О девичьей чести, женской гордости и мужском достоинстве. Женская гордость: когда она во вред

Здравствуйте!

Я люблю молодого человека. До сих пор мы с ним как бы дружим. По роду деятельности часто приходится ездить по городам. И во всех поездках рано или поздно случается одно и то же: мы проводим ночь вместе. Сначала провоцировала его на это я, пользуясь удобными случаями с невинными предлогами, теперь – он сам.

Правда, без полноценного секса, петтинг, да и только. Но это потому, что я не даюсь. Хотя хочу. И вот в эти самые ночи, да и вообще, когда мы остаемся наедине (а это бывает очень редко, практически только тогда и бывает) он целует и обнимает меня так, как целуют только очень сильно любимых и дорогих (с моей точки зрения).

Но наутро – как будто ничего и не было – что с моей стороны, что с его. Мы оба усиленно делаем вид, что преспокойненько спали в своих кроватях... И все остальное время на людях мы пытаемся не подавать виду. Я-то из девичьей гордости – "как так, он холоден, а я буду что-то демонстрировать", а он... А когда общаемся друг с другом, то только на общие темы и – не дай Бог, что-нибудь о чувствах. Я кокетничаю с другими, он тоже. Я думаю, что, по крайней мере, ему нравлюсь.

Но вот в чем проблема – он не делает шагов к сближению, фактически если бы я прекратила с ним общаться, он бы и не сделал ничего, чтобы это исправить. Короче, нахожусь я в ситуации полного самообмана и намеренного выдавания желаемого за действительное, а самое неприятное, что не знаю, как из этого выпутаться. И что хуже всего, люблю его, хочу быть с ним, ну и, соответственно, взаимности нереальной. Вот такая у меня проблема.

Доброго времени!

Начало и конец вещей: вы любите этого молодого человека. Точка. Еще несколько месяцев такой любви и тщетных ожиданий (вам, прошу прощения, сколько лет – четыре или уже пять с половиной? – он мне матрешку не дал поиграть, ну и я с ним больше не дружу), и вы его потеряете и потеряете безвозвратно. Однажды его кокетство станет чем-то большим, и та, другая, с которой он кокетничает, не будет ждать ни секунды, пока он там раскачается и сделает первый шаг, а скажет те слова и выразит те чувства, которые испытывает в его адрес. И тогда машите ему платочком и утирайте слезки...

Девичья гордость – это очень ценная вещь. Нет, видимо, ничего дороже и важнее, чем она. С ней можно не услышать признания в любви и не признаться самой. С ней не примеришь свадебное платье и не пойдешь в загс. С ней можно годами мечтать о поцелуях, и о жарких объятиях любимого человека, лежа одной, в холодной постели. С ней можно навязчиво и неотступно, и с каждым годом все сильнее и сильнее, замечать, что в магазинах продаются детские пеленки и красивые коляски, что другие мамы давно водят своих малышей на прогулку, в детский садик и в школу. Я мужчина и мне очень и очень сложно понять, что за великая такая это ценность, – эта девичья гордость, на которые вы готовы разменять миллион самых прекрасных и волнующих мгновений на свете...

Возможно, у вас есть теория о том, что мужчине нужно и совершенно необходимо сделать первый шаг, и во всем признаться. О, да, и в книжках так часто об этом пишут и в фильмах тоже нередко об этом говорят. В то же время вы хорошо знаете, что мужчина всегда более зажат эмоционально: он редко плачет, когда ему больно, он склонен замыкаться и страдать, но не показывать это открыто. Он прячет свои слезы, когда они наворачиваются на глаза и не показывает свою обиду или боль. Так уж устроен мужчина... При этом почему-то он должен в ярких тонах и сочных красках расписывать свою любовь и преданность до гробовой доски. Странно, не правда ли?

Знаете, вам легко признается в любви тот, кто вас не любит, или тот, кто скажет вам о чем угодно, лишь бы переспать с вами. И мужчине очень легко говорить о любви, когда он просто хочет секса... Мужчине легко говорить о любви, когда он не чувствует любовь, а думает о том, что он любит. Но мужчине очень сложно сказать о том, когда его переполняют чувства... Мужчина – он логик, он мыслит левополушарно, а вы знаете, что это такое – мыслить левым полушарием мозга?! Это математический аппарат, это логика, это область расчетов и анализа. Это как собака, которая все понимает, но сказать не может, а уж тем более – выразить всю глубину чувств и эмоций... Чего же вы от него ждете в таком случае? Подождите от кого-нибудь другого, кто просто захочет переспать с вами, и он вам распишет такую любовь, что не в сказке сказать, не пером описать...

У вас есть такой шанс, такой огромный и замечательный шанс подарить свою любовь, свое желание, свою страсть тому человеку, которого вы любите, желаете, о котором думаете... И мне очень жаль, что вы разменяете все это, чтобы отдаться какому-нибудь моральному уроду, который только и умеет, как трясти головой, шамкать губами слова любви направо и налево, и расшаркивать ножкой...

Жаль мне и его, ибо очень скоро он встретит женщину, которая не очень тревожится за свою девичью гордость, которая быстренько все скажет ему, уложит его в постельку, родит ему ребенка и превратит его в мужа, – не по любви, не по сердцу – а просто надо с кем-то жить, детей рожать, а то как подружки посмотрят, что соседи скажут...

Возможно, вы не это хотели услышать и вам не понравилось то, что я сказал. Но поверьте мне – это сказано настолько искренне, что эти свои слова я не разменял бы на тысячу самых красивых психологических теорий...

Спросим самих себя, всегда ли мы дорожим своими чувствами, принципиальны ли мы в личной жизни, не допускаем ли мы в отношении себя, да и других, нетактичности, грубости? Оказывается, что мы сами не всегда бережем свою честь, гордость, собственное достоинство.

Честь, гордость, достоинство имеют черты как общие, так и отличительные. Это - конкретно-исторические категории, имеющие классовый характер. Общественный строй, отражая характер отношений человека к человеку и их критерий, определяет и содержание чести, гордости и достоинства. В условиях советской действительности коммунистическая мораль наполняет эти понятия новым содержанием, советский человек получает широкую возможность для всестороннего развития своей личности, духовных и нравственных качеств. Жизнь знает много примеров, характеризующих девушек и юношей как нравственно чистоплотных, правдивых и скромных в общественной и личной жизни.

Хотелось бы остановиться на примерах, заслуживающих общественного мнения и определенной оценки с позиций морального кодекса.

Ведь не секрет, что некоторые женщины утратили чувства чести, гордости и даже стыдливости... В одном институте некий студент, славный и скромный парень, познакомившись со своей однокурсницей, увидел, что эта особа духовно ограниченная и весьма сомнительного поведения, и решил прекратить встречи с ней. И что же? Через некоторое время она сообщает ему, что станет матерью и что отцом будущего ребенка является он. Когда студент заявил, что он непричастен к этому, девица стала устно и письменно напоминать о его ответственности в случае отказа жить с нею. Это не помогло: ее происки ни к чему не привели, шантаж раскрылся.

О какой женской чести и гордости здесь может идти речь?! Может ли такая девица верно любить и достойна ли быть любимой? А она не единственная в своем роде «обманутая», «пострадавшая», «жертва», которая то слезами, то письменными жалобами стремится вызвать у окружающих сочувствие. И порой им это удается.

Иногда некоторые женщины становятся объектом домогательств донжуанов и циников. Это о них писал Маяковский:

Их и по сегодня много ходит -

Всяческих охотников до наших жен.
В «своей» компании вынет из кармана такой тип пачку фотографий и по каждой из них расскажет о своих «победах», амурных похождениях. С легкостью мотылька порхают они с цветка на цветок, бросаясь из одной любовной истории в другую. В основе таких «скоростных методов», вероятно, лежит принцип: «Жизнь коротка - лови момент», «Хоть час, да мой» и т. д.

Такое безнравственное, недостойное поведение противоречит принципам нашего морального кодекса, несовместимо с упорством в труде и борьбе с трудностями.

Сторонникам формулы «Нужно брать от жизни все, что только человек может взять» необходимо со всей решительностью сказать: «Нужно для жизни все отдать, что только человек может дать».

Бытует мнение, что женская гордость – это пережиток прошлых столетий, совершенно излишний в современном мире. Однако чувство самоуважения вряд ли потеряет свою актуальность, и забыть о нем – значит потерять внутренний стержень, потворствовать окружающей распущенностью.

Бывает ли гордость полезной

Женская гордость, в противовес гордыне, говорит о присутствии самоуважения и чувства собственного достоинства. Наделенная этими качествами женщина вряд ли позволит даже близкому мужчине недопустимые вольности, в той или иной степени оскорбительные для нее. При этом гордая леди не должна демонстрировать это качество по пустякам, и ее претензии должны быть открытыми, обоснованными и справедливыми.

Однако не следует путать гордость с чрезмерной обидчивостью и ранимостью. Излишняя требовательность к окружающим вряд ли привнесет в жизнь гармонию, останется лишь разочарование и неоправданные надежды.

Равнозначны ли гордость и гордыня

Несмотря на явную схожесть женской гордости и гордыни, между ними всегда можно найти определенные различия. Гордыня недаром осуждается нормами христианства, ведь она так сильно напоминает высокомерие и некоторое самолюбование. Такой женщине ничего не стоит даже по явно надуманной причине прекратить общение, не желая понять близкого человека.

Чтобы не развить в себе гордыню, психологи советуют женщинам контролировать свою гордость и не позволять ей разрастаться до самодовольства. Если для дамы ее гордость станет приоритетной, потерь в жизни сердечной ей явно не избежать. Впрочем, каждый человек, зараженный непомерной гордыней, будет обречен лишь на разочарования и отрицательные эмоции.

Обратная сторона медали

Даже если женщина обладает тактом и не позволяет своей гордости перерасти в заносчивость, она всегда рискует нарваться на конфликт и непонимание со стороны мужской половины человечества. Нередко мужчины воспринимают женское чувство самоуважения за надменность, не предпринимая дальнейших попыток разобраться в отношениях. Однако это вовсе не значит, что женщина должна переступить через себя, иначе в дальнейшем придется пойти на еще большие жертвы.

Противопоставляя гордость и гордыню, достоинство и высокомерие, женщина должна научиться чувствовать «золотую середину». Разрушить даже самые искренние отношения в угоду чрезмерной обидчивости было бы слишком глупо.

Актуальность

Большее влияние на формирование нравственных ценностей девушек оказывает кино, радио, периодическая печать. Эффективность их воздействия значительно повышается при условии, когда просмотр кинофильмов, телепередач, прочитанных статей завершается беседой, обсуждением увиденного и услышанного. Это помогает девушкам лучше разобраться в сложных жизненных проблемах. Такие беседы предоставляют возможность старшеклассникам высказать свою точку зрения, получить подтверждение правильности своих позиций, поспорить, рассеять заблуждения, выслушать мнения одноклассниц. Психологи отмечают, что для старшеклассников последнее имеет очень важное значение, так как утверждение своего «я» идёт через призму «я» коллективного и мнение товарищей, особенно пользующиеся авторитетом, является решающим. Поэтому педагоги всё чаще стремятся внести определённые коррективы в половое воспитание учащихся, конкретизировать свои рекомендации, выявить наиболее актуальные проблемы.

Данное внеклассное мероприятие построено в форме беседы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диалог-беседа "О девичьей гордости и женском достоинстве"

Люблю, но реже говорю об этом,

Люблю людей, но не для многих глаз,

Торгует чувством тот, кто перед светом,

Всю душу выставляет напоказ.

В. Шекспир.

Актуальность

Большее влияние на формирование нравственных ценностей девушек оказывает кино, радио, периодическая печать. Эффективность их воздействия значительно повышается при условии, когда просмотр кинофильмов, телепередач, прочитанных статей завершается беседой, обсуждением увиденного и услышанного. Это помогает девушкам лучше разобраться в сложных жизненных проблемах. Такие беседы предоставляют возможность старшеклассникам высказать свою точку зрения, получить подтверждение правильности своих позиций, поспорить, рассеять заблуждения, выслушать мнения одноклассниц. Психологи отмечают, что для старшеклассников последнее имеет очень важное значение, так как утверждение своего «я» идёт через призму «я» коллективного и мнение товарищей, особенно пользующиеся авторитетом, является решающим. Поэтому педагоги всё чаще стремятся внести определённые коррективы в половое воспитание учащихся, конкретизировать свои рекомендации, выявить наиболее актуальные проблемы.

Данное внеклассное мероприятие построено в форме беседы.

Цель: cформировать определённую модель поведения старшеклассниц.

Задачи:

Познакомить девушек с некоторыми аспектами нравственно-психологической стороны семейных отношений.

Формировать умение самостоятельно анализировать проблемные ситуации, которые будут возникать в семейной жизни.

Способствовать воспитанию в личности девушки таких качеств, как: тактичность, чуткость, верность, преданность, чувство долга перед семьёй и любимым.

ХОД занятия:

Вступительное слово

Воспитатель : Здравствуйте дорогие девушки! Вы решили принять участие нашем диалоге, значит вам не безразлична это тема. В нашем с вам разговоре мы попытаемся избавиться от комплексов, обрести уверенность в себе. Девиз нашего мероприятия: «Будь такой, какая вы есть, любите себя и относитесь с уважением к своим чувствам и эмоциям, но не позволяйте себе опуститься в пропасть «негативности», научитесь смотреть на людей как на своих доброжелательных учителей, каждый из которых может преподать вам полезный урок».

Идеалы женственности постоянно менялись. Если в XIX веке женщина должна была быть нежной, красивой, ласковой и, главное, зависимой, позволяя мужчине быть её властелином, то теперь женственность не в слабости и наивности, а в духовной силе – развитом разуме и чувстве, тонко и изящно переплетающихся с женской нежностью. В женском самосознании сегодня появились новые черты: женщина должна быть образованной, энергичной, что раньше являлось естественной привилегией мужчин.

В настоящее время процесс освоения социальных ролей мужчины и женщины происходит не в пространстве абстрактного «урока по усвоению», а в реальном социуме. Юноши и девушки входят в мир человеческих взаимоотношений, стремятся занять в нём значимое положение, они задумываются над тем, какие качества личности способствуют достижения успеха в обществе. К сожалению, в современном мире стремление занять достойное место заставляет девочек пользоваться средствами, противоречащими женской природе: желание проявить решительность, способность постоять за себя оборачивается грубостью в интонациях, манере поведения, использованием ненормативной лексики; самостоятельность и независимость – курением, употреблением алкоголя, наркотиков и т. д. В итоге: женственность = сексуальность = вульгарность; мягкость = уступчивость = доступность; доброта = эмпатия = готовность прощать грубость, хамство, цинизм.

Что можно сказать по этому поводу?

Воспитатель. А бы хотела начать беседу с небольшого отрывка из книги Барбары де Анджелис (автора популярных бестселлеров по проблемам женской психологии) «Секреты о жизни, которые должна знать каждая женщина»: …Как-то раз знакомые моей духовной наставницы привели к ней на консультацию мужчину, который с гордостью заявил, что только что прошёл курс йоги в Индии. «Йог сказал мне, что он знает магическое заклинание, - сказал мужчина, - и стоит лишь его произнести, как я буду свободен от своей кармы, от всех проблем и препятствий. И он произнёс это заклинание, и теперь в моей жизни больше не будет проблем!». Услышав это, моя наставница в глубине души воскликнула: «Какое счастье, что со мной не случилось ничего подобного! Как можно научиться состраданию, и любви, и терпению, и вере, если в жизни не будет проблем?» …

Разве это не прекрасно – быть благодарным за все испытания и трудности, посылаемые нам жизнью? Ведь они – всего лишь возможность развития, духовного роста. Проблемы – неотъемлимая часть жизни. Это наши величайшие учителя.

Воспитатель. Сейчас дорогие девушки давайте попробуем решить несколько проблемных ситуаций:

1. Размолвка со свекровью (по поводу хозяйственных дел).

2. Конфликт с супругом (на почве ревности).

3. Ребёнок заболел.

Воспитатель. Все жизненные трудности – это урок. Относитесь к ним с пониманием и учитесь на них. Мы развиваемся, лишь борясь с трудностями. В спокойные времена развиваться сложнее.

Учитесь уважать препятствия. Препятствия – это не враги, которых надо победить, это наши друзья по несчастью, принесшие вам дары мудрости и понимания. Относясь к этим дарам с предубеждением, вы лишаете себя тех сокровищ, которые могли бы обрести.

Продолжая наш разговор, я предлагаю вам обсудить несколько ситуационных задач из «жизни»:

«Итак, нас двое – я и моя подружка. Подружку зовут Галя, а меня Марина. Нам по 18 лет, обе учимся в университете. Родители наши почтенные, довольно известные в городе люди. Одном словом, мы обе из интеллигентных семей, у нас работающие, деловые папы и милые, добрые мамы.

А вот на другом фронте – нашей с Галиной личной жизни – наметились серьёзные осложнения. Дело в том, что у нас с Галиной идёт соревнование: у кого больше любовников? Ещё проще говоря: у кого больше интимных связей с мужчинами? Недавно для смеха подсчитали: у меня – десять, у неё – двенадцать. Она меня переплюнула!

Почти с половиной из этих любовников мы были знакомы в течение нескольких часов. Схема такая: встреча – вечер в ресторане – ночь… Родителям врём: она – что ночует у меня, я – у неё. Недавно обе мы сделали аборт. Думаете, переживали? Ничуть! Решили, что это приключение, – будет что вспомнить. Вы скажите: вот две неплохие, в общем, девочки, а ведут себя низко, распущенно. Но мы-то не считаем себя ни низкими, ни распущенными. Мы – хоть вам это после всего вышесказанного и покажется странным – ищем любовь…»

– Ваш ответ девушкам? _____________________________________

Воспитатель . Эротическая любовь – это страстное желание полного слияния, соединения с одним человеком. Это желание по самой своей природе избирательно, а не всеобщее… Она может быть подлинна лишь в том случае, если это любовь ко всему человечеству, ко всему живому в лице одного человека. Эротическая любовь исключает любовь к другим только в смысле физической близости, но не в смысле братской любви.

«Сначала он ходил с ней, с Олей, а потом они расстались, и Валера стал ходить со мной. Но потом мы узнали, что у неё, у Оли, будет ребёнок. Я и мои подруги – мы её теперь ненавидим. В таком возрасте родить ребёнка – какой стыд! Валера сказал, что останется предан мне, но ему жалко ребёнка… Что же мне теперь делать? Помогите разобраться», - пишет девятиклассница».

– Что вы ответите этой девушке? _______________________________________

Воспитатель: Анализируя данную ситуацию, я хочу процитировать стихи Шекспира:

Любовь способна низкое прощать,

И в доблести пороки превращать,

И не глазами – сердцем выбирать:

За от её слепой изображают.

«Я студентка третьего курса, отказываюсь от своего сына и от всех прав на него, ввиду сложного положения со временем и невозможностью успешно продолжать учёбу, одновременно воспитывая ребёнка. Его отец – студент… С моим отказом согласен».

«Я – учащаяся… училища, мне 15,5 лет, отказываюсь от своего ребёнка». Ниже следует документ об отказе от внука родителей этой «матери».

– Как избежать подобного? Ваше отношение к «дочкам-матерям»? Что вы можете сказать о «матерях-кукушках»? _______________________________________

Воспитатель. Материнская любовь! Это безусловное утверждение жизни ребёнка, его потребностей. Однако утверждение жизни ребёнка имеет две стороны. Одна из них – это забота и ответственность. Другая идёт дальше простого сохранения. Это установка, которая прививает ребёнку любовь к жизни, которая даёт ему почувствовать, что это прекрасно – жить: быть маленьким мальчиком или маленькой девочкой. Материнская любовь даёт ребёнку почувствовать: «Это хорошо, что ты родился». Она прививает ребёнку любовь к жизни, а не просто желание жить. В отличие от братской и эротической любви, которая есть любовью равных, взаимоотношения между матерью и ребёнком по самой природе – отношения неравенства, при которых один нуждается в помощи, а другой её оказывает. И именно за это материнскую любовь, полную альтруизма и не знающую эгоизма, считают самым возвышенным родом любви и узы её – самыми священными из всех эмоциональных уз.

Материнская любовь к подрастающему ребёнку, любовь, ничего не требующая взамен, есть, вероятно, самая труднодостижимая форма любви. В ней особенно просто обмануться благодаря той лёгкости, с которой матери удаётся любить своего малыша. Женщина может быть по-настоящему любящей матерью, только если она умеет любить… своего мужа, своих детей, чужих детей, всякое человеческое существо.

Воспитатель . В заключение нашей беседы я предлагаю вам тест «Какой вы будете мамой?»

а) дадите пустышку;

а) запретить гулять вообще;

В) накажите.

Из трёх ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитаете, каких ответов больше всего – А, Б, В. Под каждой буквой прочтите мнение о себе:

А. Это тип мамы, которая мало доверяет своему ребёнку, мало понимает его потребности.

Б. Этот тип мамы, понимающей, признающей право ребёнка на личный опыт, даже ошибки и пытающейся научить его отвечать за себя и свои поступки.

В. Тип матери, не пытающейся понять ребёнка, лучшим её методом воспитания является порицание и наказание.

Воспитатель . Наш сегодняшний разговор хотелось бы закончить словами П. Бомарше: «Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно!»

Литература.

Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. М., Просвещение, 1987.

Тимошенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц. М., Просвещение, 1990

Энциклопедия этикета. Петербург, 1996.

Эстетика поведения. М., Искусство, 1983.

тест «Какой вы будете мамой?»

1. 2–4-месячный малыш в кроватке. Он плачет, хотя и здоров, сыт, сухой. Что сделаете вы:

а) дадите пустышку;

Б) возьмёте на руки и успокоите;

В) оставите в кроватке: «Поплачет-поплачет и перестанет»?

2. Ребёнок капризничает, не ест, хотя всегда хорошо ел:

а) вы дадите ему другое блюдо;

Б) разрешите выйти ему из-за стола;

В) не выпустите из-за стола до тех пор, пока не съест всё.

3. Ваш ребёнок во дворе «крупно» поссорился со сверстниками:

а) вы идёте во двор и «разбираетесь» с детьми;

Б) советуете ребёнку самому уладить конфликт;

В) предлагаете остаться дома и заняться чем-нибудь.

4. Вы увидели, что ребёнок читает художественную литературу:

а) начните его ругать, кричать;

Б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки;

В) сядете рядом и разберётесь вместе в домашних заданиях;

Г) без слов заберёте книгу и унесёте её в другую комнату.

5. Ваш ребёнок скрыл от вас полученные двойки:

а) вы в гневе из- за двойки и за их сокрытие, запрещаете всё, кроме уроков;

Б) пытаетесь помочь исправить положение;

В) физически или как-нибудь иначе наказываете ребёнка.

6. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся домой:

а) запретить гулять вообще;

Б) обсудить случившееся, выясните, почему задержался, и договоритесь, что впредь опозданий не будет;

В) накажите.

Из трёх ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитаете, каких ответов больше всего – А, Б, В. Под каждой буквой прочтите мнение о себе :

А. Это тип мамы, которая мало доверяет своему ребёнку, мало понимает его потребности.

Б . Этот тип мамы, понимающей, признающей право ребёнка на личный опыт, даже ошибки и пытающейся научить его отвечать за себя и свои поступки.

В . Тип матери, не пытающейся понять ребёнка, лучшим её методом воспитания является порицание и наказание.


Как-то надвигающаяся гроза заставила меня искать ночлег в станице Багаевской, и, когда первые капли весеннего ливня забарабанили по крыше нахохлившегося газика, я уже сидел в чистой горнице своего друга, учителя Василия Спиридоновича. Жил он в этой станице лет сорок, сыновья и дочери его давно закончили учебные заведения и «отпочковались». Василий Спиридонович, неторопливый в движениях, седовласый, - превеликий охотник до откровенных разговоров.

И на этот раз, после того как мы и чайку попили, и d шахматы сразились, завязался излюбленный разговор о молодежи. Начала жена Василия Спиридоновича, осанистая женщина лет пятидесяти с небольшим, тоже учительница, но младших классов.

Понимаете, - с огорчением говорила она, - едут вчера по главной улице на одном велосипеде два парня и девица с ними. Представьте, она примостилась… на багажнике… Ветер юбку треплет, полощет, а она сидит, гогочет. Довольна! Велосипедистам, видно, даже неловко за нее. По тротуару впереди меня идут молодые рабочие из нашей эр-тэ-эс, один цедит сквозь зубы; «Видна по полету…» А другой в тон ему: «Полная аттестация».

И так мне обидно стало за эту «наездницу», ну прямо стащила бы ее своими руками, встряхнула и спросила: «Ты, милая, о девичьем достоинстве и скромности когда-нибудь слыхивала! Или для тебя это звук пустой!».

Ну, это что, подумаешь! - подзадорил жену Василий Спиридонович.

А вот и надо подумать! Надо! - возмущенно воскликнула она и покраснела. - Научить их знать себе цену! Мне ребята наши, старшеклассники, однажды на вечере доверительно рассказывали: «Знаете, Надежда Ивановна, какой девушка тон задает, такой мы и поддерживаем… Сразу определяем, что можно, а чего нельзя…» Или, - вызывающе посмотрела Надежда Ивановна на мужа, - нет такого понятия - девичья гордость!

И тогда, решив, что наступил его черед, взял слово Василий Спиридонович. По тому, как он прокашлялся, как разгладил короткие зеленовато-седые усы, я определил, что рассказ будет с лирическими отступлениями и размышлениями, которые я особенно любил.

Вот вы говорите «девичья гордость», - посмотрел он на меня, словно именно я начал этот спор. - Не знаю… Может быть, правильнее речь вести просто о человеческой гордости, а может быть, и есть она - гордость девичья… Во всяком случае, я понимаю ее как самоуважение девушки, как умение ее держать себя с достоинством, сдержанно, не давать себя в обиду… Та гордость, что не разрешает, скажем, вешаться на шею, даже если человек тебе очень нравится… Если позволите, я расскажу вам одну невыдуманную историю. Так сказать, проиллюстрирую наш разговор.

Василий Спиридонович нацелился на меня седыми кустистыми бровями и продолжал:

Среди многочисленных моих учеников было двое; Леночка Сапухина и Николай Рязанов. К моменту окончания средней школы Леночка превратилась в стройную красавицу со смоляными бровями, с милой, вдруг вспыхивающей улыбкой…

Что-то было в этой девушке такое, что не разрешало ребятам сказать при ней грубое слово, двусмысленность. Просто никто не мог бы себе представить подобной вольности. И когда еще в девятом классе один наш ловелас в шутку попытался обнять ее, она поглядела на него спокойно, но так, что он залепетал несусветное и отступил на совершенно неподготовленные позиции.

Она вовсе не была гордячкой, недотрогой или маменькиной дочкой. Леночка умела и дружить, и шумно повеселиться, была участницей всех школьных комсомольских дел. Но, понимаете, ее никогда не покидало драгоценное чувство человеческого достоинства. Я бы сказал, она крепко дорожила своей честью и даже в малом не давала себя в обиду.

К выпускному вечеру выяснилось, что Лена из всех ребят отдает предпочтение Николаю Рязанову.

Был Рязанов приметным парнем - спортсмен, артист школьного драмкружка, мотоциклист. Из себя видный: высокий, с каштановым чубом, серыми самоуверенными глазами. Все у него спорилось, и если близких друзей он не имел, то в приятелях у него полшколы ходило. Я бы не сказал, что было в нем хвастливое фазанье чванство, нет, но щегольнуть парень любил: шелковой маечкой, складкой брюк, лихим подъездом к школе на мотоцикле - знай, мол, наших!

Лена, окончив после школы курсы медсестер, стала работать в районной больнице, а Николай, тоже после курсов, - слесарем в эм-тэ-эс. Встречи их продолжались, а отношения, по моим наблюдениям, приобрели еще большую серьезность.

Но вот пришел срок Николаю идти в армию. Ну-с, прощание, расставание, клятвы верности, сердечный договор о том, что, когда Николай отслужит и вернется, они поженятся. Уехал.

В глазах Лены появился устойчивый суховатый блеск - свидетельство решимости ждать любимого, сколько бы ни понадобилось.

Переписка была сначала бурной, письма лились широким потоком, одно письмо нежнее другого. Потом струя стала тоньше, прерывистей и наконец совсем иссякла. А на третьем году разлуки Лена получила письмо; «Не сердись на меня, я женился, а ты свободна от своего слова».

Девушка очень тяжело пережила эту весть. За два года разлуки она ни с кем, кто пытался ухаживать за ней, а таких было немало, даже в кино не ходила. Все с подружками. Колю своего ждала. И даже Андрея Ступакова, что с полгода как демобилизовался, мягко отвергла, хотя был он ей симпатичен.

…Василий Спиридонович помолчал, разминая папиросу.

За окном ливень сбивал с тополей пух, и при ярких вспышках молний было видно, как летят на землю пропитанные влагой хлопья, собираются белыми комьями.

Прошло еще несколько месяцев, - продолжал Василий Спиридонович, - и в станицу возвратился Николай Рязанов с молодой женой. Хорошенькая такая куколка, но какая-то испуганная, все словно прислушивалась и ждала чего-то боязливо.

А Николай раздался в плечах, стал еще виднее, но был хмур, неразговорчив и раздражителен. Скоро поступил в эр-тэ-эс слесарем. Работник он хороший, к празднику на Доску почета попал… Однако всем было видно, что с семейной жизнью у него не ладится.

Никто не удивился, когда через полгода развелся он с женой - мол, характерами не сошлись, - но все осуждали этот его поступок.

Когда же вдруг во дворе Лены появились сваты Николая, станица насторожилась, ожидая, чем все это окончится. Так вот, сваты… Ну, какие там в наше время сваты! Просто, знаете, сохранилось это еще от древнего обычая - представительство, так сказать, из защитников интересов жениха.

Лены не было дома, когда сваты пришли, - уехала в город за медикаментами. Отца же ее и мать - колхозники они - визит этот поверг в смятение. Лена, возвратившись из города и услышав от матери рассказ о сватах и нерешительный вздох ее: «Может, доченька, счастье к тебе возвернулось, ты так сплеча не руби…», - побелела и, ни слова не сказав, быстро ушла в свою комнату.

До поздней ночи горел там свет, и мать слышала шаги дочери и - чудилось то матери или нет - сдержанные рыдания.

А наутро Лена вышла словно бы успокоенная, отправилась на работу.

К вечеру снова пришли сваты, на этот раз с женихом. Один-то он, видно, не осмеливался… Николай бодрился, старался держать себя непринужденно, но в глазах его мелькало беспокойство.

Лена вышла к гостям еще бледнее прежнего - ни кровинки в лице, - но спокойная такая. Величаво, низко поклонилась сватам: «Спасибо за честь… За хлопоты…»

Николай облегченно вздохнул, на губах его заиграла довольная улыбка.

А девушка к нему:

Только я так решила… Выйду за Андрея Ступакова… Поживем… посмотрим… Если характерами не сойдемся - к тебе приду.

И снова поклонилась, теперь уже Николаю:

Благодарствую.

Лицо у Николая пошло пятнами, он выскочил из хаты, а сваты, недоуменно переглядываясь, двинулись за ним.

* * *

Ну, и вышла она замуж за Андрея! - после долгого молчания спросил я Василия Спиридоновича.

Он хитренько улыбнулся:

Не так сразу это делается, Дайте срок… Да и Андрея оскорбило бы, если «от обиды». А вот Николаю из станицы уехать пришлось: потерял он себя в глазах людей.

Василий Спиридонович задумчиво погладил усы:

Не знаю: девичья это гордость… или как иначе назвать ее следует! Не знаю…

За окном стояла ночь. Светили ясные, омытые ливнем звезды. В открытую форточку ворвался свежий ветер, принес запах вешней воды, мягкие басовитые ноты теплоходного гудка.