Правильная форма ног у детей 3 месяцев. Правильное развитие стопы у детей. На что влияет плоскостопие

Детское плоскостопие – достаточно распространенное отклонение среди заболеваний опорно-двигательного аппарата. Термин плоскостопие в медицине обозначает стопу, с уплощенным и уменьшенным продольным или поперечным сводом, при котором теряется ее амортизирующая функция. Если игнорировать заболевание, велика вероятность развития сопутствующих патологий. Каковы симптомы, жалобы и развитие – подробности ниже.

Правильное формирование стопы у ребенка

Формирование детской стопы начинается в эмбриональном периоде, начиная с 8-й недели, и продолжает изменяться до 5-6 лет. В этот период мышцы, связки и костный аппарат стопы еще продолжают укрепляться и видоизменяться.

В возрасте до 2-х лет, у грудничков наблюдается физиологическое плоскостопие.

Причиной этого является то, что амортизирующие функции выполняет жировая подушечка, замещающая еще не сформированный свод стопы. Начиная примерно с 3-х летнего возраста, окончательно укрепляются кости и связки стоп. В этот период следует внимательно отнестись к формированию свода стоп ребенка, что необходимо для полноценного функционирования ноги ребенка.


Основные функции:

  1. Рессорные функции – способствуют смягчению действий (толчков) при любом виде движений.
  2. Опорная функция – помогает сохранять равновесие и противостоять нагрузкам при движении.
  3. Балансировочная – способствует сохранению заданной позы человека при движении или неровностях опоры.

Ребенок должен регулярно ходить босиком по неровным поверхностям (это может быть массажный коврик, либо прогулка на улице или пляже). Такой массаж способствует укреплению опорной функции стопы. Брать пальцами ноги мелкие предметы и перекладывать их, или пусть ребенок постарается рисовать, держа ногами фломастеры или карандаш.

Причины плоскостопия у детей

Ученые не выделяют определенной причины развития плоскостопия, определяя несколько факторов, способствующих проявлению патологии. Можно значительно снизить риск появления плоскостопия, исключив, по возможности, нижеуказанные факторы.

Причины развития потологии:

  1. Генетический фактор. Возможность развития плоскостопии передается наследственно, обуславливая слабость суставов и мышц голеностопного аппарата.
  2. Травмы голени и суставов стопы.
  3. Неверно подобранная обувь. Жесткая или слишком мягкая обувь мешает формированию правильного свода стопы.
  4. Лишний вес и повышенные нагрузки.

Любые причины плоскостопия могут способствовать проявлению и других серьезных заболеваний, поэтому болезнь следует предупредить. Зачастую, подозрение на детское плоскостопие не вызывает опасений у родителей малыша, и кажется несерьезным отклонением. Однако такой подход можно считать крайне неверным.

Признаки плоскостопия у детей

При не надлежащем лечении или его полном игнорировании, патология может привести к ряду других заболеваний опорно-двигательной системы, к ним можно отнести: сколиоз, грыжу, остеохондроз и множество других патологий, включая болезни внутренних органов.

Для избегания возможных последствий, следует обратить внимание на наличие признаков заболевания у малыша.

В возрасте до 3-х лет выявить заболевание самостоятельно очень сложно, для этого следует обратиться к специалисту. Кроме того, осмотр и консультация у врача–ортопеда входит в список обязательных рекомендаций для детей этого возраста.


Возможные признаки плоскостопия у детей:

  • Быстрая утомляемость при движении;
  • Отечность стопы;
  • Изменение походки;
  • Изменение и расширение стопы;
  • Ноющие боли;
  • Искривление пальцев ног и врастающие в кожу ногти;
  • Изменение отпечатка стопы.

В более старшем возрасте болезнь можно определить самостоятельно, зная признаки и симптоматику. При обнаружении симптомов, необходимо пройти осмотр и проконсультироваться у врача. Он поможет точно определить заболевание и его стадию, после чего назначит соответствующее лечение.

Варианты лечения плоскостопия у детей

Медики разделяют плоскостопие на 3 вида и 3 степени осложнения. Поперечный вид образовывается между основанием фаланг пальцев. Продольный – по внутреннему своду стопы. Вальгусное плоскостопие – такой диагноз ставится, при отклонении оси конечностей.

  • I степень – малозаметная деформация стопы, без болевых ощущений.
  • II степень – признаки деформации становятся более заметными, появляются боли при движении.
  • III степень – стадия полной деформации стопы. Движения сопровождаются сильными болями, появляются сопутствующие болезни: сколиоз, грыжа, остеохондроз и т.д.

Прежде чем начать лечение, необходимо пройти ряд обследований и тестов, для уточнения степени отклонения, по результатам которых специалисты смогут определить необходимый курс лечения. Для лечения плоскостопия, медики предпочитают использовать физиотерапию и медикаментозный метод.


Прибегают к хирургии лишь в крайних случаях.

При I-й степени отклонения, используют комплекс упражнений и массажа, направленный на укрепление мышц и суставов голеностопа, для предотвращения и профилактики дальнейшей деформации. При II и III степенях заболеваниям в курс добавляются медикаментозные препараты. Если такое лечение не помогает, тогда может понадобиться хирургическое вмешательство.

Упражнения, предупреждающие плоскостопие

В целях профилактики заболевания, специалисты и народная медицина советуют проводить комплекс упражнений, направленный на укрепление общего тонуса мышц и суставо-связочного аппарата.

  • Перекатывания с пятки на носок и обратно;
  • Заниматься на шведской стенке;
  • Приседания на носочках;
  • Ходить по наклонным и неровным поверхностям;
  • Сдавливания мяча ногами;
  • Ходить на внутренних и наружных краях стопы;
  • Подниматься и двигаться на носочках;
  • Катание округлых предметов по полу;
  • Играть в «Ладушки» ногами;
  • Совершать сжимающие и разжимающие движения пальцами стоп.

Такие занятия проводятся в качестве игры или зарядки, в старших группах детских садов (дошкольников) и у школьников младших классов. При этом стоит внимательно отнестись к количеству выполняемых упражнений, чтобы не допустить повышенной нагрузки на мышцы стопы.

Также не стоит забывать, что важную роль в профилактике плоскостопия играет правильно подобранная обувь.

Она должна быть произведена с учетом особенностей строения детской стопы и предупреждает патологические отклонения. Кроме того, не стоит выбирать обувь на вырост. Используя простые рекомендации к профилактике плоскостопия, можно добиться не только предупреждения болезни, но и приучить ребенка к здоровому образу жизни.

Лечение плоскостопия у детей (видео)

Зная и предупреждая болезни в раннем возрасте, можно способствовать формированию крепкого и здорового организма в будущем ребенка, что не мало важно, с учетом меняющихся факторов жизни.

– изменение конфигурации скелета стопы, связанное с уплощением ее сводов и приводящее к нарушению механики ходьбы. Плоскостопие у детей проявляется утомляемостью, болями в ногах при движении и статической нагрузке, отечностью и деформацией стопы, изменением походки, затруднением ходьбы. Диагноз плоскостопия у детей устанавливается на основании клинического осмотра, данных плантографии, подометрии и рентгенографии стоп. Для лечения плоскостопия у детей используются консервативные методы (массаж, лечебная гимнастика, физиотерапия, наложение гипсовых повязок и ортезов); оперативное вмешательство проводится в крайних случаях.

Общие сведения

Плоскостопие у детей – самая распространенная ортопедическая патология в педиатрии , проявляющаяся снижением высоты сводов стопы. Плоскостопие может выявляться у ребенка с самого рождения (в 3% случаев); к 2 - 4 годам оно наблюдается у 24-32% детей, к 7 годам – у 40%, к 12 годам – у 50% подростков.

Активное формирование элементов свода стопы у детей происходит постепенно, с появлением и возрастанием нагрузки на ноги. Критическим моментом в развитии плоскостопия является возрастной период с 8 месяцев до 1,5 лет, когда ребенок начинает вставать и учиться ходить. В раннем возрасте у всех детей отмечается физиологическая плоская стопа, обусловленная возрастными анатомо-функциональными особенностями: хрящевой структурой костей, более эластичными и растяжимыми связками, слабыми мышцами. При правильном развитии с повышением силы и выносливости мышц это состояние у детей самостоятельно нормализуется к 5-6 годам. При определенных нарушениях у детей развивается плоскостопие, приводящее к резкому снижению амортизационного потенциала стопы, возрастанию нагрузки на другие элементы опорно-двигательного аппарата с повреждением коленных и бедренных суставов, деформацией позвоночника, нарушением работы внутренних органов.

Классификация плоскостопия у детей

Стопа имеет продольный и поперечный своды, поддерживающие мышцы и связки, обеспечивающие равновесие тела, распределение и смягчение ударной нагрузки во время ходьбы, бега и прыжков, а также повышающие выносливость к осевой нагрузке. По анатомическому признаку в ортопедии различают продольное, поперечное и комбинированное плоскостопие. У детей чаще встречается продольное плоскостопие с уплощением продольного свода и удлинением стопы, соприкасающейся с полом всей поверхностью подошвы. При поперечном плоскостопии у детей длина стопы уменьшается, ее передний отдел опирается на головки всех плюсневых костей.

Плоскостопие у детей может быть врожденным и при­обретенным. Врожденная форма встречается достаточно редко и связана с пороками развития костных структур и мышечно-связочного аппарата стопы. Приобретенное плоскостопие у детей в зависимости от происхождения может быть статическим, травматическим, рахитическим, паралитическим. Самое распространенное статическое плоскостопие чаще встречается у детей школьного возраста при несоответствии между статической и динамической нагрузкой на стопу и тонусом мышц.

Причины плоскостопия у детей

Плоскостопие у детей может развиваться по различным причинам. Врожденное плоскостопие у детей наблюдается при внутриутробном недоразвитии костей, мышц, связок и сухожилий голени и стоп. Приобретенное плоскостопие у детей также развивается на фоне врожденной недостаточности соединительной ткани и может сочетаться с добавочной хордой в сердце, перегибом желчного пузыря, близорукостью и др. В формировании плоскостопия у детей большое значение имеет наследственный фактор - наличие этой патологии у близких родственников.

Плоскостопие у детей может быть вызвано слабостью мышечно-связочного аппара­та стопы, не выдерживающего большие нагрузки; поражением костно-мышечной системы при рахите; неправильно сросшимися переломами лодыжек, плюсневых, пяточной и таранной костей; параличом или парезом мышц голени и стопы (в т.ч. после полиомиелита); неврологической патологией (энцефалопатией).

Возникновению статического плоскостопия у детей способствуют ношение неправильно подобранной обуви (тесной, разношенной, на толстой подошве), избыточный вес и ожирение , длительная непрерывная ходьба или стояние. Часто плоскостопие развивается у детей с плосковальгусной деформацией стоп .

Симптомы плоскостопия у детей

В большинстве случаев врожденного плоскостопия у детей поражается одна стопа, которая имеет вид качалки или «пресс-папье» с выпуклой подошвой и уплощенной, даже вог­нутой тыльной стороной. Отмечается пяточная установка стопы, резкая пронация с отведением пальцев кнаружи. С появлением статической нагрузки врожденное плоскостопие усугубляется и закрепляется.

У детей 6-7 летнего возраста плоскостопие проявляется быстрой утом­ляемостью при ходьбе и стоянии, стаптыванием обуви по внутреннему краю подошвы и каблука. Клиническими симптомами приобретенного плоскостопия у детей являются ноющие боли в области стопы, усиливающиеся после длительного пребывания на ногах; отечность стоп к вечеру, утомляемость при ходьбе.

Выделяют три степени продольного плоскостопия у детей, определяющиеся по степени деформации стопы. При I степени высота свода стопы составляет 25-35 мм, видимая деформация стопы отсутствует. При II степени - высота свода от 25 до 17 мм, уплощение стопы видно невооруженным глазом; плоскостопие у детей проявляется нарастанием болей в стопе, голеностопном суставе и икроножных мышцах, затруднением ходьбы. Изменяется форма стопы – увеличивается ее длина, расширяется средняя часть, походка становиться тяжелой и неуклюжей; у детей отмечается быстрая общая утомляемость. Плоскостопие III степени характеризуется резко выраженной деформацией стопы, снижением высоты свода менее 17 мм, постоянными болями в ногах и пояснице, головными болями, невозможностью ходьбы в обычной обуви.

Плоскостопие служит причиной искривления пальцев стопы, появления мозолей , формирования у ребенка нарушений осанки (сколиоза) и болезней позвоночника (остеохондроза , грыжи межпозвонковых дисков), развития деформирующих артрозов , воспаления менисков и т. д.

Диагностика плоскостопия у детей

Установить плоскостопие у детей до 5-6 летнего возраста довольно проблематично. Диагноз выраженных случаев плоскостопия у детей может быть поставлен детским ортопедом при клиническом осмотре, позволяющем выявить изменения длины, ширины и объема движений стопы, нарушение состояния ее сводов, особенности износа обуви.

Объективными методами оценки плоскостопия у детей старшего возраста являются плантография – получение отпечатка следа ноги на бумаге и подометрия – измерение «подометрического индекса» свода стопы. Уточнить диагноз плоскостопия у детей помогаю результаты рентгенографии стоп с нагрузкой, выполненной в 2-х проекциях.

Лечение плоскостопия у детей

Плоскостопие у детей – прогрессирующее заболевание, и чем раньше начато его лечение, тем эффективнее результаты. Лечение врожденного плоскостопия начинают с первых недель жизни ребенка, что позволяет устранить все компоненты деформации стопы. При врожденном плоскостопии у детей проводится специальная лечебная гимнастика, массаж мышц стопы и голени; осуществляется удержание стопы в правильном положении с помощью бинтования, наложения этапных гипсовых повязок , ночных ортезов (с 6 месячного возраста). При усугублении проявлений плоскостопия у детей выполняют операцию подтаранного артроэреза.

Лечение статического плоскостопия у детей, направленное на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы, включает массаж , физиотерапию и ЛФК . У детей младшего возраста исключаются мягкая обувь (валенки, резиновые сапоги, чешки); рекомендуется ношение ботинок с твердой подошвой и небольшим каблучком, хорошо фиксирующих голеностопные суставы. При плоскостопии у детей старшего возраста показано ношение ортопедической обуви со стелькой–супинатором, приподнимающим опущенный свод и возвращающим стопу в правильное положение.

деформации стопы , суставов и позвоночника.

Профилак­тикой плоскостопия у детей являются ношение правильно подобранной обуви; занятия физкультурой, игровыми видами спорта (баскетбол, футбол) и плаванием; ходьба босиком по неровной земле, песку, гальке; нормализация кальциево-фосфорного обмена; контроль массы тела.

Каким образом можно способствовать правильному развитию стопы у детей?

Ребенок грудного возраста

Суставы совсем маленького ребенка еще очень мягкие. Безусловно, многим приходилось наблюдать, как ребенок грудного возраста безо всяких усилий засовывает пальцы своей нижней конечности в рот. Попробуйте-ка совершить подобное действие в более старшем возрасте! Не получится: не только из-за того, что более пропорциональные и длинные нижние конечности затрудняют подобное действие, но и из-за того, что их подвижность со временем утрачивается.

Маленькому ребенку мягкие и нежные суставы совершенно не мешают, он инстинктивно тренирует свою подвижность, поэтому младенцы так проворно дрыгают и болтают ногами. Грудному ребенку следует предоставить возможность удовлетворять свою потребность в движении, чтобы укреплять мускулы. Нельзя сковывать его движения за счет тугого пеленания, поскольку оптимальное положение тазобедренных суставов грудного младенца - это их возвышенное положение: согнутые колени и разведенные бедра - поза, инстинктивно правильно предпочитаемая самим младенцем.

Необходимо предоставить ребенку возможность побольше двигаться! Тем самым удастся предупредить в дальнейшем возникновение болей в его ногах.

Маленький человечек еще не нагружает свои суставы. И их нельзя нагружать принудительно до тех пор, пока ребенок сам не решит впервые сесть, встать или пойти. Каждая преждевременная нагрузка повреждает еще неокрепшие мягкие ткани суставов и костей. Они деформируются и искривляются, таким образом возникает искривление нижних конечностей в форме буквы "о" и "х". Нетерпеливая мать может невольно нанести вред здоровью своего ребенка на всю жизнь, если слишком рано начнет его сажать или ставить на ножки.

Также часто повреждается из-за слишком ранней статической нагрузки детский позвоночник, например из-за придания ребенку специфического положения в так называемом "кенгурятнике". Ребенок, мышцы спины которого еще не окрепли, чтобы нести и поддерживать собственный вес, должен лежать до тех пор, пока сам не сможет с помощью своих мышц держать головку и прямую спину, то есть пока он самостоятельно не сядет и не сможет сидеть без поддержки, в противном случае уже в этом возрасте будет заложен краеугольный камень более поздних заболеваний позвоночника и позвоночных дисков. Указание на подобные обычаи у нецивилизованных народов не является обоснованным, поскольку более позднюю нагрузку в школе и на работе в нашем цивилизованном обществе невозможно сравнивать с условиями жизни данных народов.

Ребенок младшего возраста

Итак, он уже стремится и пытается, еще неуклюже и неуверенно, делать свои первые шаги. С восторгом и старанием молодая мама покупает своему ребенку "прелестные, жесткие ботиночки", которые смогут, как она думает "обеспечить ее малышу лучшую устойчивость". И таким образом она закладывает второй краеугольный камень в будущую возможную деформацию стопы своего ребенка. Как только малыш начинает тренировать свои мышцы дрыганьем и болтанием ножек, он сразу же учится держать равновесие, тренирует мышечную согласованность и способность переносить нагрузку на суставы.

Достаточно однажды взглянуть на годовалого ребенка, которому сняли ботинки, когда он играет и не замечает, что за ним наблюдают. В этом случае можно увидеть, как он даже сидя двигает своими ножками вниз-вверх, вытягивает и сгибает их. Крошечные пальчики также шевелятся, сжимаются и совершают вращательные движения. Если он затем побежит, ни одно его движение не будет повторять предыдущее. Он идет на подушечках пальцев, пританцовывает, пытается привставать на цыпочки, на самые мысочки, чтобы тут же снова присесть на корточки или поболтать ногами. Это продолжительная гимнастика для нижних конечностей. Кровоснабжение тканей и рост постоянно таким образом стимулируются. Подвижность, не ограниченная ничем, тренируется. Мускулы при подобной тренировке получают прекрасное питание.

Но стоит только надеть ребенку жесткие ботиночки, с подошвами, которые он еще не может сгибать из-за своего слишком маленького веса, его нога словно оказывается сдавленной гипсовой повязкой или наложенной шиной. С согнутыми коленями, бедрами и неподвижными голеностопными суставами маленькое существо начинает беспомощно семенить. Всю грацию и пластику танцевальных па сменяет тяжелое неуклюжее ковыляние. Как только мышцы стопы лишаются свободы движения, сразу ограничивается подвижность в целом.

Следствием этого является не только неполное развитие мышц, но и потеря большей части мышечной силы. Суставные связки и сухожилия больше не могут с такой же силой обеспечивать поддержку суставу, поскольку эту функцию осуществляет ботинок. Таким образом, они детренируются и ослабевают. То, что не тренируется, начинает чахнуть! Это очень старое наблюдение. Таким образом, можно наблюдать именно то, что называется детской ослабленной стопой: свод стопы, который должен поддерживаться сильными мускулами, опускается. Нормальные, здоровые голеностопные и коленные суставы могут поддерживаться лишь эластичной сильной мускулатурой и крепкими сухожилиями и связками в прямом состоянии. При слабости ступни суставные связки ослабевают, голеностопный сустав теряет свое равновесие и развивается наружная косолапость, при которой лодыжки сдвигаются внутрь, а колено перекашивается, в большинстве случаев, образуя Х-образные нижние конечности.

Развитие слабости стопы достаточно частые случаи. Можно победить ее, предоставив ногам детей младшего возраста полную свободу движений, и подобное нарушение может быть исправлено естественным образом. Наилучшим образом нога тренируется на неровной поверхности с естественной растительностью, например, на лугу, в лесу и в поле или на берегу водоема. Если нет такой возможности, ребенок с удовольствием тренируется в квартире, во дворе и на улице, укрепляя мышцы нижних конечностей во время подвижных игр, из которых наиболее предпочтительны те, что обеспечивают свободу движений. Если позволяют погодные и гигиенические условия, ребенок должен носить обувь, не ограничивающую перекат стопы, то есть на очень мягкой подошве, причем пальцы нижних конечностей должны иметь возможность свободно двигаться внутри ботинка.

Итак, при любой возможности необходимо разрешать детям ходить босиком!

Если ребенок с плоскостопием и наружной косолапостью поднимается на носочки, деформация стопы не прогрессирует. Если он это сделает во время игры 100 раз в течение первой половины дня, лучше всего произвольно, уже через несколько месяцев можно увидеть восстановление нормального свода стопы. Это лучше всего сделать, если его самые любимые игрушки положить или повесить повыше.

Против Х-образного положения нижних конечностей в коленных суставах можно для профилактики во время игр сажать ребенка в позе портного (или "по-турецки", со скрещенными ногами). Спина при этом должна быть прямой.

Подходящей обувью являются вязаные тапочки-носки с подошвой из очень мягкой кожи. Можно также нашить на обычные шерстяные носки подошвы, вырезанные из мягкой перчаточной кожи. Кстати, именно носки с резиновыми "шишками" на подошве, устойчивые к истиранию, являются самым оптимальным вариантом. Летом нет ничего лучше сандалий, поскольку у них легко сгибающаяся подошва. В них минимально ограничивается движение пальцев и перекатывающее движение (перекат ступни с пятки на носок). Но даже обувь для плохой погоды должна быть с гибкой подошвой и широким носком, в которой пальцы имеют возможность свободно двигаться. Здоровье ног является настолько драгоценным, что нельзя поступаться здоровьем своих детей в угоду моде.

Взгляните только на нормальную форму нижней конечности и пальцев ребенка и сопоставьте ее с формой обуви! Сжимание пальцев нижних конечностей тесной обувью приводит к тому, что мышцы свода стопы ослабевают. Ребенок младшего возраста, который носит узконосые ботинки, уже в самом юном возрасте будет иметь стопу с плоским поперечным сводом, а в среднем возрасте - "шишки" у оснований больших пальцев нижних конечностей. Если юная девушка к тому же будет ходить на высоких каблуках, при ходьбе ее коленные и тазобедренные суставы начнут деформироваться. Наконец, на спине образуется вогнутая поясница (буквально: полый крестец) со всеми вытекающими из этого вредными воздействиями на межпозвоночные диски и органы брюшной полости.

Дети школьного возраста

Когда ребенок взрослеет, у него все реже будет появляться возможность походить босиком. Теперь он может, однако, систематически тренировать мышцы стопы за счет гимнастических упражнений. Также в детстве и юности необходимо тренировать всю мышечную систему в целом, выполняя подскоки и прыжки, зарядку, а также совершая туристические походы и занимаясь плаванием. Дети обязательно должны проводить большую часть своего свободного времени играя в подвижные игры и в мяч.

Совершенно по-другому надо вести себя, если из-за ослабленной стопы уже развилось неправильное положение суставов. Здесь необходимо вмешательство врача. Он может ограничиться исправлением стопы с помощью специальных супинаторов при плоскостопии. Иногда, в тяжелых случаях, может потребоваться даже операция. Супинатор только поддерживает стопу. Он не может вылечить плоскостопие, но может устранить вредные последствия для суставов, выравнивая распределение нагрузки на них.

Лечебное воздействие именно в юном возрасте могут оказать только хождение босиком и гимнастика.

Любых родителей с самого рождения малыша беспокоит состояние его ножек, не кривые ли они будут, все ли в порядке со стопами, и будет ли малыш хорошо ходить? Если родителям кажется, что со стопами малыша не все в порядке, они начинают сильно беспокоиться, ведь от здоровья стопы во многом зависит и здоровье всего скелета, особенно позвоночника, красота осанки и возможность активно двигаться. Часто родители сравнивают походку и ножки малышей со взрослыми, и им кажется, что у ребенка проблемы с стопами и походкой, а иногда наоборот, родители предпочитают не замечать, что ребенок ходит как-то не правильно, списывая это на возрастные особенности и формирование ноги. Как же правильно, где грань между нормой и патологией при оценке походки, постановке стоп и решении вопроса о деформациях стопы? Сегодня мы с вами поговорим о такой проблеме, как плоско-вальгусные стопы у малышей.

Что же такое плоско-вальгусные стопы?

Вальгусной деформацией стопы называют такое ее состояние, когда ножка как бы завалена внутрь, и если туго сжать и выпрямить колени ребенка, между внутренними поверхностями лодыжек возникает расстояние более четырех-пяти сантиметров. При таком положении ног пальцы стопы и пятка отклоняются в сторону внешнего края стопы, а внутренний свод стопы как бы заваливается вовнутрь. В результате вальгусной деформации стопы ноги приобретают икс-образную форму, колени резко сходятся между собой внутренними краями. Если же вальгусные деформации стопы сопровождаются еще и снижением высоты свода стопы, тогда идет речь уже о плоско-вальгусной деформации стоп у малышей. Именно подобные аномалии развития стоп и встречаются в детской ортопедии и травматологии.

По данным статистики, практически каждый второй из детей младше пяти лет, который попадает на прием к ортопеду и имеет отклонения в развитии стоп, имеет диагноз плоско-вальгусной деформации стопы. При этом нарушения сопровождаются следующими проявлениями – происходит уплощение продольного свода ножки малыша, формируется вальгусное положение в заднем отделе, при этом передний отдел стопы принимает абдукционно-пронационное положение. Проще говоря, стопа становится плоской, стопа заваливается внутрь, при этом пальцы ноги отклоняются в сторону, что и дает специфический вид ногам и походке малыша. Максимально часто подобная аномалия возникает в дошкольном или же в младшем школьном возрасте, хотя иногда диагноз ставится и неправомочно, когда проблемы и не.

Чем так важен вид стопы?

Особая форма стопы у человека была сформирована веками эволюции именно для того, чтобы поддерживать его в вертикальном положении, при этом распределив нагрузку на тело, учитывая что вес головы человека в сравнении со всеми другими живыми существами значительно больше. Кости стопы многочисленны, они соединяются между собой межкостными и очень прочными связками, что образует достаточно эластичный и подвижный свод стопы, роль которого – поддержание максимально возможной амортизации при осуществлении движений – бега, прыжков, ходьбы. Стопы выполняют роль биологических пружин, не давая телу сильно сотрясаться. Выпуклый свод стопы имеет ориентацию сразу в двух направлениях – в продольном и в поперечном. За счет этого нормальная стопа взрослого человека имеет три точки опоры на стопе – в области головки первой кости плюсны (под большим пальцем), в области пятки и в области пятой кости плюсны (под мизинцем).

У детей свод стопы при рождении не похож на взрослый, у них стопы плоские, без сводов и выпуклостей, и когда ребенок делает свои первые шаги, его стопы еще достаточно уплощены, поэтому и походка ребенка неуверенная и баланс держать сложно. В период первых шагов на стопы малыша ложится достаточно большая нагрузка, что в дальнейшем позволяет ребенку учиться ходить и формировать нормальный свод стопы. Родителям стоит помнить, что не нужно паниковать от того, что походка ребенка в первые годы его жизни неидеальна – его стопа еще растет и формируется, и делать выводов о том, что «у нас плоскостопие», или «у нас косолапость» - нельзя. Это некорректно с точки зрения возрастной анатомии. Уверенная походка и правильный свод стопы будет формироваться у ребенка постепенно, не нужно сразу ставить на ребенке крест в плане дальнейших его возможностей или бежать в магазин за коррекционной обувью.

Обычно жалобы родителей на то, что с ножками ребенка что-то не так, возникают с первых же попыток ребенка ходить. Но в этом возрасте нужно четко различать такое явление как физиологическое уплощение зоны свода стопы, особенно если это малыш до трех лет, развитие уже собственно плоско-вальгусного скашивания стопы, которое потребует уже наблюдения и коррекции со стороны врача-ортопеда. До возраста примерно трех лет на области стоп ребенка имеются особые жировые подушечки, и поэтому, если смотреть на стопу малыша, ее сводов будет не сильно видно. Свод стопы будет контурироваться, если попросить малыша встать на носочки. Костные ткани в области стопы будут формироваться у ребенка примерно до пяти-шести лет, и поэтому только в этом возрасте возникает смысл разговора о том, есть или нет у ребенка деформация стопы, особенно ее плоско-вальгусная форма.

Однако, стоит заметить, что существуют врожденные аномалии стоп с сильным плоско-вальгусным отклонением, и тогда диагноз вальгусных стоп ставится еще с роддома, имеется вертикальный таран, аномалия внутриутробного развития стопы. Но эти аномалии стопы видны невооруженным глазом и они имеются сразу изначально. Чем же плохи плоско-вальгусные стопы кроме непосредственно косметического дефекта? Прежде всего, они приводят к негативному влиянию на позвоночник и его искривлению, постоянным болям в области ног и формированию раннего остеохондроза и артрозов в пораженных суставах. Это существенно ограничивает качество жизни таких детей и выбор ими в дальнейшем профессии.

Причины подобной аномалии стоп

Вальгусная форма деформации стоп может быть у ребенка врожденного и приобретенного характера. При врожденной форме обычно ведущими факторами становятся неблагоприятные факторы, влияющие на развитие формы и взаиморасположения костей в топе, и тогда деформации стоп вальгусного типа могут быть диагностированы или сразу при рождении, или в первые же месяцы жизни малыша. Наиболее тяжелыми и относящимися к истинно врожденным формам можно считать стопу «вертикальный таран» и «стопу-качалку». Приобретение формы вальгусной стопы в детском возрасте связывают с несовершенством связочного и сухожильного аппарата, отклонениями в формировании опорно-двигательного аппарата малыша. Обычно эти отклонения начинают выявляться у детей не ранее года, когда дети делают попытки самостоятельного хождения без опоры.

Вальгусные деформации стоп обычно формируются у детей ослабленных, имеющих диффузную мышечную гипотонию. Причинами такой гипотонии могут становиться недоношенность малыша или перенесенная внутриутробная гипотрофия, гипоксия, а также это может быть результатом врожденной слабости соединительных тканей, при частых заболеваниях в раннем возрасте, особенно если это были ОРВИ, пневмонии и бронхиты. Особенную роль в ослаблении костно-мышечного и связочного аппарата отводят такому заболеванию детей, как рахит. Также нарушение в динамических и статических отношениях мышц и связок возникает при таких патологиях нервно-мышечной передачи как полинейропатия, детский церебральный паралич, полиомиелит и миодистрофия. Вальгусные деформации стопы у малышей в раннем возрасте могут быть результатом избыточного веса и ожирения, что приводит к патологическим нагрузкам на стопу из-за веса тела.

В некоторых случаях вальгусные деформации в области стопы у малышей могут быть результатами травм мышц, связок или костей в области голени и стопы, длительного обездвиживания ноги гипсом или повязкой. Еще реже подобные вальгусные деформации возникают у детей при дисплазии и врожденном вывихе бедра. А еще – и на это нужно обращать внимание всем родителям, причинами вальгусной деформации стоп у малышей могут быть раннее начало хождения, когда родители ставят детей на ножки чуть ли не в 5-6 месяцев и водят их за ручки, имитируя то что ребенок якобы хочет ходить! Также могут повлиять на формирование вальгусной стопы слишком мягкая и плохо фиксирующая ножку некачественная обувь для первых шагов.

Если мышечный тонус у ребенка ослаблен, а его при этом еще и ставят на ножки и заставляют ходить, под тяжестью собственного веса своды стопы уплощаются и слабые связки сильно растягиваются, стопа запоминает такое патологическое положение, ослабляются связки области большеберцовых мышц, ослабляются связки в области пальчиков на стопе. И после таких форсированных нагрузок стопа уже не может формироваться правильно. Подумайте об этом, перед тем как ставить ребенка на ноги и водить его за ручки и якобы «ходить». При вальгусной деформации стопа у детей смещается вовнутрь, к голеностопному суставу, при этом пятка и пальцы разворачиваются кнаружи.

Такое явление, как Х-образные ноги у ребенка, считается патологией, которая встречается достаточно часто. Причины такой деформации могут появиться в период внутриутробного развития, но могут возникнуть и на этапе начала самостоятельных перемещений. Конечно, она не повлияет на здоровье человека, но наличие такого заметного внешнего дефекта способно создать множество житейских проблем. Проблема характерна для ребенка 2 лет, и именно в этом возрасте (можно и раньше) стоит приступить к активному лечению, пока костная и мышечная система еще находится на стадии развития. В раннем возрасте исправить дефект можно путем консервативного лечения.

Сущность патологии

Понятие Х-образные ноги у детей () подразумевает патологическую деформацию, когда у стоящего прямо ребенка со сведенными вместе ногами в коленях образуется промежуток между пятками не менее 50 мм. В этом случае форма ног (от подошвы до бедра) напоминает классические песочные часы. Данная деформация может иметь врожденную или приобретенную природу, причем чаще фиксируется последний механизм. Наиболее заметен дефект ног у детей в возрасте до 2-3 лет. По мере взросления кривизна, как правило, сглаживается или исчезает совсем.

У взрослых людей считается нормальным угол отклонения голени до 6 — 7° у мужчин и до 8 — 9° у женщин. При наличии большего смещения можно вести речь о том, что у человека ноги Х-образной формы с патологической деформацией.

Почему икс-образная форма считается патологией, требующей лечения? Такая кривизна ног ведет к нарушению распределения нагрузки от собственного веса на суставные элементы больших берцовых костей, перегрузке коленных суставов, в результате чего развивается гонартроз уже в молодые годы. Неправильное расположение конечностей вызывает хроническое мышечное перенапряжение при ходьбе или стоянии. Оно вызывает соответствующую осанку и провоцирует . Наконец, дефект очень заметен визуально, что приводит к психологическим проблемам, а порой и неврологическим отклонениям.

Следует отметить также возможность проявления так называемой ложной деформации. Внешне у ребенка наблюдается вальгусная деформация, но она не связана с нарушением костной ткани. Искривление происходит за счет определенных особенностей размещения мягких тканей. Лечение такого дефекта не проводится, и он постепенно самоустраняется.

Этиология явления

Врожденное Х-образное искривление ног у ребенка обусловлено аномальным процессом окостенения внешнего мыщелка бедренной кости. Дефектная ножка у ребенка заметна сразу после рождения: у нормального новорожденного ребенка должна фиксироваться О-образная форма ног. Практически всегда врожденная разновидность дефекта обнаруживается параллельно с деформацией шейки бедра и плоскостопием.

Более распространенной разновидностью аномалии считается приобретенная икс — деформация. Искривляться ножки у младенца начинают при попытках самостоятельного вставания и перемещения. В этом случае появляются значительные нагрузки на суставы, а они и их костные элементы еще очень слабы. Особо опасно в этом отношении излишне раннее начало хождения, без надлежащей координации со стороны родителей. Инстинктивно малыш широко расставляет ножки для сохранения равновесия, что и создает избыточную нагрузку на неокрепшие суставы.

Усугубляющим фактором может стать чрезмерная масса тела ребенка. Если вес его в норме, то больший риск появления Х-образной формы возникает у слабых, худеньких детей. У них, как правило, наблюдается более слабый мышечно–связочный аппарат, что и обуславливает деформацию. Надо отметить, что у девочек приобретенная Х-образная кривизна появляется чаще, чем у мальчиков. Это связано с физиологией строения таза, причем искривление более значительно при наличии укороченной бедренной кости при широком тазе.

Причиной патологической деформации могут стать и некоторые болезни. Наиболее типично такое проявление при . Кроме того, ослабление костной структуры происходит при почечных заболеваниях, нарушающих кальциевый обмен, и других болезнях, ведущих к выведению кальция из костной ткани.

Обычно рассматриваемое искривление подразумевает патологию в обеих конечностях, т.е. двухстороннюю деформацию. Однако в редких случаях отмечается односторонняя аномалия, которая касается искривления только одной ноги у ребенка. Этиология таких дефектов связана с переломами внутри сустава мыщелков большой берцовой и бедренной кости, участков метафизов компрессионного типа и бедра и голени диафизарного характера с угловым смещением. Данная разновидность деформации может порождаться и врожденными факторами:

  • дисплазия тазобедренного сустава и ;
  • гипоплазия большой берцовой кости;
  • неправильное формирование коленного сустава;
  • опухолевые образования в хрящевой и костной ткани.

Клинические проявления патологии

Вальгусное искривление заметно визуально, что облегчает диагностирование. У ребенка вырабатывается неловкая, неуверенная походка. Могут тревожить небольшие болевые ощущения в ногах, судороги в мышцах. Малыш быстро утомляется при перемещении. Если обнаруживаются признаки патологии, то необходимо проконтролировать динамику изменения дефекта. При обнаружении тенденции к уменьшению искривления лечебный процесс не следует излишне активизировать.

Продолжительное наличие устойчивой Х-деформации способно вызвать серьезные нарушения. В частности, могут возникнуть аномальные изменения в , и даже позвоночном столбе. В коленном суставе происходит постепенное растяжение коллатеральных связок, что ведет к его неустойчивости и боковой деформации. Рентгенография указывает на неравномерность суставной щели, скошенность наружных костных мыщелок. Врожденная патология на рентгеновском снимке проявляется в виде расплывчатого контура окостеневшего участка внешних мыщелков.

На ступнях ребенка с Х-образными ногами формируется плоскостопие, что усугубляет общую картину, добавляя проблемы с хождением. Своды ступни уплощаются, что подтверждается результатами плантографии и индексом Фридланда. При неравномерном поражении конечностей (одна нога искривлена сильнее другой), тело ребенка отклоняется от вертикальной оси, что нарушает осанку и провоцирует сколиоз.

Принципы лечения

В случае, когда деформация не имеет выраженного характера, специальное лечение не проводится, но наблюдение у детского ортопеда рекомендуется осуществлять. При выраженном патологическом искривлении ног необходима консервативная терапия. Она включает массаж, физические , ношение ортопедической обуви, физиотерапевтические процедуры. Если патология имеет значительное отклонение от нормы, то врач может установить специальные приспособления (ортезы, лонгеты).

Важная роль отводится лечебному массажу, который следует доверить специалисту. Перед ним ставится задача укрепления мышц бедер и голени на внутреннем участке, а также мышечное расслабление с внешней стороны. Полезно стимулирование мышечной системы поясницы, ягодиц, спины. Начинаются сеансы массажа с процедур продолжительностью 12 — 15 минут с постепенным доведением до 30 — 35 минут.

  • область поясницы массируется движениями от позвоночного столба в стороны и вниз;
  • ягодичная зона обрабатывается круговыми движениями;
  • бедра по задней поверхности поглаживаются в направлении от подколенной ямки наружу и вверх;
  • задняя область голени — движения идут от голеностопа до колена;
  • колено снаружи массируется циркулярно;
  • на ступню оказывается воздействие по тыльному участку, начиная с пальцев и двигаясь к голеностопу.

Дополнительно применяются такие виды массажа, как разминание, растирание, пощипывание, похлопывание. Важно, чтобы процедура не вызывала болезненных ощущений у ребенка.

Лечебная гимнастика

Лечение деформации с помощью определенных физических упражнений дает заметный положительный эффект при регулярности проведения занятий и правильном выборе ЛФК. Рекомендуются для ребенка такие простые упражнения, напоминающие игры:

  1. Турецкий султан: принятие позы «лотоса», т.е. сидение на корточках с разведенными коленями и сведенными вместе ступнями.
  2. Гусиные лапки: сгибание и разгибание голеностопного сустава. Можно проводить одновременно на обеих конечностях или поочередно.
  3. Велосипед: в положении лежа на спине осуществляются круговые движения ногами.
  4. Мишка: хождение с переваливанием из стороны в сторону. Нагрузка распределяется на внешнюю поверхность ступни.
  5. Обезьяна: захват мелких предметов пальцами ног.
  6. Цапля: перемещение, стоя на носках.
  7. Лошадка: имитация движения на лошадке, садясь на родительское колено.
  8. Акробат: хождение по нарисованной линии, ставя ступни как можно ближе друг к другу.

Другие лечебные мероприятия

Физиотерапевтическое лечение назначается при значительных устойчивых деформациях. Наиболее часто применяется электростимуляция путем приложения электрических импульсов регулируемой продолжительности. Такая процедура активизирует мышечную деятельность, улучшает кровоснабжение конечностей.

Диетотерапия также является элементом комплексного лечения патологии. Для укрепления костных тканей необходим кальций и фосфор. Эти микроэлементы и необходимо доставлять с продуктами питания. Из продуктов, богатых кальцием, можно отметить следующие: молочная продукция, рыба и морепродукты, яйца. Большое количество фосфора присутствует в мясе, орехах, бобовых культурах. Витамин D обеспечивает эффективное использование указанных микроэлементов.

Деформация в виде Х-образного искривления ног обнаруживается у малышей в возрасте 2-3 года очень часто. Во многих случаях такой дефект устраняется самостоятельно, но данную патологию необходимо контролировать. Если деформацию ног патологического характера не устранить в раннем детском возрасте, то у взрослого человека это выльется в большие проблемы, связанные с различными суставными патологиями.