Нужен ли ребенку режим. Как установить

Режим дня – это распределение времени, отводимого на все виды деятельности и отдыха в течение суток. Выработанные и упроченные сложные условные рефлексы на время приема пищи, сна приобретают характер динамического стереотипа. При построении режима дня ребенка предусматриваются различные виды деятельности, их регулярность, оптимальная продолжительность, рациональное чередование с отдыхом, максимальное пребывание на открытом воздухе, регулярное питание и полноценный сон.

Как восстановить и наладить режим дня для ребенка?

Большую роль в воспитании ребенка имеет рационально построенный режим дня ребенка, учитывающий физиологические возможности малыша и способствующий активной жизнедеятельности всех его органов и систем.

Он представляет собой чередование во времени кормления, сна и бодрствования в соответствии с физиологическими возможностями ребенка.

Почему надо соблюдать режим дня и насколько он важен?

Необходимость соблюдения режима дня очень велика, как для взрослых, так и для детей - в каждый из периодов дня человек ощущает себя по-разному. И для того чтобы всё было сбалансировано нужен строгий распорядок дня.

Для того чтобы ребёнок рос здоровым и нормально развивался режим дня крайне необходим и подбирается он в зависимости от возрастных показателей. И если вы задались вопросом: почему надо соблюдать режим дня, то вы сейчас получите ответ. Распорядок дня укрепляет здоровье, благоприятствует нормальному отдыху и полезной физической нагрузке.

Учёными было выяснено, что на утренние часы выпадает наибольший пик физического подъёма. Отсюда следует, что утром лучше всего проводить занятия спортом, что-либо учить и развивать. И для того, чтобы ничего не упустить подъём должен быть до восьми часов утра. Поэтому если вы отправляете спать своего ребёнка уже после 9 вечера, то просыпаться он будет, соответственно, тоже позже. Причём он будет не отдохнувшим и малоподвижным. Вот почему в режиме дня является ключевым моментом время, отведённое на сон, игнорировать которое в столь юном возрасте категорически непростительно.

Как организовать режим дня ребенку в возрасте до 12 месяцев?

Организация режима помогает не только ребенку в развитии (так как он только что родился, то его жизнь на данном этапе построена на рефлексах, которые он получает при: кормлении, купании, играх, то есть тогда, когда эти процессы повторяются в одно, и тоже время, то есть когда существует режим дня ребенка), а также и вам в организации своего дня. Режим для каждого ребенка индивидуален, так как все разные. Он может колебаться в 20 мин, что не должно вас пугать.

3 раза режим дня ребенка изменяется в первый год его жизни, и 2 раза режим дня меняется на втором году жизни.

  • В 3 месяца ребенок может бодрствовать, примерно, от часа - полтора, а вот на сон у него уходит времени гораздо больше – 16-18 часов. Кормление становится чаще с перерывом в три часа.
  • От трех-шести месяцев на сон времени уже уходит меньше 16,5-17 часов, кормление становится не таким частым, перерывы между кормлением составляют трех с половиной часов. Бодрствование - около часа-двух.
  • От шести-девяти месяцев: Сон у ребенка становится меньше и составляет 15-16,5 часов. Кормление, согласно режиму, становится меньше, период между кормлением составляет около пяти часов, бодрствовать ребенок может уже до трех часов.
  • От девяти-двенадцати месяцев на сон ребенку уходит времени от 14,5-15,5 часов, перерывы между кормлением становится от четырех-пяти часов, бодрствует ребенок около двух с половиной до трех с половиной часов.

Принципы составления режима дня грудничков

Правильно подобранный режим дня ребенка помогает становлению психической составляющей личности ребенка. Непредсказуемость поведения сменяется регулярностью требований уже к 2-месячному возрасту. Своевременное разумное удовлетворение потребности ребенка развивает привязанность к родителям, которая проявляется с 3-месячного возраста.

Организация режима дня ребенка тесно связана с возрастными особенностями. На активное бодрствование младенца в первые месяцы жизни отводится незначительное время (5–7 ч), через каждые 1,5–2 ч ребенок засыпает. Главными компонентами режима дня детей в этом возрасте являются кормление, сон и бодрствование, при правильной их организации к концу 1-го месяца формируется суточный ритм бодрствования и сна. На 1-м году жизни ребенка общая продолжительность пребывания на открытом воздухе должна составлять не менее 5–6 ч. На протяжении первых 3 лет жизни режим дня ребенка придется налаживать несколько раз.

Время бодрствования должно использоваться для физического и умственного развития. С целью гармоничного физического развития разработаны специальные комплексы упражнений. Такие занятия проводит с ребенком мать. Лучше, чтобы они выполнялись в одно и то же время суток и сопровождались положительными эмоциями.

Физическое и умственное развитие ребенка тесно взаимосвязаны. В ЦНС центры двигательной активности рук и речи находятся рядом.

Основные эмоции ребенка связаны со стремлением к самостоятельности. Уже во втором полугодии жизни появляются негативизм и дух противоречия. Это могут быть отказ от пассивного кормления с ложки или нежелание садиться на горшок.

Роль закаливания в режиме дня грудного ребенка

Закаливание воздухом начинают с первых дней жизни ребенка во время пеленания, проветривания, прогулок. В хорошую погоду летом ребенок должен быть на улице в течение всего дня. Дети грудного возраста на свежем воздухе легко засыпают.

Водные процедуры дозируются по температуре и времени. Воздействие холодной воды на кожу способствует сужению капилляров. Затем происходит их расширение (фаза активной гиперемии). При длительном воздействии холода тонус капилляров значительно падает, кожа становится цианотичной, замедляется число сердечных сокращений, что важно учитывать при контроле за закаливающими процедурами.

Основными приемами закаливания водой являются

  • обтирание,
  • обливание,
  • душ и
  • плавание.

Закаливание следует начинать с обтирания. Отдельные части тела обтирают смоченной в воде фланелевой рукавичкой, затем растирают сухим махровым полотенцем. Обливание проводится из кувшина. Душ оказывает влияние на организм ребенка разностью температуры воды и массирующим воздействием. Температуру воды при закаливании душем и обливании можно снижать постепенно или пользоваться контрастным способом.

Режим дня ребенка позволяет оценить состояние ребенка в динамике, определить эффективность проводимых оздоровительных мероприятий и выявить факторы риска на ранних этапах развития патологии.

Как наладить режим дня ребенка дошкольного возраста?

Правильный режим дня должен строиться в соответствии с основной задачей воспитания детей дошкольного возраста: способствовать

  • росту и развитию,
  • укреплению здоровья,
  • развитию основных движений,
  • становлению речевой функции.

Наладить режим дня ребенка можно только проявив терпение и настойчивость. Ваши грубые попытки заставить малыша спать, есть или гулять в определенное время могут заставить его противоречить вам просто из чувства протеста. Лучший способ мягко наладить режим дня - показывать ребенку личный пример. Кушать и гулять вместе с ним, делать вид, что вы заснули днем, и так далее.

Для здоровья и нормального развития детей дошкольного возраста необходимо соблюдать правильный режим дня. Известно, что в возрасте 5–7 лет дети могут сохранять активное внимание лишь в течение 15 мин, в 8–10 лет – 20 мин, в 11–12 лет – 25 мин. Выработанные и упроченные сложные условные рефлексы на время приема пищи, сна, включения в работу приобретают характер динамического стереотипа. Итак, какой должен быть режим дня детей дошкольного возраста?

Правильное формирование режима дня ребенка создает ровное, бодрое настроение, способствует интересу к учебной и творческой деятельности и нормальному развитию ребенка.

В дошкольном возрасте проводится большая работа по подготовке детей к обучению в школе, поэтому режим строго дифференцируется с учетом возрастного состава и индивидуальных особенностей психики каждого ребенка.

Как организовать режим дня ребенку в возрасте полутора лет?

7:00 – 7:30 - Подъем, водные процедуры, одевание.

7:30 – 8:00 - Завтрак.

8:00 - 11:00 – Прогулка на свежем воздухе, игры.

10:00 – 13:00 – здоровый сон.

13:00 – 13:30 - Обед.

13:30 – 16:00 – Прогулка на воздухе.

16:00 - Полдник.

16:30 – 18:00 –здоровый сон.

18:00 – 19:00 –Активные занятия дома или на улице.

19:00 – 19:30 - Ужин.

19:30 – 21:00 –Прогулка ребенка, согласно режиму, перед сном или спокойные игры.

21:00 – 7:00 - Ночной сон.

Как восстановить режим дня ребенку до 3 лет?

  • Продолжительность здорового сна ребенка в возрасте от год и шесть месяцев от 14.5 до 13.5 в день. Бодрствование составляет три – четыре с половиной часа. Кормление за день составляет 4 раза.
  • Продолжительность здорового сна ребенка 2 лет составляет 13,5 – 12,5 часов в день, днем они начинают спать по 1 разу. Бодрствование составляет четыре – пять с половиной часов. Кормление за день также 4 раза.
  • Время, необходимое ребенку 3 лет на сон, 13,5 – 12,5 часов в день. Бодрствование, согласно режиму, составляет - четыре – пять с половиной часов. Кормление за день также 4 раза.

Примерный режим дня дошкольника

  • В режиме дня детей 3–4 лет предусматривается сон в течение 12–12,5 ч (из них 2 ч одноразовый дневной), пребывание на воздухе зимой не менее 3–4 ч, а летом – весь день.
  • Режим дня детей дошкольного возраста 4-5 лет. В режиме детей 4–5 лет длительность сна сохраняется без изменений, в то же время длительность организационных занятий увеличивается на 15–20 мин, характер их несколько усложняется.
  • В режиме детей 5–7 лет на сон отводится 11,5 ч ночью и 1,5 ч днем. В течение дня проводится 2 занятия. 1-е продолжительностью 25–30 мин, 2-е – 15–20 мин с перерывом 10 мин. При этом занятия приобретают характер обучения.

Все свободное от занятий время, исключая время приема пищи и сна, должно отводиться играм и прогулкам на свежем воздухе.

Дошкольный возрастной период характеризуется тем, что из заболеваний на первом месте по частоте стоят инфекционные, определяемые широкими контактами детей, а также болезни органов дыхания. Однако заболевания у детей этого периода, как правило, имеют доброкачественное течение.

Принципы режима дня у ребенка в возрасте до 7 лет

Система пищеварения человека тоже функционирует по своим биологическим часам. Вот почему надо соблюдать режим дня, чтобы нагрузка на её органы ложилась равномерно. Поэтому для приёма пищи должны быть свои определённые часы. С утра, ещё сонному организму нужно энергетическое питание, но завтрак должен быть лёгким для усвоения. Завтрак вашего ребёнка должен быть в пределах 7-8 часов утра. И если он плохо ел или не успел до конца доесть, рекомендуется через три часа устроить ещё один завтрак. К середине дня необходимость в питательных элементах увеличивается в разы, особенно если малыш находился на свежем воздухе и был физически активен.

В составленном по всем правилам режиме каждый пункт дополняется следующим. На смену часам подвижности приход отдых и новое занятие, что способствует равномерному распределению нагрузок на организм ребёнка в ходе всего дня. Но вот если день малыша был бессистемен, он к вечеру тратит все свои силы, а отсюда капризность и лишние стрессы, и неполноценный сон.

А вот родителям строгий режим дня их крохи единственный шанс уделить время и себе, домашним хлопотам. И между прочим, когда ваш ребёнок уже ходит в садик, то во время каникул или же выходных, стоит придерживаться расписания, которое заведено в тех заведениях. Но, безусловно, из все правил бывают и исключения.

Как составить режим дня детей младшего школьного возраста?

Период младшего школьного возраста характеризуется тем, что ребенок теперь меньшее время проводит на воздухе, периодически нарушает режим питания, возрастают нагрузки на нервную систему и психику.

В этом возрасте число обращений за врачебной помощью минимально, но в результате врачебных осмотров выявляются у детей изменение зрения, нарушение осанки, кариес зубов. Остается высокой частота инфекционных заболеваний, а также желудочно-кишечных, сердечных и аллергических болезней. Существенно увеличивается число детей с избыточным весом.

Учебная нагрузка в режиме дня детей младшего школьного возраста

У младших школьников первая сигнальная система по сравнению со второй развита сильнее, поэтому для сохранения работоспособности необходимо широко использовать представление наглядного учебного материала.

Известна следующая предельная учебная нагрузка школьников в неделю:

  • 1–3-й класс – 24 ч;
  • 4-й класс – 27 ч;
  • 5–7-й класс – 29 ч.

Это используется, как известно, в целях регламентации нагрузки, ее перераспределения в течение недели и года.

Основными профилактическими мероприятиями для многих заболеваний являются процедуры связанные с личной и общей гигиеной, физической культурой, закаливанием.

В частности, известно, что соблюдение гигиенических требований к школьным учебникам и детским книгам обеспечивает оптимальные условия для работы органов зрения, и наоборот – мелкий шрифт, плохая печать влекут за собой повышение внутриглазного давления, преждевременное утомление зрительного анализатора и служат основной причиной развития близорукости. Не меньшее значение имеют размеры и четкость шрифта, минимальная высота которого установлена 1,75 мм в учебниках для старших классов и 2,1–2,4 мм в учебниках для младших классов.

Большое значение в формировании опорно-двигательного аппарата имеет детская мебель. Несоответствие детской мебели росту и пропорциям тела может приводить к напряжению определенных мышц спины, шеи, конечностей, что вызывает утомление и может служить причиной нарушения осанки (асимметрия плеч и лопаток, сколиозы, кифозы, лордозы).

Важным средством профилактики здоровья школьников является организация медицинского контроля в виде ежегодного профилактического медицинского осмотра.

Физическая активность в режиме дня младших школьников

Физическая активность имеет значение как для преодоления двигательного дефицита (гиподинамии), так и для сохранения и укрепления здоровья каждого человека. При этом уровень и вид физических нагрузок определяет в некоторых случаях врач:

  • после перенесенных инфекционных заболеваний,
  • при возникших признаках асимметрии тела и др.

Роль закаливания в режиме дня младших школьников

Наряду с физкультурой и спортом прекрасным средством профилактики заболеваний и укрепления физического и психического здоровья является закаливание.

Основные гигиенические правила закаливания предусматривают:

  • постепенность увеличения закаливающих нагрузок;
  • последовательность перехода от одной процедуры к другой с более сильным воздействием;
  • регулярность и систематичность;
  • комплексность (сочетание различных природных факторов);
  • учет индивидуальных особенностей организма.

Наиболее доступным закаливающим средством является воздух. Поэтому закаливание рекомендуют начинать с воздушных ванн; продолжительность их при температуре воздуха 15–20 °C сначало не должна превышать 20–30 мин. Затем продолжительность постепенно (ежедневно на 5–10 мин) увеличивают до 2 ч.

Более сильной закаливающей процедурой являются солнечные ванны. Для солнечной ванны благоприятны утренние часы: на юге – до 11 ч, в средней полосе – до 11–12 ч. Продолжительность солнечной ванны в начале не должна превышать 5–10 мин.

Длительность процедуры, прибавляя по 3–5 мин, можно довести до 30–40 мин.

Вода отличается наиболее сильным закаливающим эффектом. Благотворно влияют на организм различные водные процедуры (обтирание, обливание, души, ванны, купание в водоемах). Закаливание водой обычно рекомендуют начинать с обтирания как наиболее мягко действующей процедуры.

Через 2–3 недели, когда приобретена некоторая привычка при помощи обтирания, переходят к другой, более интенсивной процедуре – обливанию.

Закаливанию способствуют и такие процедуры, как ванны для стоп, хождение босиком. После хождения босиком необходимо тщательно мыть ноги водой комнатной температуры с мылом и проводить 2–3-й минутный массаж.

Почему правильный режим дня так важен для развития младшего школьника?

Решение задачи формирования режима дня ребенка возможно достичь:

правильной организацией урока;

нормированием общего количества ежедневных и еженедельных уроков;

регламентацией продолжительности уроков и перемен;

рациональным построением занятий;

использованием каникул;

организацией рационального питания в течение учебного дня.

Как восстановиить режим дня подростка?

Оценка режима дня у детей и подростков включает в себя использование различных объективных инструментов, начиная от мониторов сердечного ритма, шагомеров и субъективных инструментов, таких как опросы, списки интересов и дневники. Чтобы наладить режим дня ребенка требуется тщательная оценка, что приводит к широкой картине деятельности молодого человека. Этот процесс займет некоторое время и потребует усилий со стороны родителей, учителей.

Первый шаг на пути создания полной оценки деятельности для получения статической картины текущего физического состояния ребенка. Тесты могут помочь определить индекс массы тела ребенка. Оценщик должен получить основные данные о зрении и слухе ребенка с помощью скрининга, а также такие сведения как частота сердечных сокращений и артериального давления. Копия осмотра врача может дать ценную информацию о инвалидности или ограничениях ребенка.

Текущий уровень физической активности имеет важное значение в определении целей и задач оптимального режима для детей и подростков. Родители и учителя используют эти данные для определения видов деятельности ребенка. Родители и учителя должны помочь ребенку развивать свои существующие естественные интересы, особенно те, которые способствуют достижению физического здоровья ребенка.

Анализ активности предпочтений поможет предложить новые направления для ребенка или подростка в программе физической активности. Оценщик представляет участнику обширный список мероприятий, которые ребенок расставляет в режиме дня по своим интересам.

Рациональный режим обучения должен отодвигать наступление утомления учащегося и предупреждать быстрое снижение работоспособности во 2 половине учебного дня.

Пожалуй, эта тема вызывает больше всего споров и противоречий. Я знаю семьи, в которых все упорядочено и разложено по полочкам: в том числе и режим дня ребенка подчинен достаточно строгим правилам. Но я также знаю семьи, где все очень сильно непредсказуемо: каждый день все происходит в разное время.

Как консультанта по детскому сну, меня часто просят высказать свое мнение по вопросу: нужен ли режим или нет. Мое мнение: режим ребенку однозначно нужен. Более того, я всегда говорю родителям, которых консультирую по проблемам детского сна, что без режима многие проблемы, с которыми они приходят ко мне, решить попросту не удастся.

Обратите внимание: в контексте режима мы сейчас обсуждаем только сон и бодрствование. Мы не обсуждаем сейчас вопрос грудного вскармливания по требованию или по часам.

Прежде всего, определимся с понятием «режим». Я не подразумеваю под режимом жизнь с секундомером в руках, когда все действия совершаются строго по часам в одно и то же время. Напротив, я выступаю за предсказуемое, регулярное чередование активностей и отдыха в течение суток, где допускается некая гибкость. Называю это - рутиной .

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок «хорошо» спал на протяжении всего детства, то наличие постоянной рутины просто необходимо .

Дело в том, что сон и бодрствование управляются совершенно постоянными силами: циркадным ритмом и гомеостатической силой. Гомеостаз - это способность организма саморегулировать свои процессы. Если режим регулярный, то работа налажена и происходит без особых проблем, так как организм установил четкий внутренний ритм. Если режима нет, то саморегуляция происходит не так эффективно: организму трудно разобраться, когда нужно спать, а когда бодрствовать, так как в разные дни он получает совершенно разные сигналы.

Для примера вспомните свое состояние, когда вам доводилось путешествовать через несколько часовых зон. Даже несколько часов разницы доставляют проблему по возвращении. Вы ложитесь спать и не можете уснуть, а утром не в состоянии встать с постели. Примерно такой же эффект для организма мы имеем, когда ведем нерегулярный образ жизни. Если колебания времени начала ночного сна и его окончания значительны (более 30 минут), то организм испытывает определенный стресс.

Многие проблемы детского сна обусловлены отсутствием регулярности и самое поразительное, что мы - родители создаем эти проблемы сами, даже не осознавая масштаба последствий.

Насколько жестким должен быть режим? Что касается сна и бодрствования, то ежедневные отклонения не должны в среднем составлять более 30 минут. Конечно, мы должны принимать во внимание все вовлеченные факторы: например, болезнь ребенка вероятно потребует временной корректировки режима. Но если режим примерно постоянен каждый день, тогда редкие отклонения от него не страшны. Например, в какой-то день вы можете задержаться в гостях и уложить ребенка чуть позже, но это единичное событие не собьет ваш режим. Если же вы каждый день укладываете ребенка в разное время и просыпаетесь, как получится, тогда вероятно вы встретите типичные индикаторы проблемы:

  • Ребенок просыпается ночью
  • Ребенок не спит днем
  • Ребенок долго засыпает
  • Ребенок очень рано встает .

И что нам теперь всем подстраиваться под ребенка?

Родители часто негативно относятся к самой идее режима, так как считают, что это повлечет пожертвование собственных интересов. Моя точка зрения на этот счет такова: если мы ставим сон ребенка в приоритет, понимая его важность для здоровья и развития, тогда нам проще находить ежедневную мотивацию поддерживать стабильность. Если мы осознаем важность полноценного сна для малыша, тогда мы можем найти повседневные решения и наладить свой быт.

Если у вас до сих пор нет режима, подумайте о его внедрении.

Вы можете найти информацию о рекомендуемом режиме дня в следующих статьях:

Приветствую вас, дорогой читатель, на сайте «Сонная кантата». В этой статье поговорим о злободневной теме для многих родителей:

нужен ли ребенку режим, как установить его, почему так важно приучать малыша к распорядку дня, чем чревато его отсутствие.

Доверимся мнению известного психолога и многодетной маме, Екатерине Бурмистровой.

Она считает, что четкий распорядок, продиктованный здравым смыслом, родительскими установками и требованиями, необходим для нормального , формирования у него устойчивой психики.

Многие младенцы сохраняют потребность до шести лет, некоторые перестают спать в более раннем возрасте. Однако любая мама знает, что малыш, не поспавший днем, становится к вечеру утомленным и трудноуправляемым. Чем младше ребенок, тем больше его нервозность зависит от наличия режима.

Как режим влияет на развитие

В современном обществе очень мало рождается детей-флегматиков, которые настолько спокойны, что способны . Основная масса младенцев (20%)- сангвиники и холерики, очень активные, доводящие себя до сильного перевозбуждения. Именно для таких «энерджайзеров» режим необходим в первую очередь.

Родители, отрицающие четкий распорядок для своего малютки, рискуют получить трудновоспитуемого и сложного ребенка . Без достаточного сна малыш пребывает в состоянии постоянного возбуждения, которое мешает адекватно воспринимать окружающий мир, реагировать на просьбы родителей, общаться со сверстниками, учиться и развиваться.

Режим дня должен восприниматься малышом, как картина мироздания , в которой все гармонично: день сменяет ночь, а на смену играм всегда . Так живут все, так устроен мир. Это понимание следует внушить крохе.

Распорядок дня, с постоянно повторяющейся сменой занятий, дает ощущение стабильности и надежности окружающей жизни . Он помогает ребенку настраиваться на нужное действие: если папа купает, значит, мама споет колыбельную, а потом последует сон.

От правильного режима зависит нормальное физиологическое развитие детей до трех ле т. После трех лет, когда малыш становится более самостоятельным, важно сохранить распорядок дня, изменяя его в соответствие с меняющимися биоритмами и желаниям малыша. Отправляясь на прогулку, мама может учесть желание сына играть на этой площадке или другой, но вопрос идти гулять или нет, должна решать мама.

Распорядок в жизни ребенка нужен обязательно, но он не должен походить на расписание рабочего дня министра.

Как с режимом не «перегнуть палку»

Слишком строгий и плотный режим будет утомлять ребенка. Стоит присмотреться, прислушаться к растущему человечку и уловить наилучшее время для кормления, сна, прогулки, развивающих игр. Даже самые маленькие крошки имеют свои биоритмы , которые чуткие мамы и папы могут определить, и подстроить под них весь распорядок дня.

Каждый ребенок уникален, чтобы он мог проявить свою индивидуальность, позволяйте ему быть самими собой, оставляйте ему для этого время. Не следует слишком перегружать малыша, чтобы не погасить его творческую жилку.

Составляя общий распорядок дня, оставьте в нем время для свободной игры. Тогда режим не будет малышу в тягость, сформируется привычка к ответственности и организованности, самодисциплине, так необходимая в школе.

В каком возрасте ребенок сам определяет свой режим

Дети 7 лет должны уметь самостоятельно вечером и вставать утром по будильнику, способность различать свои биоритмы у них уже сформирована. Родители могут передать им ответственность за соблюдение привычного распорядка дня, оставив за собой право контроля.
На этом этапе взросления важно научить ребенка правильно распределять время между играми и учебой.

Важные моменты режима

  • Ответственность за соблюдение собственного режима должна расти вместе с взрослением малыша.
  • Обязанности в семье. К примеру, бытовые: собирать игрушки каждый вечер самостоятельно у самых маленьких, соблюдение порядка в своей комнате у детей постарше.

Наделение обязанностями в семье поможет избежать перекосов воспитании, таких как потребительское отношение и эгоизм.

Если в дошкольный период ребенок не был приучен к порядку, то ему придется испытать сильный стресс при переходе к школьному ритму жизни.

Чтобы помочь самому маленькому малышу привыкнуть к распорядку, используйте наглядные картинки или плакаты.

Если вы изготовите их вместе с детьми, будет просто замечательно. Элементы Расписания дня (доброе утро, чистим зубки, заправляем кроватку, кушаем, собираемся на прогулку и так далее) можно вырезать из журналов, распечатать из интернета, нарисовать самим.

С помощью этого Расписания, помогайте ребенку настраиваться на следующее действие заранее: «Что Наташа, будет делать после того, как почистит зубки?»

Если Наташа закапризничает и не захочет чистить зубки утром или убирать игрушки перед сном, плакат тоже поможет: «А на картинке что нарисовано? Все дети так делают».

Для деток, умеющих писать , купите готовые расписания, пусть они самостоятельно заполнят графы и проникнутся ответственностью момента.

Дети, предшкольного возраста , заполняя Расписание с часами, могут одновременно учиться разбираться во времени.

Также можно начать приучать ребенка ценить время , объяснив ему, что то или иное действие можно делать с разной скоростью.

Для этого вполне подойдет таймер и элемент игры во время одевания-раздевания: «А давай научимся с таймером одеваться быстрее!»

Это простое упражнение в дальнейшем поможет понять основы тайм-менеджмента, которые необходимо усвоить в конце первого класса. Малыш должен осознавать временные отрезки в 5 или 10 минут, час или полчаса, понимать какое действие он сможет успеть сделать за этот временной период.

Ребенку важно понять, что научившись правильно распределять свои занятия по времени, он успеет посмотреть мультики, погулять, поиграть с собакой.

Необходимо, чтобы взрослый постепенно уменьшал свою ответственность в этом вопросе, (оставляя лишь право контроля) предоставляя малышу развиваться и двигаться дальше. К третьему классу детям нужно иметь навык ориентирования во времени и привычку к распорядку дня.

Научное обоснование необходимости режима

По данным статистики 85% современных людей являются ритмичными людьми, им легче жить по определенному распорядку: в одно и то же время ложиться спать и просыпаться. Людей, не приемлющих порядок и страдающих от режима, всего около 5%. К тому же эта особенность проявляется не в детстве.

Человек любого типа в режиме живет легче, он затрачивает меньше энергии и сил. Есть научный термин, «динамический, временной стереотип» (введен Павловым) - реакция организма на время:

Если человеку дают пищу в одно и то же время, то в его желудке заранее выделяется сок, что облегчает переваривание пищи и уменьшает энергозатраты.

У человека, привыкшего , мозг и весь организм заранее перестраивается на другой ритм работы, готовясь ко сну.

Режим бодрствования и сна - это формирование полезных охранительных привычек на всю жизнь, которые поддерживают в стрессовых ситуациях, сопровождаемых депрессией и бессонницей. Если выработан определенный распорядок действий перед сном и утром при пробуждении, выстоять организму, когда нарушается психика, гораздо легче.

дети изначально склонны к порядку, они любят порядок, им легче жить по распорядку. Режим необходим для нормального физического и психического развития малыша.

Я полностью согласна со всеми доводами психолога. А как считаете Вы? Нужен ли детям распорядок жизни?

Девочки, пишу на форум за советом, потому что уже не знаю что и как обдумать (заранее прошу прощения за много букв))). Ребенку 8 лет исполнится в мае, заканчивает первый класс в школе-лицей. Родился с гипоксией, откачивали сутки в реанимации, как итог: поздно пошел (1,5 года), поздно заговорил (отдельными словами в 4-4,5 года). Боялась что его вообще в обычную школу не примут, но в 0-ом классе выровнялась речь, научился читать, считать в пределах десяти и т.д. что обычно умеют дошколята (спасибо невропатологам, психологам и талантливому репетитору). Теперь собственно к сути:
Закончил третью четверть и имеет 3 "тройки" и 3 "четверки". Математика и английский - на "ура", остальное не очень. Но я внимания на этом не заостряю, меня смущает отношение его учительницы. Средних лет (45-50), как говорится "старой закалки", очень строгая, требовательная и жесткая. Мой ребенок (довольно скрытный) ни разу не пожаловался на нее, зато от нее я жалоб в первой половине года наслушалась: "он все время спит, не слушает, зевает, не активен, не отвечает, горох об стену и т.д.". Все это проговаривается таким тоном (может, я преувеличиваю), как будто он - самый распоследний дурак в классе (в котором 32 ребенка). Нагрузка в школе жетская: помимо общих предметов на дом задается до кучи (например прорешать по 1 странице в день из "3000 примеров по математике" Нефедовой и вести читательский дневник: прочитать рассказ и нарисовать к нему рисунок (в неделю по 5 штук)). Дабы подтянуть учебу я записала сына на доп. занятия к репетитору, который ежедневно 2 часа учит с ним уроки и еще 1 час готовит по отдельным предметам. Сын раскрылся, повеселел, завел себе новых друзей, каждый день рвется к этому своему репетитору как на праздник. Как итог через месяц занятий: две последние контрольные по математике написал на "отлично", с остальными предметами тоже неплохо - с "двойки" на "четверку". Русский язык только у него неважный, но я, помня о том, как он не мог ручку удержать и двух слов связать буквально год назад, радуюсь вообще тому что есть. Но когда я поинтересовалась у его учительницы, как у него продвигается учеба услышала что контрольные он списывает (ага, две контрольные подряд он списал), и вообще, "воз и ныне там". Короче, как был дурак так и остался.
Я воспитывалась в системе когда учитель и его слово - закон, а авторитет учителя непоколебим. Может просто мне самой везло с учителями. Но безапелляционность учительницы сына меня смущает. Я не признаюсь никому, но мне кажется сыну с ней не комфортно, скупая она на хотя бы поощрение. Если человека все время гнобить, то так и всякое желание можно отбить.
И атмосфера в классе какая-то нездоровая: все конкуренты, все на голову друг другу лезут (в первом классе!), все дети нервные, агрессивные какие-то. Друзей за полгода в школе сын себе не нашел, зато у репетитора (она преподает в частном учебном центре) в первый же день подружился со всеми. Да и мне кажется отношение учительницы отразилось на отношении отдельных детей в классе: весь год к сыну придирается одноклассник, на прошлой неделе испинал его, а учительница мне сказала: ваш сын сам его спровоцировал (как выяснилось потом, предложил поиграть в догонялки, так тот моего сына догнал и по ногам отпинал).
Теперь думаю: стоит ли переводить сына в обычную школу, не лицей? Или может это везде так? Или может я накрутила себя и слишком все драматизирую?
Оговорюсь сразу, особого отношения к сыну я у учителя не просила никогда, но перед началом учебного года честно предупредила что есть небольшие проблемы с речью. Да и учительница на первый взгляд не монстр, может у нее метода такая и было бы хуже если б она вообще ничего не требовала с него? Очень хочется услышать ваше мнение (с отцом сына в разводе, моя мама разводит руками и говорит что если переведу его то "научу убегать от проблем". В общем, наболело....

После того, как в вашем доме появился ребенок, вы не знаете, что делать, куда бежать и как наладить и свой режим дня и режим дня крохи. Ведь так будет всем намного легче?

Если у маленького ребенка нет режима дня, то это не очень удобно ни самому крохе, ни его родителям. У малыша режим должен быть! Об этом вам скажет и педиатр, и педагоги в детском саду.

И, налаживать режим дня крохе должна мама. Потому что папе с утра на работу, старшим детям в школу, а мама, уставшая от бессонной ночи, не знает, за что ей хвататься в первую очередь. Режим дня помогает маме не только высыпаться ночью, но и обеспечить ребенка развивающими занятиями, полноценным досугом.

Польза режима дня

Если раньше, в период СССР, у женщины не было выбора – ей уже в 3 месяца приходилось своего ребенка отдавать в детский сад, а самой идти работать, то сейчас – женщина может находиться в декретном отпуске вплоть до 6-летнего возраста ее ребенка. Естественно, чтобы пойти в детский сад, малыш должен быть приучен к режиму. И уже с его первых дней жизни мамочки старались укладывать ребенка в одно и то же время и кормить по часам.

Сегодня молодые мамочки не беспокоятся по поводу режима дня их ребенка. Как правило, их дети ложатся, когда уже начинают кричать, и кушают, когда у них происходит истеричный -призыв «Мама, накорми меня!».

Если у ребенка (даже, очень маленького) нет режима дня, то будет от этого страдать вся семья от хронического недосыпа, капризов, криков крохи. Но, если вы все же организуете режим дня малыша, то вот что получите в качестве приятного бонуса:

  • То, что будет делать ребенок в данный момент вы можете спрогнозировать с точностью до получаса;
  • Под режим дня (кормления, сна, бодрствования) вы можете полностью подстроить свой режим, свои дела на этот день;
  • Ребенок не будет страдать от того, что у вас на этот конкретный день появятся какие-то планы – уехать, отлучиться, сделать ремонт и даже элементарно – маме привести себя в порядок;
  • Если ребенок болеет и находится какое-то время в больнице, то ему перенести такую ситуацию гораздо легче, чем это было бы в полной зависимости от мамы;
  • Если у крохи будет определенный режим, то мама будет знать, когда тот спит, когда бодрствует. Таким образом, у нее появится время для себя, для какого-то хобби или папы (того человека, который больше всех психологически страдает от того, что в семье появился малыш и ему сейчас уделяют огромное количество внимания).

Итак, делаем промежуточный вывод – режим дня маленького ребенка необходим как самому крохе, так и его родителям. Если взять во внимание отзывы мамочек, которые воспитали малышей по режиму, то они отмечают, что такие дети – спокойные, сконцентрированные на обучении, внимательные, организованные. У них достаточно крепкое здоровье. Организовать таких детей для серьезных семейных мероприятий не составляет труда. Дети с режимом легче адаптируются в детском саду, в школе.

Доказано! Женщины, у которых дети имеют режим дня с первых дней жизни, гораздо легче переносят и период воспитания ребенка в целом.

Правила организации режима дня

С сегодняшнего дня вы приняли решение организовать режим дня вашего малыша?

Главное правило организации режима дня крохи – не навредить! Не спишите с налаживанием режима. Если малышу сложно к нему привыкнуть, то лучше прийти к режиму медленно, но верно.

Наверное, уже сейчас вы начали записывать продолжительность сна своего ребенка, время кормления, длительность прогулок. Но, почему уже все сбилось буквально на следующий день? Ниже приведены рекомендации по организации режима дня у вашего малыша:

  • Первые недели жизни не пытайтесь приручить кроху к какому-либо режиму. Просто наблюдайте за ребенком и записывайте – сколько он спит, когда ложится, когда просыпается, сколько кушает и когда, пики активности, пики вялости.
  • Через 2 недели внимательно изучите записи. Если ребенок какие-то действия совершает в одно и то же время – запишите это время.
  • Введите в вашу жизнь определенные ритуалы. Например, перед вечерним сном вы проветриваете комнату, купаете малыша и 10 минут его держите на руках. После – кладете в кроватку.
  • Если ребенок болеет, то ни о каком речь идти не может.

Режим дня устанавливают только, если ребенок здоров! Во время болезни малыша ему нужна мама круглосуточно.

Важно! Ребенку обязательно нужны прогулки на свежем воздухе. И для этого не всегда нужна улица – одевайте кроху теплее, открывайте окно и пусть малыш спит.

Режим дня в 1 месяц

Режим дня малыша устанавливается в первый месяц его жизни, а потом лишь корректируется. Основа первого месяца – кормления, которые устраиваются примерно каждые 2 часа.

7:00 – подъем (начинается он с кормления, затем умывание, зарядка);

7:00-9:00 – период активного бодрствования;

9:00 – кормление;

11:00 – кормление и период бодрствования;

12:00-13:00 – прогулка на свежем воздухе;

13:00 – кормление и дневной сон;

15:00 – 17:00 активные игры и кормление;

17:00 – 18:00 – сон вечерний;

18:00 – 20:00 – спокойные игры, общение с родителями, кормление;

20:00 – 21:00 – купание, подготовка к ночному сну и кормление

Ночью ребенок должен проснуться на одно кормление. Если вы не пришли к подобному режиму дня в один месяц, то не отчаивайтесь, вы его сможете откорректировать в ближайшие месяцы жизни малыша.

Во второй и третий месяцы режим дня ребенка не сильно отличается от первого. Единственное, что малыш меньше спит и вы это можете откорректировать по времени сами и конечно – ребенок будет больше времени проводить в общении с родителями, игрушками, окружающим миром. Чем старше малыш, тем сложнее будет установить ему режим. Но, тем не менее, вы, как родитель сможете это сделать, главное – желание. Здоровья вам и вашему малышу!