Особенности влияния микроклимата дошкольного образовательного учреждения на состояние здоровья детей. «Создание благоприятного микроклимата в группе, как одно из важнейших условий сохранения здоровья детей Микроклимат в санпин для детских дошкольных учреж

Вентиляционный режим и правила проветривания дошкольных учреждений. Загрязнение воздуха, вместе с нарушением природного физического состава делает воздушную среду окружающую нас крайне неблагоприятной для жизни, что по последним научным данным заставляет организм человека 80% своих внутренних ресурсов затрачивать только на обеспечение возможности существования в ней.

Помещения с постоянным пребыванием детей (групповые, игровые, спальни, комнаты для музыкальных и физкультурных занятий и др.) следует обеспечивать чистым свежим воздухом. В теплое время года их держат открытыми, зимой их не заклеивают, чтобы иметь возможность 3–4 раза в день проветривать помещение. Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствии детей. Наиболее эффективное – сквозное и угловое проветривание помещений. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, и температуры воздуха в помещении.

Гигиенические требования к отоплению и отопительным приборам. Очень важно соблюдать в помещениях постоянный температурный режим, не допуская резких колебаний температуры воздуха. Оптимальная температура для групповой комнаты – 19–21°С, для зала – 18°С, туалетных – 20–22°С, бассейна – 29°С. В угловых помещениях температура воздуха должна быть на 2°С выше.

Еще по теме Микроклимат дошкольных учреждений.:

  1. Гигиенические требования к детским дошкольным учреждениям
  2. Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов объединенных дошкольных учреждений
  3. Гигиенические требования к оборудованию помещений дошкольных учреждений
  4. В целях предупреждения пищевых отравлений в дошкольных учреждениях предлагается:
  5. Гигиенические требования к цветовому оформлению помещений дошкольных учреждений
  6. Санитарно-гигиенические требования к доставке, приему, качеству, условиям хранения и реализации пищевых продуктов в дошкольных учреждениях

Основные помещения детского сада -- групповые комнаты -- по своим размерам должны обеспечивать потребности детей в движении и чистом воздухе. Если на одного ребенка приходится 4 м 2 площади, а высота помещения равняется 3,2 м, то кубатура воздуха на каждого ребенка составит около 8 м3, что соответствует основным санитарным нормам.

Окна в групповых комнатах проектируются на восток, юго-восток и юг. В каждой групповой комнате, спальне, а также в зале не менее 50% окон снабжаются фрамугами или форточками. В теплое время года их держат открытыми, зимой их не заклеивают, чтобы иметь возможность 3--4 раза в день проветривать помещение. Длительность проветривания зависит от разницы температур наружного воздуха и воздуха в помещении. Полноценный воздухообмен особенно важен в тех помещениях, где площадь групповых комнат меньше 50 м2 или высота потолка ниже 3 м.

Вытяжки центрального вентиляционного канала, которые также обеспечивают воздухообмен, нужно держать в исправности, систематически очищать от пыли и ни в коем случае не заклеивать.

Очень важно соблюдать в помещениях постоянный температурный режим, не допуская резких колебаний температуры воздуха. Оптимальная температура для групповой комнаты -- 19--21°С, для зала -- 18°С, туалетных -- 20--22°С, бассейна -- 29°С (температура измеряется на уровне роста детей, а в комнатах первого этажа -- на полу).

Радиаторы центрального отопления обязательно огораживаются. Ограждение должно легко сниматься при уборке, не задерживать излучение тепла, не иметь острых углов.

Использование в детских учреждениях временных или переносных отопительных приборов категорически воспрещается.

Не меньшее значение для здоровья детей, чем чистый воздух, имеет солнечный свет: он оказывает благотворное влияние на нервную систему, на усиление роста, на улучшение состава крови и обмена веществ. Под его воздействием у детей улучшаются самочувствие, аппетит, сон.

Хорошее естественное освещение достигается прежде всего благодаря достаточному количеству окон. Нормальным считается, если площадь застекленной поверхности окон равна 1/5--1/6 площади пола (световой коэффициент 1:5 или 1:6). Это значит, что при площади групповой комнаты в 50 м2, площадь всех окон должна быть равной 8--10 м2.

Необходимо постоянно следить за чистотой оконных стекол; их следует протирать не реже одного раза в неделю (зимой с внутренней стороны, а в теплое время года -- с внутренней и наружной). Загрязненные стекла задерживают 40--70% световых лучей.

В групповой комнате недопустимы занавески, загораживающие оконные стекла, тем более их верхнюю часть, так как в этом случае нарушается нормальная освещенность помещения, особенно в той части комнаты, которая удалена от окон. В случае необходимости (при слишком ярком солнечном освещении, вечером) окна закрывают легкими, свободно передвигающимися на кольцах занавесками из светлой хлопчатобумажной ткани. Не рекомендуется ставить на подоконники высокие растения, наклеивать на стекла аппликации. При соблюдении этих условий можно добиться наилучшей естественной освещенности комнат. Искусственное освещение оказывает большое влияние на состояние зрения детей. Оно должно отвечать гигиеническим нормам. В групповых комнатах норма искусственного освещения составляет 100 люкс при использовании ламп накаливания и 200 люкс -- при люминесцентном освещении. Иными словами, в групповых комнатах детей дошкольного возраста должно быть 8 светильников с лампами по 200 ватт каждая, а в групповых комнатах детей раннего возраста -- 6 светильников по 200 ватт.

Для детского сада рекомендуются светильники типа СК-300 «Электросвет» или Яблочкова, КСО-1, ШОД (школьного освещения диффузный). Нельзя использовать открытые снизу люцетты и лампы, не защищенные арматурой, так как они приводят к утомлению глаз. В крайних случаях при отсутствии необходимой арматуры обычные электролампы заменяются матовыми (но матовые шары диаметром 250 мм также не подходят, поскольку габариты ламп 200 и 300 ватт не соответствуют их размерам).

Люминесцентные лампы располагают в два ряда по всей длине комнаты или в виде буквы П, что позволяет создать равномерное освещение. Сохранить постоянное освещение можно лишь в том случае, если каждая перегоревшая лампа будет своевременно заменяться лампой такой же мощности.

Штепсельные розетки и выключатели располагают на расстоянии 1,8 м от пола, не ниже.

Большое значение для нормального освещения комнат имеет окраска стен, потолков и мебели. Освещенность помещения тем выше, чем больше световых лучей отражается от стен и потолков. Белая стена отражает 60% падающих на нее световых лучей, светло-желтая -- до 40%, синяя и голубая -- 25%, коричневая - 13%, черная всего лишь 1--2%. Поэтому внутренняя окраска стен, потолков и мебели должна быть выдержана в светлых тонах.

Казалось, ещё вчера малыша забирали из роддома, а сегодня его уже нужно вести в детский сад. «Как он там? Не обижают ли его? Поел или остался голодным? Не попал ли на сквозняк?» – такие тревожные мысли весь день не дают покоя его маме и папе.

Безусловно, каждый родитель хочет, чтобы из детсада ребёнок вернулся весёлым, сытым и, конечно, здоровым. Но если качественное питание и досуг зависят от добросовестности и профессионализма персонала воспитательного учреждения, то на здоровье ребёнка не в последнюю очередь влияет само здание детского сада – насколько хорошо оно может поддерживать благоприятный микроклимат.

Микроклимат для малышей

В своей книге «Здоровье ребёнка» известный врач-педиатр Евгений Комаровский уверяет, что у детей увлечение придуманными образами и событиями порой бывает настолько сильным, что они могут просто не замечать текущие изменения вокруг и продолжают спокойно играть даже при температуре тела 39оС. А о таких мелочах, как сквозняки или прохлада в комнате, дети и вовсе не задумываются. Значит, об устранении таких потенциально опасных факторов должны своевременно позаботиться проектировщики и строители детских садов, опираясь на разработанные санитарно-гигиенические нормы.

В частности, в недавно вступивших в силу СанПиН 2.4.1.3049-13 регламентируются все вопросы обустройства детских садов: пожарная безопасность, планировка и эргономика помещений, уровни освещённости и многое другое – вплоть до местоположения спален и игровых комнат относительно сторон света и даже габаритов детской мебели.

Но особое внимание в нормативах уделяется микроклимату. Например, указывается, что относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40-60%. Более сухой воздух сушит слизистые верхних дыхательных путей, тем самым снижает их способность противостоять болезнетворным бактериям, передающимся воздушно-капельным путём. Если же влажность выше нормы, то сырость создаёт идеальные условия для появления плесени, чреватой тяжёлыми аллергиями у детей.

Что касается температурного режима, то он регламентируется ещё более строго. В игровых помещениях не должно быть холоднее +21°C, а в спальнях – не ниже +19°C. При этом во все комнаты необходимо обеспечить постоянный приток свежего, но тёплого воздуха: он должен полностью обновляться каждые 20-30 минут!

Во время обязательных ежечасных проветриваний допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4°C. Да и само сквозное проветривание в зимнее время необходимо проводить в отсутствие детей. В тёплое время года допускается дневной или ночной сон малышей при открытых окнах, но опять-таки с обязательным условием – без сквозняков.

Нет необходимости объяснять, насколько опасны сквозняки для здоровья разгорячённых, вспотевших детей, увлечённых активными играми. Даже лёгкое движение холодного воздуха может привести к резкому охлаждению организма и повышению восприимчивости к любым патогенным бактериям и вирусам.

«Опасные для детского здоровья сквозняки могут возникнуть даже при плотно закрытых окнах, – говорит Ольга Логинова, директор по маркетингу компании CAPAROL, эксперта в области защиты и теплоизоляции фасадов зданий. – Если внешние стены слабо утеплены, то их обращённые в помещение поверхности в зимнее время могут быть на несколько градусов холоднее комнатного воздуха. Этого достаточно, чтобы по полу, на котором так любят играть дети, потянуло холодом, и возник так называемый «конвективный сквозняк» – верный способ заработать простуду».

Много проблем доставляют и старые окна с одинарным остеклением. Неплотно закрывающиеся створки не способны предотвратить продувание, а обращённая к помещению поверхность стёкол в зимнее время может охлаждаться до отрицательных температур даже при достаточной мощности отопления. Тогда на стёклах образуется наледь, а «конвективный сквозняк» в полной мере проявляет себя.

«Для детских садов особенно важны высокие теплосберегающие характеристики любых ограждающих конструкций – стен, кровли, окон, – добавляет Павел Абатуров, коммерческий директор Уральского филиала компании PROPLEX, первого российского разработчика и крупнейшего производителя оконных ПВХ-систем по австрийским технологиям. – Поэтому проектировщики предпочитают перестраховаться и использовать энергосберегающие пластиковые окна с монтажной глубиной не менее 70 мм и двухкамерным стеклопакетом толщиной до 42 мм. Такое окно по уровню теплосбережения аналогично кирпичной стене толщиной в полметра».

Стоит упомянуть, что современные окна с герметичными стеклопакетами и плотным притвором створок, исключающим возникновение сквозняков, хорошо справляются и с защитой от уличных шумов. А это крайне важно для здорового сна малышей. Согласно строительным требованиям, уровень шума в спальнях детских садов не должен превышать 40 дБ.

За стенами детсада

Традиционно в нашей стране детские сады возводились из кирпича или железобетонных конструкций. В советские времена необходимая теплозащита внешних стен достигалась почти исключительно за счёт увеличения их толщины. Но с введением в СНиП 23-02-2003 гораздо более жёстких требований по сопротивлению теплопередаче потребовалось использование высокоэффективных теплоизоляционных материалов. Обычно для этого применяют пенополистирол или минеральную вату, которые по сравнению с другими утеплителями имеют наилучшие показатели. К примеру, в климатической зоне Московского региона потребуется всего 120 мм пенополистирола или 130 мм минеральной ваты, чтобы обеспечить тепловую защиту на уровне самых современных строительных требований.

«Теплоизоляционный материал лишь в том случае может сохранить максимальное количество тепла и обеспечить благоприятный микроклимат в здании, если он размещён на внешней стороне стены и надёжно защищён от неблагоприятных погодных явлений. На этом принципе построены композиционные системы утепления фасадов с наружными штукатурными слоями, – отмечает Павел Шмелёв, архитектор московской архитектурной студии «Версия». – С точки зрения проектировщиков это оптимальный вид отделки для любых детских учреждений, будь то детские сады, школы или поликлиники. Ведь современный штукатурный фасад сочетает высокую энергоэффективность, долговечность и широкие дизайнерские возможности».

Штукатурные системы применяются не только для новых детских учреждений. Они отлично подходят и для реконструкции старых детских садов постройки 1950-70 гг. Эта доступная для муниципальных бюджетов мера снижает теплопотери постройки сразу на 40-50%, что позитивно отражается не только на микроклимате помещений, но и на расходах на отопление здания.

Учитывая неуёмную энергию малышей, их активные игры во время прогулок на свежем воздухе, фасад детского сада логично защитить от возможных повреждений. Денис Мельник, коммерческий директор компании «Игандика», реализующей в России широкий спектр материалов для отделки фасадов и интерьеров, считает, что в таких случаях уместно применение штукатурных составов с добавлением карбоновых волокон, которые придают системам утепления выдающиеся прочность и эластичность. Чтобы проиллюстрировать, какие нагрузки может выдержать фасад с карбоном, он приводит пример из своей практики:

«Мы применяли штукатурные составы на основе карбона в здании, где интенсивно используются инвалидные коляски. Ранее от ударов колёс штукатурка приходила в негодность в считанные недели. Но за год, прошедший после оштукатуривания стен системой CAPATECT (Caparol), на них не появилось ни единого следа от столкновений».

«В Германии штукатурки, содержащие карбоновые волокна, прошли жёсткий тест на «выживание» в условиях активных спортивных игр, – добавляет Роман Рязанцев, проект-менеджер компании CAPAROL. – Они испытывались по немецкому стандарту DIN 18032. Считается, если штукатурка выдержит 12 ударов хоккейной шайбой при скорости 18,0 м/с и 54 удара ручным мячом при скорости 23,5 м/с, то её смело можно смело применять в зданиях, где играют дети».

Дети нуждаются в красоте

Архитектор Наталья Попова в работе «Цвет в интерьере детских садов» так обозначила влияние колористики на малышей: «Цветовое решение интерьеров дошкольных учреждений активно воздействует на ребёнка. Оно либо положительно влияет на его развитие, самочувствие, в том числе психологическое; либо становится преградой, мешающей ребёнку проявить творческую индивидуальность, может отрицательно повлиять даже на процесс обучения».

С подобной точкой зрения согласны многие эксперты.

Известный испанский архитектор Алехандро Муньос Миранда, опираясь на подсказки авторитетных детских психологов, в городе Гренада спроектировал детский сад Rainbow Colored Kindagarten, где вставлены окна самых разных цветов. С использованием тех же принципов построен детский сад Kekec в Любляне – в здании все жалюзи на окнах раскрашены яркими цветами. Считается, что чем больше позитивных эмоций получает ребёнок в яркой обстановке, тем оптимистичнее будет его жизненная позиция в будущем.

В России тоже есть интересные проекты, воплощающие идеи о детском саде, который заботится одновременно и о физическом, и о психологическом благополучии ребёнка.

Так, в Екатеринбурге в районе Академический введён в эксплуатацию современный детский сад со штукатурным фасадом CAPATECT (Caparol), выкрашенным в яркие солнечные цвета. А в московском районе Южное Чертаново открыли построенный по индивидуальному проекту детский сад «Звёздочка», который имеет не просто красочный, но и очень оригинальный фасад.

«Чтобы обеспечить благоприятный микроклимат, для внешней отделки здания мы использовали штукатурную систему утепления CAPATECT (Caparol). Стены детского сада украсили необычные геометрические фигуры. Их было решено оживить долговечными фасадными красками CAPAROL, которые обладают способностью к самоочищению от грязи и копоти и не тускнеют многие годы, – рассказывает Сергей Иванников, главный архитектор этого проекта. – Кроме того, в садике созданы особые световые условия благодаря большим окнам нестандартной формы. В итоге обилие солнца в игровых и спальных комнатах положительно влияет на настроение детей».

Современные технологии для обустройства фасадов позволяют сделать дошкольные образовательные учреждения тёплыми в самые суровые зимы, комфортными в любую погоду и яркими даже в сумрачный день. Дети с удовольствием будут посещать такие детсады, да и вероятность заболеть в них будет несоизмеримо меньше, чем в серых и холодных зданиях.

Пресс-служба CAPAROL

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Ёлочка»

Подготовила педагог – психолог Бытотова А.Н.

Абакан 2016

Методы и приемы создания благоприятного микроклимата в группе детей младшего дошкольного возраста.

Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, поэтому воспитателю важно создать в группе благоприятный социально-психологический . В общении с детьми приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга. Позитивные отношения между детьми внутри группы - залог успешности их коммуникативного поведения в будущем. В неизбежны конфликтные ситуации. Дошкольники стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявить вежливое, доброжелательное отношение к ним, выслушать партнера.

Немаловажные задачи воспитателя - формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе, не просто умело разрешать острые ситуации среди воспитанников, но и, что более важно, не допускать их появления. В детском коллективе дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

Кроме того, социально – психологический микроклимат (СПК) в группе один из важнейших факторов благополучного протекания адаптационного периода, особенно у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В группе, где педагоги уделяют особое внимание налаживанию положительных взаимоотношений между детьми , жизнерадостны, мало ссорятся, умеют играть рядом, друг с другом.

Под социально-психологическим климатом понимается динамическое поле отношений в группе, влияющих на самочувствие и активность каждого ребенка и тем самым определяющих его личностное развитие и группы в целом. Социально-психологический климат проявляется как совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивному взаимодействию сверстников или взрослых с детьми, и включает в себя комфортность пребывания детей в группе.

Благоприятный социально-психологический климат в условиях детского проявляется в хорошем настроении детей в течение всего дня, доброжелательности по отношению к сверстникам и взрослым, способности детей занять себя интересным делом, отсутствии детей-аутсайдеров, отсутствии давления и манипулирования детьми со стороны взрослых, высокой степени эмоциональной включенности, , сопереживания.

В младших группах создание благоприятного микроклимата из налаживания взаимодействия между ребенком и воспитателем, налаживания общения и доброжелательных взаимоотношений между детьми.

Первым шагом, который делает воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, является осознание и анализ обстановки в группе, своих собственных взаимоотношений с каждым ребенком, взаимоотношений между детьми.

Для налаживания взаимодействия с детьми воспитателю необходимо установить доверительные отношения и эмоционально их поддерживать, организовать сотрудничество (совместную деятельность взрослого и ребенка), а при возникновении конфликтных ситуаций применять позитивные способы их разрешения.

Этому способствуют такие приемы как:

Обращение к каждому малышу по имени и своевременная похвала;

Проявление внимания к настроению, успехам, неудачам детей и поддержание стремления к самостоятельности в играх или при выполнении режимных процедур;

Участие воспитателя в совместной деятельности с детьми как равноправного партнера;

Отказ от физических наказаний и других дисциплинарных методов, которые обижают или унижают детей.

Для разрешения и отвлечения детей от конфликтов между собой полезно:

Играть в хороводные игры: «Пузырь», «Карусель», «Зайка беленький сидит», «Заинька попляши». Дети охотно играют, игры привлекают малышей разнообразием сюжетов, двигательных заданий. Играть в пальчиковые, настольно – печатные игры «Лото», «Домино»; заучивание мирилок, - организовывать совместные сюжетно-ролевые игры с куклами и другими : «Купаем куклу», «Оденем куклу на прогулку»; - организовывать рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в книгах; совместные наблюдения в природе, общественной жизни; коллективные работы художественного ; - использовать театральную деятельность.

Предметная среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка, вызывающей у него положительные эмоции. Необходимо продумать детали в группе с целью предотвращения возможных конфликтных ситуаций. Похожие игрушки вносятся в группу по количеству детей, детям разрешается приносить игрушки в детский сад погостить.

Особое внимание нужно уделять приходу в группу новичка :

заранее настраивать детей на знакомство с новеньким ребенком, встречать

его вместе с детьми, побуждать детей показывать новичку группу и игрушки . Обязательным условием правильно организованного взаимодействия с детьми, способствующего формированию положительной эмоциональной атмосферы, является учет индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка : характера, темперамента, привычек, предпочтений, вкусов и пр.

Так, дети с холерическим темпераментом гораздо лучше адаптируются к детскому саду, чем флегматики, которые не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Затруднения в адаптации испытывают также левши, что обусловлено преобладанием у них активности правого полушария, более чувствительного к воздействию отрицательных эмоциональных факторов.

Особого внимания требуют боязливые, беззащитные и неуверенные в себе дети. Им нужна своевременная помощь и поддержка, поскольку слабых детей любят обижать , дразнить и отвергать сверстники с противоположным типом поведения. Замкнутых детей , которые не общаются с остальными, нужно привлекать к совместной деятельности группы , чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы за конкретные действия и поступки.

Формированию благоприятной обстановки в группе способствует создание единой системы традиций и ценностей: празднование воспитанников, совместное изготовление несложных для именинников, ритуалы начала и завершения дня.

Например:

- Стенд «Здравствуй, я пришел!» с фото детей - приходя в д/с, ребенок переворачивает лицом свое фото к окружающим, заявляя о своём присутствии в группе.

- «Утро радостных встреч», дети после выходных рассказывают: кто, чем занимался в выходные дни, где были, рады снова видеть друг друга. Вся группа приветствуют сверстника после болезни, дети рассказывают о событиях, которые произошли в детском саду в его отсутствие.

- Уголок настроения - Приходя утром в детский сад, дети отмечают свое настроение (к своей фотографии прикрепляют шарик, магнит соответствующего цвета). В течение дня, если настроение у ребенка меняется, то и цвет шарика на доске он тоже меняет.

- Ковер мира . Использование принципа М. Монтессори. Ковер постоянно находится в игровой зоне, и по мере необходимости дети его берут, раскладывают, садятся на него (каждый около своего имени) и на ковре обсуждают возникшие проблемы, ссоры (кто-то не уступил игрушку, кого-то не приняли в игру). Затем дети мирятся.

- Можно выбрать эмблему и девиз группы: «Хоть свет наш слаб и мы малы, но мы дружны и тем сильны».

- «Шкатулка добрых дел». Каждую пятницу подводить итоги добрых дел. За каждый хороший поступок дети кладут в нее красную фишку, за каждый плохой поступок - синюю. Таким образом, определяются количество добрых и злых дел и размышляют, почему так случилось. Общий анализ поступков объединяет и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.

- «Волшебный мяч» - Дети встают в круг. Передавая по кругу «волшебный мяч», они называют доброе дело или с кем в группе дружат.

- «Цветок успехов» - В серединке цветка – фото ребенка, на лепестках его достижения.

- «Звезда недели» : в середине большой звезды - фото, на концах звезды записывается информация о ребенке, которой он гордится.

- «Дерево добрых дел» панно с кармашками на каждого ребенка, куда вкладываются «фишки» за каждый добрый и полезный поступок, дело (в конце недели дети поощряются).

- «Коврик злости» - резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться; Использование в течении дня игры- правила: «Кричалки – шепталки - молчалки», «Поём - молчим» (для выброса накопившейся отрицательной энергии у детей).

Доброжелательная улыбка воспитателя, взгляд, мимика, совместные выполнения трудных для ребенка заданий, выслушивание, сочувствие, одобрение, поддержка создание общего эмоционально-позитивного микроклимата в группе поможет детям лучше узнать друг друга, будет способствовать установлению доверительных и доброжелательных отношений между ними и личностному развитию каждого ребенка.

Создание благоприятного микроклимата в группе

    Мотивация деятельности.

Ритуалы «Утреннее приветствие», «Минутки вхождения в день», «День радостных встреч».

- «Доска настроения», «Доска желаний», «Кубик - нделька».

    Профилактика и психологическая коррекция негативных эмоциональных состояний детей.

- «Сонные игрушки», «Шкатулка добрых дел», «Панорама добрых дел».

Релаксация.

Коррекционные игры.

Объединяющие игры с воспитателем.

    Целенаправленная работа по развитию и закреплению нравственных представлений и навыков эффективной их реализации в общении и игре.

- «Правила группы». Совместно с детьми разработать правила группы Что можно делать, что нельзя.

Дидактические игры.

Занятия, беседы по нравственному воспитанию.

    Учет физиологических и психологических возможностей детей при организации педагогического процесса.

Учет особенностей здоровья детей;

Учет индивидуальных особенностей детей;

Соблюдение режима дня;

Соблюдение требований к физиологической нагрузке для детей в течении дня (смена видов деятельности, использование различных видов игр, физминуток, гимнастик (зрительной, речевой, утренней, просыпательной и др.), Соблюдение времени занятий и т.д.).

    Работа с семьей по выработке единых требований и методов воспитания (индивидуальные беседы, родительские собрания, совместные походы в театр, зоопарк, детские центры и т.д.).

- создавайте в группе единую систему традиций и ценностей, этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дня рождения воспитанников.

- особое внимание следует обратить на «изолированных» детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действия или поручения.

- распределять между воспитанниками поручения.

Контроль за условиями содержания детей в детских садах и школах осуществляется государственными регулирующими органами. Их главная задача состоит в соблюдении установленных нормативными документами норм. Согласно правительственным постановлениям были разработаны специальные документы, определяющие допустимые условия в учреждениях для детей.

Допустимые и рекомендуемые нормы содержания детей в учебных заведениях, которые попали в нормативные регулирующие документы, были установлены еще несколько десятилетий назад. Нормы были определены на основе научных исследований. Условия, определяемые нормами, наиболее способствуют сохранению детского здоровья. Правильность требований нормативных документов была подтверждена долгой историей наблюдений, при отклонении от норм в отдельных учреждениях неизбежно наблюдается всплеск заболеваемости у посещающих их детей. Таким образом, любое детское учреждение должно стремиться максимально придерживаться установленных норм.

Наиболее важными показателями, за которыми обязаны следить в детских учреждениях, являются:

  • температура воздуха во внутренних помещениях детских садов;
  • влажность воздуха;
  • свежесть воздуха.

Стоит отметить, что нормы по этим показателям приблизительно одинаковы на всей территории бывшего Советского Союза. Это является следствием не только общей физиологии детей, но и того, что новым государствам достались в наследство все нормативные документы Советского Союза, с тех пор не произошло их особой коррекции. Таким образом, эта статья является актуальной для всего СНГ и нескольких других стран по состоянию на текущий год и следующий 2019-й.

Требования к показателям в детских садах

Для детских садов нормы следующие: в игровых комнатах температура не должна опускаться ниже 21 градуса Цельсия, рекомендуемая температура – 24 градуса. В спальных комнатах допустима более низкая температура, до 18 градусов, рекомендуется довести температуру до 22 градусов Цельсия. Указанные температуры обязательны для местностей, имеющих среднюю температуру в январе ниже -14 градусов Цельсия.

Из прочитанного может сложиться впечатление, что чем выше температура во внутренних помещениях детского сада, тем лучше. На самом деле, слишком высокие температуры могут быть еще более вредными, чем низкие. Так, если временные и незначительные отклонения в сторону понижения температуры ниже рекомендуемого уровня допускаются, то обратные отклонения являются крайне нежелательными. Для игровых комнат максимально допустимая температура составляет 24 градуса Цельсия, а для спален – 22 градуса.

Существуют четко определенные нормы для влажности воздуха, ее значение должно составлять от 40% до 60%. На практике далеко не всегда следят за правильным значением этого показателя. Это весьма прискорбно, так как приборы для определения уровня влажности не являются тяжело доступными или сложными в обращении и эксплуатации. Тем не менее следить за влажностью воздуха необходимо, поддержание оптимального уровня влажности хорошо влияет на сопротивляемость организма заболеваниям, а неблагоприятная влажность повышает риск заболевания различными недугами, особенно дыхательных путей.

Для свежести воздуха не указаны точные количественные нормы, однако отмечено, что проветривания должны проводиться регулярно. Именно проветривания являются основным и единственным фактически доступным в большинстве детских садов способом поддержания приемлемого уровня свежести воздуха.

Согласно нормативам, проветривание должно осуществляться периодически в течение всего дневного времени суток. Одностороннее проветривание допускается и в присутствии детей в помещении. Двухстороннее проветривание, то есть сквозняком, должно проводиться во время отсутствия детей. Зимой перед тихим часом в спальнях сквозное проветривание заканчивается за полчаса до прихода группы детей.

Одностороннее проветривание рекомендуется проводить и во время самого тихого часа, когда воздух прогреется после двухстороннего проветривания. Однако важно помнить, что сквозное проветривание должно быть прекращено за полчаса до начала тихого часа, а одностороннее – за полчаса до его конца. В теплую пору года одностороннее проветривание проводится постоянно как в дневное, так и в ночное время суток.

К сожалению, нормы состояния воздуха во внутренних помещениях детских садов систематически нарушаются в большинстве учреждений. За влажностью воздуха никто, по сути, не следит, проветривания проводятся с разной частотой, но практически всегда с недостаточной. Температура в помещениях, как правило, намного выше рекомендуемых норм, нередко она превышает уровень в 30 градусов Цельсия и редко когда бывает ниже 28 градусов.

Высокая температура и эпизодичность проветриваний приводят к сильному высушиванию воздуха в детских садиках. Последнее обстоятельство не сильно заботит руководство учреждений хотя бы потому, что оно вообще не следит за показателями влажности. Найти в детском саду гигрометр (прибор для измерения уровня влажности) – большая редкость. Слишком низкая влажность воздуха в детских садах представляет собой большую проблему, которая способствует высокой заболеваемости простудными заболеваниями.

Интересно, что зачастую руководство детских учреждений использует превышающую норму температуру воздуха как средство борьбы с заболеваемостью среди детей. На самом же деле, температура выше рекомендуемой, высушивая воздух, только увеличивает заболеваемость. Рекомендуемая температура вполне достаточна для комфортного состояния детского организма, а вот низкая влажность воздуха высушивает слизистые поверхности дыхательных путей. Слизь на дыхательных путях выполняет важную функцию, она обеспечивает местный иммунитет. Если она высохнет, то уязвимость организма к заболеваниям резко вырастет. Высохшая слизь теряет свои иммунные свойства, в то же время она является отличной питательной средой для развития различных микроорганизмов, в том числе и болезнетворных. Напротив, на увлажненных слизью дыхательных путях болезнетворным микробам тяжело закрепиться, даже если они смогут зацепиться, то сразу же подвергнутся воздействию местного иммунитета.

Особо важно значение поддержания оптимальной влажности в холодную пору года. В это время дети большую часть суток проводят в закрытых и натопленных помещениях. Следовательно, большое количество детей, сосредоточенных в одном месте, создают отличные условия для распространения заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, то есть через дыхательные пути. Не стоит недооценивать опасность сухого воздуха, по научным сведениям именно недостаточная влажность воздуха является одной из основных причин возникновения следующих заболеваний:

  1. Гайморит.
  2. Тонзиллит.
  3. Бронхит.
  4. Отит.
  5. Воспаление легких.
  6. Аллергические заболевания дыхательных путей.

Таким образом, сухой воздух может привести к появлению у ребенка астмы и прочих малоприятных заболеваний.

Дополнительные осложнения вызывает то, что дети намного хуже взрослых переносят жару. Обмен веществ и, соответственно, теплообразование у детей более интенсивные, при этом отдача тепла в окружающую среду происходит главным образом посредством выдыхания воздуха.

Таким образом, для детей комфортная и безопасная температура окружающего воздуха более низка, чем для взрослых. Высокая температура окружающей среды приводит к излишней потливости, загустеванию крови, неблагоприятным условиям работы внутренних органов. Так как теплоотдача происходит преимущественно посредством выдыхания воздуха, то дыхательные пути у детей пересушиваются еще сильнее, чем у взрослых.

Важно знать, что большинство инфекций, которые вызывают ОРВИ, очень плохо переносят холодный воздух, особенно если перемена температуры произошла быстро, отлично себя они чувствуют в сухой и теплой атмосфере. Таким образом, жаркая и сухая среда в детских садах способствует распространению инфекций, которые передаются воздушно-капельным путем. Напротив, частые проветривания увлажняют воздух и понижают концентрацию болезнетворных микроорганизмов в воздухе.

Способы достижения идеальных параметров

Однако не всякое проветривание повышает влажность воздуха. Чем холоднее воздух, тем меньше он содержит влаги, поэтому проветривания в холодную пору года не всегда могут помочь поддержать оптимальную влажность воздуха в помещении. Для того чтобы создавать оптимальные условия для детей, необходимо, прежде всего, завести в каждой комнате термометр и гигрометр. Персонал детских садов должен мониторить их показания.

Температура воздуха должна оставаться оптимальной, тогда влажность воздуха не будет падать слишком сильно. Дополнительно повысить влажность можно с помощью увлажнителя воздуха – специального прибора, насыщающего воздух водой. Предпочтение стоит отдавать ультразвуковым приборам, паровые увлажнители не вызывают одобрения специалистов. Желательно ограничивать доступ воздуха к батареям отопления, для этого их стоит закрывать специальным экраном или кожухом.

Не всегда есть возможность поддерживать идеальные показатели воздуха. Однако стоит добиваться наибольшего соответствия реальных и рекомендуемых показателей, чем более близкими к эталонным окажутся реальные показатели, тем ниже будет заболеваемость в учреждении.