Русское кружево. Кружево в современном мире. Что украшали кружевами в Средние века

Кружева с самого начала изготавливали в ручную, но труд был очень трудоёмкий, производительность труда так же была низкой. В итоге как сделали первый станок, который производил кружева, люди, перестали шить кружева вручную и доверили это дело машинам, хотя остались и фанаты этого дела, которые всё равно продолжают делать и по сей день вручную. Хотя и оборудование достаточно дорогое, оно достаточно быстро себя окупает. Начальная стоимость начинается от 10.000 $, а действительно хорошее оборудование, способное делать самые сложные узоры стоит порядка 30.000$. Для производства средняя норма 1 километр различных кружев за смену. А Средняя прибыль за 1 рабочую смену 5.000 рублей, за 2 смены доход достигает 10.000 руб.

А разделяются кружева на 4 подвида:

  1. Вязаные кружева
  2. Басонные
  3. Вышитые
  4. Тканые

Немного о каждом из них:

1. Вязаные кружева – производятся на основовязальных машинах по производству кружевных изделий. Вязаные кружева значительно тоньше басонных. Вязаные кружева могут быть как очень сложными, так и простыми. Ширина готового изделия обычно составляет от 1 до 20 см. Вязаный кружев хорошо тянется, оно очень эластичное. Что касается оборудования, то цена начинается от 18.000$. Чаще всего станки продаются китайского производства, не думайте, что всё что сделано в Китае плохого качества, есть дешёвые изделия, а есть и дорогие очень качественные. Действительно в последнее время сложилась такая ситуация, что многие европейские производители могут позавидовать.

2. Басонные кружева – действительно мало, чем отличаются от кружевов ручной работы, которые изготавливали на древней Руси. В общем-то басонные кружева самые распространённые. Изделие, изготовленное на жаккардовом станке рельефное и гладкое. В ширине такое изделие обычно 1 – 12см. Сырьём для изготовления басонных кружев служит вискозная или хлопчатобумажная нить. Цена на оборудование начинается от 20.000$ за оборудование китайского производства и от 25.000$ за оборудование европейского производства.

3. Вышитые кружева – один из самых простых видов, обычно можно встретить на женском нижнем белье, различных платьев и блуз. Что касается ширины, то тут всё гораздо проще чем в предыдущих, шьют широкое полотно, после чего разрезают на полоски нужной ширины и длины.

4. Тканые кружева – используют для пошива различной одежды, из-за возможности делать кружева очень широкими. А изготавливают их на ткацких машинах. Качественные кружева тонкие, т.к изготавливаются из тонкой пряжи. Чем дороже ткацкая машина, какой у неё класс может давать абсолютно разные результаты. Чем выше класс машины, и её стоимость, получим качественные кружева, которые и в цене гораздо выше, а низкокачественные менее дорогие, а значит и оборудование дешевле. Обычно в тканых кружевах используются капроновые и вискозные нити.
Для цеха подойдёт помещение от 30 метров квадратных. Насчёт расположения, то лучше всего подальше от города, на окраины. Во первых вы очень существенно сэкономите на аренде, во вторых на окраинах всегда проще вести бизнес, чем в центре городе из-за конкуренции и не бояться, что завтра помещение у тебя заберут и отдадут другому арендатору, который готов заплатить больше. А так же из-за большой вибрации на производстве, нужно расположение на 1 этаже, а если у Вас есть соседи сверху, поверьте они будут не рады и постараются сделать всё, чтобы Вы из офиса съехали. А так же в здании должна быть розетка на 380В и хорошая электросеть. Обычно здания на окраине уже изначально заточены под высоковольтные сети, а значит, Вам не придётся ставить трансформатор, а следовательно Вам не надо будет тратить нервы, чтобы дали разрешение.

Кружевоплетение имеет богатую многовековую историю и в наш механизированный век вызывает к себе неподдельный, живой интерес.

Слово «кружево» на Руси появилось в летописи XIII века. По одной из версий имеет своё происхождение от глагола «кружится». Имеется в виду первоначальное предназначение кружева — украшение, обвязывание элементов одежды по кругу.

Историки и искусствоведы констатируют, что уже в IX–XVI веках прикладное искусство на Руси было насыщено разнообразными видами кружев. А в начале XX столетия русское кружевное искусство стало уже своеобразным брендом. В Российском государстве насчитывалось около 20 уникальных центров кружевоплетения.

В. А. Тропинин. Кружевница. 1823. Третьяковская галерея, Москва

С начала XIX века производство кружевных узоров было поставлено на поток, то есть мастерицы-кружевницы стали создавать свои творения не только для себя, но и с целью их продажи. Было положено начало развитию фабричного изготовления кружевных изделий. Во многих губерниях помещики организовывали производство кружев в своих поместьях.


Вологда. Плетение кружев

В межвоенное время XX века преобладал экспортный характер производства кружев. Наибольшее распространение в то время получили мерные или численные кружева . Но, несмотря на простоту и незамысловатость этого приёма, уже в то время можно говорить о существовании своего уникального узора практически в каждом «кружевном» центре России.

Кружевной кокошник, елецкое кружево.

Мерные кружева того времени могут похвастать большим разнообразием рисунков, а также методов плетения. Мастерицы украшали кружевом постельное и столовое белье, а также плели покрывала, накидки и другие большие по объёму вещи.

Доминирующим направлением кружевоплетения в то время являлся стиль модерн. Его характерными особенностями можно назвать замысловатые очертания и растительные мотивы.

Большой вклад в развитие кружевоплетения в России внесло появление и деятельность специальных профессиональных школ. А после Парижской выставки 1937 года, где работы елецких мастериц были удостоены высших наград, мировая история искусства обогатилась понятием «русское кружево» .

Таким образом, можно отметить, что на Руси сложилось два типичных образца плетения кружева. К ним специалисты-историки и искусствоведы относят сколочное или сцепное и мерное или численное.

Сколочное кружево плетётся по основному рисунку (сколку), нанесённому на бумажную основу. Узор выполняется частями, которые затем соединяются.

Для выполнения же мерного кружева берётся определённое количество петель, из которых набирают симметричные узоры в виде типичных геометрических форм.

Какие же «кружевные» центры существовали на Руси?


Кацман Е. А «Калязинские кружевницы» 1927 г

Впервые кружевоплетение стало промыслом благодаря мастерству Калязинских мастериц ещё в начале девятнадцатого века. Они украшали узорами головные уборы. Такой вид кружева стали называть фантажным. Также создавали тюлевые и сцепные кружева. Образец Калязинского кружевоплетения – это довольно массивный рисунок, выполненный на общем фоне. Он использовался в основном для украшения простыней или полотенец, а также подушек.

В отличие от Калязинского кружева, излюбленным узором Елецких мастериц были лёгкие, воздушные мотивы, из которых плелись блузы, жилеты.


Елецкие кружевницы

Характерной особенностью Мценского кружевного узора специалисты называют появившийся в конце 1800-х годов модный для того времени гипюровый рисунок .


Свадебные гипюровые платья всегда в тренде.

Уникальным в своём роде было искусство кружевоплетения в городе Михайловске , где самым распространённым материалом был лён. На основе мерного кружева кружевницы создавали на своих полотнах городки, мысы, фестоны, бубенцы и другие узоры.


Льняное кружево

В Ростове кружевоплетением занимались как крепостные девушки, так и послушницы монастырей. Распространённым материалом был лён и шёлк. Узоры создавались в технике сцепного многопарного плетения. Любимым мотивом Ростовских мастериц был сканый узор на разнообразном фоне. А также Ростовское кружево известно наличием своего особого рисунка – Ростовского креста , который можно встретить довольно часто.

Отличительной особенностью Вологодской школы можно назвать выполнение узора полотнянкой с наличием плотной цветной скани. Основные элементы Вологодского кружева – это веера, гребешки, разнообразные растительные мотивы.


Вологодские кружевные изделия. Фото: snejinka.ru

Оригинальный вид кружева сложился в Балахне . Здесь можно найти плетёные работы с изображениями орлов, павов, цветущих деревьев и других узоров. Мастерицы использовали при работе своеобразные решётки и насновки.

Несмотря на то, что кружевоплетение сейчас не имеет такой массовой популярности, как раньше, существует профессия «кружевница». Необходимо обладать такими качествами, как усидчивость, терпение, точность. Но потраченное время и силы легко компенсируются самим присутствием в доме пусть даже нескольких кружевных изделий, привносящих теплоту и уют.

Это интересно:

— В Испании на кружева тратилось так много денег, что король Филипп III издал в 1623 году закон, запрещающий носить кружева.

— В 2016 г. парижский дом моды Chanel инвестировал средства в старейшую фабрику Sophie Hallette по производству кружева. Мануфактура известна своими свадебными кружевами, которые использовались в подвенечных нарядах Кейт Миддлтон и Анджелины Джоли.

— Присутствие кружева в нарядах издревле считалось признаком высокого социального положения как у женщин, так и у мужчин.

— Историки и по сей день затрудняются дать четкий ответ на вопрос – где и когда зародилось кружево. Ажурные ткани с похожим орнаментом были найдены в древнеегипетских захоронениях, но полноценное кружевоплетение как техника появилось лишь в эпоху Возрождения.

— Долгое время мастерицы, которые плели кружева, работали в подвалах. Делалось это для того, чтобы кудель была влажной, а нить эластичной и тонкой. А вместо булавок мастерицы изначально использовали рыбьи кости.

— «Настоящими» считаются кружева, выплетенные на коклюшках. Коклюшечные кружева разделяют на сцепное, многопарное и численное (бессколочное и безбулавочное). В отличие от других видов кружев, эти плетутся не одной, а сразу несколькими нитками, намотанными на специальные приспособления - коклюшки. На Руси такие кружева известны с тринадцатого века. Первые известные русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и украшены жемчугом. Это так называемое «золотное» кружево.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .


Кружева используют уже много столетий и сейчас мода на кружева не проходит. Кружева применяют при изготовление одежды, нижнего белья, домашнего текстиля и постельного белья. Каждый год модные дизайнеры выпускают новые коллекции одежды с кружевами. Все это указывает на постоянный спрос на кружева.



В самом начале кружева создавались ручным трудом но так как за труд необходимо было платить да и производительность была низкая то как следствие цена кружев была весьма высокая. В 19 веке была изобретена машина для вязания кружев что сделало некогда дорогую ткань доступной.


Типы кружев

Кружева выпускают четырех видов: басонные, вязаные, вышитые и тканые.


Басонное кружево – это кружева, которые производятся на многочленной машине с жаккардовым механизмом. Жаккардовый механизм позволяет создавать кружева гладкие и рельефные, с геометрическими или растительными узорами. Ширина кружев от 12 до 130 миллиметров. Для сырья берется хлопчатобумажная, вискозная или текстурированная
размеров (от 10 до 100). Уточнение: из пряжи высоких номеров плетеных кружев не производят. Плетеные кружева – самые прочные из всех видов кружев. По внешнему виду они похожи на ручные, есть виды узоров которые аналогичны старинным русским кружевам, плетущегося в ручную на деревянных коклюшках.


Жаккардовая машина оснащается современным компьютерным управлением и имеет все возможности для реализации самых смелых дизайнерских идей. В машинах последнего поколения стоит новая система узорообразования, в основе которой стоит традиционная схема рисунчатых гребенок. Рашель-машины изготавливают в КНР и Европе. Оборудование есть и на вторичном рынке, по более низкой цене чем новое. Идеальный вариант приобрести оборудование у дилеров производителя. Европейские станки стоит от 1 миллиона рублей, китайские станки более доступные и стоит от 700.000 рублей.


Вязаные кружева производятся на основовязальных кружевных машинах. Данный вид кружев тоньше басонных. Узор кружева состоит из квадратных или шестигранных ячеек. Это тюль. Рисунки могут быть сложной геометрии. Ширина кружева варьируется от 10 до 200 миллиметров. Вязаное кружево получается эластичным, хорошо растягивается.
Стоимость оборудования от 500.000 рублей.


Для изготовления вышитого кружева применяются вышивальные автоматы. Как основа берется тюль, тонкий трикотаж или капроновая ткань. Вышивка производится тончайшими синтетическими или искусственными нитями. Производится широкое полотно которое затем разрезается на фрагменты необходимой ширины. Вышитые кружева применяются в отделке трикотажного белья, платьев и сорочек.


Различают два вида вышитого кружева: шитье и воздушная. Воздушная вышивка по фактуре похожа на вышивку ришелье, а шитье это узкая полоска ткани, на которой нужный узор наносится гладью с проколами.


Вышивальное оборудование стоит от 300.000 рублей. Простая машина наносит незамысловатый узор на салфетки, скатерти и носовые платки. Для создания более сложных кружев необходимо приобрести оборудование ценой от 900.000 рублей.


Тканые кружева создаются на современных ткацких кружевных машинах. Есть следующие виды тканых кружев – ва-лансьенн, малин, бретон, брабант, торшон, самые популярные. Качество изготовления кружев зависит от толщины пряжи и класса применяемого оборудования. Самое качественное тканое кружево получается из тонкой пряжи. Кружевное полотно, производится широким, разрезается на нужные размеры и используется для пошива легких блузок и платьев. Исходным сырьем служит гладкая капроновая тюль, хлопчатобумажная ткань, вискозная нить или капроновая нить.


Помещение для производства кружев

Необходима площадь минимум 80 квадратных метров с высотой потолков – не менее 4 метров. Кроме самого цеха необходимо предусмотреть склад сырья (ниток, тюля) и склад выпущенной продукции, туалет и комнату отдыха рабочих.


Помещение должно быть достаточно сухим, с вентиляцией, желательно кондиционер, охлаждение воздуха необходимо не только для комфортной работы персонала но и для охлаждения машин которые нагреваются в процессе работы. Электрическое освещение искусственное или естественное. По принятым санитарным нормам, световой поток естественного источника должен быть не менее 60 процентов. Учтите что не стоит допускать попадания прямых солнечных лучей на рабочие поверхности, иначе будет нагрев оборудования. Оптимальный вариант помещение с окнами, выходящими на северо-восток или север. Люминесцентные лампы идеальный вариант для освещения.


Как бороться с шумом и вибрацией? Бетонный пол хорошо поглощает шум, как правило пол покрывают кафельной плиткой, которая легко моется. Для машин необходимо напряжение в 380 вольт. Розетки должны быть закрытого типа, все провода спрятаны в стену.


В целях соблюдения пожарной безопасности на окнах не должны стоять решетки, если они необходимы то тогда решетки должны быть распашными, при этом ключи должны лежать не в сейфе а в легкодоступном месте.


Центр города для аренды не рассматривается. Хорошо подходят окраинные районы с подъездными путями. Стоимость аренды в городах с необходимыми требованиями начинается от 500 рублей за 1 квадратный метр.


У большинства современных машин есть шаблонные схемы, и для работы можно использовать их, если финансы позволяют можно и нужно в штате держать дизайнера, он создаст уникальные рисунки будущим изделиям. На старых кружевных машинах, используемых до сих пор и заграницей узор программируется перфорационными карточками, затем рабочие вручную вдевают нитки в иголки, процесс трудоемкий и длительный. Современное вышивальное оборудование существенно экономит время.


Производительность вышивального оборудования напрямую зависит от класса машин и ширины полотна. В среднем за 1 смену можно выпустить до 1000 погонных метров на 1 станке.


Станки, современные, имеют систему автоматического сматывания кружев, дополнительная комплектация не нужна.


Поставщиков пряжи много в сети интернет, порой компании продающие оборудование так же предлагают поставки пряжи и ниток. Китай самый большой поставщик. При больших закупках как правило и большие скидки. Средняя цена килограмма тонкой хлопчатобумажной нити от 200 рублей.


Современные машины довольно сложное оборудование и не стоит самому его настраивать, необходимо обратиться к специалистам. Самый оптимальный вариант обратиться к отечественным компаниям, специализирующимся на продаже машин для текстильного производства. Они берут машина на сервисное обслуживание и проводят необходимые консультации. Для обслуживания одного станка необходим 1 человек.


При эксплуатации одного станка в 2 смены прибыль составляет 80.000 рублей в месяц. Рынки сбыта обширные: сети магазинов тканей и фурнитуры, ателье по пошиву одежды, фабрики одежды. Со сбытом как правило проблем не бывает.

Data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,lj,gplus">

На Руси, еще с конца XVII века было широко известно кружевоплетение. Уже в XVIII в. этот вид художественного ремесла получил широкое развитие. Основными центрами русского кружевоплетения являются Вологодская область, Елецкий район Липецкой области, Советский район Кировской области (Вятка), Михайловский район Рязанской области, Балахнинский район Нижегородской области. Их продукция пользуется большой популярностью, как в нашей стране, так и за ее пределами.

Вологодское кружево

Как центр производства кружева в России наиболее известна Вологда. Стилистические особенности вологодского кружева, судя по сохранившимся образцам мерного кружева, сформировались к началу XVIII века, а в первой половине XIX века парное и сцепное кружево вологодских мастеров стало изготавливаться на широкую продажу. В Вологодской губернии в начале XIX века также как и в других регионах России был организован ряд мастерских при помещичьих усадьбах, которые впоследствии назывались фабриками. Вологодский кружевной промысел особое развитие получил в середине XIX века.

В середине 80-х годов XIX века в Вологодском кружеве появляется полотнянка, с помощью которой мастера и художники добивались четкости в конструктивном членении узора, в рисунок вводятся разнообразные по узору решетки, насновки, многие другие элементы, ставшие традиционными для вологодского кружева. В 1886 году в Вологде организуется специальный кустарный комитет, при котором открывается склад, где кружевницы получали сколки, образцы кружев, необходимые материалы. Здесь же принимались готовые изделия для сбыта. Комитет проводил работу по пропаганде Вологодского кружева, устраивал ярмарки и выставки, организовал публикации о вологодском промысле и ведущих мастерах. В 1900 году склад был передан в губернское земство, что способствовало лучшей организации его работы. При нем была открыта профессиональная школа кружевниц. В 1919-1921 годах кружевницы Вологодской области были объединены в артели, в 1928 году в Вологде была восстановлена профессиональная кружевная школа, которая уже в новых условиях стала готовить кружевниц. В 1930 году в Вологде был создан Волкружевосоюз, который объединил 50 разбросанных по различным селениям артелей с числом 40000 кружевниц. В 1936 году при Волкружевосоюзе была организована художественная лаборатория, в которую вошли опытные художники-профессионалы, сумевшие значительно обновить ассортимент кружевных изделий за счет включения в него более крупных штучных изделий, скатертей, накидок, покрывал и др.

Великая Отечественная война прервала работу кружевных артелей. Однако, уже во второй половине 1942 г. началась работа по восстановлению кружевного промысла.

Особенностью Елецкой продукции является необычайная тонкость и изящество узора. Для него типичны очень легкие и воздушные решетки, соединяющие узор; растительные мотивы имеют черты особой прозрачности. С давних пор в Ельце выполняют черные косынки, в которых рисунок растительного характера хорошо вписывается в треугольную форму вещи. Многие виды продукции выполняют в сером цвете, что придает изделиям еще большую легкость и элегантность. Наряду с изготовлением дополнений к костюму в промысле идет постоянная работа по созданию предметов интерьера. Чаще всего это - панно, занавески, в которых привлекают внимание не только своеобразная трактовка темы, но и само изделие, поражающее богатством приемов и тонкостью исполнения.

Балахнинское кружево

В Нижегородском крае было широко развито кружевоплетение на коклюшках. Балахна был одним из самых известных центров кружевоплетения в России. Кружево плели из тонких хлопчатобумажных и шелковых нитей золотистого, белого и черного цвета. При плетении употребляли от 15 до 200 пар коклюшек. Балахнинские мастерицы выплетали шарфы, косынки, наколки на голову, пояса, оплеты носовых платков, концы полотенец, воротники, платья и пальто. Типичными для этих изделий были цветочные мотивы, но встречались и геометрические в виде ромбов, кругов, цепей.

К началу XX в. кружевной промысел Балахны начал постепенно угасать. Заработок балахнинских мастериц был меньше, чем в других центрах. Одной из причин такого положения была сама технология плетения, более трудоёмкая и в качестве сырья использующая тонкий шелк, который,во-первых, дороже,чем лен и хлопок, во-вторых, значительно уменьшает скорость плетения. Кроме того, одной из причин трудности сбыта кружева было несоответствие узоров новым рисункам и в целом новой стилистике художественных изделий того времени. Не увеличивала конкурентоспособность балахнинского кружева и местная техника плетения. Сцепное кружево (которым славилась, например, Вологда) плетётся много быстрее многопарного балахнинского, к тому же решетки здесь более плотные, более разнообразные и, следовательно, более трудоёмкие.

Сами мотивы узоров сцепного балахнинского кружева: это все те же павы, орлы, цветущие деревья, только их очертания четки, силуэты изысканны. Нигде нет и такого разнообразия в формах деревьев. В балахнинском кружеве ритмично расположение ветвей и цветов с характерными загнутыми концами листьев. У орлов ясно обозначены перья и выражен взмах самого крыла. Павы или твердо опираются на ноги, или вытягивают их вперед, словно при взлете, одна нога бывает приподнята. Туловища у пав короткие, даже прямоугольные. Признаком балахинского сцепного кружева является не просто применение различных решеток в одном предмете, а явное преобладание насновочных. Причем насновки отличаются своей конфигурацией: есть овальные, квадратные, треугольные, собранные в розетки, образующие клетки, в виде зигзагов и параллельных полос. Своеобразны и плетешковые решетки, они обильно украшены петельками и представляют собой то поле сквозных овалов, то косую клетку, то подобие чешуек.

Скань предпочитается витая. Все это кружево - льняное. Оно служило для подзоров праздничных простынь и состояло из широких прошв краев разных рисунков, разделенных проставками лент или набивной льняной ткани. В качестве завершения встречаются не льняные, а металлические края. Подобное нарядное кружево было домашним и не шло в продажу. Его исполнение ограничено первой половиной XIX столетия, так же как это было и со сцепным кружевом.

Наряду с ветками розы и другими цветочными мотивами, типичными для этих изделий, в Балахне делали и геометрические, такие же тонкие, в виде цепей, ромбов, кругов или овалов, образованных сканью, с розетками и решетками внутри них.

В Балахне родился особый вид кружева - "балахонский манер". Здесь плели многопарное кружево, в котором могло использоваться около десятка различных видов сеток, и красота основного рисунка зависела от их сочетания. Ажурные шарфы, косынки и целые платья из черного и кремового шелка ценились не только в крупных городах России, но и за рубежом, куда балахнинское кружево попадало через Нижегородскую ярмарку. Наибольшей популярностью пользовался "клюневый край" (название произошло от французского города Клюни), "изюминкой" которого были "семечки" - овальные насновки.

Одна из лучших коллекций балахнинского кружева находится в одном из старейших музеев Нижегородского края, Балахнинском краеведческом музее. На выставках кружев, проводимых Балахнинским музеем, экспонируются не только старинные кружевные изделия, но и работы современных мастериц, подчеркивая тем самым преемственность традиций кружевоплетения. И в настоящее время балахнинское кружевоплетение является красивейшим промыслом Нижегородского края.

Рязанское кружево

В Рязанской губернии различаются рязанское, скопинское и михайловское кружево. В самой Рязани и пяти ее пригородных слободах плели тонкое, многопарное кружево. Именно здесь в начале XIX века возник кружевной промысел.

Работ конца XVIII - начала XIX века сохранилось очень мало. Они сделаны из тонкого льна с обводкой контуров фигур шелком разных цветов и довольно широки: по 10-15 см. Судя по названиям городского рязанского кружева - «травчатое», «ветка травчатая», «ветка с виноградом», - основные орнаментальные мотивы были

орденом Трудового Красного Знамени.

Для вологодского кружева типичен орнамент, выплетаемый исключительно полотнянкой. Золотая, серебряная, цветная нити применяется только в решетках.

В 1950-е годы в кружевоплетении появляются большие уникальные изделия - панно, занавеси, крупные по размеру скатерти. В их орнаментацию помимо растительных мотивов часто вводят изображения животных, птиц, а, кроме того, создают тематические панно.

Основой вологодского промысла было мерное кружево. Преобладало парное плетение и геометрический орнамент.

Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотнянкой, «вилюшкой»; они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток. Скань толстая, часто цветная. Кроме мотивов цветов и листьев в орнаменте часто встречаются мотивы подков, гребешков, вееров.

Если основная часть русского кружева XIX в. была цветной или имела цветную обводку сканью, то вологодское почти всегда белое. В виде исключения исполнялось целиком цветное, с металлической сканью. В нем нет разнообразия используемых материалов. Идущая на плетение пряжа - домашнего изготовления, хорошего качества, но не тонкая. Благодаря своей пряже вологодские изделия славились прочностью. В самом городе Вологде плели более сложное кружево: или целые предметы, или широкое мерное (около 40 см шириной), которое требовало до 300 пар коклюшек и соответственно отличного мастерства.

Кировское кружево (Вятка)

Во второй половине XIX века кружевной промысел возник в Кукарской слободе Яранского уезда Вятской губернии. Обитатели Кукарки занимались разными ремеслами и торговлей, в том числе и плетением кружева. Приблизительно в 1840-е годы сюда попало сцепное кружево. К началу 1870-х годов кукарское кружевоплетение по объему обогнало вологодское. Кружевницы выплетали воротнички, галстуки, рукавчики, косынки, головные сетки, пелеринки, салфетки, оплеты носовых платков, прошивки для постельного белья и другое мерное кружево. Плели в основном из льняной и черной шелковой нити.

Собственных традиций в местном кружевоплетении не было: его художественному стилю не на чем было формироваться. Кружевницы шли по пути заимствования, не придерживаясь одной, какой либо традиции: это был то ярославский узор, то ростовский, то торжковский, то даже елецкий. Именно в Кукарке привились в начале XX века новые сцепные узоры, где намечается тяга к менее условным растительным формам, с одной стороны, и облегченным формам - с другой. Кукарское кружево отличается обилием новых рисунков и новыми техническими приемами. В частности, в нем очень часто применяется пересечение полосы полотнянки. Она составляет настоящие цепи из петель такой завернутой полосы. Этим приемом заполняется фон, создаются венчики цветов или завершаются зубцы.

В 1893 году в Кукарке открылась школа кружевниц. С конца 1890-х годов одно за другим начинают работу ее семь отделений. Кукарекая школа давала блестящие навыки в технике плетения. Ученицы получали основы рисунка и композиции. Из этой школы вышло немало мастериц, ставших впоследствии прекрасными педагогами в других местностях.

Перед началом первой мировой войны кукарское кружево уже вывозилось в ряд стран - Англию, Голландию, Швейцарию, США. В 1880-х годах промысел охватил и Слободский уезд Вятской губернии.

В отличие от вологодского, кировское кружево решено более узорно. Мастера используют множество разделок, переплетений, включают различную плотность полотнянки. Особую узорность придают плетешки с воздушными петельками. В сцепных кружевах центральные решетки бывают иногда активнее орнамента края. Звездчатые, острозубчатые формы характерны для кировского сцепного кружева, крупных и средних штучных предметов. Преобладают сложноузорчатые динамичные цветочные и лиственные орнаменты, декоративная выразительность которых во многом создается разной плотностью плетения частей каждого элемента. У кировских мастеров нет четкого выделения узора на фоне решетки. Мотивы орнамента представляют собой то звездочки-розетки, то трилистники, акцентирующие ритмическое построение композиции. Создают кировские, мастерицы и уникальные произведения, в которых тематическое содержание раскрывается через изображение символических женских фигур, птиц, выделенных разреженным фоном сетки и окруженных растительным орнаментом.

Елецкое кружево

Елецкие кружева известны в России с конца XVIII века. Именно тогда здесь, в Ельце, возник один из центров, где россияне начали активно осваивать это пришедшее к нам из Европы искусство. С тех пор и до недавнего времени ассортимент изделий состоял в основном из дополнений к женской одежде. Мастерицы Ельца в равной мере свободно владеют парной и сцепной техникой. Они обладают высоким уровнем мастерства и искусства, которое используют при выполнении разнообразных воротников, жабо, жилетов, скатертей, салфеток и многих других изделий.

Отличительные черты елецкого кружева- нежный ажурный фон и на этом фоне - мелкий контрастный узор. Плетется из катушечных белых ниток или из шелковой пряжи, изготовленной из льна, на коклюшках.

кружевоплетением как промыслом, родилось в 90-е годы XIX века.


Похожая информация.


Нет явления более уникального, чем русские кружева. В дореволюционное время в России насчитывалось семнадцать районов, где плелись кружева. Впоследствии в некоторых из них возникли промыслы, а в других кружева плели только для собственных нужд. В современной России осталось очень мало кружевных промыслов. Ранее (в советские времена), самыми крупными промыслами обладали Вологда, Советск (Кировская область), Елец.

Понятие "русское кружево" было введено в историю мировой культуры русскими мастерицами, неимоверно талантливыми и самобытными, перенявшими на Западе это искусство.

Воспринятое в XVII веке в Западной Европе, русское кружевоплетение не только сберегало и следовало лучшим традициям мастеровых европейских государств, но и превратилось в подлинно национальное художественное явление. Самостоятельность русского кружевоплетения содержит богатый колорит, разнообразие технических приемов и, самое главное, изобразительный характер орнамента, который характерен для всего русского народного искусства./Из книги Фалеевой В.А. "Русское плетеное кружево"/.

Несмотря на общие черты в русском кружеве, в различных местностях его производство имеет характерные особенности. Кружевоплетение было широко распространенно в России и заняло полагающее ему место в общенациональном декоративном искусстве, но единая основа русского народного орнамента (композиции, мотивы узоров) в различных местностях трактовалась по своему, в соответствии со вкусами и пристрастиями мастериц, местной моды. Благодаря такому индивидуальному подходу вещи в разных местностях создавались оригинальные, самобытные. Необходимо учитывать, что большинство мастериц работали непосредственно на себя, на свои семьи, создавали предметы домашнего обихода и одежду. Кроме того, отсутствовала информация с других мест и обмен опытом между ними, поэтому в каждой местности сложились свои традиции в имеющихся узорах и способах их передачи, в результате чего сохранились своеобразные отдельные типы русских плетеных кружев.

Тверская губерния

Кружево гор. Калязина

Город Калязин был образован в начале ХIХ века из трёх ремесленных слобод и назывался городом кружев и крахмала. Здесь сложились самые ранние кружевные промыслы в России в конце XVIII века, кружево плелось на продажу. Мастерицы создавали группы с исполнением только определенных типов кружев. "Фантажное (или многопарное) кружево предназначалось для украшения модных головных уборов". В большом количестве выплетали тюлевое кружево, в котором присутствовали характерные обобщенные мотивы. К середине XIX века было создано сцепное кружево, не мерное, а выплетаемое целенаправленно для декоративных полотенец и простыней.

Кружево Торжка

Кружева здесь так же появились рано, и с самого начала использовалась сцепная техника. Затем, уже в первой половине XIX века появилось оригинальное многопарное кружево. В нём изобразительные мотивы подчёркивали самые архаичные сюжеты двустороннего шитья, которое было довольно широко распространено в Тверской губернии и сохранялось долгое время. Особенность этого типа кружева заключается в активном использовании скани (толстая нить обрисовывает силуэты фигур). Для продажи производили сцепное льняное кружево с растительным узором, имеющее крупные зубцы для штор и простыней, с характерными крупными орнаментальными формами.

Орловская губерния

Точно не доказано, где производилось тонкое многопарное кружево - либо в городах (Орле, Ельце, Мценске), либо в помещичьих мастерских. Затем его перестали плести, т.к. стали заниматься сцепным вологодским кружевом. Благодаря тонкости и рельефной скани обводом, обилию сквозных элементов и мелким ячейкам фонов, елецкое многопарное кружево по своей изысканности стало редким для России.

Елецкое кружево

Эти кружева являются более тонкими и легкими, чем вологодские. Используется полотнянка, которая изменчива по плотности и ширине, часто переходящая в сетку. Решетка елецкого кружева может быть и разреженная и очень плотная. Скань всегда выполняют из трёх ниток, из которых плетут основное кружево и проходит она по краям полотнянки и сетки. Кроме того, в Ельце часто для изготовления штучных плечевых изделий (блуз, жилетов) используют мерное многопарное кружево.

Мценское кружево

По общим характеристикам оно близко к елецкому, но является более архаичным. В нем долгое время сочеталось численное плетение и набор излюбленных мотивов, применялось также сцепное плетенье с использованием узкой полотнянки и традиционных народных узоров с густыми фонами. С 1860 года стало преобладать парное мерное кружево, с геометрическими рисунками. Для большинства узоров необходимо было всего 20 пар коклюшек, но в некоторых - больше 100. В конце XIX века в Мценске стали заниматься общераспространенными клюнями, гипюрами и другими модными типами кружев.

Рязанская губерния

Михайловское кружево

Это кружево является льняным, многопарным, украшенным разноцветным мулине. Преобладает мерное кружево с характерными веерообразными формами кружевных мотивов, фестонами и зубцами, т.н. бубенцами, мысами и городками.

Скопинское кружево

Им отделывались нарядные подарочные полотенца. Это кружева со сложными ажурными узорами, слегка подсвечены синей или голубой ниткой, их нельзя сравнить с более плотными Михайловскими кружевами, в расцветке которых преобладающими являются красные тона.

Зарайское кружево

Никогда не продавалось. Является сцепным кружевом особого типа, производилось только в первой половине девятнадцатого века. Отличительные черты: "На всем протяжении узора чередуются полотнянка и сетка. Узоры могут быть растительными, густыми, почти без фона". На каждом предмете со всех сторон имеется кант из полосы сетки, по которой проложена сканью цепочка из треугольников и ромбов.

Ярославская губерния

Ростовское кружево

Кружевом в основном занимались послушницы из монастырей близ Ростова и крепостные мастерицы. В 1880 году насчитывалось в Ростове 14 кружевниц, но промысел так и не сформировался. Известно несколько подлинных работ, имеющие прекрасное качество плетения. Ростовское кружево является исключительно льняным, тонкая пряжа, многопарное, и сцепное, в восемнадцатом веке использовался и шелк.

На протяжении XIX века мастерицы выполняли сканые узоры, имеющие разнообразные фоны. Мастерицами в сцепном плетении был придуман свой собственный фон в виде ростовского креста, затем он распространился по всей России, но сохранил свое первоначальное название.

Узоры местного кружева представлены в трёх группах:

Геометрическими (со свойственной строгостью контуров с плотными свисающими мотивами, окаймленными и сопровождающимися решетчатыми элементами, зачастую обведены яркими шерстяными нитками).

Цветочными парного плетения.

Сцепными изобразительными. В XIX веке сцепное кружево производилось с преобладанием народных узоров, на которых изображались птицы, деревья, цветущие кусты. Для растительных мотивов характерна динамичность рисунка. Силуэты фигур весьма отчетливые, из-за сквозного ростовского фона и узкой полотнянки, имеющей высокий рельеф скани. В другом приеме оживления полотнянки вводится большое число дырочек-закидок, благодаря чему обеспечивается нарядность всего изделия.

Романово-Борисоглебское кружево (Тутаев)

Кружево плелось исключительно по заказу. Отделывались постельные принадлежности и выполнялось оно кусками по длине изделия. Использовали нитки Егорьевской Хлудовской фабрики. Использовался сцепной и многопарный способы. В городе насчитывалось примерно 50 мастериц.

В Романове кружево плели лучше, чем в Борисоглебске, где оно было существенно грубее. Рисунки кружев назывались своеобразно: бантики, бачино, в сцепном - бараньи рожки, шлёнский (в парном в виде решетчатых ромбов, простого фона с паучками и плотных сердцевидных мотивов, по середине треугольные зубцы).

Для украшения полотенец плели деревенское ярославское льняное кружево, с вводом шелка-сырца в виде скани желтого, золотистого и коричневого оттенков. Геометрическими узорами в численной технике применялись зигзагообразные полосы, ромбов или квадраты, зубцы полукруглые или острые.

Костромская губерния

Во второй половине восемнадцатого и первой четверти девятнадцатого веков в Галиче отмечался расцвет кружевоплетения. В конце восемнадцатого века в городе плели кружева с собственной манерой исполнения определенного типа, имеющего особые, только здесь известные узоры. Кружево было многопарным, трудоемким, использовался тонкий слабоотбеленный лён, золотная металлическая нить, цветные шелка: кораллово-красные, травянисто-зеленые, ярко-голубые.

Из кружева выплетали парадные декоративные полотенца из тонких фабричных тканей. Зачастую прошвы и края намеренно использовались разные рисунки, в целях внесения неожиданности и многообразия в изделие.

В богатых домах крепостные мастерицы назывались плетеями. Рисунки кружева были многообразными: в виде геометрических узоров сложных форм рококо (в небольшом количестве), мотивов птиц, двуглавых орлов, деревьев. Только галичское кружево тех времен имеет мотив дерева, имеющее четко выраженный ствол и две лесные птицы в воздухе.

Солигалич

Промысла не было, кружево плели только в личных целях. Техника была многопарной (но не больше 20 пар). Преобладали геометрические узоры. Кружево по рисункам было однообразным (чередовались две близкие по характеру сложные фигуры).

Московская губерния

В Серпухове, Верее, Подольске, Дмитрове, Звенигороде и в 43 селениях этих уездов во второй половине XVIII века занимались кружевоплетением. Лучшими мастерицами считались Подольские мастерицы. Кружево плели многопарным, имеющее цветочный рисунок на тюлевом фоне, тонкие решетки, со сканью обводом. Для выполнения узоров использовалось 150-200 пар коклюшек. Образцы кружев этого времени не сохранились.

Калужская губерния

Плели кружево в Жиздринском, Боровском, Тарусском и Козельском уездах, такое же, что и московское. В геометрических узорах имеются какие -либо схематические растительные элементы. Такое кружево не представляет интереса.

Новгородская губерния

Белозёрск

Кружевоплетением начали заниматься в конце XVIII века. Кружево плели многопарное и сцепное. Промысел сложился во второй половине XIX века. Кружево было прекрасного качества и исполнения. Отличалось большим количеством местных рисунков.

Кириллов

Сильное влияние для развития промысла оказал вологодский промысел. Основным способом плетения был сцепной.

Вологодская губерния

Вологодское кружево отличается крупным, выразительным узором, для исполнения которого использовалась плотная, непрерывная, одинаковая по ширине, плавная полотнянка. Узор четко вырисовывается на фоне узорных решеток. Толстая скань, часто цветная, проходит по середине полотнянки. Кроме растительных мотивов в орнаменте часто использовались подковы, гребешки, веера.

Петербургская губерния

Киришское (захожское) кружево

Это более скромный крестьянский кружевной промысел. Редкая вилюшка украшена треугольниками из плетешков. В узорах использовались старинные мотивы в форме пяти- и семилепестковых медвежьих лап; решётки (квадратной сеточки, заполняющей промежутки внутри полотнянки); звездочки из насновок.

Вятская губерния

Кукарское

Прекрасное качество плетения. Орнаментально сходно с елецким и вологодским кружевом, но отличается техникой исполнения. Использовались приемы пересечения полотнянки (так называемая "вятская петля"). На Московской политехнической выставке 1872 года впервые было обращено внимание посетителей на кукарское кружево.

Тульская губерния

Белёвское кружево

Расцвело к 1840 году. Кружево изготовляли в уезде, в помещичьих усадьбах, было оно многопарное, тонкое, льняное. В Белеве увлекались мерным "верховым" кружевом для постельного и столового белья. Затем стали исполнять небольшие штучные предметы - воротнички, оплеты носовых платков, иногда одежду. В конце XIX века стали работать по сцепной технике. Сильное отличие от других из-за замкнутого орнамента, состоящего из разнообразных квадратов, тесемок, "змеек" паучков. Насновки прямоугольные, способом выплетения отличается от других видов насновок.

Преобладала техника сцепного плетения, в качестве образца использовались белевские узоры. Промысел возник после 1880 года и охватывал более 500 человек. Не оригинальный.

Нижегородская губерния

Кружево Балахны

В первой половине XIX века сложился особый тип сцепного кружева. Мотивы узоров в форме пав, орлов, цветущих деревьев. Узоры имеют четкие очертания, изысканность силуэтов. В формах деревьев большое разнообразие. В кружеве ритмично располагаются ветви и цветы, имеющие характерные загнутые концы листьев. Орлы с ясно обозначенными перьями и выраженным взмахом крыла.

Опознавательный признак в балахнинском сцепном кружеве - различные решетки в одном предмете и явно преобладают насновочные. Насновки выполнены в различной конфигурации: овальными, квадратными, треугольными, собранными в розетки, образующими клетки, в форме зигзагов и параллельных полос.

На плетешковых решетках обильное украшение в виде петелек и выглядят то, как поле скозных овалов, то, как косая клетка, то в виде чешуек. Все кружево является льняным, скань витой, изготовляли его для праздничных простыней, встречаются с металлическими краями. Такое кружево не продавали.

Многопарное кружево Балахны было разных типов, для которых использовали от 15 до 200 пар коклюшек. Благодаря нему и возник промысел. Использовалась шелковая нить черного или золотистого цвета, позднее тонкая хб пряжа.