Неравенство мужчин и женщин в обществе называется. Что такое гендерное равенство? Чем отличаются мужчины и женщины

Гендерное неравенство

Характеристика социального устройства, согласно которой различные социальные группыданном случае - мужчины и женщины) обладают устойчивыми различиями и вытекающими из них неравными возможностями в обществе. Гендерное неравенство было осознано исследователями в социальных и гуманитарных науках благодаря возникновению понятия гендер в 1980 году как основы феминистской концепции (Joan Scott). Концептуализация гендера пролила свет на процесс социального конструирования мужественности и женственности как оппозиционных категорий с неодинаковой социальной ценностью.

Поскольку активное подавление сходств и конструирование различий требует социальной власти, проблема доминирования оказывается центральной в гендерной теории. Гендер вместе с расой и классом является иерархической структурой для предоставления как возможностей, так и угнетения и эффективной структурой идентичности и солидарности (Ferree). Различия в конструктах "мужское - женское" характеризуют взгляды исследователей, которые социальное в человеке конструируют через биологическое (см. например, теорию функционализма или концепцию В. А. Геодакяна). Традиционный психоанализ признает, что мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам (для типичного мужского поведения характерны активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способности к творческой деятельности, рассудочность; для женского - пассивность, нерешительность, зависимое поведение, конформность, отсутствие логического мышления и устремления к достижению, а также большая эмоциональность и социальная уравновешенность). Сохраняя неизменными базисные психоаналитические парадигмы, К. Хорни обращает внимание на то, что девочка растет, осознавая, что мужчина для социума имеет "большую цену" и в человеческом, и в духовном плане, и, таким образом, причину комплекса маскулинности у женщин следует искать в надиндивидуальных, культурных факторах.

Основываясь на теории социальной идентичности Тэджфела-Тернера, К. Гуинчи рассматривает мужчин и женщин как социальные группы, обладающие различным социальным статусом. Высокостатусные группы чаще всего оцениваются в терминах компетентности и экономического успеха, а низкостатусные - в терминах доброты, добросердечия, гуманности и т. п. По мнению автора, все позитивные черты женского стереотипа (теплота, эмоциональная поддержка, уступчивость) - типичная компенсация за отсутствие достижений в "силовой позиции". Как у членов низкостатусной группы, у женщин по сравнению с мужчинами меньше развито чувство идентификации со своей группой, они склонны переоценивать мужские достижения и достоинства и недооценивать свои, перенимая точку зрения более высокостатусной группы - мужчин (Репина). Подтверждение этим положениям можно увидеть в данных многих исследований, например, П. Голдберг обнаружила известную долю предубежденности женщин против самих себя в сфере научной деятельности; студентки колледжей более высоко оценивают статьи, подписанные мужчинами, чем женщинами (Агеев).

Считается, что исследования Е. Маккоби и К. Джаклин, Дж. Манн и А. Эрхарда, С. Бем произвели своеобразную революцию в психологии и способствовали возникновению "новой психологии пола". Проанализировав более 1600 исследований психологических половых различий, Е. Маккоби и К. Джаклин пришли к выводу, что, по существу, нет фундаментальных врожденных различий в психологических особенностях мужчин и женщин, те же различия, которые имеются у маленьких детей, по крайней мере недостаточны, чтобы обосновать традиционное неравенство половых социальных ролей (Клецина. С. 15).

Понятие гендерное неравенство особенно активно используется в социологии (проблемы разделения труда, асимметрии занятости и т. д.).

Gender inequality (англ.)

Литература:

Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990.

Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.

Воронина О. А. Женщина в мужском обществе // Социологические исследования. 1982. N 2. С. 43-50.

Геодакян В. А. О структуре эволюционирующих систем // Проблемы кибернетики. Вып. 25. М., 1972.

Клецина И. С. Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб., 1998.

Репина Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. 1987. N 4.

Социальная психология: Хрестоматия / Составители: Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. М., 1999.

Теория и история феминизма: Учебное пособие. Харьков, 1996.

Ferree Myra Marx. Феминизм и семейные исследования. Гендерные тетради. Выпуск второй: Спб. филиал Института социологии РАН. СПб, 1999. С. 71-106.

© Н. К. Радина


Тезаурус терминологии гендерных исследований. - М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты . А. А. Денисова . 2003 .

Смотреть что такое "Гендерное неравенство" в других словарях:

    Гендерное неравенство … Термины гендерных исследований

    Права человека в Исламской Республике Иран - Ситуация с правами человека в Иране подвергается критике как со стороны иранцев, так и со стороны международных правозащитных организаций, активистов, писателей и неправительственных организаций. Генеральная Ассамблея ООН и Комиссия по правам… … Википедия

    Феминизм - Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия

    Феминист

    Феминистское движение - Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм · Ксенофобия · … Википедия

    Феминистка - Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм · Ксенофобия · … Википедия

    Мужской шовинизм - Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм · Ксенофобия · … Википедия

Прислушайтесь по внимательнее. Это возмущенное и эмоциональное восклицание можно услышать из доброй половины окон, за которыми протекает семейная жизнь. Вроде, на словах мы называем партнеров «половинками». А на деле нередко кто-то из двоих в плане прав представляет из себя все три четверти, а то и больше, из-за этого возникает так называемое «неравноправие мужчины и женщины».

Разделение труда

Подумайте, в скольких областях одному никак не позволительно то, что можно другому! Начать с мелочей вроде личных расходов и внешнего вида. Муж-неряха вполне способен всерьез осуждать подругу жизни за то, что она недостаточно следит за собой. А супруга, не пропускающая ни одного киоска с бижутерией, искренне негодовать, когда благоверный раз или два в месяц не отказал себе, скажем, в приобретении нового ножика для коллекции.

Чуть ли не всеобщий камень преткновения - количество обязанностей на одного члена семьи. Знаю мужчин, которые свято уверены, что все без исключения домашние заботы - сугубо женское дело. «А я семью должен кормить» - таково наиболее распространенное оправдание. Но ведь и «золушка» при этом обычно работает полный трудовой день!

Впрочем, подобный «перекос» инициируют и дамы, твердо убежденные, что «Настоящий Мужчина» просто обязан совершать ежедневные подвиги во имя заработка, и человек с финансовыми проблемами просто недостоин этого почетного звания. Сами же позволяют себе минимальную активность, в том числе и ради этого самого добытчика.

А свои личные дела, не связанные с общесемейными! Мы ревнуем милых к друзьям и футболу, но пусть только попробуют нас лишить обстоятельного шоппинга и подробных телефонных выяснений подружкиной личной жизни. Они, в свою очередь, недовольно морщатся на воскресный выход милой на танцы, но ничего зазорного не видят в собственном возвращении за полночь.

И, наконец, венец несправедливых личных притязаний - вопрос супружеской верности. Муж позволяет себе «безобидные походы налево» с присказкой про укрепление брака, но, едва узнав, что супруга осталась на работе наедине с симпатичным коллегой… подает на развод. И, хотя это действительно наиболее характерный для сильного пола случаи, женский и мужской род в этой истории иногда может и поменяться местами…


О неравноправии

Называется это явление «двойная мораль»: для одного что-то считается разрешенным, другому - запрещается. Во многом об этом позаботилась история. Очень уж долго формировались стереотипы. Мужчина рождается более сильным - значит, будет вожаком. Пока она воспитывает потомков, он успевает охотиться за дичью и дамами - значит, в личной жизни ему позволено куда больше…

Правда, к сильному полу традиционно тоже есть свои претензии. Мальчик не должен плакать и обязан дать отпор обидчику. Юноше негоже заниматься домашней работой. Мужчине во вторую очередь доверят воспитание детей. В общем, демонстрировать слабость и проблемы - ни в коем случае, а быть мягким и хозяйственным - подозрительно.

Грустно не то, что эти шаблоны образовались. А то, что люди продолжают на них ориентироваться и в современных изменившихся обстоятельствах. А стоит только спросить себя: а почему, собственно? Почему женщина, не связанная выводком малышей, не может быть «полигамной» по характеру, а мужчине, у которого лучше, получается, вышивать, чем разгружать вагоны, нехорошо быть домоседом?

Посмотри на себя

Когда возникают обиды, связанные с неравноправием, честные вопросы как раз помогают лучше всего. Почему я обязана (обязан) выполнять это? Только потому, что: так положено по традиции; так делала твоя мама; этого не может быть, потому что этого не может быть никогда? А может, ненужное - вычеркнуть?


Обратная сторона медали

В отношениях, в принципе, и не обязано быть математически точное распределение всего «пятьдесят на пятьдесят». Двое тогда составляют гармоничную пару, когда умеют уживаться, то есть сглаживать острые углы. Кто-то из них вполне удачно может выполнять роль ведущего, если другой комфортнее чувствует себя в роли ведомого. Однако, чтобы уравновешенные «качели» со временем не накренились в одну сторону, нужно помнить:

1. Сила означает не столько полномочия, сколько повышенную ответственность. Если вспоминать дикую природу, то яркая раскраска птиц-джентльменов не так демонстрирует их превосходство, сколько делает их более заметными для хищников, пока скромная и незаметная мадам сидит в гнезде. Тот, кто берет на себя функции главы семьи, должен помнить, что с него и спрос, повышенный за семейное благополучие.

2. Во всяких разделениях прав и обязанностей должна соблюдаться гибкость и мера. Даже у пассивного человека есть граница, за которой более сильному все же не позволено вторжение на его интимную территорию. Полезно выяснить этот «предел позволения» как для партнера, так и для себя. Чтобы не терпеть притеснений до той поры, когда они превысят все критичные отметки.

Зная небольшие недостатки своей половины, вы вполне можете компенсировать их своими достоинствами. Но все же партнеру лучше знать, что вы были бы рады, скажем, раз в две недели уступить ему почетное право воскресной уборки. Иначе ему покажется, что «это ее дело, это, само собой разумеется», а такие мнения - враги всякой осознанности.

Global Gender Gap Report 2014, который исследует неравенство между мужчинами и женщинами в области здравоохранения, образования, экономики и политики. Apparat изучил доклад и отобрал самые интересные факты.

1. В мире нет ни одной страны, где женщины зарабатывают столько же, сколько мужчины

Хотя во многих странах за последнее столетие женщины получили множество прав, гендерное неравенство остаётся проблемой даже в самых развитых из них. На планете нет ни одного государства, где женщины и мужчины на аналогичных позициях получают одинаковую зарплату. «Женщины составляют примерно половину населения Земли и заслуживают того, чтобы получить такой же доступ к здравоохранению, образованию, заработку, влиянию и политическим правам, как и мужчины», - пишут авторы доклада Всемирного экономического форума.

2. Ближе остальных к равенству полов находятся страны Северной Европы

Первое место среди стран, которые успешнее всего борются с неравенством, занимает Исландия. В первую пятёрку входят и другие развитые страны Северной Европы: Финляндия, Норвегия, Швеция и Дания. Там разрыв между разными полами преодолён на 80 % - возможно, это связано с развитой инновационной экономикой и высоким уровнем жизни в этих странах.

3. Никарагуа и Руанда борются с неравенством успешнее, чем многие развитые страны

Шестое место в рейтинге неожиданно занимает Никарагуа. Маленькая и бедная страна в Центральной Америке обогнала США, Великобританию и другие государства развитого мира, потому что в ней много женщин, которые получают высшее образование, занимаются профессиональной работой и участвуют в управлении государством. Сразу после Никарагуа идёт Руанда - она получила высокий рейтинг, так как в местном парламенте женщин больше, чем мужчин.

4. России далеко до победы над гендерным неравенством, в основном из-за политики

Россия занимает 75-е место в рейтинге. Во многом это связано с показателями, отражающими вовлеченность женщин в политическую жизнь страны. По подсчётам аналитиков, только 16 % российских парламентариев и 7 % правительственных чиновников - женщины. Кроме того, на низкое место в рейтинге повлиял разрыв в доходах между мужчинами и женщинами.

5. В США тоже не хватает женщин-политиков

Женщины имеют больше преимуществ в Америке, чем во многих других странах: США добились равенства полов в сфере образования и почти одинакового доступа к здравоохранению. Тем не менее, одна из самых влиятельных стран в мире находится только на 20-м месте в рейтинге «Всемирного экономического форума». Причина, которая тянет Америку вниз, - это недостаток женщин-политиков. Ситуация в США лучше, чем в России (18 % парламентариев и 32 % чиновников - женщины), но о равенстве речи пока не идёт.

6. Чад, Пакистан и Йемен - страны с самым высоким уровнем дискриминации

Одну из последних строчек рейтинга занимает Чад, где мало женщин имеют возможность получить высшее образование и почти все менеджеры, юристы и должностные лица - это мужчины. Пакистан попал на предпоследнее место из-за большого неравенства между мужчинами и женщинами в экономической сфере, а Йемен занял последнюю строчку из-за разрыва в размере заработка, а также неравенства в области образования и политики.

7. Ситуация в мире улучшилась за последние девять лет, и изменения происходят в самых неожиданных регионах

«Всемирный экономический форум» начал публиковать статистику в 2006 году - с тех пор составители доклада регулярно опрашивают CEO компаний со всего мира о размере заработной платы их подчинённых и измеряют другие показатели, отражающие положение женщин в обществе. Перемены происходят очень медленно: за девять лет положение женщин в целом по планете улучшилось всего на 4 %. Однако исследования показывают, что большинство стран мира двигаются в правильном направлении. Положительная динамика заметна в 105 из 142 стран, включённых в доклад. При этом ситуация улучшается не только в развитых странах.

8. Потребуется 81 год, чтобы полностью избавиться от гендерного неравенства

Если борьба с неравенством будет продолжаться такими же темпами, как и в последние восемь лет, то, по подсчётам World Economic Forum, человечеству удастся победить дискриминацию по отношению к женщинам только к концу XXI века.

Интерактивная карта, показывающая положение женщин в мире

Карта не работает на некоторых мобильных устройствах

Есть старый и очень жизненный анекдот: "Женщина только тогда сравняется с мужчиной, когда сможет пройтись по улице, лысая, пьяненькая, с пивным брюшком, и при этом полностью уверенная в своей неотразимости".

Наше поколение привыкло слышать, что все люди должны быть непременно равны. Но если отказаться от этого стереотипа XX века и попытаться посмотреть на это не предвзято очень легко может возникнуть вопрос: нужно ли женщине равняться с мужчиной? Разница, которая существует между полами, совершенно естественна, у нас разное жизненное предназначение.

Равенства между полами не существует в природе и поэтому бороться за равенство - бессмысленно. Да, по Конституции все люди равны, но политические права - это совершенно другое. Все мы, и мужчины, и женщины, имеем право пойти на выборы и торжественно отдать свои голоса за понравившегося кандидата. Все мы имеем право на получение пенсии по достижении определённого количества лет, на проживание там, где нам нравится. Но те блага, которые даёт Конституция, вовсе не превращают женщину в мужчину.

Все предыдущие века женщина оставалась женщиной. Она была матерью, занималась домом и семьёй, и это - огромная работа и ответственность. Недаром современные женщины хотят её избежать, потому что проще каждый день по восемь часов заниматься какой-то определенной работой на производстве, чем работать в своём доме и в своей семье с утра до поздней ночи. У женщины-домохозяйки нет ни выходных, ни праздников, минимум 12 часов в сутки она занята, и занята так, что никакому работающему мужчине и не снилось. Это он отработал, пришёл и лёг на диван, а домохозяйке прилечь некогда. Именно потому, что домашняя работа была достаточно серьёзной и тяжёлой, все предыдущие века существовало чёткое разделение: мужчина содержал семью, защищал, охранял, зарабатывал деньги, а женщина имела возможность выполнять свой женский труд в семье. Женщина не роптала, потому что её содержали, о ней заботились, она могла заниматься своими детьми и домашними делами, больше ни на что не отвлекаясь.

Сейчас, благодаря так называемой эмансипации, все мы стали как бы равны, все мы имеем право делать одно и то же, но на деле получается, что женщина "имеет право" делать мужскую работу (зарабатывать деньги, защищать, охранять), и при этом она должна обслуживать семью. Иными словами, она делает всё то же самое, что делала и в предыдущие века, плюс ту работу, которую ей навязли так называемым равноправием. Но никаких положительных плодов от подобного равноправия на самом деле не существует.

Кто-нибудь может возразить мне, и сказать: женщина сейчас имеет право быть президентом. А разве в прошлом было мало королев и княгинь, которые правили своими народами? Кстати, правящих королев в истории гораздо больше, чем женщин-президентов. Например, в таких мировых державах, как СССР-Россия или США женщин-президентов, или генеральных секретарей, не было ни одной. В век равноправия у власти всё равно оставались мужчины.

Современная женщина полна иллюзий, что она свободна, и заявляет, что только в наше время она может быть кем угодно: "Захочу - буду светской львицей, захочу - шахтёром" - как написала мне одна из оппонентов. Вот только на деле она, эта современная женщина, уже не сможет быть ни тем, ни другим. На шахтёра у неё сил не хватит, на светскую львицу не хватит воспитания. Женщина лишь занимается самообманом, потому что ей с детства внушали полтора последних века, что она должна бороться "за право выбора". Мне такие фразы кажутся какой-то странной инфантильностью. Вспоминается старый советский фильм "Девчата", где одна девушка, выросшая в детдоме, попадает во взрослую жизнь и заявляет: "Что хочу теперь - то и делаю: хочу халву ем, хочу - пряники". Сейчас подобная инфантильность присутствует в подавляющем большинстве взрослых людей. Так их воспитывали весь XX век, вырабатывая и у женщин и у мужчин иллюзию, будто сейчас у них больше выбора, чем было раньше. На самом деле женщина могла прекрасно урабатываться в любое время: женщины-шахтёры существовали и в 18 веке, например, в Англии. Только тогда они становились шахтёрами из горькой нужды, если никто из мужчин не мог обеспечить им и их детям достойное существование. Отличие нашего времени от всех предыдущих эпох лишь в том, что сейчас быть только домохозяйкой для женщины стало "не престижно", и даже унизительно. Слово "домохозяйка" стало синонимом "неудачницы". Мужчина уже не хочет содержать женщину, а сам норовит пристроиться так, чтобы его кто-нибудь содержал. При таком положении, женщине приходится брать на себя мужскую работу. Н.С. Лесков ещё в 1870 году, в своём романе "На ножах", описал то, что в наше время стали считать достижением: "...значение женщины в так называемый "наш век" едва ли возвеличено тем, что ей, разжалованной царице, позволили быть работницей!"

Итак, своё "право на труд" женщины отстояли, как бы ни абсурдно это звучало. Теперь они могут прибавить к своему домашнему труду ещё и труд на каком-нибудь заводе. Но даже такой свободы показалось мало. За что ещё можно бороться современной женщине? Вот за аборты, например. То есть, за право женщины не быть женщиной и убивать своих ещё нерождённых детей. Или можно бороться за право женщины сделать пластическую операцию и создать иллюзию того, что она - мужчина (мужчины, кстати, сейчас тоже активно борются за право не быть мужчинами). Всё это - результат современного воспитания. Если в XIX веке женщина ещё была - прекрасный пол, то сейчас, постоянно сравнивая её с мужчиной, общество её подводит к тому, что она - какой-то недочеловек. Из прекрасного пола она превратилась в нечто презираемое. Со знака плюс она ухнула сразу на знак минус, и поэтому некоторые неразумные девочки хотят поменять пол, чтобы во что бы то ни стало "соответствовать званию человека". Если бы они захотели что-то подобное в XIX веке - их сочли бы сумасшедшими. А теперь они не сумасшедшие, они - продукт современного менталитета. И в результате, при прогрессировании "равноправия" всё общество стало относиться к женщине пренебрежительно, перестало уважать её женскую домашнюю работу, перестало уважать в женщине мать. Неуважение материнства началось вместе с всеобщей трудовой повинностью, когда женщина во что бы то ни стало должна была идти на производство, работала до семи месяцев беременности, и освобождали её от работы только на два последних месяца. Отпуск по беременности и родам был очень небольшой: 56 дней до родов и 56 дней - после, чтобы по максимуму можно было задействовать женщину на производстве. Только в 80-е годы советские женщины получили право на дополнительный отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Женщина обязана была бросить ребёнка в какие-нибудь ясли, и вернуться на производство, иначе она теряла стаж, а подчас и саму работу. Подобное неуважение материнства длилось почти весь XX век. И современная женщина, оставаясь женщиной, ощущает себя недочеловеком, если только она не сделала себе карьеру ибо семья и дети - это никакая не карьера. Ещё в XIX веке она гордилась собой, перед ней мужчина снимал шляпу. А сейчас кто снимет перед ней шляпу?

Современная женщина может быть даже более унижена, нежели наложница в гареме. В гареме жёны какого-нибудь султана жили, одеваясь в шелка и драгоценности, в неге и довольстве, сытые и толстые. Попробовал бы кто-нибудь проявить неуважение к жене султана - тут же оказался бы на колу, или на плахе. Как раз неуважение - это признак современности, когда женщину могут толкнуть, избить, оттеснить от трамвая, чтобы проскочить самому, обругать, отпихнуть её от места и сесть самому. Это совершенно невероятное поведение для 19 века или предшествующих веков, потому что тогда так вели себя с женщинами только негодяи. Но сейчас это нормально, и женщины порой даже гордятся этим. Я помню, как одна моя знакомая искренне говорила, что она гордится, что ей не уступают место в транспорте, потому что это для неё свидетельствует о том, что её "считают за человека". Вот такое извращённое понятие о гордости свойственно современной женщине.

Мужчина и женщина не могут быть равны. У каждого своя работа. Женщина не должна делать мужскую работу, мужчина не будет рожать детей. Есть особенности пола, которые даны человеку, и в попытках это изменить нет смысла.

Мне могут возразить тем, что хотя в XIX веке были некоторые слои населения, у которых женщины занимались только домашней работой (большинство горожан, например), но вот среди сельских жителей, которых в любой стране большинство, женщина вынуждена была участвовать в сельскохозяйственных работах. Но крестьянство тоже было очень разное. Были хорошие хозяева, которые не выгоняли своих женщин в поле. А вот среди крестьянских низов - плохих хозяев, пьяниц, бездельников, которые не могут или не хотят организовать работу правильно, разделить труд - у таких крестьян женщины вынуждены были работать на более тяжёлой сельскохозяйственной работе. В нормальной семье пока мужчина в поле - женщина должна готовить ему обед, иначе он останется голодный. Вся суть в том, что должно быть разделение труда. Если мужчина не в состоянии руководить своим хозяйством, если не может поставить его так, чтобы было нормальное разделение труда, то семья уже не будет полноценной. Как женщина будет рожать и воспитывать детей, если она вынуждена пахать в поле? Её ждёт участь жены из фильма "Поселенцы" (реж. Ян Труэль, Швеция, 1972 год), где глава семьи, у которого никак не складывалось собственное хозяйство в Швеции, решил в корне поменять жизнь и увёз всю семью в Америку. Но в Америке он точно так же не может создать хорошего хозяйства, или не хочет ничего менять в образе жизни, к которому привык. Его жена трудится наравне с ним, продолжая рожать детей, надрывается и умирает раньше времени. Даже на плодородной, благодарной земле, где можно жить гораздо лучше, человек не может организовать должное разделение труда - и в результате гробит женщину, как более слабое и неприспособленное к таким двойным нагрузкам существо.

Нормальная крестьянская семья не будет выгонять женщину на сельхозработы, потому что у неё достаточно много обязанностей по дому. Какой кулак свою жену погонит в поле? Он предпочтёт, чтобы жена приготовила ему еду, сшила новую одежду, содержала в порядке дом и детей. Но почему именно в крестьянской среде мы часто видим такое явление, как женщина на тяжёлых полевых работах? Мужчина более обеспеченных классов традиционна женился взрослым человеком, когда он уже получил хорошую должность или организовал своё дело, иными словами, приобрёл устойчивое положение в обществе, которое гарантировало бы его семье хорошую жизнь. Но в крестьянской традиции брак совершался совсем по-другому. Когда мальчику исполнялось 12-13 лет, ему шили штаны - и он считался женихом, у девочки проходили первые месячные - она уже невеста. Таких подростков их тут же женили и каким этот мальчик вырастет мужем и хозяином - никто не знал: может быть работягой, а может быть - пьяницей. Результат такой традиции - большой процент нерадивых хозяев в деревне, которые не могут достойно содержать семью и вся тяжесть труда в таких семьях ложится на женские плечи. В других сословиях женщина будет работать, только если потеряла кормильца.

Вернёмся к ХХ веку. При всеобщей уравниловке появляются различные проблемы. Пока женщина остаётся матерью и хранительницей семейного очага, воспитывает детей, а мужчина работает - всё нормально. Конечно, есть и была масса мужчин, которые не могут содержать семью, и тем не менее стремится всё равно её создать. Ничего хорошего в таком случае не получается. Сейчас, в настоящее время, такое видишь очень часто. Мужчина не может или не хочет обеспечивать семью. При таком положении, женщина вынуждена работать, и работать очень много. А женщина учится на своих и чужих ошибках и думает: "Зачем мне это надо? Зачем мне семья, когда придётся тащить на себе мужа и детей, и плюс к этому ещё работать на нескольких работах, чтобы всех их достойно содержать?" В результате современная семья, созданная на основе равноправия полов становится очень недолговечной. По сведениям из Демоскопа, на 1000 зарегистрированных браков в 2012 году приходится 529 зарегистрированных разводов Каждый третий ребенок рождается вне брака. Семья становится не нужна, а из-за этого разваливается и всё общество.

В чём корень бед? Некоторые говорят: "Бабы виноваты, они заняли все руководящие должности". На деле мы видим, что императриц в предшествующие века было гораздо больше, чем нынешних женщин президентов и в этом наше равноправие отнюдь не прогрессирует, зато прогрессирует в другом - мужчине всё чаще лень содержать семью и он взваливает на женщину кроме её собственных ещё и свои обязанности. Семья для женщины становится бессмысленной и очень тяжёлой и потому она всё чаще от неё отказывается. Мужчина перестал выполнять свою функцию руководителя семьи, человека, который должен содержать жену и детей и обеспечить разделение труда. Он больше не хочет "в поте лица своего добывать хлеб" - и женщине самой приходится его добывать, потому что хлеб нужен, а добывать его больше некому.

Мужчина сейчас часто не заводит семью, потому что не хочет нести даже маленькую ответственность за неё. Ему гораздо больше нравятся беспорядочные отношения, он норовит пристроиться так, чтобы женщина его содержала. Но такие мужчины были во все времена, и просто не женились. И общество их осуждало. А теперь, при "равноправии" такое поведение как бы нормально.

Поскольку мужчина, по своим физиологическим особенностям, всё равно нуждается в женщине, он будет стремиться к сексу, но при этом стремиться избежать ответственности за семью. Такое желание получило отражение в современном искусстве (кино, книги, музыка) и средствах массовой информации. Женщине старательно внушают всеми возможными путями, что ей нужен секс, и что семья тоже существует ради удовлетворения физиологической потребности в сексе, а вовсе не для продолжения рода. Полноценная, настоящая семья отходит в прошлое, ребёнка, если он всё-таки родится, будет вынуждена растить и воспитывать одна мать, а это тяжело и денежно. Отсюда идёт стремление женщин к тому, чтобы им разрешили аборты. Всё чаще в отношениях мужчин и женщин на первое место ставится секс. Женщине внушают: это нужно "для здоровья", "для того, чтобы быть полноценной женщиной", "чтобы подруги не смотрели как на неудачницу", "чтобы все уважали"... И женщина, как существо, которому свойственно подчиняться, соглашается и сама себе уже начинает внушать, что ей "нужен секс". И если она секса не имеет, то начинает скрывать это, стесняться и комплексовать. Этой податливости есть и логическое объяснение: женщина создана для семьи, в ней всё ещё живо стремление иметь мужа, мужчину, на которого можно опереться, быть продолжательницей человеческого рода. Она может не осознавать этого, но в ней ещё не окончательно убито её первейшее предназначение - быть женой и матерью. Ей подсознательно нужна хоть какая-то семья, а значит, хоть какие-то отношения.

Понятие семьи слишком часто заменяется понятием "секс". Наверное, такой разгул гомосексуализма сейчас - тоже результат необходимости секса: семья не нужна - нужен половой партнёр, а сексом лучше заниматься с кем-то бесплодным, не обременяя себя детьми. Да, у гомосексуалистов иногда возникает странное желание взять чужого ребёнка на воспитание. Но подоплёка этому - вовсе не то, что мужчина-гомосексуалист хочет почувствовать себя матерью, или женщина хочет, не рожая сама, получить ребёнка. Скорее всего, это просто стремление вырастить ещё одного гомосексуалиста, с которым можно будет заниматься сексом.

Отойдём от темы гомосексуализма и вернёмся к так называемой "свободе" современной женщины.

Главное заблуждение нашего времени: считать, что женщина сейчас свободна впервые за всё время существования человечества, а до этого она была чуть ли не в рабстве. Заблуждение, что якобы она была несвободна, а сейчас - свободна. Именно сейчас женщину со всех сторон пытаются заставить делать то, что ей всегда было чуждо. Её убеждают, что она должна заниматься свободным сексом без семьи и брака, что она должна делать аборт и убивать своих нерождённых детей, убеждают что она должна сама себя обеспечивать, а заодно и обеспечивать мужа, обязательно работать, обязательно делать карьеру, иначе будет выглядеть в глазах других людей неудачницей. Даже в таком мощном средстве воздействия на умы, как кино, очень часто даётся презрительный взгляд на домохозяйку, потому что она не кандидат наук и не бизнес-леди. Женщина начинает сама себе казаться ущербной из-за того, что она ради семьи и детей бросила карьеру скрипачки или научного работника.

Борьба за право женщины быть "как мужчина", на которую всё ещё кто-то призывает - это, по сути, унижение женщины. Мы и так все равны перед Богом, и в равной степени будем отвечать за свои поступки, хорошие и плохие. Иное дело, что у нас разное предназначение. Женщина испокон веков была помощницей мужчины, матерью и воспитательницей его детей, хранительницей домашнего очага, вдохновительницей на подвиги. Мужчина знал, что за его спиной есть крепкий тыл, дом, в котором его ждут, а его обязанность этот дом защищать, обеспечивать материально, беречь и хранить. Женщина гордилась мужчиной, мужем, точно так же, как мужчина гордился женщиной - женой и помощницей, матерью своих детей, благодаря которой его род не прерывается. Мужчина проливал кровь на полях сражений, женщина проливала кровь, рожая его детей. Мужчина делал открытия, изобретал новые машины для облегчения жизни, женщина каждодневно берегла его дом и воспитывала новых мужчин, которые становились помощниками своих отцов. И мужчина, и женщина трудились, и делили плоды своего труда, и понимали необходимость друг друга. Сейчас этого почти не осталось, и поверить в то, что женская эмансипация добилась чего-то хорошего и полезного для человечества - я не могу. Эмансипация женщин привела лишь к тому, что сейчас женщины и мужчины перестали быть нужными друг другу во всём, кроме секса. Это не просто печально, это самая настоящая катастрофа, которую почему-то принято считать "победой" и "благом".

Увы, у современной женщины нет выбора, она уже поставлена в такие условия, когда ей легче не быть женщиной. Не могу сказать, что это приятно и хорошо. Лично я не желаю делать то, что делают мужчины: участвовать в выборах, заниматься политикой, руководить кем бы то ни было, служить в армии и т.д. Мужчина - по природе своей лидер, так пусть им и остаётся. Если мужчина в современном мире не может выполнять роль лидера - это его проблема, я не собираюсь его подменять. Если мужчины так ослабели, что не могут быть первыми - значит, пусть мобилизуются и научатся снова тому, что успели забыть. И вот когда мужчины снова научатся быть мужчинами - женщины смогут стать женщинами. Только на таких условиях у нас есть шанс избежать полной деградации человеческого общества.

Неравенство полов стало темой исследований многих ученых. Например, О.Ю. Артемова в своих трудах изучала вопрос о половом неравенстве мужчин и женщин в рамках архаических обществ. Один из немецких историков Р. Зидлер посвятил свои изыскания вопросу неравенства в период Нового и Новейшего времени. Его труд охватил европейское общество в период с конца 18 до 20 века. Сводная книга получила название «Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе» и содержала в себе множество фактов мужского доминирования как внутри семьи, так и в сексуальных отношения и даже в общественной жизни.

Неравенство по половому признаку не ушло в прошлое, это явление сохраняется и в современном мире. Двадцатый век был ознаменован борьбой женщин за свои права, и в развитых странах женское население добилось выполнения своих требований. Женщины теперь могут получать высшее образование и заниматься карьерой, участвовать в выборах – по меркам истории еще совсем недавно избирательное право для женщин было недоступно. Но, несмотря на это, реальный статус мужчины все равно выше. Большинство работающих женщин, заняты в тех отраслях экономики, которые считаются низкостатусными и требуют меньшего уровня квалификации. Простой пример: уровень зарплаты в США в 1980 году. Средняя зарплата мужчины в то время составляла 322 доллара в неделю, а женщины получали на 118 долларов меньше. По этой причине складывалось следующее соотношение мужчин и женщин в группах граждан с разным заработком. В категории граждан с низкой зарплатой 65% численности составляло женское население, а в группе высокооплачиваемого населения численность мужчин доходила до 90%.

Такое же положение дел сложилось и в России. Например, среди деятелей науки доля женщин составляет более 50%, но средняя зарплата примерно на четверть меньше, чем у мужчин. Наибольшая часть должностей с более высоким статусом (руководители учреждений, профессорский состав) занята мужчинами. Из членов РАН лишь 8 академиков и 21 член-корреспондент являются представительницами женского пола, а ведь общее количество сотрудников превышает тысячу человек.

Другой пример: одна из развивающихся быстрыми темпами страна – Республика Корея. Несмотря на модернизированную экономику и развитие технологий, здесь сохраняются патриархальные взгляды на предназначение женщины в обществе. Считается, что женщина не должна работать. Эти взгляды широко распространены и часто встречаются ситуации, когда родители с детства ориентируют девочек на брак и семью, а не образование и построение карьеры. Не редкость и ситуации, когда девушку могут уволить с работы сразу после того, как она вышла замуж. Более 40% преподавателей школ в Корее – женщины, но чем выше поднимается карьерная лестница, тем их становится меньше: женщины занимают 20% должностей преподавателей в университетах, а среди руководителей вузов их вообще сложно встретить – доля женщин в этой группе около 2,5%. Заработная плата женщин также меньше, чем у сильного пола.

Разный уровень заработной платы – это только один из факторов низкого статуса женской части населения. Женщины, кроме работы на какой-либо должности, делают огромную долю домашней работы. Эта работа вообще не имеет никакой оплаты, хотя требует сил и времени, сравнимых с потребностями основной работы. Важным является и тот факт, что домашняя работа выполняет одну из основных ролей для воспроизводства рабочей силы и тем более для выращивания детей. Но, к сожалению, как полноценный труд, работа по дому не рассматривается, а, значит, женщина не может рассчитывать на полноценную пенсию в отличие от мужчины.

Подобное положение дел характерно для западных стран и России, но в других государствах женщины имеют еще более низкий статус. Особенно это распространено в странах исламского мира. Да, женщины постепенно вливаются в активную общественную жизнь, но повлиять на мужчину или добиться высокого статуса практически невозможно. Мужчина как глава семьи наделен полной властью, в странах ислама распространено многоженство. Даже если в каких-то отдельных странах законодательство разрешает развод по инициативе любой стороны, расторжение брака по заявлению женщины сильно сказывается на ее репутации. Кроме того, дети в таком случае остаются с отцом.

Часто у исламских женщин нет и права голоса. Любые вопросы политики, экономики и религии могут решать только мужчины. А в тех государствах, где женское население может голосовать и имеет право быть избранным, получить высокий статус в политике представительнице женского пола очень трудно.

Множество проявлений неравенства по половому признаку сохранились в Иране. У женщины есть только одна равная с мужчиной возможность – возможность голосовать. По всем остальным параметрам женщине в иранском обществе отводится роль «второго сорта». Ее предназначение заключается лишь в воспроизведении потомства, но даже в семейной жизни женщина лишена каких-либо прав. Все решения принимаются мужчиной, сохранилось и явление полигамии.

Разделение по половому признаку присутствует и в других сферах жизни: раздельное высшее образование и даже раздельное обслуживание в медицинских учреждениях. Чтобы устроиться на работу женщина должна получить разрешение своего супруга. Много лет в Иране действовал официальный запрет на высшее образование для женщин, но даже с его отменой численность женского населения, закончившего вузы, очень мала. Девушки, не вышедшие замуж, не могут получить стипендию государства на обучение заграницей, а замужние имеют на это право только в случае, если едут в другую страну вместе с мужем.