Наказание для девушки за непослушание. Позорящие наказания для девушек в традиционной русской культуре XIX–начала XX в

Женский пол, подобно мужскому, изобилует разнообразием многогранных характеров, поведения, морали. Есть женщины надежные, верные. Есть — кто в состоянии предать, по глупости, из слабости, из любопытства. Узнав о предательстве, мужчина включает обиду, придумывает, как наказать девушку за измену. Стремится причинить ответную боль, подобную или сильнее, чем та, от который страдает сам.

Множество факторов влияют на то, насколько вам нужно серьезно отнестись к женскому предательству. Характерно такое поведение для девушки или нелепая случайность. Хотите сохранить отношения или ждали повода расстаться. Будет наказание данной вскользь пощечиной в порыве гнева. Или мстительным разрушением всей ее жизни. Пока размышляете над этими вопросами, потребность в мстительном наказании может пропасть — когда успокоятся эмоции, выступит на передний план рассудок.

Стремясь отомстить за измену, помните, что невозможно поступить так и остаться настоящим джентльменом. Месть девушке является отрицательно окрашенным поступком, может удачно сложиться у того, кто заведомо предрасположен к подлости и неблаговидным делам.

Предаваясь подобной «роскоши» — мести за измену, образ Идеального Мужчины не создадите, однако репутацию себе подпортите существенно.

До мести можно только опуститься, подняться возможно с более позитивными чувствами. Мстить любимой — жестоко, подло. Мстить нелюбимой — бессмысленно. К тому же, жизнь бывшей, возможно, испортите, однако не стопроцентно, но пятно мелочного склочника на своей репутации получите точно. В идеальный образ мстительность плохо вписывается. Настоящий мужчина — великодушен. Сильный — отпускает на свободу. Уверенный — знает себе цену. Такая картина более привлекательна, чем образ бегущего за женщиной слабака, бросающего в женскую хрупкую спину комья грязи.

Будете выглядеть надежным, стабильным, уравновешенным — ваше поведение заставит ее пожалеть о совершенном поступке. Образ неуверенного в себе человека, который только делает выпады в сторону слабого пола, не привлекательное зрелище, о потере подобного партнера никто не пожалеет. Тем более наказать девушку лучше ее самой вряд ли удастся хотя бы одному мужчине. Женская фантазия огромна. К тому же каждая женщина мнительна по природе, нуждается в подпитке со стороны. Если вместо поддержи ударите по ее самооценке — ей трудно будет оправиться.

Предательство женщины может нести и конструктивные моменты для вас, даже если мысль звучит парадоксально. Например, если строили серьезные планы на совместную жизнь, то лучше узнать о ее непостоянстве, ненадежности сейчас, чем после прожитых вместе лет.

Какие бывают способы мести?

Выберете для себя путь мести — помните: подобный поступок может убедить женщину — ее шаг правильный, потому что ваше поведение мелочно и недостойно, если способны мстить.

Чтобы придумать, как наказать за измену, важно знать, чего хотите добиться в итоге? Решение поможет выбрать способ.

Определите для себя, хотите расстаться после наказания или наказать за измену и быть вместе. Независимо от того, решите продолжать отношения или думаете отомстить и разойтись, остыньте и поразмыслите. Намерены быть с ней — эмоции повредят отношениям. Хотите отомстить — тоже лучше делать на холодную голову.

Как отомстить девушке за измену эффективнее всего — быть счастливым без нее, еще лучше — в новых отношениях сразу после вашей связи. Если забудете ее быстрее, чем молодая леди вас — станет самым лучшим способом мести. Избранница будет обескуражена. Окажется под вопросом факт, была ли для вас привлекательна ранее, если так быстро смогли ее забыть, сохранив спокойное сердце. Самолюбие накажет ее больше, чем могли бы захотеть. Ваш собственный образ при этом будет выглядеть менее мстительным, чем в приведенных ниже вариантах.

Все-таки — как отомстить за измену, если настроены решительно. Идеи будут идти от наименее коварной по нарастающей.

  • Накажите безразличием. Сообщаете: вам все известно, однако факт предательства оставляет равнодушным. Лицом выражаете глубину сказанного — безразлично, расслаблено. Можете сказать, что хорошо проводили вместе время и даже избегали серьезных отношений. Что даже раньше женщина не привлекала вас настолько, чтобы задумались о серьезных глубоких отношениях, о переходе на новый уровень. Все слова, которые были сказаны, дань вежливости и желание сделать приятное, всего лишь. Ситуацию можно усугубить словами: ваша дама единственная согласилась на связь, тогда как несколько предыдущих вам отказали. Вам было лень тратить столько времени на ухаживания, с ней же подобного можно избежать. В ответ ждите бурный выброс отрицательных эмоций или другую реакцию, продиктованную характером дамы.
  • Более болезненный способ: сообщаете ей — предательство прощаете, характер отношений остается прежний. Продолжаете жизнь, словно все остается, как было ранее. Через некоторое время демонстративно пытаетесь соблазнить ее лучшую подругу. Важно: попытка открыта и видна издалека. Такое поведение будет для нее двойным ударом. Такое останется в памяти надолго, вряд ли простится. После ей придется искать двух новых близких людей, наказание тяжелое.
  • Способ, выставляющий бывшую даму сердца в неприглядном свете перед другими, а значит, наиболее ощутимый. Расскажите девушке, как недавно были у венеролога, который передал вам неутешительные новости — вы больны неприятной и сложной болезнью. Учитывая наличие у вас только одной девицы в близком кругу и примерность поведения в паре, предлагаете ей также провериться — все теперь находятся в зоне риска. Более того, врач полагает, источник заболевания именно в ней — примерные парни не приносят инфекцию. Ложь продержится недолго, но позволит вам порадоваться своей изобретательности, наблюдая, как несчастная страдает от любопытных взглядов знакомых, их сочувствующих вопросов. Особо мучительно будет ожидать результаты сданных анализов. Подобный способ не предполагает продолжения отношений — ваш имидж в данном случае от привлекательного далек. Красотка, которая захочет дальше жить с вами вместе после всего, нужна вам?

Для некоторых способы покарать выходят за рамки морального наказания, дело может дойти до кулаков. Мужчины думают, самое главное в процессе отмщения — придумать эффективный способ, как наказать за измену. Однако задуматься глубоко: женщина показала свой мало привлекательный облик. Наказав ее, получите свой облик лучше? Чем будете отличаться, опустившись до уровня человека с подобными моральными принципами? Или признаться самому себе: ее поход налево — больше удар по мужской самоуверенности, самооценке, чем действительно предмет мести. Забыв ее, будете намного здоровее психически, чем отомстив и помня об этом. Пусть дама кусает локти, но иначе вам придется сожалеть о вспыльчивости. Рикошет может оказаться существенным. Подытоживая, месть — дело тонкое, каждый относится к ней индивидуально, руководствуясь характером и предпочтениями.

Видео

В статье реконструируется картина распространения позорящих (устыдительных) наказаний для девушек, совершивших преступления против нравственности (потерявших девственность до брака). Делается вывод о взаимосвязи надзора за женским телом и женской сексуальностью как основополагающем постулате, укрепляющем гендерную асимметрию. Прослеживаются региональные различия в степени жестокости позорящих наказаний для девушек: Юг и Центр страны характеризуются большей очевидностью гендерных иерархий, а Север и удаленные районы (Зауралье, Дальний Восток) - меньшей, поскольку здесь ценность женской жизни была большей.

Первоначально данная статья Н.Л. Пушкарёвой под названием "Позорящие наказания для девушек в традиционной русской культуре XIX-начала XX в. как следствие гендерной асимметрии" была опубликована в журнале "Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление" (Выпуск № 3 / 2009).

Как и большинство других аспектов частной жизни, сексуальность всегда была охвачена экспансией властных систем. Не удивительно поэтому, что «неверность» и «честь» - понятия, обретшие гендерную окраску вместе с возникновением гендерной асимметрии (исторически первой формой социальной депривации). Понятие «девичья честь» оказалось рано нагруженным гендерным смыслом (практически вскоре вслед за утверждением христианства) и по сей день воспринимается именно как соблюдение целомудрия.

В данной работе будут рассматриваться позорящие наказания для девушек - те, что ставили под контроль женскую сексуальность. Упоминания о позорящих наказаниях для девушек впервые можно найти в русских источниках не ранее конца XV-начала XVI в. По всей видимости, вначале они касались лишь представительниц зажиточных слоев в центральной части России , но постепенно распространились более широко . Нашей целью было уточнить, насколько широко они распространились; в чем географическое своеобразие практик позорящего, гендерно окрашенного насилия в отношении проступков, связанных с женским телом; как долго они существовали, какие трансформации испытали; как связаны с современной историей гендерной асимметрии.

Как и в стародавние времена, в XIX в. небезупречное поведение девушки считалось прегрешением меньшим, нежели измена замужней женщины. Ответственность за лишение девственности возлагалась на нее саму: «уступчивость» считалась простительной, если допускалась связь с мужчиной более высокого статуса (к ним относились даже волостные писари, не говоря уже о купцах), более богатого, и казалась особо предосудительной, если девушка уступала бедному, «польщалась на мужика». Богатство, высокий социальный статус были объяснимыми мотивами, заставлявшими девушку «грешить». Ситуация же, когда девушка «спутывалась по любви», была совершенно неизвинительной и приписывалась особой развращенности согрешившей.

В центральных губерниях для венчания девушки, не сумевшей сохранить девственность, в XIX в. стало принято давать особую очистительную молитву, после которой виновной вручалась очистительная память от поповских старост - они ведали делами о внебрачных рождениях. Иногда - это был путь к покаянию - священник назначал епитимью. Согрешившая трижды должна была на коленях обползти церковь. Есть данные, что уже в начале XX в. у русского населения, скажем, на Украине, этот способ поношения и опозоривания молодой почти исчез и «вместо него часто священник» обязывал «молодую поработать у него несколько дней» .

Рассмотрим, каковы же были позорящие наказания за несохранение новобрачной девственности и кто им подвергался.

Зачинщиком устыдительной кары часто бывал брошенный девушкой парень, обиженный невниманием сосед; он и ставил на обсуждение сельского схода «дело об обиде». В сообщениях о штрафах, налагавшихся сходом на родителей (его могли взять и алкоголем), ничего не говорилось о способах проверки «честности» девушек, если это не был вопрос о свадебном ритуале . Очень часто вначале пускали слух о нечестности, затем обсуждали на сходе - само привлечение внимания к физическому состоянию девушки уже было «срамом».
Во многих среднерусских губерниях (Вологодской, Ярославской Калужской) на свадебном пиру важнейшим актом была демонстрация «честности» невесты либо признание ею вины: если новобрачная сознается, что потеряла девство и, кланяясь, просит прощения у отца, матери, свекра и свекрухи, расправы и позорящих обрядов не бывает. В противном случае совершение обрядов, рассчитанных на то, чтобы опозорить мать, отца и даже всю родню невесты, идет своим чередом .

В Литве и в Малороссии был обычай наказывать девиц, нарушивших целомудрие, сажанием при дверях церкви на железную цепь (куницу, «в кандалы») . Народный свадебный ритуал включал там демонстрацию рубашки невесты (изредка - даже ее появление перед гостями в рубашке с кровяными пятнами, и в ней она должна была вымести пол с остатками разбитых в ее честь склянок; чаще же брачную рубашку выносили и, показав, вместе с четвертью вина и благопожеланиями отдавали родителям девушки).

Целомудренность или нецеломудренность следовало обнаружить рано в понедельник или же ночью с воскресенья на понедельник во время свадебного пира. Ритуал совершали перед разрезанием жаркого, «а без того не разрезывали» его . Основным знаком, свидетельствующим, что жених нашел невесту целомудренной (если не выносилась рубашка), было битье посуды, стаканов, бокалов - символ благополучного нарушения целостности главного девичьего «сокровища» . Свадьба без битья посуды в Нижегородчине считалась «невеселой» (означала начало опозорения).

В Калужской губернии был и обратный обычай. Там молодому положено было бить посуду, «ломать и грызть» ложки в знак разочарования «несохранностью» невесты. Нецеломудрие невесты могли осуждать только новобрачный и его род, причем особое право срамить имели женщины мужниного рода - мать и сестры мужа, невестки. Избиение молодым своей жены нагайкой за несохранение девственности описано в литературе XIX в., но нет данных о распространенности; скорее типичным было сокрытие молодоженом провинности его избранницы .

В Черкасском уезде Киевской губернии нецеломудренную невесту должна была наказать мать жениха: та не имела права идти к свадебному столу, а должна была подползти под него на коленях и оттуда показывать свое лицо. «Мать [жениха] всякий раз, когда... [невестка] выдвигает голову, бьет ее по лицу... до тех пор, пока муж не запретит» . Лишь тогда молодой позволяли выбраться из-под стола, сесть около мужа.

Опозорение отца девушки, не сохранившей девственности, встречалось редко, но все же отдельные случаи бывали (решением одного волостного суда в Каменецком уезде было определено подвергнуть отца за провинность дочки, прижившей внебрачное дитя, наказанию розгами; аналогичные случаи отмечались в Кинешемском уезде). На Дону общим способом поношения родителей, не сберегших девственности дочери, было исполнение срамных песен, надевание на шею венка из соломы или баранок, одаривание матери или, если невеста была сиротой, воспитательницы селедкой либо таранькой (вместо курицы, которую клали на колени матери или воспитательнице, - благодарности за то, что уберегли дочь или воспитанницу от соблазнов). В Калужской губернии срамили прежде всего мать новобрачной, а не ее саму, именно мать могли впрячь в борону и провезти эту борону за собой по деревне. Наконец, возможным было и осрамление свахи (вместо родителей или вместе с родителями не сохранившей чести девушки). В Свияжске (Поволжье) существовал ритуал «паренья свахи»: ее, сосватавшую нечестную невесту, клали на улице на лавку, задирали подол и били веником, посыпая на тело снег . Здесь важно подчеркнуть: за «нечестность» одной женщины должна была нести ответ опять же женщина (мать, воспитательница, сваха). В Витебской губернии хомуты позора надевали и дружкам, и родителям, и сватам («и водили по деревне, причем шлея хомута тащится по земле») .

В иных местах на воротах или на крыше дома согрешившей невесты вывешивали хомут, в других - мазницу, в третьих - рогожу; обмазывали нечистотами стены дома или пачкали их грязью; пробивали в печи дыру; били окна. Иногда опозорение выражалось в том, что кто-нибудь из свадебных «бояр» лез на крышу хаты невесты с ведром воды и разбрызгивал ее оттуда - символический знак невоздержанности новобрачной, ее готовности отдаваться любому, чтобы каждому попало (как брызги воды). Есть данные, что в иных местах втаскивали на крышу дома разъезженное колесо или, если дело происходило зимой, старые сани . Все действия сопровождались словесным поношением.

Самым распространенным наказанием было надевание на шею лошадиного хомута «без гужов» (веревок, иных частей упряжи) - символа «озверения», близости миру животных и одновременно антипода цветочному венку - символу девственности. Надевание хомута было и измененной, гуманной формой припрягания к лошади (это делалось с замужними) как акта усмирения. Кроме того, хомут символизировал вульву. Его могли повесить на гвоздь, наскоро вколоченный над притолокой, а чаще - надевали на шею не только провинившейся невесте, но и ее родителям. На такой случай наскоро делали даже несколько соломенных «хомутов, намазанных смолой и разными гадостями» . Из соломы делался хомут в Малороссии. Девушке распускали косу, лицо могли прикрыть платком и в таком виде водить по улицам. Иногда в знак позора ей оголяли ноги, «подвязав платье к поясу соломенными веревками» . Обычай позорить хомутом, надеваемым на шею, быстро получил распространение у других народов, населявших Россию .
Типичными позорящими действиями были также следующие: измарать рубаху девушки сажей или дегтем (который из-за черного цвета также был в крестьянском быту символом бесчестья и зла) , в испачканной рубахе провести по улицам без юбки . Есть свидетельства информаторов о том, что мазали ставни и стены дома дегтем со словами: «Если любишь, то люби одного», - тем самым указывая, что жизнь следовало строить с виновником бесчестья. Важной стоит признать оговорку, что «насмешные наказания» по отношению к девушке применялись, когда «было на то согласие ее родителей и родных»: некоторые родители не позволяли так срамить свою дочь и откупались, а иные, напротив, приходили на сходку и просили о том .

Самым старым (известным с XV в.) способом осрамления невесты во время свадебного пира было «подать родителям "худой" (т. е. плохой, дырявый) кубок с вином, прорванный в середине блин, а к дуге телеги привязать худое ведро» . Случалось, на головы сватам и отцу такой невесты надевали дырявый горшок . Сама лексема «худой» в русском языке означает одновременно и «плохой», и «дырявый».

В Олонецкой губернии свадебные ритуалы, связанные с почестностью девушки, были отнесены на следующее утро, когда молодой с дружкой и сватом должны были получить от тещи яичницу. Если невеста была целомудренна - желток яичницы вырезали, и дружка в образовавшееся отверстие лил масло, а чашку, из которой он его вылил, разбивал. Если нет - яичницу резали на куски. В Полесье нецеломудренной невесте и ее родным давали несладкую, а иногда и просто соленую кашу - все должно было выражать несладость жизни с нарушительницей, ее нецельность, рваность, ущербность.

В Архангельской губернии срамить девушку, незаконно прижившую ребенка, к концу XIX в. стало не принято, но ее могли отлучить от родительского дома, от дружбы других женщин. Если худая молва о лишившейся девственности подтверждалась, то девушка по общему приговору должна была убирать отныне волосы в две косы без девичьей повязки, покрывать их волосником (отсюда термин «самокрутка»). Обряд «покрытки» на юге России и в Малороссии был не столько позорящим, сколько сглаживающим прегрешение девушки: надевание иного убора показывало переход девушки в другую возрастную группу , и девичью косу ей уже было заплетать нельзя (отсюда полесское выражение «росчесав ш косу до вшца») .

Чем дальше от центра и Южной России - тем пермиссивнее было отношение к лишению девственности. Если в Калужской губернии «случаев, когда бы девушка, имея незаконнорожденного ребенка, вышла замуж, не было», то в Тверской «никакого публичного посрамления оказавшейся нецеломудренной» не устраивалось . Нет данных, что была какая-то систематичность в ритуалах позора для девушек в Казанской губернии - там в конце XIX в. вообще бытовало присловье: «Жену с почина берут» . В Пермском крае родители не видели ничего дурного в том, чтобы девушки были в поиске любого себе до свадьбы, а в Мезенском уезде (Север), где существовал свальный грех, невинность девушки вообще ценилась мало: родившая скорее находила себе мужа .
Посрамляющих обрядов на Русском Севере не водилось, но девственность ценилась. В удаленных от центра сибирских деревнях было то же: в условиях переизбытка мужчин, возможность интимных отношений с женщиной ценилась не только на словах, но и на деле (среди золотоискателей и рудознатцев). Родители девушек, получавшие за несохраненную девственность дочерей иной раз большие компенсации, имели свою выгоду: ребенок дочери-девушки нисколько ее не бесчестил, его охотно воспитывали, отвечая укоряющим: «Плевок моря не портит».

Иное дело - центральные, южные, юго-западные, отчасти западные районы России. До 1861 г. помещики в посрамление провинившейся там приказывали «резать косу» - острижение еще оставалось наиболее распространенным из женских позорящих наказаний .
Традиции, связанные с поддержанием идеи высокой ценности девственности до брака, до середины XIX в. сохранялись в Ростовском, Пошехонском, Владимирском, Дорогобужском (Смоленская губерния) и многих иных уездах . Но уже в 1841 г. один из наблюдателей-калужан записал: «Целомудрие не имеет большой цены в глазах нашего народа... и во многих губерниях уже уничтожился старинный обычай вскрывать постель молодых. Отец и мать говорят жениху: «Какая есть - такую и бери, а чего не найдешь - того не ищи!» . Обыденная мудрость в отношении целомудрия девушки в Вологодской губернии хоть и ориентировала на то, чтобы соблюдать нравственную чистоту, но если это не удавалось, не требовала публичных оскорблений («разве что муж буде поколотит») и издевательств .

К концу XIX в. утрата девственности перестала быть фактом, который следовало обнародовать. А уж если добрачную беременность удавалось «прикрыть венцом» - вопрос о том, что случилось до него, вообще старались не поднимать. На Вологодчине за беременной дочкой давали еще и корову к приданому - «для прокормления младенца» .

Трудно не заметить растущую допустимость добрачных отношений молодых в Костромской губернии. Если в начале XIX в. родня позорила девушку словами, то в конце этого периода на все укоры молодая могла ответить достаточно резко («От этого не полиняешь»).
Переменилось отношение к соблюдению правил при женитьбе на нецеломудренных невестах в Ярославской губернии: у женихов появились «отговорки», смысл которых сводился к тому, что хуже невеста не стала. Кроме того, если раньше старожилы говорили, что девушка, родившая ребенка, могла выйти замуж только за отца этого ребенка , то теперь все чаще после рождения внебрачного ребенка строгость отступала: девице прощали ее ошибку, человечность брала верх над моральным принципом («Грех да беда, с кем не быва!»). Но в идеале, конечно, девушке нужно было постараться «устоять» до венца.

К рубежу веков народная традиция выработала ритуал снятия напрасного обвинения девушки в бесчестном поведении на деревенской сходке (если девушка оказывалась невиновной, участники сходки кланялись ей в ноги: «Прости нас ради бога, ты не виновата» ), а также щадящие способы обнародования «почестности». Так, на Вологодчине в 1898 г. во время свадьбы уже ограничивались вопросами и ответами в форме эвфемизмов («Грязь ли топтал, лед ли ломал?» - на что жених почти всегда отвечал: «Лед ломал», - «если не хотел делать огласки») . В верхнем Поволжье, на Дальнем Востоке и в Сибири вместо окровавленной рубашки просто выносили гостям бутыль или даже веник, обвязанные красной лентой, пирог с гроздью красных ягод, стлали под ноги красное полотенце . Если же обнаруживалось «нечестие», криков и шума не устраивали - но к бутылям привязывали черные ленточки, у дома вывешивали черные флаги .

В условиях революций и войн начала и особенно середины XX в. отношение к позорящим девушку наказаниям за бесчестие как к обязательному акту возмездия стало размываться. При Советской власти, однако же, тема «Стыд - та же смерть» оказалась неожиданно трансформированной во времена затруднения разводов и сталинской пронаталистской политики, направленной на «укрепление семьи» . Устыдительные наказания в измененном виде появились в годы, когда частная жизнь индивидов все более переставала быть таковой, когда внерабочие отношения и частные интимные связи становились предметом «разборов» на комсомольских и партийных собраниях.

Установка на «традицию» гласного рассмотрения семейных кризисов, связанных с адюльтером, обсуждения (и осуждения) их в рабочих и производственных коллективах, на партийных, профсоюзных собраниях сохранялась и в годы хрущевской оттепели. Коллективные решения «по справедливости» как раньше, так и в это недавнее время комсомольских собраний часто превращались в самосуд. Дисциплинирующие своих членов сборища восходили, по мысли современных социопсихологов, к покаянным практикам восточного христианства и накладывались (добавим мы) на традиции русских сельских сходов в Южной России, выносивших вердикты о виновности девушек и мерах наказания. За неполный век такая социальная память запросто изжиться не могла .

В современной России XXI в. вопросы девичьей чести как категории корпоративной (девичьей) морали, судя по сообщениям, редко обсуждаются девочками (зато очень часто дискутируются - при всяком возвратном повороте, обращении к «традиционным ценностям» - всем обществом через СМИ). Это не удивительно: отношение к добрачному сексуальному опыту девушек сильно модернизировалось, однако наличие по крайней мере 11 % мужчин в числе опрошенных, которые хотели бы видеть свою невесту девственницей, и 56 % тех, кому это «безразлично», довольно разительно противостоит абсолютному большинству женщин (72 %), мечтающих о том, чтобы сексуальный партнер, избранный в мужья, не только не был девственником, но и имел опыт в интимных отношениях . Старые нормы о должном и разрешенном довлеют - при всем снижении значимости фактора девственности в условиях быстрого развития форм контрацепции и экономической независимости женщин. Тема неразрешительности «женской свободы» так или иначе присутствует в современных обсуждениях, в том числе и на страницах СМИ.
Ничем иным, как наследием многовековой традиции это нельзя назвать.

1. Блюм А. Родиться, жить и умереть в СССР / А. Блюм. - М., 2005.
2. Бутовская М.Л. Язык тела. Природа и культура / М.Л. Бутовская. - М., 2004.
3. Громыко М.М. Мир русской деревни / М.М. Громыко. - М., 1991.
4. Журавченок М.М. Наблюдения, сделанные в селе Оптове Черниговской губернии // Тр. этногр.-стат. экспедиции в Западно-Русский край, снаряжен. Император. РГО. СПб., 1872. Т. 6. Юго- Западный отдел.
5. Заметка о грамотности и нравственности крестьян Лаишевского уезда // Казан. губерн. ведомости. 1865. № 47.
6. Зорин Н.В. Русский свадебный ритуал / Н.В. Зорин. - М., 2001.
7. Кабакова Г.И. Антропология женского тела в славянской тради-ции / Г.И. Кабакова. - М., 2001.
8. Казьмина О. Брак в России ХХ века: традиционные установки и инновационные эксперименты / О. Казьмина, Н. Пушкарева // Семейные узы: модели для сборки. Кн. 1 / сост. С. Ушакин. М., 2004.
9. Киркор А. Этнографический взгляд на Виленскую губернию / А. Киркор // Этнографический сборник. СПб., 1854. Вып. 3.
10. Кистяковский А.Ф. Волостные суды, их история, настоящая их практика и настоящее их положение / А.Ф. Кистяковский // Тр. этногр.-стат. экспедиции в Западно-Русский край, снаряжен. Император. РГО. СПб., 1872. Т. 6. Юго-Западный отдел.
11. Кистяковский А.Ф. К вопросу о цензуре нравов у народа / А.Ф. Кистяковский // А се грехи злые, смертные. Русская семейная и сексуальная культура глазами историков, этнографов, литераторов, фольклористов, правоведов и богословов XIX- начала XX века. Кн. 1. М.: Ладомир, 2004.
12. Липинская В.А. Свадебные обряды русского населения Алтайского горного округа / В.А. Липинская, А.В. Сафьянова // Русский народный свадебный обряд. М., 1978.
13. Миненко Н.А. Женщина-казачка в Урало-Сибирском социуме
XVIII- начала XX в. / Н.А. Миненко // Женщина в истории Урала и Сибири XVIII-начала XX в. Екатеринбург, 2007. С. 121.
14. Нос С.Д. Покрытка / С.Д. Нос // А се грехи злые, смертные. Русская семейная и сексуальная культура глазами историков, этнографов, литераторов, фольклористов, правоведов и богословов
XIX- начала XX века. Кн. 2. М.: Ладомир, 2004.
15. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь женщины в доиндустриальной России. X-начало XIX в. Невеста, жена, любовница / Н.Л. Пушкарева. - М., 1997.
16. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. СПб., 2004. Т. 1. Костромская и Тверская губернии; 2006. Т. 2. Ярославская губерния, ч. 1: Пошехонский уезд, ч. 2: Даниловский, Любимский, Борисоглебский уезды; 2007. Т. 4. Нижегородская губерния; Т. 5. Вологодская губерния, ч. 1.
17. Рыблова М.А. Огонь, вода и сковорода: к вопросу о позорящих наказаниях по обычному праву у донских казаков / М.А. Рыблова // Дикаревские чтения-13. Итоги фольклорно-этнографических ис-следований этнических культур Северного Кавказа. Краснодар, 2007. С.397-414.
18. Самосуд // Санкт-Петербургские ведомости. 1875. № 201.
19. Селькова М.Л. К изучению семейных юридических обычаев на территории Архангельской губернии XIX в. / М.Л. Селькова // История и культура Архангельского Севера. Вологда, 1986.
20. Смирнов А.Г. Обычаи и обряды русской народной свадьбы. 1878 // А се грехи злые, смертные. Русская семейная и сексуальная культура глазами историков, этнографов, литераторов, фольклористов, правоведов и богословов XIX-начала XX века. Кн. 1. М.: Ладомир, 2004.
21. Соловьев (б.и.) Самосуды у крестьян Чистопольского уезда Казанской губернии / Соловьев // Зап. Император. Рус. геогр. об-ва. 1878. Т. 8, отд. 3. С. 17.
22. Сухоруков В.Д. Общежитие донских казаков в XVII и XVIII столетиях / В.Д. Сухоруков // Русская старина. Карманная книжка для любителей отечественного, на 1825 год. СПб., 1824. С. 265.
23. Тенишев В.В. Правосудие в русском крестьянском быту: свод данных, добытых этнографическими материалами покойного князя В.Н. Тенишева / В.В. Тенишев. - Брянск, 1907.
24. Терещенко А.В. Быт русского народа. Ч. 2. Свадьбы / А.В. Терещенко. - СПб., 1848.
25. Федянович Т.П. Семейные обычаи и обряды финно-угорских народов Урало-Поволжья (кон. XIX в.-1980-е гг) / Т.П. Федянович. - М., 1997.
26. Филиппов М.А. Взгляд на русское судоустройство и судопроизводство / М.А. Филиппов // Современник. 1859. № 4, отд. 1.
27. Хархордин О. Обличать и лицемерить: генеалогия российской личности / Хархордин О. - СПб.; М., 2002.
28. Щепанская Т.Б. Зоны насилия (по материалам русской сельской и современных субкультурных традиций) / Т. Б. Щепанская // Антропология насилия. СПб., 2001.
© Пушкарева Н.Л., 2009 г.

Всем известно, что сердце девушки можно завоевать вниманием, заботой и лаской. Но жизнь - это достаточно сложная и противоречивая штука. И иногда девушка (умышленно или неумышленно) совершает поступки, которые не следует оставлять без внимания, и на которые требуется жесткая реакция. Как можно наказать девушку?

Давайте сначала разберемся, за что обычно наказывают девушек.

За что можно наказать девушку

Естественно, нет и не может быть универсального списка поступков, за которые любая девушка автоматически получит наказание. Такой список каждый формирует сам для себя. Если вы намерены строить с этой девушкой длительные и прочные отношения, вы должны заранее знать, какие действия со стороны своей половинки вы ни при каких обстоятельствах не будете терпеть рядом с собой. Эти действия неизбежно внесут разлад в ваши отношения и нарушат ваше спокойствие и уравновешенность.

Наиболее распространенные проступки девушек:

  • стремление разговаривать на повышенных тонах и наносить оскорбления;
  • желание постоянно и без особого смысла спорить и во что бы то ни стало настаивать на своем;
  • демонстративное или тайное ослушание, нарушение того, о чем ранее договорились;
  • проявление интереса к другому парню, измена;
  • систематические опоздания, отсутствие ответа на звонки и смс.

Такие поступки лучше устранить в самом зародыше, чем жить с ними в состоянии постоянного конфликта.

О чем вам необходимо помнить, прежде чем наказать девушку

  • Цель наказания девушки - изменить ее поведение. Если вы не собираетесь продолжать с ней отношения, а просто хотите покарать за уязвленное самолюбие - лучше сдержитесь. Своей реакцией вы должны показать, что будете и дальше встречаться с ней, если она перестанет так поступать. В противном случае просто поставьте точку в отношениях.
  • Не причиняйте девушке боль, ни физическую, ни моральную. Это не улучшит ситуацию, а только усугубит. К тому же применение физической силы и нанесение оскорблений влечет за собой ответственность. За девушку может вступиться государство, родственники, друзья. И тогда уже могут наказать вас за неправильный выбор методов наказания.
  • Если вы решили наказать девушку, будьте тверды и сделайте то, что обещали ей. Зачастую девушки сами неосознанно испытывают вас на решительность. Если измените свое решение, то рискуете потерять уважение.
  • Наказывайте только за серьезные проступки. Истерить по каждому мелкому поводу - не мужская черта.

Действенный способ наказать девушку

Как наказать девушку, чтобы она осознала свою ошибку? Если девушка неоднократно совершает поступок, который вы считаете неприемлемым (после того, как вы доступно объяснили ей, в чем она не права и почему так делать нельзя), лучший способ ее наказать - это игнорировать. Дайте ей понять, что если она продолжит вести себя подобным образом, то она вас потеряет. Если девушка покажет, что готова измениться, простите ее. После этого ваши отношения улучшатся. Если она будет настаивать на своем, то это - не ваша девушка. Вам не удалось ее заинтересовать. Лучший вариант действий в этом случае - найти себе другую половинку.

К сожалению, девушки не всегда ведут себя правильно, бросают трубку, обманывают, оскорбляют. Терпеть это невыносимо, но и разрывать отношения пока не хочется. Что же делать в таком случае, как наказать девушку, чтобы она осознала свою вину и изменила поведение?

Видео: Психология жертвы. Как выйти?

Понять и простить

Звучит немного странно, но на самом деле это действует. Вы должны внутренне простить нашкодившую девушку, иначе после, в каждом вашем действии будет скользить обида. А она то уж точно не красит парня. Чувствуя свою власть над вашими эмоциями, девушка может начать манипулировать. Поэтому держите голову холодной и поступайте логично и расчетливо.

Скажите ей: «Ты имеешь право вести себя, как хочешь, но я не должен терпеть все это». И действительно, задумайтесь, нужны ли вам такие отношения? Не проще ли сейчас найти ту, которая будет относиться к вам с любовью и уважением. В общем, охладите свой пыл, осмотритесь по сторонам и запомните, что делать не нужно (до тех пор, пока конфликт не будет исчерпан):

Видео: Суд присяжных: Неужели девушка пошла на убийство, чтобы расплатиться с долгами?

Умелый дрессировщик

Помните, чтобы добиться правильного поведения девушки, важно умело использовать не только инструмент наказания, но и поощрения. Действуя одним кнутом, вы добьетесь лишь неприязни и потери уважения.

«Есть средство воспрепятствовать преступлениям - это наказания- есть средства изменять нравы - это благие примеры». Шарль Луи де Монтескье.

Поэтому не забывайте поощрять ее хорошие поступки, говорите комплименты, дарите подарки и т. д. И, конечно же, не наказывайте просто так, за мелочь (например, если она опоздала на 5 минут). Но если провинность серьезная, не мешкая, приступайте к действиям:

  • лишайте ласки, комплиментов и подарков;
  • разговаривайте серьезно, холодно и спокойно;
  • смотрите прямо в глаза;
  • обрывайте на корню любую истерику или манипуляцию;
  • не уделяйте разговорам или встречам много времени.

Вот в принципе и все, дальнейший ход событий зависит от девушки. Иногда она может отреагировать не сразу, но это вовсе не означает об отсутствии чувств к вам.

Помните, что характер у всех разный. К тому же, в начале отношений пары часто проверяют личные границы, и если не расставить их изначально, то считай, дело труба.

Еще несколько слов о наказании

По личному опыту скажу, что дрессировка девушки - дело неблагодарное. Вы можете слепить из нее идеал, а завтра это счастье достанется другому. Поэтому гораздо важнее с самого начала наладить контакт и научиться открыто разговаривать обо всем, находить компромиссы. Конечно, куда проще накричать или игнорить, но тогда при вашей провинности точно так будет поступать и она.

Но если же другого варианта нет и без наказания не обойтись, то убедитесь, что ваши действия не продиктованы желанием причинить боль своей половинке (если планируете продолжать отношения). Единственной вашей целью должна быть защита собственного достоинства, урок, что вы не потерпите такого отношения с ее стороны.

Ну и напоследок, дождавшись раскаяния девушки, благородно простите ее. Отметьте примирение и постарайтесь не припоминать ей этот случай.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

К сожалению, девушки не всегда ведут себя правильно, бросают трубку, обманывают, оскорбляют. Терпеть это невыносимо, но и разрывать отношения пока не хочется. Что же делать в таком случае, как наказать девушку, чтобы она осознала свою вину и изменила поведение?

Понять и простить

Звучит немного странно, но на самом деле это действует. Вы должны внутренне простить нашкодившую девушку, иначе после, в каждом вашем действии будет скользить обида. А она то уж точно не красит парня. Чувствуя свою власть над вашими эмоциями, девушка может начать манипулировать. Поэтому держите голову холодной и поступайте логично и расчетливо.

Скажите ей: «Ты имеешь право вести себя, как хочешь, но я не должен терпеть все это». И действительно, задумайтесь, нужны ли вам такие отношения? Не проще ли сейчас найти ту, которая будет относиться к вам с любовью и уважением. В общем, охладите свой пыл, осмотритесь по сторонам и запомните, что делать не нужно (до тех пор, пока конфликт не будет исчерпан):

Умелый дрессировщик

Помните, чтобы добиться правильного поведения девушки, важно умело использовать не только инструмент наказания, но и поощрения. Действуя одним кнутом, вы добьетесь лишь неприязни и потери уважения.

«Есть средство воспрепятствовать преступлениям - это наказания; есть средства изменять нравы - это благие примеры». Шарль Луи де Монтескье.

Поэтому не забывайте поощрять ее хорошие поступки, говорите комплименты, дарите подарки и т. д. И, конечно же, не наказывайте просто так, за мелочь (например, если она опоздала на 5 минут). Но если провинность серьезная, не мешкая, приступайте к действиям:

  • лишайте ласки, комплиментов и подарков;
  • разговаривайте серьезно, холодно и спокойно;
  • смотрите прямо в глаза;
  • обрывайте на корню любую истерику или манипуляцию;
  • не уделяйте разговорам или встречам много времени.

Вот в принципе и все, дальнейший ход событий зависит от девушки. Иногда она может отреагировать не сразу, но это вовсе не означает об отсутствии чувств к вам.

Помните, что характер у всех разный. К тому же, в начале отношений пары часто проверяют личные границы, и если не расставить их изначально, то считай, дело труба.

Еще несколько слов о наказании

По личному опыту скажу, что дрессировка девушки — дело неблагодарное. Вы можете слепить из нее идеал, а завтра это счастье достанется другому. Поэтому гораздо важнее с самого начала наладить контакт и научиться открыто разговаривать обо всем, находить компромиссы. Конечно, куда проще накричать или игнорить, но тогда при вашей провинности точно так будет поступать и она.

Но если же другого варианта нет и без наказания не обойтись, то убедитесь, что ваши действия не продиктованы желанием причинить боль своей половинке (если планируете продолжать отношения). Единственной вашей целью должна быть защита собственного достоинства, урок, что вы не потерпите такого отношения с ее стороны.

Ну и напоследок, дождавшись раскаяния девушки, благородно простите ее. Отметьте примирение и постарайтесь не припоминать ей этот случай.

Ольга, г. Красноармейск