Сосательный рефлекс или вредная привычка? Сосет пальцы, грызет ногти. Рассуждения психотерапевта

Младенцы обладают природным сосательным рефлексом и многие любят сосать палец или пальцы руки даже до рождения. Это распространенная привычка у детей, которая обычно проходит сама по себе к началу школы. Тем не менее, некоторым детям и даже взрослым трудно отказаться от привычки сосать палец. В этой статье вы найдете советы, как помочь детям и взрослым перестать сосать палец.

Шаги

Как отучить ребенка сосать палец

    Выясните, является ли сосание пальца проблемой. Для многих детей сосание пальца является естественным, нормальным поведением. Они делают это для успокоения и для снятия беспокойства. Как правило, не требуется никакого специального вмешательства, если ребенок прекращает сосать палец до 2-4 лет; большинство детей отказываются от этой привычки до того, как наступает время идти в детский сад. Тем не менее, сосание пальца может быть проблемой, если вы замечаете что-то из перечисленного ниже.

    Обратите внимание на то, что провоцирует сосание пальца. Многие дети сосут палец только в определенное время, например, когда засыпают или едут в машине. Другие сосут палец, чтобы успокоиться, когда им больно или они расстроены чем-то. Во многих случаях, они могут даже не замечать, что сосут палец. Если вы поймете причину этой привычки, вам будет легче помочь ребенку от нее избавиться.

    Не обращайте внимание. Дети часто прибегают к определенным приемам, в том числе к сосанию пальца, чтобы привлечь внимание взрослых. Ребенок может также использовать привычку сосать палец как причину для борьбы за власть, показывая родителям, кто сильнее. Чем больше вы говорите об этом или привлекаете внимание к проблеме, тем больше ваш ребенок будет сосать палец. Если вы полагаете, что в этом может быть причина, попытайтесь какое-то время просто не обращать внимание. Подождите где-то месяц и посмотрите, что изменится. Вполне возможно, что ребенок сам перестанет сосать палец.

    Попробуйте прием положительного подкрепления. Положительное подкрепление- один из самых действенных приемов по изменению поведения ребенка. Хвалите ребенка за то, что он не сосет палец. Вы также можете изобрести простую систему вознаграждений. Отмечайте наклейкой в календаре каждый день, когда ребенок не сосал палец. Если ребенок не сосал палец всю неделю, дайте ему маленький подарок или приз в качестве вознаграждения- дополнительная история перед сном или маленькая игрушка. Если ребенок не сосал палец в течение месяца, подготовьте более серьезный подарок, например, поход в какое-то интересное место. Постепенно увеличивайте время, требуемое для получения награды.

    Закройте палец. Палец, покрытый чем-то будет совсем другим на вкус, чем голый палец и часто этого достаточно, чтобы отучить ребенка от привычки сосать палец. Можете наклеить на палец лейкопластырь, надеть специальную куколку для игры в театр или воспользоваться специальной насадкой. Если ребенок сосет палец в основном ночью, попробуйте надеть на палец варежку или носок.

    Отвлеките ребенка занятиями, которые требуют участия двух рук. Ребенку трудно сосать палец, если он ему нужен для чего-то другого. Мастерите что-то с ребенком, собирайте пазлы, играйте в кубики, поиграйте на свежем воздухе или найдите другие занятия, требующие участия двух рук.

    Помните о том, что нужно вовлечь ребенка в процесс отказа от привычки сосать палец. Неважно, какой способ вы выберете, у вас ничего не получится, если ребенок сам не захочет отказаться от своей привычки. Вам будет сопутствовать гораздо больший успех, если ребенок будет хотеть избавиться от привычки. Разговаривайте с ребенком о том, почему необходимо отказаться от этой привычки. Объясните ему свой план и удостоверьтесь в том, что он знает, чего ему ожидать. Спросите, что помогло бы ему перестать сосать палец; ответ может вас удивить.

    Как перестать сосать палец самому

    1. Разберитесь, почему вы сосете палец. Взрослые сосут палец по той же причине, что и дети: это доставляет им удовольствие и успокаивает их. Для некоторых, это просто дурная привычка, а для других, это механизм борьбы со стрессом. Воспользуйтесь следующими идеями для того, чтобы понять, почему вы сосете палец.

      • Ведите дневник. Каждый раз, когда вы заметите, что сосете палец, запишите это в дневник.Обратите внимание на то, что происходит в этот момент, о чем вы думаете и что чувствуете.
      • Ищите определенную структуру. В конце недели, просмотрите свои записи и попытайтесь найти определенную структуру. Возможно, что вы обнаружите, что сосете палец, когда испытываете стресс или когда вам скучно, когда вы смотрите телевизор или когда засыпаете.
      • Обратите внимание. Теперь, когда вы разобрались, что вызывает привычку сосать палец, следите за собой в этих ситуациях. Иногда это может помочь бросить эту привычку.
    2. Найдите какую-то замену. Если вы заметили, что успокаиваетесь, когда у вас что-то во рту, попробуйте что-то другое, а не палец. Попробуйте леденец на палочке, мятные конфеты, жевательную резинку или сосательную конфету.

Рефлексами называют самопроизвольно совершаемые реакции на какой-либо внешний раздражающий фактор. Они свойственны всем многоклеточным, включая животных и людей. Рефлексы бывают безусловными и условными.

Первая группа всегда с человеком, способствуя его существованию во внешней среде — это врожденные рефлексы. Вторая группа представляет собой неврологические знаки, которые появляются и исчезают в течение человеческой жизни. Каждый ребенок появляется на свет с определенным количеством безусловных рефлексов, среди них сосательный рефлекс и другие автоматизмы, обеспечивающие новому человеку условия для выживания.

Что такое сосательный рефлекс?

Он формируется у ребенка в первые минуты жизни, а задатки его проявляются еще в утробе матери, на УЗИ часто бывает видно, как плод держит во рту свой пальчик. Если малыш родился здоровым и доношенным, его сразу прикладывают к материнской груди, и он успокаивается, получая несколько капелек молозива. Так в роддомах поддерживают врожденный инстинкт и способствуют правильному установлению сосательного рефлекса.

Любого рода прикасания к губкам младенца вызывают ответы в виде совершения сосательных движений. Врачи знают, до какого возраста сосательный рефлекс является нормой, осуществляя защитную функцию — это первые 12 месяцев жизни.

Сосательный рефлекс реализуется при участии ядер определенных нервов, находящихся в стволовой части продолговатого мозга. Это тройничный нерв, лицевой, вестибулярный, языкоглоточный, блуждающий и подъязычный.

Взаимосвязь этих пар нервов обеспечивает строгую координацию процесса сосания. После окончания кормления рефлекс сначала слабеет, а через час или полтора вновь оживает. При повреждении центральной нервной системы или любого вышеперечисленного нерва он снижается или совсем пропадает.

У деток, рано отлученных от материнского молока и вскармливаемых смесями, есть проблема не до конца реализованного сосательного рефлекса, что может приводить к развитию невроза навязчивых движений разной степени. Это выражается в частности в следующем:

  • привычка сосать разные предметы (пальчик, ручка, карандаш, одеяло, куклы и т.д.);
  • привычка грызть свои ногти;
  • у взрослых стремление курить, подолгу удерживать во рту сигарету, при любом стрессе стараться быстрее закурить.

Таким образом, ребенок должен правильно пройти оральную стадию развития, чтобы не было формирования невротических реакций в дальнейшем. Люди, обделенные на ранней стадии развития материнским молоком, должны воспитываться с применением соски-пустышки как объекта сосания, иначе взрослый человек в течение жизни может проявлять оральную агрессию в активной форме (кусаться, огрызаться словесно, ехидничать) и пассивной (плохой аппетит, всякие болезненные состояния).

Пустышку ребенку дают между кормлениями, отучать от нее надо постепенно, во время игры, с разговорами и лаской, без наказания и криков. Когда угасает сосательный рефлекс — природа определила, что ребенку старше одного или полутора лет он ни к чему, хотя еще долго будут сохраняться посасывающие движения у малыша во сне и в последующие годы, примерно до 3 или 4 лет.

Почему он может отсутствовать?

При слабости данного действия малыш очень вяло сосет грудь или бутылочку, быстро засыпая при кормлении, а то и вовсе отказываясь от еды. Так бывает у ослабленных, травмированных в родах или недоношенных деток. Их выписывают из стационарного отделения тогда, когда ребенок привыкает хорошо сосать молоко. Снижение сосательного рефлекса может наблюдаться по следующим причинам:

  • гипоксически-травматическое поражение центральной нервной системы ребенка в утробе матери или в родах;
  • соматические болезни тяжелой стадии (из-за общей слабости и недомогания);
  • парезы и параличи черепно-мозговых нервов, в частности лицевого;
  • умственно отсталые дети;
  • выраженный стоматит, респираторные вирусные инфекции, ринит;
  • плоской формы соски у матери.

При сниженном сосательном рефлексе ребенок постоянно недоедает, поэтому его надо докармливать с ложечки или сцеженным молочком из бутылочки каждые 2 или 2.5 часа.

Любое отклонение в состоянии малыша — это повод обратиться к врачу, ведь это может быть сигналом развития серьезной патологии, требующей немедленного лечения. Снижение сосательного рефлекса требует динамического наблюдения с привлечением невролога.

Отсутствие сосательного рефлекса — это первый симптом повреждения ЦНС, а точнее стволовой части продолговатого мозга, прогностически неблагоприятный признак. У таких деток очень мало шансов на выживание, кормить их приходится только через зонд.

Причины полного отсутствия сосания у деток:

  • травма продолговатого мозга в родах;
  • слабость жевательной мускулатуры, круговой мышцы рта, языка;
  • глубокая недоношенность.

Особенности сосательного рефлекса у недоношенных детей

У деток, рожденных раньше срока с маленьким весом, много разных проблем со здоровьем, свои особенности развития и выхаживания. В частности, сосательный рефлекс у недоношенных детей, как и глотательный часто отсутствуют, особенно при массе тела меньше полутора килограмм, когда есть и недоразвитие многих органов, малый их объем, нарушенная терморегуляция, затруднено дыхание и т.д.

Неполноценность рефлексов связана с недостаточным развитием механизмов нервной регуляции и неполным формированием сосательной мускулатуры. Таких детей нельзя сразу приложить к груди, но и делать большую отсрочку тоже страшно из-за возможной большой потери массы тела.

Длительную отсрочку дают при тяжелой травме или подозрении на наличие кровоизлияния в мозг. Если ребенка не прикладывали более 12 ч, то его переводят на парентеральное питание раствором глюкозы. Зондовое кормление недоношенных деток практикуют при значительном снижении сосания и глотания, при этом объем каждого кормления дозируется специальным шприцом. К бутылочному кормлению переходят после появления у малыша хороших рефлексов.

О кормлении грудью вопрос решается отдельно по каждому ребенку с учетом его состояния и устойчивости рефлекторных знаков. Обычно начинают с одного или двух раз в сутки, если ребенок при этом устает, то докармливают его из бутылочки, всего таких деток кормят до 10 раз в сутки. Главное в процессе выхаживания недоношенных деток — не форсировать события.

Процесс может быть длительным, но успех обеспечен при грамотном подходе врачей и матери малыша, такие детки догоняют своих сверстников к концу первого — максимум третьего года жизни.

Таким образом, сосательный рефлекс является одним из самых важных врожденных рефлексов, которым наделила природа человека для обеспечения наиболее комфортных условий выживания и дальнейшего развития. Его полное отсутствие — непоправимая беда, несовместимая с жизнью, а снижение — это грозный сигнал о серьезной неврологической проблеме, которую необходимо немедленно начинать искать и устранять всеми возможными способами с привлечением врачей невропатологов и других специалистов.

Дети и взрослые сосут пальцы, грызут и обламывают ногти. Взрослые изобретательны в своих реакциях и попытках (а чаще пытках) «искоренить» эту привычку.

Дети изобретательны и прекрасны в своей способности к адаптации и поисках исцеления. Не существует, к сожалению, универсальных рецептов. Предложу несколько направлений для мыслей и поисков. Будет очень много - но практично. Тема многогранная и разностронне изученная.

1. Сосание пальцев (уголков одежды, в продолжении - возможно курение и прочее), кусание ногтей, обламывание ногтей - симптомы, на первый взгляд похожие, но имеющие, как правило, разную причину.

2. Это не просто «вредная привычка» - это невротические действия, часто совершенно не осознаваемые, не всегда контролируемые (особенно у деток, у которых волевые центры еще не сформированы). Ребенок это делает не специально, чтобы позлить родителя.

3. За каждым таким действием есть более глубокая причина - и взрослые напрягаются, если уж быть честными, даже не из-за самого действия, а из-за «заряда»- неконтролируемого и важного, который ощущают «за» действиями. (Так же, как родители напрягаются не из-за беспорядка в комнате подростка, а из-за внутреннего состояния подростка, который маскирует беспорядок внешний).

4. Любая сформированная привычка - говорит о существующих закрепленных механизмах - это привычка наших нейронных связей. Для того, чтобы она изменилась - нужно время. И нужно предложить и наработать альтернативное действие или реакцию.

5. Мы ничего не можем забрать, ничего не предоставив взамен. Это базовое правило воспитания. Если мы изымаем себя - оставляем вместо себя бабушку или няню. Забираем компьютер - предлагаем значимую альтернативу - свое эмоциональное присутствие, книгу…. Если нет замены - в этой образовавшейся «пустоте» вырастет новый, возможно более серьезный и уже телесный- соматический симптом.

6. Чем больше наше напряжение, чем больше требований «что-то с этим делать» - тем больше ребенок себя чувствует «не таким», тем больше вероятность закрепления симптома или трансформации его во что-то другое (например - без комментариев об адекватности методов «родительской терапии» - у ребенка, которому сказали, что оторвут руки и пенис при еще одном «застукивании» за мастурбацией - появилось сосание пальцев, когда родители пригрозили отрезать пальцы - начался энурез).

Сосание

Мы много знаем об оральной фазе развития. Это время, когда малыш-грудничок получает удовольствие и развивает множество телесных приспособлений и механизмов (например, при сосании задействованы сразу три нерва с огромными зонами «ведения»: блуждающий, троичный и носоглоточный нерв), получает опыт близости, безопасности, доверия - благодаря именно сосанию молочка из груди. И именно тогда и столько, сколько ему нужно. Норма у каждого ребенка своя, как и возможности семейной системы.

Это «оральное» время, когда в ребенке закладывается ощущение Я Существовую и Мои Потребности могут быть миром удовлетворены. Это время формирования привязанности - возможности вообще быть в близких отношениях, принимать и давать отклик на близость. Это время формирования базового доверия или недоверия к миру.

У каждого человечка свои потребности, уроки и свой опыт. Если потребность ребенка по разнообразным причинам не была удовлетворена, если в это время происходило что-то травматичное - ребенок может «доудовлетворять» - добирать эту потребность, выбирая «заменители» - палец, соску, карандаш, сигарету…

В сосании пальцев мы разделяем возраст:

Малыши и дети после 3 лет

Малыши, находящиеся на смешанном вскармливании, при прорезании зубиков - с помощью сосания кулачка и пальчика компенсируют то, чего им не достает или обезболивают процесс. Это вариант нормы, с этим можно «ничего не делать» (но - важный минус - может перерасти в привычку). В этом возрасте недостаток контакта с грудью компенсируется эмоциональной близостью и эмоциональным откликом и телесным контактом.

Старшие и совсем взрослые человеки возвращают себе с помощью сосания ощущение присутствия кого-то важнейшего (заполняют пустоту, в которой должны быть мама и папа), безопасности, снимают эмоциональное напряжение.

Они Регрессируют - возвращаются в прошлое, когда настоящее слишком напряженно.

  • Возвращают себе ощущение безопасных границ.
  • Компенсируют недостающую нежность.
  • Успокаиваются перед сном.
  • Заполняют пространство «скуки».

Для единственных детей в семье - возможность таким странным способом отдохнуть от избыточных контактов (в школе и садике).

Потребность: Безопасность, Опора на маму, снять избыточное напряжение, вернуться в близость и нежность. Вернуть себе ощущение важности при ревности к младшему. Снизить собственную критичность, контроль, выйти из-под давления критичности, контроля, перфекционизма - своего и родителей.

Что делать:

1. Найти источник невротизации - небезопасности.

2. Снизить возможную требовательность и оценочность.

3. Больше телесного контакта, массажиков, телесных игр, особенно обнимашек и всего, что напоминает объятия - объятия - это проекция «матки», игры в прятки, в халабуды и проч. Играть в младенцев.

4. Рисовать мандалы, домики, строить что-то, что создавало бы ощущение границ. Играть под одеялом.

5. Давать пить из трубочки, из поилки.

6. Вместе готовить еду.

7. Иногда работает парадоксальный метод - сделать сосание пальцев не только разрешенным, а обязательным. Я выписывала рецепт с печатью - «в понедельник с 15-15:15 сосать с причмокиванием большой палец правой руки. Вторник - с 16-16:15 - сосать с причмокиванием указательный палец левой руки и так далее. Для родителей это серьезное испытание, для детей - парадоксальная психотерапия.

8. Играть с водой и в воде.

9. Рисовать пальчиковыми красками.

Странные вопросы для взрослого:

  • Что - кого хочешь вернуть - всосать, впитать?
  • О ком скучаешь?
  • Хочется свернуться в калачик?
  • Что для тебя нежность?

Обкусывание ногтей

Форма аутоагрессии и ретрофлексии - ребенок грызет ногти, вместо того, чтобы «укусить», показать зубы.

Ребенок с таким симптомом часто гиперответственен и чувствителен, боится сделать больно другим, сказать «не то», обидеть, застенчив, самокритичен. Он часто берет ответственность за чувства своих родителей. Боится их расстроить, боится совершить ошибку, не оправдать ожиданий. Может иногда говорить тихо и невнятно. Ему сложно сказать Нет. Подавляет естественные Агрессивные импульсы. Часто не может сказать, чего хочет и не хочет. Не позволяет себе ошибаться. Сложно расслабиться. Может искривляться спинка, как будто на плечах лежит груз. Испытывает часто страх и чувство вины. В обгрызании ногтей проявляются подавленные слова, самоедство, контроль. В ногтевом ложе есть точки - проекции разных этапов нашего развития. Иногда ребенок «стимулирует», ковыряя или кусая, «точку зачатия, рождения»… У этого же ребенка могут быть частые ларингиты, ангины, бронхиты.


Что делать:

1. Снизить давление. Снять с ребенка ответственность за свои чувства и вою нереализованность.

2. Учить и позволять говорить нет.

3. Стимулировать делать самому выбор и поощрять его выбор.

4. Рассказывать о своих ошибках со смехом.

5. Самим «попускаться» и позволять себе дурачиться и радоваться.

6. Играть в псевдо-агрессивные игры (где есть «разрушение»). Тянуть ртом платок, как собачки, рычать, лаять друг на друга, грызть сухари, яблоки, толкаться.

7. Петь, кричать, проявляться в любом творчестве, плеваться в цель из трубочки.

8. Лепить из глины, пластилина, играть с кинетическим песком, крупами, переливать жидкости.

9. Массаж тела и рук.

10. Играть в ролевые игры, ходить в театральные студии.

11. Позволять говорить «Мое!»

Все, что было написано при сосании пальцев.

Странный вопрос взрослым:

  • Ты самоед?
  • За что себя «ешь»?
  • Кого хотел бы укусить?
  • Когда позволял себе «показывать зубы»?

Обламывание ногтей

Форма аутоагрессии и ретрофлексии, подавление агрессивных и разрушительных импульсов, противостояние давлению. Реакция на телесные наказания, вина за причиненную физическую боль или физический ущерб, ощущение ущербности, невозможность физически защитить границы, свою территорию, страх телесных наказаний, потребность в нежности и физической близости, самонаказание за мастурбацию или «запретные» действия.

  • Перфекционизм.
  • Контроль.
  • Тревога.
  • Давление.
  • Потоемность в эмоциональной и телесной близости и ощущении принятия.


Что делать:

1. Учить и учиться говорить нет.

2. На телесном уровне отстаивать свои границы - защищать свою территорию.

3. Дать право на слово "Мое".

4. Позволять хвастаться.

5. Рвать бумагу, играть с песком, глиной, рисовать мелками, играть в джангу, плести из лозы.

6. Игры: бокс, боулинг, городки, дарц, подушечные бои, «в чапаева».

7. Играть на барабане.

Все, что было написано ранее.

Странные вопросы взрослым:

  • В чем ты себя ломаешь?
  • Тебя «ломает» от чего?
  • Кто тебя обламывает?

Конечно, у каждого человечка и человека свои симптомы и их причины, и выраженность этих симптомов и причин. Конечно, психологи все усложняют и без них вон сколько поколений выросло. И, конечно, вместо всего написанного, легче крикнуть, треснуть или намазать пальцы зеленкой. Добрых взрослений. опубликовано

Светлана Ройз

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

"Не грызи ногти!", "Как тебе не стыдно, есть же ножницы!", "У тебя будет стоматит!", — доводилось ли вам слышать такие окрики на улице, в транспорте, в гостях? Проблема стара, как мир. Многие родители в практике воспитания, встречаются с вредной привычкой у детей, как удаление зубами кожицы на пальцах, отламывание ногтей, сосание пальца. Некоторые папы и мамы начинают прибегать к крайним мерам отучения чад от пагубного навыка, например, смазывают детские пальчики перцем или горчицей.

Как же бороться с опасной манерой поведения и откуда она взялась? На эти вопросы отвечает психолог — аромаконсультант Диана Дозмарова.

П о-научному, привычка навязчивого обкусывания ногтей называется — онихофагия.

"Онихофагия, произошла от греческого слова onychophagia. Онихо — означает ноготь, а phagein — есть."

Психологические исследования давно выявили, что для многих людей, как детей, так и взрослых, — навык грызть ногти, заусенцы, кусать или сосать пальцы, отслаивать ногтевую пластину — это попытка избавиться от душевного дискомфорта с помощью какого-то незначительного действия, когда индивид не задумывается об исходе принимаемого решения.

А, последствия автоматического решения могут быть плачевными, например — попадание инфекции внутрь организма; возможно — деформация ногтя, гнойное воспаление (панариция).

И это ещё не все.

С научной точки зрения, налицо все признаки зависимого поведения.

Оно проявляется следующим образом:

когда вы перестаёте контролировать привычку, она начинает контролировать вас, укореняясь, таким образом, в вашей жизни.

Как же избавиться от онихофагии? Кто подвержен ей? Когда родителям нужно бить тревогу и обращаться к специалистам?

Онихофагия и малыши

Как правило, дети до трёх лет не имеют навыка грызть ногти. В этот возрастной период — держать пальчик во рту, временами единственный способ успокоиться в критичной для малютки ситуации.

Такими ситуациями могут быть:

  • Резкое или раннее отлучение от груди, и младенец замещает пальчиком — материнский сосок. В таком случае, психологи рекомендуют чаще давать соску — пустышку.
  • Если по тем или иным причинам ребёнок остаётся один. Например, в больнице или в домашних условиях, когда малышу мало предоставляется ласки и нежности. Сосание пальчика компенсирует крохе отсутствие чувства защищённости и положительных эмоций.
  • В ситуациях, когда родители не реагируют на детский плач. В этом случае, маленький чувствует страх, беспокойство, тревогу, — и начинает сосать пальчик, пытаясь успокоиться.

В раннем возрасте, пальчик во рту младенца — естественный процесс, возможно, режутся зубки или поиск защиты, спокойствия. Ещё совсем недавно, в мамином безопасном животике, кроха сосал пальчик, пребывая в мире и покое.

Онихофагии в период взросления

С 4 лет все больше малышей приобретают манеру тянуть пальчик в рот и производить с ним нежелательные действия.

По мнению большинства специалистов, онихофагия в детском и подростковом возрасте может возникнуть в результате пережитой психологической травмы.

Возможно, такой травмой или травмами стали:

  • расставание родителей,
  • частые ссоры в семье,
  • стрессовая ситуация в детском саду/школе.
  • Быть может, вы часто подгоняете, торопите одеваться или быстро делать уроки медлительного малыша, вызывая тем самым, чувство недовольства собой.

Итог — ваше чадо начинает грызть ногти.

Обкусывая ногти, дети пытаются скрыть свою агрессивность, направленную на окружающих людей или на себя. Это как бы выход задавленной враждебности.

Впоследствии такое поведение станет возникать автоматически при любой неприятной ситуации, в любом возрасте. Таким образом, путём обгрызания ногтей и заусенцев, происходит избавление от тревог, комплексов и страхов.

Как быть?

  • Постарайтесь установить контакт с ребёнком, доброжелательно поговорить и выяснить причины злости.
  • Проанализируйте ваше поведение, возможно, в воспитании преобладает суровая, требовательная, взыскательная система с нотками критики.

Если в вашей семье любящая и благоприятная атмосфера, а ребёнок все-равно грызёт ногти?

Не исключено, что прочитав нижеприведённые причины, вы обнаружите, почему так происходит.

  • Гигиеническая причина. Может быть, вы упустили момент ухода за состоянием ногтей малыша, кожи вокруг них — ребёнок сам начнёт избавляться от мешающих ему раздражителей.
  • Причина наслаждения. Не редки случаи, когда дети получают физическое удовольствие от откусывания ногтей.
  • Причина взросления. Возможно, ваш любимый сыночек, дочка не хотят взрослеть. Например, появились дополнительные обязанности — нянчиться, убирать игрушки за младшим братом.

Посасывая пальчик, грызя ноготки, ребёнок возвращается в своё безопасное детство, где его все любили, ласкали и он был единственным и неповторимым. Таким образом, он показывает, что не готов к взрослой жизни.

  • Причина образца . Если вы грызёте ногти, то и ваш малыш, беря образец с Вас, может начать грызть собственные ноготки.

Когда начинать бить тревогу и спасать от пагубной привычки вашего ребёнка? В случаях:

  • Не выпускает палец изо рта;
  • Получает заметное удовольствие от вредной привычки;
  • Становясь старше, не задумываясь, на автомате, грызёт ногти прилюдно.

Психологический портрет подверженных онихофагии

Как правило, девочки, достигнув десятилетнего возраста, стараются себя контролировать, по причине возникновения комплекса в отношении внешнего вида собственных ногтей.

Доля мальчиков, наоборот, после 10 лет, резко увеличивается.

В соответствии с исследованиями в области онихофагии, наиболее предрасположены этой привычке, — люди с обострённым чувством долга, ответственности, с преобладанием холерически — меланхолического темперамента. Данный вид темперамента подразумевает:

  • вспыльчивость,
  • импульсивность,
  • эмоциональную нестабильность,
  • часто — необщительность,
  • стеснительность,
  • заниженную самооценку,
  • подверженность унынию, тревожности, тоске.

Каким образом исправить ситуацию?

Перед обращением к специалистам, постарайтесь самостоятельно выявить моменты, когда возникает потребность в обгрызании ногтей.

Чаще всего хватает приёмов, предоставленных ниже.

  • Самое важное понять, не испытывает ли ребёнок чувства страха, одиночества, скуки и неуверенности в себе.
  • Недопустимо ругать, критиковать, стыдить, требуя идеального поведения, так как от этого ваш малыш может ещё глубже уйти в себя и начать/продолжить грызть ногти.
  • В моменты повышенной нервозности постарайтесь отвлечь интересным занятием, игрой. Например — лепкой, работой с глиной, рисованием. Придумайте игру, направленную на гимнастику для пальчиков, с приятными на ощупь игрушками, для детей постарше подходят танцевальные упражнения, совместная игра в кукольный театр.
  • При частых ссорах в семье, постарайтесь, улучшить атмосферу. В психологии, считается, что до 2-3-летнего возраста нужно лечить или перевоспитывать родителей, а не детей. Эфирные масла в аромалампе, о которых речь пойдёт ниже, несомненно, помогут в улучшение домашней обстановки.
  • Ребёнку можно подарить детский безопасный маникюрный набор. Иногда помогает, вариант детского нейл-арта, который может восприниматься, как интересная забавная игрушка на ноготках.
  • При засыпании малыша лучше быть рядом с ним, читать добрые сказки, например из лечебной серии — сказкотерапия.
  • Рассказывая ласково сказки, делайте массаж ручек и пальчиков. Например, с лавандовым маслом, которое можно использовать не разбавленным и наносить непосредственно на кожу.

Капните 1-2 капельки масла на свои пальцы и нежно втирайте в кожу ребёнку, не касаясь его ногтей и кончиков пальцев.

Аромат лаванды снимет нервное напряжение у ребёнка, подарит безмятежный сон, уменьшит агрессию, вызовет состояние внутреннего покоя.

Для снятия тревожности и душевного равновесия, капните 1 к масла на подушку.

Иногда, используйте незаменимый инструмент аромаконсультанта — аромалампу (рис.1)

  • Для беспокойных детей от 4-х до 12 лет, грызущих, сосущих пальцы прекрасно подходит, приём тёплой ванны, оказывающей успокаивающее воздействие.

В чашку налейте 20-40 мл молока, добавьте до 3-х капель масла ромашки или чайного дерева или лаванды, но не больше. Хорошо взболтайте, вылейте в тёплую воду ванны, перемешайте с водой.

Не используйте постоянно, а лишь по мере необходимости.

  • После 12 лет — на ванну вы можете использовать 5 капель масла, разбавленного в стакане молока.
  • При воспалении ногтевого валика поможет жирное масло Авокадо. Оно устранит воспаление, укрепит и улучшит рост ногтей. Вы можете использовать его в чистом виде.

Ежедневно наносите масло на ногти и легко массируйте ноготь и ногтевой валик в течение 15-20 мин.

  • После 14 лет — масло Шалфея поможет справиться с вредными привычками, к которым относится пристрастия не только грызть ногти, но и избавление от курения, полифагии — чрезмерного потребления пищи, злоупотребления алкоголем.

Шалфей прекрасный антидепрессант, оказывающий баланс нервной системы: одновременно проявляя успокаивающее и общее тонизирующее действие.

Данное эфирное масло вы можете использовать в аромалампе.

3-5 капель эфирного масла Шалфея капаете в ёмкость с водой аромалампы и забываете о ней. Эфирное масло самостоятельно сделает всю работу.

При применении эфирного масла Шалфея, учитывайте противопоказания.

Противопоказания к применению Шалфея:

— лицам с индивидуальной непереносимостью к входящим в эфирное масло компонентам;

— не применять детям до 5 лет;

— не применять: перед сном, при беременности и в период кормления ребёнка грудью;

— при тяжёлых стадиях гипертонической болезни и эпилепсии; при острых гломерулонефритах;

— не сочетать с приёмом алкоголя и железосодержащих препаратов.

  • Также, для улучшение семейной атмосферы, снятия перевозбуждения, устранение плаксивости, истерических реакций используйте в аромалампе — лавандовое масло.

Начиная с годика малыша — не больше 2 капель на аромаламу, по мере взросления ребёнка увеличивая до 5 капель на 15 м² комнаты.

Как применять эфирные масла в аромалампе?

Смесь из эфирных масел или одного масла должна быть не более 5 капель на 15 м² комнаты.

Правила по использованию аромалампы :

  • Прежде, чем использовать аромалампу, нужно проветрить комнату. А саму процедуру лучше всего проводить при закрытых окнах. Время работы лампы: от 20 минут до 2 часов.
  • Налейте горячую воду — градусов 50-60 в ёмкость для воды, капните в неё нужное количество эфирного масла и получайте удовольствие.

Психологи убеждены, что всем нам необходимо минимум получать в день не менее 7 осознанных удовольствий.

Например, послушать красивую песню, услышать приятный комплимент, услышать слова — "я тебя люблю", почувствовать объятия близкого человека…

Попробуйте начать жить с любовью и доставляйте чаще удовольствия друг другу, хотя бы семь раз в день. И, возможно, наши дети будут намного счастливее и менее зависимы от таких пагубных привычек, как компьюторомания, алкоголизм, переедание, наркомания, курение и, несомненно, онихофагия.

Сосание языка считается в ортодонтии менее сложной вредной привычкой, главным образом потому что в меньшей степени играет роль психологический фактор.

Этиология развития вредной привычки сосание языка:
1. Генетический фактор.
2. Копирование поведенческих реакций от взрослых.
3. Механический фактор, например, при временной потере зубов.
4. Психологический фактор. Значительно меньше чем при вредной привычке сосание пальца. Психологический фактор является причиной примерно в 40 % пациентов.
5. Неврологическая природа.



Классификация BACKLUND 1963
▪ Anterior tongue thrust Выталкивание языка в переднем участке.
▪ Forceful anterior thrust Силовое выталкивание спереди.
▪ Posterior tongue thrust Толчки в заднем положении языка.
▪ Lateral thrusting in case of missing teeth. Боковые толчки при отсутствии боковых зубов.

Классификация Fletcher
A. Simple: associated with thumb sucking, open bite. Простая форма, связанный с сосанием пальца, открытый прикус.
B. Complex: associated with tonsils, URTI. Комплексный, связанный с миндалинами.

Клинические проявляния вредной привычки сосание языка:
1. Открытый прикус в переднем или боковом участке.
2. Наклон передних зубов.
3. Протрузия.
Сосание языка ортодонт должен контролировать начиная с 3 лет, психологический фактор не так сильно действует на ребенка, поэтому можно начинать раннее лечение. Важно провести дифференциальную диагностику и выявить сосание языка это вредная привычка или адаптация на период потери зубов при физиологической смене.

Другие статьи

Принципы биомеханики в ортодонтии. Типы перемещения зубов. Часть 4

Существует бесконечное множество вариантов перемещения зубов, тем не менее, их можно подразделить на четыре основных типа: наклон, корпусное перемещение, перемещение корня и ротация.

Лечение дистального прикуса скелетная форма у нерастущих пациентов.

В подавляющем большинстве взрослые пациенты с скелетным вторым классом требуют хирургического вмешательства. Аргументы за хирургическое вмешательство:

Ортогональный анализ

Стандартный прикус отличается идеальной формой дуги и идеальным фиссурно-бугорковым контактом. Идеальная линия профиля этнологически разная. Следует отметить тот факт, что для значительной группы пациентов характерны правильные трансверзальные и вертикальные соотношения, а для другой многочисленной группы пациентов характерны вертикальные аномалии при правильных сагиттальных и трансверзальных размерах.

Преимущества и недостатки дуг ТМА в клинической работе.

Разговор о дугах ТМА мы начали в предыдущей статье и сейчас рассмотрим плюсы и минусы этих дуг.

Основные преимущества дуг ТМА в работе:

Не «устают», то есть практически не требуют реактивации (нанесенных ранее реверсионных изгибов, коррекций по ширине);

Меньшая жесткость позволяет мягче и эффективнее работать с детализирующими изгибами;

ТМА - дуга выбора для активной работы с торком (торковые изгибы действуют мягче, чем на стали);

Альтернатива стальных дуг у пародонтологических пациентов.