

Чтобы помочь грудничку натренировать мышцы шеи, врачи рекомендуют выкладывать его на животик примерно с третьей недели (когда заживает пупочная ранка). Оказавшись в таком положении, кроха рефлекторно начинает поворачивать головку набок (чтоб не задохнуться – срабатывает инстинкт самосохранения). Этот процесс всегда нужно контролировать и помогать новорожденному, когда ему еще тяжело поворачиваться.

Лучше заниматься такими упражнениями на более-менее твердой поверхности (например, жестком диване), накрытом одеялом или детской пеленкой. Полезно выкладывать кроху на животик до кормления и после купания. После того, как грудничок покушал, нужно выждать не менее часа: в таком положении его будет тошнить.

Не стоит злоупотреблять занятиями, начинать следует с одной минуты, постепенно увеличивая время. Если во время упражнения кроха капризничает, его нужно заинтересовать игрушкой.

Можно выполнять простые гимнастические упражнения, чтобы ребенок начал держать голову: выкладывать кроху на большой мяч лицом вниз и слегка раскачивать его (желательно участие двух взрослых для повышения безопасности).

Полезно класть грудничка на руку лицом вниз и поднимать в воздухе, как самолетик. Главное – не совершать резких движений, которые могут его испугать или травмировать. Подробнее читайте о гимнастике для малышей в нашей статье на сайте moe1.ru.

Все родители, имеющие малыша, с огромным нетерпением ожидают того момента, когда ребенок начинает держать головку. Новорожденная кроха еще очень слабенькая и беззащитная и совсем не умеет управлять своим маленьким тельцем. Поэтому родители с большой опаской берут ее на руки, боясь навредить ей своими неосторожными движениями. Мышцы шеи новорожденного очень слабо выражены, и если не поддерживать головку малыша, могут быть серьезно повреждены позвонки. Поэтому всем, кто ухаживает за младенцем, необходимо правильно держать его на руках во время кормления, купания и переодевания.

Когда новорожденный начинает держать головку

Согласно законам развития детей младенческого возраста, ребенок может самостоятельно поддерживать свою головку к трем месяцам жизни. Родители должны всячески стимулировать развитие этого процесса. Для этого после исполнения ребенку двух недель его необходимо как можно чаще укладывать на животик. Во время таких процедур малыш, чтобы не задохнуться, поворачивает головку на бок, стимулируя и развивая при этом мышцы шеи. Особенно полезны такие упражнения перед кормлением, чтобы освободить животик от газов и избежать появления в нем колик. На шестой неделе, когда ребенок начинает держать головку в лежачем положении, приподнимая ее и удерживая в таком состоянии около минуты, для развития и закрепления таких способностей лежащего в кроватке малыша необходимо немного приподнимать за ручки. Его головка будет откидываться назад, и он, чтобы удержать ее, будет пытаться напрягать свои слабенькие шейные мышцы, постепенно развивая их.

Когда ребенок начинает держать головку достаточно уверенно?

Это будет после трех месяцев. Начиная с восьмой недели, его головка будет держаться ровнее, почти не заваливаясь вниз. Когда ребенку исполнится три месяца, он, будучи в вертикальном положении на руках у взрослого человека, сможет уверенно держать шею ровно. В этот период родители должны быть особенно осторожными и не переоценивать возможности своего чада. Мышцы трехмесячной крохи еще недостаточно крепки, и головка все еще нуждается в подстраховке. К четвертому месяцу жизни ребенок хорошо владеет этим навыком и даже пытается приподнимать плечи. К пяти месяцам, когда малыш начинает держать головку достаточно уверенно и уже способен поворачивать ее в стороны, он внимательно рассматривает окружающие его предметы.

Ребенок долго не держит головку

Если к шести месяцам ваш малыш не держит головку, обратитесь к педиатру. Возможно, вы мало укладывали ребенка на живот, поэтому его шейные мышцы недостаточно развиты. Врач посоветуют вам делать определенные упражнения или специальный массаж. Если роды были очень сложными, или ребенок появился на свет недоношенным, он может отставать в своем физическом развитии. Поэтому без квалифицированной помощи врача в данном случае никак не обойтись. Если ребенок уверенно держит головку в месячном возрасте, не спешите радоваться этому. Такое явление может быть симптомом Посоветуйтесь с врачом, вам назначат комплекс специальных упражнений. Любящие и педагогически грамотные родители разберутся в проблеме того, когда ребенок начинает держать головку, и примут правильные меры в том случае, если заметят некоторые отклонения в физическом развитии собственного малыша.