Рассказы практиков об астральных путешествиях — применение, техник и рекомендаций. Практика наблюдения за умом
Частный сыщик и его роль в семейных отношениях – помощь в поиске истины: проверка любви и верности.Измена всегда была чем-то плохим, но, в то же время, широкораспространенным. В семейных отношениях подобное частенько происходит. И, в большинстве случаев, за ней следует расплата от оскорбленного спутника или спутницы. Но не всегда она имеет место. Ведь, реакция всегда может быть разной. Все зависит от человека и от способа подачи информации об измене. В одном случае, человек, которого предали предпочтет закатить громкую семейную разборку. И дальше криков дело не пойдет. Иной раз, человек просто уходит, не говоря ничего. В третьем случае, люди мирятся и живут дальше. Но так бывает далеко не всегда.
Дорогие постоянные читатели и гости сайта, желаем поведать вам одну увлекательную историю, которая произошла в США. Частный детектив разоблачил изменницу. И оскорбленный человек удивил всех тем, каким образом он среагировал на случившееся.
Начиналось все как в сказке. Отыграли огромнейшую и довольно-таки роскошную свадьбу. Приглашенных было немногим больше трех сотен человек. Официальная часть прошла успешно и, как раз, наступило время праздничного застолья.
Как и водится, муж начал благодарить всех гостей. Вспомнил каждого. Особо он выражает благодарность родственникам своей излюбленной, которые помогли все так изысканно организовать. А, чтобы доказать свои «искренние» намерения, он приготовил каждому гостю подарок. Презентом являлись конверты, которые находились под каждым стулом. Мужчина просит изъять содержание каждого пакета.
Как, по-вашему? Что за подарки приготовил наш герой? Так вот, все конверты вмещали в себе откровенную фотографию. На снимке были невеста и свидетель, которые занимались… На самом деле, жених уже давно чуял что-то не ладное. Как говорят в народе, рожки начали прорезаться. И это еще до свадьбы. В общем, он воспользовался услугами частного сыщика. После некоторых выяснений и уточнений, детектив предоставил мужчине все необходимые доказательства. Еще в течении нескольких недель молодой человек планировал свою месть.
После разоблачения свой избранницы у всех на виду, жених еще немного понаблюдал за реакцией гостей. Потом просто пожелал невесте и свидетелю пойти сами догадываетесь куда. И спокойно покинул место испорченного торжества. В следующий же понедельник, парень подал на развод.
Таким образом, изысканная и хладнокровная расплата за предательство досталась молодой девушке, которая просто «не удержалась». В итоге со всей этой истории вышло вот что – родители невесты потратили 35000 долларов на организацию долгожданного, счастливого дня, а родственники девушки узнали об ее похотливой натуре. Мужчина не только отстоял свою честь, но и показал то, на что способен, проявил смекалку и креативный подход, можно сказать.)
Не менее занятная история: частный детектив с Испании, а точнее с ее столицы – Мадрида, рассказал одну случившуюся с ним историю. Кстати, он на протяжении трех лет учился в университете на детектива. После чего, он получил лицензию от полиции на ведение частной сыскной деятельности. Короче говоря, как-то к нему пришла женщина, которая была женой владельца большого предприятия. Она имела сомнения по поводу верности своего супруга. Из-за частых поездок предпринимателя, нашему сыщику пришлось следовать за ним и в Мадриде, и Марокко. Именно второй город принес плоды поискам частного детектива. Мужчина-бизнесмен и в правду имел любовницу. В придачу ко всему этому, девушка оказалась шпионом. Она «сливала» выуженную информацию своему начальству. И такие случаи бывают.
А вот вам история, которая, как говорится, ближе к телу. Ее нам поведал московский частный сыщик. История начиналась также. Только к детективу, на этот раз, обратилась женщина в годах. Она содержала молодого 25-ти летнего мужчину, которого хотела проверить на предмет верности. После некоторого времени, затраченного на расследование, выяснилось, что молоденький красавчик одновременно угождал и сестре обратившейся женщины. К тому же, вторая была старше своей родственницы на несколько лет. А потом еще и дочь сестры соблазнил. Но и подружка дочери тоже оказалась вовлеченной в эту историю. Парнишка зажигал на полную и чувствовал себя совсем не плохо. Как итог было следующее – дочь сестры женщины, которая обратилась в детективное агентство, забеременела от юнца. С дамами «бальзаковского возраста» он расстался. Да и подруге «пожелал всего наилучшего». После всего этого инцидента, все женщины между собой перессорились нешуточно. А парнишка и дальше наслаждался дочерью. Рассказ вполне может стать сюжетом для трагичной и драматичной театральной сцены. При должном подходе, получится просто шекспировский размах.
Сыскная частная практика полна рассказов и историй не только на любовном фронте. Объектом следующего повествования может стать бизнесмен, без вести пропавший человек, кредитор или должник. Каждая из них имеет свою глубину и специфику, которая придает ей неповторимости, комизма или трагизма. Все из них являются отдельными и достойными внимания, а порой пропадают просто гениальные сюжеты для рассказов, романов и фильмов.
Процесс обучения основывается на общих принципах сознательности, активности, доступности, последовательности, систематичности.
Процесс обучения делится на 3 этапа:
1. Связь. Радиостанции: тип, возможности (методическая раз
работка по связи); код условных выражений; взаимодействие в
подразделении.
2. Методы ведения наружного наблюдения. Ведение наружно
го наблюдения в пешем порядке и на автомобилях.
3. Комплексное занятие (Организация наружного наблюдения
ОБП).
При разработке объекта в оперативно-розыскной деятельности практически невозможно обойтись без скрытого наблюдения за его личной и деловой жизнью, выполняемого чаще всего визуальными и акустическими методами. Такое отслеживание производится как эпизодически (с целью выявления определенного факта), так и постоянно (для ориентации ц текущей ситуации и ее реальных изменениях).
1. Наблюдение (РПМ - разведывательно-поисковые мероприятия) за стационарным объектом - некоторым помещением, строением, открытой площадкой - применяют, чтобы:
^ выявить связи объекта, посетителей этого места;
+ перехватить разыскиваемого человека;
^ «разработать» сей объект для проведения конкретной акции.
Наружное наблюдение надо вести из удачно выбранного места, с которого превосходно наблюдаются все возможные подходы к объекту и где длительное пребывание незнакомого индивида не способно вызвать нежелательное подозрение (столик в кафе напротив, остановка городского транспорта, имитируется торговая или рабочая точка, а иной раз и всецело незаметно - чердак, крыша или квартира в подходящем доме, транспорт и пр.).
Если же тайное размещение связано с определенными затрудне-
ниями, следует чаще менять привлеченных к делу сотрудников, прибегать к слежке из автомобиля или имитировать его поломку с последующим ремонтом.
Будучи в рабочем помещении, занавесьте окна легкими занавесками и смотрите из глубины комнаты, а чтобы не обнаружить себя резкими демаскирующими бликами применяемой оптики, пользуйтесь так называемыми «световыми туннелями».
Фиксацию посетителей (связей) адреса в случае необходимости можно осуществлять путем фото- и видеосъемки, причем незаметность таких действий обеспечивается применением портативной аппаратуры, длиннофокусных объектов и различных (в том числе импровизированных) приставок бокового обзора.
При фотографировании в сумерках применяют инфрахрома-тические материалы вкупе с фотовспышками с черным светофильтром, или используют различные методики, резко увеличивающие светочувствительность обычных пленок до необходимых 2000- 4000 единиц ГОСТа.
Разрабатывая стационарный объект, выясняют:
Все пути подхода к нему;
Перспективные пути ускользания и прятания;
Временной распорядок его обитателей и соседей;
Временные моменты звукового прикрытия (шум проходя
щего поезда или звонки в школе, звон колоколов в церкви);
Систему охраны;
Внутреннюю планировку объекта.
Внутреннюю планировку объекта с должной точностью определяют:
Попросту заглядывая в окна;
Проникая в помещение или на желаемую площадку, маски
руясь под какого-либо посетителя, человека из обслуги, вызван
ного ремонтника и любого прочего, не привлекающего присталь
ного внимания, персонажа;
Ориентируясь по разным сходным объектам, вход в кот
рые доступен;
Со слов знающих людей (обитателей, строителей, обслуг
контактеров и пр.);
По рабочим чертежам из архивов (из бюро технической ин
вентаризации или местного архитектурно-планировочного учреж
дения).
Наружное наблюдение проводится с конкретной целью:
Детальной разработки организованной преступной группы
для предполагаемой вербовки, разоблачения или ликвидации;
Выхода на разыскиваемое лицо, которое контактирует (или может контактировать) с объектом;
Выяснения места сбора выявляемой группировки;
Выявления подельников объекта.
Сотрудник, осуществляющий наружное наблюдение, должен по возможности иметь неприметную внешность, отличную память, оптимальную выносливость, железное терпение, мгновенную реакцию, полноценное зрение, превосходный слух, ярко выраженное умение импровизировать и ориентироваться в ситуации.
Взаимодействие в группе при ведении скрытого наблюдения осуществляется в основном по радиостанции. Сотрудник, «ведущий» объект, обязан постоянно докладывать по радиостанции о передвижении объекта, о связях, описывая их внешность, об используемом транспорте, местах посещения, адресах старшему группы, при этом используя при переговорах код условных обозначений, необходимый для конспирации. Все знаки используемого в слежке кода в одном из вариантов выглядят так: «Груз» с «Сурком» первым транспортом № 3 на «складе» в 10.00 («Сурок» - на вид 30 лет, выше среднего роста, плотного телосложения, волосы короткие русые, лицо круглое, глаза серые, нос прямой, губы большие, слева сверху губы шрам, одет - черная куртка, темные брюки, белые кроссовки)».
Старший группы наружного наблюдения должен вести сводку скрытого наблюдения, где отмечать дату, время, место получения объекта с подробным описанием связей объекта, используемого автотранспорта, мест посещения, адресов, номеров телефонов, по которым объект звонил.
Учитывая, что периодическое появление одних и тех же лиц способно насторожить объект, надо использовать средства личной маскировки (т. е. при проведении наружного наблюдения должен быть оперативный гардероб и в каждой автомашине оперативные номера). Помимо этого у каждого сотрудника должен быть документ прикрытия (удостоверение сотрудника МВД, пожарной службы, налоговой полиции и т. п.). Следует помнить, что иной раз лучше потерять объект, чем быть обнаруженным.
В первоклассном наружном наблюдении участвуют, как правило, от 3 до 8 сотрудников и несколько автомобилей. В каждой автомашине по 3 человека, в том числе хотя бы одна женщина.
Сотруднику, проводящему наружное наблюдение, надо уметь засекать свой объект в толпе народа и, ориентируясь по собранной дотоле информации, превосходно знать его обычный гардероб, походку, предпочтительные маршруты, места жительства (дача, родственники, знакомые), характерный распорядок дня, связи объекта, типы, цвета и номера используемых автомобилей.
Слежку за разрабатываемым объектом надо выполнять, настраиваясь на определенную задачу, ибо общая установка на наблюдение всегда менее продуктивна, чем конкретная.
Метод визуального контроля существенно зависит как от ваших собственных возможностей и имеющейся цели, так и от сопутствующих условий, в том числе от степени настороженности объекта.
В наружном наблюдении применяются такие формы наблюдения, как:
1. «Ц е п о ч к о и». Непосредственно за объектом наблюдает
один сотрудник, все прочие растянутой цепочкой размещаются
позади, причем каждый из последующих ориентируется по преды
дущему. Контактирование между звеньями происходит по радио
станции, а расстояние между ними зависит от конкретных внешних
обстоятельств (на запустелых улицах - побольше, на довольно
многолюдных - поменьше). Первый сотрудник, ведущий наруж
ное наблюдение за объектом, передает его следующему сотрудни
ку, через определенное время тот уступает свое место другому.
2. «С опережение м». Объект отслеживают 2
-3 сотрудни
ка, один из них находится впереди объекта (работа впереди иду
щего сотрудника только на прием. Передает о передвижении объек
та тот сотрудник, который его «ведет»).
3. «В и л к о и». Данный вариант прокручивают на многолюд
ных улицах, и он характеризуется тем, что сотрудники шагают по
обеим сторонам трассы, время от времени переходя с одной сто
роны на другую. Иной раз могут идти по параллельным улицам,
отмечая объект на перекрестках и поддерживая связь с сотрудни
ком, который ведет непосредственное наблюдение за объектом.
4. «С подключение м». Сотрудники занимают (как прави
ло, перебрасываются транспортом) подходящие места на пути пред
полагаемого перемещения объекта и активно подключаются к ве
дению наружного наблюдения в разных точках его движения. Это
перспективно там, где трудно не привлечь к себе чужого внимания.
5. «С е т ь ю». В неприятные моменты неожиданной утраты
объекта весь ближайший район охватывается как бы сжимающимся
кольцом, которое после нахождения цели постепенно вновь рас
тягивается в прежнюю стандартную цепочку.
6. «Вплотную с подстраховкой». Пребывая в местах
максимальной концентрации людей (на вокзалах, в магазинах, рын
ках, в метро и т. д.) можно не избегать сближения с объектом вплот
ную, что обычно осуществляется одним-двумя наблюдателями в
тот момент, как остальные обретаются снаружи и пассивно контро
лируют все имеющиеся входы и выходы. Здесь, как, впрочем, и все
гда, не рекомендуется встречаться с наблюдаемым глазами.
7. «Р а з о в о е с п е р е д а ч е и». В кафе, ресторан сотрудник
из группы наружного наблюдения входит вместе с объектом, раз
мещается неподалеку от него, покидает заведение непосредствен
но за ним. После выхода объект передается остальным, а засве
тившийся сотрудник по возможности снимается с последующего
наблюдения.
Иногда случается, что объект пробует «провериться», стремясь выявить вблизи еебя постоянно появляющихся лиц, либо обнару-
жить в действиях отдельных окружающих некоторые странности. Встречное отслеживание осуществляется с привлечением другого индивида или самостоятельно, с применением отражающих поверхностей (витрин магазинов и пр.), наблюдением из зданий (из окна квартиры, лестничной площадки и т. д.) и просто через обоснованное поворачивание головы (осмотр товаров на лотке, имитацию потери некоего предмета...). Необычности в соседском поведении иной раз высвечивают резкими «зигзагами» своих перемещений (неожиданными изменениями темпа и направления движения).
Слежка за перемещающимся автомобилем, в сущности, напоминает наблюдение за пешеходом. Здесь применяют обычно несколько автомашин. «Сидеть на хвосте» у едущего впереди объекта допустимо лишь на протяжении сотен, от силы - пары тысяч метров, после чего требуется обязательный отрыв с подключением к слежке очередного автомобиля. Чтобы избежать досадных неожиданностей, следует отлично знать все техвозможности, дорожные особенности района, уровень мастерства и привычки водителя.
Когда опытный объект излишне насторожен или чего-то опасается, он может попытаться ускользнуть от ожидаемого контроля, пользуясь шаблонными приемами, опирающимися чаще всего на: изменение ритма, направления и типа движений, создание позади себя определенных барьеров, усыпления бдительности сопровождающих. Очень часто при этом реализуют такие трюки, как:
1. Продолжительное петляние в многолюдных (метро, веще
вые рынки, вокзалы...) местах;
2. Использование проходных подъездов, квартир или дворов
и всех прочих черных ходов;
3. Частая смена транспорта;
4. Переходы в метро с одной линии на другую;
5. Применение лабиринтных маршрутов;
6. Неожиданное ускорение после поворота за угол с намере
нием проскочить заметно дальше, чем можно было ожидать при
обычной скорости движения;
7. Покидание мчащегося транспорта в кратковременные мо
менты его явного ухода из-под контроля;
8. Неожиданный проезд на красный свет светофора или же под
опускающимся шлагбаумом;
9. Создание у сопровождающих впечатления движения в хо
рошо известном направлении и неожиданное ускользание с пред
полагаемого маршрута;
10. Вход и выход из общественного транспорта при закрытии
его дверей;
П. Изменение внешнего облика и походки в краткие периоды обоснованного ускользания от визуального контроля (в туалете, в подъезде, у друзей...);
12. Явная агрессия по отношению к выявленному наблюдателю с перспективой разжигания скандала.
При внезапном исчезновении объекта предпочтительно не действовать наобум, а немного переждать, взять под тщательный контроль все места его возможного появления.
Приложение 1 ВАРИАНТ КОДА УСЛОВНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ
1. Объект слежки - «груз».
2. Место жительства объекта - «склад».
3. Адрес посещения объекта - «перевалочный пункт».
4. Автотранспорт, используемый преступниками:
Трамвай - транспорт 1
Автобус - транспорт 2
Троллейбус - транспорт 3
Такси - транспорт 4
5. Удостоверение (МВД, ФСБ) - «красненькая»
6. Оружие - «инструмент»
7. Связь преступника (объекта) - «рабочий»
8. БТР - «аллигатор»
9. БМД - «ягуар»
10. Танк - «носорог»
11. Пушка - «вулкан»
12. Миномет - «гейзер»
13. Установка «Град» - «буря»
14. Гранатомет АГС-17 - «шайтан»
15. Гранатомет РПГ - «упырь»
16. Средства наблюдения (бинокль, стереотруба) - «глаз»
17. Рекогносцировщик - «флажок»
Связь - «катушка»
18. Снайпер - «лесник»
19. Снаряды - «огурцы»
20. Патроны - «горох»
21. Гранаты - «помидоры»
22. Госномер автомобиля - «картинка»
23. Мины - «дыня»
24. Командир подразделения - «бригадир»
25. Зам. командира - «прораб»
26. Сотрудник - «врач», «доктор»
27. КП - «гнездо»
28. Боевой выезд - «чартерный рейс»
30. Водитель - «гайка»
Приложение 2 ПЛАН-КОНСПЕКТ
занятия №1
Тема занятия: Связь. Радиостанции: типы радиостанций, находящихся на вооружении в РОСО. Код условных выражений. Методы ведения наружного наблюдения.
Цель занятия: Обучение сотрудников навыкам ведения скрытого наблюдения за учебным «объектом», взаимодействие всего подразделения в целом, используя радиостанции. Обучение методам ведения наружного наблюдения.
Задачи: 1. Образовательная - овладение навыками работы на радиостанциях «Стандарт» с применением кода условных выражений, позволяющих успешно проводить наружное наблюдение.
2. Воспитательная - воспитание смелости и решительности, внимательности, умение ориентироваться в сложной оперативной обстановке.
Форма одежды: гражданская.
Место занятия: учебный класс, г. Краснодар, ул. Мира и ул. Красная.
Материальное обеспечение: радиостанции «Стандарт», «Кен-вуд», автомобили ВАЗ-2109, ВАЗ-2106.
Ход занятия
Содержание | Время | Организационно-методич. указания |
Подготовительная часть | ||
Построение, проверка личного со- | 1 мин. | Проводить в составе ОБО |
става. | ||
Доведение задач и содержания заня- | 2 мин. | Необходимость получения |
тия до обучаемых. | знаний по НН для успешного | |
проведения спецопераций | ||
Основная часть | ||
1 . Обучение сотрудников работе с ра- | 30 мин. | Литература: методические |
диостанциями, стоящими на воору- | разработки по средствам | |
жении РОСО. | связи | |
Типы радиостанций: «Стандарт», | ||
«Кенвуд», «Моторолла». | ||
2. Методы ведения наружного на- | 20 мин. | Разобрать детально все методы |
блюдения. | ведения наружного наблюде- | |
ния. Описание «объекта» | ||
3. Документы прикрытия. Оператив- | 10 мин. | |
ные номера и гардероб. |
4. Практическое занятие: | 1 час | ||
- получение учебного «объекта» на | Подробное описание «объек- | ||
ул. Мира и ул. Красной в г. Крас- | та» сотрудниками при получе- | ||
нодаре | нии | ||
- установление места посещения | Старшему группы четко руко- | ||
учебного «объекта», используемый | водить группой, постоянно | ||
автотранспорт | требовать доклад о передви- | ||
жении «объекта», вести свод- | |||
ку скрытого наблюдения. | |||
- связи учебного «объекта», их ус- | Подробное описание связей. | ||
тановление | установление адресов | ||
Заключительная часть | |||
Подведение итогов занятия | 20 мин. | Разобрать ошибки при веде- | |
нии наружного наблюдения |
При проведении совместных ТСУ с подразделениями разведки УФСБ и ГУВД начальнику ОБО необходимо подготовить следующие документы:
Боевой приказ на проведение операции, утвержденный на
чальником УФСБ РФ по Краснодарскому краю;
Боевой приказ начальника РОСО на проведение штурма;
-план-схема объекта захвата (штурма), утвержденный началь
ником РОСО;
Совместный план проведения ТСУ, утвержденный началь
ником ГУВД и согласованный с начальником РОСО.
ЛЕГЕПДИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОПЕРАТИВНО-БОЕВОГО
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
Оперативно-боевому подразделению приходится решать многие сложные вопросы в районе выполнения поставленных перед ним задач. В настоящее время приходится проводить специальные мероприятия в отношении преступных группировок, в состав которых входят бывшие сотрудники правоохранительных органов, которые знакомы с основами оперативно-розыскной, агентурно-оперативной деятельности. Все чаще приходится вводить оперработников в разработку преступных группировок под видом предпринимателей, деловых людей, криминальных элементов и т. п.
Зачастую при проведении специальной операции по захвату группы преступников в отдаленной местности привлекается много сил и средств, которые должны выдвинуться к месту проведения операции скрытно. Со стороны организованных преступных групп ведется контрнаблюдение с целью обнаружения сотрудников органов безопасности. Поэтому необходимо уделять особое внимание легендированию при проведении оперативно-розыскных и оперативно-боевых мероприятий.
Легендирование-это вымышленное, правдоподобное объяснение появления сотрудников (сотрудника) ОБГ в районе выполнения оперативно-розыскных и оперативно-боевых мероприятий.
Легенда предназначена для скрытого выдвижения оперативно-боевых групп в район выполнения задачи.
В зависимости от выполнения задач разрабатываются различные легенды. Для оперативно-боевых подразделений, в основном, прорабатываются легенды для проведения доразведки местности, где планируется проведение специальной операции, незаметного проникновения на нужный объект боевых групп. В другом случае легенда может прорабатываться и для одного оперработника, который вводится в разработку организованной преступной группы.
Требования, предъявляемые к легенде:
ф относимость; + своевременность; ф достоверность; ф полнота.
Оперативно-боевая группа может выдвигаться в район выполнения задачи, например, в другой город под видом спортивной команды. Для этого, соответственно, прорабатываются вопросы: проходят ли в этом городе спортивные сборы, в какой период времени эти сборы проводятся, какой необходимый спортивный инвентарь нужен и т. д. Если, например, в какой-либо город, согласно легенде, приехала спортивная команда по плаванию на сборы, а в этом городе никогда не проводились подобные соревнования, нет плавательного бассейна, то данная легенда обречена на провал.
При закреплении легенды - основные вопросы легендирова-ния доводятся до каждого члена ОБГ, ему вручаются необходимые документы прикрытия, отрабатывается линия поведения. На этом же периоде до.окружающих доводятся элементы легенды, объясняющие, например, необходимость приезда спортивной команды (проведение сборов, соревнований, слетов и т. д.).
Более сложные вопросы легендирования возникают при вводе оперработника в разработку, когда возникают вопросы проработки биографии, ролевой деятельности и психологической подготовки.
Легенда в рассматриваемом аспекте - это вымышленная биография. В основу легенды закладывается легальная роль оперативного работника. От того, как искусно будет сыграна роль, во многом зависит решение задач конспиративного поведения.
Проведенный анализ ролевого поведения оперативного работника свидетельствует о том, что основой ролевого поведения должна стать система К. С. Станиславского.
Система Станиславского разработана им для практических целей перевоплощения актера. Театральная игра представляет тот
вариант жизнедеятельности, когда эмоции, соответствующие чувствам изображаемого актером лица, приходится воспроизводить по волевому приказу самого субъекта. В этом плане театральная игра имеет много общего с оперативной деятельностью. Так же, как и актер, оперативный работник, выступающий.под прикрытием, должен ревновать, ненавидеть, удивляться, радоваться и т. д., не имея к этому никакой внутренней потребности. Чтобы воспроизвести все это без видимой фальши, он обычно вынужден «выжимать» из себя переживания, интуитивно полагаясь на свой жизненный опыт, действуя на свой страх и риск. Между тем К. С. Станиславский указал на очень эффективный и довольно несложный путь. Этот путь - действовать так, как бы действовал воспроизводимый персонаж. Не надо стремиться вызывать несуществующие чувства и сыграть эмоциональный подтекст. По Станиславскому, актер должен создавать действия плюс действенный текст, а о подтексте не заботиться. Он придет сам собой, если актер поверит в правду своего физического действия.
Научившись действовать так, как того требует роль, субъект ролевого поведения способен устранить из своих действий практически все психологические признаки расшифровки и тем самым оказаться неуязвимым для противника. Отсюда вполне понятно, что для этого его поведение должно быть построено с учетом основных положений системы. Таковыми являются теории о «сверхзадаче» и «сквозном действии».
Сверхзадача - это цель деятельности, устремления человека к осуществлению главных жизненных задач. Стремление к сверхзадаче у людей является постоянным, непрерывным, определяющим все поведение. Люди стремятся к сверхзадаче безотчетно. Она входит во все структурные компоненты психики (ум, чувство, волю) и как закон подчиняет себе отдельные жизненные ситуации. Сверхзадача непрерывно напоминает исполнителю роли о цели его деятельности и помогает ему удерживать его реакции в плане играемой роли. -Если же произойдет расхождение цели роли с целями человека, то возникают ролевые конфликты, а они порождают ситуации, в которых обнажается искусственность поведения «человека-роли».
Стремление «человека-роли» к сверхзадаче осуществляется не хаотично, а в рамках «сквозного действия».
Как известно, любая деятельность складывается из системы разнообразных действий и операций. Это могут быть цепи социальных коммуникаций (коммуникативная деятельность), познавательной активности (гностическая деятельность), двигательных реакций (моторная деятельность) и т. д. Не уложенные в систему «сквозного действия» эти действия и операции окажутся направленными в разные стороны.
«Сквозное действие» и «сверхзадача» вносят в ролевое поведение порядок и организованность, они делают процесс играния роли частью жизни ее носителя. Основываясь на этих принципах, оперработник может довести свое конспиративное поведение до грани искусства. Поскольку в оперативной деятельности субъект ролевого поведения играет гласную и негласную роли, то его деятельность предполагает наличие двух типов сверхзадач: сверхзадачу оперативной деятельности (т. е. негласной роли) и сверхзадачу роли прикрытия (т. е. гласной роли). В зависимости от этого имеют место и два типа «сквозных действий».
Сверхзадача роли прикрытия (гласной роли) занимает подчиненное положение по отношению к сверхзадаче оперативной деятельности: входит в ее структуру, ею определяется. Рассмотрим процесс формирования сверхзадачи. Сверхзадача представляет собой словесную формулировку цели деятельности. Для этой формулировки обязательно нужны глагольные обороты речи. Данное требование связано с тем, что сверхзадача должна побуждать человека на совершение действия, и глагол тут оказывается очень кстати: он трансформирует все другие части речи, в частности существительные, обозначающие поведенческие акты, в действия. Однако, прежде чем назвать глагол, нужно поставить перед трансформируемым существительным слово «хочу»: «Хочу делать... что?»
Предположим, оперативный работник В. выступает под прикрытием журналиста. На этой основе ему требуется сформировать сверхзадачу. Он не может просто взять конструкцию «хочу быть журналистом». Эта конструкция не отвечает требованиям теории в двух отношениях.
Во-первых, в действительности В. лишь только играет роль журналиста, «оставаясь оперативным работником», а во-вторых, конструкция «хочу быть» слишком обобщенная. Чтобы оживить конструкцию, нужно ввести конкретную цель. Если эта цель будет отвечать задачам конспирации, то внутри человека создается стремление и позыв к действию ради его выполнения. Этот позыв нужно выразить метким словесным оборотом, выражающим его внутреннюю суть. Здесь непременно нужен глагол.
Для оперативного работника, выступающего под прикрытием журналиста, формулировка сверхзадачи гласной роли будет примерно такой: «Хочу казаться журналистом».
Когда сверхзадача сформулирована, уточняются ее детали, исходя из задач, стоящих перед оперативным работником на длительный период.
Согласно системе К. С. Станиславского оперработник обязан прожить всю прошлую жизнь своей роли. Только в этом случае он полностью сольется с нею и, следовательно, сумеет избежать пси-
хологических ошибок расшифровки. Здесь выделяются три основных этапа:
1) анализ линии действия роли (исследование жизни роли);
2) создание «жизни человеческого тела» роли;
3) создание «жизни человеческого духа» роли.
Анализ линии действия роли слагается из разбора действий роли: а) по крупным событиям и б) по подробным событиям. По всем выделенным этапам формируются сверхзадачи и «сквозные действия» персонажа, что крайне необходимо для приведения его поведения в кризисных ситуациях. Многие события, происходящие в жизни людей, отражаются на их будущем поведении. Как правило, эти события происходят на стыках основных жизненных этапов. Анализ жизни нужно начинать с младенческого возраста.
Именно в младенческом и раннем возрасте родители закладывают в своих детей идеологические программы. Кроме того, в этом возрасте формируются черты их характера. Этот факт имеет прямое отношение к проработке легенды: играние роли должно увязываться с событиями раннего детства. Психологические службы контрразведок противника используют факты неувязок для расшифровки интересующих их лиц. Принятие гласной роли требует от сотрудника госбезопасности тщательного проигрывания действия роли по всем жизненным этапам.
В методическом плане это делается путем членения крупных жизненных этапов на дробные события. Так, для проигрывания всех этапов детства следует выделить впечатления и переживания, связанные с игрой, переменой мест жительства, отношениями между детьми в семье и т. д. Проигрывая юность, нужно сосредоточиться на характерных для этого периода мыслях о смысле жизни, мечтах, устремлениях, а также встречах с друзьями, недругами, родными, знакомыми. Оперативному работнику нельзя оставлять без внимания ни одного из таких событий.
Создание «жизни человеческого тела» роли нужно для того, чтобы ощутить телесную жизнь принимаемого образа.
Это связано с тем, что переживания «человека-роли» проявляются внешне. Нам нужно натренироваться в соответствующих переживаниях.
«Жизнь человеческого тела» роли, то есть искусственные переживания, создается с помощью метода физических действий.
Метод физических действий нацелен на управление моторными компонентами психики «человека-роли».
«Жизнь человеческого тела» занимает большое место в игра-нии роли. Человек входит в роль. Человек входит в роль, проделывая отдельные действия, свойственные играемой роли, и тем
самым побуждая себя к соответственным внутренним пережива-няиям. Это оказывается возможным потому, что имеется прямая и обратная связь между физической и духовной жизнью. Известно, что плохое настроение, переживания, неудачи непроизвольно сказываются на позе человека, его походке, мышлении и т. д. К. С. Станиславский доказал обратное: специфическое внешнее выражение ведет к определенному внутреннему настрою. Так, если начать хмуриться, то у человека постепенно установится «хмурое» настроение. Улыбка, говорили еще древние китайцы, заставляет улыбаться не только лицо, но и всего человека.
Секрет приема создания «жизни человеческого тела» роли заключается в том, что самое простое физическое действие при своем реальном воплощении заставляет оперработника создать по его собственным побуждениям всевозможные вымыслы воображения, предполагаемые обстоятельства, «если бы». Если для одного, самого простого физического нужна такая большая работа воображения, то для создания целой линии «жизни человеческого тела» роли необходим длинный, непрерывный ряд вымыслов и предполагаемых обстоятельств. Их можно понять и добыть только с помощью подробного анализа, производимого всеми душевными силами творческой природы.
Чтобы создать «жизнь человеческого тела» роли, нужно перенести себя в положение действий принимаемой роли. Для этого следует начинать выполнять психофизические действия, связанные с отдельными событиями. Таким образом, здесь оперработник должен идти от дробных событий (найденных им при анализе линии действия роли) к крупным событиям, то есть к основным жизненным этапам. При этом он должен начинать проигрывание действий с магического «если бы»: что я сделал бы, если бы произошло то-то?
Схема «жизни человеческого тела» роли - это только начало процесса вживания в роль. Далее предстоит самое важное -углубление вживания до тех пор, пока не начнется «жизнь человеческого духа» роли. Подход к этому важнейшему этапу осуществляется путем формирования «киноленты видения», «иллюстрированного подтекста».
Суть дела здесь заключается в создании внутреннего видения тех действий, которые проигрываются или о которых носитель роли сообщает словами. Для оперработника, проигрывающего легенду, этот этап работы сводится к созданию зрительных моделей всех дробных и крупных событий, вычлененных на этапе анализа линии действия роли. При этом надо научиться видеть эти события так, чтобы, говоря о них, как бы сообщать лишь маленькую частицу того, что фактически знаешь.
Процесс тренировки видений состоит из двух периодов: накапливание видений, применение видений в общении.
Накапливание видений - это подробная, многократно повторяемая мысленная зарисовка своих действий и действий других людей, уточнение своего места в этих действиях. Эта работа должна происходить у оперработника наедине с самим собой на базе различных материалов (литературы, кинофильмов, бесед).
Применение этих видений (зарисовок) в общении должно осуществляться, с одной стороны, в «предлагаемых обстоятельствах» на глазах у руководителей или специалистов, а с другой - в жизни. Субъект ролевого поведения должен побыть в роли среди людей. В общении с ними он должен пользоваться образными представлениями своей роли о действиях, событиях, мечтах и т. д. И потом, если оперативному работнику нужно будет вести речь обо всем пережитом, то эти представления будут направлять ход его рассказа. За ними будут стоять конкретные картины (видения).
Образ, который оперативный работник «прорабатывает», становится его личным достоянием, он всплывает в воображении всякий раз, когда о нем заходит речь.
Видения роли должны накапливаться непрерывно, имея отношение не только к тому, о чем, как предполагает оперативный работник, ему придется рассказывать, но и к тому, что могло бы произойти в прошлом или будущем..
Известны два метода перевоплощения: «от себя» и «от образа». Используя первый метод, человек как бы выращивает в самом себе требуемые качества роли. Он «высвечивает» одни стороны своей личности и «затемняет» другие. В результате человек становится другим, оставаясь самим собой. Применяя второй метод, человек перекладывает на самого себя все психологические особенности роли. После тщательной проработки он становится совершенно другим человеком в негласной роли и самим собой - в гласной роли. При этом используется известная закономерность. В каждом человеке сидит способность с одним быть одним, а с другим - другим.
В каких случаях целесообразно прибегать к методу «от себя», а в каких - «от образа»? Это зависит от особенностей личности оперативного работника. По методам перевоплощения всех людей можно разбить на три группы.
Первая группа - уверенные в себе, волевые, не застенчивые люди. Они смело идут к роли «от себя», быстро осваиваются в новой обстановке, обладают качествами лидера. Им присуща творческая свобода, у них естественный экспромт.
Вторая группа - включает в себя лиц с волевой недостаточностью. Это в основном застенчивые люди. Они большие труженики, отличаются добросовестностью и исполнительностью. Таким людям трудно перевоплощаться. Им легче вести игру «от образа», прикрываясь образом роли.
Третья группа людей успешно пользуется как тем, так и другим методом. Таких большинство.
Перед проработкой легенды каждому оперработнику нужно определить, к какой группе он относится. Это можно сделать следующим образом. Если зрительное представление роли не оказывает решающего влияния на процесс общения с другими и вам легко играть роль, оставаясь самим собой, вы относитесь к первой группе. Если вы застенчивы и вам трудно переломить себя, принимая другой образ поведения, вы входите во вторую группу. Если же затрудняетесь по этому вопросу сделать уверенное заключение, вы принадлежите к третьей группе.
Оперработник должен внимательно проанализировать негласную роль и принять решение о том, на какой метод перевоплощения опереться при проработке легенды.
При подготовке оперработника к какой-либо ролевой деятельности тщательно прорабатывается его легенда. Это прежде всего биографические данные. Немаловажное значение играют и оперативные документы прикрытия: это паспорта, водительские удостоверения, трудовые книжки, дипломы об окончании различных учебных заведений. Эти оперативные документы прикрытия изготовляются специальными подразделениями оперативно-технических служб ФСБ на подлинных бланках, которые предоставляются соответствующими организациями конспиративно. Если изготовляются 2 и более оперативных документа на одного человека, то обязательно проверяется соответствие фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.
Практически каждый эзотерик на том или ином этапе своего развития сталкивается с практикой наблюдения. Подобная практика есть в книгах всех известных мистиков, но подаётся она немного по-разному. Например, у Гурджиева под наблюдением понимается самовоспоминание, то есть возвращение в состояние «я есть». Практики с наблюдением очень важны, ведь наше внимание – это вектор для энергии, и если оно направлено на подпитку беспокойства, трудно ожидать, что в скором времени придёт покой. Наблюдение без интеллектуального анализа невероятно полезно, как для психики человека, так и для его энергетической структуры.
В повседневной жизни практика наблюдения может спасти нас от многих проблем, стрессов и конфликтов с социумом. Когда вы наблюдаете себя, вы не можете гневаться, завидовать, пребывать в похоти или алчности. Для любого из этих чувств необходимо, чтобы вы забыли себя, утратив «я есть», и слились с мыслями в своем уме. Справедливости ради, нужно сказать, что и радость, и восторг, и любовь, как их понимает большинство людей, тоже недоступны тому, кто пребывает в состоянии наблюдения. Все эти чувства требуют потери бдительности и слияния с мыслями. В состоянии наблюдения есть только присутствие, которое не нуждается в том, чтобы его улучшали или наполняли разнообразием.
Трудно ожидать от человека, привыкшего постоянно сливаться со своими мыслями, отождествляя себя с умом, что он станет наблюдать себя всё время бодрствования, даже если очень сильно этого захочет. Наблюдать получится урывками, да и то в тех моментах, когда это удобнее всего. Например, когда вы сидите один в комнате, идёте по улице или копаете огород. Все волнующие ситуации будут попросту усыплять наблюдателя, ввергая человека в состояние, которое Гурджиев называл «сном во время бодрствования». Самое важное в данном случае – не расстраиваться и продолжать практику. Наблюдать себя – это привычка, и возникает она далеко не сразу.
Наш современник, известный мистик Экхарт Толле рассказывает ещё об одной созерцательной практике – наблюдения за людьми. Часто люди с множеством комплексов отождествляют себя с наблюдателями, находясь в шумных компаниях, но на деле просто не могут выразить себя, а потому сидят в углу и анализируют происходящее. Наблюдение за людьми, которое предлагает практиковать Толле, совершенно иного рода. Вы приходите в людное место, например в ресторан, и сидите там, наблюдая за теми, кто вас окружает, никак не анализируя их действия.
Вы, как Солнце, просто излучаете внимание, которое наполняет всё вокруг. Постепенно вы учитесь наблюдать за людьми отстранённо, никак не вовлекаясь во внутренний диалог об их одеждах и причёсках. После этого можно осваивать наблюдение за родными и близкими – это гораздо труднее, ведь они вызывают у нас бурю мыслей и эмоций.
На Востоке практики наблюдения за телом и умом считают достаточными для достижения просветления. Так ли это? В любом случае практика наблюдения очень полезна, поскольку может сделать вас более центрированным, собранным и спокойным.
Понятие «наблюдение» несёт в себе более глубокий смысл, чем это может показаться на первый взгляд. Практика наблюдения заключается не в способности замечать все происходящие события, а в умении направлять своё внимание вовнутрь и, различая истинное от иллюзорного, видеть всё: мир, своё я, объекты, события, мысли, чувства, эмоции только как разновидности мыслей.
Чтобы выработать беспристрастность в наблюдении и научиться не вовлекаться в происходящее, нужно, применяя практику наблюдения мыслей, удерживать своё внимание не на обдумывании содержимого мысли, а на том, что всё — в том числе и любое обдумывание происходящего – только мысли, связанные с кажущимся происходящим не более, чем экран с происходящим на нём кино. Таким образом, направляя своё внимание с содержимого мысли на саму мысль, вы освобождаетесь от эмоциональной вовлечённости в происходящее и становитесь наблюдателем.
Чтобы не вовлекаться в переживание при просмотре кино, нужно учиться постоянно фокусировать своё внимание не на поиске в игре света и теней каких-то событий, а на самом экране и том, что создаёт эту игру.
То, что Вам кажется происходящими событиями жизни, – такое же кино, только происходящее на экране ума, в котором тоже изменить уже ничего невозможно. То, что вы это начинаете понимать и задумываетесь о том, как следует наблюдать это кино, чтобы оно не приносило проблем, — уже хорошо.
В самом кино, каким бы оно ни было, проблем нет. Все проблемы только в оценщике, сидящем в зале и всё время критикующем каждый фрагмент кино. Чтобы перестать оценивать происходящее, необходимо исследовать оценщика и распознать как игру ума того, кто думает, что наблюдает всё это, давая всему оценки и объяснения.
Чтобы выработать беспристрастность и невовлечённость на практике, рекомендую выполнить следующее упражнение.
Существуют такие интересные изобретения, как кино или телевизор, дающие возможность смотреть кино в кино. Но задумывались ли вы, для чего это нужно? Интерес к просмотру телевизора возникает из-за эмоциональной вовлечённости в действия ума. То, что вам кажется происходящим на экране сюжетом, — только иллюзия, возникающая в результате поиска вашего ума в игре света и теней объектов и событий.
Попробуйте смотреть кино, одновременно удерживая своё внимание на самом телевизоре с осознанием нереальности происходящего на его экране, помня каждый момент просмотра, что внутри телевизора никаких людей нет. Если вам удастся удержать внимание на причинах кино, то вы увидите, как интерес к просмотру кино быстро пропадёт. Практикуйте это упражнение до тех пор, пока не научитесь уверенно удерживать своё внимание на том, что создаёт для вас иллюзию, а не на событиях, происходящих на экране.
Как только исчезает эмоциональная вовлечённость, просмотр кино теряет всякий смысл, а происходящее на экране воспринимается как ненужная информация, только засоряющая ум. Сам телевизор при этом становится совершенно бесполезной вещью, зря занимающей место в жилище. Если, конечно, не считать того, что его можно использовать как тренажёр.
Пропадающий интерес к просмотру телевизора является хорошим показателем снижения влияния оценщика. Практикуя эту технику, войдите в состояние беспристрастного наблюдателя при просмотре телевизора, а затем примените этот опыт к кажущимся событиям вашей жизни, где роль телевизора выполняет ум.
Станислав Милевич
Здесь только о дневной практике наблюдения за содержанием ума. Эта практика является подготовительной для следующей практики, наблюдения умом самого себя.Суть этой практики заключается в том, что под наблюдением за содержанием ума имеется в виду не отслеживание каждой мысли, а не впадение в ментальную грезу. Когда мы неосознанно вовлекаемся в мечты, то главным героем обычно бывает наша выдуманная персона . Вот это вовлечение и называется ментальной грезой.
Привычка заглядывать в содержание ума избавит нас от периодов неосознанного мышления, в которых находится основной пласт васан , привычке ума к личностным мыслям. Обычный двойственный ум состоит на 80% из мыслей о себе и на 20% обо всем остальном. Мы должны избавиться от этих 80% мыслей, чтобы нам легче было в Осознании Сознающего-Мыслящего-Воспринимающего(Я есть-чувство себя-бытия) Но эту работу нужно сделать качественно, на пять с плюсом. Вот почему она такая сложная и длинная.
Наблюдение за содержанием ума - есть самопознание, оно расскажет нам про ум. Необходимо запастись терпением, потому что ум нельзя быстро опустошить. Наблюдать будем так часто, как можем нобез фанатизма. Если наша устремленность будет сильна и мы будем использовать всё свое свободное время, то этого будет достаточно. Наблюдение за содержанием ума, это разворот ума на самого себя. Эта практика опустошает ум и происходят периоды безмыслия. Нам нужно постепенно « пробовать их на вкус» и привыкать к ним. Во время этой практики личность начинает меркнуть, что нам и надо.
Так как ум быстро устает от монотонной практики, то мы можем менять техники. В одно время мы можем смотреть в ум, выныривая из грез, а когда не заняты работой, мы распознаем присутствие знания «Я ЕСТЬ»(Сознающий или «чувство»-знание себя-бытия). Здесь главное знать, что фиксация ума и деятельность ума несовместимы. Позже мы все равно увидим, что ум как таковой сам и есть Истинное Я.
Так как большинство из нас работает или учится, то нам нужно распространить практику и на это время. Но начинать нужно в спокойных условиях. Можно просто закрыть глаза и прочувствовать, как это находиться внутри. Посмотреть на мысли, как они приходят и уходят. Хотя на самом деле нет внешнего и внутреннего, но мы в основном знаем как смотреть наружу, но не внутрь.
Попривыкнув к этому состоянию, постепенно переносим его на дневные активности.
Начинаем с часа. Находим дома простую монотонную работу, моем посуду, пылесосим. Во время этой работы, внимательно смотрим на свои мысли. Фишка в том, что бы ни разу не потерять осознание того, о чем мы думаем. О чем мы будем думать, не так важно, важно чтобы мы не пропустили ни одной мысли. В начале будут неудачи, но просто необходимо возвращаться к осознаванию того, о чем мы думаем и как можно дольше удерживать его.
Не нужно выслеживать мысли, как кот мышку.
От такого напряжения мы быстро устанем и обязательно заболит голова. У нас должно быть легкое заинтерисованное наблюдение. На ощущения тела, мы тоже не обращаем внимание, только на мысли. Нам необходимо изучить свой ум через постоянное наблюдение. Нужно заглядывать в ум как можно чаще и сделать это своей привычкой. Наблюдение за умом постепенно поднимет нас с ментального на интуитивный уровень сознания.
Важный момент в практике, это постепенность и постоянство.
Стоит нам сделать перерыв на два дня и мы сразу почувствуем как нас уносит в неосознанное мышление.
Каждый день, в течении отведенного часа
, мы постепенно привыкаем к наблюдению за мыслями и со временем сможем осознавать их все до одной. Постепенно будет появляться «просвет ясности», и после некоторой стабилизации, увеличиваем время практики до двух часов. Месяца три-четыре у нас должно уйти на развитие привычки заглядывать в ум. И еще какое-то время на то, что-бы она сделала своё дело. А когда мы утвердимся в двух-часовом безусильном наблюдении, то оно спонтанно распространится на весь период бодрствования. Всё это меняет наш ум и делает его недвойственным.
Потренировавшись дома, мы переносим нашу практику на более сложные дневные активности
. Придет время, когда мы сможем безусильно осознавать мысли и одновременно разговаривать с кем нибудь. Осознавание мыслей, которые являются проявлениями «Я ЕСТЬ»,
должно покрыть всё состояние бодрствования и спонтанно перейти и покрыть состояние сна со сновидениями и без сновидений. В глубоком сне без сновидений нечего наблюдать, там ум отражает «Ничто». Ум начинает знать себя во всех трех состояниях, и поэтому они становятся одним состоянием.Усилия нам нужны только в начале
, когда мы привыкаем быть внимательными к мыслям. В конце концов мысли уходят, остается только внимание.