Развитие речи у малышей 4. Причины нарушений речи. Диагностика развития речи

Как развивать правильную речь ребёнка в 3, 4 года?

Все мы хотим, чтобы речь нашего ребенка была грамотной, внятной. Ребенку 3-4 лет сложно овладевать сразу и грамматикой речи (согласовывать части речи в роде, числе, падеже, времени), и произношением звуков, и умением связно произносить свои мысли. Правильное произношение звуков идет параллельно с развитием фонематического слуха — как слышит, так и говорит. Поэтому ни в коем случае нельзя сюсюкать с ребенком, взрослый должен говорить четко, внятно.

Ребенок 3-4 лет еще не всегда регулирует свое речевое дыхание: не делает пауз между словами, фразами, проглатывает окончания слов, не всегда правильно ставит ударение в словах. А ведь от правильного речевого дыхания зависит красота и плавность звучания речи. Уметь правильно слышать и произносить звуки родного языка (в этом возрасте — кроме л, р, ш, щ) помогут специальные игры и упражнения.

Следите за состоянием ротовой полости ребенка: здоровые зубы, гибкая уздечка, своевременное предотвращение хронических ларингитов.

Самый идеальный вариант развитие речи ребёнка - это развитие через игру.

Мы предлагаем вам серию логопедических игр для детей 3, 4 лет. Эти игры развивают правильную речь ребёнка.

Сказка про Язычок

Цель игры — познакомишь ребенка с органами речи: язычок, губы, нёбо, гортань.

Необходимый инвентарь: зеркало.

◈ Как играем: расскажите сказку про Язычок. Он жил во рту и был очень любопытным. Он любил высовываться изо рта и смотреть по сторонам (движения языка влево - вправо, вверх - вниз, круговые движения и т. д.). Он любил играть в прятки: высовываться и прятаться за зубами, за верхними и нижними. А еще он любил дразниться — делался то широким, то узким.

◈ Покривляйтесь с ребенком перед зеркалом, постройте рожицы.

◈ Наверняка ему понравится также помогать себе произносить согласные звуки. Язычку помогают в этом зубы, небо, гортань. Произнесите звуки в, с, з, д, н, к, ц, ш. Пропойте звуки м, н, с, з, ж. Пусть малыш приставит руку к горлу во время произнесения этих согласных, он почувствует, что в горле что-то вибрирует — там рождаются звуки.

◈ Гласные звуки произносятся без помощи языка. Их можно петь голосом. Пропойте: А-О-Э-И-У-Ы. Вспомните, какие бывают согласные звуки («шипящие», «звенящие» и т. д.).

◈ Закрепляем: почаще кривляйтесь перед зеркалом. Пусть малыш выполняет такие, например, упражнения: положит широкий язык — «блин» — на нижнюю губу и скажет: «Пя-пя-пя». Улыбнется, прижав язычок к нёбу, и, не отпуская язычка, будет закрывать и открывать рот ит. д.

Вкусное варенье

Артикуляционная гимнастика

◈ Как играем: ребенок должен слегка приоткрыть рот и облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз. При этом нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала.

Непослушный язычок

Игра помогает выработать умение расслаблять мышцы языка, удерживать его широким и расслабленным

◈ Как играем: ребенок должен приоткрыть ротик, положив язычок на нижнюю губу и, шлепая («наказывая») его губами, произносить: «Пя-пя-пя».

◈ Закрепляем: делаем это упражнение перед зеркалом.

Лошадка

Упражнение для языка

◈ Как играем; предложите ребенку поцокать, как лошадка. Цокать нужно язычком, прижимая его к альвеолам верхних зубов.

◈ Закрепляем: такое упражнение можно делать каждый день.

Игра тренирует мышцы, челюсти языка

◈ Как играем: ваш ребенок облизал палочку от мороженого, слизал крошки с тарелки, взял в рот шарик и катает его во рту, выдул пузырь от жевательной резинки или показал язык? Простите ему эту шалость. Только напомните, что при чужих людях этого делать нельзя.

◈ Закрепляем: можно положить ребенку на кончик языка ириску или другие сладости, и ребенок должен держать ее столько, сколько он выдержит. А вы считайте в это время.

Язычок балуется

Игра помогает учить произносить короткие чистоговорки

◈ Как играем: дети 3-4 лет любят играть словами. Итак, играем. Сочиняйте вместе с ребенком, например:

Ба-ба-ба — загудела труба,

Бо-бо-бо — белка села в дупло,

Бу-бу-бу — сидит ворон на дубу.

◈ Такие чистогоровки можно придумать на любой звук.

Используйте парные согласные, например, по твердости - мягкости:

На-на-на — в небе светит луна,

Ня-ня-ня — к нам идет Нафаня.

◈ Закрепляем: берем обратные слоги:

Ад-ад-ад — Коля будет рад,

Яд-яд-яд — конфеты у ребят.

◈ Произносим их тихо - громко, быстро - медленно. Такие речевые упражнения желательно делать каждый день по 5-10 минут, используя любую свободную минутку, — по дороге в детский сад, в магазин.

Повторяй-ка

Игра помогает научить четко произносить слова

Необходимый инвентарь: картинки.

◈ Как играем: называйте слова, в которых есть определенный звук, например, ж или с:

♦ жук, жало, желудь, железо, ножницы, лыжи;

♦ Саша, санки, суслик, самолет, слон, сушка, носки ит. д.

◈ Ребенок должен внятно произносить их, скорость здесь не нужна.

◈ Закрепляем: подбирайте слова на парные согласные звуки — твердые и мягкие:

♦ мама, мыло, магазин, масло, сом, мороз (м);

♦ Мила, мел, мельница, мебель (мь).

Досказалка

Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно—образное мышление

◈ Как играем: произносите вместе с ребенком:

Ко-ко-ко — на плите сбежало моло... (ко).

Ща-ща-ща — зеленая ро... (ща).

Чу-чу-ну — педаль кру... (чу).

◈ Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит: «До-», — вы досказываете: «-шадь».

◈ Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на.

◈ Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.

Лопнул, хлопнул, вот и всё

◈ Как играем: предложите ребенку стать шариком, который будут надувать и сдувать. Вы надуваете шар — ребенок разводит руки в стороны и делает глубокий вдох через нос, вы сдуваете шарик — ребенок обнимает себя руками и говорит на длительном выдохе: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш». Такое упражнение можно делать по несколько раз в день.

◈ Закрепляем: как шипит змея? — длительное ш-ш-ш-ш- ш-ш, как гудит комар? — длительное з-з-з-з-з-з и т. д.

Пузырики

Игра помогает развивать речевое дыхание

Необходимый инвентарь: вода, стакан, соломинки.

◈ Как играем: предложите ребенку посоревноваться — подуть в соломинку, опущенную в воду. У кого больше воздушных пузырей, тот и победил. А если соломинку опустить в сок, морс, много ли будет пузырей? Попробуйте взять длинную и короткую соломинки: повлияет ли это на результат?

◈ Закрепляем: теперь выигрывает тот, кто дольше сможет

дуть в соломинку.

◈ На улице сдувайте с руки листики, лепестки, перышки.

Воздушные ватки

Игра помогает развивать речевое дыхание, учит регулировать его силу.

Необходимый инвентарь: цветные ватки для косметики.

◈ Как играем: подуйте на ватные шарики, лежащие на столе. У кого шарик улетит дальше, тот и победил. А может, их сдуть со стола в тазик, стоящий на стуле? Или разделить стол ниточкой (шнурком) пополам и дуть на ватку так, чтобы не сдуть на другую половину. Кто перешел границу — тот проиграл.

◈ Закрепляем: сдувать ватки можно и с ладони — у кого дальше улетит, тот и победитель.

Многие дети в 3 года умеют говорить. Иногда их трудно понять, но заметно, что речь постепенно развивается. Четырёхлетний ребёнок умеет говорить довольно неплохо, хотя некоторые буквы и слова выговариваются с трудом. Однако у некоторых детей бывает задержка в развитии речи. Правильно ли это? Как помочь малышу развивать речь? Об этом читайте в статье.

Знания ребёнка в 3-4 года

В этом возрасте дети знают уже очень много слов (около 2000). Ребёнок старается говорить правильно и чётко, как взрослые. Иногда у него это не очень хорошо получается. Чтобы поднять необходимо с детьми много заниматься, общаться, играть, рисовать и писать.

Развитие речи у ребёнка 3-4 лет довольно слабое. Однако чем дети старше становятся, тем больше их словарный запас. А в этом возрасте ребёнок знает и умеет следующие вещи.

  • Говорит своё имя, фамилию и отчество.
  • Знает имена родственников и друзей.
  • Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию.
  • Говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные.
  • Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка - это посуда; куртка, штаны, футболка - это одежда и т. д.
  • Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.
  • Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.
  • Повторяет услышанное.
  • Пересказывает мультфильм или сказку.
  • Говорит не только громко, но и тихо.

Развитие речи у ребёнка 3-4 лет особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов, другие - больше. Так что это не показатель. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получить хорошие результаты.

Особенности развития речи у детей 3-4 лет

В этом возрасте много детей ещё не умеют составлять рассказы или пересказывать увиденное. Им сложно связывать предложения, допускается много ошибок: не только грамматических, речевых, но и в употреблении падежных окончаний.

Произношение у многих детей этого возраста ещё неправильное. Они говорят слова невнятно, отчего их сложно понять. Например, звук «р» дети заменяют на «л», а «ш» на «с». Дети находят взаимозаменяемые звуки, так как хотят, чтобы их понимали окружающие.

Логопеды утверждают, что эти недочёты в развитии речи не страшны, поэтому ещё нет основания переживать. Многие специалисты начинают заниматься с детьми не раньше чем в 5 лет.

Вышеперечисленные недочёты — и есть особенности развития речи детей 3-4 лет. Специальной коррекции ещё не нужно, так как ребенок в состоянии справиться со своим языковым барьером самостоятельно.

Диагностика развития речи

Трёхлетние дети знают и говорят много звуков. Около 4 лет ребёнок осваивает более трудные буквы - «с», «з» и «ц». Он слышит, как произносят звуки окружающие дети, и при неправильном произношении исправляет ребят.

Диагностика развития речи детей 3-4 лет проводится логопедами. Они проверяют звуков.

Однако при желании родители могут тоже увидеть все положительные и отрицательные стороны речи своего ребёнка, а также сделать соответствующие выводы.

После 3 лет дети хорошо ориентируются в цветовой гамме и чётко понимают множественное и единственное число. В этом возрасте детишки стремятся говорить как можно больше. Молчат только тогда, когда спят.

В возрасте около 4 лет ребёнок говорит более осознанно. Родителям и воспитателям необходимо разговаривать с малышом на равных. Тогда он быстрее начинает осваивать речь, и у него очень быстро пополняется словарный запас.

Трехлетние дети стараются не употреблять сложных предложений, так как боятся, что их не поймут. К четырёхлетнему возрасту у ребёнка пропадает страх, и он говорит более уверенно. Теперь он знает, что слушатели его понимают.

Необходимо постоянно контролировать развитие речи у ребёнка 3-4 лет. Чем старше дети становятся, тем сложнее им помочь в постановке правильного произношения.

Методика 3-4 лет

На этом этапе у ребёнка расширяется сфера общения, а значит, и увеличивается словарный запас. Однако всё ещё многие буквы или звуки плохо запоминаются и выговариваются.

Очень важно сформировать условия, в которых происходит развитие речи у ребёнка 4-5 лет. Для этого необходимо обращать внимание на шипящие звуки, свистящие, твёрдые и мягкие. Как правило, именно с ними у многих детей проблемы.

Нужно не только обращать внимание на произношение букв, но и на речевой слух. Для этого старайтесь говорить по разному: громко, тихо, быстро или медленно. Когда инсценируете сказку, уделяйте внимание выразительности, голосу и соответствующей интонации.

Для работы по воспитанию необходимо уделять внимание:

  • звукопроизношению;
  • голосовому аппарату;
  • речевому дыханию;
  • умеренному темпу речи;
  • интонации.

В общем, программа развития речи детей 3-4 лет — сложная. Ребёнку тяжело даётся произношение звуков. Старайтесь не ругать его, а только хвалить.

В ходе использования вышеперечисленных методик развитие речи у ребёнка 3-4 лет становится более активное. Дети начинают удивлять взрослых своими знаниями и умениями.

Правильное развитие речи

Как говорилось ранее, нет надобности обращаться к логопеду, пока не исполнилось ребёнку 5 лет. Родители могут сами уделять внимание своему малышу и помогать ему в развитии речи. Когда выходите на улицу, старайтесь рассказывать обо всём, что попадается вам на пути. Это может быть животное, человек, растение и др.

Дети интересуются абсолютно всем. Поэтому они с лёгкостью запоминают сказанное и пополняют свой словарный запас.

Старайтесь малыша спрашивать о пройденном дне или просмотренном мультике. Ребёнок должен учиться пересказывать. Сначала у него будет получаться плохо, но благодаря ежедневным занятиям, уже через месяц вы увидите положительный результат.

Как можно чаще читайте детям стихи, скороговорки и загадки. При этом не забывайте играть с мелкими деталями. Если малыш не умеет завязывать шнурки, научите его.

Все эти упражнения на развитие мелкой моторики помогут вашему ребёнку быстрее начать говорить и правильно произносить особенно сложные звуки.

Стишки для развития речи

Ребёнку необходимо уделять внимание, и развитие речи не исключение. Для более быстрого достижения хороших результатов читайте несложные и запоминающиеся стишки для детей 3-4 лет.

1. Кра-кра-кра - уходите со двора.

Ас-ас-ас - дождь пойдёт сейчас,

Ить-ить-ить - не хотим уходить,

Жу-жу-жу - я по лужам хожу.

2. Один, два, три, четыре, пять - хочу ворон я посчитать.

Одна ворона на дереве сидит.

Вторая ворона в окошечко глядит.

Третья ворона - кричит ребятам «кар».

Четвёртая - весь выпила нектар.

А пятая ворона захотела лопнуть шар.

3. Купила муха сапоги, оказались велики,

Пошла муха на базар, поменяла их на самовар.

Угостила чаем всех своих друзей,

Только не захотела угощать людей.

Стишки для детей 3-4 лет должны быть понятны. В них должно быть много звуков, которые не выговаривает ваш ребёнок. После прочтения одного стихотворения задайте малышу вопросы на эту тему. Он должен рассказать, что понял из прочитанного и какие сделал выводы. Родители могут и сами придумать несложные стихи для занятий со своим крохой.

Учимся играючи

Что обеспечивает наиболее эффективное развитие речи детей 3-4 лет? Игры, конечно же. Самое лёгкое и интересное обучение обеспечено, если вы с ребёнком сделаете азбуку-раскраску. Конечно же, её и купить не проблема. Однако не забывайте, что дети очень любят делать поделки самостоятельно.

Игра «Кто говорит?» интересна многим детям. Мама называет звук животного нужной интонацией, а ребёнок угадывает. Потом вы должны поменяться ролями. Таким образом у малыша будет развиваться речь.

Игра «Где лежит» развивает у малыша не только речь, но и внимание. Поставьте что-то на стол, под стул, возле холодильника, рядом с диваном. Теперь задавайте вопросы. Например: где стоит чашка, куда делся мишка, где лежит мячик? Таких вопросов может быть много. Ребёнок заодно научится ориентироваться в пространстве.

«Съедобное или нет?» Когда готовите ужин и не можете уделить внимание ребёнку, задавайте ему вопросы. Например, взяли кастрюлю в руки, спросите: «Это съедобное?». Дальше: «А жареное мясо?», «А сырая курица?» и т. д.

«Отличие предметов». Покажите малышу ботинки и тапочки. Спросите, чем похожи они, а в чём их отличие. Это могут быть и такие сравнения: шуба с курточкой, стакан с чашкой, стул с табуреткой и т. д.

Игра «Опиши предмет» поможет ребёнку развивать внимание и память. Покажите на кровать. Пусть малыш опишет её по вашим вопросам. Что это? Для чего предназначено? Какого цвета? Такие вопросы задавайте малышу про любой предмет или продукт.

Вышеперечисленные игры помогают ребёнку развивать правильную речь и нужное произношение звуков. Если будете ежедневно общаться с малышом в игровой форме, в скором времени он начнёт разговаривать правильно и понятно.

Почему ребёнок долго не говорит

Некоторые дети молчат в два или три года. Родители беспокоятся, ходят к специалистам, чтобы установить причину. Врачи и логопеды советуют не переживать раньше времени. Они утверждают, что если ребёнок молчит до 3 лет - это нормально. Возможно, повлияли гены родителей.

Если же ребёнок в 3,5 года так и не хочет разговаривать, тогда необходимо обратиться за консультацией к невропатологу, логопеду, лору и педиатру.

Очень часто дети, которые ещё в три года молчали, могут заговорить в 3 года 2 месяца. По статистике, такой ребёнок начинает говорить сразу предложениями.

Бытует мнение, что девочки овладевают речью раньше, чем мальчики. Это миф. Всё зависит от индивидуальности самого ребёнка. Нормы развития речи детей 3-4 лет не могут быть одинаковыми. В этом возрасте ребята знают от 1500 до 2000 слов. У каждого малыша свой индивидуальный запас. Всё зависит от личности ребёнка и его настроения.

Заключение

Не заставляйте малыша заниматься, если он не хочет. Если у него плохое настроение, тогда он не покажет вам хороших результатов. Занимайтесь с крохой, когда видите, что тот готов с вами поиграть.

Никогда не ругайте ребёнка, если у него не получается говорить какое-то слово. Он начнёт плакать, вы будете на него сердиться.

В итоге как у мамы, так и у малыша пропадёт настроение на целый день. Детям легко даётся обучение. Старайтесь хвалить своё чадо, ведь тогда малыш сам захочет сделать вам приятное и порадовать мамочку успехами.

В раннем возрасте дети с интересом познают окружающий мир. Многие вещи, явления, слова, являются первыми для ребенка. Задача родителей следить за усвоением новой информации, отвечать на вопросы точно, лаконично.

Речь ребенка в три года понятна взрослым, дети составляют несложные предложения, произносят правильно большинство звуков. На четвертом году речь обогащается местоимениями, прилагательными, ребенок умеет описывать свойства предметов. Данный период фундаментален, поэтому важно устранять возникающие трудности в произношении.

Словарный запас малыша делиться на активные и пассивные слова. До двух лет пассивный словарный запас объемнее активного, ведь малыш понимает большее количество слов, чем способен произнести.

На этом этапе развития речи дети выговаривают простые слова: «мама», «папа», а также стремительно развивается звукоподражание: «мяу» (кошка), «му-у» (корова), «ав-ав» (собака).

Обобщение ярко выражено, ребенок объединяет предметы или действия в одну группу, так слова обозначающие еду, посуду или прием пищи, обозначаются одним словом «ням-ням».

Речь ребенка в 3 года формирует следующие навыки:

  • Способность строить предложения из пяти - шести слов, с меньшим, чем в раннем возрасте, количеством ошибок;
  • Произносить слова, правильно расставляя ударения;
  • Ребенок пересказывает сказки, последовательно описывает прошедший день;
  • Использует в речи местоимения, числительные, прилагательные;
  • Употребляет глаголы с приставками: «приехал», «пошел», «ушел».

Словарный запас детей в три года достигает 1000 слов. Некоторые шипящие и сонорные звуки еще трудны в произношении, а твердые иногда заменяются мягкими. Кроме того, малыши придумывают новые слова, образованные из нескольких известных.

Признаки отклонения в развитии речи у детей 3 лет

  • Речь малыша похожа на лепет, трудна в понимании, быстра или слишком медленна, выражения односложны;
  • Малый активный словарный запас. Ребенок не в состоянии назвать ежедневно встречающиеся предметы, явления;
  • Малый пассивный словарный запас. Простые вопросы вызывают затруднения, малыш не понимает, что от него требуется, новая информация трудно усваивается;
  • Отсутствие окончаний в словах, неумение спрягать глаголы, склонять существительные;
  • Трудности в составлении несложных предложений;
  • Не развитое звукопроизношение.

Возможные причины задержки речевого развития в трехлетнем возрасте разделяются на физиологические и социальные. К физиологическим причинам относятся проблемы со здоровьем, такие как нарушение слуха, неправильный прикус, последствия травм головы, осложнения в период беременности у матери, а также задержки психического развития и наследственность.

Социальные предпосылки к задержке в развитии речи, тесно связаны с общением внутри семьи. Недостаток внимания к детям или избыток, выраженный в излишнем «сюсюканье», коверкающем слова, препятствуют развитию коммуникативных навыков. Кроме семейного окружения на речь ребенка влияют воспитатели в детских садах и друзья.

Диагностика и коррекция дефектов речи

Если вы сомневаетесь, нормально ли развивается речь у малыша, поинтересуйтесь у воспитателя о его успехах, самостоятельно изучите поведение в обществе ровесников, посетите врача. Обнаружив отклонения от норм, действуйте спокойно, но незамедлительно. Такие специалисты, как сурдологи, психологи, логопеды, педиатры, проведут обследования и дадут рекомендации для борьбы с задержками в развитии. В домашних условиях развить речевые навыки помогут:

1 Игры, ориентированные на мелкую моторику рук. Ребенку проще запомнить слова, встречающиеся в играх, потому что он может ощутить предметы, понять, что кубик бывает не только маленьким красным, но и большим зеленым, а также нарисованным, твердым или мягким. В игровое время проговаривайте с малышом все действия, называйте предметы, их свойства, просите сделать то же самое.

2 Чтение и заучивание стихов и сказок. Выразительное чтение сказок помогает детям проникнуться судьбой героев, понять суть произведения. Прочитав рассказ, попросите ребенка его пересказать, узнайте, что ребенок почерпнул для себя и какой герой ему понравился. Заучивание стихотворений, тренирует ребенка в произношении звуков, а также развивает мышление и память.

3 Мультфильмы, детские передачи. Используйте мультфильмы и телепередачи для детей, чтобы развивать память и мышление. У ребенка появятся новые темы для обсуждений с друзьями, воспитателями.

4 Полезные прогулки. Гуляя с чадом, просите называть встречающиеся предметы, их свойства, форму и составляющие: магазин большой, оранжевый, прямоугольный с дверью и двумя окнами. Отвечайте на заданные вопросы, обращайте внимание на новые предметы. После прогулки поинтересуйтесь, что малышу понравилось, что нет и почему.

5 «Зарядка» для языка и дыхательная гимнастика. Если у ребенка проблемы с произношением звуков, преодолеть их помогают упражнения для языка и дыхательная гимнастика. Попросите врача логопеда составить комплекс упражнений под вашу проблему, самостоятельно разучите упражнения и покажите их малышу.
Если домашних занятий не хватает, запишитесь на развивающие курсы для детей, но не забывайте продолжать упражнения дома.

Речь ребенка в четыре года

В четыре года словарный запас ребят увеличивается в два - два с половиной раза. Ребенок увлеченно играет в подвижные игры, пересказывает стихотворения, правильно произносит все звуки, задает вопросы на различные темы, учиться чтению.

Дети в этом возрасте составляют грамматически правильные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Малыш отделяет себя от взрослых и формирует собственную картину мира. Ему нравится рассказывать родителям о прошедшем дне, о достижениях и открытиях. Это норма развития четырехлетнего ребенка.

Задержка в развитии у четырехлетки сопровождается такими факторами:

  • Ребенок не говорит вообще, изредка произносит лишь слова «мама» или «папа»;
  • В речи отсутствуют твердые (ж, ш, ч) или мягкие (й, ч, щ) согласные;
  • Трудности вызывают составления предложений из 2–3 слов;
  • Чадо говорит только известными фразами из сказок или мультфильмов.

Коррекция речевых дефектов детей в четыре года

Если причина отставания в развитии физиологическая и ребенку поставлен диагноз, лечение доверьте врачам. Самостоятельные попытки вылечить патологии могут привести к последствиям, угрожающим здоровью. В случаях, не требующих медикаментозных или операционных мер, по программе врачей тренируйтесь с ребенком дома. Толчок в развитии речи дают такие занятия:

А Пение, рисование, поделки. Результативные виды обучения правильной речи тесно связаны с творчеством. Рисование и рукоделие повышают уровень развития мелкой моторики, учат сосредотачиваться, обеспечивают изучение и повторение прилагательных, глаголов, наречий и причастий: голубой, красить, аккуратно, поклеенный. Пение разрабатывает мышцы лица, успокаивает, помогает сосредоточиться, поэтому лучше начинать занятия с напевания детских песен.

Б Подвижные игры. В процессе игры дети легко запоминают правила, названия предметов. Можно предложить чаду поиграть в классики, они научат его считать и правильно произносить числительные.

В Считалочки, загадки, стишки. Рифмованные фразы, ритмично построенные предложения и загадки легко усваиваться и запоминаются надолго. Ведь все помнят акростих, который помог выучить цвета радуги: Каждый - красный, охотник - оранжевый, желает - жёлтый, знать - зелёный, где - голубой, сидит - синий, фазан - фиолетовый.

Г Упражнения для дыхания. Помимо занятий, предлагаемых врачами, не забывайте о развлекательной стороне процесса. Развивать дыхательные пути можно выдувая мыльные пузыри или играя на гармошке.

Д Полезная литература. Большой вклад в технологии развития речи дошколят внесла Ушакова Оксана Семеновна – профессор, доктор педагогических наук, автор нескольких сотен работ по развитию речи у детей дошкольного возраста. Методика О.С. Ушаковой последовательна, проста для восприятия детей и рассчитана на возраст от трех до семи лет.

Речь детей в возрасте от пяти лет

Уровень развития речи в пять лет позволяет малышу свободно говорить на родном языке. Уметь склонять существительные, и спрягать глаголы. Формировать предложения, обогащая их всеми частями речи. Правильно расставлять ударения в словах, и определять окончания. Запас слов увеличивается, качество произношения улучшено.

Ребенок умеет управлять эмоциональной окраской слов, менять громкость и темп речи. Подбирает синонимы и антонимы к предложенным словам, умеет считать. Развивается мышление и фантазия, дети сочиняют истории по картинкам, заданным сюжетам. В этот период за успехами и неудачами крохи нужно следить усиленно, не устранённые в раннем возрасте задержки в развитии отразятся на будущих способностях к коммуникации.

В пятилетнем возрасте отсутствие связной речи, полное молчание, малый запас слов, являются отклонениями, требующими обследования у специалистов. После постановки диагноза и начала лечения, малыш нуждается в помощи и поддержке родителей, поэтому важно продолжать занятия дома:

  • Развитие мелкой моторики. Как было отмечено, игры, развивающие мелкую моторику рук, благотворно влияют на развитие речи. Ставьте перед ребенком разные задачи, чтобы понять к чему его больше тянет: предложите сплести украшение из бисера, постройте вместе из конструктора интересную игрушку, сложите мозаику. Отталкиваясь от результатов, выделите любимое занятие ребенка и проговаривайте ваши действия, просите описывать предметы и свойства, предложите создать что-то самостоятельно и описать это;
  • Массаж. Терапевтические, успокаивающие мышцы, стимулирующие кровообращение свойства массажа помогут в выздоровлении;
  • Альтернативная терапия. Связь, устанавливающаяся в отношениях детей с животными, стимулирует эмоциональное, социальное, речевое развитие;
  • Развивающие пособия. Какой бы ни была степень задержки речевого прогресса, занятия со специалистами не заменят живого общения с семьей. Уже упомянутая Ушакова Оксана Семеновна, создала разностороннюю программу стимулирования речи у дошкольников. Методические материалы предлагают воздействие на участки, формирующие речь детей от трех до семи лет. Предложенные О.С. Ушаковой игры, стишки, рассказы, занятия, в увлекательной форме подают ребенку правила построения грамотной речи.

Чтобы развитие протекало равномерно, не навязывайте неинтересных, скучных или сложных занятий. Общайтесь с ними как со взрослыми, хвалите за успехи, корректируйте ошибки. Подарите ребенку пространство для творчества и отдыха. Следите за интересами малыша, подберите подходящую секцию, где он обзаведётся друзьями и новыми навыками. Спрашивайте о прошедшем дне, отвечайте на вопросы. Так он будет ощущать вашу любовь, заботу, что подтолкнет его к достижениям, научит благодарности и ответственности.

Речевые навыки малыша постоянно совершенствуются. Он без конца задает разнообразные вопросы, смешно коверкает слова, повторяя их на свой лад, но между тем расширяет свой словарный запас. Предлагаем проанализировать речевое поведение вашего крохи и разобрать причины задержки развития речи в 4 года.

Речь ребенка четырех лет: норма

  • свои имя, фамилию, отчество, возраст, а также имена своих родителей и ближайших родственников;
  • названия животных (домашних и диких, морских обитателей) и звуки, которые они издают;
  • цифры до 5;
  • цвета и некоторые оттенки;
  • наименования фруктов, овощей, ягод;
  • песенки и легкие стишки наизусть;
  • названия предметов одежды и быта (шапка, носки, ложка, стул и т.д.);
  • слова из 4 слогов;
  • предложения из 7-8 слов;
  • ответы на простые вопросы типа «Где ты был», «Что ты делал»;
  • предлоги по, до, вместо, после и союзы куда, что, когда, сколько;
  • шипящие звуки, букву Ц.

Задержка речевого развития у детей 4 лет

Случается, что по какой-то причине речь малыша отстает от уровня сверстников. Если вы замечаете, что ему бывает трудно, он заикается, волнуется, путает или забывает слова и слоги, можно предположить наличие задержки речи у вашего четырехлетнего крохи. Это может выражаться и в том, что ребенок в 4 года мало говорит или ленится разговаривать, поясняя свои желания звуками или указанием пальца.
Существует две основным причины подобной задержки речи у детей 4-х лет:

  • Биологическая - Связана с наличием минимальной мозговой дисфункции, возникшей еще во время беременности или родов (гипоксия, асфиксия, родовые травмы, внутриутробные инфекции, недоношенность и т.д.). Также это может быть последствием вакцинации, сниженным слухом (тугоухостью).
  • Социальная - Предполагает отсутствие стимулов и предпосылок для своевременного развития речи ребенка. Такая ситуация может наблюдаться при постоянных стрессовых ситуациях (переезды, ссоры, неполная семья), отсутствии дома культуры общения, гиперопеке, а также у часто болеющих деток в связи с длительным нахождением в больницах.

К сожалению, около трети случаев так и остаются без выяснения причины отставания речи. Поэтому относитесь внимательно к тому, что происходит у вас дома и на глазах ребенка, старайтесь создать максимально комфортную и доброжелательную среду для развития его навыков. Постарайтесь проанализировать и понять, почему ваш малыш в 4 года плохо разговаривает, что ему мешает. Если вовремя выявить эти отклонения и начать работать над ними, постепенно вы заметите первые успехи своего чада.
Какой бы ни была причина задержки речевого развития, помимо обращения к специалисту вы можете самостоятельно помочь ребенку постепенно осваивать речь. Вооружитесь стопкой хороших детских книг с простым сюжетом и каждый день садитесь вместе читать. Устраивайте совместные игры, заменяя привычные для малыша звуки, с помощью которых он обозначает действия, на слоги и короткие слова. Ваша задача - заинтересовать кроху, показать, что вы поможете ему. Ни в коем случае не ругайте сына или дочь за неправильное произношение или ошибки, наберитесь терпения, и тогда ваши усилия дадут достойные плоды.

Игры для развития речи у младших дошкольников

Игра «Я быстрее».

Цель : развивать речь, память, внимание.

Описание : встать рядом с ребенком. Выбрать предмет, находящийся в некотором отдалении. Объяснить ребенку, что победит тот, кто первым дойдет до этого предмета, но делать шаг можно только в том случае, если названо слово из выбранной категории, например: «Все круглое (теплое, мягкое)», «Домашние или дикие животные», «Посуда», «Мебель» и т. п.

Игра «Что, где, когда».

Цели : развивать речь; помочь усвоению грамматических форм слов.

Описание : бросая мяч ребенку, задать вопросы:

Где растут ветки? (На дереве.)

Где растут деревья? (В лесу.)

Где растут листья? (На ветке.)

Где живут рыбы? (В реке.)

Игра «Волшебный сундучок».

Цели: развивать внимание, память, навык классифицирования предметов, помочь освоению правильного употребления родовых местоимений.

Описание: положить в картонную коробку несколько разных предметов. Педагог говорит: «Я нашла волшебный сундучок! Давай посмотрим, что же там лежит». Доставая предметы по одному, дать им краткую характеристику: «Смотри - это мяч, какой он круглый, красный! А вот - машина, она с кузовом и колесами. Да здесь еще и лото есть. Какое оно разноцветное, с разными картинками! И еще - ложка, большая папина ложка». Сложить все предметы в коробку и предложить ребенку угадать по описанию предмет. «Она с кузовом и с колесами; оно разноцветное и с картинками и т. п.», выделяя интонацией местоимения «он, она, оно». После того как все предметы вновь будут выложены, предложить ребенку забрать игрушки. Если вместе с игрушками он заберет и ложку, обратить на это его внимание.

Игра «Спасибо, Маша!».

Цели : способствовать сенсорному развитию; помочь освоению родовых окончаний прилагательных.

Маша кашу варила, Выполнить круговые движения рукой, имитирующие размешивание каши.

Федота кормила. Выполнить движения рукой, имитирующие кормление ложкой.

Федот компот варил. Сымитировать «размешивание» в другую сторону.

Машу поил. Сымитировать питье из воображаемого стакана.

«Спасибо, Маша! Наклонить голову.

Спасибо, Федот! Выполнить поклон головой.

Вкусная каша!

Вкусный компот!

Спросить у ребенка, что еще может быть вкусным, перечисляя слова разного рода: «Яблоко какое? Вкусное! Суп какой? Вкусный! Слива какая? И т. д.».

Игра «Полезные «прятки».

Цели: развивать внимание; познакомить со значением предлогов под, на, в.

Описание: предложить ребенку поиграть в «прятки со сказкой». Придумать короткий рассказ, в котором ребенок будет выполнять то, о чем будет говориться в рассказе. Например: «Жил-был мальчик (имя ребенка). Однажды они с мамой играли в прятки. Думал-думал (имя) и решил спрятаться под стол. Смотрит мама - нет ее мальчика. Где же он? Может быть, под диваном? Посмотрела - нет его там. А может быть, под стулом? И там нет. А-а, вот он где - под столом!» Далее педагог рассказывает о том, как мальчик спрятался в шкаф или притаился за занавеской. И т. д.

Игра «Перепутанная сказка».

Цель:

Описание : начать рассказывать ребенку сказку о Красной Шапочке. В том месте истории, где девочка должна встретить волка, изменить сюжет: «Идет она по лесу, и вдруг навстречу ей - Колобок!» В зависимости от настроения ребенка моделировать дальнейшее развитие событий. Вполне возможно, что ребенок захочет послушать сказку в традиционном варианте, в этом случае предложить ему напомнить ее продолжение. А можно предложить ребенку пофантазировать на тему «Красная Шапочка и Колобок (семеро козлят, Ниф-Ниф и т. п.)». Выслушать все предложения ребенка, спросить его, почему он хочет, чтобы тот или иной герой поступил именно так. Совместными усилиями вывести счастливый финал истории.

Игра «Поезд особого назначения».

Цель: развивать фонематический слух.

картонные коробки.

Описание: сделать поезд с вагонами из картонных коробок. Объяснить, что поезд возит только особые грузы, сегодня, например, он повезет только те предметы, которые начинаются на букву А. Помочь ребенку собрать необходимые вещи, выделить первый звук каждого слова.

Игра «Один - много».

Цели: развивать речь, внимание; познакомить с формами слов во множественном числе.

Игровой материал и наглядные пособия: парные карточки с изображением одиночных и множественных предметов.

Описание : разложить перед ребенком карточки с изображениями нескольких предметов. У педагога - карточки с одиночными предметами. Показывая ребенку карточку, нужно спросить: «У меня есть яблоко, а у тебя есть яблоко?» Помочь ребенку найти карточку с изображением нескольких яблок. Дать образец ответа: «У меня - яблоко, а у тебя - яблоки!» Использовать изображения предметов, множественное число которых образуется с помощью разных окончаний: дом - дома, нога - ноги, лицо - лица и т. п.

Игра «Поезжай!».

Цель: развивать навык правильного употребления форм глаголов.

Описание: педагог разыгрывает игровую ситуацию: к ребенку подъезжает игрушечный зайка на машине, сообщает, что он едет на стройку, и просит погрузить кубики в кузов машины. После загрузки машины помахать зайке рукой и сказать: «Ну, поезжай, зайка». Затем приезжают мишка, кукла и другие игрушки. Побуждать ребенка говорить не «Ехай!», а «Поезжай!». Если ребенок ошибся, поправить его.

Игра «Кто к нам пришел?».

Цель: развивать речь, логическое мышление.

Описание: спрятать игрушку-котенка. Спрятанный котенок забыл, какое он животное, но знает, что мама у него - кошка, а папа - кот. Обыграть ситуацию с цыпленком, теленком и т. п.

Игра «Где лежал мячик?».

Цель: развивать речь, навыки ориентирования в пространстве.

Описание : положить на стол небольшой мяч. Вокруг него разложить несколько знакомых ребенку предметов. Поинтересоваться: «Где лежит мячик?» - «На столе». Задать вопрос по- другому: «Около чего лежит мячик?», «Перед чем лежит мячик?», «За каким предметом лежит мячик?», «Недалеко от чего лежит мячик?», «Напротив чего лежит мячик?» и т. п.

Игра «Магазин».

Цель : развивать слуховое восприятие, внимание.

Описание : предложить ребенку поиграть в магазин. Разложить на импровизированных витринах «товары»: игрушки, книжки, посуду и т. д. «Покупателями» могут быть педагог с ребенком, куклы, мягкие игрушки. Купить понравившуюся вещь можно при одном условии: «покупатель» произносит звук, с которого начинается название «товара»: машина - «м», тарелка — «т» и т. д.

Игра «Укрась слово».

Цели : помочь выучить буквы; развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: лист бумаги, крупа (разноцветные пуговицы).

Описание : крупными буквами написать знакомое ребенку короткое слово («мама», «папа», «кот» и т. п.). Прочитать слово и предложить ребенку украсить надпись, обкладывая буквы по контуру крупой или пуговицами. Остановить ребенка, если он захочет начать с последней или средней буквы, объяснить, что все слова читаются слева направо. Выложив буквы, прочитать слово еще раз.

Игра «Путаница».

Цель: развивать речь, внимание, логическое мышление.

Знает это ребенок любой -

У апельсина цвет... (голубой - оранжевый).

Корова мычит,

Поросенок хрюкает,

Тигр рычит,

А собака... (мяукает - лает).

Как на нашей улице

Крякали две... (курицы -утки).

Известно каждому ребенку,

Что лошадь - мама... (жеребенка).

Цыплята знают, что поутру

Их папу все слышат! Ведь он... (кенгуру - петух).

Игра «Небывальщина».

Цель : развивать речь, логическое мышление, внимание.

1) Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть,

А зимой среди ветвей

«Га-га-га» - пел соловей.

Быстро дайте мне ответ:

Это правда или нет?

Н. Станкевич

2) Рады, рады, рады

Светлые березы,

И на них от радости

Вырастают розы.

Рады, рады, рады

Темные осины,

И на них от радости

Растут апельсины.

К. Чуковский

3) Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Крыши испугались,

Сели на ворон.

Лошадь подгоняла

Мужика кнутом.

Русская народная небывальщина

Игра «Опиши предмет».

Цель: развивать речь, логическое мышление, навык классифицирования.

Описание: предложить ребенку описать какой-либо знакомый ему предмет. На первых занятиях лучше всего использовать предметы, находящиеся перед глазами (игрушки, мебель, одежду). Учить ребенка давать развернутую характеристику объекта. Стоит обратить внимание на следующую схему-алгоритм, созданную В. Н. Григорьевым.

1. Предмет, класс, к которому он принадлежит, составные части предмета.

2. Форма, цвет, размер, материал.

3. Функции предмета.

4. Сравнительный анализ - по форме, цвету, материалу, функциям.

При этом взрослый должен обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка, уровень его развития. Использовать слова, доступные пониманию ребенка. Наглядно демонстрировать все, о чем рассказывается. Задать ребенку наводящие вопросы, подсказать, если он затрудняется с ответом. Игру можно организовать в форме сказки.

СКАЗКА О СТУЛЕ

Жил-был стул. Это был совсем старый стул. Вместе с другими стульями он стоял около стола. Однажды мимо проезжал зайка на детской машинке. Он ехал так неосторожно, что стукнулся о ножку стула. Потерев шишку на голове, малыш возмутился: «Ты кто? Чего ты дерешься?»

«Я - мебель, - ответил стул, - и вовсе я не дерусь! Это ты о мою ножку стукнулся». «Ничего себе ножка! Целый столб! Да еще и не один!» — воскликнул зайка. «Конечно, - ответил стул, - у меня их целых четыре штуки».

«А зачем тебе столько ножек? - поинтересовался зайчик, - ты же не ходишь!» «Да, к сожалению, я не хожу, - грустно согласился стул, — но мне надо крепко стоять на ногах, чтобы люди, которые на меня садятся, не падали». «Гляди-ка! - изумился заяц, - на тебя еще и садятся?» «Конечно, ведь для этого я и нужен, - важно пояснил стул, - у меня есть широкое сиденье, на котором удобно сидеть, и высокая спинка, чтобы не упасть». «Вот ты какой полезный, - восхитился зайка. - А я думал, что ты как стол, только меньше. Ведь Ваня всегда кладет на тебя игрушки или книжки. А Ванина мама забирается на тебя с ногами, когда ей надо достать что-нибудь с верхней полки. А ты, оказывается, такой же, как кресло и табурет, ведь на них тоже сидят!»

Игра «Расскажи мне... (описание но картинке)».

Цели: развивать речь, внимание, аналоговое мышление, воображение, расширять словарный запас.

Игровой материал и наглядные пособия: сюжетная картинка.

Описание : предложить ребенку рассказать о том, что он видит на картинке: в целом, детально. Задать ему наводящие вопросы. Например: на картинке изображена девочка, ведущая за руку маленького мальчика. Спросить ребенка: почему девочка ведет мальчика за руку? (Потому что он маленький. Потому что он не знает, куда идти. Потому что он не хочет идти и т. п.) Кто эта девочка? (Сестра мальчика. Соседка. Дочка маминой подруги it т. п.) Куда идут девочка с мальчиком? (Домой. В детский сад. На прием к врачу. И др.)

Дать ребенку задание описать девочку, мальчика. Сравнить их. (Девочка выше мальчика, у нее длинные светлые волосы, а у мальчика - темные, короткие.) Рассмотреть одежду детей, обувь. Держат ли они что-нибудь в руках? Где они идут, что их окружает. Поинтересоваться у ребенка, где, по его мнению, в это время находится мама мальчика? (На работе, дома, у бабушки, в магазине и т. д.) А папа? Учить ребенка замечать детали, делать выводы, сопоставлять, проводить аналогии. Задавая вопросы, употреблять такие фразы, как: «А ты как считаешь?», «Ты уверен, что...», «Может быть, ты думаешь по-другому?» Помогать ребенку правильно строить фразы, употребляя нужные слова.

Игра «Что нужно человеку».

Цель: развивать речь, воображение, память.

Описание: нарисовать человечка. Предложить ребенку придумать ему имя. С подсказки ребенка нарисовать все то, что необходимо человеку: дом, одежду, посуду, игрушки, друзей и т. д. Сочинить сказку о приключениях своего персонажа. Пусть ваш ребенок придумает маршруты и события для нарисованного героя. Составит ему режим дня, меню, опишет его действия. Предложить ребенку рассказать о человечке кому-нибудь из членов семьи.

Игра «Опиши куклу».

Цель: развивать внимание, наблюдательность, память.

Описание : показать ребенку куклу, пусть он се внимательно рассмотрит. Затем спрятать игрушку и спросить ребенка, какого цвета было платье на кукле, длинное или короткое, с пуговицами или без и т. п. Повязать кукле бантик, но так, чтобы ребенок этого не видел. Вновь показать куклу и поинтересоваться, что изменилось в ее облике. По мере усвоения ребенком правил игры за одно занятие можно менять по несколько деталей, меняя кукле прическу, снимая и надевая носочки, туфельки, шарфики и т. п.

Игра «Вам письмо!».

Цель : развивать речь, воображение.

Описание: написать ребенку красочное письмо от имени его любимого персонажа (героя мультфильма, сказки, стихотворения). Запаковать в конверт и торжественно вручить. Прочитать письмо и предложить ребенку вместе сочинить ответное письмо. Придумать тему послания, например: «Опиши, какие игрушки у тебя есть», «Расскажи, что ты любишь делать» и т. д. Запишите все то, что ребенок хотел бы рассказать своему новому другу. При этом громко проговорить и показать ребенку то, что вы пишете. Возможно, адресат снова захочет написать ребенку.

Игра «Что с чем можно делать?».

Цель : развивать речь (употребление существительных в творительном падеже без предлогов), воображение.

Описание: рассказать ребенку короткую историю: «Жил - был мальчик по имени (можно вставить имя ребенка). Ему было три года. Однажды бабушка подарила мальчику лопату. Задумался малыш: «Что же мне с ней делать?» Предложить подумать о том, что можно делать лопатой. Помочь ребенку, выдвигая версии поочередно. Задать вопросы о способах использования разных предметов: «Что можно делать ложкой (красками, клеем, нитками и т. п.)?»

Игра «Кому бы позвонить?».

Цели: развивать речь; заложить основы этикета.

Игровой материал и наглядные пособия : игрушка-телефон.

Описание : предложить ребенку «позвонить» кому-нибудь по телефону (бабушке, дедушке, другу, игрушке и т. п.). Педагог исполняет роль собеседника. Обратить внимание ребенка на необходимость здороваться, говорить «спасибо» и «пожалуйста», поддерживать разговор. Поинтересоваться, что бы ребенок хотел спросить у бабушки (зайки, лисички и т. д.), что может рассказать о себе, о маме, папе и т. д. Напомнить ребенку о необходимости говорить «до свидания» по окончании разговора.

Игра «Причины катастрофы».

Цели: развивать речь; помочь освоить категорию «причина - следствие».

КУБИК НА КУБИК

Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню. Прибежал Миша:

Дай башню!

Дай хоть кубик!

Один кубичек возьми!

Миша протянул руку - и хвать самый нижний кубик. И вмиг - трах-тара-рах! - вся Машина башня раз-ва-ли-лась!

Предложить ребенку попробовать сделать так же. Построить башню и выдернуть нижний кубик; кубик из середины; снять верхний кубик. Объяснить ребенку причину разрушения башни.

Игра «Зоопарк».

Цель : развивать речь, память.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушки-животные (карточки с изображениями животных, овощей и фруктов).

Описание : предложить ребенку показать кукле зоопарк. Разместить животных или карточки с их изображением в виде небольшой аллеи. Попросить ребенка рассказать кукле всё, что он знает о каждом звере, помочь ему строить рассказ. Объявить обед в зоопарке. Дать ребенку картинки с продуктами и поручить «покормить» каждое животное тем, что оно любит. Задать провокационные вопросы: «Бананы мы отдадим зайцу? А вот эту красивую морковку, наверное, съест собака, да?»

Игра «Докажи!».

Цель: развивать речь, память, умение анализировать, приводить и отстаивать доводы.

Описание : начать игру так: «Мне кажется, что мама теленка - лошадь. Ведь у них есть копыта, они покрыты шерстью, едят сено и т. п.». Побудить ребенка объяснить вам, что теленок - детеныш коровы, а не лошади: у лошади нет рогов, у теленка нет гривы, лошадь ржет, теленок мычит и т. п. «У воробья есть клюв и перья, значит его мама - курица». Контрфакты: разный размер, воробей летает - курица нет, воробей чирикает - курица квохчет, кудахчет и т. д. Продолжить игру с ребенком, помогая ему сделать тот или иной вывод. Противопоставлять можно разные объекты и категории, например, «медведь живет в норе», «хлеб растет на дереве» и т. п. Каждую игру следует доводить до логического завершения, чтобы у ребенка формировались верные образы рассматриваемых объектов.

Игра «Мимо леса, мимо поля».

Цель : развивать речь, память, воображение.

Описание : предложить ребенку отправиться в путешествие на поезде или на машине. Сесть рядом, изобразить рев мотора или стук колес, гудок паровоза. Сказать: «Смотри - мы проезжаем мимо речки! Я вижу, как там плещется рыба! Вон плывет маленькая рыбка - пескарь, а за ним гонится большая щука и т. д.». «Проехать» мимо леса, мимо деревни, мимо зоопарка и т. п. Если ребенок не может описать что-либо, задать ему наводящие вопросы: «Мы едем мимо леса, ты видишь кого-нибудь? Я вижу зайца. Никак не могу рассмотреть - он один или с зайчонком?»

Игра «Вредности».

Цели: развивать речь; познакомить с антонимами.

Описание : предложить ребенку поиграть во «вредности».

Бумага белая, - говорит педагог.

Нет, она черная! - возражает ребенок.

Баба-яга злая.

Нет, она добрая!

Наш дом высокий.

Нет, он низкий. И т. д.

Игра «Опять вредности!».

Цели: развивать речь; познакомить с глаголами с противоположным значением.

Описание: называя действия, попросить ребенка делать все наоборот.

Я сейчас открою дверь.

А я ее закрою.

Я пришью пуговицу.

А я ее оторву.

Я буду говорить.

А я буду молчать. И т. п.