Беседы на зимнюю тему в старшей группе. Характерные признаки зимних месяцев: декабрь, январь, февраль. Беседа с детьми на тему «Зима

Обобщающая беседа о зиме

Задачи воспитательные:

Воспитание интереса к природе.Расширение знаний детей о природе и ее экологии

Цель: формирование через знакомство с миром природы. Уточнить и закрепить знания детей о признаках зимы.

Задачи образовательные:

Закрепить знания о сезонных изменениях.

Закреплять знания детей об образе жизни и поведения животных зимой, об особенностях существования растений и насекомых зимойк занятию.

Воспитание любви к Родной природе и бережного отношения к ней.

Воспитание умению внимательно слушать и слышать интересоваться и любоваться видеть красоту природы.

Формировать понятие зависимости между зимними явлениями в неживой природе и жизнью (животных) живых существ (мало света, тепла, вода, земля замерзли, растения находятся в состоянии покоя….)

Методическое оснащение:

Иллюстративный материал магнитофон с аудио записями «Времена года» Чайковского «Звуки природы» украшенный класс – зимний букет, на доске иллюстрации и силуэты животных

Ход занятия:

Вступительная часть!

Загадаю я вамсейчас ребята загадки, а вы внимательно их послушайте и ответьте на них. «Стали дни короче длиннее стали ночи кто скажет, кто знает - когда это бывает? – (зимой)

Следующая загадка: «Кто поляны белит белым, а на стенах пишет мелом,шьет пуховые перины, разукрасил все витрины? – (ну, конечно же, зима)

А объясните- ка нам, почему именно зима как вы догадались? (ответы)

Да, правильно конечно зима и ее явления.

Сегодня мы с вами и побеседуем о зиме, о том, как ее узнать.

Послушайте и отгадайте загадки о зимних явлениях:

«Без досок, без топоров – через речку мост готов,

Мост как синее стекло, скользко весело светло!»

О чем идет речь в стишке? (ответы детей о льде)

Ой, что то холодно стало в зимнем лесу. Давайте ка еще одну загадку угадаем, а затем погреемся.

«Гуляю в поле летаю на воле

Кручу бурчу знать ни чего не хочу»

О чем идет речь здесь в этом стишке. Что это может быть? (ответы детей)

Правильно здесь говорится о метели, а метель бывает только зимой.

Физкультминутка (погреемся)

Основная часть:

(на доске логическая загадка) «Зимние братья»

ОСЕНЬ - декабрь ЗИМА - январь ВЕСНА - февраль

Иллюстрации: все времена года (лето весна зима и осень); картинки солнечных дней зимних дней морозных метель и т.д: приспособление животных к зиме и зимние забавы)

И так ребята давайте еще раз перечислим все то, о чем мы говорили сейчас, то, что вызнаете о зиме: (слушаем желающих ответить)

Да дни стали короче ночи длиннее мало солнечных дней солнце светит, но не греет, поэтому холодно. Земля покрыта снегом при ветре бывает вьюга пурга. Вода рек прудов замерзла, они покрыты льдом. Растения животные и птицы рыбы звери и насекомые все укрылись, спрятались, улетели.

Ну а сейчас настал момент давайте перейдем с вами к решению логической загадки. Называется она «Зимние братья»

Расскажу я вам о зимних братьях – их трое они очень похожи и все же не одинаковые. Второй средний брат – зимний начинает Новый год. По его команде лютует стужа, трещат морозы, скрипит под ногами снег. Он разрисовывает окна разными узорами. Торопятся, прохожие боятся,его проказ он может отморозить нос щеки уши руки..

Когда приходит первый брат - стоит ясная погода в воздухе иногда еще морозном сверкают колючие иголки сухих снежинок стоит ясная погода.

Ну а третий брат младший - любит метели бураны сильные ветры и крепкие морозы которые бывают только по ночам а днем пригревает солнышко солнце на солнечной стороне - снег подтаивает и покрывается блестящей тонкой корочкой.

Третий брат тоже любит снег но его снег не такой как у второго брата мерцает,кружится пушистый снежок словно летят одуванчики.

Подумайте кто это зимние братья? Догадались! А как их зовут?

(ответы детей) – переворачиваем картинку.

Правильно в своем рассказе я обозначила не правильно назвав первого брата вторым вы ребята молодцы догадались, увидели ошибку. Конечно же, свой рассказ я должна была начать с первого брата затем второй и третий.

(Физкультминутка)

Заключительная часть:

А сейчас мы с вами ребята будем вырезать снежинки по шаблону. (Готовые снежинки вешаем на доску)

Сколько снежинок много, много снега получилось! А не слепить ли нам снеговик. Сначало делаем маленький комок и катаем его по снегу. Он делается больше и больше (показ на доске мелом) - появляется снежный ком – на комке вопрос: Когда чаще бывают морозы? – при пасмурном или ясном небе? Почему? (Молодцы!) делаем второй ком – на нем вопрос - почему зимой выпадает снег, а не дождь? (молодцы!) Третий ком, – Каким бывает снег в морозные дни? (вопросы дети читают сами) Молодцы! – какого замечательного снеговика мы с вами слепили.

А вот сейчас снеговик задаст вам свои вопросы. Догадайтесь по не которым свойствам о чем идет речь?

Белый прозрачный в тепле тает (лед)

А сколько зимних месяцев вы знаете? Назовите их. Давайте ка дадим характеристику каждому зимнему месяцу.

Назовите-ка ребятки месяц в этой вот загадке:

«Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночь.

На поля и на луга, до весны легли снега.

Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год!» (ДЕКАБРЬ)- ПОЧЕМУ?

«Щиплет уши, щиплет нос, лезет в варежки мороз,

брызнешь воду - упадет,

не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица,

Повернуло солнце к лету,

Что скажи за месяц – это» - (январь) - почему?

«Снег мешками валит с неба,

с дом стоят сугробы снега.

То бураны то метели, на деревню налетели.

По ночам мороз силен

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно, ну так что за месяц это? (февраль)

На этом наше занятие мы закончим - всем спасибо!

: дать элементарные представления о времени года - зима.

учить видеть и наблюдать изменения в природе, приобщать детей к культуре русского народа, познакомить с народными традициями; воспитывать любовь к родному краю, к традициям и обычаям русского народа.
Воспитатель
На смену какому времени года приходит зима?
Как узнать, что наступила зима?
Сколько зимних месяцев?
Какой месяц начинает зиму?
Где появляется лед?
Установите разницу между словами «льдина» и «льдинка».
Каким бывает первый снег? Белым и рыхлым
Объясните значение следующих слов: снежок, снегирь, снегопад, снегоход, снегоочиститель, сугроб, каток.
Назовите птиц, которые остаются зимовать?
Чем питаются птицы зимой?
Звери готовятся к зиме по-разному. А вы знаете, как готовятся к зиме белки (медведи, зайцы, лисицы)?
Расположите слова в порядке возрастания качества: стужа, холод, мороз.
Воспитатель
Зиму подразделяют на подсезоны:
Первозимье - 25 дней - с 27 ноября;
Коренная зима - 55 дней - с 22 декабря;
Перелом зимы - 31 день - с 15 февраля.
Зима включает три календарных месяца - декабрь, январь, февраль и составляет 90-91 день (в високосный год). По фенологическим сезонам года зима включает 111 дней с 27 ноября по 17 марта. Зима приходит с северо-востока. По астрономическому календарю она начинается в северном полушарии с декабрьского солнцестояния (22-23 декабря) и длится до мартовского равноденствия (21-22 марта). Метеорологи делят зиму на два периода: мягкая и холодная зима. Зиме присущ камень алмаз, отражающий прозрачность льда, слепящие искры снежинок.
Народный календарь определяет зиму с заморозков, а окончание - по капелям, беря за основу явления живой природы. Поэтому наступление зимы определяется разным периодом времени.
В некоторых календарях указывают такие названия: Предзимье, Глухозимье, Предвесенье.
Зиму в народе называют: Зима. Зимка, Зимочка, Зимушка, Зимонька, Зимишка (хилая), Зимища (строгая, долгая), Седая Чародейка.
Воспитатель
Запомни наизусть

Встреча зимы И.Никитин

…Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас-
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать-
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!..
Воспитатель

Четыре художника. Зима

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно, а сама поглядывает по сторонам - то тут, то там свою волшебную картину исправит.
Вот бугорок среди поля. Проказник-ветер взял да и сдул с него белую шапку. Нужно ее снова одеть, а вон меж кустов серый зайчишка крадется. Плохо ему, серенькому: на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься.
«Одену-ка я косого в белую шубку, - решила Зима, - тогда уж его на снегу не скоро заметишь».
А Лисе Патрикеевне одеваться в белое незачем. Она в глубокой норе живет, под землей от врагов прячется. Ее толь ко нужно покрасивее да потеплее нарядить.
Чудесную шубку припасла ей Зима, просто диво: вся ярко-рыжая, как огонь горит! Поведет лиса в сторону пушистым хвостом - будто искры рассыплет по снегу.
Заглянула Зима в лес: «Уж его-то я разукрашу: Солнышко как глянет, так и залюбуется».
Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.
А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела.
И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.
Под деревьями Зима расписала весь снег узором из разных следов и следочков. Тут и заячий след: спереди рядом два больших отпечатка лап, а позади - один за другим - два маленьких; и лисий - будто по ниточке выведен: лапка в лапку, так цепочкой и тянется...
Живет зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живет вся картина седой чародейки Зимы. Можно ее и Солнышку показывать.
Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под его ласковым взглядом все кругом еще краше становится.
Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей -и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.
Воспитатель
Давайте вспомним, с кем сравнивает автор зиму? Как он ее описывает? (Художница Зима, седая чародейка Зима.)
Какие образные выражения автор использует для описания зимней природы? (Снежная шапка на холме, деревья одеты в тяжелые снеговые шубы, на глаза нахлобучены меховые шапки, белое покрывало на рябине.)
Как позаботилась Зима о животных?
Снег зимой бывает разным. Вы согласны с этим? Подумай те, каким бывает снег в ясный морозный день.
Каким становится снег, когда начинается оттепель?
Как автор описывает зимнюю картину, которую увидело солнышко, выглянув из-за туч?

Физкультминутка

Звучит медленная музыка.
Воспитатель
Представьте, что вы снежинки, медленно летите по воздуху и плавно опускаетесь на землю.
Воспитатель
Закончи пословицу

Пословицы о зиме

Больше снега - больше хлеба.
В зимний холод всякий молод.
Готовь летом сани, а зимой телегу.
Зима без снега, лето без хлеба.
Зима лодыря морозит.
Зима морозная - лето жаркое.
Зимнее солнце что мачеха: светит, да не греет.
Зимний денек с воробьиный скок.
Зима не лето - в шубу одета.
Лето бежит вприпрыжку, зима бредет, понурив голову.
Солнце зимой морозит.
Зимой солнце сквозь слезы улыбается.
Воспитатель

Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. (Снег)

Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зима)

Видно, речка замерзала
И укрылась одеялом,
А раскрыться вряд ли сможет,
Если солнце не поможет.
Но когда весна придёт,
Одеяло пропадёт. (Лед на реке)

На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
белые, пушистые,
Только не душистые. (Снег)

Он вошёл - никто не видел,
Он сказал - никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)

Хоть сама - и снег и лед,
А уходит - слезы льет. (Зима)

Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке? (Снежинки)

Без рук, без топорища
Построен мостище. (Лёд)

Дунул ветер, и мороз
Снег нам с севера принёс.
Только вот с тех самых пор
На стекле моём... (Морозный узор)

Бел, да не сахар,
Нет ног, а идёт. (Снег)

Кручу, урчу,
Знать никого не хочу. (Метель)

Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня (Зима)

Отдыхают мужики,
На них белы колпаки,
Не шиты, не вязаны.
(Деревья в снегу)

Рисует художник
Пейзаж на стекле,
Но эта картина
Погибнет в тепле. (Мороз)

Летит – молчит,
Лежит – молчит,
Когда умрет,
Тогда заревет. (Снег)

Поглядели мы в окно,
Аж, глазам не верится!
Все вокруг белым - бело
И метет... (Метелица)
Воспитатель

Игра Крута гора

Коллективная, подвижная игра. Способствует развитию крупной моторики и координации движения.
Перед игрой делается из снега горка. Играющие ходят вокруг нее и поют:
Стоит крута гора среди нашего двора,
Супротив терема высокого,
Супротив кольца широкого,
Не пройти, не проехать,
Что ни конному, что ни пешему.
Потом по очереди прыгают через горку. Кто ее заденет, выбывает из игры.
Воспитатель

Скороговорка

Быстро и четко произнести 3 раза.
Зяб – перезяб в звонких березях.
Воспитатель

Сказка «Зимовье зверей»

Какие герои собрались «от зимы лета искать»? Бык, баран,
свинья, гусь, петух
Как они решили спастись от зимы? Дом строить
Кто предложил строить дом? Бык
Поддержали его братцы-товарищи?
Почему они его не поддержали братцы-товарищи?
Как в дом попал баран? Разбегусь и вышибу из
твоей избы бревно
Как в дом попала свинья? Столбы подрою, да твою
избу сворочу
Как в дом попали гусь и петух? Мох из твоих стен
повыщиплю.
Всю землю на чердаке с
потолка сгребу.
Почему лису привлекла избушка? Петух песни стал
распевать
Что придумала лиса? Позвать медведя и волка
Как они решили поступить?
Что произошло с медведем?
Что спасло зверей-товарищей? Дружба

Конспект по развитию речи в старшей группе

Беседа: "В царстве Зимушки-зимы"

Цель: Закреплять и уточнять знания детей о зимнем времени года. Развивать речь детей, используя слова и литературные выражения о зиме, зимних явлениях. Сочетать существительные с прилагательными, находить однокоренные слова в стихах, запоминать пословицы, составлять небольшие рассказы о зиме. Воспитывать умение понимать красоту зимней природы в произведениях литературы и искусства.

1 ч. - Отгадайте загадку:

-" Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет. Когда это бывает?" (Зимой)

А сейчас какое время года? (Зима)

Входит "Зима", говорит:

Здравствуйте. Я услышала, что Вы обо мне говорите, решила в гости к Вам прийти. Что Вы знаете о зиме, хочу послушать.

Ребята, чтобы порадовать нашу гостью, давайте расскажем ей, что мы знаем о зиме. Садись Зимушка-зима, послушай.

А мы, ребята, поиграем в игру "Зимние слова".

Вспомните, какие Вы знаете слова о зимнем времени года? Я буду бросать мяч, а Вы называйте. (снегопад. сосулька, лед, мороз, холод. снежинка, иней, снеговик).

Молодцы ребята, я думаю, Зимушка-зима, ты осталась довольна?

2 ч. - Ребята, когда Вы слышите слово "Зима", что представляете сразу? (снег)

Отгадайте загадку:

- "Он все время занят делом.

Он не может зря идти.

Он идет и красит белым все что видит на пути." (снег)

Ребята, от слова "снег" происходит много других слов, они похожи. Это слова-родственники.

Я Вам прочитаю сейчас стихотворение "Снегопад" И. Лопухиной. А Вы мне подскажите слова.

1. - Тихо-тихо, как во сне падает на землю...(снег).

2. - С неба все скользят пушинки, серебристые...(снежинки).

3. - На полянку, на лужок тихо падает...(снежок).

4. - Вот веселье для ребят, все сильнее...(снегопад).

5. - Все бегут вперегонки, все хотят играть в...(снежки).

6. - Словно в белый пуховик нарядился...(снеговик).

7. - Рядом снежная фигурка, это девушка...(снегурка)

8. - На снегу-то посмотри, с красной грудкой...(снегири).

9. - Словно в сказке, как во сне. землю всю украсил...(снег).

Молодцы, и с этим заданием Вы справились.

А слово снегопад, ребята, из каких слов состоит? (снег, падает).

3 ч. - Ребята. а Вы любите зиму? Что Вам нравится в зимнем времени года? (зимой красиво, можно кататься на санках, лепить снеговика).

А что Вам не нравится? (мороз, ветер. холод).

Ребята, а какие слова можно сказать о зиме? Какая она? (причудливая, белоснежная, холодная или теплая, морозная, вьюжная, красивая...).

4 ч. - Ребята, зима бывает разная: суровая, холодная, злая, вьюжная, но она же чудесная, веселая, волнительная.

А люди придумали много разных ласковых названий зимы.

Я Вам прочитаю стихотворение, а Вы постарайтесь запомнить слова, где автор по-особому называет зиму!

- "Здравствуй, русская молодка!

Раскрасавица-душа!

Белоснежная лебедка!

Здравствуй, Зимушка-зима!"

Какие выражения Вы запомнили?

5 ч. - Ребята, издавна поэты, музыканты, композиторы, художники чувствовали настроение зимы и рассказывали по-своему:

Поэты - в стихах.

Композиторы - в музыке.

Художники - в картинах.

Давайте послушаем музыку Чайковского "Январь" и представим себе зиму. Закройте глаза и представьте.(дети слушают музыку в записи)

Что представили, какую зиму?(ответы детей)

А теперь давайте отдохнем и прочитаем сами стихотворение и поиграем.

Физ-минутка. Дети выполняют подражательные движения:

- "Завертела вьюга, словно карусель.

Медленно сначала, а потом быстрей.

Ничего не видно, все белым-бело.

Понемногу стихло, землю замело."

6 ч. _ Ребята, о зиме есть много пословиц, примет, поговорок. Давайте их вспомним.

1. Много снега - много хлеба.

2. Мороз не велик, да стоять не велит.

3. Зима не лето - в шубу одета.

5. Коли в январе - март, бойся в марте января.

6. Теплый февраль - принесет весну с заморозками.

7. Сильно блестят звезды зимой - к морозу.

8. Птица хохлится - к непогоде.

А давайте вспомним скороговорку:

- "Купили нашей Вареньке варежки да валенки".

А теперь поиграем в игру "Назови лишнее слово".

Декабрь, январь, февраль (сентябрь)

Воробей, синица, ворона, снегирь (ласточка)

Шуба, шапка, валенки (платье).

Санки, лыжи, коньки (велосипед).

Зима, снег, сугробы, лед (цветы)

Физ-минутка

- "На полянку, на лужок тихо падает снежок,

Кружатся пушинки - белые снежинки".(дети выполняют подражательные движения).

7 ч. - Ребята, а вы хотите очутиться в зимнем лесу и встретиться с волшебницей-зимой? Только надо одеться. в лесу холодно(имитируем одевание). Я произнесу волшебные слова: - "По щучьему велению..."

Откройте глаза, мы с вами в лесу. Подойдите сюда. Рассматривают картину «Зима в лесу»

Как красиво в лесу. Что вы слышите? Чем пахнет в лесу? А какой зимний лес? Что можно о нём рассказать?

Давайте составим рассказ о зиме, я начну, а вы продолжите (рассказ 2-3 х детей).

А теперь нам пора возвращаться домой

- "На одной ножке покружились и в саду все очутились."

8 ч. - Мы сегодня с Вами говорили о зиме. Давайте нашей "Зимушке" подарим рукавички, а на них нарисуем снежинку. Рисование «Украсим рукавичку».


Давайте перечислим все зимние месяцы — декабрь, январь и февраль. Дни зимой еще короче, чем осенью. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо. День за днем снегопады: хлопья снега быстро летят из низких темных туч и заволакивают всё вокруг белой пеленой. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарников. Лес становится праздничным, похожим на белый резной терем. Белеют тропинки, дороги, крыши домов. Часто метут метели, кружат снежные вихри вьюги, бегут по земле поземки.

Зимой стоят морозные дни. Реки, озера и пруды покрыты толстым льдом. Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узоры. Конечно, иногда бывают и оттепели. Сугробы темнеют и оседают, с крыш свисает ледяная бахрома сосулек.

Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются и не растут, как бы погружаются в глубокий сон (зимой мало влаги, света и питательных веществ, столь необходимых растениям). А от холода их защищает особая пробковая ткань — она не пропускает из дерева воду и воздух. Летом деревья откладывают ее под кожицей ствола и веток. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят морозы.

Зимой в лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей. Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.

Много веселых забав у детворы зимой — катание на санках, лыжах и коньках. В дни оттепелей ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и зверушек из липкого снега.

Вы узнаёте зиму?

Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд ни кину,

Метет и кружится пурга.

Вы узнаёте зиму?

Заснули реки подо льдом,

Застыли недвижимы,

Горят сугробы серебром.

Вы узнаёте зиму?

На лыжах мчимся мы с горы,

Нам ветер дует в спину.

Нет веселее той поры!

Вы узнаёте зиму?

Мы принесем густую ель

На праздник наш любимый,

Повесим бусы мы на ней.

Вы узнаёте зиму?

Вопросы и задания

1. По каким приметам вы узнали зиму?

2. Составьте рассказ о времени года, опираясь на план:

— Зимние месяцы.

— Приметы зимы.

— Животный мир.

— Зимние забавы детей.

Игра «Четвертый лишний»

Выделите лишнее слово. Объясните свой выбор.

а) Декабрь, январь, февраль, сентябрь;

б) береза, клен, ель , дуб;

в) синица, дятел, кукушка , сорока;

г) воробей, клёст , галка, снегирь (появляются зимой птенцы);

д) шуба, свитер, платье , валенки;

е) гирлянда, кубики , шарик, хлопушка.

Выучите и выразительно расскажите стихотворение (на выбор).

С Новым годом

Поздравляем с Новым годом!

С зимней снежною погодой,

С ясными деньками,

С лыжами, коньками!

С белою метелью,

С новогодней елью

Поздравляем ребятишек —

Всех девчонок и мальчишек!

Дед Мороз спешит на праздник

Поднялся спозаранку

Сегодня Дед Мороз,

Запряг оленей в санки,

Большой мешок принес.

Кругом березы, ели

Застыли в серебре,

А сани полетели

На праздник к детворе.

Кто подарок мне принес?

Встану утром рано,

Поцелую маму

Загляну под елку —

Уколюсь иголкой.

Кто подарок мне принес —

Мама или Дед Мороз?

Новогодние подарки

Новогодние подарки!

Мы их ждали целый год.

Что лежит в пакете ярком?

Сердце радостно замрет...

Что там? Кукла или мишка,

Может, мячик или книжка?

Может, там лежит машина?

Я о ней давно мечтал!

Кузов, руль, большие шины

Настоящий самосвал!

Новогодние подарки

Дед Мороз мне принесет.

Разверну пакетик яркий...

Как люблю я Новый год!

Снежинка-балеринка

Жила-была на свете

Снежинка-балеринка.

Кружил январский ветер

Веселую снежинку.

С огромным белым бантом,

В крахмальной пелеринке

Вставала на пуанты

Снежинка-балеринка.

На освещенной сцене

Снежинка танцевала,

И этот танец пеньем

Метель сопровождала.

Снежинка-балеринка

Кружилась и летала,

А вьюга все тропинки

Беседы по профилактике травматизма зимой Номера и темы бесед: №1 - «Гололед» №2 - «Осторожно! Сосульки (снег с крыш)» №3 – «Как был наказан любопытный язычок» №4 – «Зимой на горке» №5- «Зимние дороги» №6- «Морозы жестокие в этом году» Беседа №1. Тема: «Гололед» Цель: знать правила безопасности в зимнее время- в гололед; уметь по картинкам определять опасную ситуацию; описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть. Материал: картинки – знаки с изображением гололедицы. Ход беседы: 1. Воспитатель читает детям стихотворение «Гололед»: Подморозило с утра, Нет вчерашнего тепла, На дорогах гололед, И машины все несет. Тротуары, как каток, Сделать бы еще шажок, Но подошва подвела-Очень скользкая она. Сколько бед от гололеда! Есть для дворников работаСоль насыпать и песок, Чтоб пройти прохожий мог. 2. Беседа о гололеде. Объяснение слова «гололед». 3. Вопросы к детям: -Какая зимняя погода способствует образованию гололеда? -Почему в гололед происходит много аварий на дорогах? -Почему в гололед люди часто получают травмы? -Как обезопасить себя в гололед? -Какие дорожные службы и как помогают людям в гололед? 4. Рассматривание картин- знаков гололедицы, предложить детям определить, о чем предупреждает знак, и что не надо делать, как предупредить получение травмы зимой в гололед? Запомнить правила: -не толкаться, не бегать, не играть на скользкой дороге, не подставлять подножки товарищам, не бороться, идти осторожно, не кататься; если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого! 5. На улице - помочь дворнику посыпать скользкие дорожки песком. Беседа №2. Тема: «Осторожно сосульки /снег с крыши/» Цель: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека (если упадут с крыши- травма, если облизывать или есть- ангина); учить уберечься от сосулек в конце зимы- начале весны, подчиняться правилам безопасности, уметь предвидеть опасность. Материал: сюжетная картина (тетрадь «Безопасность»№4, зад.7); логическая картина «Как Вася заболел?» (тетрадь «Безопасность» №3,стр.7) Ход: 1.Загадка- Я прозрачна, как хрусталь, С крыши я зимой свисаю. Только очень, очень жаль, Что в тепле я быстро таю. (Сосулька) 2.Рассматривание сюжетных картин и беседа по ним. Попросить рассмотреть картинки и рассказать, что на них изображено. Обсудить с детьми, чем может быть опасна та или иная ситуация. Чем опасны сосулька или обледенелые комья снега, которые сбрасывают с крыши? А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности? Попросить детей вспомнить случаи из жизни, когда кто- либо пострадал в подобных ситуациях. Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах. Вместе прийти к выводу, что такие зоны необходимо оградить. Придумать различные виды ограждений: веревка с красными флажками, деревянные или металлические заграждения, щиты или заборы. ПРАВИЛА! Напомнить детям, что ни в коем случае нельзя: - Играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег! - Подходить и трогать свисающие сосульки! - Нельзя сосать и есть сосульки! - Не кидайся сосулькой или снегом! - Будь внимательным и наблюдательным! - Умей заранее предвидеть опасность и избегать ее! - Помимо собственной безопасности, заботиться о безопасности других (например, взять за руку и отвести подальше от опасного места малышей)! 3. Игра «Сосулька» Вниз головой висит сосулька, -Руки опущены вниз, пальцы рук смыкают домиком. От солнца насморк у нее. -трогают себя за нос. То от тепла она заплачет, - собирают «слезы» в ладонь. То платьице ушьет свое. - проводят руками по телу сверху вниз, горизонтальным движением «обрезают» длину. Придет мороз- заледенеет, -обнимают себя руками, дрожат Немного за ночь подрастет, -Руки вытягивают вверх, встают на носочки Окрепнет телом, потолстеет, -руки округляют по бокам. Тяжелой станет- упадет. -приседают. Беседа №3. Тема: «Как был наказан любопытный язычок» Цель: дать детям знания о том, что железные предметы зимой очень опасны, что нельзя к ним прикасаться языком, губами и голыми ручками; научить заботиться о своей безопасности, предупредить несчастный случай. Материал: сюжетная картина. Ход: Рассматривание и обсуждение сюжетной картины. Объяснение, почему так случается зимой с железными предметами. Придумывание рассказов. Показать (если это все- таки случилось), как помочь пострадавшему (с помощью чистого пальца или носового платка, осторожно отогревать предмет рядом с языком или губами, ни в коем случае не отрывать насильно) Помочь запомнить ПРАВИЛО- Никогда зимой не прикасайся язычком, губами и голыми руками к железным предметам! Они приклеятся и не оторвать. Это очень опасно для здоровья. -Не отрывать с силой, если несчастье все- таки с тобой случилось. -Звать на помощь взрослого, если с кем- то из твоих товарищей произошло такое. Проведение опыта: Показать на улице, как мокрая тряпочка приклеивается к металлическому предмету и не отрывается. Беседа № 4. Тема: «Зимой на горке» Цель: Учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки; Развивать выдержку и терпение- умение дожидаться своей очереди; выработать желание избегать травмоопасных ситуаций. Ход: 1)Беседа о зимних забавах и играх, об их пользе для здоровья. 2)Обсуждение ситуаций правильного и неправильного поведения детей на горке по иллюстрации или картине или Игра (словесная) «Хорошо- плохо». Дети оценивают ситуации, предложенные воспитателем, и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения. 3) Рассматривание санки-ледянки и обычных санок. 4)Подведя выводы, с детьми сформировать правила: -Кататься на горке только на санках-ледянках, а не на обычных санках; -Подниматься на горку только по ступенькам; -Не подниматься по скользкому скату горки и с боков; -Не кататься стоя, а только сидя; -Не толкать, не цепляться за товарищей; - Соблюдать очередность; -Не спрыгивать с горки; -Не стой на верхней площадке, а сразу садись и осмотрись; -Не поднимайся на горку и не катайся с игрушками и с предметами в руках; -Прокатился, быстрее вставай и уходи, т.к. следом за тобой скатится другой и может сбить тебя; -Не спускайся с горки, пока не встал и не ушел с дороги предыдущий ребенок; -Не балуйся, не борись, не подставляй ножку ни на горке, ни около горки; -Не сбегай по скату; -Не кидайся снегом в сторону горки. Беседа № 5 Тема: «Зимние дороги» Цель: Расширить знания детей о правилах поведения на улице, дороге в зимнее время. Дать детям знания о том, что зимой дороги скользкие и водители не могут быстро остановить транспортное средство. На скользкой дороге машины и автобусы даже после торможения какое- то время скользят вперед. Воспитывать умение сдерживать себя, быть внимательными, не играть на дороге. Ход: 1. Рассматривание сюжетных картин с изображением зимних дорог, улиц. 2. Беседа о правилах поведения на дороге и улице в зимних условиях: * в гололедицу (На дорогах скользко. Вполне можно упасть. Водителю трудно остановить машину (автобус). В такую погоду надо быть очень осторожным. Нельзя перебегать перед близко идущим транспортом, так как водитель, если даже затормозит, машина будет на скользкой дороге передвигаться какое - то время дальше. Надо терпеливо ждать, когда проедут машины. А если на переходе есть светофор, надо дождаться зеленого сигнала светофора, посмотреть, все ли машины успели притормозить, и только после этого спокойно переходить дорогу.); *в снегопад (Стекло машины залеплено снегом и водителю плохо видно пешеходов и светофор). 3. Объяснение слов: «Снегопад», «Гололед» (Слой плотного стекловидного льда (гладкого или слегка бугристого), образующийся на растениях, проводах, предметах, поверхности земли в результате намерзания частиц осадков (переохлаждённой мороси, переохлаждённого дождя, ледяного дождя, ледяной крупы, иногда дождя со снегом) при соприкосновении с поверхностью, имеющей отрицательную температуру. Продолжается обычно несколько часов, а иногда при мороси и тумане - несколько суток.) «Гололедица» (Слой бугристого льда или обледеневшего снега, образующийся на поверхности земли вследствие замерзания талой воды, когда после оттепели происходит понижение температуры воздуха и почвы). Объяснить, чем они отличаются (В отличие от гололёда, гололедица наблюдается только на земной поверхности, чаще всего на дорогах, тротуарах и тропинках. Сохранение образовавшейся гололедицы может продолжаться много дней подряд, пока она не будет покрыта сверху свежевыпавшим снежным покровом или не растает полностью в результате интенсивного повышения температуры воздуха и почвы), чем опасны для водителя и пешехода. 4. Воспитатель: -Поднимите руки те, кто любит зиму. В какие игры вы любите играть зимой? (Ответы детей) -А хотите послушать, как мишка играл зимой? Чтение стихотворения: Скрылись под снегом газоны с травой. Скользко машинам на мостовой, Льдом затянуло русло реки, Плюшевый мишка встал на коньки. -Только катается не на катке… Вышел на улицу с клюшкой в руке. Долго ли, дети, здесь до беды? Есть для хоккея катки и пруды. Только ботинки с коньками надень, Лед будет петь под коньками весь день. -А мостовая- опасный каток. Нужно во двор возвращаться, дружок. -Ребята, объясните мишке, почему нельзя кататься на мостовой? (Ответы детей) 5. Повторение правил поведения на зимних дорогах. Беседа № 6. Тема: «Морозы жестокие в этом году» Цель: учить правильно вести себя в морозную погоду. Ход: 1. Д/у «Какая зима» 2. Рассматривание зимней одежды 3. Беседа о том, как можно уберечься от сильных холодов. 4. Записать правила: -В сильные морозы надо одеваться очень тепло -Нельзя без взрослых выходить на улицу -Нельзя оставаться на улице долго -Нельзя открывать дома и в садике окна. -Лицо смазывать специальным детским кремом от холода - «Морозко» -Попросить своих родителей обязательно проводить их до самой группы.