Развивающие игрушки для ребенка в 6 месяцев. Правильные критерии выбора. Понимание размеров и форм, цветов

10 самых полезных игрушек для ребенка от 6 месяцев до 1 года August 11th, 2014

Мы продолжаем публиковать серию статей о самых нужных игрушках для детей разных возрастов, сделанных совместного с психологами и тренерами курсов Школы счастливого материнства Mi-mami.

Сегодня – наша подборка для детей от 6 месяцев до года. Во втором полугодии жизни у малыша начинает формироваться познавательная активность. Это крайне важный фактор развития, который в дальнейшем позволит с успехом пройти школьное обучение, определить профессиональное признание, сохранить интерес ко всему новому в зрелом возрасте и полюбить жизнь во всех ее многообразных проявлениях!

А начинается все с того, что шестимесячный младенец, который совсем недавно "беспокоился" лишь о присутствии рядом с ним любящего человека, начинает вдруг жадно оглядываться по сторонам в поисках чего-нибудь поинтересней: и это что-то вскоре оказывается у него в руках, а затем и во рту.

Этот интерес к окружающим предметам очень важен - это свидетельство того, что в первом полугодии была качественно удовлетворена потребность в эмоциональном общении, и ваш малыш оказался на новой ступени развития.

Игрушек не должно быть много, важно, чтобы они соответствовали возрасту, были безопасными и разносторонне удовлетворяли потребности развития и общения. Итак, наша подборка самых полезных игрушек для детей от 6 месяцев до 1 года.

1. Яркий мягкий мячик с бубенчиком

Эта незамысловатая игрушка станет одной из самых востребованных в детской. Для совсем малышей - это отличная, приятная на ощупь погремушка.
Когда малыш учится ползать, этот яркий круглый объект, оставленный чуть в отдалении, непременно заставит тянуться, переворачиваться и ползти. Через пару месяцев мячик будет удобно ловить и кидать, несколько позже – им хорошо играть дома в активные игры, потому что он безопасный и не перебьет все вокруг.

2. Погремушка "Шум Дождя"

Начиная с 6 месяцев малыш отлично распознает потешки, которые вы рассказываете – в это время можно начать обучать вторить погремушкой в нужном месте. Позже для лучшего развития моторики можно научить ребенка звонить в колокольчик.

3. Мягкая игрушка с ленточками и узелками

В возрасте около 7 месяцев ребенок уже может поднять предметы с помощью большого и указательного пальцев. Чтобы развивать это умение можно поиграть с малышом в игрушки с ленточками, веревочками и узелками, мотивируя его хватать их кончиками пальцев.

Научившись сидеть, малыш получает особое удовольствие от купания. И если вам хочется разнообразить игры и общение с ребенком во время водных процедур, непременно обратите внимание на Плюи. Оригинальная пластиковая игрушка, которую можно использовать вместо кувшина для поливания, непременно привлечет внимание малыша. Он обязательно захочет разобраться, как лить воду из пластиковых дырочек и как останавливать ее. Позже, с ее помощью родители смогут наглядно рассказать своим детям о циркуляции воды в природе и стимулировать развитие детского воображения.

Еще одна необычная и многофункциональная игрушка для детей от 6 месяцев - это набор Мини Билибо. Шесть разноцветных формочек можно по-разному складывать и разбирать, взять играть в песочницу или в ванную комнату. Они подойдут для первого знакомства малыша с цветами. Дети по-старше найдут еще десятки способов применения Билибо, и это, непременно, положительно влияет на развитие детского воображения.

6. Формочки-вкладыши

С 8-9 месяцев можно начать знакомить ребенка с понятиями «большой-маленький». Для этой цели отлично подойдут формочки, вкладывающиеся одна в другую.

Пирамидка – очень важная игрушка для развития мышления малыша. Для ребенка до года в пирамидке должно быть не более 3-х фигурок, иначе задача будет слишком сложна. Учите малыша нанизывать фигурки таким образом, чтобы получалось «правильная» форма.
Начиная 9 месяцев малыш уже вполне понимает «правильное» расположение предмета и решение подобной головоломки не просто тренирует моторику, но и вызывает у него чувство удовлетворения.

8. Кубики

Ближе к году обязательно приобретите ребенку кубики. Из них можно построить башню – это тренирует руку и чувство равновесия. Чуть позже, можно будет стоить целые города… только вспомните свое детство? Разве могли мы тогда обойтись без них? Но если в прошлом кубики делались исключительно из дерева и различались лишь рисунками и размерами, то сегодня в нашем распоряжении множество вариантов этого детского универсального строительство материала.
Например, деревянные кубики-перевертыши с двигающимися деталями.

Особое внимание стоит обратить на Вальдорфские кубики неправильной формы, которые, как полагают Вальдорфские педагоги, в большей мере способствуют развитию детской логики, пространственного мышления, а также знакомят малышей с естественными неправильными природными формами

9. Первая машинка или кукла

В качестве первой любимой игрушки малышу подойдет та, которая изображает технику (паровоз, автомобиль, кораблик), человека или животное в общем схематичном виде. Эти «обобщенные образы» станут важными участниками коротких игровых сюжетов.
В качестве первой машины отлично подойдут большие деревянные машинки с крупными деталями от латвийской компанией Lоtes Toys. Эти игрушки вырезаны в ручную из натуральной березы и ясеня и покрыты льняным маслом и пчелиным воском, что делает их поверхность золотистой и обеспечивает антибактериальность.

Маленькие колеса легко вращаются, вызывая немедленную улыбку и чувство удовлетворения у малыша. Вместе с положительными эмоциями игра с автомобилем принесет крохе развитие логического мышления и воображения, мелкой моторики и координации движений. Эстетичное оформление, уникальный древесный рисунок будут способствовать формированию хорошего вкуса. «Автомобиль поехал, биии-биии-п» - скажете вы, «Вот он приехал к Мишке» - так вы будете учить малыша играть в свои первые сюжетные игры.

В год малыши очень любят куклы. Правда, конечно, они не играют в них так, как дети постарше, но с удовольствием обнимают их, прижимая к себе. Лучшей куклой для этого возраста может стать пупс от немецкой компании Kaethe Kruse, которого вместе с мамой можно уложить спать в собственную колыбельку.

Куклы из этой серии очень прочные, так что с ними можно активно играть, не опасаясь поломки. Их лица раскрашены в ручную по эскизам известной немецкой художницы Сильвии Наттерер, и одеты они в специальную кукольную одежду с удобными для маленьких пальчиков крючками и петельками. Так что чуть позже девочки с удовольствием будут переодевать их.

10. Первые книжки

Купите малышу книги – обязательно яркие, с интересными картинками, с четко изображенными предметами. Разглядывая их вместе со взрослым, малыш будет увеличивать свой словарный запас и тренировать память. Да и любовь к книгам, заложенная с детства – это важный шаг на пути становления маленького человека.

Вместо заключения:

Игрушки помогают развивать моторику и мышление малыша, развивают его познавательную активность. Покупайте детям игрушки – красивые и полезные, приобретайте их вдумчиво. И помните также, что просто окружить ребенка игрушками, не продемонстрировав, что нужно с ними делать – не эффективно. Важно постоянно беседовать, употребляя названия предметов, которые окружают вас и действия с ними. Именно взрослый должен показать малышу способы действий с предметами, расширяя его возможности к познанию мира.

Полная версия этой статьи размещена на сайте Школы Счастливого материнства

И какие игрушки нужны для детей 6-9 месяцев

Особенности развития ребенка в возрасте 6-9 месяцев

  • К 7-ми месяцам ребенок уже достаточно устойчиво сидит, и пробует ползать. Некоторые малыши предпочитают вначале поползти, а потом сесть.
  • Всесторонне исследует предметы, попавшие а поле зрения. Малыш берет предмет руками, перекладывает его из руки в руку, может стучать одним предметом об другой, действует не только всей рукой, пробует движения пальчиками.
  • С удовольствием наблюдает и исследует, как предметы соотносятся друг с другом. Кладет один на другой, ударяет ими, сталкивает, и тд.
  • К 7-ми месяцам, малыш начинает по интонации родителей понимать, что такое «нет» и «нельзя». Он еще может не выполнять эти запреты, но выделяет их из общего течения речи.
  • Очень любит разглядывать себя в зеркале, может гладить пальчиками свое и мамино отражение.
  • Из отдельных слогов «ма» может уже сложиться полная «мама», особенно при плаче.
  • Все полностью предметы, которые встретятся, пробуются «на вкус».
  • К 8-ми месяцам, малыш, как правило, уверенно ползает, и может сам исследовать все пространство дома или квартиры. Обязательно нужно «подкреплять» исследовательский интерес. Оставляйте в разных комнатах понемногу игрушек, или других занимательных предметов, пусть малыш их «найдет».
  • Очень любит «игры и препятствиями», проползание под чем-то, между чем-то.
  • Играет сидя. Может долго (до получаса) играть с чем-то одним.
  • Может ползать с игрушкой в руке.
  • Некоторые детки (дивана, кресла).
  • Пробует сам переворачивать толстые страницы для чтения и .
  • Большие предметы берет двумя руками.
  • С удовольствием ищет и находит спрятанные (при нем) игрушки.
  • Повторяет звуки, слова, и действия взрослых.
  • Показывает части тела и лица (у себя, у мамы, у игрушки).
  • Умеет мять и рвать фольгу, бумагу.
  • Мнет в руке , трогает яркие .
  • К 9-ти месяцам совершенствуется «пальчиковый захват»,- когда ребенок начинает брать предметы не все ручкой, а большим и указательным пальцами. Это очень важный момент для развития мелкой моторики, нужно всячески поддерживать эти попытки.
  • К 9-ти месяцам малыш активно познает окружающее пространство. Он берет все, до чего может дотянуться, всюду пытается просунуть пальчики, все попробовать «на вкус», все что можно открыть - открыть и проверить, что там.

Примечание. Часто можно заметить, что эта познавательная активность встречает сопротивление мам и пап. Ребенок постоянно слышит «не лезь, не бери, нельзя, не трогай» и по делу, и без дела. На самом деле, действительно опасного в квартире/доме не так уж много, особенно для 9-ти месячного ребенка. Это розетки, плита. Все остальное вполне можно организовать так, чтобы ребенок спокойно и безопасно удовлетворял свой познавательный интерес. На нижних полках шкафов разложить разнообразные безопасные предметы. Там, где ребенок может встать (возле низких полок, дивана, кресла) тоже можно положить или подвесить что-то занимательное.

Какие игрушки нужны ребенку в 6-9 месяцев

  • (родители, наберитесь терпения ). Это может быть барабан, металлофон, набор колокольчиков, дудка, гармошка, маракасы, бубны, и тд. Очень важно, при выборе инструментов, выбирать те, что издают чистые, не фальшивые звуки.
  • , тележки и т. д. Игрушка должна быть рассчитана на то, что малыш будет с ней ползти, опираясь иногда на нее. Поэтому, игрушка просто обязана выдерживать достаточно большую нагрузку.
  • Игрушки, которые можно , можно со звуками. Это всевозможные уточки, гусеницы, пчелки и тд.
  • Наборы складывающихся друг в друга стаканчиков и формочек. Ребенок с удовольствием будет класть одно в другое.
  • , брусочки, для сооружения башенок. Сооружать будете вы, а малыш будет с радостью разрушать . Попозже начнет пробовать ставить кубики один на другой.
  • всех возможных форм, размеров и конфигураций (с этими игрушками ребенок будет играть до 3-лет и больше).
  • , например, как Лего, только очень крупные. Лего для малышей.
  • Детские молотки (булавы) с разнообразными звуками при ударе.
  • Игрушки, в которых нужно что-то простое открывать и закрывать. Можно заменить самодельными (из пластмассы или дерева).
  • Простые игрушки, типа матрешки (вкладывающиеся одна в другую).
  • Набор детского инструмента (молоток, плоскогубцы).
  • Всевозможные .
  • Плавающие зверюшки для ванной.
  • Книги с картинками и понятными сюжетами.
  • Все «остаются в силе», только теперь малыш с ними играет по-другому. Он может собирать их в , может стучать одной об другую, может пытаться просунуть погремушку в различные отверстия.
  • Развивающие столики. Представляют собой развивающую поверхность на устойчивых опорах. Ребенок может подниматься на ножки, держась за столик, и играть на нем. Как правило, на поверхности столика расположены клавиши, ручки, которые надо тянуть, поворачивать, кнопки, которые нужно нажимать, и тд. При этом, могут играть песенки, музыка, раздаваться разные звуки. Могут быть цифры, при нажатии на которые называется сама цифра. Выбирая такой столик, обязательно проверьте, чтобы он обладал хорошей устойчивостью.
  • Пора заводить маленький детский столик и стульчик, для занятий и игр ребенка. Многие детки с удовольствием играют мелкими игрушками на таком слоле. При выборе, проследите, чтобы столик был из безопасного материала, со сглаженными углами, без заноз и пр. И обязательно устойчивый.
  • Можно уже покупать , на которые ребенок садится, и едет, отталкиваясь ножками. Не обязательно большие машины, лучше такие, в которых малышу будет удобно.
  • Можно покупать детский велосипед, который может везти мама за ручку, а ребенок будет привыкать в нем сидеть.
  • Пальчиковые краски.
  • Краски для ванной (которыми малыш сможет рисовать по кафелю, а потом смывать).
  • Мелки (для улицы и для дома).
  • Любые шкатулки, ящички, которые можно открывать- закрывать.
  • Замки с ключами (крупные, которые легко поворачиваются).

Ваш ребенок растет, развивается, его навыки и умения совершенствуются. К 6-ти месяцам не все, но многие дети уже умеют ползать и сидеть. Это дает им возможность по-новому рассматривать окружающий мир – с вертикального положения. Да и родителям есть что предложить шестимесячным детям, ведь их «поле деятельности» стремительно расширяется.

Малыши видят новое в старых игрушках, начинают изучать их заново, пристальнее, иногда с удивлением, словно только сегодня увидели. Однако арсенал детских забав должен расширяется. Для 6-месячного крохи необходимо находить игрушки, соответствующие его возрасту. Они должны его развивать, помогать совершенствоваться.

Важность игр с малышом

Стоит отметить важную роль игр с 6-месячным ребенком. Юлия Касаткина (педагог-психолог, специалист по раннему развитию детей клуба будущих родителей МАМАntenok) резонно отмечает, что «в игре развиваются навыки, которые не разовьются сами или разовьются очень поздно, если не будет специального воздействия взрослых. Поэтому необходимо проводить игры ежедневно и по нескольку раз в день».

Например, если малыш должен пойти в 8 месяцев, то без развития и без занятий он пойдет только в 1,5 года. То же самое и с речью - без совершенствования этого навыка ребенок заговорит гораздо позже. Педиатры всего мира фиксируют подобную статистику, убеждая мамочек уделять своим крохам внимание и помочь им в этом нелегком пути к самосовершенствованию. А игры - самый лучший способ сделать это.

Играть с малышом - это значит ускорять его развитие. С этим утверждением согласно большинство современных психологов и педагогов.

Игры для детей 6-ти месяцев

Запомните: ребенок не знает, как использовать игрушки. Задача родителей - научить его разнообразным действиям.

Для мелкой моторики

Начиная с пяти месяцев ребенку можно предлагать проверенные временем игрушки, которые развивают мелкую моторику рук.

Игра с пирамидкой с крупными кольцами

Предлагая малышу пирамидку, не стоит ждать, что он сразу же соберет ее по порядку - колечко к колечку. На первом этапе родитель предлагает крохе одно колечко (самое нижнее) и просит снять его. Конечно, мама или папа сначала снимают его своей рукой, затем рукой ребенка, и только через 2-3 недели таких показов ребенок научится снимать его сам. Когда он научится снимать одно колечко, ему можно предложить снять уже три, а через некоторое время – все колечки. Как только малыш освоит манипуляции по снятию колечек, можно приступить к надеванию.


Как только крохе стукнет 6 месяцев, предлагайте ему пирамидку - игрушку, в которую играет уже не одно поколение детей. Пирамидка многофункциональна, хорошо развивает мелкую моторику рук и развлекает ребенка.

Контейнер с игрушками

Когда 6-месячный ребенок научился сидеть (пусть опираясь на мамочку или папочку), то ему можно предложить поиграть на коврике в следующую игру: берете контейнер или коробочку, в которой лежат разные небольшие игрушки. Контейнер можно потрясти, привлекая внимание ребенка. Скажите: «Что это тут в коробочке лежит? Давай посмотрим!» Естественно, на первых этапах крышку открываете вы, потом учите малыша делать это самостоятельно. Итак, коробочка открыта, что делать дальше? Дальше вы показываете ребенку, как доставать предметы из коробки, а когда он научится это делать, то учите класть все обратно.


Самый простой контейнер может стать частью игры с ребенком. В него можно класть игрушки, вытаскивать их и производить различные манипуляции, на которые только хватит фантазии.

Мячики (шарики) в стаканчике

Усложняем задачу. Вам понадобится коробочка, мячики и обычные пластиковые стаканчики (мячики можно заменить клубками с нитками или любыми другими круглыми предметами). Сначала вы учите малютку брать мячик из коробочки, а затем кидать его в стаканчик. Это довольно сложное действие для 6-месячного малыша, ведь сначала нужно взять этот мячик, а потом его еще и положить в стаканчик! Это может занять время.

Мячики в стаканчике и ложка

Для еще большего усложнения этой игры возьмите большую деревянную ложку. Теперь мы будем сначала брать мячик или шарик из контейнера, класть его в ложку (рукой), а потом перекладывать его в стаканчик.

Для крупной моторики

Наденьте на себя теплые толстые носки, лягте на пол и положите ребенка себе на ступни. Его головка должна быть обращена к вам. Крепко держите малыша за ручки. А теперь двигайте ногами: вверх-вниз, влево-вправо, по кругу и т. д. По возможностям и фантазии. 6-месячного малыша еще несложно поднимать, заодно мамочки качают пресс.

Благодаря этой забаве, кроха тренирует крупную моторику, вестибулярный аппарат, осваивает равновесие, учится ориентироваться в пространстве, а также доверять взрослому.


Эта забава очень нравится малышам. Малютка может лежать на ступнях мамы, а также поверх голеней (как ей удобнее). Это одновременно и игра, развивающая вестибулярный аппарат, и упражнение для мамы, приводящее ее животик в порядок.

Для обучения ползанию

10-15 минут в день стоит уделить играм, нацеленным на развитие такого навыка, как ползание. 6 месяцев - самое время этому учиться.

«Классика жанра»: положить малыша на твердый пол, а перед ним - его любимую игрушку. Игрушка должна быть вне зоны его досягаемости, ребенку нужны усилия, чтобы до нее дотянуться. Конечно, при всем желании он сразу не поползет, поэтому ему нужно помочь: под грудку крохи подложите валик из одеяльца или полотенца - он приподнимет ему верхнюю часть тела. Теперь малютке легче поднимать заднюю часть и поджимать ножки под себя. Так он лучше и быстрее поймет механизм «ползания». Занимайтесь с ребенком каждый день, и результат не заставит себя ждать.


В этом возрасте малыши во всю обучаются ползать. Чтобы помочь справиться с этой нелегкой задачей, применяется классический способ – игрушка «перед носом», но на таком расстоянии, чтобы малыш ее не смог достать. Это будет побуждать его двигаться тельцем вперед.

Для тактильных ощущений

Вот забава, которая нравится всем малышам без исключения. Разденьте ребенка до памперса (ему уже нравится!). Возьмите несколько предметов, которыми можно водить по голенькому тельцу - перышко, кусочек мягкой ткани, шелковую ленточку, что-нибудь пушистое, расческу для новорожденных с мягкой шерстяной щетиной и т. п. Начните с животика, потом руки, ноги. Ребенок будет то замирать, то улыбаться, то издавать звуки восторга от необычных ощущений. Как только почувствуете, что волна интереса сошла, переверните ребенка и погладьте ему спинку. За один «сеанс» используйте 2-3 предмета. Они разнообразят ощущения.


Для развития тактильных ощущений малыша можно поглаживать руками или предметами разной текстуры - перышком, щеточкой, шелковой ленточкой и т. д. Младенца можно положить на бархатную ткань или мягкое полотенце. Это добавит ему ощущений.

Для развития речи

Игра «Телефон» (с 6 до 8 месяцев). Вам понадобится игрушечная телефонная трубка. Суть забавы - говорить в него, произнося разные слоги с разной интонацией. Сядьте рядом с ребенком, поднесите к своему уху трубку, произнесите самые простые слоги, меняя интонацию и голос. Например, «ба-ба-ба!», «ба-ба-ба?» или «ма-ма-ма!», «ма-ма-ма?». Дайте трубку малышу, возможно он тоже будет повторять эти слоги вслед за вами.

Игра «Первые слова» (с 6 до 12 месяцев). Учим кроху звукоподражаниям и первым лепетным словам. Положите малыша на спинку и наклонитесь над ним так, чтобы он видел ваше лицо. Возьмите его за ручки и начинайте четко произносить слоги и слова. На каждое слово разводите ручки малютки в стороны. «Ма-ма-ма-ма-ма-мАмочка (руки в стороны)», «па-па-па-па-па-пАпочка (в стороны)» и т. д. Ребенок будет вас слушать, улыбаться, шевелить губками, пытаясь подражать вам. Ручки разводим и сводим - так они не будут его отвлекать от процесса, а наоборот, помогут сконцентрироваться на нем.

Детский сенсорный коврик для общего развития

Представляют собой большое полотно (в среднем 110х80 см), на котором нарисованы разные красочные сюжеты. Повсюду расположены липучки и пуговицы, на которые крепятся дополнительные детали. Например, на пуговичку «застегивается» облачко. Обычно к коврику прилагается до 20 предметов - животные, птицы, рыбки, бабочки, машинки, геометрические фигурки и многое другое. Детали могут свободно перемещаться по коврику, позволяя ребенку сочинять увлекательные сказки и менять сюжет на ходу. 6-месячного крошку увлечет ощупывание деталек, отдирание их и прикрепление обратно.


Сенсорные коврики сегодня очень популярны. Они включают в себя много «фишек», секретиков и хитростей, с которыми малышам интересно разбираться. Это детальки, разные на ощупь, прикрепляющиеся на пуговичках и липучках, это яркие разноцветные фигурки и т. д.

Все фигурки сшиты из тканей разной фактуры, что позволяет развивать мелкую моторику и тактильные восприятия. Игра с ними развивает фантазию, пополняет словарный запас и знакомит малыша с окружающим миром.

Как понять, когда усложнять забаву?

Игры, которые предлагаются ребенку, рано или поздно становятся для него очень простыми. Поэтому их требуется усложнять.

Усложнять игру нужно тогда, когда предыдущую задачу ребенок выполняет на 100%.

Очень важно не только находить время для игр, но и знать, как играть с маленьким человечком. От этого будет зависеть эффективность игры. Но главное ведь, чтобы все получили удовольствие, не правда ли?

  • Игровой процесс с шестимесячным малышом должен длиться от 3-х минут до 15-ти. После полугода - дольше.
  • Играть с ним нужно после кормления или сна. А также тогда, когда у него хорошее настроение. Если малыш начинает заболевать или он переутомлен, то занятия проводить нельзя, потому что они не принесут ни пользы, ни удовольствия.
  • Чтобы играть с малышом, взрослому самому следует вспомнить, что это такое – быть ребенком.
  • Необходимо быть на его уровне. Если малыш на диване, то нужно сесть рядом с диваном и играть «глаза в глаза».
  • Комнату для игры следует чаще проветривать – играть в душном помещении с ребенком очень тяжело. Он будет быстро уставать, капризничать и раздражаться.
  • Не забывайте хвалить малыша. Если у него что-то получилось, то обязательно улыбайтесь и говорите: «Молодец!». Вы увидите в его глазах восторг и радость, ради вашей улыбки и одобрительного слова малыш будет стараться делать больше и больше.
  • С шестимесячным малышом в активные игры лучше играть с утра, а в спокойные развивающие - вечером.

Результаты

Если заниматься с 6-месячным малышом регулярно, то вы быстро добьетесь важных успехов:

  • Кроха во всю использует свой слух, зрение, речевые навыки. Он легко устанавливает зрительный контакт, его «агуканья» эмоционально окрашены.
  • 6-месячного малыша уже не удержишь в кроватке или манежике. Он шустр и жизнедеятелен. Благодаря ежедневным занятиям, он активно ползает, пытается самостоятельно сидеть и даже вставать на ножки!
  • Малыш прекрасно владеет ручками, легко берет небольшие предметы без помощи взрослых, получает удовольствие от игры с ними.

Не расстраивайтесь, если играя со своим шестимесячным чадом, вы видите, что ему что-то не интересно или он не дотягивает до каких-то «канонических» навыков (вот так должно быть и точка!). Нет никаких канонов или шаблонов! Все детки индивидуальны, каждый развивается в своем темпе. Наслаждайтесь каждой минутой, проведенной с ребенком, ведь они так быстро растут. А победы будут обязательно!

Появление в семье малыша – приятный повод для друзей и родственников одарить кроху подарками, но мало кто из них задумывается о пользе презента: часто они выбирают игрушки для детей 6 месяцев, превышающие их собственные размеры (рекомендуем прочитать: ). Такие презенты потом долго пылятся на полках, дожидаясь своего часа. В полгода, когда ребенок начинает активно реагировать на игрушки, тянется к ним, пытается взять в руки, плюшевый мишка или зайчик – не лучший выбор для малыша. Он обязательно потянет их в рот, и тогда они станут источником опасности для маленького организма: пыль, микробы, мелкие ворсинки способны вызвать аллергию или стоматит.

Малыш с мишкой - классический тандем, но лучше повременить с покупкой плюшевого друга до более осмысленного возраста ребенка

Правильные критерии выбора

Основа выбора заложена в развитии ребенка. У 6-ти месячного ребенка пальчики плотно сжаты в кулачок. К полугоду ладошка раскрывается, он начинает захватывать предметы, брать их в руку - нагрузка на пальчики зависит от формы и размера игрушки. Чтобы развитие моторики шло правильно, в игру включаются обе руки. Малыш начинает постукивать взятой игрушкой, появляются такие движения, как накладывание, нанизывание - для грамотной помощи крохе нужны безопасные, удобные и полезные игрушки.

В их список включены:

  1. Деревянные, резиновые или пластиковые игрушки, изготовленные из высококачественного сырья. Они легко моются, мало весят и не впитывают в себя пыль.
  2. Игрушки удобной формы для захватывания.
  3. Предметы, издающие различные звуки: музыкальные, пищащие, говорящие, сигнальные.
  4. Прочные, способные выдержать множество падений, надкусывание и крепкое сжатие детских кулачков.
  5. В игрушке должна быть заложена возможность производить ребенку простые действия: вращение, нажатие, вкладывание, надавливание, совмещение.
  6. Катающиеся и движущиеся игрушки помогут ребенку освоить азы ползанья, как начального способа передвижения.
  7. Яркие, цветные игрушки, с разнообразной фактурой необходимы для развития зрительного восприятия и мелкой моторики.

С полугода до 9 месяцев происходит бурное развитие таких органов чувств, как обоняние, вкус, осязание, слух. Грамотно подобранные забавы помогают малышу познавать мир безопасно и увлекательно. Происходит концентрирование внимания, ребенок осваивает не только моторику, но и формирует тактильные ощущения, развивает свой интеллект.

В процессе занятий с игрушками ребенок знакомится с формой и размерами предметов, определяет их мягкость и твердость, узнает цвета и ощущает вес. Постепенно, шаг за шагом, расширяются двигательные способности малыша - он учится стучать, делать броски, двигать предметы, извлекать из них звуки.

Разновидности игрушек и их особенности

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Необязательно заполнять детскую горой игрушек - для занятий с малышом подойдут обычные предметы домашнего обихода. Дети 6-9 месяцев тянутся ко всем предметам, они с удовольствием изучают вещи, которыми пользуются родители. Малыш будет увлеченно играть с пластиковой бутылочкой, коробочкой, лоскутами материи, пластмассовыми стаканчиками и баночками. Из них легко сделать игрушки, заполнив шуршащими и гремящими деталями: монетами, бусинами, фольгой. Фото таких поделок можно найти на детских сайтах.


Основная забава малыша в этом возрасте - изучать свойства предметов: их форму, цвета, возможности, вкус. Задача родителей - обеспечить кроху хорошим игровым материалом из специализированного магазина или самодельным

Главное, помнить о безопасности и чистоте. Используя такую самодельную вещь, нужно обязательно проверить надежность крышки и крепость швов. Магазинные пирамидки и развивающие наборы тоже послужат отличным вариантом.

На какие виды подразделяются игрушки и как их использовать?

В 6 месяцев процесс купания переходит из гигиенической процедурой в увлекательную игру (см. также: ). У игрушек для купания две задачи:

  • отвлечь внимание крохи, пока родители проводят гигиеническую процедуру;

Для купания можно купить тематические наборы резиновых пищалок. Это могут быть животные, фрукты, птицы, рыбки, машинки, геометрические фигуры. Если во время купания малыш любит выбрасывать игрушки за борт, можно расположить их по периметру ванны так, чтобы он мог их видеть.

Особый интерес вызывают у ребенка плавающие уточки, лягушки, рыбки. Для развития моторики отлично подходят губки, которые малыш может легко сжимать. Важное условие – игрушки для купания не должны тонуть, чтобы исключить погружение ребенка за ними, если только это не задумано специально.

Не забывайте об уходе за игрушками для купания. После каждой процедуры мойте их нейтральными моющими средствами, храните в отдельном месте.


Купание с игрушками - настоящее удовольствие для деток, позволяющее одновременно изучить некоторые особенности материалов и развить мелкую моторику, воображение

Развивающие игрушки

Для малыша в 6 месяцев интересны сортеры, работающие по принципу сортировки деталей. Их конструкции разрабатываются в специальных лабораториях под руководством детских педагогов и других опытных специалистов. Для знакомства с сортерами выберите простейшие модели матрешек и пирамидок. Нанизывая, проталкивая, вкладывая разновеликие детали игрушки, ребенок познает размер, объем и форму (см. также: ). В первое время для упрощения задачи можно покупать сортеры с деталями на веревочках, но уже 9 месяцам ребенок хорошо справляется уже с большим количеством отдельных фигурок.

Не теряют своей актуальности привычные пирамидки и кубики - в них можно играть вместе. Игровой процесс начинается с того, что малыш по просьбе взрослых подает им детали башенки или домика. Когда фигура будет построена, шалун с удовольствием разрушит ее и проследит за падением.

Какие еще игрушки можно приобрести? Специальные коврики , сшитые из фактурных ярких тканей - они могут быть снабжены кармашками, замочками, кнопочками. Если сшить такой коврик самостоятельно, можно наполнить его ячейки сухой травой, крупой, шуршащей бумагой, горохом. Желательно, чтобы рисунок сюжета был понятен крохе, чтобы детали сюжеты были четкими и красочными.

Развитию помогают изделия, умеющие кататься по полу и «убегать» от ребенка. Мячики, машинки, лошадки на колесиках захватывают его внимание, он старается дотянуться, дотронуться до них, а значит, осваивает новые движения. Если такая игрушка оснащена звуковыми и световыми эффектами, она научит кроху концентрировать внимание.

Погремушки

Классическая развивающая игрушка – это погремушка (рекомендуем прочитать: ). С самого рождения она нужна малышу, чтобы осознавать результаты своих усилий. Изготавливают погремушки из самых различных, но безопасных материалов. Ткани, пластик, бумага – выбирайте то, к чему у крохи проявится больший интерес. К этому возрасту он уже способен отслеживать звук, поэтому надо менять расположение погремушки. Ее можно подвешивать над кроваткой, давать ему в руку, показывать, держа в своей руке, добиваясь, чтобы он потянулся к ней. Важно, чтобы звук, издаваемый погремушкой, не пугал ребенка.

Ручки погремушки должны быть удобными для захвата, удержания и перекладывания. Приветствуется разнообразие форм ручки: петелька, колечко, столбик, капелька и другие. Не стоит покупать малышу большое количество однотипных предметов: лучше взять те, которые наиболее удобны и привлекательны.

Книжки

Полугодовалый человек книжку не читает, он пробует ее на вкус, поэтому ее делают из плотного картона или обшивают фактурными тканями. Книжки содержат много картинок. Малыш их рассматривает, учится перелистывать страницы, трогает пальчиком заинтересовавшее изображение. Ни удержать, ни понять содержание книжки он еще не может.

Пока это только совместные занятия, когда родители комментируют изображения и разговаривают с ребенком: через общение с родителями пробуждается интерес к книжке. Для первых книжек подойдут «Курочка Ряба» и «Репка» . Современная электронная книжка позволяет занять малыша на некоторое время, не требуя участия взрослого.

Без разъяснений взрослого даже самая продвинутая игрушка не принесет пользы ребенку. Общаясь с крохой, вы формируете у него речевые навыки и ускоряете умственное развитие.

Вот уже полгода позади. Кроха стал таким активным! Теперь к его ежедневным потребностям покушать и поспать прибавились новые занятия: познавать самого себя и мир вокруг. Игры с ребенком в 6 месяцев теперь должны быть более подвижными и активными. А так как у малыша развивается предметная деятельность, то и без развивающих игрушек не обойтись. Как играть с ребенком в полгодика, чтобы было и весело, и познавательно, и полезно?

Ниже представлены варианты игр, которые можно взять за основу, организуя досуг своего малыша. Однако стоит помнить: они рассчитаны на здоровых и развитых в соответствии с возрастом детей! Если у малыша диагностированы какие-либо отклонения от нормы, посоветуйтесь с педиатром.

Физическое развитие ребенка в 6 месяцев

Если раньше кроху без проблем можно было оставить одного на диване, то теперь это опасно. Нет больше «полешка», спеленатого по рукам и ногам. Хотя не все малыши в этом возрасте умеют ползать - лежать на одном месте полугодовалый ребенок точно не будет.

Теперь кроха может недолго сидеть (с опорой): это освобождает руки малыша, которые нужно чем-то занять. Если же малыш не сидит самостоятельно, необходимы упражнения для укрепления спины. Их можно включить в ежедневную гимнастику, превратив в игру. Например, упражнение «Подъемный кран». Из положения лежа на спине потягивайте малыша за ручки, пока он не сядет. В это время приговаривайте:

На большом подъемном кране
Мы поднимемся до мамы.
Мы поднимемся до крыши,
И еще, еще повыше!

«Тренировка мышц стимулирует рост и развитие мозга, - утверждает Джеки Силберг, автор увлекательной книги для родителей «125 развивающих игр для детей до года». – Игры, в которые взрослые играют с малышом, являются его подготовкой к взрослой жизни».

Существуют разные методики раннего развития детей. Следовать им или избрать собственный путь воспитания – личное дело каждого родителя, но игры для 6-месячного ребенка являются важным элементом любой методики, и на данном этапе им стоит уделить особое внимание.

Познаем себя!

Игры, направленные на изучение частей тела, уже в этом возрасте необходимы малышу. Совсем скоро на вопрос «Где ушки, носик, глазки?» ребенок все покажет сам, а пока родители должны помогать ему в «изучении анатомии».

«Для чего нужны нам ножки?»
Посадите ребенка напротив или на свои колени лицом к себе. Читайте стихотворение, показывая части тела на себе. В следующий раз можно показывать на малыше:

Для чего нужны нам ножки? Хлопаем обеими руками по ногам.
К маме бегать по дорожке.
Для чего нужны нам ручки? Рисуем пальцем кружки перед собой.
Рисовать кружки и тучки.
Ушки – чтобы песни слушать Показываем ушки.
Ротик, чтобы кашку кушать, Показываем ротик.
Глазки, чтоб на все смотреть, Показываем глазки.
Голос, чтобы песни петь . Поем любой звук.

«Вот такие у нас щечки – маленькие»

Возьмите ладошки малыша в свои руки. Похлопайте ими на манер «ладушек», приговаривая слова и прикасаясь ладошками к частям тела ребенка:

Ладушки-оладушки сладенькие…
Вот такие у нас щечки (ушки, глазки, ножки и т. д.) – маленькие.
Ладушек-оладушек сладенький,
Вот такой у Маши носик (ротик, лобик, животик и т. д.) маленький…

В этом возрасте ребенку интересны игры со своим отражением. Поднесите кроху к большому зеркалу. Пусть он посмотрит на свое и ваше отражение. Целуйте или поглаживайте ребенка, чтобы он видел, как это делает и зеркальная мама. Дайте крохе прикоснуться к стеклу. Показывайте разные мимические движения: улыбку, удивление, сердитость.


Развиваем слух, играя

Слушать, слышать, подражать очень важно для малыша! Мир звуков огромен, знакомьте своего ребенка с ним как можно раньше. Говорите постоянно, когда ребенок находится рядом: рассказывайте обо всем, читайте стихи, пойте.

«Как говорит собачка?»
Пусть малыш видел животных только на картинках, все равно играйте с ним в звукоподражания: «мяу-мяу, хрю-хрю, ква-ква» помогают не только узнавать животных, но и развивать детскую речь. Приложите пальчики ребенка к своим губам, когда мяукаете или жужжите, так он узнает, что звуки «ощутимы» – они теплые и щекочутся.

Важно, чтобы игрушки издавали звук. Не обязательно покупать игрушечное пианино или планшет: погремушки, неваляшки, резиновые зверушки с пищалками заинтересуют шестимесячного малыша не меньше. Потрясите погремушкой за спиной ребенка, а когда он повернется на звук, переместите игрушку в другое место, например, под одеяльце, и снова позвените. Находить источник звука – отличное упражнение для развития слуха.

Развиваем речь

Речь человека полноценно развивается только в процессе общения.

«Языку, так же как и чувству юмора, не учат, – пишут в своей книге «Ребенок от рождения до двух лет» Уильям и Марта Сирс, – его впитывают!»

Действительно, только слыша чужую речь, можно овладеть собственной. Обеспечьте кроху полноценным общением! К 6 месяцам ребенок уже лепечет, он становится настоящим собеседником! Улавливая интонации голоса родителей, малыш пытается им отвечать. Играя с ребенком, можно попутно упражняться и в речи. Всегда сопровождайте свои действия словами, будь то массаж, одевание или купание. Пение – отличный инструмент для развития, как речи, так и слуха. Пойте малышу, и совсем скоро он начнет вам подпевать.

Вы считаете, что первым словом ребенка должно быть заветное «мама»? Можно этому поспособствовать. Проговаривайте свои действия от третьего лица. Например: «Сейчас мама тебе покормит и сделает массажик».

Важно, чтобы ребенок уяснял связь между предметами и словами, которыми они обозначаются. Рассказывая стишок, например, про мишку косолапого, хорошо бы привлечь к рассказу игрушечного медвежонка: продемонстрировать, как он топает ногой, и показать, где же этот лоб, в который влетела шишка.

Олеся, мама годовалого Ильи: «Илюша в полгодика любил, когда мы играли в «гуси-гуси». Перед кормлением я всегда спрашивала: «Гуси-гуси? Га-га-га! Вы есть хотите? Да-да-да!» И вскоре сынок уже сам «гагакал» и «дадакал»! До сих пор эта фраза служит у нас сигналом к приему пищи».

Как играть, чтобы задействовать речь ребенка? Это просто, главное, чтобы слова стишков и пестушек повторялись родителями регулярно, и ребенок узнавал коротенькие тексты. Почему так хороши для игр именно рифмованные фразы? В них есть ритм, который дети четко улавливают. Пройдет всего несколько занятий, и в намеренные мамины речевые паузы посреди стишка кроха начнет вставлять свои звуки.