Звуки ребенка в 4 месяца. Психологическое и эмоциональное развитие. Режим дня и кормления

И снова здравствуйте, мои дорогие читатели! Сегодня мне захотелось продолжить с вами одну из моих любимых тем – «взросление» наших маленьких деток. Думаю, каждая мама тщательно следит за изменениями своего малыша и бесконечно радуется его успехам. И это правильно, ведь первый год жизни – достаточно сложный период для малютки. Он только начинает познавать этот большой мир!

Развитие ребенка в 4 месяца не может не радовать молодых родителей, ведь малыш уже окреп и готов к освоению новых знаний! И это действительно так, ведь кроха поправился и подрос, он совсем не похож на себя трехмесячного! Здесь же у мамы и может возникнуть вопрос: «что должен уметь ребенок в 4 месяца»? Об этом я и предлагаю поговорить!

Не стоит удивляться, что ваш грудничок так быстро меняется. Не нужно шокироваться и от того, что цвет его глаз совсем не тот, что был в роддоме. Все это – естественный процесс. Вам остается лишь наблюдать, как ваш долгожданный малыш становится старше с каждой минутой – не упустите это время!

В этом возрасте детки продолжают набирать в весе, и, что банально, растут:

  • рост дочери колеблется от 55,6 до 68,6 см (сыночка – от 57,6 до 70, 1 см):
  • вес малышки колеблется от 4,4 до 9,3 кг (малыша – от 4,9 до 9,7 кг);
  • окружность головы девочки: от 38,0 до 43,3 см (мальчика: от 39,5 до 44,4 см).

Но, нужно понимать, что значения условные, и если ваш малыш не «входит» в вышеописанные рамки, но при этом прекрасно себя чувствует, хорошо кушает и не капризничает, то и «бить тревогу» нет смысла.

Однако если вы всё же обеспокоены самочувствием малыша и несоответствие веса/роста вашего малыша и общепринятых данных вас настораживает – обратитесь к детскому педиатру. Опытный специалист осмотрит вашего новорожденного и сделает заключение.

1.1. Сон четырехмесячного ребенка

В данном возрасте нужно уделить особое внимание режиму дня малыша. Думаю, вы заметили, что ребеночек почти не мучается болями в животике – колики прошли.

Ночной сон грудничка теперь составляет 10 часов. Не спешите хлопать в ладоши! За этот промежуток времени малыш успеет проголодаться трижды, а значит, вам необходимо будет его кормить и в ночное время. Днем дитя может проспать ещё 5 часов, но, не в один подход.


Думаете, что вам удастся выспаться? Вполне вероятно, если у малыша не начнут лезть первые зубы!

1.2. Питание в 4 месяца

Когда речь касается детского питания, важно различать грудное и искусственное вскармливание.

Если речь идет о ГВ, то педиатр Комаровский не рекомендует вводить прикорм в четырехмесячном возрасте. В материнском молоке содержатся все необходимые для ребенка питательные вещества. Сейчас нет потребности во введение в меню малыша различных пюре и соков. Не слушайте советы подруг относительно питания. Лучше обраться к интернету и просмотреть видео известных педиатров о правильном введении прикорма.

Если же говорить об ИВ, то уже в 4 месяца можно начинать вводить прикорм. Причем начать нужно с соков, разбавленных водой. Спешить не нужно! На первоначальном этапе вполне достаточно нескольких капель. Постепенно увеличивайте объем сока.

Кстати, сейчас вы можете заметить, что многие рефлексы малыша угасают. Например, при проведении указательным пальцем по позвоночнику ребенок больше не выгибается и не извивается. Тревожный знак, если малыш пытается «улизнуть». Осторожно! Данное упражнение не следует делать в отсутствии специалиста, а лучше и вовсе доверить его врачу!

2. Особенности развития четырехмесячного ребенка

Кажется, что маленький человечек теперь всё понимает, ведь он так внимательно всматривается в лицо матери и осмысленно улыбается в ответ на её прикосновения!

И это действительно так, более того, малыш приобрел новые навыки, теперь он:

  • умеет самостоятельно переворачиваться со спинки на животик и обратно (если это не так, вам нужно приложить максимум усилий, чтобы данный навык у ребенка появился как можно скорее);
  • держит головку без посторонней помощи;
  • приподнимается на ручках из положения «лежа на животике» (при этом головка «не заваливается», малыш может вертеть головой по сторонам);
  • удерживает погремушку/бутылочку или иной предмет в руках до минуты;
  • управляет ручками и ножками немного осознаннее, чем в три месяца (в том числе, может целенаправленно тянуть в рот пальцы рук и ног);
  • присаживается, если тянуть его из положения «лежа на спинке» за ручки (при этом, голова не должна «запрокидываться» — это плохой признак, который требует внимания);
  • «подпрыгивает» в вертикальном положении (если малыша держать подмышками, он будет пытаться достать носочками до пола, после чего резко одергивать их вверх, словно прыгает);
  • контролирует кормление, придерживая ладошками грудь матери.

В четыре месяца малыш требует внимания со стороны мамы как никогда раньше. Теперь, когда он уже начал гулить, ему хочется общения и тактильного контакта с самыми близкими людьми – с родителями.

Обратите внимание, как изменилось эмоциональное развитие вашего ребенка:

  • он узнает всех близких ему людей (маму, папу, бабушку);
  • научился смеяться, когда мама строит рожицы;
  • пытается выговаривать новые буквы, например «п» и «м»;
  • интересуется самим собой, рассматривает части своего тела, любуется своим отражением в зеркале;
  • умеет обижаться, расстраиваться, радоваться.

По сути, не важно, как заниматься с ребенком. Однако в четырехмесячном возрасте лучше малыша развивать при помощи различных игр.

3. Развивающие игры

Сейчас, помимо игр, придуманных за предыдущие три месяца жизни вашего малыша, следует вносить и что-то новое. Вы должны понять, как играть с ребенком так, чтобы он не только получал удовольствие от времяпрепровождения, но и одновременно обучался.

Молодые родители придумывают массу занятий. Например, для развития речи и мимики мамы зачастую изображают героев сказок, гримасничая и изменяя свой голос. Малыша это забавляет и смешит. В дальнейшем ребенок и сам покажет вам, как рычит медведь, и вы обязательно испугаетесь!

В игру можно превратить и повседневный уход за малышом! Смекалистые мамы умудряются ребенка не только одевать, но и учить – «Это чью я ножку сейчас одену в штанину? Твою? А ещё одна ножка у тебя есть? Вот же она!» Со временем кроха будет знать все части тела. Более того, игры «озвучиваю, что делаю» развивают у ребенка ассоциативные навыки.

Кстати! Малыш почти постоянно держит ладошки раскрытыми, заметили? Разве это не повод сыграть с ним в «ладушки»? Попробуйте! Первоначально, конечно, вам нужно будет играть ручками ребеночка, пока он не запомнит движения и хлопки. Но в будущем он обязательно будет играть в «ладушки» сам, и, возможно, уже вашими руками!

Игр достаточно много, вспомните: «ку-ку», «сорока-ворона», «коза рогатая»! И не забывайте, что самое важное – увлечь ребенка. Не заставляйте его заниматься (читайте, играться) насильно. Это только испортит ему настроение. Вы же не хотите, чтобы ваш малыш расстраивался, верно?

Посмотреть примеры игр с ребенком 3-4 месяцев можно здесь:

Посмотреть видео о развитии ребенка в 4 месяца, что он должен уметь и как ему помочь — можно в этом видео от мамы Лары:

А здесь можно посмотреть особенности развития 4-месячного ребенка на конкретном примере:

На этой ноте буду прощаться с вами, но ненадолго, Если вам была полезна статья – предложите её к прочтению вашим подругам. И подписывайтесь на мой блог, мне есть что рассказать. Пока-пока!

Четвертый месяц - начало нового этапа в развитии ребенка. С этого времени интенсивность прибавки массы тела снижается, и теперь каждый последующий месяц она будет чуть меньше, чем в предыдущем. Прибавки длины примерно до девятого месяца остаются стабильными - по 2 см, а потом тоже начинают уменьшаться. Зато рост отдельных частей тела происходит более гармонично и все заметнее изменяются пропорции, свойственные новорожденному.

Родился младенец «головастиком»: окружность его головы, составлявшая 33-36 см, была больше окружности грудной клетки. К концу месяца это соотношение уже изменилось; окружность головы теперь 39,5-40,5 см, а грудной клетки - 40-41 см.

Соотношение голова - грудь существенно не с эстетических позиций (хотя почему бы и нет?), а как диагностический признак. Слишком быстрый рост головы может быть показателем повышенного внутричерепного давления, и значит, какого-то, пусть и незначительного, нарушения деятельности центральной нервной системы. Большая голова, выпуклые лобные бугры характерны и для «цветущего» рахита. А слишком маленькая, очень медленно растущая головка позволяет заподозрить недоразвитие мозга.

Окружность грудной клетки - своего рода зеркало общего состояния ребенка. Если она мало увеличивается, не «обгоняет» голову, приходится задуматься, правильно ли вскармливание ребенка, хорошо ли он усваивает пищу, нет ли каких-то других причин для отставания физического развития?

Развитие четырехмесячного ребенка

Уже к 4 месяцам, лежа на животе, здоровый ребенок легко поднимает верхнюю половину туловища и не только с интересом смотрит вперед, но и свободно поворачивает голову вправо и влево, если что-нибудь там привлечет его внимание. Живот плотно прилегает к подстилке, бедра широко разведены, ступни - в воздухе.

Лежа на спине, ребенок поднимает вверх и ручки, и ножки, играет ими, захватывает ступни руками с явным намерением потянуть их в рот.

В раннем возрасте рот - орган познания. Любой предмет, который станет доступен ребенку, будет первым делом опробован на вкус, облизан, обследован языком и деснами. Когда вы протягиваете ему удобную для захватывания игрушку, он тоже тянет ее ко рту. Препятствовать этому бесполезно, но вот что совершенно необходимо - так это каждый день мыть игрушку с мылом и споласкивать кипяченой водой, да и выбирать такую, на которой нет острых выпуклостей, углов, а если это погремушка - проверить, не могут ли выпасть из нее какие-то мелкие детали.

Ребенок уже способен бодрствовать по полтора часа подряд, причем достаточно долго развлекает себя сам: пытается потянуть вниз висящую над ним тесьму с игрушками, ощупывает их, трясет, передвигает.

Но проходит минут 15-20, и он начинает требовать общения. Сначала пробует привлечь внимание оказавшегося в поле его зрения взрослого улыбкой, гудением, движениями рук и ног, а исчерпав мирные средства - хныканьем и даже криком. Быть с вами - его потребность и право. Поиграйте с ним, поговорите, возьмите на руки, походите по комнате.

Стрижка ногтей и волос

В уходе за ребенком четвертого месяца жизни появляется новое - стрижка ногтей и волос. Длинные ногти младенца - это место скопления грязи, возможность появления мелких травм слизистых оболочек и расчесов кожи. Линия среза ногтей на пальцах рук должна быть дугообразной, на ногах - прямой. Именно такая форма стрижки ногтей на ногах предотвращает возможное врастание их уголков в мягкие ткани.

Волосы у детей этого возраста, как правило, еще короткие. Но у некоторых, на радость родителям, вьются буйные кудри. Если у малыша сильно потеет голова или появилась себорея на ее волосистой части, длинные волосы следует подстричь, так как они мешают уходу за кожей.

Влажные обтирания

Дальнейшее развитие двигательных способностей ребенка приводит к тому, что он начинает с силой выпрямлять и сгибать конечности и, естественно, может сбросить покрывающие его одеяло или пеленку. При этом малыш, если не одет в ползунки, может развернуться и оголить нижнюю половину тела. Охлаждение кожи рефлекторно вызывает мочеиспускание. Мокрые ноги остывают быстрее. А природная особенность человека такова, что охлаждение подошв вызывает рефлекторно отек носоглотки. У маленького ребенка, к тому же, в связи с несовершенством поддержания температуры тела может наступить и общее охлаждение, т. е. то, что называется простудой.

Однако малыша не удержишь «под колпаком». Изменения окружающей среды обязательно коснутся его, как бы внимательно родители ни ухаживали за ним. Нужно готовить ребенка переносить без вреда такие неожиданные охлаждения. Для этого комплекс закаливающих процедур необходимо пополнить влажными обтираниями. Их удобно сочетать с проведением общего туалета ребенка. При этом всю поверхность тела, буквально от макушки до пяток, протирают влажной губкой (мягкой тряпочкой). Делать это надо поэтапно. Сначала нужно обтереть верхние конечности и грудь, надеть рубашечку и только потом обтереть отдельно каждую ногу. Обтирание - лучшая гимнастика для сосудов. При кратковременном охлаждении сосуды суживаются, уменьшая потерю тепла с кожи. Натренированный таким образом организм, попав в неблагоприятную ситуацию, охлаждается медленнее.

Кормление ребенка

Основа питания ребенка до года - это грудное молоко, оно составляет в 4 месяца практически 100% рациона ребенка. Если ребенок развивается соответственно возрасту и проблем со здоровьем нет, вводить прикорм в этом возрасте не нужно.

На четвертом месяце, особенно при искусственном вскармливании, у детей нередко развивается запор. Имейте, однако, в виду, что о запоре судят не столько по регулярности стула, сколько по его консистенции. Если стул бывает только один раз в сутки, но кашицеобразный, мягкий, не причиняющий ребенку беспокойства, - не тревожьтесь и вы. Если же в момент опорожнения кишечника ребенок сильно и подчас безрезультатно тужится, краснеет, напрягается, а стул у него твердый, сухой - надо помочь. Очень полезно в данном случае пюре из чернослива - ягоды нужно помыть, разварить и протереть мякоть. Можно дать ребенку отвар чернослива, 2-3 чайные ложечки свекольного сока (только не свежевыжатого, а постоявшего пару часов в холодильнике, а затем подогретого до комнатной температуры).

Для детей со склонностью к жидкому стулу предпочтительней пюре из яблок. Если свежих фруктов сейчас мало (апельсины и мандарины не в счет, их детям до года не дают!), то можно с успехом использовать сушеные, делать пюре - ассорти из сухих яблок, груш, кураги.

С четырех месяцев детям, склонным к рахиту (недоношенным, родившимся зимой или осенью) можно давать творог. Творог - источник белка и кальция, важнейших строительных материалов для образования новых клеток, укрепления костно-мышечной системы, а главное - источник витамина D. Ребенку творог дают только идеально свежий, полужидкий, без комочков.

С четырех месяцев в меню ребенка по указанию вашего педиатра может входить и желток. Яйцо - уникальный продукт. В небольшом объеме природа уместила практически все основные вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности. Это - полный набор незаменимых аминокислот, да еще в самых оптимальных соотношениях, полноценный жир, минеральные вещества, в том числе, железо, витамины группы В, витамин А и значительное количество столь необходимого ребенку витамина D. В желтке сконцентрированы почти все минеральные вещества и витамины, в нем содержится до 30 % жира, причем, в виде эмульсии, которая легко переваривается и усваивается.

Досадно, но яйца часто вызывают аллергические реакции. Аллергизирующие свойства присущи главным образом белку, поэтому детям до года дают только желток, сваренный вкрутую. Варить яйцо надо не менее 20 минут. Термическая обработка снижает аллергенность желтка, почти не изменяя его полезных свойств. Еще одна мера снижения аллергенности - с вареного желтка снять покрывающую его тонкую пленочку. Давать ребенку по крупинке, постепенно увеличивая до четвертинки желтка через день к 6 месяцам.

Конечно, все новое вводят поочередно и, как всегда, начиная с самых маленьких количеств.

Пюре - с неполной чайной ложки и до 4-5 ложек.

Желток - буквально с крошки растертой в грудном молоке или смеси, и до четверти желтка через день.

Творог - с четверти чайной ложки до 4-5 ложек.

Желток и первые порции творога лучше дать перед кормлением, а пюре и соки, - после. В последнее вечернее кормление - только грудное молоко или смесь.

Общий объем пищи к концу четвертого месяца увеличивают до 160-170 мл. Некоторым детям этого хватает уже не на 3,5 часа, а на 4, и они сами подсказывают, что пора перейти на пятиразовое кормление. Но, как правило, оно остается пока шестиразовым.

Профилактическая прививка

Главная ваша забота на четвертом месяце - подготовить ребенка к профилактической вакцинации АКДС против коклюша, дифтерии, столбняка и к прививке против полиомиелита.

Иммунная система ребенка уже выдержала первое испытание - противотуберкулезную прививку БЦЖ, сделанную еще в родильном доме. Свидетельством того, что вакцина сработала, было появление в полтора-два месяца на месте ее введения безболезненного бугорка, который вскоре исчез, оставив после себя рубчик. Есть основания считать, что, предохраняя от туберкулеза, вакцина БЦЖ одновременно стимулирует иммунную систему. Так что теперь организм ребенка вполне готов воспринять новую вакцину и ответить на нее выработкой защитных антител.

Прививку проводят трехкратно, с интервалами в шесть недель, и если сделать ее не откладывая, то к шести-семи месяцам, то есть ко времени, когда ребенок обычно дольше бывает на улице и общается с большим количеством других детей и взрослых, он уже будет надежно защищен.

Непременное условие: чтобы хорошо вырабатывался иммунитет, ребенок должен быть здоров не только в момент вакцинации, но и хотя бы за месяц до нее.

Если кто-нибудь в семье кашляет и чихает - пусть не подходит к малышу! Строжайшим образом соблюдайте гигиенический режим, не давайте ребенку накануне прививки новых продуктов, не меняйте распорядок его дня. Еще тщательнее надо готовить к прививке детей, у которых есть проявления диатеза, и особенно тех, у кого имеются даже незначительные неврологические нарушения. В этих случаях разрешить прививку должен невропатолог. Возможно, он предложит индивидуальный план вакцинации или назначит профилактические препараты, на фоне которых вакцинация пройдет успешнее.

Для таких детей создана специальная, ослабленная вакцина без противококлюшного компонента, который является наиболее аллергенным. Но тогда возможность подхватить коклюш сохранится. Заболевание это хотя не столь опасно, как дифтерия, но весьма изнурительное, и, если нет прямых показаний для применения ослабленной вакцины, не надо ее добиваться!

Сама прививка проходит легко и безболезненно. Вакцину вводят одним внутримышечным уколом и тут же дают ребенку проглотить несколько капель вакцины против полиомиелита. У многих детей никаких нежелательных реакций не возникает. Но будьте готовы к тому, что в первый же день может повыситься температура, ребенок покапризничает, будет хуже есть. Если это не досадное совпадение с каким-то начинающимся заболеванием, то уже назавтра температура станет нормальной, и через пару дней все приходит в норму.

Возможно и появление на месте инъекции небольшого инфильтрата - припухлости и покраснения, но и он постепенно бледнеет и исчезает. Более серьезные осложнения очень редки, хотя, к сожалению, не полностью исключены.

Если температура поднялась выше 38°, ребенок не просто капризничает, а безостановочно плачет несколько часов подряд, на теле появились высыпания или пузырьки типа крапивницы - надо не откладывая вызывать врача!

Что умеет ребенок в 4 месяца

  • Начиная с четвертого месяца, лежа на животике, малыш высоко поднимает головку, опираясь на предплечья. В это время он постигает сложные виды движения. Например, он пытается работать мышцами спины и ног. Ощущение собственного тела для малыша играет очень важную роль! Это ощущение очень важно стимулировать массажем, играми и нежными прикосновениями.
  • 4 месяц для вашего малыша "тренировочный”. Спинка еще слабенькая, малыш начинает подтягиваться, чтобы в будущем сесть. Он любит, когда его поддерживают под мышки, поднимают за ручки и стремится подтанцовывать.
    В этом возрасте ребенок спит только 3 раза в сутки, а бодрствует в течение двух часов подряд.
  • Малыш активно гулит и узнает маму, радуется, у него легко возникает "комплекс оживления".
  • Уже к концу 4 месяца малыш умеет громко и заразительно смеяться! То, что его окружает – это становится все более интересным для него. По звуку он может отыскивать людей, смотреть вперед и назад, через плечо. Родным он отвечает радостным гулением.
    Малыш пугается, если слышит сердитый голос близкого человека. Его личико меняет мимику, он может даже заплакать!
    В этом возрасте кроха легко различает тембр и силу звуков, под красивую классическую музыку он бодрствует и радуется ей, а устав, засыпает под нежную колыбельную. Ели вам нравится танцевать с малышом, танцуйте! Бережно качайте ребенка под медленную мелодию и более быстро под ритмичную. Таким образом вы разовьете чувство ритма у вашего крохи через движения.
    В этом возрасте малыши получают огромное удовольствие от игры со звуками. Совершенно независимо от материнской речи, детки всего мира начинают произносить первые слоги: "ба”, "ма”, "ам”, "та”и пр. Некоторые малыши могут изменять тональность и громкость своей речи и даже напевать целые мелодии.
    Все звуки для крохи живые! Он просто наслаждается ими. Чувство речи, каждой гласной и согласной имеет определенные свойства и для ребенка. Поэтому малыши любят слушать стихи, даже такие, которые для вас покажутся странными.
  • В это время завершается первоначальное развитие глазного яблока.
  • Ребенок рассматривает предметы, как бы ощупывая их взглядом, определяя их форму и размер. Такое длительное и разнообразное зрительное сосредоточение, его внимание к предметам, активное гуление – все это свидетельство нормального психофизического развития.
    Развитие зрения позволяет малышу детально рассматривать и запоминать предметы и людей. В этом возрасте он начинает различать некоторые цвета, улавливать разницу в форме фигур, например, овала, треугольника и прямоугольника. Он начинает реагировать на изменение облика человека, которого он хорошо знает. Мама одела новое платье, шапку или очки – все это для него интересно, все он пытается рассмотреть и изучить, в новом образе он стремиться узнать родное лицо.
    В 4 месяца малыш уже будет радоваться своему отражению в зеркале. Он будет приветствовать своего "незнакомца” радостной и сияющей улыбкой.
  • На четвертом месяце малыш уже пытается повернуться на бочок. Чуть позже он сможет перевернуться с живота на спинку. Все эти движения еще неуверенные, и больше похожи на опрокидывания.
  • Натолкнувшись на игрушки, он их рассматривает, стремится захватить и потрогать. Самостоятельно захватывать предметы он еще не умеет, но держит, вложенную погремушку в ладошку, достаточно крепко.
    Любые предметы, которые попадают в ручки малыша, обязательно попадают в ротик для дальнейших исследований. Это новый шаг в развитии ребенка! Кроха стремиться познавать мир с помощью своего чувствительного ротика. Так он накапливает опыт тактильных ощущений…
  • Во время кормления кроха умело захватывает и придерживает своими ручонками грудь мамы или бутылочку.

После рубежа в 3 месяца для малыша начинается новый жизненный этап, который включает формирование режима сна и бодрствования, игры, нацеленные на развитие моторики и интеллекта. До годовалого возраста дети растут, развиваются и взрослеют по экспоненте. Взрослым нужно не только не зевать, чтобы не упустить нужный для развития того или иного навыка момент, но владеть теоретической базой, позволяющий своевременно и полноценно обучать кроху. Важно знать, что именно и в какой временной промежуток развивать.

Возраст 4-5 месяцев - период очень активного развития ребенка, когда он нуждается в плотном внимании родителей (см. также: ). Очень хорошо, если мама находится в декрете и может посвятить это время заботам о сыне или дочери

Основные физические навыки малыша

В 4 месяца ребенок еще достаточно много времени уделяет сну - от 12,5 до 15 часов, но тем не менее он активен, подвижен и нуждается во внимании родителей, в том, чтобы они уделяли время его развитию и становлению. Развивать малыша нужно правильно: что-то еще рановато делать, а на некоторые аспекты нужно обратить пристальное внимание. Для этого нужно знать, что должен уметь ребенок в 4 месяца (см. также: ). Так, в физиологическом плане, ребенок к четырехмесячному сроку должен:

  • держать головку, находясь на руках у взрослого (достаточно уверенно и долго);
  • в положении лежа (на животике или спине) поднимать голову и упираться ручками, приподнимая корпус;
  • переворачиваться самостоятельно (из положения на спине - на бок);
  • активно двигать конечностями в состоянии бодрствования;
  • усиливать активность движений при манипуляциях с ним знакомого взрослого человека (одевании, замене подгузника и т.п.);
  • проявлять реакцию на появление лица близкого человека в поле его зрения, выражая радость усилением активности, и замирать при приближении незнакомца;
  • тянутся ручками к предметам, попавшим в поле зрения и заинтересовавшим его.

Нередко, дети в 4 месяца пытаются сесть из положения лежа, но специально усаживать малыша (неважно мальчик это или девочка) в этом возрасте не нужно. Ребенок сядет тогда, кода его костная система и мышечный корсет будут готов.


Умение переворачиваться со спинки на животик или наоборот является очень важным для ребенка, поскольку обеспечивает ему большую степень мобильности, делает кроху менее зависимым от мамы и папы. Это естественный этап взросления

Ведущие социальные проявления

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Младенец – это не только физическое тело, его мозг развивается еще более активно. Появляются первые осмысленные социальные реакции на позитивные раздражители в виде интереса или радости. Основное, что должны освоить малютки по достижении в 4-х месяцев социальном плане:

  • овладеть умением улыбаться, понимать значение улыбки и реагировать на улыбку взрослого;
  • смеяться или увеличивать активность конечностей, когда им весело и интересно (рекомендуем прочитать: );
  • активно гулить, издавать горловые, иногда мелодичные звуки, прислушиваться к ним;
  • реагировать, когда взрослые произносят его имя;
  • радоваться новым игрушкам и реагировать на появление любимых игрушек в поле зрения;
  • обращать внимание и следить глазами за движущимися предметами или объектами (игрушками, проходящими мимо животными и людьми);
  • реагировать на музыку (к понравившейся мелодии кроха прислушивается, перестает плакать, затем может проявить радость в виде оживления и гуления, как будто подпевает);
  • узнавать голоса близких, которые часто слышал, четко выделять голос мамы.

В 4 месяца ребенок любит, чтобы его брали под ручки и держали вертикально, увеличивая обзор (см. также: ). Это даст ему дополнительную возможность активно познавать мир. Если же в этом возрасте он уже садится, будьте начеку – поддерживайте малыша. Контакт с мамой или папой всегда дает крохе чувство защищенности.

Когда нужно беспокоиться?

Дети развиваются не одинаково. То, что один ребенок освоил в 4 месяца, другой научился выполнять еще месяц назад, а третий освоит лишь через месяц. Например, некоторые дети к этому возрасту могут сами занять сидячее положение. Проявить беспокойство и показать врачу малыша стоит, если он отстает более, чем по 3 пунктам. Особое внимание следует уделить:

  • отсутствию гуления и лепета, двигательной активности (или она минимальна);
  • тому факту, что ребенок не держит голову;
  • отсутствию реакции на звуковые раздражители (мамин голос, звук собственного имени, музыку);
  • отсутствию реакции на появление близких людей, в первую очередь родителей;
  • отсутствию интереса к игрушкам;
  • тому, что крошка не переворачивается (во всяком случае, не пытается);
  • тому, что он не способен осмысленно улыбаться и не реагирует на улыбку взрослого.

Интерес к игрушкам и новым предметом - обязательная особенность в этом возрасте, поскольку малыш активно изучает окружающий мир. Мама должна предлагать ему разнообразные предметы и вещички, которые разнообразят знание о фактурах, цветах, формах

Если бдительные родители замечают у своего ребенка все перечисленные отклонения или большую их часть, это означает, что в развитии младенца не все ладно. Существующие проблемы достаточно серьезны, для их выяснения нужно обратиться к педиатру, который даст квалифицированный совет - как именно и какую сферу развивать, поможет выяснить истоки проблемы. В случае необходимости может быть назначено медикаментозное лечение.

Основы коррекции физического развития

Если конкретный младенец умеет не все, что должен к 4 месяцам в плане движений, возможно причиной является неврологическое расстройство или иная патология, которую по какой-то причине не диагностировали в первые дни жизни малыша. Что в этом случае предпринять родителям? Обязательно показать малыша специалистам.

В некоторых случая патологию выявить проблематично и требуется тщательное обследование. Но достаточно часто бывает довольно массажа и электрофореза. В некоторых случаях родители могут увеличить время занятий с малышом, правильно выполнять каждодневный массаж и зарядку. Это позволит откорректировать физическое состояние малютки.

Основы коррекции психологического развития

Психологическое и эмоциональное состояние малютки, то, что он способен делать в социальном плане, во многом зависит от полноты общения с родителями, а это целый комплекс занятий:

  • прогулки;
  • кормление;
  • купание;
  • массаж, который выполняет мама;
  • разговор с ребенком;
  • чтение стихов, пение колыбельных и т.д.

В возрасте 4-х месяцев ребенок реагирует на резкий голос, грубый тон или окрик. В таком ключе общаться с ним недопустимо. Интонационная палитра отражается в сознании крохи и в дальнейшем может послужить основой подсознательных страхов вашего чада.

Родителям, при общении со своим ребенком, следует проявлять максимум позитивных эмоций , чтобы ознакомить его со всем спектром радостных переживаний. Общаясь с младенцем, нужно обращаться к нему по имени и ласково, учить его диалогу . Например, после его лепета скажите ему что-то в ответ и сделайте паузу, давая понять, что теперь очередь его реплики.


Малыш уже испытывает целый спектр эмоций, особенно когда он находится наедине с мамой и папой. Поэтому родителям важно радовать малыша, играть с ним и использовать приятный тон речи, не переходя на грубости или осуждение

Яркие разноцветные игрушки, каждодневное прослушивание мелодичной музыки, детских песенок, разговоры с крохой – все это способствует правильному его развитию. В норме родители хотят, чтобы их чадо развивалось хорошо и активно. Но если что-то идет не так хорошо, как хотят родители, нужно:

  • во-первых, соотнести свои ожидания с нормами - может быть, вы слишком многого ожидаете от крохи всего лишь нескольких месяцев отроду;
  • во-вторых, возможно, с ним просто нужно больше заниматься.

Что не стоит делать родителям 4-х месячного малыша?

  • Не стоит кормить кроху в 4 месяца сразу, как только он заплачет. Медицинских противопоказаний при грудном вскармливании такое поведение матери не имеет, но оно формирует неправильный пищевой стереотип . Ребенок приучается «заедать» негативные эмоции и неудачи. Не стоит совмещать сон и кормление малютки, так как за сон и голод отвечает одна и та же часть мозга, и могут формироваться неправильные реакции на усталость и голод.
  • Развитие ребенка будет идти правильно, если не кормить его в кроватке , или на руках в процессе засыпания. По крайней мере, в четыре месяца пора отучать его от такой привычки, если она имеется. Не стоит пренебрегать формированием режима. После достижения 3-х месячного рубежа, пора приучать младенца режиму и разнице между дневным и ночным сном.
  • Не стоит позволять младенцу долго и горько плакать , это негативно сказывается на его нервной системе. Если что-то заставило крошку огорчиться, его нужно отвлечь, переключив на интересное для него занятие. Ребенок будет учиться активнее и охотнее, если у него формировать позитивные ассоциации. Если младенец что-то умеет не достаточно хорошо, его нужно не ругать, а наоборот поощрять за любые попытки что-то сделать.

Зная о навыках малыша, которые он приобретает к 4 месяцам, родители вовремя сумеют заметить недостатки или возможные отклонения. Это даст возможность откорректировать занятия, посоветоваться со специалистами и показать малыша врачам, в случае необходимости. Если даже отставания минимальны, их лучше исправить в максимально ранние сроки.

И помните: каких-то точных таблиц с навыками малыша просто не существует, поскольку каждый малыш развивается индивидуально. Наблюдайте за вашим малышом, но не ищите в нем недостатков, а просто развивайте. Хорошие рекомендации по этому поводу дает доктор Комаровский, а также педагоги из школы «Маленький Леонардо» в своей видео-школе:

Четырехмесячный малыш очень сильно отличается от новорожденного. К этому возрасту дети уже ощутимо взрослеют по сравнению с первыми месяцами после рождения, изменяются внешне, физически и психологически.

Пропорции тела немного меняются: разница в объеме головы и грудной клетки, которая бросается в глаза в первые месяцы жизни, постепенно уменьшается, конечности становятся длиннее. В целом пропорции тела медленно приближаются к пропорциям взрослого человека. Кроме того, к четырем месяцам малыш «наедает» щечки и превращается в славного пухленького карапуза.

Появляются и новые навыки. Малыш осваивает разные способы изучения окружающего мира, начинает активно с ним взаимодействовать, осваивает новые действия. Все это происходит на фоне совершенствования органов движения, чувств и нервной системы. О том, что умеет ребенок в 4 месяца, поговорим подробнее.

Навыки четырехмесячного ребенка

  • В четыре месяца происходит угасание хватательного рефлекса, и хватание становится произвольным. Это означает, что раньше ребенок рефлекторно сжимал кулачок, как только что-либо касалось его ладошки, а сейчас он сжимает предмет ручкой тогда, когда сам хочет взять его. Произвольность движений – большой прогресс в развитии, ведь это означает, что ребенок уже пытается научиться управлять своим телом, координировать движения. Если говорить о хватании, то для ребенка это новая, гораздо более сложная цепочка нервных импульсов, пусковым механизмом которой является интерес ребенка к предмету. ()
  • Когда ребенок берет в ручку какой-то интересный предмет, он уже не просто держит его, а пытается совершать разные манипуляции, рассматривает, обязательно тянет в рот. Малыш может пытаться стучать предметом, трогать пальчиками детали. Это естественный и очень важный этап познания. Правда, в четыре месяца координация движений еще очень далека от идеала, тем более мышцы кисти развиты еще слабо, поэтому держать что-либо ребенок не может совсем не долго.
  • В возрасте 4-х месяцев многие малыши овладевают не только умением переворачиваться на живот, но и в обратную сторону. Обычно, когда у ребенка появляется в арсенале весь набор переворотов, родители переселяют чадо на пол во избежание падения. Тем лучше для ребенка, ведь перед ним теперь огромное пространство для освоения. С помощью переворотов дети научатся перемещаться по комнате и даже добираться до интересующих объектов. (Читаем подробно: )
  • Лежа на спине, четырехмесячный малыш пытается приподнимать голову и плечи, как будто пытается сесть. На самом деле, редко кто из детей садится из положения «лежа», в основном дети начинают садиться как бы с бока, опираясь на бедро. Раньше считалось, что в 4 месяца ребенка уже нужно присаживать. Попытки приподняться из горизонтального положения только усиливают желание поскорее усадить малыша. На сегодняшний день ортопеды категорически не рекомендуют заниматься присаживанием детей до тех пор, пока они не начнут садиться сами, и уж тем более не надо предлагать малышу в качестве опоры мягкие подушки. Опора для сидения в любом возрасте должна быть жесткой. (Читаем статью: )
  • Новые навыки демонстрирует ребенок и лежа на животике. Речь идет о задатках к ползанью. В 4 месяца ребенок умеет приподнимать попу и отталкиваться ножками. Кое-кто действительно ползает по-пластунски. Кстати, многим детям первое время проще ползать назад, чем вперед. Мотивировать малыша к ползанью можно любимыми игрушками, разложенными перед ним на доступном расстоянии. При этом малыш должен все-таки иметь возможность осуществить задуманное и дотягивался до игрушки, иначе интерес к такой забаве быстро угаснет.()
  • Новшества появляются в области зрения и слуха. Если раньше ребенок мог четко видеть предметы, расположенные в пределах 50-70 см. от него, то сейчас он хорошо видит на расстоянии 3-3,5 метров. Это означает, что малыш легко может рассматривать комнату или наслаждаться видом из окна. Слух тоже становится более тонким. Ребенок начинает хорошо различать звуки, реагировать на звуки музыки, понимать эмоциональную окраску звуков. Самым приятным звуком для ребенка, конечно, является мамин голос.
  • Со слухом очень тесно связано речевое развитие. С четырех месяцев ребенок уже умеет произносить слоги, которые часто принимаются за первые слова. Это могут быть слоги «па», «ма», «ба». Губами малыш пытается воспроизводить артикуляцию взрослых. Гуление и лепет звучат все чаще. Особенно много малыши «разговаривают», когда пребывают в хорошем расположении духа. На том этапе очень важно эмоциональное общение взрослого с ребенком. В 4 месяца дети уже сами способны инициировать это общение, призывая маму к контакту с помощью улыбок и своих «словечек».
  • Социальное развитие тоже не стоит на месте. Главными фигурами в жизни малыша, бесспорно, являются родители. К четырем месяцам ребенок уже начинает выделять «своих» и «чужих». Причем в категорию «чужих» могут попасть даже вполне близкие родственники, если малыш их редко видит. Обычно своим предпочтения карапуз выражает тем, что в присутствии незнакомого или малознакомого человека малыш проявляет беспокойство, плачет, напрягается всем тельцем. По большому счету, в свой круг привязанностей ребенок в таком возрасте допускает только тех, кого видит ежедневно или хотя бы через день. Дело в том, что запоминание и долговременная память у маленького человечка развита не очень хорошо, поэтому для него существует только то, что он видит в данный момент. Поэтому родственники, которые появляются перед ребенком эпизодически, каждый раз воспринимаются как новые люди.

В этой статье мы рассмотрели, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Этот набор навыков является условным для 4 месяцев, поскольку у каждого ребенка те или иные «умелки» появляются в соответствии с собственным темпом развития. Впереди еще много новых открытий и свершений, поэтому лучше не торопить события и радоваться постепенному взрослению вместе с малышом.

Четвёртый месяц жизни малыша можно назвать переломным, этапным. Ребёнок в 4 месяца уже не похож на новорождённого малыша, которого только что принесли из роддома. Он вырос, прибавил в весе, а его взгляд и выражение лица разумны. Этот возраст малыша - время значительных перемен. Позади колики, работа кишечника наладилась, малыш окреп и готов изучать и исследовать мир, он уже многое умеет делать, задача родителей - развивать его навыки должным образом.

Физическое развитие малыша на пятом месяце жизни

Ребёнок продолжает активно расти и прибавлять в весе. Норма прибавки на этом этапе составляет до 750 г, роста - до 2,5 см. Согласно данным ВОЗ нормальный вес ребёнка в этом возрасте составляет 5–8 кг, рост 57–66 см.

Нормы роста и веса у детей в 4 месяца: как выглядят мальчики и девочки

У детей в 4 месяца быстро растут ногти, меняются волосы, может измениться цвет глаз. Спит четырёхмесячный ребёнок 15–18 часов в сутки. Около 10 часов - это ночной сон, остальные часы сна укладываются в три дневных сна . В норме ребёнок может проснуться ночью 2–3 раза для кормления, но может и спать всю ночь без пробуждения. Наиболее благоприятное время для укладывания на ночь - с 19 до 21 часа.

К 4 месяцам родителям и ребёнку уже нужно выработать ритуал отхода ко сну - ежедневно повторяющиеся действия помогут в будущем спокойно укладывать ребёнка и помогут ему засыпать самостоятельно. Единого правила, как уложить спать ребёнка не существует, но общие рекомендации - купание, лёгкий массаж, спокойная музыка, чтение книг - могут помочь.

Достижения в 4 месяца: что должен уметь делать ребёнок

В развитии ребёнка в это время происходят явные изменения. Движения становятся более стабильными, малыш уже может целенаправленно взять игрушку и рассматривать, держа в руках. Совершенствуются зрение и слух.

Уровень интеллекта уже позволяет устанавливать причинно-следственные связи: младенец может находить взаимосвязи между зрительными, тактильными и слуховыми данными. Если младенец случайно затронет погремушку рукой, то он будет пытаться повторить те же действия, чтобы заставить погремушку снова издавать звуки.

Н.Е.Веракса

Ребёнок может фокусировать зрение, различать цвета. Ребёнок будет тянуться и схватит яркую погремушку, предпочтёт её игрушке более спокойного цвета. Чистые и яркие цвета игрушек воспринимаются ребёнком лучше, чем тёмные или сочетания нескольких цветов.

Многоцветные игрушки могут быстро утомить малыша, лучше в этом возрасте выбирать погремушки красного, жёлтого, зелёного или синего цветов.

Ребёнок начинает реагировать на появление новых предметов или людей и может узнавать их, если видит не впервые . Он уже узнаёт маму, радуется, когда видит её. Если мама отойдёт от ребёнка, и вместо неё подойдёт незнакомый человек, кроха будет выражать недовольство, после чего заметит незнакомца, отвлечётся. При повторном появлении матери оживляется и тянется к ней.

Малыш в возрасте четырёх месяцев различает основные звуки, он поворачивает голову на звук, может отличать голоса родных от голосов чужих людей. Слыша знакомый голос, оживляется, поворачивает голову, на незнакомый же настораживается и может даже испугаться . Если погреметь погремушкой вне поля зрения малыша, он, прислушавшись, повернёт голову на звук. Кроме того, малыш различает звуки музыки и эмоциональную окраску звуков. Слушая колыбельную или другую спокойную музыку, дети успокаиваются, под быструю и весёлую оживляются, начинают двигать руками и ногами, радоваться.

Малыш начинает гулить, причём он может делать это, находясь один, например, в процессе разглядывания игрушек . Если подойти к нему и эмоционально пообщаться с ним, малыш в ответ будет радоваться и смеяться.

Также младенец уже может соотносить движения губ и издаваемые ими звуки, что было выяснено в ходе исследований П.Кул и А.Мелтзофа. Младенцам одновременно демонстрировались два видеофильма без звука, между которыми располагалась аудиоколонка. В фильмах были изображения лиц, произносивших звуки «а» и «и», соответственно. Из колонки попеременно звучал либо звук «а», либо звук «и». Младенцы дольше смотрели на тот видеофильм, которому соответствовал произносимый звук.

Н.Е.Веракса

Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. - С. 39-42.

К четырём месяцам постепенно угасают рефлексы новорождённого:

  • Безусловный хватательный рефлекс заменяется направленным хватанием. Кроме того, взяв в руки предмет, кроха не просто держит его, а пытается производить с ним какие-либо действия - рассматривает его, трясёт, тянет в рот;
  • Угасает рефлекс ползания - если дать лежащему на животе малышу опору, он будет пытаться ползти, отталкиваясь от опоры;
  • Рефлекс Моро - если громко хлопнуть ладонью рядом с младенцем, он сначала широко раскидывает ручки, а потом собирает их на груди;
  • Угасают также рефлексы Переза и Талана, проверять их в домашних условиях не рекомендуется.

Рефлексы угасают плавно и могут быть выражены у разных детей в разной степени.

Ползти и сидеть ещё рано

В возрасте 4 месяцев ребёнок обычно уже умеет переворачиваться со спины на живот и наоборот . Умение переворачиваться даёт ему возможность изучать окружающий его мир, для чего вместо пеленального столика малышу следует предоставить более обширное пространство. Это позволит расширить обзор, будет побуждать малыша двигаться, изучать все вокруг себя.

Лёжа на спине, малыш может приподнимать спину и плечи, как будто пытается сесть. Если потянуть его за ручки, он сядет, уверенно держа голову. Однако, сейчас ортопеды категорически против раннего присаживания ребёнка, пока он не будет сидеть самостоятельно.

Лёжа на животике, карапуз приподнимается на ручки и хорошо держит голову. Некоторые дети в этом возрасте начинают ползать по-пластунски, некоторые могут вставать на четвереньки. Можно учить малыша переворачиваться.

В четыре месяца кроха уже испытывает целую гамму эмоций - страх, радость, обиду, любопытство. Ярко проявляется комплекс оживления - увидев знакомого человека или игрушку, он активно двигает ручками и ножками, улыбается, издаёт звуки. Все чаще малыш смеётся, узнаёт своё имя.

Умения 4-месячного ребёнка на фото

Малыш в четыре месяца может подниматься на вытянутых руках Ребёнок узнает маму, радуется, оживляется, когда видит близких людей Ребёнок может целенаправленно взять игрушку, держать ее руках, изучать, рассматривать некоторое время
Ребёнок рассматривает игрушки ярких, чистых цветов, при этом он может гулить

Навыки малыша в четыре месяца - видео

Какой нужен уход

Уход за грудничком в четыре месяца незначительно меняется. Главным образом это происходит из-за того, что начинают прорезываться зубы. К этому времени уже можно приобрести специальные прорезыватели и давать их малышу.

Питание

Ест кроха в возрасте 4 месяца порядка 8 раз грудное молоко или смесь. С 4 месяцев можно начинать прикорм, только если это рекомендовал педиатр. Обычно прикорм начинают с овощных пюре. Дают сначала половину ложки, постепенно доводя порцию до 50 грамм в день. Вводятся сначала два-три овоща, после два-три фрукта, затем можно начинать прикармливать кашами.

В некоторых случаях, например, если карапуз плохо набирает вес, педиатр может порекомендовать начать прикорм с каш. Вопреки общепринятому мнению (рекомендуя вводить овощи, затем фрукты, затем крупы, педиатры опираются на данные исследований Всемирной Организации Здравоохранения) существуют и альтернативные мнения. Например, доктор Е. О. Комаровский считает, что вводить прикорм в 4 месяца незачем, ребёнку должно хватать материнского молока или молочной смеси.

Обеспечение грудничка всеми необходимыми питательными вещества базируется на правильном питании матери при грудном вскармливании или подбора оптимального состава смеси при искусственном.

Доктор Комаровский о том, когда можно вводить прикорм - видео

Нужные процедуры

Ежедневно необходимы водные процедуры - умывание, подмывание. Носик и уши чистятся с помощью ватных жгутиков по необходимости. Купать можно каждый день или через день. Во время купания уже можно использовать различные игрушки, добавить гимнастические упражнения, плавание. В режим дня четырёхмесячного малыша стоит добавить гимнастику. Заниматься гимнастикой нужно с выспавшимся и сытым малышом. Не забудьте свериться с календарём прививок - в 4 месяца, как правило, повторно вводят адсорбированную коклюшно-дифтерийно-столбнячную вакцину (АКДС).

Как заниматься гимнастикой с четырёхмесячным малышом - видео

Развитие и игры: что и как развивать

Развитие младенца в этом возрасте сильно зависит от тесного контакта с мамой. Ребёнок ещё мал для активных или ролевых игр, главное для него сейчас - общение и изучение окружающего мира . С ним нужно разговаривать, можно носить его с собой, показывать ему предметы, рассказывать, что вы делаете. При общении с малышом можно воспроизводить звуки различных предметов или животных - паровоза, льва, машины. Также можно имитировать звуки, которые издаёт сам ребёнок, получится своеобразный диалог между мамой и малышом. Он учится вас понимать.

Чему можно научить кроху

В четырёхмесячном возрасте хорошо подойдут игры-потешки, такие как «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» и подобные им. Такие игры не только веселят малыша, но и стимулируют работу его организма. Нехитрая, на первый взгляд, игра в прятки - лицо закрывается руками, потом руки убираются, внезапное появление мамы вызывает у ребёнка радость и смех - развивает причинно-следственные связи. Для развивающих игр подойдут мягкие пищащие игрушки. Нужно вложить игрушку в руку малыша и сжать её. Вскоре он научится сжимать ладошку сам, чтобы услышать звук. Игру можно усложнить, вложив по игрушке в обе ручки ребёнка, чтобы он учился сжимать ручки одновременно. Ребёнку можно помочь исследовать части тела, например, надеть на ножки яркие носки. Яркий цвет привлечёт внимание ребёнка, он будет рассматривать предмет, попытается дотянуться до него.

Для младенца важно развитие тактильных ощущений. В руки крохе можно давать ткани, различающиеся по фактуре, например, шёлк, вельвет, бархат. Можно завязать узелки на шнурке и на атласной ленте и дать их малышу в руки.

Растущий ребёнок постоянно меняется, приобретает новые навыки, познаёт мир. Родителям важно помнить, что ребёнок развивается гармонично, так как заложено природой, его не следует торопить. Развитие каждого ребёнка происходит постепенно и индивидуально, поэтому нужно помнить, что навыки и умения, которые описаны в статье, не придут к малышу ровно в четыре месяца. Постепенно он будет приобретать новые навыки, а родители должны ему только немного помочь.