Как ребенку 1 3 месяца. Навыки и развитие ребенка в год и три месяца

За свой первый год жизни ваш чудесный малыш значительно изменился. Он вырос на 20-25 см, утроилась его масса тела, он научился самостоятельно пить из чашки, ставить ее на стол, пользоваться во время игры предметами, возможно, он умеет ходить. Кроме всего этого, ваш ребенок, наверняка, понимает названия многих предметов, знает свое имя и имена окружающих его людей, умеет общаться, используя простые слова, понимает ваше «нельзя», выполняет несложные просьбы, заученные действия… Как много достижений за такой короткий период! Почувствовали гордость за своего кроху?

Стартовал второй год вашей удивительной жизни

В первом полугодии второго года жизни в основном происходит совершенствование и закрепление тех умений, которые возникли в конце первого года жизни. Прежде всего, совершенствуется ходьба.

К полутора годам малыш может перешагивать через препятствия приставным шагом, начинает бегать. В этом возрасте ребенок очень подвижен - за день он пробегает по нескольку километров. И при этом не устает! У малыша появляются представления о расстоянии и расположении предметов в пространстве. А повышенная двигательная активность усиливает интерес ко всему, что его окружает. Юному исследователю хочется все потрогать, попробовать на зубок.

Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе. У разных детей освоение собственных возможностей происходит в разное время.


Однако существуют возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать ходить, бегать, рисовать, говорить, читать, писать…

Все эти рамки показывают родителям, не позже какого срока должна развиться та или иная функция. Если она не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, если малыш серьезно болен или когда с ним никто не занимается.

Познакомьтесь с навыками, которые ребенок должен приобрести к определенному возрасту. Не огорчайтесь, если ваш малыш пока кое с чем не справляется. Это вам подсказка - в чем ему надо поупражняться.

Ведь стоит уделить ребенку хотя бы немного внимания, обучать его через игру, что-то рассказывать, показывать ему картинки, читать книги, как он начинает умнеть, взрослеть не по дням, а по часам. Но если ваше беспокойство не проходит, малыш не умеет многое из того, что положено в его возрасте, - обязательно проконсультируйтесь с педиатром и психологом.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Подписаться

Физическое развитие ребенка:

  • Делает попытки слезть с высокого стула.
  • Хорошо ползает; преодолевает несколько ступенек лестницы на четвереньках с одинаковой легкостью что вверх, что вниз.
  • С поддержкой шагает по лестнице.
  • Ходит без поддержки.
  • Путешествует по жилым помещениям: от ползания переходит к ходьбе, от ходьбы - обратно к ползанию.
  • Умеет пятиться задом.
  • Может взбираться на мебель.
  • Хорошо сидит на детском стуле.
  • Ловко бросает мяч, пинает его (хотя зачастую и промахивается), катает мяч.
  • Пользуется различными бытовыми предметами: зубной щеткой, чашкой, блюдечком, ложкой, расческой и т. д.
  • Может самостоятельно принимать пищу.
  • Открывает доступные ему дверцы шкафов и тумбочек, вытаскивает обнаруженные там предметы.
  • Помогает взрослому при одевании: рукой ищет рукав, сам ставит ножку в обувь.

Показатели ребенка от 1 года до 1 года и 3 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

74.78-75.78 см

10.045-10.665 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки


Психическое развитие ребенка:

  • Малыш любит игры с мячом.
  • Очень интересуется содержимым шкафов: открывает дверцы, выдвигает ящики, выбрасывает содержимое шкафов наружу и подолгу рассматривает его.
  • Пользуется посудой, туалетными принадлежностями.
  • Любит «говорить» по телефону.
  • Любит прогулки; торопясь гулять, помогает при одевании.
  • Активно демонстрирует свои чувства: обнимает и целует любимую игрушку, человека, которого любит.
  • Если его обязывают делать то, что он не хочет, - злится и всем своим видом демонстрирует независимость.
  • Близких людей знает не только по лицам, но и по именам; понимает, о ком говорят, когда произносят имя.
  • Правильно выполняет такие указания, как «Возьми ложку», «Дай игрушку», «Брось мячик» и т. д.
  • Проявляет интерес к более сложным, чем игрушки, предметам, интересуется их устройством.
  • Любит выкладывать предметы из коробки и складывать их обратно; закрывает коробку крышкой.
  • С удовольствием играет в кубики: ставит их один на другой.
  • Может играть с доступными ему бытовыми предметами: обувью, шкатулкой, коробкой, чашками, кастрюлькой, косметическим набором мамы, шляпой и т. п.
  • «Разговаривает» с предметами, с которыми играет.
  • Пытается рисовать.
Какая гимнастика рекомендуется в этом возрасте?

Детям нельзя навязывать выполнение упражнений. Поэтому постарайтесь превратить гимнастику в увлекательную игру, в которую вы можете играть и дома, и во время прогулок. Можете выполнять упражнения под музыку, чтобы было веселее.

Занятия проводите ежедневно или один раз в два дня, через 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна в течение 10-12 минут.

На малыша наденьте шортики, маечку и носочки. Занятия выполняйте при открытой форточке или в проветренной комнате.

Прежде чем приступить к веселой гимнастике, приготовьте все необходимое. Вам понадобятся: забавные игрушки, обруч, большой мяч, палка или доска, ящик, коврик.

Первые самостоятельные шаги

Взрослый стоит на полу, держась за какой-нибудь предмет, например, стол, диван, кресло или прислонившись к нему. Поманите ребенка яркой игрушкой, то приближая ее, то отдаляя от малыша. Повторите 2-4 раза.

Приседайте, держась за обруч

Малыш держится обеими руками за обруч, который находится в руках у взрослого. По команде «Сядем!» ребенок приседает, не отпуская обруча. Приседайте вместе с ним. Повторите 5-6 раз.

Проползание через обруч

Взрослый держит обруч, через который видна игрушка, привлекающая внимание малыша. Ребенок проползает через обруч и выпрямляется. Можно положить игрушку повыше, например, на стол. Это заставит ребенка тянуться за ней. Повторите 4-6 раз.

Проползание под препятствием (палкой или доской)

Установите препятствие на высоте 30-50 см. После проползания предложите ребенку достать игрушку, положенную на табурет высотой 40-45 см. Повторите 3-4 раза.

Сгибание и разгибание туловища

Посадите ребенка к себе на колени. Зажмите своими бедрами его голени. Проводите сгибание и разгибание туловища малыша. Повторите 3-4 раза.

Катание мяча

Сядьте с ребенком на пол друг напротив друга, широко расставив ноги. Катайте большой мяч в любом заданном направлении. Повторите 6-8 раз.

Залезание на предмет (ящик, диван)

Вначале предложите малышу залезть на ящик высотой 10-15 см, а потом на диван высотой 40 см. Повторите 2-3 раза.

Приседание за игрушкой

Положите 2-3 игрушки в разных концах комнаты. Побуждайте ребенка приседать, чтобы он поднял игрушки. Повторите 2-3 раза.

Бросание мяча

Ребенок стоит без опоры, держа большой мяч двумя руками. Пусть он бросает мяч двумя руками в любом направлении. Повторите 4-6 раз.

Поднимание ног

Ребенок лежит на спине на коврике. Держите крепко палку над его ногами на высоте 50–60 см. Малыш должен поднимать ноги, стараясь дотянуться ими до палки. Повторите 3-4 раза.

Ходьба

Малыш стоит без опоры. Побуждайте его к ходьбе по комнате на расстояние 5-8 метров, оказывая ему необходимую поддержку. Повторите 2-3 раза.

Ваш малыш только что отпраздновал свой первый "юбилей" — ему исполнился годик. Он многому научился за этот год. Должен ли теперь измениться стиль его питания?

Пожалуй, можно сказать, что у вашего крохи наступил переходный этап в питании. Он теперь больше не грудничок. Малыш станет все больше осваивать "пищевую среду" и приближаться в своих пищевых привычках и пристрастиях к взрослым. Но крохе требуется некоторое время, чтобы постепенно перестроиться на новый стиль еды.

К этому возрасту в пищеварительной системе малыша тоже произошли большие изменения. Во-первых, он уже обзавелся собственными зубами. Как правило, к 1 году у детей бывает по 6-10 молочных зубов. Стремительно совершенствуются жевательные навыки малыша. В этом процессе не последнюю роль играет интерес к пережевыванию пищи, которая "достается" крохе в крупноизмельченном или даже неизмельченном виде. Во-вторых, значительно выросла активность пищеварительных ферментов, вырабатываемых в различных отделах пищеварительного тракта малыша. Это значит, он уже готов переварить и усвоить гораздо более сложные продукты, нежели полгода назад. В-третьих, ребенок уже познакомился со многими вкусами блюд, у него, вполне вероятно, уже сформировались те или иные вкусовые предпочтения. Дальнейшее видоизменение питания должно быть сопряжено не только с увеличением питательности рациона, но и с расширением вкусовых познаний малютки.

Как правило, кормления грудью после 1 года происходят рано утром и поздно вечером, перед сном. Нередко еще в этом возрасте сохраняются и ночные кормления. В этом нет ничего страшного: грудным молоком невозможно перекормить. Кроме того, последние исследования позволяют с уверенностью сказать, что ночные кормления грудью не только не повышают риск развития кариеса, но и напротив — предотвращают его развитие. Антитела, содержащиеся в грудном молоке, сдерживают рост стафилококка, являющегося основной причиной развития кариеса.

Если малыш уже перестал получать грудное молоко, но продолжает "прикладываться" по ночам к бутылочке со смесью или даже соком, то этому нужно положить конец. К сожалению, смеси отличаются по свойствам от грудного молока. Поэтому их употребление, особенно в ночное время, значительно повышает риск развития кариеса. Дело в том, что после них, как и после любого приема пищи, кислотно-щелочной баланс в ротовой полости сильно смещается в кислую сторону, что создает предпосылки для разрушения зубной эмали. Да и вообще, малыша к полутора годам уже следует отучить есть ночью (это не относится к кормлениям грудью), так как это нарушает сон, ухудшает аппетит в течение дня и не дает выспаться родителям.

Когда и сколько кормить ребенка?

До 1,5 лет можно оставить малышу пятиразовое питание, но если вы замечаете, что ребенок отказывается от последнего (пятого) кормления, значит, его пора перевести на "взрослый" четырехразовый режим: завтрак, обед, полдник и ужин. В этом случае интервалы между кормлениями составляют 3,5-4 часа. Именно за этот период, согласно данным исследований, съеденная пища эвакуируется из желудка крохи, то есть он готов к следующему приему пищи. Следует довольно четко выполнять установленный режим питания: старайтесь не отклоняться от "графика" более чем на 15-30 минут. При соблюдении режима кормлений наблюдается более четкая работа всей пищеварительной системы: пищевой рефлекс обусловливает формирование хорошего аппетита, своевременно и в достаточном количестве вырабатываются пищеварительные соки, что позволяет хорошо переварить и усвоить пищу. При беспорядочном питании подобный рефлекс почти не вырабатывается, выделение ферментов и соков снижается, и пища перерабатывается хуже. Старайтесь ничего не давать малышу между кормлениями — фруктов, соков, молочных продуктов и тем более сладостей. Особенно это относится к детям со сниженным аппетитом. Подобные "перекусы" снижают аппетит крохи, сбивают установленный механизм выработки пищеварительных соков, поэтому во время основных приемов пищи он может отказаться от тех или иных полезных продуктов.

Калорийность суточного рациона ребенка в 12-18 месяцев составляет примерно 1300 ккал, объем питания — 1000-1200 мл. Распределение этого количества в течение дня достаточно равномерное: завтрак и ужин — по 25%, обед — 35%, полдник — 15%. Подсчитано, что на каждый килограмм массы тела годовалому ребенку требуется в сутки около 4 г белка, 4 г жира и 16 г углеводов. При этом белки животного происхождения должны составлять не менее 70% от их общего суточного количества, растительные жиры — примерно 13% от общего количества жира.

Что подать к столу?

К 1 году ваш малютка, скорее всего, познакомился уже практически со всеми видами продуктов. После 1 года видоизменение рациона предполагает как обращение к новым продуктам, так и постепенное изменение способа их приготовления и степени измельчения.

Грудной или не грудной?
Несмотря на то что кроха формально уже покинул ряды грудничков, отлучать его от груди, пожалуй, еще рановато, тем более в жаркое время года (последнее обстоятельство значительно повышает риск подхватить кишечную инфекцию). Многие педиатры считают, что кормить грудью стоит примерно до 20-24 месяцев. Ведь сосание груди не только дает малютке возможность получить вкусное молоко, но и позволяет ощутить материнское тепло и заботу, обеспечивая психологический комфорт. Нельзя также забывать о том, что молоко и в этом возрасте остается чрезвычайно полезным: оно содержит специальные вещества, стимулирующие развитие нервной системы, в частности головного мозга, многие витамины, антитела, легко и полностью усваивается.

Молочные продукты в питании ребенка

Большое место в питании по-прежнему занимают молочные продукты. Они являются источником ценного кальция, витаминов группы В, а также поставщиком белка и молочного жира. После 1 года малышу можно предлагать кефир (до 200 мл в сутки), йогурт (200-300 мл). Лучше не превышать рекомендуемое количество, так как молочнокислые продукты богаты кислыми соединениями, что может перегружать как пищеварительную, так и выделительную системы малыша. Лучше, чтобы йогурт был изготовлен специально для детского питания. Если вы даете крохе "взрослые" йогурты, следите, чтобы они были нежирными (молочными, а не сливочными) и содержали как можно меньше сахарозы, консервантов, ароматизаторов и прочих искусственных добавок. Конечно, лучше предпочесть "живые" йогурты — они позволяют поддерживать полезную кишечную флору. Такие йогурты имеют ограниченные сроки хранения (обычно не более 2 недель), и хранить их можно только в холодильнике, при температуре 2-8°С. Если на упаковке йогурта указано, что срок хранения превышает 1 месяц, значит, этот продукт прошел термическую обработку и не содержит живых молочнокислых культур. Также актуальными остаются молочные смеси — так называемые "последующие формулы", то есть те, что предназначены для питания детей после 6 месяцев. Почему же даже после 1 года стоит предлагать их крохе? Дело в том, что диетологи все более сходятся на том, чтобы отложить знакомство малыша с цельным коровьим молоком хотя бы до 2-2,5 лет, что связано с высокой частотой аллергических реакций к белку коровьего молока.

Другими важными молочными продуктами являются творог и сыр. Суточную дозу творога можно после 1 года увеличить до 70 г в день. Некоторые родители предпочитают давать его детям через день, но в дозе около 140 г. Творог можно давать в "чистом" виде, а можно приготовить из него пудинг, запеканку, ближе к полутора годам — сделать сырники. Сыр чаще используется в тертом виде в качестве добавки к макаронным изделиям. Но некоторые малыши любят погрызть сыр своими зубками. В этом случае данный продукт будет способствовать еще и становлению жевательных навыков.

Сливочное масло чаще всего используется в качестве добавки к кашам или намазанным на хлеб. Рекомендуемая доза его составляет около 12 г в день. Лучше не подвергать сливочное масло тепловой обработке (то есть добавлять уже в готовые блюда).

После 1 года можно в небольших количествах использовать нежирную сметану и сливки. Сметана наилучшим образом подходит для заправки первых блюд, сливки — для приготовления соусов ко вторым блюдам.

Фрукты и овощи в питании ребенка

Фрукты и овощи тоже должны быть широко представлены на столе малыша. После 1 года можно потихоньку знакомить малютку с новыми видами фруктов и ягод: клубникой, вишней, черешней, киви, абрикосами, персиками, смородиной, крыжовником, черноплодной рябиной, облепихой, малиной, ежевикой, клюквой, черникой, брусникой и даже цитрусовыми. Разумеется, подобные знакомства должны быть хорошо обдуманы, а маме предстоит внимательно наблюдать за реакцией крохи на каждый новый вводимый продукт. У детей с аллергическими реакциями лучше не предпринимать новых шагов без консультации аллерголога или педиатра. Ягоды, имеющие довольно плотную кожуру, лучше измельчать в пюре, в то время как мягкие сочные плоды (абрикосы, персики, киви) можно предлагать малышу дольками. Даже если ваш ненаглядный карапуз хорошо переносит экзотические фрукты (цитрусовые, киви), не давайте их много: эти плоды содержат довольно много растительных кислот, что в большом количестве может раздражать нежную слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта. Виноград усиливает процессы брожения в кишечнике и перегружает рацион ребенка углеводами. Вместе с тем, он относительно беден витаминами. Вот почему диетологи рекомендуют начать его употребление в более позднем возрасте — ближе к трем годам. Фрукты можно давать малышу в завершение основных приемов пищи, можно также добавлять в кашу, смешивать с молочными продуктами. Рекомендуемая доза фруктов — около 200-250 г в день. К этому количеству можно добавить еще 100 мл фруктового сока. Если до 1 года следовало предпочесть осветленные соки, то после 1 года вполне можно давать крохе соки и нектары с мякотью.

Овощное меню малыша можно обогатить свеклой, репой, томатами, зеленым горошком, фасолью. Бобовые следует давать детям в небольших количествах и только в хорошо проваренном и тщательно измельченном виде, так как эти продукты богаты грубой клетчаткой, которая вызывает повышенное газообразование в кишечнике, усиливает перистальтику, что может привести к болям в животе и разжижению стула. Овощи находят основное применение в супах и гарнирах к мясным и рыбным блюдам. Их можно не только отваривать, но и тушить. В возрасте 1 года они даются в виде пюре, ближе к полутора годам можно начинать предлагать малышу мягкие отварные или тушеные овощи кусочками. Ближе к полутора годам можно начать иногда предлагать крохе и огородную зелень — укроп, петрушку, кинзу, черемшу, шпинат, салат, зеленый лук. Мелко нарезанную зелень можно добавлять в супы и вторые блюда перед подачей их к столу.

Растительные масла лучше добавлять в финальной стадии приготовления овощей, чтобы как можно меньше подвергать их тепловой обработке, так как в процессе нагревания любых жиров образуются канцерогены, вредные для здоровья не только грудничка, но даже взрослого человека.

Мясо, рыба, яйца в питании ребенка

Мясные продукты даются в виде паровых котлет, тефтель, фрикаделек, мясного суфле и пудинга в количестве 100 г ежедневно. Ближе к середине второго года можно предлагать малышу тушеное мясо мелкими кусочками, но при этом внимательно следить за тем, чтобы он не подавился. В питании по-прежнему используются многие сорта мяса: говядина, телятина, нежирная свинина, кролик, индейка, курица, а также субпродукты -печень, язык, сердце, мозги. Мясо водоплавающей птицы (утки, гуся) и баранина богаты тугоплавкими жирами, что усложняет переваривание и усвоение этих сортов мяса, поэтому их можно давать лишь время от времени.

Рыбу следует предлагать один — два раза в неделю по 30-40 г на прием как замену мясным блюдам. Можно приготовить рыбные котлеты (паровые) или тефтели, потушить рыбное филе.

Яйца также имеют большое значение в питании детей после 1 года, так как богаты ценными питательными веществами — легкоусвояемым белком, ценными аминокислотами, витаминами (A, D, Е), фосфолипидами, минеральными веществами, микро- и макроэлементами. Белок яиц усваивается практически полностью — на 96-97%, жиры — примерно на 95%. Для питания малышей используются только куриные и перепелиные яйца. Яйца водоплавающих птиц исключаются из-за высокого риска передачи опасных инфекций. Перепелиные яйца отличаются от куриных не только более высоким содержанием белка (с большим количеством незаменимой аминокислоты — триптофана), но и более высоким содержанием жира и холестерина. Детям до 1,5 лет предлагать яйца следует только в сваренном виде (вкрутую) или в виде омлетов на молоке (они также могут содержать различные овощи). В сыром виде (а кроме того, "всмятку" и "в мешочек" яйца хуже перевариваются, так как содержат неденатурированный белок, а также опасны с точки зрения передачи инфекций. Омлет удобно готовить в микроволновой печи. Тогда он будет не поджаренным, как на сковороде, а печеный, без корочки. Омлетную массу выливают в посуду, предназначенную для микроволновых печей (без использования масла) и ставят в печь на 2-3 минуты. Кроме того, яйца добавляются к другим продуктам во время приготовления различных блюд (сырников, блинчиков и пр.). Поскольку яйца — продукт с высокими аллергенными свойствами (перепелиные яйца все же намного менее аллергенны, чем куриные), их не стоит давать детям ежедневно, лучше делать это 3 раза в неделю или через день. Рекомендуемая доза яиц составляет % куриного яйца в день или целое — через день. Для перепелиных яиц доза увеличивается примерно вдвое.

Крупы, мучные и хлебобулочные изделия в рационе ребенка

Крупы широко используются в детском питании. Особенно полезны для малышей овсянка и гречка, можно также использовать кукурузную, рисовую, пшенную и другие виды круп. Годовалому малышу будет проще жевать и глотать, если каша будет иметь однородную консистенцию, поэтому еще часто используются растворимые ("инстантные") каши. Ближе к полутора годам можно давать хорошо разваренные крупы без дополнительного измельчения.

Время от времени можно использовать в питании детей макаронные изделия. Их можно дать в виде гарнира или заправить ими суп. Впрочем, злоупотреблять ими не следует, так как они богаты легкоусвояемыми углеводами. Рекомендуется предлагать их малышу один — два раза в неделю.

Хлеб также используют в питании детей этого возраста. До 1,5 лет лучше предлагать малюткам только белый хлеб: он легче переваривается. Общее количество хлеба в день не должно превышать 100 г. Начиная с 1,5 лет можно включать в рацион крохи немного ржаного хлеба (до 50 г в сутки). Детям до 1,5 лет ржаной хлеб не предлагают, так как кислое тесто, из которого он приготовлен, вызывает брожение в кишечнике.


Другие продукты

Питье может быть представлено чистой водой (лучше не кипяченой, а бутилированной "для детского питания"), молочными продуктами, фруктовыми и овощными соками, компотами (желательно, чтобы они были сварены вообще без любого подсластителя либо с добавлением небольшого количества фруктозы), слабо заваренным чаем, травяными отварами (ромашка, фенхель, мята и пр.). Газированные напитки (даже минеральную воду) детям до 3 лет давать не рекомендуется, так как содержащийся в этих напитках углекислый газ раздражает слизистую желудочно-кишечного тракта. Количество потребляемой жидкости пусть регулирует сам малыш. Оно будет, безусловно, зависеть от рациона питания, времени года, окружающей температуры и двигательной активности крохи.

Поваренная соль используется в небольших количествах — около 0,5-1 г в день.

Виноград усиливает процессы брожения, поэтому его рекомендуют давать детям не раньше трех лет.

Сладости. Вы можете добавлять понемногу сахаров, чтобы подсластить некоторые, особенно не любимые малышом, продукты. Лучше предпочесть фруктозу: она медленнее и равномернее всасывается и усваивается организмом (что почти исключает резкие перепады уровня глюкозы в крови), для проникновения в клетки организма не требует инсулина (то есть не создает перегрузок в работе поджелудочной железы), меньше нарушает кислотно-щелочной баланс ротовой полости (а значит, меньше способствует развитию кариеса). Кроме того, правильно изготовленная, она почти в 1,75 раза слаще сахарозы, что позволяет употреблять ее в небольших количествах. Для придания вкуса кашам и творогу вы можете использовать свежие фрукты и ягоды, а также сухофрукты. Кроме того, изредка малышей можно побаловать сладостями (в идеале они тоже могут быть изготовлены на фруктозе — такие продукты вы можете найти на полках магазинов с лечебным питанием) — пастилой, зефиром, повидлом, джемом и, конечно же, медом (при условии, что малыш его переносит). Общая доза сахаров в день составляет 30-40 г для детей 1-1,5 лет.

Обсуждение

От белого хлебе разрушаются зубы. Я не даю его!!!

01.11.2018 02:33:52, Александра Звезда

Я слышала что фрукты после основного приема пищи еды употреблять нельзя, так как это вызывает брожение, их желательно употреблять с утра и как основной приём пищи.

25.10.2018 10:35:17, Ольга

Подскажите пожалуйста,какие группы продуктов в какое время суток лучше предлагать малышу? Пишкт например,что каша на ужин-тяжела для переваривания. Когда лучше давать мясо? Ребенку 1,3 года

28.03.2018 12:56:14, Julia2007

Добрый день! Моей девочке год и 1 месяц, и она до сих пор требует еду ночью! Как Ее отучить кушать ночью????

21.02.2018 07:46:15, Ксения

не так давно писали, что их малыш столько всего не съедает, да было написано с таким акцентом возмущенным, меня даже улыбнуло немного:) хочу сказать, что дети все разные, даже у взрослых аппетит разнится. А дети - такие же люди, как и взрослые, мамочки, не надо панику поднимать. Сколько ребенок съедает, значит, столько ему нужно. Он себя голодным не оставит, у него с рождения выработан защитный рефлекс, и о голоде он извещает плачем (если не умеет еще говорить). Самое главное, чтоб сколько-то граммов прибавлял в весе. А если наоборот килограмм теряет, вот тогда нужно тревогу бить. И если совсем вялый, не играет. А в остальном все с вашими детьми хорошо! Давайте разум включать, а не эмоции:) ну а по теме: наш сын кушает хорошо ттт, ни от чего не отказывается, съедает 200 гр, а на завтрак даже 300 (каша 200 и творог 100). Сейчас ему 1.4 года и он стал чаще делать перекусы между основными приемами пищи. Сегодня перед последним кормлением, за час, выпросил баранку. Думаю, это связано с его увеличившейся активностью (на улице больше ходит).

30.07.2017 23:27:59, Анастасия Трубилина

Если ребёнок практически на грудном вскармливании,то что вы от него хотите,естественно он так не будет съедать
А статья отличная!
Спасибо!

13.07.2017 15:59:42, Tvxghd

Такие объемы расписаны???? сыну 1,4 г. Что-то он вообще столько не ест. Ни о каких 4-5 раз и речи нет. Пару раз в день пару ложек съест, и то не каждый день соглашается еще. Редко маленький кусочек банана или клубники. Иногда кусочек печенья. Никаких порций по 200 г пока не видно даже на горизонте. Пока все таки грудное молоко основная еда. На остальное открывает рот редко.

02.06.2017 10:20:16, Кулибок

Я старшему сыну до 1.5 лет не давала сладкого совсем. Он и не просил. Каши мы ели не сладкие, чай и компот без добавления сахара и меда, творожок покупали не сладкий, то есть фруктозу из фруктов он получал и ВСЕ. Закончилось все ооочень плохо.... Однажды утром он плоснулся в 8:30 и в первые 40 мин не позавтракал, а в 9:20 его без сознания забрала скорая с гипогликемией (сахар 1, 7). Слава Богу откачали. После обследования, эндокринолог сказала, что это случилось из-за недостатка углеводов в рационе малыша. Вот так я "перебдила" со сладким. Младшей уже даем в чай мед, и творожки с фруктозой покупаем, и печенье даем... Будьте внимательны к рациону ребенка, не стоит слишком ограничивать свое чадо.
А статья отличная. Уже из опыта кормления двух деток сужу.

31.05.2017 10:16:22, mariia_moroz

Ну зачем же всех под одну гребенку чесать? Я вегетарианка, но это никак не касается питания моего ребёнка. И я не собираюсь ей навязывать свою точку зрения, сама решит, как продрастет, не будет она как мама, вегетарианка, и мясоед, как папа.

12.02.2017 14:13:40, Alixonetta

Спасибо,очень хорошая и полезная статья. Все понятно, граматно и четко описанно.

05.08.2015 05:08:53, Natalia_Pogorneva

Комментировать статью "Расширяем рацион. Питание детей от 1 года до 1,5 лет"

Творог-кефир будут после 10 мес, желток и рыба после года. Чай и обычный, и травяной после двух. Сок - кхм - сомнительная польза, но не раньше 1,5 точно. Питание ребенка от рождения до трех лет по месяцам. Питание ребенка после 1 года: полезные продукты, режим, меню.

Обсуждение

Мясо лучше в обед давать, а вечером - овощи, чтобы не перегружать пищеварение ребенка. Ну и кашами молочными не увлекаться,это тоже нагрузка на пищеварение.

08.10.2016 17:12:04, Амурина

7.5 месяцев. Ест практически все. Ну кроме мёда/орехов/соков/неполезносте-й. А так - кролик/индейка/курица/телятина-/треска/все овощи/все фрукты и ягоды/домашний творог.
Ну и ГВ - раза 4-5 днём и 2 раза ночью.

02.10.2016 11:51:42, От юкгерл

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и Раздел: Питание (какими кашами нужно кормить ребенка в 2 года). А кто чем кормил или кормит я готовлю и борщ и гороховый суп. вы посмотрите садовское меню, какие там супы...

Обсуждение

Здравствуйте подскажите пожалуйста что делать моему сыну 2,5 года ничего ни ест кроме супов и фруктовых пюре из баночек уже нет сил подскажите нормально ли это? что это может быть? и к какому врачу оброщатся? зарание спасибо

18.10.2018 13:31:03, ииииии

У меня после года уже всё ел как мы, например пиццу или бурритоз (они острые) во всю метелил, вообще не поняла ваших проблем, накладывайте ребёнку то же что себе, ест - хорошо, нет - ходи голодный, в след раз больше съешь

Питание полного ребенка. Поделитесь идеями меню для ребенка со склонностью к полноте,ибо уже фантазии не хватает. И я и дочка-склонны к полноте.В 1 классе мы успешно побороли лишний вес,причем обе.Путем убирания плюшек и сахара из меню плюс физические нагрузки.

Обсуждение

А что ест в школе? Там обычно все очень сладкое и углеводное... Моя добирала именно там в огромных кол-вах...

Таким рационом и подходом к питанию Вы делаете все для нарушения пищевого поведения дочери и максимально замедляете и так неспешный метаболизм. Организм получает сигнал о голоде и все откладывает "про запас".
Если есть проблемы в эндокринологии - лечитесь. Если нет, съездите на консультацию в Институт Питания.

Питание ребенка после 1 года: полезные продукты, режим, меню. Особенности питания детей в возрасте от 1 года до 3 лет. На самом деле, трудно себе представить, что после первого года жизни обмен веществ, потребности и физиологические особенности Не будем...

Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Может мы и исключение, но с 1 года и 2 или трех месяцев (точно я уже не помню - нам сейчас 1 и 10) едим просто все - даже несколько грибочков жареных разрешаю, когда все...

Обсуждение

Может мы и исключение, но с 1 года и 2 или трех месяцев (точно я уже не помню - нам сейчас 1 и 10) едим просто все - даже несколько грибочков жареных разрешаю, когда все вместе ужинаем.
А так - йогурты, творожки фруктовые, Даниссимо и прочие вкусности, очень нравится, если я туда из компота изюм добавляю - но! у нас нет аллергии, мы и сок апельсиновый пьем взрослый - Джей-7, не злоупотребляя конечно, просто даю всего почуть-чуть, а так, я не зацикливаюсь - даю ребенку ложку, сколько сам съест - столько и хорошо, у меня бывает кашу ковырнет и отложит ложку, творог раза два ковырнет, съест несколько виноградинок, попьет и все, зато в обед доберет свое, а если и в обед не доест - тут бабушки начинают хвататься за голову - я уверенно говорю, что погода сегодня плохая, меняется, буря там какая-нибудь или еще что-то, вечером тоже не поест - ну и не надо, даю только пить и фрукты в неограниченном количестве - ребенок же с чего-то покакает мне или сегодня или назавтра, значит в организме питание присутствует, значит ему хватает. Не хочет - не надо, если раньше времени запросил есть даю то, что недоел, никаких сладостей, печенюшек и сухариков, а на ужин обязательно папу ждем - это традиция, должен терпеть. Единственное, что меня здорово смущает - до сих пор не хочет пить из чашки, то есть пару глотков сделает конечно, но в основном только из бутылки. Пьем - чай с медом, с шиповником, компоты, соки - очень любим яблочный и клюквенный морс, хорошо пьет кефир, питьевой йогурт, ряженку, Золотой Шар с железом (у нас низкий гемоглобин), от детских чаев и соков давно отказались - иногда только Азов Сливу с мякотью употребляем, но это потому что я ее очень люблю - и он на меня глядючи тоже не против.
А так, вот представьте себе - в деревне и молоком грудным мама кормит (там питания детского не купишь и молочной кухни нет), плюс на обед сажают за общий стол - ест Щи!!!, блины очень любит (мой, кстати, тоже) - а девчушке 9 месяцев, это правда креза какая-то, то есть я бы, наверное, не решилась - но ведь ничего девица - розовощекая, здоровая, ходит хорошо с 8 месяцев, молодчинка.
Так, что особо не зацикливайтесь - что ест, сколько, если ребенок не вялый, в лежку не лежит, в обморок не падает, а носится по квартире с букетом шил в попе - значит, все в норме.
Удачи, пишите на мыло, если будут вопросы. Людмила

Наш Гриша (1г 8м) молочное ест с удовольствием - с утра каша на молоке (можно с фруктами) и какао, чай или сок на его выбор, в обед суп с мясом и овощами (возможны вариации), вечером с удовольствием ест творог (где-то 150 г.), может еще и йогурт захватить, и на ночь кефир (тоже в бутылке, т.к. с чашкой мы еще не подружились)- грамм 200. Мы с женой тоже долго мучались с кормлениями, но потом просто перевели его за общий стол - Гришку как подменили,сам процесс обедов-ужинов превратился в увлекательное времяпрепровождения, тем более когда он научился есть с вилкой в руках (понятно, с издержками в виде опрокинутых тарелок, чашек и прочих неожиданностей). Причем тогда же мы перестали следить за количеством скармливаемого, раньше была битва за каждую ложку, теперь он сам знает сколько ему надо, а мы не настаиваем. Единственное, чего мы придерживаемся - это полностью отказываем Грише в "минутных перекусах" в виде колбасы, кусочков печенья, хлеба и т.п. между кормлениями (сок или яблоко не в счет)- теперь он более-менее знает время обедов-ужинов и ест нормально.

Родителей, чей ребенок перешагнул в возрасте отметку в 3 года, можно поздравить, ведь они пережили самый переломный момент в развитии малыша. Теперь вам понадобится запастись достаточным количеством энергии и понимания, чтобы развивать дальше дошкольника и способствовать его умениям.

В психологии существует мнение, что это «волшебный возраст», ведь с данного момента малыш должен уже начать вас слушаться и более стремительно развиваться. Но многих родителей заботит вопрос: что же именно должен уметь делать ребенок в 3 года и 3 месяца?

Вес и рост малыша в указанном возрасте

Растет ребенок в данном возрасте уже не настолько активно, как это происходило до года. При этом в 3 года и 3 месяца девочки должны весить от 13 до 16 килограммов и 700 граммов. Что касается мальчиков, то их вес составляет от 13,7 до 16,1 килограмма. Когда у ребенка вес выше или ниже нормальной отметки, то не стоит начинать переживать.

Гораздо хуже, если ситуация с весом нестабильная, и он добавляется промежутками, к примеру, в один месяц малыш поправляется, а потом стремительно худеет. В такой ситуации рекомендуется посетить врача-эндокринолога. Показатели роста для девочек остаются от 90 сантиметров до метра, мальчики в данном возрасте немного обгоняют представительниц прекрасного пола.

Чтобы в 3 года и 3 месяца ваше чадо лучше развивалось и росло следует придерживаться правильного режима сна. Спать ребенок должен не менее 11 часов в ночное время суток, при этом спать желательно укладывать не позже девяти вечера. Днем малыш также еще нуждается в отдыхе, хотя бы по 1-1,5 часа.

Развитие речевого аппарата в 3 года и 3 месяца

Если ваш малыш не очень любит разговаривать, то, вероятнее всего, в ближайшее время ситуация кардинально поменяется. После 3 лет речевой аппарат начинает развиваться очень быстро, и уже за пару месяцев малыш догоняет все упущенное. В возрасте от трех до четырех лет чадо должно уметь называть свой возраст и имя, уметь ответить на элементарные вопросы, говорить и составлять простые предложения без подсказок и иметь словарный запас от 250 до 500 слов.

Как развиваются мыслительные процессы в 3 года и 3 месяца

Готовьтесь к тому, что, перешагнув отметку в 3 года, ваш ребенок начнет задавать очень много вопросов, ведь его будет интересовать все окружающее вокруг, и почему оно так происходит. Некоторые родители раздражаются, когда приходится отвечать на массу поступающих вопросов, но важно понимать, что это вполне нормальное и стандартное явление. До пяти лет малыш становится почемучкой, и, помимо задавания вопроса «почему?», он еще должен уметь правильно различать уже известные цвета, фантазировать и проявлять собственное воображение, помнить сказки и песни, рассказывать их, понимать числа и считать до пяти, распределять по цвету и форме предметы, а также узнавать знакомые лица на улице или фотографиях.

Опорно-двигательная система и моторика в 3 года и 3 месяца

В три года активно развиваются двигательные способности ребенка. Ваш малыш должен уметь в этом возрасте следующее:

  • подбрасывать мяч, ловить его и бить по нему;
  • правильно подниматься по ступенькам, чередуя ноги для каждого шага;
  • уметь кататься на трехколесном велосипеде и активно при этом крутить педали;
  • прыгать и наклоняться без падений;
  • ходить вперед и назад без сложностей;
  • уметь простоять до пяти секунд на одной ноге.

Моторика малыша также развивается, он становится более гибким. В данный промежуток времени он должен уметь рисовать различные фигуры и людей с двумя-четырьмя частями тела, пользоваться ножницами, вырезать, рассматривать книги с большими картинками, писать большие буквы, самостоятельно одеваться и раздеваться, откручивать на банках крышки, использовать во время рисования несколько цветов, строить башни с девятью кубиками и больше.

Общественное и эмоциональное развитие малыша

В 3 года и 3 месяца ребенок становится более самостоятельным психологически и физически. Вы можете начать сталкиваться с истериками, если оставите его в детском саду либо с няней. Также повышается уровень социальной активности. Теперь чадо умеет правильно общаться со своими сверстниками, ругаться и мириться с ними, ряд действий строится логически и уже простые детские проблемы решаются самостоятельно без посторонней взрослой помощи.

В этом возрасте ребенок должен начать подражать взрослым и друзьям, а также проявлять привязанность к близким. Идентифицировать предметы на «мое» и «его/ее». Также должны проявляться всяческие эмоции, теперь малыш должен показывать широкий спектр, чтобы развивалась фантазия. Для развития данного навыка родители могут устраивать с малышом импровизированные спектакли, демонстрировать различные эмоции и прочее.

В этой статье:

Развитие ребенка в 1 год и 3 месяца продолжает идти полным ходом. Визуально малыш изменяется мало (становится немного выше, лишается младенческих округлостей), а вот внутри него происходят колоссальные изменения.

Как изменяются физическое показатели?

Средние показатели роста, веса и окружности головы у мальчиков и девочек несколько различаются. Мальчики весят от 9,2 до 11,5 кг, их рост составляет от 76,6 до 81,7 см. Окружность головы колеблется между показателями 45,5 и 48,1 см. Девочки в 1 год и три месяца весят от 8,5 до 10,9 кг, тогда как их рост составляет от 74,8 до 80,2 см. Что касается окружности головы, то у девочек эти показатели колеблются между 44,7 и 47,0 см.

В этом возрасте малыши пытаются быть самостоятельными, поэтому при возможности отказываются от помощи взрослых. Родители должны проявить понимание и терпение, позволяя ребенку делать то, что он хочет, самостоятельно. Пусть кроха пробует сам одеваться, мыть руки, чистить зубы и, конечно же, кушать, орудуя ложкой и вилкой. Позволяйте малышу пить из чашки, даже если пока у него это получается недостаточно аккуратно. Отдавайте предпочтение небьющейся посуде из безопасных цветных материалов.

Особенно важно для малышей в этом возрасте быть похожим на взрослых, которые их окружают. Ребенок в 1 год и 3 месяца очень наблюдателен и с удовольствием подражает походке дедушки, чиху мамы или «газетной заинтересованности» папы. Родители могут воспользоваться желанием малыша подражать, чтобы научить его простым играм и действиям, таким как «ладушки» или «сорока-белобока».

Особенности развития двигательных навыков

В год и три месяца ходьба у деток становится более уверенной. Малыши уже не просто ходят и бегают – они способны удерживать игрушки и другие предметы в вертикальном положении, катить или толкать перед собой игрушку, умеют вставать на носочки, чтобы дотянуться до цели.

Уверенная ходьба не означает отсутствие падений. и родителям нужно быть к этому готовыми. Если ребенок пока не способен передвигаться быстро и максимально безопасно и требует помощи, ему нельзя в этом отказывать. Пусть кроха держится за ваши руки или хотя бы за указательные пальцы, если ему так спокойнее. Со временем у него пройдет страх, а на его место придет стопроцентная уверенность в своей способности ходить.

Как правило, большая часть деток в возрасте года и трех месяцев могут проходить не меньше 20 шагов без остановки. Кроме того, многие из них к этому времени уже умеют садиться и вставать без опоры.

Малыши уже способны резко менять направление движения, пробуют ходить задом наперед. Поэтому родителям нужно заранее позаботиться о том, чтобы в пределах досягаемости малыша не было опасных предметов.

В 15 месяцев дети с удовольствием изучают новые территории. Они
бесконечно залезают и слезают с кресел, диванов и даже столов, пробуют использовать по назначению карандаши и фломастеры.

Ребенок в этом возрасте уже пользуется чашкой, но пока не способен ставить ее на место, предлагая взрослым делать это за него. Что касается пищи, то малыш уже может есть густую или полугустую еду сам, даже если раньше он этого не делал.

Как происходит психическое развитие?

В 15 месяцев малыш старается все пробовать на вкус, включая собственные части тела. Огромную роль в жизни ребенка в этом возрасте выполняет игровая деятельность, которая становится гораздо разнообразнее благодаря умению ходить. Кроха будет счастлив, если родители подарят ему детскую тележку или коляску, которые можно катить впереди или тащить за собой.

Отличный вариант полезного и интересного совместного времяпровождения - это строительство башен из кубиков вместе с ребенком. Старайтесь учить малыша использовать более чем два кубика, проявляя терпение. В 15 месяцев кроха уже в состоянии, не выбрасывая кубики, сосредоточенно построить из них башню.

Учите кроху заниматься не только с кубиками, но и с пирамидкой. Показывайте, как снимать и надевать кольца, пока не делая акцент на группирование их по каким-то определенным признакам. Главное на этом этапе - научиться надевать и снимать кольца через стержень. В этом возрасте малыш уже в состоянии будет «одолеть» до 5 колец, если нужно их снять и надеть одно-два кольца.

От года до полутора лет малыши проявляют повышенный интерес ко всякого рода веревочкам, шнуркам и дырочкам. Родители должны подумать о том, чтобы дать возможность малышу развиваться в процессе изучения подобных игр, по двум причинам:

  1. Это развивает мелкую моторику пальцев
  2. Это улучшает внимание и концентрацию.

Если подобные игры не заинтересовали кроху, то не стоит настаивать на их освоении. Предложите малышу поиграть в них через месяц: скорее всего, он пока просто не созрел для таких скрупулёзных занятий.

Идеальный вариант для развития ребенка в этом возрасте - это компактные и доступные игрушки-вкладыши, которые представляют собой определенные предметы, которые нужно уложить в подходящие отверстия. Игрушки могут быть трех видов:

  • вкладыши в рамку;
  • в пирамидку;
  • друг в друга.

Каждый из вариантов вкладышей улучшает моторику пальцев, зрительное и тактильное восприятие, координацию ребенка. Чтобы кроха понял задание, ему необходимо показать, как обходиться с новыми игрушками.

Детей в этом возрасте особенно интересуют сами действия, которые можно сделать с игрушкой. Поэтому не стоит акцентировать его внимание исключительно на эмоционально-смысловом ее значении.

Указательный жест - что символизирует?

В один год и три месяца малыш все чаще указывает на предметы и объекты
указательным пальцем, стараясь обратить внимание взрослых на то, что его заинтересовало или чего ему хочется.

Если ребенок чего-то не хочет, он уже умеет это показать - отрицательным покачиванием головы. В случае согласия малыш способен утвердительно кивать.

В 1 год и 3 месяца кроха с удовольствием проводит время, знакомясь с содержанием детских книг вместе с родителями, переворачивая сразу по много страниц. Малыш в это время проявляет интерес к сказкам, слушает и проводит ассоциации услышанного с картинками в книге. Если попросить кроху показать что-то на картинке, он с удовольствием это сделает.

Изучение речи

В 15 месяцев очень немногие дети начинают говорить, но именно в этот период происходит пополнение их пассивного словаря. Ребенок уже помнит, как зовут родителей и близких родственников, знает названия окружающих предметов, клички животных, игрушек. Проверить это легко, если попросить кроху показать пальчиком на какой-либо предмет либо принести его.

В этот период у малыша развивается и улучшается способность к обобщению. Например, если попросить кроху принести мяч, он, скорее всего,
принесет сразу несколько, включая тот, которым чаще всего играет. Также дело будет обстоять и с машинками. Попросите ребенка принести машинки, и он выполнит просьбу - принесет сразу несколько.

Учитывая недостаточный опыт малыша, следует понимать, что его обобщения не всегда правильные. Дети в этом возрасте могут обобщать по геометрической форме и функциональным признакам. Например, под словом «шар» кроха может понимать все круглые предметы, также он может объединять по функциональному признаку сразу несколько предметов: шапку, кепку, бондану, шляпу и пр.

Малыш в этом возрасте понимает смысл слов, обозначающих определенные действия или даже ситуации. Он должен уметь выполнять до трех пошаговых действий, как простых, так и более сложных. Учитывайте, что кроха способен понимать инструкции в словесной форме, даже если взрослый не окрасит их жестами.

Внедрение в жизнь ребенка запретов

Принимая во внимание расширение области взаимодействия крохи с разнообразными предметами, следует понимать, что без запретов на данном этапе уже не обойтись. Малыш должен знать, где его вещи, а где нет, что можно брать, а что нельзя, потому что оно чужое. У многих деток понятие чужого развивается самостоятельно; если же этого не происходит, то можно поиграть с крохой в игру, целью которой станет прояснение ситуации с «мое» и «не мое».

Чаще разговаривайте с малышом, показывая на вещи и объясняя, кому они принадлежат. Например, собираясь на прогулку, мама может показывать на свои сапоги, куртку, комментируя «мои сапоги», «моя куртка», после чего передать свои сапоги дочке и сказать: «Мои сапоги у
Маши», затем надеть шапочку ребенку, проговаривая: «Машина шапочка на маме». Такая игра обязательно понравится малышу, который сообразит, где чьи вещи, и, скорее всего, захочет получить свои обратно.

Чтобы понять, что ребенок усвоил урок, можно предложить ему сгруппировать его вещи, мамины вещи и, например, папины. В процессе обучения не забывайте постоянно показывать на вещи и предметы в квартире, объясняя, кому они принадлежат. Постепенно малыш будет запоминать, чем ему можно пользоваться, а чем нет.

Приучая ребенка в этом возрасте к запретам, нужно понимать, что чаще всего главной причиной его нежелания принимать правила является не что иное, как свойственный этому периоду негативизм.

Развитие активной речи

В 1 год и 3 месяца ребенок уже способен узнавать родителей и близких родственников на фото или видео. Чтобы стимулировать развитие речи крохи, можно задавать ему в такие моменты наводящие вопросы до тех пор, пока он не назовет человека на фото или видео по имени.

У большинства детей в этом возрасте в словарном запасе уже имеется около 6 простых слов, помимо самых простых: «дай», «на», «мама», «баба» или «папа». Не имея достаточного количества слов для выражения эмоций и желаний, малыши используют одно слово в нескольких значениях,
дополняя его жестами и похожими на мычание звуками - это вполне нормальный процесс.

Еще до полутора лет ребенка уже способен говорить простыми предложениям из нескольких только ему понятных слов, что позволяет говорить о формировании стройной, хотя пока и не совсем ясной речи. Нет никакого смысла просить малыша замедлить речь с целью разобрать в ней отдельные слова. Основная часть звукосочетаний пока не являются словами, а нужны лишь для того, чтобы ускорить развитие активной речи.
Пример меню для малыша на 3 дня

Естественно, что в год и три месяца ребенок, помимо грудного молока (если он все еще на грудном вскармливании), получает целый ряд продуктов с общего стола. Меню для крохи пока еще отличается от меню взрослого человека и разрабатывается с учетом особенностей не до конца налаженной работы его ЖКТ. Ниже в таблице предлагается примерный вариант меню на три дня.

Время дня 1 день 2-й день 3-й день
Завтрак Гречка на молоке, тост с маслом, чай с лимоном Салат из вареной свеклы с яблоком, омлет на пару, какао, тост с маслом Молочная каша с тыквой, чай, хлеб с маслом
Обед Овощной суп с рисом, рыбные биточки, картофельное пюре, компот, хлеб Молочный суп с морковкой и картофелем, паровые котлеты, овощи на пару Куриный бульон с яичным желтком, ленивые голубцы, кисель, хлеб
Полдник Кефир и печенье Фруктовое пюре, йогурт Блинчики с повидлом и кефир
Ужин Картофельные зразы, творог с зеленью, теплое молоко Рисово-морковное суфле, тертое яблоко с запеченной тыквой, молоко Гречневый пудинг с творогом, фруктовое пюре, чай с молоком

Дополнительно перед сном можно прикладывать ребенка к груди, если он все еще не готов к отлучению.

В этом возрасте дети обычно уже умеют ходить, но делают это не очень уверенно. Для закрепления данного навыка почаще устраивайте пешие прогулки. Желательно гулять не только по асфальтированным городским улицам, но и по лесным тропинкам, чтобы стопа ребенка приспосабливалась преодолевать неровности. С той же целью полезно ходить по наклонным плоскостям, лазать по детским лесенкам и горкам. Главное – всегда быть рядом, чтобы поймать малыша, когда он потеряет равновесие. Не зная, чем занять ребенка, всегда идите гулять, на улице малышу не будет скучно никогда. Летом берите с собой мячик и игрушки для песочницы, зимой – детскую снеговую лопату. При этом не забывайте, что в 1 год и 3 месяца ребенок быстро устает ходить самостоятельно, поэтому для дальних прогулок все же лучше брать с собой коляску, иначе придется брать кроху на руки.

Развивающие кружки

Ребенок в 1 год уже может посещать развивающие кружки. К счастью, на сегодняшний день функционирует множество развивающих центров, и вы наверняка найдете один из них в шаговой доступности от своего дома. На таких занятиях детей учат рисовать, лепить из теста, складывать пазлы и многое другое. Мамы здесь почерпнут множество интересных идей для домашних занятий с малышом, узнают новые игры для детей. К тому же в детском развивающем центре ребенок получит первые навыки общения со сверстниками. Благодаря этому, ребенку будет легче адаптироваться к детскому саду в будущем.

Домашние игры

Многие мамы не знают, чем занять ребенка дома, а ведь существует множество способов с пользой провести время. Приобретите в детском магазине пальчиковые краски и учите малыша рисовать. Обычно это занятие увлекает малышей надолго, правда, потом маме придется отстирывать одежду и отмывать от красок мебель, поэтому заранее подумайте, где и в каком виде ребенку лучше рисовать.

Если ребенок в 1 год и 3 месяца еще не лепил из теста, самое время познакомить его с этим замечательным материалом. Лучше всего купить специальное детское тесто для лепки, оно яркое и пластичное, но можно обойтись и подручными материалами, изготовив тесто из муки и воды. Тесто отлично развивает мелкую моторику, а использовать его можно несколькими способами. Так, из теста можно лепить фигурки животных, а можно слепить колбаску, дать малышу детский ножик и показать, как разрезать ее на кусочки. Можно также приобрести специальный альбом для теста, где на каждой страничке будут свои задания. Например, отрывать маленькие кусочки теста, скатывать из них шарики и клеить на нарисованную яблоню, как будто бы это яблочки.