Основные методы убеждения и внушения. Защита от внушения. Внушение и убеждение


ТЕОРИЯ ВНУШЕНИЯ


Как мало нам надо, чтобы поверить в истинность невозможных вещей. Драматическая обстановка, гипнотический голос собеседника, доверие к его умелым манипуляциям, и вот, мы уже готовы принять на веру любые внушения. Впрочем, абсолютно не обязательно принимать участие в сеансе гипноза, чтобы стать жертвой внушения. На самом деле это происходит с нами и в повседневной жизни. Психологи уверяют, нашим сознанием постоянно манипулируют. Мы говорим слова и совершаем поступки, большинство из которых нам попросту навязали.

Внушение окружает нас постоянно и повсюду. Жизнь любого из нас, является столкновением внушений с разных сторон. Внушений наших родных и близких, внушений книг, которые мы читаем, внушение новых исторических событий. Но почему мы так легко становимся марионетками в чьих-то руках? Существует ли оружие способное управлять разумом людей? Что нужно знать чтобы не превратиться в послушного зомби?

Каждый день люди делают это абсолютно все без исключения, искусно манипулируют друг другом. Улыбка, лесть, слёзное прошение, шантаж, запугивание - это лишь самые малейшие уловки к которым мы прибегает, чтобы влиять на людей. Впервые, каждый из нас, начинает манипулировать другими ещё в раннем детстве. Все начинается с малого, банального желания просто получить своё. Именно так мы учимся добиваться своих целей. Психологи давно выяснили, успешными манипуляторами становится именно тот, кто легко может внушить другому человеку свою точку зрения. Внушение в нашей жизни занимает основное положение. Способность внушать определяет практически все, то есть, если человек может внушать какие-то свои идеи, то соответственно он становится, более эффективен.
На протяжении всей жизни мы находимся под влиянием разных внушений, но далеко не всегда они несут негативный посыл.
«Научись делиться и заведёшь друзей» слышим мы в детстве. «Хорошо учись и устроишься на высокооплачиваемую работу» , убеждают нас в подростковом возрасте. Внушение - это ещё и эффективный способ обучения считают учёные. На нем строится большинство педагогических и психологических методик.
Внушение бывает не только полезным, но и корыстным. В принципе любой способ манипуляции основан на стремлении людей к выгоде, например желание что-то получить, или стремление в чем-то превосходить других.

Критичность восприятия информации «Метод абсолютный очевидности»


Манипулировать можно, как отдельным человеком, так и группой людей. Для этого достаточно преподнести мысль которую вы хотите внушить как нечто очевидное, мнение, которое якобы уже разделяет большинство. Психологи уверяют, такая техника получившая название, метод абсолютный очевидности, невероятно эффективна. С её помощью можно встроить в систему ценностей человека практически любое, даже абсурдное убеждение.
Человек с лёгкостью поверит в то, что белое это чёрное, если отсутствует критичность восприятия информации. Именно поэтому для манипулятора очень важно убрать эту самую критичность восприятия информации. Но почему критичность восприятия информации исчезает, а сам метод, несмотря на свою простоту, становится столь эффективен. Оказывается, человеческая психика автоматически откликается на мнение большинства, мы невольно пытаемся присоединиться к нему - это называется конформизмом или .

МЕТОДЫ МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ ЧЕЛОВЕКА


Гипноз и транс


Гипноз, древнейшая техника внушения известная человеку. Многие тысячелетия его воспринимали как сверхъестественную способность присущую только избранным; Жрицам, шаманам, колдунам. Гипноза боялись, осуждали, избегали. Сегодня погружение в особое состояние сознания, (транс) используется врачами, для лечения самых разных заболеваний, фобий и зависимостей.

Как именно работает гипноз, что такое транс? Мы постоянно попадаем в состояние транса, но этого не замечаем. Погружение в лёгкий транс происходит естественным путём. В какой-то момент фокус внимания смещается, и человек погружается в свои мысли. В таком состоянии можно забыть, куда и зачем ты шёл, проехать свою остановку и не заметить знакомого идущего вам навстречу. Мозг попросту переключается в другой режим работы. Благодаря трансовым состояниям мы научились писать, считать. Собственно, всё чему мы научились, произошло с помощью вхождения в особые состояния сознания (другие режимы работы мозга). То есть, для того, чтобы сформировать новое знание, новое понимание, сформировать новое поведение, мозг входит в другие режимы работы, или изменённые состояния сознания. Транс бывает и глубоким, находясь в глубоком трансе, человек отключается от реальности, погружаясь в иллюзорный мир, это состояние подобное сну, и считается идеальным для внушения. Под воздействием гипноза человек сделает все, что скажет ему гипнотизёр, не задавая лишних вопросов. Происходит это, потому что убирается логическое восприятие информации, и человек воспринимает любую информацию, с помощью чувств. А чувства работают немножко по-другому механизму, механизму обобщения, то есть информация воспринимается вся сразу. Когда человек начинает воспринимать всю информацию сразу, его критичность отсутствует, потому что сознание не работает. Учёные утверждают, негипнабельных людей просто не существует, но не все достаточно быстро погружается в трансовое состояние...

Каждый хочет быстро и эффективно достигать своих целей, стать уважаемым начальником, или состояться в личной жизни. Но как добиться этого человеку, которого никто не воспринимает всерьёз. Некоторые эксперты уверены, решить все эти проблемы, можно с помощью нейролингвистического программирования НЛП. было придумано в Америке в конце 70 годов, бизнес тренером Фрэнком Пьюселиком, психологом Ричардом Бэндлером и лингвист Джоном Гриндэром. Впрочем придумали слишком громкое слово. На самом деле эти люди ничего не изобретали с нуля, а просто грамотно систематизировали всё то лучшее, что было разработано к тому моменту психологией. Они объединили техники использовавшиеся в; психотерапии, бихевиоризме, когнитивной психологии, гештальт психотерапии, эриксоновском гипнозе.
Одна из самых известных техник нлп, так называемое якорение. Эта техника позволяет отладить работу механизмов контроля, управление мыслями и чувствами. Система якорение работает по тому-же принципу, как стимул реакция у Павлова. Закинуть якорь, значит выработать условный рефлекс на воспроизведение какой-нибудь определенной эмоции; радости, печали, покорности.

Например:
Вы услышали мелодию ассоциирующуюся с первой любовью, и тут же погрузились в романтические переживания. Мелодия и есть якорь, вызвавший это состояние. Якорем может быть слово, аромат и даже эмоции собеседника.


Многие ученые упрекают нейролингвистическое программирование в не этичности и потому считают его наиболее дискредитированной терапевтической практикой. По сути, собранные под лозунгом нлп, эффективные приемы психологии, можно превратить и в пособие по манипуляции сознанием человека. Создавая по собственному желанию пресловутые якоря, включая и выключая их по своему усмотрению можно успешно дергать за веревочки и играть на чувствах людей, причем делать это в тайне, ведь разоблачить вас сможет только тот кто сам владеет приемами НЛП.

Психотронное оружие


Идея тотального контроля над обществом стара как мир. Власть над разумом людей мечтали получить многие правители. Но только в конце 19 века, человечество подобралось к изобретению мозгового, или психотронного оружия. По мнению многих историков, на протяжении всего 20 века ученые работали над созданием прибора способного управлять сознанием людей. Отыскать открытую информацию, о существовании такого оружия, практически невозможно, если исследования в этой области и проводились, то вероятно они остаются засекречеными. Ни одна страна официально не подтверждает что владеет психотронным оружием. Споры о том существует оно, или нет, не утихают по сей день. Но все же, если такое оружие существует, то на что оно похоже, каков принцип его работы?
Психотронное оружие- это направленные волновые колебания. Они могут быть самые различные, но всегда направлены на нужный объект; человека, или толпу. Психотронное оружие может вызвать панику, остановить, или заставить бежать.

КАК ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ ОТ МАНИПУЛИРОВАНИЯ


Каждый хочет защитить себя от возможной психологической атаки; зомбирования и тотальной промывки мозгов, скрытого внушения, в конце концов, от цыганского гипноза. Но как это сделать, как вообще ?
Чем больше человек сознательно защищается и сопротивляется манипулированию тем легче им манипулировать. Человек может противостоять неприятным некомфортным манипуляциям, зная точно чего он хочет. Известно что волнение и паника делают человека уязвимым даже для самых мелких манипуляций. Если вы сохраняете критичность ума и способны контролировать свои слова и действия мошенники просто не будут тратить на вас свое время. Эксперты советуют если вы не хотите, чтобы кто-то внушил вам что то против вашей воли, уделите немного времени и сами ознакомтесь с техниками гипноза, или методиками нлп. Как только вы поймете как это работает, вам станет намного проще распознавать уловки манипуляторов.

Видео: Внушение, манипулирование сознанием. Методы зомбирования и промывания мозгов.


Милтон Эриксон обладал замечательной способностью осуществлять косвенные внушения, незаметно вставляя их среди других своих высказываний (см., например, Erickson, 1966a). Одним из его излюбленных приемов было невербальное подчеркивание определенных слов с помощью изменения темпа речи, громкости и выразительности голоса или позы и выражения лица . Эти скрытые команды, как назвали их Бэндлер и Гриндер (Bandler & Grinder, 1975), были достаточно незаметны, чтобы ускользать от сознательного восприятия, однако достаточно действенны, чтобы оказывать влияние на бессознательные процессы. В своей собственной работе я обнаружил, что скрытые внушения - один из простейших и в то же время самых мощных приемов косвенного воздействия.

Скрытое внушение может быть словесно выражено разнообразными способами. Обычная процедура состоит просто в том, чтобы, решив, какое внушение вы хотите произвести, включить его в скрытом виде в более обширный речевой контекст. В нижеследующих примерах внушения, имеющие целью вызвать транс (они выделены курсивом), непосредственно включены в простые фразы:

1) Существует много способов начать погружаться в транс, Дениза.

2) Помимо всего прочего подумайте о том, как легко вызвать у себя ощущение комфорта.

3) И вы, Марта, действительно сможете полностью расслабиться.

Внушение может быть более косвенным, если сознательное внимание субъекта отвлечено на какое-то другое время, место или лицо. Например, гипнотизер может говорить о ком-то другом:

1) И Питер действительно очень хорошо мог сесть и дать себе погрузиться в транс.

2) ...И вот я отправился домой и там с головой погрузился в ощущение тепла и уюта...

Особый вид скрытого внушения - прямое цитирование (Bandler & Grinder, 1975) - может осуществляться таким образом:

1) И я сказал Мэри: "Почему бы не дать вашему бессознательному поработать за вас?"

2) А Хэнк обернулся и сказал: "Мне в самом деле кажется, что пора погрузиться в транс".

Близкая к этому косвенная стратегия состоит в использовании весьма общих высказываний:

1) И многие люди обнаруживают, что, вырабатывая у себя способность легко и с удовольствием погружаться в транс, они очень многое узнают о себе.

2) И у каждого человека есть свой собственный способ начать расслабляться и дать своему бессознательному действовать свободно, вызывая гипноз.

Как показывают многие напечатанные курсивом примеры, содержащиеся в остальной части этой книги, выделяемые таким способом внушения могут применяться весьма широко. Для их выделения могут использоваться любые невербальные каналы - выражение лица, изменение голоса, особенности позы и т.д. Во всех этих случаях применяется одна и та же общая стратегия - скрытые внушения выделяются изменением невербального поведения. Например, вы можете говорить с обычной скоростью и громкостью, а затем, чтобы передать скрытое внушение, перейти на более медленную и тихую речь, может быть, сделать секундную паузу, чтобы оно "дошло", и после этого немедленно вернуться к "обычному" невербальному поведению. Скрытое внушение не должно быть очевидным для сознания субъекта, однако должно быть достаточно значимым, чтобы его обнаружило бессознательное. Чтобы уравновесить эти два требования, необходимо экспериментировать.

Поскольку скрытые внушения представляют собой незаметные невербальные воздействия, обычно проходящие мимо сознательного восприятия, иногда возникают сомнения при попытке рационально осмыслить их потенциальную эффективность в качестве гипнотической техники. Поэтому прежде чем делать вывод о ценности этой техники, я настоятельно рекомендую вам поэкспериментировать с ней. Я полагаю, вы обнаружите, что большинство людей удивительно восприимчиво к скрытым внушениям, особенно когда их содержание соответствует потребностям и взглядам человека.

Как я это себе представляю, скрытые внушения оказываются эффективными потому, что они используют стратегии переработки информации, лежащие в центре бессознательного понимания, но на периферии сознательного внимания. В частности, первое в значительной мере пользуется аналоговой информацией - "теми различиями, в которых заключается все дело", как сказал бы Бейтсон (Bateson, 1979), в то время как сознательное понимание в большой мере основано на дискретной (например, вербальной) информации (Watzlawick, Beavin & Jackson, 1967) . Поэтому применение скрытых внушений соответствует принципу гипнотической утилизации, требующему доступа к бессознательным процессам в обход сознательных.

Эта стратегия утилизации может быть применена простейшим образом, как описано выше, или более сложными способами. Эриксон иногда формировал весь ход терапии, вставляя скрытые внушения среди обширных рассуждений на темы, не имевшие отношения к проблеме. Классический пример - его работа с умирающим раковым больным по имени Джо, которого мучали неукротимые боли, не поддававшиеся даже огромным дозам наркотиков (Erickson, 1966a). По просьбе близкого родственника Джо Эриксон согласился попробовать контролировать боли с помощью гипноза, но обнаружил, что Джо терпеть не может даже само слово "гипноз". Вынужденный из-за этого искать способы косвенного воздействия, Эриксон воспользовался профессией Джо - тот всю жизнь занимался цветоводством - в качестве темы разговора, чтобы заставить больного сосредоточиться, время от времени вставляя скрытые команды на погружение в транс и контролирование боли. Нижеследующий отрывок (скрытые внушения выделены в нем курсивом) дает представление о его беседах:

"Джо, я хотел бы с вами поговорить. Я знаю, что вы цветовод, вы выращиваете цветы, а я сам вырос на ферме в Висконсине и всегда любил выращивать цветы. Я и до сих пор это люблю. Поэтому я хотел бы, чтобы вы сели вот в это уютное кресло, и давайте поговорим. Я хочу много чего вам сказать, только это будет не про цветы, потому что про цветы вы знаете больше, чем я. Это не то, что вам нужно. Теперь я буду говорить, говорить спокойно, и я хочу, чтобы вы тоже спокойно слушали меня. Я буду говорить о растении - о помидоре. Довольно странная тема для разговора? Вам стало любопытно. Почему о помидоре? Вот почему. Вы сажаете помидорное семечко в землю. Вы с надеждой ожидаете, что оно вырастет в целое растение, плоды которого доставят вам удовольствие. Семечко всасывает в себя воду, это ему нетрудно, потому что идут дожди, которые несут мир и покой и помогают расти цветам и помидорам. Это крохотное семечко, Джо, понемногу набухает, потом выдвигает маленький корешок, покрытый корневыми волосками. Вы, может быть, не знаете, что такое корневые волоски, а это такая вещь, которая помогает семечку помидора расти, пробиться из-под земли и превратиться в росток, а вы можете просто слушать меня, Джо, я буду говорить дальше, а вы можете слушать дальше, и вам будет интересно, просто интересно, что вы можете на самом деле узнать..." (Erickson, 1966a; In Rossi, 1980d, pp.269-270).

Подобные скрытые внушения, обширные и распространенные, повторяющиеся, но поглощающие все внимание, продолжались до тех пор, пока не стало очевидно, что Джо поддался гипнозу, после чего были незаметно введены постгипнотические команды, имевшие целью длительный контроль над болью. Короче говоря, внушение оказалось эффективным, боли у Джо ослабли, а сил прибавилось настолько, что он смог снова перебраться домой. Примерно месяц спустя Эриксон провел с Джо один день - сделав вид, что просто приехал погостить, - за время которого он таким же косвенным образом осуществил новые терапевтические внушения. Облегчение болей у Джо наблюдалось до самой его смерти, наступившей месяца через три после первого посещения Эриксона.

Анализируя этот и другие случаи, Эриксон (1966а) подчеркивал, как важно: 1) установить нужные взаимотношения; 2) признать и утилизировать сильное желание изменений у пациента; 3) проявить уважение к потребностям и особенностям его личности и утилизировать их; 4) говорить достаточно осмысленно, чтобы в нужной мере сосредоточить и удерживать его внимание. Эти требования, разумеется, справедливы для любой терапевтической ситуации. Когда они выполняются, скрытые внушения становятся могучим косвенным приемом, позволяющим вызвать бессознательные реакции; когда они не выполняются, такие внушения - как, впрочем, и любая гипнотическая техника, - скорее всего, будут отвергнуты бессознательным человека.

В религиозных культах часто используется метод внушения с помощью гипнотического воздействия или с помощью введения человека в состояние транса. Первоначально гипноз использовался в медицине и имел в древние времена неразрывную связь с религиозными практиками. У древних греков был Бог врачеватель Асклепий. После сложных очистительных обрядов, можно было попасть в особое помещение для сна, где должно было совершаться целебное воздействие. Древние друиды верили в особые свойства растений. Они вступали с ними в контакт, приводя себя в измененные состояния сознания посредством длительного напряженного вслушивания в звуки природы. Друиды считали, что могут обмениваться энергией со своими деревьями, получая исцеление. Чудесное исцеление также играет важную роль в христианской религии. Можно привести примеры исцеления людей Иисусом Христом: "И он тотчас очистился от проказы." (Мф., 8:2 -3) "И выздровел слуга его тот час." (Мф., 8:13), "И коснулся руки ее и горячка оставила ее; и она встала и служила им." (Мф., 8: 14-15). Также в религиозных практиках наблюдалась потеря чувствительности к боли, которая достигалась с помощью особых состояний сознания. Дервиши кружились на месте, доводя себя до состояний, в котором больше не чувствовали боли. В некоторых мусульманских сектах тоже присутствовала потеря чувствительности к боли. Сон, по мнению некоторых ученых, может являться состоянием транса. Изида - богиня Древнего Египта, должна была оказывать лечебные воздействия только во сне. Одно из самых первых воспоминаний, что сон может быть не совсем обычного происхождения, встречается в Ветхом Завете: "И навел Господь Бог на человека крепкий сон…" , после которого Адам не почувствовал боли. Сходство между сном и гипнозом изучает психиатр и психоневролог К.И. Платонов (1878-1969). Он обнаруживает, что в гипнозе, как и в естественном сне, пульс, дыхание замедляется, падает артериальное давление. То есть физиологические процессы, происходящий при гипнозе напоминают изменения характерные для сна.

Разнообразные техники, приводящие к измененным состояниям сознания, у доисторических людей были основным методом лечения и снятия боли. Существовали и продолжают существовать шаманские, колдовские и знахарские методики, у разных народностей, обладающие терапевтическими воздействиями. Например, использовались блестящие предметы, на которых надо было сосредотачивать взгляд. Сейчас известно, что фиксация взгляда на блестящих поверхностях легко вызывает состояние транса. Знахари, колдуны и сегодня быстро находят путь к подсознанию клиента. Их методы основаны в основном на самовнушении. Потому что многие люди устойчивы к внушению извне, но легко поддаются самовнушению.

Как пример можно привести чудо действенность заговоров, а также опыты таблеток-пустышек с эффектом плацебо.

Самый знаменитый исследователь гипноза - Франц Антон Месмер (1734 - 1815) еврейский австрийский врач. Изучал теологию, философию, медицину, увлекался астрологией и алхимией. По его мнению, существовала некая сила магнетизма, принадлежащая только гипнотизерам.

Положил конец этому мнению аббат Ж. Фариа. Его основная работа - "О причине ясного сна", в ней автор доказывает, что магнетизма не существует, есть так называемый транс - особый тип сна, к которому люди имеют физиологическую склонность, вплоть до погружения во время мечтаний. Для Ж. Фариа транс, в который один человек мог ввести другого, зависит от двух факторов: от очарованности внушаемого гипнотизером и исходящей от него силы убежденности. Сам он вводил людей в транс, глядя им в глаза и твердо приказывая спать.

Действие гипноза реально и доказано медицинской практикой. Т. И. Ахмедов ученый, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой медицинской реабилитации и психотерапии и Жидко М. Е. - психолог, психотерапевт, кандидат психологических наук, доцент в своей книге "Психотерапия в особых состояниях сознания" описывают практику, зародившуюся с древних времен, с помощью которой можно воздействовать на здоровье человека и уменьшать физические и духовные страдания. В 1819 году дантист Манторель удалял зубы и совершал другие болезненные процедуры на людях, загипнотизированных бароном дю Поте. После барон, который не являлся врачом, работал в больницах, помогая провести безболезненно десятки хирургических операций, одна из которых была ампутацией нижней конечности. Современная психотерапия может включать в себя элементы методик, которые раньше считались исключительно оккультными. Но кроме медицины транс используется в религиозных и духовных практиках. Т.И. Ахмедов и Жидко М. Е. в своей работе описывают основные регионы с развитой трансовой культурой: Восточная Африка, Аравия, Балканский полуостров, Юго-Восточная Азия, Китай, Индия, Тибет, Центральная Америка. В некоторых религиях всегда существовало использование транса, как благоприятствовавшего фактора для концентрации и медитации. Медитация (от лат. meditatio -- размышление) -- тип упражнений по тренировке концентрации внимания, используемый в целях выработки контроля над течением своих мыслей и эмоций или для вхождения в особое религиозно-психическое состояние "памятования". Медитация по книге Т. И. Ахмедова и М. Е. Жидко "Психотерапия в особых состояниях сознания" - это система духовной практики с достижением крайней умственной сосредоточенности сознания или крайней рассредоточенности сознания. Медитация подразумевает усиленную концентрацию на каком-либо предмете - этим предметом может быть все, что угодно - цветок лотоса, геометрическая фигура или концентрация на собственных физиологических процессах - расслабление мышц, дыхание, сердцебиение. Также возможна медитация на божество, при этом концентрация происходит на нем.

Страной с самыми распространенными медитативными религиями считается Индия. Практика йоги почти полностью состоит из медитации и подготовки к ней. Также своя система медитации разработана буддизмом. Под влиянием Индии в Китае сформировался даосизм и чань-буддизм, в которых тоже используется медитация. Присутствуют медитативные практики и в индийском и китайском тантризме, в мусульманском суфизме. При медитации человек, как и при гипнозе впадает в состояние транса, при этом процессы, свойственные для бодрствующего состояния отключаются. Медитацию также используют в психотерапевтических методах лечения. Некоторые психотерапевты не делают различий между такими состояниями сознания, как гипноз и медитация, считая гипноз лишь частным случаем медитации. Т. И. Ахмедов и М. Е. Жидко не разделяют такую точку зрения. Они считают медитацию менее структурированным процессом, чем гипноз. В своем мнение он опирается на медицинские исследования Л.П. Гримака - физиологическое состояние во время гипноза очень близко к состоянию естественного сна, в то время как состояние человека во время медитации ближе к напряженному бодрствованию. В отличие от гипнотических практик, которые могут воздействовать на человека не только открытым, но и скрытым образом, в состояние медитативного транса человек погружает себя исключительно добровольно. Поэтому в медитации может присутствовать очень сильное самовнушение.

Способы медитации бывают различны. Существуют особые техники дыхания, благодаря которым достигается медитативное состояние. Например, человек принимает определенную позу и не двигается, концентрируясь на дыхании и стараясь следить за ним, при этом не меняя ритм. Иногда дыхание сопровождают различными мысленными медитативными фразами, примерно такими, как "вдох…выдох…вдыхаю…выдыхаю". Подобная техника, описанная Т. И. Ахмедовым и М. Е. Жидко в книге "Психотерапия в особых указаниях" похожа на измененную буддийскую медитативную технику. Возможна концентрация на движение ноздрей при вдохе и выдохе. При этом человек не должен отвлекаться на паузы между вдохами и выдохами, на движение живота. Мысли также необходимо откладывать. Существуют и другие разновидности этого метода, где необходимо наблюдать за своим дыханием в области грудной клетки или в области живота. Йоговская техника ритмичного дыхания представляет собой различное сопоставление дыхания с ритмом пульса.

Обычно медитация сопровождается мантрой - медитативной речью. "Мантра - это слог, слово или стих, обладающие способностью воздействовать на сознание человека и помогающие в духовном совершенствовании, если их повторяют, слушают или размышляют над ними". Мантра может являться прямым самовнушением, например при многократном ежедневном повторении имени божества. Неудивительно, что оно начинает занимать центральное место в мыслях человека. В Обществе сознания Кришны основная мантра как раз является повторением имени бога "Харе Рама, Харе Рама, Харе Кришна, Харе Кришна".

При медитативной концентрации существует эффект воздействия формы на человека. Т. И. Ахмедов и Жидко М. Е. пишут "…изображение разнообразной формы и цвета оказывают различное влияние на психическое состояние человека". Зигзагообразная линия вызывает у человека чувство напряженности и тревоги. Плавная кривая создает чувство гармонии и успокоения. Квадрат связывают с завершенностью, круг с комической бесконечностью и гармонией. Также различное воздействие на психику могут оказывать симметричные и не симметричные фигуры. Поэтому многие геометрические фигуры считались священными в Древнем Египте, в античном и современном христианстве, буддизме, индуизме и других религиях. "…Концентрация внимания на фигуре со сбалансированным центром (уравновешенной фигуре) вызывает у человека чувство успокоения, а концентрация на несбалансированной фигуре - чувство дискомфорта, напряжения". В лайя-йоге используется концентрация на реальных или воображаемых фигурах - янтрах.

Еще один медитативный прием - техника "осознания", где человеку в одиночестве предлагается не спеша делать домашние дела такие, как работа в саду, уборка, приготовление пищи, стирка. Можно принимать ванну, совершать трапезу или отправиться на прогулку. При этом надо осознавать и отмечать каждый шаг, каждое движение, каждую мысль. Цель достигнуть измененного состояния сознания и овладеть искусством необычного самонаблюдения. Техника осознания легла в основу найкан-терапии - психотерапии разработанной в Японии священником Ишимом Йошимото. При этом пациент концентрировался на матери, отце, супруге, детях. Психотерапевт выявлял заложенное в человеке чувство вины и помогал осознать возможную любовь окружающих, не смотря на отдельные недостатки. Не смотря на возможную пользу от медитации в психиатрии, существует и вред от подобных практик. Независимо от различных техник и школ, при медитации возникают побочные явления. К ним можно отнести особую уязвимость к любому внушению извне. По отношению к человеку, находящемуся в измененном состоянии сознания, могут быть использованы множественные приемы воздействия на подсознательный уровень. Именно поэтому цыганки, гадалки, сектанты и другие мошенники пытаются заставить человека войти в транс. При медитации человек заведомо погружает себя в особое состояние, автоматически попадая в зону риска внушения. Если же человек медитирует в одиночестве, то все равно существуют отрицательные стороны на физиологическом уровне. Во время медитации происходит усиленная выработка эндорфинов - химических соединений, которые образуются в коре головного мозга. "Эндорфин приводит человека в состояние эйфории, его иногда называют "природным наркотиком" или "гормоном радости". Любовь, творчество, слава, власть - любое переживание, связанное с этими и многими другими категориями человеческого существования, повышает уровень эндорфина в крови". Также эндорфин является естественным обезболивающим средством. Наркотический "кайф" у наркоманов связан с получением больших доз эндорфина,а последующая "ломка" наступает после вывода искусственных эндорфинов, организм перестает вырабатывать, приспособившись к получению их извне. При медитации в кровь тоже попадает "гормон счастья" эндорфин, после чего обязательно следуют головные боли, депрессии, нервозность и тревожность.

В своей статье "Вред от медитации и от Трансцендентальной медитации (тм) в частности" А. Г. Ивакин ярко описывает возможный вред от медитации. Естественные наркотики, вырабатываемые корой головного мозга, оказываются в 100-200 раз сильнее любых внешних наркотиков, даже героина. В норме содержания эндорфина в крови не большое. Его выработка в больших количествах требуется человеку в особых ситуациях - беременности, родах и различных стрессах. Во время медитации мозг находится в очень напряженном неестественном состоянии: кровоснабжение прекращается, потому что нет мыслей, и, как следствие - мозг защищается, при этом происходит выработка большого количества эндорфина, приводящего к индуцированному ощущению "счастья". В конечном итоге медитация ведет к истощению и разрушению мозга. Человек делается более внушаемым и управляемым, что и является целью деструктивных тоталитарных организаций.

Скрытые манипуляции и гипнотические внушения могут быть направлены на различные цели, но, как правило, всегда является нежелательными для адресата. В деструктивных религиозных культах подобное воздействие может оказаться наиболее опасным для личности.

Чтобы заманить людей в секту, довольно часто используют приемы гипнотического внушения и манипулирования сознанием. Психика многих людей с легкостью поддается воздействию гипноза и манипулированию сознанием. Внушаемость зависит от индивидуальной особенности каждого отдельного человека. М. М. Бубличенко в своей книге "Гипнотические приемы в общении" приводит такие данные социологических опросов: "нужные представления удается внушить довольно высокому проценту людей - от 40% до 75%". Опытные сектанты умеют создавать правильный эмоциональный фон. Человеку кажется, что он находится в открытом доверительном общении, а на самом деле он подвергается внушению. В книге "Гипнотические приемы в общении" гипноз относится к понятиям, подтвержденным наукой, хотя полного объяснения ему пока нет. Гипноз является одним из орудий сект для вербовки и последующего удержания членов. Гипноз может применяться и в общении между двумя людьми, например с целью извлечения материальной выгоды. Действие зависит от опыта и способности внушающего человека и защиты объекта внушения. Современные сектанты часто используют описанные М. М. Бубличенко старые цыганские приемы попрашаек и гадалок. Они основаны на том, что грустному надо предсказать горе, веселому - радость. Существуют также методы групповой работы. Двое или трое мошенниц начинают одновременно разговаривать с человеком, вставая сразу с нескольких сторон. Происходит рассеивание внимания. При этом их речь очень быстрая, и человек не может воспринять такой поток информации, и впадает в состояние близкое к трансу.

Красочно описывает гипнотическое воздействие модный термин "зомбирование", про него есть много интересной информации. По Современному толковому словарю русского языка Т. Ф. Ефремовой: зомбирование - превращение человека в зомби: бездушного, беспрекословного, послушного чужой - обычно злой - воле. Сегодня персонажи зомби часто встречаются в кинематографе, литературе фантастического и фентезийного жанра, компьютерных играх, где существа зомби являются проявлением темных сил, лишенные собственной воли и, как правило, умершие. Если углубляться в толкование слова, то можно воспринять смерть не только, как физическую, но и как духовную, "…ты носишь имя, будто жив, но ты мертв". Т. А.Чернецкая, современный врач - терапевт, успешно занимающийся магией и экстрасенсорикой с использованием гипнотических приемов, в своей статье классифицирует виды зомбирования и описывает возможные происхождения этого понятия на примере мифов.

Гаитянский миф. На острове Гаити зомби - человек, впавший в кому по причине отравления колдуном. Жизненные процессы в организме замедляются настолько, что человека принимают за умершего и хоронят. Ночью колдун открывает гроб, оживляет человека, и он становится его зомби. В медицинском журнале НСБ (Национальная социальная безопасность) "Хранитель" описывается состояние комы и необходимое медицинское воздействие для спасения последующей мозговой деятельности. "В коме больной чаще всего дышит нормально. Но функция мозга настолько поражена, что нормального количества кислорода в крови ему недостаточно. Большее же количество обеспечивается только искусственной вентиляцией лёгких". Поскольку в гаитянском мифе человек, находящийся в коме, конечно, не получал современной специальной медицинской помощи, то по причине нехватки кислорода происходила не обратимая смерть клеток мозга, и человек становился легко подверженным внушению. Однако истории про гаитянских колдунов не являются доказанным фактом, их можно отнести только к мифам.

Американский миф. Фильмы ужасов с использованием зомби, отснятые в голливудском кинематографе, опираются на древние легенды, и поэтому могут называться мифами. Зомби, как правило, мертвые американцы, нападающие на дома, магазины в целях развлечения, либо в целях пропитания. Часто в фильмах присутствует неутолимый голод зомби, жажда поглощения живой человеческой плоти, легкая возможность заразиться здоровому человеку при обычном укусе, а так же человек убитый зомби может стать одним из них.

Советский миф. В СССР встречается миф о зомбировании, называемом по другому психотропным оружием, но практически нету ничего о зомби. Это может быть связано с тем, что власти нуждались в жестком контроле людей, а идея оживших мертвецов сама по себе являлась инакомыслием и не подходила для советского сознания.

В начале XX века СССР, Китай, Германия имели методику массового зомбирования своего населения. Она заключалась в том, что в людях уничтожались все положительные стороны личности. Появлялись духовные зомби, которые подчинялись вождям безоговорочно. В Советском Союзе шло активное изучение гипноза и внушения. Во многом это было связано с тем, что управление государства основывалось на диктатуре, и правительству требовались эффективные методы воздействия на людей. Свои труды контролю сознания посвящали: советский психолог и психотерапевт, исследователь проблем человеческих способностей и отношений В. Н. Мясищев; психотерапевт, участвующий в разработке библиотерапии - метода лечения, в котором использовали художественную литературу, содержащую особые слова с воздействием на подсознание И. З. Вельвовский; психиатр, профессор психиатрии Туркестанского университета Ю. В. Каннабих и многие другие.

В книге священника Лэй Чженьюаня "Внутренние враги" описывается, как в Китае детей заставляли смотреть на казнь тринадцати молодых людей и даже петь при этом патриотические гимны. Под песни детей на сцене появлялись танцующие артисты, и палач, который совершал убийства. После того, как было отрублено тринадцать голов, солдаты разрезали животы жертв и съедали их сердца. В те годы имели место и другие кровавые сцены, происходящие при детях. Целью партии было получить лишенных человеческих черт убийц, и толпу, спокойно смотрящую на смерть людей. Последствия зомбирования не исчезают сразу - одобрение действий вождей коммунизма и восхищение ими дошло до наших дней.

Применительно к сектам первым использовал термин "зомбирование" А. Л. Дворкин в своей книге "Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования". Среди отдельных способов зомбирования Бубличенко описывает такие, как изымание человека из привычной среды; полное прерывание старых связей и знакомств; дискредитация личных ценностей; смена режима дня на непривычный; использование сильнодействующих медикаментозных средств, отключающих сознание; а также специальная диета с отсутствием белков. Человек погружается в состояние безразличия, происходит частичная утрата памяти, потеря интереса к прошлому и будущему. После этого происходит активное внушение и гипноз.

Французский врач исследователь гипноза А. Льебо, заведующий кафедрой физиологии Нансийского университета профессор А. Бонн, профессор нансийской клиники внутренних болезней Бернгейм, австрийский психиатр душевных и нервных болезней Крафт-Эбинг и многие другие писали о возможности постгипнотического внушения, которое будет действовать очень длительное время, возможно даже до года. Также эти авторы сообщали о том, что в очень глубоких особых состояниях сознания можно добиться патологического расщепления личности, после которого загипнотизированные люди живут двойной запрограммированной жизнью - не только за себя, но и за внушенный образ. Противник гипноза Ж. Шарко (1825-1893), считая саму природу гипноза патологической, находил в нем несомненный вред. Защищая гипноз, А.А. Токарский (1859-1901) в своей работе "К вопросу о вредном влиянии гипнотизирования" писал, что медицински правильно проведенная процедура не должна причинять вреда, признавая тем самым, что гипноз, используемый без медицинского контроля, может нести в себе опасность для здоровья личности. Как и хирургическая операция, сделанная без показаний или неправильным образом, несет в себе только вред. Однако сейчас гипнотические техники внушения доступны всем и могут, как скрыто, так и в открытую использоваться в религиозных организациях с целью внушения. Используемый в сектах гипноз причиняет существенный вред человеческой психике. Руководствуясь соображениями выгоды, с помощью гипноза секты могут специально оказывать разрушающее действие на личность, чтобы сделать человека более управляемым и послушным.

Помимо вербального и невербального общения в современном мире существуют широкие технические возможности внушения с помощью видео и аудио - ряда через все средства массовой информации. В 1957 году занимающийся рекламным бизнесом Джеймс Вайкери, который был специалистом в области социальной психологии, провел свой знаменитый опыт в кинотеатре Нью-Джерси. Во время фильма на 1/300 долю секунды показывалась надпись "Кока-кола" и "Ешьте поп-корн". Даже те люди, которые были предупреждены об этом, не смогли заметить этой надписи. В результате эксперимента продажа кока-колы увеличилась на 17%, а продажа поп-корна на 50%. Этот метод с уникальной возможностью воздействия на подсознания запрещен в области коммерческой и политической рекламы. М.М. Бубличенко указывает на тот факт, что при определенном подборе частоты и цвета компьютерная графика способна воздействовать на психику человека. Распространяемые в социальных сетях мантры деструктивных сект обладают благозвучием. Люди с удовольствием слушают их под видом безобидной приятной музыки. Звуки могут оказывать влияние на эмоциональный фон. Также создаются и разрабатываются программы для релаксации, которые должны вызывать приятное чувство отдыха и комфорта. Эти программы, представляющие собой спокойную ритмичную музыку и цветные двигающиеся узоры, направлены на психокоррекцию и являются лишним доказательством возможности неосознаваемого внушения человеку нужных установок, "…цветовая гамма и музыка способны действительно "гипнотизировать", вводя человека в транс". Существует возможность распространения программ, действие которых имеет характер, подобный вирусам - эти программы могут контролировать сознание пользователя. Общество сознания Кришны планирует "духовно или с помощью электронных средств… оружием и приборами стереть врага с лица земли", врагами они называют инакомыслящих.

И все-таки "основной инструмент внушения - это слова. Любые визуальные приемы являются по сути лишь вспомогательными, облегчающими достижение цели". Хотя основным назначением речи в первую очередь является передача информации, "влияние звуков и речи на психическое состояние человека бесспорно". Влияние оказывает не только смысл сказанных слов, но и интонация, выразительность, темп, громкость и даже мелодичность речи. Такая современная наука, как психолингвистика рассматривает не только смысл и интонации речи, но и определенное звукосочетание слов. Некоторые слова звучат мягко, например - ласка, нежность, флаг. Другие слова могут звучать жестко - трава, рассвет, роза. Слова "приказы" как правило звучат жестко, в них часто присутствует звук "р", например - пробуждаю. Такие слова стимулируют к действию. Звуки речи делятся на гласные и согласные. Согласные бывают твердые и мягкие. Поэтому "…при воздействии словом важно не только его смысловое содержание, но и звуковая структура". Проведенные Т. И. Ахмедовым и М. Е. Жидко опыты показывают, как реагируют люди на различные гласные звуки и звукосочетания, какие возникают ассоциации. Самым высоким согласным тоном обладает звук "и", самым низким "у". Присутствие в звуке "и" как правило создает ассоциации связанные с чем-то маленьким. Присутствие в звуке "у" напротив вызывает ощущение крупного, широкого, большого. Также Т.И. Ахмедов описывает цветовое ассоциативное мышление. Звуки "а", "е", "и" - вызывают ощущение белого, светлого, желтого и красного; звуки "ы" , "о", "у" - ощущение мрачного, темного. Такие приемы не смысловой передачи информации часто используются многими людьми неосознанно, но при некоторых навыках возможно и запланированное специальное использование нужных интонаций, темпов речи, звуков, чтобы воздействовать на человека целенаправленно. Медитативные речи или мантры, используемые в разных религиозных верованиях, часто являются хорошим примером использования нужных сочетаний слов и звуков.

Также в медитации могут применяться танцы с использованием кружений и прыжков, что приводит танцующих к экстатическому состоянию и иногда к потере сознания.

Наиболее удачной классификацией приёмов внушения нам кажется классификация Потеряхина А.Л. , которую мы приводим ниже. Перечисленные ниже приемы являются иллюстрацией реализации некоторых указанных выше принципов. Поэтому своеобразным практикумом руководителя в использовании суггестии является овладение приемами внушения, которые можно разделить на три группы:

Приемы прямого внушения - совет, предложение, внушающее наставление, команда, приказ.

Приемы косвенного внушения - намек, одобрение, осуждение, "обманутое ожидание" и др.

Приемы скрытого внушения -трюизм, иллюзия выбора, предоставление всех вариантов, увязывание действительного и желаемого.

Приемы прямого внушения.

Совет и предложение - эти приемы наиболее эффективны в том случае, если объект проникся доверием к внушающему. Приемы прямого внушения требуют различной постановки голоса, интонации предложений, жестикуляции. Так, при использовании совета для внушения, тон должен быть мягкий, доброжелательный. В то же время, исследования психологов показывают, что многие люди не знают своих интонационных особенностей. В результате этого очень часто совет подается менторским тоном, естественно вызывающим внутренний протест у внушаемого. Чтобы избавиться от этого недостатка, нужно целенаправленно тренировать интонирование речи с использованием видеозаписи, магнитозаписи голоса .

Внушающее наставление характеризуется тем, что обращение руководителя, выраженное в императивной форме, без аргументации, обуславливает исполнительское поведение подчиненного. Словесными формами внушающего наставления являются повеление, указание, распоряжение, запрещение. Внушающее наставление поддерживается более эмоциональной интонацией и вселяющими уверенность жестами. Построение фразы и интонации не должны допускать критического восприятия. Текст произносится с чувством непреклонной уверенности, что подчиненный выполнит распоряжение. В отличие от команд и приказов, которые рассчитаны на срабатывание уже имеющегося навыка, внушающее наставление создает целостную установку деятельности. Чаще всего внушающее наставление применяется как индивидуальное средство, в целях выработки у подчиненных уверенности в себе, корректировки уровня притязаний, ослабления негативных привычек, изменения образа поведения. Условиями эффективности внушающего наставления в управленческом общении является прежде всего авторитет руководителя, а также отсутствие конфликтности в его отношениях с подчиненным, благоприятный микроклимат в коллективе фирмы, стиль и форма словесного выражения этого суггестивного приема .

Команды и приказы, как вид прямого внушающего воздействия, требуют точного и быстрого исполнения. Они рассчитаны на автоматизм поведения и представляют собой особый вид вербального воздействия, выраженный в краткой форме, точно определяемый существующими нормативными положениями или традициями. Команды отдаются твердым, спокойным голосом и повелительным тоном. Важно, чтобы указания проникали в подсознание сотрудников, по возможности, глубоко и однозначно. Тогда формируется глубокое комплексное восприятие .

К группе приемов прямого внушения вероятно следует относить и повторение. Большинство исследователей сходятся на том, что стимул, многократно направляемый реципиенту, дает эффект, которого невозможно достигнуть при едино-кратном использовании. Для достижения внушения часто недостаточно бывает подать внушаемое один раз. Чтобы добиться результата, его надо повторять. Но повторяя воздействие, следует стремиться к тому, чтобы внушаемое входило в сознание слушателей или читателей каждый раз по-новому, с помощью разных факторов, чтобы изменился способ подачи содержания. Сила внушения в таких случаях увеличивается, во-первых, за счет повторения воздействия внушаемой мысли .

Во-вторых, изменение способа воздействия внушаемой идеи гарантирует от пассивного и скрытого противодействия слушателей. Повторение не дает эффекта при отсутствии интереса у слушателя к информации. Оно также безрезультатно, если сообщение слишком легко усваивается или вызывает резкое сопротивление. Повторение не должно быть механическим. Стереотипное воспроизведение информации оказывается малополезным для суггестивного воздействия .

Повторение, как прием внушения, нужно осуществлять с учетом того, что повторное восприятие представлений, образов неизменно вызывает ассоциативное действие психики. С повторением информационных сообщений первичные ассоциации дополняются новыми на основе пространственных, временных, количественных, причинно-следственных отношений, отношений последовательности и т.д., которые возникают в сознании индивидов той или иной аудитории. В конечном итоге сформулировавшиеся ассоциативные ряды и цепи закрепляют в психике полученную информацию. Чем больше таких ассоциаций, тем вероятнее, что сообщения будут приняты сознанием реципиентов .

Приемы косвенного внушения.

Косвенное внушение подается не в императивной, а скорее в описательной форме: в виде рассказа, описания какого-либо случая, комментария, намека и др. Цель воздействия здесь выражена не прямо, а косвенно. Сила внушающего воздействия здесь определяется уровнем техники речи руководителя, его умением владеть голосом, мимикой, жестами, интонационно передавать чувства. Для ситуации управленческого общения косвенное внушение более приемлемо, так как оно не наносит ущерба личному достоинству подчиненного, не провоцирует запуск механизмов психологической защиты личности, что может наблюдаться при использовании некоторых приемов прямого внушения, например, приказа или команды. Косвенное внушение применеяется в условиях, требующих наиболее тонкого подхода к партнеру, в ситуациях, исключающих, с одной стороны, возможность убеждения, а с другой стороны, прямого внушения .

Основными приемами косвенного внушения являются намек, внушающее косвенное одобрение, косвенное осуждение и другие.

На использовании механизма косвенного внушения построен такой воспитательный прием, как намек. Заключается он в том, что руководитель, желая затормозить развитие нежелательного качества, не указывает на требуемое поведение прямо, не критикует, а идет к цели окольными путями. При намеке слова или выражения руководителя конструируются так, чтобы не полностью высказанная мысль могла быть понята только по догадке .

Намек - это путь, безусловно, щадящий самолюбие. Пользуются им в ситуациях незначительных нарушений, не подлежащих открытому обсуждению и наказанию . Применять его целесообразно по отношению к подчиненным, проявляющим эгоизм, тщеславие, снобизм, самодовольство, обидчивость, ревность, коварство, своекорыстие, хвастовство и раздражительность, а также часто прибегающих к помощи других. Готовность использовать этот прием к подчиненным, вызывающим симпатию у руководителей, невелика, однако возрастает при отрицательном отношении к объекту воздействия. Прием используется для оказания корректирующего влияния на людей, легко берущихся за выполнение поручений и не доводящих их до конца. Инициативность- полезная черта, но когда она бесплодна и только отвлекает людей, приходится производить мягкую коррекцию .

Намек может осуществляться в форме шутки, иронии, совета, аналогии. Внутренняя сущность намека в его направленности не на сознание, не на логику объекта, а на эмоции и внутренние установки .

Вместе с тем, шутка, ирония, аналогия, будучи действенным инструментом внушения, можегзадеть личное достоинство объекта, что может быть причиной появления контрсуггестивных барьеров. В связи с этим, внушающий должен чутко улавливать отношение объекта к предмету общения. Большое значение приобретает эмоциональны и фон ситуации общения. Здесь желательно создание "концертного настроения", формирование стойкого интереса к обсуждаемой проблеме .

Внушающее косвенное одобрение используется для формирования у подчиненного чувства уверенности в своих силах, положительного отношения к выполняемой задаче. Одобрение произносится с яркой эмоциональной окраской, в голосе слышится теплота, преобладает мягкий тон. В результате косвенного одобрения у объекта порождается ощущение чувства собственного достоинства, формируется установка, нацеленная на деятельность в подобном же плане. Внушающее косвенное осуждение по форме должно быть немногословно, лаконично. Интонационная окраска речи руководителя должна вызывать адекватное эмоциональное состояние партнера. Оно нацеливает внушаемого на коррекцию собственного поведения .

"Плацебо" - прием внушения впервые стал применяться в медицинской практике. Он заключается в том, что врач, прописывая больному нейтральное средство, утверждает, что оно обладает большим лечебным эффектом. Принимая такое лекарство, больной чувствует облегчение и даже выздоравливает .

В управленческом общении могут быть ситуации, в которых возможно применение приема "плацебо", в частности, в педагогических целях. Однако пользоваться им нужно крайне осторожно, так как раскрытие факта его использования воспринимается внушаемым как обман .

"Обходной маневр" - сущность этого приема, - пишет И.Д. Ладанов , - заключается в том, что какая-либо мысль или идея преподносится объекту как его собственная.

Обманутое ожидание может использоваться в управленческом общении как при дружеском отношении объекта к суггестору, так и при явно враждебном. Предпосылкой успешного применения, - по мнению И.Д. Ладанова , - этого приема является создание напряженной ситуации ожидания от оппонента вполне определенных действий. Предшествующие события должны сформировать у объекта строго направленный ход мыслей. При обнаружении несостоятельности этой направленности объект внушения оказывается в растерянности и без сопротивления принимает внушаемую идею.

Прием Сократа состоит в том, чтобы в ходе общения не дать собеседнику сказать "нет", а вынудить его все время говорить "да", т.е. к согласию с мнением суггестора .

"Свободный" комментарий был основан на теории рациональности внушения. Задачей такого комментария является создание определенного контекста для информации о фактах. Внушение здесь осуществляется, в частности, через подмену объекта суждения .

Иллюстрирование факта, cчитается, что подражание видимому образу осуществляется легче, а идеи и вера, как объект имитации, усваиваются на основе различных ассоциаций с этими видимыми образами .

Ю.А. Шерковин приводит приемы внушения, разработанные американскими психологами супругами Ли :

"Приклеивание ярлыков" наименованию основной идеи или явления "приклеивается" эпитет или метафора, чаще всего оскорбительные, вызывающие негативное отношение.Таким образом преднамеренно создается эмоциональная окрашенность слов или словосочетаний, которые ранее были нейтральными. Этот прием используется чаще всего для того, чтобы опорочить явление или предмет в глазах реципиента. Вместе с тем, этот прием может быть использован и для возвеличивания какого-либо явления, создания авторитета личности и т.п. То есть ярлыки могут нести и положительную окраску .

"Сияющее обобщение" заключается в обозначении конкретной вещи, идеи или личности обобщающим родовым именем, имеющим положительную эмоциональную окраску. Цель этого приема состоит в том, чтобы побудить партнера по общению принять и одобрить преподносимое понятие. Прием "сияющего обобщения" скрывает отрицательные стороны конкретной вещи, идеи или личности и, тем самым, не вызывает у реципиента нежелательных ассоциаций. Пример сияющего обобщения из современной жизни: "демократические преобразования" (преобразования происходят, но не обязательно все они демократические) .

Прием "переноса" или "трансфера":его суть заключается в побуждении партнера к ассоциации преподносимого понятия с каким-либо другим, имеющим бесспорную престижную ценность, чтобы сделать понятие приемлемым. Возможен также и негативный перенос через побуждение к ассоциации с явно отрицательными понятиями. Этот вариант, - отмечает Ю.А. Шерковин , - широко применяется для опорочивания идей, личностей, ситуаций, которые не могут быть дискредитированы логическим доказательством.

"Свидетельство" состоит в приведении высказывания личности, которую уважает или, наоборот, ненавидит партнер. Такое высказывание содержит оценку преподносимого явления. Эта оценка должна побудить реципиента к определенному, положительному или отрицательному отношению к обсуждаемому явлению. Здесь могут использоваться высказывания политических деятелей, известных артистов и т.п. .

"Игра в простонародность": при использовании этого приема сообщение преподносится преднамеренно упрощенно, с использованием обыденной лексики (иногда даже нецензурной), привычного для данной среды жаргона. Цель этого приема состоит в побуждении слушателя к ассоциации личности коммуникатора и преподносимых им понятий с позитивными ценностями из-за "народности" этих понятий или принадлежности их источника к "простым людям". При этом "простонародность" может демонстрироваться внешним видом, характером поведения, образом жизни .

Прием "перетасовки" cостоит в отборе и тенденциозном преподнесении аудитории только положительных или только отрицательных фактов действительности с целью внушения партнеру справедливости какой-либо идеи. Здесь происходит инспирирование фактов, которые приводят партнера к нужным выводам. Внешне же сохраняется видимость убеждения .

"Фургон с оркестром": этот прием состоит в побуждении партнера к принятию преподносимой в сообщении ценности, поскольку все в данной социальной группе ее разделяют. Апелляция ко "всем", -отмечает Ю.А. Шерковин , - учитывает, что люди, как правило, верят в побеждающую силу большинства, и поэтому хотят быть с теми, кто его составляет. Этот прием широко применяется в рекламе товаров и услуг. В управленческом общении использование этого приема состоит в апелляции к мнению коллектива.

Приемы скрытого внушения.

Приемы скрытого внушения в настоящее время находят широкое применение в медицинской практике, рекламе, частично используются в педагогической деятельности. После соответствующей адаптации они могут успешно применяться и в отдельных формах управленческого общения .

Трюизм - это очевидная истина, банальность. Однако высказывание такой очевидной истины в ходе беседы с подчиненным оказывает внушающее воздействие, потому, что происходящие в окружающем мире события люди склонны воспринимать на "свой счет", так, как будто все нацелено на них.Ценность этого приема заключается еще и в том, что, воспринимая банальность как адресованную себе, подчиненный не имеет возможности возражать. Однако в конкретной ситуации она автоматически предоставляет возможность конкретному руководителю дать вполне определенное задание данному исполнителю .

Очень эффективным приемом внушения является предоставление иллюзии выбора. Сущностью этого приема является констатация чего-либо посредством предоставления иллюзии выбора. Целесообразно использовать иллюзию выбора для предотвращения конфликтов, оптимизации психологического климата в общении руководителя и подчиненного .

Более сложным является метод предоставления всех вариантов, когда руководитель перечисляет или предоставляет все возможные варианты действий подчиненному, но мимикой, экспрессивными характеристиками голоса выделяет наиболее желательный ход событий. Этим методом, также как и в предыдущем, во-первых, констатируется или предполагается то, что подчиненный предпринимает какие-то действия. А во-вторых - на подсознательном уровне внушается наиболее целесообразный вариант этих действий .

Не представляет труда использование такого метода внушения как увязывание действительного и желаемого. В самом названии заложена схема его использования .

Ясно, что эти скрытые методы внушения, как и все остальные, не действуют автоматически, но они значительно расширяют коммуникативный арсенал руководителя и, следовательно, повышают эффективность управленческого общения .

В других источниках предлагается следующая классификация приёмов внушения.

Большой привлекательностью и ценностью обладает то, что труднодоступно или редко встречается, иначе говоря - мнимый запрет. Желая привлечь внимание сотрудников к чему-либо обыденному, руководитель может умышленно драматизировать ситуацию, подчеркнуть трудность и рискованность достижения цели, ограниченность возможностей для удовлетворения заявок и т.п .

Отступление - это приём внушения, который предусматривает, во время конфликта, возможность обличающей стороне излить недовольство, высказать публично свои жалобы, нелишне дать некоторое послабление, в особенности если действительно режим труда был напряженным, а также признание вины руководителя и наказание виновных. В ситуации же запущенного конфликта, при наличии негативного лидера, заинтересованного в дестабилизации положения в коллективе, необходимо прибегать к более тонким мерам. Нужно нейтрализовать негативного лидера и расшатать единство негативной группы. Сделать это можно путем противопоставления ему другого лидера и другой группы, правильно отражающей линию руководства. Эти же сотрудники должны развенчивать действия вожака .

Выжидание - приём, также использующийся в ситуации конфликта, неподчинения, противоборства сил, когда отсутствует необходимая информация о состоянии противной стороны и желательно получить дополнительную информацию о подчиненном. Ожидание, отсутствие видимых действий со стороны руководителя создают ситуацию неопределенности. Подчиненный, находясь в напряжении, связанном с каким-либо нарушением, конфликтом с руководством, ждет развязки с неблагоприятным для себя исходом и в этой ситуации совершает какое-то действие. Последнее представляет для руководства информацию о реальном состоянии подчиненного, о его мотивах и целях. Если выжидание становится слишком затяжным, то начальник может сам стать инициатором действий, пойти на обострение или на некоторые незначительные уступки, чтобы тем самым вызвать действие противоположной стороны .

В другом случае выжидание бывает целесообразным по другой причине. Видя, например, что сотрудник, совершивший поступок, подготовил приемлемую для него версию оправдания, начальник не спешит с разговором и разбирательством, а дает ему возможность разочароваться в своей версии и убедиться в бесполезности своей системы защиты .

Демонстрация усиления ресурсов - приём, при котором руководитель информирует подчиненного о том, что у него есть возможность увеличить собственные ресурсы в такой мере, что они будут намного превышать ресурсы подчиненного. Это может быть предъявление фактов нарастающей силы либо просто бурной деятельности. Подобная тактика способна вызвать ряд действий подчиненного: от дополнительной мобилизации своих ресурсов до признания своего поражения и согласия пойти на уступки, подчиниться. Используется этот прием в ситуациях конфликта, неподчинения и низкой результативности.

Маскировка ответственности - приём применим в воспитательных целях заключается в том, чтобы переложить ответственность за результаты работы на подчиненного. Это стимулирует деятельность, воспитывает самостоятельность, снимает избыточную тревожность. Начальник как бы уходит от руководства под каким-либо благородным предлогом: ссылается на занятость, некомпетентность, усталость, волнение или болезненное состояние. Подчиненному ничего не остается, как взять ответственность на себя. Следует, однако, отличать от этого приема попытку руководителя взвалить на подчиненного вину за низкие результаты труда. Сотрудник, как правило, в состоянии отличить, где, чья ответственность, а угроза начальника вызовет разве что защитную реакцию .


Эффективная гипнотическая коммуникация основывается на внушении. Задумайтесь о том, какие разнообразные формы внушения присутствует в вашей повседневной жизни. Вы встаете утром и спотыкаетесь о брошенные в коридоре кроссовки сына. Когда появляется он сам, вы переводите взгляд с обуви на него. Что вы внушаете этим взглядом? Твоя обувь не на месте. Убери. По дороге на работу вы проезжаете мимо рекламного щита. На картинке группа людей в восторге слушает радио. Внушение: вы станете счастливее, если будете слушать то же самое радио. Босс входит в ваш кабинет, усаживается и говорит: «Мы ищем человека на должность директора по проектам и хотели бы принять решение до конца месяца. Нам очень понравилось, как вы организовали и реализовали программу по обучению. Вы сделали большое дело, вас уважают сотрудники. Что вы думаете о новом проекте?» Это удвоенное внушение - вас рассматривают как директора проекта. А как вам убедить начальство в том, что вы и есть лучший кандидат? Вы останавливаетесь у банкомата по пути домой. Там очередь, а человек, стоящий за вами, курит сигару. Дым попадает вам в лицо. Вы оборачиваетесь, смотрите на сигару в его руке, а затем ему в глаза. Внушение: прекратите дымить. Вы ужинаете в ресторане. После еды официант подходит к вашему столику и спрашивает: «Показать вам десертное меню?» Внушение: он будет рад, если вы закажете десерт. Вы приходите домой, и ваша пятнадцатилетняя дочь выскакивает из комнаты с вопросом: «Ты не хочешь послушать мой доклад про особенности питания тюленей?» Внушение: вы хотите прямо сейчас сесть и послушать ее доклад.

Вы заметите, что эти типы внушения различны по степени директивности. Более того, одни из них вербальные (выражены словами), другие нет. В гипнотической коммуникации вы будете использовать как прямое, так и косвенное внушение.

Гипнотическое внушение

Технически, внушение - это предложение убеждений или действий, которые принимаются в отсутствие промежуточной или критической мысли . Другими словами, когда вы загипнотизированы и находитесь в расслабленном состоянии, ваше подсознание более чувствительно к внушению, чем когда вы полностью владеете собой. Внушение действует напрямую на подсознание, с легкостью становится убеждением, меняет поведение, стимулирует усилие или действие .
Вот несколько целей, которых можно достичь, используя внушение:

Основные типы внушений

Ниже описаны шесть основных типов внушений: расслабляющее, углубляющее, прямое, образное, косвенное и постгипнотическое.

Расслабляющее внушение

1. Расслабляющее внушение успокаивают, повышает вашу восприимчивость, фокусируя ваше внимание на внутренних ощущениях, тем самым отгораживая от внешней среды. Таким образом закладывается основа для дальнейшей процедуры.

Начните расслабление, почувствуйте, как нарастает это состояние, как вы с каждым вдохом опускаетесь все глубже и становитесь более восприимчивы к позитивному внушению.

Почувствуйте, как расслабляются ваши мышцы, шея и плечи, а вместе с ними раскрепощается и ваше сознание. Ваше сознание раскрепощается, помогая расслабиться всему телу, и вы все меньше и меньше внимания обращаете на окружающий мир.

Углубляющее внушение

2. Углубляющее внушение вводит вас в более глубокий гипнотический транс. Оно предусматривает концентрацию на конкретном действии, многократно усиливающую состояние транса. Углубляющее внушение можно сравнить с лифтом, который едет вниз, - стоит нажать соответствующую кнопку, и он опускается на следующий этаж. Три способа углубить внушение проиллюстрированы ниже:

Сейчас я начну обратный отсчет с десяти до одного, а вы можете представлять, что спускаетесь по ступенькам, с каждой ступенькой все ниже и ниже, ваше тело расслабляется все больше и больше, почувствуйте, как вы сходите, ступенька за ступенькой; расслабьтесь… десять… расслабьтесь… девять… восемь… семь… шесть… пять… четыре… три… два… один… глубже, глубже, расслабьтесь.
Ваши веки опущены, они такие тяжелые, что вы не можете их поднять. Они будто склеены, и вы не можете их разомкнуть. Ваши веки опущены, они так плотно сомкнуты, что их не раскрыть. Сейчас вы медленно сосчитаете до трех, думая о своих склеенных веках, и с каждой произнесенной цифрой ваши веки будут склеиваться все крепче. Попробуйте их разомкнуть… Раз… они не откроются… два… они плотно смежены. .. склеены, полностью склеены… три… ваши веки не разомкнутся.

Вы так расслабленно сидите на стуле, что ваше тело сливается со стулом, вы не можете встать со стула, вы не можете пройтись, вы неподвижны на стуле, как статуя. Вы статуя, сидящая на стуле. Вы так расслаблены, что не можете пошевелиться. Так расслаблены, что когда вы пытаетесь пошевелиться, у вас не получается. Когда вы пытаетесь пошевелиться, у вас не получается, ваше тело слишком расслаблено.

Прямое внушение

3. Прямое внушение применяется для того, чтобы направлять вас, и обучает отвечать определенным образом. Прямое внушение обычно бывает простым и конкретным. Оно часто используется в качестве введения и не требует богатого воображения в отличие от косвенного внушения, чью неотъемлемую часть составляют образы.

При данном внушении вы отзываетесь на слова, не на образы. Внушение может состоять из одного слова или нескольких предложений, которые инициируют немедленный отклик. Ниже приведены примеры самых типичных прямых внушений:

Сейчас вы вернетесь в прошлое, к тому моменту, с которого начались ваши проблемы.
Вам хочется спать, позвольте этой дреме завладеть вами, высвободите образы из прошлого.
Когда я досчитаю до трех, вы сможете говорить, и тогда опишите тот день, когда с вашей бабушкой случилось несчастье.

Образное внушение

4. Образное внушение дополняет другие типы внушения. Оно создает ментальные образы, подготавливая почву для расслабления или поощрения нового представления о себе, служит «репетицией» иного поведения или создает воображаемую среду, которая должна помочь перепрограммировать поведение пациента. Например, образ лестницы помогает при обратном отсчете во время действия углубляющего внушения. Образы из прошлого помогают оживить важное событие, воспоминание о котором вызывается прямым внушением. Применяя косвенное внушение, можно использовать любой образ или метафору: например, образ бурной реки вполне отождествляется с системой кровообращения, а образ поющей птицы - с надеждой.

Постгипнотическое внушение обогащается за счет использования образов и помогает вам успешно освоиться в новой роли.
Вы чувствуете себе сильным, как в молодости, когда отбитый вами мяч летел через все поле. Вы чувствуете биту в ладонях, радостное возбуждение готовности к подаче. Вы наносите мощный удар по мячу и видите, как мяч летит над ограждением поля, пока вы легко мчитесь от базы к базе. Вы так же энергичны сейчас, так же счастливы, так же уверены в себе.

Вы едете в то особенное место в пустыне Аризоны, где в это время года бывают восхитительные рассветы, что стелются над горизонтом, где воздух сухой и чистый, а вокруг - тишина. Все замерло. Так тихо, что вы слышите свои собственные мысли.

Вы находитесь на пляже, где ваш стресс буквально плавится и стекает с вашего тела, уносимый волнами; он просто тает и исчезает, а вы стоите и больше не чувствуете его тяжести. Вас охватывают легкость и счастье, мир и спокойствие.

Косвенное внушение

5. Косвенное внушение бывает двух типов. Внушение первого типа оперирует с помощью положительного эмоционального настроя, такого как счастье. Гипнотизируемого расспрашивают о его прошлом, выявляя событие, имевшее позитивную окраску. Во время наведения человека побуждают заново пережить его и связанные с ним положительные эмоции. Затем с таким событием ассоциируют простой ключ, который можно использовать позже, для того чтобы постгипнотически вызвать подобный эмоциональный настрой. Например, пациент вспомнил эпизод из детства, когда они с отцом шли на лодке под парусом. Вместе с воспоминанием его охватывает ощущение беззаботности, покоя и радости. Человек заново переживает все происшедшее под гипнозом. Он снова чувствует то беззаботное, непринужденное счастье. Вводится ключевое слово, ассоциируемое с этим состоянием. В данном случае им является слово «парус ». Теперь, чтобы испытать желаемый эмоциональный настрой, человеку нужно только мысленно произнести слово «парус ».

Второй тип косвенного внушения часто связывают с работой Милтона Эриксона. И хотя он не был первым, кто использовал эту технику, без сомнения, его идеи оказали наибольшее влияние в данной сфере. Он зачастую использовал долгие диалоги для введения клиента в состояние гипноза, рассказывая истории и используя аналогии, которые вызвали у клиента отклик, встраиваемый в их дальнейший образ действий. Результатом становились существенные перемены в бытии пациента: например, исчезновение хронических болей или модификация проблематичного поведения. В частности, если Эриксон работал с супружеской парой, у которой не ладились сексуальные отношения, он подходил к проблеме метафорично и повествовал об элегантно обставленном ужине, за которым еду не поглощают сразу, а неторопливо наслаждаются процессом.

Косвенное внушение очень индивидуально. Каждая аналогия, каждая метафора должна насколько возможно точно соответствовать жизненному опыту и складу больного. Например, если пожилой человек, всю жизнь проработавший плотником, пришел к гипнотерапевту, чтобы избавиться от боли в руке, то наведение должно быть построено таким образом, чтобы метафора была значима именно для этого человека. Например, наведение может развить образ «железного» дерева, чтобы подчеркнуть отличительные черты силы и цельности, которые ассоциируются с породами деревьев, с твердой, тяжелой древесиной. Наведение может звучать так:

Вы едете на машине по пустыне. Дорога длинная, и ветры дуют над ее поверхностью. Вдруг, за поворотом, вы видите «железное» дерево на холме. Одну из веток раскачивает ветер…

Затем следует глубже проработать метафору для достижения специфической цели. В данном случае это избавление человека от боли в руке.

Постгипнотическое внушение

6. Постгипнотическое внушение вводится во время и осуществляется после завершения наведения во время постгипнотической фазы. Этот тип внушения служит для избавления от вредных привычек, таких как курение, и для модификации поведения, например для улучшения межличностного общения на работе или для придания уверенности в себе. Вы слышите постгипнотическое внушение, воспринимая его на подсознательном уровне, затем приходите в полное сознание, а позже откликаетесь на полученное внушение на уровне подсознания.

Вот примеры часто встречающегося постгипнотического внушения:

В следующий раз, садясь за стол, вы поймете, что вам хватит меньшей порции еды. Вы наелись и удовлетворены меньшей порцией.

В начала нового рабочего дня вы почувствуете небывалое усиление мотивации. Вам станет легче звонить по телефону и продавать, потому что вы будете уверены в себе и спокойны. Вы всей душой поверите в продукт, который продаете.

После завершения этого наведения вы полностью потеряете тягу к курению.

Завтра вы войдете в аудиторию, в которой проходит экзамен, сядете, глубоко вдохнете и ответите на все вопросы спокойно и уверенно, легко и быстро вспоминая всю необходимую информацию.