Открытое занятие по фэмп в старшей группе «волшебный сундучок. Учительские университеты Открытое занятие по фэмп

Организация: МИСАО

Населенный пункт: Московская область, г. о. Королев

Цель: закрепление знаний, умений и навыков у детей, полученных на знаниях по ФЭМП

Задачи: развивать мыслительные операции, внимание, сравнивать геометрические предметы

Воспитательная: воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Развивающая: развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре; находить решение и делать выводы, развивать мыслительные операции.

Образовательная: способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой; знание геометрических фигур; названий дней недели и их последовательность.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, музыкально-художественная.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Форма реализации:

использование пособий, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстративных пособий;

поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу;

создание игровой мотивации, сюрпризный момент, игры, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление.

Оборудование: ковер-самолет, сказочная музыка, геометрические фигуры, геометрические фигуры с цифрами.

Вводная часть

Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте пожалуйста в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им.

Создание игровой мотивации.

– Ребята, к нам в группу пришло письмо от волшебницы.

Сегодня нас приглашает в свое волшебное государство царица Математика.

Царица Математика хочет проверить, готовы ли вы перейти в подготовительную группу. Она издала указ: приготовить для вас интересные задания и проверить ваши знания. Если вы смелые, решительные, уверенные в своих силах, тогда жду вас в четверг

Тогда отправляемся в путь.

Ой, ребята, замок на воротах королевства закрыт.

Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя.

Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее?

(сравнение по форме, цвету, величине)

Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг – не имеет углов)

Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство.

– Ребята, а сегодня какой день недели? (Четверг.) Значит, нам пора отправиться в путь.

– Но сначала скажите, сколько всего дней в неделе? (7)

– Ребята, назовите дни недели по порядку. (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)

– Какой день недели идет после вторника? четверга? субботы? (Среда, пятница, воскресенье.)

– Какой день недели по счету идет перед вторником? средой? воскресеньем? (Понедельник, вторник, суббота.)

– Какой день недели находится между средой и пятницей? субботой и понедельником? (Четверг, воскресенье.)

Подготовка к путешествию в сказочную страну – выбор волшебного транспорта.

– Молодцы! А на чем же мы отправимся в математическое королевство (Автобус, поезд.) Ребята, запомните, если мы отправляемся в сказочную страну, то и транспорт наш тоже должен быть сказочным и необыкновенным. Хотите полетать на ковре-самолете? (Да.)

Соотнесение цифр.

– Тогда берите билеты. Теперь занимаем места на ковре-самолете в соответствии сгеометрической фигурой на местах в нашем транспорте.

Основная часть: за воротами нас встречает звездочет

Указ1 «Геометрические фигуры»

Загадки о геометрических фигурах:

  1. Я геометрическая фигура. У меня 4 стороны и 4 угла. Кто я?(как одним словом можно назвать прямоугольник и квадрат? четырехугольники)
  2. Я не прямоугольник и не квадрат, меня можно катать?
  3. 3 вершины, 3 угла, 3 сторонки, вот и я!

Игра «чудесный мешочек»

Игра танграм (по подгруппам по 4человека)

Указ 2 «Ремонт моста»

– Ребята, смотрите, перед нами река, а мост разобран. Давайте отремонтируем его. Нужно построить закономерность из геометрических фигур.

Вопросы детям: какая фигура по счету…?

Между 3 и 5 фигурой, какая фигура по счету и т.д

Указ 3 «Занимательных задач».

Здесь нас ждёт записка с задачками. Нам надо их решить.

1. У бабушки внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько внуков у бабушки7

Дети: Одна.

2. Над рекой летели птицы: голубь, щука и синица. Сколько птиц всего летело7

Дети: Две.

3. Петух снёс одно яйцо. Кому оно достанется7

Дети: никому, потому что петухи не несут яйца.

4. На столе лежало 4 яблока. Одно яблоко упало. Сколько осталось на столе яблок7

Дети: Три яблока.

5. У утки две лапки. Сколько лапок у утёнка7

Дети: Тоже две лапки.

6. Сколько воды можно наносить ситом?

Дети: Нисколько, потому что сито дырявое.

Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился. (Варежка)

1. Какие числа встречаются в этой загадке? (5, 1)

2. Сколько пальчиков в варежке живет отдельно от большого(1)

3. Сколько варежек ты берешь собой на прогулку? (2)

Кто, ворочая усами,

Раскомандавался нами?

Можно есть! Пора гулять!

Умываться и в кровать! (Часы)

1. Зачем нужны часы? (чтобы знать время)

2. Сколько чисел нарисовано на часах? (12)

3. Могут часы показать день недели? (нет)

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с задачками

А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем.

Вставайте из-за столов и выходите ко мне.

Нас ждет физкультминутка!!!

В понедельник я купался (изображаем плавание)

А во вторник рисовал (изоб. рисунок любой)

В среду долго умывался («умываются»)

А в четверг в футбол играл (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал (прыжки на месте)

Очень долго танцевал (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал (дети садятся на корточки, руки под щеку и засыпают)

Нас ждет физкультминутка!!!

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернитесь

Пола ручками коснитесь

Сели-встали, сели – встали

И на месте поскакали.

Указ 4 «Верно-неверно».

Мы должны исправить ошибки, Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой

Утром солнышко встает;

По утрам нужно делать зарядку

Нельзя умываться по утрам

Днем ярко светит луна

Утром ДЕТИ ИДУТ В ДЕТСКИЙ САД

Ночью люди обедают

ВЕЧЕРОМ ВСЯ СЕМЬЯ СОБИРАЕТСЯ ДОМА

В неделе 7 дней

За понедельником следует среда

После субботы идет воскресение

Перед пятницей стоит четверг

Всего 5 времен года

Весна наступает после лета

Указ 5 «подберем звездочету очки»(поиск девятого)

Помогли звездочету, и он нам подготовил еще задание «Измени количество».

Воспитатель. Ребята, вам нужно будет увеличить и уменьшить числа. Выигрывает тот, кто не пропустил ни одного измерения и к концу игры пришел с правильным результатом – количеством игрушек.

1. Отсчитайте 6 предметов. Задание: увеличьте это количество на 1, увеличьте еще раз на 1; увеличьте опять количество на 1; уменьшите количество на 1. Результат обозначьте цифрой. Какой результат (8)

2. Отсчитайте 5 предметов. Задание: увеличьте это количество на 1, увеличьте это количество на 2, уменьшите количество на 1. Результат обозначьте цифрой. Какой результат? (7)

3. Отсчитай 7 предметов. Задание: увеличьте это количество на 1, увеличьте еще раз на 1, уменьшите количество на 1, еще раз уменьшите на1, уменьшите на 2. Результат обозначьте цифрой. Какой результат (5)

4. Отсчитайте 4 предметов. Задание: увеличьте это количество на 1, увеличьте еще раз на 1, уменьшите количество на 1, уменьшите на 2. Результат обозначьте цифрой. Какой результат (3)

Указ 6 Задание в виде презентации «ориентировка в пространстве»

Ребята а давайте королеве и ее помощнику сделаем подарок. У вас на столах разноцветные круги – разделите свой круг на 2 равные части. Как нужно складывать, чтобы части были одинаковые? (совмещать края) Как можно назвать каждую из частей? ½ А теперь сложите ещё раз пополам? Как теперь называется полученная часть круга? ¼.

А теперь из полученных частей сделаем красивый красочный ковер.это будет нашим подарком.

Звездочет: Ребята, вы молодцы задания были очень сложными, вы с ними справились и все достойны перейти в подготовительную группу. поздравляю! Мне пора к другим детям проверять,как они подготовились к следующему году.

Рефлексия:

Ребята, а вам понравилось наше путешествие-испытание? (кому понравилось возьмите флажок с улыбочкой) что понравилось больше всего?

Что вам было особенно легко, что показалось трудным?

Сегодня все дети работали хорошо, но особенно активны были…

А королева математики в благодарность вам за помощь оставила вот этот сундучок. Заглянем в него? Посмотрите, это сладкие гостинцы!

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №111 г. Сочи

Конспект

открытого занятия

по ФЭМП в старшей группе

Тема: «Путешествие в город удивительной математики».

Воспитатель:

Бгано Фатима Мусовна

Цель:

Закрепить знания детей прямого, обратного и количественного счета, геометрических фигур и цвета; дней недели;

Продолжать учить логически мыслить;

Развивать творческое мышление, воображение;

Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, сострадания, желание прийти на помощь друг другу.

Предварительная работа:

Разучивали стихи о цифрах;

Закрепляли цифры;

Решали логические задачи;

Играли в д/и «Живые числа», «Неделя», «Наоборот», «Загадки-отгадки»;

Измеряли предметы условной меркой;

Проводили занятия и беседы на этические темы;

Разучивали пословицы о дружбе, считалки.

Оборудование:

Куклы: Незнайка, крокодил, Айболит, 2 бутылочки, 1 ст. ложка, письма; кубики с цифрами, карточки с индивидуальным заданием.

Карандаши, конверты, мольберт, цветной картон.

Ход занятия:

Ребята, сегодня в детский сад пришла одна большая бандероль, а в ней несколько писем, на который стоят цифры, и оно адресовано Вам, давайте посмотрим, что в них.

Письмо 1. «Здравствуйте, ребята! Пишет вам самый воспитанный и в меру упитанный Карлсон. Я хочу сделать вам сюрприз. Мой сюрприз я спрятал и хочу, чтобы вы его нашли, но для этого надо перенестись в город «Удивительной математики». И именно там вас ожидают интересные приключения. Счастливого вам пути. Ваш Карлсон.»

Воспитатель: Ну что. Ребята, согласны отправиться в город «Удивительной математики»?

Ответ детей: Да.

Воспитатель: Тогда закрываем все глаза и представьте, что мы с вами летим на воздушном шаре.

Звучит музыка. Дети медленно кружатся вокруг себя.

Воспитатель: Вот мы и прилетели. Посмотрите, какие интересные ворота перед нами. А вот и ещё одно письмо. Ребята, посмотрите, что на нем нарисовано? Тут что-то написано.

ПИСЬМО № 2:

«Что бы открыть ворота, надо вспомнить пословицы о дружбе».

    Один за всех и все за одного

    Друга в беде не бросай.

    Новых друзей наживай, а про старых не забывай.

    Человек без друзей, что дерево без корней.

Воспитатель: Благодаря вашим знаниям ворота открылись. Давайте продолжим наш путь.

(дети идут по импровизированной дорожке и находят следующее письмо)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, Саша нашел еще одно волшебное письмо.

ПИСЬМО № 3.

«Пройдите 4 шага вперёд и поверните налево, там вы встретите одного из моих друзей».

Воспитатель: Посмотрите, кто это здесь сидит?

Ответ детей: Незнайка

Незнайка: Я заблудился, я ошибся, у меня не получается.

Воспитатель: Ребята, б едный Незнайка долго сидит здесь и никак не может расставить правильно цифры. Поможем ему?

Ответ детей: Да поможем.

Дидактическая игра «Расставь цифры»

Вот один иль единица,

Очень тонкая, как спица.

А вот это цифра два.

Полюбуйтесь, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

Тройка - третий из значков-

Состоит из двух крючков.

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

Цифра шесть - дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семерка – кочерга.

У нее одна нога.

У восьмерки два кольца

Без начала и конца.

Цифра девять иль девятка,

Цирковая акробатка:

Если на голову встанет,

Цифрой шесть девятка станет.

Круглый ноль, такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

Воспитатель: Ребята вам понравилось стихотворение?

Ответ детей: Да

Воспитатель: Ну-ка давайте проверим, как вы запомнили количество и распорядок цифр. Я буду вам задавать разные вопросы, а вы мне на них отвечать.

1. Назовите сказки, в названии которых есть цифра 3?

Ответ детей: 3 медведя, 3 поросёнка, 3 толстяка.

2. Какой сегодня день недели?

Ответ детей : Понедельник

3. Какой был вчера?

Ответ детей : Воскресенье

4. Какой будет завтра?

Ответ детей : Вторник.

5.Сколько дней в недели? Назовите их.

Ответ детей: Семь….

Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. Но нам пора отправляться в путь. (Дети продолжают путешествие по тропинке. Алина находит следующее письмо)

ПИСЬМО № 4.

(От того места где Вы находились последний раз надо пройти 5 шагов влево, 1 шаг вправо, 3 вперед).

Воспитатель: Ребята мы столько с вами прошли, интересно, а кто-нибудь подсчитал сколько всего шагов мы всего сделали?

Ответ детей: 9 шагов

Воспитатель: Ребята, ой, здесь сидит Крокодил Гена, и он, почему то плачет. Гена, что случилось? Ребята, он говорит, что старуха Шапокляк спрятала его гармошку и сказала, что если он не решит все задания, то она не отдаст Гене его гармошку. А у него их много и он не успеет все их решить. Как жаль Гену, давайте мы ему поможем?

Дидактическая игра, «Какой фигуры не хватает?» (на классификацию)

Воспитатель: Смотрите, какая красивая поляна! Давайте немного отдохнём на ней. А для того чтобы мы не заскучали предлагаю поиграть в подвижную игру «Цветы и божьи коровки»

Посмотрите, какие ромашки растут на этой поляне. А на них сидят божьи коровки. Но они какие-то необычные, чего-то им не хватает? И для того чтобы они у нас ожили мы должны их расколдовать. (Под музыку у нас оживают ромашки, божьи коровки).

Воспитатель: Ребята, наши ромашки и божьи коровки ожили, но смотрите на божьих коровках чего-то не хватает?

Ответ детей: А, им не хватает точек, как у настоящих.

Воспитатель: Давайте нарисуем столько точек, сколько лепестков у каждого цветка.

Воспитатель: Ребята, нам надо поторопиться. (Дети продолжают путешествие по тропинке. Оля находит следующее письмо)

ПИСЬМО № 5.

(Дорогие ребята, от того места где Вы находились последний раз надо пройти 6 шагов направо, сделать 2 шага вперёд, повернуться направо на 3 шага и идти до яблони).

Воспитатель: Смотрите, вот это дерево. А кто это у нас сидит под деревом? Это же Доктор Айболит! Ребята, он собрался ехать в Африку и приготовил в одном кувшине микстуру от кашля, а в другом – лекарство для компресса. Как известно, лекарство для компресса пить нельзя. Он забыл, в каком кувшине что находится, но помнит что микстуры меньше, чем лекарства. Как же нам помочь Доктору Айболиту?

Ответ детей: Жидкость из каждого кувшина надо измерить меркой – например ложкой.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием! Теперь наш Доктор может смело оправляться в свое путешествие. Он ничего не перепутает. Ну а вам я предлагаю отправиться дальше, так как наше путешествие подходит к концу.

(Дети продолжают путешествие по тропинке. Игорь находит следующее письмо)

ПИСЬМО № 6.

(Стоя лицом к яблоне, повернуться налево, сделать шаг, снова повернуться налево и дойти до домика, в котором живет Чебурашка).

Воспитатель: Здесь нас встречает Чебурашка. Но он почему-то расстроен. Он хочет мне что-то сказать на ушко. Чебурашка говорит, что поможем нам найти шкатулку, если мы сможем отгадать загадки.

1. Рядышком двое стоят

Направо, налево глядят

Только друг друга

Совсем им не видно

2. Это должно быть им очень обидно. (глаза)

3. Одно на всех, и светит, и греет. (солнце)

4.Чтоб не мёрзнуть, пять ребят

В печке вязаной сидят. (пальцы в варежке)

5. Четыре братца под одной крышей живут. (стол)

6. Много рук, а нога одна. (дерево)

Чебурашка: Вы все молодцы. Ребята, а знаете считалки?

Воспитатель: Конечно ребята их знают.

Считалки:

Раз, два, три, четыре, пять

Вышел зайчик погулять

Вдруг охотник выбегает

Прямо в зайчика стреляет

Но охотник не попал

Серый зайчик убежал.

Раз, два, три, четыре, пять

Вышел зайчик погулять

Что нам делать как нам быть?

Нужно заиньку ловить

Раз, два, три, четыре, пять.

Жили были сто ребят

Все ходили в детский сад

Все садились за обед

Все съедали сто котлет

9,8,7,6,5,4,3,2,1

В прятки мы играть хотим

Надо только нам узнать

Кого из нас пойдём искать?

Воспитатель: Ребята, вы настоящие умники и умницы. А знаете, что Чебурашка говорит, что шкатулка спрятана под одним из стульев.

Молодцы! Вы её нашли. Давайте же посмотрим, что в ней находится! (леденцы)

Итого занятия:

Кому мы сегодня помогли?

Что было самым трудным?

Как вы справились с заданием?

Что было самым запоминающимся?

Кому расскажем о своем путешествии и т.д.

Нам пора отправляться обратно домой, а Карлсону мы напишем письмо и поблагодарим его за угощение и увлекательное путешествие. А сейчас закрываем все глазки и полетели на воздушном шаре в наш любимый детский сад.

Звучит музыка.

Технологическая карта организованной учебной деятельности
в старшей группе
Образовательные области: «Познание»
Разделы: ФЭМП
Тема: Путешествие в страну «Сообразилия».
Цель: - закрепить умение считать то 1 до 10.
- закрепить знания геометрических фигур;
- развивать логическое мышление, внимание;
- учить ориентироваться в пространстве;
- воспитывать интерес к математике.
Материал: пригласительный билет, карта с островами, карточки на каждого ребенка с изображением точек пронумерованных от 1 до10; картинки с изображением: муха, две гусеницы, 3 бабочки, 2 божьи коровки, жук, медведь с бочонком, белочка с кружкой, заяц с миской, лиса с кувшином, волк с кастрюлей; домики с ключами (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник); геометрические фигуры на каждого ребенка, простой карандаш.

Этапы деятельности:
Мотивационно-побудительный

Действия воспитателя:
Здравствуйте, у нас сегодня замечательное
утро, к нам пришли гости! Подарите улыбки
гостям, друг другу и мне. Солнышко пригрело,
стало тепло. Расслабьтесь, почувствуйте как
солнышко, своими лучиками играет и двигается
по вашему телу. Солнышко согрело ваши
ладошки, они теплые, мягкие.
Солнышко гладит ваш лобик, щекочет щечки,
носик, ушки. А теперь опустите ручки,
стряхните ладошки. Приготовьте указательные
пальцы, поставьте его между бровей, над носом.
Помассируйте эту точку со словами: «Просыпайся
третий глаз». Стряхните ладошки. Дети
Ребята, сегодня я хотела бы вам предложить
необычное занятие по математике. (Стук в
дверь. Почтальон приносит посылку.)
Давайте посмотрим, что же в ней.
Зачитывает письмо: "Здравствуйте мои мылыши.
Приглашаю вас посетить мою страну"
Королева страны "Сообразилия"

Действия детей:
Встают в круг, берутся за руки, улыбаются. Делают массаж. Рассматривают посылку, обнаруживают приглашение

Этапы деятельности:
Организационно-поисковый

Действия воспитателя:
Предлагает отправиться в путешествие. Чтобы отправится в путешествие необходимо выполнить задание: соединить точки по цифрам в порядке возрастания. У нас получился корабль, на котором мы отправимся в путь.
И так мы отправляемся в путь.

И первый наш остров «Остров задач».
Послушайте задачки.
1. На день рождения муха-цокотуха позвала гостей. Накрыла праздничный стол, расставила стулья. Первыми приползли две гусеницы, и селина стулья. Затем прилетели три бабочки, а вскоре две божьи коровки. И когда уже все сидели за
столом и пили чай, в дверь постучали – приполз жук и занял ещё одно место.
Вопросы: Сколько было гостей?
Сколько всего насекомых сидело за столом?

2. Пчелы решили угостить зверей медом.
Пролетела сорока по лесу и сообщила, что пчелы будут зверей медом угощать.
Первым к улью прибежал медведь с бочонком.
Второй прискакала белочка с кружкой.
Третьим прибежал заяц с миской.
Четвертой пришла лиса с кувшином.
Пятым приковылял волк с кастрюлей.
Вопросы: Каким по счету примчался к улью заяц?
У кого была самая маленькая посуда?

3. Сколько солнышек на небе?
Сколько глаз у совы?
Сколько глаз у светофора?
Сколько колес у машины?

Физминутка:
У жирафов пятна, пятна, пятнышки везде.

У котят есть шерстка, шерстка, шерсточка везде.
На лбу, на ушах, на шее, на локтях.
На носу, на животах, на коленях, на носках.
У слонов есть складки, складки, складочки везде.
На лбу, на ушах, на шее, на локтях.
На носу, на животах, на коленях, на носках.
У зебры есть полоски, полоски, полосочки везде.
На лбу, на ушах, на шее, на локтях.
На носу, на животах, на коленях, на носках.

Игра «Волшебный мешочек».
Цель игры: Закрепление и уточнение знаний о геометрических фигурах.
Материал: мешочек, игрушки (кубики, колеса, кирпичики)
Но остров закрыт на замок и чтобы попасть туда, нужно найти ключ к замку.

Д/и: «Подбери ключ к замку?»
Цель игры: учить правильно, находить заданную фигуру.
Материал: изображения домиков, ключи (круг, квадрат,
овал, прямоугольник, треугольник)

Действия детей: Находят свой домик по ключику

Продолжим наше путешествие. Сейчас мы подплываем к острову королевы Сообразилии. Нас давно ждут в гости. Но приходить в гости без подарка непринято. Давайте выложим нашей королеве коврик из геометрических фигур

Д/и «Каждой фигуре свое место»
Цель игры: учить ориентироваться в пространстве.
Материал: лист бумаги, геометрические фигуры.
Ход игры: Положите треугольник в верхнем правом углу.
Положите квадрат в верхнем левом углу.
Положите круг в нижнем правом углу.
Положите овал в нижнем левом углу.
Положите прямоугольник посередине.

Действия детей:выполняют задания

Вопросы:
Где у нас находится прямоугольник?
Где у нас находится круг?
Где у нас находится треугольник?
Где у нас находится квадрат?
Где у нас находится овал?

Действия детей: отвечают на вопросы

Этапы деятельности:
Рефлексивно - корригирующий

Действия воспитателя:
Итак, мы приплыли на остров к королеве Сообразилии. Королева очень рада тому, что вы прибыли к ней на остров. Давайте подарим ей альбом со всеми нашими выполненными заданиями. Но чтобы понять королеве понравилось ли вам
путешествие, давайте оценим свою работу сами, используя солнышко - понравилось путешествовать; тучка - не понравилось

Действия детей: Выкладывают на магнитной доске.

Молодцы ребята! Вы показали свои знания и
умения. Королеве очень понравилось. А теперь мы
отправляемся домой.

Ожидаемый результат:

Воспроизводит: - геометрические фигуры;
- счет от 1 до 10
Понимает: навыки счета
Применяет: - считает от 1 до 10;
- ориентируется в пространстве

Методы и приемы:

  • Игровая ситуация;
  • Беседа;
  • Проблемные ситуации.

Демонстрационный материал: Карта с изображением космического пространства, мяч,5 ракет, числовые карточки с изображением космонавтов от 1 до 5, 5 обручей, квадрат, круг, прямоугольник, овал, треугольник.

Раздаточный материал: Листы к заданию: "Соедини по цифрам", карандаш, геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по количеству детей, карточка с изображением лабиринта (на каждого ребенка).

Ход НОД

Воспитатель - Ребята, сегодня мы с вами заниматься не будем, а отправимся в путешествие. Вы согласны? Дети: Да!

Дети - На машине, на поезде и т.д.

Воспитатель - Правильно, только мы с вами не поедем, не поплывем, а полетим. А вот на чем мы полетим, вы сейчас узнаете. Воспитатель - Путь нам предстоит долгий, давайте для начала немного разомнемся.

  • Какое сейчас время года?
  • Какой месяц?
  • Какой день недели?
  • Какой день недели был вчера?
  • Кто стоит справа от тебя?
  • Кто стоит слева от тебя?
  • Прямой счет в пределах 10;

Воспитатель - Молодцы, наша разминка прошла отлично! А сейчас предлагаю вам пройти за столы на свои места.

Воспитатель - Предлагаю вам сегодня стать настоящими инженерами-конструкторами. Итак, перед вами лежит листок бумаги, на нем написаны цифры. Соедините цифры по порядку счета. Что у вас получилось? Дети - Ракета! Воспитатель - Правильно ракета! -А как называется человек, который летит в космос на космическом корабле? Дети - Космонавт. Воспитатель - Посмотрите, все готово к космическому путешествию, ракеты на старте. - Осталось только выбрать командиров и сформировать экипажи. - На каждой ракете может полететь столько космонавтов, сколько указывает цифра.

Молодцы! Экипажи готовы, можно отправляться в полет. За нашим полётом будут следить операторы, чтобы в случае чего прийти нам на помощь, но я думаю, помощь нам не понадобится, мы со всем справимся сами. - Как известно, ракетой управляют при помощи бортовых компьютеров, давайте сделаем кнопки для управления бортовым компьютером, чтобы запустить нашу ракету.

(по заданию воспитателя)

  • положите круг в середину.

Воспитатель предлагает проверить правильность сбора бортового компьютера друг у друга. - А сейчас мы с вами дети, улетаем на ракете. Внимание! К взлету космического корабля приготовиться! Включить приборы! Начать обратный отсчет от 10 (9,8,7,6,5,4,3,2,1) Пуск! (звучит музыка взлет ракеты) Воспитатель -

Физкультминутка

На луне жил звездочет. Он планетам вел учет. Меркурий - раз. (хлопок над головой) Венера - два. (топнули ногой) Земля - три, Марс - четыре.

Уран - семь, Нептун - восемь. (приседание) дальше всех Плутон - девять. (подняться на носки) Кто не видит - выйди вон!

Воспитатель - Ребята, пока мы с вами отдыхали, наша ракета сбилась с курса. Что же делать? - Нам необходимо восстановить курс корабля. А восстановить курс корабля мы сможем по карте-лабиринту. Воспитатель предлагает детям упражнение "Лабиринт".

Игра "Найди свой космодром"

(звучит музыка)

(космодромы - 5 обручей, в центре обруча геометрические фигуры - круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник). У детей эмблемы с изображением геометрических фигур. Воспитатель (прямой счет) . Приземляемся. - Ребята, вы прекрасно справились со своими заданиями. Из вас получились хорошие космонавты.

Спасибо всем за внимание!

Итог занятия

- Понравился вам наш космический полет? -

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия по ФЭМП старшая группа»

Конспект открытого занятия по ФЭМП старшая группа Задачи:

    Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10.

    Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева).

    Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера.

    Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

    Развивать мыслительные операции, связную речь, самостоятельность, умение действовать в соответствии с инструкцией.

    Воспитывать взаимопомощь и дружескую поддержку, интерес к математике.

Методы и приемы:

    Игровая ситуация;

  • Вопросы (в том числе проблемные);

    Проблемные ситуации.

Демонстрационный материал:
Карта с изображением космического пространства, мяч,5 ракет, числовые карточки с изображением космонавтов от 1 до 5, 5 обручей, квадрат, круг, прямоугольник, овал, треугольник.

Раздаточный материал:
Листы к заданию: "Соедини по цифрам", карандаш, геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по количеству детей, карточка с изображением лабиринта (на каждого ребенка).

Ход НОД

Воспитатель – Ребята, сегодня мы с вами заниматься не будем, а отправимся в путешествие. Вы согласны? Дети: Да!

Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие? Дети – На машине, на поезде и т.д.

Воспитатель – Правильно, только мы с вами не поедем, не поплывем, а полетим. А вот на чем мы полетим, вы сейчас узнаете.
Воспитатель – Путь нам предстоит долгий, давайте для начала немного разомнемся.
(дети встают в круг, воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос на закрепление предыдущего материала).

    Какое сейчас время года?

    Какой месяц?

    Какой день недели?

    Какой день недели был вчера?

    Кто стоит справа от тебя?

    Кто стоит слева от тебя?

    Прямой счет в пределах 10;

    Продолжи счет от 1 до 4, от 3 до 7, от 5 до 10.

Воспитатель – Молодцы, наша разминка прошла отлично! А сейчас предлагаю вам пройти за столы на свои места.

Упражнение "Соедини по цифрам"

(детям раздаются листы к заданию)

Воспитатель – Предлагаю вам сегодня стать настоящими инженерами-конструкторами. Итак, перед вами лежит листок бумаги, на нем написаны цифры. Соедините цифры по порядку счета. Что у вас получилось?
Дети – Ракета!
Воспитатель – Правильно ракета!
-А как называется человек, который летит в космос на космическом корабле?
Дети – Космонавт.
Воспитатель – Посмотрите, все готово к космическому путешествию, ракеты на старте.
(В групповой комнате расположены мольберты с силуэтами ракет, на иллюминаторе каждой ракеты цифра от 1 до 5. На столе у воспитателя карточки с изображением космонавтов от 1 до 5).
- Осталось только выбрать командиров и сформировать экипажи.
(воспитатель назначает командиров экипажей. Командиры подходят к столу, берут карточку с изображением космонавтов и набирают себе экипаж из детей и подходят к ракете с соответствующей цифрой).
- На каждой ракете может полететь столько космонавтов, сколько указывает цифра.

    Арина, почему ваш экипаж подошел к этой ракете?

    Ваня, а почему ваш экипаж подошел к этой ракете?

    Уля, сколько человек в вашем экипаже?

Молодцы! Экипажи готовы, можно отправляться в полет.
За нашим полётом будут следить операторы, чтобы в случае чего прийти нам на помощь, но я думаю, помощь нам не понадобится, мы со всем справимся сами.
- Как известно, ракетой управляют при помощи бортовых компьютеров, давайте сделаем кнопки для управления бортовым компьютером, чтобы запустить нашу ракету.

Изготовление бортового компьютера

(по заданию воспитателя)

    положите квадрат в правый верхний угол;

    положите прямоугольник в левый нижний угол;

    положите треугольник в верхний левый угол;

    положите овал в правый нижний угол;

    положите круг в середину.

Воспитатель предлагает проверить правильность сбора бортового компьютера друг у друга.
- А сейчас мы с вами дети, улетаем на ракете. Внимание! К взлету космического корабля приготовиться! Включить приборы! Начать обратный отсчет от 10 (9,8,7,6,5,4,3,2,1) Пуск!
(звучит музыка взлет ракеты)
Воспитатель – Наш космический корабль поднимается все выше и выше! Полет проходит нормально! Мы славно с вами потрудились, сконструировали ракеты, сформировали экипажи, изготовили бортовые компьютеры. Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

На луне жил звездочет.
Он планетам вел учет.
Меркурий – раз. (хлопок над головой)
Венера – два. (топнули ногой)
Земля - три, Марс - четыре. (наклоны туловища вправо, влево)

Юпитер - пять, Сатурн - шесть. (наклоны туловища вперед, назад)
Уран - семь, Нептун - восемь. (приседание)
дальше всех Плутон - девять. (подняться на носки)
Кто не видит – выйди вон!

Воспитатель – Ребята, пока мы с вами отдыхали, наша ракета сбилась с курса. Что же делать?
- Нам необходимо восстановить курс корабля. А восстановить курс корабля мы сможем по карте-лабиринту.
Воспитатель предлагает детям упражнение "Лабиринт".

Графическое упражнение "Лабиринт"

Дети карандашом обозначают путь ракеты на орбиту.

Игра "Найди свой космодром"

(звучит музыка)

Дети выходят из-за столов, имитируют полет космического корабля и приземляются на свои космодромы, (космодромы – 5 обручей, в центре обруча геометрические фигуры – круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник). У детей эмблемы с изображением геометрических фигур.
Воспитатель - Наш полет подходит к концу. В иллюминаторе я вижу Землю. До конца полета осталось 10 секунд. Ведем отсчет времени (прямой счет) . Приземляемся.
- Ребята, вы прекрасно справились со своими заданиями. Из вас получились хорошие космонавты.

Вы сегодня молодцы, мне было интересно с вами путешествовать.

Спасибо всем за внимание!

Итог занятия

- Понравился вам наш космический полет?
- Давайте вспомним, что вам было сложно в полете? А что вам было просто, легко выполнить?

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Страну Математики".

(образовательная область "Познавательное развитие")

Подготовила и провела: воспитатель первой квалификационной категории Клевцова О.И. Монино, 2016 год

Методы: словесные, наглядные, практические.

Цель:

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий умение практически их использовать посредством игры - путешествие.

Задачи:

Образовательные

  1. Упражнять в составлении множества из разных по качеству элементов (предметов разного цвета) , в получении равенства из неравенства путем убирания или добавления одного предмета;
  2. Закреплять навык прямого и обратного счета, дней недели путем выстраивания числового ряда в прямом и обратном порядке;
  3. Закреплять представления детей о геометрических фигурах: умение различать и сравнивать по свойствам (по цвету, форме) такие геометрические фигуры как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник; знакомство с трапецией.
  4. Формировать мыслительные операции.

5. Развивать конструктивного праксиса;

7. Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

8. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Оборудование и материал:

Доска магнитная; письмо, украшенное цифрами и геометрическими фигурами; карточки с заданиями из письма; геометрические фигуры разных цветов и размеров; мяч; числовые карточки от 1 до 10 (1комплект) ; счетные палочки на каждого ребенка; медали.

1. Организационный момент

Дети проходят в группу.

Восп: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

(Дети здороваются, выстраиваются на коврике)

Пока дети выходят, воспитатель достает конверт.

Восп.: Ребята посмотрите и скажите что у меня в руках? (Письмо)

Да, правильно. Вам интересно от кого это письмо?

Сейчас я его открою и прочту.

Читает письмо

«Здравствуйте, друзья! Пишет Вам Королева страны Математики. Я за вами долго наблюдала, как вы интересно играли на занятиях по математике. В моей стране произошла путаница, и я хочу вас пригласить к себе, чтобы помогли мне навести порядок.

Поможем, ребята?

А чтобы нам попасть в страну, нужно произнести волшебные слова:

Мы идем, мы идем, никогда не устаем!

Все преграды на пути можем запросто пройти! (шагают на месте) .

Основная часть.

Воспитатель подходит к доске, и обращает внимание детей на доску, где в беспорядочном положении находятся карточки с цифрами.

1 задание. - Ребята, цифры забыли свои места, давайте поможем им найти своё место.

Дидактическая игра «Построй цифры»

Под музыку дети берут цифры и выстраиваются с ними по порядку), затем воспитатель просит каждую «Цифру» назвать своих соседей (дети называют) .

По окончании игры складывают цифры и садятся за столы.

Дети проходят за столы, где для каждого ребенка лежит набор из 5 геометрических фигур: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) и счетные палочки.

Воспитатель читает следующее задание: Ребята, геометрические фигуры забыли свои имена, напомним фигурам, как их зовут? - Да.

2. Дидактическая игра «Отгадай фигуру»

Воспитатель загадывает загадку, а дети показывают геометрическую фигуру, о которой говорится в загадке.

1. Три вершины,

Три угла,

Три сторонки

Кто же я? (треугольник)

Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на треугольник.

2. Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

А зовут его… (квадрат) .

Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на квадрат.

3. Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня! (Круг)

Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на круг.

4. Эти фигуры по городу мчат,
в садики, школы развозят ребят.
Едут автобус, троллейбус, трамвай.
Ты на дороге, смотри, не зевай!

На эту фигуру похожи дома.
О чем говорю я? Ответьте, друзья!

(прямоугольник)

5. Он похожий на яйцо
Или на мое лицо.
Вот такая есть окружность
Очень странная наружность.

Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг… (овал)

Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на овал.

Молодцы, ребята, а теперь давайте немного разомнемся, выходите на коврик и вставайте в кружок.

Физминутка

Мы играли и считали (шагают на месте)
Дружно вместе пошагали
Ручками похлопали – один, два, три, (хлопают)
Ножками потопали – один, два, три. (топают)

Встали- сели, встали-сели, (приседают)
И друг друга не задели.
Выше руки, шире плечи (поднимают руки)
Раз, два, три – дыши ровней! (делают вдох)

3. Воспитатель читает третье задание

Ребята, Дни недели забыли свои имена. Давайте им напомним! Но сначала скажите, сколько дней в неделе?

Дидактическая игра «Назови день недели»

Дети передают мячик по кругу и называют по порядку дни недели.

Дорогие гости, ребята приготовили для вас сюрприз– сейчас они превратятся в Дни недели и прочитают для вас свои стихи.

4. Дети берут цифры, соответствующие дню недели и выстраиваются по порядку.

1-й ребенок «понедельник»

Детский сад, детский сад
Каждый день ждет ребят.
Здесь забавы и игрушки.
Куклы, книжки, погремушки.

В понедельник мы считаем,
Прибавляем, вычитаем.

2-й ребенок (вторник) :

Вторник – тут спортивный день,
Бегать, прыгать нам не лень.

3-й ребенок (среда) :

В среду – музыка у нас
Мы танцуем – просто класс.

4-й ребенок (четверг) :

Книгу мы в четверг читали,
Много нового узнали.

5-й ребенок (пятница) :

В пятницу лепили птиц:
Снегирей и синиц.

6-ой ребенок (суббота) :

А в субботу с воскресеньем
С мамой мы пекли печенье

7-й ребенок (воскресенье) :

С папой с горки мы катались
А потом в снегу валялись.
Молодцы, ребята (дети кладут карточки на стол и садятся) .
А теперь выходите, давайте немножко поиграем (дети выходят и занимают свои места) :

5. Д/и «Сосчитай и сделай»

Воспитатель показывает карточку с цифрой и говорит: «Столько раз присесть (прыгнуть, хлопнуть, топнуть и тд.) , а дети должны в соответствии с числом на карточке произвести соответствующее количество раз заданное действие.

3 раза хлопнуть
6 раз топнуть
4 раза присесть
10 раз прыгнуть

Молодцы, ребята.

Дети проходят за столы

6. А сейчас давайте поиграем еще в одну игру. Она называется «Назови на один больше (меньше) »

Дидактическая игра «Назови на один больше (меньше) »

Воспитатель кидает мяч и называет число. А ребенок, отбрасывая мяч обратно воспитателю, называет число на один больше (меньше)

И последнее задание:

7. Дидактическая игра «Веселые задачки»

Мы будем их решать с помощью счетных палочек (Воспитатель читает задачку, а дети выкладывают на столах счетные палочки) .

  1. Ежик поставил в вазочку 4 желтых листочка и 2 красных. Сколько всего листочков в вазе?
  2. У зайчонка было 6 морковок, 1 морковку он подарил медвежонку. Сколько морковок осталось?
  3. Около моста растут 4 березы и 4 липы. Сколько всего деревьев около моста?
  4. У белочки было 10 грибов, 3 гриба она отдала Ёжику. Сколько грибов осталось у белочки?

Итог:

Ребята, вам понравилось наше занятие? А теперь давайте проверим, все ли вы запомнили: я буду называть, что бывает, и если назову правильно - похлопайте в ладоши, если неправильно – покачайте головой.

8. Д/И «Верно-неверно»

  • после субботы идет воскресение
  • за понедельником следует среда
  • перед пятницей стоит четверг
  • семь на один больше шести
  • в неделе 5 дней
  • яйцо похоже на круг
  • автобус похож на прямоугольник

Молодцы, ребята, мы справились со всеми заданиями, и Королева Математики поблагодарила вас и передала вам награды и угощения.