Удовлетворение и неудовлетворения человеческих потребностей. Большая энциклопедия нефти и газа

Большое внимание в отечественной литературе по социологии и психологии уделено анализу потребностей . Так Тарасенко выделил две группы потребностей: развитие и существование. А Подмарков выделял три группы: обеспечение, призвание и престиж. Но, как правило, установить полный спектр потребностей человека практически невозможно.

Важным аспектом анализа потребностей считается их иерархия. Условием возникновения духовных и интеллектуальных потребностей считается функционирование физиологических систем человека. Современные биологи и психологи рассматривают высшие социальные и духовные потребности как результат эволюции. Данные потребности, как правило, направлены на возможность человека приспособиться к окружающей среде, обеспечение устойчивости общества и обеспечение преемственности поколений. Многолетний опыт показывает, что иерархия потребностей считается преимущественно групповой и индивидуальной. Общим можно посчитать лишь удовлетворение потребностей существования. Поэтому получается, что во время квалификации потребностей должен учитываться их вид и уровень удовлетворения.

Получается так, что известные схемы классификации потребностей не учитывают:

Индивидуального различия по иерархии, составу и значимости потребностей человека.
- всего диапазона человеческих потребностей.
- уровень удовлетворения потребностей человека.
- зависимость потребностей от целей и жизненных ценностей человека.

Для того чтобы учесть все выше перечисленные факторы, нужно прежде всего поделить потребности на 2 вида. Это: потребности в существовании и потребности в достижении цели.

Выделяются несколько уровней удовлетворения потребностей в существование: минимальный, базовый и уровень роскоши.

Минимальный уровень удовлетворения потребностей в существовании обеспечивает выживание человеческого организма.

Базовый обеспечивает возможность появления духовных и значимых интеллектуальных потребностей. Этот уровень можно определить как объективно, так и субъективно. В первом случаи критерием для достижения данного уровня считается время, в котором человек занят мыслями удовлетворения своих потребностей в еде, одежде, безопасности и жилище. Это время не должно быть больше времени бодрствования человека.

Уровень роскоши считается такой, который удовлетворяет потребности существования намного выше базового уровня. На этом уровне человек живет, для того чтобы есть, а не ест, для того чтобы жить.

У многих людей уровень удовлетворения физиологических потребностей влияет на структуру социальных, духовных и интеллектуальных потребностей. Таким образом, получается, что после достижения базового уровня формируются потребности достижения жизненных целей . Их можно разделить на 4 группы:

Материальные блага для человека и семьи в целом;
- слава и власть;
- творчество и знания;
- духовное совершенствование.

Структура потребностей человека может меняться на протяжении всей его жизни. И чем ниже нормативно-субъективный уровень удовлетворения, тем больше вероятность того, что после его достижения этого уровня удовлетворения будут доминировать духовные и интеллектуальные потребности.

Основные отличия в предложенной структуре потребностей человека состоит в следующем:

Потребности человека делятся на два вида. Это: достижение цели и существование.
- к потребностям существования относятся: безопасности, физиология, причастность. К потребностям достижения цели относят: власть и слава, материальные блага, творчество и знание, а также духовное совершенствование.
- существуют 3 уровня удовлетворения потребностей существования. Это: минимальный, базовый и уровень роскоши.
- потребности достижения целей формируются после того как был достигнут базовый уровень удовлетворения потребности существования.
- базовые уровни удовлетворения потребностей в существовании могут иметь индивидуальные развития.

Потребности, их классификация и роль в профессиональной деятельности

2. Классификация потребностей, основные уровни удовлетворения потребностей

Очень много публикаций посвящено классификации потребностей. В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу. Абрахам Маслоу (1908--1970) -- видный американский психолог, основатель гуманистической психологии. Он выделяет пять групп потребностей:

физиологические - желание регулярно и качественно питаться;

потребности безопасности - стремление к предотвращению опасных изменений;

потребности причастности (к коллективу, обществу) - стремление к установлению дружеских отношений;

потребности признания и самореализации (самовыражения) - желание занимать определенное положение в коллективе.

Эти группы составляют иерархическую структуру, т.е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены.

В классификации К. Альдерфера Клейтон Альдерфер - социолог, психолог, создатель ERG теории (теория мотивации в соответствии с которой выделяется три группы потребностей: потребности существования (Existence), отношений (Relatedness) и личностного роста (Growth). выделяется три группы потребностей:

существования;

Потребности существования соответствуют первым двум группам потребностей Маслоу, потребности связи - третьей и четвертой группам; потребности роста - пятой группе. Данная схема, как и схема Маслоу, имеет иерархическую структуру.

Д. МакКлелланд Макклелланд, Дэвид Клэренс (1917-1998)- американский социолог, психолог, известный своими работами в области потребностей и мотивации). выделяет потребности достижения, соучастия и власти. Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека.

Одной из наиболее известных является двухфакторная теория потребностей Ф. Герцберга Фридерик Герцберг - социальный психолог, специализирующийся на проблемах труда и деятельности компаний. . Согласно этой теории все факторы, определяющие поведение человека на предприятии, можно разделить на две группы:

гигиенические;

мотивирующие.

К первым Герцберг предлагал относить санитарно-гигиенические условия труда, обеспечение физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности и уверенности в будущем. Мотивирующие факторы соотнесены с потребностями самовыражения и развития.

При классификации потребностей, как и при любой другой классификации, должно прежде всего соблюдаться требование полноты. Это означает, что каждый элемент анализируемого множества должен быть отнесен к той или иной группе. В рассматриваемой задаче выполнение этого условия затруднено тем, что полный перечень потребностей человека установить практически невозможно.

В соответствии с изложенными принципами можно выделить следующие большие группы потребностей:

1. Базовые потребности: это всеобщие потребности, присущие всем людям. К базовым потребностям относятся: биологические, материальные, социальные, духовные потребности.

Биологические (естественные) потребности - то всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма, нормального функционирования человеческого тела: потребности питания и выделения, потребности расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой.

Материальными мы называем потребности в средствах и условиях удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей. Среди многообразия этих потребностей Маркс выделял три потребности: в пище, жилище и одежде. Норма материальных потребностей определяется существующим в стране уровнем развития материального производства, наличием в нем природных ресурсов, положением человека в обществе, видом деятельности. Следует подчеркнуть, что материальные потребности не безграничны. Они количественно определены для каждой страны, каждого региона, каждой семьи и выражаются в таких понятиях, как "продовольственная корзина", "прожиточный минимум" и др.

Социальные потребности.

В отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако, непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества. Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, мы будем классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям:

1) потребности для других;

2) потребности для себя;

3) потребности вместе с другими.

1. Потребности для других - это потребности, выражающие родовую сущность человека. Это - потребность общения, потребность защиты слабого. Наиболее концентрировано потребность "для других" выражается в альтруизме - в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность "для других" реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип "для себя".

2. Потребность "для себя": потребность самоутверждения в обществе, потребность самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т.д. Потребности "для себя" потому называются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями "для других", и только через них могут быть реализованы.

3. Потребности "вместе с другими". Группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, потребность свободы, потребность обуздания агрессора, потребность мира, потребность смены политического режима.

1. Духовные потребности.

Как мы отмечали выше, любая потребность характеризуется направленностью на какой-либо предмет, побуждает человека к овладению этим предметом. Предметом духовной потребности является духовность. Духовность - это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Культура - субстанция духовности, в ней - квинтэссенция духовного опыта человечества. Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.

2. Ценностно-ориентированные потребности.

Основанием для выделения этой группы потребностей является классификация потребностей по критериям их гуманистической и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоническом развитии личности.

По этим критериям можно выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и разрушительные потребности.

Разумные потребности - это потребности, удовлетворение которых способствует нормальному функционированию человеческого организма, росту престижа личности в обществе, ее гуманному развитию, гуманизации всех сторон общественной жизни. Можно выделить следующие критерии разумных потребностей.

Неразумные потребности - такая группа потребностей, которые создают тупиковые ситуации в функционировании человеческого организма, в развитии личности, наносят ущерб интересам общества, а в случае их массовости приводят к деградации человеческого общества, и дегуманизации всех общественных отношений. Диапазон неразумных потребностей чрезвычайно широк: от табакокурения до употребления наркотиков. Извращенными (вредоносными) называют те из неразумных потребностей, которые в случае их удовлетворения приводят не только к разрушению и циничному попранию моральных и правовых норм человеческого общежития, но и в своих крайних проявлениях способствуют деградации человеческой природы и тупиковому состоянию развития рода "человек". Наконец, последняя из групп ценностно-ориентированных потребностей - истинные и ложные потребности.

Вот как определяет ложные потребности известный немецкий философ Г. Маркузе Герберт Маркузе (1898-1979) - немецкий и американский философ и социолог, представитель Франкфуртской школы неомарксизма. в своей книге "Одномерный человек": "Ложными" являются те, которые навязываются индивиду особыми социальными интересами в процессе его подавления: это потребности, закрепляющие тягостный труд, агрессивность, нищету и несправедливость. Их утоление может приносить значительное удовлетворение индивиду, но это не то счастье, которое следует оберегать и защищать, поскольку оно сковывает развитие способности распознавать недуг целого и находить пути к его излечению. В результате - эйфория в условиях несчастья. Но какие потребности Маркузе называет истинными потребностями?"Безоговорочное право на удовлетворение имеют только первостепенные потребности, - пишет Г. Маркузе, - питание, одежда, жилье в соответствии с достигнутым уровнем культуры. Их удовлетворение является предпосылкой удовлетворения всех потребностей как не сублимированных, так и сублимированных". И дальше: "Оптимальной задачей остается вытеснение ложных потребностей истинными и отказ от репрессивного удовлетворения".

Хотя определение названной группы потребностей трудно отнести к абсолютно верным, оно, тем не менее, играют определенную роль в ориентации индивида в сложных хитросплетениях вкусов, потребностей, настроений. В практической жизни нет устойчивой субординации в иерархии потребностей. В зависимости от условий и жизненных обстоятельств на первое место выходит то биологическая, то материальная, то духовная потребность.

Можно выделить следующие основные уровни удовлетворения потребностей существования: минимальный, базовый, уровень роскоши.

Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека.

Базовый (нормальный) уровень обеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Этот уровень может быть определен как субъективно, так и объективно. В первом случае критерием достижения базового уровня считается время, которое человек занят мыслями об удовлетворении потребностей в пище, одежде, жилище и безопасности. Целесообразно исходить из того, что это время не должно превышать половины времени бодрствования. Объективной оценкой базового уровня может быть потребительский бюджет, который эксперты считают необходимым для различных видов деятельности. В частности, труд шахтеров относится к числу наиболее интенсивных и опасных. Поэтому затраты на питание и отдых у шахтеров объективно больше, чем у конторского персонала.

Возможности и потребности человека

Потребности -- форма связи организма с внешним миром и источник его активности. Именно потребности, являясь внутренними сущностными силами организма, побуждают его к разным формам активности (деятельности)...

Особенности манипулятивного общения

Общепризнанна следующая классификация потребностей человека, предложенная А. Маслоу. · Физиологические потребности · Потребность в безопасности · Потребность принадлежать какой-то общности · Потребность в уважении...

Понятие и природа человеческих потребностей

Когда мы переходим к более детальному рассмотрению потребностей, это, прежде всего, относится к человеческим потребностям, трудности открываются уже при попытках классификации потребностей. Они многообразны и очень изменчивы...

Потребности как движущий фактор активности

Абрахам Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Он описал человека как «желающее существо», который редко достигает состояние полного...

Потребности личности

Выделяют две основные функции потребностей личности: сигнальную и побуждающую. Первая состоит в том, что возникновение потребности сигнализирует человеку о появлении дефицита, изменении состояния (физического или психического)...

Психологическая характеристика личности. Потребности и мотивы

Как в отечественной, так и в зарубежной психологии личности существует множество классификаций потребностей. Предыдущий анализ сущности потребности, выявивший неоднозначность подходов, объясняет и множество классификаций потребностей...

Психология и педагогика

Мотив - это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы...

Роль природной и социальной сферы в формировании потребностей человека

Потребности человека в широком понимании этого термина есть необходимость в чем-либо для поддержания жизнедеятельности организма человека (развития, здоровья, активного творчества, воспроизводства) и удовлетворения его интересов...

Факторы, определяющие потребности общения взрослых людей в социальных сетях

Человеческие потребности

Формирование человеческих потребностей в онтогенезе - развитие форм интенциональности деятельности - за счет присвоения новых общественно выработанных предметов, с которыми происходит связывание биологических потребностей...

(60)

В статье подробно рассматриваются потребности человека на примере знаменитой пирамиды Абрахама Маслоу. Детально расписаны все ступени становления потребностей.

В основе мотивов лежат потребности — состояния, которые возникают у человека, когда он нуждается в чем-то, необходимом для его существования. Таким образом, потребности являются источником активности индивида. Человек — существо желающее, и вряд ли в реальности можно представить себе ситуацию, когда все потребности удовлетворены полностью: едва человек обретает нечто, в чем нуждался, как тут же на первый план выходит новая потребность.

Пожалуй, наиболее известной теорией потребностей в психологии является концепция Абрахама Маслоу . Он не только создал классификацию потребностей, но и предположил, что у любого человека они имеют определенную иерархию: есть потребности базовые, есть более высокие. Все люди па земле испытывают потребности всех уровней, причем действует следующий закон: базовые потребности являются доминирующими, и потребности более высокого уровня могут «заявить о себе» и стать мотивами поведения только при том условии, что удовлетворены потребности «нижележащие».

Знаменитая -«пирамида Маслоу» выглядит следующим образом:

Как мы видим, в основании пирамиды лежат самые базовые потребности — физиологические. За ними следуют потребности безопасности, удовлетворение которых обеспечивает человеку выживание и ощущение постоянства, стабильности его жизненных условий. Можно сказать, что до тех пор, пока все эти потребности не удовлетворены, человек человеку — волк: основными мотивами поведения являются те, что направлены на выживание. Когда же человек получает все необходимое для обеспечения своего физического благополучия, у него появляется возможность ощутить потребности более высокого уровня: он испытывает нужду в объединении с себе подобными, проявляется потребность в принадлежности и любви — в том, чтобы другие люди признали его «своим».

Удовлетворение потребностей этого уровня дает «зеленый свет» следующим в иерархии — потребностям самоуважения: человеку недостаточно быть сытым, одетым, защищенным от внешних угроз и одиночества — ему необходимо чувствовать себя «достойным», знать, что он в чем-то достоин уважения. Наконец, на самом верху пирамиды находятся потребности в самоактуализации, то есть в раскрытии своего потенциала: А. Маслоу объяснял эго как потребность «стать тем, кем ты являешься».

Предполагается, что все эти потребности являются врожденными и общими для всех и каждого. В то же время очевидно, что люди очень различаются друг от друга но своей мотивации. По самым разным причинам далеко не всем удается подняться на самую вершину пирамиды: многие люди на протяжении всей жизни не осознают отчетливо собственной потребности в самоактуализации, увлеченные бесконечным удовлетворением потребностей на более низких уровнях.

Пренебрежение своими высшими потребностями тем не менее вызывает неосознаваемый, но существенный дискомфорт: причина его человеку неясна, и все-таки, сколько бы очевидных своих потребностей он не насыщал, чего-то ему все равно не хватает для достижения душевной гармонии.

Таким образом, чем выше человек поднимается в иерархии своих потребностей, то есть чем в более высоких потребностях отдает себе отчет и стремится их удовлетворить, тем ярче проявляются его индивидуальность, истинно человеческие качества, и тем прочнее его душевное здоровье.

Всем нам известны примеры нарушения описанной выше последовательности в удовлетворении потребностей. Наверное, если бы высшие духовные потребности испытывали только сытые, физически здоровые, находящиеся в полной безопасности люди, само понятие человечности утратило бы смысл. Достаточно вспомнить блокадный Ленинград, в котором в условиях жесточайшего неудовлетворения всех базовых потребностей находились люди — и немало людей! — способные писать картины, поэмы и симфонии, проявлять постоянную деятельную заботу о близких и незнакомых — всегда в ущерб собственным потребностям, — чтобы убедиться: теория иерархической организации потребностей полна исключений.

Это, впрочем, признавал и ее создатель, отмечая, что всегда существуют на свете люди, чьи идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод, жажду и другие лишения, вплоть до готовности умереть, ради сохранения этих идеалов. Маслоу полагал, что в силу определенных особенностей биографии человек может сформировать и собственную иерархию потребностей, в которой, например, стремление к самоуважению окажется сильнее, нежели потребность в любви и принятии со стороны других людей.

Важно еще уточнить, что никогда потребности не удовлетворяются по принципу «все или ничего»: если бы это было так, то физиологические потребности насыщались бы в какой-то момент раз и навсегда, и человек переходил бы на следующий уровень пирамиды, никогда больше не возвращаясь ниже. Не нужно доказывать, что дело обстоит совсем не так.

Поведение людей всегда мотивировано потребностями уровней: действуя под влиянием стремления к самоуважению, мы не перестаем испытывать голод и жажду, нужду в защищенности и хорошем отношении окружающих. Какие-то наши потребности удовлетворяются в большей степени, какие-то в меньшей — во всем этом сложном переплетении и заключена мотивация в целом.

Рассмотрим подробно каждый из уровней пирамиды.

Физиологические потребности

На самом нижнем уровне пирамиды располагаются потребности, обеспечивающие физическое выживание индивида. Соответственно, они являются наиболее неотложными и обладают самой мощной побудительной силой. Они должны быть удовлетворены хотя бы минимально, чтобы человек имел возможность ощутить потребности более высоких уровней.

К физиологическим относятся потребности в:

1. пище и питье;

2. кислороде;

3. сне;

4. защите от экстремальных температур;

5. физической активности;

6. сенсорной стимуляции.

К сожалению, история рода человеческого изобилует свидетельствами о том, как именно ведут себя люди в условиях неудовлетворения физиологических потребностей: какое бы тысячелетие не стояло на дворе, всегда здесь и там, по тем или иным причинам, кто-то выживает, будучи лишен самого необходимого. И для многих людей мотивы, связанные с насыщением базовых потребностей, остаются ведущими.

Впрочем, мы уже упомянули очевидный факт: физиологические потребности нельзя удовлетворить раз и навсегда, они мотивируют наше поведение постоянно, просто при своевременном реагировании на них они не становятся доминирующими: человек выспался, поел — и переключился на более важные дела.

Но влияние физиологических потребностей прослеживается в нашем поведении всегда — и вовсе не только в условиях жестокого кризиса, серьезной угрозы выживанию. Просто человеческий организм всегда стремится к поддержанию стабильного состояния: постоянной температуры тела, постоянного содержания в крови необходимых питательных веществ и кислорода и т. д. Поддержание этого постоянства называется гомеостазом. Этот самый гомеостаз нередко определяет наше поведение, в то время как мы ищем какие-то более сложные психологические объяснения собственным поступкам.

Один из типичных примеров — неудачные попытки многих женщин похудеть, соблюдая диету. Очень часто события развиваются по хорошо известному сценарию: вы садитесь на самую модную и эффективную диету, старательно придерживаетесь всех рекомендаций и довольно скоро начинаете радоваться результатам: лишние килограммы уходят. Но почему-то счастье оказывается недолгим — аппетит усиливается даже по сравнению с «додиетическим», желание есть становится просто непреодолимым. И довольно быстро возвращаются все утраченные килограммы. Ученые полагают, что у любого организма имеется своя «точка равновесия» — оптимальный вес (который женщины зачастую считают «избыточным»). Соблюдение диеты может привести к тому, что вес упадет ниже этой точки равновесия, и организм неизбежно будет стремиться к возвращению в нормальное состояние. В этом случае поведение человека будет определяться потребностями гомеостаза — а вовсе не «слабоволием», «потаканием собственным слабостям» и т. д.

Другая физиологическая потребность, сильно влияющая на поведение, — потребность в сенсорной стимуляции, то есть в чувственных ощущениях. Эта потребность в раздражителях выражена у людей очень по-разному. Психологи выделяют два типа личности в зависимости от потребности в ощущениях: типы «Т» и «t».

Люди, принадлежащие к Т-типу, нуждаются в острых ощущениях, риске, сильных переживаниях: это любители экстремальных аттракционов и видов спорта, искатели приключений, сильных эмоций, предпочитающие опасности и конфликты безмятежному существованию. Люди t-типa обладают низкой потребностью в стимуляции: они комфортно чувствуют себя в стабильных условиях, предпочитают покой, очень тяжело переносят воздействие даже несильных раздражителей.

Большинство людей принадлежит к «золотой середине», то есть не нуждается в очень сильной чувственной стимуляции, но и не реагирует болезненно на любые стимулы внешнего мира.

Особенно важно уделять внимание развитию детей с ярко выраженной принадлежностью к одному из крайних типов. Дети t-типа требуют особенно бережного отношения, их бессмысленно и вредно приучать быть «смелыми», «отважными», «более открытыми». Следует избегать шумных многолюдных мероприятий, любых ситуаций, богатых стимулами (детские праздники со множеством участников и порой довольно назойливых аниматоров, аквапарки и парки аттракционов, всевозможные световые и музыкальные шоу, даже «прогулки» по торговым центрам). Навязчивое желание «окунуть» такого ребенка «в жизнь» наверняка приведет к быстрому развитию невроза.

Не менее важен грамотный подход и к ребенку Т-типа. Здесь важно как можно раньше выявить склонность к риску и подобрать ребенку занятие, позволяющее направлять эту склонность в конструктивное, а главное — безопасное русло. Это могут быть активные виды спорта, театральные студии и т. п. При благоприятных условиях дети Т-типа проявляют заметную творческую одаренность, но отсутствие правильного руководства их побуждениями может уже к подростковому возрасту привести к очень нежелательным последствиям: социально отклоняющемуся поведению, употреблению психоактивных веществ и др.

Потребности безопасности и защиты

Следующий уровень витальных (то есть жизненно важных, обеспечивающих выживание) потребностей — это потребности безопасности и защиты, потребности в:

1. свободе от угрозы (внешнего негативного воздействия, болезни, страха, хаоса);

2. стабильности, организации, порядке;

3. предсказуемости событий.

Можно сказать, что если физиологические потребности связаны с выживанием организма в каждый конкретный момент, то потребности безопасности обеспечивают долговременное выживание индивида.

Конечно, заметнее всего эти потребности выражены у наиболее беспомощных люден — прежде всего, очень маленьких детей. Мы уже обсуждали значение того факта, что человеческий детеныш после рождения целиком зависит от заботящихся о нем взрослых. Эта уязвимость и объясняет тот факт, что поведение и развитие маленького ребенка в огромной степени определяется именно тем, насколько полно удовлетворяются его потребности в защите и безопасности.

Речь идет не просто об элементарном уходе за младенцем — этот уход обеспечивает насыщение физиологических потребностей, но ребенку необходимо гораздо больше, чем своевременное кормление, тепло и физический комфорт. Психологи говорят, что маленькие дети — ярко выраженные конформисты, то есть приверженцы определенного порядка. Изменения в режиме, в окружающей обстановке они обычно воспринимают негативно, предпочитая держаться привычного порядка вещей.

Исследования показывают, что соблюдение режима (путь не очень жесткого, но все же постоянного) благотворно влияет на развитие и психическое состояние малыша: если же сон, кормление, прогулки происходят «вне графика», то у ребенка развиваются тревожность, недоверчивость, нарушения поведения. Его мир непредсказуем, то есть страдает одна из базовых потребностей — потребность в безопасности, не формируется уверенность в том, что мир надежен и в нем можно ориентироваться, справляться с его требованиями.

Потребности этого уровня влияют и на поведение взрослых людей: мы стремимся иметь надежную работу со стабильной заработной платой, откладываем деньги «на всякий случай», страхуем квартиры и здоровье, ставим прочные замки и решетки на окна, постоянно пытаемся составить какие-то прогнозы па будущее.

По мнению многих ученых, в значительной степени именно этими потребностями объясняется и наличие системы религиозных или философских убеждений человека: вера в высшие силы, к которым можно обращаться за помощью и покровительством, также дает человеку более прочное чувство безопасности и защищенности.

Потребности принадлежности и любви

Следующий уровень в пирамиде Маслоу — потребности принадлежности и любви — связан со стремлением человека избежать одиночества, быть принятым в сообщество людей. Мотивы этого рода становятся доминирующими, когда удовлетворены витальные потребности предыдущих двух уровней.

Очень многое в нашем поведении определяется этими потребностями: для нас жизненно важно чувствовать себя включенными в отношения между людьми, быть «одним из» — идет ли речь о семье, дружеском или профессиональном круге или обществе в целом. Маленькому ребенку любовь необходима так же, как удовлетворение физиологических нужд и ощущение безопасности.

Особенно ярко проявляются потребности принадлежности и любви в подростковом возрасте: в этот период мотивы, вырастающие из этих потребностей, становятся ведущими. Психологи говорят о типичных чертах подросткового поведения: основной деятельностью в этом возрасте является общение со сверстниками, также характерны поиски авторитетного взрослого (учителя, наставника, лидера). Подростки страстно желают быть «как все» (хотя под «всеми» разные дети подразумевают разное): отсюда — сильная подверженность моде, принадлежность к той или иной субкультуре (это могут быть рокеры, байкеры, экстремалы, пацифисты или, наоборот, националистические группировки и т. д.).

Если подросток увлекается каким-то музыкальным направлением, основным мотивом является не столько любовь именно к такой музыке, сколько принадлежность к фанатам конкретной группы или певца; если занимается каким-то видом спорта (или вообще какой-то «внешкольной» деятельностью) — то опять-таки в фокусе его интересов обычно не столько занятия как таковые, сколько то, что они являются совместными, объединяют его с другими молодыми людьми.

По мере взросления потребности принадлежности и любви фокусируются на более избирательных, но и более глубоких отношениях: они подталкивают людей к построению семьи, более важным становится не количество связей, а их качество, глубина. У взрослых людей обычно не так много друзей, как у подростков, но это уже по-настоящему близкие люди, связи с которыми очень важны для душевного благополучия.

Потребности принадлежности, принятия в разной степени выражены у разных людей: кто-то и в зрелые годы стремится поддерживать очень широкий круг общения, кому-то достаточно двух-трех очень близких привязанностей. Желая изучить различия в потребности принадлежности, американские психологи Краун и Марлоу разработали и провели любопытный эксперимент.

С помощью специально составленного теста для измерения потребности в социальном одобрении они разделили испытуемых на две группы. Затем участникам каждой группы было дано задание, сложить в коробку двенадцать катушек, причем требовалось брать их строго по одной. После этого от испытуемых требовали высыпать катушки из коробки и вновь собрать их. Участники эксперимента с низкими и средними баллами по тесту нужды в социальном одобрении сочли это задание весьма скучным и бессмысленным (каковым оно, конечно, и являлось!).

А вот люди, обладающие сильно выраженной потребностью в одобрении, не только оценили это задание как интересное и важное, но и уверяли, что данный эксперимент позволил им научиться чему-то и наверняка принесет пользу науке.

Люди с высокой потребностью в принятии и социальном одобрении вполне узнаваемы: их конформизм, то есть приверженность общепринятым нормам, заметен и в манере поведения, и в готовности следовать правилам — при этом они действуют не вынужденно, но с искренним энтузиазмом. Часто они не просто одеваются и причесываются «как все», но стараются и внешне подчеркнуть принадлежность к какой-то группе. Вспомним «форму» футбольных болельщиков: шарфы и прочие аксессуары «командных» расцветок — вовсе не свидетельство большой любви к спорту, но знак единства, объединяющий символ для всех «фанатов».

Очень активно эксплуатируется потребность в принадлежности создателями рекламы. Персонаж, не принимаемый обществом, имеет перхоть и редкие волосы, неприятный запах изо рта, прыщи и кариес, он одинок и растерян. Но стоит ему приобрести все рекламируемые средства, как он превращается в популярного и общительного человека, «свежее дыхание» облегчает ему взаимоотношения с окружающими, а «густая шевелюра» обеспечивает успех у противоположного пола. Недаром рекламные ролики изобилуют призывами вроде «Вливайся!», «Присоединяйся!», «Участвуй!»

В современной жизни люди достаточно разобщены, несмотря на развитие всевозможных виртуальных средств общения. Сегодня мы не чувствуем себя членами общины — в лучшем случае, наша принадлежность ограничивается семьей из трех поколений, но многие лишены и этого. Неудовлетворенность потребности в принадлежности приводит к самым различным психологическим нарушениям. При этом часто люди, с детства испытывавшие нехватку близости, в зрелом возрасте испытывают сильный страх перед ней. С одной стороны, они очень нуждаются в близких отношениях, с другой — невротически избегают их, опасаясь утратить свою целостность.

А. Маслоу выделил два возможных типа любви (подразумевая под ней не только любовь между мужчиной и женщиной, хотя, прежде всего ее, но и другие очень тесные, интимные отношения — между родителями и детьми, ближайшими друзьями):

1. Дефицитарная любовь (Д-любовь) — стремление восполнить нехватку чего-то жизненно важного. Источник такого рода любви — неудовлетворенные потребности: в защите, самоуважении, принятии. Это эгоистичная любовь, мотивированная заполнением внутренних лакун, заставляющая человека только брать, но не отдавать. Увы, очень часто в основе отношений между людьми — в том числе и длительных, например, супружеских — лежит именно дефицитарная любовь: участники такого союза могут прожить вместе всю жизнь, но в их отношениях многое определяется внутренним голодом. Отсюда зависимость, ревность, страх потерять и желание подчинить, постоянные попытки «перетянуть одеяло на себя», подавить и подчинить партнера, чтобы теснее привязать его к себе.

2. Бытийная любовь (Б-любовь) — чувство, основанное на признании безусловной ценности другого, не за какие-то его заслуги или качества, а просто потому, что он есть. Конечно, бытийная любовь тоже удовлетворяет наши потребности в принятии, но в ней нет компонента собственничества, стремления отнять у другого то, в чем нуждаешься сам. Человек, способный испытывать бытийную любовь, не старается переделать, исправить, изменить партнера, но лишь поощряет в нем все лучшее, поддерживает в нем стремление к росту. Маслоу описывал Б-любовь как здоровые, нежные отношения между людьми, основанные на взаимном уважении, доверии и восхищении.

Говоря о возможности такого сложного и редкого чувства, как бытийная, то есть не эгоистичная и не собственническая любовь, А. Маслоу описывал ее так: «Можно упиваться картиной, не воруя ее из музея, наслаждаться розой, не срывая ее с куста, восхищаться младенцем, не похищая его у матери, слушать песни соловья, не сажая его в клетку. Но точно так же можно любоваться и наслаждаться другим человеком, не утверждая над ним своего владычества».

Потребности самоуважения

Хотя этот уровень обозначен как потребности самоуважения, А. Маслоу выделял здесь два типа потребностей: нужда в самоуважении и нужда в уважении со стороны других людей. Впрочем, они сильно зависят друг от друга, и разделить их подчас бывает трудно. Тем не менее можно уточнить, что к первому типу потребностей относятся потребности в:

1. ощущении своей компетентности;

2. уверенности;

3. достижениях;

4. независимости и свободе в принятии решений.

5. Ко второму типу потребностей можно отнести потребности в:

6. престиже;

7. признании;

8. статусе;

9. репутации;

10. принятии.

Потребность в самоуважении — это стремление человека знать, что он способен справляться с встающими перед ним задачами и требованиями, испытывать чувство, что он является личностью. Потребность в уважении со стороны других — это желание быть уверенным, что окружающие люди признают и ценят то, что мы делаем.

Если эти потребности не удовлетворяются, возникает чувство неполноценности, зависимости и слабости, бессмысленности собственного существования. Чем сильнее эти переживания, тем слабее способность человека в реальности действовать эффективно — один из многих психологических порочных кругов, в которые можно попасть из-за дефицита в удовлетворении тех или иных потребностей.

Очень важный момент: самоуважение является здоровым и обеспечивает психологическую устойчивость только тогда, когда в его основе лежит действительное уважение со стороны других людей, а не лесть, жалость, статус и положение в обществе.

Отношение к нам окружающих хотя и зависит от наших качеств и поступков, но отнюдь не абсолютно; слишком многое в нем вызвано факторами, которыми мы не можем управлять. Проще говоря, это отношение определяем не только (и даже не столько) мы сами, но и личные особенности других людей, принятые в обществе стереотипы, самые разные влияния внешней ситуации. Поэтому весьма опасно строить свое самоуважение преимущественно на оценке других людей.

Потребность в уважении зависит от возраста человека: предполагается, что сильнее всего она выражена у молодых людей (которые только-только сформировались как личность, еще находятся в поисках своей профессиональной ниши, налаживают семейные отношения), а в зрелые годы становится менее интенсивной. Психологи объясняют это двумя причинами.

Во-первых, взрослый человек уже имеет достаточно реалистичную оценку своей настоящей значимости и ценности, основанную на жизненном опыте. Во-вторых, в большинстве случаен к зрелым годам люди уже приобретают опыт уважения, имеют некоторую уверенность в своих способностях и качествах — и потому потребности самоуважения хотя и не исчезают полностью, но перестают быть доминирующими: статус более или менее утвержден, знания о собственных возможностях и потенциале имеются, и открывается путь для более высоких потребностей — потребностей в самоактуализации (см. ниже).

Одна из самых распространенных и влиятельных потребностей этого уровня — потребность в достижениях, которой в западном обществе придается огромное значение. Сильно развитая потребность в достижениях считается одним из ключевых факторов жизненного успеха.

Люди с высокой потребностью в достижениях предпочитают задачи, решение которых требует усилий, — но важно, чтобы задача в принципе была решаема, то есть удовлетворение приносит не сам процесс решения, а достигнутый результат. Для этих людей важно иметь возможность самостоятельно планировать свою работу, ставить цели и задачи, полагаться при их решении на собственные силы, а не указания вышестоящих лиц.

Поскольку потребность в достижении относится к уровню самоуважения и уважения другими людьми, основным мотивом здесь является не столько практический результат деятельности (например, материальное вознаграждение), сколько получение одобрения со стороны окружающих. Люди, мотивированные на успех и достижения, могут работать и на «голом энтузиазме», если только их труд будет оценен, сами они получат столь необходимое им признание.

С сильно выраженной потребностью в достижениях тесно связана мотивация на успех, в то время как люди, менее стремящиеся к достижениям, часто предпочитают действовать, исходя из стремления избежать неудачи.

Особенности потребности в достижении закладываются в детстве, под влиянием родительских установок. Если родители сами обладают этой потребностью, они, как правило, требуют самостоятельности и инициативности от своих детей. Те же, кто имеет слабую потребность в достижениях, склонны чрезмерно опекать детей, предоставлять им меньше свободы, и в результате дети вырастают менее уверенными в себе и своих силах, предпочитают полагаться на руководство, авторитеты, нежели принимать собственные решения и брать ответственность на себя.

Потребность в достижениях может быть и искаженной: желая получить уважение, одобрение, признание со стороны окружающих, человек тем не менее не готов прикладывать усилия для воплощения этих желаний. Всеобщая гонка за достижениями часто «заражает» людей, не обладающих необходимым запасом энергии и уверенности в себе. Нередко люди относят к своим достижениям то, что на самом деле является лишь игрой случая — например, выигрыш в азартной игре.

Такого рода успех создает иллюзию повышения статуса, позволяет человеку почувствовать себя «состоятельным». Так что одним из ведущих мотивов азартного поведения является отнюдь не жажда материального обогащения, как принято думать, и не стремление к риску, а именно искаженная потребность быть признанным, заслужить уважение других.

Потребности самоактуализации

Наконец, высший уровень в пирамиде — потребности самоактуализации — Маслоу определил как стремление человека стать тем, кем он может стать: «Музыканты играют музыку, художники рисуют, поэты сочиняют стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут стать. Они должны быть преданны своей природе».

Не следует думать, что самоактуализация возможна только для художественно одаренных людей — художников, музыкантов и т. п. Свой творческий и личностный потенциал есть у каждого. Каждый человек имеет свое призвание, и потребность в самоактуализации означает желание найти в себе это призвание и добиться возможности заниматься именно этим, любимым делом. Пути и формы самоактуализации очень разнообразны, и именно на этом, высшем уровне потребностей, мотивация и поведение людей наиболее индивидуальны и уникальны.

Маслоу утверждал, что стремление максимально реализовать свои возможности в принципе присуще всем людям. Тем не менее людей, руководимых именно этими потребностями, то есть тех, кого ученый называл самоактуализирующимися, очень и очень немного (согласно оценке Маслоу, проводившего специальное исследование, таковых не более 1% от всего населения). Почему же потребности, заложенные в психику каждого человека, становятся побудительными стимулами столь редко?

Маслоу указывал на три причины такого неблагоприятного положения:

1. Незнание о своих возможностях и непонимание пользы самосовершенствования (сомнения в собственных способностях, страх успеха).

2. Давление социальных и культурных стереотипов (потенциал человека может идти вразрез с тем, чего требует от него общество в целом или ближайшее окружение: например, стереотипы «мужественности» и «женственности» могут помешать юноше стать талантливым танцором или визажистом, а девушке — достичь успехов в какой-нибудь «неженской» профессии).

3. Противодействие потребностей безопасности (процессы самоактуализации требуют порой совершения рискованных поступков, действия без гарантии успеха, готовности приобретать новый опыт).

Каковы же люди, руководствующиеся в жизни потребностями этого уровня? Для подробного знакомства с темой мы рекомендуем познакомиться с работами самого А. Маслоу, собравшего множество «портретов» самоактуализирующихся людей и весьма ярко описавшего их.

Мы же ограничимся кратким перечислением тех качеств, которые свойственны этим «лучшим представителям» человеческого общества.

1. Более качественное понимание реальности — умение видеть действительность такой, какова она есть, а не такой, какой хотелось бы ее видеть.

2. Принятие себя, других людей и природы — свобода от чрезмерного давления стыда, тревоги, чувства вины, гармония не только со своей душой, но и со своим телом; способность с пониманием относиться к слабостям других людей, без желания исправлять и переделывать их; восхищение природой и понимание того факта, что в ней действуют неподвластные человеку законы.

3. Непосредственность, простота и естественность — отсутствие стремления произвести эффект, представить себя кем-то иным и в то же время готовность вести себя в соответствии с запросами ситуации, если это разумеется необходимо.

4. Центрированность на проблеме — приверженность какому-то делу, призванию, долгу; дело воспринимается выше непосредственных личных потребностей.

5. Независимость и потребность в уединении — потребность в общении с собой, способность к творческому, конструктивному одиночеству.

6. Самостоятельность — независимость от культуры и окружения, опора на внутренние источники силы и развития, способность к самоконтролю и отсутствие подверженности влиянию внешних условии.

7. Свежесть восприятия — умение замечать и ценить даже самые обычные явления, наслаждение тем, что дается природой, судьбой, другими людьми.

8. Вершинные переживания — кульминационные моменты «озарения», чувство абсолютной гармонии с миром и природой, выход за пределы своего «Я».

9. Общественный интерес — чувство глубокой близости, сопричастности человеческому роду, сострадание и любовь ко всему человечеству в целом.

10. Глубокие межличностные отношения — круг общения невелик, по отношения с каждым из близких людей очень тесны, глубоки и серьезны.

11. Демократичный характер — свобода от классовых, расовых, гендерных, возрастных и прочих предубеждений, готовность учиться у других.

12. Разграничение средств и целей — цель никогда не оправдывает средства; приверженность нравственным и этическим нормам (хотя совсем не обязательно религиозность); способность наслаждаться различными занятиями ради самого удовольствия от деятельности (наслаждение средствами), а не ради достижения цели (например, удовольствие от физических упражнений как таковое, а не стремление к цели «стать здоровым» и т. п.).

13. Философское чувство юмора — удовольствие от того юмора, который скорее вызывает улыбку, а не смех, не от тех шуток, что высмеивают кого-то конкретного или бьют «ниже пояса», а скорее глупость и нелепости в человеческой жизни в целом (наглядный пример — разница между некоторыми «сиюминутными» шутками М. Задорнова и философским юмором М. Жванецкого).

14. Креативность — спонтанная и естественная способность к творчеству, подобная детской; не обязательно творчество в искусстве, по свежий и свободный от шаблонов, увлеченный подход к любому делу, которым человек занимается.

15. Сопротивление окультуриванию — независимость в сохранении собственных ценностей и идеалов, неподчинение догме.

Даже это краткое описание может способствовать впечатлению, что самоактуализирующиеся люди — это некие «сверхчеловеки», одиноко воспарившие над огромной серой массой. Маслоу неоднократно подчеркивал, что это совсем не так. Да, во многих отношениях это люди исключительные и формирующие некий особый слой в человеческом обществе: «Эти особи, сами являющиеся элитой, выбирают в друзья также элиту, но это элита характера, способностей и таланта, а не крови, расы, рождения, молодости, семьи, возраста, имени, славы или власти».

И эти люди — отнюдь не ангелы, лишенные всех человеческих недостатков. Они могут быть тяжелы в общении, упрямы, вздорны, тщеславны и вспыльчивы. Многим они могут показаться холодными и равнодушными, и порой действительно ведут себя с «хирургической холодностью», особенно в ситуациях разрешения конфликтов. Как и все другие люди, они страдают от неуверенности и сомнений или же раздражают и обижают окружающих.

И, тем не менее, они служат ярким свидетельством того, что потенциал человеческого роста и развития намного шире, чем тот, каким довольствуется большинство из нас.

Изучению потребительских свойств товаров предшествует анализ потребностей различных групп потребителей.

Потребности — нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

Потребности выступают как внутренний побудитель активности человека.

Содержание потребностей, масштабы и характер их удовлетворения в наибольшей степени характеризуют благосостояние людей и определяют их отношение к товарам и другим благам. Поэтому знание потребностей и связанных с ними процессов, протекающих в сфере потребления, очень важно для специалистов торговли, прежде всего, товароведов. Характер и содержание потребностей, уровень их развития, степень насыщения выражаются в поведении потребителей по отношению к качеству, престижности, цене и ассортименту товаров.

Потребности существенно зависят от уровня жизни населения, культурного уровня общества, структуры потребления товаров. Следовательно, потребности могут быть самыми разнообразными.

Существуют разнообразные методы классификации потребностей.

Потребности, удовлетворяемые непродовольственными товарами, обычно подразделяют на следующие группы: физиологические, социальные и духовные.

К физиологическим относятся потребности, обусловленные строением и функционированием организма человека. Такие потребности иначе называют материальными. Эти потребности обеспечиваются созданием элементарных жизненно необходимых условий. Например, физиологические потребности в обуви связаны с защитой стопы от внешних воздействий (холода, влаги, острых предметов и т. д.), обеспечением нормального функционирования стопы при ходьбе.

Социальные — это потребности в определенном образе жизни, определенных условиях и характере труда, общении с другими людьми, самоутверждении, развитии интеллекта.

Духовные потребности человека заключаются в духовном развитии, творчестве, эстетическом познании окружающего мира.

Представляет определенный интерес классификация потребностей по А. Маслоу.

А. Маслоу предложена иерархия потребностей человека, в соответствии с которой они подразделяются на пять уровней: основу составляют потребности существования (физиологические), затем потребности обеспечения, социальные, потребности в признании и потребности самовыражения. Значение удовлетворения социальных потребностей, по мнению А. Маслоу, очень велико и состоит не только в том, что определяет уровень комфорта жизни группы людей, но и в том, что составляет основу возможности удовлетворения потребности признания и самовыражения и тем самым влияет на уровень значимости жизни отдельного человека.

Следовательно, высшее проявление потребности — это потребность в самореализации, самоутверждении.

При сегментации потребительского рынка, на наш взгляд, следует придерживаться несколько другой схемы классификации потребностей.

Такая классификация потребностей будет способствовать более четкой сегментации потребительского рынка, так как она позволяет учесть потребности разных слоев населения.

На формирование потребностей влияют различные факторы: характеристика региона (климат, национальный состав, демографическая структура, основные обычаи и т. д.); денежные доходы населения; изменения моды; образ жизни; социальное положение; психология людей и т. д.

С развитием общества потребности совершенствуются и могут изменяться структурно. Например, с ростом уровня жизни людей доля потребностей в самоутверждении также растет.

Рассмотрим факторы формирования потребностей более подробно.

Характеристика региона является основополагающим фактором, влияющим на потребности людей. Климат, национальный состав, обычаи, оставляют свой отпечаток на общепринятых потребностях людей.

Существенное влияние на структуру потребностей может оказать половозрастной состав населения. Потребности женщин несколько отличаются от потребностей мужчин. У женщин более развит вкус, они более требовательны к товару, у них более выражены потребности в экономии средств.

С возрастом у людей менее выражена потребность в модных изделиях, более выражены материальные потребности, например, приобретение удобных изделий.

Денежные доходы являются существенным фактором, влияющим на потребности людей. Для богатых людей более существенными являются потребности в самоутверждении, а для бедных — экономические потребности. Богатые люди предпочтение отдают качеству, престижности, эстетическим свойствам товаров, а бедные — цене и надежности товаров.

Важным фактором, влияющим на потребности, является мода.

Мода (фр. — mode, от лат. modus —- мера, способ, правило) характеризует непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры.

В отличие от стиля, мода характеризует более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм товаров, в особенности одежды и обуви. Существуют разные теории моды. Однако наибольший интерес представляют следующие две теории: психоаналитическая и социальная. Авторами психоаналитической теории являются 3. Фрейд, Э. Фромм, Дж. Флюгель и др.

Психоаналитическая теория связывает моду с подсознательными процессами. Основной причиной ее возникновения, по мнению авторов, является комплекс неполноценности: модные изменения позволяют компенсировать отсутствие престижа и создают иллюзию перемен в жизни человека. Помимо этого, мода выражает сексуальные потребности человека, служит важным элементом как социального, так и сексуального соревнования.

Сторонниками социальной теории моды были Т. Веблен, М. Вебер, Д. Рисман и др.

Социальная теория рассматривает моду как отражение статуса той или иной социальной группы, который влияет на поведение человека в сфере потребления, формируя образы вещей — символа престижа. Изменения моды связаны с "износом" этих символов: один модный образец уступает место другому, поскольку утрачивает значение престижа. Мода является и формой социальной регуляции поведения человека, приобщая его к определенной системе норм и ценностей.

Очевидно, эти две теории следует использовать в комплексе, так как сексуальные потребности и потребности в престижности взаимосвязаны.

Потребители, для которых важны имидж и статус, приобретают товары дорогие, престижные в специальных магазинах, хотя дорогие товары могут быть и в других магазинах. Однако такие потребители обычно посещают специализированные магазины, так как для них важен не столько сам товар, сколько сам процесс приобретения. В таких магазинах специфический подход к клиентам, высокий сервис обслуживания и, следовательно, удовлетворение потребности в самоутверждении.

В сверхсложном современном мире осознание собственных потребностей превратилось в такую же (а возможно, и более) сложную исследовательскую задачу, как и поиск технических путей удовлетворения уже известных потребностей. Разница состоит лишь в том, что технические задачи решают специально подготовленные, высококвалифицированные профессионалы, а идентифицировать собственные потребности пытается обыкновенный, не подготовленный человек. Причем делает он это на ходу, постоянно отвлекаясь и переключаясь на другие проблемы, а чаще всего и не очень-то утруждая себя поиском решения.

Не справляясь с трудностями, которые по силам только крепкому профессионалу, рядовой потребитель привыкает мыслить шаблонно. Иными словами, клиент требует от новых товаров и услуг тех же качеств, что имели старые, но в "улучшенной" версии.

Вот эти-то "личные пожелания" и выясняет производитель в ходе добросовестно проведенного маркетингового опроса клиентов. И ставит именно такие задачи перед своими конструкторами. В результате, как показывают исследования, 90% выводимых на рынок так называемых "новых" продуктов отличаются от старых только мелкими улучшениями. Соответственно, недостаточно внимания уделяется выпуску подлинных новинок, которые могли бы радикально улучшить конкурентные позиции компаний.

Инструкция по применению — подробное наставление потребителю о правильном и безопасном применении изделия. Располагается на изделии, упаковке или включается в сопроводительные документы (паспорт, руководство и др.)

Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать, приобрести и использовать товар исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Потребление — использование товара по назначению с целью удовлетворения определенной потребности. Относится к товарам, которые в процессе использования расходуются (косметические товары, стиральные порошки, лакокрасочные товары и т. п.).

Приобретатель — юридическое или физическое лицо, покупающее партию товара или товар, независимо от цели: для последующей продажи или использования.

Ремонт — действие, предпринятое в отношении непродовольственного товара, имеющего недостатки, чтобы сделать его пригодным для использования по назначению.

Товары длительного пользования — непродовольственные товары, предназначенные для эксплуатации в течение длительного срока (от одного до десятков, иногда сотен лет).

Эксплуатация — использование потребителем непродовольственных товаров по назначению в соответствии с правилами эксплуатации. В процессе использования товары расходуют свой ресурс, изнашиваются (автомобили, одежда, обувь, и т. п.).

Можно выделить следующие основные уровни удовлетворения потребностей существования: 1) минимальный, 2) базовый, 3) уровень роскоши.

Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека.

Базовый (нормальный) уровень обеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Этот уровень может быть определен как субъектив

но, так и объективно. В первом случае критерием достижения базового уровня считается время, которое человек занят мыслями об удовлетворении потребностей в пище, одежде, жилище и безопасности. Целесообразно исходить из того, что это время не должно превышать половины времени бодрствования. Объективной оценкой базового уровня может быть потребительский бюджет, который эксперты считают необходимым для различных видов деятельности. В частности, труд шахтеров относится к числу наиболее интенсивных и опасных. Поэтому затраты на питание и отдых у шахтеров объективно больше, чем у конторского персонала.

Уровнем роскоши предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования выше базового уровня становится самоцелью и/или средством демонстрации высокого общественного положения. На уровне роскоши человек "живет, чтобы есть, а не ест, чтобы жить". Характеристика соответствующего образа жизни имеется в работах А. Маршалла, Т. Веблена и многих других авторов.

Приведенные уровни, разумеется, не исчерпывают всех ступеней удовлетворения потребностей существования. У большинства людей уровень удовлетворения физиологических потребностей существенно влияет на структуру интеллектуальных, социальных и духовных потребностей. Вместе с тем с древнейших времен известно, что чем меньше человек ориентирован на материальные блага, тем больше у него свободы от жизненных обстоятельств и сильных мира сего. Все великие философы и религиозные деятели - те, кого принято называть Учителями человечества, призывали к разумному ограничению физиологических потребностей.

Таким образом, после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования формируются потребности достижения целей жизни, которые, целесообразно дифференцировать на четыре группы:

1) материальные блага для индивидуума и семьи;

2) власть и слава;

3) знания и творчество;

4) духовное совершенствование.

В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей и притязаний у одних людей после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования будет доминировать стремление к максимизации потребления материальных благ; у других - к власти и славе; у третьих - к знаниям и творчеству; у четвертых - к духовному совершенствованию.

Структура потребностей может меняться у одного и того же человека на протяжении различных периодов его жизни. При этом, чем ниже субъективно-нормальный уровень удовлетворения потребностей существования, тем более вероятно, что после его достижения будут доминировать интеллектуальные и духовные потребности.

Основные отличия предлагаемой структуры потребностей состоят в следующем:

· потребности делятся на два вида: существования и достижения целей жизни;

· к первому виду относятся потребности: физиологические, безопасности, причастности; ко второму - потребности в материальных благах, власти и славе, знаниях и творчестве, духовном совершенствовании;

· выделяются три уровня удовлетворения потребностей существования: минимальный, базовый, уровень роскоши;

· потребности достижения целей жизни формируются после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования;

· базовые уровни удовлетворения потребностей существования могут иметь значительные индивидуальные различия.

2. Потребность в ресторане

Вполне возможно удовлетворять естественную потребность человека в еде за столь невысокую плату, то почему же многие готовы платить целые состояния за посещение ресторанов? Не почему рестораны имеют такие высокие цены, а почему люди готовы так много платить, когда можно приготовить обед или ужин дома, да еще и в два, а то порой и три раза дешевле?

Желание вкусно поесть - это только одна из причин посещения ресторанов. Ведь человек идет туда, вовсе не для того, чтобы насытиться. Большинство людей посещает рестораны, чтобы пообщаться с другими, обсудить деловые вопросы, если он идет туда с сотрудником по работе или попросту развлечься и отдохнуть от земной суеты. Однообразный образ жизни очень быстро наскучивает и у человека возникает потребность, что-то изменить, но бывает, что это просто невозможно сделать и тогда приходиться, как-то выходить из этой ситуации. Каждый день мы отправляемся на работу, в институт, в школу, мы ждет от этого, что-то интересного, нового, но ничего подобного не происходит. Возвращаясь, домой ты думаешь: " опять все то же, что и каждый день, ужин и скучные и однообразные беседы с давно надоевшими людьми", а хочется какого-то разнообразия. И нам просто хочется отдохнуть от всего этого, сменить обстановку.

Таким образом, ресторан встаёт в один ряд с кинотеатром, театром и прочими местами отдыха. Он становится частью ритуала общения с нужными людьми.

Ресторан предоставляет эффективное обслуживание и позволяет устранять множество проблем, связанных с тем, что приготовить и где встретиться с людьми, живущими не так близко от вас. Ресторан также является самой благоприятной альтернативой для состоятельных, но малоразговорчивых людей, желающих "пообщаться" с кем-либо на деловой, сексуальной, семейной или какой-либо другой основе. Он позволяет встретиться на нейтральной почве, позволяет произвести на собеседника благоприятное впечатление. Если возникает потребность в разговоре, то он возникает, если же нет, то можно просто посплетничать об окружающих, поговорить о качестве блюд. Многие посещают рестораны, чтобы уйти от действительности, подобно тому, как они ходят в кино.

Конечно, ресторан – это не только вкусная еда. Хороший ресторан – это особый мир, в который мы погружаемся на несколько часов, мир, который не похож на нашу обычную жизнь. Ведь в рестораны мы ходим не только из гастрономических соображений, очень часто мы ходим туда просто за новыми или хорошо забытыми ощущениями. Нам приятно иногда оказаться вдруг в готическом замке, или деревенской избушке, или роскошном восточном дворце – иначе говоря, в тех местах, которые мы посещаем обычно только в отпуске. Поэтому, хороший ресторан во многом - это возможность совершить быстрое и экзотическое путешествие, и главную роль в этом играет, конечно, его интерьер.

Зачем еще мы ходим в рестораны? Чтобы приятно провести время с любимым человеком и, возможно, сказать ему наконец-то самые нужные слова. Чтобы обсудить важные деловые вопросы не в офисной суете, а в спокойной и располагающей обстановке за бокалом хорошего вина после приятного ужина. Чтобы встретиться с друзьями, которых не видели много лет. Во всем этом далеко не последнюю роль играет атмосфера того места, где вы собираетесь встречаться. Атмосфера, конечно, крайне субъективное понятие и складывается из множества факторов, но уют, спокойствие, доброжелательное соседство и возможность почувствовать себя почти как дома одинаково ценно для любого посетителя любого ресторана.