Отношения и взаимоотношения в семье. Проблемы взаимоотношений в молодой семье

Как разобраться в сложном вопросе взаимоотношений в семье? Данная беседа поможет правильно наладить взаимоотношения в семье между родителями и детьми. Рассматриваются практические семейные ситуации, разные типы родительского авторитета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ»

(1-2 классы)

Учение в детстве так же прочно,

Как гравировка на камне.

Мы живем в такое сложное время, когда перевернулись все ценности, когда на семью навалилась куча проблем: как накормить, обуть, как заработать деньги.

Порой на воспитание детей не хватает времени. А воспитание далеко не сводится только на то, чтобы обуть и одеть. И растут наши дети как трава в поле. Это беда. Наша беда. Давайте сегодня попробуем разобраться.

Зачастую происходит так: утром в школу, из школы ужин, уроки, спать. И каждый день похож на другой как две капли воды. А для общения с детьми не хватает времени. Причем общение – это очень сложное и емкое понятие. Оно не сводится к тому, чтобы ребенок рассказал о том, кого отругали, кто что сделал. Причем про себя дети не рассказывают. А общение, наверное, подразумевает такое, чтобы ребенок поделился своими переживаниями, проблемами, чувствами, чтобы делать вместе какие-то дела, соответствовать друг с другом по поводу каких-то решений.

Сейчас очень много трудных детей, особенно в старших классах. Почему раньше такого не было? Наверное, потому что как раз такое общение было, у родителей был авторитет, дети активно вовлекались в трудовую деятельность.

Но дети наши растут, время летит, его не вернуть. Пора остановиться и разобраться. А что у них там внутри, разобраться и понять очень трудно. Как они нас воспринимают, семью, какими будут. Как сделать так, чтобы в будущем дети со своими проблемами шли в семью, а не на улицу, чтобы разрешить проблемы детей, они не остались с ними наедине.

Известно, что есть сознание и подсознание. Очень многие вещи происходят на подсознательном уровне. Кажется, что семья благополучная, все есть, а взаимоотношения, контакта в семье нет. Сегодня попробуй разобраться во взаимоотношениях семьи.

Психологи разработали много тестов, один из них -рисунок семьи, который поможет представить истинную картину взаимоотношений в семье. В рисунке дети выразят то, что им трудно выразить словами.

(раздать родителям рисунки семьи)

В целом нарисовалась картина очень тревожная. Много конфликтов. Благополучных семей практически нет.

Почему? Давайте разберемся.

(анализ рисунков)

Если Вы не согласны с выводом «-» , если согласны «+».

Мудрые высказывания:

«Говорят, учить и лечить может каждый»

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому,

Родителям пример тому!»

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему.

Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.

Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с людьми, как обзаводитесь друзьями, как радуетесь, печалитесь, как читаете книгу – все это имеет огромное значение для ребенка.

Малейшие изменения в тоне ребенок видит и чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.

Дети приспосабливаются к учителям, понимают, кто держит угрозу, а кто лишь для вида ругает.

А если дома вы грубы иль хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже оскорбляете родителей, учителей, друг друга, вам уже нечего думать о воспитании, вы уже воспитываете детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы уже не помогут вам в воспитании детей. Если мы ведем дурную жизнь, она отражается и на наших детях.

Чем будешь заниматься? – спросили одного мальчика.

Буду напиваться, как мой отец.

Не случайно говорят, если хочешь выбрать себе жену, смотри на тещу. Если мама и папа образец, то и дети будут такими же.

Дети чутки. Чтобы заразить их добротой, мы сами должны чувствовать тепло в своей душе. Чтобы заразить светлым, добрым, бодрым настроением, должны сами чувствовать себя бодрыми, чтобы внушить хорошие стремления, мы должны сами давать им чувствовать в себе. Чтобы воспитать человека, надо самому чувствовать себя человеком в лучшем смысле этого слова.

Верить в то, что хотим воспитать!

Из девочек – женщину, жену, мать;

Из мальчика – мужчину, главу семьи, отца.

Анкета для родителей. «Для чего нужна мама и папа?»

«За что вы любите своего ребенка»

Издревне.

Жена - хранительница очага, любви, поддержка, опора, шея (всегда советовалась с мужем)

Муж – голова, содержит семью, жену, чтобы она создавала здоровую атмосферу семьи, рожала детей.

Кто глава в современных семьях?

Ошибка- снижение роли отца в глазах ребенка.

Неполные семьи.

Девочек легче. Они ближе к матери, любят подражать и чаще всего – копия мамы.

Для мальчиков – нужна опора, взрослый наставник, сильный, которому доверяют, подражают. Отец должен быть столько же другом, сколько и отцом. Чтобы сын не скрывал от него ни малейшего своей души, чтобы к нему первому шел он и с вестью о радости, о горе, с признанием в проступке, в дурной мысли.

Проблема неполной семьи – мальчиков растят мамы, да нередко и в полных семьях папы отстранились от воспитания, а потом спрашивают:

Где настоящие мужчины?, да и в школе большинство женщин.

Д. Сравнивать с ответами детей.

Попробуйте сказать какой-нибудь матери, что она не любит своего сына (дочь) Возмущение будет очень искренним. Но одно дело чувствовать, а другое – их выражать. Это искусство дано далеко не каждому. Правда, любой родитель может возразить: «Неужели я не сумею объяснить ребенку, что я чувствую». Но ведь дети воспринимают не только слова, но и то, как это говорится: интонацию, выражение лица, взгляд, улыбку, прикосновение.

Поэтому каждому необходимо поддерживать у ребенка уверенность в себе. Для этого нужно быть готовым и терпеливо относиться к тому, что дети ошибаются. Не сравнивайте сына или дочь с другими детьми. Ваш ребенок всегда должен чувствовать, что он не повторим, что вы его любите таким, каков он есть. Даже если ругаете, то все равно любите, потому что хотите, что он стал лучше.

Ситуация: Показ классной работы «Видишь пятерка!»

Отец:

1.Получила пятерку? Тебе кто-нибудь помог?

2.Я же говорил – можешь, когда захочешь. Только вот не хочешь.

3.Держу пари, ты гордишься собой!

4.Теперь я тобой доволен!

5.Молодец! Я рад за тебя!

Смысл этих слов очень тонко и точно улавливает ребенок. Для него фразы могут означать:

1.Я знаю, что у тебя мало способностей. Я не верю, что ты способна сама соображать. Думаю, что все твои усилия напрасны, а удача случайна.

2.Я знаю, что ты лентяйка. Я не верю, что ты способна к постоянной добросовестной работе.

3.Ты гордишься собой – имеешь право.

4.Я одобряю твое поведение и поддерживаю тебя. Или:

Ты учишься ради меня. Я доволен.

5.Я считаю, что тебе есть чему радоваться и с удовольствием я разделяю эту радость.

Из всех этих нюансов складывается такое важное для ребенка ощущение – сопереживаете ли вы ему, принимаете ли, любите ли.

«Я так сказал» – сопротивление – доверие потеряно – ущемленное достоинство.

Не бойтесь признаться в ошибке – пример упрямо стоять на своем.

Ребенок ожидает от нас поддержки, а мы часто обвиняем или отмахиваемся.

Не спешите оценивать и принимать решение. Вас действительно волнует то, что происходит с ребенком? Покажите ему это. При обсуждении – главное – выслушать и понять. Если вы хотите, чтобы ваши дети делились своими «секретами», расскажите им о своих проблемах.

Будьте взаимоискренни!

В глазах ребенка родители должны быть равноправны, оба хорошие, но каждый по-своему.

Пусть дети знают, что родители живут дружно и оба интересуются детьми, любят их и желают им добра.

Естественно, если ребенок набедокурил при матери, отец должен об этом узнать.

(ошибка – Давай папе не скажем об этом)

Это не будет жалоба, а просто сообщение.

То, что сделал 1, не должен переделывать другой.

Если по мнению одного родителя, другой родитель сделал ошибку, то нужно переговорить об этом между собой, не вынося своего разногласия на позорище детей. Иначе падает авторитет 1-го родителя, либо образуются «ножницы» в воспитании: плохо у одного родителя, пойду пожалуюсь другому, один не разрешил – пойду к другому.

Можно?

А ты у папы (мамы) спросил? Пойдем спросим вместе!

Отец и мать в глазах ребенка должны иметь авторитет!

(Если ребенок вас не слушается – нет авторитета)

Рассмотрим их, тогда легче будет понять, какой должен быть настоящий авторитет.

АВТОРИТЕТ ПОДАВЛЕНИЯ самый страшный. Чаще им страдают отцы. Всегда рычит, сердит, на каждый пустяк раздражается громом, хватается за ремень, грубо отвечает, чаще наказывает ребенка, держит в страхе.

Вызывает: ложь, трусость, жестокость.

В будущем: слякотные, безвольные люди, либо самодуры, либо мстят за подавленное детство.

Страдают чаще интел.семьи. Дети не знают ни отца (т.к. всегда занят, отдельный кабинет, или мать – у нее всегда свои дела)

АВТОРИТЕТ РЕЗОНЕРСТВА . Родители заедают детскую жизнь поучениями и назиданиями. Вместо того, чтобы сказать несколько слов ребенку, родитель усаживает его напротив и начинает скучную, надоедливую речь. Они считают, что в их поучении – народная мудрость.

Лобзания, ласки, нежные слова в избытке. Если не слушаются: «Значит, ты меня не любишь»

Опасно: семейный эгоизм.

(обманывают маму и папу, но делают это с нежным видом, улыбкой)

запугивают: «Я больше тебя любить не буду» и родители уступают.

Растут неискренние, лживые эгоисты, «артисты».

Папа и мама – добрые ангелы. Они разрешают все, им ничего не жаль. Они боятся конфликтов. Скоро дети в такой семье начинают командовать родителям.

Да родители и дети могут быть друзьями, но все же родители остаются старшими членами семейного коллектива, а дети- воспитанниками. А здесь никакой дружбы нет, т.к. нет взаимоуважения.

1.Выполняйте родительское дело как можно лучше: серьезно, искренне, просто.

2.Ваша жизнь, работа, поведение влияет на формирование авторитета.

3.Интересуйтесь жизнью ребенка, но не навязчиво: с кем дружит, играет, как ведет в школе, пригласите друзей к себе.

Дети любят такое знание и уважают родителей.

Авторитет помощи, осторожного и внимательного руководства счастливо дополняется авторитетом знания. Ребенок будет чувствовать ваше присутствие рядом с ним, вашу разумную любовь, заботу о нем, вашу страховку, но в тоже время он будет знать, что вы от него кое-что требуете, что вы не собираетесь все делать за него, снять с него ответственность.

Вы должны знать, чем он живет, чем интересуется, что любит, чего не хочет. Как он учится, как относится к учителям. Вы не должны узнавать неожиданно о конфликтах. С самого начала, вы должны поставить дело так, чтобы дети сами рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать.

В жизни каждого ребенка бывает так, что он не знает как поступить, тогда он нуждается в совете. Может быть он не попросит о помощи - вы сами должны прийти.

4.Окажите помощь, но не надоедая, ненавязчиво.

Тест «Какие мы родители» (см. стр. 8)

Игра «Завязывает глаза» (1 человек) 6 шарфов

Мы с папой уходим, ты остаешься один.

Ноги – чтоб никуда не ушел

Глаза – ничего не видел

Уши – ничего не слышал

Руки –

Рот –

Сердце –

Вот в таком положении наши дети.

Развяжите то, чтобы хотелось в первую очередь освободить.

(каждый себе помечает)

В какой игре доля правды:

Что важно при разрешении проблемы.

1.глаза – видеть

2.уши – слышать

3.сердце – понимать

4.рот – выражать свои мысли

Руки – действовать

Ноги – уйти от проблем.

Вывод: учимся анализировать свои поступки, учим детей. Выслушать, понять.

Тест. «Какие мы родители»

Могу всегда – 1, Могу, но не всегда так поступаю-2, Не могу-3.

Можете ли вы:

  1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
  2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст.
  3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
  4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
  5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
  6. Поставить себя на место ребенка?
  7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея? (добрый волшебник)
  8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
  9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
  10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
  11. Выделить ребенку один день когда он может делать, что пожелает, и ни во что не вмешиваться?
  12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?
  13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

30-39 очков . Ребенок самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

18-30 очков . Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Менее 18 очков . У вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка, вам недостает либо знаний, либо желания сделать ребенка личностью, а возможно, и того, и другого.


Сколько написано, сколько сказано об отношениях между родителями и детьми. А воз и ныне там. Очень многие родители недовольны своими детьми, критикуют их поступки и хотят прожить за них жизнь. В свою очередь дети тихо ненавидят своих родителей за вмешательство в их жизнь, за контроль и манипуляции, за скандалы и упрёки.

И такая ситуация длиться уже не одно тысячелетие и скорее всего появилась одновременно с возникновением человечества.

Конечно, существуют немногие счастливые семьи, где между родителями и детьми царит уважение и взаимопонимание. И хочется верить, что таких семей большинство. Но в этой статье я хотел бы коснуться именно семей деструктивных. Семей, которые вредят нормальному и свободному развитию человека как личности.

Итак, какие же виды взаимоотношений бывают в семьях.

1. Родители - тираны. Родители стараются полностью подчинить себе волю детей. Они контролируют каждый их шаг, каждый поступок. Конечно же, это прикрывается разговорами о любви и заботе. Но любовь не контролирует и не подавляет. Настоящая любовь верит и поддерживает, ничего не требуя взамен. И сколько бы родители не убеждали себя и окружающих, что они желают ребёнку только добра, они преследуют только одну цель - полный контроль над жизнью их чада. Какие есть варианты развития событий в такой семье? Ребёнок или убегает из семьи, чтобы получить возможность жить своей жизнью. Или полностью подчиняет свою волю родителям и превращается в «растение». К сожалению, первый вариант не идеален, так как в большинстве случаев у ребёнка остаётся обида на родителей на всю жизнь, и он подсознательно будет выстраивать в своей будущей семье отношения, которые он наблюдал в детстве.

2. Слабые и бесхарактерные родители. Это родители, которые ничего не добились в жизни и соответственно ничего не могут дать своим детям. Такие родители для своих родителей не авторитет. В таких семьях часто вырастают дети-тираны, которые полностью контролируют и манипулируют своими родителями. Из таких детей вырастают часто социально неадаптированные взрослые. Хотя конечно бывают и исключения.

3. Родители - друзья. Неплохой вариант для семейных отношений. Если у вас именно такие родители, считайте, что вам повезло. Такие родители доверяют своим детям, позволяют им жить своей самостоятельной жизнью. Такие родители часто выглядят моложе своего возраста и интересуются увлечениями молодёжи. Такие родители хороши тем, что хотя бы не мешают развиваться своим детям, не влезают в их личную жизнь, оставляют достаточно места для свободы и развития.

4. Бесчувственные родители. Это обделённые и глубоко несчастные люди, которые не умеют и не могут любить. Для них дети - это не больше, чем извечные проблемы. Они никогда не обнимают, не целуют, не говорят своим детям ласковых слов. От них часто можно услышать: «Зачем мы тебя родили. Ты нам всю жизнь испортил(а)». У детей из таких семей 2 варианта будущего. Они также по жизни не проявляют никаких чувств и от этого страдают как они, так и их окружение. Или ребёнок твёрдо решает для себя, что у него всё будет по-другому. Часто дети из таких семей в будущем становятся очень любящими и ласковыми родителями.

5. И, наверное, самый оптимальный вариант, родители - наставники. Такие родители действительно занимаются своими детьми. Они не просто отдают их в садик, затем в школу, институт. А затем разводят в недоумении руками, почему, мол у нас с детьми нет взаимопонимания. Родители - наставники искренне интересуются своими детьми, общаются с ними, одобряют любой их выбор, при этом, помогая принять правильное решение. Такие родители с детства наблюдают за интересами своих детей, и помогают им уже в раннем возрасте найти своё призвание. Такие родители никогда не скажут своему ребёнку: иди учиться или работать сюда, потому что мне в молодости этого хотелось, и теперь ты будешь реализовывать мои мечты. Такие родители никогда не будут манипулировать своими детьми, заставляя их делать то, что родители считают нужным. Родители - наставники дают полный выбор развития своему ребёнку, при этом помогают ему, подсказывают, делают всё для того, чтобы ребёнок нашёл свой собственный жизненный путь. К большому сожалению, таких родителей меньшинство. Может потому, что мы годами учим физику, математику, литературу и другие иногда совершенно бессмысленные вещи, но никто и никогда не учит нас, как быть такими родителями, которые смогут воспитать по настоящему счастливых и гармоничных детей.

Не секрет, что многие люди на протяжении всей своей жизни продолжают в той или иной форме страдать из-за отношения с родителями. Кто-то отказывается или избегает общения. Другие постоянно сорятся, скандалят и выясняют между собой отношения. А некоторые выбирают вариант смиренного и покорного ребёнка, который имитирует прекрасные семейные отношения, а втайне ненавидит своих родителей за свою неудачно сложившуюся жизнь. Если же у вас действительно тёплые и искренние отношения с родителями, то я вас от всей души поздравляю. Хотя здесь очень большая вероятность того, что вы просто не осознаёте влияние родителей на ваш вроде бы самостоятельный выбор и не замечаете скрытой манипуляции. Хотя может быть для вас это и к лучшему.

«Так что же полезного я могу извлечь из этой статьи, - подумаете вы. Я и так прекрасно знаю, что нормальных и любящих семей очень мало. С этим нужно просто смириться и всё». Оказывается, самое важное ещё впереди.

Итак, у вас именно такие родители и никакие другие. У вас именно такие с ними отношения. Вы обижаетесь на них, злитесь, дуетесь или затаили гнев глубоко внутри. И что с этим всем делать? Так и продолжать тащить это с собой по жизни? Так и продолжать страдать и обвинять во всех бедах своих родителей? А что выбираете вы?

Я предлагаю вам не прощать своих родителей. Да, все правильно, вы не ошиблись. Не прощать! Почему? Потому что сам факт прощения подразумевает, что вас обидели, сделали вам плохо и вы теперь, как великий судья можете казнить или миловать осуждённого. Поэтому я предлагаю другой, намного более действенный вариант.

Я предлагаю искренне поблагодарить ваших родителей. И сделать это прямо сейчас. Зачем откладывать? Поблагодарить их за скандалы, за упрёки, за манипуляции, за подавление и контроль, за вмешивание в вашу личную жизнь и навязывание вам своего мнения.

Зачем благодарить? Это стоит сделать хотя бы потому, что вы сами выбрали своих родителей. Сами выбрали место и время своего рождения, верите вы в это или нет. Именно такие родители нужны были для вашего становления как личности, для вашего развития и взросления. Если, например, у вас родители-тираны и постоянно вас подавляют, вам просто жизненно необходимо поблагодарить их за этот урок, но при этом стать сильной и уверенной в себе личностью. Поверьте, как только вы обретёте уверенность в своих силах, родители перестанут на вас давить. Вы просто перестанете это замечать или сам факт давления перестанет вас задевать.

Так почему же всё-таки стоит искренне поблагодарить своих родителей:

1. Вы сами выбрали для себя такие испытания. Эти испытания нужны вам для вашего взросления и развития.

2. Поблагодарив родителей, вам станет жить намного легче и приятнее. Вы станете более радостными и счастливыми.

3. Испытав нелёгкие отношения с родителями, вы получили бесценный опыт и теперь точно знаете, каких вы хотите отношений в вашей будущей семье.

4. Вы сами ответственны за свою жизнь и никакой родитель не может её испортить без вашего на то согласия.

5. Только поблагодарив своих родителей и отпустив их, вы сможете двигаться дальше.

При этом под понятием благодарности я не призываю вас подчиняться во всём своим родителям, быть прилежными детьми и ничем их не огорчать. Я призываю жить своей жизнью, принимать свои решения, быть свободным от негативного влияния родителей. Но при этом не злиться и не обижаться на них. Ну а если родители обижаются, злятся и огорчаются, потому что вы отказываетесь слушаться их и не поступаете по жизни так, как они считают правильным, то это только их проблемы. Это ваша жизнь, её вам нужно прожить, и никто не вправе вам говорить, как вы можете поступать, а как нет.

Поблагодарите своих родителей прямо сегодня.

Взаимоотношения в семье

Описание материала : данный материал может быть использован для проведения родительского собрания в школе или классе
Взаимоотношения в семье
«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно» А.С.Макаренко

Семья – это самое важное, что есть у ребёнка!
Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы нагрузки на работе сказываются на родителях, а это, в свою очередь отражается на детях.
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. При этом в каждой семье бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит взрослого в тупик. И родители время от времени совершают ошибки.
По тому как, семья влияет на ребенка, можно сделать вывод, в какой обстановке он растет: благоприятной, противоречивой, неблагополучной. Нормы поведения, характер взаимоотношений между людьми, ценностные ориентации ребенок усваивает, прежде всего, в семье.
Если его любят, считаются, с ним, разговаривают, играют, то он открыт для общения, энергичен, любознателен, здоров, счастлив, активно происходит развитие интеллекта, чувств, воли. Но, к сожалению, далеко не всегда так, а чаще совсем не так формируется личность ребенка.
В семье у детей зарождаются самосознание и самооценка, формируется образ «я», усваиваются первые социальные нормы и правила.
Семейные отношения – это особый вид взаимодействия людей. Люди взаимодействуют по разным основаниям. Это могут быть бытовые, деловые, профессиональные, личные, интимные, сексуальные и другие взаимодействия. В семье же все они фокусируются на «маленьком пространстве» семейных отношений. В силу близости и каждодневного взаимодействия эти отношения являются специфическими и очень отличаются от таких же по характеру, но присущих чужим людям отношений, которые пронизывают всю нашу жизнь.
Характеризуя отношения между членами семьи, обратимся к психологии. В современной социальной психологии можно найти разные виды отношений между людьми. Это – сотрудничество, соревновательность, паритет, антагонизм, конкуренция. Сами названия отношений определяют их суть.
Сотрудничество – самый продуктивный вид семейных отношений. В этом случае все члены семьи связаны нравственными и духовными узами. Взаимопонимание, взаимоподдержка, взаимоуважение – вот основные элементы взаимодействия между её членами. Как правило, все поколения связаны между собой, независимо от того, живут они вместе или раздельно. Причем связь эта прежде всего духовная. Именно такая связь предполагает помощь в воспитании маленьких членов семьи и нравственную и материальную поддержку престарелых членов семьи.
Соревнование в семье при нравственных условиях – прекрасный тип отношений, поскольку он активизирует, прежде всего, молодое поколение на овладение необходимыми для жизни знаниями и умениями. Ожидание результатов деятельности, их сравнение, сделанное в доброжелательной манере, развивает потенциал всех членов семьи, овладевающих новыми видами деятельности.
Конкуренция может тоже иметь положительный оттенок, если главной её целью является доброжелательное соперничество. Человек, обладающий амбициями, воспитанный в нравственно-духовном мире семьи, не может превратить конкуренцию в «выживание сильнейшего». Но если члены семьи хотят главенствовать, независимо от того, обладают ли они для этого главенства необходимым потенциалом, такая конкуренция ведет в подавление одного члена семьи другим.
Антагонизм рассматривается как резкое противоречие между членами семьи. Как правило, он ведет к непониманию и конфликтам. Конечно, члены семьи, вынужденные жить вместе, «смиряются» с предложенными обстоятельствами. Но это только на время. При любом удобном случае противоречие обостряется, и семья переходит на новый виток внутрисемейных конфликтов.
Характерно то, что есть семьи, в которых совершенно ясно и отчетливо проявляется тот или иной тип отношений. В других семьях эти типы могут быть на переходной грани. К примеру, сотрудничество может включать элементы здоровой соревновательности и конкуренции. А паритет легко переходит в антагонизм. Конечно, самым благоприятным для развития семьи является тип «сотрудничество», но еще Л.Н. Толстой в своем знаменитом романе «Анна Каренина» сказал, что «все счастливые семьи похожи друг на друга, а несчастливые – несчастны по-своему». Не берясь спорить с классиком, однако же, хочется заметить, что обстоятельства, формирующие как счастье, так и несчастья, бывают разными. А значит, мы можем с полной долей уверенности говорить о том, что похожих семей не бывает. В каждой семье есть свой скелет в шкафу, но разница заключается в том, что одни умеют преодолевать невзгоды, противостоять разрушительным силам, а другим это не удается. Родители могут дать миру счастливого, успешного и здорового человека, способного познавать, созидать, действовать. А могут загубить, ограничить и не дать даже малого шанса как-то попробовать, проявить себя. Воспитание малыша, пожалуй, может считаться своеобразной философией отдельно взятой семьи. Методы и принципы воспитания оказывают самое значительное влияние на формирование личности маленького человека, а значит, на его здоровье и социальную успешность в настоящем и особенно - в будущем.
У А.Я. Варга, В.В. Столина родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Их классификация состоит из пяти шкал.
Принятие-отвержение. Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание этого полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизируют ему. Родитель стремится проводить много времени с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачным. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, умственной ограниченности, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
Кооперация . Социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем ему помочь, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
Симбиоз. Шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
Авторитарная гиперсоциализация. Отражает форму и направление контроля поведения ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
Маленький неудачник . Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителями. При высоких значениях по этой школе в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется ему неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролирует его действия.
Между родителями и детьми возникают особые отношения буквально с первого дня. И они никогда не будут похожи ни на какие другие отношения. Ребенок всегда эмоционально зависим от родителей, особенно от мамы, а значит, он всегда находится «под», тогда как родители - «над». Подобная ситуация подчинения естественна. Пожалуй, это самая естественная и логичная из всех возможных иерархий. Но от качества этих отношений, от того, насколько комфортно малышу и родителям быть вместе, зависит формирование личности ребенка и его физическое и психологическое здоровье.
Семьи бывают разные, ну хотя бы потому, что образованы они людьми с собственными уникальными привычками, взглядами и опытом. Все семейные отношения можно разделить на несколько типов.
Родители в отношениях первого типа легко и естественно приспосабливаются к потребностям ребенка. Они осознают их и дают определенную свободу в развитии и познании окружающего мира. Проще говоря, мамы и папы больше разрешают, чем запрещают, ограничивая свободу собственного чада лишь критериями безопасности, уместности и морали. Детям в таких семьях живется, сами понимаете, прекрасно. Как правило, они быстрее развиваются, показывая хорошие познавательные способности и зрелые навыки поведения. Такие малыши смелы, активны, любознательны, ведь им предоставляются все условия для развития. Они не порицаются родителями зря и буквально с пеленок умеют выстраивать доверительные и эмоционально-теплые отношения. Таких деток принято называть «любимыми», но при этом подобная любовь не портит и не балует.
Родители в семейных отношениях второго типа тоже легко приспосабливаются к потребностям ребенка, однако из-за собственной напряженности и гиперответственности они склонны ограничивать свободу ребенка везде, где представится удобный случай. В таких семьях родители не против поддержать инициативу и самостоятельность чада, но в то же время они не упускают случая продемонстрировать собственное превосходство и опыт. «Слушай маму, мама плохого не посоветует!» - доминирующее и порой подавляющее воспитание становится принципом отношений в подобной семье. Что касается детей, они тоже легко привыкают к такой политике. Собственно, у них нет иного пути. Они так же открыты, бодры и инициативны, однако мама и папа играют главную роль в их «самостоятельном» поведении. Последнее слово редко остается за крохой, и он это прекрасно сознает.
Третий тип семейных отношений продиктован гипертрофированным чувством долга родителей перед ребенком. Иными словами, маме важно действовать, словно по инструкции. Положено кормить трижды в день - буду кормить трижды. Калорийно, вкусно и точно в срок. Положено читать на ночь сказку - буду читать. Однако в подобных, вроде бы «правильных» отношениях с ребенком обращает на себя внимание холодность. Отсутствие ярких эмоций, истинного желания сделать что-то от души, а не потому, что так надо. Стоит ли говорить, что кроха все чувствует. Он старается изо всех сил соответствовать, чтобы быть любимым. Малыш нервозен, эмоционально зависим. Главный воспитательный прием в подобных семьях - жесткий контроль. Любовь? Да, она чаще всего есть, но настолько подавляется всевозможными «надо» и «так правильно», что на теплые проявления порой не остается ни времени, ни сил.
Наконец, четвертый тип семейных отношений демонстрирует самую печальную картину. Незрелое отношение к ребенку незрелых и инфантильных родителей продиктовано всем чем угодно, кроме здравого смысла: настроением, советом приятелей, ухваченным пятиминутным фрагментом из телепередачи или общением на форуме в Интернете... Родители, а особенно мама, ведут себя непоследовательно, словно не понимая сути собственных действий и слов. Стиль воспитания может меняться буквально ежедневно, переходя от абсолютного попустительства и истеричной любви к жесткому тотальному контролю и запретам. Конечно, в такой семье складывается самая неблагоприятная ситуация для ребенка и, конечно, он не может быть спокоен, успешен и «по-детски» счастлив.
Как видите, семейные отношения очень разнообразны. Воспитание и климат внутри семьи влияют не только на формирование личности малыша, но и на его здоровье. Когда кто-то болеет, то к этому человеку меняется отношение. Его жалеют, оберегают, стремятся помочь. И степень этой помощи напрямую зависит от степени тяжести болезни. Соответственно, когда болеет ребенок, это не может оставить равнодушными его близких. Все родители переживают и нервничают по поводу даже простого насморка у собственного ненаглядного чада.
Заключение:
В завершении, хочется всем напомнить притчу: «Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. Семья была особая - мир и лад царили в той семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи и попросил: «Расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье?». Глава семьи взял лист бумаги и стал что-то писать. Закончив писать, он передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ». И в конце листа: «Сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ». Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, - и, подумав, добавил, - и мира тоже».
Всем родителям, мы желаем любви, прощения, терпения и мира!

Приложение №1.
Советы родителям
1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
2. Главная цель воспитания – счастливый человек.
3. Воспитание без уважения – подавление.
4. Принимайте своего ребенка таким, каким он есть, со всеми его достоинствами и недостатками.
5. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
6. Стремитесь понять своего ребенка, ставьте себя на его место.
7. Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
8. Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
9. Не ищите волшебной палочки: воспитание должно быть системным.
10. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
11. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример.
12.Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
13. Дорожите доверием своего ребенка, берегите его тайны, никогда не предавайте ребенка.
14. Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.
15. Помните, что ответственность за воспитание своего ребенка несете именно ВЫ.
*****
Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так, в первую очередь, по отношению к вам самим.
Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.
Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок вашему ребенку добра и человечности.
Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребенка.
Помните, что поведение - это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!
*****
Родительская власть в сочетании с любовью задаёт определённые границы, которые помогают ребёнку принимать правильное решение, делать самостоятельный выбор.
Любовь. Нежность и ласки дают детям уверенность в том, что их любят.
Внимание. Уделяя детям время, вы показываете им, что они нужны вам.
Ответственность. Своим примером вы учите детей быть ответственными, дисциплиниро-ванными, держать себя в руках.
Восхищение девочками и гордость за мальчиков развивают чувство собственной значимости.
Безусловная любовь развивает уверенность в себе и даёт чувство безопасности.
*****
Каждый ребёнок с первых дней жизни проходит свою первую, а поэтому самую главную школу: школу семьи. И вы первые, самые важные и судьбоносные учителя. Не упускайте время, когда ваши дети верят, что родители знают и могут всё. Не обманывайте их доверия!
Помогите ребёнку, кто он, чей он, откуда, каким родился, каким должен быть как существо разумное.
Внушайте своему ребёнку словом, покажите своим примером: не сотворить зло, не совершить дурной поступок довольно просто, если жить по принципу: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.
Словом и примером помогите убедиться: каждый в состоянии совершить чудо -сделать жизнь кому – то в своём окружении чуть - чуть светлее, теплее, комфортнее.
Упражняйте своего ребёнка в сочувствии, в соучастии, побуждайте своим примером к добрым делам. Помогите понять и полюбить свой дом, уклад его жизни, его порядки и традиции.
Помогите своему ребёнку полюбить землю, на которой стоит его дом, по которой ходили его предки и оставили её нам в наследство.
Уважаемые родители! Трудно переоценить роль семейной и особенно материнской школы в воспитании человека. Помните : кто слеп дома, тот и за его стенами ничего не увидит.

Стиль взаимоотношений в семье. Отношения родителей и детей

Каждая семья обладает целым комплексом психологических особенностей. Но общей для всех семей является, как правило, ярко выраженная эмоциональность внутрисемейных отношений. Именно высокая степень эмоциональной близости – это особое качество настоящей, крепкой семьи.

Современная многоступенчатая семья может успешно выполнять свои функции, если в ней будут гармонично сочетаться психологические особенности членов семьи всех поколений, благодаря чему они смогут заниматься формированием личности детей.

Семейные отношения – это система взаимных требований и ожиданий, которые ориентированы во всех направлениях – и от старших к младшим членам семьи, и от младших к старшим.

Существуют разные подходы к классификации стилей взаимоотношений родителей и детей. Например, А. Болдуин выделяет два стиля:

1) демократический, который характеризуется высокой степенью вербального общения родителей с детьми, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, постоянной готовностью родителей прийти на помощь, стремлением к объективности в воспитании детей;

2) контролирующий, предполагающий существенные ограничения в поведении ребенка с пониманием смысла этих ограничений, четкость и последовательность требований родителей и признание ребенком их как справедливых и обоснованных.

Приведем другую классификацию стилей взаимоотношений в семье – авторитарный и демократический.

Авторитарный стиль характеризуется властностью родителей. При этом существует убеждение, что подобным воспитанием можно выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. Однако в семьях такого типа нет душевного единения, дружбы. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Хотя дети растут послушными, дисциплинированными, эти качества складываются у них без эмоционально-позитивного и осознанного отношения к требованиям взрослого. Чаще это слепое послушание основано на опасении быть наказанным. В результате у детей слабо развиваются самостоятельность, инициатива, творчество. Именно в таких семьях подростки чаще всего вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи.

При демократическом стиле взаимоотношения характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях с взаимоотношениями демократического стиля дети являются полноценными участниками жизни семьи, ее труда и отдыха. Родители стараются глубже познать своих детей, выяснить причины их дурных и хороших поступков. Взрослые постоянно обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют его инициативу, уважают его мнение. Вместе с тем дети достаточно хорошо знают значения слов «нельзя», «нужно». Демократический стиль семейного воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей сознательной дисциплины, заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. Постепенно у детей формируются инициатива, находчивость, творческий подход к порученному делу. Наказания в таких семьях обычно не применяются – достаточно порицания или огорчения родителей.

Однако бывает, что в семье внешне сложился демократический стиль воспитания, но он не дает нужного эффекта, так как родители нарушают важнейшие педагогические принципы, например им не удается определить в той или иной ситуации меру требовательности, организовать правильный режим дня детей или создать условия для посильного трудового вклада детей в жизнь семьи; они бывают непоследовательными в требованиях или у них нет единого подхода к каким-то семейным делам.

Отношения родителей и детей с годами складываются в определенные типичные варианты.

ВАРИАНТ А. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении.

Такие отношения характеризуются, прежде всего, общей нравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях, умением родителей чутко понять мир ребенка и его возрастные запросы, их глубокой родительской привязанностью, постоянной готовностью к взаимопомощи, сопереживанием, умением быть рядом во время жизненных невзгод.

ВАРИАНТ Б. Родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними своими чувствами и переживаниями, но это не является взаимной потребностью.

Для этого варианта характерна менее полная степень контактов. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные, сокровенные связи нарушены, наметилась еле ощутимая трещинка во взаимоотношениях родителей и детей. Наиболее типичными причинами такого явления могут быть следующие:

– некоторые расхождения между характером требований родителей и их личным поведением;

– недостаточные чуткость, душевная тонкость, такт родителей в некоторых конкретных ситуациях, недостаточная степень их объективности по отношению к своим детям;

– возможность того, что родители психологически не «поспевают» за динамизмом, быстротой развития детей.

Подобные, пока еще едва заметные признаки ухудшения во взаимоотношениях с детьми дают родителям повод для серьезных размышлений.

ВАРИАНТ В. Скорее родители стараются вникать в интересы и жизнь детей, чем дети сами делятся с родителями.

Это – наиболее странные, на первый взгляд, отношения между родителями и детьми. Родители стремятся вникать в жизнь детей из самых добрых и искренних чувств любви и внимания. Родители мечтают и надеются оградить детей от неприятностей, предостеречь от опасностей, осчастливить их. Дети это понимают, но не принимают. Суть в том, что высокие помыслы родителей разбиваются в этом случае о низкую педагогическую культуру их осуществления. Желания родителей помочь своим детям, их искренний интерес к ним не всегда сопровождаются умением войти в мир детей без нажима и навязывания своих взглядов, без нервозности и предубеждений.

ВАРИАНТ Г. Скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем родители хотят вникнуть в интересы и заботы детей.

Такой вариант отношений возникает при чрезмерной занятости родителей собой, работой, увлечениями, своими взаимоотношениями. Нередко это выражается в недостаточном выполнении родительского долга, пассивности родителей в общении с детьми, что порождает у последних чувства обиды, одиночества. И все же естественная привязанность, любовь к родителям остаются, и дети испытывают желание делиться успехами и огорчениями, зная, что родители все же остаются их искренними доброжелателями.



ВАРИАНТ Д. Поведение, стремления детей воспринимаются родителями отрицательно, и при этом родители, скорее, правы.

Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей, когда те еще не могут в полной мере оценить опыт родителей, их усилия, направленные на благо семьи. Справедливые огорчения родителей вызывают односторонние, идущие во вред учебе, здоровью, временные увлечения детей, а в некоторых случаях – аморальные поступки. Вполне естественно, что родители бывают крайне обеспокоены всем, что может нанести детям моральный и физический вред. Исходя из своего жизненного опыта, взглядов они стараются объяснить возможные последствия такого поведения, но наталкиваются нередко на непонимание, неверие, сопротивление. Важно, чтобы родители всегда стремились глубоко разобраться в стремлениях детей, проявляли терпение, уважение к их доводам и аргументам, так как дети, даже будучи неправыми, обычно бывают искренне убеждены, что правы именно они, а родители не могут или не хотят их понять.

ВАРИАНТ Е. Поведение, стремления детей воспринимаются родителями отрицательно, и при этом, скорее, правы дети.

В этом случае родители занимают конфликтную позицию из лучших побуждений, из искреннего желания добра детям. Но эти ситуации вызываются личными недостатками родителей, которые не имеют возможности или не считают нужным подавлять их в себе, в своих отношениях друг с другом и с детьми. Это часто проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению. Особенно болезненно реагируют дети на тягу родителей к пьянству. Это вызывает резкий протест со стороны детей. Острые ситуации вызываются также педагогической бестактностью родителей, которая усугубляется часто отсутствием общей культуры. Острые конфликты могут возникать из-за эмоциональной глухоты родителей, так как дети всех возрастов особенно ранимы в минуты тонких эмоциональных переживаний, душевного подъема, возвышенных устремлений, не понятых взрослыми. Конфликты, в которых правы дети, чреваты особыми последствиями – многолетней детской обидой, способной вызвать разобщенность детей и родителей.

ВАРИАНТ Ж. Обоюдная неправота родителей и детей.

Накопившиеся обиды раннего детства и младшего подросткового возраста переходят из стадии «хранения в себе» сначала в эпизодические столкновения, а затем, если родители не понимают суть происходящего, не изменяют тактики своего отношения к детям, – в постоянные, все более расширяющиеся конфликты. Обе стороны устают от бесполезных дебатов и взаимных упреков, постепенно утрачивают способность слушать и понимать друг друга.

ВАРИАНТ 3. Различные взаимоотношения с отцом и матерью, или «кого ты больше любишь?»

В большинстве семей у родителей нет необходимости в полном единстве действий в воспитании детей. Это касается и содержания общения, и содержания требований, и тона ихвыражения, и характера поощрений и наказаний, и выражения своих чувств, и т. д. Когда отношения у отца и матери к детям складываются совсем по-разному, то суть и характер их взаимоотношений с детьми могут быть самыми различными: от потребности ребенка в общении с одним из родителей до полной отчужденности с другим. Это тот случай, когда необходимо вспомнить, что единство установок и отношений – это азбучная истина педагогической культуры родителей.

ВАРИАНТ И. Полное взаимное отчуждение и враждебность.

Можно выделить несколько наиболее типичных причин этой семейной трагедии.

1. Педагогическая несостоятельность родителей. Значительное число родителей приступает к воспитанию, не имея об этом сложнейшем и ответственном деле ни малейшего педагогического представления. И поскольку они сами воспитывались в семье, в школе и других учебных заведениях, то у них создается иллюзия осведомленности касательно процесса воспитания. Об этом парадоксе К. Д. Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иногда даже делом легким».

2. Жесткие, почти варварские методы «псевдовоспитания», в результате которых дети начинают бояться, ненавидеть, презирать родителей и любыми способами стараются спастись от них.

3. Сотворение из ребенка кумира семьи, задобренного, заласканного, капризного, плаксивого эгоиста и в результате – эгоцентричного и бессовестно-равнодушного человека.

Мы продолжаем серию публикаций отрывков из книги греческого психолога Павла Кириакидиса «Семейные взаимоотношения», перевод которых выполнен монахиней Екатериной специально для портала Матроны.РУ. Как распределяются роли в семье?

Человек живёт в самых разных системах (к примеру, в социальной, политической, философской системе и пр.), зависит от них, прямо или косвенно подвергается их влиянию. Но, пожалуй, единственной системой, которая самым непосредственным и существенным образом влияет на человека с рождения и до глубокой старости, является его так называемая

Семья — это система взаимоотношений

В семье важны не только её члены сами по себе, но также отношения и связи между ними. Другими словами, для семьи имеет значение не только её структура, но и организация , которая зависит от способов взаимодействия её членов. Мало того, ни одно явление семейной жизни невозможно изучать и трактовать как отдельный элемент, но всегда только по отношению ко всей системе конкретной семьи.

Члены семьи обычно взаимосвязаны друг с другом очень крепкими узами . Эти связи гораздо более прочные, чем может на первый взгляд показаться. Влияние семьи происходит даже после удаления из неё: человек может покинуть семью, но это отдаление будет только «физическим», телесным. В психологическом и духовном плане он никогда не покинет ту семью, из которой ведётся его происхождение. С психосоциальной точки зрения человек всю свою жизнь составляет часть семьи, из которой вышел, а также той семьи, которую сам создал. Эта преемственность поколений называется родом .

Одной из отличительных черт, присущих семье как системе является тот факт, что брак и семейная жизнь, разумеется, ставят определённые ограничения на свободу каждого из членов семьи, но при этом и семья, в свою очередь, является ответственной перед каждым своим членом. Быть абсолютно «автономным» в семье невозможно, поскольку её члены находятся в постоянном физическом, социальном и психологическом взаимодействии, они зависят друг от друга, нуждаются друг в друге. В то же время, семья должна предоставить своим членам, во-первых, личное пространство , в котором им было бы уютно и комфортно, где они чувствовали бы себя свободными и могли отдохнуть и расслабиться, а во-вторых, уверенность в получении эмоционального тепла, защиты и поддержки , без которых человеку трудно созреть и проявить себя как личности.

Второе важнейшее качество семьи как системы — это её динамичность и изменчивость . Семья по природе своей не статична. Любое изменение, которое происходит с одним из членов семьи, напрямую влияет на всех остальных. Точно так же и перемена, произошедшая со всей семьёй в целом, влияет на каждого члена семьи по отдельности. Одним из видов таких изменений является изменение ролей членов семьи.

Семейные роли

Согласно социологическому определению, социальная роль — это совокупность образцов поведения, которую окружающие ожидают от человека. Каждый человек играет множество ролей, в зависимости от того социального окружения, в котором он живёт. С точки зрения социологии, роли делятся:

  • на относящиеся к «естественному статусу» (пол, возраст и, в целом, всё то, что относится к биологической сущности человека) и
  • те, которые относятся к его «приобретённому статусу» (например, профессия, членство в каком-либо клубе и пр.).

Вступая в брак, каждый человек получает новую роль, которая становится главенствующей по отношению к тем, что у него были до сих пор. Роли сына или дочери, тесно связанные с родительским домом, ослабляются, потому что дети выросли и теперь сами стали супругами . С рождением детей особенно важной становится родительская роль обоих супругов, которая имеет большое значение для нормальной семейной жизни.

Семья — это система, которая может правильно функционировать лишь в том случае, если каждый член семьи хорошо знает свою роль или же учится исполнять те роли, которые от него ждут другие люди. В «расширенной», традиционной семье младшие её члены узнают не только свою роль, но и роли многих других членов семьи.

Каждый человек в семье получает свою идентичность . Он осознаёт, кто он, что от него ждут другие люди, понимает, что бы он сам хотел получить от окружающих, как ему добиться признания сначала в рамках своей семьи, а потом и в обществе. Семья должна брать на себя основную задачу воспитания и социализации ребёнка . В то же время, в современных условиях, другие социальные институты — средства массовой информации, детский сад, школа и пр., — дают свои образцы поведения. С малых лет на детей может повлиять чуждый конкретной семье менталитет и представления о жизни. И, тем не менее, как бы ни влияло общество на представления человека о своей идентичности, именно в семье мальчик готовится стать мужчиной и отцом, а девочка — женщиной и матерью. Пример старших членов семьи помогает младшим получить идентичность своего пола и научиться играть соответствующие социальные роли.

В семье, как и в других социальных группах, имеет место взаимозависимость ролей , например отец-сын, мать-дочь, дедушка-внук. Без внуков не может быть дедушки, а без сына или дочери человек не может играть роль отца или матери.

Правильное распределение ролей и обязанностей между членами семьи помогает ей нормально функционировать. Очень важно, чтобы каждый член семьи хорошо знал свою роль, роли других, а также, чтобы его поведение соответствовало этому знанию. Ни одна роль не может быть отделённой и независимой от другой. Все роли каждого члена семьи соединяются со всеми ролями, которые играют другие члены. Насколько более чёткими являются границы каждой роли в представлениях всех членов семейства, настолько эффективнее люди могут общаться друг с другом, не оставляя при этом возможности для недоумений или попыток неправильно истолковать поведение человека в семье.

Отрицание или смешение ролей зачастую приводит к большим проблемам. К примеру, множество конфликтов между супругами происходит от того, что на другого члена семьи полностью возлагается ответственность, которая, по сути, является общей обязанностью. Семейные конфликты имеют своей подоплёкой тот факт, что люди не умеют — или не хотят — распределять семейные роли и хорошо исполнять их.

С течением времени происходит изменение представлений общества о той или иной семейной роли , также человек в течение своей жизни физически, психически и социально развивается, благодаря чему его социальные семейные роли меняются . Это ожидаемый и естественный процесс, который, впрочем, связан с рядом проблем и не всегда является положительным.

Немецкий философ и социолог Макс Хоркхаймер писал: «Идеальная современная мать планирует воспитание своего ребёнка почти по-научному, начиная со строго сбалансированного питания и заканчивая столь же строго определённым и рассчитанным количеством похвалы и наказания, что советуют все популярные книги по психологии. Поведение матери по отношению к ребёнку становится всё более рационалистическим, женщины воспринимают свою материнскую роль как профессию . Даже любовь становится средством педагогики. Спонтанность, естественная безграничная забота и материнское тепло по отношению к детям исчезают».

Современная «нуклеарная» семья возлагает на женщину — супругу и мать — ряд сложных и тяжёлых ролей, с которыми ей бывает не под силу справиться в одиночку. Мужчина — супруг и отец — начинает участвовать в различных работах по дому. В результате границы между ролями мужчины и женщины в ведении домашнего хозяйства всё менее заметны, хотя эта роль по-прежнему традиционно считается женской. Именно поэтому в семье при обсуждении проблем, связанных с обязанностями по дому, должны превалировать чувство ответственности и любовь мужчины.

Особое внимание хотелось бы обратить на роль отца в современной семье. Многие мужчины исполняют эту роль весьма «фрагментарно». Почему это происходит? Мужчина может слишком посвящать себя работе, в результате чего «теряется» семья. Или его не привлекает семейный досуг, отдых со всей семьёй. Возможно, он «убегает» из семьи из-за поведения супруги, каких-то семейных проблем, которые он не в состоянии или не хочет решать и пр. Иногда мужчина является инфантильным, он всё ещё считает себя частью родительской семьи, зависит от неё и не обладает личной «автономией». Плохие бытовые условия тоже могут стать причиной или поводом к стремлению мужчины находиться вне дома бо льшую часть своего времени, а значит, к неисполнению им своих обязанностей по отношению к семье.

В некоторых случаях члены семьи играют не те роли, которые, теоретически, должны были бы , но те, которые их вынуждают играть обстоятельства (например, работа маленьких детей, родительская роль дедушек и бабушек и т. п.). Когда на одного из детей в семье перекладывается часть родительской роли, то это может оказаться одновременно и необходимой помощью семье в определённых обстоятельствах, и началом больших психологических проблем между этим ребёнком и его братьями и сёстрами. Ребёнку, «исполняющему обязанности» матери или отца, придётся преодолевать зависть, нежелание слушаться, а иногда и ненависть других детей…

Ещё одной проблемой, связанной с переменой или смешением ролей, является общение с пожилыми людьми в семье . Общение внуков с дедушками и бабушками — необходимый и радостный аспект семейных взаимоотношений. В то же время, общение старших членов семьи с молодой супружеской парой обычно наполнено трениями и конфликтами.

Бабушки и дедушки, как самые старшие члены семьи, занимают сегодня почётное, хотя и не главное, место в семейной иерархии. И всё же зачастую их поведение трактуется членами семьи как не вполне адекватное и вызывает у их собственных детей чувство недоумения или раздражения. Чаще всего за такими действиями и подобной реакцией стои т опять же неумение каждого члена семьи грамотно распределить семейные роли или вовремя осознать и приспособиться к перемене своих ролей.

Одной из проблем изменения ролей в семье является так называемый «разрыв поколений» . В самом широком и древнем смысле олицетворяет собой извечную борьбу старого и нового. Естественно ожидать, что у детей будут собственные представления о мире и своём месте в обществе, которые отличаются от мнения старших. Пожалуй, этот конфликт можно назвать не «столкновением ролей», а «столкновением точек зрения» , имеющихся у каждого поколения. Родители и дети, похоже, смотрят на мир «с разных колоколен»:

РОДИТЕЛИ

ДЕТИ

1. Более консервативны. 1. Открыты всему новому.
2. Хранят традиции. 2. Изначально настроены против традиций.
3. Волнуются о будущем своих детей. 3. Их интересует настоящее.
4. Защитники традиционной нравственности. 4. Считают для себя возможной любую нравственность.
5. Более недоверчивы. 5. Доверчивые.
6. Им необходима, прежде всего, безопасность. 6. Их привлекают приключения и риск.
7. Стремятся к спокойствию и тишине. 7. Им нравится шум.
8. Научены опытом своей жизни. 8. Готовы на любой новый опыт.
9. Заботятся о порядке и пр. 9. Отличаются беззаботностью и безалаберностью.
10. Ограничивают себя религиозными ценностями. 10. Для них характерны вольность и распущенность.
11. Беспокоятся о том, «что скажет общество». 11. Им безразличен контроль со стороны общества.
12. Первоочередная задача — «семейная выгода», даже когда она достигается не вполне честным путём. 12. Не принимают бесчестных и неблагородных поступков.

Одна из миссий каждой семьи — помочь детям поставить свои цели в жизни и научить их быть настойчивыми в их достижении. Родители, которые не дают своим детям ничего, кроме денег и удовольствий, создают в них большую психологическую пустоту , особенно опасную в подростковом и постподростковом возрасте.