Языческие обычаи и обряды эвенков. Языческие обычаи и обряды эвенков Обряд-умывание ритуального столбика сэвэк-мо

Жизнь эвенков, ведущих традиционный образ жизни, сопровождается соблюдением множества традиций, обрядов, истоки которых формировались на протяжении длительного исторического времени, начиная с эпохи позднего неолита.

Эвенкийский праздник «Синильгэн» основывается на традициях охотничьего обряда «Сиӈкэлавун», главной целью которого заключалась в «добывании охотничьей удачи». Синильгэн проводится после установления снежного покрова. Обычно в конце октября, когда открывается сезон охоты на пушного зверя. Праздник является обрядовым и требует соответствующего отношения от организаторов и участников.

Место проведения: 51 км. Покровского тракта (возле стрельбища) , Хангаласский улус

Программа:

8:30 – 9:00 ч. - Сбор участников праздника на площади Дружбы (автобус)

Приезд участников, подготовка к началу праздника.

10:30 ч. Открытие, проведение обрядов.

12:00 ч. Соревнования (начало).

- «Бэркэ бэе» (сноровистый мужчина) – состязание по приготовлению стружки, разжиганию огня и кипячению воды

Метание маута среди мужчин и женщин

13:00 ч. – Обрядовый обед «Давун».

14:00 ч. - «Пэктырэлэн» (меткий стрелок) – стрельба из пневматической винтовки

15:00 ч. - Подведение итогов, поздравление победителей, торжественное закрытие праздника, спуск флага, уборка территории

16:00 ч. – отъезд участников

Состязания:

1.«Пэктырэлэн» (меткий стрелок, снайпер) – стрельба из пневматической винтовки (мужчины, женщины)

Правила:

На расстоянии 5 м. на пеньке устанавливается цель – оструганный обрезок жерди длиной 10 см., диаметром 5-6 см.

Участникам дается по 1 попытке. Промахнувшиеся участники выбывают из соревнований. Попавшие продолжают состязание – для каждого последующего тура линия огня отодвигается на 2 м.

Когда останется 5-6 лучших стрелков, линия огня отодвигается на 1 м., а каждому из участников дается по 2 попытки на каждом рубеже. В финальной части линия огня также отодвигается на 1 м., а финалистам предоставляется по 3 попытки.

Побеждает участник, попавший в цель с самого дальнего рубежа.

Примечание: для исключения ошибок, цель нужно ставить на край пенька (чтобы обязательно упала).

2.«Бэркэ бэе» (сноровистый мужчина) – состязание по приготовлению стружки, разжиганию огня и кипячению воды

Правила:

Все участники должны иметь свой инвентарь: топор, нож, котелок из жестяной банки, емкостью 1 л.

Участники соревнуются в приготовлении качественного материала для разведения огня. Конечная задача участников – вскипятить воду за меньшее время.

Предварительный этап:

Всем участникам выдаются чурки одинакового размера из сухой лиственницы с ровными срезами для устойчивости (примерный диаметр 20-25 см., длина 30-40 см.). Участник должен иметь свой топор и нож (в порядке исключения - для гостей, разрешается пользоваться чужим).

Задача участников разрубить чурку на поленья, приготовить лучины и стружку («куваптын», «кыспа») для костра.

Из приготовленного материала для следующего этапа участник самостоятельно отбирает поленья и лучины в общем количестве 25 шт. произвольной толщины. Стружка должна быть цельной из одной лучины произвольной толщины по усмотрению участника.

На выполнение первой части задания (подготовка материала) участникам дается одинаковое время (3 или 5 минут в зависимости от общего уровня подготовки).

Основной этап:

Участники используют только тот материал, который успели приготовить и отобрать в обозначенное время.

Участникам дается задание сложить произвольно подготовленный материал, развести огонь и вскипятить воду (1 л.) на время.

Каждому из участников дается по 3 спички. Побеждает участник, вскипятивший воду быстрее всех.

Примечание:

- необходимо подготовить чурки для материала, чурки большего диаметра для установки и рубки чурок.

- необходимо заранее подготовить одинаковые котелки небольшой емкости.

- в случае нехватки инвентаря можно использовать раздельный старт.

- обязательно наличие аптечки.

Ассоциация эвенков РС(Я)

Традиционные обыча и обряды эвенков

Праздники

Предки эвенков пришли на север тысячелетия назад, освоили эти суровые земли, накопили знания о природе и выработали навыки выживания в экстремальных условиях. Они сумели создать яркую и самобытную культуру.

С середины 30-х годов уникальная культура эвенков находилась на грани исчезновения. Одной из причин явилась необоснованная практика поголовного перевода оленеводов на оседлость и укрупнение поселков, сопровождающаяся ликвидацией традиционных мелких селений. Это отрицательно повлияло на привычный уклад и образ жизни эвенков, и в конечном результате привело к разрушению их быта и национальной культуры.

Сегодня забытые традиции и обычаи хотя и медленно, но возрождаются, входят в повседневную жизнь и быт, становятся частью нормы поведения и морали. Возрастает этническое самосознание самого народа, стремящегося познать свои корни и привнести в современную жизнь все то полезное, что незаслуженно отрицалось совсем недавно.

Из отобранных материалов можно почерпнуть максимум жизненной мудрости. Смысл поразительно актуален и призывает уважать традиции народа, гордиться ими, знать родной язык, культуру, стремиться всегда и везде только к хорошему, доброму, светлому, не позволить потухнуть эвенкийскому очагу, быть разумным хозяином Земли, ответственным за гармонию человеческих отношений, и любить этот трепетный, изменчивый мир.

Самые главные моменты года у эвенков считаются праздниками. В эвенкийском языке нет слова «праздник», говорят бакалдын (встреча).

Икэнипкэ

Этот обрядовый праздник проводился в весеннее новолуние, за месяц до наступления устойчивого тепла. Знаменовался он рождением оленят, появлением травы и хвои лиственницы и отмечался народной приметой - первым кукованием кукушки. Этим обрядом начинался эвенкийский Новый год.

Обряд икэнипкэ являлся многодневной церемонией и был направлен на получение священной силы Мусун (Мушун) от Энекэн Буга - Хозяйки Вселенной, то есть, чтобы оживилась Природа и начала способствовать размножению поголовья диких промысловых и домашних животных и, самое основное, дала здоровье и благополучие всему роду, в том числе и человеческому.

Эту мысль подтверждает коллективное участие всех представителей разных родов, совместная установка чума и общее изготовление шаманских атрибутов.

В проведении этого обряда не существовало устоявшихся традиций ни в декорации, ни в ведении самих шаманских камланий. Каждый шаман проводил его по своему усмотрению, как ему «подсказывали» духи предков. Неизменной оставалась направленность обряда – чтобы оживилась Природа-матушка и способствовала жизни: появлению зелени, размножению поголовья диких промысловых зверей и домашних оленей, а значит и благополучию людей.

Из истории этого праздника известны такие факты. При встрече первого грома, повествующего о наступлении нового года, произносили Алга – просьбу, благопожелание. Когда слышали первые раскаты грома, брали ветки ерника в правую руку, трижды обходили жилище по движению солнца и произносили следующее:

Арчэ, арчэ!

Мы есть эвенки,

Мы арбагасы имеем.

Чтоб хорошо жили, чтоб не голодали,

Хорошим годом приходи,

Плохим годом не приходи.

Обращаясь к божеству по имени, просили дать хороший год. Икэнипкэ праздновали в середине июня. Каждая родовая община разбивала свою палатку, накрывала стол с национальными блюдами и радушно встречала гостей.

В прошлом обрядовые ритуальные праздники проходили обязательно в присутствии членов разных родов, ибо это регламентировало отношения с соседями. Браки у эвенков были экзогамными, а племя, состоящее из различных родов, требовало сплочения.

У западных эвенков этот сложный обряд представлял собой восьмидневный хоровод с обрядовыми действиями. Танец-хоровод являлся одним из элементов обряда, в котором движения изображали погоню людей за божественным оленем.

Пение Дяричин очень близко пению, сопровождающему хороводные танцы: запевала ведет, а танцующие подпевают ему, вторят каждой пропетой им строке. Песни, сопровождающие хороводные танцы нельзя назвать песнями, т.к. эвенки по отношению к ним не употребляют самого слова «петь». Например, исполнение запева «Дэвэ» не мыслится без самого танца Дэвэ. Танец Дэвэ с его пением воспринимается эвенками как игра. Они говорят: «Давайте играть Дэвэ» («Дэвэвэ эвибэт»). Песни Дяричин к хороводным круговым танцам имеют у эвенков очень разнообразные запевы и свою мелодию. Для восточных эвенков характерны запевы «Дэвэ», «Дялер», «Гэсугур», «Манчорай», для эвенков Красноярского края запевы «Ехор».

В селе Иенгра ежегодно с 1994 года проводится праздник Икэнипкэ. Первое время таежники боялись праздника Икэнипкэ из-за того, что некоторые из обрядов (сэвэк-моо и чичипкап) давно не совершались, поэтому реакция у них была такой: «Вдруг что-то не то сделаем, духи на нас обидятся». В настоящее время эвенки освоили воскресший праздник и гордятся им. Он включает в себя несколько ритуалов: очищение людей (проход под деревянной аркой чичипкан, дымоокуривание багульником), умасливание медвежьим жиром сэвэк-моо (деревянный столб, изображающий три мира), кормление реки и огня, угощение местных духов посредством привязывания ярких цветных ленточек на дерево – улгани-да. В сценарии праздника – концерт, спортивные игры: соревнования по футболу, волейболу, прыжки через нарты, борьба и т.д.

Вначале всех приглашают очистить душу и тело дымом багульника, затем – накормить огонь свежеиспеченным хлебом. Говорят, если загадать во время этого обряда желание, оно непременно сбудется. Благосклонность судьбы можно также получить, дотронувшись рукой до деревянного столба (сэвэки), который есть возле каждого жилища эвенков.

А вне сценария, по своей собственной инициативе, бабушки собираются у реки, танцуют хороводы и поют импровизации, чуть ли не весь день, допоздна, как в старину во время длительного праздничного периода летних собраний. По тому, как долго и живо бабушки пели, как все присутствующие «играли» во время праздника, определяют будущий год.

Бакалдын

Бакалдын – летний эвенкийский праздник, во время которого происходит так называемая «встреча всех родов».

Проводиться он должен в самом начале лета, когда распускаются почки лиственницы, когда всю ночь напролет кукует кукушка, а впереди все лето. Начало лета означает у эвенков начало нового года.

Обряд первый обязательный – пройти через Чичипкан (ворота из длинных палок), чтобы очистить душу и тело дымом багульника. Обряд второй – накормить огонь – от огня костра во многом зависит жизнь эвенка. Обряд третий – умаслить столбик сэвэки гусиным или медвежьим жиром. В обрядах участвуют взрослые и дети. Еще одна интересная традиция – кормление реки с пожеланиями добра и счастья, чтобы в реках было всегда полно рыбы.

С заходом солнца шаман камлал и просил у духов счастья для всех людей на земле.

Синилгэн

Синилгэн («первый снег») – эвенкийский праздник первого снега, благословения зимовья. Сииилгэн – праздник души и ликования эвенков, так как у них с этого сезона начинается великая охота.

Синилгэн проводится по особому обряду. Эвенки каждым обрядом показывают уважение и преклонение перед силами природы, старейшинами. Те, в свою очередь, просят у духа огня благословения для всех мужчин своего рода. Обряд очищения через Чичипкан, который огорожен от злых духов леса, проходят сначала старейшины, а потом молодые люди. Затем многоуважаемая женщина рода просит у духа огня благословения и кормит огонь специальным угощением. После этого мужчины выполняют обряд добывания удачи для охотников. При этом сильные духом и одаренные охотники берут особый лук и идут на охоту. Когда удача добыта, женщины и дети встречают их с великим ликованием. Все около юрты становятся в хоровод и по кругу солнца устраивают сэдьэ на эвенкийском языке.

День оленевода

«День оленевода» эвенки отмечают с наступлением весны. На определенное место съезжаются кочевые эвенки со всех окрестностей. Устраивают праздник по случаю встречи с родственниками, друзьями. На празднике идет оживленный обмен новостями, звучат шутки. Знакомятся молодые девушки и парни. Извлекаются самые красивые национальные одежды и украшения. Кульминация праздника – гонки на оленьих нартах.

Первоначально на этот праздник собирались все члены своего и соседних родов вместе с шаманами. Отличительной особенностью служило отсутствие жертвенных оленей, а в воображаемой погоне – отсутствие преобладающей роли шамана.

Ритуальная эвенкийская одежда, которую надевают во время праздников «Икэнипкэ», «День оленевода», состоит из следующих деталей: далыс (кафтан), сверху пальто, на голове – шапка-капор, на ногах – торбаза. Весь костюм изготовлен из ровдуги молодого осеннего оленя, украшен черным, голубым, белым бисером, а также металлом – мельхиором. Бахрома сделана из спилка, ткани. Орнамент чисто эвенкийский, на груди – родовой символ, край далыса украшен орнаментом, изображающим седло оленя, на головном уборе в центре темени изображен орнамент солнца, этот символ является связью с космосом, и в то же время оберегом.

Малааhын

Праздник Малааhын, посвящен богине Айыыhыт – покровительнице деторождения. Устанавливался через трое суток после разрешения роженицы.

Богиня – покровительница деторождения – именуется по-якутски «Айыыhыт», так как на эвенкийском название не установлено.

В празднике принимали участие люди обоего пола. Праздник не обходился без водки и забивания оленя. Главным моментом в празднике был обряд «очищения» матери и ребенка.

Ребенка пропускали через небольшой расщеп на стволике тонкого деревца. Со стороны выхода около расщепа устраивался дымокур из багульника. Просовывая ребенка через расщеп, приговаривали: «Вся грязь осталась позади».

Мать также «очищалась» дымом багульника. С этого времени она опять становилась на свое обычное рабочее место: начинала хлопотать по хозяйству и заниматься работой, связанной с перекочеванием.

Обряды

Представление эвенков об окружающем мире обусловили особое отношение к природе и жизни, что проявилось в разного рода оберегах, действиях и обрядах.

К древнейшим обрядам культа природы принадлежали жертвы в виде «кормления» и «дарения», просьбы, обращенные к огню, местам бродов и перевалов. К охотничьим обрядам относятся медвежьи, обряд добывания удачи охотнику (синкэлэвун), обряд погони за воображаемым оленем, убивание его и приобщения к мясу (икэнипкэ), гадание по лопатке, мелкие обряды – обращение к Сэвэки и хинкэн с просьбой послать зверя.

Вот уже на протяжении пятнадцати лет в селе Иенгра проводится национальный эвенкийский праздник Икэнипкэ.

Икэнипкэ – это один из любимых и почитаемых праздников иенгринцев: праздник возрождения древнейших обрядов, праздник народных традиций. На празднике Икэнипкэ можно познакомиться с обрядовым фольклором, песенно-танцевальной культурой эвенков, с традиционными национальными играми.

Икэнипкэ – это праздник традиционного эвенкийского гостеприимства.

Обряд «Имты» (обряд кормления огня).

Все народы мира, все дети планеты поклонялись огню – источнику тепла, света, верили в его очищающую силу.

У каждого народа это поклонение отражалось в его обрядах по–разному. Северные народы, вся жизнь которых была неразрывно связана с природой, свято верили и чтили все, что их окружает, в первую очередь огонь. У эвенков поклонение огню проявилось в разных обрядах.

Одним из обязательных обрядов является кормление, угощение духа огня.

Огонь кормят по всевозможным случаям и почти ежедневно, т.к. вся жизнь эвенка зависит от огня. Все можно просить у духа огня: зверя – значит сытую жизнь, благополучия для семьи – не будут болеть родные, т.к. ты поручаешь ему заботу о здоровье, счастье – он убережет тебя и твоих родных от всевозможных неудач, несчастных случаев.

Имты – самый всеобъемлющий и всеохватывающий обряд. По представлениям эвенков, огонь – это посредник между человеком и высшим божеством БУГА.

Обряд кормления огня самый простой форме, не обременительный, не требующий специальных приготовлений. Вот почему он жив, и до сих пор соблюдается в любом доме и любой семье.

Тогое – эникун, мунэ нямалгикал, дегдэлкал соты, бэюнэ букэл.

Хэгды энекэ! Мунэ бэлэдекэл.

Огонь-матушка, согрей нас, гори сильнее, пошли зверя.

Большая матушка! Нам помогай!

Обряд просьба – обращение к реке.

Реку переезжая, совершали пулга. На тальники новые лоскутки (разноцветные) тряпочки привязывали, говоря:

«Бирава аландянал пулганнивкил.

Ектаткарду сангал гириптыла оноктокорво уивкил, гунденэл:

Хутэчэл бипильбун!

Аят пэдэвкэл!

Гэрбилэгдэ биракун!

Иенгнэкун биракун!

Мупурэнни Иенгнэкан!

Нутэчэлвэ аят пэдэвкэл!

«Имеющие детей мы!

Хорошо ты нас переправила!

Большая река, имеющая имя!

Большая река Иенгра!

Полноводная река Иенгра!

Впредь также хорошо переправляй,

дитя ли мое будет, сама ли я буду.

Добром переправляй, вот тебе подарила!

Обряд «улгани» (обряд очищения)

По представлению эвенков, каждый человек обязан пройти обряд очищения, чтобы предстать перед духами с чистой душой, без злых помыслов. Только в этом случае духи отнесутся к вам благосклонно. Костер сожжет все дурное, а дым багульника очистит ваши души.

Полоски ткани – это олицетворение и воплощение представлений о нитях жизни, о веревке – судьбе. Повесив на дерево полоски – тряпочки, эвенк как бы соединяет свою нить жизни с нитью – жизни деревьев, а значит отдает ее в руки верховному божеству Эникэн Буга.

Приезжих сородичей или гостей пропускают через чичипкан – расколотый ствол молодой лиственницы с целой верхушкой либо два ствола молодых лиственниц с завязанными верхушками. При этом окуривают дымом багульника, отряхивая с людей веточкой все их болезни, грехи, заботы, желают им здоровья, удачи в охоте, счастья. По завершению обряда УЛГАНИ, молодые парни подходят к чичипканам, сдвигают стволы, снизу завязывают тальником и относят за приделы.

Авгара бикэллу, экэллу бумурэ, ңэлэмуhивэ экэллу, аят бэйңэкэллу, кутучи бикэллу!

Будьте здоровы, не болейте, запретное не делайте, будьте удачливы в охоте, будьте счастливы!

Обряд «еллувка» (Мазанье сажей от огня – очага).

Обряд Еллувка – приобщение ребенка к семейному очагу, родовому огню, знакомство с ним. Проводится со всеми детьми в случае первого приезда – знакомства с родственниками: дети приобщаются к семейным очагам родни.

Обряд Еллувка проводят бабушки либо старшие по возрасту женщины – хозяйки очагов.

Аминны, энинны, эхэкэс! Эвэс тогон. Эхэкэс тогон.

Эвэгэчинми тогоё илаттаи!

Того, экэл хоңторо, мэннис эмэрэн!

Отец твой, мать твоя, дедушка твой!

Бабушки твоей огонь. Дедушки твоего огонь.

Как бабушка твоя будешь разжигать очаг!

Огонь, не принимай за чужого. Твой пришел!

Обряд-умывание ритуального столбика сэвэк-мо.

Определенное представление эвенками о вселенной передает ритуальный шаманский столбик Сэвэк мо. Куполообразный верхний выступ изображает верхний мир, где живет добрый дух Сэвэки, дисковидный средний – землю, где живут люди и округлый, с небольшим уплощением, – нижний мир, где живет злой дух Харги. Обмазывая сэвэк-мо жиром, люди земли Дулин Буга ублажают и заговаривают, прося духа Сэвэки о хорошей жизни.

Могучий дух Сэвэки!

Повернись к нам лицом и улыбнись!

Пусть умилостивится твоя душа!

Годичное благо творящий,

Ежедневно о нас заботящийся,

Дедушка Сэвэки!

На великое счастье, мы поставили тебе,

Священный столб Сэвэк мо,

Поставили его с поколения

И на веки вечные.

Родильные обряды

Структура традиционной родильной обрядности эвенков включает следующие группы обрядов, связанных с рождением ребенка: обряд испрашивания ребенка у Аихит; представления и запреты, связанные с беременностью женщины; обряды, выполняемые непосредственно во время родов; послеродовые обряды – очищение матери и ребенка и приобщение ребенка к семейному очагу.

Рождение называется термином балдыдяк – «место, где ты живешь». Традиционно эвенкийки рожали в отдельной палатке или родильном шалаше тэлевун, которые сами же и устанавливали. Лишь в трудных случаях рожать помогали пожилые женщины или шаман. Пуповину отрезали ножницами, а послед вешали на дерево либо закапывали в восточную сторону бугра, чтобы место хорошо освещалось солнцем. Через неделю после родов мать вместе с ребенком могла перейти в семейную палатку, но в течение месяца ей запрещалась половая близость с мужем. Она шила пеленки из шкур оленят, терла древесную труху для присыпки. Если женщина рожала девочку, то молча шла в стойбище, а если мальчика, то, возвращаясь с ним на руках, громко кричала: «омолги эмэрэн» – «мальчик пришел». Этот крик был сигналом для мужчин, чтобы готовиться к празднику. В любую погоду отец разворачивал пеленки и, взяв ребенка за ноги, поднимал вверх. Если ребенок молчал, считалось, что он станет хорошим охотником и смелым человеком.

Шаман остывшим угольком из очага делал ребенку метку на лбу между бровей, чтобы хозяин семейного очага того, того бэйе («человек огня») принял нового члена коллектива.

Похоронные обряды

По верованиям современных эвенков, человек обладает двумя душами: «хорошей» оми и «плохой» уоха, уоха омити – «человек без души». Сегодня уоха дялычи расценивается эвенками как особый вид отрицательной энергии. Эти две души владеют сознанием человека попеременно, в зависимости от жизненных обстоятельств. Когда человек умирает, то душа оми летит в место обитания доброго Бога Сэвэки – Сэвэки бугалан, рай. Плохая душа попадает в место Хэргудуннэ – владения Сатаны Хэргу. Образ Сатаны заимствован из христианской культуры славянских переселенцев.

Приметами смерти чаще всего считались «черные сны» – конгорин толкитим. Если человек видел себя в мире чудовищ или черных людей, это было верным признаком того, что он скоро умрет: букэл – с ударением на «э»; буча – умер. Предвестником близкой смерти считалась ворона, которая, каркая, садилась на палатку. Осмыслялась такая функция вороны преданием, по которому Сэвэки сделал ее птицей-могильщиком. Некоторые эвенки считали «плохим» животным кота черной масти. Однажды один старик во время войны заставил домочадцев оставить подаренного русскими черного кота при очередной перекочевке. На новом месте старик неожиданно заболел и умер. Сородичи же расценили его внезапную смерть как месть обиженного кота.

Ритуал омовения покойника эвенки заимствовали у русских, как и обычай установки деревянного креста в качестве надгробия. До прихода славян в эвенки не хоронили умерших в земле, считая землю живым существом. Антропоморфизм эвенков проявлялся в том, что они представляли Землю в образе огромного человека. Географические участки ассоциировались с частями тела этого живого существа: реки – с кровеносными артериями, пустыня – с голым животом, ущелья – с губами, рот – с пещерой, зубы – с острыми камнями. Горы ассоциировались с носом, а глаза – с озерами.

Культ оленя

В сфере оленеводства наибольшее количество современных верований сосредоточено вокруг образа священного оленя. Нередко в стаде рождаются оленята с отклонениями в физическом развитии: без глаз, нижних челюстей и т.п., которые не выживают, но считаются посланниками добрых духов, хорошим знаком для благополучия людей и увеличения поголовья оленей. Особым почетом пользовался священный олень сэвэк необычной белой масти (чаще всего бесплодный) с красными глазами, который расценивался как посланник Бога Сэвэки для счастья людей. Такого оленя не использовали в работе, надевали на него самую красивую уздечку и повязывали на шею красную тряпочку. После смерти его укладывали на правый бок, чтобы сердце было свободным, мордой на восток на специальный лабаз колбо. По рассказам информантов, его тушу не трогали даже птицы, и она полностью истлевала.

Некоторые охотники иногда встречали в тайге сохатого с белой шерстью и необычно длинным хвостом, который способствовал промысловой удаче.

Культ природы

Отдельным природным объектам эвенки поклонялись на основе верования о безличном священном месте, например, отдельной скале или голой сопке. Сопка, на которой не росли деревья, служила местом проведения общественного праздника бакалдын – «встреча родственников, друзей», местом, где пересекались кочевые тропы оленеводов. На вершине сопки разжигали костер и благодарили солнце. Информанты помнят о двух периодах празднования. Было время, когда на праздник собирались только мужчины, а женщины оставались со стадом. Затем в праздниках стали участвовать женщины и дети. Обычно танцевали круговой танец, устраивали спортивные состязания, заключали торговые сделки и обменивались невестами. В настоящее время некоторые эвенки стараются соблюдать традиционные обряды угощения монетами сопок. Чаще всего ритуал совершают из окна движущегося автомобиля. Причем монеты не следует выбрасывать, а держать на раскрытой ладони, они от тряски сами падают на землю.

По приходу в лагерь и перед перекочевкой эвенки угощали хозяина огня Тохо и хозяев гор и тайги, которых тоже именовали сэвэки. Для них на дерево вешали цветные тряпочки торгакан, колокольчики, деревянные ошейники оленей. Хозяина огня эвенки представляли в образе вечно «молодого старика» без бороды. Стариком он должен быть для мудрости, а молодым – для жизненного огня. В огонь бросали кусочек лепешки, брызгали водку, медвежий и олений жир, просили удачи для стада и хорошей охоты. Оленье молоко и рыбу хозяину огня давать было запрещено, потому что он не любил эти продукты и сильно сердился. У некоторых эвенков нанайское название хозяина огня Подя. Основная же масса современных эвенков называет его термином сэвэки. Подобным образом угощали хозяина реки бира омин, и хозяина гор – урэ омин. В огонь и реку нельзя было испражняться, плевать, бросать мусор. При угощении хозяев рек, гор, тайги, озер старики крестились по православному обычаю, просили удачи и счастья в жизни.

В тайге, деревьях и кустах (волосах) водятся звери (вши). Половой орган женщины – это пещера, в которой появляются дети, после внедрения в нее каменного столба, основы земли и жизни – мужского полового органа. Он заходит в пещеру, как рыба заходит в свою норку, чтобы отметать икру. Пещера – это особое место, где зарождается жизнь.

Могилы не копали из-за боязни нанести боль, раны живому существу – земле. Поэтому эвенки традиционно заворачивали труп в шкуры, туго перетягивали сухожилиями и вешали на дерево. Остатком этого ритуала в языке эвенков является термин мета, т.е. шкура для обозначения гроба. Умерших детей помещали в колыбелях на ветви деревьев, а «сверток» с телом взрослого привязывали к вершине согнутого молодого дерева. Затем вершину освобождали, ствол распрямлялся, тело умершего человека оказывалось высоко над землей и было недоступно хищникам. У подножия дерева оставляли ружье покойного с одним патроном, петли, нож, лук, стрелы, посуду и т.п. – все, что было необходимо покойному в другой жизни. Все вещи ломали и обязательно забивали на могиле любимого оленя путем сдавливания сердца или разрыва аорты. Для сдачи мяса в колхоз-совхоз оленя убивали ударом ножа в затылок без выполнения ритуалов. Для собственного потребления забой оленя совершался так же, как и при погребении человека.

В верхнем мире Сэвэки устраивал суд, внимательно изучал душу умершего человека, определял ее характер – жадная она или нет, добрая или злая. Если выяснялось, что душа жадная, то Сэвэки поселял ее в местность с бесплодной землей. Добрая душа поселялась в стойбище с оленями. Сэвэки сам решал, сколько души будут жить в его мире до отправки на землю. Злой душе предстояло пройти ряд испытаний и проверок Сэвэки.

На современном кладбище некоторые эвенки хоронят своих покойных в одном ряду. В качестве надгробий устанавливают православные деревянные кресты или обычные тумбы, стелы из металла или мраморной крошки с фотографиями.

С той же целью уголек из очага клали в колыбель эмкэ. Для защиты ребенка от несчастий над его колыбелью подвешивали когти медведя, и младенец воспринимал могучий дух этого зверя, а звук колокольчиков служил сигналом матери, занятой домашними заботами, что с ребенком все в порядке.

Дней рождения в традиционной культуре эвенки не праздновали. Но имя новорожденному старались давать при полном собрании родственников и чаще всего по имени недавно умершего сородича. Могли нарекать также по названию любого предмета или животного, которое попадалось отцу на глаза, например, «топор», «бельчонок». Самыми лучшими именами для мальчиков были: Бултадя (крепкий охотник), Мангэ (твердый, как камень). Ребенку дарили необходимые в охотничьей жизни предметы: ружье, трубку, лыжи. Нож – обязательно с магическим приговором: «котот уллэвэ бакакал бултадук сяксячи бигин» – «нож мясо пусть найдет, на охоте пусть нож в крови будет». Мальчиков и девочек называли одинаково – «нирэйкан» – «маленький ребенок».

По мнению информантов, рождение близнецов не было хорошим событием. Нередко при рождении разнополых близнецов девочка считалась не родным ребенком, а нагулянным от конкретного мужчины. Чаще всего ее отдавали соседям.

Культ медведя

В традиционной культуре у эвенков бытовал культ медведя, которого они называют эгэка, эгондя, мооты; любовно – мукала «Миша», эгодкан – медвежонок, нями – самка медведя. Раньше кости медведя не употребляли в пищу, никогда не бросали собакам, а вместе с черепом вешали на дерево, чтобы их обклевали птицы. У каждого мальчика был свой нож, его использовали, когда ели медвежье мясо, отрезая маленькие кусочки у рта движением снизу вверх. Нарушившего ритуал человека мог разорвать в тайге медведь. Кроме того, такой способ употребления медвежьего мяса считается «чисто» эвенкийским, так как славяне из-за особенностей своего антропологического типа могут порезать нос. Это обстоятельство и сегодня служит предметом шуток над русскими односельчанами. В большинстве эвенкийских родов женщинам разрешали употреблять в пищу медвежье мясо. После еды все водили хоровод вокруг костра.

В настоящее время охотники-оленеводы добывают медведей с помощью огнестрельного оружия, устанавливают петли из стального троса и ловушки соксо давящего типа. Такую ловушку ставят в том месте, где медведь повадился похищать оленей из стада, т.е. стал «пасти» стадо, по мнению эвенков. Несмотря на то что медведь для современных эвенков прежде всего хищник, уничтожающий домашних оленей, они сохранили некоторые верования и ритуалы по отношению к этому могучему животному: медвежий череп помещают мордой на восток на высокий шест рядом с лагерем. Череп устанавливают в честь духа медведя, из-за уважения к зверю, а также для отпугивания злых существ и реальных хищников.

Березницкий, Сергей Васильевич. Верования и обряды амурских эвенков //

Сборник составлен по материалам участников районной виртуальной викторины «Включись!»

В сборник вошли лучшие работы школьников Нерюнгринского района, представленные на творческий конкурс, виртуальной викторины «Включись», проводимой в рамках детско-юношеского фестиваля эвенкийской культуры, организованной отделом творческого развития ЦРТДиЮ г. Нерюнгри РС(Я).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Центр развития творчества детей и юношества

Сборник составлен по материалам участников районной виртуальной викторины «Включись!»

Нерюнгри, 2013

Составитель О.М. Трандафир

Редакционная коллегия: Н.В. Аксенова, А.С. Пономарева,

В.М.Мещан

В сборник вошли лучшие работы школьников Нерюнгринского района, представленные на творческий конкурс, виртуальной викторины «Включись», проводимой в рамках детско-юношеского фестиваля эвенкийской культуры, организованной отделом творческого развития ЦРТДиЮ г. Нерюнгри РС(Я).

Орфография и пунктуация произведений представлена в редакции авторов:

Артюкова Дмитрия МОУ Гимназия №1, 5 А класс

Кузнецовой Ульяны ДДТ п. Беркакит

Постоноговой Анастасии МБОУ СОШ № 15, 5 Б класс

Филипповой Любови СОШ № 3, А класс

Шамсутдиновой Альбины МБОУ СОШ № 15, 8 класс

Григорь Анастасии МОУ Гимназия № 1, 6 в класс

Шукюровой Эльмиры МОУ СОШ № 3, А класс

Бровкиной Александры МБОУ СОШ № 15, 5 А класс

2013 г.

Юный друг!

Тебе повезло, ведь ты живешь в уникальном месте, на юге Якутии, где сохраняются культура, язык и традиции удивительного эвенкийского народа, имеющего богатую историю на нашей Северной земле.

Если ты стал участником викторины «Этнокультурные традиции эвенков», то это означает, что ты неравнодушен к судьбе и истории коренного народа, значит, ты стремишься к сохранению его духовных ценностей!

Оргкомитет

История села Иенгра

Под яркими северными звездами, у подножия одной из красивейших гор Станового хребта с поэтическим названием Спящая красавица, на берегах небольшой речушки Иенгра, широко раскинулось село с тем же названием.

Если смотреть на гору с села она похожа на спящую девушку на восходе «просыпается» на закате «спит». Его примечательность в том, что в нем живут представители традиционного кочевого народа-эвенки у которых сохранилась до сих пор культура, язык эвенкийского народа. Село основано 126 году именно здесь эвенки остановились на постой, и так выросло не заметно село Иенгра.

Село Иенгра свое название получило от эвенкийского слова, означающего «ветвистые рога». Само название эвенков – тунгусы. Впереводе - эвенкил – идущие поперёк хребтов. Существует гипотеза, что в 3 веке до н.э. народ Увань переселился с территории северного Китая. Эвенки – малочисленный народ Крайнего Севера России. По мнению этнографа Р.М. Василевича этот термин первоначально означал «человек». Называли эвенков также орочонами, что следует понимать как «оленный».

Эвенки – единственный народ Севера, который освоил не только огромные пространства тайги, но и проник далеко на север, достигнув лесотундры.

Эвенки-тунгусы разделялись по формам своего хозяйства на «пеших» или «сидящих» - охотников и рыболовов, «оленных» - охотников и оленеводов.

Эвенки говорят на эвенкийском языке. Письменность эвенков была оформлена в 131 году на основе латинской графики, с 137 года письменность ведется на основе русского алфавита.

Родовые общины эвенков

Заселение эвенками Нерюнгринского улуса шло с Амура. Это подтверждается названием родов, которые по сей день сохранились у жителей села Иенгра

Чувство родства у эвенков развито очень глубоко и в наше время люди с одной родовой общины носят одинаковые фамилии. Общее происхождение эвенков объединяло родственников до седьмого-восьмого поколения. От каждого поколения отделялось по 0 семейств. Представители старшего поколения могли на память назвать имя любого представителя своего рода. В селе Иенгра 24 общины самые знаменитые «Кэптукэ» «Алгома» С Началом христианизации стали входить в среду эвенков и разные фамилии и имена. Якут Колэ из учурского рода Бута дал поколение Колесовых. Наум из этого же рода дал поколение Наумовых, один из потомков Бута дал поколение Пудовых. Представитель учурского рода Трофим дал начало поколения Трофимовых. Так появлялись у эвенков современные фамилии.

Народная мудрость эвенков

Эвенк – человек, привыкший к кочевой жизни. С оленями, с природой связана вся жизнь эвенка, от рождения до смерти. С оленями тесно связана эвенкийская культура, много поверий, легенд, сказок, пословиц.

Эвенкийские пословицы, как и у других народов, отличаются краткостью, образностью, широтой и отточенностью мысли.

  • Охотнику нужны олени, как глухарю крылья.
  • Олень и собака – друзья охотника.
  • Стельную важенку резать – оленей не увидишь.
  • Когда убьёшь дикого оленя, после еды все кости собери и положи в лабазе. Если будешь бросать на землю, дух охоты Хинкген рассердится, и тебе на охоте не будет удачи.
  • Не бей оленя, а то дух оленя рассердится, и от тебя уйдут все олени.
  • Прикочевав на старое стойбище – не кричи и никогда не ругай. Напугаешь духов этой земли – тебе на охоте не будет удачи.
  • Рано вставай, тогда будешь иметь добычу.
  • Помогай старым, их не серди. Если будешь злить старых, жизнь станет плохой.
  • Много раз не злись, а то скоро состаришься.
  • Когда приедешь к большому озеру или к реке, то не кричи и камни в воду не кидай: обидится и рыба не будет ловиться.
  • Если на охоте ничего не добудешь – не ругай те места и ту землю, где охотился. Дух охоты услышит и обидится, надолго убежит от тебя.
  • Прикочевав на старое стойбище – не кричи, дух земли испугается. Напугаешь духов этой земли – тебе на охоте не будет удачи.
  • Нельзя бросать палку поперёк дороги, по которой кочуют или прошёл зверь.
  • Из озера не вылавливай всю рыбу, а оставь своим потомкам.
  • Как люди достойные живи, не обрубая их тропы. Свои прихоти во вред другим не убаюкивай, как младенца. Тех, кто раньше тебя увидел солнце, слушай.

Поверья эвенков

«Тайга кормит оленей, а олени кормят и одевают нас», «Если мальчик играет с оленятами, то из него вырастет хороший оленевод» - так говорят эвенки-оленеводы. От количества оленей всегда зависело благополучие их жизни.

В летний период вся забота об оленях ограничивалась устройством дымокуров, вокруг которых животные собирались сами, спасаясь от гнуса. У эвенков давно вошло в поговорку, что летом оленей пасёт гнус. Наиболее беспокойное время для оленеводов–эвенков – это осень, когда олени разбегались в поисках любимого лакомства – грибов. Зимой же олени уходили недалеко.

По-видимому, олени с глубокой древности находились в личной собственности каждого охотника. Об этом свидетельствуют обычаи эвенков: уплата калыма в виде оленей непосредственно отцу, а не родственникам невесты; выделение оленей в личное пользование женатому сыну сразу после женитьбы. Особого внимания заслуживает обычай эвенков: в случае потери оленей собирать пострадавшему коллективно по оленю со всех сородичей. У эвенков был обычай обмениваться оленями в виде своеобразных взаимных «подарков», когда родственники встречались в тайге на промысле.

Численность оленей всегда зависит от ритма северной природы и хозяйственной деятельности человека в освоении новых территорий. Большой урон оленеводству Амурской области был нанесён при строительстве Зейской ГЭС и промышленном освоении зоны БАМа, из-за этого сократились богатые оленьи пастбища, нарушена экология. В легендах эвенков в годы «большой оленьей беды» звучал скорбный мотив песни:

Куда ушёл олень, дающий нам жизнь?

Он давал нам мясо и кровь для супа,

Давал нашим собакам силу бежать по глубокому снегу.

Его жилы сшивали нам одежду,

А в его костях был нежный мозг – уман.

Наши жилища согревал огонь его жира,

И наши щёки лоснились от его соков…

Эйах-эйа, куда же ты ушел, наш олень?

Поверье – предание, основывающееся на суеверных, мистических представлениях. Например, у эвенков существует такое поверье. Когда охотник отправляется на охоту, он должен знать, что если встретит медведя, то нельзя называть его словом «медведь», надо обращаться к нему уважительно – «дедушка».

У шаманов для сохранности поголовья оленей были свои атрибуты – ровдужные коврики, в середине которых вышивали силуэт оленя, стоящего в кругу.

Традиционные эвенкийские праздники

В июльском лесу неподалеку от стойбища прокуковала кукушка. «Что слышишь?» - спросил старый эвенк у внука, помогавшего подгонять оленей. – Кукушка сказала: «Икэнипкэ». Пора собираться на встречу всех родов».

Народные приметы и культы эвенков

Примета – обстоятельство, явление, указывающее по народным верованиям на появление чего-либо, на связь с каким-нибудь другим событием.

Приметы : очень важны для эвенкийского народа

  • Дым стелется по земле – будет плохая погода.
  • Ветер южный гонит облака – к дождливой погоде.
  • Звёздное небо в мороз – будет тепло.
  • Кукушка кукует – будет дождь.
  • Звезды сильно блестят – скоро тепло наступит
  • Как олень гордо несёт голову свою, так же высоко держи своё имя.
  • Когда убьёшь дикого оленя, после еды все кости собери и положи в лабаз. Если будешь бросать кости на землю, дух охоты Хинкген рассердится и тебе на охоте не будет удачи.
  • Ленивый человек похож на оленя, который последним идёт по протоптанной дороге аргиша.

По преданиям эвенков, человека с рождения окружают разные духи природы. Три главные присутствуют обязательно – дух Матери, дух Земли, дух Воздуха. «У оленекского дерева сучья вверх торчат», «Земля кормит оленя – олень кормит весь род», «Эвенк не может представить свою жизнь, без оленя», «Красив и здоров олень, радостный и счастливый эвенк», «Всех и все земля растит, человек тоже ее соринка», «Крыша дома – небо, стены его – тайга, сердце – олень»

«Если постоянно бить оленя, то у него портится характера», «Не надо поднимать много шума из – за пустяка, подобно чайке», «Душа юноши определяется по тому, какая у него нарта. Если она сделана прочно, аккуратно и всегда приятно смотрится – значит, у юноши светлая душа»

Культ огня , очага широко распространен у народов Севера. Функция очага – отопление и освещение жилища, приготовление пищи, защита от диких зверей. Огонь – главная семейная святыня – широко использовался в семейных обрядах. Дух-хозяин огня представлялся у эвенков в виде старика, иногда с семьёй. Духа-хозяина огня, покровителя домашнего очага, семьи, рода постоянно «кормили» кусочками лучшей пищи и кумысом, к нему обращались с различными просьбами. У эвенков известен обряд-приобщение младенца к семейному очагу: ребёнка вносили в жилище и мазали ему лицо сажей, говоря: «Огонь, не принимай за чужого, свой пришёл».

Перед промыслом эвенки «советовались» с огнём; если в ответ их мыслям или словам пламя костра горело ровно, это предвещало удачу.

Огонь мог предсказать скорый приезд гостей.

При гадании о предстоящем пути, близкой перемене в судьбе огонь «чертил» на оленьей лопатке дороги человека или семьи.

Огонь обладал очистительными свойствами, мог уничтожить или изгнать злых духов, поэтому использовался в лечебных и шаманских обрядах.

Над огнём “очищали” промысловое снаряжение при длительной охотничьей неудаче.

Существуют эвенкийские народные приметы, запреты, поверья, связанные с огнём.

  • Не плюй в огонь. Если плюнешь, будет рана. Если плюнешь, заболит язык.
  • Не шевели огонь ножом (ранишь ноги бабушке-огню, рассердится).
  • Не бросай в огонь иголку, подавится дух-хозяин огня.
  • Не клади нож остриём к огню, поранишь ноги бабушке.
  • Не руби дрова около костра, в дороге не будет гореть огонь.

Культ огня неотделим от культа предков.

Культовое почитание медведя . К медведю самое трепетное у эвенков отношение. По поверьям эвенков – это прародитель. Есть древний праздник у эвенков - Медвежий праздник. По случаю добычи медведя устраивали праздник. Сопровождается песнями, танцами, играми. После добычи медведя, в берлоге охотники проводили ритуал. Разжигали костер, изготавливали шашлыки из разных органов медведя. Мясо съедалось всеми участниками охоты, чтобы охотник не боялся этого зверя. Потом проводилась импровизированная борьба с головой медведя, «борьба» заканчивалась победой над медведем.

Одним из эвенкийских обрядов является обряд очищения «Чычыпкаан». Он совершался при нарушении каких - либо охотничьих обычаев и правил. Перед чычыпкааном разводили костёр (двухметровый идол с расщеплёнными ногами). Затем убивали домашнего оленя и его кровью мазали рот, руки и колени чычыпкаан и идольчиков. После этого кормили огонь, бросая в него кусочки коленного жира оленя и пучок конского волоса.

Охотник с ружьём и посохом обходил чычыпкаан по солнцу. С западной стороны он пролезал между ног идола трижды. После этого он обращался с заклинанием к Байанаю, спрашивая чем не доволен и говорил, что для него поставил счастливый чычыпкаан. В заключение обряда охотник умолял злых духов не мешать духу-хозяину охоты, чтобы он послал удачи в охоте.

Обряд имеет ярко выраженный магический характер. Верили, что неудача, грязь – всё остаётся позади чычыпкаан. Деревянный идол считался не изображением духа, а магическим снарядом, отделяющим скверну от охотника. Термин «чычыпкаан» в переводе с эвенкийского означает развилку.

Культовым почитанием у эвенков-орочонов пользовались птицы: ворон, орел, лебедь, гагара, утка-чирок, кукушка, кулик, бекас. Все эти птицы считаются помощниками шамана в обрядах лечения, добычи оленьих душ, добычи охотничьей удачи, здоровья для семьи и т.д. все перечисленные птицы неприкосновенны, строго запрещалось их убивать и мясо употреблять в пищу.

Охотники верят, что ворон помогает оберегать оленьи стада от хищников, разыскивать животных во время промысла, выдавая их своими криками.

Орлы и лебеди являются неотъемлемой частью шаманских обрядов.

Чирки, бекасы и кулики во всех шаманских камланиях являлись сторожами. От них зависело путешествие шаманской души.

Таймень считается одним из носителей шаманской души в водной стихии.

Змея, ящерица и лягушка считались исцелителями болезней.

Национальные эвенкийские игры

Богата культура эвенков традиционными национальными играми.

«Борьба налимов» - Двое детей лежат на спине, валетом. Правыми руками они должны крепко облокотиться. Головы и левые ноги плотно прижаты к земле, а правые ноги сплетены. Усилием правой ноги каждый « налим» пытается перевернуть противника через себя.

«Бой быков» - Ведущий отмеривает площадку шириной 3 метра, а посередине проводит линию. Двух ребят у этой черты он ставит на колени так, чтобы они сомкнули головы. Как только он скомандует: «Начали», - противники начинают теснить друг друга. При этом им запрещается делать резкие выпады» «Бодаться» нужно плавно, не отрывая рук и коленок от земли.

«Заплетание девяти кос» - играют две группы из девяти детей. каждой группе дается обруч к обручам, подвешенным на высоте поднятых рук, за концы прочно привязано по 27 прядей конских волос, длиной в один метр. Нижние концы волос, болтаются свободно. Игроки стоят в 15 шагах от обручей. По команде игроки подбегают и плетут косы. Побеждает та команда, которая заплетет больше кос.

Солнце (Хейро) - Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи-вперед и назад, и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий – солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

Правила игры . Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Олени и пастухи

Все игроки – олени. На головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих – пастухи – стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них (аркан) маут (картонное кольцо или длинная верёвка с петлей). Игроки олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат на руках.

Правила игры . Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.

Ловкий оленевод

Участники игры, «оленеводы», располагаются на площадке для игры, шеренгой лицом к поставленной в 3-4 м от них фигуре оленя. Они по очереди бросают в оленя мяч. За каждое попадание «оленевод получает флажок. Выигрывает тот, кто сделает больших метких бросков.

Игры, способствующие познанию животного мира и развивающие быстроту и ловкость у эвенков.

Коршуны. Все встают в ряд, в затылок, держа друг друга за пояс. Передний изображает матку, защищающую во время игры детей- всех сзади стоящих. Ловящий изображает коршуна. Хлопнув предварительно в ладоши, коршун старается выхватить кого- нибудь из ряда, матка защищает. Переговоров между маткой и коршуном не ведется.

Привязанный медведь. Водящий изображает медведя. Его привязывают либо к жилищу, либо к чему- нибудь другому арканом, наброшенным на пояс. Место водящего занимал первый из пойманных медведем участников игры, которые вертелись рядом с ним и дразнили его.

Игра в оленя. Дети делятся на две группы. Каждый играющий в руке над головой держит ветку, напоминающую рога оленя. Группы сходятся и начинают «бодаться». Побеждает та группа, у которой сохраняется больше не сломанных рогов.

Игра в маут. На поляне, во дворе ставится предмет, на который укрепляются рога оленя. Играющий берет маут (веревка с петлей) и на расстоянии 5м бросает его на рога. Побеждает тот, кто больше сделает удачных бросков.

Юные нерюнгринцы чтут и уважают культуру эвенкийского народа, с удовольствием участвуют в национальных праздниках, пропагандируют образцы устного народного творчества. И сегодня они хотят обратиться к своим сверстникам о том, как важно сохранить этнокультурные традиций эвенков не только на словах, но и на деле.

Артюков Дмитрий

МОУ Гимназия №1, 5 А класс

Дорогой друг!

Мы живём на якутской земле, коренными народами которой являются: эвены, эвенки, долганы, чукчи, юкагиры. Якутия занимает 1/5 территории России, но как мал о количество коренных народов! Я хочу сказать тебе, что эти малые народы должны жить и развиваться. Изучая историю эвенков, я узнал, что этот народ живёт по высоконравственным законам. Таким как:

  • Береги Отечество, родные места.
  • Не разрушай деревья, не убивай животных и птиц бессмысленно, не наноси вреда природе.
  • Не загрязняй водоёмы, озера, реки.
  • Береги отчий дом, домашний очаг.
  • Соблюдай порядок и чистоту в доме.

Если каждый человек будет стараться следовать этим правилам, то наша жизнь

станет добрей.

Кузнецова Ульяна

ДДТ п. Беркакит

Дорогие мои одноклассники! Я хочу обратиться к вам с просьбой. Нам обязательно надо, сохранить быт. Культуру и все что создали эвенки. Ведь они веками, закладывали прекрасные народные традиции. Помнят и бережно соблюдают их до сих пор. Прислушавшись к мудрым голосам предков, мы сможем строить свою жизнь по законам природы. Оберегать, ценить – красоту, которая есть вокруг нас. В селе Иенгра, каждый из сельчан, от мало до велика, вносит свой весомый вклад в сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, культурных ценностей, вместе со всей огромной страной, мы переживаем ее непростую историю. И у нас есть рядом пример сохранения традиций – это небольшой поселок Иенгра. Пожалуйста, давайте попробуем сохранить самобытность и особенности традиций эвенков. Так как мы, живем с ними рядом и вместе. И должны уважать традиции этой земли!

Постоногова Анастасия

МБОУ СОШ № 15, 5 Б класс

У эвенков и по сей день существует неписаный свод традиций и заповедей, регламентирующий социальные, семейные и межродовые отношения:

  • «нимат»- обычай безвозмездной передачи своей добычи сородичам.
  • «малу» - закон гостеприимства, согласно которому самое удобное место в чуме предназначается только для гостей. Гостем же считался всякий, кто переступал "порог" чума.
  • «левират» - обычай наследования младшим братом вдовы старшего брата.
  • «тори» - брачная сделка, которая совершалась одним из трех путей: выплатой за невесту определенного количества оленей, денег или других ценностей; обменом девушками; отрабатыванием за невесту.

Каждый народ имеет право на жизнь!!!

Филиппова Любовь

СОШ № 3, А класс

Жизнь в суровых северных условиях сделала эвенков целеустремлёнными, мудрыми, физически выносливыми, мужественными, легко привыкающими к сложным переменам. И мне бы хотелось, чтобы наше нынешнее поколение тоже было таким, чтобы молодёжь знала, чего она хочет, и не сдавалась, идя к своей цели. Но для достижения цели нужно трудиться, ведь как говорят тунгусы: «Ленивый человек похож на оленя, который последним идет по проторенной дороге». Поэтому жизнь нужно прожить так, чтобы ты прокладывал себе дорогу сам, а не кто-то другой делал это за тебя. Трудолюбие, физическая выносливость, честность, верность слову, взаимопомощь и скромность – ценнейшие качества, которые передавались из поколения в поколение. Поэтому наше поколение должно ценить в людях всё это, как ценили их эвенки. Они никогда не прощали ложь и предательство, но и их доверие сразу утрачивалось к тому, кто хоть раз допускал ложь и обман. Поэтому и поговорка такая: «Тунгуса можно обмануть только раз».

Шамсутдинова Альбина

МБОУ СОШ № 15, 8 класс

Мы живем в многонациональной Республике. Определенный процент населения составляет коренное население. Для нашего района – это эвенки. Много исторических моментов пережили эвенки вместе с другими народами России: они осваивали вместе с геологами нехоженые места, многие защищали страну во время Великой Отечественной войны, помогали фронту, помогали молодым строителям Малого БАМа обустраивать палаточные улицы, доставляли строителям мясо и ягоду. В годы освоения труднодоступных мест Южной Якутии никто не мог обойтись без опытного проводника - каюра, непременно шедшего вместе с оленем: первый каюр-старик Филипп Леханов, затем молодой каюр оленевод Николай Кондаков. Сохранил этот древний народ свою удивительную культуру и свой язык. Жизнь эвенка связана с природой, они говорят: «земля кормит оленя, олени кормят нас». Как важно беречь в этой жизни друг друга. Помнить, что « на свете нет малых народов. Величие народа не измеряется его численностью, подобно тому, как величие человека не измеряется его ростом».

Григорь Анастасия

МОУ Гимназия № 1, 6 в класс

Прошлое народа - это его будущее. И в современной жизни эвенки научились использовать все накопленные ценности, гармонично строить свою жизнь. На данном этапе возрождения эвенкийской этнокультуры мне кажется необходимо создать условия для полноценного и гармоничного развития этого народа. А именно: создать развитую социальную инфраструктуру в селе Иенгра (постройка благоустроенных домов), механизация и внедрение современной техники в оленеводство, и материальная заинтересованность людей для работы с оленями.

Шукюрова Эльмира

МОУ СОШ № 3, А класс

Перспективы сохранения эвенков как этнической системы достаточно оптимистичны. В сравнении с другими близкими им по культуре народами, они обладают сравнительно высокой численностью, что делает проблему сохранения их как этнической общности не актуальной. Главное для них в современных условиях – поиск новых критериев самоиндентификации. Многие эвенкийские лидеры связывают возрождение своего народа с возможностями собственной традиционной культуры, которая представляется им вполне самодостаточной, способной не только выжить, но и успешно развиваться в условиях сосуществования с другой внешней культурой. Развитие любого народа всегда происходило в условиях непрерывного заимствования. Эвенки в этом отношении исключения не составляют. Их современная культура представляет собой причудливое переплетение традиций и инноваций. В этих условиях эвенкам ещё предстоит найти оптимальную модель своего будущего. Однако, как и у всех народов Севера, их дальнейшая этническая судьба будет зависеть от степени сохранения и развития традиционных отраслей и культурных традиций.

Эвенки – древний народ, представителей которого становится всё меньше, так как с развитием транспорта и свободы перемещения эта группа перестала быть практически изолированной от контактов с другими людьми. Это вызывает стремительное смешивание крови с разными генетическими группами, что неизбежно влечёт за собой стирание традиций этого народа в смешанных семьях. Интересными обрядами и традициями эвенков живо интересуются не только культурологи и этнографы, но и обычные люди. Существуют туристические направления, позволяющие посетить селения эвенков, чтобы воочию убедиться в самобытности и уникальности их образа жизни, занятий и досуга.

Эвенки представляют собой типичных язычников. До сих пор они очень трепетно относятся к вере, стараются придерживаться всех канонов и неуклонно следовать наставлениям шаманов – посредников между миром живых и мёртвых. В религии этого народа особое место занимают духи умерших предков, среди которых есть чёткая иерархия.

Эвенкийский шаманизм отличается от других тем, что в нём верховными божествами являются как боги-мужчины, так и богини-женщины, в то время, как пантеон богов в шаманизме других народов составляют в основном мужчины.

Всё мироздание в соответствии с представлениями о мироустройстве этой народности делится на три уровня: верхний (небесный), средний (земной) и нижний (подземный). Души людей, живших по справедливости, попадают после смерти в верхний уровень, а души грешников отбывают покарание в нижнем уровне, после чего опять перерождаются в новых земных телах.

Чтобы стать шаманом, эвенку не нужно учиться или выбирать своё назначение самостоятельно. Для этой миссии его выбирают сами боги, которые в один момент овладевают сознанием. У избранного начинается «шаманская болезнь», во время которой он испытывает дискомфорт, его посещают видения, могут преследовать сплошные неудачи или проблемы у близких людей. После проведения интересного обряда посвящения в шаманы все эти неприятности резко заканчиваются.

Ограничений по поводу образа жизни у шаманов нет, они вполне могут заниматься мирской работой, но для этого в большинстве случаев не хватает времени. Каждый шаман имеет свою «специализацию»: кто-то занимается обрядами «очищения», кто-то – проблемами со здоровьем и т.д. За обращение к шаману существует определённая плата. Кроме того, нередко обращение к миру духов и божеств требует жертвоприношений. Раньше это преимущественно были мясо животных, молоко и спиртное.

Современные шаманы отмечают, что на водку духи реагируют негативно, поскольку многие эвенки не умеют правильно употреблять этот напиток, а проблема алкоголизма присутствует среди представителей этого народа в тех же масштабах, как и у всех северных жителей.

Добывание удачи

Основным занятием эвенков, которое обеспечивало им пропитание и средства на жизнь, была охота, поэтому среди традиций охотников есть много интересных обрядов. Один из них был направлен на то, чтобы призвать удачу, которая спасёт семью от голода на протяжении холодной снежной зимы.

Для того, чтобы предстоящий промысел стал успешным, охотники проводили обряд, который называется «синкэлевун» или «шинкэлевун». Во время него выполнялось магическое забивание изображения животного, на которое собираются выходить мужчины. Такой же интересный обряд помогал вернуть удачу тому, кто на предыдущей охоте не смог добиться поставленной цели.

Сначала необходимо было выложить на земле изображение парнокопытного, а затем изготовить бутафорский лук со стрелами. Охотник брал изображения оленя или лося и уходил в тайгу. Всё это происходило в полном одиночестве без свидетелей. С близкого расстояния он выстреливал в фигурку. Если стрела прилетела в цель, значит предстоящая охота должна быть успешной. Для закрепления эффекта имитировалась разделка туши: одну половину прятали в тайге, а вторую уносили домой. Иногда в этом действе участвовал и шаман, тогда успех был практически гарантирован.

Культ животных

Многовековая жизнь на природе делала взаимоотношения эвенков с животными особенными. Интересные традиции были связаны с общением людей и животных. Считалось, что животные прекрасно понимают человеческую речь, поэтому существовало интересное требование: при сборах на охоту об этом прямо говорить нельзя, так как любое животное, услышавшее эти разговоры, предупредит жертву. Разговоры велись иносказательно, применялись специальные обороты и слова, заменяющие понятия «охотник», «жертва», «Ружьё», «лук» и пр.

Считалось, что у каждого зверя есть дух-хозяин, которому следует молиться, чтобы вернуться из тайги живым и невредимым. Таким духам приносили жертвы, а для личной безопасности на теле носили амулеты (когти, кости, кусочки шкур и пр.), отводящие все возможные неприятности, связанные с охотничьими делами.

Особое место уделяли медведям. Интересным было то, что эвенки отождествляли себя с этим зверем, считали, что он умеет разговаривать, может принимать человеческий облик и превращаться опять в животное. Насмехаться над медведем не разрешалось, так как зверь мог жестоко отомстить.

Не позволялось убивать спящего медведя, прежде его следовало разбудить, хоть это и навлекало лишние опасности на охотников. Часто во время забоя эвенки громко говорили, что они – якуты, или каркали как ворон, чтобы отвести от себя вину за смерть зверя. После убийства следовало попросить прощения у убиенного за то, что отобрали у него жизнь.

Животворящий огонь

На протяжении длинных холодных месяцев залогом выживания было наличие огня в дю (чуме). Костёр располагался строго по центру, знаменуя собой сердце жилища и семейства. В летние месяцы вместо большого огня тут располагали дымокур, а пищу готовили на костре около чума.

Огонь считался главной семейной святыней, поэтому с ним связано много интересных традиций. В основном за поддержанием костра следили женщины, пока мужья и отцы семейств уходили в тайгу. Огонь считался живым существом с чувствительной и тонкой душой, поэтому угасание костра сравнивалось с предвестником ужасных и трагических событий. У костра был личный дух, наделяемый внешностью старика или старой женщины, которому прямо на угли клали лучшие куски мяса и капали вино.

Детям нельзя было играть с головешками, а взрослым – ссориться и сквернословить рядом с ним, так как это могло стать причиной ослабевания духа-огня, что приведёт к несчастьям и болезням всех домочадцев.

Эвенки всегда сжигали срезанные волосы и ногти в костре, потому что человек, не сжёгший их, будет мучиться после смерти и отыскивать обрезки по всему миру. Сжигать эти обрезки можно только в своём доме, это сохранит душу чистой и убережёт от ночных кошмаров.

Сватанье

Свадебные обряды эвенков во многом отличаются от остальных малых народов, проживающих на соседних территориях, в них присутствует огромное количество интересных традиций. Выбор жениха или невесты для своих детей осуществляли родители или старшие родственники, которые могли заключить договор даже до появления в семье ребёнка. Очень щепетильно относились к тому, чтобы будущие молодожёны принадлежали к разным родам.

На сватовство являлись сам жених и сват – знатный и уважаемый пожилой человек. На это мероприятие нужно было одеваться особым образом, поэтому цель визита не оставалась загадкой для родителей девушки. Сват молча заходил в дом и подкладывал хворост или дрова в огонь, чтобы отмести все возможные недомолвки. Девушка в это время уходила из дома, чтобы не мешать беседе, и ожидала специального приглашения. Жених тоже не участвовал в разговоре свата и родителей невесты.

Сват предлагал свой табак матери и отцу девушки, и в том случае, если они соглашались, вопрос о женитьбе считался решённым. В случае отказа мужчина и женщина закуривали свой табак. Тогда жених и сват прощались и отправлялись домой.

Во время сватания обсуждали размер калыма – откупа, который молодой человек должен выплатить родителям невесты. Жених в свою очередь имел право поинтересоваться приданым, и если оно было слишком маленьким, требовать дополнить его.

Ради справедливости следует отметить, что у эвенков калыму и приданому не отводилась решающая роль, основным фактором считались личные качества молодых.

Когда бы не проходило сватовство, свадьба назначалась на весну, поскольку к этому времени уже завершался отёл оленей и появлялась первая трава, поэтому выпас проходил легко. После сватания семейства жениха и невесты постоянно кочевали по направлению друг к другу, и к моменту свадьбы они были соседями.

Свадьба

На свадьбу надевали самые дорогие и яркие наряды. Олень, на котором невеста ехала в чум к жениху, наряжался специальным седлом и попоной, уздечка украшалась узорами из бисера. Девушка три раза объезжала вокруг чума, а мужчины в это время стреляли в воздух. Затем молодая заходила в жилище, и все члены семьи вместе с ней водили хоровод вокруг костра по ходу движения солнца. По очереди молодым давали своё благословение родители жениха и невесты.

На празднике должно было быть много угощений, гости пели и плясали до самого утра, рассказывали длинные истории, проводили состязания по скачкам, борьбе, стрельбе и пр.

Роды

Согласно культуре эвенков, души не рождённых малышей живут в телах маленьких птиц – «оми». Это слово имеет два значения – «душа» и «синица». Место, где они обитают, называется «нектар». Из-за этого убийство синиц и прочих мелких пернатых является одним из тяжких грехов для данной народности.

Роды у этих кочевников были судьбоносным событием, поскольку в тяжёлых условиях без квалифицированной медицинской помощи они нередко заканчивались смертью матери или новорожденного, а иногда – обоих сразу. Часто процедура родов была длительной и мучительной. Если родственники роженицы видели, что процесс идёт трудно, они прибегали к магическим ритуалам. Существовала интересная традиция развязывания всех узлов в доме и во дворе, пока в семье есть беременная женщина. Позже эта традиция трансформировалась в открывание всех замков, причём такой обряд сохраняется до наших дней, поскольку много столетий жило твёрдое убеждение, что если не выполнить данное требование, роды не могут пройти успешно.

В том случае, если роженица в процессе родов нуждалась в срочной помощи, родственники вызывали шамана, который срубал дерево, а в пень вбивал клин. Чем сильнее и быстрее вбивался клин, тем быстрее на свет появлялся ребёнок.

Имя и занятие

Новорожденного сразу же нарекали именем. Промедление с выбором имени не допускалось, поскольку в то время, пока у малыша нет имени, пришедшей на свет душой могут завладеть злые духи, и ребёнок будет болеть. Имя обязательно должно быть таким, которого нет в семье. Если малыша назвать так же, как зовут кого-то из старых живых родственников, те могут умереть до положенного срока, чтобы жизненная сила перетекла к новому члену семьи. Такая интересная традиция сохранилась у эвенков до наших дней, и они неотступно ей следуют.

В колыбельку, которая располагалась на подвесных опорах, рядом с ребёнком клали ритуальные вещи. Выбирали их в зависимости от того, кем родители хотели видеть своё чадо и какими качествами по их мнению оно должно обладать, когда вырастет. Лук и копьё делали сына метким стрелком и успешным воином. Интересно, что девочкам в кроватку чаще всего не помещали амулеты, только изредка могли опустить туда куклу, а в большинстве случаев защитой выступала какая-нибудь часть одежды матери. Считалось, что девочку надёжнее всего от всех возможных трудностей в будущем убережёт материнская душа, впитываемая с первых дней жизни.

Традиции погребения

Обряды погребения взрослых и детей у эвенков отличаются. Взрослого или старого человека хоронят в земле, при этом обычно приносят в жертву оленей. Чем больше оленей принесено в жертву, тем легче будет загробная жизнь для умершего. На холме, насыпанном над телом, устанавливали чучело оленя из дерева. Это было связано с тем, какую большую роль олени отыгрывали в жизни этого народа.

В наши дни традиция трансформировалась и стала ещё более интересной. Дело в том, что многие представители этой группы приняли своей религией христианство, поэтому на могилах у большинства эвенков присутствуют одновременно чучело оленя и православный крест.

Умерших детей подвергают воздушному погребению. Для этого их тела располагают на ветвях деревьев. Интересный обряд связан с поверьем, что души детей недостаточно сильны для самостоятельного вознесения на небо, а с дерева душу сможет подхватить птица и доставить прямо в мир иной.

МБОУ « Линдинская малокомплектная основная общеобразовательная школа»

Жиганский район Республика Саха (Якутия)

Изучение обрядов эвенкийского праздника «Бакалдын»

Бахынай, 2015г.

С древнейших времен у многих народов мира существовали свои обычаи и традиции. Они передавались из поколения в поколение. Все эти обряды имели тесную связь с природой, так как жизнь человека и продолжение его рода во многом зависит от окружающей среды. В данной работе мы изучили значения и проведение обрядов для возрождения эвенкийской культуры.

На основании постановления Государственного собрания Ил Тумэн РС(Я) от 26 ноября 2008г. Жиганский улус наделен статусом «Национальный эвенкийский район». В настоящее время в Жиганском улусе проживает 4241 человек, в том числе 1971 чел. (46,5%) представителей коренных малочисленных народов Севера. Из них эвенков 1946 человек.

Знание культуры, традиций, обычаев своего народа - это долг каждого человека. Исходя из цели работы, поставлены следующие задачи:

1). Изучение разновидностей обрядов на основе анализа теоретической части работы.

2). Выявление методов проведения обрядов на примере эвенкийского праздника «Бакалдын» в Жиганском улусе.

Эвенкийский праздник «Бакалдын» - это праздник встречи нового года, который проводится у эвенков, живущих на территории Приамурья и Якутии. Главная цель этого праздника - активное общение эвенков между собой, налаживание контактов между представителями разных районов, активизация и возрождение эвенкийского языка, приобщение детей к традиционной культуре. Праздник «Бакалдын» символизирует обновление природы после долгой зимы, его называют «Праздником весны и зелени».

После суровой и холодной зимы, когда наступали теплые дни, наши предки каждый год собирались и устраивали праздник. Встречались на определенном, установленном месте. Такие ежегодные, праздничные встречи давали возможность обмена информацией и общения кочевых семей, ведь зимой в поисках мясного и пушного зверя они редко встречались. Именно на таких праздниках учились у старших опыту и мудрости жизни. Эта всеобщая радость пробуждения северной природы вдохновляла и старого, и молодого. А какой праздник без песен, танцев, состязаний на ловкость, смелость, без общего чаепития?

В настоящее время на месте проведения праздника участники заранее устанавливают палатки, чумы. У палаток оформляют выставку прикладного искусства, устанавливают столб с изображением больших мифических птиц с четырех сторон. Возле родового костра чичипкан, вокруг столба три дерева (лиственницы), на лиственницы вешают жерди с изображением налима, рядом человекообразную фигуру без руки - охотничий амулет «пэллэи». Организаторы и участники праздника приходят в эвенкийских национальных костюмах.

По представлению наших предков, каждый человек обязан в Новом году пройти обряд очищения, чтобы предстать в Новом году с чистой душой, без болезней, без злых мыслей. Только в этом случае Солнце и Голубое небо могут отнестись благосклонно к эвенку. По сценарию эвенкийского праздника «Бакалдын» обязательно проводятся следующие обряды: «Очищение», «Поклонение огню», «Причащение», «Синкгэлэвун» и «Секалаон». Отношение эвенков к природе и окружающему миру нашло свое отражение во множестве запретов, поверий и обрядов, пронизывающих буквально все стороны хозяйственной жизни.

Обряд очищения.

Обряд совершается при длительной неудаче в охоте. У входа устанавливается чичипкан, в середине - ритуальный костер, в который время от времени подбрасывается багульник, можжевельник для окуривания. Начинается обряд очищения. Все участники праздника проходят через чичипкан, через живой коридор обрядовой группы, которая взмахивает можжевельником или багульником, пропускает их, приговаривая пожелания исцеления, здоровья, счастья, удачи во всем.

Обряд очищения в обычных условиях жизни совершался в упрощенном виде. Во многих случаях его проводили сами больные, без участия шамана. Для этой цели разжигали костер, изготавливали из травы чучело, напоминающее человека, и ставили чичипкан. Путем уговоров и задабриваний заставляли духов дурного глаза переселиться в травяное чучело. При прохождении через чичипкан чучело зажимали и затем сжигали.

Обряд приветствия гостей на празднике происходит через табуированного «Священного оленя», который отгоняет злых духов от места проведения праздника. Старейшина или старейшины (два, три человека) обмениваются рукопожатиями с участниками праздника через оленя.

Обряд поклонения огню. Все народы мира, все дети планеты поклонялись огню - источнику тепла, света, верили в его очищающую силу.

У каждого народа это поклонение отражалось в его обрядах по-разному. Северные народы, вся жизнь которых была неразрывно связана с природой, до недавнего времени свято верили и чтили все, что их окружает, в первую очередь, огонь. У эвенков поклонение огню проявлялось в разных обрядах.

Одним из обязательных обрядов является кормление, угощение духа огня. Эвенки считали, что все окружающее в природе имеет свой дух. Дух огня у некоторых эвенков представлялся в образе мудрого, доброго старика - эпэкэ (дедушка), у некоторых эвенков духом огня была старуха - эбэкэ (бабушка). Эвенки, приехав на новое место стоянки, разводили костер и кормили дух огня лучшими кусочками пищи: салом, жирным мясом, хлебом с маслом и т.д.

Очищающим свойством огня, его дымом пользовались, пропуская приезжих через чичипкан - расколотый ствол молодой лиственницы с целой верхушкой. При этом окуривали дымом багульника, отряхивая с людей веточкой багульника все их болезни, грехи, заботы, желали им здоровья, удач в охоте, счастья и т.д. По эвенкийски это звучало так: «Авгарабикэллу, экэллубумура, нэлэмупивээкэллу бра, аятбэйнэкэллу, кутучибикэллу!» (Будьте здоровы, не болейте, запретное не делайте, будьте удачливы в охоте, будьте счастливы!»). Все участники подходят к родовому огню. Шаман или организатор «Бакалдына» кормит огонь с благопожеланиями для всех присутствующих, их близких и родных, затем начинает кормить духов неба, леса, земли и воды. Всех присутствующих приглашают дать крошки хлеба, пищи, подорожник духу «иччи» с просьбой исполнения заветных желаний.

Обряд причащения «Еллавка». Старейшины родов начинают обряд причащения вновь прибывших гостей к родовому огню. При этом намазывают золой или углем из родового костра лоб, щеки, подбородок гостей и произносят слова с самыми лучшими пожеланиями. Прошедший обряд причащения с этого момента находится под защитой родового огня. Суть причащения состоит в том, что оно укрепляет нити связей солнца, луны, звезд и неба. Гости и участники праздника подходят к священному дереву «Сэбэкмо» и, поглаживая его, просят исполнения заветных желаний.

Обряд «Сингкэлэвун». Охотничий обряд добывания «охотничьего счастья», устраивался тогда, когда охотнику длительно не везло в охоте на мясного зверя. Для этого предварительно изготовлялись маленький лук и фигура сохатого или оленя из тальника. Затем охотник уходил в глухое место и, поставив на возвышении изображение зверя, стрелял в него из лука. Если после выстрела оно падало, то это означало удачную охоту. Если же по фигуре давали промах, то ожидалась неудачная охота.

Из веток составляют макет оленя, незаметно привязав к передней ноге веревку (капкан) для того, чтобы поддеть оленя, когда охотник выстрелит в свою жертву. Все это демонстрирует ловкость, храбрость охотника, добывающего пищу для прокормления своего рода.

Ряд обрядов и запретов был связан с охотой на медведя. Это исходило от уверенности эвенков, что зверь мог слышать и понимать человека.

Обряд «Секалаон» (медведь). При оформлении праздника «Бакалдын» тщательно готовятся. Берут священное пахучее дерево лиственницы, окутывают шкурой медведя, украшенной красными лоскутными серьгами. Каждый проходящий участник праздника с добрыми помыслами должен погладить хозяина тайги по могучей спине. Это помогает обрести мужество, духовную силу, символизирует нашу неразрывную связь с природой.