От рождения до года: Как не избаловать ребенка. Как перевоспитать избалованного ребенка (как понять что ребенок избалован: признаки и причины)

Современные психологи доказали, что человек в наши дни не торопится расставаться с детством. У многих период взросления затягивается аж до 45 лет. И это не шутка. Основной причиной неосознанного отказа от неизбежного перехода во взрослую жизнь определяют стереотип воспитания современных детей.

Гиперопека со стороны родителей, вседозволенность и отсутствие у ребенка возможности принимать решения, развивать чувство ответственности, приводит к тому, что период детства затягивается, от чего в первую очередь страдают сами родители, поскольку вовремя не задались вопросом, как не избаловать ребенка.

Обычно, родители начинают бить тревогу и думать, как перевоспитать избалованного ребенка, когда чадо уже начинает выходить из под контроля, демонстрируя худшие стороны характера и проявляя неуважение и пренебрежение к окружающим, в том числе к родным людям.

Исправить ситуацию всегда сложнее, поэтому тему воспитания детей родителям следует изучать заранее, постоянно пополняя знания, применяя творческий подход и находя индивидуальные решения для нестандартных воспитательных моментов.

У родителей есть только один шанс воспитать гармоничную, психически-здоровую личность, не стоит этот шанс упускать.

Признаки избалованного ребенка

Постарайтесь объективно оценить поведение ребенка, он избалован, если:

  1. Плохое настроение преобладает над хорошим — все желания выполняются мгновенно, поэтому вспышка радости от полученного становится все более непродолжительной;
  2. Частые истерики — сформированная привычка добиваться своего с помощью плача и капризов;
  3. Желает слышать только положительный ответ на свои просьбы — степень потакания достигла предела, когда ребенок не воспринимает слово «нет»;
  4. Не умеет делиться — эгоцентризм и эгоизм развиваются вследствие недостатка информации о компромиссе, неумение общаться со сверстниками;
  5. Хамит взрослым — не привиты элементарные нормы общения и поведения в социуме, как результат — обращение ко взрослым на «ты», повышение голоса и перебивание собеседника;
  6. Манипулирует — становится «хорошим» только в обмен на возможность получить материальные блага, или возможность сделать по своему;
  7. Требует особенной еды — привычка получать особенное меню в ответ на капризное поведение;
  8. Зависим от родителей — то есть все действия за свое чадо выполняют родители, а в результате — отсутствие жизненного опыта;
  9. Не знает об ответственности — родители не объясняют связи между поступком и последствием поступка.

К сожалению, если вышеперечисленные признаки присутствуют, а описанные ситуации знакомы, то вопрос, как не избаловать ребенка, смысла уже не имеет. Нужно искать способы, как его перевоспитывать.

Разбаловать малыша проще простого, достаточно систематично идти у него на поводу в момент капризов и истерик. Кроме того, многие родители, в силу огромной любви и желания сделать и дать ребенку все самое лучшее абсолютно теряют чувство меры, а иногда и связь с реальностью. Ребенок становится центром вселенной, любое желание — закон, к сожалению, остальные люди не станут относиться к избалованному ребенку с пониманием, что при адаптации в социальной среде станет для малыша неприятным сюрпризом.

Итак, если вы готовы признать, что у вас избалованный ребенок разрабатываем тактику, что делать:

Каждый воспитательный случай в отдельной семье требует индивидуального подхода. Тем не менее, не стоит пренебрегать очевидными приемами по воспитанию: твердость, ласка, доброта, объективность, выражение эмоций (не только положительных). Важно вести разговор с ребенком в корректной форме, как со взрослым, поскольку дети усваивают и копируют родительскую манеру поведения. Тем не менее, тактильный контакт (объятия, поцелуи, ободряющие жесты) очень важен.

Как не избаловать ребенка — актуальная проблема, и если в какой-то момент вы понимаете, что не справляетесь можно обратиться за помощью к детскому или семейному психологу. Специалист сможет грамотно, без эмоций определить положение вещей и дать соответствующие советы и даже проверенные алгоритмы действий, как перевоспитать избалованного ребенка.

«Маленький ребенок плачет тогда, когда ему плохо. У него вовсе нет желания «тиранить» своих родителей, просто по другому он не может им сообщить, что у него проблемы (хочет есть, болит животик, режутся зубки и т.п.). Для того, чтобы у малыша сформировалось благоприятное впечатление о мире (что очень важно для его дальнейшего развития), ни одна его просьба о помощи не должна быть оставлена без внимания. Как отмечают психологи, на эти просьбы мама должна реагировать молниеносно. По их мнению, чем быстрее мать приходит ребенку на помощь, тем меньше страдает нервная система и тем благоприятнее складывается впечатление малыша о новой для него среде обитания.
В книгах особо популярного в нашей стране Б. Спока очень много советов не брать ребенка на руки, не играть с ним слишком много, когда он бодрствует, это якобы, приводит к избалованности и мешает развитию самостоятельности. Увы, эти советы (как впрочем и многое другое в книгах Спока) в свете последних данных психологии не выдерживают никакой критики. Именно тактильный контакт (когда ребенок на руках), спокойный ласковый голос мамы дают ребенку уверенность, снимают напряжение и тем самым создают предпосылки для самостоятельности.
Всем родителям желательно усвоить одну простую вещь: в первые месяцы жизни (примерно до года) нет никакой опасности избаловать ребенка. Любви и ласки никогда не бывает слишком много.
У маленького ребенка кроме потребности в еде, сне, движении есть еще и потребность в любви, общении, ласке. По мнению психологов, родители, которые дают своему ребенку все это, закладывают тем самым основы того, чтобы он вырос уверенным в себе и счастливым человеком.
В книге Б. Спока «Ребенок и уход за ним» я с удивлением обнаружил следующие строки: «Итак, если ваш ребенок плачет в конце периода бодрствования после кормления, то сначала предположите, что он устал, и положите его в кровать. Пусть он поплачет 15-30 минут...» Я не знаю, может, и есть родители, которым удавалось спокойно наблюдать, как их ребенок надрывается в течение 15-30 минут, но мне лично это не под силам. Да и зачем? Не лучше ли успокоить ребенка, помочь ему.
Один из распространенных мифов - крик укрепляет легкие. Даже если это и так, то что для вас важнее - отсутствие стресса у ребенка, или же легкие, как у подводника?
Иногда грудные дети кричат только для того, чтобы снять напряжение. Родителям в таком случае предлагают дать возможность младенцу часок-другой покричать. Мне трудно согласиться с такими советами. Такое впечатление, что их дают люди, дети которых никогда сильно не плакали и не кричали.
Если ребенок кричит, то его нужно успокаивать, а не ждать, пока он сам замолчит. Если же вы не будете брать ребенка на руки - то это может привести к самым разным серьезным нарушениям развития малыша, и в первую очередь, к подрыву его базового доверия к миру. Берите ребенка на руки, утешайте его словами, включите легкую спокойную музыку, положите его на себя так, чтобы он слышал биение вашего сердца.
Успокаивая ребенка, следует следить за тем, чтобы самим находиться в ровном эмоциональном состоянии и как бы «излучать» на малыша свою любовь. Родительская любовь творит чудеса - это самое лучшее средство успокоения кричащего ребенка.
Кстати, проводимые психологами исследования показали, что у детей, которые в раннем возрасте видели -много тепла и ласки, будущий брак оказывается более прочным.
Когда ребенок немного подрастет (около года), тогда уже можно и не бежать к нему сразу же после первого писка. Ему уже нужно постепенно понимать, что иногда нужно и подождать, иначе он быстро поймет, что к чему, и «сядет на шею родителям».
И еще один совет. Не стоит сравнивать своего «крикуна» с другими, более спокойными детьми: у каждого ребенка свои особенности психики и темперамент. К тому же, как отмечают психологи, как правило, из особых «крикунов» вырастают люди с более активной жизненной позицией.»

Дарить ему подарки, покупать игрушки, давать сладости. Дети являются чудесными созданиями, они умиляют своих родителей. Особенно мамам бывает сложно отказать своему малышу в чем-либо, им хочется избаловать ребенка.

Почему возникают проблемы с малышом?

Но иногда встречаются ситуации, что оба родителя или один из них начинают чрезмерно беспокоиться о своём малыше. А именно: опекать его, выполнять все желания и прочее. Такая ситуация становится отягощающей как для родителя, так и для ребёнка. Родитель не может справиться с собой, начинает нервничать, срываться на чаде. А дети в такой ситуации начинают манипулировать взрослыми. Так как знают, что через некоторое время папа или мама выполнят их пожелание. Таким родителям стоит задуматься о том, чтобы установить определённые стандарты поведения и не избаловать ребенка. Также стоит стараться им соответствовать.

Шантаж

Как понять, что ребенок избалован? Прежде всего, родителям следует понимать, что малыш копирует поведение взрослых. Поэтому, когда, например, мама говорит ему, что если будешь себя хорошо вести, то мы купим тебе мороженое, такое поведение является прямым путем к тому, чтобы избаловать ребенка. Не стоит удивляться, когда через определённое время малыш скажет папе, что он сделает то, о чем его просят, если ему купят игрушку. Не нужно быть слишком строгим к ребёнку. Например, если он смотрит мультфильм, а пришло время ложиться спать, можно позволить ему досмотреть его до конца. Ничего страшного не произойдёт, если он заснёт позже на 30 минут. Также родителям рекомендуется не забывать, что, когда они лукавят и говорят неправду, дети видят это.

Они думают, если папа и мама могут позволить себе вести себя таким образом, значит, в этом нет ничего плохого. В семье может возникнуть конфликт, когда отец позволяет себе говорить неправду, а от сына требовать идеального поведения. В результате, наоборот, вырастает ребенок, которого избаловали. Избалованный ребенок со временем, когда станет уже мужчиной, будет испытывать чувство злобы и недоверия к отцу. Взрослым не стоит думать, что они могут позволить себе некоторые вещи, а дети нет. Нужно понимать, что если человек лукавит в семье, это не проходит незамеченным. Дети очень хорошо копируют поведение своих родителей. Поэтому не стоит удивляться, что они будут перенимать манеру мамы или папы.

Дайте слабинку. Как сделать это правильно?

Для того чтобы избежать такой ситуации, следует дать ребёнку слабинку. Не нужно все время вести себя с назидательной позиции. Необходимо разрешить малышу не пообедать, если он не хочет.

Или в выходной лечь спать подольше и так далее. Если разрешать детям пошалить и не быть с ними слишком строгими, то они будут знать, что папа и мама - это добрые и понимающие люди. А не тираны, которые только требуют и наказывают. Воспитание в формате кнут и пряник является пережитком прошлого.

Учимся засыпать самостоятельно

Какое должно быть воспитание избалованного ребенка? Как научить малыша засыпать самостоятельно? Данная проблема существует у родителей, которые завели первого малыша поздно и слишком переживают за него в силу своего возраста. Хотя взрослые должны понимать, что с ребёнком можно договориться и объяснить ему, что ему следует ложиться спать самостоятельно. Здесь речь идёт о детях постарше, потому что крохи засыпают с мамой. Хотя существует методика, по которой новорождённых деток откладывают засыпать в отдельную комнату.

Считается, что если ребёнок с младенчества спит в своей комнате, то в дальнейшем он привыкнет находиться в комнате один. Якобы, когда малыш спит один, то для него это лучше. Так как его не беспокоят посторонние шумы, которые могут появляться от присутствия родителей. Стоит сказать, что на такой эксперимент идут не все. Так как эмоционально тяжело оставить новорожденного малыша одного в комнате, а самому пойти спать в другую. Но некоторые родители пользуются такой методикой. Если говорить о детках постарше, то как быть? Например, избалованный ребенок 5 лет сможет понять, что ему говорят родители. Поэтому при правильном подходе с ним можно договориться. Объяснить ему, что можно засыпать самостоятельно. Так как мама и папа заняты домашними делами. Также не стоит переживать, если в комнате горит свет или присутствует какой-либо шум. Если малыш устал, то внешние раздражители не помешают ему заснуть.

Ребенку необходимо давать время побыть одному

Ещё одной распространённой ошибкой родителей в воспитании детей является то, что они думают, что ребёнок не может поиграть один. Они постоянно вмешиваются в личное пространство малыша, даже если у него нет в этом необходимости. Такое положение дел приводит к тому, что ребёнок привыкает быть постоянно под вниманием родителей. В итоге он требует к себе внимания постоянно. При этом родители не могут заниматься своими делами. Не нужно постоянно опекать малыша и спрашивать его, что он делает в тот или иной момент.

Если дети играют самостоятельно, то пусть они делают это. Ребёнок может играть один в игрушки, рассматривать книги, рисовать и прочее. Некоторым родителям нужно научиться оставлять ребёнка наедине с собой. Так как у него идёт свой мыслительный процесс. А это необходимо для развития. Постоянный диалог не нужен, он вреден. В итоге это приведёт к усложнению ситуации, а именно у взрослых не останется времени на свои дела.

Если ваши дети избалованы и капризны, как не покупать им все, что они просят в магазине?

Некоторые родители боятся ходить с малышом в супермаркет из-за того, что кроха начнёт просить купить игрушки и продукты, на которые у взрослого не хватит денег. Таким папам и мамам рекомендуется провести эксперимент. Нужно прийти со своим чадом в магазин, и, когда оно попросит купить дорогую игрушку, просто сказать ему, что у вас нет собой столько денег, и предложить купить ему эту вещь в другой раз. А сейчас можно приобрести что-нибудь другое. Например, следует объяснить, что сегодня вы пришли в магазин за продуктами и увлечь малыша выбором еды для дома. Можно предложить ему складывать покупки в корзину. Этот процесс обычно интересен детям.

Вежливость

Необходимо понимать, что вежливости можно научить. Как уже говорилось выше, дети копируют поведение взрослых. Также они повторяют и манеру общения. Поэтому, как правило, в интеллигентных семьях вырастают дети с хорошими манерами. Это происходит потому, что дома принято так общаться. А вот в случае, когда дома живут хамы и папа с мамой разговаривают с использованием ненормативной лексики, тогда что можно ожидать от их чада, которое воспитывается в такой среде. Если при этом родители требуют от малыша культуры общения, то у него может произойти расстройство психики.

Так как перед глазами у него присутствует хамское общение. Но при этом от него требуют противоположного результата.

Проблемы в садике

Также встречаются обратные ситуации. Например, ребёнок из интеллигентной семьи посещает детский сад, а там могут быть избалованные дети. И возможно, он там научится у кого-либо не совсем корректным выражениям. Также могут быть дети, избалованные бабушками. В этом случае родителям рекомендуется никак не реагировать на данные слова ребёнка. Можно подсказать, что следует говорить о своей просьбе с употреблением вежливых слов, таких как "пожалуйста", "спасибо". Со временем эти самые фразы войдут в речь ребенка. Тогда он будет их употреблять в своём лексиконе.

Как не поддаваться манипуляциям?

Как исправить избалованного ребенка? Нередки случаи, когда родители, чтобы не расстраивать своего малыша и не слышать его плач, удовлетворяют все его прихоти. Часто это связано с недостатком времени. Правильный подход заключается в том, что свой отказ следует обосновать. Например, сказать: "Нет, дорогой мой ребёночек, в данный момент не получишь то, о чем просишь, потому что мама готовит ужин и она не может отвлекаться", - и так далее.

Со временем малыш поймёт, что если родители заняты, то его просьбу они выполнят позже. Неправильным поведением отца (или матери) считается его отказ, а через минуту после того, как малыш начинает плакать, удовлетворение его просьбы. В этом случае у ребёнка чётко откладывается в голове, что если зарыдать, то его прихоть будет сразу же удовлетворена.

Родителям рекомендуется с первых месяцев жизни разговаривать с ребёнком, объяснять ему все моменты той или иной ситуации. Тогда малыш будет понимать своих маму и папу и не станет устраивать истерики. Следует потратить время и довести до понимания малыша, почему нужно вести себя так, а не иначе. Не стоит давить на детей, запугивать их, угрожать. Такие меры воспитания относятся к древним временам. Так могут вести себя малообразованные и недалекие люди. Современное общество подразумевает интеллигентное общение людей, к которому следует приучать детей с первых месяцев жизни.

Ребенка избаловала няня. Как избежать подобного?

Так как сейчас многие семьи нанимают персонал, то встречается, что дети избалованы няней. Няня, устраиваясь на работу, хочет угодить родителям. Поэтому в часы, проведенные с малышом, она всячески старается выполнить все пожелания ребенка. Также она боится, что малыш может пожаловаться на нее родителям. Из-за этого няня может лишиться работы либо испортить себе репутацию.

Такой персонал обычно рекомендуется от одной семьи другой. Чтобы избежать такой ситуации, родителям ребенка, с которым будет находиться няня, следует обговорить все свои пожелания и предпочтения по поводу того, как она будет выстраивать свое поведение с малышом. Рекомендуется провести несколько дней вместе. Это нужно для того, чтобы с обеих сторон было понимание, как проводить время с ребенком, чем с ним заниматься, что ему дозволено, а что нет. Няне при любых возникающих вопросах рекомендуется советоваться с родителями малыша. Это необходимо делать, чтобы избежать недопонимания. Возможно, родители сами определят свои требования по проведению времени с их ребенком. Также няня может предложить свои варианты, особенно если у нее есть педагогическое образование и большой опыт работы с детьми определенного возраста. Всегда лучше обговорить все нюансы, спросить несколько раз, чем потом оказаться в неприятной, конфликтной ситуации.

Заключение

Теперь вы знаете, кто такие избалованные дети, почему малыши становятся такими и как этого избежать. Как видите, воспитать понимающего ребенка можно. Поэтому у вас должно все получиться. Если самостоятельно не получится, то возможно, что потребуется помощь профессионала.

Есть три простых правила, которые позволяют избежать избалованности ребёнка.

Избалованный ребёнок – это стресс для окружающих. Очень часто сами родители и другие родственники, которые постоянно живут с ребёнком, не замечают, что они допустили очень досадную ошибку – они избаловали ребёнка. Более того, многие взрослые люди, особенно мамы с папами и дедушки с бабушками, ни в какую не хотят признавать факт того, что их чадо растёт весьма избалованным. Однако ребёнок не всегда будет находиться в замкнутом кругу семьи. Самое страшное для избалованного ребёнка – столкновение с суровой реальностью.

С какого возраста появляется опасность избаловать ребёнка? Большинство психологов приходят к выводу, что до 8-ми месяцев ласка нужна ребёнку в неограниченных количествах и не смотря ни на что. Все капризы малыша должны мгновенно исполняться, так как их источником являются не прихоти ребёнка, а важные физиологические и психологические потребности. Если грудничка оставлять в беспомощном состоянии, кричащего и плачущего, без внимания, это может в будущем сформировать у него невроз. Затем, когда ребёнку исполнится 8 месяцев, следует проявить некоторую осторожность.

На самом деле есть три простых правила , которые позволяют избежать избалованности ребёнка и вы поймете, как не избаловать ребенка:

Правило 1. Последовательность.

Ни в коем случае не допускайте того, чтобы проступок и неприемлемое поведение малыша оставалось без реакции взрослых. И если вы обещали наказать за то или иное нарушение, вы должны это исполнить, пусть даже и формально. Не запугивайте ребёнка пустыми угрозами, лучше ищите наиболее эффективные методы педагогического воздействия, не опускаясь до диктатуры и насилия.

Правило 2. Единодушие.

В воспитательном процессе участие принимают все члены семьи. И по всем вопросам воспитания у них должна быть единая точка зрения. Если мама ругает, а бабушка поощряет за одно и то же – это приведёт к самым плачевным последствиям. Не поленитесь и соберите семейный совет, на котором устраните все возможные разногласия по поводу воспитания ребёнка и, главное, по поводу запретов, которые вы собираетесь перед ним ставить.

Придерживайтесь адекватной системы ценностей. Бывает так, что за драку малыша могут лишь ласково пожурить, а за разбитую вазочку строго наказать на неделю. Это дезориентирует ребёнка в системе общечеловеческих ценностей. Тяжесть наказания всегда должна соответствовать тяжести проступка. Но, опять же, старайтесь находить иные педагогические методы воздействия, чем угрозы, психологическое насилие, крики и диктатура.

Какими же могут быть эти методы? В самом упрощённом варианте, для управления поведением ребёнка должны использоваться только лишь слова “Нельзя” и “Молодец”. Не бросайтесь в крайности – не заваливайте ребёнка сладостями и подарками за каждое хорошее дело, которое он совершил, и не пользуйтесь никакими шлепками и подзатыльниками. Запомните, ребёнок должен быть воспитанным, а не покорным.

Не забывайте поощрять достижения ребёнка хотя бы ласковой похвалой. Таким образом можно достигнуть огромных успехов в начале обучения. Для дошкольника вербальная похвала и одобрение родителей имеют огромную ценность. Не стоит пользоваться материальными или и иными способами похвалы.

Когда родился Костя, его маме и папе было по 35 лет. Им пришлось долго ждать, прежде чем это произошло. Соответственно велика была и радость от того, что теперь у них есть здоровый малыш. Все внимание, тепло и забота предназначались теперь только ребенку. Его первые попытки ползать встречались восторженными аплодисментами, первые самостоятельные шажки - еще большим ликованием. Ну и что, спросите вы. Разве это неправильно, когда ребенку уделяют много внимания, когда дают ему чувство защищенности, восторгаются его первыми шагами? Конечно, все это так. Но тем не менее кое-что уже тогда было сделано неверно: буквально все, что делал маленький Костя, восторженно обсуждалось, отмечалось как праздник. Он сам поднес ложку ко рту - аплодисменты, опрокинул что-нибудь - аплодисменты, вытянул вверх руки, чтобы показать, какой он большой, - опять аплодисменты. Причем родные радостно хлопали в ладоши не только тогда, когда Косте удавалось сделать что-либо впервые, но и тогда, когда он делал это в десятый или двадцатый раз.

Последствия не заставили себя ждать: скоро родители почувствовали, что для Кости главное уже вовсе не в том, чтобы владеть ложкой, подать кубик или суметь сделать что-нибудь еще. Его интересовали уже не сами вещи, на которые он обращал внимание, а исключительно аплодисменты, которыми награждалось его поведение.

Катастрофа разразилась, когда мать Кости забеременела во второй раз. В свои полтора года он быстро почувствовал, что что-то изменилось: мама уже не могла играючи поднимать его на руках, иногда целыми днями оставалась лежать, а слово «ребенок» в семье стало звучать вне связи с ним.
Костя обратил все свое «отточенное мастерство» добиваться внимания в негативную сторону: реагировал буйными приступами упрямства, когда мать ласково объясняла, что теперь не может перенести его через дорогу на руках, снова стал писать в штанишки, толкал обеденный стол так, что дребезжала и падала посуда.

С рождением дочери Кати обстановка в доме вообще стала опасной: Костя щипал и царапал малышку, когда мог достать, бросал подушки на ее кроватку, снова и снова приставал к маме, требуя «отнести ее назад». Детей ни на секунду нельзя было оставлять вдвоем. Кроме того, процесс доводил маму Кости до отчаяния, превращая каждый день в сплошную драму. Детский врач дал ей в общем-то разумный совет: при кормлении малютки усаживать Костю рядом с собой, давая ему книжку с картинками. Но из этого ничего не выходило. Костя тут же вскакивал и искал возможность спровоцировать маму, каждый раз придумывая что-нибудь новое. К примеру, начинал разматывать нитки из клубка, приносил разноцветные мелки и размалевывал стены, раскачивал торшер так, что он вот-вот мог упасть на стеклянный столик, и при этом вызывающе смотрел матери в глаза. Ей приходилось то и дело прерывать кормление, чтобы заняться им.

Это «хождение по мукам» длилось довольно долго. Судорожная напряженность, в которой жила семья, постепенно сошла на нет лишь после того, как второму ребенку, Кате, исполнилось полтора года. Косте к тому времени было уже четыре, он постепенно кое-как свыкся со своим положением, пошел в , где обзавелся собственными друзьями, и больше не интересовался «малявкой». Теперь он как бы «перешел в высшую лигу».

Самым парадоксальным моментом во всей этой истории было то, что родители Кости руководствовались именно теми принципами, которые рекомендует современная детская психология: стремились дать ребенку чувство уверенности и защищенности, окружить его любовью. Они отмечали и хвалили все его маленькие достижения, были очень чуткими к нему, старались всегда быть предсказуемыми, понятными для ребенка. Так что же они сделали неправильно?

Они просто перестарались, слишком уж явно поставив Костю в центр семейной жизни или, лучше сказать, слишком часто показывали ему, что именно он является главной «ценностью» семьи. При этом они отказывались от самих себя и своих интересов (не только тогда, когда это было действительно необходимо) до такой степени, что у Кости неизбежно должно было сложиться впечатление: на свете нет никого важнее его. Даже когда приходили дедушки-бабушки или другие гости, в первые полтора года все вертелось исключительно вокруг Кости и его способностей. Каждый брал его на колени, качал, тискал, кто-то всегда играл с ним, когда он стал ползать.

Так у Кости образовались дефицит «занятости» и неправильная программа поведения. Дефицит касался игр: зачем стараться играть самостоятельно, если всегда находился кто-то, кто показывал ему какую-нибудь игру? Неправильное поведение было следствием этого дефицита: поскольку Костя не учился играть, поскольку игровое, возбуждающее интерес общение с окружающим миром вещей оставалось для него закрытым (лишь в детском саду он постепенно наверстал упущенное), он целиком переключился на то, чтобы удовлетворять свою потребность в занятиях, принуждая окружающих занимать его. К примеру, занятия для детей 1 года сложнее придумать и воплотить в интересную игру, чтобы малыш не заскучал, а вот для деток постарше проще простого.

Можно привести еще несколько примеров, показывающих, чего только ни выдумывают избалованные дети , чтобы отстоять свои привычные привилегии.

Маша была замечательным младенцем, милым, не требующим особого присмотра: никаких проблем днем и почти никаких ночью. «Можно только позавидовать», - говорили другие матери. Но потом, примерно в возрасте двух лет, она вдруг превратилась в какого-то непоседливого чертенка: не говоря ни слова, совершенно неожиданно бросалась бежать - из кухни в комнату, вокруг большого стола, выбегала в сад, носилась между кустами и, если ее не удавалось поймать, падала с разбегу прямо в компостную кучу. Сперва это было игрой, родители смеялись и бежали за ней, крича: «Догоню-догоню!» Но скоро смеялась только Маша, особенно когда вырывалась на улице и проворно бежала к перекрестку. Родители чувствовали свое бессилие, не зная, как отучить Машу от таких опасных проделок.

Причина и в данном случае в том, что ребенка избаловали : для многочисленной родни Маша была звездой, она получала массу внимания, но у нее было мало времени на то, чтобы научиться играть самостоятельно. Поэтому, когда Машины родители разъехались с дедушками-бабушками, в доме стало тихо. Для Маши - чересчур тихо, вот она и старалась «дать жизни»: когда никто с ней не занимался, она бросалась убегать.

Похожая история была со Степой. Родители тоже уделяли ему чрезмерно много внимания, хотя и не по собственной воле: он вынудил их. Будучи трудным ребенком, он никогда не засыпал раньше 12 часов ночи. Да и то только на два-три часа, заставляя родителей бодрствовать круглые сутки. Когда они попытались постепенно уменьшить количество уделяемого ему внимания, он случайно открыл эффективное средство противодействия: стал подбрасывать в воздух всевозможные предметы. Сначала какие-нибудь мелкие вещи, потом кубики, ложки, а под конец - и чашки.

Таким образом, то, что ребенок оказался избалованным, не всегда есть только следствие ошибки, невольно совершаемой родителями из любви и восторженного отношения к своему ребенку. Часто этому способствуют внешние обстоятельства, буквально вынуждающие баловать ребенка .
С Мишей все началось тогда, когда он в младенческом возрасте плакал по полночи и засыпал только от полного изнеможения. С какого-то момента родители стали брать его к себе в постель. Плакать малыш перестал, однако теперь «плачут» родители: сейчас Мише уже пять лет, а он по-прежнему спит с матерью в родительской кровати. Все попытки отправить его в собственную кроватку, до сих пор разбиваются об упорное сопротивление ребенка. Дошло до того, что полгода тому назад мальчик снова стал писать в постель, когда родители хотели заставить его спать в детской.

Надеемся, что, окружая малыша заботой и вниманием, вы стараетесь все-таки «держать себя в руках». Помните: с пьедестала, на который вы возносите свое чадо, ребенок может упасть - тогда больно будет и ему, и вам.