Какие Cпасы отмечают в августе? Три Спаса в августе: Медовый Спас, Яблочный Спас и Ореховый

Щедрый месяц август дарит нам теплые денечки, изобильный урожай; богат он и на православные праздники. Три Спаса – Медовый, Яблочный и Ореховый – отмечаются с 14 по 29 августа. Определить, когда какой Спас в 2016 году очень просто – эти праздники отмечаются каждый год в одни и те же дни и в церковном календаре называются непереходящими. За каждым Спасом стоят свои история и традиции, но все они связаны со Спасителем Иисусом Христом и соотносятся с его деяниями.

Медовый (Первый) Спас: история, традиции

Все православные знают, когда будет отмечаться Медовый Спас, ведь в этот день начинается строжайший Успенский пост. День 14 (1) августа имеет много названий: Первый спас, Пчелиный праздник, Маковей, Медолом, Лакомка, Спас на воде, Мокрый Спас. Издавна в этот день начинался сбор меда, очищались и освящались колодцы и другие водоемы, а заключенная в них вода, по поверьям, обретала лечебную силу. Народная этимология отождествила родовое имя христианских мучеников Маккавеев, день памяти которых приходится на 14 августа, с маком, созревающим к этому времени. Так появилась традиция стряпать в этот день постные пироги, пряники, булочки, блины с медом и маком. Выпечку освящают в церкви. Также на Маковея принято освящать цветы, иначе не будут процветать имущество и здоровье.

Русская православная церковь отмечает в этот день праздник Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня. Еще с давних времен хранящуюся в Константинополе реликвию – кусочки Креста, на котором был казнен Спаситель, в жаркие августовские дни носили по улицам города, чтобы освятить их и предотвратить болезни. Так установился праздник, почитающий этот обычай.

В Медовый Спас не принято веселиться, нельзя есть яиц, мясное, молочное – Успенский пост хотя и короткий, но очень строгий. На Первый Спас женщинам прощаются все невымоленные грехи.

На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь.
Дождь на Маккавея – мало пожаров бывает.
С Первого Спаса и роса хороша.
На Первый Спас олень копыто обмочил (вода холодна).

Яблочный спас: история и традиции

Яблочный Спас (Спас на горе) приурочен к христианскому празднику Преображения Господня. Отмечается 19 (6) августа. Второй Спас пришел на смену празднику первого сбора яблок. Язычники верили, что собранные в эти дни яблоки обладают живительной силой, наливают тело здоровьем и красотой. Христианская церковь наполнила старую традицию иным смыслом, придав ей небывалую духовную мощь. За 40 дней до распятия Иисус Христос и его ученики поднялись на гору Фавор, где будущий Спаситель явился своим последователям в сиянии небесного света. Так ученикам Христа открылась его божественная сущность, а сам Богочеловек узнал о своем предназначении, и какого числа его ждет мученическая смерть. Иисус запретил ученикам рассказывать об увиденном, а спустившись с горы, повелел людям собирать яблоки, чтобы Бог-Отец мог освятить их.

Традиционно в раннее утро Яблочного Спаса в церковь несут корзины с яблоками, виноградом и другими плодами, ягодами и злаками первого урожая. Желательно, чтобы плоды были свежими, только что сорванными. Из освященных фруктов и ягод готовят постные блюда:

  • пироги и булки с фруктовой начинкой;
  • варенье, джемы;
  • компоты;
  • сушеные фрукты и ягоды;
  • запеченные с медом яблоки;
  • моченые яблоки.

Главным плодом является, конечно, яблоко. Яблоки раздавали малоимущим, друзьям и родственникам, относили на кладбище – прежде всего на могилки умерших детей, и только потом ели сами. Существует поверье, что первое съеденное яблоко дарует человека здоровьем, отводит от него горести и несчастья. До Яблочного Спаса есть яблоки, другие фрукты было запрещено.

Еще одного название Яблочного Спаса – Первые осенины. С этого дня начинается наступление осени – дни становятся все короче и короче, ночи прохладнее. Преображается сама природа. Это отмечалось вечером Яблочного Спаса, когда молодежь, глядя на закат, песнями прощалась с солнцем.

Яблочный Спас – второй, но главный Спас. В этот день освящали землю под новый урожай, подготавливая ее к началу сева.

От совершенных в Яблочный Спас обрядов и ритуалов зависит благополучие в будущем, закладываются основы грядущего урожая. Заготовленные в эти дни яблоки магическим образом оберегают дом, сохраняют молодость и здоровье, приносят любовь.

Пришел Яблочный Спас – ушло лето от нас.
Пришел Второй Спас – бери рукавицы про запас.
Каков день на Второго Спаса, таков и Покров.
До Второго Спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов
Когда ешь первое яблочко, «что надумано – сбудется, что сбудется – не минуется».
Кто когда хочет (улететь), а журавль к Спасу.
На Второй Спас и нищий яблочко съест.

Ореховый (Хлебный) Спас: история и традиции

Последний, третий Спас, носит название Орехового. Он наступает на следующий день после окончания Успенского поста – 29 (16) августа. Завершение поста позволяет праздновать Ореховый Спас более разгульно и весело, чем предыдущие два.

У Орехового Спаса также несколько названий, самые значимые из них – Ореховый, Хлебный и Холщовый (Спас на холсте). Ореховый – поскольку считалось, что к этому дню созревают лесные орехи. Хлебный – потому что из злаков, собранных в этом году, выпекался хлеб, а Холщовый Спас связан с Иисусом Христом, с преданием о Нерукотворном образе. Это предание повествует о чудесном обретении изображении лика Христа на холщовом полотне, ставшим впоследствии прообразом всех икон. На Руси в эти дни начиналась торговля на ярмарках домоткаными холстами.

На Ореховый Спас освящаются лесные орехи, хлеб из зерен нового урожая, начинают сеять озимую рожь. В этот день улетают в теплые края последние журавли и ласточки.

Блюда на Ореховый Спас вкусны и питательны:

  • всевозможная выпечка;
  • кушанья с орехами и медом;
  • медовые, ореховые сладости;
  • настойки на орехах.

Праздничный стол должен быть богатым и разнообразным, следует попробовать все кушанья, и тогда следующий год будет радостным и тучным.

Третий Спас хлеба припас.
Хорош Третий Спас – зимой будет квас.
Урожай на орехи – урожай хлеба на будущий год.
Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.
Первый Спас – на воде стоят; второй Спас – яблоки едят; третий Спас – на зеленых горах холсты продают.

Август богат праздниками, посвященными сбору урожая. Именно в августе празднуют три спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый.

Медовый Спас

Медовый Спас отмечается 14 августа. Наши предки считали, что после этого дня пчелы начинают приносить "неправильный" мед, а потому спешили собрать последние подарки маленьких тружениц. Этот мед считался особенно целебным, а употребляли его в пищу исключительно после освящения в церкви.

В день Первого Спаса принято дарить друг другу баночки с этим ароматным лакомством, печь медовые коржики и пряники, варить медовуху.

Кроме того, 14 августа священники проводят еще и малое водосвятие. Именно традиция освящать воду, заранее вырытые колодцы и окрестные водоемы дала второе название этому празднику: "Мокрый Спас" или "Спас на воде".

Яблочный Спас


А вот уже 19 августа - Яблочный Спас. По православному канону Спас совпадает с праздником Преображения Господня, а по народному календарю - с проводами лета. По традиции до этого дня не едят яблоки и блюда из них. Некоторое время назад даже считалось, что если родители нарушили этот запрет, то их дети, попав в рай, будут лишены всяческих лакомств.

Помимо яблок 19 августа освящают груши и виноград и также подают на праздничный стол в сыром и в приготовленном виде.

Ореховый Спас


Третий Спас не так популярен, как два предыдущих, но из всех трех он наиболее важен. Ореховый Спас отмечают 29 августа. К этому дню вызревают орехи, их начинают активно собирать и употреблять в пищу. Однако первый ореховый сбор тоже освящают в церкви.

Несмотря на то, что многие называют этот Спас Ореховым, основное его название - Хлебный. По традиции в этот день заканчивается уборка хлебов и печется первый каравай из муки нового урожая. Хлеб относят в храм для освящения, а потом едят всей семьей.

Три Спаса - прекрасный повод полакомиться тем, что созрело в лесах, садах и на полях. Считается, что в эти дни во фруктах, орехах, меде и хлебе сосредоточена вся положительная энергия земли. И обычные, казалось бы, продукты становятся мощнейшим зарядом, который помогает приобрести здоровье, удачу и благополучие.

Первый Спас связан с началом сбора меда, поэтому он и имеет название Медовый. Данный день считается не только православным праздником, но и днем пчеловодов. По приданию в этот день пчелы больше не несут меда в ульи, поэтому и разрешается начинать забор меда из сот. В связи с праздником проводятся разнообразные ярмарки, открываются медовые рынки. Рассмотрим, когда Медовый Спас в 2016 году, какого числа, а также основные традиции этого веселого и сладкого праздника.

Дата Медового Спаса в 2016 году

Медовый Спас отмечается 14 августа. Дата этого праздника не меняется каждый год. В этой году дата праздника выпала на воскресенье, поэтому в больших городах и маленьких селах пройдут ярмарки, народные гуляния и другие мероприятия, которые приурочены к этому дню. В этот день начинается и Успенский пост, который продлится две недели.

Наверняка, многие хоть раз в жизни задумывались: «Почему Медовый Спас так называется?». Первый Спас называют Медовым или Маккавеем, так как это связано с началом сбора меда и мака. Также Медовый Спас называют Лакомкой, ведь для празднования этого дня готовится много угощений на основе меда.

Считается, что первый раз пробовать мед нового урожая необходимо именно в Медовый Спас. В тот момент, когда вы пробуете первую ложку нового урожая меда, необходимо загадать желание. Считается, что если вы всей душой мечтаете о том, что загадали, то желание обязательно сбудется.

Основным блюдом на праздничном столе тоже должен быть мед. Накануне праздника следует освятить мед в церкви. В этот день продукту приписываются практически волшебные свойства. Считается, что он может излечить тяжелые болезни, омолодить человека и даже помочь женщинам зачать ребенка. Помимо освящения меда, рекомендуется святить колодцы и другие водоемы.

После посещения церкви люди устраивают народные гуляния. Однако Медовый Спас – это еще и начало поста. Поэтому гуляния не должны быть слишком веселые, а крепкие напитки на них запрещаются. Вместо них чаще всего употребляется квас.

Перед праздником хозяйки готовили вкусные и ароматные блюда. В основе каждого из них обязательно должен быть мед. Популярностью в этот день пользовались различные булочки и другая выпечка, сладкие каши и медом и фруктами..

На Медовый Спас собирается не только мед, но и мак. Также традиционным символом праздника является целебный букет, который необходимо собрать заранее и освятить в церкви. В него должны входить маковые головы, календула и другие ароматные растения. После освящения букет необходимо хранить в доме до самой весны. Считается, что он защищает дом от горестей, а людей – от болезней и бед. С первыми лучами весеннего солнца этот букет выносят на улицу, чтобы рассеять мак на грядки. Сухие цветы молодые девушки вплетают в свои волосы. Данный обряд помогает сделать волосы более крепкими и густыми, а урожай – богатым.

После освящения медом угощают сирот, бедняков и нуждающихся. Также в этот день им принято оказывать помощь. Считается, что это помогает принести в дом счастье и радость.

В Медовый Спас принято купаться в реках и озерах, а также купать в них и домашнюю скотину. Вся вода в этот день священная, поэтому она помогает очистить тело и душу от грехов и пороков.

Приближается Медовый Спас 2016 года. Какого числа и основные традиции этого праздника мы рассмотрели. Но не забывайте, что в этот день важно собираться всей семьей и вместе ходить в церковь.

На какое число выпадает Яблочный Спас в 2016 году? Отметим, что дата этого праздника не смещается, и православные ежегодно отмечают торжество 19 августа.

История возникновения спаса описана в Евангелие. По преданию, незадолго до своего распятия Иисус Христос собрал трех апостолов, Иакова, Петра и Иоанна, и вместе с ними поднялся на высокую гору Фавор. Достигнув вершины, Христос начал молиться, а его ученики, устав от длительного восхождения на гору, погрузились в сон. Когда они внезапно открыли глаза, то увидели Спасителя в ореоле яркого света, одежды его были белее снега, а рядом стояли два великих пророка – Илия и Моисей. Спустя мгновение апостолы услышали глас с неба, который произнес следующие слова: «Это есть Сын Мой Возлюбленный. Его слушайте». Ученики Христа пали ниц перед величием этого голоса, а когда они подняли головы, их Учитель стоял в одиночестве. Так Господь явил славу Свою, открыв апостолам божественное происхождение Сына Своего Иисуса. Это событие послужило истоком к появлению праздника Преображения Господня.

Яблочный Спас: обряды и приметы

Считается, что собирать яблоки с деревьев можно не раньше того дня, когда начнется Яблочный Спас. В 2016 году, как и во все другие годы, эта дата выпадает на 19 августа. Есть даже примета, согласно которой грешник, вкусивший плод яблони после наступления праздника, попадет в рай. В наши дни немногие люди верят приметам, но, тем не менее, большинство садоводов стараются не собирать урожай яблок до назначенной даты.

Также есть поверье, что плоды, сорванные с деревьев в Спас, обладают целебными свойствами, и если угостить священным фруктом больного человека, то он в скором времени выздоровеет. Считается также, что яблоко, сорванное в Спас, приносит удачу. Плоды необходимо нарезать тонкими пластинками, высушить их на солнце и разложить в каждом уголке дома или квартиры.

Ранее мы выяснили, на какое число выпадает Яблочный Спас 2016 года. Этот день во многих городах ознаменуется открытием ярмарок. На подобных мероприятиях можно приобрести вкусные спелые яблоки разных сортов, ароматный мед, различные сувениры и многие другие интересные товары.

Традиционно с наступлением Яблочного Спаса хозяйки готовят блюда с этим вкусным и полезным продуктом. Фрукты едят как в свежем виде, дополнив душистым медом, так и используют в приготовлении выпечки, салатов и других угощений. Следует отметить, что, согласно обычаям, яблоками принято вначале угощать родных и близких, а уже после есть их самому. Считается также, что если собрать в своем саду плоды и часть из них отдать беднякам, то на следующий год можно получить прекрасный урожай. Верующие люди в этот праздник обязательно посещают церковь и благодарят Бога за все, что имеют.

В этом году исполняется 950 лет от учреждения Андреем Боголюбским Спасовых христианских празднеств. Какие будут спасы в августе 2016 года и когда именно? По датам и по соотнесению: 14 августа - Празднества Всемилостивого Спасителя, т. е. Медовый (или Мокрый) Спас; 19 августа - Празднества Преображение Господня, т. е. Яблочный Спас и 29 августа - Празднества перенесения Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа, т. е. Ореховый Спас, известный для южных областей как Маковый. Все спасы в 2016 году (медовый, яблочный, ореховый) известны своим особым ритуалом, набором угощений на праздничном столе, собственными историями и легендами. Церковные праздники были соотнесены с циклами по сбору по видам урожая.

Так на Первый спас, в Константинополе проносили Честное Древо Креста по городу. Люди верили, что такой ритуал - лучшее средство от любых недугов. Кроме этого, в эти дни христианские священники освящали источники. Откуда и «мокрое» название Спаса. Считалось полезным купание в освящённых водах, особенно в дни освящения. С этим всем было сопоставлено освящение продуктов и изделий из них, сопровождавшееся обильными дарами церкви. Считалось, что если не освятить и не принести щедрые дары в церковь, то это приведёт к оскудению как в пчеловодстве и выращивании плодовых и ягодных культур, так и с маково-орешными сборами. Например, если не собрать вовремя и не освятить мёд, то его обязательно будут растаскивать соседние пчёлы. С маком тоже были собственные представления. Церковным уставом рекомендовалось выпекать маковники по определённой процедуре, заканчивающейся освящением как выпечки, так и собранных головок мака. Считалось, что освящённый и добавленный в продукты мак служит замечательным чертогоном.

По Церковному Уставу плоды винограда и яблок до их освящения не рекомендовалось употреблять в пищу на праздник . Со дня Медового Спаса начинается Успенский пост, продолжающийся до Орехового (Макового) Спаса, с рекомендациями соблюдения ограничений в употреблении животной пищи. Всего лишь месяц отделяет Успенский пост от предыдущего - . Потом следует двухдневный в сентябре и за этим в конце ноября начинается Рождественский Пост, продолжающийся до Рождества Христова.

Надо отдать должное, что церковные запреты и посты не только приобщали к более частому общению со служителями церкви и соответственно дополнительным подношениям, но содержали и полезные диетологические каноны.

Медовый спас

С древнейших времён люди радовались получению даров от Природы-Матери. Богатый и правильно сохранённый, собранный урожай спасал людей от голода и болезней до получения следующих подарков Природы. К этому приурочивались праздники по сбору разных видов урожая, которые сопровождались особыми ритуалами, жертвоприношениями и славлениями Матери Природы и Богов, которые, по мнению людей, способствовали удаче, плодородию и урожайности. Известны праздники по окончанию сезона по сбору мёда у народов Саяно-Алтайского региона, Поволжья, Северо-Запада, Центральных и Южных областей России.

Важность пчёл и мёда для разных народов России доказаны археологическими раскопками, отнесёнными к XII-I тысячелетиям до н.э. в Европейской части России. Есть и рисунки на берегах реки Енисей, датируемые II тысячелетием до н. э. В этом году 14 августа христиане России будут праздновать 950-летие учреждения Андреем Боголюбским Медового Спаса, который занял место проводимых в Ведической Руси дней урожая. Праздники по сбору мёда, например, проводились со славлением Спаса-Даждьбога. Который, например, послал дождь на землю и спас от засухи и неурожая. В эти дни не забывались славления Велеса, Лады и Макоши, отвечающих у славян за труд, плодородие и удачу.

Большинство известных с древнейших времён народных праздников переиначивались в церковно-христианские, поскольку основной двигающей причиной этого было создание института податей церковной десятины и объяснение зависимости церковных крестьян от церкви и монастырей, которые были, по сути дела, крепостниками, где владельцем был не светский хозяин, а христианская церковь. Ведь по пониманию внуков божьих, коими считали себя, например, восточные славяне, они по природе своей не могли быть ни рабами божьими, ни рабами светских хозяев. А Бог у славян был Отцом, наследство дающим и дарами одаривающим. Неудивительно, что с очень древних времён известны блюда, напитки и лекарства, приготовляемые с использованием мёда.

Мёд применялся при консервировании многих продуктов, тогда как сейчас по рецептуре мы используем сахар. Особо ценным составляющим мёд был при приготовлении лекарств, да и сам являлся лекарством, например, при простудных заболеваниях. Мёд, который сам являлся спасом от многих болезней и припасом, как один из важнейших продуктов, был сам обоготворён нашими предками. Может поэтому древнеславянский напиток сурья, который считался напитком богов, известный даже в Индии, изготавливался на основе мёда.

На Палестине - родине библейского Иисуса Христа, известен финиковый мёд, который тоже обладает многими лечебными и кулинарными качествами. Но тот продукт только по аналогии называется мёдом, и, скорее всего, его нужно отнести к фруктовым сиропам, а не к плодам труда уважаемых северными народами пчёл. Может быть, христианам более близко понятие финикового спаса?

Яблочный и Ореховый (маковый) Спасы

Как ни странно, просматривая многие труды, начиная от Святого Писания, не удалось наткнуться на обожествление на Палестине таких плодов, как яблоко. Что-то похожее на яблоко, и то может быть из-за некачественного перевода на русский, это - эшта. Вроде это звучит как сахарное яблоко, но ни видом, ни мякотью, ни вкусом, не напоминает известные нам плоды. Есть некое вкусовое сравнение с яблочно-дынно-клубничным йогуртом. По виду этот фрукт чем-то походит на кедровую шишку. Само фруктовое дерево, даже отдалённо не напоминает яблоню. Например, из эшты не принято делать сок, как это делается из яблока. Эшта растёт практически круглогодично, с неким пиком в октябре-ноябре, что никак не сопоставляется с 19 августа, когда российские христиане справляют яблочный спас.

Известно, что античные греки узнали об яблоках быстрее римлян, поскольку в Северном Причерноморье были греческие колонии, куда римляне попали гораздо позже. В настоящее время адаптированная к италийскому климату яблоня насчитывает десятки сортов. Может, христианам стоило справлять эштовый спас? Или кто-то что-то неправильно перевёл? Аналогию можно приводить и с Ореховым Спасом, который справляется российскими христианами 29 августа. Для южан это называется маковым спасом. Преобладающее количество жителей Ближнего Востока, в том числе и Палестины, две тысячи лет назад, скорее всего, даже не догадывались, что орехи, которые даёт Природа-Мать на территории от Калининграда и Крыма до Камчатки и Владивостока, имеют много видов и форм. Неудивительно, что аналогичных праздников нет в преобладающем количестве христианских стран, например, Африки и Южной Америки. Это ведь сельскохозяйственные праздники, привязанные к конкретным странам мира и к укладам жизни народов, населяющих эти страны.

Интересно, что даже с близкой христианской церковью Армении есть не сопоставимые с каноническими понятия в церковных ритуалах. Такие понятия и слова как спас, спасение, припас и спаситель и родственные им слова всегда имели важное духовное и практическое наполнение в жизни славянских народов, населяющих Русь. В России, вплоть до победы Октябрьской революции, у многих народов существовало двоеверие. Одни, когда это было принято, ходили в церковь, но с удовольствием праздновали Ивана Купалу и Коляду, а при необходимости вспоминали Чура, Домового и Лешего. До сих пор в памяти народа Масленица. Другие, например, как тюркоязычные народы, отбивали намаз, но не забывали Отца небесного Тэнгри-хана и матушку Умай. Даже большевики в трудную минуту не гнушались пользоваться услугами шамана, бабки-знахарки или ведающей матери. А народная память - она ведь на генном уровне зарыта глубоко в подсознании, но часто нам даёт ответы на интересующие вопросы.

Из истории праздников

До христианских праздников, практически в эти же даты, существовали свои праздники, связанные со сбором урожая (День Снопа-Велеса, День Крышня, Спас Коляды и Овсеня, Успение Майи Златогорки, День Майи Златогорки, День огненного волха, Таусень, Овсень малый, Торжество Майи, День Митры, солнцеворот). Череда сентябрьских праздников называлась осенинами. К каждому празднику был свой ритуал и свой набор блюд, угощений и напитков.

Эти праздники вычислялись по ходу солнца, луны и звёзд и сопоставимы с этими датами в используемом в настоящее время календарём.

В наше время в России на период с 10 по 31 августа попадает множество светских праздников: День физкультурника, строителя, ВВС, археолога, трейдера, Воздушного Флота России, пчеловода, День Государственного флага РФ, шахтера, российского кино, спецназа, Международный день блогера. Интересно, что при идеологической борьбе на разных временных этапах существовала не только замена праздников, но даже были чем-то напоминающие ритуалы. Сопоставление просматривается, хотя оба ритуала были в разные времена года.

Из кухни божьих правнуков

Надо отметить, что сладкие блюда на Руси подавались, как и сейчас, в самом конце трапез. Сейчас мы это называем - на десерт. По древним источникам мёд - важнейшее составляющее кваса, каравая, кутьи, многих видов киселей, сыта, узвара и сурьи, в которые добавлялись разные травы, что переводило яства как в категорию средств профилактики болезней, так и лекарственных препаратов. Так, например, орех на меду с чесночным соком, с добавками репейника и других компонентов - было одним из средств для увеличения мужской силы, а также как средством для роста волос и омоложения кожи. Важнейшим составляющим для создания креплёных напитков, наливок, медовух, по крепости которые, как правило, не превышали 2-7 градусов. Наиболее известно из них пиво. Бывало, что сурью (или сурицу) доводили до 20-ти градусов крепости.

Не менее интересный перечень блюд с использованием яблок, который далеко не ограничивался только мочёными яблоками, яблочными напитками и вареньями. В сочетании с другими плодами, ягодами, фруктами и травами получались удивительные по вкусу начинки для выпечки. Немаловажное значение в меню имел орех. Список блюд начинался с натурального ореха и его смешивания с мёдом. Орех как белковый заменитель ценился не менее бобовых культур. Не стоит забывать, что наши пращуры в основном были вегетарианцами (спорная гипотеза), поскольку считалось, что мясо старит и укорачивает жизнь. Даже Богам не было животных жертвоприношений, поскольку большинство животных было тотемными. Например, корова как и в Индии считалась священным животным и в пищу не употреблялась. Мясо в разумных пределах дозволялось в употребление воинам, считалось что при чрезмерном употреблении мяса можно переродиться в зверя.

На основе яблок известны культовые и лекарственные рецепты напитков и яств, используемых для лечения, ворожбы и гаданий. Не умаляя значения злаковых, например, на свадьбу молодожёнам обязательно дарился бочонок мёда и жбан орех, с которыми они должны были справиться в медовый месяц. Наверное, не стоит объяснять название послесвадебного медового месяца. Неудивительно, что большинство рецептов осталось неизменными за более чем тысячелетие. Разве что сами рецепты несколько изменились из-за появления новых видов продуктов питания и даже ухудшились, при использовании заменителей и отказе от лечебных травяных и природных добавок.

Надо отметить, что основные праздники проходили на осенины и особенно на осеннее солнцестояние, поскольку на тот момент все припасы, как правило, были сделаны. Большинство первоочередных сельхозработ было проведено, и праздничный стол отличался изобилием. Промежуточные праздники были больше связаны с необходимостью промежуточных поборов от властителей, жрецов, церковнослужителей и прочего перечня лиц, кормившихся трудами крестьян.