Закон по защите животных от жестокого обращения. Кто защищает животных в российской федерации


УК РФ Статья 245. Жестокое обращение с животными

1. Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

2. То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

Настоящий федеральный закон направлен на укрепление нравственности и гуманности общества, предотвращение страданий и гибели животных от жестокого обращения с ними.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем законе Животные - любые животные, обладающие нервной системой и оказывающиеся в сфере деятельности или воздействия человека. Жестокое обращение с животными - действия, повлекшие гибель или страдания (увечье, травму, лишение животного мест естественного обитания и так далее) животного. Жестокое умерщвление животных - умерщвление животных без применения методов, устраняющих ощущение животными боли или страха. Эвтаназия - гуманные методы умерщвления животного, исключающие его предсмертные страдания.
Статья 2. Правовое регулирование зашиты животных от жестокого обращения Правовое регулирование защиты животных от жестокого обращения осуществляется настоящим федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Область применения настоящего федерального закона
1. Настоящий федеральный закон распространяет свое действие на следующую деятельность человека:
. животноводство, включая племенное животноводство, рыбоводство, пушное звероводство;
. обращение с животными на территориях государственных природных заповедников и на иных особо охраняемых природных территориях;
. охоту, охотничье хозяйство, рыболовство;
. содержание домашних животных, животных-компаньонов и племенная работа с ними;
. служебное собаководство;
. использование животных как транспортного средства или тягловой силы;
. использование животных в цирках, в зоопарках, на выставках и в других зрелищных мероприятиях;
. использование животных в спорте, в сфере отдыха и развлечения людей;
. использование животных в научно-исследовательских и учебных целях, в тестировании;
. использование животных в производстве, в том числе в производстве биологических препаратов;
. иную деятельность, где осуществляется воздействие на животных.
2. Настоящий федеральный закон распространяется на обращение с животными вне зависимости от права собственности на них и иных вещных прав на животных.
Статья 4. Основные принципы обращения с животными Обращение с животными основывается на следующих положениях и принципах:
. жестокое обращение с животными несовместимо с принципами нравственности и гуманности, причиняет моральный вред человеку; обеспечение условий жизни животного должно отвечать его биологическим, видовым и индивидуальным особенностям;
человек обязан ограждать животных от страданий и гибели;
право собственности и иные вещные права на животных в случае жестокого обращения с ними могут быть прекращены в соответствии с законом.

ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

Статья 5. Полномочия Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения К полномочиям Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения относятся: установление основ федеральной политики в части защиты животных от жестокого обращения; утверждение федеральных целевых программ, включающих мероприятия по защите животных от жестокого обращения; разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов о защите животных от жестокого обращения; определение в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка лицензирования деятельности, связанной с обращением с животными при их содержании, разведении и использовании; заключение и выполнение международных договоров Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения; разработка федеральных образовательных стандартов, направленных на воспитание нравственности и гуманности при обращении с животными; осуществление государственного регулирования, контроля и надзора в части защиты животных от жестокого обращения.
Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения.
К полномочиям субъектов Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения относятся:
. участие в определении государственной политики по защите животных от жестокого обращения;
. участие в разработке и реализации федеральных и региональных целевых программ, включающих мероприятия по защите животных от жестокого обращения;
- принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения.
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления по защите животных от жестокого обращения Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в части защиты животных от жестокого обращения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

ГЛАВА III. ПРАВА ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

Статья 8. Права граждан и общественных объединений по защите животных от жестокого обращения:
1. Граждане, общественные объединения и другие некоммерческие организации имеют право осуществлять общественный контроль за соблюдением требований настоящего закона, соответствующих нормативных актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая посещение в установленном порядке мест содержания и использования животных.
2. Граждане и общественные объединения имеют право в установленном порядке давать предложения и принимать участие в выработке решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам защиты животных от жестокого обращения.

ГЛАВА IV. ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ЖИВОТНЫМИ, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ЖЕСТОКОСТЬ

Статья 9. Общие требования к обращению с животными:
1. При обращении с животными не допускается: использование инвентаря и иных приспособлений, травмирующих животных; принуждение животного к выполнению неестественных для него действий, приводящих к травмам; нанесение побоев, травм для побуждения животного к выполнению требований; использование животных в условиях чрезмерных физиологических нагрузок.
2. При проведении болезненных процедур обязательно применение обезболивающих препаратов.
3. Не допускается: разведение животных с выявленными генетическими изменениями причиняющими им страдания;
разведение животных с наследственно закрепленной повышенной агрессивностью;
натравливание (понуждение к нападению) одних животных на других.
Статья 10. Обращение с животными при использовании их в научных экспериментах, в биологическом тестировании, в учебном процессе:
1. Использование животных в научном эксперименте, в биологическом тестировании, в учебном процессе допускается только в том случае, если отсутствует возможность замены их другими (альтернативными) методами и объектами.
2. Перечень альтернативных методов и объектов для использования вместо экспериментальных животных определяется заинтересованными ведомствами и утверждается в порядке установленном Правительством Российской Федерации.
3. Работа с экспериментальными животными может проводиться в организациях, имеющих специальное разрешение (лицензию) на проведение работы с животными.
4. Процедуры на экспериментальных животных, независимо от их целей и вида животного, при которых возможно нанесение животным травм или болевых раздражений, проводятся в условиях обезболивания.
5. Запрещается использование:
. девокализации животных (лишение возможности издавать звуки);
. травмирующих методов и приемов при взятии животных из клеток.
6. Запрещается проведение на животных демонстраций в учебных целях, если демонстрируемые явления могут быть показаны на неживых объектах, в том числе демонстрация рефлекторной деятельности организма.
7. Запрещается принуждение студентов выполнять процедуры, приводящие к смерти или к травмам животных, если это противоречит моральным или религиозным принципам студентов. В подобных случаях такие формы практической работы должны быть заменены другим заданием.
8. Эксперименты на животных, связанные с хирургическими и иными повреждающими воздействиями, не могут проводиться при участии или в присутствии учащихся школьного возраста.
9. Животные, использованные в экспериментах, демонстрациях должны быть обеспечены квалифицированным уходом. Нежизнеспособное экспериментальное животное умерщвляется методами эвтаназии до наступления у животного страданий. Методом эвтаназии для экспериментальных животных является передозировка анестетиков.
10. Уборка трупа животного может производиться только после того, как смерть будет констатирована лицом, ответственным за работу с животным.
Статья 11. Обращение с животными при использовании их в зрелищных мероприятиях, в спорте, при организации развлечений:
1. Использование животных в зрелищных мероприятиях, в спорте, при организации развлечений с целью извлечения прибыли допускается при наличии специального разрешения (лицензии) на такого рода деятельность.
2. Демонстрация животных на выставках, в зоопарках допускается при условии соблюдения зоогигиенических, ветеринарно-санитарных и иных норм и правил, установленных для содержания животных.
3. Обращение с животными при проведении спортивных, зрелищных мероприятий, телевизионных и кинофотосъемок должно исключать причинение животным травм, боли, увечий, их гибель.
4. При обучении животных (дрессировке) не допускается:
. нанесение животным побоев, запугивание, удаление клыков и когтей;
. принуждение животного к выполнению действий, травмирующих его.
5. Собственник (владелец) животных, использование которых в цирковых и других зрелищных и спортивных мероприятиях перестало быть возможным, обязан обеспечить указанным животным условия содержания в соответствии с требованиями настоящего закона.
6. Запрещаются спортивные, зрелищные мероприятия, включающие бои животных.
Статья 12. Обращение с животными в сельском хозяйстве, звероводстве, в рыбном хозяйстве, при получении продукции животного происхождения:
1. Общие требования по порядку содержания и использования сельскохозяйственных, пушных и иных продуктивных животных в соответствии с требованиями настоящего закона устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. В технологии получения от животных продукции (дойка, стрижка, откорм и т.д.) не допускаются применение болезненных и травмирующих приемов.
3. При разведении животных с применением биотехнологических и генноинженерных методов не допускается изменение природы и внешнего вида животных, если такое изменение может привести к страданиям животного.
4. Не допускается переработка или использование не умерщвленных животных для приготовления пищи.
Статья 13. Обращение с дикими животными:
1. При выдаче лицензий на охоту, отлов и иные формы добычи диких животных должен учитываться способ добычи животных и его соответствие требованиям настоящего закона. 2. Технические средства, применяемые при охоте на диких животных, должны обеспечивать быструю гибель животного, исключающую его страдания. 3. При охоте или отлове запрещается использование транспортных и иных технических средств, применение которых приводит к массовой гибели животных. 4. Запрещается охота, отлов и иные формы добычи диких животных:
. имеющих детенышей, не способных к самостоятельному существованию;
. беременных самок млекопитающих;
. детенышей, не способных к самостоятельному существованию, в том числе морских млекопитающих;
. при переправе наземных животных через водоемы.
5. Запрещается проведение охоты в форме зрелищных мероприятий, построенных вокруг преследования, умерщвления, предсмертной агонии животного, использование при этом других животных для умерщвления животного. 6. Запрещается использование животных с причинением им страданий в качестве живой приманки при натаске, охоте, отлове и иных формах добычи диких животных.
Статья 14. Обращение с животными, не содержащимися человеком, но обитающими в условиях, полностью или частично создаваемых деятельностью человека; с безнадзорными, брошенными без попечения, бродячими и одичавшими домашними животными:
1. Регулирование численности животных, не содержащихся человеком, но обитающих в условиях, полностью или частично создаваемых деятельностью человека, проводится методами биостерилизации или биологическими методами, а при невозможности их использования - методами эвтаназии. 2. Отлов безнадзорных (потерявшихся, брошенных, оставленных без попечения и бродячих) животных производится в целях:
. возвращения владельцам;
. их переустройства;
. регулирования их численности методом биостерилизации.
3. Запрещается применять методы отлова, технические приспособления и препараты, травмирующие животных или опасные для их жизни и здоровья. 4. При возникновении или угрозе возникновения эпизоотий и в иных опасных ситуациях действия, необходимые для сокращения численности представляющих опасность животных, регулируются в особом порядке, устанавливаемом специально уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 15. Оказание ветеринарной помощи животным:
1. Собственник (владелец) животного обязан обеспечить оказание ветеринарной помощи животному. 2. Ветеринарные процедуры на животных, которые могут причинить им страдания, должны проводиться в условиях обезболивания. 3. Ветеринарное обслуживание должно включать услуги населению по эвтаназии животных или новорожденного приплода животных.
Статья 16. Умерщвление животных:
1. Умерщвление животных допускается:
а) для получения хозяйственно полезной продукции; б) для прекращения страданий животного, если они не могут быть прекращены иным способом; в) при необходимости умерщвления новорожденного приплода животных; г) при регулировании численности диких животных и животных, не содержащихся человеком, но обитающих в условиях, полностью или частично создаваемых деятельностью человека; Д) при необходимости умерщвления отдельных животных, больных бешенством или иным особо опасным заболеванием, или являющихся носителями особо опасного заболевания; е) при необходимой обороне от нападающего животного, если жизнь или здоровье людей находятся в опасности.
2. При умерщвлении животного должны соблюдаться следующие требования:
а) умерщвление проводится методами, исключающими предсмертные страдания животного; б) запрещаются негуманные методы умерщвления животных, приводящие к гибели от удушья, электротока, болезненных инъекций, отравления ядами, курареподобных препаратов, перегрева и иные болезненные методы; в) запрещается разделка неумерщвленного животного; г) умерщвление страдающих животных проводится незамедлительно, если их страдания нельзя прекратить без умерщвления.
Статья 17. Содержание животных:
1. Условия содержания животного должны соответствовать его биологическим особенностям. 2. Условия содержания животного должны удовлетворять его естественные потребности в пище, воде, сне, движениях, контактах с человеком или себе подобными, в естественной активности и иные потребности. 3. Число животных, содержащихся в жилых помещениях, ограничивается возможностью обеспечения им условий содержания в соответствии с требованиями настоящего закона. 4. Место содержания животного должно быть оснащено и оборудовано таким образом, чтобы обеспечить животному необходимые пространство, температурно-влажностный режим, естественную освещенность, вентиляцию, возможность контакта животного с естественной для него средой. 5. Содержание диких животных в неволе допускается, если созданы условия, соответствующие их биологическим особенностям; содержание диких животных в неволе вне этих условий - в жилых помещениях, в детских учреждениях, на временных выставках, в транспортных средствах (в частности, в передвижных зооцирках) - не допускается. 6. Содержание диких животных в неволе допускается при наличии разрешения, выдаваемого в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 7. Содержание диких животных в неволе без специально выданного разрешения допускается в случае временного содержания спасенного пострадавшего животного, а также мелких диких животных, которые традиционно содержатся людьми в неволе и могут быть обеспечены условиями содержания в соответствии с требованиями настоящего закона. 8. Содержание животных в детских учреждениях допускается при условии обеспечения постоянного ухода за животными в соответствии с требованиями настоящего закона.
Статья 18. Транспортировка животных:
1. При транспортировке животных должны удовлетворяться их потребности в пище и воде, а также должна быть обеспечена защита от вредных для них внешних воздействий. 2. Транспортное средство, предназначенное для перевозки животных, должно быть специально оборудовано, чтобы исключить травмирование или гибель животного. 3. При погрузке и выгрузке животных должны использоваться устройства и приемы, предотвращающие травмирование или гибель животных. 4. Транспортировка животных разных видов производится раздельно, за исключением видов, естественно контактирующих друг с другом или являющихся нейтральными друг к другу.
Статья 19. Особенности права собственности и других вещных прав на животных:
1. Полномочия собственников животных и иных лиц, содержащих животных, ограничены необходимостью соблюдения норм и требований настоящего закона, нормативных и правовых актов Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации. Собственник (владелец) животного при использовании своих прав обязан учитывать требования к обращению с животными, исключающие жестокость. 2. Право собственности и другие вещные права на животное в случае жестокого обращения с ним могут быть прекращены в административном порядке путем его возмездного изъятия или конфискации. 3. Сделки, совершенные лицом моложе 16 лет по приобретению или передаче прав на животных, могут быть признаны ничтожными, если таковые сделки совершены без согласия родителей указанного лица или лиц их замещающих. 4. Виды предпринимательской деятельности, связанной с использованием животных, подлежащие лицензированию, определяются Правительством Российской Федерации. 5 Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица животным подлежит возмещению в полном объеме собственником (владельцем) животного.
Статья 20. Условия сделок, предметом которых являются животные:
1. Продажа животных с предварительным выставлением предлагаемых к продаже животных для показа покупателям допускается при соблюдении требований об обращении с животными настоящего закона. 2. Вручение животных в качестве призов и подарков допускается после предварительного согласования с будущим собственником.
Статья 21. Запрещение пропаганды жестокого обращения с животными:
1. Запрещается пропаганда жестокого обращения с животными, призывы к жестокому обращению с животными. 2. Запрещается использование в развлекательных или коммерческих целях материалов, демонстрирующих жестокое обращение с животными.
Статья 22. Ответственность за жестокое обращение с животными:
Виновные в жестоком обращении с животными либо в пропаганде жестокого обращения с животными несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

ГЛАВА V. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ О ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

Статья 23. Действие в Российской Федерации международных договоров:

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила в части защиты животных от жестокого обращения, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 24. Введение в действие настоящего Федерального закона:

1. Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня его официального опубликования. 2. Правительству Российской Федерации привести в соответствие с настоящим законом иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Настоящий федеральный закон направлен на укрепление нравственности и гуманности общества, предотвращение страданий и гибели животных от жестокого обращения с ними.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем законе

Животные - любые животные, обладающие нервной системой и оказывающиеся в сфере деятельности или воздействия человека.
Жестокое обращение с животными - действия, повлекшие гибель или страдания (увечье, травму, лишение животного мест естественного обитания и так далее) животного.
Жестокое умерщвление животных - умерщвление животных без применения методов, устраняющих ощущение животными боли или страха.
Эвтаназия - гуманные методы умерщвления животного, исключающие его предсмертные страдания.

Статья 2. Правовое регулирование зашиты животных от жестокого обращения

Правовое регулирование защиты животных от жестокого обращения осуществляется настоящим федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Область применения настоящего федерального закона

1. Настоящий федеральный закон распространяет свое действие на следующую деятельность человека:
- животноводство, включая племенное животноводство, рыбоводство, пушное звероводство;
- обращение с животными на территориях государственных природных заповедников и на иных особо охраняемых природных территориях;
- охоту, охотничье хозяйство, рыболовство;
- содержание домашних животных, животных-компаньонов и племенная работа с ними;
- служебное собаководство;
- использование животных как транспортного средства или тягловой силы;
- использование животных в цирках, в зоопарках, на выставках и в других зрелищных мероприятиях;
- использование животных в спорте, в сфере отдыха и развлечения людей;
- использование животных в научно-исследовательских и учебных целях, в тестировании;
- использование животных в производстве, в том числе в производстве биологических препаратов;
- иную деятельность, где осуществляется воздействие на животных.
2. Настоящий федеральный закон распространяется на обращение с животными вне зависимости от права собственности на них и иных вещных прав на животных.

Статья 4. Основные принципы обращения с животными

Обращение с животными основывается на следующих положениях и принципах:
- жестокое обращение с животными несовместимо с принципами нравственности и гуманности, причиняет моральный вред человеку;
- обеспечение условий жизни животного должно отвечать его биологическим, видовым и индивидуальным особенностям;
- человек обязан ограждать животных от страданий и гибели;
- право собственности и иные вещные права на животных в случае жестокого обращения с ними могут быть прекращены в соответствии с законом.

ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

Статья 5. Полномочия Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения

К полномочиям Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения относятся:
- установление основ федеральной политики в части защиты животных от жестокого обращения;
- утверждение федеральных целевых программ, включающих мероприятия по защите животных от жестокого обращения;
- разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов о защите животных от жестокого обращения;
- определение в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка лицензирования деятельности, связанной с обращением с животными при их содержании, разведении и использовании;
- заключение и выполнение международных договоров Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения;
- разработка федеральных образовательных стандартов, направленных на воспитание нравственности и гуманности при обращении с животными;
- осуществление государственного регулирования, контроля и надзора в части защиты животных от жестокого обращения.

Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения

К полномочиям субъектов Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения относятся:
- участие в определении государственной политики по защите животных от жестокого обращения;
- участие в разработке и реализации федеральных и региональных целевых программ, включающих мероприятия по защите животных от жестокого обращения;
- принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления по защите животных от жестокого обращения

Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в части защиты животных от жестокого обращения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

ГЛАВА III. ПРАВА ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

Статья 8. Права граждан и общественных объединений по защите животных от жестокого обращения

1. Граждане, общественные объединения и другие некоммерческие организации имеют право осуществлять общественный контроль за соблюдением требований настоящего закона, соответствующих нормативных актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая посещение в установленном порядке мест содержания и использования животных.
2. Граждане и общественные объединения имеют право в установленном порядке давать предложения и принимать участие в выработке решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам защиты животных от жестокого обращения.

ГЛАВА IV. ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ЖИВОТНЫМИ, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ЖЕСТОКОСТЬ

Статья 9. Общие требования к обращению с животными

1. При обращении с животными не допускается:
- использование инвентаря и иных приспособлений, травмирующих животных;
- принуждение животного к выполнению неестественных для него действий, приводящих к травмам; нанесение побоев, травм для побуждения животного к выполнению требований;
- использование животных в условиях чрезмерных физиологических нагрузок.
2. При проведении болезненных процедур обязательно применение обезболивающих препаратов.
3. Не допускается:
- разведение животных с выявленными генетическими изменениями причиняющими им страдания;
- разведение животных с наследственно закрепленной повышенной агрессивностью;
- натравливание (понуждение к нападению) одних животных на других.

В нашей статье мы хотим поговорить о проблеме защиты животных в РФ. Этот вопрос всегда был и остается актуальным. Очень часто люди причиняют вред животным, сами того не понимая. А между тем только мы сами можем им помочь.

Проблема бездомных животных

Проблема бездомных собак и кошек захлестнула Россию еще в девяностые годы, когда рынок неконтролируемого разведения домашних животных привел к их избыточному количеству и обесцениванию. Как результат, на улицах появились первые стаи ничейных собак.

В тот период из сел стали перебираться ближе к городам люди, потерявшие работу в развалившихся колхозах. Естественно, что с собой они не забирали домашних стали собираться в стаи и тоже мигрировали ближе к населенным пунктам. Они размножались, количество их росло. Надо сказать, что служба отлова в те времена прекратила свое существование, регулированием численности бездомных собак никто не занимался.

В начале двухтысячных годов постепенно начали заниматься этой проблемой, пытаясь внедрить гуманные методы борьбы с бездомными животными. В Москве, например, стартовала в 2002 году программа стерилизации животных. На это были выделены бюджетные деньги, однако толку было мало. Сложно проверить, или нет, но средства ушли, а проблема осталась.

В 2008 уже был настоящий наплыв полудиких животных. Поэтому было принято решение обустраивать приюты для бродячих зверей и там содержать их пожизненно. Однако и это не дало никакого результата. Средства вновь были потрачены, а проблема никоим образом не решена.

Приют для животных

На данном этапе в России есть два вида приютов. Это муниципальные и частные. Как вы сами понимаете, финансирование муниципальных происходит из государственного бюджета. Но они являются наиболее актуальными в РФ, поскольку именно они имеют хоть какое-то правовое регулирование.

Датой начала функционирования таких приютов можно считать период появления официального документа «О проектировании приютов для в городе Москве» (от 29 декабря 2006 года).

Как в такие приюты попадают бездомные собаки или кошки? Механизм очень прост. Существуют специальные организации, которые занимаются отловом зверей. Потом их отправляют жить в приют для животных.

Надо сказать, что все эти места содержания зверей на сегодняшний день пока далеки от идеала. Сказывается нехватка финансирования, однако проблему бездомных животных пытаются решить гуманными и цивилизованными способами. Огромную помощь в этой работе оказывают волонтеры, небезразличные к этой проблеме.

Негосударственные приюты

Частные приюты создаются на собственные деньги граждан. Деятельность таких организаций не регламентируется никакими законодательными актами. Очень часто защитники зверей сталкиваются с тем, что содержание животных в таких местах никак нельзя назвать гуманным, условия совершенно не соответствуют никаким нормам, поэтому говорить о том, что там котам и собакам живется лучше, нельзя.

Однако существуют и такие приюты, где работают люди, действительно любящие животных. Они обеспечивают надлежащий уход питомцам. К сожалению, таких организаций крайне мало, они вечно переполнены четвероногими. Поэтому прием новых жильцов крайне ограничен. Принять всех желающих с улицы такие приюты просто не в состоянии. Таких организаций должно быть намного больше, кроме того, их деятельность должна находится в правовом поле, регулироваться законодательными актами, а для этого необходимо принять ряд законов относительно животных и их защиты.

Мифы о приютах для животных

В России насчитывается сто пятьдесят приютов для зверей, сорок из них расположены в Москве. Только в них находятся сотни тысяч животных. Можно было бы людям, которые решили приобрести себе питомца, воспользоваться услугами приюта и взять к себе животное. Однако у многих сложились стереотипы относительно четвероногих, проживающих в таких местах. Мол, они все больные и грязные. Однако это не так, поскольку по прибытии в приют их осматривают и прививают. Просто им требуется уделить намного больше внимания, чем другим животным.

Нельзя сказать, что даже в самом хорошем месте четвероногим друзьям живется прекрасно. В приютах мало места, кроме того, питомцам там явно не хватает человеческой ласки и заботы.

Проблемами неправильного отношения животных из приюта занимаются разные фонды. Одним из таких является фонд «Дарящие надежду». В его попечительский совет входят достаточно известные личности: Елена Яковлева, Константин Хабенский, Андрей Макаревич и другие звезды.

Защита зверей в питомниках

Надо сказать, что в приюты закрытый вход. Попасть туда не так просто, только по пропускам. И на это есть свои причины. Так пытаются защититься от людей с живодерскими наклонностями, которые способны убивать животных. Именно поэтому в интернете никогда не указывают прямых адресов приютов, а лишь примерное месторасположение. Всем, кто хочет попасть в приют и взять себе животное, нужно связаться прежде всего с волонтерами.

Законодательная защита животных

В то же время люди стали использовать не только домашних, но и диких животных в коммерческих целях. Немало примеров того, как, например, в каком-то придорожном кафе или ресторане для привлечения посетителей в жутких условиях содержаться дикие животные (медведи, обезьяны, экзотические ящерицы). Мало того что звери могут просто сбежать оттуда и нанести вред людям, они просто не должны жить в подобных условиях. И с такими фактами коммерческого использования зверей нужно бороться. Проблема спасения животных назрела уже давно.

А значит, необходим полноценный закон, который бы регулировал этот процесс, не допуская Многие страны давно уже приняли подобные нормативные акты (Австрия, Англия).

Однако проблема животных имеет более глубокие корни. С одной стороны, наблюдается неконтролируемое размножение бездомных особей, что крайне опасно для общества. А с другой, сами люди порой тоже наносят им значительный вред. Поэтому спасение животных - глубокий вопрос, требующий всестороннего обдумывания и решения.

Служба спасения животных

Надо сказать, что в повседневной жизни не только ничейные животные попадают в беду, но и даже самые любимые домашние питомцы. Бездомные собаки могут рассчитывать только на самих себя, а у домашних особей есть шанс получить помощь от своих хозяев.

В последнее время в больших городах стали появляется специальные службы, которые занимаются тем, оказывают помощь домашним и диким зверям. Спасение животных - это их первоочередная задача.

Как правило, такие службы спасения работают круглосуточно. Люди могут просто позвонить в них и получить нужную информацию о том, что нужно сделать, чтобы оказать помощь своим четвероногим друзьям.

К сожалению, в России нет подобных А потому спасение животных от гибели происходит только на коммерческой основе. Ни один человек не выедет бесплатно для оказания помощи или лечения. Надо сказать, что обязательный прием абсолютно всех зверей не ведется даже в государственных приютах.

Более того, на большей части РФ нет соответствующих природоохранных и егерских служб, которые бы могли выезжать на места при возникновении сложных ситуаций. Спасение диких животных могло бы стать вполне решаемым вопросом при наличии таких организаций.

Спасатели и альпинисты

Поскольку ждать помощи от не приходится, то можно уповать только на платные услуги частных организаций, для которых спасение животных стало работой.

В Москве и крупных мегаполисах работают спасатели и альпинисты, которые оказывают услуги по спасению животных. Они могут вам помочь снять с высоты кошку, вытащить заблокированного питомца из недоступного места.

Однако даже они не всегда могут справиться в сложной ситуации, поскольку не имеют определенного оборудования. В таких случаях можно попытаться обратиться в МЧС. Безусловно, эта служба не занимается животными, у них нет подобных специалистов, однако они могут помочь необходимыми инструментами или оборудованием. Например, приподнять тяжелую плиту. В МЧС неохотно откликаются на подобные просьбы, ведь у них хватает своей работы, но в исключительных случаях можно попробовать с ними связаться.

Фонд Ifaw (International Fund For Animal Welfare)

Спасение животных - это актуальная проблема современного общества. По всему миру их подстерегает множество разных опасностей: потеря привычной среды обитания, конфликтные ситуации между человеком и животными, стихийные бедствия и техногенные катастрофы, жестокое обращение и неправомерная торговля четвероногими.

Всеми этими вопросами занимаются специалисты международного фонда Ifaw. Они всегда стараются помочь животным, которые попали в беду, и направляют свои усилия на решение проблем, приведших к неблагополучной ситуации.

Фонд спасения животных приходит на помощь медведям, пингвинам, слонам, носорогам и многим другим диким животным, которые без постороннего участия были бы обречены на верную гибель. Специалисты фонда не только спасают зверей, но и стараются провести необходимую реабилитацию, прежде чем выпустить на волю.

Деятельность фонда в России

Цель фонда - спасение животных и возращение их в дикую природу. Организация является международной. В России она также осуществляет свою деятельность, в частности, в Тверской области расположен центр фонда по реабилитации медвежат-сирот, где занимаются выкармливанием и выращиванием детенышей, оставшимся без мам. Повзрослевших особей стараются наиболее комфортно вернуть в естественную среду обитания. Правда, это не всегда возможно. Сложные ранения и долгий период неволи мешают быстрому процессу адаптации. В подобных случаях животных определяют в приют, где они содержатся до конца жизни.

Кроме помощи зверям, работники фонда активно пытаются устранить те причины, которые негативным образом сказываются на жизни животных, насколько, конечно, это возможно. Цель организации - во что бы то ни стало сохранить дикую природу во всей ее красоте и разнообразии.

Из истории фонда

В России Ifaw начал работать еще в 1994 году. Первая деятельность была связана с научными исследованиями морских млекопитающих и поиском альтернатив охоты на тюленей в Белом море. Потом программы значительно расширились, и теперь работники фонда направили свои усилия на защиту китов, белых и бурых медведей, диких животных, которые стали предметом коммерческой торговли и использования, а также тигров, стоящих на пороге исчезновения в России на Дальнем Востоке.

Реальные примеры спасения зверей

Чтобы привести примеры спасения животных, далеко ходить не нужно. Их масса, ведь в ходе своей деятельности работники Ifaw помогают не только представителям дикой природы, но и домашним питомцам.

В январе 2016 года в Центр реабилитации медвежат, о котором мы рассказывали ранее, поступили пятеро детенышей. Их история похожа на многие другие. Остались они без мам из-за того, что их спугнули из берлог звуки лесозаготовительных работ. Спасатели услыхали, как скулят брошенные медвежата, и спасли их от неминуемой смерти. Сейчас малыши себя хорошо чувствуют и постепенно их подготавливают к жизни в условиях дикой природы. Одного из них назвали Майком, а другую - Клеопатрой. Их лечат и кормят из бутылочки.

Это не единственные медвежата в этом питомнике. Ежегодно сюда поступает достаточное количество малышей в ослабленном и полуживом состоянии даже из отдаленных регионов. Всех их по возможности выхаживают.

Не так давно работниками фонда была подобрана молоденькая тигрица. В питомнике она находится уже более двух месяцев. А в ее спасение принимали участие очень много людей, даже местные жители. Но в настоящее время животное прекрасно себя чувствует и проходит реабилитацию.

Ifaw и домашние животные

Фонд активно принимает участие в защите домашних питомцев, поскольку те часто и густо страдают от своих же хозяев. Ведь жизнь братьев наших меньших напрямую зависит только от нас. Порой и не умышленно мы можем нанести им вред. Поэтому спасение домашних животных - одна из задач организации.

В этой области специалисты организации проводят скорее образовательную работу по предоставлению людям необходимой информации о том, как нужно ухаживать за животными, чем кормить, какие заболевания переносят питомцы, как избежать агрессии и нападений со стороны подопечных и многое другое.

Ifaw пропагандирует ответственное и гуманное отношение к животным и в то же время безопасное взаимное существование людей и зверей.

Вместо послесловия

Защита животных и их спасение - актуальная проблема современного общества, которая должна решаться на законодательном уровне при всесторонней поддержке не только волонтеров и отдельных организаций, но и широких общественных масс. Самая главная задача - достичь наиболее комфортного существования людей с домашними и дикими животными, исключая ущерб с обеих сторон.

Домашние и дикие животные — являются частью человеческого мира и требуют к себе особого внимания. Для урегулирования отношений, связанных с приобритением и содержанием зверей был принят, но не одобрен законопроект «О защите животных от жестокого обращения». Благодаря принятому законодательному акту человек будет знать, что за жестокое обращение с животным он будет наказан по всей строгости ФЗ. Подробнее о внедренном законопроекте и размерах штрафа читайте в статье.

Из-за особой категории населения, обижающих и издевающихся над животными, депутаты Государственной Думы хотят принять специальный законопроект. Принят закон был в 1999 году, но через год был отклонен Президентом В.В. Путиным. Причина отклонения — отсутствие предмета правового регулирования.

Настоящий Федеральный Закон создан для укрепления нравственности и гуманности общества, а также на избавление страданий живых существ и на предотвращение гибели зверей. Главной целью закона является предотвращение жесткого обращения с животными.

Основные положения не принятого Федерального Закона о защите животных:

  • Общие положения — используемые понятия в настоящем законе, основные принципы создания документа, сфера применения и так далее;
  • Полномочия субъектов России;
  • Права населения Российской Федерации по защите животных;
  • Правила обращения с животными;
  • Информация о международных договорах по защите зверей от жестокого обращения;
  • Заключительные положения — порядок введения в действие настоящего закона.

Рассматриваемый закон регламентирует деятельность человека и распространяется на:

  • животноводство;
  • рыбоводство;
  • обращение с животными на территориях заповедников;
  • охотничье хозяйство;
  • служебное собаководство;
  • содержание домашних зверей;
  • использование зверей в цирке, зоопарке, на выставках;
  • использование зверей в развлекательных целях;
  • использование зверей в процессе производства препаратов;
  • другие виды деятельности, где задействованы звери.

По настоящему не принятому закону, во всех вышеуказанных сферах деятельности человека со зверями, связанных с использованием животных, необходимо соблюдать принципы обращения со ними. В качестве принципов выступают:

  • жестокое и плохое обращение со зверями не является нравственным и гуманным поведением для представителя человеческого рода;
  • предоставлять зверям должный уход и индивидуальные условия для проживания, в зависимости от их вида;
  • население обязано не допускать зверей к страданиям и к гибели;
  • право собственности и владения зверями могут быть прекращены при нарушении норм настоящего закона.

Согласно закону, чтобы оградить животных от жестокого обращения и от гибели, уполномоченные местные органы России вправе:

  • предпринимать политические меры, направленные на защиту зверей;
  • разрабатывать и внедрять федеральные и целевые программы, направленные на защиту зверей;
  • заключать международные договора, способствующие борьбе с жестоким обращением с живыми существами;
  • разрабатывать федеральные стандарты, способствующие воспитанию в людях гуманных и нравственных качеств.

Рассмотреть подробней тест настоящего не принятого закона можно

Какие законы защищают животных от жестокого обращения?

Во всех странах мира существуют законы, созданные для защиты животных от злоумышленных действий людей, и Российская Федерация тому не исключение. Несмотря на то, что закон о защите животных не принят, есть несколько законодательных актов, которые направлены на гуманное отношение людей к зверям. Среди таких законов:

Гражданский Кодекс России. В данном кодексе статьи — 137, 210, 230, 231, 232, 1080, 1082 и 1083 содержат положения о защите животных домашних и бездомных.

Федеральный Закон “О штрафных санкциях за нарушение законодательства РФ в области охраны животных и временных правил содержания собак и кошек в г. Москве”. В настоящем законодательном акте указаны правила поведения хозяев кошек и собак в общественных местах, а также соблюдение тишины в квартирах и домах. При несоблюдении условий законопроекта следует административное наказание. Сумма штрафа указана в положениях документа.

Уголовный Кодекс России. В статьях 226.1, 245, 258.1 данного ФЗ № 63 содержатся обстоятельства, при наступлении которых преступнику грозит наказание.

Федеральный Закон № 52 «О животном мире». Данный ФЗ регламентирует обеспечение охраны животному миру с целью поддержания биологического разнообразия. Одной из важных целей настоящего ФЗ является создание условий для существования животной среды и для сохранения генетического фонда.

Кодекс об административных нарушениях в Российской Федерации. Данный законодательный акт содержит обстоятельства безнравственного отношения к животному миру, также обуславливает наказание за нарушения пунктов КоАП России. Осуществление наказания содержится в статьях — 7.11, 8.29, 8.33, 8.35, 8.36, 8.37, 10.6, 10.7, 10.8, 10.11, 23.26.