Логопедическое занятие на тему зима старшая группа. Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему: Зима

Цели: Формирование лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков.

  • Закреплять представления о зиме и её приметах.
  • Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Зима».
  • Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; в образовании множественного числа существительных; в образовании относительных прилагательных; в подборе слов-действий и слов-признаков к слову-предмету; в составлении простых предложений.
  • Учить согласовывать слово с движением.
  • Развивать зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику, графо-моторные навыки.
  • Воспитывать умение слушать товарищей, отвечать на вопросы полным предложением.

Словарь: зима, декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лёд, иней, небо, звёзды, луна, день, ночь, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озёра, хлопья, забавы, холод;

морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студёная, лёгкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий;

метёт, дует, завывает, падает, кружися, летит, морозит, воет, чистят, сгребают, скользят, скрипят, сверкает.

Оборудование: Игрушки (кукла Лилу - попуас), предметные картинки, простые карандандаши, цветные карандаши, раздаточные карточки.

Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций о зиме, отгадывание загадок на зимнюю тематику, беседы по картинам с зимними пейзажами.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: Сегодня на занятии у нас гость – девочка Лилу из жаркой Африки. Там никогда не бывает зимы и снега. Давайте ей расскажем о зиме и картинки покажем, а потом и в игры поиграем. Лилу принесла нам письмо, но не может понять о чём в нём написано.

2. Игра «Письмо от Матушки-Зимы»

Логопед: Это Матушка-Зима прислала вам письмо и просит рассказать:

Что и почему зимой бывает;

Знаете ли вы приметы Матушки-Зимы?

Зиму-зимушку встречай и скорее отвечай:

День какой? (Короткий.) А ночь какая? (Длинная.) Что всегда зимой бывает? (Снег.)

Кто на ветках не поёт? (Птицы.) Почему снег идёт? (Мороз.)

И у деревьев голый вид? (Листья облетели.)

До весны в лесу кто спит? (Медведь, ёж, барсук.)

Чем покрылась река? (Льдом.) И какие облака? (Снежные, тяжёлые.)

Как люди одеваются? (Люди одевают тёплую зимнюю одежду и обувь.)

Как дети развлекаются? (Дети катаются на санках, коньках, лыжах, лепят снеговика и играют в снежки.)

3. (демонстрационная таблица)

Дети подходят к доске и рассматривают картинку.

Логопед: Про картинку дай ответ: всё здесь верно или нет?

Кто здесь расстроен, кто боится, кто удивлён, кто веселится?

Ответы детей: Девочка веселится – она катается на коньках.

Мальчик веселится – он катает снежный ком и лепит снеговика.

Медведь зимой спит, а не собирает цветы. (Не бывает.) и т.д.

4. Физминутка «Зимушка»

Логопед с детьми проговаривают текст и выполняют движения.

Логопед: Давайте представим, что мы вышли на заснеженную дорожку и погреемся.

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

Ножками потопаем

И себя похлопаем.

5. Игра «Зимние забавы с зимними словами»

Логопед: Все предметы зимними скорее называй,

С этими словами в игры поиграй.

Игра «Жадина»

Игра «Один - много»

Игра «Назови ласково»

Игра «Чего не стало»

Игра «Наоборот»

Игра «Спрячь слоги в ладошки».

Логопед начинает игру:

Буду я сейчас водить,

Слова вслух произносить,

Слово нужно повторить

И на части разделить.

Логопед произносит слова (лексический материал по теме «Зима»), а дети хлопками в ладоши делят слова на слоги.

6. Игра «Обведи сугробы» (раздаточные карточки)

Логопед: Ребята, посмотрите, какие сугробы намела метель. Давайте их обведём.

Без отрыва линию веди

Все сугробы быстро обведи.

(Дети голубым карандашом проводят линию.)

7. Игра «Снежная страничка»

Логопед: Рассмотрите картинку на доске. И назовите все снежные картинки и объясните.

Почему вы выбрали эту картинку.

Предметы из снега найди

И указкой обведи.

(Снежок, снеговик, снежная (горка),

Снегурочка, снеговая... (туча)…)

8. Игра «Какой бывает снег?» (раздаточные карточки)

Логопед: Расскажите Лилу о снеге.

Какой бывает снег? Скажи не торопясь.

И за каждый признак треугольничек раскрась.

Дети получают карточки и называют слова-признаки, а затем на своей карточке раскрашивают треугольник цветным карандашом.

Слова-признаки: лёгкий, белый, пушистый, сверкающий, блестящий, рыхлый, плотный, липкий, рассыпчатый…

9. Игра «Шагаем – действия называем» (раздаточные карточки к заданию 7, 8)

Дети называют слова-действия и обводят стрелочку синим карандашом.

Логопед: Что делает снег? Попробуй сказать,

Все стрелочки-действия прошагать.

Слова-действия: идёт, летит, сыпет, ложится, падает, кружится, скрипит, тает, липнет, лепится…

10. Игра «Дорисуй снежинку» (раздаточные карточки)

Логопед: Растаяли снежинки – дорисуй картинки.

Дети рисуют снежинки и считают сколько снежинок они дорисовали.

11. Игра «Снежная крепость» (демонстрационная таблица)

Логопед просит рассмотреть таблицу на доске. Провести путь по которому Ваня должен выйти из лабиринта. Дети проводят путь указкой и проговаривают слова(приставочные глаголы к слову шёл ):

Логопед: Строил Ваня крепость, так старался,

Что в снежном лабиринте оказался.

Помоги ему немножко – к выходу веди дорожку.

Ваня направо вы(шел), налево по(шёл), повернул направо и вдоль стены про(шёл), долго вперед шёл, через проём в стене про(шёл), налево шёл, шёл, шёл. И из лабиринта вышел.

12. Игра «Закончи предложение» (демонстрационная таблица)

Логопед: Закончи предложение одним из этих слов.

Будет твой рассказ о снеге и зиме готов.

На улице...
Мы ждали...
Белый цвет у...
Мы рады...
Мы любуемся...
Мы думаем о...

13. Игра «Расскажи и дорисуй»

Логопед: Послушайте рассказ о том как Петя лепил снеговика. Давайте рассказ перескажем и снеговика дорисуем.

Рассказ: «Выпало много снега. Петя вышел на улицу. Он стал лепить снеговика. Сначала скатал большой ком, потом – средний, а затем – маленький. Вместо глаз вставил камешки, вместо носа – морковку, вместо рта – веточку. Снеговик получился красивый».

Логопед: Чтоб снеговика слепить, нужно очень точным быть.

Комков ты контур обводи и с пунктира не сходи.

Самый маленький комок нарисуй-ка сам, дружок!

Дорисуй глаза и нос и про ротик не забудь!

14. Итог занятия

Логопед подводит итог занятия. И просит детей рассказать, что они запомнили на занятии и какая игра им понравилась больше других.

Сделаны задания без ошибки?
Молодец, раскрашивай улыбку!

Литература:

  1. Киселёва Г. А. «Книжка-учишка», Издательство «Книголюб», 2007.
  2. Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов», Изд.: Мозаика-Синтез, 2010.

Серия логоритмических занятий по лексической теме "Зима" для дошкольников 5-6 лет

Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.

Цель: активизация словарного запаса по лексической теме «Зима», развитие фразовой речи, мышления.

Задачи:
развивать эмпатию, коммуникативные навыки, чувство темпа;
развивать звуковысотный слух, голосовой диапазон, координацию пения и движения;
отрабатывать длительное плавное дыхание, развивать артикуляционную моторику;
обучать регулированию мышечного тонуса, развивать пластику, слуховое внимание;
автоматизация поставленных звуков в речи детей.

Описание: Серия данных логоритмических занятий была мною разработана для детей старшего дошкольного возраста и является циклом продолжения логоритмики в старшей логопедической группе. Эти занятия проводились совместно с музыкальным руководителем ДОУ. Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям.

Занятие № 1 «Зима»

Задачи:

закрепить знания детей о зиме и её приметах, обогащать словарный запас детей на тему «Зима», развивать диалогическую речь, мышление;
упражнять детей в образовании глаголов в форме прошедшего времени;
учить соотносить движения с текстом;
вырабатывать правильную воздушную струю;
развивать звуковысотный слух, голосовой диапазон, координацию пения и движения.

Оборудование: картина «Зима», мячик, ватные шарики.

Ход занятия
1. Организация начала занятия.

Дети становятся в круг.

2. Креативный тренинг.
Беседа о зиме (закрепить знания детей о зиме и её приметах, обогащать словарный запас детей на тему «Зима», развивать диалогическую речь, мышление).


Наступили холода,
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
- Зимой.
- Правильно, а что зима нам принесла? (холод, морозы, снега, лёд)
- Какое время года изображено на картинке? (На картинке нарисована зима.)
- Расскажите о земле. Как она выглядит? (На земле лежит снег).
- Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?». Начните со слова «снег» (снег белый, пушистый, холодный, блестящий).

3. Вокальное музицирование.

4. Креативный тренинг (продолжение беседы).
Игра «А что вчера?» (упражнять детей в образовании глаголов в форме прошедшего времени).
- Ребята, я очень много знаю о снеге и о том, что с ним может происходить. Я буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы мне должны ответить так, как будто это происходило вчера.
Мячик волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
- Сегодня снег блестит, а вчера снег блестел.
- Сегодня снег падает, а вчера падал.
- Сегодня снег сверкает, а вчера сверкал.
- Сегодня снег тает, а вчера таял.
- Сегодня снег хрустит, а вчера хрустел.
- сегодня снег идёт, а вчера шёл.

5. Игрогимнастика.

На деревьях, на аллее
Снег летит муки белее,

Мягкий, хрупкий и пушистый.




6. Креативный тренинг (продолжение беседы по картине).
- Опишите небо. Какое оно? Начните со слова «небо» (небо светлое, чистое, высокое).
- А что вы можете сказать о деревьях? Какие они? Начните со слова «деревья» (деревья голые, заснеженные).
- Каких птиц мы видим на картине? (голуби, синички, снегири, вороны, воробьи)
- Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
- Как вы думаете, от какого слова образовано слово «зимующие»? (от слова зима)
А что делают в парке люди? Как они одеты? Почему? (они одеты тепло, потому что на улице холодно, мороз)

7. Игроритмика.
Игра «Погреем руки» (учить соотносить движения с текстом).
- Зимой на улице мороз. Мёрзнут руки на морозе, давайте их погреем. Для этого нужно потереть ладошку одной руки о другую, сжать кулачки.

Ах, ты зимушка-зима!
Не боимся мы тебя.
Мы ладошки «замочком» сожмём,
Их погреем и дальше пойдём.

Игра «Обойди сугробы» (учить соотносить движения с текстом).

Ребята, пока мы с вами грели ручки – выпал снег.

Вился, вился белый рой Ходьба обычная
Лег на землю, - стал горой
Мы след в след пошли Ходьба след в след
И сугробы обошли Ходьба змейкой

8. Дыхательно-артикуляционный тренинг.

Давайте ещё поиграем в игру «Сдуй снежинку».

9. Креативный тренинг (продолжение).
- Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)
- А какой сейчас зимний месяц? А какой зимний месяц наступит вторым (третьим)?

Игра «Назови месяц» (запомнить название зимних месяцев).
Мячик волшебный,
В руки будет к вам скакать
Зимние месяцы называть.

Играет быстрая музыка, как только она остановилась, ребёнок, у которого остался мяч, называет очередной зимний месяц.

10. Итог занятия.
Вокальное музицирование «Прощание» (развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движения).



Занятие № 2 «Зима. Зимующие птицы»

Задачи:
развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции;
закрепить знания детей о зиме и её приметах, обогащать словарный запас детей на тему «Зима. Зимующие птицы.», развивать диалогическую речь, закрепить знания детей о зимующих птицах, учить отгадывать загадки, развивать внимание, мышление, воображение, обогащать словарь детей прилагательными по теме «Зимующие птицы»;
развивать координацию речи и движений в сочетании с музыкой, чувство темпа и ритма;
развитие слухового внимания, умения действовать по инструкции;
развитие координации, укрепление мышц пальцев и кистей рук;
выработка правильной воздушной струи;
развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движения

Оборудование: картинки птиц – воробей, ворона, сорока, снегирь, синица, сова, дятел, пингвин, мячики-ёжики, снежинки.

Ход занятия

Эмоционально-волевой тренинг «Здравствуй» (развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции).

Дети становятся в круг.
- Давайте поздороваемся друг с другом.
Дети поют: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!»

С концом последней фразы дети становятся «лодочкой» и танцуют.

2. Креативный тренинг.
а). Беседа о зиме (закрепить знания детей о зиме и её приметах, обогащать словарный запас детей на тему «Зима», развивать диалогическую речь, мышление).

А теперь ребятки послушайте загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(зима)
- Вот и осень закончилась. Перелетные птицы отправились в теплые края, а с нами остались воробьи, вороны, галки, сороки; зимовать прилетели снегири и синицы.
- А как называют птиц, которые остаются с нами зимовать? От какого слова произошло слово «зимующие»? (от слов «зимовать» - «зима»)

Б). Игра «Назови зимующих птиц» (закрепить знания детей о зимующих птицах; обогащать словарь детей).

Давайте с вами поиграем в игру «Назови зимующих птиц» (воробьи, вороны, галки, сороки, сова, снегири, синицы, дятлы, голуби).
(Играет музыка, дети передают мячик. Музыка замолкает – ребёнок с мячом называет зимующую птицу)

В) Отгадывание загадок (учить отгадывать загадки, развивать внимание, мышление).

А сейчас внимательно послушайте загадки (педагог показывает картинку, дети произносят слово):
- Чик-чирик!
К зёрнышкам – прыг!
Клюй! Не робей!
Кто это?
(воробей)
- На голом суку сидит,
На весь двор кричит:
«Кар-кар-кар!»
(ворона)
- Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как наступят холода,
Я прямо с севера – сюда.
(снегирь)
- Как трещотка птица эта,
Одного с берёзкой цвета.
(сорока)

Скажи мне, какой чудак
И днём и ночью носит фрак?
(пингвин)
- Правильно – это пингвин (показывает картинку).

3. Игроритмика.
а) «Пингвин» (развитие координации речи и движений в сочетании с музыкой, чувства темпа и ритма).
- Давайте превратимся с вами в пингвинчиков.
Вокруг ножки обернись
И в пингвина превратись (дети оборачиваются).
(Под музыку и текст, произносимый педагогом, дети двигаются сначала на внешней стороне ступни, затем на внутренней).
Лед, да лед, лед, да лед,
А по льду пингвин идет.
Скользкий лед, скользкий лед,
Но пингвин не упадет.

Б) «Холодно-жарко» (развитие слухового внимания, умения действовать по инструкции).

Когда холодно, мы надеваем теплые вещи (дети перечисляют их).
- Когда очень холодно, мы к тому же ногами притопываем (дети выполняют перепляс), а когда жарко – руками обмахиваемся, как веером.
(Под музыку дети идут по кругу. Педагог говорит: холодно, жарко. Дети выполняют соответствующие движения).

4. Вокальное музицирование.
- А теперь давайте споём песенку про снег.
Песня «Выпал беленький снежок» (Муз. палитра. № 6/2010, стр.29)

5. Игрогимнастика.
- А теперь, вокруг себя вы обернитесь и в снежинки превратитесь (дети кружатся – «превращаются в снежинки»).
На деревьях, на аллее
Снег летит муки белее,
Лёгкий-лёгкий, чистый-чистый,
Мягкий, хрупкий и пушистый.
Играет спокойная музыка, дети кружатся, ложатся как снег.
Горы снежной ваты встали за окошком,
Мы берём лопаты, чистим мы дорожки.
Играет ритмичная музыка, дети «чистят снег».
Игра повторяется несколько раз.

6. Игрориммика.
«Игра со снежками» (развитие мелкой мускулатуры пальцев рук).
- Выпало много снега, надо поиграть в снежки.
(Дети показывают, как идет снег, вращая кистями рук, затем «лепят» снежки, прижимая ладошку к ладошке, «бросают снежок» и греют руки, потирая их друг о друга.)

Игра «Подбрось снежок и поймай» (развитие координации, укрепление мышц пальцев и кистей рук).

Педагог раздает бутафорские снежки и дети играют в игру.

7. Дыхательно-артикуляционный тренинг.
Игра «Сдуй снежинки» (выработка правильной воздушной струи).
- Давайте ещё поиграем в игру «Сдуй снежинку».
На скамейке лежат ватные шарики – «снежинку». Необходимо улыбнуться, язык положить на нижнюю губу, сдуть вату. Щёки не надувать!

8. Креативный тренинг.
Игра «Кто как голос подаёт?» (развитие лексико-грамматических категорий, пополнение словаря по теме «Зимующие птицы»).
- Собрались однажды птички в стайку и завели спор о том, кто красивее голос подаёт (рассказ сопровождается показом картинок, дети повторяют голоса птиц за педагогом).
- Я ворона: кар-кар-кар. Я умею лучше всех каркать.
- Я сорока: стр-стр-стр. Я умею лучше всех стрекотать.
- Я сова: ух-ух-ух. Я умею лучше всех ухать.
- Я синица: тинь-тинь-тинь. Я умею лучше всех тинькать.
- Я воробей: чик-чирик. Я умею лучше всех чирикать.
- Я предлагаю вам превратиться в птиц и рассказать, как кто голос подаёт.
(Педагог раздаёт детям картинки птиц. Дети воспроизводят текст, рассказанный педагогом).

Игра «Узнай по описанию» (обогащать словарь детей прилагательными по теме «Зимующие птицы»).

Ребята птицы отличаются друг от друга тем, что они по-разному подают голос. А чем ещё они отличаются? (размером, окраской перьев, строением клюва и других частей тела, повадками)
- Попробуйте сейчас отгадать птицу, которую я вам опишу.
- Шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый (воробей).
- Красногрудый, ленивый, грустный, малоподвижный (снегирь).
- Желтогрудая, тонкая, юркая, весёлая, умная (синица).
- Красноголовый, большой, умный, зимующий (дятел).
- Большеглазая, сонная, ночная, малоподвижная, зимующая (сова).

9. Итог занятия.









А теперь прощаться настала пора,
Скажем мы всем: «До свиданья! Пока!»
- Давайте попрощаемся, споём: до-сви-дань-я! (поступенечное распевание).

Занятие № 3 «Зима» (продолжение)

Задачи:
развитие и активизация внимания;
воспитание зрительно-пространственных ориентировок;
развитие речевого дыхания;
воспитание просодических компонентов речи, движения и музыки;
развитие звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического слуха;
развитие координации речи, движения и музыки;
развитие общей и тонкой моторики, мимики;
развитие чувства ритма, музыкального слуха;
воспитание воображения, творческой активности и инициативы;
развитие чувства коллективизма, взаимопомощи;
обучение умению подражать и перевоплощаться.

Оборудование: снежки, обруч.
Ход занятия
1. Организация начала занятия.
Эмоционально-волевой тренинг «Здравствуй» (развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции).

Дети становятся в круг.
- Давайте поздороваемся друг с другом.
Дети поют: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!»
С концом последней фразы дети становятся «лодочкой» и танцуют.

2. Речевая игра.
«Одевание» (развитие координации речи сдвижением).
К нам пришла зима сама.
Принесла во двор зима
Снег пушистый, лёд, снежки,
Санки, лыжи и коньки.
-Давайте пойдём гулять. Но прежде необходимо одеться.
Наденем на ножки тёплые сапожки.
Это с правой ножки, это с левой ножки (плотно гладим ногу от носка к колену).
Подтянем штанишки (подтягиваем одежду на поясе).
Наденем пальтишки, (гладим одну руку от запястья к плечу)
Пальтишки меховые, (обнимаем себя крепко)
И шапки пуховые (двумя руками обхватываем голову).
И застегнёмся: (ритмично, по центру груди касаемся тела пальцами, будто отмечаем пуговиц).
Вот, так!
Пуговичка к пуговичке в ряд.
Что ж, готовы? Это дело!
И пойдём гулять мы смело!

3. Игроритмика.
а). Игра «Снежинки» (учить соотносить движения с текстом).
- Посыпались из тучи на землю снежинки.
- Какие они? (маленькие, холодные, белые)
- Что снежинки умеют делать? (кружиться, падать, летать)
- Вокруг ножки обернитесь и в снежинки превратитесь – проводится игра.

Падают первые с неба снежинки,
Кружатся лёгкие словно пушинки,
Медленно, плавно на землю ложатся
Белым ковром под ногами искрятся.
(Уронить кисти, согнуть локти, опустить руки. Покружиться. «Волны перед собой». Присесть на одно колено.)

Б). Игра «Рукавички мы наденем» (учить соотносить движения с текстом).

Много снегу выпало. Давайте поиграем в снежки! Только вот рукавички надеть не забудьте!
Рукавички мы надели, фонарики
Поглядите вы на нас: фонарики
В наших новых рукавичках
Мы начнём весёлый пляс. руки на пояс, покружиться
Мы похлопаем в ладоши, хлопки
Мы потопаем немножко, притопы
Рукавички отряхнём встряхнуть кисти рук
И опять плясать пойдём. Пружинки

В). Игра «Попади снежком в цель» (развитие меткости).
Выпал беленький снежок, всюду посветлело.
Лепим, лепим мы снежок, быстро и умело (лепят снежки)
Топ, топ, не зевай и скорей в меня бросай (бросают снежки в цель).

4. Дыхательно-артикуляционный тренинг.
Упражнение «Вьюга» (развитие плавного и длительного выдоха, закрепление правильной артикуляции звука [у]).
- Слышите, сюда летят вьюга и ветер.
Кто там воет, завывает,
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо?
Вьюга старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабою Ягой.
Воет вьюга: «з-з-з-з».
Застонал лес от вьюги: «м-м-м-м» (тихо, высоким голосом).
Тяжело стонут дубы: «м-м-м-м» (громко, низким голосом).
Стонут берёзы: «м-м-м-м» (тихо, высоким голосом).
Шумят ели «ш-ш-ш-ш».
Стихает вьюга: «с-с-с-с».

5. Самомассаж.
- Мороз всё злее становится, как бы нос вам не отморозил!
Вот на улице мороз! Указательным пальцем массировать точку между бровями
Эй, потри скорее нос, В другую сторону
Подбородок отогрей мороз!. Массаж точки под нижней губой
Улыбнулись все скорей! В другую сторону
И у глаз потрём дружнее, Круговые движения на висках
Веселее, веселее. В другую сторону
Ну-ка взялись все за уши,
Ни к чему нам бить баклуши,
Покрутили, повертели –
Вот и уши отогрели.
Большие пальцы рук за ушами, выполнять круговые вращения в одну и другую сторону
Каждый палец согреваем,
Сильно-сильно растираем.
«снимать кольцо» с каждого пальца на одной и другой руке

6. Игроритмика.
«Обойди сугробы» (учить соотносить движения с текстом).
- Ребята, пока мы с вами грелись – выпал снег.

Вился, вился белый рой Ходьба обычная
Лег на землю, - стал горой
Мы след в след пошли Ходьба след в след
И сугробы обошли Ходьба змейкой

7. Вокальное музицирование.
- А теперь давайте споём песенку про снег.
Песня «Выпал беленький снежок» (Муз. палитра. № 6/2010, стр.29)

8. Игроритмика.
Игра «Как мы гуляли» (учить соотносить движения с текстом).
- Давайте расскажем как мы гуляли.

Маленькие ножки шли по дорожке. Идем частыми, короткими шагами.
Большие ноги шагали по дороге Идём большими шагами. Отмечая каждое слово.
Скрип-скрип, топ-топ!
Провалились мы в сугроб! Падаем и замираем на 10-12 сек.
Из сугроба вылезаем Поднимаемся.
И штанишки отряхаем, Отряхаемся
И пальтишки отряхаем,
Шапки тоже отряхаем.
Путь свой дальше продолжаем. Идем дальше.
А мороз-то крепчает! Ёжимся будто от холода.
И за носик нас кусает,
И за ушки щиплет,
И за щёчки кусает.
Ты, мороз-мороз-мороз! Грозим друг другу пальцем в ритме стиха.
Не хватай меня за нос!
Не щипай меня за ушки!
Не кусай меня за щёчки!
А мороз то крепчает, Ёжимся будто от холода.
Метель-вьюгу призывает.
Вьюжки-вьюжки-вьюжки-вью Вращаем перед собой согнутыми в локтях руками.
Колотушки колочу. Кулачки друг об друга энергично постукивают.
Заколачиваю, приколачиваю.

9. Вокальное музицирование.
Игра «Да или нет» (развитие слухового внимания на речевом материале).

Вы, ребятки, громко, дружно
Отвечайте то, что нужно.

Педагог задаёт вопрос. Дети, в зависимости от ответа, пропевают «Да-да-да» или «Нет-нет-нет».
- Январь – второй месяц зимы.
- Зимой на деревьях появляются почки.
- Зимой медведь спит в берлоге.
- Зимой птицы вьют гнёзда.
- Зимой часто идёт снег.
- Зимой листья зеленеют.
- Зимой дети катаются на санках.
- Декабрь – первый месяц зимы.
- После зимы наступит весна.
- Февраль – третий месяц зимы.

10. Итог занятия.
а). Упражнение на релаксацию (развитие воображения).
Дети в свободных позах с закрытыми глазами слушают спокойную вальсовую музыку, стараясь представить картину тихо подающего снега. Педагог читает слова:
Снежинки падают и весело кружатся,
Ведь им опасно в жизни лишь тепло.
Снежинки падают, им хочется смеяться,
Ведь на земле от них так будет всем светло!
Снежинки падают, зима уже крадется
И злой метелицей промчалась по полям.
Снежинки падают, и сердце громко бьется:
Идет зима, идет зима надолго к нам.

Б). Вокальное музицирование «Прощание» (развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движения).

А теперь прощаться настала пора,
Скажем мы всем: «До свиданья! Пока!»
- Давайте попрощаемся, споём: до-сви-дань-я! (поступенечное распевание).

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье», «Музыка».

Цель: развитие речи, формирование звуковой стороны речи

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.
  • Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.
  • Совершенствовать грамматический строй речи, автоматизировать звук [c], учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер с колонками, магнитофон, костюм Снегурочки, снежинки, 2 сундучка, 2 сугроба, колокольчик, дидактическая игра «Варежки», разрезная снежинка, салфетки с изображением снежинок, снежки, карточки с изображением солнышка и тучек, тарелочки для раздаточного материала, мелодия «Серебристые снежинки», сопровождающая презентация в Microsoft Office Power Point.

Ход занятия.

1. Организационный момент

Логопед входит в группу в костюме Снегурочки встречает детей и проводит ритуал приветствия.

Я, девочка — Снегурочка.

Из кружев мой наряд.

Пришла я к вам, ребята,

В чудесный детский сад!

Давайте познакомимся.

Покажите мне свои ладошки.

Меня зовут Маргарита Сергеевна, а как зовут тебя?

(дети дотрагиваются ладонями и называют свои имена).

2. Основная часть.

1. Превращение в снежинки.

— Ну, вот мы и познакомились. Вы будете со мной играть?

— Будете моими снежинками?

— У меня есть волшебный колокольчик.

Колокольчик мой звени,

Всех в снежинок преврати

(дети кружатся и превращаются в снежинки).

Сегодня нам будет помогать компьютер и мы будем играть с ним, поэтому обязательно нужно сделать гимнастику для наших глаз. Присаживайтесь возле экрана.

2. Гимнастика для глаз.

Поморгайте правым глазом, а теперь левым, а теперь закройте сильно-сильно глазки, откройте. Посмотрите вправо-влево не поворачивая головы, а затем вверх и вниз.

3. Артикуляционная гимнастика.

Внимание на экран. (Слайд №2)

«Упражнение Снеговики»

1. Снеговик радуется снегу и морозу (улыбка, весёлое выражение глаз).

2. Снеговик грустит (опустить уголки губ вниз и передать печальное настроение).

4. Загадка

А сейчас, мои ребятки, отгадайте-ка, загадку.

Весь из снега одного,

Не обычен нос его,

Чуть теплей заплачет вмиг.

Кто же это?(снеговик)

Слайд №3 (мультипликационный короткометражный фильм про снеговика).

5. Беседа о зиме.

Слайд №4 (изображение природы зимой).

Снегурочка задаёт детям вопросы:

— А как вы думаете, ребята, какое сейчас время года?

— Как вы догадались?

— Какие зимние месяцы вы знаете?

— Назовите признаки зимы.

— Какие праздники мы встречаем зимой?

— Какие зимние забавы вы знаете?

— Во что вы любите играть зимой?

6. Упражнение «Назови ласково»

Я называю слово, бросаю кому-нибудь из вас снежок, а вы возвращая мне снежок это слово называете ласково. Например: ветер — ветерочек.

Снег-…, сосулька-…, санки-…, горка -…, мороз-…, зима-…, холод-…, снегурка-…, лёд-…

7. Упражнение «Подели слова на слоги»

Приготовьте ваши ручки, сейчас мы найдём самое длинное слово. Для этого поделим слова на слоги хлопками.

снег, сан-ки, сле-ды, мо-роз, со-суль-ка, сне-го-вик, сне-гу-роч-ка.

Какое слово было самое длинное? (Снегурочка).

8. Речевая игра со словом снег «Доскажи словечко» (Слайды №5-13)

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю… снег.

С неба всё летят пушинки, серебристые… снежинки.

На дорожку на лужок, тихо падает… снежок.

Вот веселье для ребят, всё сильнее…снегопад.

Все бегут вперегонки, все хотят играть в… снежки.

Словно в белый пуховик нарядился… снеговик.

Рядом снежная фигурка — это девочка… Снегурка.

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой… снегири.

Словно в сказке, как во сне Землю всю украсил… снег.

9. Танец «Серебристые снежинки».

Выходите все снежинки ко мне. Мы будем танцевать. Возьмите по две снежинки. Дети танцуют со Снегурочкой танец снежинок.

10. Двигательное упражнение «Сугроб».

Снег кружится, снег кружиться,

Снег, снег, снег,

Рады снегу звери, птицы,

А ребята больше всех!

Вот снежинки полетали,

Покружились и упали!

Дворник, дворник, помоги!

За лопатою беги!

Дворник быстро подбежал,

Снег лопатою собрал.

Встал на месте том сугроб.

Сугроб снежный, волшебный.

Колокольчик наш звени,

Что в сугробе покажи…

(Снегурочка убирает сугроб, а там сундук, в сундуке салфетки с изображением снежинок).

11. Логоритмическая игра «Мой снежок».

Я с салфеткою играю,

И в комочек собираю,

Ещё раз, ну разок!

Получается … снежок!

Мы сейчас возьмём снежок,

Поиграем -ка, дружок!

12. Дыхательное упражнение «Снежинка».

А сейчас мы будем правильно дуть. Вы знаете как? Набираем воздух через носик, а выдыхаем через ротик, губки в трубочку.

Подул слабый ветерок, прилетел к тебе снежок. Устроим настоящий снегопад. На раз, два, три, дуем…

А теперь согрейте ручки тёплым воздухом, подуйте на свои ладошки.

13. Упражнение «Укрась варежку для Снеговика» (Слайд №14).

(Дети берут варежки разного цвета, находят пару и проходят за столы)

14. Пальчиковая гимнастика «»Мы во двор пошли гулять».

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись,

Все в снегу домой пришли,

Сьели суп и спать легли.

А сейчас украсьте ваши варежки одинаковым узором.

15. Упражнение “Собери Снежинку” (Слайд №15).

— Ой, ребята моя снежинка рассыпалась. Вы поможете мне её собрать?

Дети помогают собрать картинку снежинки на ковре.

3. Итог.

— Посмотрите — ка, ребята, а рядом появился ещё один сугроб.

Чтобы он растаял вам нужно ответить на вопрос:

Вам понравилось со мной играть? Во что вам понравилось играть больше всего?

Какое у вас настроение? Возьмите солнышко, если вам понравилось играть, тучку, если не очень. И положите их вокруг сугроба.

Колокольчик наш звени,

Что в сугробе покажи.

(Снегурочка убирает сугроб, а там сундук с подарками для детей).

Мне очень понравилось с вами играть. Это подарки вам и вашим друзьям в группе от Снегурочки. Я к вам обязательно приду ещё в гости.

До свидания!

Примечания к презентации: слайд №13 — звуковой фильм; слайды №14, №15 используются в качестве подсказки для воспитанников, их можно включать и после выполнения задания для проверки правильности выполнения.

Конспект фронтального занятия по лексико – грамматической категорий в старшей логопедической группе. Тема НОД: «Зима. Приметы зимы»

Цель: Способствовать расширению и активизации словарного запаса по лексической теме: «Зима». Формировать правильное отношение к объектам природы

Задачи:
Образовательные:
- Способствовать расширению и активизациисловарного запаса по лексической теме: «Зима»
- Уточнение предикативного словаря по данной теме;
- Создать условия для формирования пространственных представлений (слева, справа);
- Формировать навык составления простого предложения с договариванием слов по кар¬тинкам.

Развивающие:
- Совершенствовать психологическую базу речи, увеличивать объём кратковременной памяти, воображение, творчество. Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:
- Формировать правильное отношение к объектам природы, воспитывать чувство прекрасного, доброту, отзывчивость, умение видеть хорошее, положительное в действиях товарищей.

Предшествующая работа: упражнения в подборе определений к словам, упражнения в подборе глаголов к существительным, упражнения в составлении предложений с существительными в ед. и мн. числе, работа над смысловой стороной загадок по данной теме, работа над стихотворением «Зима», дидактические игры: «Когда это бывает?», «Чего не стало?», «Какие звуки вы слышите на улице?».
Оборудование: предметные картинки о зиме, снежинки, большой снежок, красивая коробочка, кукла «Снегурочка», пособие «Домик», конверт с письмом от «Незнайки».

Вводная часть. Мотивация на деятельность
Ребята, сегодня я шла в детский сад, а под ногами хрустел белый снег. Мне так захотелось поиграть в снежки. Ведь в эту игру любят играть не только дети, но и взрослые. Я не удержалась, слепила один снежок и вам принесла. Хотите со мной поиграть? (Да.) Сейчас я буду снежок бросать и слова о зиме называть, а вы будете мне снежок возвращать и мои слова повторять.

Игра «Назови пары слов».
Логопед называет попарно слова. Например: санки - зима, коньки - лед, зима - снег, снег - снеговик, шуба - шапка, снег - снежинка, вьюга - метель, лед - река...дети самостоятельно называют услышанные пары слов.
Дети, а из чего я слепила снежок? А снег это много, много снежинок. Вот они падают с неба, ловите вместе со мной, давайте поймаем хотя бы пять снежинок.Упражнение «Летят снежинки». Дети соединяют пальцы поочередно, при этом считают: одна снежинка, две сне¬жинки....(до пяти).

1. Основная часть.
Закрепление пространственных представлений.
Подул ветер снежинки закружились и упали рядом с домиком. Давайте, сядем за столы и посмотрим, с какой стороны от домика упала снежинка.

Игра «Куда упала снежинка?»
Дети рассматривают,куда упали снежинки.Логопед: С какой стороны лежит снежинка? Правильно, снежинка лежит слева.Уберите домик и снежинку на край стола.
Уточнение предикативного словаря.Незнайка, нам прислал письмо. Он написал рассказ о зиме. Послушайте, всё ли верно он написал, нет ли ошибок в его рассказе? Логопед предлагает исправить ошибки.

Рассказ «Зима».
Наступила зима. Стало теплее. Выпал белый пушистый снег. Деревья покрылись зеленой листвой. Детипускают кораблики.

Физкультминутка.
Все ребята выходите, и игру заводите.
Как на горке снег, снег, поднимают руки вверх
И под горкой снег, снег, приседают
И на ёлке снег, снег, показывают ветки ёлки
И под ёлкой снег, снег, приседают
А под ёлкой спит медведь, изображают медведя
Тихо, тихо, не шуметь. грозят пальцем

Расширение глагольного словаря. (Стук) Пойду, посмотрю, кто к нам пришёл. Ах, это зимушка-зима пришла и подарки принесла. (Вносится кукла «зима» и зимняя коробочка). Посмотрим, «зимушка-зима», что же ты нам принесла? А коробочка то, пустая?! Ребята, мы должны собрать в неё снежинки. Вы много знаете слов о зиме? Давайте поиграем с ними.

Игра «Соберем слова».
Логопед предлагает ответить на вопрос: «Что делает снег?». Слов можно подобрать много; чтобы они не потерялись, будем их складывать в красивую зимнюю коробку. Дети, назвав слово, кладут снежинку в зимнюю коробку. «Снег что делает? - Идет, падает, лежит, покрывает, сверка¬ет, кружится, серебрится, тает, хрустит...
Согласование прилагательных с существительными.А «зимушка-зима», нам ещё картинки принесла. Посмотрите какие? (Логопед развешивает на доске картинки.)

Игра «Закончи предложение».
На доске вывешивается несколько картин с изображением зимы, снегопада, сугробов, зимней одежды, снеговика... Логопед начинает предложение, а дети заканчивают его, повторяя затем все предложение, например: «Наступила холодная... зима. Выпал белый...снег. Появились большие …сугробы. Люди надели…зимнюю одежду. Дети слепили…снеговика».

3. Итог.
Рефлексия . Зимушка, тебе понравилось, как дети рассказывали о зиме? Она вас благодарит и дарит вам листочки раскраски. Давайте, скажем спасибо нашей гостье. Оставайся с нами, мы так тебя ждали!

Светлана Иванова
Конспект логопедического занятия «Зимушка-зима»

Цель : формирование лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно – образовательная задача : закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный", замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сыпать). Закреплять умения подбирать однородные определения, грамматически правильно строить предложения, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе.

Коррекционно – развивающая задача : развитие слухового и зрительного внимания, мышления, речевого дыхания, тонкой и общей моторики, творческого воображения, координации речи с движением, диалогической речи.

Коррекционно – воспитательная задача : формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Игрушка Снеговик, письмо, сюжетные картинки по теме «Зима» , магнитофон, кассета с записью пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро» , индивидуальные цветные листы, белая гуашь, краски, елка, бумажные снежинки.

Предварительная работа. Прогулка в парк, наблюдение за зимними изменениями в природе. Разучивание стихотворений о зиме. Знакомство детей с пословицами и поговорками о зиме. Лепка и украшение снеговика на участке.

воспитывать любовь к поэтическому слову, к природе.

Ход занятия

1. Организационный момент. Звучит аудиозапись «Зимнее утро» . Приходит в гости Снеговик и приносит письмо.

Логопед : Ребята, давайте откроем письмо и прочитаем. В письме загадки.

Сядет тот, кто отгадает мои загадки :

Странная звездочка Что за нелепый человек

С неба упала Пробрался в 21 век?

Мне на ладошку Морковка – нос, в руке – метла,

Легла и пропала. Боится солнца и тепла.

(снежинка) (снеговик)

Художник-невидимка Прозрачен, как стекло,

По городу идет : Да не вставишь его в окно.

Всем щеки нарумянит, (лед)

Всех ущипнет за нос.

(мороз)

Наступили холода, Он летает белой стаей,

Обернулась в лед вода, И сверкает на лету.

Длинноухий зайка серый Он звездой прохладной тает

Обернулся зайкой белым. На ладони и во рту.

Перестал медведь реветь – (снег)

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(зимой)

Логопед . Ребята, какое сейчас время года?

Дети. Зима.

2. Сообщение темы занятия .

Логопед . Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить на занятии ?

Дети. Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме.

Логопед . Что лежит кругом?

Дети. Кругом лежит снег.

Логопед . Что на реке?

Дети. На реке лёд.

Логопед . Что на улице? Почему холодно?

Дети. На улице мороз.

3. Мимические упражнения

Выразить свое состояние и настроение в разное время зим мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду. Передать гневную интонацию деда Мороза.

Дед Мороз проспал в постели,

Встал, сосульками звеня : -

Где вы, вьюги и метели?

Что не будите меня?

Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы.

Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю.

А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.

Упражнения для щек и губ

Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

Упражнения для языка

Сосулька. Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести - восьми» ).

Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой» .

Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы выгнуть спинку языка «горочкой» .

Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот оп крыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга : «З-з-з-з-з-з» . (С усилением звука.) Застонал лес от вьюги : «М-м-м-м-м-м» . (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стону дубы : «М-м-м-м-м-м» . (Громко, низким голосом.) Стонут березы «М-м-м-м-м-м» . (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели : «Ш-ш-п : Ш-HI-HI» . Стихает вьюга : «С-с-с-с-с-с» .

5. Дидактическая игра «Назови как можно больше красивых слов» .

Дети отвечают на вопросы : какой, какая?какое?

Погода какая? – снежная, холодная, морозная.

Снег какой? – пушистый, белый, лёгкий, мягкий, серебристый, липкий.

Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.

День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.

Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.

6. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять» .

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.

Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и др. стор.

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп.

7. Дидактическая игра «Чем отличаются снеговики?»

Логопед . Что можно слепить из снега?

Дети. Снежную бабу, снеговика.

Логопед . На доске картинки, где нарисованы два снеговика.

Чем отличаются эти снеговики?

Дети называют отличия.

8. Дидактическое упражнение «Закончи предложение» .

Мы решили слепить снеговика.

Мы приделали нос-морковку нашему (снеговику) .

Мы показали соседям нашего (снеговика) .

Мы играли со (снеговиком) .

Мы рассказали о (снеговике) .

9. Игра «Назови ласково» со снежком.

Пришло время поиграть в снежки. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег-снежок Сосулька - сосулечка

Мороз- морозец Дерево- деревце

Ветер- ветерок Горка - горочка

Лёд- ледок, льдинка Санки- саночки

Холод- холодок

Зима- зимушка

10. Физминутка (сопровождение речи с движениями) .

«Как на горке снег, снег»

(Поднять руки вверх, на слова «снег» , «снег» ,

И под горкой – снег, снег,

(Опустить руки вниз.)

И на ёлке – снег, снег.

(Соединить ладони над головой «домиком» )

И под ёлкой – снег, снег.

(Опустить руки вниз.)

11. Дидактическая игра «Волшебные снежинки» .

Логопед . Ребята, посмотрите, на елке висят снежинки. Вам нужно каждому выбрать понравившуюся снежинку и посмотреть, сколько на ней точек. Сколько точек, на снежинке, столько и слов будет в вашем предложении.

Логопед предлагает детям выбрать по одной снежинке.

Логопед . Сколько слов будет в предложении?

Дети. Два слова.

Логопед . Составьте предложение из двух слов, используя слово снег.

Дети. Снег идёт.

Логопед : «А у тебя сколько точек?» .

Дети. Три точки.

Логопед . А сколько сейчас слов будет в предложении?

Дети. Три слова.

Логопед . Составьте предложение из трёх слов, используя слово снежинка.

Дети придумывают предложение.

Логопед . Сколько сейчас слов будет в предложении?

Дети. В предложении будет четыре слова.

Логопед . Составьте предложение из четырёх слов, используя слово горка.

Дети придумывают предложения.

Дети катаются с горки.

И т. д. меняя слова.

12. Дидактическая игра «Нарисуем и раскрасим снеговика» .

Логопед . Детям каждому дают цветные альбомные листы и белую гуашь. Самостоятельно рисуют и раскрашивают своего снеговика.

13. Итог занятия . Оценка деятельности детей.

О каком времени года мы говорили на занятии ?

Дети. Мы говорили о зиме.

Логопед . Что вам понравилось на занятии ?

Индивидуальные ответы детей.