Завод фабрика по изготовлению кистей. Из чего делают кисти для рисования


Учащиеся иногда пытаются изготовлять кисти самостоятельно, но, не зная технологии этого специфического производства, делают кисти, мало пригодные для работы.
Выше мы описали виды кистей, применяемых в живописи, где указаны материалы, из которых они производятся.
При изготовлении кистей в первую очередь необходимо заготовить соответствующий волос или щетину животных. В описании кистей нами указаны животные и те части их волосяного покрова, где волос имеет нужную длину и упругость, необходимую для качественных кистей.
Заготовлять волос для кистей рекомендуется в марте - апреле, когда происходит линька животных. Стричь волос надо на небольшом участке, сразу же сортировать его по длине, упругости и связывать в пучки.


Удалив из пучка ненужные отдельные волоски, его подравнивают (с нерабочей стороны волос) и ставят в узкий стаканчик, с плоским дном, например в узкую баночку подрезанной частью вниз.
От легкого постукивания дном баночки все волоски пучка осядут и выровняются. После этого волосяной пучок перевязывают и вычесывают из него ненужные волоски. Для вычесывания пользуются металлической расческой с острыми зубцами.
Вычесанный пучок дополнительно перевязывают


Подготовленный волосяной пучок обезжиривают в авиационном бензине или бензине, применяемом для зажигалок. Для этого его кладут в банку с бензином и плотно закрывают крышкой. Пучок выдерживают в бензине не менее 2-3 суток, после чего его несколько раз промывают в чистом бензине и кипятят в 10%-ном растворе алюмокалиевых квасцов, являющихся дубителем. Обработка алюмокалиевыми квасцами делает волос негигроскопичным.
После кипячения просохший волос заворачивают в газету (в один слой), перевязывают и закаливают при температуре 140-150° в течение 50-60 минут.
Время закаливания пучков волоса зависит от вида волоса. Так, пучки из волос собаки или коров закаливают в течение 1 часа 20-30 минут. Тонкий волос требует более высокой температуры закаливания.
Для определения температуры можно пользоваться следующим простым способом: если бумага, в которую обернут волосяной пучок, слегка пожелтеет, это значит, что температура для закалки недостаточна, т. е. она ниже 150°; если бумага приобретет цвет светлой охры, это будет означать, что температура близка к 150°, т. е. достигнута температура, необходимая для закалки волоса; если бумага обуглится, это указывает на слишком высокую температуру, т. е. выше 150°, такая температура непригодна для закалки волоса - перегрев сделает его ломким.
После того как температура печи будет отрегулирована, приступают к закалке. Лучше всего пучки волос класть на сетку или подвешивать в печи, чтобы они равномерно прогревались горячим воздухом.
Прокалив волосяные пучки, их снова прочесывают и уравнивают концы волосков кисти, придавая пучку конусообразную форму. Прочесав пучок, из него затем удаляют короткие или непригодные волоски. Для этой операции пользуются бритвой. Пучок кладут обрезанной частью к ладони, при этом придерживают его пальцами и бритвой, как бы подрезая волоски, и удаляют ненужные. Затем пучок раздвигают и из середины вынимают ненужные волоски пинцетом.
Обрезанный волосяной пучок снова заворачивают в газету, перевязывают и вторично закаливают.
Дли определения качества закалки волос пучок смачивают водой; на волосках, недостаточно прогретых, будут образовываться завитки. Такой пучок смачивают водой и снова прокаливают.
Проверяют качество закалки волоса по его цвету. Так, при достаточной закалке белый волос приобретает желтоватый оттенок. Волосы черные или темного цвета проверяют путем вкладывания в пучок нескольких контрольных белых волосков, пожелтение их будет указывать на достаточную степень закалки волоса.
Подготовив волос, приступают к вязке кистей. Перед изготовлением кисти из пучка берут некоторое количество волоса (в зависимости от номера кисти), опускают его в заранее заготовленную коническую формочку, сделанную из жести или пластмассы. При этом формочки должны иметь коническое дно. Такие формочки должны заготавливаться в зависимости от различных номеров кистей.
Вложив пучок, путем постукивания но формочке подравнивают заготовку для кисти. Затем вынимают пучок, перевязывают его, после этого пучок перевязывают еще 2 раза.
Затем отрезают лишний волос и нерабочую сторону пучка тщательно прокрывают лаком и вставляют в металлический капсюль (обойму). Капсюли изготовляют цельнотянутые или соединяемые внахлестку (с пропайкой соединения) из черной (холодного проката) или белой жести или из латуни, величина капсюля зависит от номера кисти. Капсюли из черной жести и из латуни никелируют. Ручки изготовляются из древесины березы, осины, бука или ольхи, шлифуются, покрываются бесцветным лаком или окрашиваются в различные однотонные цвета. Вставленный в капсюль пучок заливают с широкою конца капсюля водостойким -лаком или синтетическим клеем. Клей (лак) проходит до самого конца волоса (щетины), заключенного в капсюль.
После сушки капсюль с волосяным (щетинным) пучком соединяют с деревянной ручкой. Капсюль на ручке дополнительно закрепляется путем обжима.
Длина выпущенного волоса определяется по его упругости. При этом правильный выпуск волоса имеет важное значение, так как очень длинно выпущенный волос делает кисть растрепанной, а недостаточно выпущенный будет набирать мало краски.
Готовую кисть смачивают водой, расчесывают до тех пор, пока волос кисти не станет ровным.
Ручка готовой кисти покрывается лаком.

Вероятно, заходя в специализированный магазин, и разглядывая кисти с различными надписями, Вы задавались вопросом, а какие же кисточки в действительности изготавливаются у нас, в России. Существуют ли в России заводы по изготовлению аксессуаров для рисования? Благодаря местоположению, а конкретно наличию исходных материалов, центром производства художественных кистей в СССР стала Кировская область. Крупнейшее предприятие, организованное в постсоветское время появилось именно там. В последствии, оно было преобразовано в ООО «Художественные материалы» и оно легло в основу нескольких отдельные фирм, которые позже начали вести самостоятельную деятельность.

ООО «ПТК Артекс-М»

Современная фирма по производству художественных кистей разнообразной номенклатуры под широкий круг пользователей, работающая с 2001 года на этом рынке. Организация зарегистрирована в г.Киров. В процессах используются наработки и технологии европейских и азиатских стран. Ассортимент в каталоге постоянно изменяется и пополняется. На данный момент они производят кисточки из максимального спектра доступного сырья: колонка, белки, пони, козы,собаки, щетины, ушного коровьего волоса, а так же синтетического и смесового ворса.

ООО «Нил»

Корпорация работает с 1988 г, когда начался развал больших советских предприятий и создавались первые частные фирмы. Запущенное предприятие совершенствовалось, открывая новых поставщиков сырья. В настоящее время, ООО «Нил» полностью автономен – все исходники для изготовления кистей производятся самостоятельно, основываясь на собственной сырьевой базе. Вся продукция сертифицируется по ГОСТ стандартам. Завод делает кисти из натурального ворса белки, колонка, пони, щетины, козы, песца и синтетического волоса,подходящих как для любителей, так и профессионалов. Кроме того, завод изготавливает специфические виды кистей по заказу.

«Живописные кисти»

Классическая кировская школа изготовления кисточек легла в основание еще одной фирмы по изготовлению кистей для рисования, получившей впоследствии бренд Roubloff. На предприятии используются технологии мировых лидеров, объединяя старинные способы обработки натурального ворса и компоновки пучка, с современными методами производства. К заказу доступен полный перечень кистей различного уровня профессионализма. Пользователи оценили кисти из волоса белки, колонка, щетины, синтетики. Это позволяет выбрать кисти под практически любой тип краски и творчества, а так же реставрационных работ и косметологических услуг.

ООО «Художественные материалы»

Завод по производству товаров для творчества основан в 1937 году. Предприятие зарождалось как производитель кистей, но в последствии был охвачен полный спектр аксессуаров для творчества, такие как планшеты и мольберты.Позже, освоили профессиональные косметические кисти для макияжа, нейл-арта. Предприятие производит кисти из колонка, белки, пони, козы, щетины и синтетического ворса и так же предлагает широчайший выбор профессиональных кистей

«Альбатрос»

Еще один отечественный производитель кистей, а так же разнообразного оборудования и аксессуаров для рисования из Новосибирска известен на рынке более 20 лет. Это время не было потрачено даром – завод перешел на замкнутый цикл производства. В каталоге компании можно найти кисточки как для профессионалов,так и школьные варианты из натурального и синтетического волоса всевозможных форм и размеров. Так же предприятие обладает собственной экспериментальной лабораторией.

«Невская палитра»

Один из старейших заводов, был основан в 1934 году. В под него был переделан частный лакокрасочного завод, как логично из названия специализируется на изготовлении всевозможных красок. Приоритетное направление деятельности - производство кистей из белки, колонка, щетины и синтетического ворса. Вся продукция завода отмечается торговым логотипом «Красная палитра».Кисти и краски этого завода отмечаются реставраторами, проводившими работы в Третьяковской галерее, Эрмитаже и других государственных музеях. Продукция под брендом «Невская палитра» поставляется в США, Европу и другие страны.

Конечно же, это не весь спектр производителей кистей.Современный рынок создал среду для развития множества коммерческих компаний различного размаха, изготавливающих кисти, но мы остановились на наиболее значимых и длительно функционирующих предприятиях. Сейчас уже сложно представить, что всего лишь 10 лет назад, российские производители отставали от своих зарубежных коллег на 10-15 лет по технологиям. Болезненный процесс модернизации производства и обновления оборудования принес результаты и теперь кисти российских брендов по многим параметрам не уступают азиатским и европейским аналогам. При этом доступность и ассортимент является серьезным плюсом, благодаря которому покупатели сделали выбор в сторону российского товара.

Андрей Бяков, генеральный директор компании «Живописные кисти»:
«Кисти для художников отличаются от школьных кистей настолько же, насколько «Мерседес» отличается от «Жигулей». Для производства качественных кистей используется другое сырье, другие технологии и станки тоже нужны другие. Кистевяз, проработавший 10 лет на производстве школьных кистей, попадая на производство кистей для художников, снова превращается в ученика. Переучивать такого мастера бывает иногда сложнее, чем взять нового человека с улицы. Каждый хочет иметь качественную кисть, но если кисть нужна для разового потребления и результат при этом не имеет большого значения, то кисть нужна дешевая, одноразовая! Ведь и на «Жигулях» в нашей стране ездит людей больше, чем на «Мерседесах».Любая кисть состоит из трех основных частей: волосяного пучка, металлической обоймы и деревянной ручки (черенка).
Волосяной пучок – это рабочая часть кисти из натурального или синтетического волоса, собранного в пучок определенной формы и размера. Волосяные пучки для кистей вяжутся вручную, только так получается действительно качественный художественный инструмент. Именно себестоимость волосяного пучка главным образом влияет на конечную цену кисти. Обойма служит для придания формы, сохранности пучка и соединения его с ручкой. Обойма для кистей изготавливается из металла. Обоймы бывают шовные и цельнотянутые. Для школьных кистей иногда используется шовная жестяная обойма, для художественных более дорогая – медная цельнотянутая.Даже у такого «расходного материала» как школьная кисть могут быть другие конкурентные преимущества, помимо цены: прежде всего, товарно-привлекательный внешний вид, этим производители сегодня озабочены не в последнюю очередь. Эстетический вид товара – то, что способно выделить его среди аналогов на прилавке. «Гамма», например, сделала определенный шаг в сторону розницы: выпустив для школы белку с первого по десятый номер, четыре номера колонка, пони, щетину, козу и пять номеров синтетики, позаботилась о том, что каждый вид кисти имел свой цвет ручки: пони – красная, белка и колонок – «маренное» дерево» и так далее. Кисти, предназначенные для продажи отдельными номерами, для удобства заключены в специальные прозрачные «пеналы».Поскольку розница, особенно розница формата самообслуживания, очень любит наборы, в блистере или пленке с европодвесом, они есть в ассортименте практически каждого производителя. «Гамма»: набор «Малыш» – кисти из щетины, набор «Школьник» – кисти из волоса пони, набор «Лицей» – синтетические кисти. «Питер Арт Сервис»: наборы «Цветик» – кисти из волоса белки, колонка, свиной щетины, лисы, пони козы (каждый из наборов имеет подробную аннотацию и снабжен таблицей, благодаря которой можно безошибочно подобрать номер и тип кисти для выполнения конкретной работы»), наборы «Сонет» – по 3 и 5 штук. ООО «Художественные материалы»: 38 наборов разного уровня – от дошкольника до профессионала, от недорогих до подарочных в инкрустированных шкатулках. Самыми популярными школьными наборами являются «Школьник», «Малыш» и «Радуга». Быстрыми темпами растут продажи наборов-ассоциаций «Зебра», «Светофор», «Триколор».Несмотря на все сложности, производители кистей заявили, что готовы к школьному сезону 2010 года.

Малярно-штукатурные инструменты незаменимы при проведении работ по отделке различных поверхностей (выравнивание, укрепление, нанесение лакокрасочных и штукатурных материалов и т. д.). К таким инструментам относятся кисти, валики и шпатели. Несмотря на свою невысокую стоимость, выбор малярного инструмента оказывает прямое влияние на качество и результат ремонтно-отделочных работ.

По результатам маркетинговых исследований, большинство российских потребителей (почти 53%) при выборе малярных инструментов отдают предпочтение отечественной продукции. Около 5% респондентов покупают польскую продукцию, которая считается одной из самых дешевых в Европе. Еще 7-8% опрошенных готовы приобретать кисти, валики и шпатели, произведенные в Германии. Китайскую продукцию, которая отличается низкой ценой, предпочли 15% респондентов. Эти данные, к сожалению, не могут считаться полными, так как при проведении исследований оценивался весь рынок малярно-штукатурных инструментов, которые включает в себя не только дешевые валики и шпатели, но и кисти.

В первом случае, безусловно, преобладает отечественная продукция (ее доля составляет порядка 80%), так как себестоимость такого товара сама по себе невелика, срок его службы также ограничен и привозить его из-за рубежа нерационально.

В случае с малярными кистями все обстоит несколько иначе. В этом сегменте преобладает продукция финских, шведских и немецких производителей, которая дороже, но при этом намного качественнее. На втором месте идут отечественные компании – это, в основном, предприятия, организованные на базе профильных заводов, работающих еще со времен СССР, а также производители из Украины и Белоруссии. Они использует, в большинстве своем, устаревшее оборудование, поэтому их продукция не может конкурировать по качеству с западной, но при этом превосходит дешевую китайскую.

По мнению экспертов, рынок малярно-штукатурных инструментов будет увеличиваться с каждым годом на 25-30%. Это связано с повышением уровня жизни населения и с переездом жителей больших городов на окраину или в сельскую местность в собственные дома.

Рассмотрим процесс производства такой продукции на примере самого популярного инструмента – малярной кисти. Конструкция кисти предельно простая: щетина при помощи бандажа крепится к рукоятке.Различают три вида щетины, которая применяется при производстве малярных кистей: натуральная (например, барсучья), искусственная или смешанная. Наиболее качественные и дорогие жесткие кисти производятся из хребтовой и полухребтовой щетины. Этот волос имеет конусообразное строение, благодаря которому он удерживает больше краски или лака и меньше разбрызгивает их, равномерно окрашивая поверхность. Кисти из конского волоса стоят дешевле, но и срок их службы, как правило, значительно меньше. Щетина из синтетических волокон – хорошая альтернатива натуральным материалам. Она имеет лишь один недостаток: синтетика плохо удерживает краску, увеличивая ее расход.

В дорогой качественной продукции щетина располагается не в один, а в несколько рядов, которые разделены между собою с помощью так называемых клиньев. Клинья образуют рабочую полость, которая наполняется лакокрасочным материалом и удерживает его внутри кисти. Размер и количество клиньев может изменяться, в зависимости от формы и толщины самого инструмента. Чтобы щетина хорошо держалась и выпавшие щетинки не испортили окрашенную поверхность, щетина скрепляется вместе с клиньями с помощью специального клея. Качество этого клеевого состава имеет большое значение – от этого зависит срок службы кисти.

Вокруг щетины и клиньев расположен так называемый бандаж, который соединяет головную часть инструмента с его рукояткой. Бандаж изготавливается из нержавеющей стали или же проходит антикоррозийную обработку, так как иначе он может заржаветь от постоянного контакта с влагой. Большое значение имеет и конструкция ручки. Профессиональные маляры выбирают кисти известных производителей с удобной рукояткой, которая хорошо «лежит» в руке и не выскальзывает из нее.

Ручки кистей делятся на три основных вида, в зависимости от используемого материала: деревянные (такие ручки называются еще классическими), пластиковые (из жесткого пластика), смешанного типа, или двухкомпонентные (для производства которых используются жесткие и мягкие полимерные материалы). Как правило, профессиональные кисти выпускаются последнего типа. Их рукоятки из жесткого пластика оснащены мягким антискользящим покрытием, которое снижает утомляемость рук и обеспечивает удобный захват и маневренность.

Таким образом, простота конструкции кисти и процесса ее производства лишь кажущаяся. На самом деле, ключевое значение имеет качество всех составляющих инструмента – от щетины до клея, и технологии его изготовления. Самые распространенные виды малярных кистей, которые выпускаются отечественными предприятиями: плоские (флейцевые) кисти различных размеров, круглые кисти, макловицы (кисти больших размеров для обработки поверхностей большой площади), радиаторные кисти с длинной рукояткой, узкие и тонкие кисти. Кроме того, малярные кисти классифицируются в зависимости от их формы: плоские, овальные, круглые. Производители отмечают повышение популярности плоских кистей – они более удобны в работе и универсальны, в отличие от кистей других форм.

Как упоминалось выше, малярный инструмент производится из различных видов материалов, но основными из них являются древесина и пластик. Эти материалы имеют принципиальные отличия, которые определяют технологии, используемые на производстве.

Рассмотрим процесс производства кистей с рукоятками из твердых пород дерева (чаще всего дуб и бук). Деревянным заготовкам придается определенная форма с помощью фрезерного станка. Форма определяется заранее, в зависимости от модели кисти. После вырезания заготовка для ручки шлифуется на шлифовальных станках и покрывается лаком.

Как только лаковое покрытие полностью высохнет, к ручке прикрепляется щетина. Самой качественной считается щетина из натурального волоса животных плотностью до 90%. Щетина приклеивается к основе ручке с помощью специального клея. Он безопасен для человека, влагоустойчив, выдерживает воздействие растворителей и высоких температур.

Нередко в качестве основы крепления щетины используется полиамид. Этот материал широко применяется в средах агрессивного характера (например, кислота или щелочь). На ручку с щетиной надевается бандаж. Готовое изделие упаковывается в пленку и картонные коробки. Компании, которые заботятся о своей репутации, следят за качеством выпускаемой ими продукции и контролируют его на каждом этапе производства.

Технология производства малярного инструмента из пластика имеет принципиальные отличия. Независимо от того, изготавливается ли он из этого материала целиком (например, затирки для стен) или частично (рукоятки кистей, валиков и шпателей), для производства пластиковых деталей применяются специальные пресс-формы. Этот процесс более автоматизирован и, благодаря конвейерной подаче, позволяет произвести большое количество комплектующих для ручного малярного инструмента в кратчайшие сроки.

Крупные западные компании, выпускающие такую продукцию, обычно не имеют собственного производства и размещают заказы на фабриках в Китае. Отечественные мелкие и средние предприятия открывают свое производство на территории России. Для небольшого завода по производству малярно-штукатурных инструментов понадобится помещение площадью минимум 80-100 кв. м. На этой площади размещаются станки, пресс-формы, транспортировочная лента.

Можно приобрести уже существующий бизнес. Предложения о продаже начинаются от 1,5 млн. рублей (мелкие производства, выпускающий один-два вида продукции). Из сотрудников вам понадобятся рабочие в цех (около 3-5 человек на смену, в зависимости от объемов производства), бухгалтер (он же кадровик), менеджер по продажам. Обязанности последнего можно в первое время выполнять самостоятельно. На закупку сырья для первой партии товара потребуется около 300 тысяч рублей.

Обратите внимание: для большинства видов механических, ручных и электрических инструментов необходимо получить сертификаты соответствия. Ручной инструмент является товаром повышенной травмоопасности и подлежит обязательной сертификации. При оформлении соответствующей документации продукция проверяется на соответствие ГОСТ, гигиеническую (санитарную) безопасность и т. д. Поэтому, когда вы определитесь с ассортиментом продукции, которую планируете выпускать, проконсультируйтесь со специалистами о необходимости сертифицировать ваш товар.

Специалисты говорят, что хороший качественный инструмент всегда найдет своих покупателей. Впрочем, о сбыте лучше позаботиться заранее. Так как большая доля рынка в низко- и среднеценовом сегменте принадлежит отечественным производителям, то процент прямых продаж составляет у них около 25% (покупатели – крупные компании, которые оказывают услуги по ремонту помещений).

Свыше 60% товара реализуется через оптовые базы в крупных городах и регионах, а также дистрибьютеров. Небольшая часть товара поставляется напрямую в розничные торговые сети, отдельные специализированные магазины типа «все для ремонта» и на рынки строй- и хозтоваров. Хуже всего валики и кисти продаются через интернет-магазины: покупателям проще сходить в обычный магазин или на оптовую базу и купить нужный им товар, нежели ждать доставку. А интернет-магазинам невыгодно держать на складе продукцию со столь невысокой стоимостью.

Бизнес по производству малярно-шпаклевочных инструментов, как и вся отрасль, связанная со строительством и ремонтными работами, в целом, подвержен сезонным колебаниям, но имеет некоторые отличия. В период с ноября по март наблюдается спад в продажах инструментов для проведения ремонтных работ. Но эти показатели, хотя и не столь велики, как в теплое время года, но все же выше, чем в целом по отрасли. Заказчики переносят сроки строительства объектов на весну-лето. Но отделочные работы осуществляются в закрытом помещении (более того, цены на них в не сезон значительно снижаются), поэтому эти услуги востребованы даже в зимнее время года.

Лилия Сысоева
- портал бизнес-планов и руководств

В современных условиях изготовление кисточки своими руками обычно осуществляется с использованием щетины и волос животных. Можно сделать такие кисточки своими руками и получить качественный инструмент для малярных работ или живописи. В зависимости от сферы использования кисти можно сделать круглыми или плоскими. Кроме того, ворс может быть укороченным или удлиненным.


Изготовить кисточку своими руками не составит особого труда

Наиболее распространенными и качественными считаются кисточки из волос хвоста таких животных:

  • барсука;
  • колонка;
  • белки;
  • песчанки.

Учитывая высокую стоимость инструментов из волос животных, которые были перечислены выше, в самодельных кистях этот материал можно заменить шерстью и волосами других животных. В частности, в последнее время все чаще встречаются инструменты из шерсти норки, песца и лисицы. Кроме того, в качестве материала могут использоваться отходы от деятельности меховых фабрик. Также ворс можно сделать из шерсти верблюдов, овец или длинношерстных собак, а также из волос человека.

Технология изготовления

Первым этапом при изготовлении является заготовка щетины или волос животных. Кроме того, должна быть подготовлена подставка под кисти и материал для рукоятки. Однако в первую очередь следует начать с выбора материала для пучка щетины.

Выбор материала

При выборе материала нужно ориентироваться на то, для каких работ вы планируете использовать кисть. Так, для живописи акварелью или маслом подойдут одни материалы, а для тонких малярных работ – другие. При этом есть сферы использования, которые требуют использование определенного материала. Например, для рисования тушью, большинство мастеров предпочитают использовать изделия из шерсти верблюда.


Обрезка шерсти для будущего ворса кисточек

Рассмотрим основные характеристики наиболее распространенных самодельных кистей в зависимости от используемого материала:

  1. Песчанковые кисти, как правило, делают плоскими с длинной либо короткой волосяной поверхностью. Они отличаются мягким и эластичным волосом. Поэтому, такие инструменты в основном применяются для тонкой живописной работы или же рисования масляными красками или акварелью. Кроме того, кисти, имеющие песчанковый ворс, могут быть использованы для лессировки лакового покрытия.
  2. Барсуковые изделия имеют круглую или плоскую форму. Они несколько жестче предыдущего варианта, а поэтому их в основном используют для работ с масляными красками.
  3. Кисти, имеющие колонковый ворс, могут быть плоскими и круглыми. Они обладают высокой эластичностью и упругостью. Их преимущественно применяют для выполнения тонких работ, а также для сырой лессировки.
  4. Беличьи кисточки могут быть только круглыми. Они являются исключительно мягкими и эластичными, поэтому в основном применяются для живописи по фарфору или бумаге.

Заготовка волос

Начинать заготовку желательно в начале осени, когда животные линяют. Из собранного пучка убирают отдельные неподходящие волоски и подравнивают их. Далее подрезанную часть ставят в стакан для выравнивания. Волосяной пучок, полученный после этого, следует вычесать при помощи расчески с острыми зубцами.

Тщательно вычесанный ворс необходимо перевязать и обезжирить в чистом бензине. Для этого пучок хранят в закрытой баночке в течение нескольких дней, после чего кипятят в дубильном растворе, чтобы сделать волоски негигроскопичными.


Тщательно вычесанный ворс перевязывают и обезжиривают

Следующим этапом является закаливание, условия которого зависят от вида волос. Обычно волосы выдерживаются при температуре 150 градусов на протяжении примерно часа. Для закалки пучок кладут на металлическую сетку или подвешивают, что волоски хорошо прогрелись воздухом необходимой температуры.

Вязание кисти

Ворс, который прошел закалку, годится для вязания кисти. Для этого берется определенное количество волосков и опускается в жестяную или пластиковую форму с коническим дном. Эта форма должна быть приготовлена заранее. После того, как вы положили в формочку необходимое количество волосков, можно сделать заготовку для кисти, постучав по этой форме. Далее пучок волос вынимается и перевязывается, после чего нерабочая поверхность покрывается лаком. Ее вставляют в металлически капсюль или обойму.

Капсюль можно сделать либо из тонких металлических полосок, соединив их края внахлестку с пропайкой. Кроме того, эта делать может быть и цельнотянутой, что считается более приемлемым вариантом.

Рекомендуется сделать капсюль из латуни или белой жести, так как эти материалы отличаются прочностью и стойкостью к коррозии. Его размер будет зависеть от необходимого номера кисти. Также на этом этапе не стоит забывать о таком важном элементе, как подставка для кистей.


Подставка для кистей – не менее важный элемент

Изготовление ручки

После того, как вам удалось сделать ворс, следует заняться изготовлением ручки. Ее лучше всего выточить из таких пород дерева:

  • сосна;
  • ольха;
  • береза.

После вытачивания рукоятка покрывается бесцветным лаком или окрашивается краской однотонного цвета. Далее пучок, вставленный в капсюль, заливается с широкого конца синтетический клеем или другим водостойким составом. Это нужно сделать так, чтобы клей дошел до конца ворса, который находится в капсюле.

После того, как все высохло, капсюль с пучком щетины следует соединить с деревянной ручкой. Для прочности рекомендуется дополнительной обжать капсюль с деревянной ручкой. Готовую рукоятку следует покрыть лаком.

Выбор длины ворса

Нужно выбрать длину щетины, выпущенной из капсюля. Длина выпущенного волоса должна зависеть от его упругости. Это имеет принципиальное значение, ведь если выпустить щетину слишком длинной, то кисть будет выглядеть растрепанной. В противном случае, недостаточно выпущенный ворс не будет набирать достаточное количество краски.

После того, как вы определились с длиной, готовую кисточку необходимо смочить водой и расчесывать, пока щетина не станет максимально ровной.

Заключение

Таким образом, изготовление кисти своими руками является вполне доступной процедурой. Она состоит из нескольких этапов, одним из которых является выбор материала. Волос и щетина выбираются в данном случае с учетом предназначения кисточки и финансовых возможностей.