К чему приводит игнорирование ребенка? Что делать, если ребенок игнорирует

Ледяное молчание

Игра в молчанку, игнорирование или отвержение ребенка используется родителями-противниками грубых методов воспитания (таких, как физические наказания, лишение еды, запирание в комнате).

В старых книгах по воспитанию детей встречался такой совет касательно управления ребенком: если ребенок повел себя плохо, не наказывайте его, просто лишите своего внимания на неопределенное время. Многие до сих пор считают этот метод очень гуманным, однако это опасная иллюзия. При внешней мягкости метод обладает мощным разрушительным потенциалом, сильно невротизирует ребенка.

Заблуждение относительно мягкости метода игнорирования ребенка легко понять. Действительно, внешне ребенку никакого вреда не причиняют: не бьют и даже не кричат на него. Поэтому, находясь в растерянности по поводу того, как все-таки наказывать ребенка, чтобы это работало, но не было связано с физическим насилием, некоторые родители выбрали такой метод. Страдания ребенка, которого игнорируют, вполне очевидны, он сильно переживает, однако это является для родителей лишь доказательством эффективности такого наказания («сейчас помучается, значит, в следующий раз не будет проказничать»).

В действительности метод игнорирования (отвержения) ребенка можно отнести к тяжелой психологической артиллерии. При всей внешней невинности («ничего не делаю»), он наносит ощутимые раны психологическому здоровью ребенка. Если увлекаться таким методом, то вскоре вы рискуете наблюдать у ребенка настоящие невротические проявления. И, возможно, вы будете недоумевать, откуда это берется, при таком мягком подходе к воспитанию.

Разберемся, почему игнорирование ребенка имеет такую плохую репутацию. Создание эмоциональных связей – одна из основ выживания человека, его актуальная потребность, наряду с потребностями в пище, воде, безопасности. Человек не может не только нормально развиваться без эмоциональной привязанности, но и оставаться соматически здоровым. Многочисленными экспериментами, поставленными как в лабораторных условиях, так и созданных в результате социальных катаклизмов, доказано то влияние, которое имеет эмоциональная привязанность на развитие ребенка. Дети, лишенные достаточного эмоционального общения, развивались очень медленно, причем не только в эмоциональном отношении, но также и в физическом и интеллектуальном.

Признаками эмоциональной привязанности являются определенные, легко видимые проявления в поведении родителей, направленные на ребенка. Это контакт глаз, тактильный контакт, мимический контакт, слова, обращенные к ребенку. Эти едва уловимые движения всегда присутствуют в общении людей, и блокирование этих движений ведет к ощутимому дискомфорту у того, кого вы игнорируете. Все поведение ребенка с самого рождения сопровождается определенной реакцией родителей, эта реакция поддерживает ребенка, направляет его и дает возможность развиваться. Прерывание реакции на ребенка и называется игнорированием, с ребенком ведут себя, как с пустым местом.

Любой человек реагирует на игнорирование болезненно, но для маленького ребенка это настоящая катастрофа по нескольким причинам. Во-первых принятие родителя, его привязанность - это для ребенка сама возможность жить. А отсутствие принятия, отвержение порождает у ребенка ужас конца света. Ребенок до 6 лет еще недостаточно развит, чтобы понять, что, несмотря на свое странное поведение этот человек, сидящий, словно каменное изваяние, его все-таки любит и не бросит.

Отсутствие признаков контакта ребенок воспринимает как опасную для самого его существования ситуацию. И ребенок всячески будет пытаться этот контакт восстановить. Переживания ребенка в эти моменты никак не связано с раскаянием в том проступке, который он совершил, и за что подвергся наказанию. Он может просить прощения, но на самом деле все, что ему сейчас нужно – восстановление контакта. И, вероятнее всего, плохое поведение, которое родитель пытался искоренить, повторится.

Отвержение имеет свою историю в развитии человеческого общества. Одним из страшных наказаний в древности для человека было изгнание из племени. В ряде случаев это влекло за собой реальную опасность не выжить без сородичей. Но и в тех случаях, когда человек мог выжить, существование в изоляции было для него мучительным.

Человеческая психика устроена так, чтобы питаться эмоциональными связями. И при угрозе разрыва этих связей человек начинает страдать. Если взрослого человека отвергают близкие, это очень больно, но он может завязывать новые связи. У него для этого есть и свобода передвижения и опыт. А маленький ребенок, будучи в воспитательных целях отвергнутым родителями, остается в полной изоляции.

Как бы ни был ребенок неправ в своем поведении, никогда нельзя наказывать его игнорированием. Скорее всего, он будет вести себя только хуже, в результате того, что будет испытывать целый набор негативных эмоций: гнев, подавленность, беспомощность, страдание, страх. Такие чувства никогда не станут основой ни хорошего поведения ребенка, ни здоровых отношений с ним.

Елизавета Филоненко

Дата добавления: 2013-12-04

О воспитании. Метод - Игнорирование, те. наказание молчанием. Статья 6.

Довольно часто и родители и специалисты, работающие с детьми, сталкиваются с детской агрессией. И понятно, когда ребенок растет в неблагоприятной социальной среде, тогда и транслирует то, что в этом окружении видит и чувствует. Однако и в благополучных семьях такой феномен встречается не редко.

Что является причиной, запускающий механизм агрессивного поведения ребёнка?

Одной из весьма вероятных причин может быть такой метод воспитания ребёнка как ИГРОРИРОВАНИЕ.

Ну и что, если я молчу и нарочито не обращаю внимания на провинившегося или расшалившегося ребенка?- удивленно пожимают плечами родители.
-И это лучше, чем кричать или наказывать ребенка!- утверждают многие заботливые родители.

Однако на самом деле именно родители в скрытой форме проявляют агрессию к ребенку. И не удивительно, что в ответ получают то же самое.

Конечно, завуалированность традиционного игнорирования ребенка не в том, что другие более агрессивные методы, как крики, шлепки, наказания типа угла и ремня отсутствуют в житейских ситуациях, а в том, что многими заботливыми родителями считается менее агрессивными и поэтому не приносящими «вреда» здоровью ребенка. Но, к сожалению, игнорирование родителями ребенка оказывает весьма сильное воздействие, потому что вызывает в нем страхи.

Что родители транслируют ребенку, игнорируя, якобы не замечая его?

Во-первых, ребенок «переводит» со взрослого на свой детский язык это следующим образом: « Меня отвергают, а мне необходимо быть принятым в семью. Как же мне жить одному?» И к тому же одной из базовых потребностей человека является потребность быть членом группы- будь то семья, кружок, класс.

Во-вторых, игнорируя ребенка, родители демонстрируют внешним видом, что ребенок ТАКОЙ плохой, что с ним даже не хочется общаться. А общение для человека является одной из базовых потребностей, да и стоит ли говорить о феномене детей-маугли, лишенных человеческого общения. Смогли они развиваться полноценно без человеческого общения?

В-третьих, родитель в данном случае демонстрирует свою «родительскую хорошесть», потому что не ругается, не бьет, не наказывает ребенка физически. Родитель хороший, потому что сдерживает свои эмоции, не проявляет их открыто, однако, согласитесь, что где-то внутри него негативные чувства, например, гнев, злость, обида существуют. А хорошо ли для здоровья эти негативные чувства сдерживать?

Что же происходит на самом деле? Игнорируя ребенка, родитель как бы приподнимает себя - хорошего над плохим ребенком, и поэтому плохой ребенок будет мучиться от невысказанности, страдать в одиночестве. Сколько? А здесь возможны варианты. Или до тех пор, пока ребенок попросит прощения. Или пока родители не спустятся с вершин своей «хорошести» и не простят ребенка. А за что? И говорят ли родители ребенку, молча, чем они не довольны?! А действительно, знает ли ребенок, за что его игнорируют родители?

И в чем коварство такого метода воспитания?

Игнорирование само по себе действительно достается многим родителям от их родителей, так сказать по наследству, как передача семейной традиции. И коварство игнорирования даже не в том, что она по сути своей является отсутствием реакции на другого человека, а является манипуляцией и поэтому зарождает в ребенке сильную эмоциональную зависимость. А в этом что хорошего?

И как это получается? Ребенок чувствует себя отвергнутым самыми важными и дорогими людьми - родителями и это отверждение зарождает в нем чувство страха, причем на самом глубинном уровне. А вот скажите, как может выжить маленький ребенок, если семья его отвергает? А как он может выжить один на улице, то есть тогда, когда о нем перестанут заботиться = перестанут любить родители?

А родители, не вдаваясь в тонкости, не осознавая, что происходит, когда они игнорируют ребенка на самом деле спокойно манипулируют его страхами. И возможно, что родителям понятно, что они никогда не откажутся от своего ребенка. Однако у ребенка закрадывается страх отказаться отвергнутым мамой и папой, или бабушкой и дедушкой.

И одна эта мысль вызывает у ребенка панику и такой ребенок, столкнувшийся с игнорированием родителей, будет делать все что угодно, только чтобы его не игнорировали. И как вы думаете, какую личность сформируют родители?

И постепенно переживаемые страхи быть отвергнутым приводит к тому, что ребенок зависит от эмоционального настроения родителей, он как бы сливается вместе с ними. И что в этом неприятного? Если это можно назвать неприятностью, то она заключается в том, что родители сами учат своего ребенка пассивной агрессии, потому что активную агрессию родители строго запрещают.

И что остается ребенку? Ребенок научается улавливать малейшие колебания настроения родителей, научается подстраиваться под родителей, научается угадывать, что нужно сделать для родителей при этом отказываясь от своих желаний в пользу родительских, потому что БОИТСЯ, что проявление его чувств и желаний вызовет отвержение и ИГНОРИРОВАНИЕ- НАКАЗАНИЕ МОЛЧАНИЕМ.

Может ли маленький ребенок сопротивляться игнорированию родителей?

В раннем детстве вероятнее всего- нет, потому что ребенок без родителей не сможет выжить и поэтому он подстраивается под них.

Хотя, все чаще и чаще можно встретить истеричных, капризных детишек, которые умело манипулируют и сверстниками и взрослыми, потому что ЕЩЕ надеются избежать наказания молчанием, т.е. игнорированием, но повзрослев, ребенок открыто протестует и проявляет агрессивные формы поведения.

И что хорошего в том, что родители игнорируют ребенка?

Родители, отвергающие, т.е. игнорирующие своего ребёнка забирают у него настоящее, потому что ребёнок начинает жить прошлым или будущим, т.е., он оторван от настоящей действительности.

А как же иначе? Представьте себе ребёнка, которому родители показывают свое недовольство… У такого ребёнка родители отбирают покой и уверенность в том, что любят его и отверженный ребёнок постоянно возвращается в прошлое, сожалеет и мучается, припоминает, что же он такое натворил в прошлом, за что его игнорируют.

Или второй вариант - в своих фантазиях ребенок представляет, как все наладилось и родители перестают молчать, дуться и обижаться на него и они по-прежнему радуются жизни, играют.. И ко всему в придачу игнорирующие ребенка родители лишают его уверенности в том, что ребенок - хороший и любимый, т.е., формируют чувства неуверенности в ребёнке, которое в свою очередь ведет к заниженной самооценке. И это и есть то хорошее, к чему приводит игнорирование?

Как исправить подобные родительские ошибки?

Во-первых, родителям важно учиться проявлять СВОИ чувства правильно.

Все мы сердимся, обижаемся, гневаемся, злимся, когда, допустим на работе, что-то идет не так и кому-то что-то говорим, т.е, высказываем свои чувства. А что мешает высказать чувства своему ребёнку?

И ребёнку такой способ откровенного диалога намного полезнее, чем завуалированная скрытая агрессия, которую ребёнок чувствует во сто крат сильнее.

И поэтому родители могут заранее подобрать такие понятные слова, которые помогут и им, и ребёнку понять, чем не довольны. Например,: «Знаешь, я сейчас сержусь на тебя и поэтому не могу с тобой разговаривать. Мне нужно 5-10 минут, чтобы успокоится, а позже мы с тобой поговорим…»

И при таком откровенном и конкретном объяснении, ребёнок начинает понимать, что сделал что-то не так, сделал то, на что вы сердились, что вас огорчило или разозлило, но вы его по-прежнему любите. И раз от раза ребёнок все больше и больше будет понимать, что на ЕГО НЕГАТИВНЫЙ ПОСТУПОК окружающие реагируют АГРЕССИЕЙ ИЛИ НЕГАТИВНЫМИ ЧУВСТВАМИ, и ребенок начнет понимать, что САМ запускает последующие события своими поступками.

Очень горько сознаваться, что за последние годы появилось много психологически травмированных детей, потому что потому что наказание показательным игнорированием причиняет ребёнку душевную боль и по сути является для ребёнка сильным стрессом. И вероятно вы в курсе, что многие болезни берут свое начало в стрессах.

И в вероятно, что правило «Любое обозначенное действие переносится легче, и не воспринимается ребёнком как наказание отвержением, т.е. игнорированием» поможет родителям устанавливать и позитивно развивать доброжелательные отношения со своим ребенком.

Какие фразы могут помочь родителям передать обозначить действие?

Сейчас мне надо побыть одной, поэтому не беспокой меня… 10 минут.
-Сейчас мне нужно успокоиться, а когда я успокоюсь, мы с тобой поговорим..
-Я сегодня устала и поэтому не могу внимательно тебя слушать, давай перенесем разговор (на потом, на завтра)

Во-вторых, вероятно одним из самых доступных простых и естественных способов выразить свои чувства, - это послать ребенку мысль «Я люблю тебя» или прямо сказать: «Я люблю тебя (Тебя я люблю!), но мне не нравится, мне неприятно, меня сердит твое поведение.

К сожалению, родителей не учат, как отделить свои чувства от своего поведения и как отделить чувства ребенка от его поведения и поэтому возникает много неприятных жизненных ситуаций, не приносящих ничего хорошего.

Что полезно осознать родителям?

РЕБЕНКА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ФОРМИРУЮТ ВОЗДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Совершая поступки, родители порой не осознают, к каким последствиям это приведет. И жалобы на плохое поведение или агрессивное вызывающее поведение на самом деле - не вина ребенка, а просто неумелое проявления родительского воздействия на ребенка. И ответственность в данном случае лежит на родителях, не так ли?

И все-таки, что же у родителей запускает желание игнорировать ребенка?

Вероятно, эмоциональная и психологическая незрелость.

Продолжение следует…

Понравилась эта статья?

Каким должен быть идеальный ребёнок? Большинство мам ответит на этот вопрос: «Послушным». Но – увы! – послушное дитя достаётся далеко не всем родителям.

Редкие семьи не сталкиваются с проблемой, когда ребёнок игнорирует просьбы родителей и совершенно не желает воплощаться в их идеал. Как в таком случае найти общий язык с ним? Об этом своим читательницам спешит рассказать женский сайт «Красивая и Успешная».

Непослушный ребёнок: почему он так себя ведёт?

Чем старше становится малыш, тем больше ему хочется чувствовать себя самостоятельным. Когда кроха начинает осознавать себя как личность, у него появляется необходимость принимать осознанные решения. Поэтому на предложения и просьбы мамы он всё чаще отвечает: «Не хочу».

Упрямство маленького человечка не всегда является капризом или проявлением избалованности. Сопротивляясь воле близких, кроха старается найти себя. Психологи выделяют несколько основных причин, по которым ребёнок начинает игнорировать просьбы взрослых:

  1. Он хочет иметь личное пространство. Педагоги заметили одну закономерность: особое упрямство проявляют дети самых требовательных мам, пытающихся полностью контролировать все действия своих чад. В подобном случае малыши, страдая от гиперконтроля, пытаются вырваться из плена маминой , сопротивляясь её желаниям. Разумеется, в силу своего возраста, им сложно дифференцировать эти желания на полезные и неполезные для себя. Поэтому они сопротивляются всему без разбора.
  2. Он чрезвычайно любопытен. Детям с высоким уровнем познавательной активности настолько интересен окружающий их мир, что они просто не всегда успевают услышать мамины запреты или просьбы. Любопытство заставляет их забывать об опасностях.
  3. Ему не хватает силы воли бороться с искушениями. Порой кроха, который прекрасно знает, что определённые вещи делать нельзя (например, лакомиться конфетами перед обедом), не может устоять перед соблазном съесть конфетку, когда мама не видит. А всё потому, что та сила воли, которая помогает маме и папе в похожей ситуации устоять перед искушением, у малыша пока не успела сформироваться.
  4. Мама предъявляет к нему слишком много требований сразу, поэтому он просто игнорирует её: выполнить все поручения всё равно невозможно, а выбирать среди них самое важное он не умеет, поэтому он просто не обращает внимания на мамины просьбы.
  5. Ещё одна причина, по которой ребёнок игнорирует маму – это непонимание, зачем мама от него требует того, что он не хочет. Малыш считает, что выполнять просьбы мамы ему невыгодно. Если же его убедить в обратном, он будет вести себя по-другому.
  6. Он заигрался и игнорирует мамины вопросы просто потому, что не слышит их. Как ни удивительно, такое может происходить с детьми абсолютно любого возраста.

У непослушания могут быть и другие причины, но, какими бы они ни были, внимательные, любящие родители смогут их найти и устранить, чтобы найти со своим ребёнком общий язык.

Ребёнок игнорирует просьбы взрослых: как решить проблему?

Как удалось выяснить сайту сайт, завоевать уважение и внимание ребёнка родители смогут, если сами будут внимательны к нему. Маме и папе следует строить свои отношения с ребёнком на следующих принципах:

  • Взаимопонимание и взаимоуважение вместо полного подчинения ребёнка воле взрослым. Каким бы маленьким и слабым пока ни был ребёнок, он уже человек, обладающий чувством собственного достоинства. Поэтому нельзя с малышом всё время разговаривать в приказном тоне, вынуждать его делать то, чего он не хочет. Для того, чтобы кроха не совершал роковых ошибок, ему следует предложить выполнять определённые действия, показав их в максимально привлекательном свете. Малыш не желает мыть ручки перед едой? Тогда можно не мыть их, а поиграть в морскую войну с безжалостными микробами, в которой победителем станет обладатель самых чистых ручек.
  • Предъявление реальных требований. Если ребёнок игнорирует маму и папу из-за того, что они требуют от него слишком многого, правильнее всего будет начать конкретизировать свои требования. Не кричать: «Наведи порядок на столе!» — а давать чёткую пошаговую инструкцию: «Сложи тетради в папку, ручки и карандаши – в пенал, учебники поставь на полку, рабочую поверхность протри от пыли влажной тряпкой».
  • Прежде, чем что-то сказать, устранить все отвлекающие факторы. Бесполезно обращаться с просьбой к ребёнку, увлечённому просмотром телевизора или игрой в компьютер. В такие минуты дети игнорируют родителей, воспитателя и других взрослых, поскольку теряют связь с внешним миром. Достаточно приглушить звук колонок – и малыш вернётся в реальность, в которой сможет услышать маму и её требование.

  • Нужно обязательно объяснять ребёнку, для чего ему нужно делать то, чего от него ждут взрослые. При этом важно помнить, что отдалённые цели плохо мотивируют детей. Не стоит говорить школьнику, что ему пригодятся для расширения профессиональных возможностей. В 7-8 лет малыш вряд ли переживает за будущую карьеру. А вот рассказ о том, что занятия музыкой – это возможность завоевать авторитет у ровесников и учителей, а также шанс заполучить в качестве награды за усердную учёбу заветную игрушку, может подействовать так, как нужно.
  • Важно не приказывать, а просить. Если ребёнок игнорирует воспитателя или родителя, можно попробовать выразить просьбу такими словами, чтобы упрямец понял: выполнив её, он совершит очень благородное дело, почти подвиг. Ну какой малыш откажется на пару минуток почувствовать себя настоящим рыцарем? Какому не захочется примерять на себя роль супергероя?
  • Разговаривать с ребёнком нужно не только тогда, когда от него что-то требуется, но и в те минуты, когда сам малыш обращается с вопросом, просьбой, рассказом. Если он будет чувствовать, что его слышат, он и сам научится быть внимательным к другим людям.
  • Иногда, когда это не будет опасным для жизни ребёнка, нужно позволять упрямцу претерпеть последствия непослушания. Например, позволить капризуле испачкаться в луже, а потом не пойти в магазин за лакомством, поскольку его туда в таком виде «не пустят».

Чтобы решить проблему, что делать, если ребёнок игнорирует просьбу родителей, когда речь идёт об избалованном, капризном, чрезмерно эгоистичном малыше, можно попробовать тоже игнорировать его просьбы: пусть поймёт, что его поведение отражается на поведении взрослых.

А порой маме и папе маленького упрямца стоит проявить чуть больше твёрдости с ним, чтобы позже у них не возникло более серьёзной проблемы.

К сожалению, многие современные родители превращаются в рабов собственных детей, а потом пожинают печальные плоды своей неправильной позиции.

Психологи и педагоги напоминают: в воспитании ребёнка не должно быть крайностей. Ищите золотую середину, учитесь понимать своего ребёнка и внушать ему полное доверие, и тогда проблем с ним возникать не будет.

За свою десятилетнюю практику я выделила несколько поведенческих проблем у детей, которые требуют немедленной реакции родителей.

1. ОН ПЕРЕБИВАЕТ

Ваш ребенок чем-то обрадован и хочет немедленно рассказать об этом. Если разрешаете ему вмешиваться в разговор и перебивать вас, то тем самым даете понять, что это позволительно. Так вы не научите ребенка думать о других и самому искать себе занятие. В следующий раз, когда ребенок попытается вас перебить, дайте ему понять, что заняты. Предложите, во что он может поиграть. Если он продолжает мешать, подтолкните его в нужном направлении.

2. ОН ПРЕУВЕЛИЧИВАЕТ

Все начинается с мелочей. Сначала он говорит, что доел овощи, хотя на самом деле едва к ним притронулся. Эта небольшая ложь, конечно, не приносит никому особого вреда, но все же слова ребенка не соответствуют действительности. Возможно, вам кажется, что это ерунда, но склонность ко лжи со временем может усилиться. Правда, важно помнить, что в возрасте двух-четырех лет ребенок еще не понимает, что такое правда и ложь. Хвалите детей, когда они говорят правду. Учите их быть честными, даже когда это грозит им неприятностями.

3. ОН ПРИТВОРЯЕТСЯ, ЧТО НЕ СЛЫШИТ

Вы не должны многократно просить ребенка убрать игрушки или сесть в машину. Игнорирование ваших просьб со стороны ребенка – это борьба за власть. Со временем оно будет лишь усугубляться.

В следующий раз, когда вам нужно будет о чем-то попросить сына или дочь, подойдите к ребенку и посмотрите ему в глаза. Добейтесь, чтобы он или она ответили: «Хорошо, мама (папа)». Если ребенок смотрит телевизор, вы можете его выключить. При необходимости в качестве наказания можно лишить ребенка развлечения – например, сократить время за гаджетами с часа до получаса.

4. ОН СЛИШКОМ ГРУБО ВЕДЕТ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ ИГР

Если ваш старший сын бьет младшего брата, естественно, вы вмешаетесь. Но нельзя закрывать глаза и на менее явные проявления агрессии – например, если он толкает брата или игнорирует его. Подобное поведение надо пресекать в раннем возрасте, иначе потом станет только хуже. Если вы позволяете ребенку так себя вести, то тем самым словно показываете ему, что делать другим больно позволительно.

Отведите сына в сторону и объясните ему, что так делать нельзя. Не давайте ему играть с младшими братьями и сестрами, пока он не научится вести себя с ними как подобает.

5. ОН БЕЗ СПРОСА БЕРЕТ СЛАДОСТИ

Это очень удобно, когда сын или дочь берут что-то перекусить и включают телевизор, не беспокоя вас. Когда двухлетка тянется за лежащим на столе печеньем, это выглядит мило. Иначе это будет смотреться, когда в 8 лет он или она в гостях начнут хватать сладости без разрешения.

Важно установить дома определенные правила и удостовериться в том, что дети хорошо их знают.

Пропасть растет

Когда в семье появляется ребенок, мы, родители, уверены, что уж своего малыша мы знаем лучше всех. Вкладывая все сердце и душу в воспитание подрастающей личности, мы отдаем ребенку то, чего никогда не имели сами. Стараясь идти в ногу со временем, мы изучаем новейшие методики воспитания, не жалеем денег на развивающие игрушки, обучающие материалы, именитых педагогов и платные школы. Иногда балуем ребенка подарками и развлечениями, особенно когда хочется отметить первые успехи малыша.

Все вроде бы идеально: взаимопонимание, доверие, общение.

Но чем старше становится ребенок, тем больше он начинает отдаляться. Чем ближе пресловутый период пубертата, тем он все чаще молчит, погруженный в свои мысли, все меньше делится своими успехами или огорчениями. Совместное времяпрепровождение его не радует, он больше хочет побыть один, начинает ощущаться проблема в общении, растет стена между подростком и его родителями.

Ребенок слушает, но не слышит, понимает, но игнорирует, находится рядом, но не раскрывается. Любые просьбы его раздражают, предложения отвергает, вопросы пропускает мимо ушей. Он витает в облаках где-то далеко, в своем мире, впуская в него отдельных людей, но только не родителей.

Как вернуть былой уровень доверия? Что вообще происходит и когда был потерян тот тесный контакт с ребенком? С чем связано подобное отдаление от родителей?

А может ли это быть чье-то дурное влияние? Как узнать, не попал ли ребенок в секту или банду, не принимает ли наркотики? Или это, может быть, депрессия, гормональный сдвиг, неразделенная любовь или травля в школе?

Обычные родительские опасения «через себя»: вот я таким не был, чего ему не хватает, это все телевизор/приставка/телефон/Интернет/улица - практически никогда не отвечают действительности. К тому же принудительные разговоры «по душам» и с пристрастием тоже не приводят к ожидаемым результатам.

Корректор: Елена Лавецкая

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »