Что такое речевое творчество. Проектная работа развитие речевого творчества дошкольников средствами сказочных произведений

Речевое творчество как вид детской творческой деятельности

Verbal creativity as a kind of child"s creative activity

Железнякова Тамара Витальевна,

магистрант кафедры дошкольного образования Томского государственного педагогического университета.

В статье на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы дается представление о детской творческой деятельности, в том числе речевой. Раскрыты условия, способствующие становлению и совершенствованию речевого творчества детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: речевое творчество, творческая деятельность, воображение, формы речи.

Keywords: verbal creativity, creative activity, imagination, forms of speech.

На протяжении многих десятилетий ученые, как отечественные, так и зарубежные: психологи (Л. С. Выготский, Ф.А. Сохин, А.Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин), педагоги (О. С. Ушакова, М.И. Черемисина, Е.С. Кубрякова и др.), лингвисты (А.Н. Гвоздев, Н.В. Крушевский, В.А.Богородицкий, Бодуэн дэ Куртенэ и др.) целенаправленно, систематически и всесторонне исследовали речь детей, а также результаты детского творчества в ходе творческой деятельности.

Исследователи Л. И. Божович, В. С. Мухина и др. пришли к выводу о том, что творческая личность начинает формироваться с раннего детства «...там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-то новое...» .

Целью какой бы то ни было детской творческой деятельности (музыкальной, художественной, театрализованной, художественно-речевой,) является создание абсолютно нового, неординарного продукта на основе приобретенного жизненного опыта и полученных, хотя и немногочисленных, знаний. Сам процесс творения чего-то, порой необычного и неожиданного, побуждает ребенка отступать от привычного образца, изменять вид продукта, экспериментировать.

Большая и ответственная роль в этом процессе отводится взрослому (воспитателю, родителю), который помогает дошкольнику обогатить его представления об окружающем мире, овладеть наиболее приемлемыми средствами выражения полученных эмоциональных переживаний, навыком построения существующих в микросоциуме отношений, законов, ценностей. Следовательно, как дома, так и в детском саду для ребенка жизнь должна быть организована так, чтобы он мог максимально самостоятельно и в соответствии со своим желанием и способностями заниматься созданием никогда не существовавшего творческого продукта.

Основой детского творчества является процесс воображения, который в старшем дошкольном возрасте является психологическим новообразованием и играет важную роль в формировании личности (Л.С. Выготский).

Учеными доказано, что большую роль в становлении и развитии детского воображения и вероятных творческих способностей играет восприятие ими произведений искусства. В первую очередь необходимо знакомить дошкольников с произведениями художественной литературы, устного народного творчества . Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого мышления позволяют детям старшего дошкольного возраста продуктивно и многогранно использовать богатство родного языка. Таким образом, творческая деятельность ребенка находится в прямой зависимости от полноты и многообразия его представлений, которые являются материалом для развития фантазии.

Осуществляя обучение творчеству необходимо понимать особенности формирования художественного, в том числе речевого, творчества детей – дошкольников. В свое время Н. А. Ветлугина считала, что понятие «творчество» относится к деятельности ребенка и определила его словом – «детское». Она предложила выделить три этапа в формировании детского художественного творчества .

Первый этап – ребенок накапливает опыт. Взрослый помогает ему организовать жизненные наблюдения.

Второй этап – непосредственно сам процесс детского творчества. На данном этапе у ребенка возникает замысел, он находит способы его реализации.

Третий этап – создан новый продукт. Ребенок интересуется качеством, завершенностью, эстетичностью конечного результата творческой деятельности.

Накопленные впечатления от воспринятых произведений искусства и окружающей жизни стимулируют возникновение способности к речевому творчеству (речевой творческой деятельности), целью которой является решение необычной, новой для ребенка задачи, а результат проявляется в разных формах речи: в придумывании новых слов (словотворчество), в построении и ведении диалога, придумывании творческих рассказов, историй, сказок; моделировании собственных загадок; придумывании небылиц, стихов - перевёртышей; творческих пересказов. Отечественная дошкольная педагогика считает данные виды речевого творчества наиболее популярными.

Знание особенностей формирования детского речевого творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей:

1. Непрерывное обогащение опыта детей новыми впечатлениями из жизни: проведение экскурсий, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг.

2. Систематическая работа по развитию речи детей в целом и обогащение и активизация словаря в частности.

3. Развитие у детей умения строить связный текст, владеть структурой и композицией связного текста в соответствии с его коммуникативно-смысловым содержанием (тогда мы имеем дело с повествованием, описанием или рассуждением) или жанровой характеристикой (в этом случае речь идет о наиболее популярных в детском возрасте жанрах – стихах, рассказах, сказках, загадках, пословицах, поговорках и пр.).

4. Учить детей правильно понимать само задание «придумать», «сочинить», т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было .

Педагог О. Н. Сомкова справедливо считает, что развивать детское речевое творчество наиболее приемлемо в следующей последовательности: пересказ литературного текста, придумывание по аналогии, придумывание продолжения и окончания к рассказу, придумывание рассказа или сказки по плану по модели, придумывание сюжетного рассказа по игрушкам, затем на заданную тему или по пословице, сочинение сказок, загадок с использованием образных сравнений, олицетворений и метафор .

Успешность данной работы зависит от разнообразия культурных практик, в которые включается ребёнок. К ним можно отнести игровую, продуктивную деятельность, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательскую деятельность.

Важно полагать, что развитие умения детей слушать, организация и использование педагогического потенциала окружающей обстановки, установление связи между воспитанием любви к родному языку и воспитанием сенсорным, организация детской игры и труда являются основными задачами в деле развития детского речевого творчества.

Литература

1. Ветлугина Н. А. Художественное творчество в детском саду. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя / Под ред. Н. А. Ветлугиной.- Москва, «Просвещение», 1974.- 175с.: ил.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: кн. для учителя / Л. С. Выготский.-3-е изд..-Москва: Просвещение, 1991.

3. Киселёва О. И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству: Учебное пособие для специальности 030900 «Дошкольная педагогика и психология» / О. И. Киселева. – Томск: Изд. ТГПУ, 2007. – 84 с.

4. Сомкова О.Н. Образовательная область «Коммуникация». Как работать по программе «Детство». Учебно-методическое пособие / О. Н. Сомкова; ред. А. Г. Гогоберидзе. - Санкт-Петербург: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2013. - 182 с.

5. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду /А. П. Усова // История советской дошкольной педагогики: хрестоматия: учебное пособие /Сост.Е. А. Гребенщикова,А.А. Лебеденко; под ред. М. Ф. Шибаевой. – Москва: Просвещение, 1980.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 10 »

"Развитие речевого творчества. Роль фольклора в развитии речи младших дошкольников."

Подготовила: воспитатель

Липина Ю.В.

Гайский городской округ

2015 г.

«Образовательная область – речевое развитие»

Извлечение из ФГОС ДО

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Задачи речевого развития детей в младшем возрасте:

Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.

Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.

Развивать умение отвечать на вопросы, используя формы простого предложения или высказывания из 2 – 3 простых фраз.

Использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.

Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.

Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием.

Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук.

Задачи речевого развития детей средней группы:

Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов и элементов объяснительной речи.

Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой.

Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.

Развивать умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам.

Обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий.

Развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного словопроизношения.

Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми при пересказе литературных текстов.

Воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям.

Задачи речевого развития детей старшей группы:

Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.

Обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения.

Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.

Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников.

Воспитывать интерес к письменным формам речи.

Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.

Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых признаках (композиция, средства языковой выразительности).

Способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

Задачи речевого развития детей подготовительной группы:

Поддерживать проявление субъективной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

Развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.

Поддерживать использование в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений.

Развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.

Воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям.

Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.

Развивать умения анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь.

Обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), многообразии жанров.

Развитие речи происходит через чтение художественной литературы.

Задачи образовательной деятельности:

Расширять опыт слушания литературных произведений за счет разных жанров фольклора (прибаутки, загадки, заклички, небылицы, сказки о животных и волшебные), литературной прозы (сказка, рассказ) и поэзии (стихи, авторские загадки, веселые детские сказки в стихах).

Углублять у детей интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.

Развивать умения воспринимать текст: понимать основное содержание, устанавливать временные и простые причинные связи, называть главные характеристики героев, не сложные мотивы их поступков, оценивать их с позиций этических норм, сочувствовать и сопереживать героям произведений, осознавать значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев, общего настроения произведения или его фрагмента.

Способствовать освоению художественно – речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы (в том числе по частям, по ролям), выразительно рассказывать наизусть потешки и прибаутки, стихи и поэтические сказки (и их фрагменты), придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки, участвовать в литературных играх со звукоподражаниями, рифмами и словами на основе художественного текста.

Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, изготовлении фигурок и элементов декораций для театрализованных игр, в игре – драматизации.

Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В то же время, освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для ее осуществления.

Особенностью организации образовательной деятельности по программе «Детство» является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т.е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.

Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленной на развитие читательских интересов детей, развитие способностей восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного.

Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.

Одним из важных принципов технологии реализации программы «Детство» является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитании дошкольников, при этом предоставляет родителям возможность высказывать свою точку зрения.

Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с семьей, поможет родителям почувствовать уверенность в своих педагогических возможностях.

Дошкольный возраст – период первоначального литературного развития дошкольника. Исследователи детства отмечают, что характерной особенностью дошкольника является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Человек, по утверждению К.И. Чуковского, начинает говорить не прозой, а стихами. Первые слова, которые произносит ребенок, по симметричному расположению главных звуков является совпадающей рифмой: ма-ма, па-па, бо-бо. Дети тяготеют, прежде всего, к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. От того то малышам нравятся произведения фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию, музыку и действия, точно соответствует эмоциональным потребностям ребенка.

Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка. Сегодня им пользуются везде. Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость».

Фольклор – это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, потешки, пестушки. Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей:

Обогащают словарь,

Развивают артикуляционный аппарат,

Фонематический слух,

Дают образцы для составления описательных рассказов.

Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках предметы. Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их.

Особую значимость устное народное творчество приобретает в первые дни жизни малыша и в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.

«Малые жанры фольклора»

Это небольшие по объему фольклорные произведения. Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости.

Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери, игры – забавы с маленькими детьми («Сорока», «Ладушки»), потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать педагогу, повторять его действия. Повторяя вместе со взрослым стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается воображение, обогащается речь, эмоции.

Жизненные процессы, такие как одевание, купание, сопровождающиеся словами, очень помогают малышу. В эти моменты он запоминает и откликается, сопровождает слова действиями – играет в ладушки, притопывает ногами, приплясывает, двигаясь в такт.

Это не только забавляет, но и радует ребенка. При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие.

Малую форму фольклора можно обыграть разными способами. При этом можно использовать театр (пальчиковый, маски). Также могут быть использованы разные игрушки. Играя в театр и игрушки, дети быстро представляют и запоминают сказки, потешки. Надевая костюм, ребенок представляет себя тем или иным персонажем.

Потешки - короткие стишки (реже песенки), предназначенные для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания потешек, их содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру. Назначение потешек - позабавить, развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоциональное состояние. Наиболее популярные сюжеты потешек: "Ладушки" (в такт стихам хлопают детскими ладошками, при заключительных словах ручки разводят и кладут на голову: "Полетели, на головку сели!"); "Сорока" (игра пальцами ребенка имитирует варку каши и раздачи ее детям); "Идет коза рогатая" (жесты взрослого изображают встречу с козой).

Потешки - замечательное изобретение народной педагогики и народного поэтического творчества, основанное на глубоком проникновении в психологию раннего детства.

Пример:

«Сорока»

Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)

Сорока-ворона,

Деткам отдала.

(загибают пальчики)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

- Зачем дров не пилил?

- Зачем воду не носил?

Считалки - вид русского игрового фольклора: рифмованные стишки, посредством произнесения которых проводится жеребьевка в играх детей. Считалки исполняются в особой манере, так, чтобы ударный слог или отдельное слово совпадали с указанием на одного из участников игры; тот, на которого пришелся заключительный слог, выбывает из жеребьевки ("Родион, поди вон!"); Считалка произносится до тех пор, пока не останется последний, которому выпадает водить в игре ("Ну-ка, Мишенька, води»). Значительную часть считалок составляют стихи, скомпонованные из набора слов, отсутствующих в языке или выступающих в искаженных формах словесных образований, не поддающихся логическому объяснению ("Перводан, другодан, на четыре угадал..." или еще более непонятное: "Эники-беники Си колесо, Эники-беники Клоп..."; "Ана-руна-жесь, Кинда-ринда-резь..."). Часто подобная заумь объясняется искажением иноязычных слов, прежде всего числительных ("Эна, бена, рее, унтер, квинтер, жес" - где узнаваемы следы не то лат., не то франц. счета). В считалках закрепились следы языковой архаики и мифологических связей. Жанр уникален в том отношении, что является стихотворным, но не песенным.

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля

Аты-баты, он какой?

Аты-баты, золотой.

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, это я!

Колыбельные песни - песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их - размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели.

Колыбельная песня является одним из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня - песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Преобладающие темы - убаюкивание, приглашение помощников для убаюкивания, мысли о будущем убаюкиваемого ребенка, нередко явления и предметы окружающей действительности, могущие заинтересовать и позабавить ребенка, если бы только он понимал слова песни. Это как бы приспособление к интересам ребенка; эта стилизация под детскость, между прочим, очень отчетливо сказывается и в языке (уменьшительные, ласкательные слова, детские словообразования).

Пестушка ( от слова пестовать, то есть нянчить, холить) - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Кушай, кушай, котик!

Открывай свой ротик:

Кашку и оладушки,

Да сыграй нам «ладушки»

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ!

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) - стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,

Большая голова,

На колу сидела,

В стороны глядела,

Головой вертела.

Заклички - один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто - к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Радуга –дуга,

Перебей дождя,

Опять в ночь

Льет во всю мочь;

Перебей гром-

Не попал бы в дом.

Дразнилки – тесно связаны с прозвищами, употребление которых уходит корнями в древнюю Русь. В крестьянской среде фамилии заменяли прозвищами, которые давались человеку окружающими его людьми. В каждом из прозвищ отражалась какая – нибудь внешняя примета его носителя, чаще всего иронически преувеличенная. От таких прозвищ и произошли дразнилки, которые по значению и представляют собой рифмованные прозвища, развернутые в небольшие стихотворения.

Плакса, вакса, гуталин,

На носу горячий блин

Плакать не годится,

Можно простудиться

Скороговорка - фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют развитию речи ребёнка. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Ехал грека через реку.

Видит грека: в реке рак,

Сунул грека руку в реку -

Рак за руку грека - цап!

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Пословица - краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм

"Не беда, что в ржи лебеда, а беды, как не ржи, ни лебеды"

"Люби жену, как душу, тряси ее, как грушу"

"В чужих руках ломоть велик кажется, а как нам достанется, так и мал покажется."

"На правду, что на солнце - во все глаза не взглянешь"

"На грубое слово не сердись, а на ласковое не сдавайся",

Загадка , как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша - нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Значение загадок трудно переоценить. Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность. Загадки развивают в детях догадливость, воображение.

Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же - смешные истории о том, чего не бывает, например:

Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Он на сивой на телеге, На скрипучем на коне, Топорищем подпоясан, Ремень за пояс заткнут, Сапоги нараспашку, На босу ногу зипун.

Поговорками называются выражения, употребляемые в разговоре, чаще всего, в форме сравнений, для того, чтобы придать речи особую наглядность. "Поговорка, - говорит народ, - цветочек, пословица - ягодка". Поговорки называются также "присловьями" и "присказками". Примеры

"Как две капли воды",

"Один, как перст",

"Ни дать, ни взять",

"Как снег на голову",

"На помине легок",

"Не по дням, а по часам растет",

"Ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать",

"Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается".

Приговорки - общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Приговорка, построенная по принципу просьбы- пожелания, самим словесным строем настраивает ребёнка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде. Для каждого растения своё определение, ласковое слово:

матушка репка,

уродилась крепко,

капуста виласта,

будь грудаста,

горох крупен и бел,

бобы велики и круты.

Приговорки"" во время игр - это своеобразные просьбы к природе в доброй помощи. Они обращены к ветру, ручью.

Многие нелепицы начинаются с указания на чудо, а затем следует перечисление озорных и диковинных отклонений от общепризнанных и существующих норм:

Курочка бычка родила,

Поросёночек яичко снёс,

Овечка расквохталась

Кобылка раскудахталась.

Частушка - фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, передаваемая обычно устно.

Сказка фольклорная - эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, предание, быличка).

Фольклорная сказка включает несколько жанров:

Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах. (Сказка о животных (животный эпос) - это совокупность (конгломерат) разножанровых произведений сказочного фольклора (сказка), в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо 1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза (саней»)), либо 2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).

Волшебные сказки. (В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.)

Новеллистические (бытовые) сказки имеют одинаковую с волшебной сказкой композицию, но качественно отличаются от нее. Сказка данного жанра прочно связана с реальностью, здесь существует лишь один, земной мир и реалистично передаются особенности быта, а главный персонаж – обычный человек из народной среды, борющийся за справедливость и добивающийся своего с помощью смекалки, ловкости и хитрости.

Небылицы – это сказки, построенные на абсурде. Они небольшие по объему и часто имеют вид ритмизованной прозы. Небылицы представляют собой особый жанр фольклора, который встречается у всех народов как самостоятельное произведение или как часть сказки, скоморошины, былины.

НОД по развитию речи детей раннего возраста с использованием фольклора «Петушок и его семья»

1младшая группа

Цель:

Учить детей выразительно проговаривать потешки с помощью воспитателя;

Развивать и обогащать речь детей словами и строками народных поэтических творений

Закреплять способность подражать игровым действиям взрослого

воспитывать интерес к устному народному творчеству и любовь к родному языку.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Оборудование: ширма, костюмы: петушок, курочка, цыплята.

Предварительная работа: чтение и заучивание потешек, рассматривание иллюстраций к игре.

Активизация словаря: умывается, водичка, личико, роток, зубок, причесаться, гребешок, головушка, бородушка.

Обогащение словаря: курочка-тараторочка, хохолок, пушистенькие, желтенькие, клювики.

Ход НОД:

1.Вводная часть. Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

2. Основная часть.

Воспитатель: «Ребята, мы утром просыпаемся, одеваемся, а потом что мы делаем?»

Дети: «Умываемся!»

Воспитатель: «Правильно, ребята, умываемся! Какую потешку мы знаем про водичку?»

Дети: Водичка, водичка,

Умой мое личико –

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Мы умылись, а что же нам еще осталось сделать?»

Дети: «Причесаться!»

Воспитатель: «Ребята, какие вы сообразительные! Отгадайте загадку: «Утром рано встает, деткам спать не дает». Кто это?» (ответы детей) . Правильно, петушок. А как он голосисто поет?»

Дети: «Ку-ка-ре-ку!»

Воспитатель: «Молодцы! Давайте позовем петушка к нам.

Дети: «Петушок, петушок, иди к нам!»

Из-за ширмы появляется ребенок в костюме Петушка.

Петушок: «Ку-ка-ре-ку! Здравствуйте, дети! Вы ведь знаете, кто я такой? Какую потешку вы можете рассказать про меня?»

Дети: Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка

Что так рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

Воспитатель обращает внимание детей на особенности птицы: гребешок, бородушка, перышки, лапки.

Проводится физкультминутка «Петушок»

Какой красивый петушок

Пришёл в гости к нам (шагают на месте, высоко поднимая ноги)

Петушка я покормлю

И зернышек я дам («насыпают» зернышки)

Петя, Петя, Петушок

Зёрнышки клюёт (стучат пальчиком по ладошке, как клювом)

Петя, Петя, Петушок

Песенки поёт: ку-ка-ре-ку! (произносят вместе)

Воспитатель: «Ребята, а кого петушок зовет? (ответы) . Правильно курочку. Давайте поможем ему, позовем громко курочку.

Дети : «Курочка, иди к нам!»

Петушок: «Ку-ка-ре-ку!»

Из-за ширмы появляется девочка в костюме курочки.

Курочка: «Ко-ко-ко! Здравствуйте, ребята, куда спрятались наши цыплятки? Помогите мне их найти».

Воспитатель: «Курочка-тараторочка по двору ходит, хохолок раздувает, малых деток созывает: «Ко-ко-ко!»

Дети встают и ищут цыплят, приговаривая: «Ко-ко-ко».

Воспитатель: (обращается к Петушку)

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Через темный лесок,

Через лес за реку

Покричи: «Ку-ка-ре-ку!»

Ребята, поможем петушку и громко прокричим: «Ку-ка-ре-ку!»

Дети помогают петушку. Воспитатель подает всем детям знак «тихо».

Цыплята: «Пи-пи-пи! Пи-пи-пи!»

Воспитатель : «Ребята, слышите, кто-то пищит. Как вы думаете кто это?»

Дети отвечают, если затрудняются с ответом, воспитатель им помогает. Из-за ширмы появляются дети в костюме цыплят.

Нашлись наши цыплята, посмотрите, ребята, какие они… (маленькие,

Дети рассматривают цыплят. (Клювики, крылышки, лапки)

Воспитатель: «Ребята, а как пищат наши цыплята? Почему же они так громко пищат? (Ответы детей) . Да они есть хотят. Нужно их покормить и насыпать им зернышек (Дети кормят цыплят) . А теперь повторяйте за мной движения. Я буду курочка, а вы – цыплята.

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки –

Желтые цыплятки.

Ко-ка-ко! Ко-ка-ко!

Не ходите далеко. (Дети выполняют движения, соответствующие тексту)

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

3. Заключительная часть. «Ребята, давайте нашему Петушку и его семье скажем:

До свидания!»

Литература 1. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобразительских задач / Г.С. Альтшуллер. – М., 1979. 2. Кудрявцев, В.Т. О смысле детского словотворчества / В. Т. Кудрявцев // Детский сад от А до Я. – 2005. - №2. – С. 142.
3. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. – Л., Изд-во
Ленинградского университета, 1986. – 368 с.
4. Танникова, Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников
(обучение
сочинению сказок) / Е.Б. Танникова. – М. : «ТЦ Сфера», 2008. – 96 с.
5. Ушакова, О.С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет / О.С. Ушакова //
Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – С. 18-29.

Использование игровых технологий для развития речевого творчества дошкольников

Развитие речи ведет к развитию творчества.
Скиле.

Аннотация: в данной статье описывается проблема речевого развития дошкольников, а также педагогический опыт автора по развитию речевого творчества детей старшего возраста.
Ключевые слова: речевое развитие, речевое творчество, воображение.

Речь – вид деятельности, присущий только человеку. От качества речи зависит очень многое: развитие, обучение, познание окружающего мира и себя в нём. Язык является важнейшим средством человеческого общения, восприятия действительности и служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием обучения. Полноценное владение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. При этом дети не только приобретают знания, но и учатся мыслить, поскольку думать – это значит говорить про себя или вслух, а говорить – значит думать. Ребенок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т. е. воздействовать на окружающих людей. Это предъявляет требования к правильному произношению всех звуков речи, её грамматическому оформлению, выразительности, эмоциональности, связности.
Задача взрослых – родителей и педагогов – помочь ему овладеть речью. К сожалению, в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Также одним из основных новообразований дошкольного возраста является воображение. Развитое воображение, его культурная форма, характеризуется, прежде всего, продуктивностью. Это не отрывочное фантазирование, которое часто встречается у детей, а решение определенной творческой задачи. Такой задачей может быть создание сюжета игры, замысла рисунка, конструкции или создание сказки. Чувствуя настоятельную потребность времени, педагоги находятся в поиске путей и способов творческого развития детей. Важно же, чтобы ребенок не только овладел знаниями, но и умел их использовать для генерирования собственных идей и мыслей. Воспитание творца – потребность времени. Поэтому необходимо уделять внимание формированию способностей ребенка к творчеству и использовать кроющиеся в психике ребенка огромные возможности для его развития. Л.С. Выготский говорил, что «… из всех форм творчества словесное творчество является самым характерным для детского возраста».
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра и, соответственно, развитие всех компонентов речи не возможно без активного включения ребёнка в этот процесс. Игра – это способ ориентации в окружающем мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей.
Согласно мнению В. А. Сухомлинского, игра – это «огромное светлое окно, через которое духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности » .
Известный психолог Д. Б. Эльконин в своих исследованиях делает вывод: "...игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных" .
То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается у него при соответствующих требованиях взрослых. Исходя из всего этого мною было решено, развивать воображение, фантазию и речевое творчество, используя систему игр и игровых приемов.

Цель моей работы: развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста через использование системы игр и упражнений.
В ходе работы решались следующие задачи: расширять и активизировать словарь детей; развивать воображение; развивать словесно – логическое мышление; формировать интерес к игровой творческой деятельности; побуждать творческую активность.

Для решения задач использовались задания, направленные на формирование следующих умений:

Воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти: (д/и «Разноцветные узоры», «На что это похоже?», пазлы);
- угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков: (игровые упражнения: «Назови предметы по описанию», «Опиши предмет», загадки);
- узнавать в неопределенных графических формах различные знакомые предметы («Кляксография», «Монотипия» и др.);
- находить в двух и более объектах общие и различные признаки (игры «Лишнее слово», «Назови отличие», «Найди общее», «Группировка слов»);
- составлять сюжетный рассказ про какой – либо предмет: (составление описательного рассказа по картинам, составление рассказа с помощью отдельных слов (мнемотехника);
- умение делать логические выводы (логические задачи); находить действия противоположные по значению (слова – антонимы).
Игры на развитие словесного творчества: «Шкатулка со сказками», «Рассказ по картинке», «Фантастическое животное», «Неоконченная сказка», «Прерванный мультик», «Сказочный город», «Королевство сказок», «Игра в рассказчика», «Фантастическая гипотеза», «Сказка наизнанку», «Хоровые ансамбли», «Телевидение», «Разыгрываем стихи» и др.
В результате игр и упражнении у детей активизировался запас известных сказок, глубже воспринимаются традиционные способы организации сюжета и построения сказки: прием повторности, повторения эпизодов, способы цепного построения композиции, структура появления и движения персонажей: «от большого – к малому», «от малого – к большому».
Дети стали самостоятельны в словесно – творческих проявлениях. Научились связно, последовательно, выразительно строить предложения.
В речевом творчестве детей принимали участие и их родители. Родителям предлагались консультации: «Как развивается речь ребенка», «Несколько хороших идей для совместных игр родителей и детей», «Зачем нужны сказочные истории», «Тридцать три коровы или учим сочинять стихи», «Развитие словаря», «Играем пальчиками – развиваем речь», «Учим детей рассказыванию», «Как научить ребенка любить литературу», «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей», «В гостях у сказки – уроки сочинительства».
В результате проведенной работы можно сделать выводы, что развитие творческих способностей детей позволит им в будущем решать следующие задачи: находить решения в нестандартных ситуациях; развивать оригинальность мыслительной деятельности; анализировать проблемную ситуацию с разных сторон; развивать свойства мышления, необходимые для плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстроменяющемся современном мире.
Данная работа способствовала реализации потенциальных возможностей ребенка, повышению его уверенности, самостоятельности, личностному росту, развитию познавательных процессов, способности пространственного моделирования и в дальнейшем успешному обучению в школе. Закончить хочу словами Л. В. Успенского: «Культура речи ребенка «тысячью нитей связана с настоящей речевой культурой его старшего окружения».

Список литературы
1. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5–8 лет. – М., 2007.
2. Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста. – Пермь: ПГПИ, 1991, – С. 3.
3. Рудик О.С. Развитие речи детей 6–7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2009. – 176 с.
4. Сухомлинский В. А., Антология гуманной педагогики. Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1997
5. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников. – М., 2008.
6. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб.пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/ Д. Б. Эльконин.М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384с

Художественно-речевая деятельность дошкольников как средство развития творческих способностей детей

Миронова Вера Николаевна,

воспитатель ГККП я/сада №8 «Сказка»

Западно-Казахстанская область, город Уральск

Художественная речь открывают ребенку

громадный мир вещей и звуков, красок и света,

мир человеческих чувств и размышлений.

К.И.Чуковский

Овладение языком – важнейшая задача дошкольного образования. Актуальность ее особенно велика в наше время, когда отмечается повсеместное падение культуры. Надо начинать эту работу как можно раньше, иначе нашим детям трудно будет стать успешными во взрослой жизни.

Основная задача развития образной речи - заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге; познакомить с теми произведениями художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.

На современном этапе художественно–речевая деятельность рассматривается не только как средство формирования выразительности и образности речи, но и как средство развития творческих способностей детей.

Поэтому, работая над темой творческого поиска «Художественно-речевая деятельность дошкольника» я решаю задачи по формированию художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей.

Считаю, что важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).

При ознакомлении с произведениями художественной литературы, я стараюсь дать детям представления об особенностях жанра, раскрыть идейно - художественный смысл произведения, показать красоту, поэтичность образов, языка.

Моя практика работы по данной теме показывает, что на организованной учебной деятельности дети усваивают определенный объем навыков и умений по художественно-речевой деятельности.

Поэтому с этой целью я читаю и рассказываю детям сказки и рассказы, разучиваю с ними стихи, учу элементарно анализировать тексты, пересказывать и инсценировать короткие литературные произведения, придумывая собственные короткие сказки, рассказы, загадки для того, чтобы

вызвать у детей желание использовать усвоенные знания в повседневной жизни.

Однако мои наблюдения показывают, что дошкольники не всегда способны самостоятельно заниматься художественно-речевой деятельностью. Поэтому я использую свободное от занятий время во второй половине дня по теме моего творческого поиска по художественно-речевой деятельности детей.

С целью расширения и закрепления знаний детей о книге я создала и оформила в групповой комнате специальную зону, в которой дети могут перелистывать знакомые им книги, рассматривать иллюстрации в них, слушать сказки, записанные на грампластинки, кассеты, диски, пересказывать прочитанное своим товарищам с помощью театра игрушек, теней, кукол, фланелеграфа, играть в литературные игры, готовиться к праздничным утренникам, вечерам развлечений.

А организация экскурсий в книжный магазин, в детскую библиотеку, в городскую библиотеку для взрослых, активизирует деятельность ребят в книжном уголке.

Для обобщения и закрепления знаний по теме творческого поиска я провожу литературные развлечения, такие как: "Книги – наши друзья", В гостях у царицы литературы».

Мои дети в свободное от занятий время, находясь под впечатлением прослушанных литературных произведений (сказок, рассказов, стихов) воссоздают понравившиеся им образы в рисунке, в аппликации или лепке.

Считаю, что основной целью при организации литературных игр является развитие художественного вкуса детей, воображения и творческого мышления, формирование связной речи. Вместе с ребятами я организовываю следующие литературные игры: "Нарисуем сказку", "Придумай рассказ, сказку по рисунку (или по картинке), "Расскажи сказку по картинкам" и другие.

Постепенно, по мере формирования у ребенка необходимых умений и навыков, приобретения нужных знаний, моя роль становится второстепенной, потому что детям я предоставляю большую свободу, а помогаю только им в тех случаях, когда они в чем-то затрудняются.

Все рисунки и сочинения детей я помещаю в альбом детского творчества. Это может быть книжка-малышка отдельного ребенка, альбом, в котором найдут место рассказы, сказки, стихи, загадки, придуманные детьми.

В конце учебного года организовываю выставку детского творчества, провожу совместную конференцию воспитателей, родителей, учителей начальных классов.

Взаимосвязанными компонентами художественно–речевой деятельности дошкольников являются не только восприятие литературного текста, его воспроизведение (репродукция), но и элементарное словесное творчество.

Словесное творчество я развиваю у детей с помощью придумывания загадок, сочинением сказок и рассказов. Дети сами находят изобразительные средства, сравнения, эпитеты, придумывают композицию сказок, рассказов (начало, основная часть, концовка), выбирают изображения персонажей и показывают на фланелеграфе или используют плоскостной настольный театр.

Игра-драматизация – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций и в то же время эффективное средство осмысления подтекста литературного или фольклорного произведения. Такой способ передачи сказки или рассказа наиболее любим у старших дошкольников. Он позволяет детям научиться правильно строить диалоги и монологи, описывать явления и предметы.

Художественно-речевое развитие способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей детей и их речевой культуры, формированию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, способствует формированию художественно-речевой активности.

Таким образом, грамотный подход педагогов при организации художественно-речевой деятельности способствует развитию не только речевых навыков, но и творческих способностей детей.

Людмила Соколова
Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие монологической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.

Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях , способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

ФГОС ДО указывает на необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие » развитие речевого творчества дошкольников . В «Законе об образовании РФ» говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических , интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста , что подтверждает актуальность исследуемой темы.

1. Включение в систему организационно-педагогических мероприятий ДОО демонстрации речевого творчества старших дошкольников для детей младших групп и родителей;

2. Активное использование в образовательном процессе произведений русского народного творчества : скороговорок, потешек, пословиц, поговорок, потешек и т. д. ;

3. Организация проекта по теме «Юные сочинители» и «Как рождается книга» ;

4. Участие в конкурсах детского творчества : «Моя сказка» , «Я рифмую» , «Конкурс стихов» ;

5. Организация непосредственно-образовательной деятельности по темам : «Придумывает сказку» , «Труд писателя и поэта» , «День поэзии» , «Может быть у сказки другой конец?» ;

6. Подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки;

7. Оживлений иллюстраций, проигрывание сцен, соединение (контаминация) сюжетов произведений разных жанров, ролевые, творческие литературные игры , театрализованные игры : «Придумай загадку» , «Оживи картинку» , «Как звучит сказка» , «Приключения колобка» и т. д.

В средствах и методах обучения и воспитания образовательного процесса следует применять :

1. Обогащение предметно-развивающей среды иллюстрациями и сюжетными картинками;

2. Собрать подборку художественного слова, физ. минуток, динамических пауз, загадок;

3. Создание уголка ряженья для переодевания детей , для самовыражения пения, плясок, театрализованных игр;

4. Расширение теоретических методов обучения : работа с мультимедийным пособием «Сочинители сказок» , составление творческих рассказов ;

5. Использование дидактические пособий : «Путешествие в сказку» , «Отгадай загадку» , «Как по-сказочному сказать?» ;

6. Создание сборника для детей , родителей и педагогов «Литературная копилка» ;

7. Составить кроссворды и ребусы по мотивам сказок и детских рассказов,

8. Использование в работе интерактивной доски.

Педагоги должны повысить свою компетентность в соответствии с ФГОС :

Определить основные методы, формы использования различных средств развития речевого творчества детей и разработать методику их комплексного применения;

Ознакомится с положениями ФГОС ДО и методическим сопровождением;

Выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуального речевого развития каждого ребенка .

Собрать картотеку малых форм фольклора (потешки, поговорки, пестушки, скороговорки, заклички, считалки и т. д.) .

Работа с воспитанниками :

Речевое творчество , умело сочетаемое с жизненными наблюдениями, с различными видами детской деятельности способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.

Система развития речевого творчества включает в себя следующие средства, технологии и методики :

Речевые игры и упражнения , направленные на совершенствование дикции детей : «Егорки» , «Вежливый поклон» , «Перекличка» , «Аквалангист» .

Беседы о прочитанном, толкование поэтического словаря;

Выразительное чтение, совместное скандирование, сопоставление литературного произведение с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом;

Иллюстрирование, составление диафильма, комикса «Зайкина избушка» , «Айболит и Бармолей» , «Лиса со скалочкой» ;

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал , который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста . С их помощью возможно развивать фонематический слух , так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников , словесному творчеству детей ;

Игры : предлагать детям проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку, сказку. Умение передать художественный образ в рисунке, расширял возможность его выражения в слове,

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций. Овладение навыками описательной речи будет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов брать литературные произведения, иллюстрации, картины,

Организация праздника «Сочинители и рифмоплеты» .

Сотрудничество с родителями

Родительское собрание с проведением анкетирования «Речевое творчество в жизни ребенка » .

Консультации : «Помогите ребенку овладеть родным языком» , «Игры в рифму» .

Совместное посещение театра и детской библиотеки.

Участие в конкурсе «Моя сказка» .

Составление сборника своих колыбельных песен, которые поют детям.

Совместная работа педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды .

Контроль :

Уровень развития речевых умений у детей можно отслеживать с помощью методики (семантический метод) О. С. Ушаковой и Е. Струниной.

Они считают важнейшим условием развития речевой структуры детей дошкольного возраста работу над словом , которую рассматривают во взаимосвязи с решением других речевых задач . Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказывание.