Вербная неделя. Поговорки и приметы. Старой вербой, отстоявшей год, обметают все углы, окна, пороги, благодарят её за службу и сжигают

Еще с древностиславяне верили, что «дерево девяти жизней» наделено огромной силой, потому-то и раньше других пробуждается после долгой зимы и, впитывая первые весенние солнечные лучи, несет радость людям своими оживающими веточками. А еще у него множество мистических и чудесных свойств.

В ерба считалась символом непрерывности и постоянства жизни. Само ее название указывает на ее избранность – «священные ветви». Этимология ее названия связывается с верчением, вращением (веретено ), а также Веремье (врем"я – время). Именно верба символизирует древнеславянского языческого бога Ярилу. В народной культуре это символ быстрого роста, преумножения, плодородия.

Болгары вербовыми ветками опоясывали котлы для первого доения овец, чтобы больше молока давали животные. Поляки сплетенным из вербовых веток бичом погоняли коров с той же целью.

Жители сербского Баната в Юрьев день опоясывали вербой детей и слегка били их вербовыми ветками, «чтобы они росли, как верба» . Первые остриженные волосы у маленького ребенка (особенно у девочки) клали на вербу, чтобы волосы росли быстро и косы у нее были длинными.

Словаки Закарпатья клали кусочки вербы на тесто, приготовленное для хлебов, чтобы они росли в печи так же быстро, как растет верба.

Бытовало поверье, что из вербы, растущей в глубине дремучего леса, куда не проникает ни один луч света, можно сделать волшебную дудочку – ее музыка развеселит и заставит смеяться самого грустного человека на свете, а злой, услышав ее, признается и покается во всех своих темных делах.

И еще в старину верили, что если в темном лесу найти зеленую вербу, которая никогда не слышала шума воды и пения петуха, сделать из нее свирель и заиграть, то мертвецы оживут, встанут из могил и вернутся с того света.

С приходом христианства отношение к вербе стало неоднозначным. Старую вербу считали проклятым деревом, так как, по легенде, из него были сделаны гвозди для креста, на котором распяли Христа. В наказание за это та верба стала бесплодной, трухлявой и с кривым стволом. Иногда о странной любви люди говорили: «Влюбился, как черт в сухую вербу» .

Бытовало поверье, что нечистые силы весной спасаются на этом дереве от поздних холодов и падают прямо в воду после Вербного воскресенья, поэтому, начиная с него и до самой Пасхи запрещалось под вербами черпать воду.

А еще существовала примета: «Вербу дома посадить – себе заступ готовить» . То есть человек, посадивший вербу, умрет, когда из ее ветки можно будет вытесать лопату.

С другой стороны, ветки вербы, подобно пальмовым ветвям, которыми приветствовали Иисуса Христа перед входом в Иерусалим жители Иудеи, – это символы победы жизни над смертью. Во время богослужения их освящают святой водой и разносят по домам. Благочестивые христиане обычно хранят такие ветки в течение целого года, украшая ими иконы в домах.

В народе тесно переплелись старинные традиции с христианскими. Исстари верили, что верба наделяет здоровьем. Родители, придя из церкви с освященной вербой, начинали символически стегать ею своих детей, при этом приговаривая: «Верба – хлест, бьет до слез, верба красна, бьет не напрасно» . И себя – тоже (чтобы прибавилось здоровья), при этом приговаривая: «Не я бью – верба бьет» . А еще стегали веточками и новобрачных или молодых девушек – для того чтобы у них родилось много здоровых детей.

Освященным вербным веточкам приписывали поистине чудесные способности. Ее целебную силу издавна старались распространить на весь окружающий быт. Так, в Вербное воскресень е пекли специальные пироги.

Почки чудесного дерева употребляли в пищу больные лихорадкой и женщины, которые хотели излечиться от бесплодия. Из них делали порошок для лечения ран. Верили, что освященная веточка исцелит хромого человека, если прикоснуться ею к его ногам; а если положить ветвь на голову и повязать платок, пройдет любая мигрень. Считалось, что освященная верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя – помочь при пожаре.

Е сть несколько простых ритуалов, которые при желании можно выполнить на Вербное воскресенье.

Во-первых, «пустить» освященную ветку на воду. Она уплывет – добро и достаток «приплывут» в дом.

Во-вторых, если сжечь такую веточку, она защитит дом от пожара; а если воткнуть ее в крышу дома (или прикрепить в верхней угловой части потолка), то станет хранительницей здоровья и душевного спокойствия.

Освященная верба способна помочь каждому человеку, с искренностью обратившемуся к ней. Для этого нужно поставить ветку в вазу, ежедневно менять воду и разговаривать с ней – о чем-то попросить, на что-то пожаловаться. Засыхающая веточка означает, что верба нейтрализует неприятности и беды, притянув их к себе. Тогда следует отнести ее подальше от дома, поблагодарить и сжечь. В случае же, если ветка пустила корни и на ней распускаются листочки, ее можно посадить и быть уверенным, что деревце исполняет вашу просьбу.

Чтобы в семье не было ссор и размолвок, нужно принести в дом ветку вербы со словами: «Как Вербное воскресенье было и есть, так и мир в этом доме восстановлен».

Отправляясь на важную встречу, нужно оторвать от веточки, сохраненной с Вербного воскресенья, три почки и съесть и х, при этом напряженно думая о своем деле, и тогда вас ждет удача. Правда, пользоваться этим свойством вербы стоит только в самом крайнем случае. Постоянно, нужно или не нужно, вербу лучше не беспокоить – беспрерывные обращения к ней, которые свидетельствуют о неуверенности в себе, могут выйти боком просящему.

Одинокая девушка, мечтающая о любви, должна прийти к вербе, на которой еще не распустились листья, в последний день убывающей Луны и прикрепить к ветке яркую ленту или обрывок цветной бумаги с написанной просьбой, а затем уйти не оглядываясь . Второй раз в этом году к этому деревцу подходить нельзя.

Н а Вербное воскресенье принято не только выполнять ритуалы, но и заговаривать. Так, чтобы улучшить здоровье и избавиться от головных болей, нужно за день до праздника расчесать волосы, опустить пару волосинок в воду и полить ею вербу, приговаривая: «Вода, иди в землю вместе с болью» . Считается, что все болезни действительно покинут человека.

В этот день можно сделать и любовный приворот. Для этого замужняя женщина должна сломать веточку и сказать:

«До тех пор, пока верба у меня лежать будет,

До тех пор меня муж не разлюбит, не забудет».

После этого ветку нужно спрятать в укромное место (лучше всего за икону) и ни в коем случае не выбрасывать.

Чтобы на огороде все росло хорошо , нужно перед началом активных работ на земле подойти к «своей» вербе (растущей неподалеку от участка) и сказать:

«В чистом поле, на вольном раздолье

Огород мой (назвать свое имя) стоит, урожай мне родит.

Пусть бы дождям теплым его поливать.

Пусть бы ветрам его овевать.

Пусть бы солнцу его согревать.

Пусть бы вербе за ним надзирать.

Ты, верба, за ним надзирай, сорняки злые вырывай корнями,

Гнусов поганых отгоняй ветвями

И от всякого вора мой урожай береги, стереги.

Пусть бы земля меня наградила – хорошо мне родила.

Пусть бы меня (имя) обогатила.

Мне земля даст, а я тебе отдам, не предам».

Сказав это, следует набрать левой рукой четыре раза по четыре горсти из-под вербы, принести на свой огород и разбросать на четыре стороны, приговаривая: «Пусть земля родит, меня наградит, урожаем богатым одарит».

В ерить или не верить в волшебную силу вербы – дело каждого. Но в любом случае сходить за ней в лес или просто купить несколько веточек – значит прикоснуться к магии пробуждающейся природы. А это всегда – чудо.

«Вербное воскресение», «Вербница» - шестая неделя Великого поста, последнее воскресение перед Пасхой, праздник Входа Господня в Иерусалим. В этот день Иисуса встречали пальмовыми ветвями и хвалебными песнями. На Руси пальмовые ветви заменила верба. Вербу мы освящаем, украшаем, она – оберег, олицетворение жизни и роста.

Когда воскресенье бывает в субботу?

Канун вербного воскресенья - Лазарева суббота - день, когда Иисус исцелил Лазаря через несколько дней после его смерти. С тех пор христианство отмечает праздник Воскресения Святого Лазаря. В этот день у русских крестьян было принято ходить в лес за вербой до восхода солнца. Принесенные веточки тут же украшали бумажными цветами, плодами, часто к веточкам подвешивали бумажного ангелочка, "вербного херувима". Святить вербу ходили в церковь в этот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Освященные ветки ставились в переднем углу на божницу или клали за иконы. В Сибири для вербы делали специальный "теремок" из соломы, который украшали тряпочками, лентами, затем вешали перед иконой.

"Не я бью-верба бьет, верба хлёст бьет до слез"

Как только возвращались домой с заутрени, все домочадцы непременно ударяли друг друга освященными ветками вербы, приговаривая: "Верба красна бей до слез, будь здоров". Этот обычай имел магический характер: во время соприкосновения верба передавала свои живительные силы человеку, наполняла его энергией. Так, когда прихлестывали вербой детишек, говорили-заклинали: "Как вербочка растет, так и ты расти", тем самым перенося свойства растения на ребенка. Верба и ее распускающиеся сережки, появление которых было первым видимым проявлением весны, в народном представлении являлась средоточием плодородия, растительной силы, здоровья.

Егорьев день

Как детей хлестали, так и скот в день первого выгона на пастбище, в Егорьев день, ударяли освященной вербой, чтобы защитить животных от падежа, дурного глаза, змей, волков, чтобы обеспечить хороший приплод, а так же чтобы усмирить скот, заставить его слушаться пастуха. Затем ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или пускали по воде, иногда сжигали в печи, или скармливали скоту. Но выбрасывать вербу после первого выгона было грешно. Порой освященные ветви хранили целый год за образами до следующей «Вербницы», и только потом сжигали и ставили новую освященную вербу. Также в Егорьев день, после выгона скота веточки могли разламывать и разбрасывать по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное для будущего посева, тем самым воздействуя на силы природы, приумножая урожай.

"Барашки", "бабашки", "акатушки"

Чтобы овцы водились и не переводились, а плодились их кормили специально приготовленными караваем и хлебцами, внутри которых запекали вербные почки. В некоторых местах пекли печенье в форме почек по числу скотины и птицы в доме, а в других местных традициях и для всех членов семьи. Печенье было принято освящать вместе с вербой. В Костромской губернии оно называлось «барашки», в Московской - «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской - «орешки», «кытька».

Окликание молодух

В Пензенской губернии бытовал обряд окликания молодух. В полночь накануне Вербного воскресенья молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и возле ворот кричала: «Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодой ничего не оставалось,кроме, как отпереть ворота, после чего толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». Всех спящих в избе слегка ударяли вербой, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым», - а также: «Вставай рано, бей барана». Последней хлестали молодую, когда она кланялась, провожая незваных гостей.

Верба-целительница

Верба в народном сознании была способна не только наделять живительной силой, но и предохранять от болезней и исцелять от них. Вербные почки глотали в качестве профилактического средства от различных хворей. Съедали по девять вербных почек, считая это лекарством от лихорадки. Бесплодным женщинам так же советовали есть освященные почки, после чего они благополучно рожали. На Кубани вербу применяли при лечении детских заболеваний. Для этого рано утром до восхода солнца отправлялись на реку, где срезали три пучка вербы по девять веток. Затем дома клали один пучок в горячую воду и купали ребенка у окна, которое выходило на восток. В полдень в воду опускали вторую связку и купали ребенка у того окна, где стояло солнце в тот момент. На закате аналогичные действия совершались с третьим пучком перед окном, смотрящим на заходящее солнце. После все ветки и воду в сопровождении молитвы выливали в реку. Считалось, что после этих омовений болезнь уйдет. Также вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали в раны, делали из нее отвар и пили, использовали в качестве примочек от опухолей и ушибов.

Верба-оберег

Веточка вербы с незапамятных дохристианских языческих времен наделялась магическими сверхъестественными свойствами: помимо того, что она обогащала и исцеляла, она была способна уберечь, защитить от молнии, бури, нечистой силы. Согласно поверью, верба, брошенная против ветра, может отвратить бурю, а брошенная в огонь – усмирить его. Повсеместно считали, что верба, защитит дом от грома и молнии, так как верба в верованиях славян дерево Громовержца, Перуна, который поражает очистительным огнем. Вербным веткам, несмотря на христианскую символику, приписывалась также колдовская сила, с ними связывалось поэтическое вдохновение, волхвование, ведьмовство. Так, если верить поверью, весной черти отогреваются на вербе, а после того как ее освятят в праздник, они падают в воду, и поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, почерпнутую под вербой.

Всем привет! после продолжительного отсутствия я вернулась. Новостей по Теме особых нет. Но реально нужно было от нее отвлечься... иначе захлебываюсь на мелководье;)

Знаю, что опоздала с этим постом, давным-давно насобирала ссылочек по теме... Но тем не менее, поделюсь, пока хоть май не кончился.

« По попе вербочкой стучу - поздравить с Праздником, хочу!»
Раньше ребятня бегала друг за другом с ветками вербы, хлестала ими по попе, приговаривая: « Вербохлёст, бей до слёз»
http://www.proza.ru/2011/04/17/524

Древнее языческое Вербное воскресенье связано с языческим обрядом оплодотворения, ибо наличие множества детей, выраставших сильными взрослыми людьми, спасало племя от вымирания или гибели от рук врагов. Чем больше детей, тем больше пахарей и воинов. Обряд этот - «вербохлёст»: парни хлещут по ногам девок прутиками вербы, а те радостно визжат. Так происходило символическое оплодотворение первыми вторых. В те времена отношения полов не считались чем-то греховным (как у христиан), а воспринимались как божественный акт.

Игра - вариант обычных догонялок. Но относились к ней по-особенному. Проводилась она в вербное воскресенье и считалось, что верба дарует счастье и здоровье. Галящий догоняет участников игры и бьет их вербой, приговаривая: «Вербы хлест - бей до слез!» Или: «Бьют, чтобы быть здоровым!», «Будь здоров, как вода, а расти, как верба!» И хоть удары только что народившейся вербы болезненны, каждому хочется попасть под ее удар, под вербохлест. После того, как набегаются, все играющие одаривают друг друга пучками вербы - на счастье!

Детей своих родители слегка хлестали вербой, приговаривая при этом вербные поговорки и присказки:
Верба свята! Верба свята! Верба-хлёст бит до слез,
Верба бела бьет за дело! Верба красна бьет напрасно!
Не я бью, верба бьет, через неделю Велик день
Будь здоров, как вода, будь богат, как земля!
Пришла верба из-за моря,
Принесла верба здоровья!
Верба-хлёст, бей до слез!

Подробнее: http://klimakter.gloryonjournal.ru/obryad-verbokhlest#ixzz2UhxY4RiU

Жители сербского Баната в Юрьев день (6 мая) опоясывали вербой детей и слегка били их вербовыми ветками, «чтобы они росли, как верба». Первые остриженные волосы у маленького ребенка (особенно у девочки) клали на вербу, чтобы волосы росли быстро и косы у нее были длинными. Восточные славяне, стегая друг друга вербовыми ветками в Вербное воскресенье, среди прочего, желали: «Будь здоров, как вода, расти, как верба»

Подробнее: Обряд вербохлест. | Gloryon Journal http://klimakter.gloryonjournal.ru/obryad-verbokhlest#ixzz2UhxfJxuE

На Красный понедельник чешские мужчины ходят с так называемыми «помлазками» — сплетенными в косичку вербовыми прутиками с ленточками на конце. В былые времена такие веточки плели самостоятельно, — сейчас их можно купить в любой сувенирной лавке. Зачем же, собственно, нужны помлазки? Считается, что если мужчина слегка отшлепает ими встретившуюся на пути девушку, она станет здоровее и красивее, потому что ей передастся сила и свежесть молодой ветки.

О чешской традиции подробно и красочна рассказали в блоге http://porka-devochek.blogspot.ru : Помлазка

Вербная неделя - неделя в народном календаре славян, отмечаемая на шестой недели Великого поста. Заканчивается в Вербное воскресенье, после которого наступает Страстная неделя. Главные народные обряды недели связаны с вербой и выпадают на субботу и воскресенье.

Другие названия

казацк. Вербохлёст ; белор. Вербница ; укр. Вербний, Цвітний, Шутковий тиждень .

Понедельник

С Вербной неделей, особенно с последними днями её, связано много примет на погоду и будущий урожай. «Если вербная неделя ведренная, с утренниками - то яровые хороши будут». В понедельник тёща приносит в дом молодого зятя подарки, желает добра молодой паре.

Лазарева суббота

Лазареву субботу во многих русских деревнях праздновали весело и многолюдно. В Вербную субботу (воскресение Лазаря) ломали вербы. В полночь молодёжь обходила дома с песнями. У ворот кричали: «Отопри, отопри, молодая, вербешкою бить, здоровьем больше прежнего наделить!» Войдя в избу, слегка били ветками вербы спящих со словами: «Верба хлёст, бей до слёз!», «Вставай рано, бей барана!», «Бьём, чтобы быть здоровыми» (Городищенский уезд Пензенской губернии). В субботу готовят брагу, гречневые блины, кашу, рыбный курник.

В Белоруссии в некоторых местах в этот день пекли хлебцы по количеству членов семьи. В одном из хлебцев запекали монету. Кому доставался это хлебец, тот будет счастливым и удачливым целый год. Девушкам такой хлебец предвещал выгодное и счастливое замужество. Также выполняли ряд магических действий на достижение задуманного (внимание избранника, замужество, избавление от головной боли).

У сербов день называется Врбица - в этот день освящают веточки вербы. У чехов и словаков обряд бития вербными веточками существует в Пасхальный (Поливальный ) понедельник.

У гагаузов и болгар накануне Вербного воскресенья исполняли весенний девичий обряд лазарования (гаг. Lazari , болг. Лазарки ), который сохранился до наших дней. Лазаровали девочки 7–10 лет, которых называли «лазарки». Они ходили по домам по трое с пением лазарских песен. Одна из лазарок изображала «невесту». Её лицо обычно было закрыто белой коротенькой фатой или платком. Участниц одаривали сырыми яйцами и мелкой монетой.

Вербное воскресенье

У восточных и некоторых южных славян праздник посвящён весеннему возрождению природы, вегетации, вербе: отсюда названия: рус. урал. Вербины ,укр. Вербна неділя, Вербница , Вербніца , белор. Вербная нядзеля, Вербіч , серб. Врбица , болг. Връбница , ст.-слав. Праздьникъ вьрбьны (Изборник Святослава, 1073 г.). Также: цветоносное воскресение, цветоносная неделя, цветная неделя ; польск. Niedziela Kwietna .

Большой праздник - Вербное воскресенье - любимейший праздник русских людей, который в народной жизни приобрёл этнически самобытные черты. Это объясняется многими причинами, и прежде всего ландшафтом Европейской России, богатым реками и речушками, озёрами и заболоченными местами. Здесь, едва растает снег, среди талых вод первой распускается верба. Обилие красивых пушистых почек породило ассоциации с плодоношением. Не случайно где-то в глубине веков родилась необычная мифопоэтическая легенда, которая повествует о том, что некогда верба была женщиной, и у неё было столько детей, что женщина поспорила с самой Матерью-Землёй о том, что она плодовитее Земли. Рассердилась Мать-Земля и превратила женщину в вербу.

Восточные славяне освящённым вербам придавали особую очистительную силу, верили, что с их помощью можно спасти домашний скот от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов. Об этом свидетельствуют различного рода «вербные» обряды, сохраняющиеся до сих пор в некоторых местностях России, Украины и Белоруссии. Например, в Костромской области сохраняется народный обычай выпекать баранки к Вербному Воскресенью, освящать их в церкви и, принося домой, скармливать их домашнему скоту, чтобы предохранить от болезней, а в Юрьев день крестьяне обмакивают хранившуюся в продолжение всего года вербу в святую воду и затем окропляют собранный во дворе домашний скот; с вербой в руках в первый раз провожают скот на пастбище.

Вербе и её серёжкам приписывалась целебная сила. Съедали по девять вербных серёжек, считая это лекарством от лихорадки. Советовали есть почки освящённой вербы бесплодным женщинам, а также как предохранительное средство от других болезней. Клали вербу в воду, в которой купали больных детей. В воскресенье вербные почки добавляли в хлебцы для скотины, и в вербную кашу для членов семьи.

Многие верили, что освящённая верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя - помочь при пожаре. Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен по приходе из церкви в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освящённой вербы - средство это если и не превратит труса в героя, то, во всяком случае, должно прогнать природную робость.

До 1917 года в России главным событием Вербного воскресенья были «Вербные торги» (в городах) и «Вербные катания» на лошадях, а также народные гулянья. В Москве вербные проезды карет по Красной площади иногда называли «вывозом невест».

Вербная неделя сменяется Светлой.

Битьё вербой

Битьё вербовой веткой в Вербное воскресенье распространено у вост. и частично юж. славян, поляков и чехов. Битье совершается обычно утром, после освящения вербы, у церкви или у дома и, как правило, с приговором:

  • рус. Верба красна, бей до слез, будь здоров! (саратов.);
  • укр. Не я бю, верба бє / За тиждень - Великдень; / Будь великий, як верба, / А здоровий, як вода, / А богатий, як земля (Чернигов.);
  • белор. Вярба бе - не я бю; / За тыдзень - Вялікдзень. / Хвора у лес, на верас, / А здароўе у косці. / Будзь здароў, як вада, а расці, як вярба .

Чаще всего взрослые бьют ребятишек, «чтобы росли и были здоровы». С этой же целью повсюду хлестали скот; в Белоруссии скот, как и людей, и пчелиные ульи, били трижды, а затем шли в огород и на озимое поле и там, после трёхкратного битья земли, втыкали ветку вербы в землю; наконец, шли хлестать вербой могилы своих близких.

В Белоруссии в Гродненской губернии в начале XIX века привозили в церковь для освящения большую вербу с корнями, после службы обламывали ветки и разносили их по домам. В Польше, в Мазовии молодёжь стегала друг друга вербовыми прутьями - «пальмами» (palmowata się ), приговаривая: «Palma bije nie ja bije / Wielki Dzień za tydzień» [Пальма бьёт, не я бью. Пасха через неделю]; в некоторых сёлах стегали только девушки парней. В Чехии в Вербное воскресенье после мессы, наоборот, парни хлестали ветками орешника своих девушек, «чтобы были проворными и бойкими». В то же утро Вербное воскресенье у кашубов хозяин шёл к соседу и бил его слегка веткой вербы с пушистыми почками (kotkami), повторяя в рифму: «Wierzba bije, jô nie biję,. / Za tidzeń, Wielgi dzeń, / za noce trzë i trzë są Jastrë» [Верба бьёт, я не бью. Через неделю Пасха - Великий день, через три и три ночи Пасхальная ночь]. Сербы в Славонии (около г. Осиека) после обедни хлестали друг друга вербой, повторяя: «Раст ко врба!» [Расти, как верба], а в Банате в Вербное воскресенье сербы били вербой лошадей и детей, «чтобы росли, как верба».

Проглатывание вербных почек

Проглатывание вербных почек в Вербное воскресенье было известно на Украине, где дети съедали почки, «щоб горло не болило», в Белоруссии, где это делали ещё в церкви при раздаче вербовых веток, и в России (например, в Ярославской губ.), где их запекали в хлебцы и скармливали скоту. В Костромской губернии в Вербное воскресенье пекли печенье барашки в виде вербовых почек, а накануне, в Лазареву субботу, пекли лесенки. В Полесье, на Пинщине, в Вербное воскресенье при выходе из церкви каждый съедал девять вербовых почек-свечек, «чтобы не болели зубы и не было лихорадки».

Отнесение веток на кладбище

Отнесение освященных веток на кладбище к покойникам-родителям совершалось в Вербное воскресенье в Белоруссии, где веткой вербы трижды хлестали по могиле, в польском Поморье, у кашубов, на Западной Украине (Львовщина), в Словакии (Новоград и Гонт), в Хорватии (Синь и Лика), где кизиловую ветку, увитую плющом, втыкали около могильного креста, «чтобы в домашнем хозяйстве всё спорилось и преуспевало - шло в гору», и в Болгарии (Добруджа), где вербовые прутики втыкали в могилы всех родственников. У болгар-капанцев (с.-вост. Болгария) в Вербное воскресенье женщины шли на рассвете на кладбище с веточками вербы, кадильницами, ладаном, водой и кукурузной соломой; кадили на могиле, втыкали в неё вербу и жгли огонь (ср. Греть покойников).

Поговорки и приметы

  • Без вербы - не весна.
  • Святой Лазарь за вербой лазил.
  • Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд.
  • Выгоняют в первый раз скот в поле вербою с вербного воскресенья.
  • польск. Pogoda w Kwietna Niedzielę wróży urodzajów wiele (На Вербной погода - урожай будет обильным).

В народном сознании верба олицетворяла здоровье, жизненную силу, плодородие и плодоношение. Существует легенда о том, что верба когда-то была женщиной, у которой было много красивых, сильных, здоровых детей. Но, как всякая женщина, она любила похвалиться своим потомством, и однажды она неосторожно сказала, что ее плодовитость выше, чем плодовитость Матери-Земли. Рассерженная Мать-Земля превратила ее в вербу с огромным количеством детей – пушистых почек, распускающихся ранней весной, когда другие деревья еще находятся в зимней спячке.

Русские старались передать животворящую силу вербы людям, полям и животным. Так, в некоторых губерниях в Вербное воскресенье пекли из ржаного теста шарики с почками вербы внутри. Шарики скармливали овцам, чтобы они были плодовиты, ягнятам, чтобы они набирались силы. Шариками из теста угощали друг друга, чтобы быть здоровыми. Женщины, желавшие иметь детей, должны были проглотить несколько почек вербы, освященной в церкви.

По всей России был распространен обычай ударять пучком вербы взрослых людей, детей, домашнюю скотину. Считалось, что это прибавит им жизненной силы. Ударяя друг друга ветками, обычно произносили заклинание: «Будь здоров, как верба», «Расти, как верба». Некоторые заклинания строились так, будто не люди бьют друг друга ветвями вербы, а сама верба передает им свою силу и здоровье: «Не я бью, верба бьет», «Верба хлёст, бей до слез».

Это подчеркивалось формулой, очень устойчиво сохранявшейся у всех восточнославянских народов: "Не я бью, вярба бъе! Хира у лес, а здароуя у косьти" .

В большинстве случаев приговоры дополнялись: желали не только здоровья, но высказывали и другие пожелания. Выражалось это чаще посредством набора сравнений, например:

Верба хлес, бей до слез!

Не я бью, верба бье.

За тыждень великдень:

Будь великый, як верба,

А здоровый, як вода,

А богатый, як земля.

Или:

Не я бью, верба бье,

За тыждень великдень.

Не будь сопливый,

До работы ленивый,

Не будь зависливой,

Али буде здоров, як вода,

Рости, як верба!

Будь шмыткий, як пчела,

Будь богатый, як земля!

От року до року,

Вербою по боку.

В последнем приговоре чувствуются уже шутливые нотки, но построение и формулы его традиционны, дополнение шло главным образом за счет новых сравнений. Шуткой-прибауткой они стали тогда, когда обычай хлестаться вербой перешел к детям:

Верба хлест, бьет до слез,

Верба бела бьет за дело,

Верба красна бьет напрасно.

». В конце XIX в. эти старинные заклинания постепенно стали превращаться в шуточные детские песенки. Родители слегка ударяли детей пучком вербы, приговаривая:

Верба, верба,

Верба хлёст,

Верба хлёст

Бьет до слез.

Верба синя

Бьет несильно,

Верба красна

Бьет напрасно,

Верба бела

Бьет за дело,

Верба хлёст –

Бьет до слез.

Верили также, что верба обладает свойствами оберега: она защищает от нечистой силы, предохраняет дом от молний, останавливает пожар, усмиряет бурю, оберегает посевы от гибели, помогает человеку в смертный час, отгоняя от него дьявола. Именно поэтому освященную вербу хранили целый год на божнице, а, принеся свежую из церкви, старую спускали по течению реки или втыкали в землю на поле.