Как избежать давления со стороны сверстников, если вы верующий подросток. Давление со стороны сверстников

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

По статистике , до 10 % детей регулярно подвергаются травле и до 55 % - эпизодически. 70 % школьников видели буллинг со стороны, а 60 % сообщали, что одной из жертв были их знакомые. Сегодня эта проблема актуальна как никогда: в 2017 году специалистами ЮНИСЕФ была начата целая кампания против буллинга .

Мы в сайт постарались разобраться в этой проблеме и составили 7 советов родителям, призванных помочь ребенку справиться с травлей со стороны сверстников и не превратиться в изгоя.

1. Учите и учитесь доверять

Согласно исследованиям , лишь 20–30 % школьников, которые подверглись издевательствам, сообщают об этом взрослым. Первой причиной, по которой ребенок не делится проблемами в школе, может быть чувство вины . В подростковом возрасте самооценка детей крайне уязвима, поэтому зачастую именно себя они считают виновными в травле. Вторая причина - чувство собственной ненужности .

Если родители однажды отмахнулись от проблем ребенка, посчитав их незначительными, то у него не будет причин делиться ими снова.

Что делать:

  • Перестаньте хвалить ребенка за хорошие новости и критиковать за плохие. В противном случае с вами будут делиться лишь той информацией, за которой последует положительная реакция.
  • Не предпринимайте никаких действий за спиной у ребенка, не вмешивайтесь в его дела без его согласия. Его самый большой страх состоит в том, что с приходом родителей все станет только хуже.

2. Воспитывайте в ребенке уверенность в себе

Анджелина Джоли в детстве испытывала проблемы с одноклассниками, плохо училась и огрызалась на преподавателей. Рэпера Эминема в 9 лет так сильно избил школьный хулиган, что он оказался в больнице с сотрясением мозга и частичной потерей зрения. Леди Гага, Джессика Альба, Меган Фокс, Курт Кобейн и даже красавчик Зак Эфрон - все они страдали от травли и непонимания со стороны одноклассников.

Тем не менее у каждого из них было любимое дело , которому они могли посвящать свободное время, забывая о проблемах. Тейлор Свифт вспоминает , что начала писать песни от одиночества, а Кристен Стюарт и вовсе в 13 лет бросила школу, чтобы посвятить себя съемкам.

Что делать:

  • Научите ребенка правильно реагировать на критику, справедливую и несправедливую. Важно донести до него, что любая критика - это не личная обида, а лишь чье-то мнение о какой-либо отдельно взятой ситуации.
  • Помогите ребенку найти занятие, в котором он сможет проявить себя. Уверенные в себе дети реже становятся жертвами травли, а успех в любимом деле, пусть даже незначительный, поможет легче справиться с последствиями агрессии, если она уже случилась.

3. Расскажите о защите личной информации в сети

Соцсети и интернет сегодня являются зоной абсолютной свободы для большинства подростков, а статус и общение в сети для них не менее важны, чем реальные достижения. Специалист по интернет-безопасности из «Лаборатории Касперского» Мария Наместникова рассказала , что кибербуллинг остается одной из главных угроз для детской безопасности в сети.

Более 50 % детей и подростков хотя бы раз сталкивались с интернет-угрозами , и лишь 1 из 10 рассказывал об этом родителям.

Что делать:

  • Вместо того чтобы требовать пароли к аккаунтам ребенка, лучше сами начните социальную активность в сети. Так вы сможете видеть его поведение в интернете, круг друзей и сферу интересов.
  • Объясните, какую информацию можно публиковать в интернете, а какую нет. Расскажите, как оставить жалобу на любое оскорбление и унизительную запись в сети: для этого достаточно нажать кнопку «Пожаловаться» или «Report» рядом с неугодным постом или комментарием.

4. Работайте не только с ребенком, но и с коллективом

Травлю нельзя назвать конфликтом двух лиц - зачинщика и жертвы: если в конфликте силы сторон сопоставимы, то в случае травли можно наблюдать значительный дисбаланс.

На стороне зачинщика могут выступать немые участники травли, сторонние наблюдатели и даже преподаватели, которые в попытке завоевать авторитет в классе начинают акцентировать внимание на особенностях детей. Важно понимать, что травля - это не только издевательства и унижения, но и способ общения и установления иерархии в коллективе.

Что делать:

  • Забудьте о таких советах, как «не обращай внимания» и «дай им сдачи». Ребенок может суметь разобраться с обидчиком, но ему не под силу изменить ситуацию в коллективе, где оскорбления и издевательства - общепринятый способ выражения эмоций.
  • Воздействуйте на преподавательский состав и подключайте к проблеме других родителей: никто не хочет, чтобы его ребенок подвергался издевательствам либо сам принимал участие в травле.

5. Научите реагировать на агрессию

Согласно результатам анонимных опросов, более 5 % старшеклассников пропускали занятия, потому что чувствовали себя в опасности в школе либо по дороге к ней. В результате травли у ребенка не только появляются прогулы и падает успеваемость. Он может начать задерживаться у друзей и надолго уходить из дома. Все это - попытки человеческой психикиизбежать травмирующего действия внешних факторов.

Главная задача родителей - не только прекратить случаи буллинга, но и научить ребенка правильно реагировать на агрессию и контролировать собственные эмоции .

Что делать:

  • Обсудите с ребенком все случаи травли и научите правильно реагировать на провокации. Расскажите, почему спокойствие и рассудительность лишают обидчиков главного - видимого результата их издевательств.
  • Запишите ребенка в спортивную секцию или школу единоборств. Не столько ради умения за себя постоять, сколько для борьбы со страхом открытого конфликта и боязнью физической боли.

6. Помогите ребенку сформировать общие интересы с его окружением

Жертвами буллинга обычно становятся застенчивые и неуверенные в себе дети: они одиноки, пугливы, склонны к депрессии и плохо находят общий язык со сверстниками. С возрастом окружение человека становится терпимее, но это вовсе не повод дожидаться окончания школы как решения проблемы.

20-летнее исследование показало , что у общительных детей, которые могли организовываться со сверстниками без помощи взрослых и самостоятельно решать свои проблемы, гораздо больше шансов получить высшее образование и найти работу к 25 годам, чем у тех, чьи социальные навыки менее развиты.

Что делать:

  • Чаще приглашайте одноклассников ребенка в гости (особенно тех, кому он симпатизирует). Если у ребенка есть какое-то необычное хобби, помогите ему рассказать о нем сверстникам.
  • Поддерживайте отношения с родителями других детей. Зачастую именно дружба между взрослыми становится поводом для общения между детьми. Для этого достаточно предложить собраться после школы в кафе или сходить семьями в кино.

7. Смените обстановку

Бытует мнение, что перевод ребенка в другой класс или школу - это неудачная мера, потому что на новом месте ситуация повторится. Лучше научить ребенка правильно вести себя в конфликтных ситуациях, чтобы он закалял характер и мог дать отпор. Как мы уже выяснили, не все зависит от ребенка. Травля происходит в коллективах, где нет общности интересов, школьники не вовлечены в образовательный процесс, а социальная или имущественная разница между ними слишком велика.

Поэтому, когда возникает альтернатива в виде хорошей школы, преподаватели которой охотно идут на контакт с родителями, смена обстановки может стать отличным выходом.

Что делать:

  • Дать возможность ребенку участвовать в выборе школы. Как иначе сформировать доверие и уверенность в своих силах, если все решается за него?
  • Ответственно подойти к выбору нового места обучения. Необходимо пообщаться с родителями и учениками предполагаемого класса, в котором будет учиться ваш ребенок. Не оценивать с чужих слов, а составить собственное впечатление об обстановке в классе и школе.
  • Ханс Кристиан Андерсен, «Гадкий утенок» . Знаменитую сказку можно начинать читать детям с 3 лет. В процессе чтения важно акцентировать внимание не только на судьбе утенка, превратившегося в прекрасного лебедя, но и на поведении уток, которые его дразнили, но в конце так и остались необразованными и глупыми.
  • Эгон Матисен, «Кот с голубыми глазами» . Простая и увлекательная история с авторскими рисунками расскажет юным читателям, что делать коту с голубыми глазами в компании желтоглазых, которые не хотят с ним общаться.
  • Фанни Бритт, «Джейн, лиса и я» - графический роман об одиночестве. Одиночество бывает как следствием, так и причиной травли. Когда у детей нет друзей, у них должна быть книга, которая выполнит функцию проговаривания переживаний.
  • Айджа Майрок, «Почему я? История белой вороны» . Все школьные годы автор была жертвой травли и в 19 лет написала книгу о своем опыте. Это не столько художественное произведение, сколько сборник рекомендаций, помогающих преодолеть сложный отрезок пути.
  • Джоан Роулинг, серия книг о Гарри Поттере . Знаменитая история «мальчика, который выжил» не только погрузит читателя в сказочный мир, но и познакомит с проблемами обычных подростков - конкуренция, недоверие, обида, месть.
  • Р. Дж. Паласио, «Чудо» . Важное произведение для формирования толерантности и умения принимать в свой круг «иных» детей. История о мальчике с врожденным генетическим заболеванием и о том, как мужество, чувство юмора, доброта и дружба способны сотворить настоящее чудо.
  • Уильям Голдинг, «Повелитель мух» . Это произведение уже включено в школьную программу многих стран. Чтобы история не воспринималась как абстрактная философская притча, важно, рекомендуя эту книгу, акцентировать внимание на том, как формируются фиктивная норма, мышление толпы и тоталитарный строй.

А какие ситуации возникали у вас в школе? Удалось ли добиться мирного решения проблемы и как вы передаете свой опыт детям? Поделитесь в комментариях.

На обиженных воду возят?..

статья взята с сайта Мир ребенка (Психология малыша)


Не важно, из-за чего расстроен ребенок: у него отобрали игрушку, сверстник отказался встать с ним в пару или его не принимают в игру… Подруга не пригласила на день рождения, приятель разбил ему нос, одноклассники дразнят… Малыш болезненно переживает любое из этих происшествий. Ему просто необходимы наша поддержка и совет.

В чем дело, почему сверстники невзлюбили именно вашего ребенка? Как вести себя в этой ситуации родителям? Как предотвратить разочарование и боль самого дорогого человечка? Учить ли малыша давать сдачи или самим защищать его?..
Вводя ребенка в детский коллектив – во двор, в детский сад, в кружок – родители должны быть готовы к тому, что их малыша могут обидеть сверстники.
Конфликты с окружающими, к сожалению, неизбежны. Именно вступая в противоречия, ребенок учится находить компромиссы и отстаивать свою позицию. Но есть ситуации, которые совершенно справедливо вызывают тревогу у взрослых.
Например, если сыну или дочери нигде не удается наладить отношения со сверстниками. Или если против него или нее ополчилось большинство детей в данной группе, на детской площадке, в классе.

«Мальчик для битья»

В некоторых случаях родители заранее могут ожидать, что их ребенку будет сложно наладить отношения с другими детьми. Поводом для возникновения неприязни могут стать внешность, особенности характера или поведения ребенка.

Так, если чадо выше или меньше всех ростом, более полный или слишком худой, по сравнению со сверстниками, рыжий, носит очки – все это может стать поводом для насмешек. Кстати, дети, имеющие более серьезные проблемы, такие как заметные шрамы, косоглазие, хромающие, заикающиеся, обычно реже становятся объектами нападок со стороны сверстников. Благодаря позиции взрослых, к ним относятся бережно, в крайнем случае их будут избегать.
Неопрятная или необычная одежда тоже может стать причиной насмешек. Также на сверстников производит отталкивающее впечатление, если ребенок ковыряет в носу, забывает вовремя его вытереть (постоянно хлюпает носом), не причесан, неаккуратно ест, например чавкает.

Легкая добыча для любителей поиздеваться – обидчивые дети. Они поддаются на провокации со стороны сверстников, сразу же начинают реветь или бросаются на обидчиков с кулаками из-за любого замечания, шутки. Тех же такое поведение только раззадоривает. Объектом насмешек может стать также плакса, угрюмый, застенчивый, неуверенный в себе, тихий и слабый, не умеющий за себя постоять ребенок. А еще дети не любят ябед и нытиков. Особое удовольствие доставляет доводить до слез излишне впечатлительного ребенка, запугивая его разными небылицами или угрожая расправой.
Кто еще может попасть под град насмешек и обид? Ребенок, излишне опекаемый взрослыми. Все дети стремятся продемонстрировать свою самостоятельность и независимость, поэтому малыш, которого повсюду сопровождает няня или который не умеет быстро переодеться, обязательно будет поднят на смех. «Любимчик» воспитателей и учителей становится отверженным среди сверстников, потому что детям непонятно, чем он лучше их. Издеваясь над ним, ребята восстанавливают «справедливость» и изживают обиды на учителя.

Ленивый, неуспешный в учебе, постоянно получающий замечания от преподавателей ребенок не вызывает симпатий у одноклассников. Многочисленные психологические исследования доказали, что 6-7-летние дети не любят тех сверстников, которых не любит преподаватель. Естественно, вызывает раздражение тот, кто мешает на занятиях. И, наоборот, могут невзлюбить старательного, поглощенного занятиями ребенка, решив, что он таким образом пытается выделиться и завоевать расположение взрослых.
Однако не каждый очкарик, неряха или тихоня вызывает всеобщую неприязнь и становится объектом издевательств. Конфликты со сверстниками могут возникать не только «по вине» самого ребенка. Возможно, малышу просто не повезло: среди окружающих его детей оказалось два-три заводилы, которые забавляются или самоутверждаются, обижая более тихих и безответных товарищей. В происходящем, несомненно, виноваты и взрослые (родители участников конфликта, воспитатели и учителя). Именно равнодушие и попустительство позволяют ситуации выйти из-под контроля и перерасти в серьезную проблему – драки, преследование, издевательства.

Будьте бдительны!

К сожалению, чем старше становится ребенок, тем сложнее родителям воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Однако именно мама или папа могут раньше воспитателей и учителей заметить, что малышу некомфортно, что у него не складываются отношения с другими детьми. Одним словом, у него проблемы и необходимо немедленно принимать меры. Как минимум, пойти и поговорить о тревожащих симптомах с воспитателем или классным руководителем, чтобы рассеять сомнения и не позволить конфликту зайти слишком далеко.

Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется взрослым на происходящее. Если малыш сам ничего не рассказывает – следует понаблюдать за ним.
В первую очередь надо сходить в детский сад, школу, поговорить с воспитателями или учителями об отношениях своего ребенка со сверстниками. Обратить внимание, как ведет себя чадо после занятий, на праздниках, в раздевалке: проявляет ли инициативу в общении, с кем разговаривает, кто контактирует с ним. Или обратитесь за помощью к психологу, который, наверняка, есть в вашей школе или детском саду. Понятно, что ему по ряду причин легче осуществлять наблюдение за детьми.
Отравить жизнь ребенку сверстники могут самыми разнообразными способами. Условно можно выделить четыре вида неприязни:
травля; ребенку не дают прохода, обзывают, толкают, отнимают вещи, бьют, запугивают;
активное неприятие; в ответ на предложение пообщаться или на любую инициативу ребенка ему демонстрируют свое презрение, дают понять, что он никто, что его мнение ничего не значит;
пассивное неприятие, возникающее только в определенных ситуациях. Например, надо выбрать кого-то в команду, принять в игру, сесть за парту – дети отказываются делать это именно с вашим ребенком: «С ним не буду!»
игнорирование; на малыша просто не обращают внимания, не общаются, не замечают его. Забывают о нем, лично против него ничего не имеют, но он им неинтересен.

Сложнее всего преодолеть первые два типа отношений (травлю и активное неприятие) – ситуация настолько для ребенка травмирующая, что иногда единственно приемлемым выходом является перевод его в другой детский сад (школу).

Подвергнуться притеснениям со стороны сверстников ребенок может в любом детском коллективе и в любом возрасте. Но наиболее «опасный» в этом отношении период с 9 до 13 лет. Однако жертвой преследований может стать и 5-7-летний ребенок. Подобные ситуации необходимо отслеживать и пресекать в самом зародыше.

Родителей должно насторожить любое изменение в поведении ребенка. Малыш «сам не свой» – значит, в его жизни что-то происходит. Если маленький человечек ведет себя необычно, например стал скрытен и задумчив, возможно, он просто влюбился, но может быть – это реакция на притеснения со стороны сверстников. Всегда лучше проявить бдительность. Но действовать нужно тактично.

Срочно реагируйте, если ситуация зашла слишком далеко, например ребенка постоянно унижают или бьют. Прежде всего, оградите сына или дочь от общения с обидчиками. Разбираться с ними – не самое главное, хотя и оставлять их безнаказанными не стоит. Хотя бы потому что они, оставив в покое ваше чадо, могут избрать себе новую жертву.

Как защитить своего ребенка?

Родители по-разному стараются защитить своих детей. Одни пытаются подготовить ребенка к жизни в коллективе, развивая его физически, приучая его к независимости и самостоятельности, другие лично встают на защиту своего чада. К сожалению, все нижеперечисленные способы обычно усложняют, а не упрощают жизнь малыша.

Развивать физически

Часто родители отдают ребенка обучаться какой-либо борьбе, надеясь, что это поможет ему, когда это понадобится, не дать себя в обиду. Знание приемов боевых искусств, действительно, повышает уверенность малыша в себе, но, к сожалению, хорошая физическая подготовка не гарантирует, что ему удастся наладить отношения со сверстниками. Некоторые дети начинают пользоваться своим физическим превосходством не по назначению: отрабатывают приемы на сверстниках, стремясь завоевать популярность силовыми методами. И тогда потенциальная жертва сама превращается в преследователя. В других случаях физически сильный ребенок оказывается неспособен противостоять моральному насилию: его дразнят, провоцируют на драку и в результате он же и оказывается виноват.

Поощрять самостоятельность

Некоторые родители считают, что если предоставить ребенку возможность самому разбираться со своими проблемами, то он научится более эффективно налаживать отношения со сверстниками. Действительно, в некоторых случаях малышу будет полезно пережить все стадии конфликта с друзьями. Это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Но важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ваш сын или дочь не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Если ребенка не просто дразнят два-три одноклассника, а регулярно изводят всем классом, без помощи взрослых ему не справиться.

Самим защищать ребенка

Когда ребенок приходит домой с разбитой губой и, всхлипывая, рассказывает о нанесенной обиде, редкий родитель не испытывает желания пойти и лично покарать обидчиков. Но чаще всего такие поступки не помогают, а вредят малышу. Преследователи становятся осторожнее и изощреннее в своих издевательствах. Родители обидчика тоже не остаются в долгу. Иногда приходится наблюдать очень некрасивые сцены, когда родители обеих сторон кричат, оскорбляя друг друга на глазах у ребят. Естественно, такой пример «разрешения» конфликтов не является полезным для детей. К тому же ведь вы не сможете защищать ребенка до самой старости.
В общем, как детский психолог и как мама я убеждена: ребенка надо учить защищать себя. Под словом защищать я подразумеваю не только и не столько физическую силу и умение драться, сколько то, что малыш должен дать понять окружающим, что с ним необходимо считаться.

"… он уважать себя заставил"

«Я учу своего сына чувствовать себя независимой личностью. Я не поощряю в нем стремления походить на остальных», – решительно заявляет мама шестилетнего Оси, который начинает плакать из-за любого замечания учителя или одноклассника. А между тем многие из этих замечаний спровоцированы самой мамой. Ей непонятно, почему нельзя сделать для урока математики зеленые квадраты вместо требуемых синих или почему Ося наотрез отказывается ходить на ритмику в таких красивых красных чешках, требуя купить ему черные, «как у всех ребят». Несоблюдение таких «мелочей» обрекает ребенка на постоянные замечания со стороны учителей и насмешки со стороны одноклассников. Осина мама, благодаря своему возрасту, характеру и жизненному опыту, готова противопоставлять себя большинству, не испытывая дискомфорта. Но готов ли к этому ее шестилетний сын, склонный к неврозам, нуждающийся в эмоциональном комфорте? Ему, наоборот, важно ничем не выделяться среди сверстников и не обращать на себя внимания.

А есть дети, которые с рождения заявляют о себе как о самостоятельных и самодостаточных личностях. В любой ситуации они ведут себя естественно и с достоинством. Никому и в голову не придет смеяться над ними или делать им замечания. Такое самоощущение связано с особенностями характера. Большинство же детей учатся ценить свою индивидуальность постепенно, по мере взросления.

Нельзя заставить ребенка чувствовать себя независимым от мнения окружающих. Только почувствовав себя «таким, как остальные», то есть ничем не хуже других, ребенок приобретает столь необходимую ему уверенность в себе. И уже тогда он готов перейти к следующей стадии развития личности – желанию подчеркнуть свою индивидуальность. Это, по мнению известного американского психолога Эдды Ле Шан, самое главное для налаживания дружеских отношений со сверстниками. В своей книге «Когда дети сводят друг друга с ума» она обращается к ребятам с такими словами: «Чем больше вы будете любить и уважать себя как человека уникального, неповторимого и хорошего, тем меньше вы будете сводить с ума других детей и тем меньше другие смогут доводить вас».

Защити себя сам

Муж вернулся с прогулки огорченный: «Представляешь, его мальчик совком лупит, а он улыбается. Наш сын – тюфяк какой-то, не может за себя постоять!»

Когда Славе было чуть больше года, сын предпочитал уйти от обидчика, а не двинуть его. Он очень расстраивался, когда другие дети забирали его игрушки, но никогда не пытался их отнять. Просто отходил обиженный. Став старше, предпочитал подчиняться более настырным и напористым сверстникам. Мы сокрушались: в жизни много ситуаций, когда необходимо дать отпор. Ну не учить же его драться?! Однако в возрасте четырех лет, загнанный в угол двумя мальчиками постарше, от отчаяния Славка набил им обоим по большой шишке. На вопли сбежались взрослые, конфликт был разрешен, все друг перед другом извинились, остались друзьями. А передо мной встала проблема: ругать сына за рукоприкладство или хвалить за решительность и самостоятельность…

Одни родители считают, что ребенок, особенно мальчик, должен уметь себя защитить, дать сдачи. Некоторые решительно настроенные папы и мамы признавались: «Я своему сказал, будут обижать – дай, как следует, чтобы неповадно было». Другие категорически против насилия. Их девиз: «Любой конфликт может и должен быть разрешен без применения силы. Обо всем можно договориться». Я понимаю и тех и других родителей. С одной стороны, не хочется, чтобы ребенок был жертвой, с другой – поощрять его агрессивное поведение.
Кроме того, у меня есть твердое убеждение: родители могут воспитать сына или дочь так, что он не станет ни гонителем, ни отверженным. Как? С раннего детства обращайте внимание ребенка на конструктивные способы разрешения конфликтов. Например, необязательно безропотно отдавать свои или без разговоров забирать чужие игрушки: можно предложить поменяться. Следует порицать проявление ребенком агрессии, но обязательно похвалить, если он сумел противостоять другому маленькому агрессору. Учите его говорить со сверстниками о своих чувствах, например: «Мне обидно, когда ломают мои постройки». Ребенок должен знать, что обзывать других, смеяться над ними – недопустимо. Надо учить малыша считаться с мнением окружающих, находить компромиссы, быть терпимым, ставить себя на место другого. Задача взрослых – объяснить ребенку, почему другой мальчик или девочка ведет себя подобным образом. Так, наиболее частая причина агрессии – попытка выместить свои обиды на окружающих. В таком случае обидчика можно и пожалеть. Это поможет ребенку стать снисходительнее к недостаткам другого. Сочувствие побуждает помогать, а не обижать в ответ.
Родителям надо насторожиться, если ребенок:

Неохотно идет в сад (в школу, на занятия в секцию или студию) и очень рад любой возможности не ходить туда;
возвращается с занятий подавленным;
часто плачет без очевидной причины;
никогда не упоминает никого из сверстников, с которыми вместе проводит много времени (в саду, на занятиях, в школе);
очень мало рассказывает о том, что происходит в детском саду (школе);
внезапно и (как кажется) ни с того ни с сего отказывается идти в сад (на занятия, в школу);
если школьник не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо;
если все в классе (группе) сдружились, а ваш ребенок одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения и он никого не хочет позвать к себе.

Пора бить тревогу, если:
вы обнаруживаете на теле ребенка синяки и царапины, происхождение которых он не может внятно объяснить (говорит, что упал, путается в объяснениях);
у малыша пропадают вещи (игрушки, карандаши, ручки), а он говорит, что потерял;
у всегда аккуратного ребенка начинают часто рваться тетради и книги, ломаться линейки и ручки;
вдруг выясняется, что любимый фонарик ребенок подарил неизвестному вам Петьке («он мой друг, ты его не знаешь»);
чадо «теряет» карманные деньги или неожиданно просит вас дать ему больше, чем обычно.
Все это может быть результатом шантажа и запугивания.

Пять правил психологической самообороны для детей от 5 лет

Правило №1:

Не поддаваться на провокации. Объясните ребенку, что он может и должен уметь отказать сверстнику, если ему неприятно, не нравится или ему не разрешают то, что предлагают сделать. Например, сыну запрещено выходить за пределы двора. Рано или поздно найдется ребенок, который поднимет на смех «маменькиного сыночка» и попытается взять его «на слабо». Заранее обсудите с ребенком подобную ситуацию. С достоинством выйти из нее можно, сказав: «Мои родители очень волнуются за меня. Я дал слово не уходить со двора, а настоящий мужчина должен уметь держать слово.

Правило №2:

Не дать застать себя врасплох. Действуйте по принципу: предупрежден – значит вооружен. Например, сын подружился со старшим мальчиком. Зная, каким сын может быть назойливым, а его товарищ – вспыльчивым, имеет смысл предупредить сына, что мальчики часто дерутся, если что-то не поделят. И если на следующий день ребята повздорят и подерутся, они не будут шокированы произошедшим и смогут без посторонней помощи помириться.

Другой вариант. Если вы ожидаете, что ребенка будут дразнить из-за внешности, например он у вас „рыжик“, или из-за необычной фамилии, можете заранее обсудить с ним это. Придумайте вместе всевозможные варианты дразнилок, тогда в исполнении других детей они прозвучат уже не так обидно.

Подготовить ребенка к жизни в коллективе можно, разыгрывая сценки, демонстрируя ему в них виды агрессии (обзывания, драки, отбирание вещей) и вынуждая защищаться. Это позволит малышу отработать тактику поведения, подготовиться к нападению, подсказать наиболее приемлемые выходы из конфликта. И мальчикам и девочкам полезно побороться с родителями: и побеждать, и терпеть поражение.

Правило №3:

Уметь ответить. Во многих конфликтах важно, чтобы последнее слово осталось за ребенком. Это позволит ему „сохранить лицо“ в неприятной ситуации и избежать дальнейших нападок. Конечно, здорово, когда чадо может экспромтом остроумно поставить на место задиру. Однако мы и сами знаем, как сложно бывает в ответ на грубость и хамство не растеряться и достойно отреагировать.

Обиженному ребенку остается только сокрушаться: „Эх! Надо было этой Машке сказать!“ Если момент упущен, можно подготовиться к следующему нападению, потому как обычно репертуар нападающих предсказуем. Нет ничего страшного, если вы с ребенком заранее придумаете несколько ответов на обзывательства. Например, если дразнят толстым, можно просто ответить тем же: „Сам такой“ или „а ты – скелет ходячий!“ Или дать понять, что его это ни капельки не задевает: „И горжусь этим! Хорошего человека должно быть много! Ты не понимаешь, я не толстый – я солидный“. Главное не ЧТО ребенок скажет, а КАК он это скажет. Лучшая защита – спокойная, насмешливая интонация. И объясните своему отпрыску, что драться в этой ситуации бесполезно – только раззадоривать дразнящих.

Правило №4:

Менять тактику поведения. Разберите с ребенком типичный конфликт со сверстниками. Обычно он ведет себя по заданной окружающими схеме, каждое его действие предсказуемо – в этом особая радость для преследователей. Предложите ему в следующий раз на стандартные обстоятельства реагировать неожиданным для задиры образом. Возможно, чадо сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации.

Например, можно предложить ребенку посмотреть в глаза обидчикам и спокойно спросить: „Ну и что?“ или начать смеяться вместе с ними. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают и испортить им все удовольствие. Малыш должен быть готов к тому, что обидчики попытаются вернуть „игру“ в прежнее русло и не сразу отстанут от него. Возможно, они тоже попытаются изменить тактику поведения.

Правило №5:

Не быть пассивной жертвой. Сверстники часто испытывают товарища „на прочность“. Обычно приставать к ребенку начинает кто-то один – »забрасывает пробный мяч" – толкнет, проходя мимо, сбросит с парты вещи, обзовет. Дать отпор важно именно на этом этапе. Объясните сыну или дочери, что иногда полезно ответить обидчику тем же – грубостью на грубость, а иногда и ударом на удар. Например, на проявление агрессии со стороны сверстников надо отвечать всегда: толкают – не дай себя оттолкнуть, отнимают вещи – не давай отнять, забери их силой. Защищай себя. Не начинай драку первым, но на удар ответь ударом, пусть неумелым, но дай понять, что с тобой не так просто справиться.
Это позволит ребенку не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных.

Но главной и самой надежной защитой для ребенка является чувство собственного достоинства и уверенность в себе. Родительская любовь и поддержка – самые надежные союзники на этом пути.

Наводим мосты

Не надо бояться конфликтов со сверстниками – они неизбежны. Надо быть готовым к тому, что дети могут испытывать неприязнь к вашему ребенку или будут к нему равнодушны. Подготовьте чадо к тому, что не все окружающие будут его любить, кому-то он может быть неприятен, кто-то с ним не согласен, кто-то на него обижается, кому-то он мешает.

Что еще вы можете сделать?

Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам, нервных тиках). Да и сами не запускайте подобного рода проблемы, такие заболевания необходимо отслеживать и по возможности лечить.
Задача родителей – обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям. Если для уроков физкультуры нужны черные шорты, то не следует предлагать маленькому школьнику розовые, считая, что это не важно. Для учителя может быть и не важно, а одноклассники станут дразнить ребенка.

Постарайтесь обеспечить малышу общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, в общем, поощряйте общение ребенка с ними.
Необходимо способствовать участию сына или дочери в общих мероприятиях, поездках. Не стоит сразу после уроков забирать его из школы даже ради занятий английским или музыкой. Иначе все ребята сдружатся между собой, а ваш ребенок так и будет чужим в классе.

Не старайтесь справиться с ситуацией в одиночку, обязательно привлеките в союзники учителей, школьного психолога и других родителей. Отчитывая обидчика или делая выговор его родителям, вы не помогаете, а вредите своему ребенку.

И помните, эффективному взаимодействию малыша с окружающими могут научить только родители. Ведь наиболее важным является тот пример, который подают, общаясь с другими людьми, те, кого чаще видит ребенок, кого любит и уважает.

Реакция ребенка на конфликтные ситуации во многом определяет уровень его социальной адаптации. Не все дети отличаются добродушием и демократичностью, и рано или поздно ребенку придется с этим столкнуться. Только вот как он будет действовать в не самых приятных обстоятельствах?
Что же делать, если вашего ребенка обижают? Все зависит от того, каковы исходные обстоятельства и кто агрессор.

Детский сад и дошколята
Если мы имеем дело с детской площадкой, где вашего двухлетку бьет лопаткой по голове его ровесник, то лучше обходить драчуна стороной. Объяснить малышам, почему обидчик не прав и почему драться нехорошо, не получится. Причинно-следственные связи пока не поддаются их пониманию. Если же вашего ребенка систематически обижают в детском саду, то в первую очередь стоит выяснить, кто это делает, почему и куда в эти моменты смотрит воспитатель.

Ребенку отдельно стоит объяснить, что люди вокруг разные: кто-то умеет объяснять свои желания и чувства словами, а кто-то нет, поэтому он вынужден драться и толкаться. Последних лучше обходить стороной, не играть с ними, а если они сами подходят, то нужно сообщить им твердым голосом: «Я не хочу с тобой играть. Ты дерешься (или обзываешься)!» Если это не помогает, то стоит попросить помощи у воспитателя. Обратите внимание, что такую стратегию нельзя назвать ябедничеством, о чем часто тревожатся многие папы. Ведь сначала мы настаиваем на разговоре с обидчиком напрямую, а не поощряем ребенка действовать у того за спиной. Но если задира его не услышал, выбора не остается: нужно обращаться к старшим.

Также полезно проигрывать с малышом сложные ситуации в игре или рассказывать терапевтические сказки, где описываются всевозможные конфликты и даются мирные способы их разрешения. Такие сюжеты можно сочинять самим, максимально приблизив их к ситуации, с которой столкнулся ваш ребенок. Все, что кроха проигрывает вместе с вами, он словно проживает сам, получая таким образом новый опыт. Когда в запасе у него будут разные варианты поведения в конфликтной ситуации, драка окажется последним пунктом в этом списке. А со временем он начнет понимать, что далеко не всегда проблема в нем или в его поведении.

Начальная школа
Если ребенка обижают в начальной школе, то линия поведения должна быть такой же, как и в детском саду, но есть и некоторые нюансы. Ребенок уже достаточно взрослый, чтобы провести с ним мягкий разговор по душам. Цель – вместе выяснить в ходе беседы, когда это началось и по какой причине ему, к примеру, дали обидное прозвище. И обязательно предложите своему ребенку вспомнить, какой поступок он совершил накануне. Сделать так необходимо, чтобы дать ему возможность осознать: дразнилки редко рождаются на пустом месте. Однако при этом вы должны всегда оставаться на стороне ребенка.
Совсем иначе придется действовать в том случае, если вашего ребенка обижают ребята из старших классов. Лучше вмешаться сразу. Сначала необходимо поговорить с учителями, потом с родителями обидчиков, если потребуется. Дома папа может показать сыну эффективные приемы самозащиты. Это мальчика только закалит и придаст ему мужественности. Если у вас дочь, вы должны незамедлительно дать понять обидчикам, что девочка находится под вашей защитой и что с ней так вести себя нельзя.

Средняя школа
Ребенка целесообразно все-таки обучать так, чтобы его представления о мире совпадали с реальностью, какой бы она ни была. Собственно, именно поэтому дочерей и сыновей мы учим разным вещам. «Дай сдачи!» – формулировка правильная, но только для мальчика. Она приучает парня защищать свои границы.
Самое социально адекватное поведение какое только возможно, если его емко писать в одной фразе: действуй по ситуации.
Подразумевается, что пока конфликт словесный, защищай себя словесно, а если тебя ударили – не стой сложа руки, ведь это просто опасно. Безусловно, важно учить детей не оскорблять людей без причины и не бить никого первым просто так. Но жестких ограничений ребенку давать не нужно. В жизни вполне может возникнуть ситуация, когда физическая агрессия будет адекватным ответом на нефизическую агрессию.
Ребенок, конечно, сам идеальный путь не выберет, но пока он этого делать не умеет, не стоит загонять его в жесткие рамки. Иначе он усвоит однобокую модель поведения и не научится гибкости, которая важна для принятия единственно верного решения в экстремальной ситуации.
Ставить рамки не следует сразу по нескольким причинам. Во-первых, подавлять эмоции вредно. Мы биологически так устроены, чтобы свои эмоции проявлять, особенно гнев, злость и агрессию. В ситуации, когда ребенок не может дать сдачи, когда его заставляют прогибаться, он чувствует себя униженным и оскорб­ленным. Но сделать ничего не может. Как бы он ни поступил, он все равно проиграет: если сдержится, будет чувствовать себя паршиво, если ударит – его отчитают. Такую ситуацию безвыходности каждый мальчик переживает очень тяжело.
Возможно, именно поэтому современные папы, которые сами в детстве прошли через похожие испытания, учат своих детей давать сдачи. То есть учат их вести себя адекватно.
Во-вторых, если некоторым детям постоянно запрещать драться, может случиться так, что в какой-то момент они взорвутся, схватят стул и проломят сверстнику голову. Кстати, такие случаи далеко не редки. Лучше, когда конфликт все-таки не доходит до точки кипения. Просто не нагнетайте обстановку. В обычной детской драке до перелома дойти очень тяжело.
Дошколята и даже школьники начальных и средних классов сильно ударить не могут, у них масса тела слишком маленькая. Так что если ваш ребенок даст кому-то сдачи, ничего страшного не произойдет. Плохо будет тому, кто напал.
Абсолютно естественно, когда человек ощущает на себе последствия собственного поведения. В следующий раз, может быть, больше так делать не будет. Кстати, если по заслугам получит девочка, для нее это будет еще полезнее. В тот момент, когда девочка начинает драться, она перестает быть девочкой и становится агрессором. И ее надо ударить. Это просто нормально. Еще не стоит забывать, что, если мальчика будут постоянно атаковать задиристые девочки, а его будут принуждать терпеть эти издевательства, это может негативно повлиять на его сексуальную ориентацию.

Разница между мальчиками и девочками существует, но в другой плоскости. Если девочки дерутся между собой, это одно дело. Здесь работают те же установки, что и для мальчиков: дать сдачу подружке – это правильно, потому что так ты защищаешь свои границы. А вот с мальчиками лучше не связываться. По той причине, что девочка физический конфликт не выиграет. И бессмысленно обучать ее тому, в чем она не преуспеет.
Да, пока дети маленькие, теоретически силы равны, но если вы приучите дочь драться с мальчиками, рано или поздно для нее это закончится плохо. Если же конфликт затянулся и девочку систематически обижают сверстники, лучше приучить ее не бить в ответ, а решать вопрос социальным способом: рассказать о проблеме взрослым. Кстати, мальчику о такой тактике поведения тоже нужно поведать.
Конечно, нужно учить детей договариваться и решать конфликты самостоятельно, но если не получается, они должны обратиться за помощью к старшим.

По материалам статьи А.Кобозевой

Peer pressure

There is no doubt that negative peer pressure is one of the most burning problems in the modern world. To begin with, let us find out what peer pressure means. According to the Cambridge Academic Content Dictionary, peer pressure is the pressure that you feel to behave in a certain way because your friends or people in your group expect it. Peer pressure can influence how teenagers dress, what hobbies they choose and how they behave and treat other people.

Experts say that there is tremendous peer pressure among teenagers to dress a certain way. For instance, at schools where there are no uniforms children may feel pressured to wear fashionable and expensive clothes just to fit in and to be accepted by the peers. One solution that can be put forward is making wearing school uniforms compulsory. In this case there will be no distinction between the rich and the poor and schoolchildren will focus on their studies rather than on trendy clothes and perform academically better.

It should also be noted that peer pressure is also an important factor when it comes to using drugs or alcohol among teenagers. Experts say that most under-age drug addicts are introduced to this dangerous behavior by their peers. In this case the desire to fit in can lead to serious problems in the future. You must have heard the appeal: "Everyone is doing it." However, if you know what is "right" and "wrong", your common sense will definitely stop you from harming or killing yourself. So, no matter how hard it may be for you to say "no", you should stand your ground. Think about the possible consequences. Drug and alcohol abuse ruins health and overall destroys people"s lives.

There is also peer pressure among youngsters to behave violently or physically harm other people, especially those who are weak or disabled. So, we now speak about bullying, intentional frightening of someone who is smaller or weaker than you. Bullying is not only a physical act of violence but also emotional or psychological abuse. As far as I am concerned, since childhood my parents have taught me not to bully. I think that any aggressive behavior or fighting will in the long run lead people to jail.

All in all, if you want to be a strong personality, you should set your own rules but not to follow someone else"s rules.

Давление со стороны сверстников

Вне всяких сомнений, негативное влияние со стороны сверстников является одной из самых острых проблем в современном мире. Для начала давайте разберемся, что означает этот термин. Кембриджский учебный словарь дает нам следующее определение: «давление со стороны сверстников - это давление, которое ты ощущаешь со стороны своих друзей или сверстников, и, как следствие, подражание определенному поведению, установленному пиринговой группой, в целях угождения ей». Давление сверстников может сказываться на том, как одеваются подростки, какие выбирают себе увлечения, как они себя ведут и относятся к другим людям.

По мнению экспертов, влияние со стороны сверстников превалирует в вопросах выбора одежды. К примеру, в школах, где не введена форма, дети могут чувствовать давление со стороны сверстников, и, пытаясь влиться в компанию, им приходится носить только модную и дорогую одежду. Одним из возможных решений этой проблемы может быть обязательное введение школьной формы. В этом случае исчезнет разграничение на богатых и бедных, дети сосредоточатся на изучении предметов, а не на выборе модной одежды, и будут лучше учиться.

Следует отметить, что влияние со стороны сверстников является важным фактором, когда речь заходит о злоупотреблении наркотиками и алкоголем подростками. По мнению экспертов, большинство несовершеннолетних наркоманов начинают употреблять наркотики, следуя примеру своих сверстников. В этом случае желание «соответствовать» может привести к серьезным проблемам в будущем. Скорее всего, вы не раз слышали подобный призыв: «Все делают это». Однако, если вы умеете отличать, что «хорошо», а что «плохо», здравый разум не позволит вам погубить себя или причинить вред. А значит, неважно, насколько сложно вам будет сказать «нет», вы должны проявить твердость и настоять на своем. Подумайте о возможных последствиях. Употребление наркотиков и алкоголя губит здоровье и всецело разрушает жизни людей.

Из-за губительного влияния со стороны сверстников подростки часто начинают себя вести агрессивно или наносить физический вред другим людям, особенно слабым и неполноценным. В данном случае мы говорим о так называемом «буллинге», то есть о намеренном запугивании того, кто меньше или слабее. Запугивание может быть не только физическим актом насилия, но также эмоциональной или психологической травлей. Что касается лично меня, то с детства родители учили меня не обижать слабых. Я считаю, что любое агрессивное поведение или драки, в конечном счете, приведут агрессоров за тюремную решетку.

Так или иначе, если вы хотите быть сильной личностью, вы должны устанавливать свои правила, а не идти у кого-то на поводу.

Topical Vocabulary:

1) peer pressure - давление со стороны членов своего круга (в особенности сверстников, одноклассников и т.д.)
2) peer [рю] - сверстник
3) burning problem - актуальная проблема
4) to expect - ожидать
5) to behave - вести себя
6) behavior - поведение
7) tremendous - огромный, гигантский, громадный
8) to fit in - соответствовать
9) to be accepted - быть принятым
10) when it comes to - когда речь заходит
11) under-age - несовершеннолетний
12) drug addict - наркоман
13) dangerous ["demck^res] - опасный, рискованный
14) appeal - призыв
15) common sense - здравый смысл
16) harm - причинять вред
17) to stand one"s ground - проявлять твердость, стоять на своем
18) consequences - последствия
19) drug abuse - злоупотребление наркотиками
20) alcohol abuse - злоупотребление спиртными напитками
21) to ruin health - пагубно сказываться на здоровье
22) to destroy - разрушать
23) youngster ["JAn(k)st9] - юноша, девушка
24) adolescent - молодой человек, юноша, де¬вушка
25) disabled - неполноценный, страдающий от уве¬чья; инвалиды
26) bullying ["bulin] - запугивание; «буллинг» (травля в отно¬шении ребенка со стороны группы сверстников)
27) to bully ["bull] - запугивать, стращать
28) bully - хулиган, драчун, задира
29) frightening ["frait(b)nin] - устрашение, запугивание
30) violence - жестокость, насилие, примене¬ние силы
31) fighting ["faitin] - драка, бой
32) in the long run - в конечном счете
33) strong personality - сильная личность
34) jail - тюрьма; тюремное заключение
35) to set rules - устанавливать правила
36) to follow somebody else"s rules - идти на поводу у кого-либо

Говорят, что дети - это самый жестокий народ. А о подростковом возрасте известно каждому. Кто-то помнит свой, кто-то вспоминает своих детей, а кому-то только предстоит пережить это время некоторым в качестве родителя, а кому-то и в качестве ребёнка.

Конечно, не поспоришь с тем, что это- довольно сложное время. Особенно, для детей. Хотя, некоторые родители могут, конечно, с этим не согласиться.
Психологи говорят, что этот сложный подростковый период начинается, приблизительно к 12годам и продолжается, в среднем, до 17- летия. Именно в этом возрасте большинство детей пробуют первую сигарету, спиртное, первый секс, а кто-то наркотики. И частой причиной получения опыта такого рода, бывает именно давление со стороны сверстников. Кто-то может ему противостоять, но большинство поддаётся и начинает плясать под дудку более «крутых» или сильных ребят. Что же является причиной таких поступков?

Каждый, кто может вспомнить себя в таком возрасте, а так же те, кто бывал в подобных ситуациях, знает это чувство растерянности и неуверенности в себе. За довольно короткий промежуток времени и в теле и в эмоциях происходят перемены. Некоторые непонятны, многие огорчают и заставляют думать, что ты не такой как все. Что и твоя семья и твой привычный образ жизни - это причина проблем. В голове появляется много странных противоречивых мыслей. И кажется, что ты бесконечно одинок… Родители не понимают, вся их жизнь - полный отстой. Учителя - сплошная проблема. И не у кого спросить совета, да и кто сможет его дать, если я знаю обо всем лучше, чем кто-либо другой… и от этого ощущение безысходности становиться ещё острее…

И ребёнок идёт искать «свою стаю». Тех людей, которые могут понять и подсказать,что же со всем этим делать. Конечно, чаще всего это такие же подростки. А для того, чтобы в компанию приняли и считали его там «своим», этот подрастающий человек, часто готов на всё. Думаю многим не понаслышке знакомо это.

Часто среди подростков очень поощряется пользоваться слабостью и самоутверждаться за счет других. Как парни сталкиваются с проблемой курить или не курить, пить или не пить, употреблять наркотики или нет, так и девушки попадают под давление сверстников, которые говорят о том, что если девушка хочет быть популярной и нравиться мальчикам, ей нужно заниматься сексом. Самое страшное для ребёнка в таком возрасте прослыть неудачником.

И хотя родителям может казаться, что достучаться до здравого смысла подростка просто не возможно, это не так. В это время родитель может стать для своего ребёнка другом, но этому должны предшествовать годы общения и присутствия в жизни друг друга. Для того, чтобы стать другом своему подросшему чаду, нужно доказать ему, что он- ваш друг. А отношение к ребёнку и к другу разное. Постепенно, по мере взросления, поучительный и покровительственный тон заменяйте на совет, и чаще спрашивайте мнение ребёнка по поводу происходящего в семье, прислушивайтесь к нему. Ни крики, ни уговоры не помогают в отношениях, помните, что ребёнок не ваша собственность и у него есть своя жизнь и свой опыт. Доверяйте ему. Но проявляйте бдительность, будьте внимательны к переменам, происходящим в жизни ребёнка, и ни в коем случае не пускайте всё на самотёк. Человек, не набравшийся опыта и знаний, может наломать дров, а особенно, если есть в его окружении те, кто может воспользоваться этим положением.

Но иногда бывают случаи, когда ситуация требует резкого вмешательства. Бывают родители, которые не видят того, что происходит, а ребёнок боится им рассказать. И оказывается в ситуации давления с обеих сторон. С одной стороны родители, которые могут наказать, накричать, а с другой - издевательства и давление сверстников. Ребёнку очень сложно бывает в таком случае, а родители не понимают, почему же их прежде такой удобный сын или дочка сейчас вдруг начинает приносить проблемы. Даже те дети, которые с помощью своей силы или авторитета давят на других, тоже не понимаемы своими близкими. Часто их не ценят в собственных семьях, им бывает страшно и чтобы почувствовать свою значимость и силу, они унижают других.

Если вы заметили, что с вашим ребёнком что-то не так, обратитесь к психологу, попробуйте в непринуждённой атмосфере выяснить, что происходит, но не устраивайте допрос с пристрастием, это только нарушит доверие.

Да, всё это нужно пережить. Пройдёт время и плоды терпения, проявленного к повзрослевшему ребенку, обязательно появятся. Главное - не упустить. Постараться понять и показать направление, двигаясь в котором, подросток сможет из слабого стать сильным, из неуверенного в себе превратиться в человека, который себя ценит, у него появятся мечты и цели, к которым он будет стремиться.