Открытка (плейкаст) «радуница (9-й день после пасхальной недели, вторник) радуничная трапеза. Поминальная неделя после пасхи, что нужно знать об этих днях

Близится Пасха, поэтому многие люди интересуются вопросом, какого числа родительский день в 2019 году. Другое его название – Радоница (созвучна словам «род» и «радость»). Это главный день поминовения всех усопших – как православных, так и людей других взглядов.

В 2019 году Родительская неделя приходится на 5-11 мая. Название этой недели сопоставимо со словом «радость». Предки полагали, что это период «радостных поминок», так как – это радостное время.

Поминальные дни по церковному календарю

Если говорить о том, когда именно (какого числа) состоится родительский день в 2019 году, то ответов будет сразу несколько. Людям также важно знать и о том, когда в текущем году будет большая Родительская суббота.

Родительская суббота — когда

Действительно, мы несколько раз в году можем услышать такие слова: «Сегодня родительская суббота». Что это означает, и почему такая суббота называется именно родительская?

В году насчитывается 7 родительских суббот — это дни, когда усопших поминают особым образом. Свое название они получили благодаря тому, что в обращениях к Господу люди в первую очередь упоминали своих умерших родственников. Из года в год даты родительских суббот меняются, так как зависят от дат других церковных праздников.

Если говорить о том, какого числа Радоница в 2019 году, можно вспомнить и других поминальных датах, которые установлены церковным календарем.

  • 2 марта - Вселенская (мясопустная) родительская суббота. Поминают всех усопших православных – как родителей, так и близких, знакомых, друзей.
  • 23 марта, 30 марта и 6 апреля - Родительские субботы Великого поста в 2019 году.
  • 7 мая - Родительский день, он же Радоница (первая разрешенная церковью дата поминовения после Страстной и Светлой седмиц).
  • 9 мая - День поминовения павших воинов в годы Великой Отечественной войны.
  • 15 июня - Троицкая родительская суббота, которая также имеет вселенское значение.
  • 12 октября - Покровская родительская суббота.
  • 2 ноября - Дмитриевская (Димитриевская) родительская суббота.

А есть еще и День поминовения 11 сентября, когда служат панихиды в память о других воинах, погибших за Царя и Отечество.

Другие поминальные дни после Пасхи

Наряду с этими семью субботами есть и частные родительские дни. Например, 9 мая – это не только государственный праздник, известный как День Победы, но также и День памяти павших воинов в годы Великой Отечественной войны.


День поминовения 11 сентября — День памяти павших воинов православной веры. Тогда служат панихиды в память о других воинах, погибших за Царя и Отечество. Интересно, что подобная традиция существует уже более двух веков – впервые ее учредила Екатерина Великая в 1774 году.

Как поминают усопших в церкви

Если говорить о том, какого числа родительский день после Пасхи в 2019 году, то основная дата – день Радоницы 7 мая. Также усиленно почитают покойных и перед Троицей, во время Вселенской Троицкой родительской субботы (в 2019 году она будет 15 июня).

Во все родительские субботы богослужения начинаются еще накануне вечером. В пятницу проходит Великая панихида (само слово с греческого переводится как «всенощная»). А на следующий день с утра совершается заупокойная Божественная литургия, после чего проходит общая панихида.

Верующие могут прийти в храм в любой из этих дней, как будет возможность и желание. Традиционно подаются записки, в которых на старославянском языке пишут имена покойных крещеных родителей или других близких людей. Записки желательно подать еще накануне вечером в пятницу – обычно ориентируются на расписание самого храма.


Также принято приносить с собой скромную постную еду и церковное вино (кагор). Предполагается оставить продукты в храме, чтобы их мог взять любой нуждающийся, как позволяет совесть.

Подобная традиция существует несколько веков или даже тысячелетий и имеет чисто народные корни. Она называется «принести еду на канун».

5 советов, как правильно провести родительский день

Наряду с вопросом о том, когда будет Пасха и родительский день, часто спрашивают, как правильно провести это особое время. Понятно, что нужно отправиться на кладбище и навести там полный порядок – прибраться на территории, подкрасить столик и оградку, положить свежие цветы.

Что еще, а самое главное – как нужно сделать на Радоницу:

  1. По традиции полагается принять участие в утреннем богослужении. К слову, оно вполне настроит человека и поможет ему успокоить свои мысли перед непростым визитом к покойным предкам и близким.
  2. Затем на кладбище можно зажечь свечу и поставить ее на столик. Созерцание огня хорошо расслабляет и умиротворяет человека – факт, известный каждому.
  3. Далее по желанию можно почитать любую молитву, как вслух, так и про себя. Конечно, можно говорить или посылать мысленные волны своими словами – главное делать это от искреннего желания.
  4. Не стоит подражать нелепым традициям, связанным с распиванием спиртного, оставлением рюмки водки и еды на могиле. Церковь в этом вопросе довольно категорична и говорит свое твердое «нет». Да и интуитивно понятно, что алкоголь – напиток не для кладбища.
  5. Наконец, помянуть своего близкого можно (и нужно) раздачей милостыни. Кстати говоря, пасочки, яйца и другие продукты (а может, и скромные деньги) лучше дать нуждающемуся. А вот водку и прочие горячительные напитки давать не следует – опять же не будем путать праздник с днем памяти.

ПОЧЕМУ ДЕНЬ НАЗЫВАЮТ РОДИТЕЛЬСКИМ

С одной стороны, понятно: мы, дети, поминаем ушедших родителей. Но ведь это не всегда так. Увы, порой родителям приходится поминать своих детей. И конечно, не возбраняется отдать последнюю дань уважения дорогому другу, родному сердцу и просто очень близкому, теплому человеку.

Считается, что день называется родительским главным образом потому, что душа после смерти отходит к своему роду. Подобные утверждения можно встретить и в Библии (например, Бытие 26:7-8).

В 2019 году родительский день состоится 7 мая, и к такому событию лучше подготовиться заранее. А вот приходить на кладбище на Пасху и вплоть до Радоницы (в течение первой недели после праздника) нежелательно.

Светлые дни – для празднования, а родительский день – для поминовения. Всему в году будет свое время.

Название дошло до наших дней ещё со времён Руси, когда наши предки с радостью относились к поминанию. Ранее считалось, что со смертью жизнь не заканчивается, а происходит переход в лучший мир, где душа не будет знать земных тягот и забот.

После наступления Пасхи на подоконье принято ставить кулич и окрашенные яйца, чтобы души родственников отыскали дом и смогли полакомиться. В следующее воскресенье они будут обязаны возвратиться на небо. Согласно примете, если в этот день идёт сильный дождь – это плачет чья-то душа, потому что Бог не выпустил её из-за проступков.

Что нужно делать на поминальной неделе

Зачастую поминки происходят в первое воскресенье после Пасхи. В этот день необходимо посетить церковь, организовать в узком семейном кругу поминальное застолье, а не на кладбище. Лакомства, положенные на могилы, символизируют помощь нуждающимся. Также нужно поприветствовать наступление весеннего тепла, ибо кто этого не сделал, того в дальнейшем ждут неприятности.

Как и во все праздники, в поминальную неделю существуют некоторые правила поведения, которых должны придерживаться истинные христиане. Очень важно для умершей души будет поставленная за её упокой свеча в храме и заказанная панихида. Похвальной будет и оказанная помощь бедным людям, это приблизит человека к Богу.

Церковь считает, что современные поминальные трапезы с употреблением алкоголя прямо на кладбище с поминанием родственников никакого отношения не имеет. Наоборот – это грех. Прегрешением считается и сквернословие.

Кроме Радуницы, в текущем году будет ещё 3 поминальных даты.

Чего ни в коем случае нельзя делать в родительский день и как правильно поминать усопших?

Об этом и о многом другом рассказывает катехизатор Воскресенского собора г. Семей Виталий Александрович Явкин.

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай распивать в этот день спиртные напитки. Но даже те, кто так не делает, часто не знают, как именно можно и нужно правильно поминать усопших. И уж тем более совсем не многие знают, почему родительский день называется Радоницей и справляется именно на 9-й день после Пасхи.

Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Это древнехристианский праздник, о котором Иоанн Златоуст упоминает еще в начале четвертого века.

На Радоницу было принято, и это продолжается по сегодняшний день, семьями ходить на кладбища, на могилы своих близких и родных, оплакивать их, переживая еще раз их потерю, вспоминать их, перечисляя их добрые дела, которые усопшие совершили во время своей земной жизни, вспоминать хорошие отличительные черты их характера, как бы разговаривая с усопшими, веря, что они в этот день слышат нас. Этимологически слово "Радоница" восходит к словам "род" и "радость", причем, особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели.

Радоница как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная жизнью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными.

Что касается именно 9-го дня после Пасхи, то это просто вопрос Церковного Устава. Обычно, после пасхальных праздников на первый же будничный день, во время которого мы можем служить панихиду, выпадает Радоница. Всю Светлую Седмицу (неделю) мы радуемся Воскресению Спасителя, и лишь во вторник второй седмицы должны вспомнить о наших дорогих усопших. Прежде всего — прийти в Церковь, заказать панихиды, помолиться о спасении их душ, а уж затем — идти украшать могилы близких людей.

Можно ли часто оплакивать усопших и часто посещать их могилы? Или лучше верить в то, что они уже в Царствии Божьем, а значит, им лучше, чем нам, и не стоит беспокоить их и терзать себя?

И снова отвечу, что нам нужно не убиваться и плакать, а молиться за наших покойников. Поминать их можно как в храме, так и добрыми делами в память о них. Но имейте в виду, мы не знаем, где оказался после смерти дорогой нам человек: в Царствии Божьем или в аду. Для этого мы и вершим добрые дела, чтобы Господь взял его к себе.

Что касается слез, то есть такой грех под названием «самоядение», когда человек скорбит больше, чем нужно, думает, как много недодал покойному, как много мог бы сделать для него, но не успел или не посчитал нужным. Ценить человека, уважать и беречь нужно при его жизни, чтобы после смерти не пришлось просить прощения на его могиле. После смерти наверстать упущенное уже невозможно.

Что лучше и правильнее в родительский день: поставить в храме свечу за упокой усопших, вспомнить их в душе добрыми словами, или собрать дома родню и друзей и помянуть ушедших в мир иной обедом со спиртным? И вообще, как Православная Церковь относится к наличию спиртных напитков на столе, как на родительский день, так и в день самих похорон?

Спиртные напитки на поминальных обедах Церковью категорически запрещены. Поминая усопших близких спиртным, мы оскверняем их память, не чтим ее. Они ждут от нас только молитв, а не пышных обедов. Мы должны молиться о тех, кого уже нет рядом. Это делается потому, что смерть очень часто приходит внезапно, и человек просто не успевает к ней приготовиться, примириться с Богом, покаяться во всех своих прегрешениях. Если же мы ограничимся на поминках лишь устройством стола (как это часто и бывает), потратим на это все свои силы, а о церковном поминовении забудем, то никакой пользы душе почившего не принесем.

Как православная Церковь относится к обычаю есть на кладбище после того, как люди приведут погост в порядок? Нужно ли оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего»?

Мы можем помянуть на кладбище усопших близких, однако это нужно делать по правилам. Поправив после зимы могилу, мы имеем право устроить поминальный обед на кладбище. Но начинать его нужно обязательно с молитвы об усопшем. После трапезы нужно снова прочитать молитву.

Еще раз заостряю внимание на том, что спиртное недопустимо. Также нельзя оставлять спиртное и еду на могиле. Это языческий отголосок, когда на кладбищах было принято устраивать не только пиры и пляски, но и целые гладиаторские бои. Также еда привлекает на могилы толпы пьяниц, которые обшаривают каждый венок в поисках спиртного и сигарет, за ними приходят стаи бродячих животных. И те, и другие топчут могилы дорогих нам людей, а собаки и вовсе лежат на надгробьях. Ведь при жизни никто из нас не допустил бы того, чтобы возле его матери, отца или брата лежала грязная бездомная собака. Также еда привлекает на могилу мух и червей. Нельзя втыкать в могилу и зажигать сигареты только потому, что покойный любил курить. Повторю, ему нужны только наши молитвы.

Но ведь не только спившиеся лица ходят в родительский день по кладбищам в поисках водки и еды, но и дети - в надежде найти на могиле конфеты, печенье или пряники, которые им никогда не купят спившиеся родители. Неужели нельзя оставить еду для них?

Этих детей на кладбище посылают опустившиеся родители. И каждый такой ребенок ищет не только конфетку для себя, но и шкалик для мамы или папы. Все они знают, что при нашем храме есть бесплатная трапезная, куда человек любого вероисповедания может прийти в любой день недели и покушать. Но ни эти дети, ни их родители не ходят к нам, потому что есть одно единственное правило: в трапезную нужно прийти трезвым и чистым. В большинстве своем, такие люди пьяные, грязные, сквернословящие. Они ведут себя недостойно, так же, как и те люди, что стоят, собирая милостыню, возле ворот храма. Многие прихожане от незнания своего подают им эту милостыню, что категорически воспрещается. Ведь они берут эти деньги исключительно на спиртное.

Да, мы должны подавать милостыню, делать добрые дела, кормить и одевать нуждающихся, но делать это нужно с умом. Если мы видим, что человек действительно нуждается, а еще лучше, если мы знаем этого человека, мы обязаны ему помочь. Но если мы видим, что сидит голодный бродяга, то ему не нужно давать денег, лучше купить ему еду. Ибо он, пропив данные вами деньги, превратит ваше доброе дело в злое.

Откуда взял свое начало обычай украшать могилы близких цветами и венками и отмечать место погребения устройством холма и креста над ним?

Церковь отрицательно относится к украшению могил цветами и венками. Этот обычай пришел к нам в конце 19 века из Европы, где начали украшать могилы цветами и венками. В то время купцы выкупали целые ботанические сады, а также разбивали парки на могилах своих предков. Еще великий святой Иоанн Кронштадтский говорил, что, если у вас есть лишние деньги, которые вы хотите потратить, раздайте их лучше нуждающимся. Отвезите в детский дом, дом престарелых, туда, где больно, голодно и трудно.

Нельзя украшать могилы искусственными цветами, это является обманом перед Богом. Даже Церковь во время больших праздников украшается только живыми цветами. Ненастоящие цветы - это ненастоящая жертва. Если вы хотите украсить могилу, сделайте это живыми цветами. Но при условии, что это цветы из вашего сада. Если покупные, то не надо и их. Лучше раздайте эти деньги по-настоящему нуждающимся людям. Вашему усопшему близкому нужны добрые дела в память о нем, а не бесцельная трата денег и не букет. Эти цветы мы несем для успокоения собственной души, мертвым нужны только наши молитвы. Число цветов (четное или нечетное) значения не имеет. Это просто суеверие.

Венки тоже не нужны. Это не наш обычай. Он был осуждаем святыми отцами. По всем правилам православная могила должна быть устроена так: нужна простая легкая ограда, чтобы могилу не топтали животные или люди, в случае если с лица земли сотрется холмик. Холм означает положение тела покойного. Крест означает, что здесь похоронен православный христианин. При жизни мы обозначаем себя православными нательным крестом. После смерти - крестом на могиле. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием. Крест обязательно должен быть деревянным.

Но он же не долговечен. Куда как красивее и богаче смотрятся мраморные плиты… Пусть окружающие видят, что здесь похоронен человек из состоятельной семьи, на которого не пожалели денег даже после смерти, то есть установили дорогой каменный памятник, а не дешевый деревянный крест.

Сгнивший и упавший в положенное время крест прикапывается на могиле, затем ставится новый. Каменные плиты и стелы не нужны категорически. С нравственной точки зрения Церковь осуждает такие «вечные» памятники. Потому что они переживают родственников усопших. Кладбище может остаться бесхозным. Его разрушают мародеры, и потом этими могильными плитами мостят тротуары. По ним ходят, плюют, гасят окурки. В качестве живого примера могу привести кладбище, которое находилось раньше там, где сейчас находится стадион «Спартак». До революции оно являлось местом захоронения христиан. В начале 60-х годов оно было разрушено, и могильные плиты растащили по всему городу. Дошло до того, что ими мостили тротуары. Многие из этих плит облиты краской, обмазаны цементом. Они были тротуарами, их топтали ногами. Если вы хотите, чтобы по имени ваших матери, отца, брата ходили ногами, плевали на их имена - ставьте такую плиту. Церковь не запрещает. Но это есть неправильно и нехорошо…Люди до сих пор откапывают эти плиты и приносят их к нам в Воскресенский собор, где мы храним их.

Люди часто кладут в гроб с усопшим зубные протезы, очки, монеты для выкупания места в Раю, даже мобильные телефоны. Иными словами, хоронят с человеком все то, чем он часто пользовался при жизни. Правильно ли это?

Хороня своих близких, мы не должны класть в гроб ничего, кроме положенного. А это покрывало, нательный крест, венчик на лбу. Если вы не знаете, что класть, нужно спросить в церкви. Никаких посторонних предметов в гробу быть не должно. Все они являются отголоском язычества, когда хоронили в ладьях, сваливая туда целые стада забитого скота… Касаемо очков, то, если у покойного за всю его жизнь было восемь пар очков, что, прикажете класть все восемь? Нет, конечно. Это лишнее. Для встречи с Богом не нужны ни очки, ни протезы.

Не так давно одного из наших батюшек пригласили на отпевание покойного, который ушел из жизни молодым. И каково же было удивление батюшки, когда он увидел, что в зубы покойного была вставлена сигарета, и она дымилась! На вопрос священника, что же это творится, родственники усопшего ответили, что при жизни он очень любил курить. И это его последняя сигарета, ведь после отпевания он будет предан земле. Священник отказался от отпевания и объяснил родным покойного, что их действия являются кощунством и издевательством над трупом, присоединяться к которому он не желает.

Как поступить, когда усопшие приходят к нам во сне и просят что-либо (ремень, носки, сигареты, очки)? Что правильнее в таком случае: съездить на кладбище и оставить на могиле эту вещь, или все же поставить в храме свечу за упокой близкого человека и помолиться за него?

Такое происходит довольно часто, в случае, если люди не поминают усопшего, не ставят в церкви свечи, не заказывают сорокоуст, если у них нет времени даже на молитвы о нем. В наши сны приходит не покойник. Наш усопший родственник находится либо в раю, либо в аду. А оттуда не приходят. В наши сны приходит ангел-хранитель, которого посылает Господь. И это ангел принимает образ наших ушедших из жизни матерей, отцов, словом, тех, кто имел для нас авторитетное значение. Если мы не послушаем их, мы не послушаем никого, даже, если к нам придет сам Господь.

Просьбу о каких-либо вещах нельзя воспринимать буквально. Усопший просит не ремень, часы или очки, а молитву или добрые дела в память о нем. После таких снов нужно заказать в церкви сорокоуст, поставить заупокойную свечу. После посещения храма можно поставить свечу и дома перед иконой и помолиться о том, кто уже не с нами.

Если есть возможность, купите ту вещь, которую просит покойник, и отдайте ее нуждающимся. Прикапывать что-либо на могиле нельзя. Место захоронения - это не помойка. Это место святое. Это как храм. Вы же не будет закапывать что-либо на территории Церкви? Нельзя делать это и на могиле некогда горячо любимого либо уважаемого человека.

Вещи покойного после его похорон нужно раздать нуждающимся. Также хотелось бы напомнить, что пожилым людям, которые уже чувствуют приход собственной смерти, нужно успеть разделить все свое имущество между наследниками еще при жизни, нужно дать им наставления о том, как жить дальше. Мнение о том, что если человек все раздал, значит, скоро он умрет, являются суеверием. Нельзя допускать того, чтобы после смерти человека, когда его тело еще не остыло, между наследниками возникла война из-за того, кому достанется более, а кому менее ценное имущество покойного, душа покойного, глядя на это, будет скорбеть. Все свои материальные вопросы нужно успеть решить здесь и сейчас, то есть при жизни.

- Можно ли ставить в храме заупокойную свечу, если не знаешь точно, был крещен умерший человек или нет?

Ставить свечи можно. Однако заказывать панихиды и сорокоусты нельзя. Также нельзя молиться о нем церковной молитвой. Молиться можно только своими словами: Господи прости все его прегрешения, вольные и невольные, если сие возможно.

- Как часто нужно поминать усопшего?

Очень важно поминать усопшего, в день его смерти, на 9-й и 40-й день, в полгода и на годовщину после смерти, а также в день его земного рождения, в день памяти святого, имя которого он носил, и в родительские дни. По церковному преданию, на протяжении сорока дней после смерти душа умершего готовится к Божиему суду. С первого по третий день она пребывает в местах земной жизни почившего, с третьего по девятый ей показывают райские обители, с девятого по сороковой - мучения грешников в аду. На сороковой день совершается решение Божие, где будет находиться душа умершего до Страшного Суда - когда души вновь объединятся с преображенными телами, и начнется бесконечная жизнь всего человечества в новом, преображенном мире, где каждый займет свое место соответственно прохождению земной жизни и во многом в зависимости от молитв о нем Церкви после кончины. Поэтому Церковь и установила совершать особое поминовение усопших в третий, девятый и сороковой дни. И, конечно, поминать покойных нужно при каждом посещении церкви. Ходить сюда нужно как можно чаще. Это важно и для нас, живых, и для тех, кто уже умер и о ком мы молимся.

- Как Православная Церковь относится к кремации?

Достаточно популярный сейчас в больших городах способ погребения через кремацию тела - совершенно неправославный. Он не может быть приемлем для верующего человека.

Спасибо за познавательную беседу. Все то, что вы рассказали, можно узнать только в Церкви, для посещения которой, увы, не всегда есть время. Ваши пожелания семейчанам?

Помните, цель жизни каждого христианина - спасение души. То есть унаследование после телесной кончины и Второго пришествия Христова вечного блаженного пребывания с Богом. И чем больше добрых дел мы совершим, чем больше искренних молитв адресуем Богу, тем больше благодати получим от него. Любите своих близких при жизни, здесь и сейчас. Потом, после смерти, будет поздно. И лучше сегодня говорить слова любви живым родителям, чем завтра плакать на их могиле.

Беседу вела Елена ФОМЕНКО







На девятый день после Пасхи (вторник на Фоминой неделе) христиане отмечают Радуницу. Это наиболее почитаемый у православных праздник, посвященный памяти умерших.

День, который в церковном календаре называется Радоницей,— «праздник пасхального поминовения мертвых в связи с воскресением Христа».

Церковный Устав не случайно предписывает посещение кладбищ после Светлой недели: Пасха для верующих есть вход в мир, где упразднена смерть и где все, кого можно воскресить, уже живы во Христе.

Народное название Фоминой недели — Проводная. Считается, что Господь отпускает души усопших на Пасху, а потом их провожают к могилам живущие на земле. Слово «Радуница» значит «блестящая», «просветленная». Считают также, что название «Радуница» происходит от слова «радость», которую принесло Воскресение Христово. Живые делятся своей радостью с умершими в надежде на всеобщее воскресение.




В народе, в отличие от церковного обычая, издревле в этот день на могилы приносили еду и питье. «Похристосоваться» с умершими и разделить с ними праздничную трапезу считалось долгом каждого православного человека.

Традиционные ритуальные блюда, вкушаемые на Радуницу, — поминальная кутья, крашеные пасхальные яйца, пироги, калачи, блины, куличи, драчены, сырники, медовые пряники, печенье, конфеты, из напитков — сыта, кисели, вино, пиво. Приносили на кладбище и другую снедь: мясо, домашнюю колбасу, рыбу, печеную пасху, кокурки (пшеничный хлебец с запеченным в нем яйцом). Перед трапезой на могилку выливали рюмку водки или вина и клали столовую ложку кутьи. Едой принято было делиться с умершими: яйца, блины и прочие угощения крошили на могилах и оставляли там.

Обязательно читали молитву «Отче наш...», а также пасхальный тропарь «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». За трапезой вспоминали добрые дела и жизнь покойных.

Празднование продолжалось дома в кругу семьи. Отведав кутью, пили, не чокаясь, водку или вино, и печаль нередко переходила в веселье.






МОЛИТВЫ ПЕРЕД И ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ ПИЩИ

ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.

ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

ТАЙНАЯ МОЛИТВА ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ ПИЩИ ДЛЯ НЕУМЕРЕННЫХ В ПИТАНИИ
(молитва для похудения)
Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле.



Вот несколько традиционных блюд к этому празднику.

СЫТА (ПОМИНАЛЬНОЕ БЛЮДО)
Сахар или мед растворить в кипяченой воде и добавить нарезанный мелкими кубиками или накрошенный хлеб.

СЫТА ФРУКТОВО-ЯГОДНАЯ
Ингредиенты:
50 г меда, 1/2 стакана фруктового или ягодного сока, 2 стакана воды.
Приготовление
Мед развести в кипяченой воде, охладить, добавить фруктовый или ягодный сок, можно добавить в сыту немного лимонной кислоты.

КУТЬЯ ПОМИНАЛЬНАЯ
I вариант
1,5 стакана чистых зерен пшеницы залить холодной водой на 2-3 часа, сварить и откинуть на дуршлаг. 200 г меда развести горячей водой, залить сваренную пшеницу, довести до кипения и охладить.
II вариант
В 300 мл воды отварить 180 г риса до рассыпчатого состояния. Добавить по 1 ст. ложке цукатов и промытого и обсушенного изюма, 40 г меда и перемешать. Сверху посыпать измельченными семечками тыквы, слегка обжаренными.

РЫБНОЕ ФИЛЕ, ЗАПЕЧЕННОЕ В ФОЛЬГЕ
Ингредиенты:
800 г рыбного филе, 75 г сливочного масла, 1 луковица, 1/2 лимона, зелень петрушки, соль, горчица.
Приготовление
Разрезанное на порции филе рыбы обмазать со всех сторон смесью масла с измельченным луком, петрушкой, лимонным соком, горчицей и солью.
Каждую порцию рыбы завернуть отдельно в фольгу и запекать в духовом шкафу около 30 минут.

СВИНИНА МАРИНОВАННАЯ ЖАРЕНАЯ
Ингредиенты:
1 кг свинины, 50 г жира.
Для маринада: 1/2 стакана растительного масла, 1/2 стакана 3%-ного уксуса, 50 г меда, 5-6 долек чеснока, 50 г готовой горчицы, соль.
Приготовление
Смешать растительное масло, уксус, мед, рубленый чеснок, горчицу и соль.
Свинину нарезать на порционные куски, положить в эмалированную посуду, залить маринадом и поставить на сутки в холодильник.
Затем обжарить с обеих сторон в растительном масле или свином жиру до готовности.

РУЛЕТ МЯСНОЙ С ЯЙЦАМИ
Ингредиенты:
300 г говяжьего фарша, 200 г свиного фарша, 5-6 яиц, 2 ломтика белого хлеба, 1 стакан бульона или молока, 1 луковица, 1 ст. ложка рубленой петрушки, 2 ст. ложки сметаны, 1 соленый огурец, 1-2 ст. ложки муки, перец, соль, панировочные сухари.
Приготовление
Оба фарша смешать, добавить размоченный в молоке хлеб, рубленый лук, петрушку, 1 сырое яйцо, сметану, нашинкованный без семян огурец, посолить, поперчить и вымешать до получения однородной вязкой массы.
Очищенные вареные яйца (4-5 шт.) обвалять в муке, положить друг за другом по центру выложенного в форме длинного и узкого прямоугольника фарша, соединить края и положить рулет на смазанный жиром противень, смазать яйцом, посыпать молотыми сухарями и запечь в духовке при температуре 180°С, периодически поливая бульоном или водой.
Готовый рулет нарезать тонкими ломтями.

КОЛБАСКИ ПРАЗДНИЧНЫЕ
Ингредиенты:
250 г говядины, 250 г свинины, 50 г шпика, 50 г сметаны, 2-3 дольки чеснока, молотый красный перец, соль, жир.
Приготовление
Говядину и свинину вместе с чесноком дважды пропустить через мясорубку, добавить сметану, соль, перец и вымешать фарш.
Сформовать лепешки, на середину каждой положить тонкие полоски шпика, натертого красным перцем, свернуть в виде колбасок, обжарить и довести до готовности в духовке.

ДРАЧЕНА СЛАДКАЯ
Ингредиенты:
5 яиц, 2 ст. ложки сахара, 1 ст. ложка сливок или цельного молока, 1 стакан пшеничной муки, 1 щепотка соли, 1—2 ст. ложки сливочного масла, 1 ст. ложка сахарной пудры.
Приготовление
Яйца взбить с сахаром и солью в стойкую пену, влить сливки или молоко, всыпать муку, быстро перемешать и вылить в глубокую сковороду с растопленным маслом.
Запечь в разогретом духовом шкафу, чтобы драчена хорошо подрумянилась.
Сверху посыпать сахарной пудрой.

СЫРНИЦА
Ингредиенты:
2 л простокваши, 150 г сливочного масла, 50 г клинкового сыра, соль.
Приготовление
Простоквашу поставить на непродолжительное время в духовку, затем вынуть и отделить творожную массу от сыворотки.
В творог добавить кусочки клинкового сыра, сливочное масло, соль.
Все перемешать, выложить в глубокую, смазанную жиром сковороду и запечь в духовке.

КОКУРКИ
Ингредиенты
Для теста: 600 г пшеничной муки, 1 ст. ложка сливочного масла, 1 ст. ложка сахара, 15 г дрожжей, 1 стакан воды, соль.
Для начинки: 10 вареных яиц.
Для смазывания: сливочное масло.
Приготовление
Приготовить дрожжевое безопарное тесто, сформовать из него шарики, сильно сплющить их, положить на середину вареное яйцо, закрыть его краями теста, защипать.
Положить кокурки швом вниз на смазанный маслом противень.
После 30—40-минутной расстойки смазать маслом и выпекать в духовке при температуре 250-270°С в течение 10-15 минут.

ПИРОГ С РЕВЕНЕМ И КОРИЦЕЙ
Ингредиенты:
1 кг дрожжевого теста, 1 кг ревеня, 1/3 стакана сахара, 1 ч. ложка молотой корицы.
Для смазывания: 1 яйцо.
Приготовление
Готовое дрожжевое тесто раскатать в виде овальной лепешки толщиной 1 см, перенести на противень, разровнять и наколоть вилкой по всей поверхности.
Положить ровным слоем начинку из ревеня с корицей, поверх нее нанести переплет из полосочек тонко раскатанного теста и смазать желтком.
Приготовление начинки. Черешки ревеня очистить, нарезать кусочками, залить водой, чтобы она чуть прикрывала ревень, добавить сахар и варить до полуготовности. Затем откинуть на сито и дать сиропу стечь.
Начинку охладить и смешать с корицей.




Поговорки и приметы на Радуницу

При первом проблеске весны говорили: «Родители из могил теплом дохнули».
Не угости честь-честью покойного родителя о Радонице — самого на том свете никто не помянет, не угостит, не порадует.
Расплакалася, как усопшая Радуница.
Дождь на Радуницу — не обрадуешься.
В этот день нежелательно было что-либо сеять или сажать.

Окликание дождя на Радуницу

В этот день детвора «окликала» первый весенний дождь. С самого утра следили за облаками и тучами на небе.
Старики утверждали, что не бывает такого радоницкого вторника, в который не капнуло хотя бы одной капельки дождя.
При виде облачка дети выкрикивали:
Дождик, дождик! Снаряжайся на показ.
Дождик, припусти, мы поедем во кусты, во Казань побывать, в Астрахань погулять.
Поливай, дождь, на бабину рожь, на дедову пшеницу, на девкин лён поливай ведром.
Дождь, дождь, припусти посильней, поскорей, нас, ребят, обогрей!
Если после закличек начинался дождь, то все окликальщики наперебой кидались умываться «небесной водицей», — что, по словам стариков, должно приносить счастье.
Если же в этот день ударит первый весенний гром, то молодые женщины и девушки умывались дождём через серебряные и золотые кольца. Считалось, что этим сохраняется красота и молодость. Действительно, в давние времена дождевая вода была не только "мягкой" (почти дистиллированной), но и очень чистой, весьма полезной для кожи и волос.
СУЩЕСТВЕННОЕ ПРИМЕЧАНИЕ. С тех давних пор многое в мире изменилось.
В наше время падающая с неба дождевая вода столь загрязненная, что умываться ею просто недопустимо!
Также не рекомендуется попадание современной дождевой воды на голову, т.к. это может привести к ухудшению состояния волос или даже к их выпадению.


Радоницу, или Родительский день отмечают на 9-й день после Пасхи, поэтому Радоницу еще называют Пасхой для усопших. В некоторых странах Радоница является нерабочим днем.

Великий Радоницы праздник!
Помянем всех, кто с нами был!
Кто – не допел, кто – не дожил!
Про всех мы вспомним добрым словом!

Мы в Радоницу посетим
Всех тех, кто ране нас покинул,
Кто дорог нам был и любим,
Кто навсегда останется любимым.

Но плакать в этот день не должно нам,
Печалиться по поводу разлуки.
Надеяться лишь надо, что все там,
Где не достанут жизненные муки.

Нам верить свято нужно только в то,
Что хорошо на небе им живётся,
Что ждёт нас всех там вечное добро.
И вера эта наша нам вернётся.

Радоница – Православный праздник,
Что от Пасхи на девятый день,
Вспоминаем близких нам умерших,
Но не кройся в мыслях скорби тень.

Радоница – за усопших радость,
В вечной жизни обрели покой,
И печаль, конечно же закралась,
Нет ведь больше рядом их с тобой.


Радоница в 2017 году - 25 апреля
Когда на Руси православие стало официальной религией, многие языческие обряды и праздники были позаимствованы. Одним из таких праздников является Радоница, или как её еще называют Радуница и родительский день. Этот праздник наступает на 9 день после Пасхи, в 2017 году - 25 апреля. У славян в этот день было принято поминать усопших родственников.

Почему праздник называется Радоница
По одной из легенд, название праздника исходит из имен языческих богов. Так, в народе Радоницу называли Навьим днём, Могилками, Радаваницами или Тризнами. Именно эти ведические божества, по преданиям, являлись хранителями умерших душ. Для того, чтобы проявить уважение и задобрить их, наши предки приносили в жертву различные дары на погребальных курганах.

Другие же исследователи утверждают, что происхождение названия праздника связано с такими словами как род, родство или же радость. Как раньше считали, в Радоницу не нужно было печалиться и грустить из-за смерти своих близких, а наоборот радоваться, ведь считалось, что в этот день покойники призваны на праздник Пасхи.
Родительская суббота. Радоница - день поминовения всех усопших


Когда ехать на могилы близких?
Многие посещают кладбища на Пасху, потому что это выходной. Радоница часто приходится на рабочий день. Не каждого отпустят с работы! Это не правильно!
Если не удается побывать на могилах близких в Радоницу, можно прийти туда в воскресенье, следующее за Пасхой, когда отмечают еще один церковный праздник - Антипасху. можно сходить в ближайший храм к началу службы, подать записку с именем усопшего. Кстати, перед походом на кладбище в Радоницу тоже следует сходить в церковь и помолиться за усопшего.

Кроме Радоницы в православном календаре есть и другие поминальные дни, когда принято ходить на кладбища. Это Родительские субботы, их называют еще Вселенскими панихидами по умершим православным христианам.

Церковь отрицательно относится лишь к посещениям могил в Пасху. Пасха - это торжество победы жизни над смертью, радости над печалью. То радостное ликование, которое Церковь сообщает верующим на Пасху, отделяется от настроения грусти, которое сопровождает поминовение усопших

И существующий в настоящее время обычай посещать кладбища в первый день Пасхи - противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается.
На Пасху и во всю Светлую Седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в Храмах отменяются все заупокойные богослужения и панихиды.

Первое поминовение усопших и первая панихида совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник - Радоница (от слова радость – ведь празднование Пасхи продолжается).

В этот день служится заупокойная служба и верующие посещают кладбище – помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им.


После среды Светлой Седмицы уже можно пойти на кладбище, чтобы убрать могилы своих близких после зимы перед праздником Радоницей.

В случае смерти человека на Пасху, а смерть на Пасху традиционно считается знаком милости Божией, то отпевание совершается по пасхальному чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений.

Дома поминать можно, можно подавать и записки, но публичное поминовение в пасхальные дни в виде панихиды не проводится.

Если на время Пасхи и Светлой Седмицы выпадает годовщина смерти, поминки переносят на период, начиная с Радоницы.

Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу, и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших


Традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия.
Душам наших усопших близких нужна молитва.

Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.

Поминовения усопших спиртным: В священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека» (Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка», напоминает священник Александр Ильяшенко.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную.

Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

«На Радоницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут», то есть приступают к сельхозработам, посещают могилы и затем веселятся вечером. Этот день давно стал светским Днем Памяти или Повиновения, в отличие Троицкой родительской субботы.

Молитва за усопших


«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», - пишет святитель Иоанн Златоуст.

Молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной…

Покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике - все это дань традициям. Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего - долг всякого православного христианина. Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
Как правильно поминать?


Прежде всего нужно привести могилы в порядок - убрать мусор, покрасить оградки, подправить кресты. Сделать это можно и в канун Пасхи, и в промежуток между Пасхой и Радоницей.
После зимы холмик можно подровнять лопатой и обложить дерном. Могила будет выглядеть ухоженной. Если вы хотите высадить на могиле зеленые растения, установите цветочницу. По весне на могилу лучше всего высаживать неприхотливые цветы (маргаритки, бархатцы, ромашки). Возле могилы посадите кустарник: жасмин, сирень, акацию.

Придя на кладбище, зажгите свечу и прочитайте молитву.

Молитва об усопших
Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Вечная память!

При поминовении усопших также совершается обряд литии. Для совершения чина литии нужно пригласить священника.

Что делать с остатками поминального обеда? Как поступать с остатками пищи после поминок?

В Радоницу на могилы приносят блюда пасхального стола - крашеные яйца и куличи, освященные в церкви. Если к Радонице запасы пасхальной еды иссякли, можно вновь покрасить яйца и испечь кулич.

Оставлять еду, бутылки с водкой и стаканами на могилах церковь запрещает. Лучше отдать угощение кому-нибудь из людей, встреченных на кладбище, или просящим милостыню у храма. Ничего предосудительного нет, если вы отдадите еду с поминального или пасхального стола домашним питомцам. А вот выбрасывать продукты с пасхального и поминального стола в мусорный бак - грех. Особенно если эти продукты были освящены в церкви.


Как относиться к могиле православного христианина

Кладбища - это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения. По законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными.

Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать местопогребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения - Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.

Могила - это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.

Крест на могиле православного христианина - молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.

Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного. Надо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен. Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.