Самые вредные мультфильмы для детей. Рейтинг мультфильмов, опасных для детской психики

Ура, мульти-пульти! Любой карапуз, еще не умея ходить, уже знает, какая кнопочка «включает» на экране яркие бегающие и говорящие картинки. Мультики буквально атакуют маленького зрителя, накрывают его волной приключений, веселья и… странностей. Как разобраться в этом анимационном «цунами», чтобы оградить чадо от мультиков, которые могут нанести вред его нежной душе и восприятию мира? Увы, не все мультфильмы одинаково полезны, и эти 10 признаков помогут вам «опознать» вредные, чтобы убрать их с глаз долой и заменить более приемлемыми историями.

Зачем нужен мульт-фильтр?

Все, что видит малыш, особенно с экрана, отражается на его психике и штришок за штришком, фиксируется в его картине мира. И не подумайте, что мы занудствуем, но часто мультфильмы для юного зрителя оказываются просто «разрывом мозга».

Если ребенок лет в 5-7 уже четко понимает, где шутка, а где явь, что «хорошо», а что «плохо», то 2-3-летнему малышу мультик это должен пояснить. А если он, наоборот, запутывает? Чтобы малыш легко сориентировался в том, в том, кто «плохой», а кто «хороший», кому подражать, а кого упрекнуть в нехорошем поведении, важно, чтобы мульт-герой был красивым или хотя бы милым. Вспомните, какие порой «ужастики» скачут по экрану.

Итак, давайте, не мудрствуя лукаво, отделим зерна от плевел - то есть, хорошие мультики от вредных.

10 признаков вредного мультфильма


Главные герои мультика внешне не вызывают симпатии - они плохо прорисованы, слишком бледные или очень пестрые, а то и откровенно уродливые.

Персонажи агрессивны - они жестоко поступают, калечат друг друга или даже убивают, но это преподносится с юмором, а якобы убитый герой через секунду оживает.

Герои мультика демонстрируют опасное для повторения в реальной жизни поведение. В таком случае у ребенка искажается ощущение боли и ценности жизни - малышу кажется, что та или иная травма не приведет к боли или трагичному исходу. Ну, котик же в мультике встал и побежал?..


Плохой поступок персонажа не наказывается или даже приводит к улучшению жизни и отношений с другими героями: он, навредив кому-то, становится более сильным, популярным, успешным, богатым.

В сюжете в позитивном ключе изображаются вредные привычки мульт-героев - они курят, выпивают, слишком много едят, идут на глупый риск ради интереса, портят чье-то имущество.


Персонажи ведут себя нестандартно: мужчины - как женщины, и наоборот. Маленькому ребенку разного рода гендерные «перекосы» пока не понятны - в системе координат малыша только формируется схема человеческих отношений. И мультик должен помогать в этом, а не приводить к «путанице» в голове юного любознательного мультомана.

Мультфильм изобилует сценами неуважения к людям, например, к пожилым, маленьким и более слабым, неуверенным, больным, бедным. Имеют место сцены жестокости к животным и природе.


В мультфильме усматривается пропаганда праздного образа жизни, когда каждый день - вечный праздник, а цели достигаются без труда или с помощью обмана.

В мультфильме герои насмехаются над семейными ценностями, традициями, а персонажи дети конфликтуют с родителями, которые изображены глупыми и неадекватными людьми.

В мультфильме герои говорят на «тарабарском» языке, который малышам сложно понять даже по поступкам героев. Разумеется, мультфильм вносим в список табу для детей, если в нем используется «слишком взрослая» лексика.

Можно ли показывать малышу мультфильмы? Молодые родители не прекращают дебаты вокруг этого вопроса. Мультики помогают быстрее выучить алфавит и цифры, помогают найти общий язык со сверстниками, дают представление о моральных ценностях, помогают отрабатывать спорные ситуации, в которые может попасть малыш, да и просто развязывают маме руки. В то же время, они портят зрение и осанку, способствуют малоподвижности и лишнему весу, делают детей гиперактивными и агрессивными, и могут научить малыша тому, на что родители не рассчитывали. Отдельная тема - иностранные мультики. Вокруг них витает множество пугающих мифов. Так ли они оправданы?

Мультфильмы в раннем возрасте: вред для детей и их здоровья

В поликлинике, салоне автомобиля, супермаркете или салоне красоты часто можно встретить маму с грудничком, который смотрит мультики на планшете. Все довольны: мама успевает сделать покупки или пообщаться с врачом, малыш - развлечься и повеселиться, да и окружающим не будут докучать детские капризы или плач. Но есть одно но. Врачи в один голос утверждают, что до двух лет ребенок не должен смотреть на экран. Не имеет значения, телевизор это, смартфон или планшет. Просмотр мультфильмов в этом возрасте особенно губителен. На это есть несколько причин.

Плохое влияние на зрение

Глаза привыкают смотреть на плоское изображение, и мышцы не тренируются перестраивать фокус. Захваченный круговертью сюжета, малыш забывает моргать, и нежная роговица пересыхает.

Замедление двигательного развития

В то время, когда ребенок должен ползать, крутиться, бегать и играть, он неподвижно сидит перед экраном. Он меньше тренируется, мышцы не получают должной нагрузки, и двигательное развитие замедляется.

Набор лишнего веса

В этом возрасте природа закладывает у малыша привычку много кушать. Часть пищи используется как «строительный материал», а часть идет на калории. Кроха, который учится ползать и ходить, тратит очень много энергии. Но если он, вместо этого сидит на диване перед планшетом, обильная еда станет причиной лишнего веса, диатеза и плохого пищеварения.


Врачи разрешают малышу смотреть мультфильмы, начиная с трех лет. Перед экраном можно проводить один час в день. Для школьника это время можно увеличить до двух часов. Однако это не значит, что можно включить ребенку двухчасовое кино и уйти спать. Каждый сеанс должен длиться около 20 минут. Потом обязательно нужно сделать перерыв. Лучше всего, чтобы в это время детские глаза тренировались переключаться с ближних предметов на дальние. Можно выйти на балкон и обсудить погоду, можно покатать мяч из одного угла комнаты в другой, а можно просто отправиться на улицу и поиграть там.

Вред современных мультфильмов для детской психики

Злоупотребление мультфильмами влияет не только на физическое здоровье малышей. Они оказывают серьезное воздействие на психическое развитие. Врачи выделяют несколько отрицательных аспектов.

Формирование плохой привычки. Зависимость от мультиков - одна из самых серьезных детских зависимостей. Привыкший к мультикам малыш без телевизора становится капризным, апатичным, нервным. Его сложно заинтересовать книгой, рисованием или лепкой. Ведь на экране все происходит гораздо динамичнее, громче, ярче, эмоциональнее.

Заторможенность некоторых реакций. Знаменитый детский врач Евгений Комаровский описывает следующий пример: в мультфильме мяч летит прямо на ребенка. Вдруг смена кадра, и мяч исчезает. Ребенок усваивает правило: можно не бояться летящего на тебя предмета, ведь он тебя не достанет. В результате у малыша нет реакции увернуться. Это часто становится причиной повышенного травматизма.

Гиперактивность, повышенная возбудимость. Чтобы ребенок не мог оторваться от экрана, мультики делают динамичными, с быстрым ритмом и сметной кадров. Дети усваивают такой ритм жизни как нормальный.

Вялость, апатия, малоподвижность. Другие дети, перегруженные мультиками, реагируют с точностью до наоборот. Оторвавшись от просмотра, они не в состоянии сами себя занять. В ожидании очередного сеанса они ведут себя равнодушно, не интересуются обычными детскими формами досуга.

Многие родители поддаются на провокации об особенном вреде американских мультфильмов. Якобы, отважное и боевое поведение диснеевских принцесс может отбить у девочек желание становиться хранительницами очага. А женственные фигуры героинь западных мультиков внушают мальчикам искаженный идеал спутницы жизни. Обычно в противовес ставят работы студии «Союзмультфильм», на которых выросло нынешнее поколение.

Но большой разницы тут нет. Вспомните, что говорят родители Дяди Федора в мультфильме о Простоквашино. Они постоянно разговаривают на повышенных тонах, скандалят и, фактически, выживают сына из дома. «Если тебе этот кот так важен - выбирай: или кот, или я!», - восклицает мама. «Был бы у меня такой кот, я бы, может, и не женился бы никогда», - рассуждает папа.


Не так страшен черт: неоспоримая польза мультиков

Да, бесконтрольный просмотр мультиков может нанести ребенку большой ущерб. Но столь же велика может быть и польза, если применять их с умом. Какие же полезные аспекты есть у хороших мультфильмов?

Образовательный

Современные дети быстро учатся чтению и счету. Они осваивают это, подпевая любимым героям на экране, повторяя за ними, запоминая динамичные цветные силуэты букв и цифр. Есть очень много мультфильмов по истории, географии, иностранным языкам.

Коммуникативный

Малышу легче найти общий язык со сверстниками на детской площадке, если они смотрят одни и те же мультики. Дети постарше затевают веселые игры по мотивам «Ну, погоди!», «Смешариков», «Маши и медведя». Если кто-то из них не смотрел такой мультфильм - ему придется остаться в стороне.

Речевой

Ребенок усваивает только те слова, которые звучат вокруг него. Но повседневный словарный запас родителей ограничен. Из мультфильмов он может почерпнуть много новой интересной лексики. Отдельная тема - мультики, которые в форме песенок и скороговорок помогают улучшать дикцию.

Сюжетно-ролевой

Сопереживая героям, дети примеряют на себя их роль. Чебурашка учит, что без дружбы жить нельзя. Рыжий-конопатый призывает принимать окружающих такими, какие они есть. А Умка привьет пресловутые семейные ценности.

Творческий

Посмотрев «Пластилиновую ворону», малыш волей-неволей захочет вылепить какую-нибудь фигурку из мультика. А посмотрев «Петух и краски», возьмет в руки кисточку. Есть целые сериалы, которые рассказывают, как делать поделки. Один из них - необычайно популярный мультик «Бумажки».

Польза мультфильмов неоспорима. Обидно было бы лишать своего ребенка всего этого. Но стоит понимать, что экран - это не способ занять малыша, а инструмент, с помощью которого родители могут дать своему чаду что-то полезное. Родители занимают здесь активную позицию. Они всегда должны стоять между малышом и телевизором. Поэтому вредный миф о том, что мультики развязывают родителям руки, стоит как можно быстрее развеять. Домашний киносеанс - это совместное времяпрепровождение ребенка, мамы или папы.

Как сделать просмотр мультфильмов приятным и полезным? Советы родителям

Главная задача родителя - сформировать у малыша правильное отношение к телевизору. Над этим нужно трудиться с двух лет - того возраста, когда ребенок начинает приобщаться к первым киносеансам. Есть несколько простых правил и хитростей, которые помогут сделать их полезными.

  1. Сеансы должны быть совместными. Маленькие дети часто нуждаются в комментариях к происходящему на экране. Иначе многое может быть понято превратно. Волк в «Ну, погоди!» курит сигарету потому, что он хулиган и забияка, а не потому, что это круто. Дядя Федор в «Трое из Простоквашино» сбежал от родителей, но вообще-то так делать не надо. На крайний случай, можно загодя просмотреть мультфильм-кандидат, составить о нем свое мнение и решить, стоит ли вашему малышу смотреть это.
  2. Мультфильм должен быть всего лишь темой для обсуждения или сюжетом для игр. Тогда, побыв у экрана пятнадцать минут, вы сможете организовать полчаса интересных воспитательных бесед или увлекательных ролевых игр. Именно родители, а не мультипликаторы должны формировать у ребенка представление о морали. Даже если вы посмотрели «Том и Джерри», где есть сцены, граничащие с агрессией и жестокостью, вы сможете объяснить малышу, что это художественное преувеличение. И не стоит таскать домашнего кота за хвост.
  3. Взрослый должен подавать ребенку положительный пример отношения к телевизору. Если мама чистит картошку под сериалы, а папа не может заснуть без вечернего выпуска новостей, трудно ожидать, что ребенок не будет требовать мультиков. Он должен понимать, что семейный досуг - это прогулки, игры, совместные развивающие занятия. А не полудремотное состояние на диване у телевизора.
  4. Обязательно учитывайте возраст, для которого предназначен мультфильм. Не стоит трехлетнему малышу показывать «Симпсонов» или «Шрека», а потом возмущаться тем, как растлился западный кинематограф. Эти ленты сняты для подростков и взрослых людей. Посмотрите «Бемби» или «Грибок-теремок». Эти мультфильмы доступны для понимания практически в любом возрасте.
  5. Малыш требует один и тот же мультик изо дня в день? Не отказывайте. Возможно, что-то в сюжете вызывает у него вопросы. Ему нужно разобраться с этой темой. А на пятый раз по его просьбе можно включить этот мультик на английском языке. Это один из самых действенных способов изучать иностранные слова.

Дебаты на тему «Мультфильмы: вред или польза?» не закончатся никогда. Потому что они могут стать причиной как первого, так и второго. Вся ответственность за результат лежит на родителях. Поэтому не стоит обвинять зарубежных мультипликаторов, разращенное общество, агрессивное телевидение и другие инстанции. Пульт всегда должен быть в ваших руках. Если вы будете с вниманием, заботой и любовью контролировать этот процесс, ваш ребенок не получит от мультфильмов ничего, кроме пользы.

Сегодня, в эпоху цифровых технологий, очень стремительно развивается мультипликация, разные жанры которой способны удовлетворить самого привередливого зрителя. Просмотр мультфильмов играет важную роль в развитии ребёнка во всех аспектах - физическом, эмоциональном, мировоззренческом, интеллектуальном. Поэтому ответственные родители поднимают закономерные вопросы: не причинят ли вред детской психике современные мультфильмы?; каким мультфильмам отдать предпочтение - зарубежным или отечественным?; разрешать ли вообще ребёнку смотреть мультфильмы?

Мультфильмы любимы всеми за счёт яркости образов, доступности для восприятия сказочных жанров, благодаря игровым сюжетам, общению героев, содержательно детям понятного. Мультяшные персонажи формируют первичные представления ребёнка о добре и зле, социальном поведении. Ребёнок сквозь призму отношений мультипликационных героев учится воспринимать себя и окружающих, преодолевать трудности. Мультфильмы очень сильно воздействуют на фантазию детей, их герои становятся примером для подражания.

Мультпродукция способна оказывать как позитивное, так и негативное влияние. Родители не должны считать мультфильмы универсальной палочкой-выручалочкой, когда можно посадить малыша к экрану телевизора или монитора и забыть про него, думая, что он смотрит что-то хорошее и развивающее. Всегда необходимо очень чётко осознавать влияние разных мультфильмов на психику и восприятие окружающего мира ребёнком. Если нет возможности предварительно ознакомиться с мультфильмом, то желательно хотя бы вместе с ребёнком его просматривать, чтобы иметь возможность комментировать содержание, обращая внимание на позитивные и негативные его стороны, помогая провести черту между добром и злом.

Следует учитывать, что регулярный просмотр даже хороших зарубежных мультфильмов отстраняет ребёнка от истории и культуры своей страны, своего народа. Во многих иностранных мультипликационных картинах пропагандируются существенно иные ценности, культура, жизненные позиции, нравственные принципы.

Для ряда зарубежных мультфильмов характерно и откровенно деструктивное влияние на ребёнка: употребление сомнительных речевых приёмов, ругательств, оскорблений, демонстрация антисоциального поведения в привлекательном ракурсе, спорных гендерных особенностей поведения, нереалистичных образов и сексуальной нетрадиционной ориентации. Сюжеты многих мультфильмов фактически пропагандируют насилие, приоритет силы, лёгкие пути достижения социальных благ (посредством волшебства, сверхъестественной силы, ловкости, правонарушений). Особенно много претензий в связи со сказанным возникает к американским и японским мультфильмам.

Рассмотрим признаки вредных мультфильмов более детально, иллюстрируя эпизодами из мультпродукции, завоевавшей большую детскую аудиторию, в некоторых случаях описывая возможные последствия для психики ребёнка и его поведения.

1. Превалируют агрессивные действия главных героев, сцены насилия, убийств. Как следствие, дети в своих поступках проявляют гнев, безжалостность, эгоизм, что в будущем чревато совершением общественно опасных деяний...

2.Персонажи постоянно демонстрируют девиантное поведение, динамично развивающийся сюжет строится только на этом, не давая времени на осмысление его нормативной подоплёки. Нарушения сложившихся в обществе правил поведения, показанные в мультфильме, не способствуют формированию у детей послушания, снимают табу на плохие поступки.

3. Преобладание в сюжете опасных сцен, трюков, форм поведения, которые сложно претворить в реальной жизни. Подражание им детьми может привести не только к разочарованию, неадекватному восприятию реальности, но и к потере здоровья.

4. Неуважительное отношение положительных героев к людям, животным, растениям, когда такие сцены преподносятся с юмором. Юмор создаёт высокий эмоциональный фон - необходимое условие для прочного запоминания, при этом критический анализ смыслового контекста изображаемой сцены даже при участии родителей сильно затрудняется. Последствия просмотра таких мультфильмов детьми могут не заставить себя долго ждать. Первыми это ощутят родители в форме детской циничности, грубости, жестокости.

Неуважительное отношение положительных героев к людям, животным, растениям, когда такие сцены преподносятся с юмором. Фото: bdrip.ru

5. Главными персонажами являются герои, не похожие на тех, кто встречается в человеческом обществе, часто с уродливой внешностью. Как считают психологи, внешность мультяшных персонажей имеет огромное значение для формирования психики ребёнка. Если персонажи вымышленные, независимо от их ролевых функций ребёнок теряет внутренний ориентир для адекватной оценки окружающего мира. Стремясь подражать своим любимым героям в разных проявлениях, он всё более погружается в виртуальную реальность.

6. Герои демонстрируют неадекватные гендерные особенности поведения. Мужчины могут быть безвольными, безынициативными, а женщины - мужественными, агрессивными, напористыми, легко справляющимися с традиционно мужскими обязанностями, игнорирующими или пренебрежительно относящимися к воспитанию детей, поддержанию семейного очага.

7. Демонстрируется неуважительное отношение к традициям и взрослым, поощряется быстрое достижение целей, без особых внешних и внутренних усилий, нередко в результате противоправных действий, коварства и хитрых уловок.

8. Фигурируют образы таких мужчин и женщин, которых нет в действительности, их фигуры имеют нереалистичные пропорции, кукольные лица шаблонны, что взрослеющего мальчика обрекает на бесплодные поиски своей «половины», а девочку толкает на тщетные попытки выстроить свой образ в соответствии с недостижимым идеалом. Искажение не только людей, но и животных, и иных объектов окружающей человека среды также затрудняет адаптацию ребёнка к социуму, способствуя бегству в виртуальный мир. В отличие от зарубежных, в отечественных сказках нередко лица, фигуры людей, окружающая их обстановка и природа и натуралистичны, и оставляют простор для достраивания образов.

9. Поведение героев не целомудренно; женщины (животные, которые изображают человеческие отношения) очень физиологичны, ведут себя напористо или даже демонстрируют признаки нетрадиционной ориентации.

Поведение героев не целомудренно. Фото: torfilm.ru

Представленные признаки вредных мультфильмов нередко носят комплексный характер. Если растущий человек пропускает через себя большое количество такой мультпродукции в течение длительного периода времени без корректирующего влияния взрослых, то вероятность деструктивного его развития сильно возрастает, так как справедливо предположить, что вредоносное воздействие отдельных факторов в этом случае усиливается.

Ниже представлены некоторые из наиболее часто встречаемых ответов на вопросы родителей специалистам (с сайта Maмa.Ру). Ответы предусматривают ограничение времени просмотра мультфильмов. Такие рекомендации полезны не только для сохранения здоровья, но и создают условия для восприятия ребёнком разъяснений взрослых. Ведь критическое осмысление требует от него существенных интеллектуальных усилий и минимизации отвлекающих факторов. Поэтому чем более сомнительна польза для растущего человека от просмотра мультфильма, тем последовательнее необходимо придерживаться приводимых ниже рекомендаций. Кроме того, некоторые из рекомендаций во многом подтверждают те заключения, которые сформулированы в связи с обозначенными выше признаками вредных мультфильмов.

Как считают врачи-офтальмологи, детям до двух лет не рекомендовано показывать мультфильмы. Потом можно, но следует принять во внимание основные принципы при подборе первых мультиков детям: картинки должны очень медленно меняться для наилучшего восприятия детьми; сюжет должен быть понятным и несложным для ребёнка, а длительность - минимальной.

Каковы критерии выбора продолжительности мультфильмов?

Для детей, возраст которых более четырёх лет, продолжительность мультфильмов должна составлять до 20 минут, показывать не более двух раз в день; в пять-шесть лет длительность просмотра можно увеличить до 40 минут, для младших школьников - полтора часа 2-3 раза в неделю. При нарушенном зрении, особенно близорукости, длительность просмотра должна быть минимальной, до 10 минут. Но нельзя полностью запрещать ребёнку просмотр мультфильмов, чтобы в детском коллективе ребёнок не чувствовал себя обделённым. С началом школьного обучения следует перевести ребёнка на двухдневный режим просмотра мультфильмов в выходные дни.

Правильная организация просмотра мультфильмов

Наиболее подходящей для просмотра мультфильмов считается первая половина дня. По мнению педиатров и психологов, не следует детям смотреть мультики перед сном, особенно детям впечатлительным. Слишком длительные мультипликационные картины следует разбить на части. Правильная осанка и расстояние до экрана играют очень важную роль в физическом развитии детей. Родителям следует следить, чтобы расстояние до экрана телевизора было около двух метров, угол просмотра был прямым. Если у ребёнка начали слезиться глаза, следует немедленно прекратить просмотр. Прежде чем показывать ребёнку новый мультик, родители сами должны его просмотреть.

Как правильно выбирать мультфильмы для просмотра?

Критерии выбора мультфильмов очень просты по своей сути. Если в мультфильме отсутствуют агрессивные, аморальные модели поведения, а ещё лучше, если в сюжете чётко прорисовываются качества доброты, милосердия, целомудрия, то такой мультик может расцениваться как полезный, имеющий воспитательный потенциал.

Каким образом мультики влияют на детскую психику?

Агрессивные, захватывающе-динамичные мультфильмы вызывают у ребёнка напряжённость, кратковременный смех, а после просмотра - излишнюю возбуждённость с проявлением словесной и физической агрессии. Наоборот, добрые мультики порождают у малышей массу позитивных эмоций, сопереживание, улыбки, а после просмотра - воодушевление, смех, спокойное состояние.

Можно ли оставлять ребёнка наедине при просмотре мультфильма?

Ни в коем случае нельзя оставлять ребёнка при просмотре мультфильма, особенно если он смотрит картину в первый раз. Ведь ребёнку в любой момент может понадобиться Ваша помощь, объяснение какого-либо фрагмента или ситуации. Ребёнку практически всегда интересна реакция родителей на происходящие события. После просмотра мультфильма с ребёнком нужно обсудить мультфильм, персонажей, спросить: «А как бы ты поступил на месте того или иного героя?»

Может ли просмотр мультфильмов навредить ребёнку?

Если просмотр мультфильмов занимает у детей длительное время, то это грозит нарушением внимания, возможны проявления импульсивного поведения, неусидчивости, частые переключения с одного рода занятий на другие, забывчивость, гиперактивность. Со временем совокупность всех этих факторов может спровоцировать синдром дефицита внимания. Но если родители контролируют ситуацию, то просмотр добрых, хороших, поучительных и развивающих мультфильмов пойдёт только на пользу детям.

В заключение хотелось бы всё-таки акцентировать внимание на позитивном развивающем потенциале хороших мультфильмов. Хорошие мультфильмы - это в меру яркие (нередко в западных мультфильмах применяются слишком яркие, ядовитые цвета), зрелищные, образные, с простым и добрым сюжетом, доступные детскому восприятию мультфильмы.

Хорошие мультфильмы формируют у ребёнка первичные представления о добре и зле в контексте общечеловеческих ценностей, лучших образцов культурного наследия. Через сравнение себя с положительными героями растущий человек должен иметь возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим.

События, происходящие в хорошем мультфильме, повышают осведомлённость ребёнка, развивают его мышление и воображение. Отметим, что подавляющее большинство советских мультфильмов, по мнению многих специалистов, отвечают этим критериям. Для них характерно, что зло не вечно «правит балом», добро побеждает, часто перевоспитывая даже отрицательных персонажей. К сожалении, современные российские мультфильмы всё больше напоминают зарубежную мультпродукцию.

Хороший мультфильм должен быть подарком, праздником для ребёнка. Полезно использовать мультфильмы как инструмент поощрения и наказания. Следует иметь в виду, что нормально развивающийся ребёнок всегда предпочитает телевизору «живое» общение, окружающий его социум.

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?

На днях по всему интернету прокатилась новость о том, что популярный мультфильм "Маша и Медведь" признан опасным для детской психики. И правда, на первый взгляд гиперактивная Маша, от которой прячутся все зверюшки, и похожий на замученного родителя Медведь, покорно терпящий все ее капризы, - не лучший пример для подражания. Вот только кто конкретно признал этот мультик опасным?

На планшет и делай что хочешь

Во всех новостях говорится о некой "группе российских психологов", которые составили антирейтинг детских мультфильмов. И что на второй строчке по опасности, после Маши и ее Медведя, - американский мультик "Монстр Хай", на третьей "Губка Боб", а на четвертой - всем известные и обруганные уже много раз "Том и Джерри".

Но ни слова нет о самом исследовании. На ком, извиняюсь, тестировали? Скольким детям попортили психику в лабораторных условиях? Вопросов миллион, а ответов ноль.

Этот рейтинг, скорее всего, шутка! - уверена Катерина Поливанова, доктор психологических наук. - До тех пор пока мы не увидим научных исследований влияния этих мультфильмов на психику ребенка, все разговоры - это спекуляция. Даже если считать, что Маша - это гиперактивный ребенок, то далеко не факт, что наблюдение за ней как-то повлияет на поведение реального ребенка. Таких данных нет. Точнее, исследования о том, как влияют мультики на детей, есть, и не одно! Вот только можно ли им доверять?

Исследования агрессивного поведения детей дают противоречивые результаты, - рассказывает Катерина Николаевна. - Мы сегодня далеко не всегда знаем, как видеоряд влияет на человека. Он может травмировать - когда я увидела какую-то страшную сцену и переживаю из-за этого. Но нет данных, что это может как-то повлиять на развитие ребенка. Кстати, все такие исследования проводились, как правило, за деньги различных кинокомпаний...

Кроме того, надо отделять мух от котлет. Может, это не мультфильм вредный, а просто взрослые предпочитают дать ребенку планшет и заниматься своими делами? Тогда опасность для психики представляют вовсе не мульт­фильмы.

Тут могут быть разве что рекомендации по общей гигиене жизни - не смотреть телевизор 24 часа в сутки, разговаривать с ребенком. Обсуждать с ним то, что он увидел, и давать свои оценки. В общем, быть живым человеком! - подытоживает эксперт.

Прививка от зла

Сказки и снятые по ним мультфильмы вряд ли могут быть стерильны. Провокатор мышонок Джерри и маньяк кот Том - чему они могут научить малыша? И наши Заяц и Волк? Хотя в отличие от американской парочки у советских зверюшек точно расписаны роли - хулиган и стиляга Волк, спортивный и правильный Заяц. Но и в "Ну, погоди!" насилия предостаточно...

А дело в том, что мультики не являются прямым наставлением для детей о том, как себя вести. Понимание о том, что хорошо, что плохо, закладывается семьей, обществом. Хорошо воспитанный ребенок, в котором сызмальства заложены нравственные основы, посмотрев на приключения Маши и Медведя, вряд ли скопирует поведение девочки. Он понимает, что она нарушает нормы. Для него такой мультик - просто развлечение. Не случайно динамичный сюжет мультика и яркие персонажи сделали его популярным не только в странах бывшего Союза, но и в Испании, Италии, Индонезии, Австралии, Вьетнаме, Южной Корее, Канаде и Великобритании. И никто из тамошних продюсеров не усмотрел в "Маше и Медведе" педагогических опасностей.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Этап взросления

С каждым веком мы становимся все человечнее. Еще 500 лет назад ребенку бы за воровство отрубили руку, а сегодня даже охрана в супермаркете не пошевелится. Но насилия и жестокости вряд ли стало меньше. Просто раньше люди наблюдали за казнями офлайн на площадях, а сейчас мы смотрим кровавые фильмы и криминальные новости в прямом эфире.

Но ни взрослые, ни дети идеальными не стали. Дети могут быть жестокими и могут врать - разве это секрет? Зло не передается визуальным путем через мультфильмы, сказки или компьютерные игры. Они лишь могут вызвать какую-то реакцию, не всегда приятную окружающим.

Научиться как-то реагировать, переживать жестокость вокруг - это необходимая часть взросления. И счастье, что в современном мире дети могут взрослеть, осмысливая книги и фильмы. А не казни на площадях.

КСТАТИ

5 самых популярных сказок в мире и их обратная сторона

"Алиса в стране чудес" Льюиса Кэрролла. Пожалуй, эта книжка найдется в каждом доме, и читают ее и дети, и взрослые. Однако не все так чудесно в стране чудес: Королева то и дело рубит головы подданным. А Гусеница с кальяном по современным меркам вполне тянет на метку 18+ за пропаганду курения.

"Красавица и чудовище" Шарля Перро. Купец в этой сказке вряд ли получит премию "Родитель года". Это надо же - додуматься отдать дочку страшному зверю как компенсацию за собственный промах!

"Золушка" Шарля Перро. Вообще-то в неадаптированной версии сказки сестры Золушки отрезают себе пятку и пальцы ног, чтобы втиснуться в хрустальную туфельку.

"Золотой ключик" Алексея Толстого. Напомню, что Буратино загнал за 4 сольдо азбуку, ради которой папа Карло продал свою единственную куртку. Арлекин регулярно поколачивает Пьеро, да и самому главному герою то и дело прилетает на орехи.

"Белоснежка и семь гномов" братьев Гримм. Мачеха велит охотнику убить падчерицу и принести ее сердце, чтобы съесть. По сравнению с этим любые семейные конфликты - сущий пустяк!

Одной из самых обсуждаемых тем в интернете среди родителей, является тема вредных мультфильмов для детей. Давайте, вместе определим, а существуют ли такие мультфильмы? Какие анимационные творения с мультяшными героями лучше всего показывать своему чаду, а от каких лучше всего вообще оградить ребенка?

Каждому родителю не понаслышке известно, что наличие дисков с мультиками в собственной видиотеке очень помогает им. Ведь когда ребенок капризничает и не слушается родителей, его легко успокоить и занять — просто поставив какой-нибудь детский анимационный шедевр на видеопроигрывателе либо компьютере.
В таком случае ребенок может просто застыть, смотря в экран несколько часов. Дети настолько увлечены всем тем, что происходит на экране, что просто забывают обо всем, полностью погружаясь в мир с увлекательными историями.
Маленькая напоминалочка для родителей! Для того чтобы зрение во время просмотра телевизора не портилось, ребенку можно находиться без отрыва от экрана не более 15 минут. Помните и не забывайте про это!
Всем известно, что медаль имеет две стороны. Вроде с одной стороны в таком случае у родителей появляется больше свободного времени для выполнения домашних дел, но и с другой стороны мультяшные герои анимационных шедевров, могут очень сильно влиять на ребенка и его психику, что может привести к неверному восприятию ребенком действительности и развить глубокие комплексы, которые устранить помогут лишь профессиональные психологи.
Из-за того, что ребенок неспособен аналитически мыслить, ему очень сложно оценивать и понимать положительные и отрицательные качества мультяшных героев. Да и сегодня создатели «шедевров» выпускают в прокат такие картины, что и иногда и взрослому человеку сложно в них разобраться, что там говорить уже о детях.
Более двадцати лет все кому не лень наговаривают на советское наследие. В сторону советских мультиков очень часто летят такие слова как «совок», «болото», «безнадежность». Одно только радует, что этот поток депрессивных эпитетов в последние годы немного уменьшился. Мотивом, наверное, стало истинное лицо без масок иностранных псевдо-друзей.
Если отвлечься от всего и полностью сосредоточить свое внимание на особенности советских мультик, можно заметить большое количество хороших качеств, заметно отличающихся от заграничных аналогов.
Конечно, известно всем, что анимационные технологии СССР были на очень примитивном уровне. Тогда миру не было известно о фотошопе, который на сегодняшний день позволяет творить невероятные шедевры на уровне кинематографии. Собственно говоря, и в те времена компьютер можно было увидеть только на службе государства.
Нельзя упустить из внимания тот момент, что Советские кинематографы при создании мультфильмов старались изобличать все негативные стороны мультяшных героев.
Героев мультиков СССР наделяли скромностью, целомудренностью и некой загадочностью. Припомните хоть один мультик,где советский мультяшный герой был с подчеркнутыми женскими формами, неким эротизмом и сексуальностью…Все верно их просто не было…Красота героев в те времена заключалась в естественности и ненарочистости.
Полной противоположностью советским персонажам являются герои зарубежных мультфильмов
нашего времени. Их импульсивное поведение и протесты постоянно настораживают. И это не зависит от того добрые они или злые.
Персонажи женского пола наделены сексуальностью. Девочки имеют нереально узкую талию, очень большой бюст и широкие бедра. Мужские персонажи мускулистые, их поведение агрессивное, жестокое и порой даже непредсказуемое.
При постоянном просмотре таких мультиков формируется ошибочное представление о канонах красоты и ее эталонном образе, которые на самом деле очень далеки от действительных человеческих образов. В определенном возрасте ребенок способен испытывать душевные муки, осмысливая то, что между ним и героем нет ничего подобного. И для ребенка это является трагедией.
Поведение других героев из мультиков, которые вообще без половых признаков и часто даже неодушевленные существа, может просто шокировать. Это нечто просто выходи за границы добра и зла.
Приведу пример известного мультика «Губка Боб» от которого идет пугающая деградация и отупение. Герои мультика якобы завуалировано пропагандируют вред взрослой жизни, но в тоже время прославляют отставание в личностном развитии.
Не нужно быть мудрецом, чтобы понять, как влияет такая анимационная лента на малыша. Центральная нервная система ребенка очень восприимчива к мгновенным заразам.
Некоторые люди бьют во все колокола и твердят, что мультфильм про Машу и медведя – самый плохой. «Маша и медведь» является отечественным шедевром, кишащий негативными примерами. Мультипликационная лента создана так, что претензий к ней нет. Да и с графической точки там тоже все идеально. Но вот мораль и нравственность там хромает.
Мораль мультика заключается в том, что некой девочке Маше можно вести себя вызывающе. Веселая и яркая девчонка привлекает внимание зрителя. Она гиперактивная, при этом постоянно создает массу проблем другому герою – медведю. И этот безликий и малозаметный медведь даже не прикладывает сил, чтобы хоть как-то наказать за шалости маленькую вредину.
Вывод из этого мультика можно сделать только такой: ты ведешь себя как угодно, когда тебе захочется и где угодно. И за это тебе ничего не будет, все проститься. Это некое прославление разрушительного и недопустимого детского поведения. Скорее всего, создатели не ставили такую цель перед собой во время создания мультфильма, но все же они не смогли объективно охарактеризовать Машу как негативного персонажа.
Но не все подряд мультики зарубежного происхождения одинаково направлены на разрушения детской психики. На заметку родителям, не стоит полностью доверять планшетам, телевизорам и компьютерам. Лучшим вариантом будет — совместное просматривание с ребенком мультфильмов. Так вы сразу сможете отделить белое от черного. Ведь вредные мультфильмы для детской психики нужно обязательно исключать!