Экологическое воспитание в народной педагогике. Экология в традициях и обычаях народов Прибайкалья. Исследовательская работа Экологическое воспитание в сказках и поговорках бурят

Московский городской педагогический университет.

Факультет начальных классов.

Кафедра педагогики и психологии.

Реферат по этнопедагогике.

Экологическое воспитание в этнопедагогике.

Исполнитель: студентка 5 курса очно-заочной формы обучения Ратникова А. А.

Руководитель: Белозёров Г. Д.

Москва

2004

Оглавление.

Введение. 3

Природа как фактор народного воспитания. 4

Педагогические воззрения на экологическое воспитание различных народностей. 6

Экологическое воспитание бурятского народа. 6

Экологическое воспитание русского народа 7

Экологическое воспитание чувашского народа. 8

Экологическое воспитание в Литве. 8

Экологическое воспитание в Германии. 9

Заключение. 10

Литература……………………………………………………………………….12

Введение.

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.

Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания. Большую роль в этом процессе играет менталитет общества. Вместе с тем в разных регионах страны экологическое воспитание обретает свою специфику под влиянием национальных традиций, особенностей народов, проживающих на данной территории, отношения к природе родного края, реально сложившейся ситуации. Рассмотрим специфику этих национальных традиций.

Природа как фактор народного воспитания.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики, она – не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа родины имеет неизъяснимую власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. Поэтому вполне правомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества – экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии человека, экологии этнических образований. И самых маленьких в том числе. Русские говорят о природе человека, о природном уме, и в этом немало смысла, причём, это согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями народной педагогики – с естественностью народностью воспитания.

Природа – это и двор отцовского дома, и Вселенная, и мировое космическое пространство. Даже звёзды на небе родины – родные. Достаточно вспомнить их народные названия: «Медведица» (Большая и Малая), «Млечный путь». По звёздам, по их миганию, свечению, цвету предсказывается погода, по их расположению находится дорога к одному дому.

Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Её разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно, и самого этноса. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности человека. Говоря «на лоне природы», русский народ очень легко определил роль природы в жизни человека. Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единстве – высшая гармония жизни на земле. Поэтому учащихся, несомненно, нужно знакомить с народными экологическими традициями. Однако, что нужно сделать, Чтобы они не воспринимали их как нечто устаревшее, а как личностно-значимое, как ориентиры в повседневном отношении к природе?

Необходим поиск такой системы методических подходов, приёмов, средств и форм работы, которая способствовала бы формированию эколого-гуманитарной культуры молодых людей, включающей бесценный опыт народных традиций.

К таким методическим подходам следовало бы отнести:

    изучение богатства содержания экологических традиций разных народов;

    систематическое, целенаправленное обращение к содержанию народных традиций;

    раскрытие содержания нравственных понятий через народные экологические традиции;

    интериоризацию учащимися экологических ценностей своего народа;

    индивидуальную и коллективную природоохранную деятельность и др.

Приведём пример использования традиций народной педагогики для воспитания экологической культуры у учащихся.

Педагогические воззрения на экологическое воспитание различных народностей.

Экологическое воспитание бурятского народа.

С древних времён буряты учили своих детей жить в согласии с природой, тому, что естественная среда обитания человека – это дом, в котором всё находится в соподчинении и взаимодействии. Считалось, что природа выше всего. Она обожествлялась, так как человек каждый, стар и млад, без неё не может существовать. Действительно, без чистого воздуха, воды, диких животных, даров природы и т. д. человек обречён.

Воспитание уважительного отношения к окружающей среде проводилось изо дня в день. Древняя культура бурятского народа, как материальная, так и духовная, способствовали возникновению определённых требований (табу), рекомендаций по формированию у ребёнка «щадящих», «дружественных» определённых отношений с окружающей природой. Значение таких табу огромно. Благодаря им сохранились многие виды растений и животных

Экологическое воспитание русского народа

Патриотизм – это, прежде всего, любовь к родной природе. Эта любовь не требует шума, крикливости. Как сказал Булат Окуджава, патриотизм – дело тихое и интимное. Настоящее чувство не бывает напоказ, оно сокровенно, т. е. задушевно, свято хранимо. Прекрасный рассказ на эту тему написал Виталий Бианки. Как-то сороку спросили, любит ли она свободу. Она замахала крыльями и сказала: «Конечно! Солнце, воздух, простор, как это прекрасно!» И спросили у волка, а он говорит: «Я что-то об этом не думал». Посадили их в клетки, пришли через год, снова спрашивают. Спросили у сороки – она опять говорит: «Конечно!» Подошли к волку, а он умер…

Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб-батюшка, Волга-матушка, белая черёмуха в девичьем наряде, родник – «журавлиный глаз…»

Замечательный ответ на вечный вопрос – что такое Родина, что значит в жизни ребёнка родная природа – рассказ К. Д, Ушинского «Четыре желания»: «Уж как весело зимой! Что за прелесть эта весна!.. Я бы желал, чтобы лету конца не было! Осень – лучше всех времён года!» В то же время этот рассказ – одно из лучших во всём мире творений оптимистической, гуманистической педагогики, опирающейся на народность. К. Д. Ушинский является одним из основателей принципа природосообразности. Природосообразный подход в воспитании обеспечивает гармоничный, комплексный подход к формированию личности, поскольку природа оказывает комбинированное воздействие на чувства, сознание, поведение человека. Принцип природосообразности обязательно должен учитываться при составлении учебных программ, при написании учебников. Сегодня, к сожалению, это осуществляется не в полной мере, что особенно заметно в преподавании в школе предмета «Природоведение».

Экологическое воспитание чувашского народа.

Природа у чувашей называется «светлая погода», что означает средний мир, ибо есть ещё верхний, где обитают боги и души святых, и потусторонний, нижний, тёмный.

Опыт чувашского учителя русского языка Аркадия Айдака, почти тридцать лет возглавлявшего лучший в стране колхоз, представляется уникальным именно из-за особой его приверженности к народной педагогике: в его хозяйстве оберегаются языческие храмы природы – вековые дубы, которым поклонялись предки; восстановлены священные родники, десятки озёр и прудов; созданы в соответствии с тысячелетними народными традициями заповедные леса и рощи, определены зоны тишины и покоя. На родину возвратились журавли… Председатель, народный педагог-новатор, с авторитетной всесоюзной трибуны заявил, что родной язык спас селения, люди не разбежались по земле, не стали кочевниками, бродягами, бомжами, родные обычаи спасли их – они не бездельниками, бессовестными… Всё в сёлах и деревнях колхоза организовано на народно-педагогической, народно-этической основ. Школы тоже делают основную ставку на традиционную культуру воспитания.

Экологическое воспитание в Литве.

Природа – великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем незаменимый, фактор многосторонний, многогранный. Народные педагоги по-разному используют природу как фактор воздействия на личность. Вот, например, советы истинно народного литовского врача, педагога, психолога К. В. Динейки: «Бодро встаньте на коврик лучезарной природы. Устремитесь мысленно ввысь! Наслаждайтесь гармонией звёздных миров, пребывающих в вечном движении!

Поклонитесь низко предкам! Выпрямитесь со светлыми мыслями о будущем!

Насыщайте мозг и весь организм живительной струёй кислорода!

Выдохните неприязнь и озабоченность! Будьте веселее и активнее!

Уберите с лица пыль уныния! Улыбнитесь всепобеждающей жизни и матери-родине!

А теперь идите, шагайте смело, радостно и стремительно».

Школьной педагогике можно было бы многому поучиться у педагогики народной, в том числе и в приучении детей к духовному общению с природой. Успехи школы Ромульдаса Ленгвинаса в Дотнуве (Литва) во многом объясняются близостью его педагогической системы к природе, народным педагогическим традициям. Без своего – чужого не поймёшь.

Экологическое воспитание в Германии.

В лесном ресторанчике «Монашеский дворик» недалеко от Эльгерсбурга в Германии в левом переднем углу можно прочесть сокровенные слова – посетители читают их про себя и потом повторяют как молитву: «Человек нуждается в каком-либо своём, родном местечке. Это место может быть очень маленьким, но о нём человек может сказать: смотрите вокруг, всё это моё. Здесь я живу, здесь я люблю. Здесь я нахожу отдохновение. Здесь моя родина. Здесь я дома». Надо специально подбирать подобные тексты на разных языках для оформления школьных и классных помещений. Они – как диалоги, как мысли и голоса веков.

Заключение.

Итак, экологическое воспитание в этнопедагогике имеет гораздо большее значение, чем было принято считать до сих пор в школьной педагогике. Последняя могла бы многое заимствовать из народного опыта, причём не только в преподавании природоведения в начальной школе.

Народная экология содержит в себе большой потенциал для развития познавательных процессов детей, их трудового и физического воспитания. Народ, относя себя к компонентам природы, вследствие тесного и частого контакта владел массой тонких наблюдений над природными явлениями и закономерностями, постигал их сущность.

Рассмотрение потенциальных возможностей экологических традиций народов в воспитании учащихся показывает, что они являются действенным фактором разностороннего развития детей.

Литература.

    Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.

    Николаева Е. К. Использование народных экологических традиций как один из аспектов формирования эколого-гуманитарной культуры.//Этнопедагогика – педагогика жизни: Сборник материалов международной конференции, посвящённой 75-летию профессора, доктора педагогических наук, заслуженного деятеля науки Российской Федерации Мукаевой Очир Джогаевны – Элиста: АПП Джангар, 2001. – С. 248-250.

    Цыремпилон А. Б. Экологические традиции бурятского народа как фактор разностороннего воспитания учащихся.//Этнопедагогика – педагогика жизни: Сборник материалов международной конференции, посвящённой 75-летию профессора, доктора педагогических наук, заслуженного деятеля науки Российской Федерации Мукаевой Очир Джогаевны – Элиста: АПП Джангар, 2001. – С.250-252.

Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего своего сочинения, а устно (из уст в уста) передающего его из поколения в поколение. Авторы устного творчества – народ, анне отдельные личности.

Потребность в легком запоминании, передаче и устном хранении в памяти заставила слагать словесные формы в легких рифмах, ритмах и органично соединять их с музыкой и пением. (Безрукова. Основы…),

Основные признаки устного народного творчества: устная форма существования и вариативность, многократное исполнение сказок, песен, былин и т.п. различными исполнителями (сказителями).

Якутский народ на протяжении всей своей истории создавал и продолжает в новых условиях творить разнообразные произве­дения фольклора. Широкое распространение получили богатыр­ский эпос - олонхо, народные песни - ырыалар, сказки - кэпсээн и остуоруйа, исторические предания - былыргы сэһэннэр, представляющие собой своеобразную устную летопись минувше­го, скороговорки - чабыргах, загадки - таабырыннар, послови­цы и поговорки - өс хоһоонноро. В прошлом бытовали мифоло­гические сказания о происхождении земли, растительного и жи­вотного мира, человека. Была развита обрядовая поэзия алгысы, т. е. заговоры и заклинания, а также шаманский фольклор - ойуун тойуга. Все эти произведения в образной форме воссозда­ют историческую, трудовую и социальную жизнь якутского наро­да, выражают его мировоззрение и эстетическое отношение к действительности.

Фольклор сохранил нам песни, которые пел якутский народ веками. В длинных бытовых песнях раскрывается по­вседневная жизнь и быт народа. В этих песнях жизнь людей описывается своеобразно: путем описания «жизни и деятель­ности» предметов быта (например, веника), рабочего скота и пр.

Олонхо - общее название героического эпоса якутов, со­стоящего из множества больших сказаний. Средний размер их 10-15 тысяч стихотворных строк. Крупные олонхо дохо­дят до 20 и более тысяч стихотворных строк. Путем конта­минации различных сюжетов якутские олонхосуты (сказите­ли олонхо) в прошлом создавали еще более крупные олонхо, но они остались незаписанными.

Истоки якутского олонхо восходят еще к тем временам, когда предки яку­тов жили на своей прежней родине и тесно общались с древними предками тюрко-монгольских народов Алтая и Саян. Об этом говорит общность сюжета олонхо с сюжетом эпоса этих народов, сходство в строе языка и лексике. В связи со сказанным необходимо отметить, что одной из главных черт олонхо как жанра является его своеобразный историзм. Олонхо задумано, создано и подается как своеобразная история всего племени человеческого, в самом широком смысле этого слова - всего человеческого общества. Как рассказывают народные предания, их предки обитали далеко на юге, в степных просторах. По предположению ученых, они жили в Прибайкалье, по соседству с тюркскими, монгольскими и тунгусо-маньчжурскими племенами.



Если олонхо зародилось на юге, то там же могли взять свое начало и другие жанры народного творчества - сказки, обрядовая поэзия, пословицы и поговорки. Об этом свидетельствует сохранившееся до нашего времени сходство отдельных мотивов, иногда и целых произведений якутов с произведениями сибирских тюрок и монголов. Так же много сходного в мифологии, религиозных представлениях, отчасти в шаманском культе. Якутский героический эпос – Олонхо, включен ЮНЕСКО в список мировых шедевров устного и нематериального наследия человечества с 2005 года.

Развитие цивилизации изменило не только окружающую среду, но и характер духовного мира человека. Понятия красоты, доброжелательности, участия, сопереживания становятся исключением, а не нормой жизни. Духовное оскудение человека привело к его отчуждению от природы. Всё это обусловливает переосмысление многих представлений о человеке, обществе, культуре, природе, окружающей среде как системе жизни человечества и требует воспитания «нового» человека, становления экологической культуры личности и общества.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.



В устном народном творчестве сохранились особенные черты характера народа, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, трудолюбии. Знакомя детей дошкольного возраста с устным народным творчеством, мы приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям.

Обращение к родникам устного народного творчества существенно повышает воспитательный потенциал экологического образования, что становится важным фактором, в результате которого повышается эффективность формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Кроме этого, использование прибауток, скороговорок, пословиц на любом занятии – это поддержание хорошего настроения, радостного чувства в коллективе, средство удовлетворения потребности детей в творчестве.

В настоящее время существует необходимость формировать правильное экологическое мышление и поведение в раннем дошкольном возрасте. Специфика экологических знаний состоит в том, что они базируются на системе знаний из многих наук. Дети должны усвоить, в общем, весьма «сухое» научное знание, которое составляет ядро экологии. И здесь на помощь приходит народная педагогика, устное народное творчество. Новизна опыта в том, что экологические знания, содержащиеся в фольклоре, доводятся до детей в доступной форме: в форме повествования, кратких афористических изречений, игры. Яркие образные поучения легко запоминаются детьми. На чувственном уровне дети получают представления об универсальности.

Экология в этносе занимает особое место среди разнообразных средств формирования экологической культуры, которая раскрывается в традициях бережного отношения к окружающему миру и передаётся из поколения в поколение через разные элементы культуры – мифологию, религию, творчество.

Народная экологическая культура, как определенный комплекс знаний, умений и навыков, накапливалась по крупицам, веками тщательно отбиралась, систематизировалась и надёжно закреплялась в обычаях, традициях, обрядах, стереотипе поведения, в не писаных законах и правилах взаимоотношениях с природой. Народный экологический опыт представляет собой огромный педагогический интерес, так как без него трудно выжить не только среди дикой, суровой, но и окультуренной природы.

В последнее время наблюдается повышение интереса к этнопедагогическим исследованиям, в том числе и касающихся различных вопросов формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Это связано и с осознанием обществом преемственности национальной и общечеловеческой духовной культуры.

Издавна бытующие в народе экологические ценности формируют строгие экологические нормы, воплощённые в педагогические идеи, традиции, обычаи. Устное народное творчество располагает огромным количеством экологического материала, не исчерпавшего своих воспитательных возможностей и потенциала. Многовековой опыт народа – сокровищница народной культуры, народной экологии. Л.Т.Ионин писал: «Уничтожьте традицию, и вы лишите социальный организм его защитного покрова и обречете его на медленный, но неизбежный процесс умирания».

И по сей день бессмертными являются средства устного народного творчества: песни, сказки, загадки, пословицы и поговорки. Сила и красота народной души воплощена в фольклоре. В нём показано бережное отношение к природе, стремление человека познать окружающий мир.

Важное место отводится загадкам. Народные загадки – эффективное средство экологического воспитания школьников. Загадок много. Есть загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-задачи. Все они носят обучающий, воспитывающий и развивающий характер.

В загадках содержится великолепный познавательный материал, обогащающий детей дошкольного возраста сведениями о представителях растительного и животного мира, углубляющий экологические представления и знания. В загадках сливается образность, поэтичность и взгляды народа на природу, её обитателей. Повседневные будничные предметы загадка делает удивительно интересными, далёкие и таинственные силы природы становятся более понятными и близкими.

Особое внимание уделяется пословицам, в которых заключена народная мудрость. Благодаря образности, завершенности мысли пословицы оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства детей. Утверждая высокие нравственные понятия, выверенные опытом поколений, они воспитывают честность, любовь к природе, труду. Этим и определяется их роль в экологическом воспитании.

Народная память хранит множество примет, которые являются народной наукой, так как являются своеобразной системой народных знаний о природе, её явлениях. В них зафиксированы причинно-следственные связи происходящих явлений и изменений в природной среде, осмысление которых способствует воспитанию мировоззренческого восприятия детьми.

Огромным воспитательным потенциалом обладают сказки. Народная сказка – это нравственный урок. Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок. И эти уроки пронизывают всё сказочное наследие. В них содержится богатый материал о родной природе, животном и растительном мире. Ярко представлены в сказках и объекты неживой природы. Сказки в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста играют особую роль, так как в них отражено бережное отношение народа к природе. Сказки, созданные народом, содействуют развитию эмоционально-эстетического отношения к природе, что в определённой степени служит преодолению потребительского подхода к ней.

Большой воспитательный потенциал и возможности в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста имеют праздники, которые во всей полноте отразили взаимоотношения человека с природой. В них воплотились представления наших предков о природе, как продолжении самих себя, а о себе как об органичной части окружающего мира.

У каждого народа свои традиции общения с природой. Каждый народ бережно хранит экологические заветы предков. Наиболее ярко они выражены у предков якутского народа, в мировоззрении которого до сих пор сохраняется «очеловечивание» природы, ощущение её боли как своей собственной. Предки не владели научными знаниями, но имели колоссальный эмпирический опыт, умели наблюдать, чтили управляющие миром законы и приспосабливались к ним, ведь без этого они не смогли бы выжить, а особенно в наших климатических условиях Севера. Поэтому, кроме изучения русской культуры, в программу включено изучение культуры якутского народа: их традиций, праздников, обрядов, ведь в них содержится бесценный опыт общения с природой (ПРИЛОЖЕНИЕ). Включение в содержание программы произведений народного творчества позволяет разнообразить формы проведения занятий.

В традиционной культуре наших предков ребёнок с малых лет ощущал родство, единство с окружающим миром, понимал, что человек создан с окружающим миром по одним и тем же законам. Но, к сожалению, в настоящее время человек нарушил гармонию в отношении с окружающим миром, и это привело к страшным экологическим бедствиям. Исправить это человеку не возможно, т.к. он еще:

  • не осознает своё родство и связь с природным окружением, общим домом всех живых существ;
  • не откажется от устоявшихся стереотипов мышления, что в этом доме всё для него;
  • не избавится от беспечности и осознает ответственность за судьбу всего живого;
  • не овладеет новой стратегией гармоничных взаимоотношений с окружающим миром.

Поэтому важно основы экологической культуры закладывать и формировать в детстве. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, насколько глубоко будут воспитаны у них эстетические и нравственные отношения к природным объектам.

Основными идеями в разнообразной деятельности человека должны стать:

Идея дома (от своего дома, малой родины к пониманию глобального мировосприятия – «Земля наш общий дом»);

Идея целостности и всеобщей взаимосвязи («всё связано со всем»);

Идея труда в преобразовании окружающей среды.

Дети изучают произведения устного народного творчества, знакомятся с народными приметами, которым отводится особое место в народном календаре, с праздниками и обрядами, связанными с поклонением солнцу, так много значившему для людей в древности. На занятиях также используются поверья о камнях, их культовой роли, о живительной силе воды, земли, народные загадки об объектах и явлениях природы, сказки, в которых Ярило-солнце, Весна-красна, Морозко олицетворяют природные явления, обладают собственными характерами.

С древних времён у разных народов складывалось культовое отношение к деревьям как воплощению непосредственной растительной силы. При изучении растений, как одного из царств живой природы, используются пословицы и поговорки, имеющие природоохранное содержание («Кто рубит леса, тот сушит места, гонит от полей тучи, готовит себе горя кучи; а кто лес сажает да сеет, тот влагу на полях имеет», «Одно дерево посадил, уже не зря жизнь прожил»), а также пословицы и поговорки, передающие многовековой опыт («Коси коса, пока роса, роса долой – и мы домой»). На занятиях дети знакомятся с традициями, связанными с растениями (Ивана Купала, Троица, Новый год). Особое внимание отводится символу нашей Родины – берёзе, о которой народом сложено множество произведений.

Образы зверей и птиц наполняют устное творчество всех народов мира. При изучении царства животных на занятиях используются и сказки, и пословицы с поговорками, и народные приметы, загадки. Важное место отводится сказкам с экологическим содержанием, в которых в образной форме рассказывается о взаимодействии организмов в природе, о разнообразных пищевых связях, нарушение которых грозит катастрофой всей жизни.

В нашем многонациональном городе праздники и обряды разных народов переплетаются и с одинаковым уважением, отмечаются и татарский сабантуй, и русская Масленица, и украинские колядки, и якутский ысыах. Поэтому на занятиях уделяется внимание и праздникам, которые во всей полноте отразили взаимоотношения человека с природой, раскрывают идею единства человеческого и природного начала, их общие корни, развивают эстетическое, доброе, бережное отношение к родной природе – тому общему, что объединяет всех нас независимо от национальной принадлежности.

Дети знакомятся и с устным творчеством народов Севера, которые и в настоящее время хранят экологические заветы и традиции предков. Это и посиделки, литературные гостиные, круглые столы, экскурсии, игры, викторины, праздники и др.

Используются и самые разнообразные методы – словесные, демонстрационные, практические. Дети не только знакомятся с предлагаемыми педагогом произведениями, но и сами учатся находить произведения на заданную тему, вовлекая в работу мам и пап, бабушек и дедушек.

При работе со сказками дети дошкольного возраста слушают чтение, смотрят видеофильмы, рисуют, иллюстрируют, собирают мозаику, сочиняют, фантазируют. Самые разнообразные виды задания используются и при работе с загадками. Природа сама по себе неиссякаемый источник тайн и загадок, а для растущего человека – в особенности. Для него загадки – это весь мир. Естественно, содержание загадки направленно на поиск ответа. Но чтобы ответить, надо вскрыть глубинную суть загадки. Отгадывание каждой загадки – это маленькое исследование.

При работе с загадками важно не ограничиваться только односложной загадкой, а привлекать внимание к целому ряду проблем, возникающих при знакомстве с содержанием загадки. И тогда мир природы с его законами и закономерностями становится исследовательской лабораторией маленьких почемучек. Дети и сами учатся составлять загадки, используя свои знания о конкретном объекте природы или явлении.

При работе с поговорками и пословицами дети не только учатся понимать и объяснять их глубинный смысл, но и учатся находить и сравнивать пословицы разных народов. Они учатся подбирать самую точную и меткую пословицу или поговорку, подходящую к той или иной ситуации, обогащая при этом не только свой багаж экологических знаний, но и словарный запас.

При изучении раздела о человеке как живом организме, его здоровье и способах его сохранения дети знакомятся с былинами о русских богатырях, традициями русской кухни, пословицами и поговорками («Держи живот в голоде, голову в холоде, а ноги в тепле», «Болен - лечись, а здоров - берегись», «Где здоровье, там и красота»). Устраиваются посиделки, где дети изучают традиции русского чаепития, целебные свойства наших трав.

Использование произведений народного творчества позволяет деятельность по изучению окружающего мира сделать творческой, желанной и интересной для ребёнка, развить его врождённый познавательный интерес. Стремление проникнуть в суть явлений, найти ответы на многочисленные «почему». В силу этого познавательная деятельность имеет больше возможностей для формирования интеллектуальных, эмоциональных и действенно-волевых качеств, создающих основы для ответственного и доброго отношения к среде своей жизни.

В необходимости повышения экологической культуры подрастающего поколения на современном этапе развития общества уже никто не сомневается. А использование для этого средств устного народного творчества способствует не только повышению экологической грамотности, присвоению того бесценного экологического опыта прошлых поколений, но и помогает привить чувство любви к Родине, гордости, приобщить к культурному наследию народа. Данный опыт работы даёт возможность:

Разнообразить методы и формы экологического воспитания;

Привлечь большое количество детей к изучению народной культуры;

Углубить эстетическое восприятие окружающего мира; воспитывать чувство патриотизма у детей с дошкольного возраста.

Изучение экологического опыта народа позволяет сформировать у ребёнка систему нравственных ценностей, новый взгляд на окружающий мир и своё место в нём.

Вывод. Реализация воспитательного потенциала устного народного творчества способствует эффективному формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в соответствии с их индивидуальными и личностными способностями и возможностями. Приобщение к экологическому опыту народа позволяет сформировать у ребёнка систему нравственных ценностей, новый взгляд на окружающий мир и своё место в нём. Таким образом, экологическая культура представляется нам как социально-значимое качество личности, формирующееся на основе активной познавательно-практической деятельности, общения.

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя…

Воспитывать бережное отношение к природе надо с малых лет., т. к. наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Неоценимую помощь в экологическом воспитании оказывает фольклор. Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, - все это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду. Чтобы этот процесс был увлекательным и познавательным, я считаю целесообразно использовать фольклор, как одно из средств формирования экологических знаний.

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и дает им много радостных переживаний. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе своего края. Общение с природой эмоционально воздействует на ребенка, развивает у него фантазию, воображение, побуждает к передаче чувств словом. Надо научить детей не только любоваться красивыми пейзажами, но и наблюдать природу, понимать некоторые происходящие в природе явления.

Учитывая особенности дошкольников, воспитательный процесс нужно строить так, чтобы он приносил радость. Поэтому в качестве одного из средств эмоционального отношения к природе можно использовать малые фольклорные формы: заклички, потешки. Так как фольклор создавался народом в процессе его труда на природе, отсюда четкость в загадках, ритмичность в закличках, потешках, краткость и выразительность в пословицах и приметах.

Начинать я работу по данной проблеме с младшего дошкольного возраста, наряду с малыми фольклорными средствами использовать народные сказки, песни, поговорки, приметы.

Много потешек и закличек сложено о родной природе. Например: Во время наблюдений за дождем я использую заклички «Дождик – Дождик»- это помогает детям заметить нависшие над землей тучи. Если вдруг выглянуло солнышко я читаю им потешку «Солнышко- вёдрышко». При появлении радуги «Радуга- дуга».

При знакомстве детей с животными, я часто использую потешки для создания сказочного образа, или для того чтобы подчеркнуть характерные особенности внешнего вида, повадки того или иного животного.

« Как у нашего кота

Шуба очень хороша»

Народные сказки, с их богатством языка и яркой характеристикой персонажей, раскрывают ребёнку взаимосвязь природы и человека. Природа по ходу сюжета - всегда помогает положительным героям. Эмоциональный отклик на красоту и неповторимость природы формирует нравственное отношение к ней. Художественное описание, соединенное с живым восприятием природы, помогает образованию ярких образов, обогащает словарь детей. Поэтому при ознакомлении с окружающей природой я стараюсь обогатить словарный запас детей, развивать их разговорную речь, образное мышление. Описание знакомого растения, животного или явления природы делает восприятие детей ярче, вызывает интерес к наблюдениям. На прогулках во время наблюдений за явлениями природы я знакомлю детей с народными приметами. Особенный интерес у них вызывают приметы, правильность которых можно проверить, Например, приметы связанные с предсказанием погоды на ближайшее время:

*Если пасмурно, но цветки одуванчика открыты, дождя не будет.

*Птицы сидят, нахохлившись - к дождю.

*Облака и тучи быстро движутся – к ясной погоде и т. д.

После таких наблюдений можно побеседовать с детьми, и предложить зарисовать, что ожидалось по приметам, и что было на самом деле.

Дети любят отгадывать загадки. Загадка – это мудрый вопрос в форме замысловатого описания чего - либо. На Руси загадки издавна использовались для проверки знаний, смекалки, сообразительности, Я всегда стараюсь подбирать для детей загадки, которые помогают им увидеть многообразие мира, о родной природе.

*Невидимкой озорной: все играет он с травой

Листья в воздухе кружит и куда-то все спешит. (ветер)

*Золотой и молодой за неделю стал седой,

А денечка через два облысела голова. (одуванчик)

Во время бесед, наблюдений во время прогулок я стараюсь воспитывать у детей любовь к окружающей природе, ко всему живому, умение понимать красоту живой природы, желание беречь ее, заботиться о растениях и животных.

Совместно с музыкальным руководителем проводить развлечения, основанные на народных праздниках: Ярмарка, Масленица, Святки, праздник березки. Проводила с детьми занятие, где рассказывала о народных праздниках.

Для работы с детьми по экологическому воспитанию я сделала картотеку экологических игр и упражнений, календарь русской природы (заклички, потешки, загадки, народные приметы, пословицы и поговорки) и широко использую в своей работе.

Я считаю, что устное народное творчество своей лаконичностью, поэтичностью близко и понятно дошкольникам. Образный язык устного фольклора помогает мне воспитывать у детей интерес к природе, умение видеть ее красоту, своеобразие, неповторимость; желание беречь природу, понимать и любить ее.

Министерство образования и науки РФ

Иркутская область, Нукутский район

МБОУ Новоленинская СОШ

Марактаева Евгения 8 класс

Табитуева Людмила Николаевна, учитель начальных классов

Исследовательская работа

Экология в традициях и обычаях народов Прибайкалья

Номинация: «Этнокультурные традиции и их взаимодействие с экологическими ценностями народов Прибайкалья»

с. Новоленино – 2013 г.

Введение…………………………………………………………………………………………….. 3

Глава I. Общие сведения

1.1. Географическое положение……………………………………………….......................…….4

Глава II.Обычаи и традиции

2.1. Экологическое мировоззрение и экологические заповеди бурят…………………………....4

2.2. Обычаи и традиции семейного воспитания…………………………………………………..5

2.3. Обычаи и традиции хозяйственного быта бурят Прибайкалья…………………………...…5

2.4. Обычаи и традиции охотников………………………………………………………………..6

Заключение…………………………………………………………………………..………………9

Литература……………………………………………………………………………………..…...10

Введение

Самостоятельно растет только бурьян, сама по себе распространяется только глупость. Современное экологическое мышление необходимо выращивать, как выращивают культурный злак. Выращивать, беря все лучшее от мировоззрения наших предков и других народов. А недомыслие их видеть и прощать. Это и будет залогом нашей дружбы с природой в будущем.

Цель: осветить отношения с природой бурятского этноса, проживающего на территории Иркутской области с точки зрения обычаев и традиции, культурного наследия предков.

При разработке темы ставились следующие задачи:

1. Совершить обзор сказаний, легенд, быта и обычаев бурят, проживающих в Иркутской области и их взаимосвязь с окружающей средой.

2. Исследовать экологические традиции бурят, проживающих в Иркутской области.

3. Рассмотреть подробно основополагающие для общества экологические традиции семейного воспитания, хозяйственного быта и охотников.

Актуальность темы неоспорима, так как экологические традиции коренного населения Прибайкалья возникли под влиянием природы. Они зародились ещё в каменном веке, дальнейшее развитие получили в эпоху расцвета шаманизма и буддизма. В понимании наших предков человек – продукт неба и земли. Древнейший обычай поклонения сохранился и до наших дней. Во время особых торжеств, кропят трижды на юг в знак почтения огню, потом повторяют то же на восток, почитая воздух, потом на запад, выражая почтение воде, и, наконец – на север – в память умерших.

Экологические традиции – совокупность народных знаний, умений и навыков, накопленных в процессе взаимодействия с природой. Моя задача, как можно больше собрать материала об этих традициях.

Первый этап заключался в работе с литературой, сбор информации. Второй - заключительный этап - это анализ информации и написание реферата.

Глава I Общие сведения

      Географическое положение

Иркутская область расположена юге Восточной Сибири, в бассейнах верхнего течения рек Ангары, Лены, Нижней Тунгуски, почти в центре Азии. Протяженность территории с запада на восток 1318км., с юга на север 1450 км., что превышает расстояние от Рима до Лондона. Большая протяженность территории обусловила разнообразие природных условий. Третьей координатой географического положения является абсолютная высота местности, которая изменяется от 158 до 2999м. и проявляется, как и протяженность, в климатических показателях, характере почв, растительности, водности рек. Область находится в седьмом часовом поясе. Разница во времени между Москвой и Иркутском- 5 часов.
На юге, юге-востоке область граничит с республикой Бурятия, Читинской областью, на западе и северо-западе - с Красноярским краем, на юге-западе - с республикой Тыва, на севере и северо-востоке - с республикой Саха. Протяженность границы области 7240км.: сухопутная-6720км., водная-520км.

Территория Иркутской области приходится на лесной природный комплекс, который разрежен островами степей и лесостепей. Значительная часть территории области занята горно-таежными и горно-тундровыми природными комплексами.

Область удалена от морей и океанов. Расстояние от Иркутска до Балтийского моря 4500 км., до Северного Ледовитого океана – 3000 км., до морей Тихого океана – 2500 км.

Глава II . Обычаи и традиции

2.1. Экологическое мировоззрение и экологические заповеди бурят

На протяжении столетий духовным стержнем верований бурят был шаманизм. Он образовывал мировоззренческое ядро местной культурной традиции. Шаманизм ориентировал человека на достижения счастья в земной жизни. Земная же жизнь протекала в естественном или внешнем мире. Отношение к природе, поэтому не было отношением субъекта к объекту. Наоборот, на весь внешний мир распространился принцип родства и свойства. В плане гармонизации природо-человеческих отношений, этот принцип срабатывал куда эффективнее, чем самые лучшие доводы экологов в настоящем: он обеспечивал естественные поведенческие нормы, которые не противоречили первой и главной экологической заповеди – уподобляйся природе.

Ко второй экологической заповеди «не навреди» можно отнести обычай не вторгаться без нужды во чрево матери-земли – царапать, ковырять земную поверхность, за пределами пашни и подворья; или обычай брать на дрова преимущественно сухостой. Запрещалось: лить воду на лесную тропу, валить живые деревья вблизи поселений и стоянок, рубить ель, пихту, кедр, убивать определенные виды животных. Примечательно выделение под запрет именно тёмно-хвойных пород деревьев – трудно восстановимый ресурс.

2.2. Обычаи и традиции семейного воспитания

У бурят проживающих на территории Иркутской области была издревле сложившаяся система экологических ценностей, гуманного и глубоко нравственного отношения к природе. Это была определенная философия отношения к природе, пронизанная ее почитанием и уважением, любовью и благоговением. Природа рассматривалась не только как дом и кров, а как основа и условие благополучия и богатства, радости и здоровья.

Наши предки считали себячастицей единой и неделимой природы. Считали себя единокровными детьми и порождением единого древа природы. Они не возвышались над природой, не считали себя ее владыками.

Безусловно, существовала целая система образования и воспитания детей, пронизанная экологическим смыслом. Отличительной чертой следует назвать раннее обучение и приучивание детей к самостоятельности, к труду.

Малыши с двух-трех лет уже умели обращаться с некоторыми предметами домашнего обихода, а в пять-шесть лет они могли пасти скот, доить коров, участвовать в заготовке кормов. Причем воспитание осуществлялось дифференцировано. Мальчиков учили исконно мужскому делу и роду занятий, а девочек соответственно быть хозяйками юрт, домов.

Природа воспринималась как Великий Учитель. Об этом можно прочитать в различных сказаниях и легендах, сказках и молитвах, пословицах и поговорках. И дети успешно постигали мир природы, например, хорошо знали повадки, характер и особенности домашних и диких животных, а в детских рисунках умели передавать образы внешнего природного явления.

2.3. Обычаи и традиции хозяйственного быта бурят Прибайкалья

До конца XIX века в бурятском скотоводстве преобладали экологические по своему значению способы хозяйствования. Система природоохраны была заложена и в нормах неписанного и государственного права. Так, в Основном законе Монгольского государства времен Чингисхана "Яссе" вскапывание земли, осквернение и разрушение природы на подвластной ему территории влекли за собой тяжелые телесные наказания, вплоть до смертной казни.

В течении последних трех столетий для бурят Прибайкалья было характерно сочетание скотоводства с земледелием и лесными промыслами. Пальму первенства держало скотоводство: им определялся общий режим деятельности отдельных хозяйственных единиц и их совместное давление на природу.

Щадящим было и пространственное размещение хозяйственных единиц. Буряты избегали их чрезмерной частоты. Они жили улусами – небольшими поселениями. Каждый улус имел в своем распоряжении функционально разнообразные угодья. Собственно кормовая база тоже была мносоставной: она складывалась из приусадебных и дальних покосов, ближних выпасов и отгонных пастбищ. Так хозяева пользовались землей по сезонам и от каждого участка брали самое ценное и нужное. Одновременно исключалась слишком большая нагрузка на ограниченные площади. Благодаря уникальности в своей сущности и ценности утужной системы ведения сельского хозяйства, никогда не допускался перевыпас пастбищ, несмотря на огромное количество домашнего скота, а в летнее время удавалось заготовить превосходное сено.

Наряду с запретами на действие землепользования были запреты на территорию. Выделение запретных мест, так называемых куруков, было давней центрально-азиатской традицией. В этих местах нельзя было жить, пасти скот, сеять и охотиться.

Почтительное отношение к природе сказалось даже и в конструкции традиционной бурятской обуви, в которой специальная приподнятость носа имела определенный смысл - чтобы при ходьбе не повредить землю, находящихся в ней живых существ. Нельзя не отметить особенности и свойства традиционной бурятской юрты, деревянной и войлочной. Она представляет собой уникальное экологическое сооружение, удивительным образом приспособленное к природным условиям Сибири. В летний зной в юрте - спасительная прохлада, в холодное время - огонь в очаге дает бодрящее тепло.

2.4. Обычаи и традиции охотников

Когда приходил сезон охоты, буряты одевались в нарядные шубы и проходили обряд очищения, потому что считалось, что они едут не бить зверей, а в гости к хозяину тайги. Поэтому их поведение в тайге было подчинено привычкам хозяина тайги и привычкам других духов-хозяев местности.

Нельзя было в тайге петь песни и громко кричать, особенно свистать. Также нельзя хвастаться, обманывать, ругаться, быть неряшливым, разводить грязь и беспорядок, валить деревья возле зимовья, бросать в огонь шерсть, войлок или всё, что издаёт при горении зловоние.

Были обязательны обряды угощения «хозяина тайги», полагали, что он щедро одаривает тех, кто ему понравится.

Счастье у бурят раньше складывалось из 77 частей, и в них была вся жизнь. Вот некоторые из них:

– чтобы мора на зверей не было,

– чтобы птицы плодились,

– чтобы трава не высыхала,

– чтобы лес не высыхал,

– чтобы земля не пересыхала.

До нашего времени дожили некоторые легенды о возникновении бурятских родов, связывающих своё происхождение с животными и птицами. На свой тотем люди рода не охотились и мясо его в пищу не употребляли.

Хори-буряты, например, произошли от небесной девушки-лебедя, на которой женился сметливый Хоридой, похитив её одежду во время купания. Легенда заканчивается тем, что, став матерью 11 сыновей, которые впоследствии стали родоначальниками хоринских бурят (11 родов), женщина обманывает мужа и, овладев своей лебяжьей одеждой, покидает семью со словами: «Вы земные жители, оставайтесь на земле, а я, небесная, полечу на небо, на свою Родину! Весной и осенью, когда летят лебеди, делайте обряд в честь мою». С тех пор, когда летят лебеди, проводится обряд брызганья молоком или чаем.

Буряты очень уважительно относились к медведю. Они называли его «чёрная косуля», «царь человек», «старик в дохе». Медведя представляли себе охотником и шаманом. По легенде это был прежде очень могучий человек. Бог, видя, что люди не могут с ним справиться, отрубил ему большой палец, чтобы силы стало меньше, и обратил в зверя. Поэтому считалось большим грехом убивать детёнышей медведя или беременную самку, так как медведь - это человек, сородич.

Никогда не убивали спящего медведя, как бы давая ему шанс уйти. Перед убитым медведем очень извинялись и с весьма виноватым видом говорили: «Мы совершили ошибку, пожалейте нас, простите нас!» или «Мы пришли к вам в гости и нечаянно, испугавшись, убили...»

При всём стремлении к получению богатой добычи нельзя было преступать меру дозволенного: убивать зверей понапрасну, оставлять подранков. За всю свою жизнь бурят-охотник не должен был убивать свыше 99 медведей. Считалось, что у жадных охотников могут погибать дети, как бы взамен убитых сверх меры зверей, или же смерть грозила ему самому.

Отголоски культа марала сохранились вблизи Байкала до настоящего времени, о чём свидетельствует поверье, бытующее у булагатских и эхиритских родов: «Если убьёшь сто тетеревов, потеряешь лошадь; если убьёшь марала или изюбря, потеряешь близкого человека». Буряты верили, что олень, когда «трубит» во время осеннего гона, произносит заклинание: «Тот, кто намерен убить меня, - пусть не доживёт до старости, тот, кто приходит слушать меня, - пусть обретёт долголетие».

Охотничьи обряды, правила, запреты, выработанные бурятскими охотниками на протяжении веков в условиях суровой таёжной жизни, требовавшей максимальной выдержки, рассудительности, взаимопомощи, являлись изначально элементами промысловой этики и технологии, удачно сочетаемыми с требованиями природы.

Благодаря шаманам, эта этика превратилась в свод таёжных законов, нормы обычного права жителей Прибайкалья. Правильный подход к определению поведения охотника в окружающей среде обеспечивал ту гармонию человека и природы, которой достигли буряты, которая теперь утеряна. Шаманизм укреплял эти обычаи и представления, корректировал взаимоотношения отдельных членов со своим сообществом и природой.

Заключение

Настоящее связано с прошлым неразрывной нитью. В постоянно меняющемся мире современный человек, чтобы не только выжить, но и полноценно жить в социальном и духовном отношении, должен чувствовать и понимать великое наследие прошедших веков, не потеряв при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самосовершенствованию.

Для окончательной оценки экологических традиций бурят важно учесть следующее. Во-первых, очевидна грань между подразделениями запретов на рекомендуемые и безусловные, которые помогали понять степень ожидаемого вреда для природы. Во-вторых, примечательно выделение под запрет именно темнохвойных пород деревьев, ныне классифицируемых как трудно восстановимый природный ресурс. В-третьих, трудно отрицать в куруке прообраза современных заповедников, заказников, национальных парков. Весьма существенно и то, что некоторые из запретов получили законодательное оформление, т.е. нарушения этих запретов были осознаны и зафиксированы как преступления против общества.

Традиционная народная культура бурят представляет уникальное, самобытное этнокультурное явление. Возможно, ли все это вернуть возродить и развить? Да, если мы воспримем идею нравственного абсолюта, необходимость духовного возрождения и формирования экологической этики и культуры экологического мировоззрения и ответственности. Люди еще могут спасти природу, защитить и сохранить ее. Будем надеяться на это. И пусть в этом нам поможет многовековой опыт народа, его нравственная культура, экологические традиции. В культуре бурятского народа был и, останется самый обоснованный справедливый культ, имеющий право на существование - культ природы.

В заключение хочу отметить, не важно, к какой этнической группе мы относимся, мы живем на прекрасной земле, где проживают люди разных национальностей, и если мы с вами будем ценить обычаи и традиции каждой нации, то наша Родина станет еще прекраснее.

Литература

1. Зориктуев Б. Р. «Буряты».,У.- У., 2000 г.

2. А. М. Туманов «Сокровища культуры Бурятии», Москва, 2002 г.

3. Интернет ресурс: www.cbs.irkutsk.ru, ru.wikipedia.org.

ГМО воспитателей

Сообщение из опыта работы

«Фольклор как средство воспитания экологической культуры»

Воспитатель МДОУ д/с КВ № 19 «Улыбка»

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев... Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.

Природа повседневно воздействует на ребенка. Но малыш многого не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через канавку, перешагнуть через ручеек, так как нет опыта, нет умения оценить расстояние «на глазок». И не от рождения мы знаем, что крапива «кусается», а репейник «пристает» ...

Детский фольклор – разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для дошкольников. Особенность его – он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец.

Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.

Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, но их определение условно, так как задачи решаются в комплексе.


Первое направление – это установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослыми.

Второе направление – выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т. д.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

3аклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным. Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и частоговорки , незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказочки , у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Русская народная песня - это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа.


Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка - это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Большинство жанров малых форм - это ключ к познанию окружающей среды. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они-то и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией - тема новая, мало изученная, и несомненно, очень интересная.

Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие - это уже охрана природы . А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям!

В воспитании дошкольников я широко использую фольклор, который способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и познавательному развитию.

При отборе фольклорных произведений опиралась на следующие принципы .

Доступность содержания детям дошкольного возраста.

Познавательная и нравственная значимость.

Возможность формирования на их основе умения чувствовать, природный мир.

Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, песен, сказок, легенд.

Приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай (что было для них жизненно важно), «угадывать» погоду на ближайшее время, находить дорогу домой... Знание и использование примет в повседневной жизни помогают развить наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.

В работе с детьми использую приметы, правильность которых можно проверить, например приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее время.

Например.

Если зимой вечером на небе много звезд, жди на следующий день мороза.

Кошка скребет пол - жди метели.

Собака в снегу валяется - не за горами вьюга.

Утром нет росы на траве - жди дождя.

Пчелы облепили цветущую акацию - будет дождь.

Воробьи купаются в пыли – к дождю.

Ласточки и стрижи летают низко скоро начнется дождь.

Наблюдения, связанные с приметами, мы зарисовывали: что ожидалось и что было на самом деле. Некоторые дети сами «открывали» приметы погоды?

Заклички, приговорки. Их обычно произносят, когда что-то делают (например, скачут на одной ноге, чтобы из уха вылилась попавшая туда во время купания вода); обращаются к кому - то (например, к мышке, чтобы дала новый зуб вместо выпавшего молочного) и т. п.

Заклички, приговорки были преисполнены глубочайшей веры наших предков во всемогущие силы природы, а знание их сближало детей и взрослых: приговорки наполняли их сердца надеждой на обильный урожай, достаток, богатство, помогали легче перенести невзгоды, с юмором отнестись к житейским неурядицам.


Заклички и приговорки использую прежде всего как игровой прием.

Наблюдая за радугой, дети просили ее напоить землю.

Радуга - дуга,

Пришли нам дождя.

Когда идет дождь, дети радостно закликают его, «задабривают»

Уж дождь-дождем,

Поливай ковшом,

Поливай весь день

На наш ячмень.

На бабью рожь,

На мужиков овес,

На девичью гречу,

На маличье просо

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе я гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка,

Дам и хлеба каравай

Сколько хочешь поливай

Когда дождь идет долго и дети не могут выйти на улицу, мы призываем солнышко.

Солнышко-ведрышко,

Выгляни, высвети.

Твои детки плачут,

Пить, есть хотят.

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко,

Дам тебе веретешечко,

Насыплю горошечка.

С просьбой «подарить» хорошую погоду обращались к радуге.

Радуга-дуга,

Перебей дождя!

Радуга - дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко Колоколнышко!

Дети обращаются с приговорками к божьей коровке, которая может «предугадать» погоду: если она улетит - к вёдру, если будет ползать по ладошке - жди дождя.

Коровушка, буренушка,

Завтра дождь или вёдро?

Если вёдро, то лети,

Если дождик, то сиди.

Божья коровка,

Вёдро иль ненастье?

Некоторые заклички связаны с праздниками, которые приближали человека к природе. Так, на Руси обычно на Благовещенье (7 апреля) выпускали птиц.

Синички - сестрички,

Тетки-чечетки,

Краснозобые снегирюшки,

Щеголята - молодцы,

Воры-воробьи!

Вы на воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам скорей весну ведите!

Сейчас птиц на волю не выпускают: если они долго прожили в клетке, им трудно адаптироваться в природе. Поэтому эту закличку можно использовать в инсценировке «Встреча весны», в которой дети изображали разных птиц.

К весне, которую все ждали с нетерпением, обращались с разными закличками. В одних просили, чтобы быстрее растаял снег, установилось тепло, появилась трава шелковая; в других просили дать богатый урожай.

Весна-красна, появись,

Солнышком ярким обернись!

Растопи нам снежок,

Зазелени наш лужок

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными!

Использование в работе с детьми закличек, приговорок помогает не только привлечь их внимание к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.

Потешки. Они, как правило, сопровождали игры с малышами (с их пальцами, руками, ногами).

Ножки, ножки,

Бегите по дорожке,

Нарвите горошка

Полное лукошко!

Домой принесите,

Всех угостите!

Ножки, ножки,

Куда вы бежите?

В лесок, во борок

Грибы, ягоды собирать,

К зиме припасать!

В работе со старшими дошкольниками потешки облегчают процесс ознакомления с окружающим миром.

Например. Я показываю детям иллюстрации лошадей различной масти и читаю потешку:

У нашего дядюшки

Четыре лошадушки:

Первая лошадь, пегая,

Мимо двора бегала.

Другая - гнедуха

Ушла с голодухи.

Третью - савраску

Свел со двора Тараска,


А четвертый - соловой.

Его давит домовой.

Сиди, Ерема, дома.

Затем дети рассматривают иллюстрации и определяют, какой же масти были лошади у дядюшки: пегая - с большими белыми пятнами; гнедая - красноваторыжая, с черным хвостом и черной гривой; савраска - желтоватого цвета с черным хвостом и черной гривой; соловой - лошадь желтоватой масти со светлым хвостом и светлой гривой.

Дети любят прибаутки (или маленькие сказки в стихах), которые «приближают» окружающий мир, делают его реальным и понятным.

Среди прибауток много небылиц. Их используем для игр типа «Бывает - не бывает».

А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Кочерыжка чтоб яичко снесла,

Поварешка бы утят высидела?

А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Журавелюшка всю ночь проходил,

Он насилу жеребеночка родил!

Ну, а уточка - телушечку,

Ну, а курочка - бычка, бычка!

А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Чтоб зимою в поле травушка росла,

Чтоб зимою в саду роза зацвела.

А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Небылицы, перевертыши вызывают у детей добрый смех, помогают устанавливать реальные связи и отношения в окружающем мире, объяснять их через «критику» содержания прибауток

Старшие дошкольники не только определяют, что не так, но и объясняют, как должно быть на самом деле.

Песни и приговорные напевы сопровождают различные действия людей в поле, огороде, дома. Дети любят обыгрывать содержание таких песен.

А мы землю парили, парили.

А мы землю пахали, пахали.

А мы просо сеяли, сеяли.

А мы просо пололи, пололи.

А мы просо косили, косили.

А мы просо рушили, рушили.

А мы просо веяли, веяли.

А мы просо сушили, сушили.

А мы кашу варили, варили.

В песне встречаются незнакомые детям слова, которые я объясняю: землю парить - давать ей отдых; рушить просо - дробить, очищать зерно.

При посадке репы, огурцов, бобов, капусты и других овощей обязательно пели приговорные напевы.

Уродися, репка,

Ни густа, ни редка,

С мышиный хвост,

С тараканий нос.

Это пример пожелания наоборот: на самом деле просят репку уродиться крупной, сочной.

Я колышек тешу,

Огород горожу.

Огород горожу

Да капустку сажу,

Сажу беленькую,

Развеселенькую.

Песни и приговорные напевы укрепляют бережное и любовное отношение детей к домашним животным.

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Уж как я ль ей крапивушку нажну!

Кушай вволюшку, коровушка моя,

Ешь досыта, Буренушка моя!

Пословицы и поговорки так же, как и заклички и приговорки, выбираем такие, чтобы их смысл можно было проверить путем наблюдений, в ходе беседы, постановки опытов и т. д.

Например, дети могут понять смысл следующих выражений только в ходе наблюдений.

Апрель водой славен, почками красен. Без росы и трава не растет. Гусь как воевода в красных сапогах.

А чтобы понять суть некоторых пословиц, мы ставили опыты.

Для «проверки» пословицы «По семенам всходы» дети проводили два опыта. Первый позволил нам убедиться в том, что из разных семян вырастают разные растения: По форме, величине и т. д. В этом смысле данная пословица перекликается с другой – «Не родит верба груши». Второй опыт показывает, что всходы зависят от качества семян. В этом смысле разбираемая пословица аналогична другой - «От худого семени не жди доброго племени».


Чтобы понять прямой смысл пословицы «Снег-то холодный, а от холода греет», я обсуждала с детьми следующие вопросы.

Почему некоторые птицы ночуют в снегу? Зачем некоторые деревья и кустарники специально засыпают снегом? Почему трава под снегом остается зеленой? Для чего на полях проводят работы по снегозадержанию?

Потом дети ставили опыт (помещали бутылки с теплой водой на поверхности сугроба и в его глубине) и делали вывод: снег сохраняет тепло.

После проведения опытов я объясняла переносный смысл пословиц и предлагала детям зарисовать полученные результаты в своих альбомах-дневниках.

Некоторые пословицы и поговорки помогают раскрыть причинно-следственные связи в природе, например: «Красна ягода, да на вкус горька». Целесообразно порассуждать о прямом и переносном смысле этой пословицы.

Дети пробовали спелые ягоды рябины обыкновенной и калины (обязательно предупреждала детей, что не все ягоды съедобны, среди них есть и ядовитые, например жимолость, волчье лыко, воронец и т. д.), а затем зарисовать их в альбоме-дневнике.

Загадки использовала для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности. Загадка - мудрый вопрос в форме замысловатого, как правило, ритмически организованного описания чего-либо. Я подбирали загадки, которые позволят детям увидеть многообразие природного мира, приоткрыть, поднять завесу над его тайнами.

Много загадок посвящено землянике.

Капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Растет в траве Аленка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдет,

Всяк поклон отдает.

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек

Разгибаем стебельки

Собираем огоньки.

Прежде чем разгадывать эти загадки, которые предлагала детям летом, рассматривали ягоды земляники, подобрали эпитеты, сравнения; пытались сочинить свои загадки.

В некоторых загадках о явлениях природы нашли отражение их особенности и изменчивость. Например.

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубой,

А порой такой красивый,

Кружевной и синий - синий.

Постелен ковер,

Рассыпан горох,

Ни ковра не поднять,

Ни горох не собрать.

По небу лебедь черный

Рассыпал чудо-зерно,

Черный белого позвал,

Белый зерно поклевал.

Чтобы дети могли отгадать эти загадки, я организовала цикл наблюдений за небом в разную погоду, в разное время года, в вечерние и утренние часы, а также предложила изобразить на нескольких рисунках один и тот же пейзаж, но с разным цветом неба в зависимости от погоды: В ясный день (перистые облака на голубом и синем фоне), в пасмурный (темные тучи, нависшие над по-осеннему грустной землей или во время летних затяжных дождей).

Разбирая загадки, обращала внимание на сравнения, образные выражения (небо - ковер, ночь - черный лебедь, день - белый лебедь). Это помогало детям составить свои интересные и образные загадки.

Чтобы сформировать у детей доброе, ласковое, нежное чувство - чувство любви к живому, стоя у березки, вместе с детьми хлопаем в ладоши. Я читаю стихи:


У красы-березки

Платье серебрится,

У красы-березки

Зелены косицы.

Затем я показываю «рожки», как бы бодаю березку:

Со двора к березке

Выбежали козы,

Стали гнуть березку,

А березка - в слезы!

Вместе с детьми беремся за руки и идем хороводом вокруг деревца.

Защищать березку

Выбежим гурьбой,

Чтоб росла березка,

Выросла большой!

Потом кланяемся березке, гладя рукой ее белый ствол.

Такими сценками и словом, и игровым действием воспитываю любовь к природному окружению.

Пробуждая в ребенке этические и эстетические чувства к природе, я пользуюсь следующими приемами,

Даю возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т. п.

Вызываю доброе чувство к рассматриваемому природному объекту.

Разговариваю с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой), наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать: «Видишь, как березка гладит тебя своими веточками. Она шепчет: «Спасибо, Сашенька, что ты меня ласково погладил!».

Ввожу в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказываю о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой.

Отождествляю природный объект с человеком, ласково обращаться к нему. Например, березонька-красавица, травушка-муравушка, зайчик - побегайчик и т. п.

Ввожу элементы игры, побуждая детей к игровому взаимодействию с природными объектами (например, покажи, как качаются березки, какой елочка была маленькой и какой она стала, когда выросла, и т. п.).

В присутствии детей не допускаю неблаговидного поведения по отношению к природе со стороны других людей, осуждать их действия словами: «Это некрасиво», «Так нельзя делать» и т. п.

Работу по ознакомлению с фольклором проводила одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой и приходить ей на помощь, участвовать в трудовой деятельности (по уходу за растениями, животными, по наведению порядка на участке, в ближайшем окружении).

В своей работе я часто использую «экологическую сказку», рассчитанную в первую очередь на взрослого, способного через художественное слово - «из уст в уста» - передавать ее содержание детям, создавая приоритетную установку на целенаправленное восприятие. Все важно здесь: и форма, и содержание, и художественное преподнесение текста с учетом возраста, но самое главное - умение в трактовке сохранить изюминку народной мудрости. Иными словами, знакомя ребенка с экологической сказкой, я задумываюсь: что лежит в основе ее содержания, с какой целью она создана автором (чему-то научить, удивить или позабавить)? Стараюсь понять, благодаря каким ценностным ориентациям эта сказка представляет интерес и для современного ребенка. Выше изложенное позволяет заметить: для практической работы необходимы знания по фольклористике народной сказки, чтобы методически грамотно раскрыть детям с помощью богатства национальной культуры экологические знания.