Формирование трудовых навыков у детей дошкольного возраста. Консультация «Особенности формирования графических навыков у детей дошкольного возраста

Развитие ребенка всегда сопровождается формированием умений и навыков в разных сферах жизни. Это навыки общения и обучения, которые предусматриваются программой дошкольного и школьного образования детей. Правда, сегодня родители не ограничиваются обязательной программой, а стараются дать детям всестороннее образование, отдают их в музыкальную и художественную школы, на курсы иностранных языков, в спортивные школы. Таким образом, они формируют навыки и умения детей с ориентацией на их способности и интересы. Итак, подробнее об этом формировании.

Что такое умения и навыки?

Умения и навыки - это способность выполнять те или иные действия. Разница между первым и вторым состоит в степени владения этим действием. Пробуя делать что-то новое (писать, рисовать, вязать), ребенок сосредоточивает свое внимание на процессе и способе выполнения действия. Он учится выполнять определенное действие. Это его умение.

Проделав одно и то же действие много раз и доведя его до автоматизма, малыш полностью им овладевает. Это его навык.

Навыки формируются в результате многоразового повторения и обучения. Многие умения даются ребенку природой. Так, в младенчестве дитя уже умеет поворачивать головку, сидеть, дотягиваться до игрушки. Такие способности в ребенке заложены природой. А вот способность читать нужно формировать. Со временем она переходит в навык - ребенок читает автоматически и очень быстро.

Формирование двигательных умений и навыков

Физическое воспитание ребенка предусматривает не только его полноценное физическое развитие, но и формирование двигательных навыков и умений.

С ростом малыша под воздействием окружающих быстро расширяется круг доступных ему движений. Так, в младшем дошкольном возрасте он приобретает умение приседать, а в старшем дошкольном возрасте уже имеет навык приседания, то есть делает это с прямой спинкой, удерживая равновесие, смотрит при этом перед собой, а не на ноги, делает это ритмично под музыку или счет. Это простой пример формирования навыка с умения.

Двигательные умения ребенка тесно связаны с двигательными качествами: ловкостью и быстротой, силой и выносливостью. Это взаимная связь. И чем шире диапазон двигательных умений, тем легче мальчику или девочке добиться успеха в двигательной деятельности, в спорте.

Разнообразные упражнения и двигательные игры дошкольников развивают свободное владение телом, мышечные чувства, увеличивают возможность грамотно распоряжаться движениями тела в пространстве.

От ясельной группы до старшей у малыша увеличивается объем его двигательных умений. При этом и воспитатели, и родители должны учить ребенка овладевать новыми движениями. Так, например, к конькам можно приучать уже в дошкольном возрасте. То же самое касается лыж, некоторых сложных физических упражнений, например, кувырков через голову. Именно в дошкольном возрасте легче всего обучить детей двигаться на лыжах, коньках, поскольку в этом возрасте они пластичны и, как губки, впитывают все то, чему их учат.

Кроме этого, двигательные умения, приобретенные в раннем возрасте, затем легче развивать. Как вы думаете, у кого больше шансов стать олимпийской чемпионкой: у девочки, которая стала заниматься гимнастикой в старших классах либо у той, которая на гимнастику ходит с 3 лет?

Приобретенные в дошкольном возрасте двигательные способности лучше поддаются автоматизации, то есть переходу в степень навыка. Не зря говорят: все, что человек умеет, он обретает до 5 лет. Имеется в виду заложенная система умений, которые становятся (или не становятся) навыками.

В дошкольном возрасте очень ярко проявляются детские способности, в том числе и двигательные. Так, некоторые малыши могут опережать старших детей в искусстве прыгать, быстро бегать, делать упражнения на шведской стенке, тренажерах. И тут взрослым важно вовремя заметить спортивные способности чада, его выносливость, пластичность. Возможно, его уже нужно приобщать к легкой атлетике и формировать навыки бегуна, спринтера, гимнаста.

Если же ребенок, наоборот, отстает в овладении двигательными способностями, то заниматься с ним нужно индивидуально, чтобы у него не было комплекса неполноценности. То есть формирование двигательных умений и навыков требует индивидуального подхода.

Формирование умений и навыков общения

Общение - основа формирования всех умений и навыков ребенка. То есть коммуникативный опыт дает ему возможность понять самого себя, свои потребности и желания, найти себя в жизни.

Коммуникацией называется процесс обмена информацией между людьми. Коммуникация - это передача и прием знаний, выражение идей и мнений, чувств и оценок происходящего. Главным средством коммуникации служит наша речь.

В словарях русского языка слово «коммуникация» трактуется как общение. Это синонимы или эквивалентные термины.

Развитие коммуникабельности, то есть искусства общаться, является основой преемственности дошкольного и школьного образования. Следует отметить, что умение общаться лучше формируется в детском коллективе. Это означает, что ребенок, посещающий детский садик, имеет больше возможностей для развития речи, удовлетворения своего любопытства, формирования культуры поведения, нежели тот, кто воспитывается дома. И это одна из причин, по которой сторонники дошкольных детских учреждений дают утвердительный ответ на вопрос, нужен ли ребенку детский сад ..

Коммуникативные навыки ребенка - это компоненты его речевой деятельности, которой способствует общение со сверстниками и педагогами. Такие навыки подразумевают распознавание ситуации, после которой в голове всплывают способы и реакции на определенную ситуацию. Так, простейший навык общения - это ответ на приветствие. Если в группу заходит незнакомый человек и здоровается, дети ему отвечают. В старшем возрасте дети уже подают такому человеку стульчик как знак уважения и культуры поведения.

В дошкольном возрасте у ребенка формируется комплекс коммуникативных умений. Овладение этим комплексом способствует формированию его личности. Итак, вот главные коммуникативные способности:

  1. Межличностная коммуникация. Это невербальные средства общения, передача эмоциональной информации (улыбка, жесты, мимика - как выражение себя).
  2. Межличностные взаимодействия. Это способность устанавливать обратную связь (познакомиться со сверстником во дворе, вступить в игру, задать интересующий вопрос взрослому).
  3. Межличностное восприятие. Это умение воспринимать позицию другого человека и слышать его, включаться в любое общение (оценка нехорошего поступка товарища, присоединение к разговору о зоопарке, сестричке или братике).

Овладение этими умениями - это и есть развитие коммуникабельности детей.

Следует отметить, что результат общения со сверстниками - это появление особенных межличностных взаимоотношений. От этих отношений зависит статус ребенка в детском обществе, уровень эмоционального комфорта. Понаблюдайте за детьми, и вы увидите, что одни уже с раннего детства общаются на равных со всеми и занимают позиции лидеров. Другие же, наоборот, как серые мышки, играют сами с собой, неохотно общаются со сверстниками в своей группе. Задача педагога и родителей - активизировать таких детей и с помощью индивидуального подхода активнее задействовать их на занятиях и в играх, на прогулках и развлечениях, на утренниках и закаливающих процедурах . Таких детей нужно чаще хвалить, давать шансы проявить себя, чтобы в будущем конкурентная школьная среда воспринималась ними как возможности, а не как ограничение.

Итак, навыки общения - это стремление к оценке и самооценке, к знаниям и самопознанию.

Формирование умений и навыков в процессе обучения

Образование ребенка начинается с детского сада и предусматривает усвоение не только знаний, но и системы навыков и умений в разных сферах. Эти способности четко отображены в Программе воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Они делятся строго по направлениям и возрасту. Например, в изобразительной деятельности это умение рисовать красками и карандашами, изображать определенные предметы и фигуры; в физическом развитии- - бегать и прыгать, выполнять упражнения под музыку, перестраиваться из шеренги в колонны и так далее.

Формируются умения и навыки детей на занятиях, в играх, развлечениях, праздниках в детском саду. Ведущей формой обучения и является занятие. Освоение детьми нового материала на занятии происходит на базе воспроизведения старого (например, колобка дети изображают, предварительно научившись рисовать круг).

Дидактическая игра - одна из форм обучения в детском саду. Ее педагоги применяют для закрепления навыков, умений и для овладения новыми знаниями.

В школьной программе основной формой овладения детьми новыми умениями и навыками является урок. Овладевая знаниями по разным предметам, школьники постепенно усваивают новые способности: чтение географической карты и прыжок через «козла», решение уравнений и написание сочинений, составление гербария и общение на английском языке.

Специально для - Диана Руденко

Каждому возрасту присуще развитие определенных практических навыков, и не нужно заставлять ребенка что-то делать раньше времени. Какие навыки нужно формировать в дошкольном возрасте? Какие качества необходимо привить уже с малых лет? Как помочь ребенку легко адаптироваться в современном социуме? В этой статье вы найдете ответы на все эти вопросы и узнаете, как нужно формировать практические навыки у детей дошкольного возраста.

Практические навыки - автоматизированные действия человека, основанные на навыках, приобретенных на личном опыте (ходить, говорить, писать и другие). Без практических навыков, которые приобретаются преимущественно в процессе подражания взрослым, невозможна полноценная жизнь и адаптация ребенка к социальным условиям. Именно поэтому очень важно, чтобы родители не просто рассказывали ребенку как правильно делать то или это, но и показывали все на собственном примере.

Отметим, что каждому возрасту присуще развитие определенных практических навыков, и не нужно заставлять ребенка что-то делать раньше времени. Какие навыки нужно формировать в дошкольном возрасте? Какие качества необходимо привить уже с малых лет? Как помочь ребенку легко адаптироваться в современном социуме? В этой статье вы найдете ответы на все эти вопросы и узнаете, как нужно формировать практические навыки у детей дошкольного возраста .

Итак, какие же практические навыки нужно формировать у дошкольников?

Коммуникативные навыки

Общение - главное инструмент, формирующий личность и способствующий ее реализации в социуме. Умение общаться в различных ситуациях, понимать собеседника и демонстрировать гибкость поведения - вот те задачи, которые стоят перед детьми этого возраста.

Активными помощниками детей дошкольного возраста при формировании коммуникативных навыков выступают родители и воспитатели.

Пути развития коммуникативных способностей:

  • Стимулировать здоровый интерес к окружающим собеседникам (детям и взрослым).
  • Находить решение конфликтных ситуаций.
  • Справляться с негативными эмоциями при неудачном общении.
  • Отыскивать возможности постоянного контакта с детским коллективом.

Одной из ведущей деятельности этого возраста является игра. В ней дети обучаются общению и подчиняются общим правилам игры. В таких забавах корректирующая роль отводится воспитателю. Под его руководством дети учатся планировать и обговаривать свои действия, приходить к общим результатам.


Трудовые навыки

Образование трудового навыка в дошкольном возрасте способствует становлению человека в обществе. Начинается оно с семейных отношений и трудовых поручений. Самообслуживание и бытовые задания формируют самостоятельность у детей . Ребенок должен сначала научиться выполнять какой-то элемент работы, а потом и весь процесс целиком. При этом задания должны соответствовать возрасту ребенка.

Если малыш не хочет трудиться - не принуждайте. Личным примером покажите ему всю значимость трудовой деятельности. Не наказывайте трудом, иначе ребенок будет ассоциировать его с чем-то плохим. Пусть разрешение трудиться и будет той самой долгожданной наградой.

Развитие трудового навыка имеет место и в детском коллективе. Здесь формируются физические и волевые усилия. В детской группе воспитатель помогает сформировать следующую деятельность:

  • организация работы;
  • сбор всего необходимого для труда;
  • уборка рабочего места по окончанию занятий;
  • очистка инструментов и распределение их по местам.

В группах постарше все этапы работы делятся между участниками трудовой деятельности. Умение договариваться, распределение ролей, оказание помощи, согласование совместной деятельности, советы и замечания - вот те основные навыки, которые формируют трудовую личность.

Культурно-гигиенические навыки

К таким навыкам относится повседневная деятельность, формирующая основу жизни. Большая роль в этом отводится подражанию деятельности родителей. Культурно-гигиенические навыки начинаются с элементарных вещей:

  • гигиена рук после прогулки и перед едой;
  • водные процедуры и чистка зубов утром и вечером;
  • полоскание рта после приема пищи;
  • опрятность одежды;
  • порядок среди игрушек в комнате;
  • культура приема пищи.

Научить ребенка совершать все эти элементарные действия самостоятельно - задача каждой семьи. Таким образом формируется: настойчивость, организованность, выдержка, самостоятельность, дисциплинированность.


Двигательные навыки

Формирование двигательных навыков осуществляется последовательно: знание, как выполнять движение, переходит в умение и впоследствии - в навык. Для решения задачи развития двигательных навыков целесообразно применение игры или подражания.

Этапы формирования:

  • Выполнения упражнений с помощью воспитателя.
  • Самостоятельное осуществление задач при помощи специальных предметов (мячей, гимнастических палок, лестниц и другое.)
  • Зрительная ориентация.

Физические качества (ловкость, сила, умение, гибкость, выносливость) являются составляющими понятия двигательных навыков.

Социально-бытовые навыки

На каждом этапе роста ребенка происходит формирование социально-бытовых навыков :

  • Новорожденный - улыбка, смех, мимика, жесты, звукоподражание.
  • Малыш (2 года) - понимание слов «не надо» и «надо», выполнение элементарных поручений взрослых.
  • Ребенок (3 года) - общение согласно ситуации, помощь взрослым, стремление к позитивной оценке.
  • Младший дошкольник (4-5 лет) - партнерские отношения со сверстниками, познавательное общение со взрослыми, развитие самооценки, гибкость поведения.
  • Старшие дошкольники (6 лет) - совершение сложных бытовых обязанностей и мелких социальных поручений.

Совместные прогулки, подготовка к праздникам, бытовые задания - все это включает детей в активную семейную и социальную жизнь. Задача взрослых объяснить такие понятия, как вежливость, добро, понимание близких, забота.


Графомоторные навыки

Готовность ребенка к школе определяется степенью развития мелкой моторики. Она стимулирует развитие связанности речи, внимания, памяти и логического рассуждения.

Формирование навыка графомоторики начинается с младенчества. Массаж пальчиков осуществляется для детей до года. Стихотворные тексты с упражнениями применимы для малышей 1-3 лет. Умение застегивать пуговицы, мелкие кнопки, замки и завязывать шнурки способствует развитию моторики пальцев в младшем дошкольном возрасте. Координация движения и развитие мелкой моторики с помощью обучения элементам письма осуществляется в возрасте 6 лет и является подготовкой к школе.

Этапы формирования:

  • 1-2 года – удержание двух предметов в одной руке, листание книги, собирание пирамидки;
  • 2-3 года – нанизывание предметов, игра с глиной и песком, открывание ящиков и крышек, рисование пальцами;
  • 3-5 лет – складывание бумаги, рисование мелками, шнурование ботинок, лепка пластилином;
  • 5-6 лет – усовершенствование мелкой моторики.

Зрительное восприятие и координация, а также графическая активность способствуют формированию навыка письма.

Творческие навыки

Развитию креативности мышления и индивидуальности подхода к решению различных ситуаций способствуют творческие навыки. Они персональные для каждого ребенка. При проявлении первых признаков необходимо создать благоприятные условия для их развития.

Существует немало развивающих методик:

Игры. Они должны учитывать возрастные особенности ребенка и осуществлять полезные функции (конструктор, мозаика).

Окружающий мир. Сюда входят рассказы о растениях и животных, ответы на вопросы малыша, описание окружающих вещей на улице и в доме, пояснение элементарных процессов.

Лепка. Начинать можно с простейших задач: шариков, палочек и колечек, постепенно переходя на более сложные элементы.

Рисование. Изучайте вместе форму и цвет, используйте самые разнообразные материалы (краски, карандаши, фломастеры и т.д.).

Музыка. Колыбельные на ночь, детские песенки и классическая музыка помогут развитию образного мышления и памяти.

Стимулом для развития творческого навыка является личный пример и регулярная похвала родителей.

Двигательными умениями и навыками принято называть приобретенную возможность выполнения двигательных действий, которые возникают на основе определенных знаний, опыта и повторений изучаемых элементов.

Со стороны управления навыки и умения характеризуются различной степенью владения осуществляемыми физическими действиями.

Двигательное умение

Двигательное умение - это уровень освоения действия, которое сопровождается управлением с помощью мышления. Среди характерных отличий между умением и навыком можно выделить следующие:

  • неавтоматизированное управление;
  • подсознательный контроль;
  • медлительность осуществления действий;
  • наличие значительной степени утомления, вследствие неэкономной растраты энергии;
  • присутствие относительной расчлененности элементов;
  • нестабильность;
  • отсутствие прочного запоминания.

Процесс дальнейшего овладения двигательными действиями превращает умение в навык. Таким образом, двигательное умение - это своеобразная степень владения действиями, для совершения которых активно используется мышление. Возможность выполнять новые элементы заключается в наличии таких предпосылок, как необходимый объем знаний о технике выполнения, наличие опыта и достаточная физическая подготовленность. играет также важную роль в процессах управления движениями.

Основные двигательные навыки характеризуются силой владения техникой, которая выделяется повышенным сосредоточением внимания. Концентрация мышления сосредотачивается на каждом элементе выполняемых действий, входящих в изучаемое движение.

Характеристика умения

Двигательное умение - это, прежде всего большая образовательная ценность, потому как оно обладает главным - активацией творческого мышления, направленной на синтез и анализ каждого движения. С точки зрения умения преследуют различные цели. С одной стороны, они доводят до навыков при необходимости достижения совершенной техники владения действиями. С другой стороны, выработка двигательных умений возможна и без перехода в навыки впоследствии. В этом случае они являются вспомогательным фактором. Например, для усвоения материала школьной программы по физической культуре достаточно усвоения начальных знаний.

Таким образом, умение - это совершенствование двигательных действий, которое при многократном повторении стимулирует активизацию их выполнения. Данный процесс является не чем иным, как переходом умения в навык. Этого можно достичь только при условии постоянного уточнения и корректирования движений. Результатом является устойчивость и слитность каждого выполняемого элемента, а, главное, появление автоматизированного характера управления движением.

Существует две разновидности двигательного умения:

  • первый вид выражается в осуществлении целостной активности;
  • второй вид подразумевает выполнение отдельных, различных по структуре и сложности движений.

Целостная двигательная деятельность связана напрямую с необходимостью принятия решений спонтанно, например, во время игры или борьбы.

В данном случае двигательные умения основаны и характеризуются творческим использованием ранее заученных физических качеств и действий.

Выполнение раздельных движений, различных по сложности и структуре, постепенно переходит в навык. Данный процесс сопровождается развитием действий со знанием первоначальной техники выполнения, что приводит к постепенному совершенствованию умений. Заученные до автоматизма движения представляют собой большую дидактическую ценность, потому как формируются вследствие активного участия обучаемого и приучают к анализу сущности поставленных задач. Материал любой составленной программы должен осваиваться на уровне умений, так как они являются не только полезными, но и необходимыми.

В дальнейшем процессе освоения двигательных действий на уровне умения с обязательным увеличением числа повторений, запоминания каждого элемента и действия осуществляется более прочно. По мере заучивания и освоения умение постепенно переходит в навык.

Понятие формирования и развития двигательного навыка

Двигательный навык - это определенная степень владения движениями, при условии автоматизации их выполнения. При этом осуществляется минимальный контроль сознания за выполняемыми действиями, так как оно направлено исключительно на контроль над узловыми компонентами каждого элемента: восприятием окружающей обстановки и конечным результатом. Понятие "двигательный навык" заключается, например, в сосредоточении внимания на контроле над скоростью при беге или изменением рельефа при передвижении с помощью лыж. Определяющей и ценной особенностью двигательного навыка является автоматизация управления движениями. Сознание при этом освобождается от надобности постоянного контроля над деталями, что позволяет заострить внимание на результате и условии выполняемых действий.

Развитие двигательных навыков зависит от следующих факторов:

  • одаренности - наличия способностей к определенным видам деятельности;
  • двигательного опыта - обладания определенными знаниями;
  • возраста человека - в детском возрасте освоение движений происходит гораздо быстрее;
  • координации - сложная техника движения требует больше времени на обучение;
  • профессиональных навыков преподавателя;
  • уровня осознанности, активности и наличия мотивации у ученика.

Двигательный навык - это высшая ступень овладения действиями, которая имеет важность в физкультурно-спортивной, учебной, бытовой и трудовой деятельности. Приобретенные возможности могут сохраняться довольно длительное время (на протяжении нескольких лет). Это подтверждается тем, что люди, прекратившие заниматься спортом, могут через несколько лет в точности воспроизвести технику спортивных действий.

Какие бывают навыки

Понятие "двигательный навык" сегодня известно двух типов осознанности выполняемой деятельности. В первую очередь речь идет о технической стороне действий, когда человек учитывает все составляющие элементы движений. Ко второму типу можно отнести этап выполнения, когда элементы уже в какой-то степени освоены. В данном случае осознается в основном только цель, то есть внимание направляется на результат.

Двигательный навык - это возможность выполнять автоматизировано составные части движений при осознании целенаправленной деятельности. Специального направления внимания при этом не требуется. В данном случае активно только сознание, которое влияет на качество выполнения частных действий.

Процессы физического восприятия связаны с формированием двигательных навыков. В зависимости от того, в каких именно условиях происходило их формирование, можно выделить следующие виды навыков:

  • несформированные, сформированные;
  • старые, молодые;
  • сложные, простые;
  • комплексные, разрозненные;
  • гибкие, шаблонные.

Формирование двигательных навыков

Формирование навыков имеет свои характерные особенности. Для них присуще неравномерность и постепенность развития, показная динамика образования которых представлена графически А.Ц. Пуниным:

  1. «Отрицательное ускорение» - представляет собой крутой подъем кривой в самом начале обучаемого процесса. Далее подъем становится незначительным вследствие замедления течения обучения. Это означает, что для человека характерно быстрое освоение основы действий, а на детали требуется гораздо больше времени. Подобный тип формирования наблюдается на примере изучения простых двигательных элементов, когда простые движения осваиваются моментально.
  2. «Положительное ускорение» - формирование двигательных умений и навыков осуществляется с большим трудом вследствие возникновения неточностей и ошибок. Далее нарастание кривой качества резко повышается. Данный вид развития присущ сложным длительным действиям, при которых незаметные внешне качественные изменения впоследствии дают большой скачок.
  3. «Плато» - формирование навыков стоит на месте. Наблюдается явная задержка в прогрессировании. Возникновение данного процесса двояко: во-первых, это может стать причиной наличия факторов, тормозящих ход усовершенствования (болезни, недостаток физической подготовки), во-вторых, место может иметь изменение структурности определенного навыка (внесение новых приемов в тактику выполнения).

Развитие двигательных умений и навыков происходит с самого детства, поэтому именно для ребенка важным является правильное заложение азов подобных умений. Двигательные навыки и двигательные качества в детском возрасте являются первичным признаком уровня развития малыша. Данные критерии считаются ведущими для оценки общего развития ребенка.

Двигательные навыки у детей

Методы обучения двигательным навыкам должны быть подобраны весьма тщательно. Важно уделить особое внимание физической активности ребенка в возрасте от 3 до 5 лет.

Именно на протяжении данного возрастного периода происходит формирование умений, соответственно, и навыков ребенка, что в будущем сказывается на общих восприятиях На протяжении 2 лет происходит развитие мышц, необходимых для совершения движений. В данном возрасте происходит формирование мелкой моторики и двигательных навыков. Для достижения максимальной эффективности ребенка следует использовать тактику занятий в игровой форме.

Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия.

«Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём.

«Здоровье детей - богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена».

Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей сыграли учёные В.И. Молчанов, Г.Н. Сперанский, М.С. Маслов, Н.М. Щелованов и другие. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей. На основании исследований этих ученых, работники дошкольных учреждений, взяли за основу воспитание культурно - гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с программами воспитания в детском саду. Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам жизни ребёнка.

Программы воспитания и обучения в детском саду сориентированы на создание в детском саду обстановки, которая способствует формированию культурно-гигиенических навыков.

Дошкольный возраст - это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья.

Культурно-гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша.

Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.

Умения - это сформированная у ребенка способность совершать определенные действия на основе полученных знаний.

Навык - это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений.

Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений в правильном его выполнении.

Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определённых одинаковых или сходных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его осуществления. Привычки, приобретённые ребёнком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.

«Как ни важны навыки не следует забывать что, одно только овладение ими ещё не обеспечивает правильного поведения. Взрослые должны подавать пример во всём и требуя от ребёнка выполнения определённых правил, сами всегда их соблюдали, были аккуратны, опрятны внешне и т.п.»

Цель исследования - изучение процесса формирования культурно - гигиенических навыков и апробация системы способствующей эффективному использованию игровых методов.

Объектом исследования является процесс формирования культурно- гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Предметом исследования является влияние игрового метода на формирование навыков личной гигиены у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

Изучить теоретические основы воспитания культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Выявить уровень сформированности навыков личной гигиены у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Выявить особенности воспитания культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста и выстроить систему работы, определить степень эффективности использованных игровых методов для формирования навыков личной гигиены.

Методы исследования

В процессе работы использовать разные методы педагогических исследований: изучение и анализ психологической, педагогической литературы; создание проблемных ситуаций; опытно - педагогическая работа; беседа с ребёнком; целенаправленное наблюдение за детьми в их самостоятельной деятельности.

По определению известного физиолога Н.И. Щелованова « Режим дня в первые годы жизни ребенка - это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребенка в сне, кормлении, а так же в деятельности.»

Воспитание культурно - гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу - воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. « Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н.К.Крупская - привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее».

Все меры, которые разрабатывает дошкольная гигиена, способствуют нормальному физическому, гигиеническому развитию детей, укреплению их здоровья.

Здоровье - более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного и социального благополучия - именно такое определение выдвинула Всемирная организация здравоохранения.

Формирование культурно-гигиенических навыков - процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться. Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, т. е. путем научения, приучения, поэтому воспитание культурно - гигиенических навыков необходимо планировать в режиме дня. Огромное значение режиму дня придавал выдающийся педагог А.С. Макаренко. Он считал, что режим - это средство воспитания, правильный режим должен отмечаться определённостью, точностью и не допускать исключений. Наблюдения показали, что в тех детских учреждениях, где режим дня выполняется в соответствии с гигиеническими требованиями и все виды деятельности проводятся на высоком педагогическом уровне показатели работоспособности и развития детей высоки.

А самое главное по режиму дня заметно, что время на гигиену и самообслуживание маленьким детям отводится больше, чем детям более старшего возраста, так как эти навыки у старших детей уже более сформированы. Из этого важно подчеркнуть, что возрастные особенности и индивидуальные способности детей играют важную роль в режиме дня.

Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка

Ребенок с момента рождения является социальным существом, ведь уход за ним направлен на введение его в мир взрослых, хотя родители и педагоги не всегда это осознают. Одеяло, соска, пеленка и прочие предметы - объекты, с помощью которых взрослый вводит малыша в социальный мир. С помощью этих предметов происходит удовлетворение потребностей: есть ложкой, ножом, вилкой, спать в кровати, накрываться одеялом и т.д. Способом удовлетворения потребности ребенок сам не владеет и без помощи взрослого его не откроет, не обучится ему самостоятельно.

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождения» его в мир взрослых. Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными - наиболее благоприятными для развития. Для начального формирования культурно - гигиенических навыков сенситивный период приходится на раннее детство.

Ребенок начинает знакомиться с миром предметов, созданных человеком, он должен освоить предметные действия, среди которых можно выделить орудийные и соотносящие. Первые предполагают овладение предметом - орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет(ножом режут хлеб, ложкой едят суп, иголкой шьют). С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладет мыло в мыльницу, вешает за петельку на крючок, застегивает пуговицы, зашнуровывает ботинки.

Режим дня, в формировании культурно-гигиенических навыков, имеет большое значение. Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Навык, ставший потребностью - это привычка. Навык умываться позволяет ребенку делать это ловко и быстро, а привычка умываться побуждает его делать это охотно и без принуждения. По мере усвоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности - игры.

В игре дети отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе бытовых процессов. Ребенок так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи), тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр.), а так же отражают правила, которые стоят за выполнением культурно - гигиенических навыков: одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво.

Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. «Освоение культурно-гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками. Если взрослому он хочет показать то, чему научился, заслужить одобрение и поддержку, дать понять, что он его уважает, уважает его требования. Принимает и придерживается их, то сверстника он пытается научить» - считают Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина.

Освоение культурно - гигиенических навыков дает возможность сравнить себя с другими детьми: лучше или хуже я умею это делать? Могу даже научить товарища! Буду помогать взрослым и маленькому брату! Так через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а так же предпосылки для самоконтроля. При выполнении бытовых процессов малыш наблюдает, сравнивает, анализирует, устанавливает причинно - следственные связи. Он задумывается над тем, куда делось мыло, ведь сначала был большой кусок, а через некоторое время стал совсем маленький, почему вода смывает пену и грязь с рук, как с помощью вилки можно разделить котлету пополам, куда пропадает сахар в чае, почему высох мокрый платок и т.д.

Первоначально ребенок замечает причинно - следственные связи с помощью взрослого, который, задавая вопросы и поясняя, обращает на них внимание малыша. Важно, чтобы вопросы и пояснения, адресованные самым маленьким, были включены в конкретную ситуацию. При этом следует опираться на опыт малыша.

В период раннего детства складывается такое личностное новообразование, как сознание своего «Я». Это выражается в том, что малыш начинает называть себя в первом лице: «Я сам». За этим стоит осознание собственной активности, отделение результата своих действий от самих действий. Ребенок начинает понимать, что именно он выполнил действие, именно он достиг результата, он переживает гордость за свои достижения, стремится вновь и вновь проявить свою активность и самостоятельность, показывая другим свое «Я»: я сам умею умываться, одеваться, обуваться, причесываться, сам умею есть. Пусть медленно, но сам! Хотя пока он освоил только простые действия, они дают возможность почувствовать себя взрослым, независимым.

Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании, ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными, ножки обулись в сапожки, на ручки надели рукавички. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности. То есть действия, их составляющие, совершенствуются сами собой, изменяют самого себя, а не предмет. Поэтому они формируют у малыша представление о собственном теле. Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки - ручки, завязывая бантик или шарфик - свое лицо. При одевании, умывании ребенок видит свое отражение в зеркале, замечает происходящие в нем изменения.

Культурно-гигиенические навыки совпадают еще с одной линией психического развития - развитием воли.

Малыш еще ничего не умеет делать. Поэтому всякое действие дается с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте». Афонькина Ю.А. и Урунтаева Г.А. считают: « Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, нужно приложить волевые усилия.

С возрастом по мере овладения культурно - гигиеническими навыками малыш осознает правила поведения, которые их определяют. И такие правила начинают регулировать действия ребенка, управлять ими. То есть поведение ребенка становится произвольным. Он сдерживает свои непосредственные чувства и стремления, подчиняет свои действия ранее поставленной цели, может отказаться от желаемого, если этого требует общественное правило поведения.

Таким образом, освоение культурно - гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника.»

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Постепенно, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков малыш начинает осознавать, что выполнение правил поведения обусловлено нормами человеческих взаимоотношений, а в их соблюдении проявляется уважение к окружающим, ведь неприятно смотреть на неряху или грязнулю. Ребенок понимает, что нарушение правил поведения может причинить вред не только ему самому, но и другому человеку.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Условия и методы формирования культурно - гигиенических навыков

К числу основных условий успешного формирования культурно - гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).

Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и тоже время - это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно - гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности. Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Среди многих классификаций методов, в дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно - действенное и наглядно - образное мышление. В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы. Подготовкой к формированию навыков самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребёнка положительного отношения к одеванию, умыванию, кормлению. Обучение некоторым навыкам, например, культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определённой последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.).

В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. «Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и позорная работа,» - советовал А.С. Макаренко.

Об этом всегда должны помнить и воспитатели детского сада и родители. «Ваше собственное поведение -- самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь, или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, -- все это имеет для ребенка большое значение», говорил А.С. Макаренко

Для детей дошкольного возраста большое значение имеет осознание значения культурно-гигиенических навыков, им нужно сообщать элементарные знания о рациональных правилах личной гигиены, её значение для каждого и для окружающих, воспитывать соответствующее отношение к гигиеническим процедурам. Всё это способствует прочности и гибкости навыков, а это очень важно для создания стойких привычек. С этой целью можно так же использовать вариативные задания, необычные ситуации во время игры, занятия, прогулки и т. п. Предварительно следует предложить детям подумать и рассказать, что и как они будут делать. Затем проследить за действиями детей и опять вернуться к их совместному обсуждению, оценке.

Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяется показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем дошкольном возрасте, игровые приёмы: дидактические игры, потешки, стихотворения («Чище мойся - воды не бойся»; «Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки…» и т.п.). Н.Ф. Виноградова отмечает: «Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребёнка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям необходимым в процессе одевания, умывания, еды».

Показ сопровождается пояснением. Показ любого действия должен даваться таким образом, чтобы были выделены отдельные операции - сначала наиболее существенные, а затем дополнительные. Операции идут в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 секунд), в противном случае не вырабатывается динамический стереотип. Показ действия малышам обязательно сопровождается проговариванием (« Теперь возьмём полотенце и вытрем каждый пальчик»). Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Например, берет его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат. При формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Также следует обращать внимание детей на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом вешать - так оно лучше просыхает, не падает на пол. Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнить их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребёнка на необходимость действовать определённым образом.


Самообслуживание играет важную роль в развитии ребенка, потому что способствует его движению к самостоятельности и независимости. Формирование навыков самообслуживания у детей необходимо в первую очередь, чтобы удовлетворять свои личные повседневные потребности.

Что включает в себя самообслуживание детей дошкольного возраста (5-7 лет)?

В этом возрасте должны быть сформированы определенные навыки самообслуживания, самоорганизации и личной гигиены:
1. Прием пищи: умение правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом, убирать посуду после еды; приобрести начальные навыки культуры поведения за столом.
2. Овладение навыками раздевания и одевания: снимать и одевать обувь, завязывать и развязывать шнурки на обуви, аккуратно застегивать «молнию», одевать и снимать одежду (колготки, шорты, брюки, куртку, пальто, шапку, варежки);
3. Гигиена тела: мыть руки и лицо, вытирать их насухо полотенцем, правильно пользоваться мылом, зубной щеткой, расческой перед зеркалом, ухаживать за ногтями с помочью щетки, пользоваться носовым платком по мере необходимости.
4. Навыки опрятности: умение пользоваться горшком, туалетом;
5. Гигиена быта: умение наводить и поддерживать порядок в своей комнате, приводить в порядок свои вещи (складывать одежду, вешать её на вешалку), соблюдать порядок в своём шкафу, полках, содержать обувь в чистоте; держать в порядке игрушки, книги.

  1. Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребенка, постепенно переходя к прямому обучению ребенка.
    2. Чтобы ребенок мог принять участие в этих процессах, он должен усвоить определенные действия и их последовательность.
    Приведем пример:
    Каждое утро (а так же после прогулки и вечером) ребенок должен умываться (мыть лицо, руки, шею, уши). Сначала нужно хорошо вымыть руки с мылом под струей воды из-под крана. Руки следует намыливать один-два раза с обеих сторон и между пальцами, хорошо смыть мыльную пену, проверить чистоту ногтей. Затем уже чистыми руками мыть лицо, шею, уши. После умывания следует вытереться насухо чистым полотенцем. У ребенка должно быть свое полотенце. Если полотенце осталось чистым после того, как ребенок вытерся, значит, он умылся хорошо.
    3. В процессе прямого обучения скажите ребенку кратко и четко, что вы от него хотите. Указание произносите, когда ребенок смотрит на вас.
    4. При необходимости покажите ребенку это действие сами. Показ должен быть неторопливым, четким и последовательным.
    5. После объяснения и показа, возьмите своими руками руки ребенка и проделайте вместе с ним нужное действие.
    6. Во время самостоятельного выполнения действия ребенком, поправляйте его корректно, поддерживайте его, спокойно говорите о том, что необходимо сделать именно сейчас («Давай есть медленно», «Говори, пожалуйста, тише»)
    7. Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребенка, типа нервной системы, от скорости запоминания, семейного отношения к чистоте и опрятности.
    8. В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия (удобная одежда, обувь, оборудование).
    Например: в шкафах необходимо выделять для ребенка нижние полки для удобства, отдавать предпочтение одежде без лишних застежек и легких в одевании, это касается и обуви.
    9. Будьте терпеливы, не делайте за ребенка то, с чем он может справиться сам. К вечеру дети устают и их действия становятся медленными.
    10. Важно при формировании любого навыка, обучать детей определенным действиям, при этом делать эти действия, неоднократно повторяя.
    Например, одевание штанишек может выглядеть так:
    - сядь на стульчик;
    - возьми штанишки обеими руками за поясок;
    - подними ножку и вдень ее в одну штанину;
    - поставь ножку на пол;
    - подними вторую ножку и вдень ее в другую штанину;
    - встань и подтяни штанишки обеими руками.
    11. Главное условие при формировании навыков самообслуживания - это постоянное подбадривание и поощрение. Не забывайте давать положительную оценку действиям ребенка - они дают ребенку чувство радости и подкрепляют его уверенность в том, что он может, и умет сам что-то делать. Но важно и не перехваливать ребенка. Хвалите ребенка за правильно выполненное дело. Используйте различные способы сказать ребенку, что у него все получается: «Очень хорошо», «Молодец!» и т.п.
    12. При формировании навыков самообслуживания у детей развивается самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения.
    Воспитание навыков самообслуживания у детей - это длительный процесс, требующий от взрослых, в первую очередь, терпения.