Фольклорный праздник «Кузьминки» в детской школе искусств. «Кузьминки». Сценарий фольклорного праздника для детей подготовительной к школе группы

Елена Мезенцева
Сценарий праздника «Кузьминки - по лету поминки»

Ведущая : Издавна на Руси 14 ноября считался праздничным днем , его именовали Кузьма-Демьян . А в народе этот день попросту называли Кузьминки . Кузьминки по лету поминки . Люди вспоминали , как хорошо и тепло было летом, а впереди их ждала суровая холодная зима.

Ведущий : Немало народных примет было связано с этим днем, например, если на Кузьму -Демьяна лист остается на дереве, то другой год будет морозным.

Ведущая : Кузьма и Демьян большие искусники, они покровители всех ремесел : кузнечного дела и женского рукоделия. С этого дня женщины принимались за зимнюю пряжу. Девушки украшали избу, готовили богатые угощения, пили чай, занимались рукоделием. Молодые люди водили хороводы, играли в народные игры, пели.

(Звучит тихая музыка р. н. п.)

1-я девочка : В первый раз вышивала светил месяц со лунами, сочистыми звездами.

2-я девочка : Во второй раз вышивала красно солнышко со лучами красно солнце со лучами с теплыми облаками.

3-я девочка : В третий раз вышивала чисто поле со кустами, чисто поле со кустами, с рыскучими зверями.

4- я девочка : В четвертый раз вышивала сине море со волнами, сине море со волнами, со белыми кораблями, середину украшала светло-синими цветами.

(К избе подходит группа мальчиков)

1-й мальчик : Дома ли хозяйка?

2-й мальчик : Можно ли войти?

1-я девочка : Пожалуйста, гости дорогие, пожалуйста!

1-й мальчик : Веселья вам да радости!

2-я девочка : Уж давно вас дожидали, праздника не начинали .

3-я девочка : У нас для каждого есть местечко и доброе словечко.

Девочки поют частушки.

1) Моя прялка не прядет

Колесо не вертится,

Что-то милый не идет –

Он, наверное, сердится.

2) Не стой, миленький, в порожках –

Не большая тебе честь!

Иди сядь ко мне на лавку –

Для тебя местечко есть!

3) Люблю Васеньку я летом,

Когда бегает с конфетом.

А Ванюшеньку зимой-

Садится к прялочке со мной.

4) Полотенце вышивала

Петухами, утками

Я миленка поджидала

Часами и минутками.

(Приглашают всех гостей за стол)

Ведущая : А не посоревноваться ли нам. А ну- ка кто больше знает загадок красные девицы или добрые молодцы, сейчас посмотрим.

(девочки и мальчики загадывают друг другу загадки)

1) Летит, рычит

Ветки ломает,

Пыль поднимает,

Слышишь его,

А не видшь его. (ветер)

2) Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует как художник,

Он узоры на окне. (мороз)

3) Побелело за ночь всюду,

А у нас в квартире чудо!

За окошком двор исчез.

Там волшебный вырос лес. (морозный узор)

4) Не пешеход, а идет.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка. (дождь)

Хоровод «Во кузнице» .

Ведущая : Ну а теперь нужно ножки размять, наши предки любили в игры играть, себя потешить.

(Проводится игра бег в калошах)

После игры участники усаживаются за стол и начинают соревноваться, кто больше поговорок скажет.

1) С шуткой и смехом делать дело с успехом.

2) Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

3) Куй железо пока горячо.

4) Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

5) Слово – серебро, молчание – золото.

6) Золотое слово – вовремя сказанное.

7) Смелость города берет.

8) Любишь кататься – люби и саночки возить.

Ведущая : голова у вас хорошо работает, много поговорок знаете, а теперь посмотрим, как ваши руки умеют работать.

(играют на ложках)

Девочки и мальчики пытаются повторить скороговорку.

Ведущий : Сшит колпак,

Вязан колпак,

Да не по-колпаковски.

(повторяют сначала мальчики, потом девочки, а потом все вместе убыстряя темп).

Ведущая : Ну, вы просто молодцы, а теперь давайте поиграем.

(Игра «Ручеек» или «Заря-зареница» )

Ведущая : Попели, поплясали, поиграли, пошутили, пора всем к столу, отведать хозяйского угощения.

(чаепитие всех участников и гостей) .

Публикации по теме:

Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию мое творение. Наступило лето и я, как и все воспитатели тоже подготовила свою клумбу.

В один из солнечных дней дети отправились в гости к Лету. Лето встретило маленьких гостей с солнышком в руках. Вместе они играли, пели.

Фольклорный праздник «Кузьминки» (прощание с осенью) Фольклорный праздник "Кузьминки" (прощание с осенью) Задачи: Образовательные: Продолжать знакомство с обрядовым праздником «Кузьминки».

Здравствуй, Лето! К нам на Черноморское побережье лето всегда приходит неожиданно! Только вчера шел мелкий прохладный дождик, а сегодня.

Каждый год в нашем детском саду объявляется конкурс на лучшее оформление участка к лету. Мы подготавливаем наши участки к летне - оздоровительному.

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Кузьминки - об осени поминки» Обучающие задачи: познакомить детей с народными приметами, традициями и обычаями, связанными с праздником Кузьмы и Демьяна. Развивающие.

Елена Чеботько
«Кузьминки - по осени поминки!» Сценарий осеннего праздника для старшего дошкольного возраста

Кузьминки - по осени поминки!

Цель : Познакомить детей с традициями русского народа. Побуждать интерес к народной культуре.

Задачи : Познакомить детей с особенностями народных праздников на примере фольклорного праздника «Кузьминки»

Совершенствовать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение, игру на детских музыкальных инструментах.

Активизировать личностные качества детей.

Ход праздника:

Зал оформлен в стиле «русская горница». Под музыку русской народной песни «Пряха» входят девочки в русских народных костюмах. Их встречает хозяйка.

Хозяйка – Мир вам гости дорогие,

Вы явились в добрый час –

Встречу теплую такую

Мы готовили для вас.

1 Девочка – Хлебосольством да радушием

Знаменит родной наш край.

2 девочка – Здесь для вас обряды русские

И медовый каравай.

Хозяйка – И места гостям приметные-

Будет праздничный вам стол

Ведь сегодня радость светлая

Вместе с вами входит в дом.

3 девочка – Много мы обрядов знаем

4 девочка – А давай-ка «Кузьминки» обыграем!

Хозяйка – Тогда, детушки, живей за дело! Хлеб из печи доставать, на стол накрывать, а то сейчас и гости придут.

5 девочка – А кто к вам придет, матушка?

Под музыку вбегают мальчики, образуют круг, проводится игра.

Игра «Никонориха гусей пасла»

Дети ведут хоровод, в кругу противоходом идет водящий «козлик». Дети поют:

Никонориха гусей пасла,

Да пустила в огород козла,

Никонориха ругается,

А козел-то ухмыляется.

С окончанием пения дети разбегаются, обнимаются парами, кому пары не хватило, тот «козел»

Раз, два, три – козлик ты!

Хозяйка – Давно вас ждем – поджидаем, посиделки без вас не начинаем!

Мальчики – А зачем мы здесь собрались?

Хозяйка – А затем, что сегодня праздник Кузьмы и Демьяна.

Кузьминки – начало осенних посиделок, сегодня не только работают, но и веселятся.

Мальчики – А кто же такие Кузьма и Демьян? И почему в их честь праздник?

Хозяйка - Кузьма и Демьян – святые. Они были замечательными мастерами – кузнецами и плотниками. Кузьма и Демьян ходили по деревням и всем помогали, а денег за это не брали. Они – покровители всех мастеров и мастериц. Ведь в деревне все делали своими руками: и печь, и стол, и ложки, и плошки. Вот в честь святых мастеров Кузьмы и Демьяна и назвали этот праздник, а еще говорят, что Кузьминки – по осени поминки.

Мальчики – Ну-ка, хватит нам трудиться, будем петь и веселиться!

1-й кузнец - Идут кузнецы из кузницы.

2-й кузнец - Несут кузнецы два молота.

3-й кузнец - Галки - вороны, собирайтесь к нам.

2-й кузнец - Варите кутью.

1-й кузнец - Поминать Кузьму.

«Кузнецы» - Хозяева, кузнецы нужны?

Девочка – А что вы умеете делать?

Кузнецы – А вот что!

Инсценировка русской народной песни «Во кузнице…», мальчики поют и играют на ложках.

Хозяйка – Садитесь, молодцы, дорогие, а всем ли место хватило?

1 мальчик – Не беспокойся хозяюшка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим!

2 мальчик – Гости – люди подневольные: где посадят, там и сидят!

3 мальчик – Дома сидеть – ничего не высидеть!

4 мальчик – Решили на людей посмотреть, да себя показать!

В это время один мальчик «лень», ложится на лавку, засыпает. Выходят две девочки, обращают внимание на «лень».

1 девочка – Не колода, лодырь, а лень! И лежит она целый день!

2 девочка – Не жнет, не косит, а обеда просит!

Игра «Лень»

Хозяйка – Я вот все смотрю и радуюсь: как много у меня гостей!

3 девочка – А много гостей – много новостей!

Хозяйка – А каких новостей?

4 девочка – Да, веселых. Вот послушай!

Дети разыгрывают потешки.

Андрейка, детка, о чем плачешь?

Об ворота ударился!

Когда это случилось?

А что же ты сейчас плачешь?

Да вчера дома никого не было!

Где ты был, брат Иван?

В горнице!

Что делал?

Петру помогал!

А что Петр делал?

Да на печи лежал!

Я медведя поймал!

Так веди его сюда!

Не идет!

Так сам иди!

Да он меня не пускает!

Хозяйка – Что это мы все сидим и гостей не веселим?

Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей!

Обращается к мальчикам

И ребята не зевайте, от девчат не отставайте!

Частушки:

1. Я секрет румян достала

У прабабки Феклы -

Лучше всех румян заморских

Сок из нашей свеклы.

2. Почему, как человечек,

Весь в мурашках огуречик?

Он на солнышке лежит,

От чего же он дрожит?

3. Мне миленочек прислал

К празднику записку,

М Что меня он обожает,

Как салат с редиской.

4. Ухажеров нынче сто

Под моим окошком

Все желают получить

Пирожок с картошкой.

5. Мышку в клетку я поймал

И там запер крепко.

Ведь без мышки не собрать

В огороде репку.

6. Вот миленок мой рыдает,

Ведь близка разлука.

Ты, подруженька, ошиблась,

Плачет он от лука.

7. На себе всегда ловлю

Восхищенья взоры!

Красоту мне и здоровье

Дарят помидоры!

8. Если б не было пшеницы,

Не было б ватрушки.

Как сумели, так пропели

Мы для всех частушки.

Хозяйка – На Руси уж так идет

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец

И на дудочке игрец!

Дети – Пусть Ивана впустят, чтоб играл на гуслях!

1 ребенок – А ты брат, Андрейка, сыграй-ка на жалейке!

2 ребенок – А ты брат, Ермошка, сыграй-ка на ложках!

Оркестр ложкарей «Перевоз Дуня держала» русская народная

Хозяйка – В эту пору играли на посиделках, разбившись на пары, а потом весь вечер мальчик ухаживал за выбранной девочкой, охранял ее и заботился о ней.

Русская народная игра «Селезень утку догонял…», после игры слышится стук.

Домовой – Ох, устал я за печкой сидеть,

На ребят решил посмотреть.

Хозяйка – Как на голову свалился

И откуда появился?

Девочки ахают, мальчики охают.

Домовой – В этом доме я живу и за печкою сижу!

Кто меня тут потревожил?

Хозяйка – Собрались мы здесь в горнице, девицы-красавицы, да добры молодцы. Проводить осень, да зиму встретить!

Не серчай на нас, а пускайся с нами в пляс!

Дети танцуют хоровод «Выходили красны девицы»

(на мелодию песни «Ой, вставала я ранёшенько»)

1. Выходили красны девицы

Из ворот гулять на улицу.

Ой ли, ой ли да люли

Из ворот гулять на улицу.

2. Выносили красны девицы

Во белых руках по соловью.

Ой ли, ой ли да люли,

Во белых руках по соловью.

3. Соловьи-то все рассвищутся,

Красны девки разгуляются.

Ой ли, ой ли да люли,

Красны девки разгуляются.

Домовой – А какой же праздник на Руси без пышного каравая, да без сладких пирогов. Выносит каравай.

Домовой – Свети, свети месяц, нашему караваю!

Поглянь, поглянь, солнце, нашему караваю!

Хозяйка – Кушайте, кушайте, да поправляйтесь,

Крепкого здоровья набирайтесь!

Все поют - Дорогие гости, русское спасибо.

Мы для вас подносим, кланяемся низко,-

Полюбить нас просим, как велит обычай, хлеб и соль подносим.

Публикации по теме:

«Чудо-дерево». Сценарий осеннего развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста Чудо-дерево Сценарий осеннего развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Осень. Здравствуйте, ребята! Я в гости к.

«Праздник осени». Сценарий осеннего праздника в старшей группе «Праздник Осени» Сценарий осеннего праздника в старшей группе Цели и задачи: Способствовать развитию у детей музыкально - эстетического.

Сценарий осеннего праздника детей старшего дошкольного возраста «Нижегородская ярмарка» Цель: формирование у детей дошкольного возраста представлений об исторических местах города, любви к Отечеству, гордость за его культуру.

Сценарий осеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста «Золотая осень России» Ведущая: Здравствуйте, родители, Здравствуйте, друзья! Праздник посмотреть хотите? Праздник начинать пора! (Дети, с веточками рябины в руках,.

Воспитание духовно-нравственной личности в процессе комплексного освоения народной культуры посредством фольклорного праздника «Кузьминки»

Полторацкая Наталья Викторовна, преподаватель класса Музыкальный фольклор
Место работы: МАОУДО "Детская школа искусств №15", г. Кемерово
Пояснительная записка: Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее в детях. Знание традиционного наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития народа в будущем.
Прививать детям любовь к фольклору, интерес и уважение к своим национальным истокам – не только эстетическая, но и прежде всего, идейно-нравственная задача современного образования и культуры. Приобщение детей к народной культуре дает безграничные возможности для развития творческого мышления, инициативы, способностей, творческой реализации и развития личности ребенка.
Жизненная необходимость возвращения достижений народного искусства в наш быт, в праздники, в повседневную культуру общения, в наш духовным мир, в сферу этических и эстетических ценностей становится все более осознанной, а само это возвращение к национальной специфике – безотлагательным. Естественнее же и легче всего приобщение к родным истокам происходит в детском возрасте, и чем раньше – тем органичнее.
Благодаря мудрости наших предков, через фольклор у ребенка формируется иное отношение к окружающему миру. Народная педагогическая практика выработала многочисленные нормы, приемы, традиции воспитания. Слыша еще в колыбели песни матери, сказки и потешки, загадки и поговорки, ребенок естественным образом усваивал народный музыкально-поэтический язык, постигал основы традиционной культуры. Взрослея, дети так же естественно включались в систему трудовой и празднично-обрядовой жизни взрослых, крестьянской общины. Связь детей с родителями, с семьей, общиной была тесной и глубокой. При этом взрослое население общины относилось к малышам с любовью, заботой и терпимостью. Но поменялся быт, жизненный уклад – и прервалась цепочка изустной, непосредственной передачи традиции. В наши дни даже сельская молодежь относится к народной песне, игре, обычаям как к проявлению чего-то устаревшего и никому не нужного. Городские родители сегодняшних 5-6-леток сами были лишены всех ценностей народной культуры, ибо уже несколько поколений россиян от нее были отторгнуты.
Одним из путей преодоления этого разрыва, одним из способов восстановления преемственности стало целенаправленное изучение традиционной культуры. Таким образом, дети усваивают нравственные нормы, бытовую этику, духовные ценности, доброту, красоту и полезность того, что оставил нам в наследство наш народ. Через фольклор дети знакомятся с историей и художественно-эстетической спецификой различных видов народного творчества, с традициями их бытования, с их ролью и местом в традиционных народных календарных и семейно-бытовых праздниках и обрядах. Слово, музыка, живопись, театр, декоративно-прикладное искусство и этнография в народном творчестве настолько переплетены, что требуют всестороннего, универсального подхода к нему.
Цель – воспитание духовно-нравственной личности детей в процессе комплексного освоения народной культуры, через народный календарный праздник.
Настоящая разработка предусматривает реализацию следующих воспитательно- образовательных задач :
Развитие познавательного интереса к традиционной культуре своего народа, в частности, к празднику «Кузьминки»;
Знакомство с малыми фольклорными жанрами – народные игры, прибаутки и др.;
Развитие творческих способностей детей посредством фольклора;
Формирование исполнительских, творческих навыков в области пения, движения, музицирования посредством музыкального фольклора;
Способствование накоплению словаря детей старинными народными словами.
Включая всю традиционную культуру в систему детского музыкального образования необходимо опираться на принципы фольклорного обучения и воспитания, которые вырастают из природы фольклора, его основных признаков - устности, импровизационности, коллективности, многовариантности, традиционности. Кроме того, возникает необходимость создания системы, соединяющей обучение с естественным бытованием фольклора, при условии «погружения» участников процесса в традиционную культуру, «проживания» ими осваиваемого материала. Перед педагогами ставится задача найти такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с важнейшими понятиями народной педагогики. Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю - запоминаю». Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания.
Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными. На занятиях класса «Музыкальный фольклор» в Детской школе искусств №15 дети учатся не только петь народные песни, водить хороводы, ориентироваться в народных праздниках, обычаях и приметах, но и развиваются творчески, овладевают игрой на народных музыкальных инструментах, осваивают теоретические сведения, а также знакомятся с народными промыслами, особенностями крестьянского костюма, встречаются с народными исполнителями и мастерами
Это познавательные занятия, наблюдения, изучение и вовлечение в народные календарные праздники. Но в любом случае, необходимо создать особую атмосферу деятельности детей, в которой ребенок почувствовал бы себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности. Вряд ли на первых порах работы с начинающими фольклористами над народными песнями, играми встанет задача достижения высокого профессионального уровня исполнения. Пусть дети станут более раскрепощенными, научатся слушать друг друга, полюбят занятия, которые станут необходимой частью их бытия. На начальном этапе это самое главное.
В практике обучения детей музыкальному фольклору общедидактические принципы
- доступность и системность;
- постепенность и последовательность;
- наглядность;
- индивидуальный подход в условиях коллективного творчества;
- природосообразность
иногда приобретают нетрадиционную трактовку, наполняясь практикой народной педагогики. Количество и разнообразие жанров народного исполнительства открывает перед педагогами и учащимися большой музыкальный мир, в котором через игру, танец, песню, обрядовое представление ученик приобретает основные навыки ансамблевого пения. Ключевая задача методики обучения заключается в том, чтобы найти простой и доступный способ, который преобразует сложные певческие действия в простые и ясные понятия, помогающие раскрыть содержание и глубину материала. Для целостного восприятия музыкального материала на занятиях по предмету «Фольклорный ансамбль» необходимо вводить хореографические перестроения (хороводы, бытовые народные танцы, дроби, пляски), драматическую игру (разыгрывание ролей, представление обрядовых сцен, праздников), духовые и шумовые народные инструменты (окарины, кугиклы, рубель, дрова, свирели и т.д.)
Уровень развития фольклорного коллектива зависит от уровня каждого учащегося. Каждый учебный коллектив должен иметь свое «творческое лицо» - репертуар, исполнительский стиль, сценический образ, которое целенаправленно должен формировать преподаватель, исходя из возможностей детей. Используя жанры музыкального фольклора, учитывая возраст, музыкальную подготовку, темперамент учащихся, преподаватель распределяет запевы в песнях, роли в хороводно-драматических играх, обрядовых сценах, что дает возможность проявить способности каждому ребенку.
И дети с большим удовольствием и интересом проявляют себя – а это определяет их физическое и духовное здоровье. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни.
Детей дошкольного и младшего школьного возраста лучше всего приобщать к народной культуре через песенно-игровые традиции, календарно – обрядовые праздники, которые всегда были связаны с игрой.
Праздники – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, исторический опыт народа. Праздником на Руси встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали начало и завершение работ. На Руси всегда умели хорошо работать и отмечать праздники от всей души. Уже сейчас можно утверждать, что в традиционной народной культуре отдых от физического труда, веселье ни когда не понимались как безделье, как полностью свободное, ничем не занятое время. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек наиболее остро ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществлялся контакт и свободное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека.
“Наконец, праздник - это проявление всех форм и видов культуры данного коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и использованием традиционных песен” (А.Н. Зимина).
Народные праздники, как совместная деятельность педагогов и учащихся оказывают большое влияние на усвоение детьми нравственных норм, воспитание нравственного поведения. Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы старались дать выход детским стремлениям к творчеству, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.
Настоящая разработка построена с учетом народных традиций осеннего праздника «Кузьминки», в основе которых фольклорный материал: песня, танец, игра, обрядовые сценки, народная музыка. Игровая основа, традиционное развитие действия праздника, развлечения, юмор, шутка, пляски внесли радость, духовную красоту, эмоциональный комфорт в жизнь наших детей. Они стали ненавязчивой формой приобщения детей к народному творчеству и воспитания духовно-нравственной личности.
Необходимо также активно привлекать детей и родителей к практической деятельности по организации праздничного действа. Они сами могут смастерить обрядовую куклу Козьмы и Демиана и подготовить творческую выставку своих работ.
Я надеюсь, что представленная разработка поможет педагогам выбрать для себя нужный материал для подготовки и проведения занятий, праздников, учитывая интересы и индивидуальные особенности детей.
ХОД ПРАЗДНИКА:
До начала праздника звучат русские народные песни.
Зал украшен элементами русской избы: столы накрытые угощением, вязаные коврики, прялка, муз. инструменты, кухонная утварь.В избе на лавке сидят отец и дочь. Отец играет на гармошке, дочь Маша сидит рядом. Мать хлопочет по хозяйству.

Маша: Зимний вечер тёмен, долог,
Насчитаю сорок ёлок,
То на лавке посижу,
То в окошко погляжу
(задумывается, затем, как будто что-то вспоминает и обращается к отцу).
Батюшка, сыграй нашу любимую!
Отец: Марья, а позови-ка ты ребят к себе на посиделки, будут песни, будут пляски.
Мать: Нынче день особый – посиделки начинаются.
Маша: А и правда! Эй, подруженьки-подружки, веселушки-хохотушки,
Эй, ребята-молодцы, озорные удальцы,
Приходите поплясать, зимний вечер скоротать.
Маша запевает песню «Аленький наш цветок». В процессе песни девочки-подружки выходят на сцену, в руках корзинки с рукоделием. Они подпевают Маше и заводят хоровод.
Девочки: Здравствуйте, тетушка Арина, дядя Матвей! Здравствуй, Машенька!
Мать: Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать!
Проходите дружно в нашу светлицу: рукодельничать, хороводы водить, петь да веселиться.
Отец: Да праздник, стало быть, отметить!
Маша встречает подруг. Девочки рассаживаются на скамейках, достают из корзинок свое рукоделие и начинают работу: кто вышивает, кто клубок ниток сматывает, кто кудель прядет.
Девочки: Тетушка Акулина, а какой сегодня праздник?
Мать: Сегодня праздник Кузьмы и Демьяна – Кузьминки, начало посиделок. Сегодня не столько работают, сколько веселятся.
Маша: Матушка, а кто это Кузьма и Демьян? Что-то я про них не слышала.
Девочки: И почему в их честь праздник?
Мать: Ну, слушайте. Жили-были давным-давно два брата Козьма и Демиан. Мать воспитывала братьев в трудолюбии и послушании, и получили они от Бога способности к врачеванию. Лечили не только людей, но и домашних животных от многих болезней. Денег за это не брали, так как помнили заповедь Христа «Даром получили – даром давайте».
Отец: Козьма с Демианом большие работники были, они и кузнецы, и плотники. Парням помогают хлеб
молотить, девушкам – пряжу вить. Они охраняют наш дом от беды, от всякого лиха.
Девочки: У хозяюшки у нашей супрядка была гуртовая. Что ты, хозяюшка, нам прясть дашь?!
Мать: Старым старушкам шерсти клочок, а красным молодушкам белый ленок.
Отец: Вот и посмотрим, какие вы мастерицы. Ведь с детства не научишься – всю жизнь намучишься. Ну-ка, кто хочет своё умение показать?
(Выходят три девочки).
Мать: Как песню мы начнём спевать,
Надо ниточку в клубочек намотать.
А как кончим мы петь да плясать,
Значит, хватит вам и ниточку мотать.
Понятно задание? Начнём соревнование!
ИГРА «СМОТАЙ НИТКИ В КЛУБОЧЕК»
Пока девочки сматывают клубочки, все исполняют песню «Мы девицы-мудреницы»

Мать: Ну-ка, как вы потрудились? Чей клубочек больше?
(Мать определяет победительницу.)
Отец: Хорошо поработали, можно и подкрепиться
1 девочка: Чем же нас сегодня, тетушка Арина, потчевать будешь?
Мать: Кашей пшенной с молоком да куриною лапшой.
Ну-ка, Акулинка, пойди сюды! Лей из кувшина в кастрюлю воды!
А ты, Настенка, суй туда куренка!
А теперь на самое дно насыплем пшено!
Надо только не забыть хорошенько посолить.
Ну а ты, Матрешка, помешай скорее ложкой!
Ну вот, каша почти готова. Надо ее в печь поставить!

Печка-барыня, не вари кашу крутую–
Вари мягонькую, да разваристую!
Отец: Ну а пока каша готовится, не плохо бы и повеселиться.

Отец начинает играть на баяне веселый наигрыш. Девочки встают в круг. Раздается стук, Маша подбегает гостей встречать и входят мальчики. Один из них наряжен (Кузьма-Демьян)кузнецом, за кушаком молоток.
Девочки: Кузьма-Демьян! Кузьма-Демьян пришел! Встречаем тебя хорошенько, угостим на славу.
1-я девочка: Кузьма-Демьян молодец,
Кузьма-Демьян удалец
2-я девочка: Тебе мы песню поем.
Тебе мы честь отдаем.
3-я девочка: Станем мы тебя хвалить, не ругать,
Станем мы тебя хвалить, не бранить.
4-я девочка: Приведи нам зимушку морозную!
Приводи нам зимушку с заносами!
Мать: Проходи, честной народ,
Не пыли дорожки.
Добры молодцы пришли
Погулять немножко.
Мальчики: Здравствуй, хозяин с хозяюшкой!
Отец: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, не стесняйтесь!
1 Мальчик: Хозяева, а вам работнички нужны?
Отец: А что вы умеете делать?
Кузьма: Мы мастера на все руки от скуки: хоть ковать, хоть петь да плясать!
2 Мальчик: Вам уменье наше в доме всегда пригодится. У меня папка мастеровой, научил меня во как работать. (показывает топор (нужно обязательно топор затупить!)

1 Мальчик: И у нас в кузнице не хуже (показывает молоток).
Исполняют песню «Посмотрите как у нас-то в мастерской» (молоток и топор используют в песне в качестве инструментов в шумовом оркестре).
Кузьма: Дома ли Марья, дома ли Дарья,
Дома ли душенька-Катюшенька?
Девочки: Мы – туточки!
2 мальчик: Здравствуйте, девушки! Здравствуйте, красавицы!
Девочки: И тебе не хворать!
3 мальчик: Что расселись по местам, как синички по кустам?
Соня: А что? Синичка – зимняя птичка, воробью сестричка!
Даша: Немного синичка ест и пьет, да весело живет! А ты зачем пожаловал?
Кузьма: Все село я обошел, краше вас я не нашел!
Исполняют песню «У нас по кругу»
Мать: Я вот всё смотрю и радуюсь: сколько у нас сегодня гостей!
Отец: А много гостей – много новостей!
Дети: А каких новостей?!
Отец: Да весёлых. Вот послушайте.
Дети подсаживаются к отцу, кто на лавку, кто на пол, кто стоя стоит. Отец спрашивает у ребят:
- Андрейка, детка, о чём плачешь?
- Об ворота ударился.
- Когда это случилось?
- Вчера.
- А что ж ты сегодня плачешь?
- Да вчера дома никого не было!

Где ты был, Иван?
- В горнице.
- Что делал?
- Петру помогал.
- А Пётр что делал?
- На печи лежал.

Ты пирог съел?
- Нет, не я!
- А вкусный был?
- Очень
Дети смеются.
Мать: Ребята, а вы знаете, что Кузьминки – это курьи именинки! В этот день селяне ходили в гости с вареными, жареными курами, варили кашу с курицей, а потом шли воровать кур у соседей.
Дети: Воровать?
Отец: В этот день соседи и не обижались, считали, что от этого кур будет водиться больше. Давайте-ка про курочек споем, чтобы они у нас водились и не болели.
Маша: (выбирает по считалке водящего)
Чтобы курочки водились,
На насеточку садились,
Ушастенькие, головастенькие!
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!
Игра:«Куря вывела детей»
Кузьма: Понравилось мне у вас! Особенно девчата хороши!
Мать: Смотри, Кузьма, сколько красавиц, выбирай по душе.
Песня-игра «Сидит Дрема»
Мать: Ну, выбрал невесту?
Кузьма: (просыпается, хватает первую попавшуюся девочку)
Выбрал! Во какая! Самая красивая! Давай скорей свадьбу играть, пока она не убежала.
Отец: Ишь, какой быстрый! А невеста-то согласна?
Кузя: (не дает девочке сказать, перебивает) Согласна, согласна…
Мать: А! Ну, тогда давай за невесту выкуп!
Кузьма: Какой еще выкуп?
Отец: Какой полагается – злато-серебро!
Кузьма: Осень и Зима – мое злато-серебро! Осень всю землю покроет золотым листком, да серебряным снежком.
Мать: Да мала еще наша девка-то взамуж идти.
Отец: Приходи на будущую осень, годков через восемь. (хохочет и начинает играть частушечный наигрыш. Дети поют частушки)
1 ребенок: Эх, топни сапог, топни правенький,
Я плясать сейчас пойду, хоть и маленький!
2 ребенок: Разрешите поплясать, разрешите топнуть,
Неужели в этом доме половицы лопнут?
3 ребенок: Эх, топни нога, не жалей сапога,
Вместе: Тятька новые сошьет или эти подошьет! (Запевают)
Вместе: Ходи, хата, ходи, хата,
Ходи, курица, хохлата,
Ходи, сени и порог,
И сметана, и творог.
Мальчики: Девочки-беляночки,
Где вы набелилися?
Девочки: Мы вчера коров доили,
Молоком умылися!
1 Девочка: Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!
Мальчики: Трень-брень дребедень!
Выступал бы целый день!
Мне учиться неохота,
А частушки петь не лень!
2 Девочка: Посылала меня мать
Загонять гусака,
А я вышла за ворота
И - давай плясака!
3 Девочка: У меня на сарафане
Косолапы петухи;
Я сама не косолапа -
Косолапы женихи.
4 девочка: Я не тятькина
Я не мамкина -
Я на улице росла,
Меня курица снесла
Вместе: Ох, довольно мы напелись,
Дайте смену новую.
Ой, спасибо гармонисту
За игру веселую.
(Дети танцуют бытовой танец «Краковяк с хлопками», Кузьма после танца падает)
Дети: Ох, упал родимый…
Отец: Знать осени, конец!
Мать: Ох, разлюбезные мои гостюшки! Пришла пора проводить нашего желанного батюшку! Пришли
Кузьма и Демьян, потешили нас, осень с собой увели, дорогу зиме вымостили.
Дети: Милый ты наш Кузюшка, мы тебя славили!
Мы тебя славили, в хоровод поставили!
Мы тебя встречали, тебя величали,
Распрощаемся с тобой, ты иди на покой!
Мать: Кузьминки – встреча зимы.
Отец: Кузьминки – об осени поминки.
Дети: Приходи, зима, приходи
С морозами трескучими,
С вьюгами сыпучими,
С ветрами завьюжными,
С метелями дружными,
С Рождеством, Колядой,
С Масленицей молодой!
Мать: Чем богаты, тем и рады.
Милости просим еще!
(Дети уходят и уводят за собой Кузьму. Мать, Отец и Маша садятся на лавку. Отец играет на балалайке наигрыш)
Отец: В речке щука да елец. Вот и сказочке конец!

Список литературы:
1.«Гусли звончатые». Фольклорные праздники, народные песни, игры, обрядовые сценки, хороводы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сост. С.И. Мерзлякова, Е.Ю. Комалькова / М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 г.;
2.«Наш веселый хоровод»: Музыкально-игровойматериал для дошкольников и младших школьников. Выпуск 1. Сост. Мерзлякова С.И. Мерзлякова Т.П./ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002 г.;
3.Науменко Г.М. фольклорный праздник в детском саду и в школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
4.Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 2001 г.;
5.Русский фольклор. Детские музыкальные праздники. Автор-составитель Т.Ю. Камаева / Изд. «Лайда», 1994 г.;
6.Русский фольклор. Детские музыкальные праздники. Автор-составитель Т.Ю. Камаева / Изд. «Лайда», 1994 г.;

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

Номинация

Сценарий внеклассного мероприятия

для параллели 5-х классов

«Кузьминки – об осени поминки».

Подготовила и провела:

Учитель истории МБОУ СОШ№6

Бичурова Светлана Александровна.

Г.Камышин

2015 год

1-й ведущий - Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады видеть вас. А собрались мы здесь на просто так, а ради праздника!

А какой же сегодня праздник, кто знает?

2-й ведущий – 14 ноября издавна на Руси был праздничный день, который именовался «Кузьма-Демьян – рукомесленники, курятники». По народному календарю святые Кузьма и Демьян славились как мастера и труженики, покровители кузнецов и женщин – рукодельниц.

3-й ведущий - и самих угодников называли Божьими кузнецами. В народе они слыли бессребрениками, т.к. изготавливали плуги и раздавали их для обработки земли. Русские крестьяне кованую железную цепь ласково называют Кузьмою.

4-й ведущий Но и этим не ограничивалось покровительство Кузьмы и Демьяна. В простом народе почитались они еще как хранители кур, отчего сельская Русь называла этот день еще и куриным праздником. Обязательно жарили кочета и курицу, служили молебны в курятниках и кропили их святой водой, веря, что курочки потом не будут болеть. А еще варили кашу и лапшу. «Кузьма – Демьян, - говорили крестьяне, усаживаясь за трапезу, - приходите к нам кашу хлебать».

1-й ведущий - Петух и курица в представлении наших предков всегда обладали волшебной силой. Поэтому Кузьминки иногда называют «куриным праздником», «курьими именинами». Недаром в народе говорят «Батюшка Кузьма-Демьян – куриный бог», «Кузьминки – курьи именины», «На Кузьму-Демьяна – курицу на стол».
2-й ведущий - Кузьма и Демьян известны и как покровители семейного очага. День, посвященный их памяти, особенно почитали девушки. Считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали:

Батюшка Кузьма – Демьян,
Скуй нам свадебку
Крепко – накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки.

3-й ведущий - В некоторых местах существовал обычай: девушка в этот день считается хозяйкой дома, приготовляет для семьи кушанья и угощает всех. На три дня Кузьминок девушки снимали помещение, устраивали ссыпчину (каждая приносила муку и другие продукты) и готовили угощения, принимали парней. В качестве почетного угощении подавали куриную лапшу.

4-й ведущий - В народе этот день называли просто Кузьминки. Да еще приговаривали: «Кузьминки – об осени поминки», «Кузьминки – встреча зимы».

1-й ведущий - Немало народных примет было связано с этим днем.

2-й ведущий - В этот день примечали, какой будет погода зимой.

3-й ведущий - Снежный день на Кузьминки обещает будущей весной большой разлив.

4-й ведущий - Если на «Козьмодемьяна» лист остался на дереве, то на другой год будет мороз.

1-й ведущий - В этот день устанавливается первый непрочный зимний путь, о чем свидетельствуют поговорки и пословицы:

«Демьянов путь – не путь, а только зимы перепутье»,

«Закует Кузьма-Демьян, до весны не расковать»,

«Демьян, окамени воды».

« Кузьма-Демьян – кузнец, кует лед на земле и на воде.»

2-й ведущий - С Кузьмы-Демьяна женщины вплотную принимаются за пряжку и обращаются к святым, просят не отстать в работе от тех, кто начал ее раньше: «Батюшка Кузьма-Демьян! Сравняй меня позднюю с ранними».

3-й ведущий - Несмотря на то, что праздник Кузьминки назван в честь мужчин, считается он женским, девичьим.


4-й ведущий - О доме, в котором отмечался праздник, говорила пословица: «Кто пустит матушку Кузьму-Демьяна справлять, у того в доме будет благодать».

1-й ведущий - На три дня девушки снимали помещение, устраивали складчину - «ссыпчину» для застолья, наряжались, ждали парней и пели, водили хороводы, разыгрывались игры.

(грозит) А, ну! Вот придет Кума, так добавит всем ума!

СЦЕНКА 2 кумы (кум дед Матвей, 2 кумы)

1кума

2 кума - Дома!

1кума - Что он делает теперь?

2кума - Лежит!

1кума

2 кума - Головка!

1кума - Сходи, Кума, в сенечки, дай ему ты семечки.

1кума - Дома ли, Кума, дед Матвей?

2 кума - Дома.

1кума - Что он делает теперь?

2 кума - Лежит.

1кума - Что же у него, Кума, болит?

2 кума - Плечики!

1кума - Сходи, Кума, ты в магазин, дай ему ты вазелин.

1кума - Дома ли, Кума, дед Матвей?

2 кума - Дома.

1кума - Что он делает теперь?

2 кума - Лежит.

1кума - Что же у него, Кума, болит?

2 кума - Животок!

1кума - Сходи, Кума, в погребок, дай ему ты репеек!

1кума - Дома ли, Кума, дед Матвей?

2 кума - Дома!

1кума - Что он делает теперь?

2 кума - Лежит.

1кума - Что же у него, Кума, болит?

2 кума - Пяточки!

1кума - Возьми, Кума, мяточки, припарь ему пяточки!

1кума - Дома ли, Кума, дед Матвей?

2 кума - Нет его, сбежал!!!

1-я ведущая – После игры юноши и девушки соревнуются в произнесении на одном выдохе докучных сказок – произведений народного юмора, потешек, или, как их еще называли на Руси, скоморошки:


1 - Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол,

На колу мочало; не сказать ли сначала?

2 - Был себе человек Яшка, на нем серая сермяжка, на затылке пряжка, На шее тряпка, на голове шапка – хороша ли моя сказка? Послушайте-ка сначала!

3 - Вокруг пальца ходит журавль да овца. Съели они стожок сенца – не сказать ли с конца?

4 - В одном болоте жила-была лягушка, по имени, по отчеству Квакушка; вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела да и завязила в тину хвост! Дергала, дергала, дергала, дергала – выдернула хвост, да завязила нос; дергала, дергала, дергала, дергала – выдернула нос, да завязила хвост; дергала, дергала, дергала, дергала – выдернула хвост, да завязила нос….

6 - Федул! Чего губы надул?

Да кафтан прожег!

Зачинить можно?

Да иглы нет!

А велика дыра-то?

Да один ворот остался!

1-й ведущий -К вечеру на посиделках изготавливали чучело Кузьмы: набивали соломой штаны и рубаху, приделывали голову, опоясывали чучело кушаком. Заводили песни, танцы и непременно разыгрывали так называемые “поцелуйные игры”. После завершения праздника чучело выносили из дома, раздевали и раздергивали по соломинке, плясали и сжигали куклу.

И мы вам предлагаем принять участие в нашем празднике, побывать на посиделках, поиграть в весёлые игры, потешиться.

Слышится стук в дверь, появляются гости (две девушки).

Девочки: Можно, хозяйка?

Хозяйка: Входите, входите!

Девочки: Здравствуйте, хозяюшка! Пустите нас к себе на посиделки?

Хозяйка: Пущу, как не пустить, ведь Кузьминки – девичий праздник.

Девочки: А на всю зиму пустите?

Хозяйка: Да чем платить будете? Чай ваши посиделки мне не дешево обойдутся: и сор в избе, а огня и тепла сколько пойдет!

Девочки: А что надобно?

Хозяйка: Да совсем немного.

Дровец возок, керосину жбанок, да пшеницы полпуда, да гороху три блюда, да меду туесок, да масла горшок, да денег пятачок!

девушки : (смеются): Вот так немного! Ладно, мы про этот обычай знаем, все из дома принесли (дают хозяйке горшочки).

Хозяйка: Вот и ладно, вот и хорошо! Приходите.

Девушки убегают, хозяйка тоже уходит со сцены.

Стихотворение читают ведущие

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С медом, явно без конфет

Как и нынче мы - общались

Без общенья жизни нет.

А играли как? В горелки!

Эх, горелки хороши!

Словом эти посиделки были праздником души.

Отдых – это не безделки –

Время игр и новостей,

Начинаем посиделки,

Открываем посиделки

Для друзей и для гостей!

Под русскую народную музыку входят Хозяин с Хозяйкой.

Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться?

Хозяйка: Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются.

Хозяин:

Ото всех дверей,
Ото всех ворот
Приходи скорей,
Торопись, народ!

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Проходите, будьте, как дома!

Хозяин: У нас для каждого найдется и словечко и местечко.

Хозяйка: Ой, богат будет стол сегодня вссыпчину да вскладчину.

1-я девушка: Тут и каша, и лепешки!

2-я девушка: И пироги, и яички!

3-я девушка: А вот и курничек вас дожидается, на Кузьму – Демьяна всегда курники пекли.

Хозяйка: Да, Кузьминки – куриные именины.

4-я девушка : Мы всю деревню обошли, все к празднику готовятся, никто в этот день не работает.

Хозяйка: А где же ещё гостьюшки наши?

Хозяин: Скоро, скоро будут!

Хозяйка: А пока их нет, садитесь за рукоделие, принимайтесь зимнюю пряжу прясть. Да попросите Кузьму с Демьяном, ведь они наши покровители, помочь нам не отстать в работе от тех, кто начал её раньше.

Девочки: ( хором ) Батюшка, Кузьма – Демьян!
Сравняй меня позднюю с ранними!

1-я гостья: Прялка не бог, а рубаху дает!

2-я гостья: Не ленись прясть, хорошо оденешься!

3-я гостья: У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

Раздается стук в дверь, заходят еще гости.

Хозяин: Проходите, гости дорогие!
Гостю – почет, хозяину – радость!

Хозяйка:

Давно вас ждем – поджидаем,
Праздник не начинаем. Припасли мы для вас забавушки на всякий вкус:
Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

Один из гостей предлагает поиграть в фанты. Каждый отдает ведущему какую-нибудь вещь: заколку, ленту, поясок. Все складывается в корзинку, перемешивается. Один из ведущих отворачивается. Другой ведущий достает один фант и спрашивает: «Что этому фанту делать?». Ведущий придумывает задание, которое должен выполнить хозяин фанта.

В это время один из гостей ходит между девушками, приглядывается к рукоделью.

Парень: (заигрывая) – Умница дорогая, пожалуйте веретенце,
посмотреть на ваше рукодельство.

Девушка: (сердясь ) – Дорожка возле вас, проходите мимо нас.

Парень: Всю беседу изошел, краше вас не нашел, к вашей милости пришел. Видите сами, стою перед вами, рукодельем любуясь. (Садится рядом с девушкой) .

Хозяйка: Пришли парни мастерством своих избранниц полюбоваться. Ведь именно с Кузьмы и Демьяна женщины вплотную принимались за зимние работы. А какие именно? Кто знает?

(Проводит игру с залом на знание зимних женских работ. Правильно назвавшие работы получают жетоны. У кого больше жетонов, тому и приз).

Хозяйка: У нас девицы – на все руки мастерицы.
И прясть, и вязать, и вышивать умеют.
Вот деревня Кузьмы, а вот Демьяна
(присутствующих делит на две части зала) . Выходите по одной рукодельнице с каждой деревни сноровку показать, мастерство выказать.

Хозяйка: Будем пряжу в клубки перематывать, только где же она? Спешили на праздник, да по дороге, наверное, потеряли. (Обращается к зрителям)
Хуторяне, на окраинах у себя поищите. Как найдете, быстрее по рядам передавайте ее своим односельчанам-конкурсантам. А девушки должны быстро перемотать пряжу в клубки. Кто быстрее клубок смотает, та и победит.

( Зрители находят прикрепленные к низу стульев мотки пряжи, передают по рядам девушкам, те начинают перематывать. Звучит песня. Кончается песня, останавливается работа. Чей клубок больше, та девушка и победила. Ей вручается приз).

1-Я: Ой, парни уж идут!

2-Я: И Кузька с ними!

3-Я: Выходите хлопцев встречать!

(К сцене идут парни с гармошкой).

Парни: Добрый день, молодки-лебедки!

Девушки:

Здравствуйте, коль не шутите,-
ребята-молодцы, веселые удальцы!

Парни:
– Девушки, вы девушки, где берете денежки?

Девушки:
– Летом ягодки берем,
С Кузьмы куделечку прядем.

(начинают петь частушки).

Моя прялка не пряде,
Колесо не вертится,
Не дождаться, когда сяде,
Он, наверно, сердится.

Уж как наши-то ребята,

издали, что короли

Надеты белые рубахи,

с лакировкой сапоги.


Полотенце вышивала
Петухами, утками
Я миленка поджидала
Часами, минутками.

У моего миленка

плохая кобыленка:

Она стояла у горы,

ее заели комары.


Не стой, миленький, в порожке!
Не большая тебе честь!
Иди, сядь ко мне на лавку –
Для тебя местечко есть!

(Пропускают парней в хату, сажают на лавку).

Хозяйка: Проходите, гости желанные, полюбуйтесь работой невестушек Вот и каша, еда наша, с пылу, с жару. Угощайтесь, гости дорогие, чем Бог послал.
Нашему Кузеньке, бессеребреннику, самую большую ложку.
Кто как работает, тот так и ест.
Кузька работник известный, а кто его переест?

( Приглашает из каждой деревни по парню и проводит конкурс «Кашеедов».)

Хозяйка: Вот какой едок выдающийся, наверняка, и работник знатный. Это, чтобы аппетит не испортился. (Дарит победителю приз) .
Поели, люди добрее? Аида, играть!

(Одна из девушек запевает песню, заводят хоровод. Хозяйка, не спеша идет по избе, присматривается. Перед тем, кто приглянулся, останавливается.. Обнимаются, трижды целуются, кланяются друг другу, и избранный идет дальше и выбирает себе избранницу, и т.д.)

Один из парней: Наших зрителей я тоже приглашаю повеселиться, сыграем в петушиные бои.

Игра «Петушиный бой».

В очерченный круг выходят играющие. Руки убирают за спину и плечом пытаются вытолкнуть друг друга из очерченного круга.

Хозяйка: Ноги, руки размяли, а про голову забыли?
Есть у меня загадки до того мудренные,
Кто загадки угадает, попадет в ученые.

«Отгадай загадку».

1. Всех наградила, все загубила. (Осень)

2. Безрукий, безногий старик через реку мост проложил. (Мороз)

3. Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

4. Черна, мала крошка, а угодья в ней много: в воде поварят, ребята съедят. (К аша)

5. Избушка нова – жильца нет, жилец появится – изба развалится. (Яйцо)

6. Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький . (Курица)

7. Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах, на часы не заглядывает, а время знает. (П етух)

8. По лесу летало, в воду упало – не булькнулось. (Перо)

9. Сидит на ложке, свесивши ножки. (Лапша)

10. Само в кулачок, красный бочок, потрогаешь – гладко, А откусишь – сладко. (Яблоко)

11. В сенокосе – горька,а в мороз – сладка, что за ягода? (Рябина)

12. Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (Смородина)

13. Низок, да колюч, сладок, да не пахуч. Ягоду сорвёшь – всю руку обдерёшь. (Крыжовник)

14. Было зелёное платье атласное, нет, не понравилось, выбрала красное, но надоело также и это – платье надела синего цвета. (Слива)

15. Красненькая матрёшка, беленькое сердечко. (Малина)

16. В колыбельке подвесной, летом житель спит лесной. Осень пёстрая придёт – на зубок он попадёт. (Орех)

17. Сижу на тереме, мала как мышь. Красна как кровь, вкусна как мёд. (Вишня)

Одна из девушек: (вбегает с Кузьмой на руках) Ой, ой, ой скорей сюда! А Кузенька-то замёрз и помер!

(Звучит плач по Кузьме)

1-я подружка : Уж куды, ты, милай, Кузенька собрался?

2-я подружка : Да так красно наряжался!

3-я подружка : Да так бело намывался!

Все: Да на какую дальнюю дороженьку отправился!

1-я подружка : Да на край мы Кузьму понесем

2-я подружка: Мы костер жаркий под Кузьмой зажжем

3-я подружка : Запылал наш милый Кузенька на краю села!

1-я подружка : Чтобы после снежной зимы к нам весна пришла.

Все: Чтоб урожай был хорош, приходи к нам Кузенька на будущий год.

1-я подружка : Как на праздник на Кузьминки вышла не свадьба, а поминки

Все: По лету красному по осени щедрой

Хозяйка: Вот и закончился веселый праздник в честь славных мастеров Кузьмы и Демьяна, а с ним и осень. Я желаю вам хорошего настроения на всю зиму, хорошо учиться, славно потрудиться.

До свиданья, до следующих посиделок!

Приглашают всех участников праздника в столовую, отведать куриной лапши.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12» г. Пласт

Сценарий фольклорного праздника

«Кузьминки»

в подготовительной группе

Составила : Воспитатель 1 квалификационной категории

Тагильцева М.С.

Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки»

Цель: познакомить детей с календарно-обрядовым праздником «Кузьминки».

Задачи: развивать творческие способности детей; знакомить с традиционными русскими народными праздниками; прививать любовь к русскому народному фольклору; развивать понимание названий праздников, традиций и обычаев празднования; воспитывать уважение к традициям русского народа.

Предварительная работа: разучивание русских народных песен, разучивание народных игр, поговорок.

Репертуар:

Русская народная песня «Пряха»

Русская народная песня «Во кузнице»

Русская народная песня «Прялица»

Русская народная мелодия «Светит месяц»

Игра «Никанориха гусей пасла»

Игра «Дударь»

Пословицы и поговорки

Частушки

Оборудование: деревянные ложки, столы, скамейки, прялка, сундук, куклы для кукольного театра.

Под музыку русской народной песни «Пряха» входят девочки в русских народных костюмах. Их встречает хозяйка.

Хозяйка : Та-ра-ра, та-ра-ра, идут девки со двора

Петь и плясать, всех в округе забавлять.

1 Девочка : Хлебосольством да радушием

Знаменит родной наш край.

2 Девочка : Здесь для вас обряды русские

И медовый каравай.

Хозяйка : И места гостям приметные-

Будет праздничный вам стол

Ведь сегодня радость светлая

Вместе с вами входит в дом.

3 Девочка : Много мы обрядов знаем.

4 Девочка: А давай-ка «Кузьминки» обыграем!

Хозяйка: Тогда, детушки, живей за дело! Хлеб из печи доставать, на стол накрывать, а то сейчас и гости придут.

5 Девочка – А кто к вам придет, матушка?

Под музыку вбегают мальчики, образуют круг, проводится игра.

Игра «Никонориха гусей пасла».

Ход игры:

Дети ведут хоровод, в кругу противоходом идет водящий «козлик».

Дети поют:

Никонориха гусей пасла,

Да пустила в огород козла,

Никонориха ругается,

А козел-то ухмыляется.

С окончанием пения дети разбегаются, обнимаются парами, кому пары не хватило, тот «козел».

Раз, два, три – козлик ты!

Хозяйка: Давно вас ждем – поджидаем, посиделок без вас не начинаем!

Мальчики : А зачем мы здесь собрались?

Хозяйка: А затем, что сегодня праздник Кузьмы и Демьяна.

Кузьминки – начало осенних посиделок, сегодня не только работают, но и веселятся.

Мальчики : А кто же такие Кузьма и Демьян? И почему в их честь праздник?

Хозяйка : Кузьма и Демьян – святые. Они были замечательными мастерами – кузнецами и плотниками. Кузьма и Демьян ходили по деревням и всем помогали, а денег за это не брали. Они – покровители всех мастеров и мастериц. Ведь в деревне все делали своими руками: и печь, и стол, и ложки, и плошки. Вот в честь святых мастеров Кузьмы и Демьяна и назвали этот праздник - «Кузьминки».

Мальчики : Ну-ка, хватит нам трудиться, будем петь и веселиться!

1-й кузнец - Идут кузнецы из кузницы.

2-й кузнец - Несут кузнецы два молота.

3-й кузнец - Галки - вороны, собирайтесь к нам.

2-й кузнец - Варите кутью.

1-й кузнец - Поминать Кузьму.

«Кузнецы» : Хозяева, кузнецы нужны?

Девочка : А что вы умеете делать?

Кузнецы : А вот что!

Исполнение русской народной песни «Во кузнице…», мальчики поют и играют на ложках.

Хозяйка: Славно потрудились, мои хорошие.. Самовар готов, пироги сейчас поспеют. (дети садятся).

Какой нынче месяц на дворе, знаете?

Дети: Ноябрь.

Хозяйка: А как его звали в народе? Как величали?

Дети : Листогной, студёный.

Хозяйка: А вы моё сердечко повеселите, да пословицы о ноябре скажите.

Дети:

Ноябрь - ворота зимы.

В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.

В ноябре зима с осенью борется.

В ноябре мужик с телегою прощается, в сани забирается.

Кто в ноябре не зябнет, тот и в декабре не замерзнет.

Хозяйка : Ноябрь – последний месяц осени и отмечают в этом месяце праздник «Кузьминки». А какие поговорки про этот праздник вы знаете?

Дети:

Кузьминки – об осени одни поминки.

Кузьминки – встреча зимы.

Кузьма и Демьян – праздник кузнецов.

Хозяйка: Правильно говорите. В народе рассказывают, что святые эти были кузнецами и за работу денег не брали ни с кого, поэтому и зовут их бессребрениками.

Дети:

Кузьма с Демьяном – большие работники, они кузнецы и плотники.

Парням помогают хлеб молотить, а девушкам – пряжу вить.

Девочка: Что ты, хозяюшка, нам прясть дашь?

Хозяйка: Старым старушкам – шерсти клок,

А красным молодушкам – белый ленок.

Девочка: Тут и прялица стоит,

Напрясть пряжи нам велит.

Девочки поют песню «Уж ты, прялица»

Девочка: Весело поется, весело прядется.

Про нашу пряжу худо не скажут.

Что выпрялось, то и выткалось.

Невелико веретено, а всех одевает оно.

Танец с лентами.

Хозяйка : Я вот все смотрю и радуюсь: как много у меня гостей!

Мальчик: А много гостей – много новостей!

Хозяйка : А каких новостей?

Мальчик : Да, веселых. Вот послушай!

Потешки.

1. - Андрейка, детка, о чем плачешь?

Об ворота ударился!

Когда это случилось?

А что же ты сейчас плачешь?

Да вчера дома никого не было!

2. - Где ты был, брат Иван?

В горнице!

Что делал?

Петру помогал!

А что Петр делал?

Да на печи лежал!

3. - Я медведя поймал!

Так веди его сюда!

Не идет!

Так сам иди!

Да он меня не пускает!

Хозяйка : Что это мы все сидим и гостей не веселим?

Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей!

Частушки:

1. Я секрет румян достала

У прабабки Феклы -

Лучше всех румян заморских

Сок из нашей свеклы.

3. Мне миленочек прислал

К празднику записку,

Что меня он обожает,

Как салат с редиской.

4. Ухажеров нынче сто

Под моим окошком

Все желают получить

Пирожок с картошкой.

5. Мышку в клетку я поймал

И там запер крепко.

Ведь без мышки не собрать

В огороде репку.

6. Вот миленок мой рыдает,

Ведь близка разлука.

Ты, подруженька, ошиблась,

Плачет он от лука.

8. Если б не было пшеницы,

Не было б ватрушки.

Как сумели, так пропели

Мы для всех частушки.

Хозяйка – На Руси уж так идет

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец

И на дудочке игрец!

Исполняется хороводная игра «Дударь».

В центре круга водящий – Дударь.

Дударь-дударь, дударище, (Хоровод по солнцу вокруг Дударя.)

Старый, старый старичище,

Мы тебя полечим, (Сужаются к центру.)

Чтоб расправил плечи, (Расходятся.)

Мы тебе поможем, (Движения такие же, как в двух предшествующих строках.)

Станешь ты пригожим:

Ты омолодишься (Разомкнутыми руками дети «лечат» дударя.)

И развеселишься! (Хлопают в ладоши.)

Дударь, дударь, что болит?

Нога! - Начинается игра сначала.

Если Дударь сказал: «Все болит!» все разбегаются, а Дударь ловит играющих.

Хозяйка:

Ноги, руки размяли, а про голову забыли?

Есть загадки у нас до того мудреные,

Кто загадки угадает, попадет в ученые.

1. Красная девица росла в темнице,

Люди в руки брали, косы отрывали.

2. Стоит Антошка на одной ножке.

3. Нашла я шар, разбила его,

Увидела золото и серебро.

4. Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

5. Не ездок, а со шпорами, не сторож, а будит.

Хозяйка : Молодцы, ребята, все загадки разгадали!

Хозяйка: А какой же праздник без угощения? Мы вас к чаю приглашаем!

Чай горячий – наша сила,

Украшение стола.

С чая лиха не бывает,

Так в народе говорят.

Чай – здоровье, всякий знает,

Пей хоть пять часов подряд.

Дорогие гости! Садитесь за столы дубовые, за скатерти узорные, да угощайтесь на здоровье.

Ребёнок: Тары-бары-растабары-

Выпьем чай из самовара.

С сушками с ватрушками.

(все пьют чай, угощаются)

Ребёнок: Посидели, повеселили, пора и честь знать. Спасибо Хозяюшка за веселье да за угощение.

Хозяйка: Вот так мы живём,

Чай пьём, пряники жуём,

Мёдом запиваем,

Вас в гости приглашаем!