Развитие эмоциональной сферы ребёнка: зачем и как. Дидактические игры для детского сада «Эмоции ребенка

Статья "Мир эмоций дошкольника. Как сделать его ярче?"

педагога-психолога ГБОУ Д/с №2092 ВОУО гор. Москвы Степаненко Н.М.

Эмоциональная сфера – это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его. В процессе становления и развития человека происходят качественные изменения в его эмоциональной сфере. Преобразуются сами взгляды на мир и отношения с окружающими. У старших дошкольников, например, постепенно вырабатывается способность осознавать и контролировать свои чувства, которые являются живым индикатором наиболее значимых потребностей.

Следовательно, с развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир человека. И очень важно для достижения гармонии, личностной реализации в социуме, чтобы чувственный мир был ярким, комфортным и позитивным.

Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Её необходимо внимательно изучать и бережно развивать.

В наши дни вспоминается феномен «засушенного сердца» , открытый ещё Л.С. Выготским. Под этим термином понимается человеческая чёрствость, обеднённость или даже полное отсутствие чувств. Сложность нынешней ситуации состоит именно в том, что помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании «обесчувствованию» способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок.

Например, подолгу находясь у телевизора, компьютера, наши мальчики и девочки стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому современные дети и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встретишь должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут дать свои самые нежелательные плоды.

Таким образом, сейчас очень важно объединённые усилия психологов, воспитателей и специалистов направить на развитие чувственной сферы детей и обеспечение эмоционального благополучия в дошкольном учреждении.

Состояние эмоционального благополучия ребёнка в современном детском саду определяют следующие компоненты:

  • безусловное принятие дошкольника взрослыми для формирования у него необходимого и очень важного чувства безопасности
  • позитивность обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, «домашней» атмосферы в группе)
  • равенство в отношениях между взрослым и ребёнком (реальная помощь, своевременное получение её в любой необходимый момент, а также организация продуктивного пошагового сотрудничества)
  • обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы и непосредственно общаться со сверстниками
  • гибкий личностно ориентированный подход (максимальный учёт психических и личностных особенностей каждого ребенка на основе индивидуального образовательного маршрута при интеграции педагогов и специалистов, отказ от каких-либо «ярлыков» )
  • создание условий для развития личностной индивидуальности (раннее выявление творческих возможностей и способностей дошкольника, своевременный их мониторинг (то есть отслеживание динамики) , поощрение реальных достижений ребенка и его стремления к самостоятельности)
  • внимательное отношение и чуткая реакция на детские проблемы, тревоги и страхи в случае их появления
  • тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» волнующих его, часто лишающих покоя впечатлений с целью их уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки.
  • конфиденциальность, то есть закрытый характер информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия, осуществление профессиональной деятельности под девизом: «Не навреди!»

Что может способствовать эмоциональному благополучию ребенка в д/с:

1) создание в группах уголков психологической разгрузки:

  • для младших дошкольников– это домотека (так необходимая любому малышу возможность разместить в помещении группы предметы, принесённые из дома: фотографии, игрушки и т.д.) или «дерево эмоций» (когда каждый ребенок, приходя утром, сам располагает своё изображение на общем сюжетном панно в соответствии со своим настроением (в центре, по краям и т.д.) , а в течение дня вполне может вносить по желанию необходимые изменения)
  • для старших дошкольников – это условия для эмоционального уединения в небольшом пространстве с мягкой мебелью или модулями, интересными книгами, журналами, иллюстрациями, любимыми настольными играми и игрушками.

2) творческое применение игр и игровых пособий, направленных на совершенствование эмоциональной сферы детей. В их числе:

  • «Кубик настроений»

Детям предлагается объёмная модель: кубик с изображением на его сторонах разных эмоциональных состояний человека: от позитивных и нейтральных до негативных. С его помощью у дошкольников появляется возможность узнавать своё настроение среди прочих, называть его, определённо реагировать, «наводя порядок» в своём внутреннем мире. Здорово, когда этот кубик есть у каждого ребенка и размещается на шкафчике, являясь доступным в любой момент «эмоциональным тренажером» .

  • «Азбука эмоций»

Представляет собой набор картинок, с помощью которых в третьем лице, то есть опосредованно можно говорить с ребенком о том, что его волнует. Это способствует активному самовыражению дошкольников, проговариванию основных переживаний, предупреждению различных комплексов и необоснованного недовольства собой, то есть профилактике детских депрессивных состояний.

  • «Зоопарк настроений»

Игровое упражнение, заключающееся в ознакомление через образы животных с разнообразными эмоциональными проявлениями человека (гордостью, робостью, злостью и т.д.) с целью лучшего понимания себя. Возможность нахождения одинаковых изображений или их вариантов стимулирует детей к объединению в диаду (по двое) и малую подгруппу, развивая навыки самостоятельного общения с окружающими.

  • «Страна колобков»

Игра, снабженная широким игровым полем, позволяет взаимодействовать как с одним ребенком, так и с несколькими. Её смысл заключается в составлении своего «маршрута» по изображенным эмоциональным состояниям, их узнавании, назывании и «примеривании» к себе.

  • «Пойми меня»

Игровое упражнение содержит карточки – схемы основных чувств. Дети в занимательной, непринуждённой форме упражняются в умении различать их, сопоставлять между собой, а также с помощью мимики, жестов, движений реагировать на различные эмоционально окрашенные ситуации.

Важно заметить, что перечисленные игры не являются единственными в своем роде, точно заданными и статичными. Возможность внесения своих корректив, применения фантазии и творчества, создания собственных вариантов делает их по-настоящему доступными, универсальными и эффективными.

3) эмоциональному благополучию ребёнка в детском саду может также содействовать обучение родителей играм и упражнениям на развитие «гаммы чувств» для создания равных эмоционально благоприятных условий в д/с и семье. Ведь для детей, только еще открывающих для себя мир, очень важно, чтобы основные требования к ним и микроклимат отношений были по возможности устойчивыми и стабильными.

4) применение различных изобразительных техник (например, рисование человека в разных эмоциональных состояниях: гневе, радости, покое) с последующим обсуждением получившихся работ с их авторами относится к проективным методам и способствует активной рефлексии, то есть обратной связи между всеми участниками проводимого творческого процесса.

5) использование музыки и современных технических средств влияет на улучшение настроения детей и взрослых, обогащение чувственных впечатлений, повышение жизненного тонуса.

Главным же в деле обеспечения эмоционального благополучия дошкольника является позитивный пример, заинтересованное отношение к его успехам и переживаниям значимых взрослых – родителей, воспитателей, психологов. Девизом в этом актуальнейшем направлении психолого-педагогического взаимодействия могут служить слова: «Мы доверяем друг другу!» «Мы вместе!» , «Всё в наших руках!» .

Продолжает работу наша рубрика и её ведущая мама-психолог Анна Бравославская , которая отвечает на ваши вопросы. Если и у вас есть вопрос к психологу, можно отправить его Анне на почту [email protected] .

Здравствуйте, дорогие блогомамы!

Я получила много писем от вас после выхода статьи про . Так что, хотелось бы остановиться на теме эмоций поподробнее.

Итак, как развивать интеллект более менее понятно. Но что делать с эмоциями? Как их развивать? И нужно ли это?

Развивать эмоциональную сферу ребёнка просто необходимо. Широкой общественности это стало очевидно после выхода в свет книги «Эмоциональный интеллект» несколько лет назад. Как стало известно, многочисленные исследования показали, что для достижения успеха в жизни не столько важен IQ, сколько EQ.

Этот показатель включает в себя такие важнейшие понятия, как эмпатия, интуиция, умение налаживать и поддерживать широкую сеть социальных контактов и прочных эмоциональных связей и т.п.

Но даже если оставить в стороне пресловутую успешность, очевидно, что чем более развита эмоциональная сфера, тем лучше человек «встроен» в социум, тем плодотворнее, богаче его отношения с окружающими, выше его удовлетворённость жизнью в целом. Не говоря уже о том, что люди, плохо знакомые со своей чувственной сферой, гораздо больше подвержены тяжёлым заболеваниям вплоть до онкологии.

Есть такой психологический термин – алексетимия – он обозначает неспособность человека называть эмоции, проживаемые им самим. Так вот, при исследовании больных с различными заболеваниями средней тяжести, у большинства из них (до 80%) обнаруживается алексетимия.

Каким же образом мы можем способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка? Во-первых, начнём с себя. Необходимо научиться отслеживать своё состояние и проговаривать свои эмоции, особенно негативные. Лучше всего здесь подходит «Я-высказывание» — это метод общения в конфликтных ситуациях, при котором любую фразу нужно начинать со слов «Я» и «мне». Например, не «Как ты мог?!», а «Мне очень неприятно, когда…». Или вместо «Зачем ты…» — «Я очень расстроена тем, что…» и т.д.

Если вы будете комментировать своё состояние, постепенно ваш ребёнок станет лучше распознавать ваши эмоции, а заодно и свои. Конечно же, таким же образом хорошо комментировать состояния других людей, героев мультфильмов, книг и т.д. «Как ты думаешь, что он почувствовал, когда…», «почему она так поступила?», «как ты понял, что она чувствует именно это?» и т.д.

Так воспитывается чувство эмпатии, сопереживания. Кроме того, чувства и эмоции хорошо проигрывать вместе с игрушками, куклами. Можно проигрывать целые сценки, и не забывать жалеть кукол, сочувствовать им или радоваться вместе с ними.

Через какое-то время, скорее всего, вы обнаружите, что можете предвосхитить своё поведение в определённой ситуации. Например, что состояние усталости сопровождается сильной раздражительностью и т.д. В таких случаях можно предупреждать домашних, что вам нужно время, чтобы восстановиться, и что вспышки недовольства не стоит принимать на свой счёт.

Детям также можно предоставлять время и место для проживания неприятных состояний. Кроме того, именно у нас дети учатся способам проявления своих эмоций: что делает мама, когда расстроена? Как папа сердится?

Наши эмоции связаны с нашим телом, если подавлять их проявления, возникновение психосоматики неизбежно. Но именно вы можете показать ребёнку, что, разозлившись, ударить можно, но не человека, а подушку или косяк двери. Что при сильной радости можно и нужно обниматься или, хотя бы, прыгать и размахивать руками. 🙂

Чем больше оттенков эмоций будет знать и различать ваш ребёнок, тем богаче будет его эмоциональная жизнь. Здесь поможет как изучение словаря синонимов, так и специальные игры с карточками, книги, посвящённые эмоциям, психотерапевтические сказки.

В специализированных магазинах есть даже плакаты с изображениями различных эмоций. Можно обсуждать, как проявляется на лице то или иное чувство (брови подняты, уголки рта опущены…), играть в «изобрази эмоцию» или, наоборот, «что я чувствую?».

Пока ребёнок сам не очень хорошо разбирается в собственных чувствах, мы можем подсказывать ему: «Ты очень расстроен, да?» или «Я вижу, ты очень зол…». Здесь важно, конечно, не навязывать своё видение, а считывать эмоцию малыша и называть её.

В том случае, если вы угадали, ответом будет облегчённое «да!», глубокий выдох, свидетельствующий о расслаблении, и, возможно, слёзы, которые довольно быстро пройдут.

Впрочем, этот приём хорошо подойдёт и для эмпатического слушания в любом возрасте. Здесь важно также нормализовать эмоцию, снизив тем самым её градус – «ещё бы! Тут есть от чего разозлиться!» или «на твоём месте я бы чувствовала то же самое!». Дальше лучше дать высказаться ребёнку.

Кроме того, очень важно различать ощущения, эмоции и чувства . Многие взрослые признаются, что сами путают эти переживания. Ощущения имеют телесную природу: голод, усталость, озноб… Чувства более глубокие, чем эмоции: сравните любовь и заинтересованность, раздражение и ярость. Путаница в своих переживаниях приводит к тому, что люди не различают, что они чувствуют, а, значит, не умеют эффективно работать со своими состояниями.

Например, что-то мне плохо как-то, пойду поем. А на самом деле, это не голод вовсе, а чувство тревоги из-за неприятностей на работе. Или: что-то меня крутит прямо! С кем бы подраться? Прямо бесит всё! А это не раздражение, а чувство печали из-за ссоры с девушкой. Негативные чувства часто заменяются на более приемлемые для данной личности, и подмена происходит тем легче, чем меньше человек разбирается в себе.

На развитие эмоциональной сферы также хорошо работают все творческие занятия, но именно как свободное творчество или работа под музыку, например. Все телесные практики – танцы, плавание, массажи, бесилки и всевозможные обнимашки также, безусловно, хороши. 🙂

Кроме того, важно заметить, что интеллектуальные занятия являются в некотором роде антагонистами эмоциональному развитию. Дело в том, что наш организм обладает ограниченным запасом энергии, и мы можем его тратить только на что-то одно. Уже давно доказано, что переизбыток интеллектуальной нагрузки в дошкольном возрасте приводит к истощению эмоциональной сферы в долгосрочной перспективе.

Конечно же, я имею в виду крайние показатели, и между очевидным перегрузом интеллектуальной сферы и педагогической запущенностью лежит довольно большой континуум. 🙂

В любом случае, я обязательно остановлюсь на этом моменте поподробнее в следующих статьях.

МИР ЭМОЦИЙ РЕБЕНКА

Никитина Т.П., воспитатель старшей логопедической группы детского сада №17 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы эмоционального развития дошкольника. Виды эмоций, их формирование.

Мы счастливы, и, кажется, что весь мир радуется и смеется вместе снами.

Мы грустим, и все вокруг становится серым и унылым.

Мы предельно внимательны к формированию у ребенка знаний об окружающем мире. Но в мир чувств и эмоций ребенок вступает без провожатого, без поддержки и совета. Возможно, потому, что мы сами не очень сведущи, и нам сложно справляться с собственными эмоциями.

Часто мы теряемся, когда воспользоваться собственным правом на эмоции. И ее внешнее проявление. А когда ребенок пытается вести себя непринужденно и естественно, оглядываемся вокруг, ожидая получить оценку окружающих: «Не плачь, ты же мужчина!», «Не дерись, ты девочка!», «Ты что, трусишь?». Ребенок прячет свой страх, неуверенность, потому что эти чувства не приветствуются в мире взрослых.

У детей уже в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех в неподходящей ситуации (по разумению взрослых), запреет на слезы (особенно для мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Для многих детей таких запретов на определенные виды поведения, за которыми следует наказание, довольно много.

Контроль со стороны взрослых в воспитании детей, конечно необходим, но он не должен преследовать исключительно интересы родителей.

Чрезмерные запреты в выражении чувств влекут за собой ограничение жизненности, спонтанности обаяния, т.е. потерю той природной естественности, грации, которой обладает ребенок с рождения.

Выделены десять фундаментальных эмоций: радости, удивления, интереса, страдания (печали), гнев, отвращения, презрения, страха, стыда и вины.

Эмоция радости – формирование оптимизма, чувства счастья, стрессоустойчивости.

Если ребенок выражает радость, а взрослый не поддерживает ее позитивно, например, отмахивается, не обращает внимания, говорит, что это ерунда, ребенок привыкает не радоваться или не делиться своей радостью.

Среди взрослых, имеющих такой эмоциональный опыт в детстве, будет больше пессимистов, людей, чувствующих себя несчастливыми, с общим пониженным настроением.

Задача воспитания радости состоит в том, чтобы создать условия для того, чтобы ребенок чувствовал радость от малых и больших позитивных событий жизни, сформировать общую оптимистическую позицию человека, чувство счастья жизни.

Чувство счастья жизни помогает человеку жить, окрашивает восприятие жизни в более позитивных тонах. Оптимизм помогает справляться со стрессовыми ситуациями. Многими оптимизм связывается с достижением профессионального успеха.

Эмоция грусти – печали – страдания и формирование тревожности, депрессивности, неустойчивости к стрессу, склонности к зависимостям.

Страдание – самая тяжелая эмоция, но для ребенка и грусть, и печаль – тяжелое состояние. Реакция взрослых на страдания ребенка бывает разным.

Если взрослые негативно относятся к страданию ребенка, ругают и наказывают его, например, за плач, не обращая внимания на причину, ребенок может вырасти чрезмерно тревожным, с тенденцией к изоляции (отчужденности), с низкой сопротивляемостью страданию, тенденцией к апатии и негативным зависимостям.

Если взрослый реагирует на страдание ребенка посредством опекающего, принятия, т.е. жалеет, обнимает, целует и т.д. без попытки найти причину страдания и справиться с ней, ребенок может вырасти инфантильным, не способным бороться с источниками страдания, ищущим успокоение в каких-либо ситуациях, не связанных с причиной страдания, например, алкоголизм, возможно, склонным к депрессии.

Взрослый должен демонстрировать не только понимание и принятие страдания ребенка, но и искать вместе пути воздействия на причину страдания. При такой реакции на страдание создаются условия, чтобы ребенок вырос более доверяющим людям, готовый сам придти на помощь.

Эмоция злости (гнева) и формирование агрессивности. Эмоция злости лежит в основе агрессивности. Если взрослый подавляет гнев ребенка, ругает за злость, это может привести к формированию привычки подавлять гнев, но неотреагированный гнев участвует в этиологии психосоматических болезней. С другой стороны, если взрослым принимается бурное и активное выражение гнева, если оно понимается, как умение постоять за себя, то у ребенка может сформироваться опасная агрессивность.

Воспитание гнева связано с формированием у ребенка умения контролировать свой гнев и проявлять его в формах, не наносящих вреда окружающим и самому себе.

Эмоция страха и формирование тревожности, стрессоустойчивости, чувство доверия к другим людям.

Эмоция страза переживается как незащищенность физического и психического Я человека. Необходимо создать условия для формирования нетревожного ребенка, доверяющего своему окружению, способного не только открыто сказать о своем страхе, но, что особо важно, находить пути его преодоления.

Взрослые не должны использовать страх в процессе воспитания, стараться защитить ребенка, не передавая собственного чувства страха;

общая благожелательность отношения между взрослым и ребенком, позволяет последнему открыто говорить о своем страхе;

ребенка необходимо обучать терпимости к страху, способам преодоления страха.

Интерес и удивление – интеллектуальные эмоции, лежащие в основе интеллектуальных чувств. Наличие интеллектуальных чувств ребенка позитивно окрашивает учебу, придает ей личностную значимость, облегчает и активизирует. Интеллектуальные чувства развиваются у ребенка, если взрослый поддерживает его эмоции интереса, радости и удивления в процессе познания и исследования, если взрослый сам заражает им ребенка. Если же интерес ребенка к окружающему миру не разделяется взрослым, он считается не важным, то эта эмоция подавляется.

Самопринятие и самоуважение – обе эти составляющие одинаково важны для развития человека. Самопринятие позволяет ощущать к себе любовь и симпатию независимо от оценок других людей, оно дает человеку самодостаточность и независимость. Самоуважение показывает ценность самого себя относительно социальных норм, является мотиватором саморазвития.

Стыд и формирование застенчивости, неуверенности в себе.

Стыдясь, человек чувствует свою некомпетентность, несоответствие ситуации, неспособность в глазах других. Значение этой эмоции двояко. С одной стороны, чистое переживание стыда может приводить к формированию неуверенности, с другой, стыд может стать мотиватором саморазвития:

родители не должны часто стыдить ребенка, чтобы не способствовать формированию неуверенности и застенчивости:

перед тем, как стыдить, подумать, а надо ли за это стыдить?;

если стыдить, то на общем фоне любви и уважения;

если стыдить, то искать пути преодоления ситуации, вызывающей стыд;

поддерживать и помогать ребенку в этом преодолении;

хвалить за прикладываемые ребенком усилия и достигнутый успех.

Различные эмоциональные переживания ребенка – естественная и неотъемлемая составляющая его каждодневной жизни. Сделать ее поддерживающей и развивающей, а не подавляющей и стрессогенной, научить ребенка в приемлемой для него форме рассказывать о своем внутреннем мире, научиться слышать, слышать и понимать его – достойная цель для взрослого.


Формируются различные виды деятельности и формы общения с окружающими обуславливают глубокие изменения в эмоциональной сфере ребенка. Правильное понимание эмоциональных состояний человека очень важно для формирования адекватных межличностных отношений, овладения собственными эмоциями, их регуляции и воздействий на окружающих. Понимание эмоций и чувств способствует лучшему пониманию художественной литературы и художественных фильмов, театральных постановок, что в свою очередь, обогащает знания детей о мире чувств.

А.В. Запорожец отмечал, что развитие эмоциональной сферы ребенка и воспитание на этой основе его чувств является первостепенной задачей, «не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума». Его исследования свидетельствуют о том, что развитие эмоциональных процессов связано, с одной стороны, с переходом от относительно непосредственных к сложно опосредованным словом эмоциональным переживаниям, а с другой – с развитием мотивационной и смысловой сферы личности. Механизм качественной динамики и развития эмоций заключается в опосредовании социально обусловленных эмоций деятельностью. Однако, как отмечали Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович и др., не все компоненты детской деятельности играют одинаковую роль в возникновении и развитии эмоций. Особенно важное значение имеют цели и мотивы осуществляемой деятельности, а способы выполняемых действий оказывают лишь косвенное влияние.

Роль взрослого заключается в том, чтобы, опираясь на жизненный опыт ребенка, с помощью словесных объяснений помочь ему понять связь между мотивом и продуктом деятельности. Это позволяет ребенку еще до начала деятельности предвосхитить её социальное значение и эмоционально настроиться на неё, что в свою очередь приводит к актуализации складывающихся у ребенка простейших социальных мотивов деятельности и усиливает их влияние на общую направленность и динамику поведения .

В основе такого эмоционального предвосхищения лежат, отмеченные Л.С. Выготским, сдвиг аффекта с конца к началу деятельности и появление у дошкольников особого «эмоционального воображения», которое сочетает в себе аффективные и познавательные процессы.

Единство эмоций и когнитивных психических процессов, а также роль когнитивных элементов в эмоциональных процессах рассматривались в работах Е.Р.Баенской, Н.Я. Грота, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Я.З. Неверович, С.Л., Никольской О.С., Рубинштейна, П.В. Симонова, Б. Спинозы, Д.Б. Эльконина и др. Исследователи отмечали, что эмоция есть знание плюс отношение (возбуждение); что эмоции связаны с деятельностью, познавательными процессами и взаимодействуют с нравственностью и свободой воли личности. Л.С. Выготский указывал на необходимость «рассматривать отношения между интеллектом и аффектом не как вещь, а как процесс», а также «освободиться от взгляда на связь интеллекта и аффекта как на одностороннюю механическую зависимость мышления и чувства» и признать их внутреннюю связь и единство. Л.С. Выготский отмечал, что «переход от низших к высшим аффективным образованиям непосредственно связан с изменением отношений между аффектом и интеллектом». Таким образом, эмоциональная и когнитивная системы совместно обеспечивают ориентировку в окружающем.

Эмоциональное развитие подразумевает формирование представлений об эмоциях, в структуру которых входят внешнее выражение эмоций, их адекватное переживание и понимание их содержания в различных ситуациях. Изучая развитие эмоциональной сферы ребенка, С.Л. Рубинштейн, К.В. Шулейкина и др. отмечали, что эмоции появляются у человека еще до рождения. В частности такие эмоциональные реакции как удовольствие и неудовольствие отмечаются уже у пяти-шестимесячного плода. Как указывал К. Изард, в процессе онтогенеза развивается способность использовать эмоциональную экспрессию в качестве средства общения, а также улучшается распознавание эмоций по выражению лица. Эти изменения исследователи связывают, прежде всего, с тем, что с возрастом происходит расширение и усложнение знаний об эмоциях, расширяется «словарь эмоций», границы эмоциональных понятий становятся более четкими, дифференцируются представления о причинах эмоций и внутренних состояниях. Это становится возможным только в условиях общения в процессе совместной деятельности ребенка с взрослыми, которые являются носителями общественно-исторического опыта человечества.

Тенденция к усложнению знаний об эмоциях у детей проявляется в нескольких направлениях. Ввиду быстрого когнитивного развития ребенок все более точно осознает оттенки эмоций в повседневной жизни и выражает их в речевой форме. Установлено, с возрастом ребенок лучше идентифицирует эмоции, границы эмоциональных понятий становятся более четкими, увеличивается число параметров, по которым он различает эмоции. Кроме того, усложняются знания об эмоциях. Под усложнением следует понимать разрушение жесткой сцепленности между отдельными ее компонентами. Как отмечают А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и другие, развитие эмоции тесно связано с развитием мотивов поведения, с появлением у ребенка новых потребностей и интересов. На протяжении детства происходит не только глубокая перестройка органических потребностей, но и усвоение создаваемых обществом материальных и духовных ценностей, которые при определенных условиях становятся содержанием внутренних побуждений детской личности.

В своих исследованиях Былкина и Д.В. Люсина отмечают, что уже годовалые дети невербальным поведением могут выражать противоречивые эмоции в незнакомой ситуации, двойственные чувства, смешивая стремление к контакту и сопротивление, как только его добиваются (злость, потому что их оставили одних; облегчение, когда возвращается мама или папа). Очевидно, существует значительный разрыв между эмоциональным переживанием ребенка и его способностью когнитивно упорядочивать это переживание и сообщать о нем. В некоторых ситуациях дети осознавать только самую яркую эмоцию, но, пытаясь справиться с этой ситуацией или выразить свои чувства, испытывают сложность эмоционального переживания.

К началу дошкольного возраста ребенок имеет относительно богатый эмоциональный опыт. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях, появляется ожидание (предвосхищение) эмоций, что оказывает, по мнению А.В. Запорожца и Я.З. Неверович, существенное влияние на мотивацию поведения и деятельности. А.М. Щетинина отмечала, что у дошкольников постепенно развивается умение определять эмоциональное состояние других людей, которое зависит не только от возраста детей и накопленного ими опыта, но и от модальности эмоции. Однако для пятилетнего ребенка средства, выражающие экспрессию, становятся сигнальными только в контексте действия и ситуаций. В исследовании В.Х. Манерова установлено, что для большей части детей 5-6 лет становится доступным определение эмоций другого человека по его речи.

О.А. Денисова, О.Л. Леханова и др. отмечают, что к четырем годам ребенок должен уметь узнавать эмоциональные состояния: радость, грусть, гнев, удивление, испуг. Знает некоторые способы выражения этих эмоциональных состояний (через рисунок, вокализацию, с помощью мимики, жестов и пантомимики). К пяти годам ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость, грусть, гнев, удивление, испуг. Умеет рассказать о своем настроении. Знает способы выражения и изменения этих эмоциональных состояний. Умеет определить эмоциональные состояния у героев сказки .По данным Ла Френье, большинство 4-летних детей еще не способны четко различать реальные и видимые эмоции. Любое выражение лица они принимают за чистую монету. Однако уже в 6-летнем возрасте большинство начинает понимать: если, к примеру, ты упал, то товарища можно ввести в заблуждение и не показать вида, что ушибся, а то еще дразнить будут. Эта задача успешнее решается теми, кто овладел мастерством маскировки эмоций. Данный факт можно считать важным шагом в развитии, ведущим к пониманию социальной жизни (в том числе противоречивых мотивов как в самом себе, так и в окружающих амбивалентных межличностных отношениях). Это с одной стороны; с другой - приводит к более сложным представлениям о самом себе.

К шести годам ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость-восторг, грусть, гнев-ярость, удивление, испуг, растерянность, спокойствие. Сформированы представления о таких личностных качествах людей как доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность. Ребенок умеет оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества. Проявляются элементы рефлексии. К семи годам - ребенок должен уметь относиться критически к своим поступкам; появляются элементы рефлексии; устойчивая самооценка.

Наиболее интенсивно в дошкольный период развивается способность понимать эмоции других людей по мимике. Уровень понимания детьми того или иного эмоционального состояния зависит от ряда условий:

  1. от знака и модальности эмоции (так, положительные эмоции распознаются детьми легче и лучше, чем отрицательные, однако удивление дети понимают плохо, хотя эта эмоция относится к положительным);
  2. от возраста и накопленного в процессе жизни опыта распознавания переживаний в различных жизненных ситуациях, в различном эмоциональном микроклимате (подобный опыт накапливается у детей чаще всего стихийно, однако его, видимо, можно обогатить в специально организованных условиях, что, безусловно, повысит возможности и умение детей понимать состояние людей);
  3. от степени владения ребенком словесными обозначениями эмоций (правомерно предположить, что перевод с конкретно-чувственного понимания экспрессии на уровень ее осмысления возможен при условии точной и полной вербализации эмоциональных состояний и их внешних выражений);
  4. от умения ребенка выделять экспрессию и дифференцировать ее элементы, то есть от типа восприятия, от сформированности эталонов выражений состояний.
Типы восприятия эмоций детьми

А.М. Щетинина, работая с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, подробно изучала проблему развитияспособности понимать эмоции других людей по мимике. Она выявила несколько типов восприятия эмоциональных состояний по экспрессии.

  1. Довербалъный тип. Эмоция не обозначается словами, ее опознание обнаруживается, когда ребенок принимает выражение лица, соответствующее характеру конкретной ситуации («Он, наверное, мультик смотрит»).
  2. Диффузно-аморфный тип. Ребенок называет эмоцию, но воспринимает ее поверхностно, нечетко («Веселый», «Посмотрел - и узнал, что он грустит»). Составляющие элементы эталона эмоции еще не дифференцированы.
  3. Диффузно-локальный тип. Воспринимая выражение эмоции глобально и поверхностно, ребенок начинает выделять отдельный, часто единичный элемент экспрессии (в большинстве случаев - глазами).
  4. Аналитический тип. Эмоция опознается благодаря элементам экспрессии. В подавляющем числе случаев ребенок опирается на выражение лица, а не на позу.
  5. Синтетический тип. Это уже не глобальное и поверхностное восприятие эмоций, а целостное, обобщенное («Злая она, потому что вся злая»).
  6. Аналитико - синтетический тип. Ребенок выделяет элементы экспрессии и обобщает их («Она веселая, у нее все лицо такое - глаза веселые и рот»).
Как отмечает А.М. Щетинина, тип восприятия экспрессии зависит не только от возраста и накопленного опыта, но и от модальности эмоции. Страх и удивление дети 4-5 лет понимают преимущественно по довербальному типу восприятия, радость и грусть - по диффузно-аморфному типу, а дети 6-7 лет - по аналитико-синтетическому. Если чувство гнева воспринимает ребенок 4-5 лет, то ведущим становится диффузно-локальный тип, а если 6-7-летний - то аналитический.

По данным Н. Довгой и О. Перелыгиной, воспитанники старшего дошкольного возрастадостаточно легко понимают причины таких эмоций, как радость, грусть, страх, гнев, стыд. Наиболее сложные для понимания эмоции гордость, удивление воспринимают дети подготовительной к школе группы. Свозрастом понимание причин того или иного эмоционального состояния расширяется, углубляется. Если в средней группе дети акцентируют внимание на удовлетворении (или неудовлетворении) своих потребностей, то в старших группах ответы в большей степени распространяются на сферу межличностных отношений, включают категории, не связанные с непосредственным опытом ребенка.Заметный прогресс, особенно при переходе из старшей группы в подготовительную, прослеживается в развитии понимания внешних проявлений эмоций, особенностей поведения в том или ином эмоциональном состоянии: дети не только осознают свое поведение под влиянием тех или иных эмоций, но и пытаются управлять собственными эмоциями.

Достаточно успешными для детей шести-семилет оказались результаты исследования понимания причин эмоций. Н. Довгая исследуя понимание особенностей поведения человека в эмоциональном состоянии, выявила, что многие дети испытывали значительные трудности. Она объясняет это тем, что называя возможные причины, дети пользовались «абстрактными» знаниями, т.е. теми, которые получили в ходе познавательных бесед, чтения литературных произведений. Четко зная, чего должен стыдиться или чем должен гордиться человек, они, тем не менее, это знание не нагружали личностным смыслом. А это необходимо, когда ставится задача указать особенности своего поведения в состоянии соответствующей эмоции и когда просят вспомнить подобный случай.

Недостаточный личный опыт, низкий уровень рефлексии, свойственный старшему дошкольному возрасту, обуславливают меньшую успешность в том случае, когда следует выполнить задание, требующее понимания эмоций как причин поведения, чего нельзя сказать относительно задания по определению возможных причин эмоций. Исследование вербальной идентификации эмоций показало, что у детей наблюдается недостаточное развитие активного словаря эмоций. Чаще всего дети использовали понятия более обобщенного характера («Грусть - плохое настроение»). Как и в других заданиях, наибольшие трудности вызвало задание, связанное с чувством гордости. Даже в подготовительной к школе группе это слово использовали только 40% детей. Что примечательно: даже те, кто демонстрировал хорошее владение языком эмоций (47%), затруднялись привести пример из собственного опыта. Н. Довгая и О. Перелыгина сделали следующие выводы:

  1. Знание соответствующих слов, обозначающих эмоциональное состояние, оторвано от опыта и характеризует скорее речевое развитие (словарный запас), чем эмоциональное.
  2. В детском саду (и в семье) основной акцент делают на развитие у ребенка интеллектуальных и волевых качеств. Нередко уже 5-летних детей готовят к поступлению в школу, что существенным образом обедняет игровой опыт - естественный источник эмоций.
  3. Взрослые недостаточно озвучивают собственные эмоции, не говорят с ребенком о чувствах, переживаниях, что, естественно, не пополняет лексикон. Отсюда и невладение языком эмоций, невозможность вербализовать свои переживания и,как следствие, неспособность контролировать и адекватно выражать эмоции.
  4. Дети с трудом ориентируются в своем эмоциональном опыте. У большинства тех, кто принимал участие в эксперименте, мы наблюдали вытеснение эмоции гнева, что существенным образом затрудняло обучение конструктивным способам его выражения. Вина же осознавалась не как эмоция, а как объективность (совершение неблаговидного поступка, заслуживающего осуждения). А ведь переживание чувства вины - естественный регулятор поведения.
Эмоциональное развитие детерминируется двумя группами факторов - внутренними (созревание коры головного мозга, развитие когнитивной сферы, самосознания и т.д.) и внешними (особенности социализации ребенка). Для развития когнитивного компонента эмоциональной сферы факторы второй группы имеют доминирующее значение. Н. Довгая и О. Перелыгина показали, что современный дошкольник испытывает существенные затруднения в развитии эмоциональной сферы прежде всего в силу таких обстоятельств, как дефицит общения со взрослыми, стремление взрослых форсировать интеллектуальное развитие, бедный игровой и реальный опыт.

Понимание эмоций зависит от собственного эмоционального опыта ребенка. Е.Л. Яковлева отмечает в понимании эмоционального состояния другого человека необходимость осознания собственных эмоциональных реакций, которые развиваются во взаимодействии дошкольника со взрослым. Осознанию собственных эмоций ребенком способствуют называние взрослым эмоциональных реакций и состояния ребенка, принятие или непринятие взрослым этих эмоций, поддержка адекватных реакций и отвержение неадекватных. Кроме того, роль взрослого заключается в том, что он предоставляет дошкольнику образцы способов эмоционального самовыражения.