Египетская национальная одежда для мужчин. Этнический стиль: египетский, греческий и другие

У вещей, как и людей, бывает своя история. А самая интересная история у одежды, восточной одежды! Как одевались в Египте сто лет назад и что носят сейчас? Какие используются ткани, украшения? Все это я постараюсь раскрыть в этой статье. Египет не похож ни на одну арабскую страну. Ведь здесь такая богатая история, и столько разных конфессий уживаются в этой солнечной стране. Одежда человека может очень много рассказать о ее обладателе, какой у него характер, привычки. Одежда египтян всегда соответствовала положению своего времени. Это видно по истории костюма и его изменениям.

Египет – страна богов и фараонов. Древние египтяне любили красивую одежду и украшения. Стиль одежды был прост и элегантен. Они уделяли много времени и внимания своей внешности, костюмы они моделировали, изготовляли и носили с особой бережностью и очень продуманно. Их стиль одежды давал им уникальный культурный взгляд в историю. Египтяне разрабатывали для себя легкую одежду для того, чтобы было удобно в жару, которая была характерна для их страны. Большинство их одежды было изготовлено из растительного волокна. Преимущественно из-за жары они носили наряды из льна.

За всю 3000 летнюю историю Древнего Египта мода практически не менялась. Во времена Старого Королевства Египта (2700-2150 до н.э.) люди носили более простую одежду, которая не требовала длительного пошива. Мужчины и женщины носили в основном одежду с запахом, которая завязывалась на узелок в одном месте и держалась на поясе. Основной цвет одежды – белый. Сливки общества были одеты в длинные, складчатые, прозрачные одежды.

В Египте в прошлом веке, как и еще сотни лет назад, мужчины носили длинные рубашки простого кроя из домотканной ткани, широкие штаны, которые книзу зауживались, и подвязывались штаны очень толстым кушаком. А сверху надевалась жилетка или кафтан. На голове носили платок связанный в чалму.
Женщины одевались тогда очень похоже на мужчин, такие же рубахи, но более длинные, кафтаны прямоугольного кроя поверх рубах, большой платок похожий на шаль.

Галабеи пришли в Египет из соседних Эмиратов, но и этот вид одежды так же претерпел изменения. Позже, когда Египет оккупировали турки, и они внесли свою лепту в национальный костюм египтян, например жилетка и феска - красная, фетровая шапочка цилиндрической формы с кисточкой заимствованна именно у них. Так же от них египтяне переняли очень много слов и традиций. От Эмиратов и Саудии, египтяне заимствовали галабею, дишдаш и платок шемаг в клетчатый орнамент, его в народе именуют арафаткой, по имени арабского лидера Ясера Арафата, ведь это он ввел моду на этот головной убор.

Египетская мужская галабея - дишдаш, отличается от саудийских и эмиратских галабей более расширенной, трапецевидной формой. Чаще всего мужские галабеи белого цвета. Такие галабеи носят и по сей день, с некоторыми поправками на современность, с воротником стойкой и карманами. Под низ одеваются штаны, как правило укороченные, выше щиколоток. Такая одежда хорошо защищает от зноя, песка и сильных ветров.

Мужчины мусульмане никогда не используют тканей из шелка и обработку золотом , так как это противоречит принципам ислама, украшения только для женщин.
Женский костюм всегда подразумевает больше фантазии в крое и стиле чем мужская одежда. Женский костюм менялся намного чаще чем мужской. В начале века это были абаи, с вышивкой и арнаментом. С платками украшенными по краям цветными помпончиками и цветочками из ткани. Головной убор чем-то напоминал украинсие венки в национальном костюме. Позже, с развитием текстильной области, в Египте стали появлятся хорошие качественные ткани, вышивка уже делалась машинами. При правлении президента Насера, Египет стал светским государством, женщинам запрещалось носить хиджаб, одежда женщин была абсолютно европейской. Мужчинам же при правлении президента Насера запрещалось в гос. учреждениях носить галабеи. Но египтяне нашли выход, стали одевать на галабеи пиджаки. И по сей день в гос. учреждениях часто можно встерить экземпляров в галабее с пиджаком. Уже при правлении Мубарака вернулась исконно египетская одежда.
В ходу у женщин снова хиджаб и абайи . Слово «хиджаб», в переводе с арабского означает «завеса, укрытие», все же понимают под этим словом одежду мусульманок. Это слово в последнее время часто мелькает на страницах различных изданий, как общественно-политических, так и модных. Из Саудовской Аравии пришел никаб, в таком виде как его носят сейчас, ткань легкая, к которой легче дышится. Химар - еще один атрибут мусульманки. Длинный, до пояса платок, похожий на головной убор монахинь, его носят с галабеей, они бывают разных цветов из непрозрачных тканей.

Египет являясь страной которая больше всех из арабских стран принимает туристов и подвержена западному влиянию. Западная культура внесла изменения в гардероб местного населения. Городскую молодежь почти не встретишь в национальных костюмах. Все одеваются по европейски. Девушки мусульманки стали повязываться не квадратными платками, а повязываются шарфиками, красиво улаживая на голове. Девушки христианки ходят в европейской одежде, разве что соблюдая правила приличия, без оголенных животов и мини. Более старшее поколение верны свои традициям и одеваются в галабеи, коих сейчас немеренно, на любой цвет, с вышивками, с стразами, стеклярусом. Их делают из шелка, синтетики, хлопка, крепа и других тканей. Так же и "поднебесная" наладила импорт исконно египетской национальной одежды. Нередко на вывороте платья или ярлыке шарфика можно встетить надпись "made in china".

Есть и высокая мода в Египте. Уже не редкость фэшн показы арабской одежды. Платья из умопомрачительных тканей, расшитые кристаллами сваровски, стоящие как квартира в Хургаде. Такие покупают лишь очень богатые люди, хай класс Египта и других арабских стран. Не смотря ни на что Египет сохранил свои традиции в одежде и так же как и раньше передаст их через поколения и время.

Древний Египет – одна из древнейших цивилизаций, которая имела свой политический строй, культурные ценности, религию, мировоззрение и, конечно же, моду. Эволюция этого государства до сих пор до конца не изучена и представляет особый интерес среди ученых, историков, модельеров. Современные дизайнеры не перестают удивляться точному и изящному крою, оригинальной отделке нарядов египтян. И это не удивительно, ведь одежда и украшения в Древнем Египте продуманы до мелочей, в них нет ничего лишнего, но в то же время создается впечатление завершенного образа.

Мода древнего мира

История моды Древнего Египта берет свое начало с треугольных набедренных повязок с передником именуемых схентами, которые украшались многочисленными драпировками. Позднее эта модель мужской одежды совершенствовалась, драпировки становились сложнее и начали крепиться на талии поясом, украшенным орнаментом и золотыми нитями. Само собой разумеется, что такая одежда свидетельствовала о высоком социальном статусе ее обладателя. С дальнейшим развитием схенти начали носить в качестве нижнего белья, поверх которого надевалась прозрачная накидка подвязанная поясом, напоминающая силуэт трапеции. Дополнялось одеяние плиссировкой, украшениями и .

Основу женской одежды в Древнем Египте положил прямой облегающий сарафан, который держался на одной или двух лямках и назывался калазирис. Длина изделия преимущественно до лодыжек, грудь оставалась обнаженной, благо климатические условия приветствовали такую откровенность. Одежда женщин-рабынь в Древнем Египте, согласно найденным изображением, в некоторых случаях могла ограничиваться узким поясом и украшением.

Со временем мода Древнего Египта совершенствуется и в первую очередь это коснулось женской одежды высших сословий. Калазирис в своем первоначальном виде остался уделом простолюдин, а знатные дамы одевали поверх его красивые накидки со сложной драпировкой, оставляя одно плечо обнаженным.

Плечи женщин и мужчин украшал ускх – массивное ожерелье, на тканной основе.

Основные особенности одежды египтян

Если характеризовать в целом моду этой древней цивилизации, то можно выделить несколько основных особенностей:

  1. Особую роль отводили египтяне аксессуарам, различные пояса, браслеты, ожерелья, головные уборы применялись с целью выделить и подчеркнуть свою классовую принадлежность, а также украсить одежду незатейливого кроя.
  2. По своему фасону одежда низших и высших слоев общества практически не отличалась. В этом случае основной акцент делался на качество ткани и декоративную отделку, с помощью которой было легко определить статус ее владельца.
  3. Хорошо прослеживается в крое одежды и украшениях геометрическая тематика – это пирамиды, треугольники, трапеции.
  4. В особом почете находилась обувь и головные уборы – однозначно привилегия элиты и приближенных лиц фараона.
  5. В качестве основного материала использовался лен, производство которого достигло своего совершенства на то время.
Идеал красоты в Древнем Египте

История неразрывно связывает понятия женственности, красивой одежды, чувства стиля и моды того времени с царицей Древнего Египта , в которой сочетались все качества идеальной женщины. А именно смуглая кожа, правильные черты лица, миндалевидный разрез глаз в сочетании с незаурядным умом и сильным характером, сделали ее примером подражания и восхищения для многих женщин.

Одним словом, трудно переоценить роль царицы не только в политической жизни Древнего Египта, но и в развитии моды и стилистических направлений.

Египетский стиль в одежде стал популярен в последнее время в современной моде. Не обязательно быть богиней или царицей, чтобы примерить на себя одежду в египетском стиле. Некоторые тенденции моды Древнего Египта и на сегодняшний день просматриваются в одежде. Этот стиль требует правильное сочетание одежды между собой и в дополнении послужит обувь определенного дизайна и макияж.

Египетский стиль настолько стал популярным, что мировые дизайнеры стали его развивать в модных коллекциях одежды. Древнеегипетский орнамент стал украшать одежду многих известных брендов на подиумах Милана и даже стал частью одежды для светских персон. Известные дизайнеры используют на постоянной основе в создании своих вещей этнические принты и египетские узоры. Любят работать с египетской тематикой такие дизайнеры как Givenchy, Donna Karan, Emilio Pucci и Antonio Marras.

Концепция египетского стиля в одежде


Главная деталь в одежде египетского стиля это крупные геометрические фигуры, в основном это трапеция и треугольник. Декорированная часть в одежде египетского стиля показывает прямую символику Египта. Профиль Сфинкса, пирамиды, кошки, изображение египетских богов создают в одежде особый шарм и веяние тех загадочных времен. Чтобы создать египетский стиль в одежде, необходимо учитывать длину и прямой крой струящихся гладких тканей. Главной задачей является подчеркивание силуэта приталенной одеждой, и свободно развивающая ткань должна визуально увеличивать рост. Вырезы приемлемы только в форме лодочки, он может быть широким до края плеч, но не глубоким. Верхняя часть одежды в египетском стиле обнажает, и подчеркивать шею, не заостряя внимание на груди. Рукава могут быть любой длины, в зависимости от сезона. Используется яркий орнамент на ткани и свободная часть рукава свободно развиваться во время ходьбы. А вот линия талии выделяется заметным широким поясом, который обтягивает и область живота. Но в остальном в зоне декольте и на свободной части подола присутствие струящихся волн и мягких складок обязательно. Игривые волны создают впечатление, что женское тело обмотано в простыню, которая подчеркивает только бедра и талию. Что касается длины платья или юбки, то она рассматривается как в коротком варианте, так и до самых щиколоток. Мода настоящего времени усовершенствовала длину одежды в египетском стиле, делая его . Саму ткань для создания модного и мистического образа лучше использовать натуральную: хлопок, лен, ситец, шелк, бархат или замша.

Распространенные цвета для создания загадочного египетского образа это белый, синий, красный, бирюзовый, серый и оранжевый. Цвета также как структура ткани должны бить прямолинейными и однозначными. Весь египетский образ и детали, всегда остаются практичные и тщательно продуманные. Простое струящееся платье легко сочетается с браслетами в египетском стиле. Ремень, выполняемый функцию декора и необходимого аксессуара для талии, используется только широкий и разрисован этническим орнаментом Древнего Египта. Туника ровного кроя подойдет под свободные брюки и легкие босоножки без каблука.


Обувь и аксессуары для создания древнего образа


Если с одежной и ее комбинацией все довольно просто, то с украшениями подходящие к египетскому стилю лучше не прогадать. Прямым попаданием в цель, будет выбор широких простых металлических браслетов, которые носятся на запястье или выше локтя. К тоненькой или массивной цепочке на шею подбирается крупный кулон с египетскими мотивами в виде знаменитого профиля Клеопатры или какого-либо из священных животных того времени. Серьги и кольца так же должны быть круглые и широкие с тематическими узорами. Драгоценные камни также приветствуются. Рубин, бирюза или опал хорошо вписываются для целого модного образа.

Уместна обувь только на плоской подошве без каблуков и лишних аксессуаров. Это могут быть простые сандалии на шнуровке, ведь древние египтяне делали обуви из пальмовых листьев. Шлепанцы — вьетнамки через один палец или полупрозрачные сапожки с высоким голенищем по колен с многочисленными поперечными замочками отлично отразят тематику былого времени Египта.

В качестве дополнительных аксессуаров для завершения полного образа подойдут однотонные платки ли шарфы, чтобы сделать чалму на голове. Для более торжественных мероприятий подойдут блестящие металлические диадемы. Сейчас они особо актуальны для свадебных церемоний. Дизайн сумочки может быть выполненный с минимализмом или с изображением египетских иероглифов и тематическими рисунками.


Египетский стиль в одежде требует и неких правил в нанесении макияжа. Достаточно сделать широкую стрелку на верхнем и нижнем веке с помощью подводки угольно-черного цвета и жирным слоем прокрасить ресницы. Светлые тени с легким перламутром наносятся как дополнительный акцент, подчеркивающие глубину взгляда. Что касается прически, достаточно будет ровно уложить волосы, если они длиной до плеч, или наоборот завить их в мелкие кудряшки, только челка предусматривается выше линии бровей и ровно уложенная. Египетский стиль в одежде предполагает использование любых деталей и изменений внешности, которые ассоциируются с образом великой Клеопатры и образе жизни людей Древнего Египта.

Наш предлагает вам узнать много интересного о разных стилях, моде и красоте.

На протяжении веков люди проявляли большой интерес к культуре и искусству древнейшего государства мира - Египта. Историю Древнего Египта делят на четыре периода: Древнее царство (3000 - 2400 гг. до н. э.), Среднее царство (2400 - 17 10 гг. до н. э.), Новое царство (1580-1090 гг. до н. э.) и Поздний период (1090 - 332 гг. до н. э.).

Основными занятиями древних египтян были земледелие, скотоводство и различные ремесла (гончарное, ювелирное, ткачество, производство стекла).

Классовое общество Древнего Египта состояло из различных сословий: рабовладельческой знати, горожан (писцов, ремесленников), свободных крестьян, и рабов.

По политическому устройству государство было деспотической монархией во главе с фараоном и высшей знатью - рабовладельцами и жрецами. В представлении древних египтян фараон являлся наместником бога на земле. Религия и ее служители - жрецы освящали это право фараона, а вместе с ним - социальное неравенство, деспотизм, культ почитания. Своеобразная египетская религия, основанная на культе богов Солнца, Луны, Земли, домашних и диких животных (крокодила, льва, шакала, коровы, кошки, сокола, змеи)и т. д., глубоко пронизывала все сферы жизни. Особую роль играла религия в искусстве, в эстетических представлениях людей. Художественные образы всегда заключали символику содержания (лотос - символ плодородия и бессмертия, змей - символ власти). Изображение человека в искусстве носило условный, схематичный характер. Древнеегипетские статуи, изображающие фараона и его приближенных, статичны, монументальны. Их позы и жесты всегда канонизированы, масштаб фигуры социально обусловлен.

ЭСТЕТИЧЕСКИМ ИДЕАЛ КРАСОТЫ

Рельефы, фрески, скульптура Древнего Египта позволяют нам судить об эстетическом идеале красоты человека, основных типах и формах его одежды.

Сквозь схематизм и условность изображения статуи Ранэфера (Древнее царство) явственно проступают черты идеального образа древних египтян: высокий рост, широкие плечи, узкие талия и бедра, крупные черты лица. Еще большее сходство с современным представлением о красоте ощущается в облике женщины: стройные пропорции, правильные, тонкие черты лица, миндалевидный разрез глаз (статуя Раннаи, бюст Нефертити).

Описание внешности одной из героинь романа «Уарда» известного ученого-египтолога XIX в. Георга Эберса помогает нам представить идеал красоты женщины Древнего Египта: «В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и теплый, свежий, ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато- бронзовым. О чистоте крови говорил также ее прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жесткие волосы цвета воронова крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами».

ТКАНИ, ЦВЕТ В ОДЕЖДЕ

Египет по праву считается родиной льна. Природные условия долины Нила способствовали разведению этого растения. Мастерство египетских ткачей достигло высокого совершенства. О внешнем виде и свойствах древнеегипетского льна позволяют судить образцы ткани, сохранившиеся до наших дней. На 1 см такой ткани проложено 84 основных и 60 уточных нитей; 240 м тончайшей, почти не различаемой глазом пряжи весили всего 1 г. Ткач ощущал такую нить только пальцами. По тонкости египетский лен не уступает натуральному шелку: сквозь пять слоев льняной ткани, надетой на человека, отчетливо видно его тело.

Фактура полотна была разнообразной. Особенно эффектной и богато украшенной была ткань в период Нового царства: сеткообразная, затканная блестящими бусинками, золотом, вышивкой.

Орнаментация ткани носила в основном геометрический характер. Узоры располагались по всей плоскости ткани или в виде отделочной каймы.

Ткань окрашивали разнообразными растительными красителями в красный, голубой, зеленый цвета.

Позднее появляются желтый, коричневый и бирюзовый цвета различных оттенков. Кроме льна, для изготовления одежды применялись хлопок, кожа, мех (в одежде обрядового назначения).

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ ОДЕЖДЫ

В Древнем царстве одежду мужчин составлял передник из льна или кожи, укрепляемый на поясе. Назывался он схенти. Схенти на статуе Ранэфера (рис. 1) украшает боковая плиссировка, которая отличала одежду фараона и знати от одежды простых египтян.

Одежда женщин состояла из куска материи, обертывавшего фигуру от щиколоток до груди и поддерживаемого одной или двумя бретелями (рис. 2). Эта одежда называлась калазирис и по форме была одинаковой и для царицы, и для рабыни.

Сословное различие в одежде выражалось лишь в качестве ткани.

В период Среднего царства форма одежды египтян усложняется, объем ее увеличивается за счет нескольких одновременно надеваемых одежд. Силуэт расширяется книзу, приобретая пирамидальные очертания, широко используются плиссировки.

Мужской костюм состоит из нескольких тонких схенти, которые надевались один на другой (рис. 3).

Женская одежда особых изменений не претерпела, лишь в одежде знати богаче становятся украшения. Композиция одежды строится на сочетании смуглой кожи, просвечивающей сквозь тончайшую красивую ткань, с круглым накладным воротником, который богато украшали стеклянными бусами и драгоценными камнями.

Новое царство характеризуется дальнейшим усилением классовых различий в одежде, усложненностью форм костюма знати, применением тонких дорогих тканей разнообразных расцветок и фактур, золотых и эмалевых украшений, обилием плиссировок, располагающихся нередко по всей поверхности костюма. В соответствии с египетскими эстетическими представлениями такая плиссировка не создает видимости динамики формы, так как ее скрепляют в нескольких местах. Человек в ней кажется спеленутым.

При изготовлении одежды в этот период уже использовали манекен, о чем говорят раскопки гробницы фараона Тутанхамона. Из покоренной Сирии в Египет приходит новая форма женского и мужского калазириса. Это накладная узкая и длинная одежда, выполненная из сложенного вдвое прямоугольного полотнища ткани с прорезом для головы, сшитого по бокам до линии проймы. Сверху надевается одна или несколько плиссированных юбок, а на плечи покрывало (рис. 4). Плиссировки придавали костюму четкие ритмичные формы.

Особенно часто и в мужском, и в женском костюме ткань драпируется на бедрах и ниспадает спереди тяжелыми плиссированными складками.

Жрецы сохраняют одежду более древних форм: схенти, треугольный передник, леопардовую шкуру, наброшенную на одно плечо. Воины носят передник и кожаный нагрудник. Одежда сельской и городской бедноты не изменяется.

УКРАШЕНИЯ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ, ПРИЧЕСКИ, ОБУВЬ. ЭЛЕМЕНТЫ СИМВОЛИКИ В КОСТЮМЕ

Основное декоративное значение в костюме египтян имели украшения, заключающие в себе элементы символики. В период Древнего царства египтяне носили на шее всевозможные амулеты, магические подвески, которые постепенно становились украшениями (рис. 5). Дорогие, затканные золотом и драгоценными камнями, цветными стеклянными бусами круглые шейные украшения символизировали солнечный диск (рис. 6). В образе солнечного диска почитался в Египте бог Атон, единый создатель мира и всего живого. Широко были распространены ручные и ножные браслеты, подвески, кольца, бусы, золотые диадемы и пояса. Древнейшими видами головных уборов фараона были двойная корона атев, украшенная коршуном и змеей - уреем - символом власти, и клафт - большой плат из полосатой (синей с золотом) ткани (рис. 7).

Жена фараона носила головной убор из цветной эмали с изображением коршуна или шапочку с цветком лотоса.

Жрецы во время обрядов надевали маски с изображениями крокодила, ястреба, быка. И мужчины, и женщины Древнего Египта носили парики из растительного волокна или овечьей шерсти. Знать надевала длинные парики с мелкими косичками или трубчатыми локонами. Рабы и крестьяне носили маленькие парики или шапочки из льняной ткани. Бороды мужчины брили, но часто носили искусственные из овечьей шерсти, покрывая их лаком и переплетая металлическими нитями. Знаком могущества фараона была золотая борода в форме куба или треугольника. На сохранившихся фресках египтяне изображены в основном без обуви. Сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и из кожи носили лишь фараон и его приближенные. Сандалии были простой формы, без бортиков и задников, с загнутой кверху подошвой (рис. 8).

Древнее царство - это молодость Египта. Именно в этот период начали создавать пирамиды. Столицей Древнего царства был Мемфис.
Египтяне уже с глубокой древности умели производить хорошие, прочные ткани из льна и хлопка и шить из них удобную одежду. Для изготовления одежд египтяне также использовали шкуры животных.
В сущности, у всех сословий одежда была одинаковой по фасону, различалась она только качеством материала.
Красители, которые изобрели только в конце эпохи Древнего царства, стоили дорого. Позднее ткани стали красить в разные цвета, появилась одежда с пестрыми узорами. Но за весь период существования египетского царства любимым цветом египтян оставался белый.

Мужской костюм

Основной одеждой мужчин с древности был передник - «схенти». Схенти носили все - от рабов до вельмож. Различались они только размерами и качеством ткани. Передники рабов и бедняков представляли собой узкую полоску кожи или бумажной ткани, которая придерживалась поясом. Схенти вельмож и жрецов изготовляли из большого куска ткани, средняя часть которого драпировалась впереди в складки, остальное же обертывалось вокруг бедер и подпоясывалось на талии. Средней части схенти придавали разную форму: трапециевидную, треугольную, веерообразную.
Помимо передников, знатные египтяне Древнего царства носили узкие плащи, тигровые или леопардовые шкуры, которые накидывали на плечи.

Женский костюм

Женская одежда гораздо больше закрывала тело.
Египтянки Древнего царства всех сословий носили «калазирис» - длинную полотняную, тесно прилегающую к телу рубашку на бретелях, доходившую до самых ступней и оставляющую грудь открытой. Были также и закрытые калазирисы с круглым вырезом горловины, с короткими и узкими рукавами или с клиновидным вырезом и длинными рукавами. Носили египтянки и пестрые рубахи-передники с широкими бретелями белого цвета. Одежда знатных женщин украшалась вышивкой и плиссировкой. В их гардероб входил и плащ.
Рабыни ходили практически нагими.
Обувь

Обувь древние египтяне не носили, даже жена фараона ходила босой. В сандалии обувались только фараоны и высшая знать. Делали их из коры, папируса и волокон пальмы. К ноге они прикреплялись двумя ремешками. Обувь египтяне берегли. Знатные египтяне, отправляясь по делам, часто несли сандалии в руках, а надевали их только на месте. К своей обуви они прикрепляли золотые или позолоченные украшения, а на подошвах нередко изображали врагов, чтобы при ходьбе топтать их ногами.

Среднее царство (2000- 1700 гг. до н.э.)

Расцвет Среднего царства пришелся на правление XII династии. Столицей в это время стали Фивы. Египет постоянно воевал с соседними племенами, покорил Северную Нубию. В самом конце Среднего Царства Египет захватило племя гиксосов, которые и стали править страной.
Одежда значительно усложнилась. Появились новые ткани и фасоны.

Мужской костюм

Схенти знатных египтян-мужчин удлинился, изменилась его форма, все чаще применялась плиссировка. Для простолюдинов передник по-прежнему оставался повседневной одеждой, а знать использовала его как обрядовый костюм. Поверх передника иногда надевали полотняный треугольник, а на шею воротник с подвесками.

Женский костюм

Калазирис остался прежнего покроя, но у богатых египтянок он становится более нарядным и украшается различными отделками, узорами. К началу Нового царства у знатных женщин вошли в моду тонкие прозрачные одежды - легкие драпированные покрывала, которые завязывались узлом под обнаженной грудью.

Костюм фараона

Одежду фараона определял старинный придворный церемониал.
Фараон надевал два схенти. Второй представлял собой передник из золотой парчи или позолоченной кожи, который подвязывался широким поясом, расписанным узорами, с золотыми украшениями и цветной эмалью. Во время некоторых церемониалов фараон надевал еще длинную одежду из дорогой прозрачной ткани. Знаками царского достоинства фараона были скипетры в виде изогнутого жезла и бича, золотая подвязанная борода и корона.
Главным символом царской власти был урей - особый знак в виде змеи. Изготовленный из золота и эмали, он украшал царское убранство - корону и пояс. Урей символизировал власть фараона над жизнью и смертью. В некоторых особых случаях фараоны носили его даже на бороде.

Корона фараона с уреем:

Фараон никогда не появлялся с непокрытой головой. Головным убором царской особы был специальный платок - клафт. Полосатая ткань выкраивалась особым образом и закладывалась складками. Платок накладывали на лоб поперечной стороной, укрепляли лентой, а сверху - металлическим обручем, украшенным уреем. Сзади клафт собирали, стягивали и обматывали концами ленты, а по бокам ткань вырезали полукругами - так, чтобы она ровно лежала по обеим сторонам груди.
Парадным головным убором фараона была корона. До объединения Верхнего и Нижнего Египта, которое произошло примерно в 3200 г. до н.э., правители этих стран имели свои короны. В Верхнем Египте она была высокая, килеобразная, белого цвета, а в Нижнем Египте - в виде ступки красного цвета. После объединения, с началом эпохи Древнего царства египетские фараоны стали носить сдвоенную корону, в которой использовались элементы оформления этих обеих корон.
Важным элементом костюма был пояс из золотых пластинок с разноцветной эмалью. К нему спереди прикреплялось особое украшение - золотой треугольник с изображением восходящего солнца. Иногда к поясу подвешивали передник в форме трапеции, изготовленный из драгоценного металла или из нитей бус, натянутых на раму. Передник с обеих сторон украшали урей.
Когда фараон выступал в роли жреца, он надевал только широкий царский передник, пояс с украшениями, сдвоенную корону и ожерелье-ускх, оставаясь при этом босым.

Костюм царицы

Одежда царицы также определялась придворным церемониалом. Она носила длинный плиссированный калазирис из прозрачной ткани. А поверх надевала шитый золотом легкий плащ и драгоценное ожерелье.
Царица была наместницей богини Исиды на земле, поэтому, помимо урея, знаками ее достоинства были предметы, символизирующие Исиду: скипетр в форме лилии и золотая корона в виде ястреба. Форма короны могла меняться. Помимо короны, царица носила диадему.

Костюм древнеегипетской царицы (калазирис с геометрическим орнаментом, воротник из фаянсовых бус, парик, украшенный цветком лососа) и костюм фараона (схенти и верхний передник, полосатый клафт, скарабей - символ плодородия):

Новое царство (1580-1085 гг. до н.э.)

В период Нового царства Египет занимает место в ряду мировых держав. Культура его достигает небывалого расцвета. Быт египтян стал богаче и утонченнее, что нашло свое отражение и в их костюмах.
Одна из самых характерных особенностей египетской одежды этого времени - сближение женского и мужского костюма. В одежде все более заметны сословные различия.

Мужской костюм

Одежда уже не только прикрывала тело, но и украшала его. Мужчины начали носить одежду из пестрых цветных тканей. Среди богатых людей становятся особенно модными легкие, тонкие прозрачные ткани, позволяющие делать драпировку и плиссировку. В это время широко распространился новый вид одежды - «сусх», который состоял из калазириса и «синдона», большого куска прямоугольной ткани. Плиссированный синдон обертывали вокруг бедер поверх калазириса и завязывали спереди.
К переднику постепенно добавлялись другие элементы одежды, прикрывающие верхнюю часть тела.
Фараон и знатные египтяне носили калазирис, а поверх него - плиссированный схенти, или же надевали на нижний схенти из плотной ткани второй, из прозрачной материи, ниспадающий складками. Пояса украшали драгоценными камнями и эмалью.

Женский костюм

В эпоху Нового царства калазирис по-прежнему в моде. Калазирисы знатных египтянок шились из дорогих прозрачных плиссированных тканей. Нередко их украшали чешуйчатым узором - рядами вышивки, имитирующей оперенье ястреба (кобчика) - символа Исиды. На плечи женщины набрасывали небольшие драпированные пелерины или большие покрывала, которыми окутывали всю фигуру, драпируя их особым образом. Плиссировку стали располагать в различных направлениях, и это создавало совершенно новую ритмическую структуру одежды.
Женщины низших сословий одевались в льняные или хлопчатобумажные калазирисы, у которых были рукава или бретели.
Знатные египтянки носили довольно узкую одежду, оставляющую открытым только одно плечо, и широкий, ниспадающий плащ, который завязывался спереди. На такой костюм шли прозрачные ткани.

Обувь

Если прежде египтяне ходили преимущественно босыми, то теперь и среди мужчин, и среди женщин обретают популярность сандалии, по-разному украшенные.
Египетские башмачники периода Нового царства стали пользоваться успехом. В Фивах им даже выделили для проживания особую часть города.
Именно египтяне изобрели прототип сапог: сандалии с голенищами.

Костюм фараона (набедренная повязка с передником и накидкой из тонкой ткани) и костюм царицы (калазирис с передником из прозрачной плиссированной ткани; клафт):

Прически и головные уборы

Головные уборы и прически египтян Древнего и Среднего царства так же, как и обувь, служили более яркими признаками сословных отличий, чем одежда.
С древнейших времен египтяне брили головы: это было обусловлено жарким климатом. А отсутствие натуральных волос заменяли париком. Поверх парика иногда надевалась головная повязка.
Парики могли быть и двойные с воздушной прослойкой для вентиляции. Некоторые египтяне ограничивались короткой стрижкой и не покрывали голову ни париком, ни головным убором. Бороды, как правило, тоже брились. Форма бороды служила знаком сословного различия. Богатые люди и некоторые жрецы носили маленькие бородки, остриженные в форме куба. Знатные сановники подвязывали к ушам длинные искусственные бороды как знак высокого положения. Право иметь самую длинную бороду принадлежало фараону. Фараоны носили искусственные бороды особой формы или заплетенные в косичку.
Женщины тоже стали брить голову и носить парики, но гораздо позже мужчин. В эпоху Нового царства женские парики отличались особенным разнообразием.
Мужские парики были с короткими и более плотными завитками, а у женщин - с длинными и пышными спиральными локонами.
Женщины среднего и низшего сословий головы не брили. Они носили натуральные волосы - длинные и пышные. Во время празднеств прически украшали цветами и перьями. В период Нового царства среди мужчин распространился обычай покрывать голову. Они носили круглые, плотно прилегающие к голове шапки. Простолюдины изготовляли их из кожи, бумажной ткани или плели из стеблей растений. Египтяне высших сословий носили такие же головные уборы, но либо полосатые, либо однотонные.
Знатные сановники носили клафт, а особо приближенные к фараону придворные - блестящую, богато украшенную повязку, которая спускалась с темени до плеч.
Юные наследники фараона носили парик с «локоном юности» - небольшой косой, заплетенной сбоку из части волос, с завитком на конце.
Парики женщин Нового царства укреплялись металлическими венцами, а на темени помещались небольшие керамические сосуды в форме конуса, из которых медленно, по каплям сочились благовония. Эти сосуды прикреплялись к парику лентами.
Более пышные женские волосы удерживали головные повязки. Носили египтянки и большие головные платки, которые повязывали особым образом.

Костюмы знатных египтян. На мужчине - схенти и верхняя прозрачная одежда с колоколообразной юбкой. На женщине - калазирис и прозрачная накидка, парик со множеством кос:

Украшения и косметика

Древние египтяне отличались чистоплотностью и были весьма искусны в изготовлении косметики. Они славились во всем античном мире умением изготовлять всевозможные мази, притирания, пудры, краски.
Египтянки подводили брови и ресницы черной краской, а веки - зеленой. Позже вместо зеленой они стали употреблять оранжевую краску, которой подкрашивали еще кисти рук и ступни. Ногти на руках красили в красный, зеленый или золотистый цвет. Еще в эпоху Древнего царства царица Шеш создала средство для ращения волос, а Клеопатра написала книгу «О лекарствах для лица». Сохранились древние папирусы с различными советами о том, как избавиться от морщин, покрасить волосы, удалить бородавки и др. Египтяне применяли компрессы, паровые маски, ванны, бани, массаж. Они изобрели рецепт для окраски седых волос в черный цвет и особые румяна и белила для осветления темного цвета лица, они умели придавать блеск глазам специальными каплями и знали, как защитить кожу от лучей палящего солнца.
Ароматические масла, благовония, мази и другие косметические средства хранились в красивых амфорах и флаконах.
Косметикой в Египте пользовались и мужчины, и женщины всех сословий.
Любили египтяне носить разнообразные украшения и драгоценности. Запястья и плечи украшали золотыми с эмалью браслетами, женщины надевали такие же браслеты на ноги. Браслеты изготовляли из золотых пластинок, соединенных застежками, из нанизанных бусин или золотых шнуров. Мужские браслеты обычно представляли собой массивные кольца или обручи из золота и других металлов. Они могли быть также плоскими с узором из цветной эмали.
Женщины украшали все части тела, и даже бедра. В ушах у них были серьги в виде колец, на голове - золотые диадемы, украшенные лазуритом и бирюзой, узорные повязки, сетки.
Египтяне верили, что драгоценные камни и золото обладают таинственной силой и способны влиять на жизнь человека.
Особенно высокого уровня ювелирное искусство достигло в эпоху Нового царства. Украшения стали особенно изысканными и изящными.
В более древние времена египтяне украшали шею разноцветной тесьмой. Затем стали носить длинные ожерелья, составленные из цветных стеклянных шариков, металлических фигурок, камней (сердолика, яшмы и др.). К этим ожерельям подвешивали амулеты в богатых оправах. Особенно распространенным украшением были скарабеи из ляпис-лазури и других драгоценных камней. Эти жуки почитались как символ плодородия. На скарабеях вырезались иероглифы, и они становились амулетами, которые носили на шее. Скарабеев использовали еще в качестве печати.
Традиционным украшением египтян был ускх - широкое плоское ожерелье-воротник, изготовленное из множества рядов бус или разноцветного бисера. Ускх символизировал солнце, дающее жизнь. Особенно широкими и нарядными становятся такие ожерелья в эпоху Нового царства. Их стали делать из золота с украшениями из эмали; из сетки, по ячейкам которой нашивались бусы, золотые фигурки, имевшие символическое значение; из полотна, расшитого золотом. Ускх фараона состоял из нескольких рядов золотых пластинок и бусин и застежки в виде двух соколиных голов. Иногда к застежке крепилась золотая кисть из цепочек с цветами. Еще в эпоху Древнего царства египтяне научились делать крупный цветной бисер. Из него плели сетки, которыми украшали калазирисы, браслеты и др.
Украшения египтяне хранили в ларцах.
Простые люди тоже любили украшения, но у них они были совсем недорогими - из керамики и бронзы.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян.